Что заставляет шины стареть. Озонное старение полимерных материалов Кинетика озонного старения полимерных материалов

Прослужат вам очень и очень долго? Вы считаете, что пробег автомобиля является самым главным врагом шин? Но это не так. Вы задумывались что происходит с шинами на автомобилях, которые фактически не используются? На самом деле шины могут полностью прийти в негодность даже если ваша машина будет просто стоять на месте.

Для начала напомним, что шины являются единственными компонентами автомобиля, которые напрямую взаимодействуют с дорожным покрытием. Поэтому о них никогда не должен забывать ни один водитель. Помните, что каждый день резина автомобиля на дороге получает колоссальные нагрузки. Естественно, что со временем состояние покрышек ухудшается. Но об этом конечно знают все. Ведь все логично. , тем больше износ шин. Ведь все покрышки рассчитаны на определенный километраж.

Но к сожалению многие владельцы автомобилей почему-то забывают, что помимо пробега резина может стареть и изнашиваться просто с течением времени, даже если автомобиль используется очень редко или же стоит неподвижно на месте.

Так что, даже если ваша машина будет стоять на месте, со временем новая резина станет непригодной для использования.

Обратите внимание на старые автомобили во дворах, которые уже долгие годы стоят, и постепенно гниют. Наверняка вы видели, как со временем в таких автомобилях трескается, вздувается резина, которая в последующем лопается.

Итак, почему автомобильные шины достигают этой стадии деградации даже если автомобиль не используется?

Для начала давайте посмотрим на конструкцию шины. Основным ингредиентом шины очевидно является резина. Также в конструкции имеется металлический слой, который укрепляет стенки покрышки.

Если вы когда-нибудь видели порванную или разорванную автомобильную шину, то наверняка обратили внимание, что из разрезанных рванных концов поврежденной резины выступают концы металлического слоя, а также другие слои покрышки.

Что касается деградации автомобильной резины, то мы должны еще со школы помнить, что резина- это каучук.

Каучук - это органический материал который содержится в растениях и деревьях. Естественно, каучук должен биологически разлагаться.

Правда современная резина- это конечно уже не чистый каучук. Впрочем, сегодня автомобильные покрышки по-прежнему из каучука, но не из природного. Химическая промышленность не стоит на месте. В мире уже долгое время в автопромышленности используется полностью синтетический каучук, который значительно лучше природного и по свойствам, и по себестоимости.

Правда не смотря на то что используемый в покрышках синтетический каучук смешивается с различными полимерами, которые делают резину прочней и более устойчивой к внешним агрессивными условиям, со временем даже синтетический материал подвержен старению и разрушению. Все дело в том, что по-прежнему в составе каучука присутствует углерод, который является естественным химическим элементом, входящим в состав многих веществ на планете. Так что для углерода, который даже если выработан искусственным методом вполне естественно изменение состояния с течением времени.


Вы наверняка обращали внимание что по мере ухудшения характеристик старых шин, они становятся более жесткими и, следовательно, более хрупкими. Не верите? Тогда подойдите к старой машине, которая уже долгое время стоит брошенной во дворе и ударьте по колесу ногой. И вы поймете насколько старая резина стала твердой.

Почему же резина со временем становится жесткой?


Вулканизация каучука, которая показывает как упрочняются химические связи полимеров

Все это связано с процессом вулканизации. Вулканизация является производственным процессом закалки каучука с использованием серы и других "ускорителей", что создает связь между молекулами, которые входят в состав резины. В результате этого процесса резина становится пригодной для использования в требуемых условиях, которые связаны с постоянными нагрузками - резина становится прочней. Также процесс вулканизации придает покрышкам гибкость.

Это достигается за счет тепла и давления в условиях завода, где производится автомобильная резина. Но даже после того как покрышки вышли завода процесс вулканизации не прекращается. Как только шины оказываются на открытом пространстве, то они начинают поглощать энергию света, тепло, а также начинают подвергаться постоянному трению в процессе эксплуатации автомобиля. В итоге химические соединения в составе резины покрышек продолжают вулканизироваться с течением времени. То есть по сути покрышки становятся все крепче и крепче. Правда в этом случае теряется гибкость резины. В конечном итоге процесс вулканизации делает свое злое дело. Резина со временем усиливается до такой точки, в которой начинает просто-напросто трескаться и разрушаться.


Но это не единственный процесс, который портит любые даже если автомобиль редко эксплуатируется.

В списке причин деградации шин также есть такой процесс, который приводит к окислению каучука. Сочетание кислорода и озона ухудшает прочность и эластичность шин.

В том числе, сочетание кислорода и озона разрушает связь между металлическим слоем покрышек и резиной.

Кроме того, так как резина постоянно нагревается, сочетание тепла и кислорода приводит к изменению полимеров, содержащихся в составе резины. В итоге резина от этого процесса начинает твердеть до тех пор, пока не станет хрупкой. В итоге на поверхности шин появляются трещины.


Последней естественной причиной старения шин является вода. Резина считается водонепроницаемой. Но после многих лет использования шин вода может проникать внутрь резины и связываться с металлическими компонентами, которые находятся внутри конструкции покрышки. Соответственно это приводит к ухудшению в шинах связывающих свойств металлического каркаса и резины.

Рано или поздно это приведет к уменьшению теплостойкости и прочности внутри шины. В результате внутренние соединения конструкции шин начнут разрушаться, что неминуемо приведет к повреждению покрышки.

Частые ошибки владельцев автомобилей, которые приводят к быстрому повреждению шин


Одной из частых ошибок автолюбителей, связанной с эксплуатацией новой резины является неправильная парковка автомобиля. Особенно это касается водителей-новичков, которые не обращают внимание на резину.

Например, многие из нас паркуя автомобиль заезжают на бордюр, ухаб или яму. В итоге колесо машины остается во время парковки под повышенным давлением в результате уменьшения объема из-за сминания резины. Это уменьшение объема шины приводит к увеличению давления воздуха на стенки покрышки.

В итоге, оставляя постоянно автомобиль на неровной поверхности вы ускорите окисление резины, а также заставит сжатый воздух оказывать вредное воздействие на внутреннюю структуру конструкции шины. В результате ускоряется общий процесс деградации покрышек и естественно увеличивается их скорость износа.


Еще одной частой ошибкой владельцев автомобилей, которая приводит к быстрому износу и повреждению покрышек, является эксплуатация машины с колесами не имеющими правильное давление в шинах.

Например, в случае если шины имеют недостаточное давление, которое рекомендует производитель, то в процессе эксплуатации автомобиля создается большое количество тепла из-за увеличения трения. Это происходит из-за того, что недокаченные шины имеют большее пятно контакта покрышки с дорожной поверхностью В конечном итоге это, ускоряет процесс износа резины.

Перекаченные же шины становятся жестче и менее эластичными. В результате внутри покрышек появляется избыточное давление, оказываемое на металлический слой шин. В результате при ударах внутренний слой шин может в короткий срок вылезти наружу. Проще говоря появится "грыжа" колеса. В итоге вам придется заменить покрышку на новую. Особенно перекаченные шины не любят ям и других неровностей.

Какой срок годности у автомобильной резины?


Как мы уже сказали, даже если вы не будете эксплуатировать автомобиль с новой резиной, рано или поздно покрышки придут в негодность. И испортит их агрессивная природная среда, которая нас окружает.

Какая же продолжительность жизни шин по времени независимо от пробега? По оценкам экспертов и производителей шин этот срок составляет от 6 до 9 лет с момента их производства.

Также многие производители шин советуют водителям менять резину на новую сразу как были обнаружены признаки деградации, износа и т.п. Например при обнаружении трещин в боковых стенках шин, при повреждении протектора, при образовании даже маленьких грыж и т.д.

Поэтому каждый водитель не должен делать ставку только на пробег автомобиля при решении вопроса о смене покрышек на новые.

Насколько долго прослужат автомобильные шины, зависит от эксплуатации, технического состояния автомобиля и вашего стиля управления. Профессиональное техническое обслуживание и постоянные проверки обеспечат безопасное движение.

Шины напрямую контактируют с дорогой, поэтому очень важно поддерживать качество шин в нормальном состоянии, ведь именно от их качества зависит безопасность, экономичность топлива и комфорт. Необходимо не только правильно подбирать шины, но и следить за их состоянием для предупреждения их преждевременного старения и износа.

Основные причины повреждения и износа автомобильных шин

Неприятных сюрпризов на дороге, которые в итоге приводят к повреждению и износу шин, всегда предостаточно: камни, ямы, стекло. Их мы не можем ни предусмотреть, ни предотвратить. Но вот проблемы, возникающие из-за большой скорости, давления воздуха и перегрузки, полностью зависят от владельца автомобиля и вполне решаемы.

1. Движение с большой скоростью

Внимательно следите за скоростным режимом! При движении на большой скорости риск повреждения и износа шин наиболее вероятен, ведь шины сильнее нагреваются, и быстрее теряется давление в них.

2. Давление воздуха в шинах

Избыточное и недостаточное давление в шинах снижает срок использования шин и приводит их к преждевременному износу (перегрев шины, снижение уровня сцепления с дорожным покрытием), поэтому необходимо контролировать достаточное давление в шинах.

3. Перегрузка

Следуйте рекомендациям производителей относительно нагрузки! Чтобы избежать перегрузки шин, внимательно изучите на боковине шины индекс нагрузки. Это максимальное значение, и превышать его не нужно. При перегрузке также происходит сильный перегрев шины, а соответственно, ее преждевременное старение и износ.

Как уберечь шины от преждевременного старения и износа

Даже самые качественные и дорогие шины недолговечны. Износ и старение шины - лишь дело времени, но в наших силах увеличить сроки использования шин до максимума. Что же сделать, чтобы продлить жизнь шинам и уберечь их от износа? Вот несколько простых советов:

  • Периодически проверяйте состояние шин. Проверка отнимает всего-то несколько минут, зато позволяет сэкономить средства. Проверять состояние шин нужно раз в неделю.
  • После пяти лет использования шин, тщательно проверяйте их раз в год.
  • Проверяйте давление в шинах примерно раз в месяц. Правильное давление – это гарантия безопасности движения и сохранения характеристик шин. В руководстве по эксплуатации автомобиля можно найти то самое правильное давление, причем давление нужно проверять лишь в холодных шинах.
  • Проверяйте глубину протектора, уровень износа шин хотя бы один раз в месяц.
  • Размер глубины протектора меньше 1.6 мм указывает на значительный износ шин, и их нужно поменять.
  • Периодически проверяйте регулировку углов установки колес во время планового технического обслуживания или незадолго до официального технического обслуживания. Неправильные углы установки не всегда заметны, обычно они меняются при наезде на ямы и бордюры.
  • Производите балансировку колес при их перестановке (раз в полгода). Не путайте такие понятия, как «регулировка углов установки колес» и «балансировка колес». При регулировке устанавливается правильное геометрическое положение колес, а при балансировке колеса устанавливаются так, чтобы вращение было без вибрации. Балансировка уберегает колеса от преждевременного старения и износа, обеспечивает сохранность подвески и подшипников колес.
  • Переставляйте шины. Избежать быстрого износа шин поможет их перестановка. Каждые 6-7 тыс. мыль их можно переставлять, не забывайте также про «запаску». Переставляя шины, вы сэкономить средства и продлите срок их использования, ведь шины будут изнашиваться более равномерно.
  • При замене шин меняйте вентили. Вентиль – важная деталь, обеспечивающая герметичность шины. Высокое давление и существенные нагрузки при вращении колеса воздействуют на вентиль. Поэтому при замене шин необходимо менять и вентили, это продлит срок службы шины и сбережет от износа. Экономия на вентилях напрямую влияет на срок службы ваших шин.
  • Когда нужно поменять шины?

    Еженедельная проверка шин (осмотр глубины протектора, давления воздуха в шинах, имеющихся повреждений на боковинах шин, появление следов неравномерного износа) позволяет реально оценить степень износа и старения шин. Если в вашу голову закрались сомнения в безопасности использования шин, то обратитесь к опытному специалисту для консультации по поводу дальнейшей эксплуатации.

    Шина подлежит замене в случае:

  • Прокола (возможны не только внешние, но и скрытые повреждения)
  • Сильного износа протектора
  • Наличия следов старения и «усталости» (трещины с внешней стороны, на бортовой и плечевой зоне, деформация шины и т. д.). Такие шины не обеспечивают должного сцепления.
  • Повреждения шины
  • Неравномерного износа по краям, в центре, на отдельных участках
  • Несоответствия автомобилю (необходима установка колес одного типа)
  • Срок службы шин

    Сроки службы шин сильно отличаются, поэтому предугадать, сколько будет служить та или иная шина, практически невозможно. В состав шины входят различные ингредиенты и материалы резиновой смеси, влияющие на сроки эксплуатации. Погодные условия, условия использования и хранения также могут продлить или сократить срок службы шин. Поэтому чтобы увеличить сроки эксплуатации шин, уберечь их от износа и старения, следите за их внешним видом, поддержанием давления в шинах, появлением следующих эффектов: шум, вибрация или увод в сторону автомобиля при движении, и конечно, правильно храните их.

    Правила хранения автомобильных шин

    Даже если шины лежат и не используются или используются редко, они стареют. Желательно не хранить ненакачанные или демонтированные шины долгое время в штабелях. Также нельзя хранить на шинах какие-либо посторонние, особенно тяжелые предметы. Избегать нахождения рядом с шинами раскаленных предметов, пламени, искрообразующих источников и генераторов. При взаимодействии с шинами рекомендуется пользоваться защитными перчатками.

    Шины хранятся в сухом помещении с хорошей вентиляцией, с постоянной поддерживаемой температурой, которое защищено от осадков и воздействия прямых солнечных лучей. Во избежание изменения структуры резины не храните рядом с шинами химические средства и растворители. Избегайте хранения вблизи шин острых металлических, деревянных и других предметов, которые могут их повредить. Чёрная резина боится переизбытка тепла и мороза, а чрезмерная влажность приводит к ее старению. Шины нельзя мыть под сильной водяной струей, достаточно мыла или специального средства.

    Из всего сказанного напрашивается вывод, что сберечь шины от износа и старения поможет правильное хранение, эксплуатация и всесторонняя проверка их состояния.

    Содержание

    1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР.
    1.1. ВВЕДЕНИЕ.
    1.2. СТАРЕНИЕ РЕЗИН.
    1.2.1. Виды старения.
    1.2.2. Тепловое старение.
    1.2.3. Озонное старение.
    1.3. ПРОТИВОСТАРИТЕЛИ И АНТИОЗОНАНТЫ.
    1.4. ПОЛИВИНИЛХЛОРИД.
    1.4.1. Пластизоли ПВХ.

    2. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
    3. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ПРОДУКТ.
    3.1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
    3.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
    3.3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ.
    3.4. ГАРАНТИЯ ИЗГОТОВИТЕЛЯ.
    4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
    5. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
    ВЫВОДЫ.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Аннотация.

    В отечественной и зарубежной промышленности производства шин и РТИ широкое распространение получили противостарители, применяемые в виде высокомолекулярных паст.
    В данной работе исследуется возможность получения противостарительной пасты на основе комбинаций двух противостарителей диафена ФП и диафена ФФ с поливинилхлоридом в качестве дисперсионной среды.
    Изменения содержания ПВХ и противостарителей, можно получить пасты, пригодные для защиты резин от термоокислительного и озонного старения.
    Работа выполнена на страницах.
    Было использовано 20 литературных источников.
    В работе имеется 6 таблиц и.

    Введение.

    Наиболее широкое распространение в Отечестве промышленности нашли два противостарителя диафен ФП и ацетанил Р.
    Небольшой ассортимент, представленный двумя противостарителями, объясняется рядом причин. Производства некоторых противостарителей прекратили свое существование, например, неозон Д, а другие не отвечают современным требованиям, предъявляемым к ним, например, диафен ФФ, он выцветает на поверхности резиновых смесей.
    В связи с недостатком отечественных противостарителей и дороговизной зарубежных аналогов в настоящей работе исследуется возможность применения композиции противостарителей диафена ФП и диафена ФФ в виде высококонцентрированной пасты, дисперсионной средой, в которой является ПВХ.

    1. Литературный обзор.
    1.1. Введение.

    Защита резин от теплового и озонного старения является основной целью данной работы. В качестве ингредиентов, защищающих резину от старения, применяются композиция диафена ФП с диафеном ФФ и поливинилипоридом (дисперсная среда). Процесс изготовления противостарительной пасты описывается в экспериментальной части.
    Противостарительную пасту применяют в резинах на основе изопренового каучука СКИ-3. Резины на основе этого каучука стойки к действию воды, ацетона, этилового спирта и не стойки к действию бензина, минеральных и животных масел и т.д.
    При хранении резин и эксплуатации резиновых изделий происходит неизбежный процесс старения, приводящий к ухудшению их свойств. Чтобы улучшить свойства резин применяют диафен ФФ в композиции с диафеном ФП и поливинилхлоридом, которые также позволяют в некоторой степени решить вопрос о выцветании резин.

    1.2. Старение резин.

    При хранении каучуков, а также при хранении и эксплуатации резиновых изделий происходит неизбежный процесс старения, приводящий к ухудшению их свойств. В результате старения снижается прочность при растяжении, эластичность и относительное удлинение, повышаются гистерезисные потери и твердость, уменьшается сопротивление истиранию, изменяется пластичность, вязкость и растворимость невулканизированного каучука. Кроме того, в результате старения значительно уменьшается продолжительность эксплуатации резиновых изделий. Поэтому повышение стойкости резины к старению имеет большое значение для увеличения надежности и работоспособности резиновых изделий .
    Старение – результат воздействия на каучук кислорода, нагревания, света и особенно озона.
    Кроме того, старение каучуков и резин ускоряется в присутствии соединений поливалентных металлов и при многократных деформациях .
    Стойкость вулканизатов к старению зависит от ряда факторов, важнейшими из которых является:
    - природа каучука;
    - свойства содержащихся в резине противостарителей, наполнителей и пластификаторов (масел);
    - природа вулканизирующих веществ и ускорителей вулканизации (от них зависит структура и устойчивость сульфидных связей, возникающих при вулканизации);
    - степень вулканизации;
    - растворимость и скорость диффузии кислорода в каучуке;
    - соотношение между объемом и поверхностью резинового изделия (с увеличением поверхности увеличивается количество кислорода, проникающего в резину) .
    Наибольшей стойкостью к старению и окислению характеризуются полярные каучуки – бутадиен-нитрильные, хлоропреновые и др. Неполярные каучуки менее стойки к старению. Их сопротивление старению определяется главным образом особенностями молекулярной структуры, положением двойных связей и их количеством в основной цепи. Для повышения стойкости каучуков и резин к старению в них вводят противостарители, которые замедляют окисление и старение .

    1.2.1. Виды старения.

    В связи с тем, что роль факторов, активирующих окисление, меняется в зависимости от природы и состава полимерного материала, резличают в соответствии с преимущественным влиянием одного из факторов следующие виды старения:
    1) тепловое (термическое, термоокислительное) старение в результате окисления, активированного теплом;
    2) утомление – старение в результате усталости, вызванной действием механических напряжений и окислительных процессов, активизированных механическим воздействием;
    3) окисление, активированное металлами переменной валентности;
    4) световое старение – в результате окисления, активизированного ультрафиолетовым излучением;
    5) озонное старение;
    6) радиационное старение под действием ионизирующих излучений .
    В данной работе исследуется влияние противостарительной дисперсии ПВХ на термоокислительную и озонную стойкость резин на основе неполярных каучуков. Поэтому далее подробнее рассматриваются термоокислительное и озонное старение.

    1.2.2. Тепловое старение.

    Тепловое старение – результат одновременного воздействия тепла и кислорода. Окислительные процессы являются главной причиной теплового старения в воздушной среде.
    Большинство ингредиентов в той или иной степени влияют на эти процессы. Технический углерод и другие наполнители адсорбируют противостарители на своей поверхности, уменьшают их концентрацию в каучуке и, следовательно, ускоряют старение. Сильно окисленные сажи могут быть катализаторами окисления резин. Малоокисленные (печные, термические) сажи, как правило, замедляют окисление каучуков .
    При тепловом старении резин, которое протекает при повышенных температурах, необратимо изменяются практически все основные физико-механические свойства. Изменение этих свойств зависит от соотношения процессов структурирования и деструкции. При тепловом старении большинства резин на основе синтетических каучуков преимущественно происходит структурирование, что сопровождается снижением эластичности и повышением жесткости. При тепловом старении резин из натурального и синтетического изопропенового каучука и бутил каучука в большей мере развиваются деструктивные процессы, приводящие к уменьшению условных напряжений при заданных удлинения и повышению остаточных деформаций .
    Отношение наполнителя к окислению будет зависеть от его природы, от типа ингибиторов, введенных в резину, и от характера вулканизационных связей .
    Ускорители вулканизации, как и продукты, их превращения, остающиеся в резинах (меркаптаны, карбонаты и др.), могут участвовать в окислительных процессах. Они могут вызывать разложение гидроперекисей по молекулярному механизму и способствовать, таким образом, защите резин от старения .
    Существенное влияние на термическое старение оказывают природа вулканизационной сетки. При умеренной температуре (до 70о) свободная сера и полисульфидные поперечные связи замедляют окисление. Однако при повышении температуры перегруппировка полисульфидных связей, в которую может вовлекаться и свободная сера, приводит к ускоренному окислению вулканизатов, которые оказываются в этих условиях нестойким. Поэтому необходимо подбирать вулканизационную группу, обеспечивающую образование стойких к перегруппировке и окислению поперечных связей .
    Для защиты резин от теплового старения применяются противостарители, повышающие стойкость резин и каучуков к воздействию кислорода, т.е. вещества, обладающие свойствами антиоксидантов – прежде всего вторичные ароматические амины, фенолы, бисфинолы и др.

    1.2.3. Озонное старение.

    Озон оказывает сильное влияние на старение резин даже в незначительной концентрации. Это обнаруживается иногда уже в процессе хранения и перевозки резиновых изделий. Если при этом резина находится в растянутом состоянии, то на поверхности ее возникают трещины, разрастание которых может привести к разрыву материала .
    Озон, по-видимому, присоединяется к каучуку по двойным связям с образованием озонидов, распад которых приводит к разрыву макромолекул и сопровождается образованием трещин на поверхности растянутых резин. Кроме того, при озонировании одновременно развиваются окислительные процессы, способствующие разрастанию трещин. Скорость озонного старения возрастает при увеличении концентрации озона, величины деформации, повышении температуры и при воздействии света.
    Понижение температуры приводит к резкому замедлению данного старения. В условиях испытаний при постоянном значении деформаций; при температурах, превышающих на 15-20 градусов Цельсия температуру стеклования полимера, старение почти полностью прекращается .
    Стойкость резин к действию озона зависит главным образом от химической природы каучука.
    Резины на основе различных каучуков по озоностойкости можно разделить на 4 группы:
    1) особо стойкие резины (фторкаучуки, СКЭП, ХСПЭ);
    2) стойкие резины (бутилкаучук, пеарит);
    3) умеренно стойкие резины, не растрескивающиеся при действии атмосферных концентраций озона в течение нескольких месяцев и устойчивые более 1 часа к концентрации озона около 0,001%, на основе хлоропренового каучука без защитных добавок и резин на основе непредельных каучуков (НК, СКС, СКН, СКИ-3) с защитными добавками;
    4) нестойкие резины.
    Наиболее эффективно при защите от озонного старения совместное применение антиозонтов и воскообразных веществ.
    К антиозонантам химического действия относятся N-замещенные ароматические амины и производные дигидрохинолина. Антиозонанты реагируют на поверхности резины с озоном с большой скоростью, значительно превосходящей скорость взаимодействия озона с каучуком. В результате этого процесса озонного старения замедляется .
    Наиболее эффективными противостарительными и антиозонтами для защиты резин от теплового и озонного старений являются вторичные ароматические диамины.

    1.3. Противостарители и антиозонанты.

    Наиболее эффективными противостарителями и антиозонантами являются вторичные ароматические амины.
    Они не окисляются молекулярным кислородом ни в сухом виде, ни в растворах, но окисляются перекисями каучука в процессе теплового старения и при динамической работе, вызывая отрыв цепи. Так дифениламин; N, N^-дифенил-nфенилендиамин при динамическом утомлении или тепловом старении резин расходуется почти на 90%. При этом изменяется только содержание групп NH, содержание же азота в резине остается неизменным, что указывает на присоединение противостарителя к углеводороду каучука .
    Противостарители этого класса обладают очень высоким защитным действием от теплового и озонного старения.
    Одним из широко распрастраненных представителей этой группы противостарителей является N,N^-дифенил-n-фенилендиалин (диафен ФФ).

    Это эффективный антиоксидант, повышающий сопротивление резин на основе СДК, СКИ-3 и натурального каучука действию многократных деформаций. Диафен ФФ окрашивает резину.
    Наилучшим противостарителем по защите резин от теплового и озонного старения, а также от утомления является диафен ФП, однако он отличается сравнительно высокой летучестью и легко экстрагируется из резин водой .
    N-Фенил-N^-изопропил-n-фенилендиамин (диафен ФП, 4010 NA, сантофлекс IP) имеет следующую формулу:

    С увеличением величины алкильной группы заместителя увеличивается растворимость вторичных ароматических диаминов, в полимерах; повышаются устойчивость к вымыванию водой, уменьшается летучесть и токсичность .
    Сравнительная характеристика диафена ФФ и диафена ФП приводится потому, что в данной работе проводятся исследования, которые вызваны тем, что использование диафена ФФ как индивидуального продукта приводит к «выцветанию» его на поверхности резиновых смесей и вулканизатов. К тому же он по защитному действию несколько уступает диафену ФП; имеет в сравнении с последним более высокую температуру плавления, что отрицательно сказывается на распределении его в резинах .
    В качестве связующего (дисперсной среды) для получения пасты на основе комбинаций противостарителей диафена ФФ и диафена ФП используется ПВХ.

    1.4. Поливинилхлорид.

    Поливинилхлорид является продуктом полимеризации хлористого винила (CH2=CHCl).
    ПВХ выпускается в виде порошка с размерами частиц 100-200 мкм. ПВХ – аморфный полимер плотностью 1380-1400 кг/м3 и с температурой стеклования 70-80оС. Это один из наиболее полярных полимеров с высоким межмолекулярным взаимодействие. Он хорошо совмещается с большинством выпускаемых промышленностью пластификаторов .
    Большое содержание хлора в ПВХ делает его самозатухающим материалом. ПВХ – это полимер общетехнического назначения. На практике имеют дело с пластизолями .

    1.4.1. Пластизоли ПВХ.

    Пластизоли – это дисперсии ПВХ в жидких пластификаторах. Количество пластификаторов (дибутилфталатов, диалкилфталатов и т.д.) составляет от 30 до 80%.
    При обычных температурах частицы ПВХ практически не набухают в указанных пластификаторах, что делает пластизоли стабильными. При нагревании до 35-40оС в результате ускорения процесса набухания (желатинизация) пластизоли превращаются в высокосвязанные массы, которые после охлаждения переходят в эластичные материалы .

    1.4.2. Механизм желатинизации пластизолей.

    Механизм желатинизации состоит в следующем. При повышении температуры пластификатор медленно проникает в частицы полимера, которые увеличиваются в размере. Агломераты распадаются на первичные частицы. В зависимости от прочности агломератов распад может начаться при комнатной температуре. По мере увеличения температуры до 80-100оС вязкость пластозоля сильно растет, свободный пластификатор исчезает, а набухшие зерна полимера соприкасаются. На этой стадии, называемой предварительной желатинизацией, материал выглядит совершенно однородным, однако изготовленные из него изделия не обладают достаточными физико-механическими характеристиками. Желатинизация завершается лишь тогда, когда пластификаторов равномерно распределиться в поливинилхлориде, и пластизоль превратится в однородное тело. При этом происходит сплавление поверхности набухших первичных частиц полимера и образование пластифицированного поливинилхлорида .

    2. Выбор направления исследования.

    В настоящее время в отечественной промышленности основными ингредиентами, защищающими резины от старения, является диафен ФП и ацетил Р.
    Слишком небольшой ассортимент, представленный двумя противостарителями объясняется тем, что, во-первых, некоторые производства противостарителей прекратили свое существование (неозон Д), во-вторых, другие противостарители не отвечают современным требованиям (диафен ФФ).
    Большинство противостарителей выцветают на поверхности резин. Для того чтобы уменьшить выцветание противостарителей можно использовать смеси противостарителей, обладающие либо синергическими, либо аддетивными свойствами. Это в свою очередь позволяет провести экономию дефицитного противостарителя. Использование комбинации противостарителей предлагается проводить индивидуальным дозированием каждого противостарителя, но наиболее целесообразно использование противостарителей в виде смеси или в виде пастообразующих композиций.
    Дисперсионной средой в пастах служат низкомолекулярные вещества, как, например масла нефтяного происхождения, а также полимеры – каучуки, смолы, термопласты.
    В данной работе исследуется возможность использования поливинилхлорида в качестве связующего (дисперсионной среды) для получения пасты на основе комбинаций противостарителей диафена ФФ и диафена ФП.
    Проведение исследований вызвано тем, что использование диафена ФФ как индивидуального продукта приводит к «выцветанию» его на поверхности резиновых смесей и вулканизатов. К тому же по защитному действию диафен ФФ несколько уступает диафену ФП; имеет в сравнении с последним более высокую температуру плавления, что отрицательно сказывается на распределении диафена ФФ в резинах.

    3. Технические условия на продукт.

    Настоящее техническое условие распространяется на дисперсию ПД-9, представляющую собой композицию поливинилхлорида с противостарителем аминного типа.
    Дисперсия ПД-9 предназначена для использования в качестве ингредиента к резиновым смесям для повышения озоностойкости вулканизатов.

    3.1. Технические требования.

    3.1.1. Дисперсия ПД-9 должна быть изготовлена в соответствии с требованиями настоящих технических условий по технологическому регламенту в установленном порядке.

    3.1.2. По физическим показателям дисперсия ПД-9 должна соответствовать нормам, указанным в таблице.
    Таблица.
    Наименование показателя Норма* Метод испытания
    1. Внешний вид. Крошка дисперсия от серого до темно-серого цвета По п. 3.3.2.
    2. Линейный размер крошки, мм, не более. 40 По п. 3.3.3.
    3. Масса дисперсии в полиэтиленовом мешке, кг, не более. 20 По п. 3.3.4.
    4. Вязкость по Муни, ед. Муни 9-25 По п. 3.3.5.
    *) нормы уточняются после выпуска опытной партии и статистической обработки результатов.

    3.2. Требования безопасности.

    3.2.1. Дисперсия ПД-9 – горючее вещество. Температура вспышки не ниже 150оС. Температура самовоспламенения 500оС.
    Средством пожаротушения при загорании является тонко распыленная вода и химическая пена.
    Средством индивидуальной защиты – противогаз маки «М».

    3.2.2. Дисперсия ПД-9 – малотоксичное вещество. При попадании в глаза следует промыть их водой. Попавший на кожу продукт удаляют, смывая водой с мылом.

    3.2.3. Все рабочие помещения, в которых ведутся работы с дисперсией ПД-9, должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
    Дисперсия ПД-9 не требует установления для нее гигиенического регламента (ПДК и ОБУВ).

    3.3. Методы испытаний.

    3.3.1. Отбирают точечные пробы не менее трех, затем соединяют, тщательно перемешивают и отбирают среднюю пробу методом квартования.

    3.3.2. Определение внешнего вида. Внешний вид определяется визуально при отборе проб.

    3.3.3. Определение размера крошки. Для определения размера крошки дисперсии ПД-9 используют метрическую линейку.

    3.3.4. Определение массы дисперсии ПД-9 в полиэтиленовом мешке. Для определения массы дисперсии ПД-9 в полиэтиленовом мешке используют весы типа РН-10Ц 13М.

    3.3.5. Определение вязкости по Муни. Определение вязкости по Муни основано на присутствии в дисперсии ПД-9 определенного количества полимерной составляющей.

    3.4. Гарантия изготовителя.

    3.4.1. Изготовитель гарантирует соответствие дисперсии ПД-9 требованиям настоящих технических условий.
    3.4.2. Гарантийный срок хранения дисперсии ПД-9 6 месяцев со дня изготовления.

    4. Экспериментальная часть.

    В данной работе исследуется возможность использования поливинилхлорида (ПВХ) в качестве связующего (дисперсионной среды) для получения пасты на основе комбинаций противостарителей диафена ФФ и диафена ФП. Исследуется также влияние данной противостарительной дисперсии на термоокислительную и озонную стойкость резин на основе каучука СКИ-3

    Приготовление противостарительной пасты.

    На рис. 1. Показана установка для приготовления противостарительной пасты.
    Приготовление проводилось в стеклянной колбе (6) объемом 500 см3. Колба с ингредиентами нагревалась на электрической плитке (1). Колба помещена в баню (2). Температура в колбе регулировалась с помощью контактного термометра (13). Перемешивание осуществляют при температуре 70±5оС и при помощи лопастной мешалки (5).

    Рис.1. Установка для приготовления противостарительной пасты.
    1 – плита электрическая с закрытой спиралью (220 В);
    2 – баня;
    3 – контактный термометр;
    4 – реле контактного термометра;
    5 – мешалка лопастная;
    6 – стеклянная колба.

    Порядок загрузки ингредиентов.

    В колбу загружалось расчетное количество диафена ФФ, диафена ФП, стеарина и часть (10% мас.) дибутилфталана (ДБФ). После чего осуществлялось перемешивание в течение 10-15 минут до получения однородной массы.
    Далее смесь охлаждалась до комнатной температуры.
    После чего в смесь загружали поливинилхлорид и оставшуюся часть ДБФ (9% мас.). Полученный продукт выгружали в фарфоровый стакан. Далее производилось термостатирование продукта при температурах 100, 110, 120, 130, 140оС.
    Состав полученной композиции приведен в таблице 1.
    Таблица 1
    Состав противостарительной пасты П-9.
    Ингредиенты % мас. Загрузка в реактор, г
    ПВХ 50,00 500,00
    Диафен ФФ 15,00 150,00
    Диафен ФП (4010 NA) 15,00 150,00
    ДБФ 19,00 190,00
    Стеарин 1,00 10,00
    Итого 100,00 1000,00

    Для исследования влияния противостарительной пасты на свойства вулканизатов использовались резиновая смесь на основе СКИ-3.
    Полученную противостарительную пасту ввели в резиновую смесь на основе СКИ-3.
    Составы резиновых смесей с противостарительной пастой приведены в таблице 2.
    Физико-механические показатели вулканизатов определялись в соответствии с ГОСТ и ТУ, приведенными в таблице 3.
    Таблица 2
    Составы резиновой смеси.
    Ингредиенты Номера закладок
    I II
    Шифры смесей
    1-9 2-9 3-9 4-9 1-25 2-25 3-25 4-25
    Каучук СКИ-3 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
    Сера 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
    Альтакс 0,60 0,60 0,60 0,60 0,60 0,60 0,60 0,60
    Гуанид Ф 3,00 3,00 3,00 3,00 3,00 3,00 3,00 3,00
    Цинковые белила 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00 5,00
    Стеарин 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00
    Технический углерод П-324 20,00 20,00 20,00 20,00 20,00 20,00 20,00 20,00
    Диафен ФП 1,00 - - - 1,00 - - -
    Противостарительная паста (П-9) - 2,3 3,3 4,3 - - - -
    Противостарительная паста П-9 (100оС*) - - - - - 2,00 - -
    П-9 (120оС*) - - - - - - 2,00 -
    П-9 (140оС*) - - - - - - - 2,00
    Примечание: (оС*) – в скобках указана температура предварительной желатинизации пасты (П-9).

    Таблица 3
    № п.п. Наименование показателя ГОСТ
    1 Условная прочность при разрыве, % ГОСТ 270-75
    2 Условное напряжение при 300%, % ГОСТ 270-75
    3 Относительное удлинение при разрыве, % ГОСТ 270-75
    4 Остаточное удлинение, % ГОСТ 270-75
    5 Изменение вышеуказанных показателей после старения, воздух, 100оС * 72 ч, % ГОСТ 9.024-75
    6 Динамическая выносливость при растяжении, тыс. циклов, Е?=100% ГОСТ 10952-64
    7 Твердость по Шору, усл.ед ГОСТ 263-75

    Определение реологических свойств противостарительной пасты.

    1. Определение вязкости по Муни.
    Определение вязкости по Муни осуществлялось на приборе вискозиметре «Муни» (ГДР).
    Изготовление образцов для испытания и непосредственно испытания осуществляются по методике, изложенной в технических условиях.
    2. Определение когезионной прочности пастообразных композиций.
    Образцы паст после желатинизации и охлаждения до комнатной температуры пропускались через зазор вальцов толщиной 2,5 мм. Затем из этих листов в вулканизационном прессе изготовлялись пластины размером 13,6*11,6 мм с толщиной 2±0,3 мм.
    После вылежки пластин в течение суток штанцевым ножом вырубались лопаточки в соответствии с ГОСТ 265-72 и далее, на разрывной машине РМИ-60 при скорости 500 мм/мин., определялась разрывная нагрузка.
    Удельная нагрузка принималась за когезенную прочность.

    5. Полученные результаты и их обсуждение.

    При исследовании возможности использования ПВХ, а также композиции полярных пластификаторов в качестве связующих (дисперсионной среды) для получения паст на основе комбинаций противостарителей диафена ФФ и диафена ФП, было выявлено, что сплав диафена ФФ с диафеном ФП в массовом соотношении 1:1 характеризуется низкой скоростью кристаллизации и температурой плавления около 90оС.
    Низкая скорость кристаллизации играет положительную роль в процессе изготовления наполненного смесью противостарителей пластизоля ПВХ. В этом случае значительно снижаются энергозатраты на получение гомогенной композиции, не расслаивающейся во времени.
    Вязкость расплава диафена ФФ и диафена ФП близка к вязкости пластизоля ПВХ. Это позволяет проводить смешение расплава и пластизоля в реакторах с мешалками якорного типа. На рис. 1 представлена схема установки для изготовления паст. Пасты до их предварительной желатинизации удовлетворительно сливаются из реатора.
    Известно, что процесс желатинизации протекает при 150оС и выше. Однако, в этих условиях возможно отщепление хлористого водорода, который, в свою очередь, способен блокировать подвижный атом водорода в молекулах вторичных аминов, в данном случае являющихся противостарителями. Этот процесс протекает по следующей схеме.
    1. Образование полимерной гидроперекиси при окислении изопренового каучука.
    RH+O2 ROOH,
    2. Одно из направлений распада полимерной гидроперикиси.
    ROOH RO°+O°H
    3. Обрав стадии окисления за счет молекулы антиоксиданта.
    AnH+RO° ROH+An°,
    Где An – радикал антиоксиданта, например,
    4.
    5. Свойства аминов, в том числе и вторичных (диафен ФФ) образовывать с минеральными кислотами алкилзамещенные по схеме:
    H
    R-°N°-R+HCl + Cl-
    H

    Это уменьшает реакционную способность атома водорода.

    Проводя процесс желатинизации (предварительной желатинизации) при относительно невысоких температурах (100-140оС) можно избежать те явления, о которых говорилось выше, т.е. уменьшить вероятность отщепления хлористого водорода.
    Окончательный процесс желатинизации приводит к получению паст с вязкостью по Муни меньшей, чем вязкость наполненной резиновой смеси и низкой когезионной прочностью (см.рис. 2.3).
    Пасты, обладающие низкой вязкостью по Муни, во-первых, хорошо распределяются в смеси, во-вторых, незначительные части компонентов, составляющих пасту, способны достаточно легко мигрировать в поверхностные слои вулканизатов, защищая тем самым резины от старения.
    В частности в вопросе «раздавливания» пастообразующих композиций придается немаловажное значение при объяснении причин ухудшения свойств некоторых композиций при действии озона .
    В данном случае исходная низкая вязкость паст и кроме того не меняющаяся в процессе хранения (таблица 4), позволяет осуществить более равномерное распределение пасты, и дает возможность миграции ее составляющих к поверхности вулканизата.

    Таблица 4
    Показатели вязкости по Муни пасты (П-9)
    Исходные показатели Показатели после хранения пасты в течение 2-х месяцев
    10 8
    13 14
    14 18
    14 15
    17 25

    Изменяя содержание ПВХ и противостарителей, можно получить пасты, пригодные для защиты резин от термоокилительного и озонного старения как на основе неполярных, так и полярных каучуков. В первом случае, содержание ПВХ составляет 40-50% мас. (паста П-9), во втором – 80-90% мас.
    В данной работе исследуются вулканизаты на основе изопренового каучука СКИ-3. Физико-механические показатели вулканизатов с использованием пасты (П-9) представлены в таблицах 5 и 6.
    Стойкость исследуемых вулканизатов к термоокислительному старению повышается с увеличением содержания противостарительной пасты в смеси, как это видно из таблицы 5.
    Показатели изменения условной прочности, штатного состава (1-9) составляет (-22%), в то время как для состава (4-9) – (-18%).
    Необходимо отметить также, что при введении пасты, способствующей увеличению стойкости вулканизатов к термоокислительному старению, придается более значительная динамическая выносливость. Причем, объясняя увеличение динамической выносливости, невозможно, по-видимому ограничиться только фактором повышения дозы противостарителя в матрице каучука. Не последнюю роль при этом, вероятно, играет ПВХ. В этом случае можно предположить , что присутствие ПВХ может вызвать эффект образования им цепочечных непрерывных структур, которые равномерно распределяются в каучуке и препятствуют разрастанию микротрещин возникающих при растрескивании.
    Уменьшая содержание противостарительной пасты и тем самым доли ПВХ (таблица 6) эффект повышения динамической выносливости практически аннулируется. В этом случае положительное влияние пасты проявляется лишь в условиях термоокислительного и озонного старения.
    Следует отметить, что наилучшие физико-механические показатели наблюдаются при использовании противостарительной пасты, полученной при более мягких условиях (температура предварительной желатинизации 100оС).
    Такие условия получения пасты обеспечивают более высокий уровень стабильности, по сравнению с пастой полученной при термостатированнии в течение часа при 140оС.
    Увеличение вязкости ПВХ в пасте, полученной при данной температуре, не способствует также сохранению динамической выносливости вулканизатов. И как следует из таблицы 6, динамическая выносливость в большой степени уменьшается в пастах, термостатированных при 140оС.
    Использование диафена ФФ в композиции с диафеном ФП и ПВХ позволяет в некоторой степени решить проблему выцветания.

    Таблица 5


    1-9 2-9 3-9 4-9
    1 2 3 4 5
    Условная прочность при разрыве, МПа 19,8 19,7 18,7 19,6
    Условное напряжение при 300%, МПа 2,8 2,8 2,3 2,7

    1 2 3 4 5
    Относительное удлинение при разрыве, % 660 670 680 650
    Остаточное удлинение, % 12 12 16 16
    Твердость, Шор А, усл.ед. 40 43 40 40
    Условной прочности при разрыве, МПа -22 -26 -41 -18
    Условного напряжения при 300%, МПа 6 -5 8 28
    Относительного удлинения при разрыве, % -2 -4 -8 -4
    Остаточного удлинения, % 13 33 -15 25

    Динамическая выносливость, Eg=100%, тыс.циклов. 121 132 137 145

    Таблица 6
    Физико-механические показатели вулканизатов, содержащих противостарительную пасту (П-9).
    Наименование показателя Шифр смеси
    1-25 2-25 3-25 4-25
    1 2 3 4 5
    Условная прочность при разрыве, МПа 22 23 23 23
    Условное напряжение при 300%, МПа 3,5 3,5 3,3 3,5

    1 2 3 4 5
    Относительное удлинение при разрыве, % 650 654 640 670
    Остаточное удлинение, % 12 16 18 17
    Твердость, Шор А, усл.ед. 37 36 37 38
    Изменение показателя после старения, воздух, 100оС*72 ч
    Условной прочности при разрыве, МПа -10,5 -7 -13 -23
    Условного напряжения при 300%, МПа 30 -2 21 14
    Относительного удлинения при разрыве, % -8 -5 -7 -8
    Остаточного удлинения, % -25 -6 -22 -4
    Озоностойкость, E=10 %, час 8 8 8 8
    Динамическая выносливость, Eg=100%, тыс.циклов. 140 116 130 110

    Перечень условных обозначений.

    ПВХ – поливинилхлорид
    Диафен ФФ – N,N^ – Дифенил – n – фенилендиамин
    Диафен ФП – N – Фенил – N^ – изопропил – n – фенилендиамин
    ДБФ – дибутилфталат
    СКИ-3 – изопреновый каучук
    П-9 – противостарительная паста

    1. Исследование для композиции диафена ФП и диафена ФФ пластизоля на основе ПВХ позволяет получить пасты не расслаивающиеся во времени, со стабильными реологическими свойствами и вязкостью по Муни, выше, чем вязкость используемой резиновой смеси.
    2. При содержании комбинации диафена ФП и диафена ФФ в пасте, равном 30% и пластизоля ПВХ 50% оптимальной дозировкой для защиты резин от термоокислительного и озонного старения может явиться дозировка, равная 2,00 мас ч. на, 100 мас ч. каучука резиновой смеси.
    3. Увеличение дозировки противостарителей свыше мас ч. на 100 мас ч. каучука приводит к повышению динамической выносливости резин.
    4. Для резин на основе изопренового каучука, работающих в статическом режиме можно провести замену диафена ФП на противостарительную пасту П-9 в количестве 2,00 мас ч на 100 мас ч каучука.
    5. Для резин, работающих в динамических условиях, замена диафена ФП возможна при содержании противостарителя 8-9 мас ч на 100 мас ч каучука.
    6.
    Список использованной литературы:

    – Тарасов З.Н. Старение и стабилизация синтетических каучуков. – М.: Химия, 1980. – 264 с.
    – Гармонов И.В. Синтетический каучук. – Л.: Химия, 1976. – 450 с.
    – Старение и стабилизация полимеров. /Под ред. Козминского А.С. – М.: Химия, 1966. – 212 с.
    – Соболев В.М., Бородина И.В. Промышленные синтетические каучуки. – М.: Химия, 1977. – 520 с.
    – Белозеров Н.В. Технология резины: 3-е изд.перераб. и доп. – М.: Химия, 1979. – 472 с.
    – Кошелев Ф.Ф., Корнев А.Е., Климов Н.С. Общая технология резины: 3-е изд.перераб. и доп. – М.: Химия, 1968. – 560 с.
    – Технология пластических масс. /Под ред. Коршака В.В. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Химия, 1976. – 608 с.
    – Кирпичников П.А., Аверко-Антонович Л.А. Химия и технология синтетического каучука. – Л.: Химия, 1970. – 527 с.
    – Догадкин Б.А., Донцов А.А., Шертнов В.А. Химия эластомеров. – М.: Химия, 1981. – 372 с.
    – Зуев Ю.С. Разрушение полимеров под действием агрессивных сред: 2-е изд.перераб. и доп. – М.: Химия, 1972. – 232 с.
    – Зуев Ю.С., Дегтярева Т.Г. Стойкость эластомеров в эксплутационных условиях. – М.: Химия, 1980. – 264 с.
    – Огневская Т.Е., Богуславская К.В. Повышение атмосферостойкости резин за счет введения озоностойких полимеров. – М.: Химия, 1969. – 72 с.
    – Кудинова Г.Д., Прокопчук Н.Р., Прокопович В.П., Климовцова И.А. // Сырье и материалы для резиновой промышленности: настоящее и будущее: Тезисы докладов пятой юбилейной Российской научно-практической конференции резинщиков. – М.: Химия, 1998. – 482 с.
    – Хрулев М.В. Поливинилхлорид. – М.: Химия, 1964. – 325 с.
    – Получение и свойства ПВХ /Под ред. Зильбермана Е.Н. – М.: Химия, 1968. – 440 с.
    – Рахман М.З., Изковский Н.Н., Антонова М.А. //Каучук и резина. – М., 1967, №6. – с. 17-19
    – Abram S.W. //Rubb. Age. 1962. V. 91. №2. P. 255-262
    – Энциклопедия полимеров /Под ред. Кабанова В.А. и др.: В 3-х т., Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – 1032 с.
    – Справочник резинщика. Материалы резинового производства /Под ред. Захарченко П.И. и др. – М.: Химия, 1971. – 430 с.
    – Тагер А.А. Физикохимия полимеров. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Химия, 1978. – 544 с.

    Вокруг возраста или "старения" шин всегда ходили споры и разногласия. В некоторых странах даже были требования к производителям, чтобы они печатали на резине крайнюю дату использования, как на продуктах питания. В некоторых штатах Америки, при покупке дается брошюра с описанием возможных проблем, если шины долго не менять.

    Химический процесс, который вызывает старение старение резины, называется оксидизация. При постоянном контакте с кислородом, резина начинает сохнуть, и становится более жесткой, что выражается в трещинах на поверхности. Что самое интересное, стареть шина начинает с внутренних слоев каркаса, а не снаружи. Вследствие затвердения элементов состава, начинается процесс деламинации, когда фрагменты резины отслаиваются от кордовых слоев.

    Скорость старения определяется четырьмя основными факторами.

    Качество изоляционного слоя. Тонкий слой изнутри шины, сделан из бутил-каучука, и предназначен для того чтобы воздух закаченный в колеса, не выходил наружу. Но все равно какой то процент кислорода будет просачиваться через этот слой, вызывая химическую реакцию с внутренними слоями.

    Давление воздуха. Воздействие оксидизации усиливается, пропорционально давлению воздуха, чем больше, тем быстрее. То есть, накаченная резина будет стареть гораздо быстрее чем сдутая.

    Температура. Высокая температура усиливает реактивность кислорда, тем самым ему легче просачиваться через уплотнительный слой резины и легче взаимодействовать с внутренними слоями протектора.

    Частота использования. Во время движения, под давлением центробежной силы, смазочный материал внутри шины обращается через систему микропор, то есть приходит в движение. Таким образом, "промасливая" резину. Когда колеса простаивают, этого не происходит и они начинают сохнуть быстрее.

    Немецкий ADAC рекомендует менять шины каждые 6 лет, несмотря на внешний вид. В 1990 году группа производителей BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz, General Motors сделали совместное заявление о том что шины старше 6 лет не рекомендуются к использованию. В 2005 году Daimler/Chrysler заявил, что рекомендует внимательно инспектировать шины через 5 лет, и производить замену через 10. Позже, рекомендацию поддержали компании Michelin и Continental.

    Американцы изучили автомобильные страховые иски, касательно проблем с колесами, и вывели одну интересную закономерность. 77% всех страховых обращений были сделаны в пяти самых южных штатах, и в 87% из всех этих случаев, шины были старше 6 лет. Что косвенно подтверждает негативное воздействие высоких температур в течение долгого времени.

    Так же была отслежена тенденция, что шины с высоким индексом скорости теряют свои кондиции медленнее. Стоит также сказать, что старые шины больше подвержены неравномерному износу , особенно это касается летних шин для легковых автомобилей.


    Выводы:

    Если шины на вашем авто старше 6 лет, это не значит что их обязательно следует менять. Просто внимательно осмотрите их на предмет трещин на боковинах, если таковые появились это сигнал к тому, что пора искать новые или б у шины. По информации сайта Шинкомплект , в последнее время, продажи подержанных колес в мире растут, в связи с плохой экономической ситуацией.

    Особенно быстро стареют и высыхают запасные колеса для джипов, которые висят на двери багажника в накаченном состоянии и под прямыми солнечными лучами летом. Если шины хранятся в спущенном состоянии и в помещении защищенным от солнца, то они дольше сохраняют свои кондиции.

    Московский Авиационный Институт

    (Технический Университет)

    Кафедра материаловедения

    Курсовая работа

    по материаловедению

    на тему:

    "Резины, стойкие к старению"

    Проверил: Вишневский Г.Е.

    Выполнил: Павлюк Д.В.

      Введение

      Атмосферное старение резин

      Защита резин от атмосферного старения

      Изменение механических свойств резин при термическом старении

      Термическое старение резин при сжатии

      Защита резин от радиационного старения

      Список используемой литературы

    ВВЕДЕНИЕ.

    Резиной называется продукт специальной обработки (вулканизации) каучука и серы с различными добавками.

    Резина отличается от других материалов высокими эластическими свойствами, которые присущи каучуку - главному исходному материалу резины. Для резиновых материалов характерна высокая стойкость к истиранию, газо- и водонепроницаемость, химическая стойкость, электроизолирующие свойства и небольшая плотность.

    По условиям эксплуатации к резине предъявляются раз­личные требования. Резиновая обкладка транспортерных лент, пе­редающих руду или каменный уголь, при низкой температуре должна быть морозостойкой и хорошо противостоять истиранию;

    резиновая камера в рукавах для нефтепродуктов должна быть стойкой к набуханию; резиновая обкладка железнодорожных ци­стерн для перевозки соляной кислоты-стойкой к ее химическому действию и т. д.

    Особые требования предъявляются к резиновым изделиям, при­меняемым в самолетах, в конструкциях которых имеются сотни разнообразных резиновых деталей. Такие изделия, наряду с ком­пактностью и малым весом, должны быть эластичны и прочны. Очень важно сохранение деталями их свойств в широких пределах температур и в ряде случаев при воздействии различных жидких и газовых сред. При полете со скоростью 3600 км/ч даже на высоте 5000 м температура нагрева обшивки доходит до +400 °С; детали же находящиеся в узлах двигателей, должны сохранять свои свой­ства при температуре, доходящей до +500 ˚С. В то же время ряд деталей подвергается воздействию температур порядка минус 60 °С и ниже. Поскольку габариты деталей самолетов оставаться практически постоянными в продолжение всего срока службы, малые остаточные деформации сжатия являются необхо­димым качеством таких резин. Еще большие требования предъ­являются к резинам для ракетостроения.

    Наряду с широко применяемыми в резиновом производстве каучуками об­щего назначения - натуральным (НК) и бутадиен-стирольными (СКС-ЗОА, СКС-30, СКМС-30 и др.) используются и специальные:

    хлоропреновые каучуки (А, Б, С, НТ), бутадиен-нитрильные (СКН-18, СКН-26, СКН-40, СКН-40Т), бутилкаучук, химически стойкие фторкаучуки (СКФ-32-12, СКФ-62-13), теплостойкие кремнийорганические полимеры (СКТ). Осваиваются стереорегулярные каучуки: полибутадиеновый (СКД) и изопреновые (СКИ). Ведутся поиски новых каучуков на основе соединений, содержащих бор, фосфор, азот и другие элементы.

    Резина как конструкционный материал в ряде ее свойств суще­ственно отлична от металлов и других материалов. Важнейшая особенность ее состоит в способности к перенесению под действием внешней нагрузки значительных деформаций без разрушения. К ос­новным особенностям резины также относятся: малые величины модулей при сдвиге, растяжении и сжатии; большое влияние дли­тельности действия приложенной нагрузки и температурного фак­тора на зависимость напряжение-деформация; практически по­стоянный объем при деформации; почти полная обратимость де­формации; значительные механические потери при циклических деформациях.

    Вулканизаты мягкой резины под влиянием ряда складских или эксплуатационных факторов, действующих изолированно или чаще комплексно, изменяют свои технически ценные свойства. Измене­ние сводится к снижению эластичности и прочности, к появлению затвердения, хрупкости, трещин, изменению окраски, увеличению газопроницаемости, т. е. к большей или меньшей потере изделиями их технической ценности. Влияние кислорода воздуха, и в особен­ности озона, ведет к старению и утомлению резины. Этому способствуют: тепло и свет, напряжения, возникающие при динамическом или статическом нагружении, включая и нерациональное складирование, влияние агрессивных сред или каталитическое действие солей металлов.

    Низкие температуры ведут к снижению эластичности резины, к повышению ее хрупкости. Эти изменения углубляются с длитель­ностью охлаждения. Однако с возвращением к нормальным температурам первоначальные свойства восстанавливаются. Влияние размеров и особенностей формы изделия в резине сказывается зна­чительно больше, чем в других конструкционных материалах. Ста­билизация в резине ее технически ценных свойств, борьба с явле­ниями старения, утомления и замерзания представляют в настоя­щее время одну из важных задач современной технологии резины.

    АТМОСФЕРНОЕ СТАРЕНИЕ И ЗАЩИТА РЕЗИН

    Проблема увеличения долговечности резиновых изделий непос­редственно связана с повышением сопротивления резни различным видам старения. Одним из наиболее распространенных и разруши­тельных видов старения является атмосферное старение резин кото­рому подвержены практически все изделия, контактирующие при эксплуатации или хранении с воздухом.

    Атмосферное старение представляет собой комплекс физических и химических превращений резни, протекающих под воздействием атмосферного озона и кислорода, солнечной радиации и тепла.

    Изменение физико-механических свойств резин

    В атмосферных условиях так же, как и при тепловом старении, резины постепенно теряют свои эластические свойства независимо от того, находятся ли они в напряженном или ненапряженном состоя­нии. Особенно интенсивно старятся резины на основе НК со светлы­ми наполнителями. Быстро (через 1-2 года) наступает заметное изменение свойств у резин из бутаднен-ннтрильного, бутадиенстирнльного каучуков и из наирита. Наиболее стойкими являют­ся резины на основе СКФ-26, СКЭП, СКТВ и бутилкаучука.

    Существенно влияет на скорость изменения свойств резин в атмос­ферных условиях солнечная радиация, ускоряя в некоторых случаях процесс в пять и более раз.

    В саженаполненных резинах такая разница в скорости старения является в первую очередь результатом сильного нагревания поверх­ности резин под действием прямых солнечных лучей. Поскольку тем­пература оказывается важнейшим параметром, влияющим на все протекающие процессы, представлялось необходимым создать на­дежный метод ее экспериментального определения.

    Исследование температуры резин на открытом воздухе показало, что суточное изменение ее, так же как и изменение температуры воздуха (при отсутствии облачности), приближенно описывается синусоидальными кривыми. Перегрев по сравнению с воздухом (при температуре воздуха 26 °С) достигает 22 °С у черной и 13 ° С у белой резины.

    Ход изменения температуры резины в течение суток следует за ходом изменения величины солнечной радиации, и перегрев резины является функцией последней. Наряду, с этим перегрев зависит от теплообмена между резиной и воздухом. Это позволяет, исходя из потока солнечной радиации и используя уравнение теплообмена для системы плоская пластина - газ, определять температуру поверх­ности резин расчетным путем. В частности, зная абсолютные макси­мумы температуры в разных географических точках, можно рассчи­тать максимальную температуру, до которой в этих местах будет нагреваться поверхность резины. Для Москвы эта температура рав­на 60 °С (абсолютная максимальная 37 °С), для Ташкента 81 °С (абсо­лютная максимальная 45°С).

    Повышение температуры поверхности резины даже на 20-25 °С может вызвать резкое изменение скорости старения. Таким образом, этот параметр необходимо принимать во внимание при оценке сроков старения резин в атмосферных условиях.

    Определение температуры резин, находящихся на воздухе под различными светофильтрами, показало, что нагрев резины происхо­дит практически полностью за счет инфракрасной части солнечной радиации, оказывающей решающее влияние на скорость старения саженаполненных резин. Так, за 140 суток экспозиции резин из НК в г. Батуми сопротивление разрыву падает в среднем (в %): на открытом воздухе - на 34, под фильтром, пропускающим 70% инфра­красных и не пропускающим ультрафиолетовых лучей,-на 32, под фильтром, пропускающим 40% инфракрасных лучей, а также не­большое количество ультрафиолетовых,- на 24, под фольгой - на 20.

    На основании изложенного можно заключить, что изменение физико-механических свойств ре­зин в условиях атмосферного ста­рения обусловлено главным обра­зом процессом теплового старения, протекающим под действием тепла и атмосферного кислорода. В соответствии с этим эффективное снижение скорости изменения фи­зико-механических свойств резин при атмосферном старении также, как и при тепловом старении, может быть достигнуто с помощью противостарителей главным обра­зом у резин на основе НК.

    Изменение физико-механичес­ких свойств резин в атмосферных условиях может оказывать влияние на долговечность резиновых изделий в случае их длительного пребывания на воздухе в ненапря­женном состоянии или при достаточно малых напряжениях. Сущест­вен этот процесс также для деформированных резин, хорошо защи­щенных от действия озона или изготовленных из озоностойких каучуков, длительно эксплуатирующихся на воздухе.

    Изменение поверхности резин

    В атмосферных условиях значительные изменения претерпевает поверхность резин, и в первую очередь поверхность светлых резин из НК. Помимо сравнительно быстрого изменения цвета поверхност­ный слой сначала размягчается, а затем постепенно становится жест­ким и приобретает вид тисненой кожи. Одновременно поверхность покрывается сеткой трещин.

    Процесс разрушения поверхности протекает главным образом под влиянием фотохимических реакций, вызываемых действием ультрафиолетовых лучей. Это доказывается, в частности, сравнением изменения поверхности резин в атмосферных условиях под разными светофильтрами: при отсутствии УФ лучей (отрезаются лучи с λ < < 0,39 мк) изменение поверхности оказывается несравненно мень­шим, чем под действием лучей с длинами волн до 0,32 мк.

    Такое явление характерно для резин со светлыми наполнителями, потому что последние (окиси цинка, титана, магния, литопон и др.) в отличие от углеродных саж способны поглощать УФ лучи и являют­ся вследствие этого сенсибилизаторами химических реакции в резине.

    Растрескивание и разрушение резин

    Растрескивание резин в атмосферных условиях протекает с отно­сительно большой скоростью и является вследствие этого наиболее опасным видом старения.

    Основным условием образования трещин на резине является одно­временное воздействие на нее озона и растягивающих усилий. Прак­тически такие условия в той или иной степени создаются при эксплу­атации почти всех резиновых изделий. Согласно современным пред­ставлениям, образование зародышевых озонных трещин на поверх­ности резин связывается или с одновременным разрывом под действи­ем озона нескольких ориентированных в одном направлении макро­молекул, или с разрывом структурированной хрупкой пленки озонида под влиянием напряжений. Проникновение озона в глубь микро­трещин ведет к дальнейшему их разрастанию и разрыву резин.

    Исследование кинетики растрескивания резин на открытом воз­духе при постоянной деформации растяжения (интенсивность рас­трескивания оценивалась в условных единицах по девятибалльной системе) показывает, что различные резины отличаются между собой не только по времени появления видимых трещин τ у и време­ни разрыва τ р, но и по отношению скоростей процессов образования и разрастания трещин.

    Важнейшими факторами, определяющими атмосферостойкость резин, а также весь ход процесса растрескивания, являются:

     реакционная способность резин по отношению к озону;

     величина растягивающих напряжений;

     воздействие солнечной радиации.

    Защита резин от растрескивания

    Для предохранения резин от растрескивания применяются два вида защитных средств: антиозонанты и воски.

    В отличие от анткоксидантов, оказывающих умеренное защитное действие на тепловое старение резин, эффективность влияния антиозонантов и восков на озонное старение весьма велика.

    Антиозонанты.

    К числу типичных и наиболее эффективных антиозонантов относятся соединения класса N,N"-замещенных-n-фени-лендиамина и производных дигидрохинолина. Защита от действия озона осуществляется также некоторыми дитиокарбаматами, произ­водными мочевины и тиомочевины, n-алкокси-N-алкиланилином и др.

    Механизм действия антиозонантов в последние годы привлекает внимание многих ученых. В результате исследования влияния анти­озонантов на кинетические закономерности озонирования и растрескивания каучуков и резин. сложилось несколько разных представлений по этому вопросу.

    Широко обсуждается образование сплошного защитного слоя на поверхности резин за счет мигрирующего антиозонанта, продуктов его реакции с озоном и продуктов реакции озона с каучуком, в которой участвует антиозонант.

    Предполагается, что последний тип реакций приводит или к устра­нению разрыва макромолекул, или к сшиванию их обрывков.

    Образование поверхностного слоя антиозонанта или продуктов его взаимодействия с озоном, обеспечивающего эффективную защи­ту резин, можно ожидать лишь в случае, если они находятся в смолообразном состоянии и могут создавать при миграции сплошной равномерный слой. Действительно, согласно опытам, озоностойкость резины из НК, содержащей кристаллический антиозонант N-фенил-N"-изопропил-n-фенилендиамин (ФПФД), в ряде случаев оказывает­ся до начала миграции антиозонанта на поверхность даже несколько выше, чем после образования слоя выцветшего ФПФД. Это связано, по-видимому, с тем, что, хотя отдельные кристаллические образования антиозонанта и могут оказывать некоторое защитное действий на резины, в промежутках между такими образованиями на резине должны появляться «слабые» места, обусловленные обедне­нием поверхностного слоя резины антиозонантом за счет его выцве­тания и отсутствием чисто механической защиты за счет кристаллов антиозонанта.

    Решающее значение миграции антиозонантов кристаллической структуры на поверхность с точки зрения эффективности их защит­ного действия может быть поставлено под сомнение, так как защит­ное действие антиозонантов обычно проявляется уже при дозиров­ках, не превышающих предела их растворимости в резине. Так, N-фенил-.N"-изопропил-n-фенилендиамин является эффективным в ре­зинах из НК и других неполярных каучуков при концентрации 1- 2 вес. ч. на каучук. Вероятно, основную роль в защите резин играет антиозонант, растворенный в поверхностном слое резины.

    Механизм защитного дейст­вия, основанный на сшивании обрывков макромолекул или на устранении их распада, пред­ставляется вероятным, однако требует дальнейших экспери­ментальных подтверждений.

    Весьма распространенной является концепция, согласно которой антиозонанты на по­верхности резин связывают озон, препятствуя его взаимо­действию с резиной.

    Проведенные нами исследо­вания действия антиозонантов на реакцию каучука с озоном (в растворе ССl4) показали, что антиозонанты не влияют на характер кинетической кривой озонирования каучука и прак­тически не изменяют энергии активации процесса. В присутствии антиозонанта уве­личивается лишь общее количе­ство поглощенного озона. Однако, как следует из данных о накопле­нии кислородсодержащих групп, скорость реакции самого каучука с озоном при этом снижается. Одновременно снижается также скорость деструкции макромолекул. В этих условиях происходит одновременное озонирование каучука и антиозонанта.

    Исследования кинетики озонирования самого антиозонанта (в рас­творе) показало, что энергия активации этой реакции для ФПФД несколько выше, чем для каучука (1,4 ккал/моль), и скорость взаи­модействия этого антиозонанта с озоном во всей интересующей облас­ти температур превышает скорость озонирования каучука (при весо­вом соотношении каучука и антиозонанта 100: 5).

    Все это дает основание полагать, что реакция антиозонанта с озо­ном на поверхности резин играет определенную роль в защите резин от озонного старения. Однако скорость реакции для разных антиозонантов не коррелируется с их эффективностью при растрескивании резин, поэтому процесс не является определяющим в защитном действии разных соединений.

    Изложенное позволяет заключить, что в настоящее время нет общепризнанной и в достаточной мере обоснованной точки зрения на механизм действия антиозонантов. Этот вопрос требует серьезно­го изучения. Однако этот механизм, надо полагать, различен для разных типов соединений, и, вероятно, один тип антиозонантов дей­ствует не по одному, а по разным механизмам.

    Защитное действие антиозонантов растет с увеличением их концентрации. Однако практически применение антиозонантов в кон­центрациях, значительно превышающих предел их растворимости, не представляется возможным, поэтому используются комбинации, состоящие из. двух антиозонантов преимущественно разной химичес­кой структуры. Наиболее эффективные системы антиозонантов, состо­ящие из ФПФД, параоксинеозона (ПОН), ацетонанила и ряда других.продуктов, увеличивают τ u в атмосферных условиях в несколько раз.

    Воски.

    Некоторые смеси углеводородов парафинового, изопарафинового и нафтенового ряда, представляющие собой продукты, по свойствам подобные воскам, осуществляют физическую защиту резин от атмосферного старения. Оптимальными защитными свойствами обладают воски с длиной молекулярной цепи в 20-50 углеродных атомов. Эффективны воски в основном только в статически напря­женных резинах. Защитное действие восков основано на их способ­ности образовывать на поверхности резин сплошную пленку, пре­пятствующую взаимодействию резины с озоном. Сущность явления образования пленки сводится к следующему: при охлаждении резин после процесса вулканизации введенный в резиновую смесь воск об­разует в резине пересыщенный раствор, из которого в дальнейшем происходит его кристаллизация. Кристаллизация вещества из пересыщенного раствора в полимере может осуществляться как в объеме, так и на его поверхности («выцветание»). Последнее приводит к обра­зованию защитной пленки.

    Эффективность защитного действия восков связана в первую очередь с озонопроницаемостью этой пленки, определяемой толщи­ной пленки и основными физико-химическими характеристиками воска. Наряду с этим эффективность воска в большой степени зави­сит от температуры эксплуатации резин; обычно с повы­шением температуры эксплуатации защитное действие воска ухуд­шается. Чем выше температура плавления воска (в определен­ных пределах), тем в большем интервале температур при прочих равных условиях он может работать. При повышении температуры эксплуатации резин необходимо применение восков с более высокой температурой плавления. Имеются данные, свидетельствующие о том, что эффективная защита осуществляется при условии, если температура эксплуатации резин на 15-20 °С ниже температуры плавления воска. Эта величина уменьшается при повышении дози­ровок воска и применении смешанных восков.

    С учетом того, что температура плавления не может служить однозначной характеристикой специфического воскообразного состо­яния вещества с широким температурным интервалом размягчения, были предложены новые характеристики восков-температура начала и температура полного размягчения, определяющиеся при изучении термомеханических свойств восков. Использование этих параметров позволило установить, что в отличие от вышеуказанного, по данным ускоренных лабораторных испытаний, защитное действие ряда восков с увеличением температуры (от 25 до 57 °С) возрастает.

    Зависимость эффективности защитного действия ряда восков от их дозировки при атмосферном старении статически напряженных резин описывается или кривой насыщения, или экстремальной кри­вой.

    Предел эффективной концентрации воска связан, по-видимому, с большой степенью пересыщения раствора воска в резине, способствующей интен­сивной кристаллизации воска в объеме, что может оказывать лишь отрицательное влияние на однородность и, следовательно, на стойкость резин к атмос­ферному растрескиванию. С учетом данных об эффективно­сти защитных восков, а также их отрицательного влияния на ряд технологических свойств резин рекомендуется применять воски в количествах, не превы­шающих трех весовых частей. Наибольший эффект зашиты резин достигается совместным применением антиозонантов и восков, причем действие таких компози­ций больше аддитивного действия обоих компонентов. Это можно объяснить тем, что при наличии пленки воска на поверхности рези­ны антиозонант диффундирует в нее при любом содержании его в в резине. Количество перешедшего в пленку антиозонанта будет определяться законом распределения. Расчет показывает, что при введении в резину 2 вес. ч. ФПФД (меньше предела растворимости) содержание его в мономолекулярном поверхностном слое резины бу­дет на два порядка меньше, чем в образовавшейся на резине пленке воска толщиной 10 мк (растворимость этого антиозонанта в парафине около 0,1 %). Таким образом, воск способствует резкому увеличению содержания на поверхности резины антиозонанта, равномерно рас­пределенного в сплошной пленке.

    Особенности старения резин в тропиках

    Основными особенностями тропического климата, характерного для низких географических широт (от 0 до 30°), являются:

    высокий общий уровень солнечной радиации, мало изменяющий­ся в течение года. Большое количество прямой солнечной радиации и большое содержание ультрафиолетовых лучей в солнечном спектре; более высокая по сравнению с другими климатическими зонами среднегодовая температура. Особенно характерно большое колебание суточных температур. В связи с этим в сухих тропиках наблюдается и более высокая среднемаксимальная годовая темпера­тура (средняя из максимальных температур в каждом месяце); высокое значение относительной влажности (во влажных тропи­ках), что играет роль главным образом для резин из полярных каучуков. Следствием высокой влажности является наличие различных микроорганизмов, вызывающих в некоторых случаях появление пле­сени на резинах.

    Хотя концентрация озона в тропиках меньше, чем в других кли­матических зонах, в результате его сочетания с интенсивной солнечной радиацией и высокой температурой воздуха старение резин в тропиках протекает значительно быстрее, чем в умеренном кли­мате. Резины из нестойких каучуков, не содержащие специальных защитных агентов растрескиваются в условиях тропического кли­мата в течение 2-3 месяцев, а иногда и через несколько суток Те же резины, защищенные эффективными антиозонантами и восками не претерпевают изменений в течение нескольких лет. Сопоставление скоростей старения резин в некоторых климатических зонах показывает, что скорость старения последовательно возрастает при экспозиции в следующих пунктах: Москве, Батуми, Ташкенте Индонезии. Ускорение процесса зависит от типа резины и колеблется в больших пределах, так, в Индонезии по сравнению с Батуми старение ускоряется в 2,7-8 раз, а по сравнению с Москвой в 25 раз.

    ИЗМЕНЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ РЕЗИН ПРИ ТЕРМИЧЕСКОМ СТАРЕНИИ

    Термостойкость - способность резин сохранять свойства при действии повышенной температуры. Обычно этим термином обозначают сопротивление термическому старению, в процессе которого происходит изменение химической структуры эластомера. Изменение свойств резин при термическом старении необратимо.

    Температурная зависимость скорости старения часто формально подчиняется уравнению Аррениуса, что позволяет прогнозировать степень изменения показателей свойств. Максимально допустимая температура длительного(более 1000 ч) и кратковременного (168 ч) использования резин на основе различных каучуков на воздухе (снижение прочности при растяжении до 3,5 МПа или относительного удлинения при разрыве-до 70%) составляет (°С): АК-более 149 и 177, ФК (аминная вулканизация)-177 и более 177, БНК (пероксидная вулканизация)- более 107 и 149, БНК («кадматная» вулканизация)-135 и 149, ЭХГК-121 и 149, ББК-121 и 149, БК (смоляная вулканизация)-135 и 149, ЭПТ (пероксидная вулканизация)-149 и более 149 соответственно.

    Ниже рассмотрены особенности термического старения и влияние состава резиновой смеси на изменение механических свойств резин на основе различных каучуков при статическом нагружении. Для характеристики сопротивления термическому старению можно воспользоваться соотношениями (в %):

    ,
    ,

    где f 0 ε и f ε условное напряжение при заданном удлинении в процессе растяжении образца с заданной скоростью; f 0 p и f p прочность при растяжении; ε 0 р и ε р  относительное удлинение при разрыве до и после старения.

    Резины на основе изопренового каучука. (ПИ)

    При одинаковой вулканизующей системе минимальным сопротивлением термическому старению обладают резины на основе ПИ. При 80-140°С обычно протекают в основном реакции деструкции пространственной сетки вулканизата, а при 160 °С - реакции сшивания макромолекул каучука. Изменение механических свойств в большей степени обусловлено деструкцией макромолекул, интенсивность которой возрастает на воздухе. При этом значение f p и В снижается в большей степени чем ε p . Энергия активации, рассчитанная по скорости снижения f p , ε p и В тиурамного вулканизата НК, содержащего технический углерод, составляет 98-103 кДж/моль.