Принцип работы системы динамической стабилизации (ESP). Чем отличаются автомобильные системы стабилизации ESP и ESC Электронная система стабилизации что

Система курсовой устойчивости ESC – это электрогидравлическая система активной безопасности, главное назначение которой — не дать автомобилю уйти в занос, то есть предотвратить отклонение от заданной траектории движения при резком маневрировании. ESC имеет еще одно название — «система динамической стабилизации». Аббревиатура ESC расшифровывается как Electronic Stability Control — электронный контроль устойчивости (ЭКУ). Система стабилизации — это комплексная система, охватывающая возможности ABS и . Рассмотрим принцип действия системы, ее основные компоненты, а также положительные и отрицательные стороны эксплуатации.

Принцип работы системы

Разберем принцип работы ESC на примере системы курсовой устойчивости ESP (Electronic Stability Programme) от компании Bosch, которая устанавливается на автомобили с 1995 года.

ESC стабилизирует положение автомобиля при заносе

Самое важное для ESP – это правильно определить момент наступления неконтролируемой (аварийной) ситуации. Во время движения система стабилизации непрерывно сопоставляет параметры движения автомобиля и действия водителя. Система начинает работать, если действия человека за рулем становятся отличными от фактических параметров движения машины. Например, резкий поворот руля на большой угол.

Система активной безопасности может стабилизировать движение автомобиля несколькими способами:

  • притормаживанием определенных колес;
  • изменением крутящего момента двигателя;
  • изменением угла поворота передних колес (если установлена система активного рулевого управления);
  • изменением степени демпфирования (если установлена адаптивная подвеска).

Система курсовой устойчивости не дает автомобилю уйти за пределы заданной траектории поворота. Если датчиками фиксируется недостаточная поворачиваемость, то ESP осуществляет притормаживание заднего внутреннего колеса, а также меняет крутящий момент двигателя. Если выявлена избыточная поворачиваемость, то система притормаживает переднее наружнее колесо, а также варьирует крутящий момент.

Чтобы подтормаживать колеса, ESP использует , на базе которой она построена. Цикл работы включает три стадии: повышение давления, поддержание давления, сбрасывание давления в тормозной системе.

Крутящий момент двигателя изменяется системой динамической стабилизации следующими способами:

  • отменой переключения передачи в автоматической коробке переключения передач;
  • пропуском впрыска топлива;
  • изменением угла опережения зажигания;
  • изменением угла положения дроссельной заслонки;
  • пропуском зажигания;
  • перераспределением крутящего момента по осям (на автомобилях с полным приводом).

Устройство и основные компоненты

Система курсовой устойчивости – это совокупность более простых систем: ABS (предотвращает блокировку тормозов), (распределяет тормозные усилия), EDS (блокирует дифференциал с помощью электроники), TCS (предотвращает пробуксовку колес).


Компоненты системы курсовой устойчивости: 1 – гидравлический блок с ЭБУ; 2 – датчики частоты вращения колес; 3 ­– датчик угла поворота рулевого колеса; 4 – датчик линейных и угловых ускорений; 5 – электронный блок управления двигателем

Система динамической стабилизации включает в себя набор датчиков, электронный блок управления (ЭБУ) и исполнительное устройство – гидравлический блок.

Датчики отслеживают определенные параметры движения автомобиля и передают их в блок управления. С помощью датчиков ESC оценивает действия человека за рулем, а также параметры движения машины.

Для оценки действий человека за рулем система курсовой устойчивости использует датчики давления в тормозной системе и угла поворота рулевого колеса, а также выключатель стоп-сигнала. Параметры движения автомобиля отслеживают датчики давления в тормозной системе, частоты вращения колес, угловой скорости машины, продольного и поперечного ускорения.

На основании данных, полученных от датчиков, блок управления генерирует управляющие сигналы для исполнительных устройств систем, входящих в состав ESC. Команды от ЭБУ получают:

При работе ЭБУ взаимодействует с блоком управления автоматической коробки передач, а также с блоком управления двигателем. Блок управления не только принимает сигналы от данных систем, но и формирует для их элементов управляющие воздействия.

Отключение системы ESC


Кнопка отключения ESC

Если система динамической стабилизации «мешает» водителю при управлении автомобилем, то ее можно отключить. Обычно для этих целей есть специальная кнопка на приборной панели. ESC рекомендуется отключать в следующих случаях:

  • при использовании малого запасного колеса (докатки);
  • при использовании колес разного диаметра;
  • при езде по траве, неоднородному льду, бездорожью, песку;
  • при езде с
  • во время раскачки автомобиля, которая застряла в снегу/грязи;
  • при испытании машины на динамическом стенде.

Преимущества и недостатки системы

Рассмотрим плюсы и минусы использования системы динамической стабилизации. Преимущества ESC:

  • помогает удерживать автомобиль в пределах заданной траектории;
  • предотвращает опрокидывание автомобиля;
  • стабилизация автопоезда;
  • предотвращает столкновения.

Недостатки:

  • esc нужно отключать в определенных ситуациях;
  • неэффективна на высоких скоростях и при маленьком радиусе поворота.

Применение

В Канаде, США и странах Европейского союза с 2011 года система курсовой устойчивости обязательно устанавливается на все легковые автомобили. Отметим, что названия системы различаются в зависимости от производителя. Аббревиатура ESC применяется на автомобилях Kia, Hyundai, Honda; ESP (Electronic Stability Programme) – на многих машинах Европы и США; VSC (Vehicle Stability Control) на автомобилях Toyota; система DSC (Dynamic Stability Control) на машинах Land Rover, BMW, Jaguar.

Наличие в вашем автомобиле системы стабилизации может стать решающим фактором за сохранение жизни в аварийной ситуации. Как же работает система стабилизации?

Система стабилизации, или, как их еще называют, система курсовой устойчивости контролируется специальным блоком управления. Многочисленные датчики отслеживают направление движения автомобиля в зависимости от положения руля и педали акселератора. Также компьютер получает от датчиков информацию о боковых ускорениях и ориентации заноса.

В итоге при возникновении угрожающей ситуации, когда водитель теряет контроль над машиной, ESP распознает опасность и вступает в работу молниеносно. Курс корректируется путем подтормаживания обоих колес по правому или левому борту либо одного переднего или заднего. В зависимости от степени риска заноса система сама решает, какое из колес должно притормозить. В крайнем случае, ESP «душит» двигатель, ограничивая подачу топлива в инжектор. Сам процесс происходит быстро и едва заметно, а главные роли отведены электронному блоку управления и антиблокировочной системе ABS .

Как вы понимаете, сама по себе ESP ничего не стоит: главное, чтобы автомобиль был оснащен системой ABS, в довесок к которой прилагается программа ESP с необходимыми сенсорами. Так что себестоимость ESP не может быть очень высокой, и тем более кажется кощунственным тот факт, что покупатели вынуждены отказываеться от полезного ангела-хранителя из-за завышенной стоимости.

С февраля 2009 года все-краш тесты по системе Euro NCAP ужесточаются. В результате того, что многие автомобили набирают максимальные пять звезд в ходе различных тестов, руководство организации приняло решение внести новый критерий оценки: наличие в базовом оснащении системы стабилизации ESP. В результате, по новым правилам автомобили будут получать одну единственную оценку, а не четыре, как ранее.

Конечно, это отличные новости для всех нас. И хотя система ESP с годами становилась все доступнее, многие производители продолжали предлагать ее как опцию, что неправильно. Те покупатели, которые попробовали ESP в действии заверили нас, что никогда не купят автомобиль без электронного ангела-хранителя.

А теперь рассмотрим отношение водителей развитых стран Европы к ESP. Вроде бы европейские государства - страны цивилизованные и охотно принимают самые современные технологии в свою повседневную жизнь, но многие автолюбители предпочитают потратиться на повышение уровня комфорта своей машины, нежели заказать лишнюю систему активной или пассивной безопасности.

В ходе исследования, касающегося систем стабилизации и курсовой устойчивости британская ассоциация The Society of Motor Manufacturers and Traders выявила следующую тенденцию: только 10% жителей Европы вообще в курсе что это такое и как действуют ESP. Остальные просто не представляют ценности систем Electronic Stability Control или Vehicle Stability Assist (у разных производителей данная технология именуется по-разному). Что тогда говорить о россиянах?
Получается так, что при заказе той или иной модели европейцы готовы отказаться от установки ESP в пользу, например, кожаного салона, климат-контроля, дорогой музыкальной аудиосистемы, ксеноновых фар и т.д. Примечательно, что такая ситуация показательная и для рынка России.

Для сравнения в ходе аналогичного расследования в США выяснилось, что если бы все автомобили были бы оснащены ESP, то количество ДТП можно было снизить ровно на 50%. Цифра внушительная. По информации от компании Honda владельцы ее моделей при наличии ESP на 35% имеют меньше шансов угодить в аварию.

Статистика заказов систем стабилизации на новые машины в Великобритании тоже удручающая: только 34% от общего числа покупателей просят дополнительно установить ESP. И только немцы - народ более щепетильный: 60% людей заказывают опцию ESP.

Конечно, дорогие модели от люксовых брендов, таких как Audi, BMW, Mercedes-Benz, Lexus и Volvo в стандартном исполнении уже укомплектованы системами курсовой устойчивости. Более дешевые бренды ставят эту технологию в список дорогостоящих опций.
Компания Bosch еще в далеком 1995 году разработала свою первую ESP и, по словам представителей компании, цена, по которой автомобильные бренды закупают системы стабилизации, в среднем не превышает 7000-9000 рублей, тогда как дилеры в прямом смысле «дерут» вдвое и даже втрое дороже уже с клиента.

Корпорация Mercedes-Benz сегодня оснащает технологией ESP каждую свою модель. «Для нас крайне важно, чтобы наши автомобили были бы не только комфортабельными и высокотехнологичными, но и максимально безопасными. Поэтому наше мнение таково: безопасность должна входить в стандартную комплектацию, поэтому и ESP наряду с другими системами активной и пассивной безопасности должна быть частью стандартного оборудования», - заявил официальный источник компании Mercedes-Benz .
Возьмем для оценки и отечественный рынок. Например, любимец публики Ford Focus в популярных комплектациях Comfort и Ghia. Сколько бы вы думали дилеры просят за опционную ESP? Целых 17 900 рублей! Понятное дело, что многие предпочтут «музыку» подороже, чем ESP. Тем более многие уверены в своих силах, случись чего...

Мнение масс

Как уже говорилось, многие водители в Европе имеют слабое представление о пользе ESP . Поэтому британская ассоциация The Society of Motor Manufacturers and Traders предложила водителям разного пола и возраста пройти ознакомительный тест.
Прежде, чем провести испытания на полигоне, всех испытуемых спросили, что они знают о системах стабилизации и сколько готовы за них платить. Треть всей группы оказалась вообще не в курсе дела, а остальные имели только поверхностное представление, но готовы были бы в среднем платить за ESP не более 180 фунтов стерлингов (около 10 000 рублей).

Также участников попросили расставить приоритеты среди следующих параметров автомобиля: класс, имидж марки, дизайн кузова, объем багажника и экономичность. В среднем, система стабилизации в этом списке занимала только шестое место из семи.
После опроса среди испытуемых был проведен сам тест, организованный при поддержке специалистов из Bosch. В принципе, ничего сверхсложного от водителей не требовалось: каждый должен был выполнить упражнение «лосиный тест», или иными словами объезд внезапно появившегося неподвижного препятствия. Сначала с включенным ангелом хранителем в лице ESP, а затем без него на скорости 80 км/ч. С отключенной ESP все до единого потеряли контроль над машиной, что в реальной ситуации точно привело бы к аварии. Зато при задействованной системе стабилизации водители сумели удержать машину на правильной траектории и впоследствии выровнять автомобиль.

Что говорить об обычных автолюбителях, если в пользе ESP еще до конца не убедились страховые компании. По идее при наличии данной системы коэффициент должен только понижаться, но этого не происходит, и владельцы платят за полис столько же сколько и обладатели железных коней без ESP. Но в ближайшем будущем картина должна измениться, по крайне мере так считает владелец одной крупной страховой фирмы в Великобритании Джеймс Хэррисон: «Система стабилизации ESP эквивалентна появившейся в 1970 году антиблокировочной системе ABS, и машины с ABS облагались меньшим коэффициентом по сравнению с транспортными средствами без нее. Но произошло это не сразу. Та же история с ESP. Видимо страховым компаниям требуется время, чтобы понять, что та или иная система действительно заметно снижает риск ДТП».

Пока же системы курсовой устойчивости, несмотря на всю свою очевидную пользу, остаются мало востребованными по всему миру. Россия не исключение, хотя с каждым годом наши автолюбители становятся все более цивилизованными и внимательными не только к своей жизни, но и к жизни окружающих.

Резюме

Люди не до конца понимают, насколько жизненно необходимы системы курсовой устойчивости. При заказе новой машины покупатели скорее потратят деньги на улучшение комфорта, чем на ESP. Такова сложившаяся ситуация и изменить отношение к ESP мы попытались в данном вами материале.

На наш взгляд ESP в обязательном порядке должна стать частью стандартного оборудования всех автомобилей независимо от класса и марки, как ABS, ремни безопасности и подушки безопасности, тем более, что, как выяснилось, автопроизводители платят всего 200 фунтов за эту технологию фирме-производителю. Сами компании уверены, что со временем ESP попадет в список базового оснащения, но к чему ждать, ведь система снижает риск ДТП на 30%, а это тысячи спасенных жизней ежегодно.

Система курсовой стабилизации автомобиля в движении имеет 20-летнюю историю развития, в течение которой она получила всеобщее признание, и применяется в настоящее время практически на всех моделях современных автомашин. Она предназначена для автоматической корректировки курсового положения автомобиля в условиях заноса.

ESP стабилизирует положение автомобиля в условиях заноса

Каждый производитель автомобильной техники систему курсовой устойчивости на своих моделях называл по-разному. Поэтому она имеет много разных сокращённых наименований, способных ввести в заблуждение неискушённых автолюбителей. Первые автоматы курсовой стабилизации немецких автомобилей Mercedes Benz и BMW получили название Elektronisches Stabilitatsprogramm.

ESP и его синонимы

Аббревиатура этого наименования ESP получила самое большое распространение и применяется практически европейских и американских производителей авто. На других моделях можно встретить такие сокращения и названия системы курсовой устойчивости:

  • на моделях Hyundai, Kia, Honda её принято называть Electronic Stability Control ESC;
  • на моделях Rover, Jaguar, BMW устанавливается динамический стабилизатор управления Dynamic Stability Control – DSC;
  • на Volvo она носит название Dynamic Stability Traction Control – DTSC;
  • на японских марках Acura и Honda она получила название Vehicle Stability Assist – VSA;
  • на «Тойотах» применяется наименование Vehicle Stability Control — VSC;
  • такое же оборудование под именем Vehicle Dynamic Control (VDC) используется на авто марки Subaru, Nissan и Infiniti.

Несмотря на большое количество имён, всё это оборудование используется для достижения одной цели – помочь водителю справиться с управлением на скользкой, мокрой или покрытой гравием дороге, где маневрирование автомашины приводит к заносам и потере курса.

Система курсовой устойчивости глазами экспертов

Основная цель этой системы состоит в предотвращении срыва автомобиля в занос и бокового скольжения за счёт изменения передаваемого момента вращения на одно из колёс ведущей пары.При этом происходит предотвращение дальнейшего развития начавшегося заноса и стабилизируется положение машины на траектории перемещения во время выполняемого манёвра на скользкой дороге. В отдельных технических источниках она называется противозаносной системой, потому что такая ESP в автомобиле устраняет заносы и обеспечивает этим устойчивость удержания курса.

Эта картинка хорошо иллюстрирует работу системы ESP, которая удерживает автомобиль в крутом повороте

Действенность использования оборудования автоматической курсовой стабилизации подтверждается научными изысканиями, проведёнными экспертами американского института IIHS. По результатам проведённых исследований было выявлено, что использование ESP в автомашинах, попавших в дорожное происшествие, сократило смертность ДТП от 43 до 56%. Случаи переворачивания авто со смертельным исходом снизились на 77-80%. Автомобиль, оборудованный ESC, имеет значительно меньшую вероятность опрокидывания по сравнению с необорудованным автомобилем.

Данные германских страховых компаний свидетельствуют о том, что 35-40% всех смертельных ДТП могли бы быть предотвращены либо иметь более благоприятный исход, если бы на авто их участников была установлена система курсовой устойчивости. По мнению экспертов, данное оборудование однозначно оказывает помощь автолюбителю в экстремальных ситуациях. Оно во многих случаях является палочкой-выручалочкой малоопытных автолюбителей.

Устройство и работа оборудования ESP

Современное оборудование контроля курсовой стабильности работает в комплексе с системой антиблокировки колёс ABS, заодно используя её механизмы. Единый комплекс этих двух систем работает согласованно, выполняя одновременно несколько процедур по обеспечению безопасного движения автомобиля. Структура системы курсовой устойчивости состоит из:

  • управляющего блока, представляющего собой контроллер, непрерывно сканирующий состояние различных сигнализаторов и считывающий их сигналы;
  • датчики АБС, определяющие скорость вращения колёс;
  • датчики разворота рулевого колеса;
  • датчики давления в цилиндрах тормозов;
  • G-сенсор, прибор чувствительный к боковой скорости и ускорению автомобиля и фиксирующий появление скольжения в боковом направлении.

Таким образом, на входах контроллера постоянно имеется информация о скорости движения, об угле разворота руля, оборотах двигателя, давления в цилиндрах тормоза, об угловой скорости поперечного скольжения и её градиенте. Информация с датчиков непрерывно сравнивается с расчётными данными, запрограммированными в контроллере. При наличии отклонений контроллер вырабатывает корректирующие управляющие сигналы, поступающие на исполнительные механизмы тормозных цилиндров, подтормаживающие соответствующие колёса для возвращения траектории движения автомобиля к расчётной кривой.

Выбор подтормаживающих колёс и степень их торможения определяется системой автоматически и индивидуально, в зависимости от возникающей ситуации. Для автоматического торможения колёс применяется гидравлический модулятор ABS, который создаёт дополнительное давление в тормозных цилиндрах. В то же время в систему подачи топлива на двигатель поступает опережающий сигнал, уменьшающий поступление горючей смеси. В результате одновременно с торможением осуществляется уменьшение вращающего момента, подаваемого на колесо.

Примеры и особенности работы системы ESP

Чтобы наглядно представить, что такое ESP в автомобиле, обратите внимание на рисунки.

На этой иллюстрации все прекрасно видно и понятно

На данной картинке показаны линии вероятного движения автомобиля при превышении максимально допустимой скорости вхождения в крутой вираж на трассе. При повороте руля начинается занос машины. На левом рисунке красным пунктиром показана линия движения автомобиля без ESC при торможении водителем (машину разворачивает поперёк с выездом на встречную полосу). На правом рисунке красным пунктиром обозначена траектория движения без торможения, когда машину выносит в кювет. Зелёной линией и факелами на обеих картинках обозначены траектория движения автомобиля, оборудованного системой ESC, и колёса, которые автоматически подтормаживаются системой при появлении заноса.

Благодаря выборочному торможению системы ESP происходит стабилизация направления движения автомобиля

Система контроля срабатывает и действует в любых ситуациях, будь то разгон, накат или торможение. Алгоритм работы схемы контроля определяется возникающей ситуацией и системой привода колёс. Например, если при повороте машины влево срабатывает датчик заноса заднего моста, то ESC сокращает подачу топлива в двигатель и замедляет скорость. Если данная мера не устраняет занос, то происходит частичное торможение переднего правого колеса. За этой операцией следует дальнейшее действие по установленной программе, пока не будет устранено возникшее боковое скольжение задних колёс.

В ESP предусмотрена возможность регулирования трансмиссии в автомобилях с электронным . В таких автомобилях происходит автоматическое переключение на низшую передачу при появлении скольжения по аналогии с зимним способом вождения. Опытные водители, которые привыкли ездить на предельных скоростях и возможностях, отмечают, что система стабилизации курса мешает водить автомашину в таком режиме.

Система стабилизации машины ESP. Принципы управления

Такие ситуации могут возникать в определённые моменты, когда требуется увеличить тягу двигателя, а система контроля наоборот уменьшает её, устраняя скольжение автомобиля. Для таких случаев конструкторы устанавливают выключатели, с помощью которых можно принудительно отключить контрольную систему и осуществлять полностью ручное управление автомашиной.

Оборудование автоматической стабилизации курса входит в бортовой комплекс активной безопасности машины. Основное достоинство системы в том, что оборудованный ею автомобиль становится более послушным и нетребовательным к квалификации водителя. От него требуется только поворачивать руль, а система уже дальше самостоятельно выполняет все необходимые действия для правильного выполнения манёвра.

Однако всегда нужно помнить, что эта система также имеет пределы своих возможностей. При слишком большой скорости или слишком маленьком радиусе поворота даже самая совершенная система контроля устойчивости не сможет спасти машину от неконтролируемого заноса и переворота

Добрый день, уважаемые читатели.

В этой статье из серии "Системы безопасности автомобиля" речь пойдет о системе активной безопасности ESP . ESP - Electronic Stability Program - система динамической стабилизации или система курсовой устойчивости . Так же как и рассмотренная в предшествующей статье серии , система ESP служит не для устранения аварии, а для ее предотвращения.

Однако в отличие от той же , система динамической стабилизации распространена еще не слишком сильно, и на относительно недорогих зарубежных и тем более отечественных легковых автомобилях ее встретить пока невозможно.

Полагаю, что это дело времени, и лет так через 5 esp станет общепринятым стандартом, а автомобилей без этой системы просто не будут выпускать.

Пришло самое время перейти к подробному рассмотрению системы, однако для начала я хочу привести пример ситуации, в которой esp могла бы помочь избежать ДТП.

Ситуация, в которой ESP могла бы предотвратить ДТП

Итак, предлагаю Вам ознакомиться с видео, в котором автомобиль попадает в занос на сухой дороге и провоцирует ДТП:

Как Вы уже поняли при просмотре видео, виновником ДТП является автомобиль, который попал в занос. Хотя на самом деле нарушают чуть ли не все участники инцидента.

Система ESP позволяет избежать именно таких заносов, например, возникших при попадании колеса или нескольких колес автомобиля на обочину.

Как работает система динамической стабилизации

Постараюсь описать принципы работы системы динамической стабилизации максимально просто, чтобы у Вас не осталось никаких вопросов.

ESP работает следующим образом : система контролирует положение рулевого колеса автомобиля и его реальное направление движения. До тех пор, пока автомобиль едет строго по направлению руля, система не вмешивается в работу.

Однако в том случае, если траектория автомобиля вдруг перестанет соответствовать положению рулевого колеса (такое может произойти в случае заноса или сноса), система немедленно вмешается и поможет водителю избежать ДТП.

Конечно же в реальности работа системы протекает более сложно. ESP является расширением и во многом задействует устройства и механизмы, которые присутствую в ABS. Однако для ESP необходимо наличие также акселерометра (датчика, определяющего реальное направление движения автомобиля) и датчика, определяющего положение рулевого колеса автомобиля.

В случае расхождения результатов двух вышеперечисленных датчиков система ограничивает тормозные усилия, прикладываемые к одному или нескольким колесам (заставляя их тормозить меньше), а в некоторых случаях вмешивается и в работу двигателя (заставляя автомобиль разгоняться или притормаживать).

ESC трёхбуквенная аббревиатура: Электронный контроль устойчивости (в автомобиле) Электронный регулятор хода (в радиоуправляемой модели) Европейская конфедерация стрелкового спорта Eden Synthetic Corps музыкальная группа Другие… … Википедия

Сочетание клавиш (синонимы: горячая клавиша, клавиша быстрого доступа, клавиша быстрого вызова, клавиатурный ускоритель) (англ. keyboard shortcut, quick key, access key, hot key) нажатие одной или нескольких клавиш на клавиатуре для выполнения… … Википедия

Кнопка Ctrl Ctrl (сокращение от Control, произносится /kənˈtrοl/) системная кнопка (клавиша) на компьютерной клавиатуре. На современных клавиатурах для x86 «PC» находится в нижних левом и правом углах алфавитно‐цифрового блока. На компьютерах… … Википедия

Кнопка Ctrl Ctrl (сокращение от Control, произносится /kənˈtrοl/) системная кнопка (клавиша) на компьютерной клавиатуре. На современных клавиатурах для x86 «PC» находится в нижних левом и правом углах алфавитно‐цифрового блока. На компьютерах… … Википедия

Кнопка Ctrl Ctrl (сокращение от Control, произносится /kənˈtrοl/) системная кнопка (клавиша) на компьютерной клавиатуре. На современных клавиатурах для x86 «PC» находится в нижних левом и правом углах алфавитно‐цифрового блока. На компьютерах… … Википедия

Кнопка Ctrl Ctrl (сокращение от Control, произносится /kənˈtrοl/) системная кнопка (клавиша) на компьютерной клавиатуре. На современных клавиатурах для x86 «PC» находится в нижних левом и правом углах алфавитно‐цифрового блока. На компьютерах… … Википедия

Кнопка Ctrl Ctrl (сокращение от Control, произносится /kənˈtrοl/) системная кнопка (клавиша) на компьютерной клавиатуре. На современных клавиатурах для x86 «PC» находится в нижних левом и правом углах алфавитно‐цифрового блока. На компьютерах… … Википедия

Клавиша Backspace (англ. Backspace возврат, букв. «пробел назад») клавиша на клавиатуре компьютера, служащая для удаления символа (символов), находящегося позади курсора (слева от него при способе письма «слева направо», и наоборот). Вне… … Википедия

Клавиша Pause/Break на клавиатуре Клавиша Pause/Break (англ. pause «приостанавливать» и англ. break «прерывать») клавиша, предназначенная для прерывания текущего процесса. На … Википедия