Перечень неисправностей при которых запрещается эксплуатация трактора. Неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств

Любое транспортное средство - это источник повышенной опасности. И даже велосипед. Поэтому водитель, усаживающийся за руль, должен четко себе представлять ту степень ответственности, которую он возлагает на себя.

Очень часто бывает, что водители адекватно оценивают свою обязанность по безаварийному управлению своим транспортным средством: двигаются без формальных нарушений ПДД, уважают права других участников (например, пешеходов), уступают дорогу приоритетным участникам движения. Но ДТП все равно имеют место быть. В чем причина этого, на первый взгляд, парадоксального явления? А секрет таится в пренебрежении элементарными требованиями по обеспечению исправности движущегося транспортного средства.

Неисправности… Как часто водители забывают о них , наивно полагая, что никакой опасности (даже потенциальной) для безопасности движения они в себе не несут. Кроме того, убеждая других в своей законопослушности и одновременно передвигаясь на неисправном автомобиле, водитель впадает в жесточайшее противоречие, ибо ПДД однозначно трактуют последнее, как грубое нарушения закона. Попробуем разобраться.

Все возможные неисправности транспортного средства российский законодатель разделил на три группы.

В первую вошли неисправности, с которыми категорически запрещается движение (даже до места стоянки или ремонта). Данный перечень неисправностей позиционирован самим текстом ПДД (раздел 2). При неисправности или нефункционировании, во-первых, тормозной системы, во-вторых, рулевого управления, категорически запрещается движение. Причем, абсолютно неважны условия движения - видимости, состояния проезжей части, времени года или суток и пр. Еще три неисправности обозначены под условием: нельзя эксплуатировать автомобиль, если:

1) Не функционируют внешние световые приборы (в темное время или при недостаточной видимости);

2) Не работает сцепное устройство (когда осуществляется движение на автомобиле с прицепом);

3) Не действует стеклоочиститель (однако только со стороны водителя и в условиях необходимости его использования).

Стоит задаться вопросом: «А по какой причине законодатель определил именно такой перечень неисправностей?» Ответ на вопрос очевиден. При наличии данных неисправностей транспортное средство становится источником тотальной опасности на дороге. Независимо от водителя, даже неукоснительно соблюдающего правила безопасности движения и невероятную осторожность и аккуратность, данные неисправности функционально влияют на дорожную ситуацию.

Именно поэтому при возникновении любого из пяти, указанных выше, неисправностей водитель обязан воздержаться от дальнейшего движения, и в случае невозможности устранения проблемы на месте, вообще отказаться от использования транспортного средства. В противном случае, забрезжит неприятная перспектива запрета на эксплуатацию автомобиля со снятием регистрационных знаков, как административной санкции. Это - в лучшем случае. В худшем - практически неизбежно ДТП.

Вторая группа неисправностей - более представительная. Это проблемы механической части автомобиля, при которых движение запрещается, но все же разрешается следование до места предполагаемой стоянки или осуществления ремонта при соблюдении необходимых условий и мер безопасности. Данный перечень четко обозначен в «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации».

Наибольшая «популярность» присуща следующим проблемам технического состояния автотранспорта: 1) неисправность стояночной тормозной системы (ручника); 2) превышение допустимого люфта рулевого колеса; 3) не работающие стеклоочистители и стеклоомыватели; 4) превышение допустимого износа протектора шин; 5) проблемы системы выпуска выхлопных газов; 6) отсутствие или ненадлежащее качество ремней безопасности; 7) неисправность звукового сигнала; 8) отсутствие необходимых атрибутов багажника (медаптечка, огнетушитель, а также знак аварийной остановки).

С подобными неисправностями разрешается движение до гаража или автосервиса по той причине, что безопасность на дороге зависит от их наличия корреляционно; то есть должная внимательность и нарочитая осторожность водителя позволит нивелировать (пусть и ненадолго) факт данных проблем технического состояния автомобиля.

Третья группа неисправностей законодателем вообще не позиционируется в качестве собственно неисправностей . Не работающие амортизатор или стеклоподъемник, указатель температуры системы охлаждения и т.д. не запрещают эксплуатировать автомобиль. Однако это весьма спорный момент. Любая неисправность - это возможность нештатной ситуации в условиях движения.

Вообще, «золотое правило» безопасности гласит: любая, даже ничтожная неисправность, вовремя не реализованная в ремонте, потянет за собой усугубление технических проблем. А это, в свою очередь, скажется на безопасности дорожного движения.

Правительства Российской Федерации

Перечень
неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".

1. Тормозные системы

1.1. При дорожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой:

Примечания:

1. Испытания проводятся на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементно- или асфальтобетонным покрытием при скорости в начале торможения 40 км/ч - для автомобилей, автобусов и автопоездов и 30 км/ч - для мотоциклов и мопедов. Транспортные средства испытывают путем однократного воздействия на орган управления рабочей тормозной системой. Масса транспортного средства при испытаниях не должна превышать разрешенной максимальной массы.

2. Эффективность рабочей тормозной системы транспортных средств может быть оценена и по другим показателям в соответствии с ГОСТом Р 51709-2001 .

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16 процентов включительно;

легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23 процентов включительно;

грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно.

2. Рулевое управление

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

3. Внешние световые приборы

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание.

На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. Спереди транспортного средства установлены световые приборы с огнями красного света или световозвращатели красного света, а сзади - белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков.

4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

5. Колеса и шины

5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм.

Примечание.

Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств - тягачей.

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.

6. Двигатель

6.2. Нарушена герметичность системы питания.

6.3. Неисправна система выпуска отработанных газов.

6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

7. Прочие элементы конструкции

7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001 , отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Примечание.

На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88 . Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.7. Отсутствуют:

на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах -медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу 24333-97;

на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т - противооткатные упоры (должно быть не менее двух);

на мотоцикле с боковым прицепом - медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу 24333-97.

7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

7.9. Отсутствуют ремни безопасности и подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.

7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема-опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

Мотоцикл, легковой автомобиль и, тем более, автобус или грузовой автомобиль – это всё средства передвижения повышенной опасности. Садясь за руль, водитель любого транспортного средства принимает к неукоснительному исполнению весь перечень относящихся к нему требований Правил. А Правила, кроме всего прочего, ещё и требуют, чтобы водитель знал перечень неисправностей, влияющих на безопасность движения (или наносящих вред окружающей среде). Причём не просто знал, но и умел своевременно обнаружить любую из этих неисправностей.

Водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние своего транспортного средства.

Как видим, это не просто слова, это требование Правил – водитель перед каждым выездом обязан убедиться в том, что транспортное средство полностью исправно. Более того, и во время движения водитель обязан почувствовать, что с автомобилем что-то не так, остановиться и разобраться, что именно не так, и только после этого принимать решение, можно ли продолжить движение.

Правила разделили неисправности на две категории:

– Есть неисправности, с которыми дальнейшее движение запрещено вообще!

– И есть неисправности, с которыми запрещается эксплуатация транспортного средства! То есть нельзя ездить по своим делам, но можно доехать до дома (если неисправность обнаружилась в дороге) или до места ремонта. При этом двигаться разрешено, только приняв все меры предосторожности.

Неисправности, с которыми дальнейшее движение запрещается.

Правила. Раздел 2. Пункт 2.3.1. Запрещается движение, если:

1. Неисправна рабочая тормозная система.

2. Неисправно рулевое управление.

3. Неисправно сцепное устройство (при движении с прицепом).

4. Не горят или отсутствуют фары и задние габаритные огни (при движении в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости).

5. Не работает стеклоочиститель со стороны водителя (во время дождя или снегопада).

Как видим, таких неисправностей всего пять. И запомнить их несложно.

1. Если неисправна рабочая тормозная система!

Бывалые водители мрачно шутят: «Тормоза и тюрьма начинаются на одну букву».

2. Если неисправно рулевое управление.

Согласитесь – о каком дальнейшем движении можно помыслить, если машина не слушается руля. В этой ситуации выход один – вызывать эвакуатор.

3. Если неисправно сцепное устройство!

Речь идёт о тягово-сцепном устройстве, предназначенном для буксировки прицепов. Применительно к легковому автомобилю, это известное всем устройство по имени форкоп – сцепной шар диаметром 50 мм, на который накидывается ответная головка, смонтированная на дышле прицепа.

4. Если не горят или отсутствуют фары и задние габаритные огни!

Если эта беда приключилась с Вами днём при ясной погоде, можете доехать до ближайшего автосервиса с соблюдением всех мер предосторожности.

Если это случилось ночью или в условиях недостаточной видимости, необходимо убрать машину за пределы дороги и дождаться рассвета.

5. Если не работает стеклоочиститель со стороны водителя!

Во время дождя или снегопада при неработающем стеклоочистителе Вы ничего не видите. Поэтому Правила в этом случае закономерно запрещают дальнейшее движение.

Как только прекратится дождь (или снегопад), можете продолжить движение (но только до дома или до ближайшего автосервиса, и с соблюдением всех мер предосторожности).

В тоненькую книжечку «Правила дорожного движения Российской Федерации» помимо собственно Правил входят ещё несколько документов. В частности сразу же после «Дорожной разметки» идёт документ с очень длинным названием:

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

по допуску транспортных средств к эксплуатации

и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Основные положения ». Нет смысла пересказывать здесь текст «Основных положений», вы можете прочитать его сами, никакого особого комментария он не требует. Я только задам вам несколько вопросов, чтобы вы смогли оценить степень актуальности этого документа, являющегося неотъемлемой частью Правил.

У «Основных положений» есть Приложение и тоже с длинным названием:

ПЕРЕЧЕНЬ

неисправностей и условий,

при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В дальнейшем для краткости мы будем называть этот документ «Перечень неисправностей » или просто «Перечень ». Вот, собственно, с этим «Перечнем» нам и предстоит сейчас разобраться.

Знакомство с этим «Перечнем» предполагает, что читающий неплохо знает устройство автомобиля. И, на самом деле, водителю знать устройство автомобиля, мягко говоря, очень даже не вредно. Но я буду исходить из того, что не каждому из вас далась успешно эта «китайская грамота».

Как минимум, необходимо научиться отличать неисправности, влияющие на безопасность , от всех остальных.

Неисправности, влияющие на безопасность.

Задайтесь вопросом, разрешается ли эксплуатация автомобиля, например, с неработающим звуковым сигналом? То есть, влияет ли на безопасность неработающий звуковой сигнал? И сами себе ответьте – ещё и как влияет! Ведь звуковой сигнал предназначен для случаев, когда надо предотвратить ДТП!

Или не работает механизм регулировки кресла водителя, и управлять автомобилем неудобно. Это опасно? Конечно, опасно. А, значит, эксплуатация автомобиля с такой неисправностью запрещена!

Или во время движения отказал спидометр, и теперь, выполняя требования Правил, водитель может оценивать скорость движения только «на глаз». Это влияет на безопасность? Конечно, влияет.

Или выяснилось, что не обогревается заднее стекло и, к тому же, не работает «печка». Ну, летом-то, при ясной погоде оно и ни к чему. Но вот пошёл дождь, в салоне пассажиры, все дышат, и стекла мгновенно запотели. Это опасно? Безусловно, опасно. А, значит, с такой неисправностью надо перемещаться не по своим делам, а в ближайший автосервис – эксплуатация автомобиля запрещена!

Или вот ещё такая неисправность – не работают в установленном режиме стеклоомыватели или стеклоочистители. То есть «брызгалка», хоть и брызгает, но не так и не туда, а «дворники» то чистят, то не чистят. Или чистят, но уж очень медленно. И опять – при ясной погоде это, как бы, и не важно. Но на дороге ситуация порой меняется мгновенно – проехала навстречу поливальная машина, и теперь, пока ваши стеклоочистители справятся, полквартала придётся двигаться вслепую. И Правила совершенно справедливо требуют – с такой неисправностью эксплуатировать машину запрещено!

Неисправности, не влияющие на безопасность.

Представим себе, что вдруг отказал стеклоподъемник. Вообще-то, если хотя бы одно стекло застряло в открытом положении и не желает подниматься, а дело происходит во время дождя или в снегопад, или в лютый мороз, то я бы считал, что это тоже влияет на безопасность. Но авторы «Перечня» так не считают. Они считают, что это влияет только на комфорт. И вам придётся с этим согласиться, если не хотите наделать ошибок на экзамене.

Если двигатель плохо заводится, или не развивает нужную мощность, или отличается повышенным расходом топлива, то тут авторы «Перечня» абсолютно правы – это не влияет на безопасность, это влияет только на кошелёк водителя. Хотя как сказать – это, безусловно, влияет на эмоциональное состояние водителя, а, следовательно, и на безопасность тоже. Но это уже нюансы, и авторы «Перечня» не включили эти неисправности в число тех, с которыми запрещена эксплуатация транспортного средства.

Можно долго перечислять неисправности, влияющие или не влияющие на безопасность, и пытаться всё это запоминать.

Но можно просто подключить элементарную логику.

К числу неисправностей, влияющих на безопасность, безусловно, относится все, что ограничивает водителю обзор. Спросите себя: «Влияет ли на безопасность отсутствие зеркала заднего вида»? Ещё и как влияет. А если в салоне установлены дополнительные предметы, ограничивающие обзор? Или на стекла нанесены покрытия, существенно снижающие прозрачность стёкол? Всё это без сомнения влияет на безопасность, и Перечень запрещает эксплуатацию транспортных средств с такими недостатками.

Что интересно! Авторы Перечня с пониманием отнеслись к желанию некоторых водителей иметь на заднем стекле непрозрачные шторки или жалюзи. Они разрешили их устанавливать, но только при условии, что с обеих сторон автомобиля имеются наружные зеркала заднего вида.

И снова спросите себя: «Разрешается ли эксплуатировать автомобиль, если неисправны замки дверей»? То есть двери либо распахиваются на ходу, и пассажиры выпадают на поворотах. Либо наоборот – однажды закрывшись, больше не открываются, и выбраться из автомобиля можно только через окно.

Или, скажем, несправна пробка бензобака. Она утратила герметичность, над горловиной бензобака всё время парит невидимое бензиновое облачко, и достаточно малейшей икры, чтобы взлететь на воздух.

Есть ещё одна неисправность, на которую я хочу обратить ваше внимание. Это, если вышло из строя противоугонное устройство,предусмотренное конструкцией данного транспортного средства.

Речь идёт не о том противоугонном устройстве, которое вы поставили за отдельную плату. Речь идёт о противоугонном устройстве, которое установил завод-изготовитель при сборке вашего автомобиля. Как правило, это либо блокировка зажигания, либо блокировка рулевого колеса, либо блокировка дверей. Либо сразу и то, и другое, и третье.

Так вот, если неисправно противоугонное устройство, предусмотренное конструкцией транспортного средства , тогда эту неисправность нужно устранить. И только после этого разрешается продолжить эксплуатацию.

Теперь о главном – о тормозах!

Конструкция автомобиля предполагает наличие, как минимум, двух тормозных систем – рабочая тормозная система (она приводится в действие нажатием на педаль тормоза) и стояночная тормозная система (ручной тормоз).

Когда вы нажимаете на педаль тормоза, вы всего лишь перемещаете поршень внутри главного тормозного цилиндра. Поршень, перемещаясь, вытесняет из цилиндра тормозную жидкость. А жидкость – тело несжимаемое, деваться ей некуда и она по шлангам и трубкам, расположенным под днищем автомобиля, перетекает к передним и задним колёсам.

Повторяю, жидкость – тело несжимаемое и, следовательно, какой объём жидкости вы вытесните из главного тормозного цилиндра, такой же объём перетечёт в колёсные тормозные цилиндры. В результате жидкость прижмёт тормозные колодки к тормозным дискам.

Чем сильнее давите на педаль тормоза, тем сильнее прижимаются колодки к дискам. Убрали ногу с педали тормоза – колодки вернулись в исходное положение.

Когда в 1921 году Малкольм Локхид запатентовал гидравлическую систему привода тормоза, это было настоящей инженерной революцией. Быстрому распространению этой системы мешало только несовершенство материалов, из которых изготавливались уплотнительные манжеты. Невозможно было обеспечить надёжную герметичность системы, и жидкость постоянно подтекала.

А вот это уже опасно! Эксплуатировать автомобиль с негерметичной тормозной системой нельзя! Правда, педаль тормоза по-прежнему жёсткая, тормозная система работает, но если только вы обнаружили малейшее подтекание тормозной жидкости, тогда немедленно в автосервис! И двигаемся со всеми мерами предосторожности!

Более того, Перечень вообще не разрешает никаких подтеканий ни откуда – ни из картера двигателя, ни из системы питания двигателя, ни из системы охлаждения двигателя, ни из КПП, ни из АКПП, ни из аккумулятора. Так что, если вы обнаружили под своим автомобилем даже следы только капель, разберитесь – не ваши ли это капли. И если ваши, тогда необходимо устранить неисправность, в противном случае эксплуатация автомобиля запрещена!

Теперь о стояночной тормозной системе.

Во-первых, невредно знать, что у большинства автомобилей ручник блокирует не все четыре колеса, а только два задних. И, как правило, изготовители применяют примитивнейший механизм привода – колодки прижимаются к тормозным барабанам с помощью системы, состоящей из рычагов, тяг и тросов, расположенных под днищем автомобиля.

Стояночная тормозная система (ручной тормоз) предназначена для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии при остановке и стоянке.

Для проверки эффективности стояночной системы существует специальный тест:

Легковой автомобиль в снаряжённом состоянии (без водителя, пассажиров и груза) должен удерживаться в неподвижном состоянии на уклоне до 23% включительно.

Легковой автомобиль при полной нагрузке (с водителем, пассажирами и грузом) должен удерживаться в неподвижном состоянии на уклоне до16% включительно.

Эти цифры надо запомнить. В жизни они вам вряд ли пригодятся, а вот на экзамене потребуются.


В каком случае считается, что стояночная тормозная система легкового автомобиля полностью исправна?

1. Достаточно, если она обеспечивает неподвижное состояние легкового автомобиля при полной нагрузке (с водителем, пассажирами и грузом) на уклоне до 16% включительно.

2. Достаточно, если она обеспечивает неподвижное состояние легкового автомобиля в снаряжённом состоянии (без водителя, пассажиров и груза) на уклоне до 23% включительно.

3. Должны быть выполнены оба условия.

О тормозных механизмах всё. Теперь о рулевом управлении.

Во время движения направляющие колёса автомобиля совершают архисложную работу. Мало того, что они постоянно двигаются вверх и вниз, «проглатывая» неровности дороги, так ещё и должны поворачиваться, повинуясь воле водителя.

Неудивительно, что усилие от рулевого колеса к направляющим колёсам передаётся через сложную систему узлов и деталей, соединённых друг с другом шарнирами, имеющими три степени свободы. Благодаря таким шарнирам, детали рулевого привода могут перемещаться друг относительно друга в разных плоскостях.

Шарниры постепенно изнашиваются, и у рулевого колеса появляется увеличенный люфт. Небольшой люфт есть и у совершенно нового автомобиля, и это нормально и не опасно. Но если люфт перевалил за 10 градусов , то с такой неисправностью эксплуатировать легковой автомобиль опасно и потому запрещено.

Нам осталось только понять, что такое «люфт рулевого колеса», как его обнаружить и как измерить.

Если покачать рулевое колесо туда-сюда, то можно обнаружить, что на какой-то небольшой угол, оно вращается совсем свободно, без усилия, а направляющие колёса при этом остаются неподвижными.

Это и есть люфт.

Что такое 10 градусов, можно, конечно, измерить точно с помощью нехитрых приспособлений. Но представление о люфте в 10 градусов можно получить и «на глаз».

Разделите мысленно рулевое колесо на четыре сектора по 90 градусов. 90 пополам – получится 45 градусов. 45 пополам – получится 22,5 градуса. Ещё раз пополам – это чуть более 11 градусов.

Вот примерно на такой угол и разрешается люфтить рулевому колесу.

У большинства современных легковых автомобилей рулевая колонка регулируется по высоте. И после того, как водитель отрегулировал положение рулевой колонки «под себя», она должна быть намертво зафиксирована. Но если механизм фиксации неисправен, и на ходу колонка гуляет вверх и вниз, то это, безусловно, опасно.

И еще. Практически всё современные автомобили снабжены усилителем рулевого управления. Именно благодаря этому усилителю хрупкие девушки легко вращают руль тяжёлого внедорожника. Однако ситуация может кардинально измениться, если выйдет из строя усилитель. Вращать рулевое колесо станет непривычно тяжело. А вот уже опасно!

Не может быть никаких сомнений в том, что на безопасность движения влияет работоспособность внешних световых приборов.

При этом практически неважно, что именно не так. Если только внешние световые приборы небезупречны, это уже опасно само по себе. Ну, вот скажите, если фары (или габаритные огни, или стоп-сигналы, или указатели поворотов) работают абсолютно нормально, но они грязные, и то, что они работают мало кому видно, разве это не опасно? Или пусть они чистые, но горят тускло, или слишком ярко, или лампы горят нормально, но стёкла-рассеиватели разбиты или отсутствуют, или рассеиватели целые, но чужие (не от этого светового прибора), разве это не опасно?

Ну, и конечно, колёса. То есть диски и шины.

Уж чему-чему, а колёсам Перечень уделил много внимания. Оно и понятно – именно колёсами транспортное средство держится за дорогу. И если держаться будет плохо, то беды не избежать.

Колесо в сборе – это шина и колёсный диск, на который шина, собственно, и монтируется.

Когда вы меняете колесо, то тут особо думать нечего. Прикрутил колёсные болты к ступице, и все дела.

А вот Перечень говорит, что это не совсем так, сначала надо обязательно оценить состояние конического сопряжения болт – диск. Хотя бы визуально.

Колёсные болты они ведь не простые, а специальные. У них есть специальная коническая фаска. И такой же ответный конус сделан в колёсном диске. И такое коническое сопряжение как раз и гарантирует, что болт не открутится, и колесо на ходу не отвалится.

И вот что про это коническое сопряжение сказано в Перечне: «Запрещается эксплуатация, если отсутствует болт крепления или имеются видимые нарушения формы и размеров крепёжных отверстий».

Современные шины отличаются большим разнообразием. Соответственно и эксплуатационные свойства у них могут разниться. А это, в свою очередь, накладывает на водителей дополнительные обязанности при подборе комплекта шин. При этом плохих шин нет, все они хорошие, но разные по конструкции – радиальные, диагональные, камерные, бескамерные, с различными рисунками протектора, зимние, летние, ошипованные и неошипованные.

Здесь мы не будем вдаваться в подробности, как шины устроены и что отличает одну марку от другой. Для того, чтобы грамотно эксплуатировать автомобиль, вполне достаточно знать общие принципы.

1. Самый идеальный вариант – это когда все четыре колеса абсолютно одинаковые.


Если на одну ось автомобиля установлены шины различных размеров, различных конструкций, различных моделей, с различным рисунком протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, то…

1. Эксплуатация автомобиля разрешается только в летнее время года и при сухой погоде.

2. Эксплуатация автомобиля категорически запрещена. Можно доехать только до места ремонта или стоянки.

Любой транспорт, начиная от мотоцикла и заканчивая грузовым авто, является средством повышенной опасности. Водитель еще перед началом движения должен знать обо всех требованиях, предъявляемых Правилами дорожного движения (далее - Правилами), и следовать каждому указанному в них пункту. Сюда входит и требование к знаниям водителя о том, какие неисправности автомобиля влияют на безопасность движения. Помимо знания, водитель, естественно, должен уметь своевременно их обнаруживать.

Проверка ТС перед выездом

Если колесо не прикручено должным образом, из-за него могут создаваться аварийные ситуации. Бывает даже, что оно отваливается в пути! Конечно, такого допускать ни в коем случае нельзя. И эта обязанность всецело лежит на водителе. При наступлении дорожного происшествия он в этом случае не может сослаться на какие-то обстоятельства (например, что автослесарь плохо прикрутил колесо). Ответственность здесь полностью - на водителе.

Поэтому ему необходимо каждый раз перед выездом проверять свое транспортное средство. Кроме того, водитель должен чувствовать и вовремя реагировать, заметив, что с автомобилем творится что-то неладное.

Неисправности, согласно Правилам, бывают двух видов:

  • те, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств;
  • те, с которыми вообще запрещено дальнейшее движение.

Движение на транспортном средстве запрещено

Неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, должен знать любой водитель. Их немного. Рассмотрим их вкратце.

Во-первых, это касается проблем с тормозной системой. Как в этом случае, так и при неисправностях в рулевом управлении, ездить на машине нельзя вообще. Единственное, что можно сделать, - это вызвать эвакуатор.

Во-вторых, если автомобиль эксплуатируется с прицепом, то при неисправности сцепного устройства ездить куда бы то ни было с прицепом запрещается. Ведь если на ходу он оторвется, то последствия для других участников движения могут быть трагическими.

Запрещается водить машину даже при таких, казалось бы, незначительных неисправностях, как нерабочие фары и задние габаритные огни. Одно дело - когда езда происходит в светлое время суток и при ясной погоде. Тогда доехать до автомастерской не составит труда. Однако если проблема обнаружилась в ночное время, следует убрать машину с дороги и дождаться, когда наступит рассвет.

В перечень неисправностей, при которых езда запрещается, входят и неработающие стеклоочистители. В дождливую погоду или тогда, когда падает снег, водитель просто ничего не будет видеть. Поэтому, в соответствии с Правилами, он должен прекратить движение на время выпадения осадков и продолжить его лишь тогда, когда погода улучшится.

Неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств

В этом случае на машине нельзя ездить по каким-то своим делам. Однако допустимо доехать на ней домой или до автомастерской в случае, если неисправность обнаружилась в дороге. Но необходимо принять меры предосторожности. Бывают неисправности, которые влияют на безопасность, но случаются и такие, что не влияют на нее.

Неисправности, влияющие на безопасность

Подумайте, можно ли водить машину, если у нее, к примеру, не работает звуковой сигнал? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно представить себе случай, когда при помощи звукового сигнала вы предотвращаете ДТП. Все происходит за доли секунды. И если посигналить не получится, то может случиться трагедия.

Ну а когда нельзя отрегулировать водительское кресло? Это не просто неудобно. Езда в таком положении является и опасной.

Конечно, создаются сложности при вождении, если перестал работать спидометр или обогреватель не действует на заднее стекло. Хотя в последнем случае эта функция может и не понадобиться при теплой и ясной погоде. А вот при осадках могут возникнуть проблемы. Исправная работа дворников, наличие жидкости в бачке омывателя - все это тоже, безусловно, влияет на безопасность при вождении в определенных погодных условиях.

Большое значение имеет все, что связано с обеспечением полноценного обзора для водителя. Поэтому не следует устанавливать дополнительные предметы в тех местах, где он может быть ограничен.

Естественно, в неисправности, запрещающие эксплуатацию автомобиля, входит и неработающая пробка бензобака. Если над его горловиной будет парить облако бензина, то создастся исключительная опасность при работающем транспортном средстве.

С этим мы разобрались. А какие неисправности относятся к тем, что не воздействуют на безопасность?

Неисправности, не влияющие на безопасность

Подобных дефектов в машине может быть множество. Например, вдруг перестал работать стеклоподъемник. Конечно, если окно осталось открытым, а погода на улице - совсем не сахар, то это окажет воздействие на безопасность при вождении. Но по Правилам, тем не менее, считается, что эта поломка привнесет лишь легкий дискомфорт. Тем, кто собирается сдавать экзамены на вождение, этот факт следует просто запомнить, не надеясь в этом случае на логику.

Однако при ограниченной способности работы мотора (не на полную мощность) или слишком большом расходе топлива говорить, что подобная неисправность ТС влияет на безопасность, не приходится.

Итак, характер поломок, не влияющих на безопасность при езде, теперь понятен. Вернемся же к тем ситуациям, когда не разрешается водить машину, и рассмотрим их подробнее.

Тормозная система

В неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, входит эта поломка. При плохой работе системы создается самая серьезная опасность, которая может привести к тяжелым последствиям. Ее эффективность вычисляется через длину тормозного пути. С этой целью проводятся испытания на сухой, ровной и чистой дороге.

Неисправности тормозной системы станут очевидными, если во время торможения автомобиль отклонится от прямолинейного расположения на дороге. К ним относятся утечка тормозной жидкости и нарушение герметичности в системе.

Неисправности тормозной системы будут выявлены и в случае, если автомобиль не сможет стоять неподвижно на подъеме с уклоном до 23% без нагрузки и до 16% - с полной нагрузкой.

Рулевое управление

В этом механизме все элементы должны быть крепко зафиксированы. Перемещать детали, которые не предусмотрены конструкцией автомобиля, не допускается. О неисправности рулевого управления можно говорить тогда, когда суммарный люфт для перевозки грузов - выше десяти процентов.

Световые приборы

Эти элементы приобретают исключительную важность в темное время суток, а также в условиях плохой видимости. Внешние световые приборы освещают дорогу, а реле поворотов предупреждает о совершении маневров. Их число, нахождение на транспортном средстве, тип и режим функционирования должны быть установлены в строгом соответствии с требованиями конструкции ТС. Также они должны быть хорошо отрегулированными и чистыми. Впереди запрещены огни красного цвета, а сзади - белого, так как это будет вводить в заблуждение водителей других автотранспортных средств.

Омыватели и очистители стекол

Если со стороны водителя стеклоочиститель находится в нерабочем состоянии, то езда во время выпадения осадков запрещена. Конструкцией ТС предусмотрена работа дворников в определенных режимах, каждый из которых должен исправно функционировать. Также важна работа омывателя. Таким образом, на стороне водителя должна быть обеспечена хорошая прозрачность стекол.

Двигатель

Мотор, как известно, является «сердцем» автомобиля. Его работа обеспечивается правильной эксплуатацией, регулировкой и регулярным прохождением техобслуживания. Неисправности двигателя могут быть связаны с негерметичной системой питания или неисправной выпускной системой.

Кроме того, выброс вредных веществ в атмосферу, согласно Правилам, не должен превышать установленных норм. Неисправности двигателя в этом случае могут быть вызваны сильным износом деталей КШМ, плохой регулировкой клапанов, карбюратора или неправильной установкой зажигания.

Шины и колеса

Качество и безопасность езды во многом зависят от состояния колес. Все их болты должны быть прочно прикреплены. Колеса должны иметь сбалансированное и рекомендуемое изготовителем давление, а также отрегулированный сход-развал.

Размер шин также должен соответствовать установленным для модели параметрам. Для шин на легковом автомобиле допустимой является глубина рисунка не менее 1,6 миллиметров, а на мотоциклах - 0,8 миллиметров. Известно, что чем более изношен протекторный рисунок, тем хуже становится сцепление с дорогой, что ведет к большему тормозному пути и заносам.

Конечно, на шинах не должно быть никаких порезов, разрывов, отслоений протектора и прочего.

Прочие элементы

Помимо неисправности рулевого управления, тормозной системы и остальных названных поломок, имеются и другие элементы, без работы которых безопасность вождения может находиться под угрозой.

На стеклах не должно быть трещин, все они должны быть целыми. В пределах, допустимых ГОСТом, разрешается использование тонированных стекол. На заднем стекле можно устанавливать жалюзи или шторки, при условии, что с одной и другой стороны имеются зеркала заднего вида. Они должны обеспечивать водителю отличную видимость.

Исправными надлежит быть также и другим элементам, влияющим на безопасность (смотрите выше неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств).

На мотоциклах должны устанавливаться дуги безопасности, которые способны уменьшить телесные повреждения водителя и пассажира.

В автомобиле все ремни безопасности должны быть в рабочем состоянии, без надрывов, чтобы предохранить водителей и пассажиров при ДТП от травм.

Для оказания первой медицинской помощи в машине предусмотрена аптечка, для тушения пожаров - огнетушитель, и для предупреждения водителей - знак аварийной остановки.

Дополнительные элементы, которые не предусмотрены изначальной конструкцией, на тормозной системе, рулевом управлении, иных агрегатах, реле поворотов и других световых приборах обязательно согласовываются с изготовителем или уполномоченной организацией. В противном случае эксплуатация автотранспортного средства запрещается.

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".

1. Тормозные системы

1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

  • транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16 процентов включительно;
  • легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23 процентов включительно;
  • грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно.

2. Рулевое управление

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

где, Люфт - Суммарный люфт не более (градусов).

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

3. Внешние световые приборы

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. На транспортном средстве установлены:

  • спереди - световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • сзади - фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Примечание. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.

4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

5. Колеса и шины

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

  • для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;
  • для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий M2, M3 - 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками "M+S", "M&S", "M S" (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

6. Двигатель

6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.

6.2. Нарушена герметичность системы питания.

6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.

6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

6.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.

7. Прочие элементы конструкции

7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.7. Отсутствуют:

  • на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001;
  • на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т - противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
  • на мотоцикле с боковым прицепом - медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком "Федеральная служба охраны Российской Федерации", проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

7.9. Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема - опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

7.15(1). Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения".

7.16. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.

7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.