Гибкие ходовые огни своими руками. Дневные ходовые огни на автомобиль своими руками

ДХО являются обязательным компонентом оптики в любом современном автомобиле, позволяющие обозначить транспортное средство на дороге. Многие водители сегодня решают в штатные фары, именно этой теме посвящена статья. Как это сделать своими руками и что необходимо учесть — читайте далее.

Правовые нормы в России и Украине

Сделать самодельные ДХО своими руками с драйвером в корпусе из оргстекла — не проблема. Но если вы решили установить ДХО-30 в авто, что означает 30 мощности освещения от дальнего света, то в первую очередь нужно разобраться, что об этом говорит законодательство. В соответствии с законами РФ, этот тип оптики должен быть включен всегда — соответствующее правило было введено в 2011 году.

В данном случае имеются ввиду не только фонари дальнего или ближнего света, но и противотуманки. Если вы решили сделать дневные ходовые огни своими руками, то необходимо учитывать, что они могут быть и независимыми, главное, чтобы подключались в соответствии с ПДД.



В правилах дорожного движения Украины отмечается, что ДХО в штатные фары представляют собой осветительные устройства. Установка самодельных или заводских фар должна осуществляться в соответствии с определенными правилами. В том случае, если эти правила не будут соблюдены, это может стать причиной серьезного разговора с представителями полиции вплоть до штрафов.

Как сделать ДХО своими руками?

Как мы уже сказали, сделать самодельные ДХО своими руками — не особо сложная задача. Для начала следует правильно подготовиться к работам:

Инструменты и материалы

Если вы решили соорудить ДХО своими руками, то в первую очередь для того, чтобы все сделать правильно, вам потребуются фонари.

Заранее запаситесь:

  • противотуманными фонарями либо же просто подготовьте корпус от них;
  • алюминиевыми пластинами;
  • диодной лентой (цвет свечения может быть любым, но оптимальней всего выбирать белый).

Этапы

Чтобы сделать дневные ходовые огни своими руками с драйвером на 30% мощности от фар дальнего света, выполните следующие шаги:

  1. Осторожно разберите , их корпус должен быть целым и без повреждений. Используя строительный фен, необходимо размягчить герметик, нанесенный на стекло. Само стекло необходимо осторожно отделить от основного корпуса, для этого используйте тонкую отвертку. Если хотите сделать тонировку на самодельных фарах на 30% мощности от дальнего света с драйвером, то лучше ее сделать на этом этапе.
  2. Выполнив эти действия, необходимо отсоединить электроцепь, планки фиксаторов, корпуса, а также самого рассеивателя.
  3. Из тех пластинок, который вы подготовили заранее, нужно вырезать специальные подложки для диодных элементов. Непосредственно сама пластинка должна быть целой, без повреждений и следов ржавчины. С помощью герметика зафиксируйте пластины на корпусе рассеивателя, дайте им высохнуть.
  4. Следующим этапом установки самодельных ДХО с драйвером на 30% мощности от дальнего света будет установка диодной ленты на пластинки. При этом желательно, чтобы лента была оснащена силиконовой защитой. Если вы хотите, чтобы 30% мощность от дальнего света была более яркая, то можно поставить несколько лент, в несколько рядов. В этом случае оптика будет более броской.
  5. В соответствии со схемой лента устанавливается на герметик, далее осуществляется пайка диодов.
  6. Далее, для монтажа ДХО-30 с драйвером соберите оптику. Нужно установить стекла для фар авто, которые вы сняли ранее. Для монтажа используйте герметик, проследите за тем, чтобы стекло было обработано четко по всему диаметру. Если этого не сделать, в будущем можно столкнуться с проблемой запотевания.
  7. Одним из основных компонентов оптики является не драйвер, а именно рассеиватель. Вариантов сделать рассеиватель для своего авто несколько — вы можете осуществить фрезеровку стекла либо вылить его из эпоксидной смолы. Последний вариант более доступный, с его помощью сделать дневные огни для авто будет более легко (автор видео — Александр Амочкин Коломна ААК).

Схема установки ДХО своими руками

Основным требованием подключения схемы дневных ходовых огней с драйвером является их автоматическая активация с включением зажигания авто. В идеале включение фонарей в соответствии со схемой должно осуществляться без применения дополнительных элементов включения. Чтобы сделать такую схему, фары необходимо соединить с блоком, который обеспечивает подачу напряжения к всей оптике. Одной из наиболее распространенных схем подключения является монтаж ДХО, когда оптика будет включаться с основными фонарями.



Самостоятельное подключение ДХО

Итак, как подключить оптику к авто по схеме:

  1. Для начала фонарей необходимо переделать на автоматическую, чтобы оптика в авто включалась с зажиганием. Для этого можно применяются тиристоры, в которых уровень тока должен составить 0.3 А. Уровень сопротивления при этом должен составлять 10 кОм, а уровень мощности резисторов — 0.25 вольт.
  2. Вам необходимо отсоединить нулевой разъем от обмотки реле. Если ваше авто оснащено электрическими стеклоподъемниками, этот разъем отвечает именно за их работу. Снятый контакт необходимо надежно заизолировать.
  3. После этих действий необходимо подсоединить контакт от активации противотуманных фонарей к реле дневных огней. Полученную схему необходимо вмонтировать к реле, установленному в блоке.
  4. В том случае, если эту схему вы собрали верно и без ошибок, то фонари автоматически включатся, когда вы активируете зажигание. Это более удобно, ведь теперь вам не придется самому включать и отключать ДХО.

Видео «Как осуществляется процесс подключения дневных ходовых огней?»

Пошаговая инструкция по монтажу приведена на видео ниже (автор видео — Кайрат Абилхасов).

Использование дневных ходовых огней (ДХО) предусмотрено поправками в ПДД в 2010 г. Этот факт обязывает водителей, на которых нет встроенных ДХО, задействовать в светлое время суток ближний свет или противотуманные фары. При этом расходуется большое количество энергии, а эффективность включенного ближнего света или противотуманных фар в дневное время суток мала и ведет за собой дополнительные расходы топлива. К тому же поток света штатных фар направлен вниз и на относительно большой дистанции не влияет на бдительность встречного водителя.

Изменить в корне ситуацию и сделать автомобиль более заметным для встречного транспорта, не ослепляя при этом водителя, помогут ДХО на светодиодах. Однако более-менее надёжная пара таких модулей, даже с китайским именем, будет стоить не менее 2000 рублей. Предложения с меньшей стоимостью, как правило, отличаются завышенными параметрами, отсутствием блока стабилизации и низким качеством. Другой вариант решение проблемы – уделить несколько часов любимому авто и собрать блок ходовых огней на светодиодах своими руками, в качестве которых автолюбитель будет точно уверен.

Требования к ДХО

Приняв решение о самостоятельной установке либо модернизации ДХО, следует придерживаться некоторых правил. Монтаж нескольких светодиодов – пусть небольшое, но всё-таки, изменение в конструкции автомобиля, которое регламентируется нормативными документами, в частности ГОСТ Р 41.48-2004. Этот стандарт содержит предписания по сертификации транспортных средств касательно установки устройств освещения и световой сигнализации. В соответствии с п.6.19 ДХО устанавливаются факультативно в количестве двух штук по произвольной схеме. Предписание ограничивает область их размещения, что наглядно показано на рисунке. Также нормируется параметр «геометрическая видимость», согласно которому отклонение светового потока по горизонтали не должно превышать 20°, а по вертикали 10°. Включаться (отключаться) ДХО обязаны автоматически при запуске (останове) двигателя. Электрической схемой автомобиля должно быть предусмотрено отключение ходовых огней при включении головных фар. Они должны занимать площадь не менее 40 см2 и иметь силу света 400-800 кд. Прочих предписаний нет. Поэтому можно перейти к схемотехническому вопросу.

Сборка и схема подключения

Многие автолюбители, покупающие готовые китайские модули ДХО, жалуются на их короткий срок службы. Причина этого не только в низком качестве светодиодов, но и в отсутствии стабилизированного питания, так важного для светодиодов. Крайне не рекомендуется подключать светодиодные модули к бортовой сети напрямую или через постоянный резистор мощностью 2-5 Вт, используя его вместо интегрального стабилизатора. Колебания напряжения питания от 11,5 В до 14,5 В приведут к гораздо резкому изменению тока нагрузки (см. вольт-амперную характеристику светоизлучающего диода). Как следствие, такие ДХО со временем станут мерцать, а через некоторое время и вовсе выйдут из строя. Самое страшное состоит в нестабилизированном питании то, что даже кратковременные всплески до 14,5В значительно снижают срок службы светодиодов. Уйти от проблемы сгоревших светодиодов поможет блок стабилизации на базе интегрального стабилизатора. В идеале нужно приобрести готовую универсальную плату с функцией регулировки выходного напряжения и тока для возможности точной настройки. Подойдет конструкция на микросхеме (или любой аналогичной) с такими параметрами:

  • входное напряжение – 7-35 В;
  • диапазон задания выходного напряжения – 1,25-30 В;
  • диапазон задания выходного тока – 0-4 А.

Для ускорения процесса сборки придется докупить небольшой блок управления в герметичном корпусе с необходимым набором уже подведённых проводов.

Собирать конструкцию ДХО своими руками лучше на основе сверхъярких или Osram в корпусе диаметром 5 мм. Преимущество этих светодиодов состоит в качественном корпусе из эпоксидной смолы, стойкой к солнечному излучению, температурным перепадам и влажности. К тому же такие светодиоды не требуют принудительного охлаждения, так как их ток питания не значителен и составляет около 20 мА. Стоит отметить, что данные светодиоды производятся с углом рассеивания в 15°, 25°, 30°, что важно для конструкции дневных ходовых огней. Например, светодиод Cree C503C-WAS с реальной силой света 35000 мкд и холодным белым излучением. Его рыночная стоимость колеблется в пределе 0,6 $.

Начинать работу следует с демонтажа штатных заглушек противотуманных фар. В каждой из них между ребрами жёсткости нужно просверлить 5-7 отверстий диаметром 5 мм, очистить поверхность от стружки и пыли.

Затем к светодиодам нужно припаять заранее измеренной длины провода и заизолировать их контакты термоусадочной трубкой.

Тыльную сторону заглушки заливают толстым слоем термоклея, исключая попадание влаги к контактам. Если применяются светодиоды с углом рассеивания более 30°, то рекомендуется их фиксировать с небольшим уклоном вниз, чтобы не нарушить требования ГОСТ Р 41.48-2004.

Провода собирают в жгут и продевают через термотрубку большего диаметра и гофру, запаивая на ответном конце разъём для соединения с блоком управления.

В зависимости от количества последовательно включенных светодиодов нужно заранее выставить напряжение на выходе стабилизатора и замерить выходной ток. Для соединения всех элементов рекомендуется использовать коробку со степенью защиты не менее IP67. В соединительной коробке необходимо соединить между собой провода светодиодов, стабилизатора и блока управления.

Затем произвести пробное включение.

После положительного запуска конструкции на рабочем месте, комплект ДХО готов к монтажу под капотом. Оба блока и соединительную коробку следует разместить в доступном и безопасном месте, промазав зазоры в их корпусах герметиком.

На последней стадии возвращают заглушки со светодиодами и соединяют электрические провода. Теперь конструкция самодельных дневных ходовых огней готова к эксплуатации.

Стоит отметить, что помимо рассмотренного примера, в сети можно найти множество других функциональных схем ДХО с более сложной конструкцией светодиодного модуля. Как привило, такие схемы выделяются мощными светодиодами, наличием радиаторов и линз. Такие схемы сложнее в реализации, светодиоды (1 Вт каждый) более энергоёмкие, а линзы подойдут не каждой машине. В итоге стоимость всего комплекта будет соизмерима с ценой заводских дневных ходовых огней в магазине.

Читайте так же

Дневные ходовые огни во многих странах сегодня являются обязательной оптикой, которая должна быть включенной в дневное время суток. Из-за этого многие автовладельцы столкнулись с необходимостью покупки и установки ДХО в свои авто. Но нашлись и те, кто решили сделать ДХО в штатные фары своими руками. Подробнее об изготовлении и подключении этого типа оптики вы сможете узнать из данного материала.

Правовые нормы в России и Украине

В принципе, соорудить дневные ходовые огни своими руками — не особо сложная задача. Для этого вам потребуются только ровные руки и минимальные знания в области электроники. Однако перед тем, как сделать ходовые огни для своего автомобиля, необходимо точно знать, что гласит буква закона по этому поводу. В противном случае, вы можете столкнуться с проблемой неправильной установки, что приведет к получению штрафов и регулярным остановкам автосотрудниками полиции.

По законам Российской Федерации, должны быть включены в любом случае, независимо от времени года и суток. Это правило было введено еще в 2011 году. Сами ДХО могут использоваться совместно с фарами , а также противотуманной оптикой. Но если подключить их к имеющейся оптике не представляется возможным, то их можно установить отдельно от фар головного освещения. Главное, чтобы установка была осуществлена с учетом всех требований и стандартов.


Что касается украинского законодательства, то в ПДД указывается, что ДХО в фары — это осветительные приборы.

Но в отличие от российского законодательства, в Украине необходимость включения дневных ходовых огней возникает в нескольких случаях:

  • в период с 1 октября по 1 мая в любое время суток;
  • при движении в условиях пониженной видимости;
  • при езде за пределами населенных пунктов.

Инструкция по изготовлению

Итак, если вы решили своими руками, то процесс установки необязательно доверять специалистам. Разумеется, если вы никогда ранее не сталкивались с подобной задачей, то лучше довериться квалифицированному электрику. Ниже подробно описан процесс изготовления ДХО своими руками.

Инструменты и материалы

В принципе, можно сделать ДХО из дальнего света, но мы рассмотрим процесс изготовления на примере использования корпуса от противотуманок.

Итак, для выполнения задачи вам потребуется следующее:

  • светодиодная лента, необходимо отдать предпочтение белому или голубому цвету свечения, вам потребуется не более одного метра;
  • противотуманки или корпус от таких фар;
  • алюминиевые пластины (автор видео — канал 2673Kostya).

Этапы

Итак, как изготовить дневную ходовую оптику для своего транспортного средства:

  1. В первую очередь, необходимо аккуратно разобрать корпус противотуманных фонарей. При разборке будет максимально осторожны, нельзя допустить образование трещин и повреждений на корпусе. При помощи строительного или обычного бытового фена нужно будет размягчить слой герметика, который нанесен по периметру стекла. При этом непосредственно стекло нужно будет аккуратно отсоединить от корпуса, когда герметик будет разогрет, для этого вы можете использовать пинцет или тонкую отвертку с плоским наконечником.
    Некоторые автолюбители в качестве тюнинга тонируют оптику, для этого может использоваться тонировочная лента или специальное лакокрасочное покрытие. В любом случае, если вы хотите затонировать стекло, то это нужно сделать на данном этапе, после его снятия.
  2. Далее, когда корпус от туманок будет отдельно, нужно будет отключить цепь, отсоединить планки креплений, корпуса и непосредственно сам рассеиватель.
  3. Теперь вам потребуются алюминиевые пластины, которые вы подготовили. Из них нужно будет вырезать подложки, которые будут использоваться для самих светодиодных компонентов. Обратите внимание на то, что пластина должна быть без повреждений, также на ней не должны присутствовать следы ржавчины. Используя герметик, вам нужно будет закрепить пластины корпусе самого рассеивателя. Сделав это, подождите какое-то время, пока они высохнут.
  4. После выполнения этих действий переходим к следующему этапу. Теперь вам нужно будет установить светодиодную ленту на эти пластины. Убедитесь в том, что на ленте имеется силиконовая защита, это позволит обезопасить ходовые огни при их эксплуатации в условиях влажности. В том случае, если вы хотите добиться более яркого свечения оптики, то можно установить подряд несколько лент. Но учтите, что в данном случае фары будут более броскими, так они не всегда выглядят эстетично.
  5. Для более надежной фиксации ленту следует посадить на герметик. После этого производится пайка светодиодных элементов.
  6. Когда лента будет надежно зафиксирована, производится сборка фар. Вам необходимо установить на корпус оптики стекла, которые вы до этого демонтировали. Для хорошего крепления используйте герметик, при этом убедитесь в том, что он нанесен по всему периметру фары. Если останется хотя бы небольшой негерметичный отрезок, это приведет к тому, что фары будут запотевать.
  7. Единственное, что вам остается, это сделать рассеиватель. В этом случае у вас есть несколько вариантов — можно произвести фрезеровку стекла или же вылить его из эпоксидной смолы. При этом последний вариант считается более доступным.

Схема установки ходовых огней

Теперь перейдем к схеме установки. Важным требованием при обустройстве схемы является автоматическое включение оптики при активации зажигания. По схеме включение ДХО должно производиться без использования дополнительных компонентов управления — переключателей. Поэтому вам не нужно будет ставить дополнительную кнопку управления в салоне авто. Для установки ДХО по данной схеме оптику следует подключить к зажиганию.

Фотогалерея «Схемы для подключения»

Как подключить самостоятельно ДХО?

Чтобы подключить самодельные ДХО, выполните следующие действия:

  1. Для обеспечения активации оптики с зажиганием можно использовать тиристоры, при этом сила тока в них должна быть 0.3 ампера. Должны использоваться тиристоры с сопротивлением на 10 кОм, а их мощность будет составлять 0.25 вольт.
  2. От обмотки реле отключается нулевой контакт. В том случае, если в вашей машине есть электростеклоподъемники, то этот контакт будет отвечать за их функционирование. Демонтированный разъем нужно хорошо заизолировать, чтобы не допустить замыканий в дальнейшем.
  3. Затем осуществляется подключение контакта включения ПТФ к реле ДХО. Эта схема должна быть вмонтирована в реле, которое находится в блоке.
  4. Если в процессе подключения не были допущены ошибки, то ходовые огни будут активировать при включении зажигания. Если что-то не работает, то еще раз проверьте схему.

Видео «Вариант подключения ходовых огней без использования реле»

На видео ниже представлен вариант схемы подключения ходовых огней без использования реле (автор ролика — Артем Квантов).