Мотороллер турист – детальный обзор. Турист история создания мотороллера Маркировка и размеры цилиндров мотороллера турист

Мотороллер , созданный на Тульском машиностроительном заводе во второй половине 60-ых годов, носил гордое имя "Турист ", и, по задумке авторов, вполне соответствовал задаче перемещения по стране. Авторы Туриста , сновываясь на предыдущих моделях Т-200 и Т-200М , создали, отличный по дизайну от предшественника мотороллер . Технически "" также заметно отличался от Т-200 и Т-200М . Коллектив конструкторского бюро, которому к середине 60-ых была поручена разработка Туриста с 1965 года возглавлял эту структуру инженер Евгений Николаевич Щербаков, а главным конструктором являлся А.В. Лотоцкий, он проделал большую работу по усовершенствованию его конструкции.

Несущий капот позволил отказаться от массивного трубчатого подрамника в задней части аппарата, новая передняя рычажная вилка толкающего типа обеспечила хорошую управляемость, хотя имела свои недостатки. Мотороллер прошел испытания на стендах завода и ВНИИмотопрома, и проверку на горных дорогах Юга, на заснеженных проселках средней полосы. На нем заводские спортсмены стартовали в первенстве страны по мотоциклетному многоборью, в кроссах и гонках на льду, успешно выступали в моторалли ФИМ 1965 и 1966 годов. И, как показала народная практика, мотороллер имел множество недостатков. Но в целом Турист является замечательным мотороллером , вполне комфортным и надежным. Более того, на прошедших в 1967 году Всесоюзных мотоциклетных соревнованиях на первенство марки именно с Туристом Тульский завод выиграл главный приз и общее первое место! В 1969 году успех был практически повторен - среди серийных мотоциклов и мотороллеров тульские работяги заняли второе место.


Особенности модели мотороллера

Специфичен кожух переднего колеса. Прямо в нем располагался ящичек для инструментов.

Тросы управления, электропроводку создатели Туриста провели в скрытых полостях руля. Если на Т-200 тросы были видны. Перед водителем на щитке располагаются только контрольные приборы.

Капот на новой модели ТМЗ откидывался назад и фиксировался упором на крючке, что позволяло практически моментально открыть доступ к двигателю, навесному оборудованию, бензобаку. Отдельно обеспечить доступ к баку и свече зажигания, не поднимая капота, можно за счет откидывающегося сиденья.

На Туристе появились сигналы поворота, чего еще не было в штатном исполнении на Т-200М . За счет улучшения фаз газораспределения, формы камер сгорания и увеличения степени сжатия, удалось поднять на 20% мощность двигателя - с 9 л.с. при 4500 об/мин. до 11 л.с. при 5600 об/мин. Повышение степени сжатия потребовало применения бензина с октановым числом не менее 72.

При этом воздушный фильтр остался таким же, как и ранее. Выпускная система был аналогичен по конструкции глушителю Т-200М , отличаясь только креплениями к кузову.

Кузов Туриста стал намного прочнее, чем у предшественника, центр тяжести заметно снизился. Соответственно, проблема устойчивости на высоких скоростях, свойственная первым "Тулам", была во многом решена. Плавность хода, так необходимая на неровных советских дорогах, была достигнута в основном за счет увеличения хода подвески. Например, ход задней подвески Т-200М составлял 60 мм, а у Туриста - почти в два раза больше (110 мм). В конструкции передней подвески вернулись к варианту толкающего типа (как на самых первых "Тулах" Т-200 ; на Т-200М - тянущего типа).

Увеличение максимальной скорости повлекло за собой необходимость увеличить эффективность работы тормозной системы. Соответственно, у Туриста диаметр тормозных колодок составил 150 мм (у Т-200М диаметра тормоза заднего колеса - 130мм), и они взаимозаменяемы с тормозными колодками переднего колеса Т-200М. Ступицы колес Туриста также отличаются от ступиц предшественника. Оба колесе Туриста - полностью взаимозаменяемые.

В системе электрооборудования отказались от - указателя переключения передач. И ввели сигналы поворота с переключателем, расположенным на левой рукоятке руля. Фара Туриста взаимозаменяема с фарой "Вятки" В-150М, посадочные размеры заднего фонаря аналогичны размерам заднего фонаря Т-200М.


Турист - мотороллер производства СССР. Начал производиться в 1968 году. Этот мотороллер стал наследником более ранней модели - мотороллера «Тула». Мотороллеры этой серии имели светло-зелёный цвет и по сравнению с более ранними моделями имели совершенно другой внешний облик.

На мотороллере Турист предусмотрен инструментальный ящик под сиденьем, аккумулятор расположен между ног водителя. Ручка воздушного корректора располагается рядом с рукояткой переднего тормоза. Мягкая подвеска, два упора для стоянки - боковой и центральный. Устройство двигателя такое же как и у более ранних моделей, но мощность двигателя стала немного выше. Переключение передач отлично от мотоцикла, где нейтраль была между первой и второй передачами. В Туристе нейтраль перед первой передачей. В целом мотороллер Турист, как и Тулица получились очень даже удачными для своего времени.

Производилось две модели мотороллера. Турист и Турист-М . Отличается Турист от Туриста-М :

Наличием бардачка в переднем крыле

Бензобак закреплён на раме, а на Туристе-М крепится хомутами к капоту

Звуковой сигнал на Туристе был расположен под передним колесом.


Технические характеристики мотороллера Турист

Объем двигателя: 199 см³

Мощность: 11 л.с.

Коробка передач: 4-х ступенчатая с ножным переключением

Охлаждение: воздушное принудительно от вентилятора, нагнетаемое воздушной крыльчаткой

Расход горючего: 3,2 литра 76 по трассе, 3,5 в городском цикле

Допускается работа на 72 бензине

Объем бака: 12 литров

Максимальная скорость: не более 90 км/ч

Сухой вес: 145 кг



Модернизация мотороллера Турист

В 1971 году была осуществлена модернизация Туриста . Модель отныне именовали не иначе как Турист-М . Самое основное - степень сжатия была увеличена до числа 7,8, мотор теперь работал на бензине А-76, и его максимальная мощность возросла до 12 л.с. Максимальная скорость, естественно, возросла до 90 км/час. Модернизированный мотороллер получил новый глушитель сигарообразного типа, для чего также было решено увеличить диаметр выпускной трубы. Дабы обеспечить лучшее охлаждение при возросшей теплонапряженности, в подкапотном пространстве установили специальный дефлектор, направляющий холодный воздух вдоль цилиндра вниз наружу. Благодаря этому температура воздуха в подкапотном пространстве и в районе ног пассажира снизилась на 5-10 градусов.

Рычаг кикстартера изменили, его можно спрятать под капот.

Чтобы мотороллер на остановке поставить более устойчиво, конструкторы сместили подножку ближе к заднему колесу. Одновременно увеличили жесткость центральной подставки и надежность ее крепления к раме.

Дабы придать жесткости рулю увеличили его прочность путем утолщения сенок отливки и введения дополнительных ребер жесткости.

Крыльчатку вентилятора и кожух цепи стали изготавливать из пластика а не из алюминиевого сплава, как раньше, чтобы уменьшить общую массу мотороллера. Подобное нововведение в лучшую сторону повлияло на безопасность: некоторые граждане вовсе отказывались от алюминиевого кожуха, поскольку в случае соскакивания цепи происходила блокировка колеса.

На днище бака выполнены дополнительные выштамповки и изменена конструкция успокоителя. В результате повысилась прочность. Сам бак у Туриста-М размещался не на раме, а подвешен к капоту при помощи хомута. Получилось, емкость оказалась на 8-10 мм выше, что способствовало увеличению напора топливной смеси.

Инструментальный ящик, который поначалу располагался в нише кожуха переднего колеса, переехал под седло. Он представляет собой съемное корыто, которое можно использовать для промывки деталей, например.

Звуковой сигнал, Туриста почему-то разместили под крылом переднего колеса, где он подвергался воздействию грязи и влаги, благоразумно перенесли на рулевую колонку.

Наш завод начал выпуск модернизированного мотороллера — Турист-М, отличающегося от предыдущей модели более высокими техническими и эксплуатационными показателями. Проектируя «Турист-М», мы учли замечания и предложения владельцев машин, результаты разнообразных испытаний, в том числе проведенных редакцией журнала «За рулем» (1971, № 2, стр. 10).

В чем же преимущества новой модели? Прежде всего — в большей мощности двигателя (12 л. с.) и максимальной скорости (90 км/час). Этого удалось достичь увеличением степени сжатия до 7,8 (топливо — бензин А-76) и подбором системы выпуска отработавших газов. Нам пришлось заменить прежний коробчатый глушитель сигарообразным мотоциклетного типа и применить выпускную трубу большего диаметра. Чтобы уменьшить возросшую в связи с этим теплонапряженность двигателя, под капотом установили дефлектор, направляющий горячий воздух вдоль цилиндра вниз наружу. Благодаря этому температура подкапотного пространства и капота в зоне ног пассажира снизилась на 5—10 градусов.

Новые детали под капотом:
1 — выпускная труба большего диаметра;
2 — дефлектор;
3 — педаль кик-стартера.

Применение нового глушителя повлекло за собой изменение педали кик-стартера (см. фото). Она сделана более короткой и откидывающейся, чтобы в нерабочем (походном) положении ее можно было убрать под капот. Поскольку кик-стартер является залесным механизмом, дублирующим основной, электрический стартер, и используется редко, некоторое неудобство, связанное с необходимостью поднимать в этом случае капот, окупается большей долговечностью пускового вала и места его крепления в картере. В нерабочем положении более легкий и короткий рычаг значительно меньше нагружает вал.
Для того чтобы во время стоянки мотороллер надежнее поддерживался, боковой упор смещен назад и закреплен на правой продольной трубе рамы рядом со средней поперечиной. Одновременно усилена жесткость центральной подставки и прочность ее соединения с рамой: вместо двух коротких осей применена одна длинная, обеспечивающая лучшую устойчивость машины.

При падениях на прежней модели иногда случались поломки руля. На мотороллере Турист М в связи с этим утолщены стенки отливки, введены дополнительные ребра жесткости, применена более совершенная технология литья, благодаря чему вдвое повышена статическая прочность этого узла. Кроме того, клеммовое крепление руля заменено более надежным — посредством сухаря.

С целью снизить вес мотороллера крыльчатку вентилятора и кожух задней цепи изготовляют из пластмассы, а не из алюминиевого сплава, как было на «Туристе». Новый кожух к тому же увеличивает безопасность, так как цель при обрыве или соскакивании не блокирует заднее колесо.

Чтобы упростить обслуживание машины, мы изменили положение нижней части кожуха цепи и состав резины его чехлов. Цепь требуется теперь подтягивать значительно реже, а чехлы служат в три — пять раз дольше, чем раньше.

Вызывали нарекания у владельцев «Туриста» резиновые блоки крепления амортизаторов, состоящие из двух вкладышей. На «Туристе-М» они заменены цельной более массивной резиновой втулкой, которая долговечнее в два-три раза. На нижних узлах крепления передних «амортизаторов втулки к тому же поджимаются тарельчатыми шайбами, препятствующими их «выползанию». Одновременно для удобства уширены подножки для пассажира и улучшена характеристика работы амортизаторов: в них введен клапан отбоя.

На днище топливного бака сделаны дополнительные выштамповки и изменена конструкция успокоителя. В результате повысилась прочность. Сам бак теперь закреплен не на раме, а подвешен к капоту при помощи хомута. Благодаря этому, во-первых, увеличивается напор топлива, так как бак располагается на 8—10 мм выше, чем раньше; во-вторых, снижается вес рамы; в-третьих, заметно уменьшаются вибрации мотороллера, чему способствует также стяжка, соединяющая нижнюю часть половин капота.

Инструментальный ящик размещен под сиденьем.

Инструментальный ящик, который на «Туристе» находился в кожухе переднего колеса, теперь перекочевал под седло. Он представляет собой съемное корыто, и его можно использовать как сосуд при мойке мотороллера.

Звуковой сигнал на «Туристе-М» установлен на рулевой колонке между щитом и хребтовиной, где он защищен от грязи и воды. Размещение его под кожухом переднего колеса на «Туристе» в этом отношении менее удобно.

Боковой упор сместился к заднему колесу

Значительно упрощена операция замены предохранителей: подпружиненные колпачки, крепившиеся на кронштейнах, уступили место свинчивающимся. Они размещаются в той же зоне.

Вот основные изменения, которые отличают модернизированную модель. Некоторые из них были внедрены уже на «туристах» последних выпусков. По откликам владельцев, усовершенствования полностью себя оправдывают. Надеемся, что поклонники наших мотороллеров с удовлетворением примут и модернизированный «Турист» а целом.

А. ПОТОЦКИЙ, главный конструктор, В. БАРКАР, начальник КБ

Тула Турист

К середине 60х настало время заменить мотороллер с немецкими корнями – Тула 200, на совершенно новую модель собственной разработки. Конструкторское бюро при заводе возглавлял инженер Евгений Николаевич Щербаков, а главным конструктором являлся А.В. Лотоцкий. Новую модель показали в 1967 году под названием «Тулица». Впрочем, с началом серийного выпуска мотороллер переименовали в «Турист», а изначальное название получила его модернизированная версия, выпуск которой начали только в 1978 году. Хочется отдать должное конструкторам, «Турист» действительно получился совершенно новым мотороллером.


Испытания нового мотороллера Турист проводились на стендах завода и ВНИИмотопрома, на горных дорогах Юга и на заснеженных проселках средней полосы. Заводские водители участвовали на «Туристах» в моторалли, мотоциклетном многоборье и кроссе. По результатам испытаний потребитель получил доведенную до ума конструкцию, которая значительно превосходила Тула 200М по всем параметрам.


Несущий капот позволил отказаться от тяжелой трубчатой рамы, существенно снизив центр тяжести и массу мотороллера, при этом повысив прочность всей конструкции. Для доступа к двигателю капот откидывался назад и фиксировался на крючке – на практике очень удобно. Кроме этого, сиденье тоже могло откидываться, обеспечивая доступ к бензобаку и свече. Да и сама посадка была немного удобнее.


Двигатель представлял собой модернизированный вариант от Тулы 200М. За счет оптимизации фаз газораспределения, формы камер сгорания и увеличения степени сжатия мощность двигателя удалось повысить на 20% - с 9 л.с. при 4500 об/мин. до 11 л.с. при 5600 об/мин. С повышением степени сжатия повысилось и октановое число применяемого бензина – теперь в двигатель можно было лить бензин с октановым числом не меньше 72. Воздушный фильтр сохранили без изменений, а выхлопная система лишь получила новые крепления.


Основную изюминку новому мотороллеру придает переднее крыло. Дело в том, что конструкторы разместили там ящичек для инструментов, который, кстати, запирался на ключ. На модернизированных вариантах от этого ящичка отказались, а зря…


На Т200 и Т200М тросы управления и электропроводка была на виду. На новом мотороллере Турист конструкторы спрятали все провода под пластиковый кожух. Все аккуратно, ничего не торчит. Перед водителем на щитке располагались только контрольные приборы. Увеличившаяся плотность движения стала причиной добавления сигналов поворота в конструкцию мотороллера, что опять же отсутствовало в Т200.


Пришлось поработать над плавностью хода и решить проблему нестабильности Т200 на высоких скоростях. Ход задней подвески Т-200М составлял 60 мм, а у мотороллера Турист стал почти в два раза больше (110 мм). В конструкции передней подвески вернулись к варианту толкающего типа (как на самых первых "Тулах" Т-200; на Т-200М - тянущего типа). К тому же, увеличившаяся максимальная скорость мотороллера заставила конструкторов усовершенствовать тормозную систему. Диаметр тормозных колодок Туриста составлял 150 мм, против 130 мм у Т200. Повышена защита тормозных механизмов от грязи. Ступицы колес также были другими. Теперь переднее колесо и заднее были взаимозаменяемыми.


Уникальный указатель включенной передачи, который был на Т200 и Т200М, на «Турист» было решено не ставить. Передняя фара была аналогична той, что ставилась на Вятки В-150М, за исключением иной лампочки, а задний фонарь – взаимозаменяем с фонарем Т200М. Центральный переключатель был практически аналогичным тому, который применяли на автомобилях Москвич 408. Династартер в конструкции сохранили, собственно, как и кик-стартер. Еще одним новшеством в электрооборудовании «Туриста» - это два предохранителя: один – в сети стартера, другой – в сети аккумуляторов.

Тула Турист-М


Осенью 1971 года завод приступил к выпуску модернизированного варианта мотороллера, который получил название «Турист-М». Прежде всего, новый мотороллер отличался увеличенной мощностью двигателя – она возросла с 11 до 12 л.с. Соответственно, повысилась и максимальная скорость до 90 км/ч. Этого удалось добиться благодаря увеличению степени сжатия до 7,8. Увеличению мощности способствовала также оптимизацией системы выхлопа отработавших газов: коробчатый глушитель заменили сигарообразным и применили выхлопную трубу большего диаметра. Но повышение мощности повлекло за собой и увеличение термонапряженности двигателя, что заставило конструкторов установить под капотом специальный дефлектор, направляющий теплый воздух наружу.


Изменение формы глушителя повлекло за собой изменение кик-стартера – он стал короче и теперь прятался под капот. На практике, не всегда удавалось завести мотороллер с помощью династартера, а для того, чтобы вынуть кик-стартер приходилось откидывать капот, что было не очень-то и удобно. Изменили и подножку, сместив ее назад. Изучив статистику повреждений мотороллеров «Турист» при ДТП, конструкторы вдвое повысили статическую жесткость руля, чтобы снизить его повреждения. Кроме того, клеммовое крепление руля заменили на более надежное – посредством сухаря.


Для того, чтобы снизить вес мотороллера, крыльчатку вентилятора и кожух задней цепи стали изготавливать из пластмассы, а не из алюминиевого сплава, как было ранее. Да и саму цепь теперь надо было подтягивать реже.


Крепление амортизаторов и их характеристики улучшены. Увеличили подножки для пассажиров.


Изменилась конструкция бензобака и способ его крепления. Если раньше он крепился к раме, то теперь подвешивается к капоту на специальных хомутах, что увеличивает напор топлива и снижает вес самое рамы. Оригинальный вещевой ящик с переднего крыла переехал под сиденье и стал съемным. Еще перенесли звуковой сигнал на рулевую колонку.


В 1978 году на смену Туристу-М пришла еще более усовершенствованная модель Тулица, внешне практически не отличающаяся от предшественника. За 2 года до этого, 22 апреля 1976 был выпущен миллионный мотороллер «Турист».

Этот мотороллер стал наследником более ранней модели - мотороллера «Тула». Мотороллеры этой серии имели светло-зелёный цвет и, по сравнению с более ранними моделями, имели совершенно другой внешний облик.

На мотороллере инструментальный ящик под сиденьем, аккумулятор - между ногами водителя. Ручка воздушного корректора располагается рядом с рукояткой переднего тормоза. Мягкая подвеска, два упора для стоянки - боковой и центральный. Устройство двигателя такое же, как и у более ранних моделей, но мощность двигателя стала выше. Переключение передач отлично от мотоцикла, где нейтраль была между первой и второй передачами. В Туристе нейтраль - перед первой передачей. В целом мотороллер Турист, как и Тулица, получились очень даже неплохими.

Производилось две модели мотороллера: «Турист» и «Турист-М».
Отличается «Турист» от «Туриста-М»:

  • Наличием бардачка в переднем крыле
  • Бензобак закреплён к раме, а на Туристе-М крепится хомутами к капоту
  • Звуковой сигнал на Туристе был расположен под передним колесом. В дождь сигнал заливало.

Технические характеристики

  • Объем двигателя: 200 см³
  • Мощность: 11 л.с.
  • Коробка передач: 4-х ступенчатая с ножным переключением
  • Охлаждение: воздушное принудительно от вентилятора, нагнетаемое воздушной крыльчаткой
  • Расход горючего: 3,2 литра 76 по трассе, 3,5 в городском цикле
  • Топливо: смесь бензина с маслом
  • Допускается работа на 72 и 80
  • Объем бака: 12 литров
  • Максимальная скорость: 85 км/ч
  • Сухой вес: 145 кг

Недостатки конструкции

  • При управлении этим мотороллером могло возникнуть шимми рулевого управления (потеря управляемости).
  • Из за большого веса мотороллера неудобно пользоваться центральным упором для стоянки.
  • Неустойчивость в мокрую погоду, особенно на мокрой траве.
  • Излишне большой вес - более 150 кг в снаряженном состоянии - снижал динамические характеристики мотороллера.

Ссылки

  • Мотороллер Турист-М

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Турист (мотороллер)" в других словарях:

    Турист путешественник, см. Туризм. «Турист» гостиница в Москве. «Турист» гостиница в Санкт Петербурге. «Турист» гостиница в Харькове. Турист железнодорожная платформа Савёловского направления и Большого кольца МЖД в… … Википедия

    См … Словарь синонимов

    Сущ., кол во синонимов: 12 вятка (10) мотоцикл (21) муравей (17) … Словарь синонимов

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - (нем. Motorroller, буквально катящийся с помощью мотора, от Motor мотор, двигатель и rollen катить) разновидность Мотоцикла, отличающаяся более комфортабельными условиями для водителя. Передний щит, переходящий внизу в широкие подножки,… … Большая советская энциклопедия