Как побороть психологический страх вождения машины. Как побороть страх перед вождением Как перестать бояться водить машину девушке

С этим чувством сталкиваются многие люди - как новички, так и опытные водители, перенесшие психологическую травму, водители после длительного перерыва в управлении транспортным средством.

Сегодня речь пойдет о страхе перед самим автомобилем, перед его управлением, дорогой и уверенностью в собственных силах.

Первое что нужно сделать - это побороть его. А как это сделать, как преодолеть страх вождения - мы расскажем в этой статье.

  • новички,
  • водители после ДТП,
  • водители после длительного перерыва.

Как преодолеть страх вождения новичку

Новички - самая непопулярная и в тоже время "забитая" каста на наших дорогах. Нервное, непредсказуемое, часто заторможенное поведение нередко провоцирует остальных водителей на агрессию, создает пробки и аварийные ситуации. Однако, непрерывные сигналы и моргания фарами не помогут новичку. А наша задача, как более опытных и сознательных водителей помочь ему быстрее адаптироваться в потоке движения и не создавать излишней нервозности. Ведь каждый из нас прошел через это. Вспомните себя, прежде чем сигналить и отнеситесь с пониманием.

О своем страхе перед дорогой, автомобилем и движением новичок знает и сам. Исток любого страха это неизвестность, Перед новичком, выезжающим в город впервые без инструктора, встает задача сразу с несколькими неизвестными:

Как поведет себя автомобиль, не сломается ли?

Справлюсь ли я с управлением?

Не забуду ли я значение того или иного знака или дорожной разметки?

Не нарушу ли я по невнимательности ПДД?

У каждого новичка подобные вопросы крутятся в голове постоянно. С наработкой опыта, уверенности в своих силах, синхронизации работы сознательного и бессознательного (например, анализ дорожной ситуации и переключение передач) постепенно убираются эти вопросы один за другим, в разной последовательности. По оценке специалистов, страх вождения почти невозможно преодолеть с помощью тренингов и психологических приемов – они решаются только практическим опытом. Чтобы перестать бояться ездить – нужно больше ездить!

В некоторой степени подготовить человека психологически, рассказать ему с какими ситуациями и с какими "вежливыми" водителями он столкнется при первой своей самостоятельной поездке, как реагировать на такое отношение - первейшая задача инструктора-наставника. К сожалению, в школах этому уделяется очень мало внимания, а порой - вообще не учат.

Все страхи индивидуальны, зависят от множества факторов, от пола до возраста. Чаще всего возникновение страха обуславливается наиболее распространенными дорожными ситуациями. Которые, впрочем, сами новички по неопытности, зачастую и провоцируют. Например, две распространенные ситуации:

1. Нерешительность, нерасторопность на дороге. В настоящее время наша дорожная сеть, за редчайшим исключением, далека до идеала. Дороги и улицы, проектировавшиеся 30-40, а где и все 100 лет назад, не в состоянии вместить весь автотранспорт. Часто на дороге требуется чтобы не попасть в пробку или не застрять в «мертвом» ряду. Как не кстати будет замешкавшийся на светофоре новичок. Он получает порцию криков, недовольных клаксонов. В результате начинает нервничать еще больше, неумело трогается, глохнет, заводится не выжав сцепления… Загорается красный. Поток продолжает стоять до нового «зеленого». Знакомая ситуация?

2. Непредсказуемые маневры. Интернет полон видео с новичками, которые маневрируют на дороге, как по собственному домашнему коридору. Правила приоритета, перестроения, разметка – как будто не для них. Совершая маневр, они частенько тормозят в самый последний момент, забывают включить «поворотник» и делают еще множество грубейших ошибок.

Опять же, дорогие опытные водители,отнеситесь с пониманием и не нагнетайте напряженность. Лучше проявить осторожность. Из за того что вы будете сигналить,спровоцируете новичка на более резкие маневры и возможное ДТП.

Некоторые советы новичкам:

При отсутствии или малом опыте выбирайте не оживленные и непопулярные маршруты с максимально низким потоком движения! . Зато вы, что называется, убьете сразу двух зайцев. Во-первых, наработаете опыт за рулем, причем именно реальной езды, а не стояния в пробках в центре города. Во-вторых, без всякой нервозности научитесь правильно и оперативно оценивать дорожную обстановку. Поверьте, буквально через несколько месяцев страх уйдет, как перед автомобилем, так и перед дорожными маневрами и сложными ситуациями.

Обязательно разместите на автомобиле соответствующий знак, чтобы следующий за вами водитель понимал, что за рулем новичок и, соответственно, проявлял терпение и осторожность. Согласно исследованиям нескольких авторитетных автомобильных журналов, данные знаки более чем в 10% случаев спасали новичка от ДТП! Ведь увидев знак «У» или пресловутую «Туфельку», опытный водитель, как минимум увеличивает дистанцию до автомобиля и предвидит возможные нелогичные маневры и торможение «колом».

Не нервничайте! Полностью отключиться, конечно, не получится, но минимизируйте нервозность! Пусть вы неудачно тронулись, пусть заблокировали две полосы, или заглохни на светофоре. Это бывает со всеми. Пусть кричат, ругаются и сигналят – это же не ДТП и никто не пострадал. Много хуже, если вы, испугавшись реакции окружающих, резко вылетите на перекресток под «желтый» свет и будете протаранены лихачом!

Ничего страшного нет, если вы успокоившись, спокойно заведетесь и переждете еще один цикл светофора. Зато потом, спокойно трогайтесь с места и поезжайте. Не принимайте все на свой счет. Крики и сигналы относятся и к опытным водителям, это отнюдь не прерогатива новичков. «Дудят» все и всем – это дорога, а, точнее – Тем более, если вы не постеснялись разместить знак новичка на заднее стекло – это железный аргумент. Для любого опытного водителя это читается как: «А я тебя предупреждал!».

Чувствуете, что начали нервничать - сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха. Это в значительной мере поможет снять напряжение.

Чаще улыбайтесь себе в зеркало. Это подсознательно стимулирует мозг на создание благожелательного настроя.

Если вы боитесь ДТП – мысленно создайте его образ. Вам тут же придет картинка тех опасных моментов, которые стоит избегать – превышения скорости, обгон и т.д.

Совсем новичку, а также при покупке нового автомобиля все специалисты рекомендуют минимум полчаса, что называется, «подергать все рычаги», стоя на месте. Приобретается мышечная память, запоминаются органы управления, их функциональность, расстояние. Соответственно, при выезде на дорогу вы уже не будете отвлекаться на поиск рычага КПП или других кнопок.

Часто помогает присутствие рядом опытного водителя (друга, знакомого). В большинстве случаев это придает уверенности новичку. Весьма здорово если это будет спокойный и хладнокровный человек, который, к тому же, может изредка комментировать дорожную обстановку.Кроме того, он сможет помочь вам в приобретении навыков вождения, как описано в статье:

Если вам не повезло и вы попали в плотный поток, при первой же возможности остановитесь. Не важно, съезд это во двор, проселок, автозаправка, стоянка. Сделайте перерыв, откиньтесь в кресло и отдышитесь. Или просто пройдите до прилавка и купите себе шоколадный батончик – вы это заслужили.

Как преодолеть страх вождения после ДТП

Специфика проблемы – преодоление психологического барьера первого выезда на дорогу. Это очень тяжело перешагнуть из-за сразу нескольких психологических блоков. Например, страх покалечить кого-то или самому еще раз пережить боль и кровь. Особенно это важно, если ДТП было достаточно тяжелое, или, хуже – с летальным исходом. Требуется очень много психологических усилий и будет здорово, если рядом окажется опытный и понимающий товарищ.

В результате опросов водителей, побывавших в ДТП, практически все отметили такой факт – страх уходит после первых нескольких километров. Самое сложное – переломить себя и сесть за руль. Прислушайтесь к себе. Проехали десяток километров, а уверенности так и нет – сделайте перерыв на пару дней! Насиловать себя в этом плане – бессмысленно и неэффективно. Следующий раз будет значительно легче.

Страх вождения после ДТП, несмотря на парадоксальность – весьма полезен. От него не стоит избавляться, стоит трансформировать его в нечто полезное. Например, в постоянную небольшую перестраховку на дороге. Снизьте скорость на пару километров в час, отстаньте от впереди идущего автомобиля на лишние несколько метров, чуть чаще смотрите в зеркало… Таким образом, страх, переработанный в осторожность – станет очень полезным.

Не стоит забывать и о наличии автошкол с индивидуальными, так называемыми «реабилитирующими» программами. Если справиться со страхом после ДТП не удается – имеет смысл пройти такой курс в школе. Специалисты выяснят источники страхов и сделают необходимую коррекцию. Как правило, возвращение к нормальному вождению после мелкого ДТП происходит сразу. После средней тяжести – через месяц после полного выздоровления. После тяжелых ДТП – строго индивидуально, но только после ясного и четко определенного желания вернуться за руль.

Самые сложные в плане прогноза ситуации – когда по вине водителя гибнут люди, а, тем более, его родные и близкие. Кроме стресса от самого факта аварии, здесь вплетается сильнейшее чувство вины. Реабилитационный процесс такого водителя очень индивидуален и четкого прогноза о перспективах возвращения за руль ни даст никто.

Между тем автоинструкторы не советуют затягивать с возвращением к вождению! В этом случае, кроме аварийного стресса, перед вами постепенно будет вырисовываться проблема долгого перерыва в вождении. Это и дополнительная неоправданная нагрузка на психику, и больший срок реабилитации.

Женщины легче возвращаются к вождению, так как имеют природную склонность проговаривать проблему (как в слезах, так и в криках или истерике). Таким образом, напряжение сбрасывается быстро и эффективно. Мужчины же почти всегда держат стресс внутри, что совершенно не способствует скорому возвращению к норме и плохо сказывается на здоровье.

Страх вождения после длительного перерыва

«Отлучение» от автомобиля может быть обусловлено разными причинами, от необходимых (например, автомобиль продан из-за нехватки денег) до весьма постыдных (например – лишение прав за пьянку за рулем). Однако во всех случаях ваш враг один – время. Если человек долго чем-то не занимается – его опыт и умения притупляются и постепенно стираются.

Это происходит из-за постепенного замещения их постоянными повседневными занятиями. Чем больше этот срок, тем большее количество навыков придется восстановить. Возвращение после перерыва диктует необходимость восстановить навыки управления транспортным средством и знание правил дорожного движения. Что первое, что второе потребует от вас определенной работы. Что нужно сделать?

Обязательно освежите в памяти ПДД. Не поленитесь перечитать все основные положения, ознакомиться с нововведениями.

Садитесь за руль на второстепенных дорогах с малым трафиком.

Считайте себя неопытным водителем минимум один месяц, после возвращения за руль.

Неуверенность не уходит? Рассмотрите возможность пройти индивидуальный реабилитирующий курс в ближайшей автошколе.

Соблюдая несложные правила изложенные выше, начать карьеру водителя, или просто вернуться к управлению автомобилем, будет намного проще.

Если Вы сталкивались раньше с такой проблемой - как страх перед вождением,то какой выход нашли для себя, что Вам помогло, поделитесь в комментариях с читателями блога.

При управлении автомобилем у всех у нас возникает разумное беспокойство. Ведь в случае столкновения автомобиля последствия могут быть фатальными. Вот почему на дорогу не выпускают всех подряд. Иначе дорога превратилась бы в поле боя. Поэтому прежде чем выехать на общественную дорогу, всем водителям и сдать затем теоретические и практические экзамены в ГИБДД.

Но, увы, многие новички, получив права, как огня боятся автомобиля. Некоторые боятся к нему даже подходить. В такие моменты многие люди думают, что зря обучались на права и приобретали автомобиль. Не спешите делать подобные выводы. Поверьте, через подобный страх прошли сотни тысяч водителей. Как же преодолеть страх садиться за руль? Вот об этом мы вам сегодня и расскажем.

Конечно, если вы панически боитесь сесть за руль, то ничего хорошего в этом нет. Ведь ваш страх, а значит неуверенность, несет огромные риски. Дело в том, что помимо знания Правил дорожного движения и умения управлять транспортным средством главным залогом безопасности дорожного движения является уверенность в ваших способностях вождения. Если у вас нет уверенности в своих действиях за рулем, тогда и появляется паническая боязнь садиться за руль.

Страх вождения называется вефофобией . И самое плохое, что если вы развили в себе подобный страх, то избавиться от него будет нелегко. Но можно. Если вы хотите вернуть себе уверенность во время управления автомобилем и избавиться от страха перед вождением, мы последовательно расскажем вам, как это можно сделать.

Что такое страх вождения?


Как и любой страх или фобия, страх перед вождением требует умственных упражнений, для того чтобы его преодолеть. Это непросто, в отличие от некоторых других опасений. Дело в том, что в отличие от других опасений страха перед вождением трудно избежать. Чтобы понять, что такое страх управления автомобилем, мы должны посмотреть на причины. К сожалению, некоторые причины вефофобии очень трудно понять. Да, многие из них легко установить. Но есть такие причины, до которых докопаться весьма сложно.

Многие люди, которые боятся вождения, приобрели страх, например, после того, как оказались в аварии или стали свидетелями крупного ДТП. Эта форма страха появляется на фоне посттравматического стрессового расстройства, в результате того что люди после инцидента на дороге потрясены событием. И справиться с таким страхом ой как нелегко. Ведь мы с вами такие создания, которые всегда ставят себя на место других людей в определенных ситуациях. Вот и увидев аварию, мы часто представляем себя на месте участников ДТП. Так появляется паническая фобия. Если же вы сами стали участником аварии, то страх сесть заново за руль вам также гарантирован.


Иногда страх сесть за руль не связан с какими-то увиденными событиями. Порой он вызван конкретной фобией. Подобная фобия называется иррациональной. Это форма беспокойства человека, при которой мозг связывает определенный объект, опыт или ситуацию с чувствами паники и страха.

Также порой у человека может быть даже несколько фобий боязни садиться за руль, которые в сочетании порождают неимоверный страх. У некоторых людей в результате повышенное чувство беспокойства может привести даже к панической атаке.

Панические атаки во время вождения могут быть не только очень неприятными, но и подвергать опасности жизни всех участников дорожного движения. Ведь во время паники человек частично утрачивает реальность происходящего и перестает внимательно контролировать дорогу. Например, если за рулем вы начали паниковать, вы можете настолько испугаться, что резко дернете руль, направив автомобиль к обочине, в результате чего машина может оказаться в кювете.

Есть и другие, еще менее понятные причины беспокойства при вождении. Например, эти страхи могут быть частью другой фобии, не связанной напрямую с автомобилем. Так, подобные сторонние страхи могут быть частью другого типа тревожного расстройства или вообще могут быть связаны с проблемами с психикой человека. Если страх вождения является симптомом другого расстройства, то сначала необходимо лечение основного расстройства. Только вылечив основное психическое заболевание, можно преодолеть сторонний страх (например, связанный со страхом управления автомобилем).

Какова бы ни была причина вашего страха, борьба с ним требует умственной стойкости и терпения. Без специальных упражнений для вашего мозга вы не избавитесь от страха вождения и, скорее всего, так и останетесь пешеходом.

Способы релаксации, чтобы побороть страх вождения


Как и любое тревожное расстройство, преодоление страха перед вождением может иметь много разных подходов. Каждый подход отличается для каждого индивидуума и, конечно, зависит от интенсивности страха. Как мы сказали, каждый человек, находясь за рулем, испытывает опасения и даже некоторый . И до определенного порога опасений этот страх - вполне нормальное явление, поскольку обычные и нормальные страхи не мешают управлять транспортным средством. Благодаря такому страху или опасению мы за рулем максимально сконцентрированы и внимательны, что только улучшает нашу безопасность.

Страх перед вождением становится проблемой, когда он запрещает вам садиться за руль. У некоторых людей может быть несколько иная форма страха вождения, известная как амаксофобия. Это страх езды в машине, независимо от того, где сидит человек: на водительском или пассажирском кресле.

Такой страх делает процесс вождения практически невозможным.

Чтобы справится с беспокойством, требуется разная конфигурация методов релаксации. Например, если ваш страх перед вождением относительно мягкий, то может быть достаточно правильного настроения, перед тем как вы сядете за руль. Вот некоторые примеры, как это сделать:

Медитация: это форма расслабления, которая предназначена для работы с умом и телом, для того чтобы создать гармонию. Некоторые люди считают подобный метод духовной практикой. Другие полагают, что это просто полезно для борьбы с повседневным стрессом.

Дыхательные упражнения: обычно дыхание является частью медитации. Но и без медитации длительные глубокие вдохи могут помочь вам успокоиться, особенно если вы начали сильно нервничать во время вождения.

Создайте среду, свободную от стресса: любой, кто первое время боится выйти из дома, чтобы сесть за руль, знает, каково это - . Но в итоге большинство водителей-новичков, поборов страх, выходят из дома и отправляются к своей машине. Далее, сев за руль, главное - сделать первые самостоятельные шаги. Дальше - больше. Но в чем же секрет подобного преодоления какого-то невидимого барьера? Как водителям-новичкам удается справиться со своим страхом? Все очень просто. Главное - это настрой. То есть прежде чем вы попадете в машину, вы должны начать правильно мыслить, настраивая себя только на позитив. Никакого негатива и никаких накручиваний в голове! Особенно вне машины. Помните, что дома вы должны отдыхать и не думать об автомобиле.

Слушайте расслабляющую музыку: нет, мы не советуем вам во время вождения слушать музыку, которая помогает вам засыпать ночью. Мы советуем тем, кто сильно нервничает за рулем, слушать успокаивающую музыку, которая поможет вам расслабиться во время вождения.

Успокойте себя: помните, что мы с вами - очень сложные создания. Но даже у самых стойких и уравновешенных людей могут быть срывы. Дело в том, что нервы у всех не железные. Поэтому каждый из нас должен научиться расслабляться и отдыхать. Например, вы можете периодически посещать спа-салоны, делать массаж или просто перед сном смотреть подходящие успокаивающие фильмы. Благодаря такому расслаблению вы не только снимете накопленный стресс, но и, возможно, избавитесь от страха вождения.

Мантры: придумайте для себя фразы, которые дают позитивный настрой. Также можно сочинить специальные мантры для успокоения за рулем. Некоторые могут подумать, что такие фразы вряд ли помогут во время движения. Но поверьте, многие такие клише реально работают.

Все эти релаксации отлично справляются со страхами перед вождением, поскольку делают вас спокойнее. А это значит, что вы меньше будете нервничать за рулем. Например, для многих людей просто быть в правильном состоянии ума уже может быть достаточно, чтобы преодолеть страх перед автомобилем.

Не спешите возвращаться за руль

Если вам нелегко преодолеть опасения, связанные с управлением автомобилем, возможно, тогда вам не стоит торопиться снова оказаться за рулем. Не исключено, что, чтобы преодолеть страх, понадобится немало времени, прежде чем вы снова начнете без страха .

Помимо подготовки с вышеописанными способами релаксации вы должны научиться чувствовать себя в водительском кресле комфортно и спокойно. А на это может действительно уйти немало времени. Помните: только последовательные действия помогут вам научиться чувствовать себя за рулем спокойно.

Начните с того, что сядьте за руль вашего автомобиля в тихом, спокойном месте. Если вы не можете доехать от дома до такого безлюдного места, где нет других автомобилей, то попросите своего друга, родственника или знакомого отвезти вас на вашем автомобиле туда, где вы будете тренировать себя.

Ваша задача - свести к минимуму любое негативное взаимодействие с другими водителями. Поэтому для этого не подойдут автодромы автошкол.

Итак, приехав в тихое место, где нет других машин и людей, сначала просто сядьте за руль и посидите некоторое время. Далее пристегнитесь. Постарайтесь расслабиться. Затем запустите двигатель. Настройте под себя зеркала заднего вида. Если вы не можете расслабиться, то вы можете подготовить себя с помощью различных методов релаксации, о которых мы писали выше. Например, сделайте несколько глубоких вдохов. Или включите тихую спокойную музыку. Затем (не удивляйтесь) выключите мотор.

Повторите этот процесс несколько раз. То есть дайте себе время посидеть в тишине в одиночестве в машине и только потом запускайте двигатель, а также, дав ему поработать некоторое время, выключите его. Так вы постепенно начнете приучать себя не бояться автомобиля. Помните: чтобы избавиться от панического страха, нужны медленные и постепенные действия. Поэтому, возможно, вам придется каждый день выезжать в такое тихое, спокойное место и приучать себя не бояться автомобиля.

Как только вы поймете, что не боитесь просто сидеть в машине с запущенным двигателем, переходите к следующему этапу - начинайте двигаться медленным ходом. Желательно, чтобы вокруг вас не было преград и других автомобилей.

По статистике, больше 50% девушек, получивших водительское удостоверение - больше никогда не садятся за руль автомобиля. Все ограничивается вождением учебной машины в тандеме с инструктором по проверенным дорогам со скоростью 40км/час.

Почему так происходит? По каким причинам выражение «хочу водить, но боюсь» - все чаще имеет утвердительную форму? Как перестать бояться водить машину и стать полноправным участником дорожного движения – психология переживаний, их детальный разбор и целостное искоренение.

Боязнь вождения машины – психология возникновения страхов

Как и во время обучения на права, в схватке со страхами первоначально необходимо понять теорию – причины, затем приступить к практике – применять советы в жизни.

1. Страх неизвестности

Боязнь водить машину в зрелом возрасте – вполне объяснимо полным психологическим созреванием. Как ни крути, после этой отметки человек максимально чувствительно относится к окружающему миру. Более трепетно взаимодействует с другими людьми, понимает всю ответственность совершенных им поступков.

Любая непредвиденная ситуация воспринимается, как бесконтрольное будущее таящее в себе опасность. Вождение автомобиля в плотном городском трафике – кажется неподвластным действием. А представление этой ситуации приводит в шок, надежно закрепляя страх вождения в вашем мозге.

2. Синдром отличницы

Либо хорошо, либо никак! Получается – никогда и на общественном транспорте.

Этакий перфикционизм, желание делать все по максимуму – крайне часто становится «камнем преткновения» в процессе обучения водительскому искусству. Первые неудачи на дороге, сигнал клаксона от других участников движения, пронзительные агрессивные взгляды из машин проезжающих автомобилистов – гаечки, навсегда закрывающие дверь в мир вождения.

3. Боязнь выглядеть глупо

Продолжение, подкрепляющее предыдущие два страха. Так сказать, «шлифовка» опасений сесть за руль.

Уверены, вам кажется, что только опытные водители, прошедшие курсы «Формулы 1» обитают на наших дорогах. Если разворот, то очень быстро и маневренно, перестроение – ловко и максимально точно. Движение в узком пространстве? На скорости, мчась в сантиметре от рядом стоящих машин.

Куда вам до них, ведь с вашей скоростью и навыками со стороны вы выглядите, как ребенок, ведущий первый в жизни велосипед. А что, если при таком медленном и аккуратном движении вам кто-то посигналит?

Все пропало. Вы готовы провалиться сквозь землю, ведь уверены, что водитель в том автомобиле уже собрал всю нецензурную лексику. Причем, адресуя ее прямиком вам.

4. Опасение убить человека

«Автомобиль – это средство повышенной опасности» - так начинаются практически все книги, посвященные обучению ПДД. Такая мантра откладывается на подсознательном уровне, возбуждая новые рычаги страхов перед вождением авто.

Что вы будете делать, если вдруг что-то произойдет? Лучше сразу отказаться от таких рисков, пускай рискуют другие, а вы будете с другой стороны баррикад. Тем самым пешеходом!

5. Фобия повредить свое и чужое авто

Ладно свое, а вдруг, чужое! Это же сколько проблем и разбирательств будет впереди. Тем более, что делать, если такое случится? Как дозвониться до ГАИ и «оформить» аварию? И вообще, нужно ли ее регистрировать?

Вот уж точно гарантированно, когда передвигаешься на трамвае таких проблем не возникнет.

Усугубление страхов на психологическом уровне – YouTube и «бабы за рулем»

Узнали себя в нескольких пунктах или вовсе, собрали все воедино? Точно уверены, что вождение автомобиля – «не ваше дело» и проще вообще не садиться за руль, чем преодолевать такое количество страхов?

Уверены, придерживаясь советов, которые мы предложили ниже – от всех тревог не останется и следа. Ведь нужно понимать, что все это надуманное действо, надежно закрепленное в наших головах с самого детства.

Помните, как все подтрунивают над женщинами за рулем, пытаясь вставить искрометные шутки о женском вождении в любую программу или развлекательный ролик? А чего стоят анекдоты и целые подборки на YouTube «бабы за рулем»?

Вся эта информационная атака, в совокупности с «осторожным» женским мозгом – дает подобный эффект. Согласитесь, в век технологий, упрощенной системой вождения автомобиля, различными девайсами, вставленными в современные машины – нет необходимости переживать все это.

Пора выбираться из ямы страхов и действовать вопреки своим переживаниям. Тем более, от них не останется и следа после пары недель практики.

Как побороть страх водить машину женщине – практические советы

1. Понимание и принятие – у себя «в коконе»

Крайне важно осознавать, что все ловушки, включая страхи неизвестности и порицания со стороны других водителей – лишь ваши зажимы, сидящие только у вас в голове.

Готовы поспорить, тот водитель, который посигналил вам на перекрёстке – посигналил бы и самому опытному участнику дорожному движения. Такой вот торопыжка. Это вовсе не связано с тем, что вы новичок. Тем более, что водители вокруг этого даже не знают.

Понаблюдайте за потоком машин вокруг. Все сидят внутри своего авто. Слушают радио, пьют кофе или общаются с пассажирами. Им нет никакого дела до новичка на дороге. Они не хотят вас прижать, унизить или проучить. Единственное, что они контролируют – собственную безопасность и сохранность своего авто.

Преодолевая страх вождения, начните именно с этого пункта. Причем, будучи пешеходом. Просто позаглядывайте в проезжающие авто и реакцию водителей друг на друга. Убедитесь, что они не «тыкают пальцем» в других участников дорожного движения.

2. Предупреждение

Постарайтесь обезопасить себя и наклеить предупреждающий знак «новичок» на заднее стекло машины. В этом нет ничего зазорного, тем более, что по правилам он необходим для тех, чье водительское удостоверение моложе двух лет.

К слову, такой знак редко, кто замечает. Но, уверены, вам будет спокойнее.

3. Мало, но часто

Возьмите за правило ежедневно садиться за руль и проезжать некоторый путь, постоянно увеличивая расстояние. Мозгу необходимо осознать, что вы водитель и именно вы управляете транспортным средством.

4. Представление

Старайтесь как можно чаще представлять себя за рулем. Воображайте, что вы совершаете путешествия на длительные расстояния, ловко маневрируя в плотном потоке машин.

Это упражнение так же поможет преодолеть страх вождения машины, заставляя разум избавиться от разных зажимов и надуманных фобий.

5. Говорите о себе

Рассуждайте о вождении, будто вы опытный водитель. Внушайте себе уверенность в своих силах, а поправку на необходимость проработки навыков - аргументируйте будущем временем.

6. Узнаваемые места

Старайтесь водить по знакомым «тропинкам». Выезд на незнакомые трассы в первый период обучения – чреват пробуждением новых страхов на фоне каких-либо оплошностей. Ведь их гораздо проще совершить на незнакомой дороге.

7. Берите партнера

Если есть возможность пригласить подругу, сестру или сохраняющего спокойность мужа – сделайте это. Поразительно, но человеку гораздо проще переживать волнение в компании с близкими людьми.

8. Медленная езда

Возьмите за правило ездить медленно. Лучше несколько отставать от потока, чем наделать массу ошибок, влекущих за собой рождение новых страхов. К слову, при возникновении аварийной ситуации, неспешная скорость даст фору и время для обдумывания действий.

9. Отключите фантазию

Не представляйте себе сложные дорожные ситуации, которые могут возникнуть на пути вашего движения, которое планируется в будущем. Все намного проще. Помните, что ваш же мозг транслирует вам эту информацию на основе собранных годами страхов.

10. Не включайте музыку, не разговаривайте по телефону

Добавляйте эти опции по мере обучения. На первоначальных этапах крайне важна максимальная концентрация внимания и продумывание своих действий.

Психологи утверждают, что имеющийся страх перед вождением – гораздо лучше, чем его полное отсутствие. Волнения характеризуют человека, как ответственную личность, отдающую полный отчет в происходящем. У таких водителей максимально снижен риск аварий по халатности или патовых ситуаций из-за чрезмерной уверенности. Стоит только сдвинуться с «точки», как все сразу же пойдет по маслу.

Современная жизнь диктует правила, требующие быть мобильной. Отвести ребенка в детсад или школу. Добраться до работы. Навестить свою старенькую бабушку. Забрать ребенка и доставить его в кружок, бассейн, поликлинику, к стоматологу и проч. А еще про себя не забыть: обновить прическу в парикмахерской и сделать нужные покупки в магазине. Приходится выбирать: быть зависимой от других или становиться автономной.


Я училась в автошколе, будучи студенткой. Каждый урок вождения становился для меня настоящим испытанием. Волновалась так сильно, что дрожали коленки и бешено колотилось сердце. Тогда я была уверена, что в будущем буду водить машину. Но, получив права, благополучно о них забыла.

Из-за дикого чувства страха вождения я долгое время пользовалась общественным транспортом. На все попытки мужа посадить меня за руль находились нелепые отговорки. Я понимала, что теряю навыки, но не могла побороть волнение перед поездкой.

Однако ж окружающий мир диктует свои правила. В один прекрасный день мужу предстояла длительная командировка. В тот момент я поняла, что нужно становиться самостоятельной. К тому же, с маленьким ребенком на руках пользоваться общественным транспортом было неудобно. Мысль о том, что полагаться придется только на себя, безумно пугала меня.

С тех пор прошло много времени, но я и сегодня помню тот великий для меня день, когда одна села за руль.

Первый раз я села за руль еще в детстве. Наверное, многим папа или дедушка давали порулить, посадив к себе на колени. Я представляла себя взрослой и мечтала, как вырасту и буду сама водить машину. Мои ощущения при первом вождении были незабываемы.

Потом тренировалась водить авто и в более старшем возрасте, тоже под контролем отца. В тот момент всю ответственность происходящего я не осознавала, поэтому чувство страха не возникло.

Я даже не испугалась, когда инструктор посадил меня за руль на первом занятии. Страх пришел позже. Каждый урок вождения нагонял на меня чувство тревоги и волнения, а промахи безумно огорчали. Тогда-то я и поняла всю ответственность. Ведь автомобиль — это средство передвижения, в процессе использования которого есть риск для жизни. Мне становилось только страшнее от осознания всей меры ответственности, которую я несу за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и пешеходов.

Все же уверенно почувствовать себя за рулем помог только мой муж. Ему удалось спокойно и доступно донести до меня нужную информацию. Ко всем моим ошибкам он относился спокойно и терпеливо, что, безусловно, придавало мне сил. Конечно, в этом ему помогал его многолетний опыт.

Когда возникла необходимость ездить самостоятельно за рулем, страхи мои росли все больше и больше. Боялась я всего — перепутать педали, сбить пешехода, заглохнуть на перекрестке, перестроиться из одного ряда в другой, а также боялась встречных машин. Выезжать первой на перекресток было целой трагедией. Я опасалась, что не смогу вовремя затормозить, что въедет кто-то в меня или я въеду в кого-нибудь. А еще от волнения я могла перепутать, где левый поворот и где правый.

В конце каждой поездки я ощущала, как от напряжения ломит спину, ноют ноги и трясутся руки. Но, успокоившись, я стала размышлять, а чем же вызваны эти неприятные ощущения.

Причины, по которым женщины и мужчины боятся водить автомобиль, почти одинаковы. Только мужчины обычно испытывают меньший стресс во время езды за рулем, нежели женщины. Все потому, что первые теснее связаны со всевозможной техникой, и им понятны физические процессы, происходящие в автомобиле во время его движения.

Женщины же имеют об этом лишь смутное представление, а некоторые и вообще не забивают себе голову подобной информацией. Поэтому многим из них непонятно, зачем выжимать сцепление и для чего нужно переключать передачи.

Незнание технических характеристик автомобиля является одной из основных причин возникновения страха. Именно поэтому необходимо изучать устройство машины и понимать, какие технические процессы приводят его в движение. Если понять и разобраться хотя бы в самых основных принципах движения авто, уже не так страшно будет управлять им.

У всех новичков возникает чувство тревоги и волнения из-за отсутствия опыта. Человеку свойственно испытывать подобную неуверенность в процессе изучения чего-то нового. Это касается не только вождения.

Боязнь более опытных участников дорожного движения. В настоящее время культура поведения водителей на дорогах оставляет желать лучшего. Особенно тяжело в подобных ситуациях женщинам, существам чувствительным и эмоциональным. У неопытного водителя из-за услышанного нарекания и неодобрительных слов со стороны может пошатнуться самооценка.

Негативный опыт во время практических занятий с инструктором может быть тоже причиной возникновения страха вождения. А если учитель на практике делал резкие замечания, грубо указывал на ошибки или нетактично обсуждал с другими ваши промахи на дороге, так и вообще можно получить психологическую травму. И некоторые после таких «учителей» за руль больше не садятся.

Общение с сотрудниками ГИБДД также может вызывать чувство страха и тревоги. Даже обычная проверка документов может стать причиной эмоционального напряжения.

Распространенной причиной возникновения неприятных эмоций является страх попасть в аварию , особенно если у человека был уже негативный опыт с участием в ДТП. В некоторых серьезных случаях водителям приходится обращаться за психологической помощью к специалистам.

Каждому человеку рано или поздно приходится учиться чему-то новому. Ведь и опытные водители со стажем когда-то тоже были новичками. Я понимала, что мне нужно практиковаться и доводить свои навыки до автоматизма.

И так, как я избавилась от страха автовождения: мой личный опыт борьбы.

Совет первый

Нужно научиться чувствовать и понимать, за счет каких сил он движется. Я выезжала тренироваться рано утром, и сначала передвигалась по своему знакомому району. Машин было мало и опасности в виде пешеходов практически не было. Я трогалась с места и останавливалась, притормаживала и разгонялась, стараясь отследить тормозной путь, разворачивалась и совершала повороты, заезжала в узкие дворы. Таким образом я пыталась почувствовать габариты своей машины.

Совет второй

Брать с собой подругу, коллегу или сестру. Хорошо если у того, с кем вы поедете, не будет водительских прав. Я брала с собой сестру. Водительских прав на тот момент у нее не было, и она не давала мне «умных» советов. Постепенно мы стали выезжать на трассу. Перестраиваясь в правый ряд, тихонько ехали. Я поняла, что, придерживаясь своей полосы, я никому не мешаю и встречные машины меня стали меньше пугать.

Совет третий

Если вы давно не ездили за рулем, то освежить знания поможет частный инструктор, муж или отец. Можно нанять инструктора-женщину. У последних подход к обучению более мягкий и спокойный, нежели у мужчин.

У меня в качестве такого инструктора был мой муж. Для закрепления всех необходимых навыков мы ездили часто и регулярно.

Совет четвертый

Необходимо прорабатывать весь маршрут заранее. После случая, когда я долго не могла найти нужный мне поворот, я поняла, что необходимо не только возить с собой карту, но и составлять маршрут заранее. Мне было намного легче сориентироваться на месте, если до начала поездки я прокладывала маршрут своего движения на карте.

Совет пятый

Почувствовать себя более защищенной в разных ситуациях на дороге мне помогает справочник автомобилиста, он всегда лежит у меня в бардачке. В нем содержатся все нужные адреса и телефоны автомастерских, эвакуационных служб, пунктов полиции и ГИБДД, а также служб экстренного вызова.

Совет шестой

Очень надежно в преодолении автотрусости помогают знания правил дорожного движения. Доскональное знание правил придает уверенности и при общении с инспектором ГИБДД. Необходимо не только выучить правила дорожного движения, но и регулярно следить за их изменениями. Я всегда вожу с собой в машине последнюю редакцию ПДД.

Совет седьмой

Приобретение навыков на рефлекторном уровне — это, наверное, основа того, как побороть страх вождения автомобиля. Непростая задача — уметь одновременно контролировать дорожные знаки, приборы, ситуацию на дороге и еще при этом успевать переключать передачи. Однако эти умения приходят с опытом, потому, чтобы водить машину на уровне автоматизма, нужно много тренироваться.

Совет восьмой

Придерживаться на дороге невысокого скоростного режима. Это правило поможет вовремя отреагировать в сложной ситуации. Первое время я ездила медленно, притормаживала, позволяя себя обогнать другим. При таком вождении у меня было время для принятия спокойного решения при перестроении или совершении маневра.

Да, можно всю жизнь прокататься на пассажирском кресле или в душном салоне автобуса. Однако в ХХI веке главным средством передвижения успешного человека все-таки остается автомобиль. И если вы хотите им управлять, вам нужно побороть свой страх

Берегись автомобиля?

Стать «вечным пассажиром» или преодолеть страх вождения ? Теперь у вас есть выбор.

Она умоляла 19-летнего внука не садиться за руль нового мотоцикла - у того барахлило заднее колесо. Воображение рисовало ей всякие ужасы, а память как назло подкидывала картинки с разных ДТП, когда-то увиденных по ТВ. Сердце ныло, и она попросила внука проверить новый мотоцикл в сервисе, прежде чем обкатывать. Однако горячая кровь парня бурлила и требовала адреналина. Наскоро успокоив заботливую бабулю, он оседлал свою «обновку» и укатил в ночь. Эта ночь стоила ему ноги.

Бабушка - известная актриса Галина Польских - никогда не забудет то утро, когда ей сообщили, что внук в реанимации. И, наверное, никогда не простит себя за то, что не удержала его, несмотря на свои нехорошие предчувствия. Ее внук Филипп гонял на новом мотоцикле всю ночь, а под утро, уже возвращаясь домой, не справился с управлением и на большой скорости врезался в отбойник. Сейчас, два года спустя, он уже практически привык к протезу и заново осваивает мотоцикл. Смелости этому парню не занимать, чего не скажешь о людях, у которых один вид машины или мотоцикла вызывает неконтролируемый приступ ужаса - страха перед вождением.

Страх и ужас на колесах


Отцу моего друга когда-то в юности цыганка нагадала смерть от автомобиля. Страх водить машину победил, несмотря на то, что он вырос в семье профессионального шофера. За руль он так и не сел, до конца жизни проездив на велосипеде. До конца жизни в буквальном смысле: его сбил грузовик, когда он на своем велосипеде ехал в магазин за хлебом. Предсказание мистическим образом сбылось, однако эта трагическая гибель стала результатом рокового стечения обстоятельств, не имеющего никакого отношения к вождению.

Цыганки в наше время перепрофилировались и предсказывают лишь прибыль и удачу, за такие предсказания лучше «ручку золотят». И смертью от автомобиля уже никого не отпугивают от баранки. Однако, несмотря на ежегодно растущее количество автомобилистов, число тех, кто испытывает страх перед вождением автомобиля и не решается сесть в водительское кресло, не уменьшается.

Актриса Марина Александрова столкнулась со страхом вождения, сев за руль своего первого автомобиля. «Я до сих пор волнуюсь, когда сажусь за руль. Каждый день как экзамен», - сказала она в одном из интервью после покупки машины. Сейчас она довольно уверенно водит, но перестала ли она бояться? Избавилась ли от страха вождения автомобиля?

Звезда сериала «Универ» Мария Кожевникова вполне уверенно водила машину до тех пор, пока не попала в серьезную аварию. Сейчас актриса ездит с водителем, преодолеть страх вождения у нее пока не получается…

Сотни подобных историй о страхе перед вождением можно найти на сайтах автолюбителей из серии «за рулем», «автоледи», «автошкола онлайн» и т. д. «Муж называет женщин за рулем мартышками, а потом удивляется, почему я боюсь водить…», «Когда сажусь за руль, ноги становятся ватными, а во рту пересыхает; страшно, даже когда инструктор рядом», «Завожу двигатель, а сердце у самой бьется так, как будто сейчас из груди выскочит», «Права у меня уже несколько лет, но реального опыта вождения, может, с месяц наберется. Неудобно признаваться, но… просто тупо страшно», «Каждый урок вождения заканчивается истерикой, наверное, брошу это дело». Грустные истории побежденных страхом водить машину.

Да что там истории из интернета, я сама из этой невидимой миру армии «боящихся»! Водить всегда было страшновато, а после аварии страх перед вождением стал просто неконтролируемым. И как тут побороть страх вождения автомобиля? В итоге машина осталась ржаветь в гараже, а я начала превозносить перед знакомыми автомобилистами преимущества общественного транспорта.

Попытки преодолеть себя были неудачными до тех пор, пока я не узнала психологию вождения, то есть откуда «растут ноги» у этого страха.

Запах зрительного страха

Ведь что такое автомобиль? Как говорят на всех без исключения курсах вождения, «транспортное средство - это источник повышенной опасности». Напряженное движение, безбашенные мотоциклисты, скользкая дорога после дождя, наглые лихачи с купленными правами, перебегающие дорогу пешеходы, не знающие прав «гастарбайтеры» на старых «ГАЗельках», собственная неопытность и боязнь впасть в ступор в нештатной ситуации - тут есть от чего поддаться панике. А тут еще СМИ с завидной регулярностью тиражируют информацию о ДТП, часто страшных и кровавых. При этом журналисты и блогеры в погоне за читаемостью и рейтингами не брезгуют ничем, публикуя шокирующие фотографии с мест аварий. Как тут перебороть страх перед вождением автомобиля?

Впечатлительным и эмоциональным людям достаточно прочитать одну такую заметку, и воображение начинает услужливо рисовать страшные картинки, зачастую подначивая примерить ситуацию на себя и своих близких… Что говорится на тренинге «Системно-векторная психология» о страхе вождения автомобиля, кто ему больше подвержен? Подобная впечатлительность - удел людей со , которым свойственна самая интенсивная эмоциональная амплитуда. Только способен практически мгновенно «упасть» из счастья в отчаяние или, например, скакнуть из меланхолии в эйфорию. Как говорила одна моя коллега: «Ты то плачешь, то смеешься - сходи щитовидку проверь».

В случае со зрительным вектором щитовидная железа ни при чем. Сам по себе эмоционально насыщенный вектор в случае стрессов, фрустрации или неразвитости способен сделать своего обладателя по-настоящему истеричным без каких-либо нарушений эндокринной системы.

Чтобы перебороть страх перед вождением автомобиля, как и проявления любого другого страха, нужно понимать особенности зрительного вектора. Страх - одна из самых сильных зрительных эмоций. В любом проблемном состоянии вектора он может превратиться в навязчивое состояние. «Запах страха» инспирирован зрительниками. Когда они боятся, их состояние ощущается окружающими чуть ли не на физическом уровне.

Кстати, на эту тему немецкими учеными в 2009 году в Университете Генриха Гейне (Дюссельдорф) было проведено целое научное исследование. Основой исследования стал простой эксперимент: участникам давали понюхать специальные подушечки с образцами пота студентов. Один комплект - с потом студентов, собранным перед сложным экзаменом, второй комплект - с потом студентов из спортзала. Добровольцы, рискнувшие понюхать, разницы между запахами не почувствовали. Однако томограф, который в это время обследовал их мозг, зафиксировал, что «предэкзаменационные» подушечки вызвали повышенную активность участков мозга, отвечающих за эмоции, и в частности за сочувствие и сопереживание. Это реальный факт, зафиксированный документально.

В состоянии страха, в том числе страха перед вождением автомобиля, организм человека вырабатывает особые феромоны, которые транслируют его состояние в окружающий мир. У зрительника эти феромоны самые «кричащие». Такова природа зрительного вектора, обусловленная его архетипичной ролью - в древности люди со зрительным вектором охраняли человеческую стаю, раньше всех замечая опасность и своим сильным испугом передавая мгновенный сигнал опасности остальным.

И именно у зрительников самый сильный страх смерти, ведь даже успев предупредить стаю о надвигающейся опасности, большинство древних охранников не успевали спастись и погибали в пасти хищников или первыми попадали под смертельные удары врагов.

Глубоко укоренившийся в обладателях зрительного вектора страх смерти чаще всего проявляется через различные фобии и навязчивые страхи, в том числе через страх вождения автомобиля. Ведь за рулем постоянно существует риск сбить кого-то, попасть в аварию, погибнуть самому или ненамеренно погубить своих пассажиров. И даже если вероятность этого риска меньше тысячной доли процента, для многих зрительников страх вождения автомобиля вполне реален, практически осязаем.

Такая вот особая психология вождения: если, садясь за руль, вы чувствуете панику, у вас налицо один или несколько симптомов страха, которые вы не в силах преодолеть (влажные ладони, слабость в ногах, частое сердцебиение, усиленное потоотделение, холод в груди и прочее), то вас можно поздравить - скорее всего, вы обладатель зрительного вектора! Здесь есть чему порадоваться, ведь именно зрительники дают миру самых тонко чувствующих, эмоционально чувствительных людей, которых неумолимо тянет к прекрасному: артистов, ценителей искусства, людей с горячими сердцами, способными к сопереживанию, любви и милосердию.


Однако склонность к страхам, пугливость, склонность к панике - это, увы, тоже неотъемлемая сторона зрительного вектора, так сказать, ложка дегтя в бочке меда. Эмоциональная палитра зрительника начинается (но этим не заканчивается) с самой яркой краски, которой, безусловно, является страх. И чем менее развит вектор, чем больше стрессов и напряжения в жизни зрительника, чем сложнее и горше было его детство, тем больше у него шансов заполучить себе какой-нибудь навязчивый страх, а то и несколько…

Выпавшая на нашу долю фобия, заставляющая постоянно думать о том, как преодолеть страх вождения автомобиля, способна сильно осложнить жизнь. Особенно в тех случаях, когда автомобиль является важной составляющей этой жизни. Есть ли выход из этой ситуации? Как применить знания психологии для вождения автомобиля?

Как перестать беспокоиться и начать водить

На сайтах автолюбителей «матерые водилы» часто дают советы боязливым новичкам, которые испытывают «естественный» страх перед вождением. Все эти советы можно условно свести всего к нескольким стандартным рекомендациям, как побороть страх вождения автомобиля:

    Больше занятий с инструктором - рядом с опытным водителем (да еще и с дополнительным комплектом педалей у него под ногами) страх становится меньше.

    Купите машину побольше и помощнее с полным комплектом подушек безопасности и прочих прибамбасов, максимально гарантирующих выживание, «если, не дай бог, что».

    Больше ездить самому, наматывая километры и накапливая опыт. Мол, все страхи от неопытности.

    И, наконец, самый гениальный совет: перестать бояться! Успокоиться, расслабиться, разложить по полочкам свои страхи, внушить себе уверенность, перестать бояться ошибок, а если что - останавливаться и включать аварийку, пока не наступит спокойствие, и прочее и прочее.

Что ж, советы все разумные и дельные: и машина безопасная не помешает, и с инструктором надо заниматься, и километраж собственный накатывать. Никуда не годятся лишь советы из серии «перестаньте бояться». Это все равно что сказать икающему человеку «Перестань икать!» или дрожащему от холода «Не дрожи!». Можно миллион раз садиться за руль и все равно каждый раз трястись от страха и испытывать это отвратительное тянущее чувство пустоты где-то в районе желудка… Увы, зрительный страх смерти не поддается доводам логики.

Кроме того, страх вождения может быть связан не только с нарушениями в зрительном векторе, другие векторы вносят в эту фобию свою лепту, порой делая ее настолько невыносимой, что человек даже и не пытается себя перебороть. «Берегись автомобиля» для него уже не название старой доброй комедии, а пожизненное кредо.

Так как же побороть страх вождения? Может, проще махнуть на него рукой и стать вечным пешеходом? И всю жизнь с завистью смотреть на тех, кто уверенно крутит руль и посмеивается над «нелепыми страхами»? Наверное, это был бы хороший совет для тех, у кого душа уходит в пятки, когда нога давит на педаль газа, если бы не было возможности победить этот страх. Но такая возможность есть, и есть люди, которым удалось избавиться от страха вождения благодаря знаниям, которые даются на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».


Жизнь, в которой есть открытые проявления страха, не дает возможности человеку испытать полноценное счастье. Да, можно всю жизнь прокататься на пассажирском кресле или в душном салоне автобуса. Однако в ХХI веке главным средством передвижения успешного человека все-таки остается автомобиль. И если вы хотите им управлять, вам нужно побороть свой страх.

Как побороть страх вождения автомобиля подскажет тренинг «Системно-векторная психология», который позволяет понять глубинные причины и механизмы возникновения страха. Пройдя курс лекций Юрия Бурлана, вы сможете не только сохранять спокойствие за рулем, но и, наконец, начать получать удовольствие от вождения.

Сила этого знания действительно работает. Проверено на себе.

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »