Как спастись при падении лифта? Расследование: что привело к крушению лифта в «Алых парусах.

За 20 лет службы лифт проходит 460 тысяч километров. Для сравнения - это 12 раз вокруг земного шара. Все мы регулярно пользуемся этим механизмом, но многие ли четко знают, как нужно вести себя в случае экстренной ситуации?

Может ли произойти такое, что у лифта оборвется трос, и он начнет падать вниз на огромной скорости? Да, к сожалению, так иногда случается. Но реально ли выжить в такой ситуации? И что необходимо знать? Давайте разберемся.

Современные лифты бывают двух основных видов.

1. На тросах

Кабина лифта висит на тросах, перекинутых через шкив приводного механизма и закрепленных противоположными концами на противовесе, и двигается по жестким направляющим. Благодаря трению тросов о шкив, его вращение преобразуется в их поступательное движение. Количество тросов диктуется требованиями надежности и безопасности. При необходимости увеличения трения тросов о шкив, устанавливается дополнительный шкив и ведущий шкив обвивается тросами дважды.

2. Гидравлические

Гидравлические лифты с грузоподъёмностью от 250 до 8000 кг предназначены для перемещения грузов и пассажиров в жилых, административных и офисных зданиях.

Кабина приводится в движение с помощью гидроцилиндра. Скорость движения кабины регулируется потоком рабочей жидкости, подаваемой в гидропровод компактным гидроагрегатом.

Более безопасным считается первый вариант, то есть на тросах. Как правило, они устанавливаются в домах, где этажей больше шести и там установлен целый ряд защитных систем, который сводит риск здоровью и жизни к минимуму.

Во-первых, ни один из современных лифтов не будет оборудован только одним тросом. Как правило, их в конструкции от 4 до 8 штук. Причем тросы, настолько прочные, что даже один из них способен выдержать вес лифта. А уж вероятность что они все оборвутся очень низкая.

Кроме того, в конструкции лифта предусмотрена специальная система, которая фиксирует силу натяжение тросов. И если хотя бы у одного сила натяжения падает, то лифт блокируется и на нем поехать не получится, пока проблема не будет устранена.

В современных лифтах также установлен регулятор скорости. И уж если скорость движения лифта вниз, превышает хотя бы на 15%, то вступает в действие блокаторы лифта, которые останавливают его в шахте. Так что если оборвутся все тросы, то современный лифт пролетит всего лишь пару метров, а потом остановится.

Внутри шахты на протяжении всей ее длинны, расположены определенные фиксаторы. Они так же страхуют кабину при ее падении. А основную опасность представляют собой менее современные гидравлические лифты . У таких лифтов системы защиты практически нет. И в случае катастрофы скорость падения может достигать 70 километров в час (для справки: скорость свободного падения кабины лифта в шахте равна 17 метрам в секунду - это где-то четыре этажа).

Что делать, если лифт начал падать?

Если вдруг все тросы оборвутся и ни одна система защиты не сработает, то лифт начнет падать с ускорением и сила удара о дно шахты будет зависеть от высоты, с которой он начал лететь вниз.

Если вы оказались в такой ситуации, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

1. В первую очередь нажмите кнопку «Остановка лифта» (красная кнопка). Есть некоторая вероятность, что защитные механизмы сработают и лифт остановится.

2. Следующая рекомендация касается распространенного мифа то, что если лифт падает и в последний момент подпрыгнуть, то вы якобы можете избежать удара. Так вот на самом деле вам это не поможет. Если лифт падает со скоростью 70 километров в час, а вы подпрыгиваете в самый последний момент, то вы сможете замедлить собственную скорость лишь на 5 километров.

Таким образом, вы со скоростью 65 километров вы упадете на землю. И уж тем более подгадать момент, когда нужно подпрыгнуть практически невозможно.

3. Следующий миф который нужно опровергнуть это то что нужно принимать удар на полусогнутых ногах якобы это с амортизирует.

На самом же деле это не так и чревато очень серьезными переломами.

Самой правильной тактикой будет лечь на дно кабины, а под лицо положить сумку. Лежащей позой вы увеличиваете площадь соприкосновения с землей и удар не должен прийтись на жизненноважные органы.

Исследования показывают, что именно такое расположение повышает ваши шансы на выживание и сохранение здоровья в наибольшей степени. Так что если лифт вдруг начнет падать - это очень редкий и исключительный случай, но если вы вдруг попадете в такую экстренную ситуацию, сохраняя холодный рассудок и зная что нужно делать, вы сможете спасти свою жизнь и здоровье.

Лифт – это популярнейший транспорт городов. Большинство жителей многоэтажных домов ежедневно минимум по нескольку раз пользуются лифтом. При этом, большинство даже не задумывается о...

Лифт – это популярнейший транспорт городов . Большинство жителей многоэтажных домов ежедневно минимум по нескольку раз пользуются лифтом. При этом, большинство даже не задумывается о том, может ли лифт упасть, и чем это грозит? Давайте же разберёмся.

  • На самом деле, просто упасть вниз лифту практически невозможно, так как его поддерживают сразу несколько тросов, поэтому даже при обрыве одного из них, все равно остальные помогут удержать кабину . Также система автоматически блокирует и останавливает лифт сразу же после ослабления хотя бы одного из тросов.
  • Следующим разрушителем мифов является ограничитель скорости. Как только скорость лифта превысит отметку в 15% выше нормы, лифт мгновенно будет автоматически остановлен. Последний этап подобной системы включает в себя жесткую остановку кабины, которая станет намертво фиксированной на направляющих. Это значит, что даже при теоретическом обрыве всех тросов, кабина после падения вниз на несколько метров, будет мгновенно остановлена и удержана на направляющих .
  • Существует и еще один миф: кабина лифта может не прийти, а откроются двери в шахту, в результате чего человек, если не посмотрит вниз, провалится в нее. На самом же деле, подобная ситуация невозможна. Двери шахты открываются только приводом дверей кабины , но никак не кнопкой вызова лифта. Даже если двери кабины будут расположены не ровно напротив этажа, они не откроются.
  • Также невозможно руками открыть двери лифта, поскольку в шахте стоят замки, не дающие этого сделать . Даже если каким-то невероятным образом подобное удастся, то лифт все равно не начнет движение, если его двери не закрыты полностью.
  • Более реальна ситуация, если в дело вмешается человеческий фактор. Например, механик может перекоротить контакты, отвечающие за блокировку лифта, и он поедет с незакрытыми дверями. Что касается возраста лифта, то за этим внимательно следят, и слишком старые и отработавшие свое лифты снимают с работы .

Поэтому, падение лифта возможно только в том случае, если он будет осуществлять работу по завершению срока эксплуатации. Несчастные случаи могут произойти только по халатности электромеханика. Во всех же остальных случаях всегда сработают системы безопасности, поэтому не стоит бояться того, что лифт может упасть вниз вместе с вами, и вы разобьетесь. Все это не более, чем миф.

Что делать если лифт упал?

Если лифт упал, можно ли выжить? Как показывает статистика, такая авария закончилась смертью пассажира дважды за всю историю — в 2012 году в Таиланде и в 2016 в Москве. Проектировщики уверяют, что возможность чрезвычайной ситуации с кабиной возможна в одном из 12 000 000 лифтов, а большинство поломок связано с заеданием дверей и кнопок.

Что может стать причиной падения?

Чаще всего травмы и смерти, которые происходят якобы из-за того, что упал лифт, на самом деле случаются по причине отсутствия кабины в шахте. Человек попросту шагает в пустое пространство, и оборвавшиеся тросы здесь ни при чем.

К аварии могут привести следующие поломки:

  • обрыв тросов из-за перегрузки;
  • неисправность ограничителя скорости;
  • проблемы с электроникой.

По-настоящему кабина падает только в случае полного разрушения направляющих. Это возможно при обрушении здания, например, из-за сильного землетрясения. Редко встречаются случаи, когда направляющие ломаются по причине строительного брака или коррозии. Поскольку рельсы крепятся на каждом этаже к стенам шахты, то кабина пролетит максимум 2-3 м, после чего затормозит.

В старых моделях гнилые направляющие разбиваются стопорными башмаками тормозного устройства. В таком случае кабина падает, сойдя с рельсов, и застревает между этажами. Это объясняется перекосом аппарата из-за роликов и стопоров.

Что будет, если подведет электроника? В таком случае машина может повести себя непредсказуемо. Во-первых, механик без квалификации способен неосознанно испортить блокировочные контакты. Во-вторых, из-за намагничивания нужный контакт в определенный момент не разомкнется, что может привести к аварии.

Даже если ЧП не закончится переломами, у упавшего вместе с лифтом человека возникнет сильный психологический стресс, в некоторых случаях — клаустрофобия, в связи с чем стоит обратиться к специалисту.

Как выжить при аварии?

Современные лифты оборудованы множеством механизмов, которые обеспечивают его безопасность, например:

  1. Ловители в случае обрыва троса удерживают кабину на рельсах.
  2. Тормоза при отключении электродвигателя удерживают лифт в неподвижном положении.
  3. Концевые выключатели выполняют роль ограничителей, т.е. предотвращают движение за предусмотренную зону.
  4. Дверные контакты и автоматические замки препятствуют открытию шахты, если лифта на этаже нет.
  5. Подпольные контакты и сигнальные лампы предупреждают, что лифт занят, и не дают вызвать кабину, в которой уже есть пассажиры.
  6. Аппаратура для вызова техника при экстренном случае.
  7. Ограничитель грузоподъемности не позволяет лифту, загруженному более чем на 110%, начать движение.

Многие считают, что если лифт упадет, то выжить поможет прыжок во время столкновения кабины с землей. Однако на самом деле это не сработает, и вот почему:

  1. Скорость падающего лифта около 60-70 км/час. Прыжок снизит ее на 5-6 км/час, т.е. совсем незначительно.
  2. Высока вероятность разбить голову о потолок.
  3. Вертикальное положение тела увеличивает риск получения травм и переломов.

Бытует мнение, что можно избежать травм, встав на пальцы ног и согнув колени. Этот вариант тоже не сработает.

Чтобы смягчить удар, нужно лечь на спину, положив одну руку под голову, а второй закрыть лицо. Если у пассажира есть сумка, то ею тоже можно защитить голову от осколков. Трудность заключается в том, что на все действия у человека есть всего несколько секунд. Стоит отметить, что это поможет, если лифт падает с относительно небольшой высоты, тогда как при аварии на 20-30 этаже стоит надеяться только на чудо.

В Книгу рекордов Гиннесса занесен случай, когда женщине удалось упасть с 75 этажа и остаться живой. Это случилось в 1945 году в США. Тогда во время попадания бомбардировщика в Эмпайр Стейт Билдинг 19-летнюю девушку решили эвакуировать на лифте, по какой-то причине тросы не выдержали, и кабина сорвалась вниз. Авария не закончилась трагедией только из-за связки кабелей, которая лежала в шахте и смягчила падение.

Почти весь травматизм в лифтах связан с попытками самостоятельно вылезти из кабины, застрявшей между этажами. Поэтому при возникновении внештатной ситуации необходимо вызвать диспетчера и дождаться приезда ремонтной бригады. В случае, если не удается установить связь, нужно привлечь внимание проходящих людей, постучав в стены и двери кабины. Если в подъезде никого не оказалось, то стоит позвонить по номеру 112 или своим близким.

18 апреля в Москве начнется судебное разбирательство по громкому делу о гибели дочери телеведущего , 36-летней в результате крушения лифта в московском ЖК «Алые паруса». По версии обвинения, в трагедии, случившейся 14 января 2016 года, целиком и полностью виноват обслуживавший этот лифт электромеханик . Однако в деле есть немало моментов, указывающих на то, что произошедшее - не трагическая случайность, а закономерная ошибка, к которой привела халатность многих лиц, ответственных за безопасную работу лифтов в одном из самых престижных жилых комплексов Москвы. расследовала эту историю.

Смерть в «Алых Парусах»

Авария в лифте ЖК «Алые Паруса» (дом №79 по Авиационной улице в районе Щукино) 14 января 2016 года в 11:20. По исходной информации, у кабины отвалилось дно из-за резкой остановки. Пассажирка Ирина Володина упала в шахту с седьмого этажа и разбилась насмерть. еще об одном погибшем - мужчине, однако позже эта информация не подтвердилась.

«Дочь ценой своей жизни показала проблему лифтов в ЖК "Алые паруса"», - вскоре после аварии отец погибшей, Евгений Кочергин. По его словам, Ирина Володина входила в инициативную группу, выступавшую за замену лифтов в жилом комплексе. У нее остались двое несовершеннолетних детей. Один из них вместе с няней в момент падения лифта, в котором была его мать, находился в соседней кабине.

После аварии супруг Ирины Володиной, Алексей, дал показания следователям (они есть в обвинительном заключении, которое имеется в распоряжении «Ленты.ру»).

«Примерно с 2012 года появилась проблема с закрыванием дверей лифта при сильном ветре, который двигался со стороны гаража и подъезда. (...) Более того, при движении лифтов, в том числе лифта, потерпевшего крушение 14.01.2016, примерно на 6-8 этажах лифт начинало болтать, издавая громкие звуки скрежета и соударения, что вызывало серьезные опасения жителей. По данным фактам жители комплекса писали многочисленные жалобы, на которые управляющая компания - ООО "ДС Эксплуатация" реагировала формально и в недостаточном объеме. По сути, они абстрагировались от решения данной проблемы, перекладывая ответственность на фирму, обслуживавшую лифты», - отмечалось в показаниях .

По предварительным данным Следственного комитета России (СКР), катастрофа случилась из-за «технической неисправности и разлома кабины» подъемника. Было уголовное дело по статье 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

В поисках виновных

Утром 15 января 2016 года в столичном управлении (СКР) о задержании электромеханика Алексея Белоусова - сотрудника компании ООО «Лифтгарант», отвечающей за техническое обслуживание лифтов в ЖК «Алые паруса».

Как следует из обвинительного заключения, 13 января 2016 года, в день накануне аварии, Белоусов произвел осмотр рокового лифта по заявке диспетчера, который сообщил о неполадках в работе подъемника. Однако электромеханик «не установил причины неисправности лифта и возвратил его в режим «нормальная работа» - основной эксплуатационный режим для перевозки грузов и пассажиров».


Warning : Creating default object from empty value in /var/www/сайт/wp-content/themes/yaomire-02/functions.php on line 2240

Современные лифты совершенно безопасны, однако у любого иногда появляется мысль, что будет, если лифт упадет и что делать, чтобы спастись при падении лифта.

Если лифт падает, у вас будет всего несколько секунд, чтобы решить, как действовать.

«Когда лифт падает, если подпрыгнуть в последний момент, можно спастись»

Есть утверждение, что если подпрыгнуть перед самым падением лифта, можно спастись, снизив скорость падения. Это не так. Во-первых, никогда не удастся рассчитать, когда именно лифт столкнется с землей. Во-вторых, даже если бы удалось подпрыгнуть в этот миг, это привело бы лишь к незначительному снижению скорости падения на 3 – 6 км/ч. Скорее всего такая тактика спасения приведет к тому, что человек ударится головой о потолок и неудачно приземлится, что только усугубит травмы.

«При падении лифта нужно сгруппироваться, как парашютист при приземлении»

Есть мнение, что при падении лифта нужно сгруппироваться, как это делает парашютист при приземлении: немного согнуть ноги в коленях. Теоретически, ноги начнут сгибаться, когда и вы и лифт столкнетесь с землей, что увеличит скорость торможения вашего тела. Сила удара прямо пропорциональна скорости и массе и обратно пропорциональна времени и пути торможения, т.е. чем больше время торможения, тем слабее удар. Насколько такая тактика будет эффективна при высоких скоростях падении – неизвестно. При низких скоростях это увеличит шансы травмировать колени и ноги. Так же, при таком положении все тело располагается параллельно силовым линиям, что повышает риск перелома костей, поскольку тело рухнет на пол лифта под большой нагрузкой.

С учетом вышеописанных опасностей, чтобы спастись при падении лифта лучше всего лечь на спину и прикрыть голову и лицо, чтобы защитить их от мусора. При столкновении с землей, такое положения приведет к распределению силы удара по всей поверхности тела и ориентирует позвоночник и длинные кости перпендикулярно вектору удара, что защитит их от разрушения. Тонкие кости, например ребра, все еще будут в опасности, однако, здесь нужно выбирать меньшее зло.

Но также при такой стратегии выживания в падающем лифте, есть несколько проблем.

1. Поскольку вся поверхность вашего тела расположена на полу лифта, мягкие ткани, включая мозг и внутренние органы, принимают на себя всю силу удара при столкновении лифта с землей. Учитывая, что даже простое падение на землю часто вызывает сотрясение мозга, можно легко представить к каким невероятным травмам чему приведет падение на скорости 80 км/ч.

2. Удар лифта о поверхность или же мусор на дне шахты лифта, может привести к разрушению пола лифта и может оказаться, что человек в таком положении получит дополнительные травмы.

3. При свободном падении лифта – наступает невесомость. Поскольку сила тяготения отсутствует, чтобы лечь на пол, нужно будет очень постараться и придумать, как вы будете удерживать себя в положении лежа.

Однако, учитывая все минусы, в положении лежа на спине, человек имеет статистически наибольшие шансы выжить в падающем лифте с минимальным ущербом для себя.

Что в Москве упал лифт на предприятии и погибло 5 человек. Насколько я помню со школы нам твердили, что тормозная система в лифтах полностью инерционная и механическая (как ремни безопасности в автомобиле) и она сработает в 99,99% случаев. Так почему о падении лифтов слышно чуть ли не через месяц то в жилых домах, то на предприятиях?

"Ловители должны проверять раз в пол года, сбрасывая на них лифт, это обязательное условие эксплуатации лифта" - это я вычитал на одном их форумов лифтовиков.

Совершенно непонятно как могут обрываться троса (или не срабатывать тормоз редуктора троса) и все лифтовые ловители. Если рвутся 4 троса, можно же сделать 4 или 12? Если не срабатывают ловители можно поставить еще 4 резервных - на себестоимость то это всей конструкции не так сильно повлияет, а надежность увеличит вдвое.

Вот некоторые вопросы и ответы по ловителям лифтов.

1. Назначение и принцип действия ограничителя скорости лифта?

Ограничитель скорости приводит в действие ловители кабины (противовеса), когда скорость движения кабины вниз на 15—40 % превышает номинальную (для лифтов с номинальной скоростью до 1,4 м/с включительно). Ограничитель скорости имеет приспособление, позволяющее проверять его срабатывание и надежность воздействия на ловители при движении кабины (противовеса) с номинальной скоростью. Принцип действия ограничителя скорости основан на использовании центробежной силы вращающихся грузов, которые приводятся в движение канатом ограничителя скорости, соединенным с кабиной.

2. Какой ограничитель скорости получил наибольшее распространение в лифтостроении?

Наибольшее распространение получил центробежный ограничитель скорости с горизонтальной осью вращения. Он состоит из корпуса, на котором закреплен консольный вал. На валу с шарикоподшипником установлен шкив с двумя ручьями. Ручей большего диаметра— рабочий, ручей меньшего диаметра — контрольный. Ручей меньшего диаметра предназначен для посадки кабины на ловители на номинальной скорости, а также для регулировки пружины ограничителя скорости. На шкиве шарнирно укреплены два груза, удерживаемые во время движения в положении равновесия регулировочной пружиной. Ограничители скорости установлены в машинном помещении и приводятся в действие канатом ограничителя скорости.

3. Как работает ограничитель скорости лифта?

Ограничитель скорости работает следующим образом.

В рабочем положении канат ограничителя скорости огибает ручей большего диаметра шкива. При перемещении каната ограничителя скорости вместе с кабиной шкив вращается со скоростью, соответствующей скорости каната, и скорости кабины. Вместе со шкивом вращаются грузы, которые под действием центробежных сил стремятся разойтись в стороны от оси. Этому перемещению грузов препятствует пружина, тянущая грузы к оси вращения. Если скорость кабины окажется больше допустимой, то усилие пружины становится недостаточным, чтобы преодолеть действие центробежных сил грузов, и грузы расходятся, растягивая пружину. При увеличении радиуса вращения грузов они зацепляются за упоры в корпусе и шкив останавливается. Под действием силы трения канат ограничителя скорости поднимает рычаг механизма включения ловителей кабины. Система рассчитана так, что сила трения между канатом ограничителя скорости и ручьем его шкива достаточна для включения ловителей. Ловители срабатывают и удерживают кабину на направляющих. После снятия кабины с ловителей и приведения системы в исходное положение лифт может нормально работать.



Рис. 1. Центробежный ограничитель снорости с горизонтальной осью вращении
1 — упор; 2 — тяга; 3 — груз; 4 — корпус; 5—пальцы; 6 —пружина; 7 — держатель; 8 — шкив

4. Назначение ловителей, принцип работы и применяемые конструкции.

Ловители служат для удержания кабины (противовеса) на направляющих при ее движении вниз. В случае увеличения скорости движения кабины или противовеса до величины, при которой срабатывает ограничитель скорости, ловителями оборудованы кабины всех лифтов, за исключением кабин, подвешенных на пластинчатых цепях. По принципу действия ловители бывают жесткого действия (или резкого торможения) и скользящего действия (или плавного торможения). Ловители жесткого действия применяются при скорости кабины до 1 м/с. При скорости 1 м/с и более используют ловители скользящего действия (плавного торможения).

Противовес снабжают ловителями, если он расположен над проходом или помещением, где могут находиться люди, или если перекрытия не рассчитаны на удар йротивовеса, падающего с наибольшей для него скоростью.

Схема механизма включения ловителей показана на рис. 2. Кабина посредством каната приводит в действие ограничитель скорости.


Рис. 2. Устройство системы рычагов и тяг механизма ловителей
1 — зажим; 2 — приводиой рычаг; 3 — нажимная планка; 4 — блок—контакт ловителей; 5 —большая тяга; 5 — упор пружины; 7 — пружина; 8 —гайка; 9, 10, 13 — контргайки; 11, 14 — регулировочная муфта; 12 — рычаг15 — тяга; 16 — башмак; 17 —клин; 18 — канат ограничителя скорости; 19 — планка;) 20 — горизонтальные валы; 21 — рычаги

Канат натянут между ограничителем скорости, расположенным в машинном помещении, и натяжным устройством, установленным в приямке. С помощью зажима с канатом соединен рычаг механизма включения ловителей, закрепленный на кабине. При движении кабины лифта зажим увлекает за собой правую ветвь каната. Канат и кабина двигаются с одинаковой скоростью. Канат вращает ограничитель скорости с той же скоростью, с которой движется сам и движется кабина. Если скорость движения кабины вниз превысит номинальную, то канат ограничителя скорости увеличит свою скорость и заставит сработать ограничитель скорости, который остановит канат. Поскольку кабина будет продолжать движение вниз, рычаг с зажимом повернется в направлении вращения часовой стрелки и приведет в действие ловители. Одновременно рычаг, действуя на контактное устройство, отключит лебедку от электрического питания. В результате срабатывания ограничителя скорости ловители прочно зажмут направляющие, надежно удерживая на них кабину. Таким образом, ловители срабатывают в зависимости от скорости движения кабины и независимо от работы лебедки лифта. Согласно ПУБЭЛ, ловители и ограничители скорости должны иметь заводскую табличку с указанием завода-изготовителя, даты выпуска, заводского номера, типа устройства и номинальной скорости лифта, для которого они предназначены.

5. Какие Вы знаете конструкции захватывающих устройств ловителей?

По конструкции захватывающих устройств ловители делятся на клиновые, эксцентриковые, роликовые и клещевые. Захватывающие устройства ловителей могут располагаться как с двух сторон, так и с одной стороны каждой направляющей. В зависимости от этого ловители называют двухсторонними или односторонними, симметричными и несимметричными. На лифтах с номинальными скоростями 1,0 м/с и более широко применяются клещевые ловители плавного торможения несимметричной конструкции.