Выбор безопасной скорости движения. Какую скорость нужно поддерживать на беговой дорожке? С какой скоростью нужно двигаться

В условиях постоянно растущих цен на топливо многие украинцы (и не только) задумываются об экономии. Одни переводят свои авто на газ, другие смотрят в сторону гибридов и электрокаров, а некоторые и вовсе покупают топливные экономайзеры.

Но есть более простой способ научиться экономить, не требующий даже маломальских капиталовложений. Речь идет об экономичной езде и, в частности, о мифе про передвижение на 5-й передаче при скорости в 55 км/ч. Бытует мнение, что в таком режиме передвижения расход топлива будет минимальным. А как же крейсерская скорость? Вот об этом мы и поговорим, отвечая на вопрос «Что будет, если ездить на 5-й передаче со скоростью 55 км/ч».

Минимум теории

Самый экономный режим - движение на наивысшей передаче с минимальной скоростью

Каждый автомобиль имеет собственную массу. Чтобы разогнать его до заданной скорости, необходимо затратить энергию. Чем быстрее разгон, тем больше понадобится энергии. Об этом знают все, равно как и о том, что при постоянной скорости расход топлива относительно меньше, но все зависит от силы сопротивления воздуха, которая пропорциональна квадрату скорости относительно воздуха и направлена противоположно ей. А мощность, требуемая для преодоления данной составляющей силы лобового сопротивления, пропорциональна кубу скорости. То есть, если, например, автомобиль увеличил скорость с 50 до 100 км/час, (в 2 раза), то сопротивление воздуха, которое нужно преодолеть, увеличилось не в 2, а в 8 раз! Точнее, для поддержания такой скорости необходимо затратить в 8 раз больше энергии. На "распихивание" воздуха и уходят те самые лошадиные силы, которых на скорости 50 км/ч может понадобиться 30, а на 120 км/ч - 130.

Чтобы было понятнее, достаточно бегло изучить график, на примере ЗАЗа демонстрирующий потерю мощности при той или иной скорости.

Также надо понимать, что моторы наиболее высокий КПД в районе максимального момента и минимальных оборотов. Следовательно, самый экономный режим - движение на наивысшей передаче с минимальной скоростью. Но в зависимости от двигателя и передаточных чисел КПП, оптимальная скорость для передвижения на наивысшей передаче может быть разной.

В теории, вполне возможно, что при езде на 5-й передаче (если их всего пять), можно добиться минимального расхода топлива. Но почему практически все производители рекомендуют в инструкции по эксплуатации легковых автомобилей двигаться на наивысшей передаче со скоростью 80-100 км/ч, а не 50-60 км/ч, например?

Мнение. Мое и неправильное

Каждый человек имеет право на свою точку зрения касательно любого вопроса. На какой передаче, и с какой скоростью лучше передвигаться знают практически все автомобилисты. Точнее, они так думают. Но разрешить спор всегда помогают специалисты, поэтому прокомментировать данный вопрос АвтоПортал попросил дилера в Киеве, компанию «КИЙ АВТО» .

Чем меньше обороты, тем меньше расход, но при низких оборотах на наивысшей передаче будет сильно страдать мотор

«Если говорить о езде со скоростью 55 км/ч на наивысшей передаче, надо четко понимать - двухлитровый мотор на двухтонной машине в таком режиме действительно будет работать на низких оборотах. Но из-за большой массы автомобиля - под максимальной нагрузкой. Как результат, из-за низкого давления масла в блоке цилиндров износ узлов также будет максимальным. Следовательно, во избежание чрезмерного износа, на 55 км/ч ему будет в пору более низкая передача. В то же время, такой же двухлитровый агрегат, но на легком хетчбэке, будет легче справляться с нагрузкой из-за меньшей массы автомобиля, но она все равно более критичная для мотора, нежели, к примеру, на 4-й передаче. Я считаю, что лучше не увлекаться ездой с небольшой скоростью на повышенных передачах. Да, чем меньше обороты, тем меньше расход, но при низких оборотах на наивысшей передаче будет сильно страдать мотор, который может выйти из строя. Поэтому тут вопрос приоритета - или сэкономить 50 грн на бензине, либо же 5000 грн на ремонте двигателя» , - считает Сергей Кузмичев, специалист по продажам автомобилей Nissan .

Исходя из вышесказанного, следует, что, двигаясь на 5-й передаче со скоростью 55 км/ч, действительно можно добиться минимального расхода, но при этом существует вероятность выхода из строя двигателя или его отдельных узлов.

Как стать рекордсменом по экономии топлива

Ответ на этот вопрос лучше других знает Андрей Сидоренко, автомобильный журналист, автор Национального рекорда топливной экономичности :

Необходимо научиться грамотно тормозить двигателем и ездить так, чтобы проходить повороты с наименьшими потерями скорости

«Нужно смотреть характеристики конкретного двигателя. На с двигателем 1.4, например, можно без опаски ехать на 5-й передаче при 2000 оборотах на скорости 60 км/ч. Такой режим езды позволит экономить без вреда для мотора. Но все зависит от характера дороги (подъемы и спуски) и загрузки. Также хочу развеять одно из заблуждений по поводу движения с включенным круиз-контролем, когда автомобиль якобы едет в максимально экономичном режиме. Это верно лишь для горизонтальных участков дороги».

Напомним, что год назад именно Андрей Сидоренко вместе с Геннадием Мазепой преодолели на 2-литровом 489,6 км пути со средним расходом 5,3 литра, что на 24,6% лучше заявленного заводом результата. Рекордсмены не готовы раскрыть все секреты, но утверждают, что недостаточно уметь плавно нажимать на педаль газа и поменьше тормозить, передвигаясь с оптимальной скоростью на наивысшей передаче.

По их словам, главное - это сохранение инерции. Поэтому прежде необходимо научиться грамотно тормозить двигателем и ездить так, чтобы проходить повороты с наименьшими потерями скорости. Для этого и нужна контраварийная подготовка, специалистом по которой выступил Геннадий Мазепа . По его мнению, ставить рекорды по экономичности может каждый, но нужно следить за оборотами двигателя:

Малый расход топлива при нормальной нагрузке на мотор достигается обычно в диапазоне 1800-2000 оборотов в минуту

«Количество оборотов играет важнейшую роль. При скорости 55 км/ч почти на всех легковушках обороты будут составлять в районе 1,2-1,4 тысячи. Расход будет действительно очень маленьким, но это просто убийство деталей кривошипно-шатунного механизма. Малый расход топлива при нормальной работе двигателя достигается обычно в диапазоне 1800-2000 оборотов в минуту. Для дизелей и турбодвигателей этот показатель может отличаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструктивных особенностей»

Как ездить экономно и без вреда для мотора

Компания «Еврокар», представляющая марку Skoda, является одной из немногих, которая неоднократно проводила эконом ралли - соревнования, где победителем становится тот, кто смог пройти маршрут с наименьшим расходом топлива. Организатор определял победителей не просто по данным о расходе топлива и объеме двигателя, а использовал так называемый индекс топливной экономичности (FEI - Fuel Efficiency Index), где FEI - среднее арифметическое фактического расхода топлива и расхода топлива на тонну веса автомобиля.

«Еврокар» проводил эти соревнования среди владельцев на протяжении трех лет. Насколько нам известно (из опроса участников), многие во время ралли использовали такие общеизвестные приемы как максимально плавный ход без резких разгонов и торможений, езда накатом, некоторые даже глушили двигатель на светофоре и в пробках. При езде с максимальной экономичностью важно выбрать оптимальную передачу для указанной скорости и получить нужный диапазон оборотов (зависит от характеристик двигателя, установленного на автомобиле). Важно всегда руководствоваться рекомендациями производителя. В данный момент в любом руководстве по эксплуатации автомобиля есть главы, посвященные экономичной езде», - сообщили АвтоПорталу в пресс-службе ООО «Еврокар» .

Из вышесказанного следует, что прежде, чем начинать экономить, передвигаясь со скоростью 55 км/ч на наивысшей передаче, необходимо изучить разделы «Технические характеристики» и «Экономичная езда». В большинстве случаев в них подробно рассказано об оптимальных оборотах двигателя и выборе оптимальной передачи для той или иной скорости.

Выбор оптимальной передачи и диапазона оборотов зависит от характеристик двигателя, установленного на автомобиле

Определение нагрузки на двигатель дедовским методом

Если инструкции по эксплуатации вашего авто у вас отродясь не было, а тахометр не предусмотрен в принципе, для определения нагрузки на двигатель при езде со скоростью 55 километров в час на 5-й передаче можно воспользоваться дедовским методом. В этом вопросе авторитетным будет мнение специалистов по ремонту двигателей:

«Наверное, вы замечали, что лучше других знают о езде на наивысшей передаче таксисты. Они еще разогнаться не успеют, а уже едут на 5-й. Но опытный таксист отличается от неопытного тем, что первый прислушивается к мотору, обращает внимание на детонацию. Если она есть - переходит на ступеньку ниже, набирает скорость и включает повышенную. Вот основная рекомендация для тех, кто хочет экономить без риска «убить» двигатель», - считает специалист по ремонту двигателей Анатолий Демченко.

Основные правила

Ездить на 5-й передаче со скоростью 55 км/ч можно без вреда для мотора и с лучшей топливной экономичностью, если обороты двигателя находятся в пределах 1800-2000 об/мин

Если нет тахометра, ориентироваться придется на вибрацию и детонацию. Если присутствует - двигатель работает под большой нагрузкой, и необходимо перейти на низшую передачу, а лишь потом включить повышенную

У каждого автомобиля оптимальная скорость для достижения минимального расхода топлива на наивысшей передаче является сугубо индивидуальной

Ранний переход на повышенную передачу в процессе эксплуатации авто может привести вас к скорой встрече с мастером по ремонту двигателей

Наиболее подходящими автомобилями для передвижения со скоростью 55 км/ч на 5-й передаче являются авто (преимущественно малолитражные), у которых КПП имеет более короткие передачи и, соответственно, обороты двигателя на 100 км/ч составляют около 2500-3000 об/мин, а при движении со скоростью 55-60 - до 2000 об/мин

Есть мнение, что уменьшить расход топлива можно регулярным мытьем подкапотного пространства, но автодилеры и эксперты по экономичной езде опровергают его

Об оптимальной скорости передвижения на наивысшей передаче для дизельных и турбированных бензиновых моторов лучше досконально изучить инструкцию по эксплуатации. Специфика их работы существенно отличается от работы атмосферных бензиновых моторов.

Отметим, что опрошенный нами специалист по ремонту двигателей высказал мнение, что уменьшить расход топлива можно регулярным мытьем подкапотного пространства. По его словам, чистый двигатель расходует до 5% меньше топлива, но ни один из опрошенных нами экспертов по экономичной езде и представителей официальных автодилеров это мнение не подтвердил, мотивируя тем, что более важную роль играет чистый радиатор и исправные свечи и систему охлаждения. Замечали ли вы снижение расхода после мойки двигателя, и на какой скорости/передаче и при каких оборотах ваш автомобиль потребляет меньше всего топлива, пишите в комментариях и на страничке АвтоПортала в Facebook, указывая марку, модель и двигатель автомобиля…

Прежде всего, необходимо понимать, что ограничения скорости могут быть:

а). Глобальными;

б). Локальными;

в). Специальными.

Глобальные ограничения скорости.

Ограничения скорости, носящие глобальный характер, действуют на всей дорожной сети страны. И эти ограничения вам хорошо знакомы.

Это и пресловутые 60 км/ч – на дорогах в населённых пунктах.

Это и 90 км/ч – на дорогах вне населенных пунктов.

Это и 110 км/ч – на автомагистралях.

Наконец, это известные всем 20 км/ч – предел разрешённой скорости в жилых территориях, обозначенных соответствующими знаками, а также в любом дворе.

Вместе с тем на любом участке любой дороги с помощью знаков или разметки можно ввести

локальные ограничения ,

причём, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения разрешённой скорости движения.

Это участок дороги вне населённого пункта, и если бы не знак, можно было бы двигаться со скоростью 90 км/ч.

Но знак стоит, и теперь, начиная с места установки знака, максимальная разрешённая скорость – 40 км/ч.

Это третье Транспортное кольцо в Москве, и как в любом населённом пункте, максимально разрешённая скорость на этой дороге – 60 км/ч.

Но вот на этом участке знаком разрешили 80 км/ч.

На этом участке дороги, на правой полосе, скоростной режим обычный – не более 90 км/ч.

А вот на левой полосе скоростной режим необычный! Конечно же, как на любой дороге вне населённого пункта – не более 90 км/ч .

Но при этом обязательно – не менее 50 км/ч.

Только что вы ехали со скоростью 90 км/ч. Но вот на дороге разметка, и с этого места – максимум 60 км/ч!

К специальным ограничениям скорости можно отнести следующие случаи.

Во-первых, это буксировка.

В соответствие с Правилами максимальная разрешённая скорость при буксировке механических транспортных средств – 50 км/ч.

Причём эта норма действует на всех дорогах (и в населённых пунктах, и вне населённых пунктов).

Во-вторых, это движение с прицепом.

На дорогах вне населённых пунктов прицеп «отбирает» у глобальных ограничений 20 км/ч.

Это следует понимать следующим образом:

При движении по автомагистрали без прицепа – 110 км/ч.

При движении по автомагистрали с прицепом – 90 км/ч.

При движении по прочим дорогам вне населённых пунктов без прицепа – 90 км/ч.

При движении по прочим дорогам вне населённых пунктов с прицепом – 70 км/ч.

В населённых пунктах всем транспортным средствам (с прицепом или без прицепа) Правила установили одинаковый предел – 60 км/ч.

Вот как об этом спрашивают на экзамене:

С этими задачками вы справляетесь легко. Но есть задачки и посложнее.

Каким автомобилям и в каких случаях разрешается движение вне населенных пунктов со скоростью не более 90 км/ч?

1. Легковым автомобилям при буксировке прицепа на автомагистралях.

2. Легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на всех дорогах, кроме автомагистралей.

3. Всем перечисленным автомобилям в указанных случаях.

Комментарий к задаче

Вопрос из разряда «трудных». Но труден он не сам по себе, а потому что его так задали – не сразу удаётся понять, о чём, собственно, спрашивают.

А спрашивают вот о чём:

1. Знаете ли вы, что прицеп «отбирает» у вас 20 км/ч. А если так, то с какой максимальной скоростью поедем по автомагистрали на легковом автомобиле с прицепом? (Ответ – 90 км/ч).

2. Знаете ли вы, что с такой же скоростью (90 км/ч) можно двигаться и по обычной дороге вне населённого пункта (если, конечно, без прицепа).

3. Знаете ли вы, что на легковые автомобили и на грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн распространяются одни и те же скоростные ограничения.

Теперь про мотоциклы.

Для мотоциклов установлены те же ограничения, что и для автомобилей категории «В», а именно:

– на автомагистралях – 110 км/ч;

– на прочих дорогах вне населённых пунктов максимальная разрешённая скорость – 90 км/ч;

– в населённых пунктах – 60 км/ч.

И про это есть одна задачка:

Теперь про мопеды.

Мопедам вообще везде установлен жёсткий лимит – максимум 50 км/ч.

И про это тоже разочек спросят:

Помимо вышеперечисленных ограничений Правила содержат ещё одно весьма важное требование:

Правила. Раздел 10. Пункт 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Конечно же, выбирая скорость, водитель должен учитывать условия видимости в данный момент.

В принципе, на этой дороге разрешено 90 км/ч. Но только не сейчас! Если сейчас двигаться со скоростью 90 км/ч, то помимо того, что это смертельно опасно, это ещё и нарушение Правил, а именно пункта 10.1.

Во всех случаях скорость должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости!

Сейчас условия видимости прекрасные. Но посмотрите, в каком состоянии дорожное покрытие – это же сущий каток!

И пункт 10.1 обязывает водителей учитывать дорожные условия при выборе безопасной скорости движения.

И ещё пункт 10.1 обязывает водителей выбирать скорость сообразно интенсивности движения.

Сейчас неважно, какая тут разрешённая скорость движения. Сейчас водитель обязан двигаться со скоростью потока, не покидая своей полосы.

Завершая разговор о скорости движения, нельзя не упомянуть ещё об одном интересном требовании десятого раздела Правил.

Водителю запрещается создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью.

Обратите внимание – Правила не запрещают медленную езду, как таковую. Правила запрещают создавать помехи, двигаясь излишне медленно.

Представьте, что водитель впервые едет по этой улице и ищет нужный номер дома.

В данной ситуации, двигаясь медленно, водитель ничего не нарушает.

А вот сейчас, двигаясь медленно, водитель коричневого автомобиля создаёт помехи другим транспортным средствам и, следовательно, нарушает Правила (а именно, нарушает требования пункта 10.5).

И, наконец, последнее, но не менее важное.

Правила. Раздел 10. Пункт 10.5. Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Правила не содержат никаких ограничений на динамичность разгона. Стартовать можно сколь угодно резко, буквально срываясь с места.

А вот тормозить разрешается только плавно. Любое резкое торможение – это всегда опасность для движения, и Правила разрешают экстренное торможение только в экстренных случаях. При этом под экстренным случаем Правила понимают ситуацию, когда надо предотвратить ДТП.


Вы едете по городу, вас обгоняют другие транспортные средства, вы опережаете медленно идущие транспортные средства. С какой скоростью вам двигаться, чтобы не создавать помех для других участников движения? Правила дорожного движения ограничивают верхний предел скорости. Для различных транспортных средств в различных условиях он приведен в таблице.

Но с этой разрешенной максимальной скоростью можно ехать только в наиболее благоприятных для движения условиях.

Умение водителя выбрать соответствующую скорость движения имеет первостепенное значение. От скорости в основном зависит безопасность движения, а умение подобрать нужную скорость позволит быстро совершить поездку при полной ее безопасности.

Естественно стремление каждого водителя двигаться с максимально возможной скоростью. Умение определить эту максимально возможную скорость для данных условий характеризует мастерство водителя.

В безопасности дорожного движения есть определение чрезмерной скорости. Чрезмерная скорость - это слишком большая скорость в конкретных дорожных и погодных условиях движения. Из этого следует, что иногда максимально возможная скорость не является чрезмерной, а при движении в неблагоприятных условиях даже малая скорость может оказаться опасной. Например, скорость, разрешенная на данном участке дороги, не всегда является безопасной во время тумана или гололеда.

1. Дорожные знаки. Наличие дорожных знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 4.7 «Ограничение минимальной скорости», 5.18 «Рекомендуемая скорость» определяют и рекомендуют ехать с определенной скоростью. Но и многие другие знаки вводят различные ограничения в выбранной вами скорости.

2. Интенсивность движения. Мы уже рассмотрели с вами рекомендации по выбору скорости в транспортном потоке, скорость вашего автомобиля должна определяться скоростью этого потока.

Опережения и тем более обгоны на дорогах с интенсивным движением крайне затруднены и должны быть исключены. Даже опередив несколько транспортных средств, вы все равно вынуждены затем вновь войти в общий поток, а выигрыш во времени будет минимальный. Между тем при этом вы очень сильно рискуете, так как опережения и обгоны связаны с перестроениями, вносят в общий ритм движения нервозность, создают аварийные ситуации.

Нельзя в транспортном потоке ехать и медленнее, чем все остальные транспортные средства, так как при этом поток будет разрываться и вас начнут опережать и обгонять другие участники движения. Для безопасности на этом участке дороги плохо, если вы всех обгоняете или вас обгоняют другие транспортные средства.

Резкое снижение скорости в транспортном потоке также нежелательно, торможение вашего автомобиля вызывает более резкое торможение следующих за вами транспортных средств, причем интенсивность торможения каждого последующего водителя нарастает. Это очень часто приводит к наезду нескольких автомобилей друг на друга. Иногда участниками таких происшествий становятся десяток водителей.

3. Дорожное покрытие. Бугры, ямы и другие неровности на дороге должны вынудить вас снизить скорость и увеличить дистанцию до попутного транспортного средства. Выражение некоторых водителей «чем больше скорость, тем меньше ям» глубоко ошибочно. Шины и подвеска автомобиля работают в очень напряженном режиме и быстро выходят из эксплуатации. А частое резкое торможение, которое неизбежно при движении по дороге с неровностями с большой скоростью, приводит к перегрузке силами инерции передней оси автомобиля. Есть у водителей и другое выражение: «ямам надо кланяться», тормозить надо до ямы, а перед выездом из ямы добавить газу. Если дорога скользкая, имеет малый коэффициент сцепления, вы должны снижать скорость.

4. Погодные условия. Дождь, снег, туман на вашем пути - скорость свою снижайте. Чем больше скорость, тем больше вероятность возникновения заноса, юза и труднее их лик­видировать, тем сложнее сохранить контроль над автомобилем при маневрировании, тем больше путь, который пройдет ваш автомобиль до полной остановки.

Чем меньше коэффициент сцепления с дорогой, тем больше остановочный путь, тем больше надо снижать скорость автомобиля.

Остановочный путь на сухой горизонтальной дороге приблизительно определяется так. Ваша скорость.делится на 10, а результат умножается сам на себя. А при скользком покрытии он увеличивается в несколько раз. На рисунке показана зависимость остановочного пути от скорости движения на сухом и скользком покрытии.

5. Состояние вашего транспортного средства. Ваш автомобиль новый, имеет хорошую тормозную систему, двигатель мощный, приемистый, вы смело можете ехать с мак­симально разрешенной скоростью. Но если ваш автомобиль старой модели, при увеличении скорости он весь дрожит, двигатель работает на пределе своих возможнос­тей, тормозная система не раз испытывалась на прочность и износ шин за пределами требований правил дорожного движения, не пытайтесь развивать максимальную скорость, это вам может дорого обойтись.

6. Опыт водителя. Важным советчиком при выборе скорости является многолетний опыт водителя по управлению транспортным средством. Если у водителя имеется такой опыт, то он действует осторожнее, чем это кажется на первый взгляд, так как иначе он может натолкнуться на большие неприятности. Очень важным качеством водителя является умение безошибочно определять скользкость дороги и устойчивость автомобиля на дороге. Оба эти качества вы можете приобрести только на многолетней практике и имея при этом основные теоретические сведения.

Вы можете увидеть, как некоторые водители часто превышают дозволенную скорость, иногда даже приближаясь к пешеходным переходам и остановкам общественного транспорта. Особенно недисциплинированными с этой точки зрения являются молодые, неопытные люди, севшие за руль дорогих автомобилей (своих отцов) и стремящиеся лихой манерой вождения вызвать восхищение у сидящих рядом с ними друзей. К сожалению, это очень часто кончается трагически.

Учитывая все это, Правила дорожного движения вводят ограничения скоростного режима для водителей, стаж которых менее двух лет, скоростью 70 км/час на всех до­рогах вне населенного пункта.

8. Видимость дороги. Если видимость дороги впереди меньше, чем ваш остановочный путь, то вы едете вслепую.

Видимость может быть ограничена на железнодорожных переездах, перекрестках, пешеходных переходах, в местах остановок общественного транспорта, на вершинах крутых подъемов, перед поворотами. В этих местах снижайте скорость.

Впереди по ходу вашего движения справа место стоянки автомобилей. Пока пешеходов нет, но в любой момент они могут появиться. Снижайте скорость, смотрите вправо, примите влево.

Ограничивать видимость обстановки на дорогах могут атмосферные осадки, растения, здания, стоящие и движущиеся крупногабаритные транспортные средства, узкие участки дорог. Наилучший советчик при выборе скорости в таких условиях - ваш здравый смысл, чувство ответственности, что вы управляете транспортным средством повышенной опасности.

8. Характер перевозимого груза. Везете крупногабаритный груз, используете для перевозки груза багажник - снижайте скорость. Используйте для перевозки груза лег­косъемные багажники. После перевозки груза снимайте его. Стремитесь реже использовать наружный багажник, он сильно снижает динамичность автомобиля и увеличивает расход топлива.

Вы всегда должны вести свой автомобиль с такой скоростью, чтобы при внезапном появлении на вашем пути препятствия вы смогли вовремя остановиться или изменить направление движения, не создавая помех для других участников дорожного движения.

Вы продолжаете движение и на вашем пути пешеходный переход. Из Правил дорожного движения вам известно, пешеходный переход - это поперечная часть проезжей части, обозначенная дорожными знаками 5.16.1 и 5.16.2 «Пешеходный переход» и дорожной разметкой 1.14.1 и 1.14.2 «Пешеходный переход» - зебра установленные один с левой стороны дороги, другой с правой, и не на одном уровне, они указывают ширину или границу перехода, предназначенная для движения пешеходов, а водители всех транспортных средств обязаны уступать дорогу пешеходам на обозначенных пешеходных переходах. Казалось бы ясная ситуация, но есть необходимость подробного рассмотрения вопроса правил проезда пешеходны

Водитель автомобиля, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, должен снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить находящихся на проезжей части данного направления пешеходов, для которых может быть создана помеха или опасность: водители автомобилей Б обязаны остановиться, водители автомобилей А могут продолжать движение через переход, снизив скорость.

Пешеходы - самые многочисленные участники дорожного движения. Большинство из них не знают Правил дорожного движения, другие забыли их, а третьи знают их в общих чертах и сознательно их нарушают, так как зако-нонепослушны. По данным статистики, из общего числа дорожно-транспортных происшествий наезды на пешехо­дов составляют по стране в целом более одной трети, а в крупных городах их количество приближается к половине. В значительной доле этих происшествий виновниками являются сами пешеходы. По их вине гибнут другие участники движения, хотя сами пешеходы часто при этом остаются невредимыми.

Водители должны уделять особое внимание пешеходам, переходящим проезжую часть на пешеходных переходах. Подъезжая к обозначенному пешеходному переходу, вы должны так снизить скорость своего движения, чтобы дать возможность пешеходам свободно перейти дорогу без замедления, ускорения или остановки. Данная обязанность водителя действительна в случае, когда пешеходы уже находятся на переходе. Однако пешеходы не должны входить на переход, если ваш автомобиль находится недалеко от перехода, в противном случае, чтобы вам остановиться, надо прибегнуть к экстренному торможению. Случается, вы уже не в состоянии остановиться до пешехода. Перед выходом на переход пешеход должен определить скорость вашего автомобиля и его расстояние от перехода, и воздержаться от перехода, если нет возможности безопасно перейти улицу.

При движении по многополосной дороге вы встречаете на своем пути пешеходный переход, на котором мало пешеходов, а на вашем пути движения их уже нет или еще нет - вы снижаете скорость и можете проехать переход.

Пешеходы также имеют преимущественное право в движении перед транспортными средствами при переходе проезжей части у перекрестка по линии тротуаров, на обозначенной остановке трамвая при движении от тротуара к остановившемуся трамваю и от него со стороны дверей, при движении по тротуару или пешеходной дорожке, при движении в любом месте в жилой зоне, при выезде вашего автомобиля из двора, с автостоянки, автозаправочных станций и других прилегающих к дороге территорий.

Водители обязаны уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по разрешающему сигналу светофора на регулируемых светофором перекрестках и на не­регулируемых перекрестках, если они идут прямо по линии тротуаров у этих перекрестков - перед поворотом направо и в конце поворота налево.

Особое внимание вы должны обращать при движении по многополосной дороге при наличии на ней пешеходного перехода. Нередки случаи, когда пешеходу, особенно за крупногабаритным транспортным средством, движущимся в правом ряду, не видно вашей машины, когда вы движетесь по другим полосам. Пешеход может перебежать дорогу перед ближним к нему транспортным средством и внезапно появиться перед вашим автомобилем. А если вы увидели, что справа от вас остановилось транспортное средство перед пешеходным переходом, хотя вам и не видно пешеходов, снижайте скорость, а если надо и остановитесь, чтобы убедиться в отсутствии пешеходов на переходе.

На регулируемых регулировщиком перекрестках вы обязаны уступать дорогу пешеходам только перед поворотом направо, так как сигнал регулировщика - вытянутые руки в стороны или опущенные - разрешает движение пешеходам только прямо вдоль спины и вдоль груди, а при сигнале регулировщика с вытянутой правой рукой вперед разрешается движение пешеходов только вдоль спины.

На пешеходном переходе запрещены разворот и движение задним ходом, а обгон и объезд, если есть на нем пешеходы, а остановка запрещена на переходе и за 5 м до пешеходного перехода.

В случае если пешеход неожиданно вышел на проезжую часть на опасном расстоянии от вашего автомобиля, вы немедленно должны:

Подать предупредительный звуковой и световой сигналы для предупреждения пешехода;

Без выключения сцепления быстро правую ногу переносите на педаль тормоза и затормозить ступенчато или прерывисто, не доводя до юза;

Если есть возможность, объехать пешехода сзади.
Авария всегда является большим несчастьем, даже когда происходит по вине неосторожного пешехода. Вы, независимо от очевидной виновности пешехода, должны будете доказать, что избежать наезда было невозможно, что­
бы вернуть себе водительское удостоверение и избежать
других неприятностей.

Поэтому снижайте скорость, повышайте внимание и будьте готовы к торможению при:

Появлении детей у проезжей части;

Приближении к остановившемуся автобусу с опознавательным знаком «дети»;

При появлении вблизи проезжей части пьяных, пожилых и слепых пешеходов;

При движении мимо школ, кинотеатров, мест скопления людей;

При движении вдоль газона из кустарников, которые закрывают видимость пешеходов на тротуаре.

Зимой опасность наезда на пешеходов увеличивается, так как:

Пешеходы в зимней одежде хуже слышат, малоподвижны и менее осмотрительны;

Вероятность неожиданного падения пешехода на проезжей части увеличивается;

Сугробы снега снижают видимость пешеходов;

Ваш автомобиль имеет плохую обзорность, тормозной путь его увеличивается, управляемость ухудшается;

Вы в теплой одежде и обуви стеснены, и время
вашей реакции увеличивается, а в сумме с увеличенным
тормозным путем значительно увеличивается остановочный
путь.

Все это требует от вас осторожности, внимания и соответствующего снижения скорости движения.

Существует вероятность наезда на пешеходов при обгоне или объезде. Когда пешеход неожиданно для вас может выскочить из-за обгоняемого транспортного средства или выйти из-за объезжаемого. Когда вы обгоняете с выездом на полосу встречного движения по левой полосе. А пешеход привык переходить проезжую часть по принципу «перед выходом на проезжую часть посмотри налево, дойдешь до середины, посмотри направо». Он вас не видит, а вы его видите. Дайте ему дойти до середины или предупредите звуковым сигналом, чтобы не выходил на проезжую часть. Будьте осторожней при таком обгоне.

На вашем пути остановки общественного транспорта. Проезд их и взаимодействие с водителями трамваев, троллейбусов и автобусов крайне опасны, и требуются оп­ределенные знания, чтобы безопасно с ними разъехаться.

Правила дорожного движения разрешают движение по трамвайным путям только попутного направления, если они слева от вас на одном уровне с дорогой в следующих случаях:

При интенсивном движении, когда все полосы заняты;

Для поворота налево и разворота при отсутствии знаков 5.8.1 и 5.8.2 «Направления движения по полосам», определяющих количество полос;

Для обгона или объезда;

Когда габариты вашего транспортного средства не позволяют ехать не по трамвайным путям.

При движении по проезжей части, имеющей трамвайные пути, вы должны избегать ситуаций, при которых вы можете оказаться на трамвайных путях. Вам трудно будет потом съехать с них, так как коэффициент сцепления с дорогой, особенно в плохую погоду, намного меньше. А главное, торможение трамвая требует в 3 раза больше остановочного пути при той же скорости, а маневра у него совсем нет. Не следует двигаться слишком близко к трамваю на поворотах, так как передняя и задняя части двухосных трамваев значительно выходят за радиус поворота. Такая же опасность при движении рядом с сочлененными автобусами, задняя ось которых имеет управляемые колеса, что способствует выезду задней части кузова к внешней стороне окружности поворота.

Проезд через места трамвайных остановок, если трамвайные пути проходят посередине проезжей части, требует от вас особой осторожности. Вы обязаны уступить дорогу пешеходам, идущим от тротуара к остановившемуся трамваю и от него. При этом вы должны быть готовы к немедленной остановке автомобиля, если какой-либо запоздавший пешеход будет бежать к трамваю или засидевшийся пассажир может выйти из него, а также избежать наезда на пешехода, который может выбежать из-за стоящего трамвая с противоположной стороны дороги.

Если на остановке трамвая есть островок безопасности для пассажиров, то вы должны проехать рядом с этой остановкой на малой скорости, соблюдая особую осторожность. Такие меры предосторожности необходимо принимать при проезде остановок трамвая, так как пешеходы могут выйти на проезжую часть, когда трамвай только приближается к остановке, хотя Правила дорожного движения разрешают пешеходам выходить только к остановившемуся трамваю.

Особенно осторожно вам надо объезжать автобусы и троллейбусы, стоящие на остановке, несмотря на то, что пассажиры выходят из них только на тротуар. Здесь, хотя это и не разрешено правилами, пассажиры автобусов или троллейбусов часто выходят или выбегают на дорогу перед ними. Опасность эта возрастает в момент трогания этих транспортных средств с остановок. Пассажиры, которые еще находятся перед ними, резко ускоряют шаги и выбегают на проезжую часть, не обращая внимания на автомобили, объезжающие автобус или троллейбус. Вы должны быть готовы к такой ситуации и, проезжая эти остановки, следует:

Сосредоточить внимание на окружающей обстановке;

Снизить скорость;

При появлении пешеходов из-за стоящих транспортных средств спереди и сзади подать световой сигнал;

Быть готовым к подаче звукового сигнала;

При отсутствии пешеходов смотреть под передний бампер этого транспорта, там могут быть видны ноги людей;

Следить за пешеходами и слева от проезжей части, они могут бежать к остановке.

В населенном пункте автобусы и троллейбусы пользуются преимуществом, отходя от остановок, а водители других транспортных средств им обязаны уступать дорогу.

На вашем пути светофор. Для регулирования транспортных и пешеходных потоков широко применяют различные светофоры, которые позволяют повысить пропускную спо­собность дорог и сократить число ДТП на перекрестках. По назначению светофоры делятся на транспортные и пешеходные.

В правилах дорожного движения показано 15 различных светофоров, которые имеют 64 сигнала. О каждом сигнале светофора надо знать:

Название сигнала;

Назначение сигнала;

О чем предупреждает.

Сигналы светофора включаются в следующем порядке:

Красный;

Красный, одновременно с желтым;

Зеленый;

Зеленый мигающий;

Красный.

Рассмотрим значение некоторых основных сигналов. Знак(х) означает: сигнал включен.

1. Красный сигнал светофора (рис. А).

2. Запрещает движение во всех направлениях и требует остановиться у стоп-линий, а если ее нет, то перед проезжей частью пересекаемой дороги или у светофора (это показано стрелками внизу).

3. Предупреждает: поперечное движение есть, а встречное движение может быть (это показано стрелками вверху).

1. Красный и желтый сигнал включены одновременно (рис. Б).

3. Предупреждает: вскоре включится зеленый сигнал и надо приготовиться к движению. Начинать движение нельзя, так как на пересекаемой дороге горит желтый сигнал и на перекрестке могут быть транспортные средства и пешеходы, не успевшие закончить маневр или переход.

1. Желтый сигнал светофора (рис. В).

3. Предупреждает: вскоре включится красный сигнал. Надо готовиться к остановке.

Исключение:

Вы уже пересекли стоп-линию;

Вы находитесь у стоп-линий так близко, что для остановки надо применить экстренное торможение.

В некоторых местах остались светофоры, где желтый сигнал означал смену сигнала, и в нем нет красного сигнала одновременно с желтым. Водителям в этой ситуации очень трудно ориентироваться в обстановке, надо готовиться к остановке или к началу движения. Тем более, если он не видел предыдущего сигнала. Вышеуказанная последовательность устраняет эту неоднозначность в действиях водителя.

1. Зеленый сигнал светофора (рис. Г).

2. Разрешает движение во всех направлениях из соответствующих полос и при отсутствии предписывающих знаков 4.1.1 - 4.1.6, ограничивающих направления дви­жения.

3. Предупреждает: встречное движение есть, а поперечного - нет, или оно не мешает.

При повороте налево надо уступать встречному транспорту.

1. Зеленый мигающий сигнал светофора (рис. Д).

2. Разрешает движение во всех разрешенных направлениях.

3. Предупреждает о том, что время действия зеленого сигнала заканчивается, а секундомер рядом может указывать, сколько секунд осталось ему гореть. Не пытайтесь увеличить скорость, чтобы успеть «проскочить» на зеленый сигнал. Он предупреждает, чтобы вы не прибегали к экстренному торможению, готовились к остановке заранее.

1. Зеленый сигнал светофора с включенной дополнительной секцией (слева стрелка - налево и выключенная дополнительная секция - справа) (рис. Е).

2. Разрешает движение прямо, налево и на разворот, «безусловно». Запрещает движение направо.

3. Предупреждает: в разрешенных направлениях движение безусловное, никому уступать дорогу не надо. Встречного и поперечного движения нет или оно не мешает (сравните с просто зеленым сигналом).

1. Красный сигнал светофора с включенной дополнительной секцией справа (стрелка прямо) (рис. Ж).

2. Разрешает движение только прямо условно, методом «просачивания».

3. Предупреждает: надо уступить дорогу всему транспорту, который движется с других направлений. Устанавливается этот светофор на Т-образном перекрестке против дороги, не имеющей продолжения.

Многие люди, начиная тренироваться, спрашивают, какую скорость нужно поддерживать на беговой дорожке.

Дадим честный и подробный ответ на этот вопрос.

Какая скорость оптимальна для беговой дорожки?

Начинать тренировку надо с разминки - с ходьбы на уровне 4 километра в час.

После десяти минут допустимо переключиться на 9-10 км/ч. и постепенно добиться своего максимума.

Завершать занятие опять же следует в плавном темпе.

Если вы планируете не бежать, а просто , вам хватит 5-6 км/ч.

Возьмите на заметку: средняя скорость здорового бегущего человека - 10-12 км/ч. Её можно ставить на большинстве электродорожек. Самая высокая планка, которую "тянут" современные тренажёры интересующего нас типа - около 22 км/ч.

Так ли важно отслеживать км/ч?

Безусловно, быстрота движения полотна тренажера - примечательный параметр, но придавать ему определяющее значение стоит вряд ли. Ведь главное - это какую нагрузку получит организм.

Нагрузка же зависит не только от скорости, но ещё от:

  • угла наклона полотна;
  • (см. подробно);
  • способа тренировки ( или обычная, равномерная) и др.

Почему же люди тогда обращают такое внимание на скорость? Ответ довольно очевиден. Она легко измеряется и изменяется, следовательно, велик соблазн по скорости отслеживать эффективность тренировок .

А на что же ориентироваться?

Во-первых, нужно ориентироваться на собственное самочувствие и рекомендации тренера, бегать по мере сил.

Во-вторых, следует взять за основу очень простой и чёткий критерий - частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Во время занятий нужно следить, чтобы пульс был в пределах определенной зоны - только тогда упражнения на беговой дорожке (и не только на ней, но и на большинстве кардиотренажёров вообще) будут эффективными.

Не секрет, что с безопасностью автомобиля связано множество мифов. В форумах, ЖЖ и офлайновых дискуссиях полно советов на тему того, какой автомобиль безопаснее и как лучше себя вести в аварийной ситуации. Большинство этих советов если не бесполезны, то малоосмысленны - человек советует покупать "пятизвездочный" автомобиль по EuroNCAP, а почему, как, собственно, и что эти звезды значат - объяснить не может. В частности, практически никто не понимает, как "звезды" соотносятся с вероятностью серьезно пострадать в аварии конкретного типа и при конкретной скорости. Понятно, что чем больше звезд - тем лучше, но насколько это "лучше" и где проходит безопасный предел? Пользователь LiveJournal 0serg посчитал, как, на чем и куда безопаснее врезаться , и разбил в пух и прах теорию EuroNCAP-овских "звезд".

Один из крайне распространенных мифов состоит в том, что очень часто, когда говорят о лобовом ударе автомобилей, скорости этих автомобилей складывают. Вася ехал 60 км/ч, а со встречки на него вылетел Петя на скорости 100 км/ч, удар - ну и сами понимаете, что там на 100+60 = 160 км/ч от машин осталось... Это - грубейшая ошибка . Реальная "эффективная скорость удара" для машин обычно будет равна приблизительно средней арифметической скоростей Васи и Пети - т.е. около 80 км/ч . И именно эта скорость (а не обывательские 160) и приводит к развороченным автомобилям и человеческим жертвам.

"На пальцах" происходящее можно пояснить таким образом: да, при ударе энергия двух автомобилей суммируется - но и поглощают ее тоже два автомобиля, поэтому на каждый автомобиль приходится лишь половина суммарной энергии удара. Корректный расчет происходящего при ударе доступен даже школьнику, хотя и требует определенной смекалки и воображения. Представим себе, что автомобили в момент удара скользят по ровному шоссе без сопротивления (учитывая, что удар происходит за очень короткое время и действующие на машины силы удара гораздо выше сил трения со стороны асфальта - даже при интенсивном торможении это допущение можно считать вполне справедливым). В этом случае движение при ударе будет полностью описываться одной-единственной силой - силой сопротивления сминаемых корпусов металла. Эта сила, по 3-му закону Ньютона, для обеих машин одинакова, но направлена в противоположные стороны.

Мысленно поставим между машинами тонкий, невесомый лист бумаги. Обе силы сопротивления (первой машины и второй) будут действовать "через" этот лист, но поскольку эти силы равны и противонаправленны, то они полностью компенсируют друг друга. А стало быть, на протяжении всего удара наш лист будет двигаться с нулевым ускорением - или, другими словами, с постоянной скоростью. В инерциальной системе координат, связанной с этим листом, обе машины как бы "врезаются" с разных сторон в этот неподвижный лист бумаги - до тех пор, пока не остановятся либо (одновременно) не отлетят от него. Вспоминаете методику EuroNCAP где машины врезаются в неподвижный барьер? Удар о наш гипотетический "лист бумаги" в нашей специальной системе координат будет равносилен удару о массивный бетонный блок на той же скорости.

Как посчитать скорость листа бумаги? Это довольно просто - достаточно вспомнить механику соударений из школьной программы. В какой-то момент оба автомобиля "останавливаются" относительно системы координат листа бумаги (это происходит в то мгновение, когда автомобили начинают разлетаться в разные стороны), что позволяет нам записать закон сохранения импульса. Считая массу одного автомобиля m1 и скорость v1, а другого - m2 и скорость v2, получаем скорость листа бумаги v по формуле

(m1+m2)*v = m1*v1 - m2*v2

v = m1/(m1+m2)*v1 - m2/(m1+m2)*v2

Для столкновения в "попутном" направлении скорость второй машины следует считать со знаком "минус".
Относительные скорости машин относительно бумаги (т.е. "эквивалентная скорость удара о бетонный блок") соответственно равны

u1 = (v1-v) = m2/(m1+m2) * (v1+v2)

u2 = (v+v2) = m1/(m1+m2) * (v1+v2)

Таким образом, "эквивалентная скорость" лобового удара действительно пропорциональна сумме скоростей автомобилей - однако берется она с неким "поправочным коэффициентом", учитывающим соотношение масс автомобилей. Для автомобилей равной массы он равен 0,5, т.е. суммарную скорость нужно поделить пополам - что и дает нам упомянутое в начале заметки типичное для подобных аварий "среднее арифметическое". В случае столкновения машин разной массы картина будет существенно иной - "тяжелая" машина пострадает меньше, чем "легкая", причем если различия в массе достаточно велики - разница будет колоссальной. Это типичная ситуация для аварий класса "влетела легковушка в груженый грузовик" - последствия такого удара для легковушки близки к последствиям удара на полноценной "суммарной" скорости, в то время как "грузовик" отделывается небольшими повреждениями, т.к. для него "эквивалентная скорость удара" оказывается равной десятой, а то и двадцатой доле суммарной скорости.

Итак, мы научились считать "эквивалентную скорость удара" по очень простой формуле: нужно сложить скорости (для удара в попутном направлении - вычесть), а затем определить, какую долю массы составляет ЧУЖАЯ машина от суммарной массы ваших машин и умножить этот коэффициент на посчитанную скорость. Прикидочные значения коэффициента:

Машины примерно одинаковой весовой категории: 0.5

Малолитражка vs легковушка: малолитражка 0.6, легковушка 0.4

Малолитражка vs джип: малолитражка 0.75, джип 0.25

Легковушка vs джип: легковушка 0.65, джип 0.35

Легковушка vs грузовик: легковушка >0.9, грузовик <0.1

Джип vs грузовик: джип >0.8, грузовик <0.2

Например, джип Porsсhe Cayenne массой 2,5 тонны на перекрестке врезается на скорости 100 км/ч в едва начавший левый поворот Ford Focus II массой 1,3 тонны. Суммарная скорость - 100 км/ч, эквивалентная скорость удара для Cayenne - 35 км/ч, а для FF - 65 км/ч.

Основная угроза для жизни водителя при ударе определяется (в случае если он пристегнут) деформацией салона автомобиля. Эта деформация, в свою очередь, примерно пропорциональна поглощенной энергии удара. А эта энергия определяется старой доброй формулой "эм вэ в квадрате пополам", т.е. уже для 80 км/ч она будет в 1,5 раза больше "номинальной" энергии EuroNCAP, на 100 км/ч - в 2,5 раза больше, на 120 км/ч - в 3,5 раза больше, на 140 км/ч - почти в 5 раз больше.

Поэтому р еальная безопасность EuroNCAP-овских "звезд" обеспечивается только при эффективной скорости удара менее 80 км/ч!

Иными словами, все что выше 80 км/ч, - потенциально опасно для жизни, невзирая на тип автомобиля . "Горе-гонщиков" на дорогих автомобилях реально спасают лишь "понижающие коэффициенты" упомянутые выше - даже при суммарной скорости в 200 км/ч они, как было показано, обычно снизят эффективную скорость существенно более тяжелой машины до 80 км/ч и менее. Да и тормоза обычно позволяют успеть сбросить хотя бы 20-30 км/ч (а чаще - больше) в последний момент - отсюда и кажущаяся безопасность дорогих джипов. Но при ударе о прочное неподвижное препятствие либо о грузовик все закончится гораздо печальнее . Прочность машины на 100 км/ч - понятие весьма условное! Скорости до 80 км/ч на современных машинах практически безопасны в любой ситуации, но водитель, летящий со скоростью 140+ км/ч - это с большой долей вероятности убийца либо самоубийца.

Надо отметить, что с этой особенностью связан характерный миф о "низкой безопасности" легковых машин, особенно малолитражных и российского производства. Обычно в его подтверждение приводят красноречивые примеры лобового столкновения подобной машинки с каким-нибудь представительским автомобилем или джипом - но вы, полагаю, теперь уже догадываетесь, что основной причиной подобного кошмара становится не столько "низкая прочность" этих машин, сколько низкая масса, из-за которой последствия для легкой машины заведомо будут в разы сильнее последствий для тяжелой. Качество реализации пассивной безопасности машины в подобных ударах уже отходит на второй план. Однако во всех других авариях (вылет с трассы, удар о грузовик, удар с примерно таким же автомобилем) ситуация будет далеко не столь драматичной. Для тяжелых авто справедливы прямо противоположные соображения.

Коротко - о непристегнутых ремнях безопасности. При ударе о препятствие непристегнутый человек летит на баранку со скоростью, примерно равной эффективной скорости удара. Скорость, которую набирает человек, падающий с пятого этажа здания, при ударе о землю - менее 60 км/ч. Выживает примерно половина. Скорость, которую набирает человек падающий с девятого этажа, - около 80 км/ч. Выживают единицы. Подушки безопасности и удачно выбранная поза позволяют смягчить последствия (сделав выживание на 60 км/ч весьма вероятным, а на 80 - более реальным), но я бы сильно на них не рассчитывал. Буквально плюс 40 км/ч к относительно безопасному значению (которое, как я уже упоминал, в типичных авариях ближе к 60) - и вы гарантированный труп, что бы вы ни делали, и какая бы продвинутая система безопасности в машине ни была. Запас прочности у пристегнутых гораздо выше - там критической будет плюс 100 км/ч к безопасной скорости, и выйти за эти пределы будет не так просто. В неудачных ситуациях (вылет на обочину или под грузовик) обе цифры следует поделить пополам.

Практические советы:

1. Не превышайте сильно скорость. Шансы погибнуть после 120 км/ч растут ОЧЕНЬ быстро, хотя для тяжелых автомобилей безопасный верхний предел обычно несколько выше - увы, за счет безопасности окружающих.

2. Если превышаете - пристегивайтесь. Хотя для относительно небольших скоростей (0-100) без ремня достаточно много шансов выжить, в диапазоне скоростей 100-140 при аварии часто непристегнутые = трупы.

3. Современный тяжелый автомобиль почти всегда значительно безопаснее в авариях с более легкими автомобилями . К авариям с участием грузовиков или вылетом с трассы данное соображение не относится. Не забывайте только, что большая масса далеко не всегда компенсирует плохую пассивную безопасность - старье 20-летней давности настолько хуже современных 4-5-"звездочных" автомобилей, что его вообще мало что может спасти в аварии.

4. Удар о неподвижное тяжелое препятствие на обочине для тяжелой машины опаснее лобового столкновения. Для легкой машины - наоборот.

5. Удар о неподвижную машину и тем более - машину двигающуюся в попутном направлении всегда гораздо безопаснее удара о неподвижное тяжелое препятствие на обочине.

6. Если вы видите, что сейчас будет авария, а уворачиваться уже поздно - тормозите, как то и предписано ПДД. Пытаться вылететь на обочину, не сбрасывая скорости, обычно как минимум не менее опасно.

7. Исключением из пункта 6 является только тот случай, когда вам в лоб на большой скорости летит грузовик - тут лучше делать что угодно, но с его пути уходить. Но эта ситуация мне в реальной жизни пока не встречалась ни разу (а чтобы самим не вылетать на грузовики на большой скорости - см. пункт 1).