Первый додж. Братья джон и хорас додж

Марка Dodge - квинтэссенция всего истинно американского

В далеком 1900 году два брата Джон и Горацио Додж, устав выпускать популярные среди населения велосипеды, подписали договор с Генри Фордом на создание комплектующих для автомобилей Ford. Для организации этой идеи братья возвели неподалеку от Детройта завод. Через четырнадцать лет успешной деятельности на этом поприще братьям Додж надоело выполнять чужие подряды, и они призадумались о выпуске собственного автотранспорта. И вот в 1914 году появляется предприятие, для названия которой братья долго не думая, выбирают свою фамилию Dodge.

Первые шаги Dodge в самостоятельном автопроизводстве

«Первенцем» новосозданной фирмы стало авто, которому американцы дали ласковое прозвище «Старушка Бетси». Новинка представляла собой 4-дверный кабриолет, оснащенный 35-сильным мотором, фарами, 3-диапазонной КПП и электростартером. Это авто было не только в числе первых моделей с цельнометаллическим кузовом, но также отличалось приемлемой ценой в 795 долл. и высоким качеством, что позволило новинке сразу стать популярной среди американских покупателей.

Но далеко не удача и волшебство помогли братьям-бизнесменам добиться успеха на американском рынке. Их небольшое предприятие взяло на вооружение все технологические новшества того периода, в т.ч. и технологию «Форда» в стандартизации и поточной сборке (основатель Ford даже подавал по этому поводу на братьев в суд, но Додж удалось выиграть все суды). До конца 2014 года было выпущено 250 экземпляров «Старушки Бетси» и на радиаторе каждого экземпляра был логотип фирмы на котором красовалась наша планета, помещенная в середину шестиконечной звезды Давида (таким образом, создатели Dodge показали, что помнят и гордятся своим происхождением). Компания «Додж» также продолжила производить детали коробок передач, моторов, ведущих мостов и пр. Весь этот ассортимент реализовывался компаниям Ford и Olds Motors.

На 1915 год марка выпустила уже свыше 45 тыс. автомобилей. Незадолго после этого Dodge получает заказ от армии США на изготовление машин, которые будут применяться в военной кампании направленной против действий Панчо Вилья. Успешно справившись с задачей «Додж» стала получать от Вооруженных Сил США и другие заказы. Начиная с 1917 года, братья приступили к расширению продуктовой гаммы Dodge и выпустили под своей маркой грузовики и фургоны. «Первенцем» в этом направлении стала армейская санитарная машина и ее предназначенная для нужд гражданского населения вариация по цене 885 долл. Продажи Dodge росли невероятными темпами: в 1917 году под брендом «Додж» было реализовано 71,4 тыс. авто, а спустя 3 года после этого число проданных машин перевалило за 141000. Все это позволило компании братьев к 1920-му году стать второй в США по производству авто, уступив «золото» Ford. Но такое успешное восхождение на автомобильный Олимп остановила смерть обоих основателей марки. Горацио ранее никогда не болевшего от простуд, приковала к постели пневмония, от которой он, невзирая на усилия лучших американских врачей, скончался в середине января 1920 года. А спустя одиннадцать месяцев ушел из жизни и второй брат, причиной смерти которого, несмотря на то, что он всегда отрицательно относился к алкоголю, стал цирроз печени.

Компания Dodge без своих основателей

После смерти братьев марку возглавил Фредерик Хайнс. Под его руководством Dodge производит в 1921 году Tourung Car - первое в истории мирового автопрома авто с цельнометаллическим закрытым кузовом. За новинку просили довольно небольшую по тем временам сумму в 980 долл. Параллельно с этим Dodge первым в США приступает к покорению европейских автолюбителей. Спустя год в Лондоне «Додж» основывает первое в Европе американское предприятие по сборке авто. После чего Dodge выводит на европейский рынок свои грузовики под брендом Graham. Началом спортивной славы бренда стал выход в 1924 году рассчитанного на двоих человек Dodge Roadster со складным тканевым верхом.

Своим прямым наследницам-вдовам братья оставили более чем по 20 млн. долл. каждый и по 50 процентов уставного капитала, но у их жен не было должных предпринимательских способностей и Dodge начала «уходить в минус». Консорциум американских банков приобрел бренд за 145 млн. долл., что позволило «Додж» удержаться на плаву. И в 1927 году выходит авто Senior Six, которое впервые за период существования бренда комплектовалось 6-цилиндровым силовым агрегатом (через год этот мотор заменит все «четверки») и гидроприводными тормозами. В 1928 году модельную гамму Dodge также пополнило более доступное авто Victory Six с низким расходом топлива.

Но купившие компанию банкиры также не смогли грамотно ею распорядиться, и вот накануне экономического кризиса марка вновь оказалась на грани краха. Было решено продать Dodge Уолтеру Крайслеру, занимавшемуся на то время строительством собственной автоимперии. Начиная с 1928 года, компания утратила свою автономность, став частью корпорации Chrysler.

Развитие Dodge после потери самостоятельности

С того времени авто Dodge постепенно стали «подгоняться» под продукцию других членов Chrysler. Унификация была начата еще в 1929 году, когда была выпущена новая модель DA1, ставшая клоном Chrysler. После чего был произведен Dodge DC, оснащенный 8-цилиндровым агрегатом Chrysler. Корпорация под руководством Уолтера Крайслера знала свое дело и уже в 1930 году «Додж» по объему производства в США занимал 4 место вместо 13, как это было ранее.

Спустя два года после этого выходит изящный кабриолет Dodge DL, дизайн которого был выполнен в модном на то время стиле ар-деко. Капот новинки украсила фигурка барана, которая с того времени стала эмблемой марки. В период 1935-1939 гг. модели Dodge стали выделяться новыми кузовами обтекаемой формы. В 1939 году компания отметила 25 лет со дня своего основания и провела приуроченное к юбилею обновление своей модельной гаммы. Рестайлинговая линия получилась настолько удачной, что заслуженно получила негласное название «роскошные лайнеры». В число моделей Luxury Liners входил и представительский седан D-ll Deluxe, оборудованный встроенной в передние крылья оптикой и стеклоподъемниками с гидроприводом.

Во время Второй Мировой войны марка «не простаивала», выпуская авиадвигатели, прочные и надежные армейские грузовики повышенной проходимости, а также оснащенные системой полного привода пикапы Fargo Powerwagons. Последние выпускались не только для нужд армии, но и для гражданского населения и производились до 1970 года. После окончания военных действий Dodge продолжила выпуск разработанных еще до 42-го года старых моделей, предварительно немного обновив их. Эти авто были качественными, но очень скучными в плане дизайна.

Всплеск популярности со сменой дизайна

В 50-е годы дизайнер компании Верджил Экснер чтобы выделить модели Dodge на фоне других марок разрабатывает новый дизайн Forward Look и ситуация меняется в корне. В 1949 году, наконец, были представлены первые после окончания военных действий новые авто.

В 1953 году Coronet получил «второе дыхание» выйдя впервые среди всей гаммы марки в новом современном дизайне Forward Look и с агрегатом V8 (хотя в моторную гамму также входил и прежний агрегат с шестью цилиндрами). Среди всех спецификаций Coronet особо элегантный вид имел рассчитанный на пятерых человек Club Coupe с изогнутым лобовым стеклом, утопленными ручками дверей, покрытыми хромом деталями и трехтоновой окраской кузова. В период 1953-1954 гг. увидело свет более 300 тыс. экземпляров рестайлингового Coronet. Периодически незначительно обновляясь, модель производилась три года.

В 1953 году Dodge также презентует новое авто, оснащенное мотором HEMI V8 и АКПП. В последующем этот двигатель, который изначально создавался для военной авиации, а позже удачно применялся на спортавтомобилях, был назван наиболее экономичным по расходу масла. В 1959 году представлен публике Royal Lancer, в экстерьере которого выделялись своеобразные «акульи» плавники-стабилизаторы.

В 1960 году «Додж» переходит на создание моделей с несущими кузовами и серийно выпускает малогабаритное авто марки Dart. Спустя год Dodge презентует компактный Lancer с 6-цилиндровым 2,8-литровым агрегатом. А в 1963 году его заменила в продуктовой линейке марки еще более миниатюрная модель Dart. Из-за успеха малогабаритных авто руководство Chrysler в начале 60-х убрало полноразмерные модели из гаммы Dodge и Plymouth. Эта ошибка в стратегии привела к резкому снижению объемов продаж. Чтобы исправить ситуацию летом 1962 года в продажу поступает полноразмерный Dodge Custom 880. Через два года после этого «Додж» отпраздновал свой полувековой юбилей, и в честь этого выпустил лимитированную спортивную спецвариацию. К 1966 году модельная линейка Dodge окончательно была определена: в нее входили две полноразмерные модели, компакт-кар и одна промежуточная модель.

В этот же период компания открывает себе дорогу на только появившийся класс muscle cars, выпуская созданное на основе Coronet спорткупе Dodge Charger. Эта «двухдверка» с кузовом fastback и спрятанными за декоративными щитками огнями комплектовалась 230-сильным агрегатом V8, а под капотом ее спортвариации находился легендарный мотор Hemi объемом 7 л и отдачей в 426 «лошадок». Это авто по праву стало легендой Америки. В 1970 году Dodge представил мощную модель Challenger с двигателем объемом семь литров. Вышедшая немного позже обновленная версия получила более скромный 5,2-литровый мотор.

Разразившийся в начале 70-х топливный кризис привел к окончанию эпохи мускул-каров. Этот кризис также повлек за собой серьезные финансовые проблемы в Chrysler, ведь в продуктовой гамме корпорации не было субкомпактной малолитражки. А потому корпорация решилась на продажу под маркой Dodge японского авто Mitsubishi Lancer. В последующем зависимость от т.н. captive import была очень большой. Больше десяти лет Dodge выпускала под своей маркой модели производства Mitsubishi. Только в 1978 году у «Додж» появилось собственное субкомпактное переднеприводное авто Omni, но к этому времени концерн был практически разорен. Немаловажную роль в этом сыграл и тот факт, что продукция корпорации получила славу очень ненадежной. В большей степени имидж подпортили отличавшийся низкокачественной сборкой Dodge Aspen и полноразмерное авто Dodge St Regis, которое вышло в период нефтяного кризиса 79-го года.

Чем ознаменовались 80-е и 90-е годы в истории Dodge

Чтобы спасти ситуацию новый менеджер Chrysler Ли Якокка обратился к американским конгрессменам с просьбой предоставить корпорации госзаем. У Якокка была стратегия, как вывести Chrysler из финансового кризиса. Менеджер возлагал большие надежды на K-платформу с системой переднего привода, на основе которой с начала 80-х производилось целое семейство автомобилей. Предложенная Ли программа полностью оправдала ожидания.

В 1984 году выпускается минивэн Dodge Caravan с ведущими передними колесами и установленным поперечно двигателем. Эта уникальное и в то же время достаточно утилитарное авто в кратчайшие сроки завоевало популярность, в том числе и среди европейских покупателей, которым модель была представлена как Chrysler Voyager.

В 1989 на детройтской автовыставке дебютировал концептуальный родстер Dodge Viper, а через два года увидела свет серийная версия, названная Viper RT10. Новинка оснащалась полностью алюминиевым 8-литровым мотором V10. Агрегат предлагался в двух вариантах мощности: 394 «лошадки» для Америки и 364 «лошадки» для других рынков. Viper также оборудовался 6-диапазонной МКПП и независимой подвеской. Авто стало наиболее мощной серийной американской моделью. Производством Viper автопроизводитель продемонстрировал свои твердые намерения и возможности проявить себя в автоспорте.

В начале 1992 года «Додж» выпускает модель Intrepid, которая заставила пересмотреть негативное отношение многих автолюбителей к американским машинам. Через год на франкфуртской автовыставке дебютировал седан Dodge Neon с ведущими передними колесами и «четверкой» объемом 2 л. Это авто было не только наиболее дешевым в гамме Dodge, но также отличалось комфортабельностью и могло развивать достаточно приличную скорость. Через 6 лет на детройтской автовыставке состоялась премьера уже доработанной вариации Neon с модифицированной передней частью кузова и улучшенной подвеской. В 1997 году на этом автосалоне Dodge презентовала внедорожник Durango с V-образной «восьмеркой» и отключаемым полным приводом. Довольно успешно продвигаются вышедшие в 90-е годы пикапы Dakota с верхом из мягкого материала. В 1997 году выходит Dakota второй генерации с жесткой лонжеронной рамой, которая сумела достойно побороться за покупателей с Ford F-150.

Чтобы справиться с растущей конкуренцией в 1998 году Chrysler объединяется с Daimler-Benz. После чего продукция марки Dodge по сравнению с автомобилями других, входящих в концерн марок, начинает позиционироваться как более доступная, а также как спортивная.

Марка Dodge в 21 столетии

В 2001 году «Додж» приступил к обновлению своего ассортимента. Выходят такие модели как Stratus и Stratus Coupe, минивэны Caravan/Grand Caravan, спортвариации R/T и рестайлинговый внедорожник Durango. В следующем году на чикагском автосалоне состоялась премьера третьей генерации пикапа Dodge Ram. И ныне эту модель называют наиболее привлекательным американским легким грузовиком. В дальнейшем марка прикладывала все усилия, чтобы укрепиться на международном рынке. В 2005-2006 годах компания помимо серийных моделей выпустила несколько концепт-каров. В 2007 году модельную гамму Dodge пополнил седан D-класса Avanger и внедорожник Nitro. Осенью следующего года автопроизводитель выпустил «паркетник» Journey в пятиместном и семиместном исполнениях и с множеством версий трансформации салона.

В 2009 году большую часть акций концерна приобрел итальянский концерн Fiat, а в 2014 году Fiat выкупил оставшийся 41% активов Chrysler. Альянс намерен дальше продолжать свою деятельность под названием Fiat Chrysler Automobile.

Невзирая на все перипетии с альянсами Dodge продолжает трудиться над выпуском новых стильных авто. Так, например, осенью 2013 года компания презентовала адаптированный для службы в полиции и для пожарников внедорожник Durango и приступила к разработке седана Dart с двигателем V6. В декабре 2013 года компания вывела на тестовые испытания Challenger 2015 модельного года, а на чикагской автовыставке в 2014 году презентовала «паркетник» Journey Crossroad.

Dodge — марка автомобилей, производимых американской компанией Chrysler. Под маркой Dodge выпускаются легковые автомобили, пикапы, внедорожники и коммерческие автомобили. Компания была основана в 1900 году братьями Додж для выпуска автомобильных комплектующих. В 1914 году начался выпуск собственных автомобилей. Компания Dodge в 1928 году была продана корпорации Chrysler, с 1997 до 2008 года входила в состав альянса DaimlerChrysler, а сейчас является частью компании Fiat-Chrysler LLC. На новом логотипе Dodge изображена надпись «Dodge» с двумя красными полосами; старый логотип (голова толсторога) теперь используется на автомобилях марки Ram.

Братья Джон Додж (John Dodge) и Хорэс Додж (Horace Dodge) пришли в автопром задолго до того, как основали собственную автомобилестроительную компанию. Ещё в 1897 году они приступили к производству велосипедов в Детройте, а в 1900-м основали машиностроительный завод, на котором производили детали для автомобилей. Они поставляли трансмиссии для Oldsmobile, в 1903 году помогли Генри Форду (Henry Ford) с финансированием Ford Motor Company и строили для него двигатели, а Джон Додж до 1913 года даже был вице-президентом этой компании.

Цельнометаллические кузова от фирмы Budd принесли ранним моделям Dodge популярность у покупателей.

Продукция братьев Додж завоевала высокую репутацию своим качеством и надёжностью. Решив, что пора самим производить автомобили, братья на базе своих заводов создали в 1913 году фирму, которая так и называлась — «Братья Додж» (Dodge Brothers). Первый автомобиль марки Dodge появился на свет 14 ноября 1914 года. Он имел 3,5-литровый 4-цилиндровый мотор в 35 л.с. и позиционировался как бюджетный, но «настоящий» автомобиль, в отличие от популярного, но примитивного Ford T. Да и стоил он всего в полтора раза дороже. Эта стратегия принесла успех: недорогие и надёжные машины пользовались хорошим спросом. К 1919 году продажи Dodge превысили 100 тысяч экземпляров. В 1916-м Dodge стал первым в мире массовым автомобилем с цельнометаллическим кузовом производства компании Budd, который выпускался и в открытом, и в закрытом вариантах. С 1917 года под маркой Dodge производились и грузовики.


Dodge WC23 1941 года, один из представителей военных машин семейства WC.

Однако в 1920 году фирму постиг неожиданный удар: Джон Додж стал одной из жертв пандемии «испанки» — гриппа, который в те годы выкашивал людей почище пулемётов на фронтах только что закончившейся Мировой войны. Хорэс ненадолго пережил брата, скончавшись полгода спустя от осложнений после той же «испанки». Компания осталась без твёрдого руководства, и как ни странно, никто особенно не был заинтересован в её процветании, несмотря на то, что в 1925 году по объёму производства она занимала четвёртое место в США.


В послевоенные годы Dodge отличался солидным, но маловыразительным дизайном.

Годовой выпуск автомобилей составлял 200 тысяч экземпляров. В том же году её приобрёл банковский консорциум Dillon, Read & Company за $148 миллионов — на тот момент это была крупнейшая корпоративная сделка в истории. Примерно в то же время на фирму положил глаз Уолтер Крайслер (Walter Chrysler), недавно основавший свою корпорацию и изыскивавший возможности её расширения. Несмотря на только что основанные подразделения Plymouth и DeSoto, он всё же купил Dodge в 1928 году, что в тот момент напоминало проглатывание слона удавом. Огромные производственные мощности Dodge позволили корпорации Chrysler стать одним из членов детройтской тройки автогигантов, наряду с General Motors и Ford — причём в некоторые моменты истории Chrysler даже обгонял Ford по объёму производства. Первоначально Dodge в составе новой корпорации позиционировался на втором месте, классом выше DeSoto, и по престижности уступал только собственно Chrysler.


В 50-е годы итальянская фирма Ghia построила для Chrysler несколько интересных прототипов. Это один из них — Dodge Firearrow (огненная стрела).

Но в 1933 году, после реструктуризации, Dodge оказался на втором месте с конца, между DeSoto и более дешёвым Plymouth. Такая рокировка была сделана с целью увеличить продажи марки. Эта стратегия себя оправдала, тем более что в модельном ряду Dodge не была представлена передовая, но непопулярная у покупателей модель Airflow, которая больно ударила по продажам Chrysler и DeSoto. Производство Dodge после окончания Великой депрессии стабильно росло и в 1937 году подошло вплотную к 300 тысячам. В 1942—1945 годах выпуск легковых автомобилей Dodge, как и прочих американских марок, прекратился, зато для армейских нужд производились лёгкие полноприводные грузовики серий WC (Weapon Carrier, буквально — «Носитель оружия»), которые в больших количествах поставлялись по ленд-лизу и в нашу страну.


Dodge Dart 1960 года — первая «промежуточная» модель Dodge, она всё ещё в стилистике Forward Look.

После войны на их базе был начат выпуск популярных пикапов Dodge Power Wagon. Послевоенные легковые Dodge, как и вся продукция корпорации Chrysler, отличались солидным, но невыразительным дизайном. Положение изменилось во второй половине 1950-х, когда под руководством дизайнера Вёрджила Экснера (Virgil Exner) был разработан удачный стиль Forward Look («Взгляд вперёд»), отличавшийся, по тогдашней моде, огромными плавниками. Модельный ряд Dodge тех лет состоял из серий Coronet, Royal и Custom Royal. В 1960 году полноразмерные Dodge получили название Polara и Matador, а в придачу к ним стали выпускаться более компактные модели Dart, сразу же завоевавшие популярность. Успех небольших моделей заставил руководство корпорации совершить стратегическую ошибку — в начале 1960-х марки Dodge и Plymouth (выпуск DeSoto прекратился в 1961 году) были лишены полноразмерных моделей. Продажи сразу же упали, и положение пришлось срочно исправлять, начав посредине 1962 модельного года выпуск полноразмерной машины Dodge Custom 880. Окончательно модельный ряд стабилизировался к 1966 году. Он состоял из полноразмерных моделей Polara и Monaco, промежуточного Coronet и компактного Dart. В том же году корпорация заявила о себе как о серьёзном игроке на зарождающемся рынке масл-каров, выпустив модель Dodge Charger на базе среднеразмерного Coronet.


Модели Dodge начала 60-х отличались не только маленькими размерами, но и противоречивым дизайном, не вызывавшим восторга у публики.

Это был двухдверный автомобиль с кузовом fastback, с фарами, которые прятались за декоративными щитками, но главное — с гаммой моторов, начинающейся от «восьмёрки» мощностью в 230 л.с. и заканчивающейся легендарным 426 Hemi (объём — 426 кубических дюймов, то есть 7 литров, с камерами сгорания полусферического типа), который развивал 425 л.с.


Полноразмерный Dodge нового поколения — Dodge Polara 1965 года.

С 1967 года Charger можно было заказать в популярной комплектации R/T, которая оснащалась 375-сильным мотором 440 Magnum. В 1969 году на основе Charger была построена модель Charger Daytona, предназначенная для гонок NASCAR. Daytona, как и аналогичный Plymouth Superbird, отличалась острым носом и двумя огромными килями с антикрылом. В соответствии с правилами NASCAR эта модель была выпущена в количестве 503 штук и сразу же стала фаворитом гонок. Daytona не оставляли никаких шансов соперникам, и в 1971 году руководство NASCAR фактически запретило их, ограничив максимальный объём двигателей пятью литрами.


Dodge Charger Daytona задал перцу всем соперникам на гонках NASCAR.

Наряду с моделями Charger и Daytona подразделение Dodge выпускало и другие образцы muscle cars, включая такие машины, как Coronet 500, Coronet R/T, Super Bee — все они могли комплектоваться мотором 426 Hemi. Солидными скоростными качествами отличался также компактный Dart в «заряженных» комплектациях, таких, как GTS, Swinger 340, Demon 340. На него устанавливался стандартный 340-кубовый (5,6 л) мотор в 275 л.с., который можно было заменить движком в 383 (6,3 л) и даже в 440 (7,2 л) кубических дюймов, мощностью в 300 л.с. и 375 л.с. соответственно.


Типичный muscle car от Dodge. Dodge Coronet в комплектации R/T (Road and Track) с легендарным мотором Hemi.

Наконец, с 1970 года выпускался очень популярный Dodge Challenger, который, скорее, можно отнести к категории pony cars. Он также предлагался в комплектациях R/T и Hemi, и в омологационной версии T/A для гонок Trans Am. Эта модель снабжалась 290-сильным мотором 340 Six Pack (с тремя двухкамерными карбюраторами).


Dodge Challenger RT — о наличии мотора Hemi говорит «шейкер» воздухозаборника посреди капота.

Эра масл-каров, а вместе с ней и процветание американского автопрома, кончилась с топливным кризисом начала 1970-х годов. Этот кризис поставил корпорацию Chrysler в особенно тяжёлое положение, так как она не могла предложить покупателям малолитражный субкомпактный автомобиль.


Dodge Super Bee — классический muscle car. Доступная «Супер-пчела» на базе Charger.

В качестве такового под маркой Dodge Colt пришлось продавать японскую модель Mitsubishi Lancer (а с 1979 года — Mitsubishi Mirage). В дальнейшем зависимость от так называемого captive import оставалась велика. Под маркой Dodge продавались машины Mitsubishi Galant (Dodge Challenger, 1978-1983), Mitsubishi Starion (Dodge Conquest, 1984-1986), Mitsubishi GTO (Dodge Stealth, 1991-1996), внедорожник Mitsubishi Pajero (Dodge Raider, 1987-1989) и пикап Dodge Ram 50 (1979-1983) также производства Mitsubishi.


Dodge Dart Swinger — одна из самых мощных моделей среди компактных автомобилей того времени.

Собственный субкомпакт появился у Dodge лишь в 1978 году, с началом выпуска Dodge Omni. Фактически эта машина была разработана французской компанией Simca, которая в то время находилась в собственности Chrysler, и после продажи этой компании концерну Peugeot-Citroen модель выпускалась в Европе как Talbot Horizon. Однако к тому времени корпорация Chrysler оказалась на грани банкротства, а её продукция получила печальную известность как крайне ненадёжная. В значительной мере репутацию марки испортила модель Dodge Aspen (1976—1980), которая пришла на смену компактному Dodge Dart и славилась очень низким качеством сборки. Ситуацию усугубила полноразмерная модель Dodge St Regis (1979—1981), появившаяся на свет в крайне неудачный момент: начало её производства совпало со вторым, ещё более серьёзным, нефтяным кризисом 1979 года.


Dodge Aspen — симпатичный компакт печально знаменитый отвратительным качеством сборки.


Большие Dodge охотно использовались в полиции.

Положение спас новый менеджер корпорации Ли Якокка (Lee Iacocca), который убедил американских конгрессменов предоставить корпорации крупный государственный заём. Якокка сделал ставку на новую переднеприводную K-платформу, на базе которой с начала 1980-х выпускалось целое семейство автомобилей, включая Dodge Aries, Dodge 400 и Dodge 600. Dodge 400 выпускался с кузовом кабриолет, став первым кабриолетом Dodge после 1971 года и одним из первых американских кабриолетов после того, как их производство временно прекратилось в 1976-м.


Dodge St Regis — большая машина, выпущенная в 1979 году. Тогда, когда большие машины стали американцам не нужны.

Самым большим Dodge после прекращения выпуска неудачного St Regis оставался среднеразмерный заднеприводный Dodge Diplomat (1977—1989), который больше пользовался популярностью у полицейских и таксистов, чем у частных покупателей. Лишь в 1988 году появился более крупный Dodge Dynasty. Вследствие упадка марки Plymouth подразделение Dodge c 1983 года по объёму выпуска легковых автомобилей стабильно занимает первое место в корпорации Chrysler.


Dodge 600: один из первых кабриолетов, появившихся в 1984-м после шестилетнего перерыва.

В 1980-е Dodge вновь пробует силы в секторе скоростных машин: к этому времени относится сотрудничество с известным конструктором Кэрроллом Шелби (Carroll Shelby), которое привело к выпуску ряда спортивных машин на основе серийных моделей Dodge. В их число входили Shelby Lancer (1987), Shelby Charger (1983—1987), Shelby CSX (на основе Dodge Shadow, 1987—1989), Shelby GLH-S (на основе Dodge Omni, 1986—1987) и даже «заряженный» пикап Shelby Dakota (1989). В 1992 году Dodge вышел на рынок суперкаров с моделью Viper, которая оснащалась 8-литровым мотором V10 в 400 л.с. На модели Viper GTS с 1996-го по 2002 год ставился ещё более мощный 450-сильный двигатель, а мощность модели Viper SRT/10, которая выпускается с 2003 года, достигает 510 л.с. В 1998-м Dodge в результате слияния Chrysler с Daimler-Benz оказался в составе корпорации DaimlerChrysler. Модели Dodge к этому времени приобрели фирменный крайслеровский стиль cab forward (сдвинутая вперёд кабина) с относительно небольшим капотом и большим салоном.


Dodge Shelby Charger — плод сотрудничества Dodge и Кэрролла Шелби.

Полностью обновлённый модельный ряд, помимо Viper, состоял из полноразмерного Intrepid (1993—2004), среднеразмерного Stratus (1995—2006, продавался в Европе как Chrysler Stratus), купе Avenger (1995—2000) и компактного Neon (1995—2005). Также выпускаются минивэны Caravan и Grand Caravan, которые с Plymouth Voyager в 1980-е позволили корпорации Chrysler фактически создать рынок минивэнов. В секторе внедорожников Dodge представлен моделью Durango (c 1998 года), к которому в 2007 году прибавился компактный Nitro. Место Intrepid с 2006 года занимает седан Dodge Charger, а также появившийся годом раньше универсал Dodge Magnum на той же платформе, который продаётся в Европе как Chrysler 300 Touring. С 2006-го выпускается также компактный Dodge Caliber, сменивший Neon.


Dodge Stealth — брат-близнец японского купе Mitsubishi GTO (она же — 3000GT).

В соответствии с новой стратегией корпорации марка Dodge перестала быть чисто американской. Официальные продажи Dodge начались и в Европе, включая Россию, где покупателям предлагаются модели Caliber. В поисках выхода из кризисного положения, в котором оказался весь американский автопром и подразделение Chrysler в частности, Dodge вновь делает ставку на скорость, эксплуатируя образы своих легендарных muscle cars. Свидетельство тому — появившийся в 2006 году концепт Dodge Challenger, который повторяет своей стилистикой классический Challenger 1970-х годов.

And chassis components for the city’s burgeoning number of automobile firms. Chief among these customers were the established Olds Motor Vehicle Company and the then-new Ford Motor Company . Dodge Brothers enjoyed much success in this field, but the brothers" growing wish to build complete vehicles was exemplified by John Dodge"s 1913 exclamation that he was "tired of being carried around in Henry Ford "s vest pocket."

By 1914, he and Horace had fixed that by creating the new four-cylinder Dodge Model 30 . Pitched as a slightly more upscale competitor to the ubiquitous Ford Model T , it pioneered or made standard many features later taken for granted: all-steel body construction (when the vast majority of cars worldwide still used wood framing under steel panels, though Stoneleigh and BSA had used steel bodies as early as 1911), 12-volt electrical system (6-volt systems would remain the norm up until the 1950s), and sliding-gear transmission (the best-selling Model T would retain an antiquated planetary design all the way until its demise in 1927). As a result of all this, as well as the brothers" well-earned reputation for quality through the parts they had made for other successful vehicles, Dodge cars were ranked at second place for U.S. sales as early as 1916. The same year, Henry Ford decided to stop paying dividends, leading to the Dodge brothers filing suit to protect approximately a million dollars a year they were earning; this led Ford to buy out his shareholders, and the Dodges were paid some US$25 million.

In the same year, Dodge vehicles won wide acclaim for durability while in service with the US Army"s Pancho Villa Expedition into Mexico . One notable instance was in May when the 6th Infantry received a reported sighting of Julio Cardenas, one of Villa"s most trusted subordinates. Lt. George S. Patton led ten soldiers and two civilian guides in three Dodge Model 30 touring cars to conduct a raid at a ranch house in San Miguelito, Sonora . During the ensuing firefight the party killed three men, of whom one was identified as Cardenas. Patton"s men tied the bodies to the hoods of the Dodges, returning to headquarters in Dublán and an excited reception from US newspapermen.

Death of the brothers

1927 Dodge Brothers Series 124 sedan

Dodge cars continued to rank second place in American sales in 1920. But that year, tragedy struck as John Dodge was felled by pneumonia in January. His brother Horace then died of cirrhosis in December of the same year (reportedly out of grief at the loss of his brother, with whom he was very close). The Dodge Brothers Company fell into the hands of the brothers" widows, who promoted long-time employee Frederick Haynes to the company presidency. During this time, the Model 30 was evolved to become the new Series 116 (though it retained the same basic construction and engineering features).

Dodge Brothers emerged as a leading builder of light trucks. They also entered into a production agreement whereby they produced trucks marketed as Graham Brothers by the men who would later produce Graham and Graham-Paige automobiles.

Stagnation in development was becoming apparent, however, and the public responded by dropping Dodge to fifth place in the industry by 1925. That year, the Dodge Brothers Company was sold by the widows to the well-known investment group Dillon, Read & Co. for no less than US$ 146 million (at the time, the largest cash transaction in history).

Dillon, Read quickly installed one of their own men at the company, one E.G. Wilmer , who set about trying to keep the firm on an even keel. Changes to the car, save for superficial things like trim levels and colors, remained minimal until 1927, when the new Senior six-cylinder line was introduced. The former four-cylinder line was kept on, but renamed the Fast Four line until it was dropped in favor of two lighter six-cylinder models (the Standard Six and Victory Six) for 1928.

Despite all this, Dodge’s sales had already dropped to seventh place in the industry by 1927, and Dillon, Read began looking for someone to take over the company on a more permanent basis.

Purchase from Dillon, Read

World War II

Full-size models evolved gradually during this time. After being restored to their former dimensions for 1965, the Polara and Monaco were changed mostly in appearance for the next ten years or so. Unique "fuselage " styling was employed for 1969, then was toned down again for 1974.

1966 Dodge Coronet 440 sedan

Dodge is well-known today for being a player in the muscle car market of the late 1960s and early 1970s. Along with the Charger, models like the Coronet R/T and Super Bee were popular with buyers seeking performance. The pinnacle of this effort was the introduction of the Challenger sports coupe and convertible (Dodge"s entry into the "pony car" class) in 1970, which offered everything from mild economy engines up to the wild race-ready Hemi V8 in the same package.

In an effort to reach every segment of the market, Dodge even reached a hand across the Pacific to its partner Mitsubishi Motors and borrowed their subcompact Colt to compete against cars like the AMC Gremlin , Ford Pinto , and Chevrolet Vega . Chrysler"s relationship with Mitsubishi would prove to be very important in later years.

Times of crisis

1977 Dodge Diplomat sedan

Everything changed at Dodge (and Chrysler as a whole) when the 1973 oil crisis hit the United States. Save for the Colt and certain models of the Dart, Dodge"s lineup was quickly seen as extremely inefficient. In fairness, this was true of most American automakers at the time, but Chrysler was also not in the best financial shape to do anything about it. Consequently, while General Motors and Ford were quick to begin downsizing their largest cars, Chrysler (and Dodge) moved more slowly out of necessity.

At the very least, Chrysler was able to use some of its other resources. Borrowing the recently-introduced Chrysler Horizon from their European division , Dodge was able to get its new Omni subcompact on the market fairly quickly. At the same time, they increased the number of models imported from Mitsubishi: first came a smaller Colt (based on Mitsubishi"s Mitsubishi Lancer line, then a revival of the Challenger (though with nothing more than a four-cylinder under the hood, rather than the booming V8s of yore).

Bigger Dodges, though, remained rooted in old habits. The Dart was replaced by a new Aspen for 1976, and Coronet and Charger were effectively replaced by the Diplomat for 1977, which was actually a fancier Aspen. Meanwhile, the huge Monaco (Royal Monaco beginning in 1977 when the mid-sized Coronet was renamed "Monaco") models hung around through 1977, losing sales every year, until finally being replaced by the St. Regis for 1979 following a one-year absence from the big car market. In a reversal of what happened for 1965, the St. Regis was an upsized Coronet. Buyers, understandably, were confused and chose to shop the competition rather than figure out what was going on at Dodge.

Everything came to a head in 1979 when Chrysler"s new chairman, Lee Iacocca , requested and received federal loan guarantees from the United States Congress in an effort to save the company from having to file bankruptcy . With bailout money in hand, Chrysler quickly set to work on new models that would leave the past behind.

K-Cars and minivans

1981–82 Dodge Aries Special Edition sedan

The first fruit of Chrysler"s crash development program was the famous "K-Car ," sold at Dodge dealers as the Aries (Plymouth"s version was the near-identical Reliant). This basic and durable front-wheel drive platform spawned a whole range of new models at Dodge during the 1980s. Most notable of these was the groundbreaking Caravan , one of the most important cars in history-not just because it helped save Chrysler, but also because it spawned an entirely new market segment that remains popular today: the minivan.

Other popular Dodge models of the time included the turbocharged Daytona , mid-sized and a sporty revival of the Lancer nameplate. The original Omni remained in the lineup until 1990. The Dodge Spirit sedan was well received in numerous markets worldwide. Dodge did continue to import certain vehicles from Mitsubishi, but dropped most of them by 1993 so that customers would focus on the home-grown models instead.

By the 1990s, Chrysler had paid back its debts and was ready to make some real waves in the marketplace. Dodge was picked as the division to start this process, having already defined itself as the "sporty" side of the company. But no one was truly ready for Dodge to give the world something as unique as the Viper , which featured a Lamborghini-engineered V10 engine and composite sports roadster body. This was the first step in what was marketed as "The New Dodge." Step two was the fresh new Intrepid mid-size sedan, totally different from the formal-style Dynasty that preceded it.

As part of a general decline in the commercial vehicle field during the 1970s, Dodge eliminated their LCF Series heavy-duty trucks in 1975, along with the Bighorn and medium-duty D-Series trucks, and affiliated S Series school buses were dropped in 1978. On the other hand, Dodge produced several thousand pickups for the United States Military under the CUCV program from the late 1970s into the early 1980s.

1989 Dodge Ram pickup

Continuing financial problems meant that even Dodge’s light-duty models – renamed as the Ram Pickup line for 1981 – were carried over with the most minimal of updates until 1993. But two things helped to revitalize Dodge’s fortunes during this time. First was their introduction of Cummins ’ powerful and reliable B Series turbo-diesel engine as an option for 1989. This innovation raised Dodge’s profile among serious truck buyers who needed big power for towing or large loads. A compact Dakota pickup, which later offered a class-exclusive V8 engine, was also an attractive draw.

Dodge introduced the Ram"s all-new “big-rig” styling treatment for 1994. Besides its instantly polarizing looks, exposure was also gained by usage of the new truck on the hit TV show Walker, Texas Ranger starring Chuck Norris . The new Ram also featured a totally new interior with a console box big enough to hold a laptop computer, or ventilation and radio controls that were designed to be easily used even with gloves on. A V10 engine derived from that used in the Viper sports car was also new, and the previously offered Cummins turbo-diesel remained available. The smaller Dakota was redesigned in the same vein for 1997, thus giving Dodge trucks a definitive “face” that set them apart from the competition.

The Ram was redesigned again for 2002 (and the Dakota followed in 2004), basically as an evolution of the original but now featuring the revival of Chrysler’s legendary Hemi V8 engine. New medium-duty chassis-cab models were introduced for 2007 (with standard Cummins turbo-diesel power), as a way of gradually getting Dodge back in the business truck market again.

For a time during the 1980s, Dodge also imported a line of small pickups from Mitsubishi. Known as the D50 or (later) the Ram 50 , they were carried on as a stopgap until the Dakota’s sales eventually made the imported trucks irrelevant. (Ironically, Mitsubishi has more recently purchased Dakota pickups from Dodge and restyled them into their own Raider line for sale in North America.)

Vans

Dodge had offered panel delivery models for many years since its founding, but their first purpose-built van model arrived for 1964 with the compact A Series . Based on the Dodge Dart platform and using its proven six-cylinder or V8 engines, the A-series was a strong competitor for both its domestic rivals (from Ford and Chevrolet/GMC) and the diminutive Volkswagen Transporter line.

As the market evolved, however, Dodge realized that a bigger and stronger van line would be needed in the future. Thus the B Series , introduced for 1971, offered both car-like comfort in its Sportsman passenger line or expansive room for gear and materials in its Tradesman cargo line. A chassis-cab version was also offered, for use with bigger cargo boxes or flatbeds.

Like the trucks, though, Chrysler’s dire financial straits of the late 1970s precluded any major updates for the vans for many years. Rebadged as the Ram Van and Ram Wagon for 1981, this venerable design carried on with little more than cosmetic updates all the way to 2003.

The DaimlerChrysler merger of 1999 made it possible for Dodge to explore new ideas; hence the European-styled Mercedes-Benz Sprinter line of vans was brought over and given a Dodge styling treatment. Redesigned for 2006 as a 2007 model, the economical diesel-powered Sprinters have become very popular for city usage among delivery companies like FedEx and UPS in recent years.

Dodge also offered a cargo version of its best-selling Caravan for many years, at first calling it the Mini Ram Van (a name originally applied to short-wheelbase B-Series Ram Vans)and later dubbing it the Caravan C/V (for “Cargo Van”).

Sport utility vehicles

Dodge’s first experiments with anything like a sport utility vehicle were seen in the late 1950s with a windowed version of their standard panel truck known as the Town Wagon . These were built in the same style through the mid-1960s.

But the division didn’t enter the SUV arena in earnest until 1974, with the purpose-built Ramcharger . Offering the then-popular open body style and Dodge’s powerful V8 engines, the Ramcharger was a strong competitor for trucks like the Ford Bronco , Chevrolet Blazer and International Harvester Scout II.

Once again, though, Dodge was left with outdated products during the 1980s as the market evolved. The Ramcharger hung on through 1993 with only minor updates, but was not replaced along with the rest of the truck line for 1994.

Instead, Dodge tried something new in 1998. Using the mid-sized Dakota pickup’s chassis as a base, they built the four-door Durango SUV with seating for seven people and created a new niche. Sized between smaller SUVs (like the Chevrolet Blazer and Ford Explorer) and larger models (like the Chevrolet Tahoe and Ford Expedition), Durango was both a bit more and bit less of everything. The redesigned version for 2004 grew a little bit in every dimension, becoming a full-size SUV (and was thus somewhat less efficient), but was still sized between most of its competitors on either side of the aisle.

Dodge also imported a version of Mitsubishi’s popular Montero (Pajero in Japan) as the Raider from 1987 to 1989.

Dodge in international markets

Dodge vehicles are now available in many countries throughout the world.

Canada and Mexico

Europe

Spanish-built ex-Barreiros Dodge truck advertised by French Renault dealer network

Following Chrysler Europe"s collapse in 1977, and the sale of their assets to Peugeot , the Chrysler/Dodge British and Spanish factories were quickly passed on to Renault Véhicules Industriels , who gradually re-branded the range of vans and trucks as Renaults through the 1980s. They would eventually drop these products altogether and used the plants to produce engines (in the UK) and "real" Renault truck models in Spain. Dodge vehicles would not return to the UK until the introduction of the Dodge Neon SRT-4 , branded as a Chrysler Neon, in the mid 2000s.

The Dodge marque was reintroduced to Europe on a broad scale in 2006. Currently, the Dodge lineup in Europe consists of the Caliber, Avenger, Viper SRT-10, Nitro and Dodge Journey (2008). The Dodge Caliber has proved to be a sales success in the UK market with Resale values remaining high.

Brazil

In Brazil, Dodge cars have been successful with the models Dakota and Ram, recently the only available model was the Ram 2500, but the model portfolio is being expanded, starting with the Journey crossover for the 2009 model year.

Australia

Dodge recently re-entered the Australian market in 2006 after a 30-year absence. Dodge Australia plans to release a new model every six months for the next three years, amid plans to re-ignite the brand"s interest Down Under. The first of such models is the Dodge Caliber, which was well received at the recent 2006 Melbourne International Motor Show . The second model to be introduced was the Nitro, and the Avenger has also recently joined the lineup.

Asia

Dodge entered the Japanese market in mid-2007, and re-entered the Chinese market in late 2007. Soueast Motors of China assembles the Caravan for the Chinese market. Dodge had already been marketing its vehicles in South Korea since 2004, starting with the Dakota.

Dodge vehicles have been sold in the Middle East for a considerably longer period of time.

Logos

  • Star The original Dodge logo was round, with two interlocking triangles forming a six-pointed star in the middle; an interlocked "DB" was at the center of the star, and the words "Dodge Brothers Motor Vehicles" encircled the outside edge.
  • Forward Look Virgil Exner "s radical "Forward Look" redesign of Chrysler Corporation"s vehicles for the 1955 model year was emphasized by the adoption of a logo by the same name, applied to all Chrysler Corporation vehicles. The Forward Look logo consisted of two overlapped boomerang shapes, suggesting space age rocket-propelled motion. This logo was incorporated into Dodge advertising, decorative trim, ignition and door key heads, and accessories through September of 1962. See also: Forward Look
  • Pentastar From 1976 to 1992 Dodge used Chrysler"s Pentastar logo. In advertisements and on dealer signage, Dodge"s Pentastar was red, while Chrysler-Plymouth"s was blue.
  • Ram"s head Dodge introduced its current Ram "s-head logo in 1993, standardizing on that logo in 1996 for all vehicles except the Viper . Trucks had carried a ram hood ornament as early as the 1930s, but its use was sporadic after that until the 1980s.

Models

As of 2008, Dodge"s model range in North America consists of the Avenger , Caliber , Grand Caravan , Challenger , Charger , Journey , Nitro and Viper passenger cars, the Dakota and Ram pickup trucks , the Durango SUV , and the Sprinter van .

See also

  • List of Dodge automobiles for all production cars and trucks
  • Rootes for the historic Dodge of the UK.

References

  • Brinkley, Douglas. (2004) Wheels for the World: Henry Ford, his Company, and a Century of Progress, 1903–2003. ISBN 0142004391.
  • Burness, Tad. (2001) Ultimate Truck & Van Spotter"s Guide 1925–1990. ISBN 0-87341-969-3.
  • Gunnell, John, Editor (1987). The Standard Catalog of American Cars 1946–1975 . Kraus Publications. ISBN 0-87341-096-3.
  • Gunnell, John A., ed. (1993) Standard Catalog of American Light-Duty Trucks, Second Edition. ISBN 0-87341-238-9.
  • Lenzke, James T., ed. (2000) Standard Catalog of Chrysler 1914-2000. ISBN 0-87341-882-4.
  • Ruiz, Marco. (1986) Japanese Car. ISBN 0-517-61777-3.
  • Vlasic, Bill and Stertz, Bradley A. (2000) Taken for a Ride: How Daimler-Benz Drove Off with Chrysler. ISBN 0-688-17305-5.

External links

  • FleetData: History of Dodge in the UK -website of the Road Transport Fleet Data Society
  • ww2dodge.com -Wikipedia WW II Dodge Truck History: site for military Dodge"s produced 1939–1945
  • Old Dodges.com -Site devoted to Dodge Medium and Heavy-Duty Trucks of the 1960s and 1970s, primarily focusing on the Dodge Bighorn Trucks (1973-1975).
All sites accessed 26 November 2007 .

Братья Додж, которым суждено было стать одними из богатейших людей Америки, приняли жизненный старт с самой низкой точки. Джон и Хорас родились не то чтобы в нищете, но в бедности точно. Их отец Дэниел Додж держал маленькую литейную мастерскую и едва сводил концы с концами. Возможно, именно крайняя нужда так сплотила ребятишек. Несмотря на четырехлетнюю разницу в возрасте (старший из братьев - Джон родился в октябре 1864-го), Доджи были неразлучны словно близнецы. С младых ногтей они старались быть полезными семье. Джон, к примеру, за 50 центов в неделю гонял соседскую корову на пастбище и помогал местному извозчику разгружать мешки с отрубями.

Интерес к технике настиг Доджей в совсем еще юном возрасте. Собственно, ничем другим сорванцы интересоваться и не могли, даже если б захотели. Весь их узкий мирок составляла крошечная мастерская отца, где мальчишками, а затем и подростками они проводили напролет дни и ночи.

В 1891-м братья из родного городка Найлс, что на границе Мичигана и Индианы, перебрались в Детройт. С работой здесь было получше. Поначалу Доджи устроились в Murphy Engine company, специализировавшуюся в производстве и ремонте паровых машин. Причем всего за полгода на новом месте от разнорабочего Джон дорос до бригадира. В Murphy Engine братья проработали около четырех лет, набравшись практического опыта в производстве и ремонте самой разнообразной техники. Затем они перебрались в соседнюю Канаду, получив место токарей в компании Canadian Typograph. Здесь дела пошли еще бодрей. Джон вскоре получил должность начальника смены, а Хорас (надо сказать, из двух братьев он был более одаренным в техническом плане, зато Джон с лихвой компенсировал некоторое отставание предпринимательской жилкой) изобрел и запатентовал конструкцию колесной втулки, не боящейся попадания грязи. Это стало отправной точкой. Джон отыскал инвестора (детройтского промышленника Фреда Эванса) и на его деньги в арендованной мастерской братья построили свое первое транспортное средство. Нет, пока еще не автомобиль, а всего лишь велосипед. Джон и Хорас наладили производство двухколесной модели Evans & Dodge - на стыке веков она пользовалась неплохим спросом.

В конце 19 века велосипедные мастерские в Америке открывались сотнями. И сотнями же закрывались. Двухколесный бизнес активно концентрировался в руках крупных игроков. И четко осознав, что на выпуске велосипедов разбогатеть не получится, Доджи в 1901-м вернулись в Детройт. После продажи своего велосипедного предприятия у них завелся небольшой капиталец, а город, находившийся в предвкушении автомобильной лихорадки, которая затем захлестнет всю Америку, только и ждал, чтобы быть завоеванным.

Новое дело

Братья рассудили трезво. Открыть собственное производство автомобилей они не могли - знаний у них, возможно, было и не меньше, чем у первых заокеанских автопромышленников, но имевшихся в наличии $7500 на подобный размах явно не хватало. Зато аккуратные, ответственные и дорожащие собственной репутацией Доджи стали прекрасными исполнителями. Они основали небольшой бизнес по производству комплектующих. Шесть токарей, шестеро подмастерьев плюс сами Джон и Хорас, не гнушавшиеся стоять за станком и вести финансовую документацию, выполняли самые разнообразные заказы: от мелкого ремонта до сборки двигателей.

Братьям, надо признать, очень повезло с заказчиками. Одним из первых клиентов семейной фирмы стал Рэнсом Эли Олдс собственной персоной. Основатель «Олдсмобиля» и создатель первого массового автомобиля США заказывал у братьев одноцилиндровые моторы для своего «Скругленного передка», а затем и двухскоростные трансмиссии. Один только этот контракт принес молодой компании все, о чем только можно мечтать, - деньги, известность, репутацию. Но на горизонте появился еще более крупный, как оказалось, клиент - некий Генри Форд.

Доджи стали партнерами Ford Motor Company буквально со дня основания фирмы в 1903-м. Моторы, трансмиссии, а затем и мосты, носившие клеймо братьев Додж стояли на всех первых «Фордах» начиная с модели А и заканчивая легендарным Ford T. Уже в 1904-м Джон стал одним из пяти директоров Ford Motor Company. Тогда же неразлучные братья обеспечили себя и свои семьи на всю жизнь. Сравнительно небольшой пакет акций - по пятьдесят на брата в 1903-м и еще по тысяче каждому в 1908-м - сделал их мультимиллионерами. Когда спустя девять лет Генри Форд, решив сосредоточить контроль над компанией в собственных руках, начал скупать долю бывших компаньонов, за акции братьев ему пришлось выложить $25 миллионов! И это в деньгах 1917 года. По нынешнему курсу получается все 330 миллионов...

Сами с усами

Впрочем, к тому времени Джон и Хорас уже и сами слыли известными автопромышленниками. В самостоятельное плавание братья решили отправиться сразу по нескольким причинам. Во-первых, Генри Форд постепенно отказывался от практики аутсорсинга, концентрируя производство комплектующих в стенах собственной компании. Плюс, по меткому выражению Джона, они «просто устали быть мелочью в необъятном кармане Форда». И в 1914 году братья организовали собственную автомобильную фирму. Этот, как сегодня сказали бы, старт-ап был обречен на успех.

В автомобильных кругах Америки того времени репутация Доджей плечами доставала до неба. Еще никто не видел их первый автомобиль, а количество желающих продавать его побило все мыслимые рекорды. Братья получили предложения о сотрудничестве более чем от 22 тысяч дилеров со всей страны! Испортить такое начало мог лишь откровенно провальный продукт. Но Доджи слишком долго были причастны к секрету успеха главного автомобиля Америки - речь, конечно же, о Ford T, - чтобы допустить промах. Братья прекрасно знали о всех плюсах и минусах хитовой «Жестянки Лиззи», поэтому и с концепцией первой самостоятельной модели определились довольно быстро. Это должен быть не самый дешевый, но все еще доступный для широкого потребителя качественный массовый автомобиль. Настолько же более совершенный, насколько и более дорогой, нежели «Лиззи».

Если уж совсем в двух словах, Dodge Model 30 представлял собой усовершенствованный Ford T. Несомненными преимущеcтвами «Доджа» стала 3-ступенчатая коробка передач (у Ford только двухступенчатая), 35-сильный 3,5-литровый 4-цилиндровый мотор (на тот момент «тэшка» могла похвастать лишь 20-ю лошадками) и полностью цельнометаллический кузов фирмы Budd. Здесь у Model 30 вообще не было аналогов. Во всяком случае, в массовом сегменте. Правда, и цена от $785 почти вдвое превышала базовый прайс «Лиззи». Но братья не сомневались в успехе.

Вот так красочно и необычно выглядела поначалу фирменная эмблема Dodge. Причем знак, похожий на звезду Давида, на самом деле лишь перевернутые латинские D, символизирующие фамилии братьев. Впрочем, со временем, уже после смерти Доджей, неоднозначный дизайн фирменной эмблемы, вызывавший кривотолки, решили изменить. После Второй мировой некоторые модели Dodge украшал вот такой геральдический герб. Долгое время вместо эмблемы использовался простой шильдик с надписью Dodge. Лишь в 90-х фирменным знаком стала знаменитая голова барана, а после того, как Ram превратился в отдельный бренд, эмблема компании снова сменилась. Теперь это крест и надпись Dodge, вписанные в поле геральдического щита

Скажите, а что будет делать армия владельцев «Форд-Т», когда им захочется купить настоящий автомобиль? - посмеивался Джон, отвечая на вопросы о перспективах модели.

Все так и вышло. Уже в первый год продаж братьям удалось реализовать 45 тысяч «тридцатых». В 1916-м продажи превысили отметку в 70 тысяч, что позволило Dodge, вернее, Dodge brothers - именно под таким именем компания существовала до 1930 года, - стать четвертой автомобильной компанией США, после лишь Ford, Willys-Overland и Buick.

«Бензиновые миллионеры»

Правда, нельзя сказать, что мир богатых и знаменитых принял автомобильных нуворишей с распростертыми объятиями. Не будем забывать, Доджи вышли из очень простой семьи и слыли мужчинами, мягко говоря, простого склада. Оба любили приложиться к бутылке и частенько попадали в неприятные истории. Уж что такое заварушка в питейном заведении с обязательным битьем бутылок и смачным мордобоем, неразлучные братья знали не понаслышке. Неудивительно, что слегка прямолинейных Доджей не особо жаловали в высшем свете, презрительно называя Джона и Хораса «бензиновыми миллионерами». Те, по возможности, старались отвечать высшему свету той же монетой.

Когда из-за непростого характера и сомнительной репутации Доджам отказали в членстве в престижном детройтском «Кантри клабе», они решили отомстить. Додж и Хорас выкупили прилегающий к пафосному клубу участок земли с намерением построить на нем абсурдно большой и как можно более безвкусный особняк, который бы в прямом смысле бросал тень на здание «Кантри клаба». К счастью, до самого строительства дело не дошло, остановились на стадии устных угроз и потрясаний кулаками. В любом случае, общий уровень отношений Доджей и детройтского истеблишмента в свете этого инцидента исчерпывающе понятен.

Возможно, великосветские манеры и правда были чужды братьям, однако назвать их безголовой деревенщиной - большая ошибка. Достаточно вспомнить, что Хорас являлся едва ли не главным меценатом Детройтского симфонического оркестра. Он также вложил немало средств в строительство нового городского концертного зала, а его дочка выучилась на прекрасную пианистку.

Судьба-злодейка

Удивительное в мире большого бизнеса явление. За годы и даже десятилетия искренняя дружба Джона и Хораса ни разу не дала и трещинки. В богатстве и достатке братья были так же неразлучны, как и в годы полуголодной юности. И Джон, и Хорас давно обзавелись семьями - жены, детишки, все как полагается, но все равно, для каждого из них родной брат оставался самым близким в мире человеком. Так было всегда. До самого конца.

Как пишут в плохих романах - ничто не предвещало беды. В первых числах нового 1920 года Хорас отправился на нью-йоркское автошоу и... подхватил грипп. Болезнь перетекла в воспаление легких и стремительно прогрессировала. Лучшие врачи разводили руками - в то время грипп был действительно очень и очень опасен. Но Хорас все-таки выздоровел. Возможно, благодаря поддержке брата, который буквально не отходил от его кровати. Вот только дело обернулось еще хуже... Теперь грипп скрутил уже самого Джона, и 14 января в возрасте 55 лет он, не приходя в сознание, умер в номере отеля Ritz-Carlton.

Хорас, абсолютно опустошенный потерей самого близкого человека, будто сразу потерял интерес к жизни. Он протянет меньше года и скончается в декабре того же трагичного для Доджей 1920-го. На его похоронах играл Детройтский симфонический оркестр в полном составе.

Одна из крупнейших в Штатах автомобильных компаний по наследству перешла под контроль вдов Джона и Хораса. В 1925-м барышни продали Dodge brothers специалистам по финансовым инвестициям фирме Dillon Read And Co. Те, в свою очередь, провозившись с компанией еще пару лет, осознали, что производство автомобилей - бизнес несколько более сложный, нежели банковские махинации, и уступили фирму Уолтеру Крайслеру, ударными темпами строившему собственную автоимперию.

Тогда поглощение «Крайслером» «Доджа» сравнивали с сардиной, умудрившейся проглотить кита. Однако именно эта сделка стала знаковой для покупателя. Получив в свое распоряжение производственные мощности и широкую сбытовую сеть Dodge brothers, Уолтер Крайслер со временем достроил свою империю до масштабов, сравнимых с Ford и General Motors. Dodge и поныне является неотъемлемой частью FIAT-Chrysler, специализируясь на выпуске моделей спортивного плана.

Данила Михайлов


Топ-10

10 лучших моделей Dodge по версии «Авто Mail.Ru»

Model 30 (1914)

Первый и такой важный автомобиль, заложивший основу процветания компании. Верный нехитрой философии «улучшенного Ford T», Dodge Model 30 походил на свою ролевую модель даже внешне. Более того, как и «Жестянная Лиззи» «тридцатка» первые несколько лет также предлагалась на рынке только в черном колере.

Dart GTS (1968)

Свою нынешнюю славу мускул-бренда Dodge начал зарабатывать во второй половине 60-х. Компания далеко не первой вышла на рынок «маслкаров», зато по максимуму использовала возможности нового сегмента. У Dodge имелся спорткар для любого возраста и достатка. Скажем, скромный с виду и весьма недорогой Dart GTS с 7,2-литровым V8 по сути представлял собой дрэгстер, легальный для дорог общего пользования. Мощность - 375 л.с., крутящий момент - 650 Н∙м. В 1968-м это обеспечивало разгон до сотни всего за 5 секунд.

Coronet (1969)

Еще один бюджетный седан, ставший масл-каром. В базе Coronet представлял собой не слишком мощное и довольно унылое с виду средство передвижения. В заряженных версиях Super Bee или Six Pack этот Dodge превращался в безжалостное к покрышкам и соперникам средство увеличения водительской потенции. При мощности под 400 л.с. и тяге за 660 Н∙м этого волка в овечьей шкуре лучше и не охарактеризуешь.

Charger (1970)

В наших краях маскл-кары Dodge известны в меньшей степени, нежели продукция Ford или Chevrolet. На деле на рубеже 70-х в Штатах не было более крутой тачки, нежели Charger в исполнении R/T (Road and Track). V-образный восьмицилиндровый мотор Hemi только по паспорту выдавал 425 л.с. Многие не без оснований полагали, что реальная мощность машины приближалась к 500 лошадям, а занижена она была исключительно из страховых соображений. Прибавьте к этому потрясающий дизайн с хромированной петлей переднего бампера и узнаваемым обрамлением задней оптики, и вы поймете, почему эта машина давно в пантеоне великой классики.

Challenger (1970)

Еще одно имя из золотого фонда мускулкаростроения. В начале 70-х (как, впрочем, и сегодня) «Челленджер» не давал продохнуть заряженным «мустангам» и «камаро». V-образная восьмерка с тремя сдвоенными карбюраторами Six Pack по паспорту выдавала 290 л.с. В реале мощность доходила до 350 коней, но главное - более компактный и легкий «Челленджер» по крайней мере не уступал более мощным, но зато и более тяжелым конкурентам. Четверть мили со старта он делал за 14 с небольшим секунд, а дисковые тормоза и специально настроенная подвеска выделяли этот «Додж» в ряду поникаров-одноклассников.

    Dodge — марка автомобилей, производимых американской компанией Chrysler. Под маркой Dodge выпускаются легковые автомобили, пикапы, внедорожники и коммерческие автомобили. Компания была основана в 1900 году братьями Додж для выпуска автомобильных комплектующих. В 1914 году начался выпуск собственных автомобилей. Компания Dodge в 1928 году была продана корпорации Chrysler, с 1997 до 2008 года входила в состав альянса DaimlerChrysler, а сейчас является частью компании Chrysler Group LLC.
    Dodge с объёмом реализации в США в 2007 году в 1 058 452 автомобиля является крупнейшим звеном корпорации Chrysler LLC. В Америке доля компании составляет 6,6 % (2007 год).

История автомобилей Dodge

Под руководством Chrysler Dodge расширила свою линейку автомобилей и вышла на рынок грузовых автомобилей. Подтверждение этому вы може¬те видеть на фотографии.

    Братья Джон Додж и Хорэс Додж пришли в автопром задолго до того, как основали собственную автомобилестроительную компанию. Ещё в 1897 годуони приступили к производству велосипедов в Детройте, а в 1900-м основали машиностроительный завод, на котором производили детали для автомобилей.
    Продукция братьев Додж завоевала высокую репутацию своим качеством и надёжностью. Решив, что пора самим производить автомобили, братья набазе своих заводов создали в 1913 году фирму, которая так и называлась- «Братья Додж» (Dodge Brothers). Первый автомобиль марки Dodgeпоявился на свет 14 ноября 1914 года. Он имел 3,5-литровый4-цилиндровый мотор в 35 л.с. и позиционировался как бюджетный, но«настоящий» автомобиль, в отличие от популярного, но примитивного FordT. Стоил он в полтора раза дороже. Эта стратегия принесла успех: недорогие и надёжные машины пользовались хорошим спросом. К 1919 году продажи Dodge превысили 100 тысяч экземпляров. В 1916-м Dodge стал первым в мире массовым автомобилем с цельнометаллическим кузовомпроизводства компании Budd, который выпускался и в открытом, и в закрытом вариантах. С 1917 года под маркой Dodge производились и грузовики.
    В 1920 году фирму постиг неожиданный удар: Джон Додж стал одной из жертв пандемии «испанки» - гриппа, который в те годы выкашивал людей почище пулемётов на фронтах только что закончившейся Мировой войны. Хорэс ненадолго пережил брата, скончавшись полгода спустя от осложнений после той же «испанки». Компания осталась без твёрдого руководства, и как ни странно, никто особенно не был заинтересован в её процветании, несмотря на то, что в 1925 году по объёму производства она занимала четвёртое место в США. В послевоенные годы Dodge отличался солидным, но маловыразительным дизайном.
    Годовой выпуск автомобилей составлял 200 тысяч экземпляров. В том же году её приобрёл банковский консорциум Dillon, Read & Company за $148 миллионов - на тот момент это была крупнейшая корпоративная сделка в истории. В то же время на фирму положил глаз Уолтер Крайслер, недавно основавший свою корпорацию и взыскивавший возможности её расширения. Несмотря на только что основанные подразделения Plymouth и DeSoto, он купил Dodge в 1928 году. Огромные производственные мощности Dodge позволили корпорации Chrysler стать одним из членов детройтской тройки автогигантов.
    В 50-е годы итальянская фирма Ghia построила для Chrysler несколько интересных прототипов. Это один из них - Dodge Firearrow (огненная стрела). Но в 1933 году, после реструктуризации, Dodge оказался на втором месте с конца, между DeSoto и более дешёвым Plymouth. Такая рокировка была сделана с целью увеличить продажи марки. Эта стратегия себя оправдала. Производство Dodge после окончания Великой депрессии росло и в 1937 году подошло вплотную к 300 тысячам. В 1942-1945 годах выпуск легковых автомобилей Dodge прекратился, зато для армейских нужд производились лёгкие полноприводные грузовики серий W, которые в больших количествах поставлялись по ленд-лизу и в нашу страну.
    После войны на их базе был начат выпуск популярных пикапов Dodge Power Wagon. Послевоенные легковые Dodge , отличались солидным, но невыразительным дизайном. Положение изменилось во второй половине 1950-х, когда под руководством дизайнера Вёрджила Экснера был разработан удачный стиль Forward Look («Взгляд вперёд»), отличавшийся огромными плавниками. Модельный ряд Dodge тех лет состоял из серий Coronet, Royal и Custom Royal. В 1960 году полноразмерные Dodge получили название Polara и Matador, а в придачу к ним стали выпускаться более компактные модели Dart, сразу же завоевавшие популярность. Успех небольших моделей заставил руководство корпорации совершить стратегическую ошибку - в начале 1960-х марки Dodge и Plymouth были лишены полноразмерных моделей. Продажи упали, и положение пришлось срочно исправлять, начав посредине 1962 модельного года выпуск полноразмерной машины Dodge Custom 880. Окончательно модельный ряд стабилизировался к 1966 году. Он состоял из полноразмерных моделей Polara и Monaco, промежуточного Coronet и компактного Dart.
    Модели Dodge начала 60-х отличались не только маленькими размерами, но и противоречивым дизайном, не вызывавшим восторга у публики.
    Это был двухдверный автомобиль с кузовом fastback, с фарами, которые прятались за декоративными щитками, но главное - с гаммой моторов, начинающейся от «восьмёрки» мощностью в 230 л.с. и заканчивающейся легендарным 426 Hemi (объём - 426 кубических дюймов, то есть 7 литров, с камерами сгорания полусферического типа), который развивал 425 л.с.
    Наряду с моделями Charger и Daytona подразделение Dodge выпускало и другие образцы muscle cars, включая такие машины, как Coronet 500, Coronet R/T, Super Bee - все они могли комплектоваться мотором 426 Hemi. Солидными скоростными качествами отличался также компактный Dart в «заряженных» комплектациях, таких, как GTS, Swinger 340, Demon 340.
    С 1970 года выпускался очень популярный Dodge Challenger. Он предлагался в комплектациях R/T и Hemi, и в омологационной версии T/A для гонок Trans Am. Эра масл-каров кончилась с топливным кризисом начала 1970-х годов. Этот кризис поставил корпорацию Chrysler в особенно тяжёлое положение, так как она не могла предложить покупателям малолитражный субкомпактный автомобиль.
    В качестве такового под маркой Dodge Colt пришлось продавать японскую модель Mitsubishi Lancer. Под маркой Dodge продавались машины Mitsubishi Galant (Dodge Challenger, 1978-1983), Mitsubishi Starion (Dodge Conquest, 1984-1986), Mitsubishi GTO (Dodge Stealth, 1991-1996), внедорожник Mitsubishi Pajero (Dodge Raider, 1987-1989) и пикап Dodge Ram 50 (1979-1983) также производства Mitsubishi.
    Субкомпакт появился у Dodge в 1978 году, с началом выпуска Dodge Omni. Эта машина была разработана французской компанией Simca, которая в то время находилась в собственности Chrysler, и после продажи этой компании концерну Peugeot-Citroen модель выпускалась в Европе как Talbot Horizon.
    Положение спас новый менеджер корпорации Ли Якокка, который убедил американских конгрессменов предоставить корпорации крупный государственный заём. Якокка сделал ставку на новую переднеприводную K-платформу, на базе которой с начала 1980-х выпускалось целое семейство автомобилей, включая Dodge Aries, Dodge 400 и Dodge 600. Dodge 400 выпускался с кузовом кабриолет, став первым кабриолетом Dodge после 1971 года и одним из первых американских кабриолетов после того, как их производство временно прекратилось в 1976-м.
    Самым большим Dodge после прекращения выпуска неудачного St Regis оставался среднеразмерный заднеприводный Dodge Diplomat (1977-1989), который больше пользовался популярностью у полицейских и таксистов, чем у частных покупателей.
    В 1980-е Dodge вновь пробует силы в секторе скоростных машин: к этому времени относится сотрудничество с известным конструктором Кэрроллом Шелби, которое привело к выпуску ряда спортивных машин на основе серийных моделей Dodge. В 1998-м Dodge в результате слияния Chrysler с Daimler-Benz оказался в составе корпорации DaimlerChrysler. Модели Dodge к этому времени приобрели фирменный крайслеровский стиль cab forward (сдвинутая вперёд кабина) с относительно небольшим капотом и большим салоном.
    Полностью обновлённый модельный ряд состоял из полноразмерного Intrepid (1993-2004), среднеразмерного Stratus (1995-2006, продавался в Европе как Chrysler Stratus), купе Avenger (1995-2000) и компактного Neon (1995-2005). Также выпускаются минивэны Caravan и Grand Caravan, которые с Plymouth Voyager в 1980-е позволили корпорации Chrysler фактически создать рынок минивэнов. В секторе внедорожников Dodge представлен моделью Durango (c 1998 года), к которому в 2007 году прибавился компактный Nitro. Место Intrepid с 2006 года занимает седан Dodge Charger, а также появившийся годом раньше универсал Dodge Magnum на той же платформе, который продаётся в Европе как Chrysler 300 Touring. С 2006-го выпускается также компактный Dodge Caliber, сменивший Neon.
    В соответствии с новой стратегией корпорации марка Dodge перестала быть чисто американской. Официальные продажи Dodge начались и в Европе, где покупателям предлагаются модели Caliber. В поисках выхода из кризисного положения, в котором оказался весь американский автопром, Dodge вновь делает ставку на скорость, эксплуатируя образы своих легендарных muscle cars.

Логотип Dodge

    Первый логотип компании Dodge был в виде земного шара, помещенного в центр Маген Давид (Звезды Давида), по причине еврейского происхождения братьев.
    После этого логотип неоднократно менялся, но постоянно в нем фигурировала баранья голова. Причиной тому была выхлопная труба одного из автомобилей, которая напоминала форму бараньих рогов. Также, по одной из версий это не баран, а архар (горный баран).
    В двадцатых годах компания Dodge сменила логотип на более простой с перекрещенными инициалами DB. В 1930 году на логотипе появился баран, с каждым разом получавший все более стилизованные и аэродинамические очертания. В результате от барана осталось абстрактное символичное изображение головы и рогов животного. Сегодня символ Dodge — звезда, вписанная в пятиугольник, общая для всех автомобилей Chrysler Corporation.

Основатели компании Dodge

    Свою профессиональную карьеру братья начали в магазине своего отца. Оба подростка были талантливыми механиками, но Гораций отдавал предпочтение технике, а Джон больше любил заниматься делами и бумагами. В 1886 году братья устроились работать в компанию Murphy Engine Company в Детройте. Всего Доджи проработали там четыре года, причем Джон уже через полгода получил должность управляющего.
    Затем братья Додж перебрались в Онтарио, Канада, где устроились в Canadian Typothetae Company, занимавшуюся производством автокомпонентов.
    Тем временем в жизни братьев происходили важные события. В 1892 году Джон женился на Иви Хокинс. Четыре года спустя Гораций обручился с Анной Томпсон.
    Проделанная огромная работа и опыт в сфере производства автокомпонентов дали результаты — к братьям пришел успех. Основатели компании братья Додж не были новичками на автомобильном рынке. С 1897 года они являлись производителями велосипедов в городе Детройт, а уже в 1900 году они основали завод по производству авто комплектующих для компании "Oldsmobile". В 1903 г. братья Додж стали одними из акционеров молодой компании "Ford Motor Company", основанной Генри Фордом. Акционерным взносом братьев в компанию Генри Форда стала партия двигателей, произведенная на их заводе. Один из братьев - Джон Додж вплотьдо 1913г. был даже вице-президентом "Ford Motor Company"
    Двигатели братьев Додж поставлялись на завод Форда до 1913 года, когда братья вышли из числа акционеров, чтобы заняться выпуском собственного автомобиля. Первый автомобиль, выпущенный компанией "Братья Додж" (Dodge Brothers) имел 35-ти сильный 4-х цилиндровый двигатель объемом 3,5 л. и позиционировался, как автомобиль для представителей среднего класса,но, в тоже время, как "настоящий автомобиль" в противовес, хоть и популярному, но примитивному "Форду-т". При этом стоил "Dodge" в полтора раза дороже.
    Компания великолепно развивалась и никто не помышлял о слиянии или продаже марки. В 1920 году от Джон Додж заразился свирепствовавшей тогда "испанкой" и, через непродолжительное время, скончался. Его Брат Гораций пережил Джона всего на полгода, скончавшись от той же болезни. Оставшись без своих идейных вдохновителей процветающая компания стремительно покатилась по наклонной плоскости. Несколько лет "Dodge Brothers" переходил из рук одного банковского консорциума в руки другого, пока в 1928 году компанию не приобрел Уолтер Крайслер. На тот момент это была самая крупная корпоративная сделка Америки, ее объем превысил 150 млн. долл.
    На сегодняшний день красная голова барана с изогнутыми рогами - фирменная эмблема, идентифицирующая марку "Dodge " хорошо известна во всем мире. Отличительная черта "Dodge " - концептуальность, повышенная комфортность, большие размеры и мощь.

Модельный ряд

1941 год Custom D19-Serie, Deluxe D19-Serie
1942 год Custom D22-Serie, Deluxe D22-Serie
1946 год
1947 год Custom D24C-Serie, Deluxe D24S-Serie
1948 год Custom D24C-Serie, Deluxe D24S-Serie
1949 год Coronet D30-Serie, Wayfarer D29-Serie
1950 год Coronet D34-Serie, Wayfarer D33-Serie
1951 год
1952 год Coronet D42-Serie, Meadowbrook D42-Serie, Wayfarer D41-Serie
1953 год Coronet D46/D48-Serie, Meadowbrook D46/D47-Serie
1954 год Coronet D51/D52/D53-Serie, Meadowbrook D50/D51-Serie, Royal D50/D53-Serie
1955 год Coronet D55/D56-Serie, Custom Royal D55-Serie, La Femme, Royal D55-Serie
1956 год Coronet D62/D63-Serie, Custom Royal D63-Serie, La Femme, Royal D63-Serie
1957 год Coronet D66/D72-Serie, Custom Royal D67-Serie, Royal D67-Serie
1958 год Coronet, Custom Royal, Royal
1959 год Coronet, Custom Royal, Royal
1960 год Matador, Phoenix, Pioneer, Polara, Seneca
1961 год Lancer, Phoenix, Pioneer, Polara, Seneca
1962 год Custom 880, Dart 330, Dart 440, Lancer 170, Lancer 770, Polara 500
1963 год 330, 440, 880, Custom 880, Dart 170, Dart GT, Polara, Polara 500
1965 год Coronet, Coronet 440, Coronet 500, Custom 880, Dart 170, Dart 270, Monaco, Polara
1966 год Charger, Coronet, Coronet 440, Coronet 500, Dart, Dart GT, Monaco
1967 год Charger, Coronet Deluxe, Coronet 440, Coronet 500, Coronet R/T, Dart, Dart 270, Dart GT, Monaco, Monaco 500, Polara
1968 год Charger, Charger R/T, Coronet Deluxe, Coronet 440, Coronet 500, Coronet R/T, Dart, Dart 270, Dart GT, Monaco, Monaco 500, Polara, Polara 500, Super Bee
1969 год Charger, Coronet Deluxe, Coronet 440, Coronet 500, Coronet R/T, Dart, Dart GT, Dart Swinger, Monaco, Polara, Super Bee
1970 год Challenger, Charger, Coronet Deluxe, Coronet 440, Coronet 500, Coronet R/T, Dart, Dart Custom, Polara, Polara Custom
1971 год Challenger, Charger, Colt, Coronet, Coronet Brougham, Coronet Crestwood, Dart, Demon, Monaco, Polara, Super Bee
1972 год Challenger, Charger, Colt, Coronet, Dart, Demon, Monaco, Polara
1973 год Challenger, Charger, Colt, Coronet, Dart, Dart Sport, Monaco, Polara
1974 год Challenger, Charger, Colt, Coronet, Dart, Dart Sport, Monaco
1975 год Charger, Colt, Coronet, Dart, Dart Sport, Monaco
1976 год Aspen, Colt, Coronet, Dart, Monaco
1977 год Aspen, Colt, Diplomat, Monaco

Закрыть