Электродвигатели системы охлаждения авто. Как устроена система охлаждения автомобиля? Основные неисправности системы охлаждения

Радиатор, вентилятор, водяной насос, термостат, рубашка охлаждения, датчик температуры и патрубки.

2. Основные технические параметры узлов и агрегатов системы охлаждения, обеспечивающие работоспособность системы.

Охлаждающая способность радиатора, производительность вентилятора и водяного насоса, температуры открытия и закрытия клапана термостата, охлаждающая способность рубашки охлаждения, работоспособность датчика температуры, герметичность всех элементов системы,

3. Причины изменения технических параметров, как элементов системы, так и ее в целом.

Накипь в рубашке охлаждения и в радиаторе, неисправность термостата и датчика температуры, отказ в работе вентилятора и водяного насоса, негерметичность системы, засорение радиатора и рубашки охлаждения.

4. Диагностические признаки их параметры.

Перегрев или переохлаждение двигателя, разность температур в нижнем и верхнем бачке радиатора, медленный или быстрый нагрев двигателя при запуске, температура открытия и закрытия термостата, подтекание охлаждающей жидкости.

5. То и ремонт

Промывка системы и освобождение от накипи, замена неисправных узлов и агрегат и др.

При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя температу­ра газов достигает 2500°С, а в среднем при работе двигателя состав­ляет 800... 900°С. Это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к заклиниванию поршней в цилиндре, обгоранию голо­вок клапанов, выгоранию смазки, выплавлению вкладышей подшипников и другим неисправностям. Для предупреждения этого в двигателе необходимо поддерживать определенный тепловой режким, что обеспечивается системой охлаждения, которая служит для отвода излишнего тепла от нагретых деталей. В системе охлаж­дения температура охлаждающей жидкости на всех режимах рабо­ты двигателя должна поддерживаться в пределах 80... 100°С. На всех отечественных автомобилях применяются жидкостные систе­мы охлаждения закрытого типа, которые сообщаются с атмосфе­рой через специальные клапаны при определенном избыточном давлении или разрежении. Циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется принудительно при помощи жидкостного насоса. Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее нагреве и охлаждении в системе имеется расширительный бачок.

Общее устройство и принцип действия жидкостной системы ох­лаждения

Основными элементами этой системы являются: рубашка ох­лаждения, центробежный насос охлаждающей жидкости, трубоп­роводы, радиатор, вентилятор, расширительный бачок, термостат, датчик с указателем температуры охлаждающей жидкости.

Термостат служит для ускорения прогрева двигателя после пуска и автоматического поддержания оптимального режима двигате­ля при движении.

При пуске холодного двигателя термосиловой элемент тер­мостата находится в крайнем положении, при котором основной клапан закрыт, а перепускной открыт. При работе двигателя крыльчатка центробежного насоса, приводимая во вра­щение через ременную передачу от шкива коленчатого вала, захва­тывает охлаждающую жидкость из патрубка и нагнетает ее в ру­башку блока и головки блока цилиндров двигателя. При этом жидкость отнимает излишнее тепло от нагретых частей, на­гревается сама и через открытый перепускной клапан термостата будет снова поступать к насосу, т. е. циркуляция будет происхо­дить по малому кругу, минуя радиатор, что ускоряет нагрев двигателя. По мере прогрева двигателя термосиловой элемент термостата нагревается и перемещает клапаны, постепенно закрывая перепускной и открывая основной клапаны. При этом циркуляция жидкости будет происходить как прежде по малому кругу и одновременно частично по большому кругу через радиатор. Когда двигатель полностью прогреется и температура жидкости достигнет 85... 95°С, перепускной клапан полностью закроется, а основной откроется и циркуляция жидкости будет происходить только по большому кругу в следующей последовательности: от крыльчатки насоса в ру­башку блока и головки блока цилиндров, по патрубку в верх­ний бачок радиатора, через сердцевину (по трубкам) в нижний бачок. Охлажденная при помощи вентилятора жидкость цир­кулирует по патрубку, через открытый клапан термостата, по патрубку снова к насосу, поддерживая необходимый тепловой режим двигателя. Расширительный бачок служит для компенсации изменений объема жидкости, возникающих при ее разогреве и охлаждении во время работы двигателя и после его остановку.

Строго говоря, термин «жидкостное охлаждение» не вполне корректен, так как жидкость в системе охлаждения - всего лишь промежуточный теплоноситель, проникающий в толщу стенок блока цилиндров. Роль отводящего агента в системе играет воздух, обдувающий радиатор, поэтому охлаждение современного автомобиля правильней назвать гибридным.

Устройство жидкостной системы охлаждения

Жидкостная система охлаждения двигателя состоит из нескольких элементов. Самый сложный называется «рубашкой охлаждения». Это разветвленная сеть каналов в толще блока цилиндров и . Кроме рубашки в систему входит радиатор системы охлаждения, расширительный бачок, водяной насос, термостат, металлические и резиновые соединительные патрубки, датчики и контрольные приборы.

Пропилен гликоль - основа охлаждающей жидкости (антифриза) и одобренная ветеринарными врачами пищевая добавка для рациона собак

Система построена на принципе принудительной циркуляции, которую обеспечивает водяной насос. Благодаря постоянному оттоку разогретой жидкости двигатель охлаждается равномерно. Этим и объясняется применение системы в подавляющем большинстве современных автомобилей.

Пройдя по каналам в стенках блока, жидкость нагревается и попадает в радиатор, где охлаждается потоком воздуха. Когда автомобиль движется, для охлаждения достаточно естественного обдува, а когда автомобиль стоит – обдув происходит за счет электрического вентилятора, включающегося по сигналу от датчика температуры.

Подробно о ключевых элементах водяного охлаждения

Радиатор охлаждения

Радиатор - панель из металлических трубок небольшого диаметра, покрытых для увеличения площади теплоотдачи алюминиевым или медным "оперением". В сущности, оперение, это многократно сложенная лента из металла. Общая суммарная площадь ленты достаточно велика, а значит, может отдать в атмосферу в единицу времени достаточно много тепла.

Самый уязвимый элемент конструкции двигателя - турбокомпрессор (турбина), работающая на крайне высоких оборотах. При перегреве разрушение крыльчатки и подшипников вала практически неизбежно

Таким образом, разогретая жидкость внутри радиатора циркулирует сразу по всем многочисленным тонким трубкам и охлаждается достаточно интенсивно. В крышке заливной горловины радиатора предусмотрен предохранительный клапан, отводящий пары и избыток жидкости, расширяющейся при нагреве.

В зависимости от режима работы ДВС цикл движения охлаждающей жидкости в системе может меняться. Объем жидкости, циркулирующей в каждом круге напрямую зависит от того, в какой степени открыты основной и дополнительный клапаны термостата. Эта схема обеспечивает автоматическую поддержку оптимального температурного режима работы двигателя.

Преимущества и недостатки жидкостной системы охлаждения

Главное достоинство жидкостного охлаждения заключается в том, что охлаждение двигателя происходит равномернее, чем в случае обдува блока потоком воздуха. Это объясняется большей теплоемкостью охлаждающей жидкости по сравнению с воздухом.

Жидкостная система охлаждения позволяет значительно снизить шум от работающего двигателя за счет большей толщины стенок блока.

Инерционность системы не дает быстро остывать двигателю после выключения. Разогретая жидкость автомобиля и для предварительного подогрева горючей смеси.

Наряду с этим, жидкостная система охлаждения имеет ряд недостатков.

Основной недостаток заключается в сложности системы и в том, что она работает под давлением после прогрева жидкости. Жидкость, находящаяся под давлением, предъявляет повышенные требования к герметичности всех соединений. Ситуация осложняется тем, что работа системы подразумевает постоянное повторение цикла "нагрев - остывание". Это вредно для соединений и резиновых патрубков. При нагреве резина расширяется, а затем сжимается при остывании, что становится причиной течей.

Кроме того, сложность и большое количество элементов сама по себе служит потенциальной причиной "техногенных катастроф", сопровождаемых "закипанием" двигателя в случае выхода из строя одной из ключевых деталей, например, термостата.

За стабильную и безотказную работу ДВС (двигателя внутреннего сгорания) в каждом автомобиле отвечает система охлаждения двигателя. Ведь если должным образом не будет происходить охлаждение, это может привести к перегреву ДВС, а далее к дорогостоящему ремонту. Речь в представленной статье пойдет о системе охлаждения двигателя, ее принципе работы и устройстве, а также решении некоторых проблем, возникающих во время работы.

Принцип работы и основная функция

Главная функция системы охлаждения заключается в отведение избыточного тепла, исходящего от ДВС и предотвращение его перегрева. А в зимний период времени она обеспечивает, обогрев салона автомобиля при помощи радиатора отопителя. В стандартных системах циркуляции она охлаждает нагреваемые детали, а в современных автомобилях выполняет еще ряд дополнительных функций, таких как:

  1. Охлаждает рабочую жидкость АКПП.
  2. Охлаждает масло в системе смазки.
  3. Нагревает воздух .
  4. Охлаждает отработанные картерные газы .

Принцип работы системы охлаждения двигателя выглядит таким образом: цилиндры, находящиеся в блоке цилиндров, окружены так называемой «водяной подушкой» из охлаждающей жидкости (ОЖ), которая постоянно циркулирует, благодаря чему достигается оптимальная рабочая температура.
В качестве ОЖ используют антифриз и тосол, а в качестве исключения можно добавить дистиллированной воды.

Со временем эти жидкости выпадают в осадок, что негативным образом сказывается на нормальном охлаждении. Для того, чтобы это не допустить, следует выполнять замену ОЖ согласно регламенту сервисной книжки. Чтобы понять, как работает система охлаждения двигателя, первым делом необходимо рассмотреть схему устройства.

Схема устройства


Схема системы охлаждения двигателя состоит из таких непосредственных деталей:

  • радиатор охлаждения основной;
  • вентилятор радиатора ;
  • насос водяной (помпа);
  • рубашка охлаждения (водяная подушка);
  • термостат ;
  • радиатор отопителя ;
  • бачок расширительный .

Такие схемы практически схожи для дизельных и бензиновых двигателей, есть лишь небольшая разница в самом принципе работы дизельного движка. Каждая из деталей играет важную роль для стабильной и правильной работы системы охлаждения двигателя, и, если одна из них выйдет из строя, это может повлечь за собой перегрев ДВС, и в следствие приведет затратному по времени и деньгам ремонту. Необходимо каждый элемент рассмотреть по отдельности.

Радиатор и вентилятор


Радиатор системы охлаждения двигателя является одним из главных элементов и предназначен для рассеивания в атмосферу тепла, отведенного от ДВС охлаждающей жидкостью, а также отвечает за состояние температуры движка. Конструктивно радиатор изготовлен из множества трубочек с ребрами, которые увеличивают теплоотдачу.

Вентилятор системы охлаждения двигателя предназначен для повышения эффективности работы радиатора. Их существует 3 вида, в зависимости от привода:

  1. Электрический .
  2. Гидравлический .
  3. Механический .

Наиболее распространенные вентиляторы с электрическим приводом. Работа вентилятора приводится в действие при срабатывании датчика ОЖ, тем самым усиливая воздушный поток. В случае, когда забились соты радиатора, их можно попробовать почистить при помощи специальных средств, иногда такой способ помогает.

Насос водяной


Помпа в автомобиле предназначена для постоянной циркуляции, работающей ОЖ. В водяном насосе зачастую существует два привода: ременный или шестеренный. В автомобили, у которых ДВС дополнительно оснащен турбонадувом, помимо основной помпы, устанавливается еще дополнительная, которая обеспечивает более эффективное охолаживание турбокомпрессора и надувочного воздуха.


«Водяная рубашка» — это система каналов для циркуляции ОЖ, которые проходят через головку блоков цилиндров (ГБЦ) и служат для вывода избыточного тепла, тем самым охлаждая двигатель внутреннего сгорания.

Термостат


Следующий не маловажный узел – это термостат. Главное его предназначение в системе охлаждения двигателя заключается в регулировке потоков ОЖ, ускорении прогрева двигателя и поддержании заданной рабочей температуры при всех режимах работы ДВС. Устанавливается термостат зачастую в патрубке, выходящем из радиатора.

При высокой температуре ДВС в термостате отрывается клапан и ОЖ циркулирует по большому кругу, подключая к работе радиатор. Иными словами, в том случае, когда термостат закрыт, он продвигает охлаждающую жидкость по малому кругу в «водяной рубашке», а когда он открыт, то направляет жидкость в радиатор.


Визуально радиатор отопителя схож с основным радиатором, однако он меньших размеров и устанавливается внутри салона автомобиля. Главная его задача заключается в обогреве салона автомобиля в зимний период времени. К слову, его поломка является распространенной неисправностью зимой, а, например, у автомобилей Калина, он часто проваливается из-за неудобного крепления, и в следствии перестает поступать тепло в салон автомобиля.

Бачок расширительный с пробкой-клапаном


Расширительный бачок системы охлаждения двигателя предназначен для поддержания необходимого уровня ОЖ. Со временем при работе и изменении температуры жидкости, меняется и ее объем, что необходимо компенсировать доливкой ОЖ. Необходимо всегда следить за уровнем и в случае минимально допустимого уровня доливать ее. Также немаловажной деталью является крышка-клапан расширительного бачка.

Самые распространенные неисправности


За время эксплуатации автомобиля могут возникать различные неисправности с охлаждением. Следует рассмотреть наиболее распространенные: воздух в системе охлаждения, давление в системе, поломка термостата или помпы, течь.

Завоздушеность, пожалуй, самая распространенная неисправность, которая встречается, виной ее является воздух, попавший в систему во время доливки ОЖ. Для того, чтобы устранить, следует стравить воздух.

Избыточное давление в системе охлаждения двигателя может повредить резиновые патрубки или радиаторы. Проще говоря, их может просто разорвать. Допустимые показатели варьируются в пределах от 1,2 до 2,0 атмосфер. За нормальное давление отвечает крышка-клапан расширительного бачка, которая в случае необходимости открывается и выпускает лишний пар.

В случае выхода из строя термостата или помпы такая поломка устраняется путем замены на новую деталь. Бывают случаи, когда автомобилист обнаружил следы течи, а до ближайшего СТО еще необходимо доехать, тогда чтобы не перегреть ДВС используют герметик для системы охлаждения двигателя. Он предназначен для создания пломбы в месте утечки, однако, часто его использовать не рекомендуется, это лишь крайняя мера.

Ремонт системы охлаждения двигателя можно выполнить самостоятельно, однако если у автомобилиста мало навыков, лучше это дело доверить специалистам с СТО.

Итог


Пришло время подвести итоги по изложенной информации. Охлаждение ДВС играет немаловажную роль для правильной и стабильной работы автомобиля. Следует не забывать следить за состоянием узлов, отвечающих за охлаждение, а по мере ухода ОЖ из расширительного бачка доливать ее.

Система охлаждения предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы. На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе:

В зависимости от способа охлаждения различают следующие виды систем охлаждения: жидкостная (закрытого типа), воздушная (открытого типа) и комбинированная. В системе жидкостного охлаждения тепло от нагретых частей двигателя отводится потоком жидкости. Воздушная система для охлаждения использует поток воздуха. Комбинированная система объединяет жидкостную и воздушную системы.

На автомобилях наибольшее распространение получили система жидкостного охлаждения. Данная система обеспечивает равномерное и эффективное охлаждение, а также имеет меньший уровень шума. Поэтому, устройство и принцип действия системы охлаждения рассмотрены на примере системы жидкостного охлаждения.

Конструкция системы охлаждения бензинового и дизельного двигателей подобны. Система охлаждения двигателя включает множество элементов, среди которых радиатор охлаждающей жидкости, масляный радиатор, теплообменник отопителя, вентилятор радиатора, центробежный насос, а также расширительный бачок и термостат. В схему системы охлаждения включена «рубашка охлаждения» двигателя. Для регулирования работы системы используются элементы управления.

Радиатор предназначен для охлаждения нагретой охлаждающей жидкости потоком воздуха. Для увеличения теплоотдачи радиатор имеет специальное трубчатое устройство.

Наряду с основным радиатором в системе охлаждения могут устанавливаться масляный радиатор и радиатор системы рециркуляции отработавших газов. Масляный радиатор служит для охлаждения масла в системе смазки.

Радиатор системы рециркуляции отработавших газов охлаждает отработавшие газы, чем достигается снижение температуры сгорания топливно-воздушной смеси и образования оксидов азота. Работу радиатора отработавших газов обеспечивает дополнительный насос циркуляции охлаждающей жидкости, включенный в систему охлаждения.

Теплообменник отопителя выполняет функцию, противоположную радиатору системы охлаждения. Теплообменник нагревает, проходящий через него, воздух. Для эффективной работы теплообменник отопителя устанавливается непосредственно у выхода нагретой охлаждающей жидкости из двигателя.

Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости вследствие температуры в системе устанавливается расширительный бачок. Заполнение системы охлаждающей жидкостью обычно осуществляется через расширительный бачок.

Циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается центробежным насосом. В обиходе центробежный насос называют помпой . Центробежный насос может иметь различный привод: шестеренный, ременной и др. На некоторых двигателях, оборудованных турбонаддувом, для охлаждения наддувочного воздуха и турбокомпрессора устанавливается дополнительный насос циркуляции охлаждающей жидкости, подключаемый блоком управления двигателем.

Термостат предназначен для регулировки количества охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, чем обеспечивается оптимальный температурный режим в системе. Термостат устанавливается в патрубке между радиатором и «рубашкой охлаждения» двигателя.

На мощных двигателях устанавливается термостат с электрическим подогревом, который обеспечивает двухступенчатое регулирование температуры охлаждающей жидкости. Для этого в конструкции термостата предусмотрено три рабочих положения: закрытое, частично открытое и полностью открытое. При полной нагрузке на двигатель с помощью электрического подогрева термостата производится его полное открытие. При этом температура охлаждающей жидкости снижается до 90°С, уменьшается склонность двигателя к детонации. В остальных случаях температура охлаждающей жидкости поддерживается в пределах 105°С.

Вентилятор радиатора служит для повышения интенсивности охлаждения жидкости в радиаторе. Вентилятор может иметь различный привод:

  • механический (постоянное соединение с коленчатым валом двигателя );
  • электрический (управляемый электродвигатель );
  • гидравлический (гидромуфта ).

Наибольшее распространение получил электрический привод вентилятора, обеспечивающий широкие возможности для регулирования.

Типовыми элементами управления системы охлаждения являются датчик температуры охлаждающей жидкости, электронный блок управления и различные исполнительные устройства.

Датчик температуры охлаждающей жидкости фиксирует значение контролируемого параметра и преобразует его в электрический сигнал. Для расширения функций системы охлаждения (охлаждения отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов, регулирования работы вентилятора и др.) на выходе радиатора устанавливается дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости.

Сигналы от датчика принимает электронный блок управления и преобразует их в управляющие воздействия на исполнительные устройства. Используется, как правило, блок управления двигателем с устанавленным соответствующим программным обеспечением.

В работе системы управления могут использоваться следующие исполнительные устройства: нагреватель термостата, реле дополнительного насоса охлаждающей жидкости, блок управления вентилятором радиатора, реле охлаждения двигателя после остановки.

Принцип работы системы охлаждения

Работу системы охлаждения обеспечивает система управления двигателем. В современных двигателях алгоритм работы реализован на основе математической модели, которая учитывает различные параметры (температуру охлаждающей жидкости, температуру масла, наружную температуру и др.) и задает оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов.

Охлаждающая жидкость в системе имеет принудительную циркуляцию, которую обеспечивает центробежный насос. Движение жидкости осуществляется через «рубашку охлаждения» двигателя. При этом происходит охлаждение двигателя и нагрев охлаждающей жидкости. Направление движения жидкости в "рубашке охлаждения" может быть продольным (от первого цилиндра к последнему) или поперечным (от выпускного коллектора к впускному).

В зависимости от температуры жидкость циркулирует по малому или большому кругу. При запуске двигателя сам двигатель и охлаждающая жидкость в нем холодные. Для ускорения прогрева двигателя охлаждающая жидкость движется по малому кругу, минуя радиатор. Термостат при этом закрыт.

По мере нагрева охлаждающей жидкости термостат открывается, и охлаждающая жидкость движется по большому кругу – через радиатор. Нагретая жидкость проходит через радиатор, где охлаждается встречным потоком воздуха. При необходимости жидкость охлаждается потоком воздуха от вентилятора.

После охлаждения жидкость снова поступает в «рубашку охлаждения» двигателя. В ходе работы двигателя цикл движения охлаждающей жидкости многократно повторяется.

На автомобилях c турбонаддувом может применяться двухконтурная система охлаждения , в которой один контур отвечает за охлаждение двигателя, другой - за охлаждение наддувочного воздуха.

Вспомним ещё раз немного про данную систему охлаждения.

В жидкостной системе охлаждения используются специальные охлаждающие жидкости — антифризы различных марок, имеющие температуру загустевания — 40 °С и ниже. Антифризы содержат антикоррозионные и антивспенивающие присадки, исключающие образование накипи. Они очень ядовиты и требуют осторожного обращения. По сравнению с водой антифризы имеют меньшую теплоемкость и поэтому отводят теплоту от стенок цилиндров двигателя менее интенсивно.

Так, при охлаждении антифризом температура стенок цилиндров на 15…20°С выше, чем при охлаждении водой. Это ускоряет прогрев двигателя и уменьшает изнашивание цилиндров, но в летнее время может привести к перегреву двигателя.

Оптимальным температурным режимом двигателя при жидкостной системе охлаждения считается такой, при котором температура охлаждающей жидкости в двигателе составляет 80 …100 °С на всех режимах работы двигателя.

В двигателях автомобилей применяется закрытая (герметичная) жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Внутренняя полость закрытой системы охлаждения не имеет постоянной связи с окружающей средой, а связь осуществляется через специальные клапаны (при определенном давлении или вакууме), находящиеся в пробках радиатора или расширительного бачка системы. Охлаждающая жидкость в такой системе закипает при 110… 120 °С. Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается жидкостным насосом.

Система охлаждения двигателя состоит из:

  • рубашка охлаждения головки и блока цилиндров;
  • радиатор;
  • насос;
  • термостат;
  • вентилятор;
  • расширительный бачок;
  • соединительные трубопроводы и сливные краники.

Кроме того, в систему охлаждения входит отопитель салона кузова автомобиля.

Принцип работы системы охлаждения

Предлагаю сначала рассмотреть принципиальную схему системы охлаждения.

1 — отопитель; 2 — двигатель; 3 — термостат; 4 — насос; 5 — радиатор; 6 — пробка; 7 — вентилятор; 8 — расширительный бачок;
А — малый круг циркуляции (термостат закрыт);
А+Б — большой круг циркуляции (термостат открыт)

Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуществляют по двум кругам:

1. Малый круг — жидкость циркулирует при пуске холодного двигателя, обеспечивая его быстрый прогрев.

2.Большой круг — движение циркулирует при прогретом двигателе.

Если говорить проще, то малый круг это циркуляция охлаждающей жидкости БЕЗ радиатора, а большой круг — циркуляция охлаждающей жидкости ЧЕРЕЗ радиатор.

Устройство системы охлаждения различаются по своему устройству в зависимости от модели автомобиля, однако, принцип действия един.

Принцип работы данной системы можно увидеть на следующих видео:

Предлагаю разобрать устройство системы по последовательности работы. Итак, начало работы системы охлаждения происходит при запуске сердца данной системы — жидкостного насоса.

1. Жидкостной насос(water pump)

Жидкостный насос обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя. На двигателях автомобилей применяют лопастные насосы центробежного типа.

Искать наш жидкостной насос или же водяную помпу следует на передней части двигателя(передняя часть эта та, которая ближе к радиатору и там где расположен ремень/цепь).

Жидкостной насос соединён ремнём с коленчатым валом и генератором. Поэтому, чтобы найти наш насос достаточно найти коленчатый вал и найти генератор. Про генератор мы поговорим позже, но пока лишь покажу, что нужно искать. Генератор выглядит как цилиндр, прикрепленный к корпусу двигателя:

1 — генератор; 2 — жидкостной насос; 3 — коленчатый вал

Итак, с расположением разобрались. Теперь давайте рассмотрим его устройство. Напомним, что устройство всей системы и её деталей различно, но принцип работы этой системы одинаков.

1 — Крышка насоса; 2 — Упорное уплотнительное кольцо сальника.
3 — Сальник; 4 — Подшипник валика насоса.
5 — Ступица шкива вентилятора; 6 — Стопорный винт.
7 — Валик насоса; 8 — Корпус насоса; 9 — Крыльчатка насоса.
10 — Приемный патрубок.

Работа насоса заключается в следующем: привод насоса осуществляется от коленчатого вала через ремень. Ремень крутит шкив насоса, вращая ступицу шкива насоса(5). Тот в свою очередь приводит во вращение вал насоса(7), на конце которого находится крыльчатка(9). Охлаждающая жидкость поступает в корпус насоса(8) через приёмный патрубок(10), а крыльчатка перемещает её в рубашку охлаждения(через окошко в корпусе, видно на рисунке, направление движение из насоса показано стрелкой).

Таким образом, насос имеет привод от коленвала, жидкость поступает в него через приёмный патрубок и уходит в рубашку охлаждения.

Работу жидкостного насоса можно посмотреть в этом видео(1:48):

Давайте теперь посмотрим, а откуда поступает жидкость в насос? А жидкость поступает через очень важную деталь — термостат. Именно термостат ответствен за температурный режим.

2. Термостат(thermostat)

Термостат автоматически регулирует температуру воды для ускорения прогрева двигателя после пуска. Именно работа термостата определяет, по каком кругу(большому или малому) пойдёт охлаждающая жидкость.

Выглядит сей агрегат примерно вот так в реальности:

Принцип работы термостата очень прост: термостат имеет чувствительный элемент, внутри которого находится твёрдый наполнитель. При определённой температуре он начинает плавиться и открывает основной клапан, а дополнительный наоборот, закрывается.

Устройство термостата:

1, 6, 11 – патрубки; 2, 8 – клапаны; 3, 7 – пружины; 4 – баллон; 5 – диафрагма; 9 – шток; 10 – наполнитель

Работа термостата проста, её можно посмотреть здесь:

Термостат имеет два входных патрубка 1 и 11, выходной патрубок 6, два клапана (основной 8, дополнительный 2) и чувствительный элемент. Термостат установлен перед входом в насос охлаждающей жидкости и соединяется с ним через патрубок 6.

Соединение:

Через патрубок 1 соединяется с рубашкой охлаждения двигателя ,

Через патрубок 11 — с нижним отводящим бачком радиатора.

Чувствительный элемент термостата состоит из баллона 4, резиновой диафрагмы 5 и штока 9. Внутри баллона между его стенкой и резиновой диафрагмой находится твердый наполнитель 10 (мелкокристаллический воск), обладающий высоким коэффициентом объемного расширения.

Основной клапан 8 термостата с пружиной 7 начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости более 80 °С. При температуре менее 80 °С основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора, и она поступает из двигателя в насос, проходя через открытый дополнительный клапан 2 термостата с пружиной 3.

При возрастании температуры охлаждающей жидкости более 80 °С в чувствительном элементе плавится твердый наполнитель, и объем его увеличивается. Вследствие этого шток 9 выходит из баллона 4, и баллон перемещается вверх. Дополнительный клапан 2 при этом начинает закрываться и при температуре более 94 °С перекрывает проход охлаждающей жидкости от двигателя к насосу. Основной клапан 8 в этом случае открывается полностью, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор.

Работа клапана понятно и наглядно показана на рисунке ниже:

А — малый круг, основной клапан закрыт, перепускной — закрыт. Б — большому круг, основной клапан открыт, перепускной — закрыт.

1 — Входной патрубок (от радиатора); 2 — Основной клапан;
3 — Корпус термостата; 4 — Перепускной клапан.
5 — Патрубок перепускного шланга.
6 — Патрубок подачи охлаждающей жидкости в насос.
7 — Крышка термостата; 8 — Поршень.

Итак, мы разобрались с малым кругом. Разобрали устройство насоса и термостата, соединённых между собой. А теперь давайте перейдём к большому кругу и ключевому элементу большого круга — радиатору.

3. Радиатор(radiator/cooler)

Радиатор обеспечивает отвод теплоты охлаждающей жидкости в окружающую среду. На легковых автомобилях применяются трубчато-пластинчатые радиаторы.

Итак, различают 2 вида радиаторов: разборный и не разборный.

Снизу представлено их описание:

Хочу ещё раз сказать про расширительный бачок (expansion Tank)

Рядом с радиатором или же на нём устанавливается вентилятор. Давайте теперь перейдём к устройству этого самого вентилятора.

4. Вентилятор(fan)

Вентилятор увеличивает скорость и количество воздуха, проходящего через радиатор. На двигателях автомобилей устанавливают четырех- и шестилопастные вентиляторы.

Если применяется механический вентилятор ,

Вентилятор включает шесть или четыре лопасти(3), приклепанные к крестовине(2). Последняя привернута к шкиву жидкостного насоса(1), который приводится в движение коленчатым валом с помощью ременной передачи(5).

Как мы уже ранее говорили, в зацепление входит так же генератор(4).

Если применяется электровентилятор ,

то вентилятор состоит из электродвигателя 6 и вентилятора 5. Вентилятор — четырехлопастный, крепится на валу электродвигателя. Лопасти на ступице вентилятора расположены неравномерно и под углом к плоскости его вращения. Это увеличивает подачу вентилятора и уменьшает шумность его работы. Для более эффективной работы электровентилятор размещен в кожухе 7, который прикреплен к радиатору. Электровентилятор крепится к кожуху на трех резиновых втулках. Включается и выключается электровентилятор автоматически датчиком 3 в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Итак, давайте подведём итог. Не будем голословными и подведём итог по какой-нибудь картинке. Не стоит делать акцент на конкретное устройство, но вот принцип работы надо понять, ибо он одинаков во всех системах, как бы не различалось их устройство.



При пуске двигателя начинает вращаться коленчатый вал. Через ременную передачу(напомню, что на ней же находится и генератор) передаётся вращение на шкив жидкостного насоса(13). Тот приводит во вращение вал с крыльчаткой внутри корпуса жидкостного насоса(16). Охлаждающая жидкость поступает в рубашку охлаждения двигателя(7). Далее через выпускной патрубок(4) охлаждающая жидкость возвращается в жидкостной насос через термостат(18). В это время в термостате открыт перепускной клапан, но закрыт основной. Поэтому, жидкость циркулирует через рубашку двигателя без участия радиатора(9). Это обеспечивает быстрый прогрев двигателя. После того как охлаждающая жидкость нагревается, открывается основной клапан термостата и закрывается перепускной клапан. Теперь жидкость не может течь через перепускной патрубок термостата(3) и вынуждена течь через подводящий патрубок(5) в радиатор(9). Там жидкость охлаждается и поступает обратно в жидкостной насос(16) через термостат(18).

Стоит заметить, что некоторая часть охлаждающей жидкости поступает из рубашки охлаждения двигателя в отопитель через патрубок 2 и возвращается из отопителя через патрубок 1. Но об этом мы поговорим в следующей главе.

Надеюсь, теперь система станет понятна для Вас. Прочитав данную статью, я надеюсь, можно будет сориентироваться в другой системе охлаждения, поняв принцип работы этой.

Предлагаю ознакомиться так же со следующей статьёй:

Так как мы затронули систему отопления, следующая моя статья будет об этой системе.