Как проверить шаровые опоры на автомобилях ваз классической серии. Как проверить шаровую опору и определить неисправность

Шаровая опора – далеко не последний элемент в конструкции автомобиля. Будучи соединительным звеном между рычагом подвески и ступицей управляемого колеса, она призвана обеспечивать поворот ступицы, сохраняя само колесо в горизонтальной плоскости, несмотря на его вертикальное перемещение. Шаровая опора обладает довольно-таки несложной конструкцией, но, несмотря на это, ее поломка чревата немалыми неприятностями. В данной статье мы расскажем, какими бывают причины появления неисправностей в функционировании названного узла, как их правильно определить и что может случиться, если имеющуюся проблему вовремя не устранить.

1. Почему ломается шаровая?

Средний срок исправной службы шаровой составляет от 15 до 120 тысяч километров пробега автомобиля. Такая разница между значениями обусловлена рядом факторов, влияющих на деталь в процессе ее эксплуатации. Так, например, данный элемент в большой степени подвержен негативному влиянию воды и грязи, но попадание внутрь их разрушающих частиц возможно лишь при повреждении защитной детали - пыльника. Даже небольшая трещинка на корпусе такого колпачка может резко сократить «жизнь» , так как именно сквозь нее вода, грязь или песок просачиваются в сам шарнир.

Повредить пыльник в ходе эксплуатации достаточно сложно, а все благодаря его расположению и конструкции. По сути, это обычный небольшой кусочек резины, который как бы закрывает собой деталь. Однако, не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Даже принимая во внимание удобство использования резины, со временем этот материал пересыхает и на нем образуются трещины, которые создают приличные бреши в защите шаровой опоры. Кроме того, неблагоприятные погодные условия или случайное повреждение при ремонте также часто вызывают нарушения целостности пыльника, что влечет за собой проблемы с самой шаровой. Для предотвращения ее поломки следует периодически проверять состояние резинового чехла и, лучше всего, проводить диагностику на эстакаде.

Своевременное определение места проблемы и ее оперативное устранение поможет избежать поломки описанной детали. Если Вы вовремя не примете соответствующие меры, то передвижение с поврежденными пыльниками вызовет попадание внутрь опоры воды и грязи , из-за чего чрезмерное абразивное трение наконечника и полимерного наполнителя может повлиять на появление люфта, что является достаточно серьезной неисправностью, требующей неотложного ремонта.

Главной причиной нарушения работоспособности шаровой опоры есть сильный износ взаимодействующих поверхностей, что ведет к увеличению зазора между корпусом и пальцем. Как результат – палец не только вращается, но еще и болтается в корпусе.

В случае, когда износ слишком серьезный, то нагрузки на опору, вполне вероятно, приведут к тому, что палец вырвет из корпуса, а опора окажется не в состоянии удерживать колесо. На увеличение зазора влияют следующие факторы:

1) Естественный износ, совмещенный со старением материалов;

2) Увеличившиеся динамические нагрузки при передвижении на большой скорости по неровным участкам дороги;

3) Разрыв пыльника, вследствие чего внутрь попадает грязь, повышая коррозию и абразивный износ;

4) Отсутствие в шарнире смазки, при условии, что она вообще там должна быть.

К основным признакам износа шаровых опор, как правило, относят:

1) Отчетливый стук, который появляется при преодолении неровной дороги на небольшой скорости;

2) Скрип в передней части машины при повороте руля с увеличенным усилием;

3) Неустойчивое движение машины по прямой траектории, которое появляется из-за «вилянья» передних колес;

4) Неравномерный износ шин.

В ходе активного использования, шаровые опоры испытывают очень серьезные нагрузки и, в зависимости от места расположения или конструкции подвески, могут нести на себе большую часть всей массы транспортного средства, а также они вынуждены принимать на себя систематические удары при передвижении по неровным дорогам. Поэтому, если Вы хотите, чтобы шаровые Вашего автомобиля прослужили как можно дольше, постарайтесь ездить по разбитым дорогам с предельной аккуратностью, а также не забывайте осматривать пыльники и вовремя менять поврежденные детали.

2. Методы определения неисправностей шаровой опоры

Естественно, что самым правильным способом решения проблемы будет обращение к специалистам сервисного центра, где для этих целей имеется специальный стенд. Однако такое приспособление для диагностики механизмов подвески не всегда дает возможность с точностью определить состояние шаровых опор, а в отдельных случаях у владельца транспортного средства (в силу разных причин) может просто не получиться подъехать в мастерскую. В таких ситуациях, оценить состояние шаровых поможет старый, «дедовский» способ, предусматривающий выполнение задачи «на слух» и «на ощупь».

Для реализации задуманного, помимо соответствующего инструментария, Вам также понадобится помощник, который при проверке «на слух» будет раскачивать автомобиль, в то время как Ваша задача – прислушиваться ко всем стукам. Второй способ («на ощупь») уже несколько сложнее и, опять же, без помощи друга не обойтись. Чтобы не ошибиться в поставленном «диагнозе», один человек должен до упора нажать педаль тормоза (таким способом исключают люфт подшипников), в то время как второй будет покачивать колесо руками, придерживая его в верхней и нижней точках. Если люфт присутствует, и Вы его ощущаете, значит, зазор в шаровой опоре все же присутствует, и ее стоит заменить.

Для диагностики степени износа применяют более точные приспособления и инструменты. Так, к примеру, в классических моделях марки ВАЗ, в корпусе нижней опоры есть специальное отверстие, предназначенное для контроля ее состояния. Именно через него, при помощи штангенциркуля и под воздействием нагрузки, измеряют расстояние от наружной поверхности корпуса опоры до торца шарового пальца.

В верхней шаровой опоре люфт измеряют специальным приспособлением, оборудованным индикатором (показатели не должны превышать 0,8 мм). Если же у Вас под руками совсем нет никаких инструментов и необходимых приборов, можно попробовать использовать третий метод. Для его реализации положите руку на корпус опоры, но так, чтобы Вы одновременно могли чувствовать и корпус, и палец, а затем попросите товарища покачать колесо - если люфт присутствует, то он должен почувствоваться.

3. Чем грозит обрыв шаровой опоры?

Игнорируя проблему неисправности шаровой опоры, Вы рискуете довести ситуацию до крайности, получив неуправляемый автомобиль. Для того чтобы лучше понять, что происходит при обрыве шаровой, вспомните о ее основной функции, которая заключается в соединении поворотного кулака и рычага подвески (нижнего или верхнего). Проще говоря, шаровая опора – это связь между двумя деталями, которая в случае обрыва исчезнет.

В результате, поворотный кулак останется лишь с одной точкой опоры, что позволит ему перемещаться в нескольких плоскостях, а это, в свою очередь, серьезно скажется на управлении транспортным средством, делая его практически невозможным. Внешне обрыв шаровой чаще всего проявляется в выворачивании колеса во внешнюю сторону с неизбежным повреждением крыла, а в некоторых случаях, еще и двери.

Радует только то, что благодаря особенностям конструкции указанных элементов их поломка зачастую происходит на небольших скоростях или в момент начала движения. Правда, иногда обрыв шаровой случается и на достаточно высоких скоростях, когда колесо наскочило на яму, пусть даже не очень большую. В такой ситуации избежать катастрофических последствий может помочь только опыт водителя, ведь, как мы уже отмечали, вывернутое колесо существенно сказывается на управлении машины.

Подписывайтесь на наши ленты в

Самостоятельная проверка шаровых опор

Ни одна конструкции подвески современного автомобиля, не обходится без применения шаровой опоры. Данный шарнир, используется как правило в подвеске передней оси машины, но бывают случаи и заднего применения.

Назначение шаровой опоры

Шаровая опора- это шарнирный элемент, соединяющий нижний рычаг подвески, с поворотным кулаком. Служит для фиксации и вращения во всех плоскостях поворотного кулака. Является одним из главных вращательных элементов в повороте управляемых колес.

Что из себя представляет ее конструкция

В основе шаровой опоры, стоит палец с шариком на конце, крепко завальцованным в корпус опоры. Между шариком пальца и корпусом, находится тефлоновая прослойка и специальная смазка. С верхней стороны шаровой опоры имеется завальцовка, которая фиксирует шариковый палец в корпусе, а поверх нее идет пыльник, предотвращающий утечку смазки и препятствующий попаданию абразивных частиц.

Что обычно выходит из строя

Основные симптомы неисправностей

1. При движении автомобиля по прямой дороге, появляется увод в сторону, а также ухудшение устойчивости и управляемости.

2. Возможен повышенный износ шины, со стороны неисправного шарнира. Как правило, начинает усиленно стачиваться внутренняя часть колеса.

3. Может появиться стук при проезде неровностей, отдающий в сторону нижнего рычага подвески.

Как самому проверить состояние и исправность шаровых опор.

Для того, чтобы самостоятельно провести диагностику, состояния вращательных опор поворотного кулака, достаточно прежде всего, знать их устройство и принцип работы. А именно это, позволит вам понимать все тонкости проведения работ.

Способы диагностики своими силами и без подъемника

2. Открыть капот, положить руку на чашку стойки и сильно покачать машину раза 2-3. Появление импульсных ударов в чашку, будет «звоночком» о возможных неисправности в подвеске. (принцип данного метода, схож с слушаньем рельсов, в ожидании поезда)

3. Поднять колесо домкратом до свободного состояния, поставить дополнительный упор под автомобиль с целью безопасности. После чего возьмите руками колесо в крайней верхней и нижней части и произведите его покачивание в горизонтальной плоскости (одной рукой к себе другой от себя). Если почувствуете люфт или стук в подвеске, вероятнее всего неисправна шаровая опора.

Будьте внимательны люфт колеса во всех плоскостях, может быть причиной изношенных подшипников ступицы, но разница в колебаниях в данном случае, должна быть значительно меньше.

4. Снять колесо на поддомкраченном автомобиле. Используя монтажную лопатку или широкую плоскую отвертку, приложите ее в место крепления рычага к поворотному кулаку. Путем механического воздействия, очень аккуратно проверти состояние люфта. Если люфта нет и пыльник в целом состоянии, значит шаровая опора в исправном состоянии.

Интересный факт

Диагностику шаровых опор, удобно делать в момент межсезонной переобувки шин, когда автомобиль находится на домкратах в подвешенном состоянии, вы можете проверить люфт в опорах без особых усилий.

Средний срок службы шаровых опор

Большую разницу на ресурс эксплуатации данных опор, оказывает качество дорожного покрытия и стиль вождения автомобилиста. Также не маловажную роль, играет высота профиля резины, что неоднократно было установлено. У автомобилей с низким профилем резины , срок исправной работы шаровых опор, в среднем короче в 2-3 раза, чем у машин с средним и высоким профилем резины, а связано это, в основном со слабым гашением колес, ударов от неровностей дороги, которые в свою очередь передаются на детали и узлы подвески. Среднестатистическим принято считать ресурс шаровых опор в 65-90 тысяч км. , а на «низком» профиле, редкий случай когда удается отъездить 35 тысяч.км.

Очень важным аргументом хотелось бы отметить тот факт, что шаровые опоры в конструкции автомобиля, служат одним из главных элементом безопасности в вождении транспортного средства. Настоятельно рекомендуется, производить их диагностику и своевременный ремонт, используя только проверенных и качественных производителей.

Шаровая опора - одно из наиболее уязвимых мест подвески, последствия поломки этой части автомобиля бывают очень неприятны, а иногда и вовсе плачевны. Гораздо проще своевременно выполнять и периодически отслеживать состояние машины, тогда диагностика шаровых опор передней подвески не только сэкономит деньги и время, но и сохранит ваше здоровье. Для этого следует знать, как проверить шаровую опору.

Изношенная шаровая опора в любой момент может выскочить из гнезда, на дороге достаточно небольшой ямки или кочки. В лучшем случае понадобится срочный ремонт или . Когда шаровая вылетает, приходится либо ехать в магазин за деталями, либо вызывать мастера, если ремонт своими руками вы исключаете. Как ни крути – геморрой. Поэтому опытные водители рекомендуют помнить несколько простых, но полезных моментов, как определить неисправность шаровой опоры.

Признаки износа шаровых опор:

Наиболее характерный показатель износа опоры – стук, возникающий во время езды по неровной дороге на невысокой скорости. Дело в том, что при износе, зазор между головкой пальца и внутренней частью корпуса увеличивается и в результате шар в корпусе разбалтывается;

Во время поворота руля появляется неприятный скрип в области шаровой опоры;
Третий типичный признак неполадок – «виляние» по прямой дороге (неустойчивое движение);
И, как следствие, предыдущего – неравномерный износ покрышек.

Диагностика шаровой опоры

Для самостоятельной диагностики шаровых опор, необходимо поддомкратить автомобиль, а лучше поднять его на подъемнике. Износ шаровых опор проверить невозможно, если машина стоит на земле.

В первую очередь, когда осуществляется проверка шаровой необходимо обратить внимание на защитный кожух. Известно, что достаточно маленькой трещины, чтобы в трущиеся поверхности стал попадать песок, грязь и вода, которые существенно сокращают «жизнь» шаровых опор.

Спасибо за подписку!

Итак, одной рукой возьмитесь за верхнюю часть колеса, а другой – за нижнюю. Раскачивая таким образом колесо, можно определить, имеется ли люфт в опоре или отсутствует. Этот способ позволяет определить радиальный люфт в шаровой опоре. Для проверки осевого люфта шаровой опоры необходимо сильными движениями вверх и вниз покачать поворотный кулак.

При этом помните, что точное определение величины износа шаровой опоры без ее снятия, почти невозможно. Разумеется, если во время проверки ощущается сильный люфт, а при поездке чувствуются все выше названные признаки износа шаровой опоры, это явный знак, что требуется ремонт или замена шаровых опор. Но при незначительном зазоре степень износа без разбора вычислить невозможно.

Диагностика шаровых опор своими руками на Ладе (Ваз) не требует особых знаний, но некоторые предпочитают прибегнуть к услугам автосервиса во время комплексной проверки всей подвески машины. Такой подробный анализ шаровой опоры может обнаружить износ верхней опоры стойки амортизатора или ступичного подшипника. При любых проверках помните, что при обнаружении существенного биения и сильного стука, восстановление и ремонт теряет смысл, остается только замена шаровой опоры.

Шаровая опора или шаровый шарнир - без преувеличения, гениальное изобретение, которое на протяжении многих лет используется в автомобилестроении и не только. Шаровые есть на разных типах подвески: это и , как .

Шаровая опора позволяет ступице колеса поворачиваться в горизонтальной плоскости. Не будь шаровых, скорее всего, поворот руля был бы невозможен. До появления этих шарниров их роль выполняли шкворневые шарниры или просто шкворни, которые требовали периодической смазки, были тяжелые и несовершенные, к тому же позволяли поворачивать колеса только по одной оси.

Конструктивно шаровая опора представляет собой шар, к которому крепится конусообразный "палец" с резьбой. Шар располагается в гнезде, которое обеспечивает возможность движения шаровой опоры и в то же время надежно удерживают ее. Другая, резьбовая часть шарнира крепится к рычагу ступицы.

Неисправность шаровой проявляется в виде появления хруста, глухого стука, а также люфта в соединении шарнира. Иногда "мертвая" шаровая опора имеет такие же признаки, как и , поэтому переде тем как купить и заменить необходимо точно знать, что именно у вас вышло из строя. Более тяжелые случаи, заканчиваются полным разрушением шарнира и приводят к тому, что во время движения колесо полностью отваливается. Последствия в данном случае могут быть самые разные, зависимости от скорости и дорожной обстановки... В общем с ремонтом затягивать ни в коем случае нельзя и при первых признаках необходимо принимать кардинальные меры.

Приводит к неисправности шаровых опор плохая дорога, а также отсутствие смазки. Второе чаще всего происходит после повреждения пыльника шаровой опоры. Езда по ровным дорогам без горбов и ям - залог исправности любой ходовой, однако в наших реалиях это вряд ли возможно. В этой статье я расскажу, как проверить шаровые опоры, чтобы понять необходима ли замена шаровых опор.

Способы проверки шаровых опор

Как проверить шаровую опору без подъемника?

Проверка шаровой опоры, как правило, проводится на яме, эстакаде или подъемнике, однако если ничего из перечисленного нет, можно попытаться произвести диагностику, как говорится, в полевых условиях. Для этого можно использовать или обойтись визуальным осмотром. Ваша задача обнаружить повреждение пыльника (трещины, разрывы, или полное его отсутствие) или любое другое отклонение от нормы, которое могло бы свидетельствовать о поломке шарнира.

Более тщательная проверка

Перед тем как проверить состояние шаровой опоры данным способом необходимо все же разжиться кое-чем. Так вам потребуется монтировка, смотровая яма или альтернативный вариант. Вывешиваем , после чего производим раскачку в разных плоскостях, таким образом, чтобы обнаружить люфт. Если ничего не обнаружили, берем монтировку и устанавливаем ее в проем между рычагом и ступицей. После этого пытаемся как бы взять на разрыв это соединение, люфта, а также стука при этом быть не должно.

Проверка шаровой опоры со снятием

Наиболее сложный и трудоемкий способ проверки шаровой предусматривает ее демонтаж. Для этого придется частично разобрать ступичный узел, после чего выпрессовать опору и произвести детальный осмотр шаровой. Кстати, не только люфт - признак неисправной опоры, легкое проворачивание шарнира вокруг оси также считается отклонением от нормы и признаком износа.

Что делать если шаровая неисправна?

Если шаровая "умерла", не спешите ее выбрасывать, ее цена нередко довольно высокая, особенно на автомобили "бизнес-" и "премиум-класса". Поэтому неудивительно, что эти элементы научились реставрировать и восстанавливать. В случае невозможности реставрации, вам не избежать полной замены узла. Процедура не сложная и довольно часто выполняется в условиях гаража, поэтому не спешите искать подходящее СТО и переплачивать за то, что можно попробовать сделать самостоятельно.

На этом буду заканчивать, надеюсь, вы получили исчерпывающий ответ на вопрос, что такое шаровая опора и для чего она нужна. Кроме того, теперь вы знаете как проверить шаровую опору разными способами, а также выявить ее неисправность. Делитесь данной статьей, если, конечно, она вам понравилась, со своими друзьями в социальных сетях, таким образом вы внесете свой вклад в развитие нашего проекта. Мы ценим каждый репост и благодарны каждому из вас! Пусть хорошие люди читают хорошие статьи!

Как проверить шаровую опору видео

Шаровые опоры являются важным компонентом подвески практически всех современных автомобилей. Они представляют собой сферический шарнир, находящийся в корпусе и защищенный резиновым пыльником. Функционально шаровые опоры напоминают тазобедренные суставы человека и служат в качестве одних из главных подвижных точек опоры, при помощи которых рычаги подвески соединяются с поворотными кулаками. Шаровые опоры позволяют передним колесам и элементам подвески перемещаться вперед и назад, вверх и вниз, а также при поворотах колес. Обычно об износе и неисправности шаровой опоры говорят некоторые симптомы, которые перечислены ниже.

Признаки неисправности шаровой опоры

В целом шаровые в автомобиле считаются расходниками и чаще всего производители автомобилей указывают рекомендуемые сроки их замены при ТО. Но, с учетом наших реалий, дорожное полотно оставляет желать лучшего и вся нагрузка приходиться на шаровые, и , поэтому о симптомах неисправности необходимо знать каждому.

Лязг в передней подвеске

На фото изношенная шаровая опора передней подвески, которая может издавать характерный лязг

Одним из наиболее распространенных симптомов неисправности шаровых опор передней подвески является лязгающий звук в передней части автомобиля. По мере износа шарниров возникает люфт, который приводит к возникновению лязга и скрежета при перемещении деталей подвески. Лязг и стуки могут проявляться при движении по неровным дорогам, резких ускорениях и торможениях, или при поворотах. Обычно по мере износа звук становится громче до тех пор, пока шарнир полностью не выйдет из строя или не сломается.

Сломанный шарнир шаровой опоры

Сильная вибрация в передней части автомобиля

Другим симптомом неисправности шаровых опор является интенсивная вибрация в передней части автомобиля. Изношенные шарниры свободно перемещаются в опорах, что приводит к возникновению . Вибрация обычно исходит от неисправного шарнира с правой или левой стороны автомобиля. Иногда она может передаваться на рулевое колесо. Причина этих симптомов может быть в порванном пыльнике, в результате внутрь шарнира попадает песок и грязь, что способствует его быстрому износу и увеличению зазоров между корпусом и пальцем.

Увод автомобиля вправо или влево

Еще одним признаком износа шаровых опор является увод автомобиля в сторону. Увод – это произвольное смещение автомобиля от прямолинейного движения влево или вправо. Когда шаровые опоры исправны, а углы установки колес находятся в пределах допустимых значений, рулевое колесо стоит ровно и обеспечивает прямолинейное движение. Износ шаровых шарниров приводит к смещению автомобиля в какую-либо сторону, вынуждая водителя постоянно подруливать.

Неисправности шаровой опоры могут привести к очень печальным последствиям

Обычно, колесо вырывает не сразу, вначале подвеска будет стучать и гриметь, и если этому не уделить достаточного внимания, палец шарнира может вылететь из корпуса и колесо вывернет в сторону. На больших скоростях это может привести к серьезной аварии.

Так как шаровые опоры являются важным компонентом подвески любого автомобиля, при их износе или выходе из строя общая управляемость и ходовые качества автомобиля ухудшаются. Поэтому, если вы предполагаете, что шаровые опоры вашего автомобиля имеют высокую степень износа и должны быть заменены, вам следует провести диагностику подвески автомобиля. Ее лучше доверить квалифицированному специалисту, который определит способ устранения данной неисправности и заменит изношенные детали в случае необходимости.