Где запрещен обгон? Чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД? Каких случаях разрешается обгон.

В большинстве случаев ПДД запрещают обгон на наиболее опасных (аварийных) участках пути, где ускорение одного автомобиля может привести к появлению нежелательных последствий. В то же время, на незагруженных загородных дорогах значительные неудобства доставляют медленные транспортные средства, двигаясь за которыми, можно потерять в дороге достаточно много времени. В такой ситуации появляется вполне обоснованный вопрос: можно ли обогнать, к примеру, трактор, и не последует ли за этим наказание в виде штрафа? Получить на него ответ вам помогут действующие Правила дорожного движения, или же данная статья.

Понятие тихоходного транспортного средства

Пункт 1.2 ПДД РФ дает определение практически всем используемым терминам и понятиям, но вот что такое «тихоходное транспортное средство», там не указывается. Правда, в пункте 8 главы 26 тех же правил, где приведены основные положения по допуску транспорта к эксплуатации, упоминается знак с аналогичным названием, который представлен в виде треугольника, имеющего флюоресцирующие красное покрытие и светоотражающий обод желтого или красного цвета. Одна сторона треугольника равна примерно 350-365 мм, а ширина его каймы составляет от 45 до 48 мм.

Знак размещается на задней части кузова машин, конструкция или требования безопасности которых рассчитаны на скорость не больше 30 км/ч. То есть, если автомобиль способен ехать быстрее этого значения, но водитель просто не считает нужным увеличивать скорость, такая машина не будет считаться тихоходным транспортным средством, и за ее обгон у вас могут забрать водительское удостоверение.

Так, например, если перед вами движется трактор с прицепом (без опознавательного знака), его скорость составляет 25 км/ч, а вы передвигаетесь в зоне действия знака «Обгон запрещен», то, решив выполнить запрещенный маневр, вы наверняка получите штраф (конечно, только в том случае, если будет доказано, что этот самый трактор может ехать со скоростью 40 км/ч).

Разумеется, в такой ситуации возникает вполне понятный вопрос: как точно узнать максимально возможную скорость движущегося впереди транспорта, и можно ли применить к нему правила обгона тихоходных транспортных средств? Ответ очевиден – никак! Поэтому, попав в такую ситуацию, лучше избегать выезда на «встречку» и не пытаться обойти медленно идущий автомобиль, на котором отсутствует вышеупомянутый знак. Лучше не рисковать, это убережет вас от штрафа, или чего хуже – лишения прав.

Интересный факт! В Японии водителей наказывают за то, что они неаккуратно преодолевают лужи. Так, обрызгав пешехода водой или грязью, автомобилисту придется заплатить 40 евро.

Правила обгона тихоходного транспортного средства

Согласно ПДД, обгон тихоходной машины может выполняться в разных условиях, в каждом из которых действуют свои требования. Рассмотрим их на примере обычных двухполосных дорог, без дополнительных обстоятельств, запрещающих выполнение маневра (пешеходных переходов, железнодорожных переездов и т.д.).

Знак "Обгон запрещен"

Установленный знак 3.20 информирует водителей о том, что на данном участке пути запрещается обгонять все транспортные средства, кроме тихоходных машин, велосипедов, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски. Действие знака начинается от места его монтажа и заканчивается ближайшим перекрестком за ним. В том случае, когда в населенном пункте отсутствует обозначенное пересечение дорог, тогда выполнять требования указателя придется до конца этого поселка.


Обратите внимание! Указанный знак не перестает действовать возле выездов из прилегающих к дороге территорий, а также в местах пересечения главных и второстепенных дорог, перед которыми нет соответствующих знаков.

Территория действия знака нередко ограничивается установкой другого знака – 3.21 или таблички 8.2.1, которые размещаются в конце зоны действия данного обозначения. Если вы заметили на дороге знак 3.20, а на проезжей части нет разметки, либо нанесена прерывистая линия, можете выполнить обгон тихоходного транспорта.

Обгон через сплошную

Обгон тихохода через сплошную линию дорожной разметки 1.1 или 1.11 запрещается даже при отсутствии знака 3.20, так как в данном случае не действуют никакие ограничения и запрещен любой вид обгона (если присутствуют противоречия в требованиях дорожной разметки и дорожных знаков, нужно руководствоваться предписаниями последних).


Знак и линия разметки

Наиболее интересным вариантом является одновременное присутствие на конкретном участке пути знака 3.20 «Обгон запрещен» и сплошной линии разметки, которая в ПДД обозначается как 1.1 и 1.11. В этом случае присутствует противоречие, так как требования разметки и знака различаются. Согласно новому постановлению Верховного Суда, в таких ситуациях разрешается обгонять тихоходные транспортные средства.

Принимая во внимание изменения ПДД, которые вступили в силу в июне 2016 года, обгон тихоходного транспортного средства через сплошную разрешается, даже если на нем нет соответствующего обозначения. Однако перед выполнением маневра водитель должен быть уверен в том, что это действительно тихоходное транспортное средство, в противном случае выезд на «встречку» неминуемо приведет к штрафным санкциям. То есть обгон через сплошную по новым правилам, скорее всего, будет наказан, так как вы не можете быть уверены, является ли движущееся впереди транспортное средство тихоходным или нет.

Важно! Если на определенном участке пути отсутствует запрещающий знак 3.20, но подобное действие запрещено другими пунктами ПДД (например, впереди имеется опасный поворот, пешеходный переход или ж/д переезд), то и обгон медленно движущегося транспорта через сплошную линию также будет запрещен (как и других видов транспорта).

Кроме того, если за тихоходным транспортным средством едет еще один автомобиль, и не решается его обогнать, то и вам этого делать не стоит, поскольку получится, что вы обгоняете не только тихоход, а это уже нарушение правил.

Какой штраф за обгон с пересечением сплошной

В тех случаях, когда разрешен обгон через сплошную линию, водителю бояться нечего, но если он нарушил правила и попал на встречную полосу, что запрещено согласно части 4, статьи 12.15 КоАП РФ, должно последовать наказание в виде штрафа (5000 рублей) или лишения прав на управление автомобилем сроком 4-6 месяцев. Более того, водитель, попавшийся на повторном нарушении закона, должен попрощаться с правами уже на год, а в случае фиксации правонарушения камерами фото- и видео- наблюдения уплатить штраф в размере 5000 рублей (часть 5, статья 12.15 КоАП РФ). О подобном наказании говориться и в статье 12.16, пункт 3.

Также необходимо принимать во внимание и тот факт, что обгон тихоходов не может подпадать под определения части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в следующих ситуациях:

Если на территории действия запрещающего знака 3.20 на дорожное покрытие нанесена разметка 1.1 и 1.11, так как, в соответствии с первым пунктом второго приложения к ПДД, в ситуации несоответствия значения дорожных знаков и горизонтальной разметки, последнее «слово» за дорожным знаком, которым и должны руководствоваться водители.

Если водитель, перемещаясь в зоне действия запрещающего знака 3.20, обогнал тихоходное транспортное средство, которое признано таковым заводом-изготовителем (пусть на нем и отсутствует данный опознавательный знак). В этом случае водитель выполнил маневр с учетом всех требований знака, а значит, не должен привлекаться к административной ответственности за то, что водитель тихоходной машины проигнорировал требования пункта 8 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» и не установил на свой транспорт необходимый отличительный знак.

В том случае, когда вы обогнали тихоходное транспортное средство в зоне действия знака «Обгон запрещен», но на самом деле конструкция указанного вида транспорта не позволяет определить его в эту категорию, такие действия подпадают под определение части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, что предусматривает соответствующее наказание.

Знаете ли вы? Священное животное Индии – корова обладает преимуществом движения перед любым транспортным средством, что зафиксировано в ПДД страны. Пользуясь такими привилегиями, они создают серьезные помехи не только на автомобильных дорогах, но и на взлетных полосах для самолетов, из-за чего водителям приходится использовать запись рычания тигра для их разгона.

В правила дорожного движения часто вносятся изменения относительно разрешенного поведения во время езды. В недавнее время имели место быть поправки, касаемо правил опережения и обгона.

При прохождении обучения в автошколе, курсанты сталкиваются с таким определением обгона, как:

  • опережение транспортных средств с применением выезда на ряд встречного движения, а затем, с возвращением обратно.

Особенности обгона:

  1. Он является разновидностью опережения. Но последнее, при э том, не всегда выступает обгоном.
  2. Во время обгона всегда происходит выезда на полосу для встречного потока машин.
  3. После окончания маневра, авто должно возвратиться на свою полосу.

Стоит отметить, когда дорога является двух или более полосной, автомобиль, обгоняя другие транспортные средства, осуществляет опережение.

Различие понятий

Чтобы понимать, чем данные понятия разняться, необходимо знать, что опережение, это:

  • движение транспортного средства, которое имеет скорость более высокую, нежели попутный автотранспорт;
  • это будет тот случай, если маневр совершается в пределах одной полосы, то есть, не происходит пересечение прерывистой линии;
  • также, опережением будет считаться тот случай, когда автомобиль выехал на встречную полосу движения, но на прежнюю обратно не возвратился.

Достаточно очевидной является разница между этими значениями.

То есть, при совершении обгона, автомобилист выезжает на полосу, по которой движется встречный поток машин, а в случае опережения, все маневры происходят в пределах одной части дороги.

Также, отличительной особенностью этих понятий, будет тот факт, что обгонять попутные автомобили могут как справа, так и слева. Но, как правило, такая езда будет запрещена. На дорогах очень часто установлен запрещающий дорожный знак, который информирует о том, что обгон или объезд справа запрещен. Что же касается опережения, то для него особых ограничений нет.

Когда обгон запрещен?

Для того, чтобы передвижение по магистралям было максимально безопасным, нужно соблюдать правила и придерживаться допустимых скоростных норм. Но зачастую, впереди движущиеся автомобили едут слишком медленно, тогда у водителя возникает желание выехать на соседнюю часть дороги, опередить медленного автомобилиста и двигаться быстрее. Но всегда ли это можно сделать на законных основаниях?

Случаи, когда выполнение обгона запрещается:

  • Когда на определенной территории установлены знаки, запрещающие данный маневр. Это означает, что выполнение его будет крайне опасным.
  • В случае, когда на транспортном средстве, едущем впереди, включился световой сигнал, обозначающий поворот. В данном случае, во избежание столкновения, необходимо подождать, пока автомобилист закончит свой маневр, и только после этого перестраиваться.
  • Если водитель транспортного средства, которое двигается сзади, приступил к обгону, необходимо пропустить его, и только потом, убедившись, что дорога свободна, начинать выполнение маневра.

Совершать движение по встречной полосе, опережая другие транспортные средства, запрещается на железнодорожных переездах, перекрестках, резких поворотах дороги, на подъемах, в тоннелях.

Помимо этого, есть и другие места, где данные действия запрещены. Там устанавливают специальные знаки, обозначающие запрет, а также, это дорожная разметка в виде двойной сплошной линии.

Запрещаются также данные действия на пешеходных переходах, когда люди переходят дорогу. Водитель нарушит ПДД, если будет обгонять на мосту, либо территорией под ним, а также на территориях, где недостаточный обзор.

Когда правила не запрещают опережение?

Нередко бывают случаи, когда водители нарушают правила и пересекают двойную сплошную линию. В таком случае им грозит наложение штрафных санкций. Помимо этого, произведенные действия могут привести к созданию аварийной ситуации.

Поэтому, автомобилисты должны знать, когда данный маневр разрешен, и как его выполнять:

  • Правильно рассчитано время и на маневр и расстояние до впереди идущего по встречной полосе транспортного средства.
  • Когда автомобиль находится по максимуму близко к впереди идущему автотранспорту, включается сигнал поворота и выполняется опережение.
  • Выполнение манипуляций займет малое количество времени, и машина вновь будет возвращена на свою полосу дороги.
  • Когда маневр завершен, необходимо включить сигнал правого поворота, тем самым, предупреждая других участников движения о своем намерении вернуться на прежнюю полосу.

Обгон справа

Двигаясь по дорогам с правосторонним движением, водители должны понимать, что объезжать транспортные средства разрешено только с левой стороны.

Что касаемо обгон справа ПДД, запрещает выполнение такого маневра. Связано это с тем, что в таком случае, движение будет производиться по тротуару или обочине. А это является нарушением.

Исключением выступает тот случай, когда автотранспорт, двигающийся впереди, включил сигнал поворота налево, и ожидает возможности, чтобы выполнить действие, при данных обстоятельствах, автомобилист на законных основаниях, может совершить объезд справа.

Штрафы за нарушения

Иногда городские дороги или магистрали слишком переполнены транспортными средствами, что водители идут на различные уловки, чтобы выехать вперед и продолжить движение быстрее.

Но нарушение правил, которое получилось зафиксировать, сулит автомобилисту выплатой штрафа .

  • Если речь пойдет о езде по обочине, то придется выплатить материальную компенсацию в размере 1500 рублей.
  • Если же объезд был произведен с нарушением правил и выездом на полосу встречного направления, где на это имеются запрещающие знаки или разметка, то водителю может быть вменена штрафная санкция на выплату денежного возмещения в размере 5000 рублей.
  • А за движение по трамвайным путям нарушителя могут лишить прав, либо также выписать штраф на сумму до 5000 рублей.

Ответ на вопрос, разрешен ли обгон справа в 2019 году, не совсем однозначен, но вполне понятен. Сам по себе обгон справа просто не существует (а значит и ответа, разрешен ли он, нет), поскольку маневр такого рода называется опережением, при этом опережение справа сейчас допускается.

Важная информация

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Обгон справа ранее не допускался и считался нарушением. Теперь это понятие заново назвали опережением и разрешили.

В итоге ответить, в каких случаях разрешен обгон справа, нельзя. Сказать, что ни в каких - неточно, корректнее указать, что справа допускается опережение.

Такое опережение можно произвести только по самой трассе, но не по пространству справа, где автомобилям двигаться нельзя, даже если при его использовании появляется возможность обогнать ряд участников движения.

В целом этот маневр разрешен лишь при соблюдении ряда правил и осторожном вождении, не создающем помехи другим.

Основные определения

Под обгоном в настоящее время понимают опережение одним транспортным средством другого, в ходе которого обгоняющему ТС потребовалось заехать либо на другою сторону трассы (если оно движется по двухполосной дороге), либо на среднюю полосу (если дорога трехполосная).

При отсутствии такого маневра действие не рассматривается как обгон. Всего обгон состоит из трех этапов.

Сначала обгоняющее авто перестраивается из одного ряда с обгоняемым ТС в соседний ряд слева (либо на среднюю полосу, либо на противоположную).

Следом, двигаясь по этой полосе, обгоняющее авто занимает позицию перед обгоняемым. Наконец, оно возвращается на прежнюю полосу, но уже перед обогнанным авто.

Под опережением понимают движение одного ТС, сначала расположенного сзади с более высокой скоростью, нежели у другого авто, бывшего спереди которое привело к тому, что первое ТС оказалось спереди.

Каких-либо дополнительных условий нет. Обгон, таким образом, тоже представляет собой опережение, но с дополнительными условиями, которые и описаны в предыдущих параграфах.

Какие есть виды опережения авто

Итак, существует два вида опережения авто, а именно собственно опережение и обгон (который включается в категорию «опережение» наряду с опережением в узком смысле).

Различия между ними таковы:

При обгоне Необходимо выехать на встречную полосу, а при опережении этого делать не требуется
При обгоне существует масса ограничений А для опережения имеется одно - запрет его выполнения на ряде участков трассы, в том числе в зоне перехода, на перекрестке, на железнодорожном переезде, в тоннеле и на эстакаде, а также на завершающем отрезке подъема и на участке трассы с недостаточной видимостью
При некорректном обгоне Водитель несет наказание по специальной статье КоАП (статья 12), а при нарушении правила опережения статьи нет
Обгон допустим исключительно слева А опережение - как слева, так и справа

Также существует понятие перестроение, оно предполагает переход ТС на более левую полосу и дальнейшее движение по ней.

Так как движение по данной полосе быстрее, нежели на предыдущей, ему придется обгонять другие авто, занимающие полосу, на которой находилось это ТС до перестроения. Однако это будет уже обычное опережение.

Действующая нормативная база

Действующая нормативная база в отношении обгонов состоит из следующих документов:

  • (или ПДД);

Особенности обгона с правой стороны

Существенная особенность обгона с правой стороны в том, что его корректно называть опережением.

Причина этого очевидна, автомобиль не смещается на встречную полосу, по которой могут ездить и ТС с противоположным направлением движения, а, напротив, уходит вправо.

Поэтому такой маневр с формальной точки зрения требуется назвать именно опережением. В соответствии с правилами дорожного движения данное действие в некоторых случаях будет разрешено.

В каком случае данный маневр будет законным согласно ПДД

Ранее этот маневр считался нарушением, но в настоящее время он вполне возможен. Опережение едущего спереди транспортного средства будет разрешено в случае, когда выполнен целый ряд условий:

Правая полоса не занята автомобилями Иначе говоря, при перестроении на нее машина не помешает движению какого-либо транспортного средства
При совершении перестроения Автомобиль не заедет на территорию, где ему двигаться запрещено, включая пешеходные дорожки, тротуары, обочины и т.п., по которым допускается исключительно движение мопедов
На дорожное полотно Не нанесена сплошная линия разметки, которая сделает подобное движение недопустимым, также не установлены знаки, запрещающие перестраиваться на полосу справа
Чтобы осуществить опережение
Нет необходимости ускоряться до показателя, запрещенного на данной трассе указаниями дорожных знаков Видимость на данном участке такова, что не мешает опережению в частности вследствие надлежащих погодных условий и отсутствия поворотов вблизи

В итоге теоретически более не исключаемое опережение справа на практике выполняется довольно редко, хотя при исполнении всех перечисленных правил ему ничего не мешает.

Запрещен или нет маневр с текущих условиях, водитель определяет самостоятельно. Но ему желательно учитывать, что при вина чаще всего возлагается именно на инициатора обгона. Существует особый случай, при котором объезд авто справа был разрешен и ранее.

Если на перекрестке передний автомобиль встал на полосе, с которой позволен поворот налево, готовясь к данному маневру, то следующее по той де полосе авто, которое собирается двигаться прямо, может перестроиться на полосу и затем справа, объехав готовящийся к повороту и стоящий на месте автомобиль, вернуться на прежнюю полосу.

Разрешен впереди движущегося ТС

Обгон при нахождении впереди движущегося ТС разрешен по общим критериям, а именно - в случае, когда обгоняющий не создает для него помех.

Необходимо убедиться, что дистанция между обгоняющим и авто, следующим за ним, достаточная для исключения аварийной ситуации.

Запрещен

На практике опережение справа в большинстве случаев происходит на пространстве одного из видов, приведенных в следующем перечне, включая обочину и .

Именно по этой причине оно часто связано с нарушением. Перестроение же в пустующий ряд справа (рассчитанный на обычные авто) с последующим возвращением в свой ряд ранее также было запрещено.

Однако оно не предполагает перемещения в зону дороги, используемую другими транспортными средствами, нежели обычные автомобили. В настоящее время такой запрет уже снят.

Итак, данный маневр запрещен, если водителю требуется для его осуществления заехать на следующие участки:

Также он недопустим, когда:

Как правильно его выполнить

Чтобы осуществить опережение справа корректным образом, нужно соблюсти ряд условий:

В первую очередь необходимо установить Что более правая полоса не занята по всей ширине, на ней отсутствуют транспортные средства, оставленные на парковку
Требуется удостовериться Что на данном отрезке нет остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и выездов со стороны
Необходимо убедиться В отсутствии дорожных знаков, запрещающих опережение справа
Требуется оценить состояние асфальта в том месте Где водитель осуществляет обгон, при наличии влаги наледи на покрытии машина способна потерять управляемость и уехать за пределы трассы., оказавшись в кювете
Требуется сохранять дистанцию между транспортными средствами
Перед переходом на полосу справа Рекомендуется понизить передачу и еще раз осмотреться
Наилучшая дистанция перед началом обгона между обгоняемым и обгоняющим Два корпуса второго транспортного средства
Совершив опережение авто Нужно убедиться, что при обратном перестроении на прежнюю полосу машина не создаст помех для других ТС

В свою очередь, водителю, по отношению к которому осуществляют опережение справа, нельзя ему препятствовать.

Такое требование относится и к ситуации, когда опережающий осуществляет маневр с явным нарушением правил.

Какой предусмотрен штраф

Штрафа непосредственно за обгон справа не существует, так как отсутствует соответствующая статья, поскольку, как отмечалось выше, нет и самого данного понятия.

В то же время вследствие того, что для опережения не существует особых ограничений, норм, наказывающих за само по себе некорректное совершение опережения также нет.

Штраф взимается лишь за конкретные действия, совершенные в процессе опережения, которые нарушают определенные нормы.

В частности:

При выезде в процессе опережения другого транспортного средства На тротуар или обочину водителю придется отдать 5000 рублей, этот размер превышает сумму штрафа за обычное движение по тротуару или обочине, за которое с водителя возьмут 1500 рублей
При опережении справа Выполненном на нерегулируемом пешеходном переходе сумма штрафа составит 1500 рублей
Повторное совершение вышеназванных нарушений приведет к тому Что сотрудники ГИБДД изымут у автолюбителя права на срок в один год, повторным считается деяние, совершенное в течение года после предыдущего, после этого срока санкция будет равна установленной для первого нарушения
В случае выезда В ходе совершения этого маневра на тротуар либо на велосипедную дорожку водитель должен будет расстаться в пользу государства с 2000 рублей

При совершении обгона с выездом на встречный поток движения, во избежание столкновений со встречной машиной необходимо учитывать и выполнять все рекомендации и требования, которые прописаны в .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Это касается также и перемещения и по своей полосе. Кроме того, водитель обязан обращать внимание на дорожные знаки, указатели (таблички) и сигналы светофора, когда намеревается перегнать впереди едущий автомобиль.

Если неправильно совершать обгон, то это чревато тяжелыми последствиями в виде серьезных .

В каком законе прописаны

Российское автомобильное законодательство представлено в виде ПДД – Правил дорожного движения, где описываются все нормы, которым обязаны следовать участники. За то, в каком порядке следует совершать такой маневр, как обгон, отвечает Глава №11 Правил.

Если водитель нарушает их, тогда в действие вступает КоАП РФ – Кодекс административно-правовой, регулирующий меры ответственности по правонарушениям административного порядка. В этом случае за детали мер наказания отвечает .

В законе даётся разграничительное пояснение о том, что считать «обгоном», а что не относить к такому действию.

– это маневр, который водителем начинает совершаться в пределах своей полосы движения, затем машина выходит на короткое время на встречную полосу с пересечением разделительной черты, а потом возвращается на участок своего потока по ходу езды, только обогнув впереди ехавший автомобиль.

Опережение – это такой же самый маневр, что и обгон, но осуществляется он исключительно в рамках полосы дороги своего потока.

Чтобы без помех обогнать машину с выездом на встречную полосу, автомобилисту требуется обратить внимание на следующие факторы касательно ситуации на дороге:

  1. Оценить ширину проезжей части.
  2. Визуально определить расстояние от своей машины до обгоняемой.
  3. Посмотреть, каково расстояние между своим авто и ближайшим, едущим по встречной полосе.
  4. Присмотреться к скорости той машины, которую обгоняют.
  5. Учесть скорость встречного автотранспорта.
  6. Отметить скорость приближения к обгоняемому ТС.
  7. Четко знать особенности своего автомобиля – насколько быстро она «умеет» разгоняться, разовьёт ли достаточную скорость, чтобы получилось обогнать другое авто.

Кроме этого, водителю требуется:

  1. Знать и замечать дорожные знаки.
  2. Обращать внимание на сигналы светофоров и следовать их значениям.
  3. Оценить, не пересекаются ли траектории обгоняемого автомобиля и обгоняющего.
  4. Присмотреться к конструкции дороги, вспомнить правила, где именно категорически запрещено разгоняться с целью совершит обгон.
  5. Отметить особенности погоды и видимости. При ограниченной видимости и скользкой дороге лучше всего воздержаться от совершения данного действия.

Кроме сигналов светофоров на регулируемых перекрёстках может оказаться полицейский-регулировщик. Его сигнальные движения каждый водитель обязан уметь правильно расшифровать, чтобы следовать указаниям.

Где запрещено

Пункт 11 Правил «Обгон, опережение, встречный разъезд», начиная с части 11.1-11.2 (и далее) отражает все детали запретных зон и участков дорог, где совершать обгоны ни в коем случае нельзя.

К таковым относятся следующие ситуации на дороге или зоны автодорожной инфраструктуры:

Ситуация Участок дороги
1. Занятая полоса встречного движения, либо своего потока.
2. Большая вероятность создания помех другим участникам.
3. Когда впереди движущаяся машина подала сигнал огнями, что собирается поворачивать влево.
4. Передний автотранспорт делает объезд препятствия или тоже совершает обгон.
5. Следующее за обгоняемой машиной авто начало совершать маневр.
регулируемый перекрёсток;
нерегулируемый перекрёсток при движении по второстепенной трассе;
пешеходный переход;
ближе чем 100 метров от ж/д переезда;
мосты, эстакады, путепроводы, а также под ними, тоннели, некоторые набережные (трасса на дамбе реки) и др.;
крутые подъемы – ближе, чем за 300-600 м (зависит от мощности транспорта и градуса уклона) от конца подъема;
опасные повороты;
иные зоны, где очевидно сильное ограничение видимости для водителей.

Правила выполнения обгона

Перед тем, как рассмотреть подетально разные случаи, когда обычно допустимо обгонять другие автомобили, следует отметить общие правила, как именно грамотно делается такой маневр.

Правила выполнения обгона:

  1. Убедиться в том, что свой автомобиль не будет создавать помех для других участников движения.
  2. Оценить расстояние от обгоняемого авто до своего, достаточность пространства для того, чтобы вернуться в свой строй, от своей машины до встречной, если она есть.
  3. Удостовериться в том, что и задние авто не собираются совершать обгон в тот же момент, что и вы.
  4. При отсутствии препятствий или вероятности помех, следует проделать следующее – изменить ступень передачи на одно уменьшение, переключение основной оптики с дальнего света на ближний режим, включить поворотные сигнальные огни перед тем, как выезжать из своей полосы.
  5. После выезда из строя, огни выключаются, передняя машина обгоняется с выездом на встречную полосу там, где нет сплошной разметочной черты.
  6. Последним штрихом данного действия является встать в свой поток движения там, где есть свободное пространство при условии движущих объектов других ТС.
  7. Но делать это без включенного правого поворотника не следует. Другие участники должны знать, что вы хотите вернуться в свой поток движения, а не делать разворот или поворот влево.
  8. Также возвращаться в свой строй следует начинать тогда, когда обгоняемый автомобиль покажется в вашем зеркале заднего вида.

Скорость при обгоне должна превышаться только в пределах нормы, которая «продиктована» дорожными знаками, либо допущениями Правил относительно конкретного участка автодороги.

Если огни не выключить сразу же после начала обгона, то другие автомобилисты могут ошибочно принять ваши сигналы за намерение совершить поворот влево, развернуться, либо делать еще один обгон следующей машины, едущей впереди.

Поворотными огнями следует предупреждать не только впереди следующего водителя, но также и того, кто едет сзади, если там замечена едущая машина.

Причем это касается как сигналов перед обгоном, так и другим сигналов после обгона, при возвращении в свой поток движения.

Дальний свет фар включать следует после того, как при маневре вы поравнялись с обгоняемой машиной, а встречных машин нет.

На перекрестке по главной дороге

Чаще всего обгоны на перекрестках совершаются с включенными сигнальными огнями, предупреждающими о том, что шофер намеревается сворачивать налево для обгона.

Это связано с тем, что в Российской Федерации движение автотранспортных средств на улицах правостороннее.

Очень важно в этом случае не создать помех другим, а также учесть разметку сплошных линий, на которые нельзя заезжать, задевать или пересекать.

Поэтому опережение с выездом на встречную полосу на перекрестке следует совершать аккуратно и с предельной внимательностью, ориентируясь по знакам и сигналам светофора. Это касается водителей, едущих по главной.

С выездом на полосу встречного движения

Когда автомобилист хочет перегнать машину с заездом на встречную полосу, то нужно внимательно отследить сразу, насколько близко едет и с какой скоростью встречный автотранспорт.

В случае если возникнет трудность с разъездом, то Правила в части 11.7 пункта 11 гласят, что уступить дрогу обязан тот, на чьей стороне создано препятствие.

Также в отношении уклонов на дорогах, оборудованными знаками – «1.13» или «1.14», дорогу в ситуации сложности разъезда уступает тот водитель, который перемещается в сторону спуска.

Один из знаков обозначает, что впереди шофера ожидает крутой спуск, а другой знак говорит о крутом подъеме.

Порядок совершения обгона с выездом на полосу встречного потока движения машин:

  1. При приближении к идущему впереди автомобилю следует соблюсти дистанцию – 30-50 метров сбоку.
  2. В зеркале задней видимости не должно отражаться других машин, чтобы убедиться в отсутствии иных желающих обогнать того, кто уже обгоняет.
  3. Оценивается обстановка впереди. Важно понять, что вы не окажетесь в запрещенной для обгонов зоне в процессе маневра, либо его завершения.
  4. Кроме того, следует сразу определить место, куда машина будет заезжать в свой поток движения после завершения действия.
  5. Если встречных машин нет поблизости, нужно сначала включить сигнальный поворотник, а уж затем, начинать движение в сторону.
  6. Снижаем на одну ступень передачу, затем при разгоне повышаем на одну.
  7. Оптика переключается с дальнего на ближний.
  8. Как только начался обгон, сигнальные огни выключаются.
  9. Машина сначала должна поравняться с обгоняемой.
  10. Совершается выезд на встречную полосу.
  11. Затем водитель включает правый сигнал поворота.
  12. Возвращаться в свой ряд следует начинать только тогда, когда обгоняемый автомобиль уже отражается в зеркале заднего просмотра.

Большой и частой ошибкой водителей является тот фактор, когда они слишком сильно сближаются с обгоняемым автомобилем, мотивируя это тем, что максимально быстро съехать, либо недолго находиться на встречной полосе.

С одной стороны, это покажется оправданным, но с другой стороны, нарушение дистанции приведет к столкновению, если не со встречной машиной, так с той, которая обгоняется.

Когда автомобилист уже оценил обстановку, определил, что опасности для осуществления маневра нет, встречных машин не предвидится, то и слишком сближаться с обгоняемым авто нет смысла.

Еще не следует забывать, что обгоняемая машина может неожиданно изменить свою скорость движения. Например, неожиданно затормозить потому, что впереди неё обнаружено препятствие, которое следует объехать.

А для водителя, совершающего обгон, видимость далее впереди движущейся машины ограничена.

Если сильно сблизиться с обгоняемым авто, тогда при внезапном его торможении и объезде препятствия, может произойти боковое столкновение.

Без выезда на встречную полосу

Если совершается обгон в пределах только своей полосы движения и при этом территория встречного потока движения не затрагивается вообще, тогда такое действие называют – «опережение», а не обгон.

Это возможно в случае, если ширина полосы достаточна для того, чтобы осуществить данный вид маневра. Либо же дорога является четырех сторонней, когда каждая сторона разделена на две полосы.

В этом случае ширины дороги достаточно, чтобы можно было перегонять тихоходные автомобили. Порядок здесь такой же, как в случае обгона с заездом на «встречку».

Более одного ТС

Такой способ называют – «обгон паровозиком», который делается двумя ТС сразу.

Но еще под маневром двумя транспортными средствами может подразумеваться также и действие, совершаемое одной машиной, но объезжать ей приходится два или более автомобиля. Не на всех участках автотрасс разрешен обгон паровозиком.

Для запрета существуют стандартные дорожные знаки или указатели в форме белых табличек, так как в Правилах о таком запрете ничего не говорится.

Но зато в правилах говорится, что нельзя начинать обгон, если впереди едущий транспорт сигналит левыми поворотниками о своем намерении первым начать действие.

Паровозиком маневр осуществляется следующим образом:

  1. Сначала включает левый поворот машина передняя, которая хочет выехать влево для опережения.
  2. После нее следует включить свои огни только тогда, когда передняя машина уже поравнялась с тихоходной обгоняемой.
  3. При этом крайне важно, чтобы сигнальные огни обгонщика уже были выключены – тогда не будет нарушения ч. 11.2 п. 11 ПДД.
  4. Вставать в свой строй следует лишь при наличии свободного места и после того, как завершить свой маневр машина, едущая впереди.

Теоретически и без помех можно обогнать обгоняющего водителя, но для этого требуется удостовериться, что встречных авто нет, и места на дороге достаточно.

Когда речь заходит об обгоне затора, либо нескольких авто сразу, то следует учесть, что тогда водитель уже не просто заедет на встречную полосу движения, а будет перемещаться по ней.

А это считается нарушением по п. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, и грозит денежным взысканием – 1500 рублей .

В городе

Обгонам в городе могут препятствовать естественные причины:

  • многочисленные светофоры;
  • частые пробки;
  • пешеходные переходы;
  • трамвайное полотно;
  • регулируемые перекрёстки;
  • скоростное ограничение и другие факторы.

В среднем скорость машин в городской черте составляет не более 20 или 30-40 км/ч по показателям бортового компьютера.

Такие участки дороги, как пешеходный переход или трамвайные пути встречного движения являются запрещенными для того, чтобы на них обгонять автотранспорт.

Самый безопасный способ обогнуть медленно перемещающийся автотранспорт – это совершить опережение в пределах своей полосы движения и то в случае, если впереди не предвидится никаких препятствий в виде сплошной полосы, светофора и иного.

Без разметки

Если на дорожном полотне не прорисовано никакой разметки, это значит, что можно делать обгон, когда вздумается.

Чаще всего на тех участках пути, где это делать запрещено, будет устанавливаться автодорожный знак, под маркировкой – «3.20.1», «3.20.2».

Первый прорисован на белом поле и значит, что он постоянный, а второй – на желтом, значит – временный.

В зависимости от того, какой впереди едет транспорт следует решать, делать обгон или нет. Если это крупногабаритное ТС, тогда следует делать некоторые проверки в пути, нет ли преград впереди.

Как только во время обгона была замечена впереди опасность, препятствие, либо другая машина, следует незамедлительно снизить скорость. После этого желательно вернуться в прежнюю позицию, если место там еще не занято другим авто.

Если дорога чистая, тогда можно совершать маневр точно по такому же принципу, как было описано выше.

Двумя автомобилями

Случается так, что обгон может совершаться двумя автомобилями одновременно. Такой ситуацией является случай, когда обгоняемый автомобиль решил опередить другой водитель.

Но для этих целей крайне важно, чтобы проезжая часть по ширине позволяла проделать данный маневр.

Иначе последствиями может оказаться аварийное столкновение, причем с цепной реакцией, если на трассе находятся поблизости и другие участники.

Это действие следует совершать в таком порядке:

  1. Сначала нужно переключиться на нижнюю передачу – на 1 ступень. Например, если вы двигались на 5-й, то следует переключиться на 4-тую до совершения объезда.
  2. Несильно придавливая педаль газа, машина, находящаяся на обгоне, настигается вторым обгонщиком.
  3. Всего несколько секунд нужно совершить движение параллельно с обгоняемым авто.
  4. После чего стремительно вырываясь вперед при помощи газа, опережаем его.

Переключаться с высоты на низ функционала коробки передач необходимо для того, чтобы максимально оптимизировать динамику разгона, который нужен будет для опережения уже обгоняющего автотранспорта.

Это обозначает, что здесь важно сразу оценить скорость движущейся на обгоне машины так, чтобы скорость вторичного обгонщика была повышенной до разумных пределов (не опасной и соответствующей дорожным знакам).

Такой обгон признается самым опасным из-за повышения скоростей и недостаточности места на дороге для безопасного разъезда.

Обгоны двумя машинам не запрещены Правилами. Но если в строю мало места для возврата машин в поток, а также тогда, когда обгоняющий первичный автотранспорт уже включил левые (либо по окончании маневра — правые) предупредительные огни, то лучше от них воздержаться.

Что такое обгон броском

Речь идет о резком повышении скоростей, когда водитель-лихач, не дает достаточного времени для динамики разгона своей машины и сразу резко повышает газ.

Такие маневры придорожные камеры службы ГИБДД сразу могут зафиксировать как нарушение скоростных режимов. Но и это даже не главное.

Важно, что при резком совершении опережения или обгона повышается риск заноса автомобиля и столкновения с другими участниками движения.

Либо могут случиться аварии с одним участником – столкновение со столбом, вылет в кювет при заносе и т.д. Чаще всего замечен такой маневр за лицами, желающими объехать побыстрее колонну машин.

Правила манёвра грузовыми автомобилями

Для некоторых участков автодорог устанавливается специальный знак, где запрещается обгонять тихоходный транспорт грузовикам. Дорожный знак Обгон грузовым автомобилям запрещен, имеет свою цифровую маркировку – «3.22».

Водитель грузового автотранспорта должен учесть:

  • массу груза;
  • габариты своей машины;
  • её массу без снаряжения грузом;
  • скорость и способность разгона своей машины;
  • скорость тихоходного транспорта, который следует обогнать.

Могут также обозначиться и другие факторы, имеющие свою специфику в отношении своей категории автотранспортного средства. Например, высоту своей машины и угол обзора заднего видения.

Но алгоритм действий остается для таких водителей таким же, как и в случае, если обгон совершается автомобилист на легковом ТС.

Правилами также запрещено, чтобы водитель, которого обгоняют, сам начал ускоряться в момент маневра (ч. 11.3 п. 11 ПДД).

Такая неоправданная реакция служит не только водительской неучтивостью, но также и провокацией крупной аварии. Ведь уравнивание скоростей заставит обгоняющего автомобилиста дольше пребывать на встречной полосе.

Правила диктуют этикет поведения обгоняемому также и в отношении того, чтобы он слегка посторонился и взял в право (ч. 11.6 п. 11 ПДД – в отношении тихоходных ТС вне зоны населенного пункта).

А после того, как его обогнали, немного уменьшить скорость, чтобы дать возможность вернуться водителю в свой поток.

Основываясь на статистических данных из практики автомобилистов, затрачиваемое на обгон время обычно составляет по времени не более 6-10 секунд, в зависимости от длины обгоняемого автотранспортного средства и его скорости движения.

Нельзя забывать, что темное время дня или плохие погодные условия существенно снижают качество совершения подобного действия.

Поэтому в некоторых ситуациях специалисты рекомендуют лучше воздержаться от обгона, если риски столкновения из-за плохой видимости велики.

Видео: Нарушение правил обгона. Сборник спорных ситуаций

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

Недавно в силу вступили изменения ПДД, касающиеся всех водителей без исключения. Автоинструкторы подчеркнули, что основные поправки связаны с правилами опережения и обгона.

Что такое обгон?

Согласитесь, что с такого расстояния объективно оценить ситуацию просто невозможно, но и спорить с инспектором себе дороже.

В этом случае вам выпишут протокол. Рекомендуется записать номер ТС, в нашем случае это трактор, который вы обогнали и даже записать его контактные данные, чтобы потом вызвать в суд в качестве свидетеля. Подобная история может случиться не только на трассе, но и в городе. По одной полосе вполне проедут два авто, и тот, который едет слева, выполняет опережение, но не выезжает на встречную полосу. Оформление правонарушения здесь (хотя вы его, по сути, не совершали) происходит по точно такой же схеме, как описано выше.

Видеоматериал о том, что может случиться при опережении:

Удачи на дорогах и будьте предельно внимательны!

В статье использовано изображение с сайта avtohod.ru