Изменение свойств резины в процессе старения. Процесс старения автошин - что нужно знать Стандарты на срок службы автомобильных шин

Вокруг возраста или "старения" шин всегда ходили споры и разногласия. В некоторых странах даже были требования к производителям, чтобы они печатали на резине крайнюю дату использования, как на продуктах питания. В некоторых штатах Америки, при покупке дается брошюра с описанием возможных проблем, если шины долго не менять.

Химический процесс, который вызывает старение старение резины, называется оксидизация. При постоянном контакте с кислородом, резина начинает сохнуть, и становится более жесткой, что выражается в трещинах на поверхности. Что самое интересное, стареть шина начинает с внутренних слоев каркаса, а не снаружи. Вследствие затвердения элементов состава, начинается процесс деламинации, когда фрагменты резины отслаиваются от кордовых слоев.

Скорость старения определяется четырьмя основными факторами.

Качество изоляционного слоя. Тонкий слой изнутри шины, сделан из бутил-каучука, и предназначен для того чтобы воздух закаченный в колеса, не выходил наружу. Но все равно какой то процент кислорода будет просачиваться через этот слой, вызывая химическую реакцию с внутренними слоями.

Давление воздуха. Воздействие оксидизации усиливается, пропорционально давлению воздуха, чем больше, тем быстрее. То есть, накаченная резина будет стареть гораздо быстрее чем сдутая.

Температура. Высокая температура усиливает реактивность кислорда, тем самым ему легче просачиваться через уплотнительный слой резины и легче взаимодействовать с внутренними слоями протектора.

Частота использования. Во время движения, под давлением центробежной силы, смазочный материал внутри шины обращается через систему микропор, то есть приходит в движение. Таким образом, "промасливая" резину. Когда колеса простаивают, этого не происходит и они начинают сохнуть быстрее.

Немецкий ADAC рекомендует менять шины каждые 6 лет, несмотря на внешний вид. В 1990 году группа производителей BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz, General Motors сделали совместное заявление о том что шины старше 6 лет не рекомендуются к использованию. В 2005 году Daimler/Chrysler заявил, что рекомендует внимательно инспектировать шины через 5 лет, и производить замену через 10. Позже, рекомендацию поддержали компании Michelin и Continental.

Американцы изучили автомобильные страховые иски, касательно проблем с колесами, и вывели одну интересную закономерность. 77% всех страховых обращений были сделаны в пяти самых южных штатах, и в 87% из всех этих случаев, шины были старше 6 лет. Что косвенно подтверждает негативное воздействие высоких температур в течение долгого времени.

Так же была отслежена тенденция, что шины с высоким индексом скорости теряют свои кондиции медленнее. Стоит также сказать, что старые шины больше подвержены неравномерному износу , особенно это касается летних шин для легковых автомобилей.


Выводы:

Если шины на вашем авто старше 6 лет, это не значит что их обязательно следует менять. Просто внимательно осмотрите их на предмет трещин на боковинах, если таковые появились это сигнал к тому, что пора искать новые или б у шины. По информации сайта Шинкомплект , в последнее время, продажи подержанных колес в мире растут, в связи с плохой экономической ситуацией.

Особенно быстро стареют и высыхают запасные колеса для джипов, которые висят на двери багажника в накаченном состоянии и под прямыми солнечными лучами летом. Если шины хранятся в спущенном состоянии и в помещении защищенным от солнца, то они дольше сохраняют свои кондиции.

Каучуки и их вулканизаты, как всякие ненасыщенные соедине­ния, способны к различного рода химическим превращениям. Важ­нейшей реакцией, которая непрерывно происходит при хранении и эксплуатации резиновых изделий, является окисление резины, ведущее к изменению ее химических, физических и механических свойств. Только эбонит, превращающийся в полностью насыщен­ное соединение за счет присоединения к макромолекулам каучука предельно возможного количества серы, представляет собой хи­мически инертный материал. Совокупность всех изменений, про­исходящих в резине в процессе длительного окисления, принято называть ее старением.

Старение принадлежит к категории сложных многостадийных превращений, на определенных этапах которого значительно умень­шаются эластичность, износостойкость и в некоторой степени прочность резины. Иначе говоря, с течением времени работоспо­собность резиновых изделий, а следовательно, и надежность рабо­ты автомобилей снижаются. К разряду наиболее неблагоприятных изменений резины, возникающих вследствие старения, относится необратимое снижение ее эластичности. В результате повышенная хрупкость резины, в первую очередь ее поверхностных слоев, обу­словливает появление в деформируемых деталях трещин, посте­пенно углубляющихся и в конце концов приводящих к разруше­нию изделия.

Последствия старения резины аналогичны последствиям от пониже­ния температуры, с той лишь разницей, что последние по своему харак­теру являются временными и частично или полностью устранимыми с помощью нагревания, тогда как первые никакими способами нельзя осла­бить и тем более устранить.

Борьба со старением ведется различными методами. Очень эф­фективной является добавка противостарителей (ингибиторов), 1... 2 % которых по отношению к содержащемуся в резине каучуку замедляют процесс окисления в сотни и тысячи раз. С той же це­лью некоторые резиновые изделия выпускаются с заводов в гер­метичной упаковке (в полиэтиленовых чехлах).

Однако технологических средств оказывается недостаточно, поэтому дополнительно приходится применять ряд эксплуатаци­онных мер. С повышением температуры старение усиливается, причем от нагревания на каждые 10 °С скорость старения возрастает в два раза. Замечено также, что окисление резины интенсивнее на тех участках, которые испытывают большее напряжение. Следовательно, необходимо содержать резиновые изделия по возможнос­ти в недеформированном состоянии.

Колеса и шины

Автомобильные колеса различают по их назначению, типу при­меняемых шин, конструкции и технологии изготовления.

Основные параметры колес некоторых автомобилей отечествен­ного производства приведены в табл. 11.2.

Пневматические шины легковых автомобилей подразделяются по способу герметизации внутреннего объема, расположению нитей корда в каркасе, отношению высоты к ширине профиля, типу протектора и ряду других специфических особенностей, вызванных их назначением и условиями эксплуатации.

По способу герметизации внутреннего объема различают ка­мерные и бескамерные шины.

Камерные шины состоят из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты, надеваемой на обод. Размер камеры всегда несколь­ко меньше внутренней полости покрышки во избежание образо­вания складок в накаченном состоянии. Вентиль представляет со­бой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину и препятствующий выходу наружу. Ободная лента предохраняет ка­меру от повреждений и трения о колесо и борт покрышки.

Таблица 11.2

Основные параметры колес некоторых отечественных легковых

Автомобилей


Рис. 11.9. Бескамерная шина авто­мобиля:

1 - протектор; 2 - герметизирую­щий воздухонепроницаемый резино­вый слой; 3 - каркас; 4 - вентиль; 5 - глубокий обод

Бескамерные шины (рис. 11.9) отличаются наличием воздухо­непроницаемого резинового слоя, наложенного на первый слой каркаса (вместо камеры), и имеют следующие преимущества (по сравнению с камерными):

меньшую массу и лучший теплообмен с колесами;

повышенную безопасность при движении машины, так как при проколе воздух выходит только в месте прокола (при мелком про­коле достаточно медленно);

упрощенный ремонт в случае прокола (нет необходимости в демонтаже).

В то же время монтаж и демонтаж бескамерных шин усложнен­ные и требуют большей квалификации, и зачастую возможны толь­ко на специальном шиномонтажном станке.

Бескамерные шины применяются для колес с ободами специ­ального профиля и повышенной точности изготовления.

Камерные и бескамерные шины по расположению нитей корда в каркасе покрышки могут быть как диагональной, так и радиаль­ной конструкции.

Маркировка шин

Диагональные и радиальные шины различаются не только кон­струкцией, но и маркировкой.

Например, в обозначении диагональной шины 6,15-13/155-13:

6,15 - условная ширина профиля шины (В) в дюймах;

13 - посадочный диаметр (d) шины (и колеса) в дюймах;

155 - условная ширина профиля шины в мм.

Вместо последнего числа 13 может быть указан посадочный диа­метр в мм (330).

Радиальные шины имеют единое смешанное миллиметрово­дюймовое обозначение. Например, в маркировке 165/70R13 78S Steel Radial Tubeless:

165 - условная ширина профиля шины (В) в мм;

70 - отношение высоты профиля шины (Я) к ее ширине (В) в процентах;

R - радиальная;

13 - посадочный диаметр в дюймах;

78 - условный индекс грузоподъемности шины;

8 - скоростной индекс шины (максимально допустимая ско­рость движения автомобиля) в км/ч.

Для повседневной езды по российским дорогам целесообразно ограничиться отношением Н/В не ниже 0,65, причем это касается довольно больших шин, т.е. шин для автомобилей типа ГАЗ-3110 «Волга». На моделях ВАЗ лучше не применять шины с Н/В ниже 0,70, а на автомобиле ВАЗ-111 «Ока» и вовсе нецелесообразна ус­тановка каких-либо иных шин кроме заводских размером 135R12.

Современные скоростные сверхнизкопрофильные шины с Н/В= = 0,30...0,60 пригодны для работы только на гладких шоссейных дорогах с хорошим качеством покрытия, которых в нашей стране практически нет.

Каждый российский изготовитель шин имеет свой фирменный знак или же, как например Московский шинный завод, знак мо­дели «ТАГАНКА».

Маркировка шины включает в себя букву (или буквы), кодиру­ющие предприятие-изготовитель (например, К - Кировский шин­ный завод; Я - Ярославский шинный завод и др.) и цифры (циф­ру) внутризаводского индекса этой шины.

На боковине шины ставится ее серийный номер и кодируется другая, достаточно полезная (в случае выставления рекламации) информация (табл. 11.3).

Насколько долго прослужат автомобильные шины, зависит от эксплуатации, технического состояния автомобиля и вашего стиля управления. Профессиональное техническое обслуживание и постоянные проверки обеспечат безопасное движение.

Шины напрямую контактируют с дорогой, поэтому очень важно поддерживать качество шин в нормальном состоянии, ведь именно от их качества зависит безопасность, экономичность топлива и комфорт. Необходимо не только правильно подбирать шины, но и следить за их состоянием для предупреждения их преждевременного старения и износа.

Основные причины повреждения и износа автомобильных шин

Неприятных сюрпризов на дороге, которые в итоге приводят к повреждению и износу шин, всегда предостаточно: камни, ямы, стекло. Их мы не можем ни предусмотреть, ни предотвратить. Но вот проблемы, возникающие из-за большой скорости, давления воздуха и перегрузки, полностью зависят от владельца автомобиля и вполне решаемы.

1. Движение с большой скоростью

Внимательно следите за скоростным режимом! При движении на большой скорости риск повреждения и износа шин наиболее вероятен, ведь шины сильнее нагреваются, и быстрее теряется давление в них.

2. Давление воздуха в шинах

Избыточное и недостаточное давление в шинах снижает срок использования шин и приводит их к преждевременному износу (перегрев шины, снижение уровня сцепления с дорожным покрытием), поэтому необходимо контролировать достаточное давление в шинах.

3. Перегрузка

Следуйте рекомендациям производителей относительно нагрузки! Чтобы избежать перегрузки шин, внимательно изучите на боковине шины индекс нагрузки. Это максимальное значение, и превышать его не нужно. При перегрузке также происходит сильный перегрев шины, а соответственно, ее преждевременное старение и износ.

Как уберечь шины от преждевременного старения и износа

Даже самые качественные и дорогие шины недолговечны. Износ и старение шины - лишь дело времени, но в наших силах увеличить сроки использования шин до максимума. Что же сделать, чтобы продлить жизнь шинам и уберечь их от износа? Вот несколько простых советов:

  • Периодически проверяйте состояние шин. Проверка отнимает всего-то несколько минут, зато позволяет сэкономить средства. Проверять состояние шин нужно раз в неделю.
  • После пяти лет использования шин, тщательно проверяйте их раз в год.
  • Проверяйте давление в шинах примерно раз в месяц. Правильное давление – это гарантия безопасности движения и сохранения характеристик шин. В руководстве по эксплуатации автомобиля можно найти то самое правильное давление, причем давление нужно проверять лишь в холодных шинах.
  • Проверяйте глубину протектора, уровень износа шин хотя бы один раз в месяц.
  • Размер глубины протектора меньше 1.6 мм указывает на значительный износ шин, и их нужно поменять.
  • Периодически проверяйте регулировку углов установки колес во время планового технического обслуживания или незадолго до официального технического обслуживания. Неправильные углы установки не всегда заметны, обычно они меняются при наезде на ямы и бордюры.
  • Производите балансировку колес при их перестановке (раз в полгода). Не путайте такие понятия, как «регулировка углов установки колес» и «балансировка колес». При регулировке устанавливается правильное геометрическое положение колес, а при балансировке колеса устанавливаются так, чтобы вращение было без вибрации. Балансировка уберегает колеса от преждевременного старения и износа, обеспечивает сохранность подвески и подшипников колес.
  • Переставляйте шины. Избежать быстрого износа шин поможет их перестановка. Каждые 6-7 тыс. мыль их можно переставлять, не забывайте также про «запаску». Переставляя шины, вы сэкономить средства и продлите срок их использования, ведь шины будут изнашиваться более равномерно.
  • При замене шин меняйте вентили. Вентиль – важная деталь, обеспечивающая герметичность шины. Высокое давление и существенные нагрузки при вращении колеса воздействуют на вентиль. Поэтому при замене шин необходимо менять и вентили, это продлит срок службы шины и сбережет от износа. Экономия на вентилях напрямую влияет на срок службы ваших шин.
  • Когда нужно поменять шины?

    Еженедельная проверка шин (осмотр глубины протектора, давления воздуха в шинах, имеющихся повреждений на боковинах шин, появление следов неравномерного износа) позволяет реально оценить степень износа и старения шин. Если в вашу голову закрались сомнения в безопасности использования шин, то обратитесь к опытному специалисту для консультации по поводу дальнейшей эксплуатации.

    Шина подлежит замене в случае:

  • Прокола (возможны не только внешние, но и скрытые повреждения)
  • Сильного износа протектора
  • Наличия следов старения и «усталости» (трещины с внешней стороны, на бортовой и плечевой зоне, деформация шины и т. д.). Такие шины не обеспечивают должного сцепления.
  • Повреждения шины
  • Неравномерного износа по краям, в центре, на отдельных участках
  • Несоответствия автомобилю (необходима установка колес одного типа)
  • Срок службы шин

    Сроки службы шин сильно отличаются, поэтому предугадать, сколько будет служить та или иная шина, практически невозможно. В состав шины входят различные ингредиенты и материалы резиновой смеси, влияющие на сроки эксплуатации. Погодные условия, условия использования и хранения также могут продлить или сократить срок службы шин. Поэтому чтобы увеличить сроки эксплуатации шин, уберечь их от износа и старения, следите за их внешним видом, поддержанием давления в шинах, появлением следующих эффектов: шум, вибрация или увод в сторону автомобиля при движении, и конечно, правильно храните их.

    Правила хранения автомобильных шин

    Даже если шины лежат и не используются или используются редко, они стареют. Желательно не хранить ненакачанные или демонтированные шины долгое время в штабелях. Также нельзя хранить на шинах какие-либо посторонние, особенно тяжелые предметы. Избегать нахождения рядом с шинами раскаленных предметов, пламени, искрообразующих источников и генераторов. При взаимодействии с шинами рекомендуется пользоваться защитными перчатками.

    Шины хранятся в сухом помещении с хорошей вентиляцией, с постоянной поддерживаемой температурой, которое защищено от осадков и воздействия прямых солнечных лучей. Во избежание изменения структуры резины не храните рядом с шинами химические средства и растворители. Избегайте хранения вблизи шин острых металлических, деревянных и других предметов, которые могут их повредить. Чёрная резина боится переизбытка тепла и мороза, а чрезмерная влажность приводит к ее старению. Шины нельзя мыть под сильной водяной струей, достаточно мыла или специального средства.

    Из всего сказанного напрашивается вывод, что сберечь шины от износа и старения поможет правильное хранение, эксплуатация и всесторонняя проверка их состояния.

    Известно, что конкретных сроков старения шин их производители практически никогда не разглашают. Считается, что за 2-3 года процессы старения не приводят к катастрофическим изменениям в резиновой смеси шин, а через это время практически каждый автомобилист обязательно поменяет комплект шин на новый. Но возможны разные ситуации - эти 2-3 года шины могут просто провести на складе недобросвестного продавца или на оптовом складе, шины могут использоваться на автомобилях с малым годовым пробегом - различных кемперах, и.т.д. В результате, довольно часто шины эксплуатируются и спустя 5 или даже 10 лет с момента их выпуска. Чем это грозит? Попробуем разобраться.

    Основных факторов, ведущих к возрастному разрушению шин два - озон из атмосферы, который приводит к нарушению молекулярных связей между молекулами каучука и, как факт, - к утрате эластичности, и возрастные трещины, возникающие из-за контакта шин с жирами и маслами, а также просто от длительной эксплуатации. В результате шины "дубеют", что приводит к резкому ухудшению всех без исключения их качеств. Особенно опасно ухудшение ходовых качеств на мокрой дороге. Исследования ADAC при испытаниях старых шин на скорость вращения выявили факт увеличения риска "взрыва" шин. Через несколько лет анализ тяжёлых аварий, связанных с разрывами шин на высокой скорости, проведённый DEKRA, выявил, что в 100 (!!!) процентах случаев виной являлся возраст шин. Итог - рекомендация: максимальный срок эксплуатации обычных среднескорсотных дорожных шин, эксплуатирующихся в стандартных условиях - шесть лет . Но это только в случае если шины не испытывают высокие нагрузки. Если испытывают, то максимум - 4 года. И никаких средств для придания "черноты".

    Для зимних шин ситуация ещё более сложная - при низких температурах разрушение межмолекулярных связей идёт быстрее, поэтому уже на 2-ой или 3-ий сезон шины даже при бережной эксплуатации "стеклянеют" и терят часть своих качеств из-за старения. ADAC заявляет, что уже через 2 года зимняя шина не может считаться новой и на 100 процентов пригодной к эксплуатации.

    Обозначение даты изготовления шины можно найти после надписи DOT на боковине. Четыре цифры указывают на неделю и год изготовления. Например, обозначение 1105 показывает, что шина была выпущена на 11 неделе 2005 года. Помните, что если не соблюдались условия хранения шины, то её старение наступит даже раньше сроков, указанных ADAC. Поэтому лучше делать покупки в солидных магазинах с хорошей репутацией - такими как компания АВТОЭКСПЕРТ. Покупая шины в нашем магазине, Вы можете быть уверены, что Вы покупаете по настоящему новые шины, хранящиеся в подобающих условиях .

    И главное - помните, что если Ваши шины старше 4-х лет, то пора задуматься об их замене, даже если физического износа не наступило. Такие шины могут быть опасны, особенно на высокой скорости.

    Старение резины – процесс окисления при длительном хранении или в процессе эксплуатации, приводящий к изменению ее физико-механических свойств (рис. 8.4).

    Основной причиной старения является окисление каучука, т. е. присоединение кислорода по месту двойных связей в каучуке, в результате чего его молекулы разрываются на части и укорачиваются.

    Это приводит к потере эластичности, охрупчиванию и, наконец, появлению сетки трещин на поверхности состаренной резины.

    Воздействие теплоты, света, излучения, механических деформаций и присутствие катализаторов окисления (солей металлов переменной валентности) активируют и ускоряют окисление каучуков и резины.

    В связи с тем, что роль факторов, активирующих окисление, меняется в зависимости от природы и состава каучука, различают следующие виды старения.

    Тепловое старение


    Таблица 8.3.

    Физико-механические свойства важнейших авиационных резин и их применение

    Марка резины Каучук σ z , МПа ε z θ z Твердость по Шору, МПа t xp , °С Отношение к органическим растворителям Применение
    %
    НК НК 1.6 45…60 0,4…0,6 -50 -50 Нестойкая То же Уплотнительные детали, сальники, амортизаторы Уплотнительные детали, амортизаторы
    15РИ10 НК 0,3…0,4 -55 » Камеры авиационных колес
    14РИ324 НК 0,7…1,4 -56 » Авиационные покрышки
    СКН 1,0…1,4 -28 Стойкая Внутренний слой и арматура для мягких топливных баков
    НО-68-1 Наирнт* СКН 0,7…1,2 -55 То же Уплотнительные детали для подвижных соединений
    B-14-1 СКН 1,6…1,9 -50 » Уплотнительные детали для неподвижных соединений
    ИРП-1354 СКТФВ* 0,6…1,0 -70 Нестойкая Прокладки, колпачки, трубки,
    ИРП-1287 СКФ 1,2…15 -25 Стойкая Уплотнительные детали, резинометаллические сальники
    ТРИ-1401 СКТВ 1,0…1,8 -50 Нестойкая Шланги герметизации
    ИРП-1338 СКТВ 5,0 0,7…1,2 -70 Стойкая Прокладки, колпачки, трубки

    * Синтетический теплостойкий каучук с фенильным и винильным радикалами


    Тепловое старение (термическое, термоокислительное) происходит при повышенных температурах 4 в результате окисления каучука, активированного теплотой. Скорость теплового старения увеличивается с повышением температуры. При тепловом воздействии старение происходит по всей массе резины.

    Рис. 8.4. Влияние продолжительности старения на временное сопротивление (а ) и относительное удлинение (б ) резин на основе натурального (1 ), бутадиенстирольного (2 ) и хлоропренового (3 ) каучуков

    Световое старение является результатом окисления каучука, активированного светом. В практике при эксплуатации резиновых изделий (шины, аэростаты и т. д.) всегда наблюдается совместное действие кислорода и света. Наиболее эффективно влияет фиолетовое и ультрафиолетовое световое излучение. При световом старении изменяются свойства резины, начиная с поверхностных слоев. Стойкость резины к световому старению определяется свойствами каучуков и других ингредиентов резины, которые могут выступать в роли светофильтров, светостабилизаторов, например оксид цинка или оксид титана.



    Озонное старение – разрушение резины под влиянием озона является одним из наиболее активных видов старения. В отличие от кислородного старения, протекающего по всей массе, озон действует на поверхность резины. По характеру происходящих реакций озонное старение резин отличается от старения под действием атмосферного кислорода. Озон взаимодействует с каучуком по месту двойных связей с образованием озонидов:

    которые, превращаясь в изоозониды

    разлагаются с образованием продуктов окисления каучука. При наличии деформации на поверхности резины под действием озона возникают трещины, направленные перпендикулярно растягивающим напряжениям. Быстро разрастаясь, они приводят к разрушению резины.

    При действии озона на нерастянутую резину на ее поверхности появляется хрупкая пленка, но трещины не возникают. Наличие многих противостарителей, например воска, уменьшает озонное старение.

    Старение в результате механических напряжений и окислительных процессов, активированных механическим воздействием, приводит к потере прочности и пластичности резины. Некоторые виды резиновых изделий (шины, рукава, ремни и т. д.) при эксплуатации подвергаются различным видам деформаций, в результате которых с ростом амплитуды механических деформаций усиливаются окислительные процессы. Необходимо введение в резину соответствующих добавок, уменьшающих влияние динамических нагрузок на свойства резины.

    Радиационное старение под действием ионизирующих излучений приводит к резкому ухудшению физико-механических свойств резины. При облучении в резине образуются свободные полимерные радикалы, которые взаимодействуют с кислородом. Кроме того, в атмосфере воздуха на процесс старения резины под действием излучения может накладываться действие озона, образующегося в результате ионизации воздуха. Скорость старения зависит от мощности дозы облучения.

    Атмосферное старение резины протекает в реальных атмосферных условиях эксплуатации, когда происходит совместное влияние кислорода, озона, света, теплоты, влажности и механических напряжений. Действие всех этих факторов порождает многочисленные одновременно протекающие химические реакции, которые способствуют старению резины.

    Борьба со старением заключается во введении в резиновую смесь противостарителей, а также отражателей солнечных лучей, например алюминиевой пудры. В процессе эксплуатации для повышения ресурса авиационных колес осуществляется их зарядка азотом, что существенно замедляет старение резины. Старение можно замедлить, соблюдая установленные правила эксплуатации и хранения резиновых изделий.

    Эксплуатационные свойства резин определяются конкурирующим воздействием деструкции и сшивания. Наиболее устойчивы резины на основе полисилоксанов, фторкаучуков и хлорсульфированного полиэтилена. Прочность и пластичность таких резин после 10 лет открытого воздействия внешней среды изменяются не более чем на 10...15 %. На атмосферостойкость резин существенное влияние оказывает присутствие наполнителей, модификаторов, вулканизирующих добавок.

    Резюме. Несмотря на существующее разнообразие пластмасс, резин, уплотнительных и герметизирующих материалов есть большая потребность в разработке новых, перспективных материалов, ориентированных на потребности космонавтики. Она возникла в связи с ужесточающимися требованиями по сокращению числа технологических процессов при производстве изделий, расширению температурного интервала, работоспособности и сроков активного существования космических аппаратов и средств выведения. Ставятся задачи по созданию новых классов пластмасс и резин, герметиков и компаундов (в том числе токопроводных резин и герметиков; термо-, морозо-, агрессивостойких резин; термо-, агрессивостойких анаэробных герметиков; теплопроводных, поглощающих СВЧ-энергию компаундов). Такие материалы позволят создать элементы конструкций, которые будут определять технический прогресс XXI в.