«Парад гелендвагенов» закончился увольнениями преподавателей Академии ФСБ и «изменением условий службы» для выпускников. Выпускники академии ФСБ устроили заезд на Mercedes-Benz Gelandewagen Где выпускники фсб взяли гелендваген

Машина прикрытия – это автомобиль в составе кортежа, непосредственно выполняющий функции охранного обеспечения (прикрытия) основной машины. Часто эту машину называют машиной сопровождения, оперативной выездной машиной. В зависимости от расположения относительно основной машины: «лидер», «хвост».
Основные требования к машине: высокая маневренность, разгонно-скоростные характеристики для выполнения задачи прикрытия не должны уступать основному автомобилю, чтобы была возможность сработать на опережение, не отстать при ускорении, в т.ч. после участков торможения.
Желательно, чтобы габариты машины прикрытия превышали габариты основного автомобиля. Это необходимо для реализации надежного барьера в направлении угрозы, обеспечения эффективного визуального контроля на дороге.
с 00:20

Автомобиль должен обладать высокой проходимостью, в т.ч. в условиях бездорожья и помех, а специальное техническое оснащение автомобиля должно поддерживать технику агрессивного вождения.
Просторный салон должен обеспечивать свободное нахождение в нем не только выездных охранников, но и дополнительной экипировки, багажа; при необходимости - размещение сопровождающих лиц (гостей). Внутреннее пространство салона должно быть проработано таким образом, чтобы переносы направления стрельбы в бою происходили в кратчайшее время и с максимальной безопасностью.
Основные требования к автомобилю прикрытия по тактико-техническому соответствию (ТТС) повсеместно нарушаются, прежде всего из-за экономии средств.
Практически все автомобили прикрытия находятся в одной ценовой категории: от $60 000 до 130 000. Но это только первоначальные расходы. Самой затратной частью будет дальнейшее техническое обслуживание. От скорости и стиля движения кортежа будут зависеть расходы на бензин и текущий ремонт.
Считается что высокий, большой и тяжелый автомобиль лучше справляется с задачей обеспечения охраны основного автомобиля. Он сможет оттереть постороннего, принять на себя удар или протаранить неожиданно возникшее препятствие. С посадкой выше стандартного седана водителю джипа и телохранителю, который обычно находится на пассажирском сиденье, лучше видно дорогу. В большую машину помещается больше людей и полезного груза: бронежилетов, спецснаряжения и иных приспособлений.
В идеальном мире машину прикрытия выбирает руководитель службы безопасности, который обладает достаточными знаниями специфики работы телохранителей. Потом он согласовывает свое решение с ОЛ и отдает распоряжение руководителю транспортного отдела, отвечающему за покупку и техническую подготовку машин.

К сожалению, не всегда эта процедура проходит именно так. Часто этот важный вопрос решают люди, которые не имеют представления об условиях, в которых придется эксплуатировать машину. В результате телохранителям достается автомобиль, который вместо рабочего инструмента представляет собой лишнюю головную боль.
Рассмотрим наиболее типичные и стандартные автомобили, используемые в качестве машины прикрытия в кортеже.
Mercedes-Benz Gelandewagen (G-класс)
Наиболее дорогой и престижный вариант. Стоимость нового автомобиля - от 3,5 млн руб. Харизматичная классика. Первый и вечный автомобиль прикрытия. Среди сотрудников охраны имеет прозвище «кирпич» за свою узнаваемую форму. Также известен как «табуретка» за свой армейский комфорт. Узнаваемый образ помогает при следовании в кортеже. Водители сразу узнают машину прикрытия и не вступают с экипажем в борьбу за место на дороге.
К положительным техническим характеристикам следует отнести мощные моторы и вместительный, просторный салон. Все. Больше этим машинам хвалиться нечем.
Дальше начинается борьба водителя с реальностью управления этим автомобилем в сложной оперативной обстановке. При плохой, дождливой и грязной погоде следовать за основной машиной приходиться практически вслепую. Прямое лобовое стекло собирает на себя всю летящую из-под колес грязь. А жидкость для очистки стекол заканчивается неожиданно быстро.
Из-за своей развесовки на скорости более 90 км/ч управление Gelandewagen требует от водителя повышенного внимания и мастерства. Находящиеся на заднем сиденье сотрудники охраны должны крепко держаться за поручни. В таких условиях ведение наблюдения за окружающей обстановкой будет затруднительно. Разгон стандартного Gelandewagen до 100 км/ч занимает в среднем 11 сек. Для сравнения: у S-класса это время равно 6 сек. Налицо техническая проблема одновременного старта машин кортежа.
Высоко расположенный центр тяжести предъявляет свои требования к навыку управления автомобилем в сложных условиях. Нередки случаи опрокидывания данных джипов. Миф о том, что подобный джип может быть использован в качестве тарана, уже был опровергнут происшествием с машиной из кортежа президента России, перевернувшейся 11 сентября 2000 года на Кутузовском проспекте.
Следует также помнить о надежности и заводских гарантиях на бронированные модели. Широко известно, что только три фирмы делают на своих заводах бронированные варианты своих джипов. Мерседес - один из них.
Итог вышесказанного: Gelandewagen - это статусный автомобиль кортежа. Решение о принятии его на вооружение требует серьезной проработки и трезвого расчета.

Один из списанных из ГОН (гараж особого назначения) ФСО геликов. Ходил в составе трех сопровождающих президентский пульман гелендов. Естественно спецзаказ. Характерные распашные боковые и задние двери, люк на крышу, и компановка салона.

Один из участников массового автопробега выпускников академии ФСБ пояснил ситуацию. По его словам, критика вполне понятна - не на белых «Волгах» катались. При этом, он не постеснялся дерзко ответить генерал-майору ФСБ Александру Михайлову, который был возмущен произошедшим. Отметим, что, по новому закону, проведение таких автопробегов надо согласовывать с властями города.

Заезд Mercedes-Benz Gelandewagen с выпускниками 314 группы академии ФСБ в Москве прошел еще 21 июня. В Сети появилось видео этого впечатляющего действа. Причем основной ролик - это явно работа профессионала, а не очевидцев.

На кадрах 28 черных Gelandewagen передвигаются по столице. По кадрам удалось проследить часть маршрута: видны пейзажи Воробьевых гор, далее по Косыгина, на Бережковскую набережную и в сторону Киевского вокзала. Так будущие силовики отпраздновали выпуск.

Один из участников заезда Всеволод, который и обнародовал ролик, рассказал, что машины были взяты напрокат. По данным телеканала «РЕН ТВ», каждая машина был арендована на три часа по 1,5 тысячи рублей за час.

Друг организатора автопробега рассказал, что, по сути, эти деньги пошли на бензин и мойку иномарок, а этот выпускной – «шефская и безвозмездная помощь молодому поколению». «Водители – это собственники машин, и у них выпуски прошли давно», - уточнил он.

Это разъясняет возмущенным блогерам, откуда у молодых силовиков «Гелики» за несколько миллионов рублей каждый. Пользователи соцсетей тут же припомнили Русалана Шамсуарова, сына топ-менеджера «Лукойла», который с другом устроил гонки с полицией на таком же внедорожнике.

Всеволод также ответил на критику со стороны генерал-майора ФСБ Александра Михайлова, который заявил, что за такое силовиков надо увольнять, так как они нарушили все основные постулаты работы в органах: скромность и конспирацию. «Это предательство интересов службы – разместить фотографии товарищей, которые могли бы служить в разведке, засветить в самом начале карьеры», - отметил он, призвав руководство ведомства уволить участников заезда.

Участник автопробега подчеркнул, что Михайлов - выпускник журфака МГУ, «а не боевой генерал», но как экс-сотрудник должен понимать, «что этими комментариями лишь раздувает тему, которую по идее надо глушить, а не афишировать на миллионную аудиторию». «Если бы катались на белых «Волгах», то похвалили бы», - съязвил он.

Всеволод заявил, что не видит «ничего неадекватного в проезде кортежа без нарушений ПДД».

Между тем, блогеры отмечают, что ФСБшники во время проезда по столице нарушали ПДД: высовывались из окон и сигналили без причины, что могло создать аварийную ситуацию на дороге, что отчетливо видно на кадрах видео.

«Им придется проходить перевоспитание в условиях вечной мерзлоты на земле Франца Иосифа»

Службу в «непрестижных» субъектах РФ скорее всего будут проходить выпускники Академии ФСБ, которых привлекли к дисциплинарной ответственности после . Генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов рассказал «МК» о перспективах профессионального роста этих молодых специалистов и оценил тяжесть наказание для их учителей.

Напомним, что сегодня, 14 июля, в ФСБ отчитались о проведенной проверке инцидента и рассказали, какое наказание ждет выпускников и руководство Академии. Так выпускники учебного заведения будут привлечены к дисциплинарной ответственности, а ряд руководителей Академии - понижены в должности. Еще часть просто уволят.

Александр Георгиевич, в официальном сообщении ФСБ сказано, что выпускники нарушили спецтребования службы. Что это за обязательства?

Я помню как еще учили меня - «нас не должно быть видно, но безопасность должна быть обеспечена». Это главная задача. Но, видимо, этих молодых людей учили чему-то другому. Похоже, что выпускники Академии, оказавшиеся в открытом доступе, не совсем поняли, что они закончили. Кроме того, существует кодекс чести русского офицера. Он хоть и датируется 19 веком, актуальности в наши дни не потерял. И когда кто-то из выпускников заявляет после скандала, что автомобили такого класса были арендованы на... спонсорские деньги, это вообще нонсенс. То есть получается, что люди, которые еще не начали работать, уже авансом приняли чью-то помощь...

Молодая поросль, которая решила показать, кто в доме хозяин, нанесла своим поступком серьезный репутационный удар по ведомству.


Александр Михайлов

- Как вы считаете, руководство академии наказали справедливо?

Да, ФСБ абсолютно верно . Потому что сразу же возникает вопрос, а кто учителя этих баранов, которые за пять лет так и не поняли, что они закрытая каста, которая должна отличаться образцовым поведением, не имеет права давать хоть малейший повод противнику. И эта ситуация показала, что воспитательная работа находится не на должном уровне, к сожалению. Поэтому, как говорится, каждый должен нести свой чемодан.

- Говорят также, что после этой ситуации будут изменены условия службы. Что это значит?

Каждый выпускник получает распределение. Наверняка многие надеялись на распределение в престижных субъектах РФ - в Москве, Санкт-Петербурге. После этой ситуации не исключено, что всем им придется проходить перевоспитание в условиях вечной мерзлоты на земле Франца Иосифа и выявлять шпионов в виде белых медведей из Перу. Сытость и желание показать себя должны быть исправлены длительной терапией. Я не сторонник того, чтобы их отправляли на тот же Северный Кавказ, где они могут принести больше вреда, чем пользы. Но предоставить им возможность рассекать на Гелендвагенах по Тундре можно.

- Сколько может длится такая терапия?

Это уже зависит от того, какие у кого мозги. По-хорошему, этих молодых людей, лояльных к спонсорской помощи, необходимо поместить в среду, где люди действительно работают не поднимая головы, решают задачи и бегают в мыле из-за динамики оперативной жизни. Я еще помню оперативников, которые приезжали на места службы со своим кипятильниками и не брали хлеб с чужих рук, чтобы не быть кому-то обязанным. Какая уж тут спонсорская помощь... Сейчас этим молодым людям нужен именно такой пример.

- Не сурово?

Однозначно нет. От руководства ФСБ последовала очень жесткая и понятная реакция. Среагировали правильно. Также очень верно и своевременно среагировало общество на этот «звоночек». Еще по поводу суровости. Знаете, я помню, как один руководитель московского управления службы как-то увидел офицера в джинсах, которые тогда были редкостью. Он его остановил и сказал: «товарищ лейтенант, вы своими джинсами в Москве никого не удивите. Зато удивите на новом месте службы».

21 июня по Москве проехала колонна черных внушительных внедорожников. Mercedes-Benz Gelandewagen – один из самых дорогих серийных внедорожников; машина, разработанная в свое время по заказу шаха Мохаммеда Резы Пехлеви для иранской армии. Впрочем, приходит на ум и менее блестящая параллель: на таком же «гелике» летала по Москве компания друзей во главе с сыном топ-менеджера «Лукойла».

Ассоциация не случайная: выпускники Академии ФСБ (бывшей Высшей школы КГБ), устроившие заезд, вели себя именно как золотая – в кавычках – молодежь. Что подчеркивали и номера арендованных машин. Серия ЕКХ – в народе эта аббревиатура расшифровывается как «… кого хотим». Стоимость одной такой иномарки – 1,5 тысячи рублей с человека в час.

«Конечно обсуждение каталок на гелендвагенах это хорошо. Но основной вопрос – что делать? Как готовить специалистов в области спецслужб?

А ничего нового не надо. Все было до нас. Высшая школа КГБ если и принимала молодежь, то исключительно после армии, когда человек осознал, что такое армейская лямка. Ведь не секрет, что родители прячут детей в академии именно от армии. Но сейчас-то чего от нее прятать? И армия другая, и год служить!

Это не касалось математиков, мозги которых нужны свежими для обучения на факультете криптографии. Это были светлые головки, уровень которых не снилась ни МГУ ни МГТУ, ни другим престижным вузам. Это реальный цвет!

Зачисление же в штат КГБ осуществлялось прямым зачислением после гражданского вуза с базовым образованием. И в период его учебы там, и во время его работы к нему присматривались, изучали и делали предложение. Брали не тех, кто хочет, а тех кто НУЖЕН! Нужен физик – брали физика, химика, лингвиста... Как может обеспечивать безопасность транспорта мажор после академии, который на метро то не ездил? Или атомную электростанцию, если не понимает отличия между ураном 235 от урана 238?»

Выпускник Высшей школы КГБ СССР, получивший благодарность от Юрия Андропова за обеспечение безопасности во время Олимпиады-80 в Москве Александр Травников , поделился воспоминаниями о том, как было раньше:

. В связи с разоблачением американского шпиона (Пигузов), работавшего по индонезийской линии, все, кто так или иначе был связан с этим направлением в КГБ СССР, потеряли перспективы работы в органах навсегда. (А теперь?).

Слушатель ВКШ КГБ СССР был отчислен и изгнан из КГБ СССР за то, что на лыжном кроссе на 20 км., часть маршрута проехал на троллейбусе. Потом финишировал в серединке.

Слушатель ВКШ КГБ СССР был отчислен в 24 часа и изгнан из КГБ за то, что в момент проверки оказался без личного удостоверения, которое забыл взять с собой.

Несколько человек были отчислены из ВКШ КГБ и изгнаны из КГБ за то, что утеряли своё удостоверение. Удостоверения нашлись. Но людей не вернули.

Слушатель ВКШ КГБ СССР был отчислен и изгнан из КГБ СССР за то, что разменял на рубли 10 немецких марок, которые нашел на Олимпиаде в Москве.

Несколько человек были отчислены и изгнаны из КГБ за развод, а двое за то, что не на тех женились.

Из всего числа поступивших, через пять лет выпустилась только половина.

«Думаю, что не без перегибов, – резюмирует Травников. – И всё же. Если копнуть, то…» По мнению ветерана госбезопасности, ответственность за инцидент в основном лежит на руководстве Академии.

Озвученные и зависшие в воздухе вопросы обращены и к выпускникам, и к преподавательскому составу, и к самому государству. Поскольку отсутствие продуманной политики по воспитанию молодых кадров приводит к печальным (и стыдным) результатам.

Рекруты

Скандал, кстати, не остался незамеченным и за рубежом: так, Daily Mail посвятила «рекрутам» целую передовицу. У британских журналистов, которые назвали парад выпускников Академии ФСБ «демонстрацией силы», поведение «русских агентов 007» также не нашло понимания. «Кавалькада недавно квалифицированных агентов 007… ошеломила специалистов «холодной войны» , приученных всегда оставаться в тени», – написало британское СМИ.

Уполномочены заявить

14 июля Федеральная служба безопасности РФ официально сообщила , что по итогам проведенной служебной проверки в отношении виновных в заезде выпускников «приняты принципиальные персональные решения по изменению условий прохождения ими службы» . Покарают и преподавателей: несколько членов руководящего состава Академии отправятся в отставку, других понизят в должности. Кто-то получит и выговор с занесением в личное дело. Словом, к руководству вуза применены строгие меры дисциплинарной ответственности.

Информация о том, куда именно будут распределены выпускники, разнится: провинившиеся могут действительно отправиться за Урал, а могут осесть в канцеляриях Москвы и Подмосковья. Некоторые критически настроенные умы вообще предполагают, что имеет место некий хитрый план со стороны самих выпускников – которые, якобы, нарушили дисциплину намеренно, чтобы получить свободный диплом и устроиться на хорошие места в коммерческих структурах. Где выпускникам Академии, конечно, будут рады.

Почему бы их просто не выгнать? Расчет самый практический: в этих молодых людей вложено достаточно сил, времени, государственных денег, а главное – специальных знаний. Так что «гусары» останутся в рядах Федеральной службы безопасности – надо думать, что под контролем инспекции по личному составу и подразделений собственной безопасности по месту несения службы.

Но проверить, где именно найдут свое первое место службы выпускники-2016, у рядового россиянина нет ни малейшей возможности. А значит, остается верить на слово.


Академия ФСБ России - военное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку офицеров Федеральной службы безопасности и других российских спецслужб и спецслужб дружественных государств. Руководитель Академии – генерал-полковник Виктор Остроухов.