Jaguar: История марки. История бренда Кто производитель автомобиля ягуар

Английская компания «Jaguar» сегодня специализируется на производстве престижных автомобилей. Однако в 1922 году, после регистрации, она носила название «Swallow Sidecars» и занималась изготовлением колясок для мотоциклов. И лишь спустя 4 года два партнера-основателя, Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли решили обратить свое внимание на разработку кузовов для машин. Первая автомобильная продукция «Ягуара» предназначалась для спорткара Seven, выпускавшегося компанией «Austin».

Первых заметных успехов производитель добился в 1931 году, представив на автовыставке в Лондоне две свои первые машины, SS-I и SS-II. Они пришлись по вкусу лондонским покупателям, и фирма «Jaguar» потратила следующие несколько лет на разработку седанов премиум-класса, базировавшихся на этих моделях. Вышедшие в 1936 году, они стали первыми автомобилями, носившими название «Jaguar».

Проведя всю Вторую Мировую Войну в качестве производителя авиадвигателей, компания вернулась к разработке машин сразу после ее окончания. В это время фирма меняет свое прежнее название, взяв в качестве нового «Jaguar», которым до этого обозначалась лишь линейка люксовых авто. Обозначение «SS» в то время слишком прочно ассоциировался с нацистами, и это могло повредить продажам. В 1948 году был представлен первый послевоенный седан - Jaguar Mk V, а вскоре после этого фирма выпустила модель, ставшую самым быстрым серийным автомобилем того времени. Максимальная скорость XK120 составила целых 193 км/ч. Эта серия получила продолжение в 1954 году, когда на свет появилась XK-140. Новый автомобиль комплектовался двигателем, развивавшим 180-192 лошадиных сил мощности, и разгонявшимся до 225 км/ч. Спустя 3 года «Jaguar» представила модель XK150, имевшую 253-сильный мотор объемом 3,5 литра.

В 1960 году «Jaguar» выкупила компанию «Daimler», с которой близко сотрудничала все последние годы. Однако, это решение оказалось не лучшим, и привело к ряду финансовых проблем. Поправить дела удалось лишь с 1966 году, объединившись с «British Motors». После этого наступило время, которое можно считать золотым веком «Ягуара» - фирма выпускает одну за другой удачные модели, которые бьют рекорды продаж и занимают верхние строчки в хит-парадах самых привлекательнымх автомобилей Англии. Машины марки постепенно становятся более агрессивно-спортивными, как снаружи, так и по техническому оснащению. Так, в 1972 году «Jaguar» выпустил модель XJ12, имевшую 12-цилиндровый мотор мощностью 311 лошадиных сил. Она на долгое время стала лучшей среди все продукции компании, пока в 1981 году ее не сменила XJ-S HE. Эта модель имела автоматическую коробку передач и максимальную скорость в 250 км/ч, что стало очередным рекордом среди серийных авто.

В 1988 году фирма создала новое отделение под названием «Jaguar Sport», призванное усовершенствовать скоростные и технические показатели автомобилей марки. Первая же представленная модель, XJ 220, заняла свое заслуженное высшее место на пьедестале среди самых быстрых серийных машин, и лишь появление McLaren F1 заставило ее спуститься на строчку ниже.

В 1989 году «Jaguar» перешел под контроль американской компании «Ford Motor». Благодаря поддержке корпорации, фирма выпускает новые интересные модели, не теряя своей индивидуальности. Так, в 1996 году выходит спортивный автомобиль XK8, оснащенный рядом новейших разработок, среди которых особо стоит отметить подвеску, управляемую через бортовой компьютер. С 1998 по 2000 годы «Jaguar» последовательно представляет модели S-Type, F-Type и X-Type, которые стали флагманами всего автопрома Великобритании на тот момент.

Первый универсал производства «Jaguar», X-Type Estate, был показан на Франкфуртском автосалоне 2003 года. Он имел дизельный двигатель и полноприводную трансмиссию. А спустя 4 год моделью бизнес-класса XF была обновлена линейка седанов британской компании.

В 2008 году «Jaguar» был выкуплен концерном «Tata Motors» из Индии. Спустя год, фирма представила новый седан XJ, имевший кузов из алюминия, широкую колесную базу и мощный двигатель.

После 4 лет плодотворной работы компанией был выпущен двухместный родстер Jaguar F-Type, который был признан «самым спортивным автомобилем за последние 50 лет». Под его капотом - пятилитровый двигатель V8 мощностью 495 лошадиных сил. Всего за 4,3 секунды он способен развить скорость до 100 км/ч.

Настоящими «хитами» 2013 года стала пара суперзаряженных моделей: седан Jaguar XJ и Jaguar XKR-S GT для трековых дней. Первый автомобиль был оборудован практически таким же двигателем, как и F-Type, только уже мощностью 550 лошадиных сил. Этот двухтонный лайнер всего за 4,6 секунды способен разогнаться до 100 км/ч. Вторая модель - это настоящий прорыв для компании, потому что его время разгона до сотни всего 0,3 секунды.

В 2014 году инженеры Jaguar поработали над компактностью автомобиля и представили свой самый маленький седан D-класса XE. В 2015 году производители решили доработать выпускаемый с 2007 года бизнес-седан XF, сделав его на 190 кг легче, короче и немного ниже. Интерьер и экстерьер модели в целом остались прежними, разработчики потрудились над повышением уровня комфорта и добились больше плавности линий. Продажи нового Jaguar XF стартуют в конце 2015 года.

На сегодняшний день компания продолжает развиваться в направлении производства спорткаров и элитных седанов.

В 2008 году концерн Форд продал два своих отделения (Land Rover и Jaguar) индийской TATA.
А начинал Jaguar c производства колясок для мотоциклов, но затем переключился на выпуск кузовов для автомобилей. Этот опыт оказался удачным и постепенно Jaguar перешёл к производству своих автомобилей.

В 1925 году Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли основали фирму Swallow Sidecar, которая занималась производством колясок для мотоциклов. Но это занятие не приносило ощутимой финансовой прибыли и фирма пробует наладить производство автомобильных кузовов. Одним из первых был заказ на разработку кузова для Austin Seven. По данным историков было изготовлено до 500 кузовов для этой модели. Кузовной опыт оказался удачным и впоследствии были выполнены заказы на постройку кузовов для автомобилей Fiat 509A, Morris Cowley и Wolseley Hornet. Заказчики остались довольны и Лайонс решил рискнуть создать свой собственный автомобильный бренд. На Лондонской автомобильной выставке в 1931 году компания заявила о себе сразу двумя моделями - SS-1 и SS-2. В 1945 году компания получила своё нынешнее название - Jaguar, отказавшись от абревиатуры SS (По некоторым данным буквы SS пугали общественное мнение из-за сходства с нациской символикой). В 1948 году появился Jaguar XK-120, который был признан одним из самых быстрых серийных автомобилей – он разгонялся до 126 км/ч. В 1984 году Jaguar переходит под контроль концерна Форд. Но профиль фирмы не меняется, Jaguar по прежнему остался производителем очень дорогих и очень качественных английских автомобилей со спортивным характером. В 2001 году выходит Jaguar X-Type - первый в истории компании автомобиль класса "D", созданный на базе Ford Mondeo. Причём первые X-Type имели полный привод. В 2003 году выходит дизельная версия X-Type - первый в истории компании дизельный автомобиль. В 2008 году Jaguar переходит под контроль индийской TATA.


1920-е

История Jaguar - это история великого бренда, которая началась в 1922 году с основания предприятия по производству мотоколясок Swallow Sidecar двумя компаньонами - Уильямом Лайонсом (William Lyons) и Уильямом Уолмсли (William Walmsley). К 1926 году компания Swallow превратилась в ведущего производителя мотоциклетных колясок в Британии, ежемесячно продававшего по несколько сотен экземпляров.
Несмотря на обвал Уолл-стрит в 1929 году свежие яркие модели Swallow пользовались огромным успехом.

1930-e

Важным этапом в развитии бизнеса стало партнерство Swallow с компанией Standard Motor, которая стала поставлять двигатели и шасси. Расширение модельного ряда требовало нового имиджа и новых названий. Вот почему компания стала именоваться S.S. Cars, а выпускаемые автомобили - S.S.I и S.S.II. В 1934 году Уильям Уолмсли отошел от дел, переключившись на производство трейлеров. Уильям Лайонс выкупил его долю и стал единоличным собственником компании.

1940-e

В 1945 году компания стала называться Jaguar Cars. В 1949 году на Британском автосалоне был впервые представлен XK120. Название XK120 означало модель двигателя и максимальную скорость (в милях в час). Впрочем, во время заездов на бельгийской трассе Остенде - Яббеке автомобиль смог развить скорость 132 миль/ч (212 км/ч), обретя славу «самого быстрого серийного автомобиля в мире».

1950-e

В 1951 приходится триумф экипажа Jaguar в составе Питера Уокера (Peter Walker) и Питера Уайтхеда (Peter Whitehead) в Ле-Мане. Это достижение еще более способствовало славе Jaguar. В 1954 году преемником C‑Type стал автомобиль D‑Type - детище дизайнера Малколма Сэйера (Malcolm Sayer). Конструкция D‑Type была настолько аэродинамически эффективной, что его максимальная скорость увеличилась до 170 миль/ч (270 км/ч), и в испытательных заездах перед гонкой Ле-Ман в 1954 году он побил прошлогодний рекорд прохождения круга на 5 секунд.

1960-е

Великим достижением этих лет стало появление нового спорткара E‑Type в 1961 году.
11 июля 1966 года в лондонской гостинице Great Eastern сэр Уильям Лайонс и сэр Джордж Гарриман выступили с совместным заявлением о слиянии British Motor Corporation Ltd. и Jaguar Cars Ltd. и образовании компании British Motor Holdings.
1968 год стал годом рождения легендарной серии XJ. Седан XJ6, спроектированный сэром Лайонсом, стал его самым долгоживущим детищем: за последующие 24 года было продано более 400 тысяч штук.

1970-е

В 1972 году произошли серьезные кадровые изменения. Уильям Лайонс ушел в отставку. Пост председателя совета директоров и генерального директора Jaguar Cars занял Фрэнк «Лофти» Ингленд (Frank England).
В 1975 году на смену E‑Type пришел XJ-S. Модель XJ-S, созданная Малколмом Сэйером как замена культовому E‑Type, унаследовала спортивный дух Jaguar в неповторимо роскошном и элегантном воплощении.

1980-е

В 1980 году у руля компании становится известный предприниматель Джон Игэн (John Egan), кандидатуру которого поддержал сэр Уильям Лайонс и которому удалось сохранить великие традиции Jaguar. В 1984 году правительство Маргарет Тэтчер приватизировало компанию Jaguar Cars, сохранив за собой «золотую акцию», что защищало Jaguar Cars от поглощения до 1990 года.
В 1985 году скончался великий основатель Jaguar Уильям Лайонс.

1990-е

Первого января 1990 года Ford официально стал владельцем Jaguar Cars. Одним из главных результатов прихода Ford стало внедрение на предприятиях Jaguar постоянно совершенствующейся системы управления и координации между различными подразделениями компании.
В 1996 году на свет появилась модель XK8, воплотившая лучшие черты марки. XK8 превзошел все ожидания и стал самым быстро продаваемым спортивным автомобилем в истории Jaguar.

2000-е

В 2008 году компания Tata Motors завершила сделку по приобретению Jaguar и Land Rover у компании Ford Motor. Еще одной яркой новинкой стал суперседан XF, покоривший поклонников марки классическим для Jaguar сочетанием мощности, комфорта и легкости в управлении. Эта модель, как и все новые автомобили марки, создана под руководством главного дизайнера Яна Каллума.
В 2012 году состоялась премьера «самого спортивного автомобиля Jaguar за последние 50 лет» -- F‑TYPE . С пятилитровым двигателем V8 мощностью 495 л.с. кабриолет способен разгоняться до максимальных 300 км/ч. Для ускорения до сотни ему требуется всего 4,3 секунды, а от 80 до 120 км/ч - 2,5 секунды.

История марки Jaguar.

Большая кошка

История помнит немало примеров, когда известные автомобильные марки в силу обстоятельств оказывались навсегда преданными забвению. Похожая учесть могла постигнуть и компанию Jaguar, но к счастью «большая кошка» оказалась живучей…

текст: Максим Федоров / 02.07.2013

Корни марки Jaguar уходят к английской компании SS Cars, которая в свою очередь выросла из маленького предприятия по выпуску мотоциклетных колясок Swallow Sidecar. Это предприятие было основано в 1922 году тезками Уильямом Лайонсом и Уильямом Уолмсли. Свое название оно получило от фамилии владельца гаража, где строились первые коляски, а поскольку Swallow по-английски означает «ласточка», то эта шустрая птичка стала их эмблемой.

Сколотив на колясочном бизнесе достаточный капитал, в 1927 году компаньоны решили заняться постройкой автомобилей на шасси Austin Seven. Недорогие «ласточки» Austin Swallow оснащавшиеся 2- и 4-местными оригинальными кузовами пользовались хорошим спросом. Заказы на автомобили постоянно увеличивалось, и компания Austin оказалась не в состоянии поставлять достаточное количество шасси, поэтому Swallow стала закупать их у различных производителей: Morris, Fiat, Swift, Wolseley и Standard (в последствии ставшим основным поставщиком Swallow).

Но основатели SS Cars хотели заняться выпуском автомобилей, чья «начинка» не повторяла бы модели других производителей. Для этого они заключил договор с компанией Standard о поставках эксклюзивных шасси, которые предназначались только для компании Swallow. Первым таким автомобилем стал SS1 (Standard Swallow) премьерный показ которого прошел на Лондонском автошоу в октябре 1931-го. Эта модель оснащалась 6-цилиндровым двигателем и имела самый низкий кузов среди английских автомобилей того времени. Новинка была хорошо принята покупателями, и в следующем году появилась версия SS1 с увеличенной колесной базой, которая стала пропорциональней и просторнее прежней. Автомобиль получил массу хвалебных отзывов и даже удостоился титула «Самый красивый автомобиль в мире».

В 1935-м появилась модель, сыгравшая ключевую роль истории компании - седан SS Jaguar. После войны, когда назрела острая необходимость избавиться от «неудобной» аббревиатуры SS, его название было выбрано в качестве имени предприятия - Jaguar Car. Первым детищем вновь образованной марки стал спортивный Jaguar XK120, увидевший свет в 1949 году. Число в индексе указывало максимальную скорость (в милях в час), хотя без лобового стекла эта модель могла разогнаться и до 132 миль/час (примерно 212 км/ч), что являлось рекордом для серийных машин того времени.

Для участия в престижной гонке «24 часа Ле-Мана» в 1951 году на базе Jaguar XK120 был создан гоночный болид с обтекаемым кузовом и более мощным мотором. Модель по рождению нареченная как XK120С, позже была переименована в C-Type – уже под этим обозначением она выступила в Ле-Мане, где с ходу принесла марке лавры победителя. Обойти соперников на трассе ей не в последнюю очередь помогли дисковые тормоза на обеих осях – конструкторы Jaguar первыми установили их на гоночный болид, значительно повысив эффективность торможения.

Вдохновленная триумфом C-Type, в 1954 году компания выпускает гоночный D-Type с аэродинамическим кузовом неземной красоты. Помимо дизайна эту модель отличало конструктивное ноу-хау: в ней был впервые использован кузов-монокок, чей конструктов впоследствии стал общепринятым стандартом в строительстве гоночных болидов. Как и его предшественник, D-Type оказался успешен на трассе: в 1957 году команда Jaguar в пух и прах разгромила противников в гонке «24 часа Ле-Мана», заняв весь призовой подиум.

К сожалению, Фортуна не может улыбаться постоянно. И, как это часто бывает в жизни, за белой полосой успеха, для марки Jaguar наступила черная полоса. Вечером 12 февраля 1957 года на заводе в Браунс-Лейн вспыхнул пожар, испепеливший производственные цеха и нанесший предприятию урон в 3 млн. фунтов стерлингов (колоссальная сумма по тем временам). Впрочем, компанию недаром нарекли «Ягуаром»: как и все кошки, она оказалась живучей. Благодаря усилиям рабочих, помогавших восстановить сгоревшие цеха, всего через две недели предприятие возобновило работу, хоть и на треть своей прежней мощности.

Пока шло восстановление завода, в конструкторском бюро Jaguar кипела работа, плодом которой стал легендарный E-Type, дебютировавший на женевском автосалоне 1961 года. Модель, поражавшая своим фантастическим дизайном, динамикой и привлекательной ценой, принесла марке всемирную славу. У E-Type появились тысячи поклонников по всему миру, а нью-йоркский Музей современного искусства даже включил его в число своих постоянных экспонатов. Благодаря успеху этот автомобиль оказался долгожителем, продержавшись на конвейере 14 лет.

Сентябрь 1968 года считается датой рождения флагманского лимузина Jaguar XJ. С появлением этой модели, наконец-то прекратилась путаница в классификации седанов Jaguar. Стиль автомобиля, за созданием которого следил лично Уильям Лайонс, произвел фурор. После череды модернизаций в 1986 году появляется полностью новая модель серии XJ. Это был последний из Jaguar, получивший одобрение самого Уильяма Лайонса (1901-1986 г.г.). Через четыре года после появления нового XJ компания Jaguar была куплена Ford Motor Company.

До того, как в 1989 году Jaguar перешел под контроль американского автогиганта, дела у британцев шли их рук вон плохо: качество выпускаемых машин хромало, на запуск новых моделей не было денег, да и дилерская сеть оставляла желать лучшего. Смена руководства, пересмотр стратегии ведения бизнеса, и внушительные финансовые вливания американского концерна, помогли исправить ситуацию. Основные силы были брошены на улучшение качества сборки машин, уменьшение производственных издержек, а также развитие дилерской сети. Параллельно велась разработка нового модельного ряда, однако этот процесс был сильно растянут во времени.

Первой моделью «новой волны», появившейся лишь в 1996 году стало купе Jaguar XK8, а через 9 лет после того, как Ford сделал денежные посевы на британскую почву, на свет появился седан бизнес-класса S-Type. В дизайне этой модели читались мотивы знаменитого послевоенного купе Jaguar XK120, а по цене она была намного доступнее флагмана XJ. В 2001 году выходит еще более компактный седан Jaguar X-Type. Чтобы снизить расходы на разработку новинки, компания Ford «поделилась» с ягуаровцами платформой Mondeo, от которого были позаимствованы многие узлы X-Type. Эта модель отличилась не только тем, что стала первым автомобилем Jaguar с передним приводом, но и тем, что на ее базе появилась версия с кузовом универсал – также первым в истории британской марки.

После X-Type настал черед флагмана компании: в 2002-м появляется новый Jaguar XJ, который в пику Audi A8, получает алюминиевый кузов. Использование алюминия позволило снизить массу автомобиля на 200 кг, по сравнению с предшественником, притом, что автомобиль стал больше. Купив Jaguar, концерн Ford получил «до кучи» и марку Daimler. Чтобы покупка не оставалась бесхозной, новое руководство Jaguar решило пустить ее в дело, предлагая под маркой Daimler длиннобазные седаны XJ в самом богатом исполнении. Впрочем, не смотря на все усилия, американцам так и не удалось вывести компанию Jaguar на прибыльный уровень: в 2008 году эта марка вместе с Land Rover была продана индийской корпорации Tata.

SS1 (1934). Фото: Jaguar

SS Jaguar (1938). Фото: Jaguar

Jaguar XK120 (1949). Фото: Jaguar

Jaguar C-Type (1951). Фото: Jaguar

Jaguar D-Type (1954). Фото: Jaguar

Jaguar E-Type (1961). Фото: Jaguar

Jaguar XJ (1968). Фото: Jaguar

Jaguar S-Type (1998). Фото: Jaguar

Jaguar X-Type (2001). Фото: Jaguar

Jaguar XJ8 (2002). Фото: Jaguar

Jaguar XK. Фото: Jaguar

Jaguar XJ. Фото: Jaguar

Jaguar XF. Фото: Jaguar

Jaguar F-Type. Фото: Jaguar

Автомобиль с грациозным названием и мощным двигателем производился филиалами компании "Ягуара" - это дождливая Великобритания. В 2008 году марка автомобиля стала принадлежать индийской компании по производству автомобилей Tata Motors. Люксовый автомобиль - один из самых дорогих среди своих собратьев по рынку.

История выпуска Jaguar

Производство начиналось с выпуска мотоколясок в 1922 году, и компания носила название Swallow Sidecar Company. С победой СССР и блока союзников наименование реформировали в более благозвучное Jaguar.

Делалось это специально, после Второй мировой войны политика стран-победителей была направлена на денацификацию. И сокращенное наименование компании SS никак не вписывалось в новое мироустройство.

Страна-производитель "Ягуара" национализировала производство в 1975 году, перед этим в 1966 и 1968 годах компания Jaguar объединилась с British Motor Corporation и Leyland Motor Corporation.

В конечном итоге компания "Ягуар" разделилась и отбросила от себя British Leyland. Благодаря чему появилась на фондовой бирже г. Лондона. С 1984 года и по 1990-й ценные бумаги фирмы котировались и были составляющей FTSE 100.

"Ягуар" в наше время

Где-то в конце 1990-х годов автомобильную компанию полностью выкупила фирма Ford. В стране-производителе "Ягуара" в основном выпускается машина представительского класса для первых лиц Великобритании.

Был представлен в 2010 году, и пока это последняя разработка известной компании. Она также поставляла автомобили для Елизаветы Второй, которая на данный момент является действующей королевой страны-производителя "Ягуара". Машина известна и тем, что на ней ездил знаменитый принц Чарльз.

Разработка

Проектированием автомобилей с 1987 года занимается инженерное объединение "Ягуар Ленд Ровер". Оно находится на заводской территории нескольких городов в стране-производителе "Ягуаров", представленных ниже:

  1. Утли.
  2. Конвентри.
  3. Гейдон.
  4. Уорикшир.

Цех по сборке машин находится в городе Бирмингеме, там же и расположен завод "Кастл Бромвич". По некоторым данным, компания планирует перенести часть производства в Солихалл.

Грандиозные планы компании Ford добрались до университетов Ковентри. Заявлено, что около 138 500 000 долларов будет потрачено на развитие автомобилестроения и улучшение уже существующих технологий. Над инновациями в совокупности будут трудиться около тысячи ученых различной направленности, а в техническом плане им поможет инженерный персонал.

Руководство

Как вы успели заметить, в начале статьи в качестве владельца фирмы выступает индийский концерн автомобилестроения Tata Motors. А дальше говорится только о компании Ford. Давайте разберемся, кому принадлежат права на машину "Ягуар", кто производитель, мы тоже выясним.

Компания Tata Motors в марте 2008 года заявляет желание выкупить все права на производство у Ford и лицензию на "Ягуар Ленд Ровер". И уже летом того же года сделка оформляется официально и права на "Ягуар" переходят к индийской компании.

Заводы

В настоящий момент "Ягуар" производятся на одном заводе в Индии и на двух в Великобритании. Курирование производства осуществляет Tata Motors. В планах у компании открыть еще несколько заводов в Саудовской Аравии и Китае. Объясняется это расширением рынка и привлечением новых покупателей.

Некоторые выпускаемые модели машин носят лимитированный характер и практически не доступны для рядового покупателя. Но марки XF и XJ находятся в свободной продаже, и купить их не составит никакого труда. Цены на автомобили средней комплектации начинаются от 17 000 долларов, в переводе в российские рубли это около 1 000 000 рублей.

Итого

О стране-производителе "Ягуара" заявить в одном лице невозможно, ведь производство находится в Великобритании и Индии. А в перспективе строительство новых заводов в Саудовской Аравии и Китае. Будем надеяться, что компания Tato Motors сохранит традиции и продолжит радовать покупателей отличным качеством сборки и импозантным внешним видом.