Как преодолеть страх вождении машины. Как я преодолела страх вождения автомобиля за пару недель

Современная жизнь диктует правила, требующие быть мобильной. Отвести ребенка в детсад или школу. Добраться до работы. Навестить свою старенькую бабушку. Забрать ребенка и доставить его в кружок, бассейн, поликлинику, к стоматологу и проч. А еще про себя не забыть: обновить прическу в парикмахерской и сделать нужные покупки в магазине. Приходится выбирать: быть зависимой от других или становиться автономной.


Я училась в автошколе, будучи студенткой. Каждый урок вождения становился для меня настоящим испытанием. Волновалась так сильно, что дрожали коленки и бешено колотилось сердце. Тогда я была уверена, что в будущем буду водить машину. Но, получив права, благополучно о них забыла.

Из-за дикого чувства страха вождения я долгое время пользовалась общественным транспортом. На все попытки мужа посадить меня за руль находились нелепые отговорки. Я понимала, что теряю навыки, но не могла побороть волнение перед поездкой.

Однако ж окружающий мир диктует свои правила. В один прекрасный день мужу предстояла длительная командировка. В тот момент я поняла, что нужно становиться самостоятельной. К тому же, с маленьким ребенком на руках пользоваться общественным транспортом было неудобно. Мысль о том, что полагаться придется только на себя, безумно пугала меня.

С тех пор прошло много времени, но я и сегодня помню тот великий для меня день, когда одна села за руль.

Первый раз я села за руль еще в детстве. Наверное, многим папа или дедушка давали порулить, посадив к себе на колени. Я представляла себя взрослой и мечтала, как вырасту и буду сама водить машину. Мои ощущения при первом вождении были незабываемы.

Потом тренировалась водить авто и в более старшем возрасте, тоже под контролем отца. В тот момент всю ответственность происходящего я не осознавала, поэтому чувство страха не возникло.

Я даже не испугалась, когда инструктор посадил меня за руль на первом занятии. Страх пришел позже. Каждый урок вождения нагонял на меня чувство тревоги и волнения, а промахи безумно огорчали. Тогда-то я и поняла всю ответственность. Ведь автомобиль — это средство передвижения, в процессе использования которого есть риск для жизни. Мне становилось только страшнее от осознания всей меры ответственности, которую я несу за свою жизнь, жизнь своих пассажиров и пешеходов.

Все же уверенно почувствовать себя за рулем помог только мой муж. Ему удалось спокойно и доступно донести до меня нужную информацию. Ко всем моим ошибкам он относился спокойно и терпеливо, что, безусловно, придавало мне сил. Конечно, в этом ему помогал его многолетний опыт.

Когда возникла необходимость ездить самостоятельно за рулем, страхи мои росли все больше и больше. Боялась я всего — перепутать педали, сбить пешехода, заглохнуть на перекрестке, перестроиться из одного ряда в другой, а также боялась встречных машин. Выезжать первой на перекресток было целой трагедией. Я опасалась, что не смогу вовремя затормозить, что въедет кто-то в меня или я въеду в кого-нибудь. А еще от волнения я могла перепутать, где левый поворот и где правый.

В конце каждой поездки я ощущала, как от напряжения ломит спину, ноют ноги и трясутся руки. Но, успокоившись, я стала размышлять, а чем же вызваны эти неприятные ощущения.

Причины, по которым женщины и мужчины боятся водить автомобиль, почти одинаковы. Только мужчины обычно испытывают меньший стресс во время езды за рулем, нежели женщины. Все потому, что первые теснее связаны со всевозможной техникой, и им понятны физические процессы, происходящие в автомобиле во время его движения.

Женщины же имеют об этом лишь смутное представление, а некоторые и вообще не забивают себе голову подобной информацией. Поэтому многим из них непонятно, зачем выжимать сцепление и для чего нужно переключать передачи.

Незнание технических характеристик автомобиля является одной из основных причин возникновения страха. Именно поэтому необходимо изучать устройство машины и понимать, какие технические процессы приводят его в движение. Если понять и разобраться хотя бы в самых основных принципах движения авто, уже не так страшно будет управлять им.

У всех новичков возникает чувство тревоги и волнения из-за отсутствия опыта. Человеку свойственно испытывать подобную неуверенность в процессе изучения чего-то нового. Это касается не только вождения.

Боязнь более опытных участников дорожного движения. В настоящее время культура поведения водителей на дорогах оставляет желать лучшего. Особенно тяжело в подобных ситуациях женщинам, существам чувствительным и эмоциональным. У неопытного водителя из-за услышанного нарекания и неодобрительных слов со стороны может пошатнуться самооценка.

Негативный опыт во время практических занятий с инструктором может быть тоже причиной возникновения страха вождения. А если учитель на практике делал резкие замечания, грубо указывал на ошибки или нетактично обсуждал с другими ваши промахи на дороге, так и вообще можно получить психологическую травму. И некоторые после таких «учителей» за руль больше не садятся.

Общение с сотрудниками ГИБДД также может вызывать чувство страха и тревоги. Даже обычная проверка документов может стать причиной эмоционального напряжения.

Распространенной причиной возникновения неприятных эмоций является страх попасть в аварию , особенно если у человека был уже негативный опыт с участием в ДТП. В некоторых серьезных случаях водителям приходится обращаться за психологической помощью к специалистам.

Каждому человеку рано или поздно приходится учиться чему-то новому. Ведь и опытные водители со стажем когда-то тоже были новичками. Я понимала, что мне нужно практиковаться и доводить свои навыки до автоматизма.

И так, как я избавилась от страха автовождения: мой личный опыт борьбы.

Совет первый

Нужно научиться чувствовать и понимать, за счет каких сил он движется. Я выезжала тренироваться рано утром, и сначала передвигалась по своему знакомому району. Машин было мало и опасности в виде пешеходов практически не было. Я трогалась с места и останавливалась, притормаживала и разгонялась, стараясь отследить тормозной путь, разворачивалась и совершала повороты, заезжала в узкие дворы. Таким образом я пыталась почувствовать габариты своей машины.

Совет второй

Брать с собой подругу, коллегу или сестру. Хорошо если у того, с кем вы поедете, не будет водительских прав. Я брала с собой сестру. Водительских прав на тот момент у нее не было, и она не давала мне «умных» советов. Постепенно мы стали выезжать на трассу. Перестраиваясь в правый ряд, тихонько ехали. Я поняла, что, придерживаясь своей полосы, я никому не мешаю и встречные машины меня стали меньше пугать.

Совет третий

Если вы давно не ездили за рулем, то освежить знания поможет частный инструктор, муж или отец. Можно нанять инструктора-женщину. У последних подход к обучению более мягкий и спокойный, нежели у мужчин.

У меня в качестве такого инструктора был мой муж. Для закрепления всех необходимых навыков мы ездили часто и регулярно.

Совет четвертый

Необходимо прорабатывать весь маршрут заранее. После случая, когда я долго не могла найти нужный мне поворот, я поняла, что необходимо не только возить с собой карту, но и составлять маршрут заранее. Мне было намного легче сориентироваться на месте, если до начала поездки я прокладывала маршрут своего движения на карте.

Совет пятый

Почувствовать себя более защищенной в разных ситуациях на дороге мне помогает справочник автомобилиста, он всегда лежит у меня в бардачке. В нем содержатся все нужные адреса и телефоны автомастерских, эвакуационных служб, пунктов полиции и ГИБДД, а также служб экстренного вызова.

Совет шестой

Очень надежно в преодолении автотрусости помогают знания правил дорожного движения. Доскональное знание правил придает уверенности и при общении с инспектором ГИБДД. Необходимо не только выучить правила дорожного движения, но и регулярно следить за их изменениями. Я всегда вожу с собой в машине последнюю редакцию ПДД.

Совет седьмой

Приобретение навыков на рефлекторном уровне — это, наверное, основа того, как побороть страх вождения автомобиля. Непростая задача — уметь одновременно контролировать дорожные знаки, приборы, ситуацию на дороге и еще при этом успевать переключать передачи. Однако эти умения приходят с опытом, потому, чтобы водить машину на уровне автоматизма, нужно много тренироваться.

Совет восьмой

Придерживаться на дороге невысокого скоростного режима. Это правило поможет вовремя отреагировать в сложной ситуации. Первое время я ездила медленно, притормаживала, позволяя себя обогнать другим. При таком вождении у меня было время для принятия спокойного решения при перестроении или совершении маневра.

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.

Автофобия: преодолеваем страх вождения автомобиля

Незначительный страх вождения автомобиля – естественное и нормальное явление для новичков, которые только вступили в ряды водителей и постигают на практике навыки езды. Природный страх помогает человеку собраться, сконцентрировать свое внимание на управлении транспортным средством, и в итоге выступает гарантом для соблюдения правил дорожного движения, оберегая от дорожно-транспортных происшествий. Такая естественная реакция возникает на начальных этапах вождения и исчезает по мере того, как водитель набирается практического опыта.


Многие автолюбители со стажем считают страх вождения автомобиля надуманной проблемой, от которой можно без труда избавиться. Действительно, тем, кто живет за рулем, регулярно покупает и продает машины, совершает на авто переезды на огромные расстояния, невозможно понять, что иррациональный, алогичный и навязчивый страх вождения берет под полный контроль мысли и поведение человека, страдающего фобией. Безумная неуправляемая тревога награждает водителя трясущимися руками и бешено бьющимся сердцем. Страх управления автомобилем в буквально смысле приковывает человека на одном месте, не давая возможности нажать на газ. Однако существует категория людей, для которых страх вождения автомобиля приобретает размеры фобии. У таких персон боязнь управления транспортным средством настолько сильна, что препятствует выполнению любых дел, так или иначе связанных с вождением.

Особы, страдающие автофобией, не в силах сесть за руль и покинуть на машине пределы гаража. Их охватывает панический ужас от мысли о том, что им придется выехать на дорогу и влиться в поток движущегося транспорта. Такие люди паникуют, оказавшись за рулем автомобиля, утрачивая возможность контролировать свои действия. Именно поэтому страх вождения автомобиля вынуждает их полностью отказаться от управления транспортным средством, что в результате делает невозможным своевременное выполнение профессиональных обязанностей и свершение личных дел.

Тем субъектам, которым героическими усилиями воли удается пересилить себя и сесть за руль, страх вождения автомобиля создает еще большие проблемы. Очутившись в салоне авто у автофоба возникают закономерные спутники страха вождения – неуверенность в себе, суетливость и хаотичность действий, несобранность и рассеянность, нервозность и раздражительность. Пребывание в таком взвинченном эмоциональном состоянии – прямой виновник нарушения правил дорожного движения, приводящий к фатальным последствиям – авариям с человеческими жертвами.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Почему возникает страх вождения: причины автофобии

Причин возникновения фобии существует очень много. Некоторые виновники страха очевидны и объяснимы. Очень часто возникает у людей, которые на личном опыте были свидетелями жуткой автомобильной аварии, когда они воочию наблюдали, как под колесами машины погибли пешеходы. Панический страх может быть следствием того, что человек сам лично стал участником или виновником дорожно-транспортного происшествия.

Нередко причины иррационального страха – косвенные явления. Провоцирующим обстоятельством для зарождения фобии может быть обилие негативной информации об авариях, которой пестрят телевизионные каналы. В таких случаях паническая тревога – результат постоянного «проживание» трагической ситуации, когда человек в своих мыслях ставит себя на место пострадавших в ДТП.

Водитель начинает страшиться всех аспектов, связанных с процессом езды: он боится сбить пешехода, въехать во впереди движущееся авто, пострадать от столкновения с фурой, едущей навстречу. Он опасается любых маневров, совершаемых другими водителями: непредсказуемого обгона, сумбурных переездов из ряда в ряд – любых нестандартных ситуаций и непрогнозируемых реакций. Человек с автофобией тревожится, что его железный конь неожиданно выйдет из строя: у машины откажут тормоза или возникнут серьезные неполадки в электронике. При этом часто особа, охваченная страхом, боится вовсе не за свою жизнь: человек опасается, что в результате его неумелого вождения пострадают пассажиры – его дети, близкие родственники.

У некоторых людей страх вождения автомобилем родом из детства. Возможно, такой человек, будучи ребенком, был свидетелем, как котенок погиб под колесами машины. Либо малыш попросту испугался проезжающего мимо грузовика. Такие моменты жизни были забыты, однако в подсознании субъекта была заложена почва для формирования фобии.

Причины страха вождения у многих людей непонятны и необъяснимы. Патологическая боязнь управления транспортным средством возникает вроде бы как на ровном месте после стрессов и потрясений, усталости и болезни. Нередко истинные виновники автофобии скрыты настолько глубоко в сфере подсознании, что никакими сознательными усилиями их установить и понять невозможно. Обнаружить причины аномального страха не удается ни путем самоанализа, ни с помощью усилий психолога.

Однако каковы бы ни были причины автофобии, страх вождения автомобиля лишает человека многих возможностей, прививает чувство неполноценности. Страх управления автомобилем приносит серьезные психологические муки от постоянного переживания тревоги и предвкушения несчастья. Такие люди ориентированы на печальный исход их пребывания за рулем.

Как преодолеть страх вождения автомобиля: избавляемся от автофобии

Как показывает практика, только единицам удается в результате посещения психотерапевтических сеансов избавиться от панического страха перед управлением транспортом. В подавляющем большинстве случаев советы чаще садиться за руль и практиковать езду за пределами города не работают. Постепенное «приучение» себя к объекту страха позволяет лишь устранить рациональные компоненты фобии. Заставляя себя садиться за руль, вопреки существующей тревоге, человек попросту принуждает себя закрыть глаза на существующее чувство неуверенности и беспомощности. Однако такая борьба с самим собой со временем еще больше ухудшает психологическое состояние личности, что в итоге может привести к громадной катастрофе.

Еще одним неэффективным методом избавления от фобий является прием психотропных средств. Употребление транквилизаторов, обладающих седативным, антифобическим действием, помогает лишь на короткий срок устранить эмоциональную напряженность и страхи. Однако прием анксиолитиков чреват не только развитием лекарственной зависимости: многие транквилизаторы вовсе запрещено употреблять лицам, работа которых требует повышенной концентрации внимания и быстрых реакций. Вывод прост: прятаться, игнорировать, убегать, бороться, приучать себя к объекту страха – бесполезное занятие, поскольку, не искоренив корень проблемы, невозможно обрести полное освобождение от страха.

Чтобы обнаружить подлинный источник страха вождения, требуется получить доступ к хранилищу личной истории – подсознанию. Такое возможно лишь при условии временного отключения «цензора» – сознания, что достигается путем погружения человека в состояние гипнотического транса. Пребывание между сном и бодрствованием дает возможность изучить трагические моменты жизни человека, повлекшие за собой формирование подсознательного сценария, в котором доминантой является иррациональный гипертрофированный страх. Обнаружение источника зла и последующая коррекция интерпретации психотравмирующего события позволяет искоренить из подсознания деструктивные элементы, тем самым полностью очищая мышление человека от страхов и тревог. Проводимое во время сеанса гипноза внушение формирует у пациента адекватную самооценку и помогает выработать уверенность в себе.

Неоспоримое достоинство гипноза – безопасность, безболезненность и комфортность врачебных манипуляций. Сеансы гипноза не сопряжены с развитием побочных эффектов и развитием зависимости, как в случае проведения медикаментозного лечения. Уже одно погружение в гипнотический транс оказывает оздоровляющее действие: устраняет психоэмоциональное напряжение, снимает мышечные спазмы, нормализует ритм сердца, стабилизирует процесс дыхания. Использование гипноза – реальный шанс для всех преодолеть страх вождения автомобиля раз и навсегда.

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Каждый, кто впервые садится за руль, переживает чувство страха, что он не справится с управлением, неправильно оценит дорожную ситуацию и попадет в ДТП или просто будет выглядеть нелепо, заглохнув на перекрестке. Уверенность приходит со временем, после , но получить их можно только путем самостоятельного вождения. Первый раз всегда страшно, так что давайте рассмотрим эту проблему с психологической точки зрения, это будет полезно водителям-новичкам. Страх вождения автомобиля всегда можно преодолеть, главное - знать как.

Страх вождения автомобиля понимается как неоднозначное явление: с одной стороны, это хорошо, когда человек боится и мобилизует все силы и концентрирует свое внимание на вождении, с другой - человек в таком состоянии не всегда отличается адекватностью поведения. На практике, подавить страх вождения автомобиля полностью не удастся, с приобретением опыта это ощущение проходит само собой, но необходимо его контролировать. Бояться можно до того момента, как Вы сели за руль, а далее необходимо уметь отбрасывать ненужные мысли и настраивать себя на безопасное вождение.

Водителям, которые имеют мало опыта в вождении автомобиля, необходимо заранее готовиться к поездке. Например, Вы знаете, что Вам сегодня после работы необходимо добраться до дома, маршрут Вам известен, поэтому начинайте с самовнушения - я уже ездил по этой дороге, все перекрестки мне известны, сложные места я знаю и все должен сделать хорошо. Затем попробуйте представить весь маршрут движения в голове в деталях, вплоть до того, где какую передачу и сигнал поворота включить. Данные размышления помогут Вам успокоиться и придадут уверенности в себе, более того, если Вы часто ездите одним и тем же маршрутом, то со временем движения будут доведены до автоматизма.

Есть такая определенная каста людей, которая панически боится автомобилей и никогда не сядет за руль. У них нет никаких психических отклонений, у каждого своя причина. В общем, это дело каждого, и насильно заставлять таких людей учиться вождению просто не имеет смысла. Другая категория, которая умеет ездить, но делает это так небрежно и неумело, что первый выезд ничем не отличается от поездки после трехлетнего стажа. У таких водителей, как правило, есть проблемы с координацией и реакцией, могут быть и глубокие психические расстройства.

Мужчины испытывают меньший страх, чем женщины, поскольку они теснее связаны с различной техникой и знают физические основы процессов, которые происходят в автомобиле. Женщины имеют об этом лишь смутное представление или не имеют его вообще, поэтому им непонятно, зачем выжимать сцепление, и зачем вообще нужна коробка переключения передач. Это и является причиной возникновения страха, поэтому необходимо изучать строение авто и понимать, за счет каких сил автомобиль движется и чем обосновывается то или иное действие. Машина по своей сути - сложное техническое устройство, но если Вы ознакомитесь со всеми техническими процессами, которые происходят в его «сердце», то Вам будет намного легче освоить управление автомобилем.

Зачастую, чтобы побороть страх вождения автомобиля, водители используют методы самовнушения. Необходимо «настроить» себя на процесс вождения автомобиля. За рулем Вы должны думать только о дороге и ничто другое не должно Вас беспокоить. Самовнушение производится индивидуально и зависит от психологического типа конкретного человека. Некоторым достаточно подбодрить себя добрым словом «поехали», другим необходимо закрыть глаза и вспомнить о приятном, но результат должен быть одинаковым - Вы должны успокоиться и выехать на проезжую часть с «холодной головой», максимальной концентрацией и вниманием.

Страх вождения автомобиля никогда не возникает на пустом месте, если Вы боитесь совершать повороты, значит, Вы недостаточно овладели данным навыком, поэтому вместо того, чтобы бояться, отправляйтесь на автодром и занимайтесь до тех пор, пока не научитесь. Или если Вы теряетесь при движении в городских условиях, не видите дорожных знаков и светофоров - развивайте концентрацию внимания, тренируйтесь быстро оценивать дорожную ситуацию в незнакомых условиях. Для этого необходимо практиковать выезды в незнакомую местность с опытным водителем и тренироваться, тренироваться. Вы должны сами выявлять источники страхов и стараться закрепить необходимые навыки для того, чтобы страхи постепенно исчезли.

Страх – это одна из базовых эмоций человека, сигнализирующая об опасности (реальной или предполагаемой). Испытывать страх – это нормально: виды, не испытывавшие страха, если такие существовали, вымерли. Механизм первичного страха прост: получая сигнал опасности, мозг, а точнее, гипоталамус посылает электрохимический импульс надпочечникам, которые тут же впрыскивают в кровь гормоны – адреналин и норадреналин.

Такая «инъекция» приводит к мгновенной комплексной реакции организма, внешние проявления которой у разных людей могут протекать неодинаково. В целом страх может выражаться в виде возбужденного, либо подавленного эмоционального состояния. Применительно к вождению автомобиля и то и другое состояние может привести к фатальной ошибке, однако реакция возбуждения считается более предпочтительной.

Если речь идет о рефлекторных действиях, связанных с реакцией на опасность, тогда имеет смысл поработать со своими рефлексами. В то же время страх вождения автомобиля может иметь отчасти социальный характер: боязнь критики со стороны инструктора, других водителей и т.д. Если у вас есть к тому желание, вы сможете побороть страх. Как это сделать, будет показано в этой статье.

Порция адреналина, попадая в кровь, приводит организм в боевую готовность. Реакцию оперативного реагирования на опасность Уолтер Кеннон назвал «бей или беги». У задиристых мальчишек на переменке в школе считается доблестью использовать лишь первый вариант реагирования. Но, если вы управляете автомобилем, стремительно приближающимся к некоей преграде, согласитесь, правильным решением будет избежать столкновения. Ведь страх и трусость – не одно и то же.

Страхи, связанные с автомобилем

Существует некоторое количество страхов, так или иначе связанных с автомобилем. Нельзя сказать, что все они беспочвенны, ведь автомобиль – средство повышенной опасности и новостные ленты регулярно подтверждают этот тезис. Как известно, назвать врага – это первый шаг к тому, чтобы его победить. Значит, побороть страх перед вождением поможет осознание конкретного момента, который вызывает дискомфорт.

Мы перечислим некоторые страхи, связанные с автомобилем и предложим свои варианты их преодоления.

Страх автомобиля «в принципе»

Этот страх иррационален и возникает он из-за ошибочного подсознательного чувства, что автомобиль, как зверь, обладает собственной волей и «может поехать сам по себе». Подсознание очень доверчиво, в этом есть как отрицательные (удивительно, как туда попала подобная чушь), так и положительные стороны. Последняя проявляется в том, что его можно перепрограммировать, многократно сообщив правдивую информацию о том, что машиной всегда управляет человек.

Страх потерять контроль над автомобилем

Похож на предыдущий, хотя уже и свидетельствует о некотором (очень недостаточном) опыте. Здесь есть три аспекта: во-первых, учите матчасть. Чем лучше вы будете знать устройство автомобиля, тем меньше у вас будет поводов для нареканий о его неуправляемости. Во-вторых, чем больше практики вождения, тем лучше результат. И, в-третьих, всегда убеждайтесь, что вы сели за руль исправной машины. Главное – исправность тормозов, рулевого управления, звукового и световых сигналов.

Страх встречного и попутного транспорта

Возникает вследствие недостаточного опыта и отсутствия чувства габаритов своей машины. Преодолевается регулярной практикой. На начальном этапе – с инструктором и по знакомому, не перегруженному транспортом маршруту. Автор этих строк, много лет назад впервые самостоятельно управляя отцовским автомобилем, преодолев 30 км по пустынной трассе, был весь в испарине, но горд «достижением». Габариты же автомобиля начал осознавать после первой же самостоятельной (не вполне удачной) попытки въехать в гараж. Хотелось бы, чтобы вы избежали подобного опыта при своем обучении. Поверьте, это не только возможно, но и гораздо дешевле.

Страх стать виновником ДТП

Знаете, если у вас есть страх смерти, то… с вами все в порядке. А если серьезно, то избежать ДТП помогут практика и уверенность в себе. Второе растет по мере наработки первого. Если вы научитесь испытывать положительные эмоции от самого процесса вождения, то побороть страх водить машину будет совсем не сложно, ведь негативные эмоции всегда перекрываются позитивными. Да, и еще одно: в процессе борьбы с последним из упомянутых страхов, все же не торопитесь отключать одну очень важную опцию психики – инстинкт самосохранения.

Жизнь без страха

К вождению автомобиля можно отнестись как к увлекательной игре, постепенно усложняя условия. Сначала – просто вождение по полигону, называемому автодромом. Затем – вождение по городу, в ночное время, в условиях ограниченной видимости (дождь, снегопад, туман). И, наконец, в сложных дорожных условиях (гололед, час пик). Все это способствует чудесному приливу адреналина и прекрасно работает, особенно без инструктора. Главное правило, чтобы такое обучение проходило… на электронном тренажере.

На начинающего водителя одновременно обрушивается громадное количество новой информации. От него требуется обладание способностью в очень сжатые сроки принимать большое количество правильных решений, причем, в нужной последовательности. На обдумывание ситуации времени нет. Опытный водитель абсолютное большинство решений принимает рефлекторно. Рефлексы, как известно, тренируемы.

Изучайте устройство машины, повышайте самооценку, помните о правилах дорожного движения и, самое главное, уделяйте как можно больше времени наработке моторных навыков. Научившись всему этому, вы уже больше не будете думать о том, как побороть страх вождения автомобиля. Вы просто избавитесь от него в процессе получения опыта.

Также смотрите видео, из которого вы узнаете, что на самом деле мешает водить автомобиль: