Что нужно для компьютерной диагностики автомобиля. Зачем и когда делать компьютерную диагностику автомобиля В каких случаях делается компьютерная диагностика автомобиля

В былые времена причину «болезни» автомобиля могли искать не один день, ведь комплексная диагностика при помощи подручных инструментов – процесс достаточно долгий. Сегодня на помощь специалистам пришли современные технологии, позволяющие решить поставленную задачу максимум за час. Так, многим автовладельцам наверняка уже приходилось сталкиваться с компьютерной диагностикой транспортного средства, а значит, они смогли оценить все преимущества такой проверки.

Что такое компьютерная диагностика автомобиля

Диагностика состояния автомобиля с использованием компьютера являет собой тестирование всех его электронных систем и исполнительных механизмов, которые напрямую влияют на работу бортовых механизмов. Таким образом, в достаточно короткие сроки удается получить информацию об имеющихся неисправностях, причем даже о тех, которые пока никак себя не проявили.

Однако не все машины поддаются такому диагностическому обследованию, ведь для этого они должны быть оснащены электронной бортовой системой. Все такие системы имеют функцию самодиагностики и просто необходимы для управления исполнительными механизмами транспортного средства, а также для непрерывного контроля запуска и работы силового агрегата. Проще говоря, система самодиагностики – незаменимый помощник водителя, позволяющий своевременно определить и устранить возникшую неисправность в работе узлов и агрегатов. Кроме того, подобные системы легко отслеживают межсервисные интервалы, напоминая владельцу машины о необходимости технического обслуживания.

В процессе компьютерной диагностики происходит считывание кодов неисправностей из памяти ЭБУ, их стирание и последующая коррекция. В качестве инструмента используются самые различные дилерские сканеры, домашние компьютеры и прочие системы, к которым относят мультифункциональные стенды и портативные ридеры. Использующееся сегодня оборудование позволяет определять и считывать самые незначительные изменения в системах управления работой мотора, трансмиссии, приборной панели и т.д.

Интересно знать! Начало использования компьютерной диагностики было положено в 1980-м году, когда компания General Motors вместе с фирменным интерфейсом ALDL (Assembly Line Diagnostic Link) реализовала протокол для тестирования модулей управления силовыми агрегатами (ECM). Этот протокол взаимодействовал с системами автомобиля при 160 бит/с и следил за их исправной работой.

Что нужно для диагностики

Рынок электроприборов просто огромен, а это значит, что существует множество приспособлений для компьютерной диагностики транспортного средства, причем, если какой-то детали нет в магазинах вашего города, тогда ее можно заказать в сети Интернет. Что же может понадобиться для осуществления такой проверки?

Если вы решили провести компьютерную диагностику транспортного средства самостоятельно, тогда вам понадобится определенный инструментарий. Для начала придется купить специальный адаптер OBD, OBD-II или iOBD, вид которого зависит от года выпуска тестируемого автомобиля, его марки и модели. Найти подходящее устройство не составит большого труда, так как на отечественных рынках представлена самая различная продукция: начиная от дешевых адаптеров (цена находится в пределах 700 рублей) и заканчивая дорогими моделями стоимостью около 2000 рублей.

Самыми надежными и доступными являются устройства типа OBD-II, но некоторые автомобилисты во избежание подделок советуют заказывать их за границей. Также стоит выбирать только те устройства, которые не будут сильно разряжать АКБ автомобиля и подойдут для работы с приложением на смартфоне или компьютере (к примеру, программа Automatic будет функционировать только в паре с адаптером OBD-II).

Компьютер или другой гаджет

Сегодня существует три типа компьютеров-сканеров, которые могут использоваться при диагностике автомобиля. Это универсальные, фирменные и самодельные устройства, каждое из которых имеет свои особенности. Так, универсальные компьютеры (такие как Bosch KTS) могут подключаться к автомобилям самых разных марок, хорошо распознавая многие блоки управления.

Однако бывают случаи, когда такая универсальность несколько ограничивает возможности устройства, и тогда лучше обратить внимание на официальные, дилерские приборы, рассчитанные на взаимодействие лишь с одной маркой или группой марок транспортных средств (к примеру, для VW хорошо подойдет прибор под названием VAS, для BMW – GT-1, а для Mercedes – Star). Сканеры этого вида имеют узкую специализацию, зато при работе с «родным автомобилем» возможностей у них намного больше.

Третий вид (самодельные устройства) обычно представлены в виде китайских адаптеров, которые подключают к обычному компьютеру. Конечно, этот вариант лучше не рассматривать, особенно, если вам требуется детальная диагностика с учетом многих нюансов.

Если выбор стоит между универсальными и дилерскими моделями, тогда стоит сказать, что первые не всегда хуже вторых, особенно в тех случаях, когда им правильно пользуются. Правда, на сегодняшний день все еще используются примитивные и устаревшие универсальные сканеры, создающие лишь видимость работы. Реальных результатов от них не приходится ждать, но заказчик об этом даже не догадывается.

Разные компьютеры имеют разные функции. Одни сканеры просто считывают коды ошибок из ЭБУ, в то время как другие еще и обрабатывают все значения сигналов, отображая полученную информацию на экране в виде графиков. Но и это еще не предел возможностей компьютера, ведь более профессиональные устройства способны управлять некоторыми механизмами и адаптировать новые блоки (устанавливаются на место неисправных) к существующему оборудованию. Естественно, их стоимость будет несколько выше.

Также следует отметить, что для считывания кода ошибки не нужно обладать какой-то квалификацией, так как даже самый дешевый сканер сам выдает код ошибки, и чаще всего способен самостоятельно расшифровать ее.

А знаете ли вы? Прототипом современного компьютера была электронная вычислительная машина Z3, которую разработал Конрад Цузе в 1941 году. Конечно, ее нельзя было назвать «компьютером» в современном понимании этого термина, но, тем не менее, она имела все его свойства.

Программа

Один и тот же компьютер не сможет одинаково качественно проверить разные автомобили, если установленная программа не является универсальной. То есть выполнение проверки контролируется. Например, если для домашнего тестирования отлично подойдет стандартная микросхема, то профессиональная проверка не сможет обойтись без чипа определенной модели. Скачать программу для проведения диагностики своего автомобиля несложно, но среди всех предложений, размещенных в сети, следует выбирать только те, которые лучше всего подойдут именно для вашего транспортного средства.

В любом случае, не стоит забывать, что даже самые новые программы и гаджеты не смогут заменить опыт и навыки профессионального специалиста, хоть проверка автомобиля при помощи домашнего ноутбука помогает оценить примерную стоимость ремонта машины прямо у себя в гараже.

Информация по вашему авто

После проведения компьютерной диагностики вы получите информацию о состоянии различных систем и агрегатов своего транспортного средства. Если программа выдала только коды проблем, тогда может понадобиться консультация опытного специалиста, хотя в большинстве случаев владелец может судить о наличии проблем или сбоев самостоятельно.

Обратите внимание! После того как компьютер считал коды ошибок, главное не просто идентифицировать их, а точно определить причину появления неисправности.

Поэтапный процесс

Установка адаптера

Выбрав подходящую модель адаптера, его необходимо установить в специальный разъем на автомобиле. Обычно он находится под панелью приборов или же под рулевым колесом, но более точную информацию о месте его расположения вам предоставит техническая документация, которая прилагалась к конкретному автомобилю. При подключении адаптера вы можете получить звуковой или световой сигнал, сообщающий о правильном подключении к электросети транспортного средства. Если вы приобрели адаптер вместе с приложением (например, с программой Automatic), тогда перед подключением перечитайте инструкцию и убедитесь, что все делаете правильно.

Проверка на Windows

В тех случаях, когда владелец транспортного средства не желает настраивать эмуляторы или искать программы под свою операционную систему, можно остановиться на готовом решении в виде планшета с операционной системой Windows и программой Check-Engine. Она может использоваться для работы с самыми разными двигателями и бортовыми системами.

А знаете ли вы? Первая версия популярной операционной системы Windows вышла в 1985 году, но история компания Мicrosoft началась за 10 лет до этого, когда Билл Гейтс создал версию программного языка BASIC для одного из первых компьютеров Altair 8800.

Программное обеспечение

Вышеупомянутая программа Check-Engine является самым популярным приложением для компьютерной диагностики автомобиля посредством использования устройства с операционной системой Windows. Это и неудивительно, ведь возможности этого программного обеспечения достаточно широки. Так, Check-Engine может выводить основные рабочие параметры мотора в реальном времени, считывать коды неисправностей из ЭБУ, расшифровывать и удалять ошибки из памяти блока управления, выводить статус кода и комментарии к нему, а также сохранять отчет о диагностике и автоматически формировать SMS-сообщения с кодами обнаруженных неисправностей. Кроме того, новые версии этого программного обеспечения уже адаптированы для устройств на системе Android.

В зависимости от типа разъема, применяется одна из двух моделей устройств, передающих сигналы посредством Bluetooth. Это BT-ECU K-Line для автомобилей, использующих диагностические порты OBD-II, GM-12 и BT-ECU CAN – для работы с разъемами класса OBD-II и системой передачи сигнала, основывающейся на стандартизованном CAN-протоколе. Как только адаптер соединится с контактами диагностического разъема, он может быть подсоединен и к планшету. Таким образом, программа получит доступ к сигналам бортовой системы для обработки данных.

Проверка на Android или IOS

Если вы решили провести самостоятельную диагностику своего транспортного средства, но под руками оказался только планшет на системе Android, тогда вам потребуется специальный адаптер для передачи информации. Хорошим вариантом является ELM 327, на базе которого построено множество дешевых китайских вариантов, предназначенных для конкретных марок машин. Одни устройства соединяются с планшетом через Bluetooth, другие используют Wi-Fi.

Программное обеспечение

Существует немало видов программного обеспечения для устройств, работающих на Android и IOS, однако наиболее известных и востребованных всего несколько. К ним относят следующее ПО.

Позволяет провести полную диагностику транспортного средства с использованием планшета. Среди остальных программ Dash выделяется своей универсальностью и надежностью, поскольку подходит для большого количества различных типов и моделей адаптеров. Сегодня программа доступна для устройств (планшетов и смартфонов), работающих на базе Android, но пользователи продукции от Apple могут использовать бета-версию этого ПО для системы IOS.

Конечно, как и любая другая программа, Dash имеет свои преимущества и недостатки. Так, к «плюсам» следует отнести:

отображение данных в реальном времени;

Поддержание истории поездки;

Предоставление информации о точном месте парковки транспортного средства с наиболее коротким маршрутом.

Говоря о недостатках, нельзя не вспомнить, что на данный момент программа доступна лишь для пользователей системы Android, но даже в этом случае она не поставляется с фирменным адаптером. Получается, что каждый автовладелец должен сам подбирать подходящий адаптер, который бы не будет создавать проблемы ни для планшета, ни для автомобиля.

Automatic

Если вы не хотите играться с подбором адаптеров и самостоятельно выполнять анализ многих получаемых данных от машины, тогда идеальным решением проблемы станет использование приложения Automatic. При первом же его открытии, программа поможет выполнить правильную установку и начнет отслеживание особенностей управления транспортным средством. Если водитель делает что-то не так, то ПО сообщит об этом соответствующим звуковым сигналом.

К преимуществам использования программы Automatic следует отнести ее простоту, отсутствие проблем с совместимостью (не нужно беспокоиться о виде адаптера) и ненавязчивость, то есть водитель не будет отвлекаться от дорожной обстановки из-за постоянных сообщений об особенностях езды.

Основными недостатками указанного приложения является высокая стоимость, невозможность использования своего адаптера и ограниченность информационных данных (к примеру, вы не сможете узнать реальную температуру силового агрегата или уровень разряжения АКБ).

Эта профессиональная диагностическая программа позволяет получить достаточно обширные сведенья о работе силового агрегата. Интересно, что платная и бесплатная версии имеют разные интерфейсы, хотя с точки зрения функциональности можно использовать и последний вариант.

Преимущества использования Torque заключаются в получении информационных данных на профессиональном уровне и возможности широкой аппаратной поддержки, что позволяет использовать программу для работы с широким спектром OBDII адаптеров, а также с некоторыми видами разъемов, введенных до 1996 года. Проще говоря, если нужно выполнить проверку систем старого автомобиля, то это ПО просто незаменимо.

Из недостатков Torque следует выделить проблемы с интерфейсом (трудно разобраться в нелогичном меню и процессе сохранения данных) и необходимость материальных трат на установку полной версии. Однако из-за трудностей в восприятии того же интерфейса, для начала лучше скачать бесплатный вариант приложения, вдруг оно вам совсем не понравится.

Расшифровка кодов ошибок

В результате диагностики транспортного средства компьютерная система выдаст вам информацию о состоянии агрегатов и узлов автомобиля в виде кодов ошибок, которые еще нужно расшифровать. Некоторые программы сами выполняют эту задачу, но бывают случаи, когда разобраться в наборе букв и цифр предстоит самому автовладельцу. Так, коды ошибок состоят из пяти знаков и могут отличаться у разных моделей автомобилей.

Например, P01xx, P02xx отвечает за контроль смесеобразования, а P00xx еще и за системы дополнительного снижения токсичности выхлопных газов. P03xx – за систему зажигания и систему контроля пропусков воспламенения. P07xx, P08xx, P09xx – за трансмиссию, а P06xx указывают на состояние блоков управления ECM / PCM / TCM и других систем. B00xx отвечает за кузов (подушки безопасности, центральный замок и электростеклоподъемники). C00xx - шасси (ABS антипробуксовочная система, ESP, TCS-Traction Control System, Система курсовой устойчивости). Также существуют специальные коды, установленные производителем и зависящие от марки автомобиля – это P10xx и P20xx.

Следует отметить, что автопроизводители постоянно совершенствуют системы управления силовым агрегатом, добавляя новые коды ошибок. Если вам нужно получить подробное описание всех кодов неисправности и причины их появления, тогда лучше ознакомиться с технической документацией транспортного средства.

Обновлено: 30.06.2018 8499

Диагностика авто по ноутбуку: как это сделать своими руками?

Профи обычно советуют для новичков диагностический сканер стандартного исполнения «Smart Scan Tool» , т. к. с другими вариантами могут быть всяческие проблемы – от модельной несовместимости до возможности серьезного расстройства электронной системы машины.

Привет всем посетителям моего автоблога!

Сегодня я познакомлю вас с такой замечательной и сверхполезной вещью, как диагностика авто через ноутбук своими руками.

Ведь для немалой части автомобилистов услуги СТО, включая компьютерную диагностику, являются недешевым сервисом, бьющим по карману. И тут владение навыками самостоятельной диагностики авто, даже самого поверхностного уровня, позволяет существенно сэкономить свои затраты.

Более того, с набором опыта, даже обычному автолюбителю вполне по силам освоить профессиональные уровни диагностики и, при желании, даже неплохо зарабатывать на этом.

Чтобы начать, наиболее оптимально будет освоить автодиагностику посредством обычного ноутбука и какого-либо простого, недорогого, но надежного, и, главное, универсального сканера.
В этом обзоре я предлагаю вам базовые понятия для начальной ориентации в данной области автодела.

Немного истории

Компьютерная диагностика автомобилей имеет уже вполне солидную историю, превышающую 35-и летний период: в 1980 г. «Дженерал Моторс» на коммерческой основе внедрила в технологию производства диагностический интерфейс ALDL для отслеживания состояния всех систем автомобиля, а также протокол ECM, применявшийся для диагност-тестов управляющих модулей двигательного агрегата.

В начале 90-х в Соединенных Штатах был создан универсальный диагностический протокол для автотранспорта, использующийся по сей день: OBD (On Board Diagnostic – диагностика бортового оборудования), и с 1996 г. его усовершенствованная версия OBD-2 стала технологически обязательной для машин США и Канады.

С 2000 г. европейский вариант этого протокола (EOBD), Директивой ЕС (98/69) был внедрен в производимые и продающиеся авто Евросоюза на обязательной основе для бензинового транспорта, а с 2004 г. для дизельного.

Собственную версию протокола (JOBD) в 2003 г. для всех своих машин внедрила и Япония.

То есть, сейчас, обобщенно говоря, подавляющая часть даже очень возрастных авто (до 20-и лет) адаптированы к системе компьютерной диагностики. А по указанным историческим вехам вы можете предполагать наличие или отсутствие данной адаптации в той или иной конкретной машине.

Электронный блок управления

Современный автотранспорт оснащается электронным мозгом, который объединяет диагностические датчики и модули управления всех систем и подсистем машины, посредством которых можно отслеживать текущее состояние, делать прогнозы работоспособности, регулировать различные технические параметры и устранять некоторые неполадки.

Называется такой центр ЭБУ (электронный блок управления) и для техмониторинга или внесения каких-либо изменений и исправлений в автосистему к нему подключается внешний диагностический интерфейс.

Что он из себя представляет?

Обычно это связка из специального контроллера (спецификатора протокола OBD-2), какого-либо процессора для обработки данных, специального софта и средств соединения всего этого. Сейчас я объясню вам более русским языком что тут к чему, представив общую принципиальную схему:

  • ЭБУ машины обязательно имеет внешний выход-разъем, к которому подсоединяется ключевой для подобной диагностики элемент – OBD-адаптер (сканер), который преобразует и унифицирует поток данных от контроллера ЭБУ для того, чтобы их могли считывать внешние подключаемые устройства.
  • В качестве процессора обработки данных могут выступать различные диагностические устройства как специального, так и общего назначения: профессиональные сканеры-диагносты, смартфоны, планшеты, ноутбуки и десктопы. Под платформы данных устройств (iOS, Android или Windows) имеются соответствующие диагностические программы.
  • В качестве средств соединения может быть использован обычный компьютерный дата-кабель (с различными переходниками, при необходимости) или беспроводные Wi-Fi и Bluetooth протоколы.

Эта информация дала вам самое общее представление о принципах компьютерной диагностики. Теперь можно разобраться в ней более детально.

Возможности диагностики

Функционально компьютерная диагностика проводит электронную инспекцию систем автомашины и выводит полученные данные в виде графических показателей, а также в виде кодов ошибок, с помощью чего можно исправлять поломки или предупреждать их.

Даже на начальном уровне овладения навыками компьютерной диагностики вам, кроме прочего, будет доступно:

  • Проверка качества проведенного техобслуживания;
  • Более точное планирование автосервисных работ и экономия бюджета;
  • Более точное определение состояния машины ;
  • Самостоятельное определение характера неисправностей при сигнале лампы «Check engine».

Конечно, даже для такого короткого списка возможностей автомобилисту нужны некоторые базовые навыки:

  • Умение работать с компьютером и софтом на уровне обычного пользователя;
  • Базовое представление об электронных и электрических системах авто в привязке к марке/модели;
  • Умение работать с интернет-каталогами и базами DTC-ошибок, чтобы корректно расшифровывать поступившие данные.

Однако, даже если ваши знания совсем небольшие, то все равно вы получите много ценных и понятных любому водителю сведений просто из графических показателей программ. Причем все это можно проделывать совершенно бесплатно в любое время и любом месте, оперативно реагируя в соответствии с полученными данными.

Самостоятельная диагностика авто через ноутбук

Что вам понадобится для диагностики

Теперь давайте рассмотрим то, что вам понадобится для компьютерной диагностики.

Список примерно следующий:

  • Компьютер – в нашем случае это будет обычный ноутбук, но желательно чтобы он имел встроенные или внешние Wi-Fi и Bluetooth модули;
  • Адаптер-спецификатор (сканер) – в нашем случае возьмем самый простой и популярный «Smart Scan Tool» , который ;
  • Специализированный диагностический софт – его очень много и выбор зависит от личных предпочтений, как вариант, можно опробовать несколько программ и выбрать понравившуюся;
  • Интернет-базы с данными по расшифровке выведенных ошибок – в сети их достаточное количество для всех моделей;
  • Интерфейсный (компьютерный) дата-кабель – он может вам понадобиться для прямого подключения к автомобильному порту только, если с Wi-Fi и Bluetooth доступом у вас на ноутбуке будут проблемы.

Ноутбук

Для быстрой экспресс-проверки систем машины в походных условиях более прост и удобен смартфон, а не ноутбук, но только последний позволит водителю овладеть диагностикой на серьезном уровне, с возможностью установки в дальнейшем профессионального диагностического софта.

Требований для самого ноутбука никаких особенных нет, кроме желательного наличия стандартного COM-порта (гнезда разъема RS-232 под дата-кабель) и какого-либо блока беспроводного доступа – лучше всего для этого подходит Bluetooth, а не Wi-Fi, т. к. именно блютуз-доступ имеют большинство популярных сканеров-адаптеров.

Конечно, проверять машину можно и по стационарному ПК, но ноутбук позволяет делать это в ходу, и он просто более удобен как небольшое, но мощное и самодостаточное устройство.

Если в вашем ноутбуке чего-то нет: COM-порта или Bluetooth/Wi-Fi, то проблему решат переходники, а также внешние беспроводные модули. Тут я посоветую не экономить на Bluetooth-адаптере и выбирать устройство из среднеценового сегмента, т. к. бюджетные модели маломощны и часто отказываются видеть сопрягаемые устройства.

Сканер

Сканер-адаптер имеет вид небольшого штекерного прибора, заключающего в себе основную чип-схему, а также блоки разъемов, передачи данных, сигнальную и иногда управляющую панель.

Сканер адаптирует потоки информации от бортового компьютера для их передачи в обычный, где она обрабатывается и выводится в читабельном виде.

Адаптеры бывают разные: некоторые, обычно это профессиональные или полупрофессиональные сервисные и дилерские сканеры, умеют работать только с какими-то конкретными марками авто. К примеру, сканер «Вася-Диагност» (с юмором разработчики оказались;-)) предназначен только для машин концерна «VAG».

Но нам более интересны мультимарочные адаптеры, умеющие работать с множеством марок авто. Тут несомненное первенство, как по универсальности, так и по соотношению цены/качества, держит уже упоминавшийся мной OBD-сканер «Smart Scan Tool» , основу которого составляет чип-схема ELM323/327.

Данный OBD-сканер адаптирован под практически все современные автомобили, возрастом до 20-и лет (начиная от 1996 г. выпуска). «Smart Scan Tool» продается по цене в районе 30 долларов и дает возможность ведения мониторинга в реальном времени со всех датчиков, фиксирования и исправления ошибок, а также настройки под себя всей системы машины.

На этом видео вы можете посмотреть работу с OBD-сканером ELM-327:

Программы

Программное обеспечение обычно поставляется вместе с адаптером, но его можно скачать и в интернете.

Функционал программ может быть очень разный. Вот некоторая часть того, что есть в большинстве приложений, для общего представления:

  • Выведение на экран базовых параметров и условий работы всех систем автомобиля;
  • Считывание кодов неисправности;
  • Расшифровка кодов ошибок;
  • Стирание ошибок после устранения их причины;
  • Определение и комментирование статуса ошибок;
  • Ведение всевозможных отчетов, журналов по неисправностям и техобслуживанию.

Как я уже говорил, подобных программ множество.

Вот те, которые снискали у автомобилистов наибольшую популярность:

  • «Uniscan» – это серия софта, применяемая для диагностической проверки практически любых автомобилей основных производителей (США, ЕС, Япония, Корея) возрастом не старше 2001 года выпуска: Ford, Chevrolet, Nissan, Toyota, KIA, Daewoo, BMW, Opel и др.
  • «Мотор-Тестер» – это очень мощная полупрофессиональная программа, с помощью которой можно диагностировать многие автомобили российского производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ и др.).
  • «Vagcom» и «Vag Tool» – две программы для диагностики машин относящихся к т. н. группе VAG (Фольксваген-Ауди-групп). Позволяет работать с такими марками, как Ауди, Сеат, Фольксваген, Шкода и др.

Как диагностировать машину через ноутбук

Все, что необходимо для компьютерной проверки вы уже знаете. Теперь осталось описать саму процедуру.

Вот, что вам нужно делать пошагово:

  1. Подготовьте все необходимое и соберите в машине (ноутбук, сканер).
  2. Включите ноутбук – на нем должна быть установлена одна из программ-автодиагностов.
  3. Найдите диагностический разъем в автомобиле – он может быть в разных местах (по всей приборной панели, а также под капотом), но обычно его располагают в районе рулевой колонки.
  4. Вставьте сканер в разъем и включите его (если требуется) – загорится индикатор подключения;
  5. Проверьте корректность Bluetooth-соединения и выполните сопряжение устройств – загорится индикатор готовности к работе;
  6. Откройте программу автодиагностики и подключите к ней поток данных от автомобиля. Если все корректно, то программа просигнализирует о том, что видит авто и начнет обработку поступающих данных, после чего выведет на экран основные параметры.
  7. Работая с интерфейсом программы задавайте команды на проверку, настройку или исправление того, что вам нужно, считывайте данные.
  8. При необходимости более глубокой проверки, сохраните коды выявленных ошибок в файл и проанализируйте их через какой-либо интернет-ресурс, например, через этот каталог , или через этот сервис .

Сама проверка по базовым параметрам ни у кого не вызовет затруднений, особенно при использовании OBD-сканера ELM327 , но для более глубокой диагностики нужно хорошо изучить возможности программы-автодиагноста и набрать некоторый опыт.

  • Имейте в виду, что длина дата-кабеля при автодиагностике имеет значение – чем она меньше, тем лучше. Зачастую, при длине кабеля в 5 м, сканер не работает или работает некорректно.
  • Перед использованием купленного сканера-адаптера внимательно прочитайте инструкцию по его эксплуатации.
  • При проведении диагностики, подключение и настройку сканера и ноутбука проводите при выключенном зажигании – включайте его уже после всех настроек, т. к. иначе есть риск повреждения бортового компьютера.

Заключение

Прочитав данную ознакомительную статью, вы поняли, что эра простого механического транспорта подходит к своему закату и без компьютерной диагностики полноценное техобслуживание автомобиля невозможно. Хорошая новость тут в том, что подобную проверку практически любой водитель имеет возможность сделать самостоятельно, экономя свои деньги и время.

Может кто-то уже освоил самостоятельную диагностику автомобиля через ноутбук и имеет какой-то практический опыт? Тогда это можно выложить в комментариях блога, за что посетители, уверен, будут признательны автору.

На этом я с вами прощаюсь до следующих публикаций. Не игнорируйте удобство подписки на блог – с ней вы не пропустите важных и интересных статей. Жмите социальные кнопки: хорошей информации в сети много не бывает, кто-то за нее вам обязательно будет благодарен.

Еще по теме:

Комментариев к статье: 75

    иван

    13.10.2016 | 21:20

    ты меня за интриговал. я хочу попробовать про диагностировать свою машину, попробую следовать твоим советам. результаты сообщу позже. только куда.

    1. Илья

      13.10.2016 | 22:08

      Лучше пиши сюда в комменты. Ещё есть вариант в обратную связь написать — ссылка «Контакты» в верхней части сайта.

      Сергей

      24.03.2018 | 14:38

      Здравствуйте! А есть у Вас информация для подключения ноутбука на автомобили opel vectra b 1.7 t.d.I 96год

    Слава

    07.01.2017 | 15:12

    Здравствуй я жду адаптер и переходник под ноутбук хочу попробовать поработать по диагностики автомобилей начну со своей потом посмотрим а пойдет

    Любовь

    06.02.2017 | 08:50

    Интересная и поучительная статья. Много интересного для себя узнала, всё понятно и доступно. Спасибо. Мы с мужем открыли СТО хочу заняться диагностикой машин.

    Сергей

    07.03.2017 | 08:40

    Здравствуйте! А есть у Вас информация для подключения ноутбука на автомобили Nissan, выпущенных до 2000 года и имеющих 14-контактную колодку диагностики Consult-1 ?

    виктор

    05.04.2017 | 05:48

    Здравствуйте. прочитал вашу статью все понравилось. также заказал диагностический сканер хочу научится этому делу. так как далеко живу от областного центра и не всегда есть возможность туда попасть и сделать диагностику. если все получится то и друзьям помогать. так же надеюсь на вашу поддержку если что будет не понятно.спасибо.

    Александр

    05.07.2017 | 19:31

    Спасибо за статью. Илья может подскажите, диагностику хочу проводить посредством ноутбука, но отсутствует COM-порт (драйвера будут прописываться), существует ли универсальный переходник USB-COM-Адаптер. Спасибо.

    1. Игорь (помощник Ильи)

      10.07.2017 | 12:19

      Здравствуйте, Александр.

      Если вы имеете в виду универсальный адаптер-диагност для всех автомобилей, то такого пока не существует. Диагностические же адаптеры, которые можно условно назвать универсальными, с подключением к USB-порту есть – адаптер KKL USB VAG-COM 409.1, к примеру (цена в районе 1 тыс. руб.). Этот адаптер диагностирует множество марок авто (включая отечественные и японские), но не все.

      Если вам не удалось найти для вашей марки/модели диагност-адаптер с подключением по USB-порту, то покупайте то, что найдете и подключайте диагност к ноутбуку через обычные гнездовые переходники. Например, адаптер-диагност, имеющий соединение через COM-порт, подключайте посредством переходника COM-USB. Таких устройств предлагается немало – стоит около 500 руб.

      Всего вам доброго, Александр.

    Олег

    22.08.2017 | 07:33

    Наконец-то!Долго искал столь подробной и доступной информации. Не против если использую статью с привязкой к первоисточнику?

    По поводу прогресса,

    работаю средним руководителем звена производствеа кабельно-проводниковых вязок на заводе VW и без малейшого сомнения скажу, то что для нас сейчас удивительно, через несколько лет будет стандартом. Проверка на ошибки и износ будет по умолчанию, так как вы проверяете свой компьютер антивирусом... Мы уже переступили порог эры электроники, и то то еще будет.

    Александр

    10.09.2017 | 10:02

    Скажите пожалуйста, какой адаптер следует преобрести для автомобилей Ford 1996 г. в., заранее спасибо.

    Игорь

    10.09.2017 | 11:51

    Подскажите, а можно русифицировать по Вашей схеме Ленд Ровер Ренж Ровер 2007гв,4,2?

    Евгений

    21.09.2017 | 21:29

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, это вот я все понял... купил elm327 usb , скачал проги, подключаюсь он все показывает. какие параметры ну в общем все... У меня вот такой вопрос... Диагностика это ведь смотришь параметры и нужно их с чем-то сравнивать???? прога показывает параметры. а куда смотреть в каких пределах эти параметры? нужно ведь на что то опираться... У меня рено меган 3 2011г.в.

    леонид

    07.10.2017 | 15:45

    несколько раз диагностировал VW на станции и в результате потерял время, деньги и веру в профессиональную диагностику. Теперь все делаю сам

    Владимир

    25.10.2017 | 17:20

    Добрый день. Подскажите, на Nissan Sunny 2000 года, кузов FB-15 не рейсталинг, какой сканер нужно?

    Arkadiy

    06.01.2018 | 15:26

    Проживаю в Германии, занимался ранее здесь же — ремонтом ходовой части некоторых автомобилей, ремонтом мопедов и мотоциклов, где не особенно требовался компьютер и комп диагностика. Сейчас — «приспичило» ... (с чего начать? — может не сразу покупать непонятные для чего — какие то разъемы для диагностики авто и мотоциклов к компу? (какие потребуются и не знаю)) покупка ноутбука не нужна наверно (он имеется — и не один).

    Вадим

    19.01.2018 | 16:36

    Добрый день. Хоту производить диагностику на своем паджеро 2 97 г. 3л бензин. Подскажите пожалуйста что мне для этого нужно? бук есть. За ранее спасибо.

    Алексей

    31.01.2018 | 17:39

    Здравствуй,подскажи пожалуйста,купил сканер для nissan14pin какую программу лучше использавать?и если можно ссылку где ее скачать?!

    Дмитрий

    28.02.2018 | 17:27

    Приобрел VAG-COM 409.1 USB KKL с переключателем линий (чип FTDI) в надежде иметь возможность диагностировать ЭУР на своей машине ВАЗ 21114 1.6 16 2006 года.Но при подключении оказалось что адаптер не видит ЭУРа. В чем может быть причина.

    Александр

    09.03.2018 | 16:45

    Добрый день. купил сканер OBD2 2.1 , подключаю его к ауди а 6 98г.в. пишет шкала заполняется на 80% и пишет не удалось связаться с ЭБУ.

    Игорь

    17.03.2018 | 16:57

    Добрый день,подскажите какой сканер нужен для Опель сигнум 2003 2.2 дизель.Заранее благодарен

    Сергей

    24.03.2018 | 14:54

    А есть у Вас информация для подключения ноутбука на автомобили опель вектра б 1.7 т.д.и 96г

    Евгений

    30.04.2018 | 08:27

    Я так понял сканеры отличаются по себе по напряжению бортового питания авто

    Сергей

    12.05.2018 | 10:51

    Какие параметры компа нужны для диагностики vag+can шнуром

    Феликс

    15.06.2018 | 22:49

    Геннадий

    13.09.2018 | 22:02

    Скажите пожалуйста какой сканер подойдёт к Крайслера 300м 2004 года

    Олег

    05.10.2018 | 19:02

    Доброго времени суток, такая проблема, при подключении диагностики к Январь 7.1 и виключеном зажигани, рабатает нормально, когда хочу сделать онлайн коректеровку карт, включаю зажигание и пропадаєт из ноута COM порт. Windows XP

    филя

    23.10.2018 | 07:45

    Максим

Каждый современный автолюбитель слышал про «компьютерную диагностику автомобиля», но не каждый из них полностью понимает всю суть процедуры. В основном, все знания ограничиваются пониманием, что такая диагностика помогает выявить некоторые неполадки в работе транспортного средства, а в некоторых случаях, можно подкорректировать работу сбойных узлов. Стоит отметить, что данные понятия не далеки от истины, но не описывают всего процесса. Поэтому, в данной статье, мы попытаемся разобраться с некоторыми нюансами.

Что такое протокол OBD?

Прежде всего, для удобной диагностики, необходим единственный разъем в автомобиле, позволяющий подключить специальное оборудование и провести быструю диагностику всех систем. Именно такой разъем, сейчас называют OBD-II. На самом деле, это не название разъема, а название стандартизированной системы диагностики и самодиагностики транспортного средства, которая устанавливается автопроизводителями в обязательном порядке. Хоть компьютерная диагностика и начала активно применяться лет 20 назад, история OBD началась еще в 50 годах на территории Соединенных Штатов Америки.

Именно в то время, правительство и некоторые организации озаботились об экологических проблемах, которые последуют из-за увеличения количества автомобилей. Поэтому, в правительстве начали принимать законопроекты. Нацеленные на ограничение количества выбросов вредных веществ в атмосферу. В свою очередь, автопроизводители старались исполнить все требования.

Но отсутствие единых стандартов и технических средств для диагностики и контроля выбросов, заставило автопроизводителей и правительство заняться разработкой различных диагностических систем. Отсутствие сложной электронной техники и особенно желания выполнять все требования, поспособствовали появление только простых систем, способных следить за количеством расходуемого топлива. Даже такие «простые» системы контроля за экологичностью автомобиля не работали должным образом, и не могли дать точных данных про экологичность отработанных газов. Поэтому, к 1970 годам, американский департамент за контролем воздушной среды и агентство по защите окружающей среды стали настаивать на разработке и внедрении новых диагностических систем в массовое производство автомобилей.

Стоит отметить, что General Motors первые начали разработку и внедрение собственной системы ALDL. Но данная система так и не получила массового распространения, даже на территории Америки, даже модифицированная версия протокола ALDL в 1986 году не обрела массовости. Только в 1991 году, благодаря разработке 1989 года калифорнийским департаментом за контролем воздушной среды нового протокола OBD, получилось обязать всех производителей автомобилей из США оборудовать новой диагностической системой все выпускаемые машины.

Обратите внимание, что все разработки диагностических систем, проводились с единственной целью - это контроль за соблюдением экологических норм. Поэтому. Первые версии OBD, могли следить только за составом выхлопных газов. Также, можно было определить неисправности в работе электронного зажигания и системе EGR (система рециркуляции выхлопных газов). Вся информация по неисправностям, выводилась на приборную панель при помощи сигнальной лампочки MIL (лампа индикации неисправности). Поэтому, назвать данную версию протокола, полноценной диагностической системой - невозможно. Даже с последующей модификацией, которая научилась сигнализировать о неисправностях отдельных элементов посредством мигания лампочки с определенной последовательностью - не исправила ситуацию.

И только в январе 1996 года, окончательно определились с американским стандартом OBD-II, запретив продажу новых автомобилей в Америке не укомплектованных данной системой. Главным нововведением, стало появление диагностического разъема. При помощи которого, появилась возможность подключать специальный сканер и диагностировать работу автомобиля. Но в основном, данная возможность применялась полицейскими, которых интересовало только соблюдение экологического закона. Но история развития данного протокола на этом не остановилась.

Следом за Соединенными Штатами Америки, похожие законы стали применять большинство стран. Так в 2001 году, был принят закон, по которому все новые автомобили продаваемые на территории Европы, должны были комплектоваться EOBD (европейская версия системы самодиагностики). В 2003 году, данному примеру последовала и Япония, введя обязательный стандарт для всех новых автомобилей JOBD.

К сожалению, это сверх краткая история развития диагностического стандарта. Для раскрытия всей темы, не хватит и одной отдельной статьи. Поэтому, перейдем к более практичному изучению OBD-II.

Что такое DLC?

DLC (Diagnostic Link Connector) – это название самого диагностического разъема, к которому подключаются сканеры. Стоит отметить, что сам разъем стандартизирован, и на всех автомобилях абсолютно идентичен. Сам разъем получил 16 контактных площадок, которые строго отвечают стандарту по своему назначению. К примеру, последний контакт, находящийся в самом конце второго ряда, напрямую подключен к аккумулятору и постоянно имеет +12 В, а четвертый контакт в верхнем ряду, обязательно заземлен на кузов автомобиля. Но есть некоторые различия, по стандарту, регламентируется назначение только 10 определенных контактов. Поэтому, автопроизводители могут использовать оставшиеся шесть по своему усмотрению.

Как упоминалось выше, система разрабатывалась для оперативной проверки экологичности автомобиля. Поэтому, по Американскому стандарту, разъем должен находиться в быстром доступе для водителя и быть не далее чем 60 см от рулевого колеса. Но это выполняется только в автомобилях для американского рынка. Раньше, в китайских и японских автомобилях, разъем мог находиться даже под капотом, но сегодня, как правило, DLC располагается в салоне автомобиля.

Но стандартизация разъема, не означает взаимозаменяемости диагностического оборудования. Дело в том, что различные производители могут использовать разные протоколы обмена данными между оборудованием и системой OBD-II. На сегодняшний день, используется пять разновидностей протоколов, что приводит к различным нюансам на практике.

Теперь стоит понять, на что же способна компьютерная диагностика на самом деле.

Что можно продиагностировать?

Обратите внимание, что использование дешевого китайского сканера и считывание нескольких ошибок с бортового компьютера - это не диагностика, и даже не похожа на нее. На самом деле, диагностику проводит человек в паре со специальным оборудованием. Поэтому, и оператор, и оборудование должны иметь специальные навыки или возможности для проведения точной компьютерной диагностики. Теперь разберем, из чего состоит правильная компьютерная диагностика:

1. Предварительный сбор информации.

2. Считывание ошибок из бортового компьютера.

3. Изучения данных в реальном времени.

4. Изучение данных при эксплуатации в реальном времени.

5. Изучение полученных данных и сравнение их с эталонными.

6. Проведение тестов оборудования.

7. Продолжение диагностики автомобиля с использованием обычных инструментов.

8. Логирование плавающих ошибок.

Согласитесь, список далеко не маленький, и подразумевает большое количество работы. Но а теперь. Пройдемся по каждому пункту из списка отдельно.

Предварительный сбор информации

Естественно, перед тем как проводить любую диагностику, компьютерную или обычную, хороший мастер тщательно опросит владельца автомобиля о подозрительных моментах. Именно данный этап помогает сконцентрироваться и выделить особо важные участки для диагностики. Получив предварительную информацию по возможным неисправностям, мастер быстрее и точнее выполнит поставленную задачу.

Данное действие можно сравнить с обычным лечением в хорошей больнице. Ни один врач не начнет лечение до опроса больного. Поэтому, к данному этапу лучше относиться со всей возможной серьезностью, и вспомнить все подозрительные моменты при эксплуатации автомобиля.

Считывание ошибок из бортового компьютера

После всех подготовительных мероприятий, можно переходить к началу компьютерной диагностики. Для этого, необходимо подключить компьютер к штатному DLC разъему автомобиля, и подождать пока фирменная программа соединиться с бортовой сетью автомобиля.

Каждая диагностическая программа от различных брендов отличается, но имеет похожие функции. Поэтому, мы не станем отдельно останавливаться на обзоре программного обеспечения.

После успешного подключения, появляется стартовый экран. На котором можно увидеть общую информацию о состоянии транспортного средства. Показывается самая разнообразная информация, от показателей одометра (которые легко «скручиваются» умельцами), до показателей пробега каждого важного узла (что сбросить сложнее), или можно увидеть даты и пробег, когда автомобиль проходил официальное ТО. Также, на экране будет показана информация о номере кузова, двигателя и т. д.

Тут стоит сделать отступление, если вы считаете, что автомобиль работает в штатном режиме, и на приборной панели не загорается ни одна лампочка, предупреждающая о неисправности, то не значит, что все элементы автомобиля функционируют без ошибок. Поэтому, стоит периодически проходить компьютерную диагностику на специализированных станциях технического обслуживания. Это поможет выявить неисправности на ранних стадиях, и обойтись «малой кровью» при ремонте автомобиля.

На вкладке «Ошибки», можно просмотреть весь список произошедших сбоев оборудования автомобиля. При этом, в дополнительных свойствах, будут описаны параметры машины, при которых возникла данная ошибка. К примеру, в описании будет записан пробег когда она произошла, текущая скорость, обороты коленчатого вала в минуту, напряжение аккумуляторной батареи и сколько раз она возникала.

Данная информация поможет опытному мастеру разобраться в причинах возникновения сбоя. Ведь сама неисправность могла возникнуть из-за неполадок в другом узле. Но некоторая часть «диагностов», не владеющая специальными знаниями и навыками, предлагают полностью менять узел, в котором произошла ошибка. Тем самым надеясь на удачу.

Изучения данных в реальном времени

Этот раздел в программе применяется для диагностики автомобиля, позволяющий отслеживать показатели всех датчиков и устройств в реальном времени, и следить за их работой при определенных действиях с автомобилем.

К примеру, можно посмотреть на «правильность» работы электронной педали газа, или проседание напряжения в бортовой сети при включении кондиционера.

Также, эти данные можно просматривать во время движения, что позволит точно определить действия, при которых проявляется неисправность. А опытный мастер, способен быстро определить поломку при такой полноте данных от бортовых систем автомобиля.

Изучение полученных данных и сравнение их с эталонными

Эта работа уже не связанная с использованием диагностического оборудования. Она заключается в том. Что бы сравнить всю полученную информацию с эталонными показателями от производителя. К примеру, узнав напряжение на одном из датчиков, можно его сверить с эталонным, что даст уверенность в исправности питания или работы датчика.

Проведение тестов оборудования

Данный пункт позволяет протестировать или включить отдельные узлы автомобиля вне зависимости от других факторов. Это позволит убедиться в его работоспособности. К примеру, можно запустить вентилятор радиатора в не зависимости от температуры мотора, то есть, если автомобиль перегревается, то мы уже уверены, что электродвигатель вентилятора и его питание не являются причиной этому.

Продолжение диагностики автомобиля с использованием обычных инструментов

Данный пункт, применяется для подтверждения или опровержения предварительных выводов. Сделанных на основе проведенной компьютерной диагностике. К примеру, если диагностика показала снижение напряжения в определенном узле. То при помощи мультиметра, можно детально выяснить, на каком участке это происходит.

Также., в данную категорию можно отнести проверку состава выхлопных газов, проверку работоспособности форсунок или давления в топливной системе, и еще много различных способов перепроверить или уточнить данные от компьютерной диагностики.

Поэтому, можно сделать вывод, что хороший мастер, не побрезгует испачкать руки, самостоятельно перепроверить состояние датчиков или проводки. Может понадобиться подключение дополнительного оборудования, или замена некоторых датчиков или других элементов систем автомобиля.

Логирование плавающих ошибок

Это один из самых интересных моментов компьютерной диагностики. Думаю. Многие автолюбители сталкивались с ситуацией, когда в автомобиле, периодически проявляется какая либо неисправность, но по приезду на СТО, мастера не могут найти поломку. А все потому, что автомобиль иногда работает неправильно, а при проведении диагностики, все узлы работают исправно.

В таком случае, применяется специальное устройство, которое подключается к диагностическому разъему, и постоянно записывает все данные поступающие с него. Это позволяет в реальной обстановке выявить момент появления неисправности и сам сбой в узлах машины. При этом, все действия происходят в автоматическом режиме, и абсолютно не влияют на работу автомобиля.

Зачастую. Такой аппарат устанавливают на специализированном СТО и отправляют водителя на некоторое время по своим делам, пока не соберется достаточно данных для выявления неисправности.

Вывод

Все, что было сказано выше - это только часть от всего процесса диагностики. По данной тематике, можно еще написать несколько статей на тему различных протоколов, кодов ошибок и их классификации у разных производителей, или о различном оборудовании и способах подключения к диагностическим разъемам. Но суть компьютерной диагностики автомобиля, была раскрыта, и можно сделать кое-какие выводы.

Одним из основных выводов, стало понимание о том, что диагностика автомобиля не такая простая процедура, как казалась. При выборе мастера или СТО, стоит тщательно изучить отзывы, и пронаблюдать за действиями диагноста. Но если, Вам сразу начинают предлагать замену узлов автомобиля, то стоит бежать от таких мастеров и искать более подходящие варианты.

В данном вопросе, не стоит надеяться и на официальные станции технического осмотра. Они практически всегда советуют менять детали в сборе, не стараясь разобраться в причинах неисправности. Конечно, если автомобиль находится на гарантийном обслуживании, то пусть меняют хоть все узлы, но платить десятки тысяч рублей из-за плохого контакта на одном из проводов, или попавшей грязи куда-либо - не стоит.

На дворе уже 2014 год и 21 век. Не пора ли сделать так, чтобы наши автомобили были такими же умными, На самом же деле наши машины (ваш автомобиль) по разумности, по многозадачности (функциональности) и многому чему другому не уступают(ет) ни в чем нашим (вашему) смартфонам (смартфону). Любой современный автомобиль каждую секунду генерирует огромное количество цифровой информации, которую большинство из нас не осознает, не ощущает и о которой даже не догадывается.

Но, при наличии у вас определенного недорогого оборудования и необходимых Вы сможете использовать все эти данные для экономии того же топлива автомобиля, также узнать о том, где припаркован Ваш автомобиль и даже сделать диагностику своему автомобилю в том случае, если на приборной панели автомашины загорелся значок "Чек двигателя".

Что Вы от этого получите.


Большинство автомобилей с начала 1980-х годов имеют бортовые компьютеры, которые снабжены бортовым диагностическим разъемом (OBD). Начиная с 1996 года во многих автомашинах стали появляться новые дополнительные разъемы с современным стандартом подключения OBD-II, которые стали совместимы с любыми персональными компьютерами. Стоит отметить, что в те еще времена с данными блока управления автомобилем или двигателем мало что можно было бы серьезного предпринять (сделать), тем-более с помощью тех обычных ПК. Для того, чтобы сделать в то время анализ данных с электронных систем автомобиля, необходимо было иметь дорогостоящее профессиональное оборудование. Но к нашему счастью мы сегодня все живем уже в будущем по отношению к прошедшему (тому) времени.

Благодаря тем же данным, которые постоянно генерирует компьютер современного автомобиля, можно отслеживать с помощью установленных специальных приложений на смартфоне все что угодно. Эти программы помогут сделать Ваше управление автомашиной более лучшим и позволят вам сэкономить даже деньги.

Вот пример некоторых данных, которые можно получить на смартфон:


Отслеживание эффективности вождения для экономии топлива: -многие из нас (вас) во время вождения слишком резко тормозят, или слишком быстро разгоняются, или часто ездят на повышенных оборотах двигателя. Подобная манера управления машиной повышает потребление топлива. Такие программы для смартфонов как "Dash" и "Automatic" помогут и подскажут Вам, что вы должны изменить в своей манере вождения, чтобы добиться в дальнейшем существенной экономии топлива. Так же эти приложения помогут Вам (водителям) высчитать свои расходы на топливо при поездках на определенное установленное расстояние.

Также, помогут узнать, где припаркован Ваш автомобиль: -Такие программы как "Dash" и "Automatic" предназначенные для смартфонов или планшетов помогут узнать, где Вы припарковали свой автомобиль (если вы вдруг забыли). В интеграции с картами "Google" Вы сможете не просто узнать, где стоит Ваш автомобиль, но и даже уточнить а далее проложить короткий путь к машине. На первый взгляд такая возможность программы покажется абсурдной. Но не спешите так думать, по статистике 30% автомобилистов при посещении крупных торговых центров как правило, просто забывают о том, где припарковали свой автомобиль. Такая вот друзья статистика.

Узнать причину появления значка двигателя (символа) "Check": - . Не смотря на то, что большинство серьезных поломок автомобиля, которые становятся причиной появления требуется квалицированная помощь автомеханика, то с помощью смартфона и специальной программы Вы сможете некоторые некритичные и не представляющие опасности ошибки приведшие к появлению , просто сбросить. Подключившись таким образом к OBD разъему компьютера автомобиля Вы для себя сможете узнать, что пошло не так и что привело к появлению значка "ошибки двигателя", а далее сможете предпринять все необходимое, чтобы убрать эту ошибку.

Вот несколько конкретных шагов, что необходимо сделать для того, чтобы сделать диагностику своему автомобилю самостоятельно и узнать о нем всю информацию, которая скрыта от Ваших глаз и хранится в компьютере.

Шаг первый: Установите OBD-адаптер.


Чтобы приступить к самостоятельной диагностике своего автомобиля Вам необходимо купить (понадобится) "Bluetooth" адаптер "OBD, OBD-II или iOBD" (в зависимости от года выпуска вашего транспортного средства, от его марки и модели). Сегодня на Российском рынке представлено огромное количество различных беспроводных адаптеров, а именно, начиная от дешевых стоимостью по 700 рублей и заканчивая более дорогими стоимостью около 2 тыс. рублей .

Наиболее надежные и более дешевые "OBD-II Bluetooth" адаптеры лучше всего заказать за рубежом. К примеру, через интернет-магазин "Amazon ".

Обращаем ваше внимание, что в сети интернет существуют отзывы о пользовании этими адаптерами. Некоторые пользователи например заверяют, что если адаптер включен в сеть автомобиля, то при выключенном зажигании определенные модели таких адаптеров сажают сам аккумулятор автомобиля. Поэтому мы заранее советуем, приобрести сразу несколько моделей адаптеров, чтобы выбрать для себя оптимальный вариант.

Более дорогие модели адаптеров (к примеру вот этот , стоимостью 69 долларов США) как правило не разряжают аккумулятор автомобиля. Так же эта самая модель предусматривает еще и более быстрое обновление данных и передачу их на смартфон. Стоит также здесь отметить, что не все адаптеры совместимы с большинством приложений для смартфонов. Так например, программа "Automatic" требует для себя специальный адаптер "OBD-II".


После того, как Вы выбрали и приобрели адаптер который собираетесь использовать для подключения своего смартфона, то для вас не составит особого труда установить его в специальный разъем в автомобиле. В большинстве автомобилей подобные разъемы как правило находятся под приборной панелью в салоне автомобиля, либо под рулевым колесом. К нашему сожалению, мы не можем дать Вам универсального совета-ответа, где точно может находиться этот разъем, так как на разных марках и в различных моделях машин эти разъем располагается в разных местах.

Для того, чтобы точно узнать месторасположение интерфейса для подключения "OBD адаптера" обратитесь к руководству по эксплуатации автомобиля.

Когда Вы нашли месторасположение диагностического разъема в своем автомобиле, то подключите к нему ваш "OBD адаптер". Большинство современных адаптеров оснащены светодиодной или звуковой индикацией, которая сообщает о правильном подключении его в электронную сеть автомобиля.

Если Вы купили адаптер вместе с приложением (к примеру с программой "Automatic"), то прочитайте и ознакомьтесь с инструкцией к адаптеру, чтобы убедиться для себя о правильности такого подключения.

Шаг второй: Установите необходимые приложения на смартфон или на планшет.

Существует целый ряд , которые могут отслеживать данные с автомобиля с помощью "OBD". К нашему сожалению, мы не можем описать здесь полный список подобных существующих программ в связи с их огромным разнообразием. Предлагаем своим читателям несколько таких программ, которые на наш взгляд являются на сегодня наиболее полезными и достаточно интересными.

"Dash" (Бесплатно, Android / IOS скоро).

"Dash" выделяется из множества программ и считается самой полезной, поскольку это не только хорошо продуманное приложение, но и еще она совместима с большим количеством поддерживаемых типов и моделей адаптеров. На данный момент эта программа доступна для и планшетов, которые работают на базе системы "Android". Но пользователи продукции "Apple" могут подписаться на бета-версию программы для системы "IOS". По предварительным данным данная программа будет доступна для скачивания на "IOS" уже до конца этого года.

Преимущества:

- Показывает данные в реальном времени . Можно видеть с какой скоростью Вы двигаетесь на машине, какая температура двигателя на вашем автомобиле, кокое напряжение аккумулятора и много другой информации, которая не доступна для вас на приборной панели автомобиля.

- Поддерживает и запоминает историю поездки . Вы можете увидеть историю Ваших поездок со всеми сопутствующими данными (время в пути, средний расход и на какую сумму вы израсходовали топливо).

- Позволяет узнать, где припаркован автомобиль . Когда Вы выходите из машины, то можете зафиксировать местонахождение (местоположение) машины, чтобы при выходе из того места куда Вы приехали нажать кнопку поиск и сразу узнать, где Вы оставили свое автотранспортное средство, а также вместе с тем узнать и короткий путь до парковочного места своего автомобиля.

Недостатки:

- К большому сожалению, программа пока доступна только для пользователей устройств с системой "Android" . Пользователям устройств "Apple" на базе "IOS" придется подождать до конца года, когда программа станет доступна для скачивания.

- Еще к нашему сожалению, данная программа "Dash" не поставляется со своим фирменным адаптером , как например тоже приложение "Automatic". Поэтому каждому пользователю самому придется выбирать для себя путем проб и тестирования именно тот адаптер, который будет надежно и качественно работать с его автомашиной и с приложением, а не разрежать аккумуляторы смартфона и автомобиля.

"Automatic" ($99, Android / iOS).


Если Вы не хотите самостоятельно пользоваться анализом многих получаемых данных от автомобиля и готовы потратить 100 долларов США, то приложение "Automatic" будет являться для вас отличным решением, которое само будет обрабатывать данные получаемые с диагностического разъема "OBD".

При первом открытие данного приложения программа сама будет помогать Вам на каждом этапе в процессе ее установки. Далее программа самостоятельно начнет отслеживать, как Вы управляете автомобилем. И если Вы что-то делаете неправильно, то она сразу подаст звуковой сигнал. В данном приложении имеется правда не так уж и много настроек. К нашему сожалению разработчики наверно поленились сделать программу, которая принимала бы данные с автомобиля в реальном времени (что наверное было бы хорошо, когда Вы непосредственно находитесь за рулем). Эта программа продается вместе с адаптером.

Преимущества:

- Простота . Программа "Automatic" самая простая в использовании из всех имеющихся. Нет наверное ничего проще. Когда Вы запускаете приложение на экране смартфона, то вам тут- же показывается виртуальная приборная панель автомобиля. Еще один экран в программе отображает следующее, а именно, подключен ли адаптер к самой сети автомобиля. Следующий экран отображает полную сводку ваших поездок.

- Никаких проблем с совместимостью . "Automatic" позволяет водителю не беспокоиться о совместимости самой программы с адаптером, поскольку эта программа продается вместе с адаптером, который в любом случае совместим с вашей операционной системой смартфона или планшета.

- Не отвлекает от управления автотранспортным средством . В то время как, все подобные приложения во время движения сообщают Вам о различных поступающих данных, то приложение "Automatic" практически не отвлекает водителя от . Все данные обрабатываются не в реальном времени, а именно, как только Вы , то приложение тут-же обработает все поступившие данные о поездке и сразу сообщит (покажет) Вам.

Недостатки:

- При цене в 99 долларов США приложение можно считать самым дорогим . В то же время простота и удобство использования приложения нивелирует его дорогую стоимость. Но тем не менее, не все водители смогут потратить на приложение эту сумму. Ведь заплатив за него больше - Вы получаете меньше. В то же время Вы уже не сможете использовать с этой самой программой собственный "OBD адаптер". Но с другой стороны, если Вы все-же хотите использовать и приложение "Dash" и приложение "Automatic", то Вам в таком случае по-любому понадобится второй адаптер.

- Мало информации . С помощью данного приложения Вы не сможете узнать реальную температуру двигателя или уровень напряжения аккумулятора. "Automatic" не предоставляет таких больших возможностей, чтобы вы смогли узнать как можно больше информации с бортового компьютера . Для получения более подробных данных с компьютера Вам необходимо скачать другие приложения.

"Torque" (Бесплатно / $4.95 Pro , Android).


Приложение "Torque", что в переводе на русский язык означает "Крутящий момент" относится к профессиональным диагностическим программам. Данное приложение предоставляет Вам возможность узнать о работе двигателя автомобиля достаточно большое количество различной информации. Любопытно другое, что эти бесплатная и платная версии имеют разные интерфейсы (естественно платная версия выглядит лучше). Но тем не менее, бесплатная версия вполне функциональна.

Преимущества:

- Информация на профессиональном уровне . Ни приложение "Dash" и ни программа "Automatic" не покажут Вам данные, которые сообщает датчик корректировки топливо-отдачи. Если для Вас важны очень многие показатели автомобиля, что ранее были доступны только профессионалам на крупных специализированных автосервисах, то приложение "Torque" будет отличным решением для установки на ваш смартфон.

- Широкая аппаратная поддержка . "Torque" работает с широким спектром "OBDII адаптеров", а также и с некоторыми образцами разъемов введенных еще до 1996 года. Если у Вас старый автомобиль, то эта программа для самостоятельной диагностики автомобиля будет просто незаменима.

Недостатки:

- Трудный интерфейс . Приложение имеет трудный неинтуитивный интерфейс. У нее не логичное меню и сохранение данных, а также трудный поиск необходимого значения.

- Полная версия платная . Трудно назвать стоимость программы в 5 долларов США большой. Но из-за неуклюжего и неудобного интерфейса пользование данной программой может расстроить многих водителей, которые потратят так сказать деньги зря и купят себе платную версию. Мы советуем Вам скачать лучше бесплатную версию.

Существует еще много различных приложений для считывания информации с компьютера автомашины для "IOS" и "Android". Установив несколько приложений на свой телефон и купив заодно сразу несколько адаптеров, Вы таким образом сможете получить для себя безграничное число информации, которая скрыта от Вас во время вождения автомобиля.

Шаг третий: Сесть за руль.


После того, как Вы установите адаптер "Bluetooth", адаптеры "OBD, OBD-II" или "iOBD" в автомобиль, а также и приложения на смартфон или планшет, Вам пора сесть за руль. "Dash" и "Automatic" будут отслеживать ваши поездки в фоновом режиме и будут анализировать Ваш стиль вождения. Таким образом Вы будете получать индивидуальные оценки за ваше управление машиной. Приложения подскажут Вам оптимальную манеру вождения для более эффективного расхода топлива.

Как Вы видите друзья на фотографии выше, программа сама отслеживает Ваш путь маршрута, также отслеживает как долго и сколько Вы ехали, и естественно отслеживает сколько топлива Вы потратили на поездку. И еще, программа покажет Вам ориентировочную цену стоимости потраченного автомобилем топлива.

Программа "Dash" позволяет Вам добавлять дополнительную информацию и делать заметки, которые Вы лично от себя пожелаете добавить, например, такие, как фотографии, сделанные во время поездки, или ваши личные заметки о том, с кем Вы ехали по тому или иному маршруту, используя при этом различные приложения, предлагающие получение вами с автомобиля различных данных. Каждая программа, как вы уже убедились, предлагает несколько эксклюзивных параметров не доступных в других или иных приложениях. Скачав все их на телефон они станут для Вас в последующем просто сокровищем по тому количеству информации, которую Вы сможете получать и получить с электронного блока управления автомобилем и двигателя. Вы не просто получите полезную информацию, но и сможете в долгосрочной перспективе сэкономить значительные деньги на топливе.

Обратите свое внимание на то, что сегодня существует большое количество приложений для смартфонов, предназначенных для полной профессиональной диагностики всех электронных систем автомобиля. Во многих приложениях, чтобы самому разобраться в их интерфейсе, не составит особого труда.

Многие эти программы помогут водителям самостоятельно получать данные с электронных систем автомобиля, которые ранее Вы могли получить только при поездке на диагностику в автосервис.

Все большее количество автолюбителей в ремкомплект включают различные приборы для диагностики своего автомобиля. Это позволяет сэкономить время и деньги на дорогостоящие ремонты, увереннее чувствовать себя за рулем во время дальних путешествий.

Особенно важно правильно выбрать тип диагностического устройства, освоить методику компьютерной диагностики и применения ее результатов.

Что такое компьютерная диагностика транспортного средства

Компьютерная диагностика автомобиля предполагает подключение к ТС через определенный интерфейс персонального компьютера и последующее определение неисправного узла.

Попробуем по частям рассмотреть предыдущее определение.

Автомобиль

Современный автомобиль это не только колеса, кузов, двигатель и другие механические части. С точки зрения электрика – это сложный электронный комплекс оборудования.

Если разбить все электрооборудование автомобиля на отдельные элементы, оно включает:

  • систему управления двигателем;
  • блок управления тормозной системой (ABS);
  • блок управления системой защиты водителя (подушки безопасности – SRS);
  • систему управления кузовом (блок комфорта, кондиционер, управление световыми приборами и т.д.);
  • систему защиты автомобиля от несанкционированного доступа (сигнализация, иммобилайзер);
  • блок связи (CAN-шина);
  • дополнительное оборудование.

По существу, каждый их этих блоков представляет микрокомпьютер, в котором есть датчики и исполнительные устройства. Например, в блоке управления двигателем есть датчики коленвала, распредвала, расходомер и другие. В качестве исполнительных устройств – инжекторы, регулятор холостого хода и прочие. Управление ведется непосредственно блоком управления конкретного механизма.

Все блоки связаны между собой шиной данных, которая осуществляет согласованную работу узлов автомобиля.

Каждый из блоков имеет подключение к диагностическому разъему. По нему можно:

  • собирать данные о неисправности отдельных элементов схемы;
  • производить оперативный контроль в процессе работы устройств (угол опережения зажигания, время впрыска и т.д);
  • перепрограммировать отдельные блоки.

Интерфейс

Собственно это и оборудование для диагностики. Оно включает:

  • диагностический разъем;
  • кабель для подсоединения к диагностическому прибору;
  • диагностическое устройство;
  • систему команд согласования с компьютером (протоколы обмена).

Компьютер

Обычно для самостоятельной диагностики автомобилей используют ноутбуки, планшеты, смартфоны (не следует забывать, что современный телефон это тот же персональный компьютер).

В некоторых профессиональных и полупрофессиональных приборах для диагностики интерфейс и компьютер совмещены в отдельный блок.

Компьютерная диагностика авто выполняет следующие функции:

  • считывание кодов ошибок отдельных устройств автомобиля;
  • стирание ошибок;
  • расшифровку кодов ошибок (не все диагностические устройства);
  • оперативный контроль систем автомобиля в реальном времени (проще говоря, на заведенном двигателе измерение углов зажигания, потребления топлива и т.д.);
  • привязку некоторых замененных узлов (не все диагностические устройства);
  • перепрограммирование (прошивку) устройств автомобиля (профессиональные диагностические устройства).

Как выбирать приборы для диагностики автомобилей своими руками

При выборе приборов для самостоятельной диагностики автомобилей следует руководствоваться следующими соображениями:

1. Маркой автомобиля, который вы хотите обслуживать .

Автомобили до 2000-го года выпуска подключаются к OBD-разъему только через переходник, если подключаются вообще.

В автомобилях 2000-2005 г.в. возможна неполная диагностика, нет смысла покупать навороченную диагностику.

Если вы планируете производить компьютерную диагностику для нескольких автомобилей, следует остановить выбор на универсальном приборе. В сопроводительной документации диагностических устройств обычно указывается, для каких автомобилей они предназначены. Есть одномарочные (обычно дилерские) приборы для диагностики автомобилей.

Очень профессиональное, простое в пользовании и недорогое диагностическое устройство автомобилей VAG-группы (AUDI, VW, SEAT, SKODA), в русской версии именуемое «Вася диагност».

2. Уровнем своей компетентности .

Нет смысла покупать оборудование для диагностики автомобилей через компьютер, если у вас нет ноутбука. В этом случае можно приобрести адаптер для Android или диагностику со встроенным дисплеем.

Также не рационально приобретать профессиональный Launch, если не умеете заниматься перепрошивкой, а то таких бед можно натворить!

3. Решаемыми задачами .

Если вы планируете проводить диагностику автомобиля своими руками с помощью смартфона в качестве тестера для определения неисправного узла в процессе эксплуатации, возможно, вам подойдет простенький ELM327 адаптер:

Если вы решили регулярно заниматься ремонтом своего и соседских авто, лучше приобрести AUTOCOM.

Что нужно для диагностики автомобиля через ноутбук или смартфон

После того, как вы определились с выбором и приобрели прибор для диагностики автомобилей своими руками, необходимо установить программное обеспечение.

Не всегда это просто. Следует четко следовать прилагаемым к устройству инструкциям. Бывает, после неграмотной установки обеспечения, даже деинсталлировав программу и почистив реестры, заново на этот диск она уже «не ляжет».

При проведении компьютерной диагностики автомобиля крайне желательно иметь простой мультиметр (тестер). Если диагностика показала на неисправность какого-то узла, не надо сразу спешить покупать новый. Возможно, есть обычный обрыв электропроводки, идущей к нему.

Для того, чтобы полностью владеть информацией об автомобиле, необходимо иметь принципиальную электрическую схему. Ее можно найти в руководстве по ремонту и эксплуатации конкретного автомобиля.

Также есть компьютерные программы, в которых содержаться такие данные. Наиболее популярные – AUTODATA, TOLERANCE, ELSA. Их также желательно установить на компьютер, если есть определенные знания в электротехнике.

Если вы приобрели с помощью смартфона на базе Android, также необходима установка программного обеспечения. Для ELM327 это условно бесплатная программа TORQUE.

Для других диагностических устройств программы можно скачать на официальных сайтах.

Но не попадитесь на удочку! На китайских сайтах продаются полупрофессиональные LAUNCH LITE по смешным ценам. А вот чтобы активировать программу необходимо заплатить совсем несмешную цену, а потом еще и платить абонплату. К тому же, проверьте достаточно ли программной мощности вашего смартфона для работы с таким программным обеспечением.

Порядок выполнения диагностики

В-принципе, общий порядок проведения самостоятельной компьютерной диагностики автомобиля с помощью ноутбука или смартфона на Android одинаковый. Есть лишь некоторые технические отличия, связанные с сопряжением устройств.

Через ноутбук

1. Подключение автомобиля к прибору для диагностики

Диагностический разъем в автомобилях после 2005 г.в. расположен в районе досягаемости водителя в салоне. В 80% случаев это возле его левого колена. Если его там нет, можно посмотреть под рулем, под пепельницей, в районе центральной консоли. Самый надежный способ поиска – «погуглить» в Интернете где он спрятался.

Хуже обстоит дело, если у вас автомобиль до 2000-х годов выпуска. Тогда разъем будет, скорее всего, под капотом. Причем он будет не OBD-II. В таком случае придется покупать специальный переходник. Стоит он в районе 1000 рублей.

2. Программное соединение

Загружаем диагностическую программу на ноутбуке. За исключением ELM327, каждое диагностическое устройство имеет собственное программное обеспечение. Но общий принцип работы всех программ един. Их за пару минут может освоить любой школьник, особенно если оно русифицировано.

На первом этапе выбирается марка транспортного средства, год выпуска.

Для проведения OBD-диагностики двигателя этот пункт можно пропустить. Затем запускается сканирование ошибок.

3. Считывание ошибок

В процессе считывания ошибок, как правило, на диагностическом устройстве будет моргать светодиод.

Самый неприятный момент – программа выдала сообщение «Нет связи с автомобилем».

Проверьте качество всех кабельных соединений и снова запустите диагностику. Если сообщение выдано вторично, тогда необходимо выполнить контроль напряжения бортовой сети автомобиля, проверить все предохранители, в первую очередь расположенные под капотом.

Предохранители следует проверять в вынутом с гнезда состоянии и не на просвет, а с помощью прозвонки мультиметром.

Если соединение прошло успешно, то появляется сообщение о кодах ошибок. Большинство диагностик сразу приводит их расшифровку. Их необходимо сразу переписать на лист бумаги .

Ошибки делятся на две категории: действующие и переменные. Переменные это те, которых сейчас нет, но когда-то появлялись, возможно, вы меняли датчик без отключения зажигания или был сбой по питанию.

После удаления ошибок переменные ошибки удаляются, остаются только постоянные.

Иногда все ошибки удаляются вообще, и автомобиль начинает жить нормальной жизнью. Это часто бывает с ошибками ABS. Но не спешите радоваться. Проедете километров 20 и они снова появятся.

Диагностика автомобиля с помощью смартфона

Основное отличие диагностики на смартфоне – процесс связи с устройством. Она осуществляется через Bluetooth или wi-fi канал. Поэтому необходимо на телефоне открыть этот канал связи, затем включить зажигание и запустить сканирование ошибок.

Видео — диагностика автомобиля своими руками с помощью смартфона:

Расшифровка кодов ошибок

Этот процесс обычно не вызывает труда. Если сканер самостоятельно не производит расшифровку, всю необходимую информацию можно найти в сети Интернет. OBD-коды выложены в тысячах первоисточников.

Специальные коды можно найти в поисковиках, введя в строке поиска, например, «код ошибки P1107 Citroen Xara 2 2003 2,0 HDI». Можно немного сократить в марке авто, но по двигателю информацию лучше дать полнее.

Вы получите много информации по расшифровке кода, она у всех будет одинаковая. А вот информация по методам устранения будет различная и не следует верить всем. В большинстве случаев она будет выложена в различных любительских блогах.

Есть профессиональные сайты и форумы автовладельцев, где можно найти полезную информацию по темам как провести диагностику автомобиля самому. Им можно доверять, но лучше лишний раз перепроверять найденную информацию.

Устранение ошибок

Это самый сложный этап. Еще раз повторимся: сразу не меняйте устройство, на которое показала ошибка. Еще хуже обстоит дело с ошибками по кузову.

Если у вас неисправен, например, задний правый поворот, то диагностика и выдаст «неисправность правого указателя поворотов». Так это и так ясно, и никакое стирание ошибок не заменит вылетевший предохранитель, лампочку или обрыв провода.

В первую очередь проверьте предохранители. Лучше проверять не все оптом, а конкретных узлов, на которые показала диагностика. Для этого можно найти схему предохранителей конкретного авто в интернете или в руководстве по эксплуатации.

Затем проверьте качество разъемов к конкретному устройству. Впрыскните в них силиконовую смазку, она выталкивает влагу.

Лучше всего, по схеме прозвонить, есть ли соединение, например, датчика коленвала с блоком управления двигателем. Опыт показывает, что в половине случаев основная причина неисправностей в электрике «нет контакта там, где он должен быть, и есть, где не должен».