Чем отличается автомат от робота. Какую трансмиссию выбрать? Робот или акпп: что лучше

Перед автолюбителями при выборе нового авто встаёт вопрос, какой коробке переключения передач отдать предпочтение: классической автоматической, вариаторной либо роботизированной. Каждая из них имеет как позитивные, так и негативные стороны. Попробуем разобраться, какие у них отличия, и на чём остановить свой выбор.

Принцип работы КПП (коробки переключения передач)

Главное предназначение любого устройства, переключающего передачи, - принимать, преобразовывать, передавать и изменять направление крутящего момента. Современные автопроизводители выпускают транспортные средства с механической, автоматической КПП и автоматической в разных вариациях.
В механической переключение передач происходит при помощи человека. В остальных процесс автоматизирован, участия водителя не требуется. Чтобы разобраться в плюсах и минусах автоматической коробки переключения передач (АКПП), вариаторной (CVT) и роботизированной, детально остановимся на принципах работы каждой из них.

Знаете ли вы? Самый дорогой автомобиль произведён компанией Mercedes. Это - Mercedes-Benz CLK/LM. Его цена составляет свыше 1,5 миллиона долларов. Он развивает максимальную скорость 320 км/ч. и разгоняется с места до 100 км/ч. за 3,8 с.

Классический «автомат» (гидротрансформатор)

Коробка-автомат с гидротрансформатором впервые была выпущена в 40-х годах минувшего века. Массово ею стали оснащать авто с 60-х годов. Она представляет собой целый комплекс механизмов:


Коротко принцип работы можно описать следующим образом: гидротрансформатор, размещённый между КП и двигателем, меняет передачу крутящего момента. Работа гидротрансформатора базируется на беспрерывной циркуляции жидкости, транспортирующей энергию от мотора к трансмиссии. Масло передаётся от центробежного насоса к турбинному колесу, затем на реактор, где её поток увеличивается и провоцирует увеличение оборотов насосного колеса.

При задействовании обгонной муфты осуществляются вращательные движения реакторного колеса. Переключение передач между поочерёдно соединёнными планетарными редукторами осуществляется с помощью муфт. Работа этих механизмов обеспечивается благодаря гидроцилиндрам, процесс работы которых контролирует электронный блок управления.

Стандартными режимами работы АКПП, которые выбирает водитель при помощи рычага селектора, являются:

  • Р (Park), П - парковочная блокировка;
  • R (Reverse), ЗХ - задний ход;
  • N (Neutral), Н - нейтральная передача;
  • D (Drive), Д - движение вперёд;
  • L (Low), ПП (принудительно понижающая) или ТХ (тихий ход).
Преимущества АКПП:
  • плавность при смене передач;
  • высокая надёжность;
  • комфортность управления авто;
  • щадящая эксплуатация мотора и КП.

Недостатки коробки-автомата всё же имеются:
  • дороговизна;
  • высокий расход топлива;
  • высокая стоимость ремонта;
  • требуется больше времени для разгона;
  • небольшой срок службы;
  • невозможность заведения «с толкача».
Сегодня классическая АКПП существенно доработана - есть модели, которые отличаются хорошей реактивностью, имеют зимний, спортивный, экономичный режимы работы, до 8 передач.

Вариатор

Вариаторная КП - это вариация «автоматики». Однако её устройство и принцип работы имеют существенные отличия от классической АКПП. Это бесступенчатая трансмиссия, в состав которой входят:

  • собственно вариатор;
  • узел, осуществляющий разъединение двигателя с вариатором;
  • система управления;
  • механизм заднего хода.

Вариаторная КП может быть двух типов:


Принцип работы основан на том, что два раздвижных шкива (ведущий и ведомый), соединённых металлическим ремнём, автоматически меняют свой диаметр, изменяя при этом передаточное число. Запускается вариатор с помощью рычага селектора. Режимы передач идентичны с АКПП.

Позитивные стороны вариатора перед другими КП:

  • эффективность при использовании мощности мотора;
  • высокая экономия топлива;
  • комфортность управления и самого движения;
  • плавность хода авто;
  • ровный разгон и оперативный набор скорости;
  • экологичность;
  • высокий КПД.

Если вы всё-таки решили отдать предпочтение вариатору, то стоит учесть и его недостатки:
  • сложность конструкции и ремонта, в покупке запчастей;
  • малое количество сервисов, способных осуществлять ремонт;
  • быстрый износ при езде по плохим дорогам и бездорожью;
  • специфический шум при работе;
  • короткий срок эксплуатации;
  • не ставится на мощные машины.

Важно! Опытные автослесари и автолюбители советуют отказаться от приобретения авто с вариатором, которое уже было в употреблении. Если покупка уже сделана, то необходимо вовремя осуществлять полную замену масла, датчиков скорости и уровня топлива.

Роботизированная коробка передач вобрала в себя элементы «механики» и «автоматики». По сути, она представляет собой механическую КП с электронным блоком управления, осуществляющим выключение и включение муфты сцепления и переключения передач.
При управлении роботизированной КПП водитель, как и в автоматике, просто переводит селектор в необходимый режим, а переключение передач производит электронный блок. Также производители авто сохранили возможность перехода в ручной режим.

В «роботе» предусмотрены режимы: нейтральная передача (N), задний ход (R), движение вперёд (А/М либо Е/М), переключение передач (+/-).

Достоинства КП:

  • низкая цена (обычно «роботами» оснащены бюджетные авто);
  • экономный расход топлива;
  • возможность переключения в режим ручного управления.
Недостатками такого вида КП считают:
  • присутствие пауз, рывков и толчков при переключении передач;
  • заторможенность;
  • невозможность буксировки.

Стоит отметить, что производители стараются стабильно усовершенствовать трансмиссии. Так, сегодня самым современным вариантом роботизированной КП второго поколения является преселективная трансмиссия с двумя сцеплениями. Её составляющими являются 2 вала для чётных и нечётных передач. Каждый вал соединён с двигателем отдельным сцеплением.

Преимущества преселективной трансмиссии уже успели оценить:

  • возможность быстрого разгона;
  • экономичность при расходе масла и топлива;
  • максимально возможный на сегодня КПД среди «автоматики».

К недостаткам тоже не стоит подходить снисходительно. Сюда относятся:
  • высокая стоимость;
  • дорогостоящие ремонтные работы и замена масла;
  • рывки и провалы в динамике авто.

Чем отличается вариатор от «автомата» и «робота»

При покупке авто даже опытный автомобилист не всегда сможет разобраться, какая коробка передач в нём установлена. Приводим советы, как отличить АКПП, CVT и «робота» визуально.

Найти отличия между автоматической и вариаторной коробкой передач при посадке в салон авто невозможно. И та и другая выглядят идентично: один рычаг управления, одинаковое обозначение режимов.

Существует 4 основных признака, по которым можно определить тип КП:

  1. Количество режимов. Вариаторы могут содержать меньшее количество режимов - обычно 4: «P», «N», «D», «R». В современных «автоматах» присутствуют ещё и дополнительные.
  2. Указание типа КП рядом с маркой автомобиля. Чтобы разобраться, какая же всё-таки КП установлена в машине, следует осмотреть её снаружи сзади. Большинство производителей около обозначения марки и модели сообщают и тип трансмиссии - «AT» или «CVT».
  3. Разница в «поведении» транспорта в ходе езды. У авто с АКПП будут присутствовать рывки и толчки. У транспортных средств с вариатором их не будет. Кроме того, у последних будут слышны щелчки в коробке.
  4. Разное «поведение» машины при подъёме на горку. Если при движении под гору затормозить и отпустить педаль газа, автомобиль с АКПП будет плавно двигаться вперёд без отката назад. Автос вариатором сделает откат назад и не будет осуществлять движение вперёд на холостых оборотах.
При отсутствии возможности воспользоваться вышеперечисленными способами за информацией о типе трансмиссии следует обратиться:
  • к добросовестному продавцу,
  • к опытному автослесарю,
  • к сопроводительной документации авто.

Видео: отличия вариатора, автомата и робота Отличить вариатор от «робота» проще - достаточно взглянуть на внешний вид коробки передач в салоне и обозначения режимов. В вариаторе основным режимом движения вперёд является D, в «роботе» - А/М или Е/М (хотя в преселективной трансмиссии такого отличия уже нет).

Чтобы АКПП прослужила как можно дольше, следует строго придерживаться некоторых правил эксплуатации:

  1. При остановке на спуске либо подъёме нужно пользоваться стояночным тормозом.
  2. Производить переключение в режимы P, R после остановки движения машины.
  3. Незамедлительно обращаться в автосервис при наличии толчков и рывков в ходе переключения передач, а также горелого запаха, шума либо гула в районе КП.

Важно! При поломке машины с АКПП её нужно буксировать на нейтральной передаче с включённым мотором. Транспортировка на буксире на расстояние больше 80 км со скоростью свыше 30 км/ч. не рекомендуется из-за риска повреждения узлов и деталей самой коробки.

Чтобы продлить срок службы вариаторной коробки передач, следует:

  1. Осуществлять постоянный контроль за уровнем масла, менять его после каждых 30 тысяч км пробега.
  2. Использовать лишь качественное масло от хорошо зарекомендовавших себя производителей и строго подходящее к авто.
  3. В холодное время года не перегружать трансмиссию на старте движения.
  4. Периодически проверять состояние разъёмов и проводки.
  5. Предоставлять ремонт и диагностику вариатора только специалистам из автосервиса. Самостоятельно проникать в КП не стоит.
  6. Осуществлять буксировку лишь при работающем двигателе на недлин«««ные расстояния.
  7. Стараться не допускать резких разгонов и торможений, ударов трансмиссии.
  8. Не ездить по бездорожью либо просёлочным дорогам.
  9. Не буксировать другие транспортные средства.
  10. Следить за состоянием датчика скорости.

Роботизированная КП прослужит дольше, если придерживаться таких правил эксплуатации:
  1. Не допускать буксования в холодное время года.
  2. Производить простой автомобиля, включив режим «Е».
  3. При плохом дорожном покрытии осуществлять старт, не газуя, со 2-й передачи.
  4. При кратковременной остановке переходить в режим «А».
  5. Проводить диагностику несколько раз в год.

Какой вариант лучше и почему

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, какая коробка переключения передач лучше, ведь каждый автомобилист будет выбирать её в соответствии с собственными целями и предпочтениями. Среди автомобилистов по-прежнему популярны авто с АКПП. Усовершенствованные вариаторы также не сдают свои позиции. Простые «роботы» отходят в прошлое. Им на смену приходят более современные трансмиссии (например, преселективная).

Знаете ли вы? Самым быстрым серийным легковым автомобилем сегодня является Bugatti Veyron Super Sport. В 2017 году на нём был установлен рекорд скорости в 457,4 км/ч.

В целом же, если подвести итоги, то среди рассмотренных нами вариантов наиболее оптимальным на сегодня решением является классическая «автоматика». Объясняется это следующими причинами:

  • надёжностью;
  • доступностью ремонта и замены запчастей;
  • возможностью ездить по любым дорогам.
Машины с вариаторными КП подойдут для тех, кто любит плавный ход. «Роботы» - тем, кто предпочитает небольшие автомобили, любит спокойную езду, передвигается по городским дорогам и шоссе, ставит во главу угла экономичность. Любителям активной езды, скорости и манёвров следует присмотреться к преселективной трансмиссии.

Если же верить экспертам мирового автомобильного рынка, то будущее за вариаторными и преселективными КП. Именно простым, комфортным и экономичным моделям автомобилисты всё чаще будут отдавать предпочтение.

Видео: какой вариант коробки передач лучше выбрать Таким образом, современные автомобили всё чаще оснащаются автоматическими коробками переключения передач и их вариациями - вариаторной и роботизированной. Каждая из них имеет достоинства и недостатки. Общим преимуществом для них являются простота в управлении и обеспечение плавного хода авто. Подбор КП следует осуществлять в соответствии со стилем вождения, собственными предпочтениями и предназначением автомобиля.

Подписывайтесь на наши ленты в

Ускоренный темп жизни, требует от каждого современного потребителя достаточной мобильности. Для того, чтобы иметь возможность всюду успеть, многие из нас покупают собственный автомобиль. Несомненно, его покупка всегда дополняется разнообразными нюансами. Одним из наиболее важных из них является выбор правильной коробки передач.

В настоящий момент времени, у многих возникает проблема, касательно того, чему следовало бы отдать свое предпочтение: коробке автомат или так называемому роботу? Конечно, существуют аспекты, которые делают их похожими друг на друга. Тем не менее, тех нюансов, которые различают коробку-автомат и робот, существует намного больше и в том случае, если вы хотите с ними ознакомится, вам следовало бы понять то, почему коробка-автомат и робот получили такое свое название и какими отличительными особенностями они обладают.

Что собой представляют коробка-автомат и робот?

Наиболее важными составляющими коробки-автомат является редуктор и гидротрансформатор . В частности, хотелось бы остановится на последнем. Он содержит в своем составе абсолютно все те пары шестерен, которые находятся в постоянном зацепление. Именно благодаря механизму такого типа, автомат способен самостоятельно, без участия водителя, переключать скорость. По этому, мы и можем говорить о том, что в случае с коробкой-автомат, электроника практически отсутствует. Внешний вид робота является несколько похожим на обыкновенную механическую коробку автомат.

Тем не менее, следовало бы учесть то, что в случае с роботом, предусмотрен специальный блок управления , который состоит из гидро, а также сервоприводов. Они нужны для того, чтобы управлять работой сцепления, а также посредством их использования, существует возможность переключать скорости. Отличаются они также и удобством в плане своего непосредственного использования. Объясняется такое положение дел тем, что переключение в случае с роботом, происходит также, как и у простой механики. При этом, человеку совершенно не обязательно вмешиваться в этот процесс, что может считаться неопровержимым преимуществом использования роботов.

Важные эксплуатационные характеристики коробки-автомат и робота

Принято считать, что посредством использования автоматов, существует возможность упростить управление автомобилем и вместе с этим, существенно уменьшить утомляемость водителя. Автомат отличается плавным переключением передач, которое является практически незаметным. Конечно, коробка-автомат не может считаться идеальной, поскольку в случае с ней, предусмотрено сразу-же несколько недостатков. К числу последних, отнести стоило бы высокий расход топлива, а также ремонт, за который зачастую приходится платить баснословные суммы денег.

Что касается роботизированной коробки передач, то ее главным преимуществом является высокая эффективность . В сравнение с обыкновенной коробкой-автомат, роботы позволяют своим пользователям без существенных потерь передавать крутящий момент. Кроме этого, их эксплуатация не связана с какими-либо, существенными нюансами, ну а стоимость ремонта робота является идентичной той, которую вам потребовалось бы заплатить за обыкновенный МКПП. Вышеперечисленное дополняет то, что потребление масла у работа намного ниже обыкновенного автомата.

Их основные отличия:

  1. В первую очередь, следовало бы отметить то, что автомат и вовсе не имеет ничего общего МКПП, ну а вот робот, представляет собой привычную механику, которая ко всему прочему, имеет возможность похвастаться наличием специального блока управления.
  2. С другой стороны, автомат отличается мягким и плавным переключением передач, в то время, как в случае с более современным роботом, передачи переключаются достаточно медленно (нередко при этом наблюдаются также и всевозможные толчки, не говоря уже об внезапных рывках, которые вряд ли вызовут у кого-то из вас положительные эмоции).
  3. Роботом поддерживается ручное переключение, ну а в автомате, по крайней мере сейчас, не предусмотрено функции, отвечающей за ручное переключение.
  4. Если верить современной практике, то можно прийти к выводу, касательно того, что в роботизированных коробках передач, расход топлива, а также потребление масла, гораздо ниже, чем это могло бы быть в случае с автоматизированной коробкой передач.
  5. Ремонт робота является гораздо дешевле ремонта автомата.

Покупая автомобиль, каждый автолюбитель хочет получить не только комфорт и надежность, но и экономичность. Выбор будет зависеть от многих характеристик авто: класс, модель, а также разновидность трансмиссии.

При этом особое внимание нужно обращать не только на ДВС, но и на выбор трансмиссии. Современные автомобили сегодня оборудованы : механическая коробка, «классический автомат», вариатор, роботизированная коробка типа АМТ или DSG ().

С учетом такого многообразия автоматов, важно знать, как отличить КПП автомат от робота. Далее мы рассмотрим, как отличить автомат от робота визуально, а также чем вообще отличаются указанные коробки передач.

Читайте в этой статье

Что такое автомат и что такое коробка робот

Итак, рассмотрим автоматическую и роботизированную КПП. Прежде всего, основной функцией всех АКПП и механики МКПП является передача на колеса, а также изменение величины тяги в зависимости от ряда условий.

Если на механике водитель изменяет передаточное отношение вручную, то автомат выполняет эту задачу самостоятельно. Также АКПП отличаются по своему устройству и принципу работы. Другими словами, назначение у всех КПП одно, но конструктивно они все разные.

Если же вернуться к роботам () и классическим автоматам (), отличия хорошо видны в сравнении. Автоматическая трансмиссия в основе с гидромеханическим агрегатом АКПП – довольно сложное в конструктивном плане решение.

Такой автомат представляет собой гидравлическую систему управления ( , заменяющий сцепление и гидроблок), а также планетарный редуктор, содержащий все пары шестерен, находящихся в постоянном зацеплении. В зависимости от оборотов двигателя переключение передач в коробке осуществляется автоматически (без участия водителя).

Роботизированная трансмиссия (РКПП) – коробка, которая по своей конструкции напоминает , только с блоком управления (гидро- и сервоприводы, управляющие работой сцепления и переключения передач и режимов).

Как отличить КПП автомат от робота: конструктивные и технические отличия

АКПП и РКПП в техническом плане очень разные коробки. Как уже было сказано выше, АКПП представляет собой коробку с гидротрансформатором и электроникой, а РКПП — обычная механическая коробка со специальными сервоприводами (актураторами), позволяющими автоматизировать такие процессы как: включение/выключение сцепления и выбор/включение конкретной передачи.

Основные отличия классического автомата от простого (однодискового) робота:

  • АКПП намного дороже РКПП;
  • отсутствие сервомеханизмов у АКПП;
  • расход топлива и количество (объем) смазывающей жидкости в АКПП больше;
  • надежность АКПП по сравнению с РКПП выше;
  • по сравнению с роботом, ремонт автоматической коробки может быть дороже и дольше;
  • коробка автомат, в отличие от робота, переключает передачи плавно и мягко (без толчков и рывков);
  • конструктивные отличия (автомат – гидромеханический агрегат, робот- это механика с ЭБУ);
  • АКПП — более стабильная и удобная трансмиссия;

Еще добавим, что также именно среди роботов существуют так называемые преселективные коробки. Эти КПП являются все той же механикой, однако отличаются от аналогов наличием двух сцеплений и более сложным исполнением.

Как отличить автомат от робота визуально

Классический автомат от робота без опыта отличить в ряде случаев визуально практически невозможно, особенно если речь идет о преслективных роботах типа DSG. Дело в том, что и консоль коробок часто практически одинаковы.

Однако робот часто не имеет отдельных , которые часто есть на АКПП (L2, L1). Хотя, если АКПП оснащена режимом , то таких режимов также может не быть.

Отличие зачастую можно почувствовать только во время вождения и, соответственно, при переключении скоростных режимов. Например, в роботизированной коробке переключение скоростей нередко происходит с паузами (характерно для ).

Это доставляет дискомфорт и неудобство во время движения, особенно в городском потоке (переходя на другую передачу, автомобиль на какое — то время перестает ускоряться, после чего с рывками начинает движение).

  • Кстати, производитель Volkswagen первым решил эту проблему, выпустив роботизированную коробку с двумя сцеплениями (DSG, S-tronik и PD). Это позволило сократить расход топлива на 15–20% в сравнении с АКПП.

Более того, работа роботизированной трансмиссии с двумя сцеплениями стала сильно напоминать гидроавтомат (такой робот, как и автомат, быстро переключает передачи, рывков, пауз и провалов нет, тяга ровная и предсказуемая).

Роботизированные коробки, как и большинство автоматических коробок, снабжены функцией ручного выбора передач (Типтроник). Это очень удобно для на затяжных горных спусках. Однако наличие такого режима еще больше усложняет задачу визуального определения типа АКПП на конкретной модели авто.

Подведем итоги

Как видно, вопрос, как отличить робот от автомата внешне, является сложным. Дело в том, что для упрощения взаимодействия производители делают все типы АКПП похожими друг на друга как по режимам, так и по органам управления в салоне.

С одной стороны, это упрощает взаимодействие водителя с агрегатом, а с другой может доставлять трудности при определении типа коробки. Получается, лучше отдельно изучить информацию о конкретной модели авто и типах коробок, которые могут быть установлены.

Напоследок отметим, что использование АКПП в наше время становится очень актуальным, так как трансмиссия автомат удобна и безопасна, особенно в больших городах. Однако каждый из типов автоматов имеет как плюсы, так и минусы.

При этом роботизированная коробка по своей популярности не сильно отстает от «классической» автоматической коробки. В первую очередь, такой спрос на РКПП обусловлен популяризацией и более дешевым производством, что отражается на конечной стоимости авто.

Читайте также

Чем отличается коробка вариатор от коробки автомат или коробки робот: основные отличия CVT от АКПП, а также роботизированных трансмиссий типа AMT или DSG.

  • Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: "однодисковый" робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации.
  • 16 сентября 2016

    В последнее время вместо с привычной для транспортных средств автоматической коробки передач, некоторые автомобилисты делают выбор в пользу роботизированной. Она явно удобнее механики и лишена некоторых недостатков АКПП. Но производители пока еще не спешат отказываться от автоматической трансмиссии в пользу роботов, и этому есть веские причины.

    Что представляет собой автоматическая коробка?

    АКПП состоит из нескольких основных модулей:

    • гидротрансформатора, расположенного в отдельном корпусе, который передает от мотора крутящий момент непосредственно на планетарный редуктор;
    • редуктора, ступенчато меняющего крутящий момент;
    • системы гидравлического управления, отвечающей за переключение передач.

    Автоматическая трансмиссия год от года становится сложнее, поэтому в случае поломки отремонтировать ее дешево не получится. Кроме того, она требует более частого обслуживания.

    Как работает роботизированная трансмиссия?

    Роботизированная коробка передач - это развитие обычной «механики». Разница лишь в том, что размыканием/смыканием сцепления здесь заведуют актуаторы, управляемые электронным блоком. Из-за этого отпадает необходимость в третьей педали.

    Трансмиссия может управляться как в полностью автоматическом, так и в комбинированном режиме (для вариантов с двумя сцеплениями), когда периодически сам водитель берет на себя роль электронного блока, переключая передачи селектором КПП. Этот режим уже мало отличается от управления классической механической коробкой.

    Проблемы большинства роботизированных коробок

    В отличие от АКПП у «роботов» есть существенный недостаток, негативно влияющий на комфорт управления - здесь нет обратной связи . Человек за рулем автомобиля чувствует смыкание дисков, поэтому переключает передачу быстро и комфортно. «Робот» же, избегая рывков, при переключении очень надолго разрывает поток мощности.

    Теряется динамика, да и избежать неприятных толчков при разгоне или при движении на малом газе все равно не удается. Многие водители поэтому при обгоне, чтобы избежать «провалов», просто переключают «робот» в ручной режим управления. Автоматическая трансмиссия этих недостатков полностью лишена - на исправной коробке передачи всегда переключаются комфортно, без рывков, обеспечивая автомобилю неплохие динамические характеристики.

    Описанная проблема, правда, встречается не на всех роботизированных трансмиссиях. Все более широкое распространение получают коробки с двумя сцеплениями . В плане комфорта вождения последние превосходят АКПП, при этом обеспечивая большую топливную экономичность даже по сравнению с механической трансмиссией. Но они пока очень дороги, поэтому автомобили эконом-класса сегодня ими не укомплектовываются.

    Плюсы и минусы роботизированной и автоматической трансмиссий

    Что лучше - автомат или робот, каждый автомобилист решает самостоятельно, исходя из их эксплуатационных характеристик. Вот что можно сказать относительно роботизированных коробок:

    • весят они меньше «автомата», стоят, естественно, тоже не так дорого;
    • расход топлива значительно меньше, чем на автомобилях с АКПП.

    Вместе с тем простые недорогие «роботы», например, как на всех современных ВАЗах, на Опелях, Тойотах и т. д. имеют критичные для многих недостатки:

    • очень посредственная плавность хода;
    • сцепление в пробках перегревается;
    • динамичная езда возможна лишь в ручном режиме;
    • время переключения передачи - до 2-х секунд.

    О том, какая коробка комфортнее, уже было оговорено ранее. Расскажем о минусах АКПП:

    • из-за потери мощности в гидротрансформаторе имеют более низкий КПД;
    • увеличенный по сравнению с другими видами трансмиссий расход топлива (правда, самые современные АКПП в плане экономии практически догнали «механику»);
    • автомобиль с «автоматом» никаким иным способом, кроме как при помощи стартера, завести нельзя;
    • более частое и дорогое обслуживание, агрегат использует большое количество дорогостоящего масла.

    Отметим, что уже большое количество автомобилистов в своей практике успели поэксплуатировать автомобили со всеми описанными трансмиссиями. Показательно, что большинство из них предпочитают ездить на «автомате». «Робот» с одним сцеплением слишком уж некомфортен в эксплуатации, что не оправдывается даже низким расходом и невысокой ценой . Подойти он может, наверное, лишь тем, кто не признает автомобили с тремя педалями, но по каким-то причинам не может позволить приобрести себе машину с АКПП.

    Имея ранее ограниченный выбор трансмиссий, автолюбители при покупке транспортного средства могли отдать предпочтение только механике или автомату. Сейчас же активное развитие автомобильной индустрии привело к появлению новых трансмиссий, и выбор становится уже не таким простым. Интерес представляет коробка робот и автомат: в чём разница между этими трансмиссиями и как между ними выбирать?

    Чем отличается робот от автомата

    Чтобы понять, чем отличается коробка автомат от робота, стоит разобраться с принципом работы каждой из указанных трансмиссий и устройством системы в целом.

    В основе автоматики система управления, гидротрансформатор и сама КПП планетарного типа с конкретными шестернями и фрикционами. Благодаря подобной конструкции скорости переключаются в автономном режиме без участия водителя. Ориентиром в данном случае являются такие параметры, как режим движения, нагрузка и обороты двигателя.

    Читайте также очень познавательную статью нашего специалиста, рассказывающую о том, .

    Актуальность установки автомата наблюдается на грузовых и легковых машинах, а также автобусах. Если автомобиль переднеприводный, конструкция АКПП дополняется дифференциалом и .

    Первое, чем отличается робот от автомата — особая конструкция, сочетающая в себе возможности механической и автоматической КПП. По сути, механика в данном случае дополнена автоматическим управлением с исполнительными механизмами, которые отвечают за переключение передач и работы сцепления. Переключение происходит аналогичным образом, как в случае с механической трансмиссией, но водитель в этом не участвует.

    Первостепенной целью создания роботизированной КПП являлось снижение стоимости трансмиссии и одновременное слияние всех преимуществ механики и автомата. Речь идёт об удобстве управления и комфорте. В результате существует несколько вариантов устройства системы.

    1. На примере автомобилей BMW серии M можно рассмотреть наиболее качественную и известную РКПП под названием Sequental M Gearbox (SMG). Коробка передач 6-ступенчатая, механическая, при этом электронная управляемая гидравлика отвечает за переключение скоростей и отключение сцепления. Передачи переключаются за 0,08 сек.
    2. На примере Mercedes-Benz A-класса можно рассмотреть другой принцип, где электрогидравлический привод сцепления установлен на базе механики. В переключении скоростей водитель участвует, но педалей здесь только две. Электрический привод самостоятельно отслеживает положение рычага и педали газа, поэтому сцепление в данном случае отсутствует и отключается в автоматическом режиме. Цифры на ABS и датчиках двигателя помогают электронике в расчеёах, чтобы избежать рывков при переключении и резкого прекращения работы двигателя.
    3. На примере автомобилей Ford и Opel можно рассмотреть третий принцип, где гидронасосы заменены шаговыми двигателями. Несмотря на бюджетность такого варианта, на практике он получился не слишком удачным, что выражается в задержке переключения скоростей и сильных рывках. Тем не менее на Toyota Corolla установлена аналогичная трансмиссия, и упомянутые недостатки здесь отсутствуют.

    Основные отличия АКПП от РКПП

    Итак, коробка робот и автомат: в чём разница между этими двумя трансмиссиями?

    1. Первое отличие в конструкции. В случае с роботом это механика с блоком управления, устройство автоматики совсем другое.
    2. Плавность и скорость переключений у автоматики лучше.
    3. Почти все АКПП лишены функции ручного переключения, тогда как у роботизированной трансмиссии данная функция присутствует.
    4. Еще одно отличие робота от автомата заключается в бюджетном ремонте и обслуживании первого.
    5. Экономия также выражается в том, что робот потребляет меньше масла и топлива.

    Преимущества и недостатки трансмиссий

    Чтобы окончательно сделать выводы о том, что лучше: робот или автомат, стоит проанализировать положительные и отрицательные стороны каждой из трансмиссий.

    Сравнительная характеристика преимуществ и недостатков автоматики представлена далее.

    Преимущества Недостатки
    1. Управление автомобилем простое и комфортное. Водитель только следит за дорогой, всё остальное за него делает автоматика.
    2. Гидротрансформатор более долговечный, если сравнивать со сцеплением в руках новичков.
    3. Нагрузки на двигатель меньше по сравнению с механикой. Число оборотов не увеличивается для переключения скорости.
    4. Нагрузка на ходовую часть также снижается.
    5. Наличие пассивной системы безопасности предотвращает самостоятельное движение машины, если она стоит на уклоне.
    6. Топливо расходуется более экономно, если речь идёт о шестиступенчатых АКП.
    1. Существенный расход топлива на 4- и 5-ступенчатых трансмиссиях.
    2. Отсутствие такой динамики разгона, как в случае с механикой.
    3. КПД меньше за счёт наличия гидротрансформатора.
    4. Стоимость автоматики более высока, что влияет на общую стоимость транспортного средства, его обслуживание и ремонт.
    5. Масло расходуется в больших объёмах.
    6. Динамичность не так высока, длительный разгон.
    7. Передачи переключаются с небольшой задержкой.
    8. Если начинать движение на склоне, то небольшое скатывание назад присутствует.


    На очереди анализ преимуществ и недостатков роботизированных трансмиссий.

    Преимущества Недостатки
    1. Экономичность на уровне механики.
    2. Более низкая цена, доступный ремонт и обслуживание. Более экономное потребление масла.
    3. Быстрое переключение скорости благодаря соответствующим системам на руле.
    4. Роботизированная коробка передач, в отличие от автоматической, меньше весит.
    5. Более высокая динамика.
    1. Недостаточно плавное переключение скоростей, чувствуются рывки.
    2. После включения заданной передачи ощущается задержка.
    3. Необходимость переключать рычаг в нейтральное положение при любой остановке.
    4. Ресурс КПП существенно страдает при каждой пробуксовке.
    5. Наличие небольшого отката во время начала движения.


    Выбирая, что лучше: робот или автомат, стоит ориентироваться на три основных принципа – комфорт, стоимость и надёжность.