Правильное руление автомобилем. Положение рук на руле

Каждый водитель знает, насколько важна быстрая реакция за рулем автомобиля. Важной деталью быстрого реагирования водителя является то, как расположены его руки на рулевом колесе.
Какие только способы «руления» не используют наши автолюбители! Одной рукой, одним пальцем, держа снизу, сверху! Вот только в случае необходимости такие варианты хвата руля не помогут совершить быстрый и безопасный маневр. Неверное расположение рук в критической ситуации может привести к весьма нежелательным последствиям, поэтому вспомним, как же правильно держать руль нас учили в автошколах. Эта тема является одной из базовых при .
Для иллюстрации правильного расположения рук на руле, руль принято воспринимать как циферблат часов, а называть цифры мы будем секторами.
Существует несколько популярных способов держать руль, но только один является самым безопасным. Рассмотрим самые распространенные способы хвата руля, перед тем как рассказать о самом безопасном.
Многие водители держат руки за верхнюю часть - сектор 11 и сектор 1. Ошибочное мнение, что так они меньше устают. При таком положении поворачивать руль быстро и на большой угол без перехватов довольно сложно.

Часть водителей предпочитают держать руль снизу, сектор 7 и сектор 5. При данном хвате водитель имеет минимум возможностей для маневра.

Некоторые водители практикуют расположение рук в секторе 7 и 2. Существует мнение о том, что при таком хвате водителю комфортно в автомобиле, но это весьма опасно.

Так какой же правильный хват должен применять водитель, чтобы в любой экстремальной ситуации на дороге быть в максимальной безопасности?
Правильный хват руля выглядит как сектор 9 и сектор 3 или без пятнадцати три, если представить циферблат часов. Именно в этих секторах руки и должны в идеале располагаться. Это способствует быстрой реакции в любой дорожной ситуации. В таком положении руки водителя практически не устают, а управлять поворотниками и дворниками оптимальнее всего при данном хвате. Из такого положения руль можно повернуть на максимально большой угол.

Автогонщики используют именно такое положение рук во время гонок. Использование данного хвата подтверждается, как мы видим, профессионалами.
Немаловажным моментом является сам хват, который по возможности должен быть закрыт. Закрытый хват позволяет при маневрировании лучше держать руль и «чувствовать» автомобиль.
Есть отличное высказывание: «Руль - это не средство, за которое нужно держаться, руль - это средство, которое нужно держать».
Если его держать сильно, то очень быстро устанут руки, а контроль над автомобилем не улучшится. Но, при маневрировании руль, конечно же, нужно держать крепче, чем обычно.
«Бывалые» водители, чувствующие себя уверенно, часто рулят одной рукой.
Конечно, руление одной рукой допустимо, но только в двух случаях. Первый случай, когда есть необходимость в переключении передач, а второй - при езде задним ходом, когда водитель сидит вполоборота и смотрит назад. Главное нужно помнить, что при рулении одной рукой, левую руку нужно переместить наверх руля, в сектор 12, а после окончания каких-либо действий вернуться в исходное положение, сектор 9 и сектор 3.

И напоследок несколько советов. Если ваши руки сильно потеют летом, или это связано с особенностью организма, советуем ездить в тонких кожаных перчатках.
Не стоит использовать разнообразные оплетки руля, ведь она может провернуться или проскользнуть в нештатной ситуации.
Следуя советам, ваша безопасность за рулем будет еще выше, и на будущее - только удачных дорог!

При копировании материалов с данного сайта, активная ссылка на обязательна.

Умение правильно обращаться с рулевым колесом – первое, чему должен обучиться начинающий водитель после изучения правил движения. Если знать, как крутить рулевое колесо, то можно избежать очень большого количества ошибок, которые могут совершаться на дороге во время движения. Бездействие же может привести к крайне негативным последствиям. Обращение с рулем должно дойти до автоматизма, благодаря чему вам будет легче управлять машиной. Этому можно обучиться не только за рулем автомобиля, но и дома на симуляторе.

Движения рук делятся на:

- движения рабочего типа (начинается с того момента, когда вы беретесь за руль, заканчивается тогда, когда вы его отпускаете);

Движения холостого типа (период между тем, когда вы руль отпускаете, а потом – захватываете его).

Запомните: если вы отпускаете руль или беретесь за него, а само колесо вращается, то останавливаться оно не должно.

Ошибка новичков

Самые первые практические уроки являются очень важными, но большинство новичков из-за волнения допускают несколько серьезных ошибок. Самая первая ошибка – возврат руля в исходное положение после выполнения поворота. Несмотря на то, что рулевой механизм разработан так, что после прокручивания руль самовольно возвращается в то положение, которое соответствует движению авто по прямой. То есть, в действиях водителя никакой нужды для этого нет. Во время вращения руля первостепенная задача – не делать лишних движений, чтобы вы вовремя смогли скоординироваться.

Самые распространенные ошибки, которые допускаются новичками:

1) Водитель дергает руль.

Расслабленные руки и мягкая хватка – два ключевых момента, о которых следует помнить во время управления автомобилем. Нельзя прикладывать чрезмерных усилий к рулю во время поворота. Вы, конечно, можете агрессивно входить в поворот, но через время вам придется отвозить авто на диагностику, так как проблемы с подвеской и покрышками возникнуть точно. Если колеса будут скользить, то вы не сможете управлять машиной. Посему нужно забыть об усилиях во время кручения рулевого колеса. Так машина будет вас «слушаться», а шины не нужно будет менять очень долго.

2) Водитель «висит» на рулевом колесе

Во время езды на автомобиле на руль должна приходиться только нагрузка от ваших рук. Те мышцы, которые не задействованы в управлении, должны быть максимально расслабленными. Чтобы это сделать, нужно использовать опору для левой ноги, как можно плотнее прижиматься к спинке, пристегнуться. Благодаря этому вы максимально «сольетесь» с машиной.

3) Не держите руль мертвой хваткой.

Для того чтобы повернуть машину, нужно приложить усилия к рулевому колесу, но все же нельзя слишком хвататься за него. Нужно научиться в один момент расслаблять свои руки. Если вы будете постоянно напряжены, то машина будет хуже вас «слушаться», а вы сами будете быстрее уставать за рулем.

Способы рулевого управления

Когда вы сядете за руль и заведете мотор, нужно обхватить руль ладонями, при этом сжимать руки нужно не сильно. Представьте, что рулевое колеса – это циферблат часов, который разделен на 12 частей. Левая ладонь должна быть расположена между 9:00 и 10:30, а правая – между 01:30 и 03:00. Локти должны быть немного согнутыми. Благодаря такому положению рук вы сможете вовремя среагировать в аварийной ситуации.

Очень часто во время езды вам приходится поворачивать авто, перестраиваться, обгонять и разворачивать автомобиль. Выполнять все эти маневры нужно по-разному, разными техниками.

1. Руление без отрыва рук

Если вам нужно повернуть машину на угол меньше 45о, то нет необходимости даже менять положение рук на рулевом колесе. Эта техника самая простая. Делать нужно следующее: положите руки на руль так, как было описано раньше; если нужно перестроиться или обогнать кого-то, то руль нужно повернуть в нужную сторону, при этом руки с него снимать нельзя. После выполнения маневра вернитесь в исходное положение и отпустите руль. Этот способ управления хорош тем, что вам не нужно думать о том, что колеса не будут стоять ровно, а машину придется выравнивать. Но применять его нельзя в тех случаях, когда нужно выполнить поворот или разворот при большом радиусе угла. У вас всегда будет возможность выпрямить руки, если они расположены в исходном положении на руле.

Если же угол поворота больше 90о, то нужно применять методику перехватывания рулевого колеса. Положите руль на колесо так, как было описано ранее. Двумя руками плавно выкрутите руль влево, вплоть до того момента, пока левая рука и левый бок не прислонятся друг к другу. После этого уберите левую руку с руля, но правой продолжайте выворачивать руль. Потом быстро перенесите левую руку поверх правой и возьмитесь за руль. Когда вам будет неудобно крутить руль правой рукой, ее нужно будет положить на верх руля.

Далее нужно поступать аналогичным образом: выкручивать и перехватывать руль. Когда машина будет двигаться в правильном направлении, нужно будет выровнять рулевое колесо. Его нужно вращать так же в том случае, когда нужно будет повернуть направо. Положите руки в исходное положение. Плавно скользните правой рукой по рулю, захватив его в месте над левой кистью. Руль поворачивайте правой рукой, левую же не двигайте. Когда правая кисть вернется в исходное положение, то нужно будет сжать руль левой рукой и крутить руль обеими руками.

Для того чтобы повернуть направо, необязательно использовать обе руки для поворота руля. Можете использовать только левую кисть, правой даже не нужно касаться руля. Расположите левую руку немного выше середины обода, сжимайте не сильно, начинайте медленно поворачивать в правую сторону. Пальцы выпрямите и разверните их на 180˚. Ладонью нужно упереться в руль, но при этом продолжайте поворачивать. Необходимо вернуть руку в начальное положение. Если нужно, повторите маневр.

3. Руление при езде задним ходом

При движении задним ходом нужно либо повернуться назад, либо ориентироваться по зеркалам. Большинство автомобилистов используют именно первый метод, ведь именно так можно заметить неожиданно появившегося пешехода или же другие преграды. Если вам нужно сдавать назад, проехав при этом по прямой или повернув направо, то нужно будет положить правую руку за подголовник пассажирского сидения, а левой продолжить управление. Если предполагается поворот влево, то нужно будет развернуться в полуоборот. Локоть левой руки необходимо будет разместить на спинке своего сидения, а правой рукой крутить руль.

Часто при езде бывает так, что одна рука чем-то занята. Вот в этих ситуациях очень полезно будет научиться рулить одной рукой. Чтобы постичь эту «науку», нужно: сжать левой рукой верхушку руля и именно ею управлять. Предположим, что правая рука занята. Как только она освободится, положите ее на руль. Все манипуляции занятой рукой нужно выполнять очень быстро, чтобы вы как можно скорее смогли применить одну из вышеописанных техник.

Самое главное в таком деле – тренировки. Если практиковаться целенаправленно, то вы научитесь гораздо быстрее управлять. Это можно делать на пустой парковке или заброшенной дороге, там вы освоите и руление, и разгон, и торможение.

1) Сначала поэкспериментируйте. Начинайте с небольшой скорости, постепенно набирайте. В принципе она может быть любой, вы можете сравнить, сколько усилий потребуется для контроля машины при скорости в 60 км/ч, а сколько – при 30 км/ч.

2) Покрутите руль и нажимайте на тормоза одновременно. Понаблюдайте за реакцией автомобиля.

3) Расслабьте свои руки, не висите на руле, держите туловище в правильном положении. Нужно следить за тем, чтобы вес вашего тела не влиял на движения.

4) Используйте разные методики управления, комбинируйте их между собой.

5) Когда вы захотите перестроиться, то нужно точно определить, как именно будет реагировать автомобиль на ваши действия. Сначала попробуйте перестроиться медленно, а потом – быстро.

6) Попытайтесь на второй передаче пойти в поворот, нажимая при этом на газ, с накатом. Следите за тем, насколько успешно машина поворачивает.

Упражнение «Змейка» как способ научиться крутить руль

Чтобы получить водительское удостоверение, нужно будет успешно сдать не только теорию, но и практику вождения. На этапе практических экзаменов вам нужно будет сдать упражнение с красноречивым названием «Змейка».

Сдается оно на прямоугольной площадке, которая состоит из 4х равных по площади секций, длина которых в 1,5 раза больше, чем длина машины, а ширина рассчитывается под длину авто. Понятно, что лучше потренироваться самостоятельно, прежде чем сдавать это упражнение на экзамене. На площадке нужно будет установить импровизированные стойки из мешков, канистр, пластиковых бутылок с водой. Нужно будет установить 6 стоек: на старте, на финише, и 4 промежуточные. На площадке не должно быть других машин, чтобы у вас была свобода маневрирования. Суть упражнения заключается в том, чтобы проехать эту дистанцию по змееподобной траектории, при этом вы не должны задеть ни одну стойку. Итак, вы должны подъехать к отметке «Старт». Медленно начинайте двигаться по прямой линии. В тот момент, когда машина сдвинется с места, нужно выжать до упора сцепление, после чего вы будете двигаться по инерции.

В тот момент, когда первая стойка достигнет середины левой передней двери машины, то вы должны повернуть руль влево, причем сделать нужно один оборот. Так вы проедете первую стойку под углом в 45о.

Следите за второй стойкой. Как только она окажется справа от правого крыла, нужно выровнять колеса, то есть повернуть руль вправо (сделать полный оборот). Двигайтесь по прямой траектории, после того как вторая стойка достигнет середины передней правой двери, нужно сделать пару полных оборотов рулем вправо, после чего нужно будет легко надавить на педаль газа, слегка отпустить сцепление, чтобы машину немного подтолкнуть вперед.


После этого нужно полностью выжать сцепление. Следите за третьей стойкой. Когда она минует переднее левое крыло, вы должны выровнять колеса посредством двух оборотов руля. Далее действия аналогичные. У некоторых водителей могут возникать трудности с подъездом к «финишу». Делать нужно так. Когда вы доедете до пятой стойки, когда она достигнет середины передней левой двери, причем колеса при этом должны быть прямыми, нужно сделать один полный оборот влево.

Посмотрите вперед, когда нос машины будет направлен к отметке «стоп», нужно выровнять колеса посредством одного оборота руля вправо. Далее приблизьтесь к линии финиша, как ориентир используйте шестую стойку. Выключите передачу и поставьте машину на стояночный тормоз. После этого упражнение будет считаться выполненным.

Главная проблема, которая возникает во время выполнения этого упражнения, это касание стоек, которые потом падают, а вы получаете штрафные баллы. Чтобы такого не было, нужно ехать равномерно, скорость движения при этом не должна меняться. Не давите на газ, тормоз и сцепление. Главная цель – вовремя повернуть руль. Это следующая ошибка, которую делают водители во время «Змейки». Вместе с медленной ездой новичок медленно поворачивает руль. Это в корне неправильно. Крутить рулевое колесо нужно очень быстро, но скорость при этом должна быть невысокой. То есть, чем выше скорость машины, тем спокойней вы должны поворачивать руль.

Постичь науку правильного обращения с рулевым колесом обязан каждый автомобилист. Только правильная реакция на трудную ситуацию, отсутствие суеты, лишних движений и паники помогут вам сохранить свою машину целой.

Подписывайтесь на наши ленты в

Вопросом, как правильно крутить руль авто, должен быть озабочен каждый начинающий автомобилист. Именно первые уроки, которые получает автомобилист в процессе обучения являются самыми важными, определяющими будущий стиль вождения и степень "безаварийности". Во многом, от правильного положения рук на рулевом колесе, зависит скорость реакции водителя при совершении маневров, и их точность.

Лишние движения при рулении не нужны

Многие специалисты сходятся во мнении, что правильное вращение руля - это прежде всего отсутствие лишних движений. К примеру, наиболее распространенной ошибкой начинающего водителя - это возвращение руля в исходное положение после каждого маневра вручную. На самом деле делать этого практически не нужно, поскольку механизм управления самостоятельно возвращает руль в правильное положение, и участие водителя сводится лишь к контролю над этим процессом.

Достаточно важным моментом для неопытного водителя является правильное положение рук на руле. Для быстроты запоминания оптимального положения, удобно представлять руль в виде циферблата часов, и располагать руки на стрелках 9 и 3. Поскольку вся эргономика руля рассчитана именно под такое расположение рук, управлять транспортным средством из него будет наиболее комфортно, вне зависимости от сложности выполняемого маневра. Кроме того, при таком положении рук оказываются легкодоступны рычаги управления дворниками и поворотниками, расположенные по бокам руля.

Существует несколько простых правил, которые помогут начинающим автолюбителям максимально оперативно овладеть навыками управления транспортным средством:


В случае полного отсутствия опыта вождения, имеет смысл занятий с персональным инструктором, а для закрепления знаний помогают самостоятельные занятия на тренажере, имитирующим руль, который можно изготовить самостоятельно или приобрести готовый вариант. В качестве отличного варианта обрести не только уверенность в своих силах, но и практические навыки, которые непременно и не раз выручат водителя, можно назвать подготовку на курсах контраварийного вождения.

Основные техники правильного вождения

Руление не отрывая рук. Такой способ подходит при совершении маневров с небольшим углом поворота автомобиля (до 450) - обгон, перестроение. Перед началом маневра руки располагаются в правильном положении (3 и 9) и не отрываются от руля во время его совершения. Для того, чтобы завершить такой маневр достаточно всего лишь отпустить руль, и он вернется в свое исходное положение.Следует понимать, что правильное положение рук позволяет

  1. постоянно держать ситуацию под контролем, и в любую секунду вернуть автомобиль на прежнюю траекторию легким поворотом руля.
  2. Метод перехвата. Практически единственно верным ответом на вопрос, как правильно рулить на автомобиле, совершающим маневр с большим углом (свыше 900), станет - методом перехвата. Из исходного положения рук, начинается поворот руля в нужную сторону до тех пор, пока левая рука (при повороте налево) не достигнет, соответственно, левого бока. После этого рука убирается, и вращение продолжает правая рука. Возвращать руль в исходное положение следует действуя прямо противоположным образом.

Как научиться правильно крутить руль

Небезызвестное упражнение «змейка» до сих пор считается одним из самых лучших упражнений для отработки навыков руления, можно сказать, до автоматизма. Несмотря на кажущуюся легкость и простоту, правильно выполнить это упражнение не так и легко. Основной особенностью при прохождении змейки является необходимость достаточно быстрого вращения руля, при не самой высокой скорости движения самого автомобиля. Посмотреть, как правильно рулить на автомобиле можно на видео, где опытный водитель проходит пресловутую змейку весьма квалифицировано:

Это упражнение позволяет в спокойных условиях (на полигоне или огороженной площадке) получить практический опыт езды на автомобиле при небольших скоростях, освоить азы правильного вращения руля, сформировать четкое собственное представление о реакционности передней части автомобиля при поворотах. Кроме того, на этом же этапе, можно понять каким образом и как определить положение колес по рулю, что поможет лучше ориентироваться «в пространстве» при завершении различных маневров (повороты, перестроение или развороты).

Сидеть за рулем также необходимо правильно

Неудобное положение водителя за рулем автомобиля может свести на нет все полученные им теоретические знания о том, как правильно крутить руль, поскольку сделать это окажется затруднительно чисто физически. Правильно расположиться в кресле автомобиля поможет ряд простых советов.

  1. Сидя в кресле, в момент нажатия педалей, ноги должны практически полностью выпрямляться.
  2. При том, что спина должна быть прямой и плотно прилегать к спинке кресла, руки, расположенные на рулевом колесе должны быть слегка согнуты в локтевых суставах.
  3. Правильно отрегулированная высота водительского сиденья позволит прикладывать минимальные усилия при нажатии педалей, а также при управлении коробкой передач. Правильный (небольшой) наклон спинки позволит поддерживать мышцы спины в достаточно расслабленном, комфортном состоянии. Чрезмерный наклон, при повышении комфорта для спины, приведет к чрезмерному напряжению мышц шеи и плечевого пояса, что сделает вождение автомобилем достаточно утомительным.
  4. Огромное значение имеет правильная регулировка зеркал заднего вида. При их правильной установке, водителю не придется менять положение тела для мониторинга ситуации вокруг автомобиля.

Это основные моменты для обеспечения комфортного и, естественно, правильного положения водителя за рулем. Конечно, имеет значение и подголовник (прежде всего для безопасности при сильном ударе сзади), и индивидуально настроенный ремень безопасности, использование которого является крайне желательным.

К процессу обучения вождению необходимо подходить с максимальной ответственностью, поскольку в большинстве случаев, только правильная, адекватная реакция и опыт, помогают избежать возникновения аварийных ситуаций, влекущих за собой материальный ущерб или телесные повреждения. Не следует пренебрегать советами более опытных водителей, особенно в начале собственной «карьеры» автомобилиста, поскольку безаварийное вождение, во многом является результатом именно опыта, а его получение невозможно без обучения.

Некоторые действия водителя можно сравнить с работой промышленного робота. В процессе управления автомобилем водитель постоянно использует определенный набор стандартных действий, причем каждое из этих действий выполняется чисто автоматически. А что касается сознания водителя, то оно занято контролем непрерывно меняющейся дорожной обстановки и планированием тактики проезда того или иного участка дороги. Поэтому бывалому водителю очень редко приходится задумываться о технике работы своих собственных ног и рук, он просто не имеет права уделять им внимание.

К Вам это тоже придет, но, дабы в будущем Ваши автоматические действия были конкретными и правильными, сначала необходимо заложить правильную их основу.

У любого человека есть свои вредные и полезные привычки, но ведь когда-то их не было?! Поэтому сегодня мы с Вами начнем формировать Ваши полезные привычки при работе руками, а чуть позже и головой. Для этого придется потратить некоторое время на тренировку.

На данном уроке мы ограничимся рассмотрением работы рук с рулевым колесом.

Работа рулём

Насчет постоянного «места жительства» кистей Ваших рук на рулевом колесе мы вроде бы договорились (см. и ). Но ведь руль-то иногда надо крутить! А как? Вот этим сейчас и займемся.

Если сегодня за окном зимняя стужа, то Вам крупно повезло. Исходя из того что придется основательно поработать руками, следует обеспечить полную свободу передним колесам своего автомобиля. А что может быть лучше скользкого льда! Поэтому попросите своего помощника перегнать машину в какое-нибудь тихое местечко, где дворник еще не посыпал песком с солью блестящее зеркало замерзшей лужи.

А если на дворе... июль?

Тогда советую приобрести диски «Здоровье» или «Грация». Это те самые диски, с помощью которых ваши милые дамы совершенствуют свою фигуру, вращаясь на них туда-сюда. Поверьте, эти диски спокойно выдерживают не только представительниц слабого пола, но и значительно большую нагрузку.

Если Вы подложите по одному диску под каждое из передних колес, то тем самым обеспечите себе очень легкое вращение руля.

Попросите помощника наехать передними колесами на эти диски, поставить Машину на «ручник» (стояночный тормоз) и заглушить двигатель. Затем усаживайтесь на водительское сиденье и приступайте к тренировкам.

Руление без отрыва кистей рук

Это совсем несложно. Надо соблюсти только одно условие - «приклеить » кисти своих рук к рулю в штатном положении () и не перемещать их относительно обода рулевого колеса ().

Но тогда возникает вопрос: «А как я поверну во двор под углом 90 ? Ведь я туда не попаду?!»

Согласен, не попадете.

Руление без отрыва кистей рук от рулевого колеса - это обычный способ руления в следующих случаях:

  • при корректировке прямолинейного движения автомобиля;
  • при отъезде от тротуара;
  • перед остановкой;
  • при перестроении на соседнюю полосу;
  • при плавном объезде препятствия.

Рис.19 Руление без отрыва рук от руля: а) исходное положение; б) поворот налево; в) поворот направо

Этот способ руления применяется тогда, когда необходимо незначительно изменить направление движения автомобиля, с последующим его возвратом в положение прямолинейного движения.

Если кисти рук остаются в своем «доме» на ободе рулевого колеса. Вы всегда имеете возможность моментально поставить руки прямо!

Тренировка заключается лишь в осознанном контроле рук. После поворота рулевого колеса направо или налево на угол 80-90 , Вашим рукам захочется поменять позицию на ободе руля, но Вы должны не позволить им этого сделать. Почувствуйте и запомните ощущения в руках, возникающие при их «укрощении», они нам сейчас понадобятся.

Руление перехватом

Когда ОПЫТНЫЙ водитель хочет сделать поворот, он не задумывается о том. что будут делать его руки. А Вам придется тщательно подготовиться.

Беритесь за руль, и начнем поворачивать его налево.

Почему налево, а не направо? Потому что большинство людей - правши и рабочая рука у них правая. А при повороте налево основную работу выполняет именно правая рука ().

Кстати, левшам советую привыкать к работе правой рукой, так как в машинах с левосторонним расположением руля все органы управления автомобилем рассчитаны на правшей.

Рис.20 Зоны работы рук при повороте руля: а) правой рукой; б) левой рукой: в) запретная зона

Итак, две руки начинают плавно поворачивать руль налево (). Однако после поворота руля на угол 80-90" (поз. 2) локоть левой руки начинает испытывать чувство дискомфорта и вот-вот упрется Вам в бок. Это означает, что дальше левая рука работать не может. Поэтому ее надо просто убрать с руля! Но одновременно с этим (поз. 3-4):

  • правая рука без остановки продолжает поворачивать руль;
  • левая рука перемещается на руль чуть выше.
  • левая рука без остановки продолжает поворачивать руль;
  • правая рука перемещается в самую верхнюю точку на руле.
  • Затем некоторое время руки работают одновременно, но потом левая рука опять начинает упираться своим локтем в Вам в бок. Поэтому она должна переместиться и занять место над правой рукой, которая в это время продолжает свою работу. Далее правая рука передает лидерство левой руке и уходит в верхнюю точку на руле. И процесс повторяется.

    Рис.21 Работа руками при повороте налево

    Рис.22 Работа руками при повороте направо

    Пора сделать некоторые выводы .

    При повороте руля налево:

    • правая рука выполняет основную работу, так как обслуживает больший сектор поворота;
    • левая рука выполняет вспомогательную работу, обеспечивая вращение руля без остановок, когда правая рука меняет свою позицию.

    Сделав 3-4 перехвата рулевого колеса, мы с Вами повернули его налево до конца. Теперь надо возвращать руль на место, то есть крутить его направо ().

    Работа руками при повороте руля направо практически ничем не отличается от той, которую Вы только что проделали, поворачивая руль налево. Разница только в одном - основная рука теперь левая! Именно она поворачивает рулевое колесо, а правая рука лишь помогает.

    Из общеизвестных ошибок вытекают следующие рекомендации.

    Рис.23 Ошибки при работе рулем

    А теперь самое главное. Не смотрите на свои руки, они «смущаются» и начинают делать всякую ерунду! Если Вы будете уделять своим рукам не столь пристальное внимание, то они станут работать значительно лучше. Ведь рассмотренные выше движения вполне естественны для рук человека. И вообще, учитесь доверять своему телу, тогда не только руки будут работать правильно и изящно, но все остальное в управлении автомобилем дастся Вам легче.

    Теперь Вы знаете, как должны работать Ваши руки при повороте рулевого колеса на угол более 90 и чем Вы будете заниматься в ближайшие полчаса - надо начинать активную тренировку. Не знаю, сколько Вам потребуется времени, для того чтобы «укротить» руль (или свои руки), но сделать это надо сейчас. В тот момент, когда машина начнет движение, мыслей о руках на руле уже не должно быть!

    Руление одной рукой

    «Это еще как и зачем? Двумя бы научиться!» - раздается мрачный возглас тех, кто уже понял, что для осуществления первой в жизни поездки придется изрядно потрудиться.

    А я и не говорю, что прямо сейчас Вам надо «отрезать» одну руку. Без умения рулить одной рукой Вы никогда не сможете без проблем поставить машину задним ходом в гараж. Да и при движении вперед иногда приходится прибегать к этому варианту поворота руля. Работая одной рукой, правой или левой - в зависимости от необходимости, водитель имеет возможность поворачивать руль с максимальной скоростью и точностью.

    Рис.24 Поворот руля одной рукой

    Насчет скорости, думаю, понятно - не надо переносить руку. А точность достигается тем, что кисть руки постоянно находится в одной и той же позиции на ободе рулевого колеса и водитель точно знает, сколько оборотов или полуоборотов ему надо сделать, чтобы моментально поставить руль в положение прямолинейного движения. Однако хватит слов, давайте перейдем к делу.

    Начнем с поворота рулевого колеса направо, поскольку в первую очередь Вам понадобится умение поворачивать руль одной рукой именно направо. Вы столкнетесь с этим на экзаменах в ГИБДД.

    Итак, поворот направо (рис. 24). Уберите куда-нибудь свою правую руку или хотя бы пристройте ее к себе на колени - она не участвует в последующих действиях и не должна мешаться. Забудьте о том, что она вообще у Вас есть!

    Положите ладонь левой руки на рулевое колесо в отведенное для нее место (рис. 24, поз. 1). И не забудьте ее «притереть» (см. рис. 3), сейчас это очень важно. Кисть Вашей левой руки должна и будет оставаться в своем «доме» до окончания руления!

    Слегка обнимите руль пальцами и, чуть упираясь ладонью в обод рулевого колеса, начинайте поворот направо.

    Когда руль будет повернут почти на 180 (), Ваша левая рука начнет ощущать дискомфорт - она не может дальше вращать руль! Это сигнал к тому, чтобы Вы выпрямили (растопырили) пальцы, немного усилили нажатие ладонью на обод руля и, продолжая поворачивать руль, провернули кисть в своем «доме» против часовой стрелки (рис. 24, поз. 3).

    Удерживая пальцы выпрямленными и упираясь ладонью. Вы продолжаете поворачивать руль дальше через запретную зону ( , в и ). Как только «дом» левой руки вместе с кистью выйдет из этой зоны, можно будет несколько ослабить давление ладони на обод руля и слегка обнять его пальцами.

    Продолжить несложно, надо лишь повторить все вышеописанные действия. А для того чтобы вернуть руль обратно» в обратном порядке все надо и проделать.

    Уверен, после непродолжительной тренировки этот способ руления Вам понравится, а для успешного въезда в экзаменационный бокс он просто необходим. Плюс ко всему, при рулении одной рукой, у Вас освобождается вторая рука дело для нее всегда найдется.

    Это был поворот направо, когда работала только левая рука. Для поворота налево Вам надо лишь поменять руку, а все остальное - без изменений. Левую руку в карман, правую в свой дом» и поехали. Крутим, растопыриваем, прокручиваем, проходим запретную зону и так далее.

    Я понимаю, что задал Вам трудную задачу и что уйдет немало времени, пока движения Ваших рук станут точными, красивыми и естественными. Поэтому не советую пытаться освоить работу рулем за один присест. Несколько минут сегодня, несколько завтра, но бросайте это дело на полпути нельзя.

    Сегодня мы научимся с вами правильно располагать руки на руле и грамотно пользоваться рулевым колесом. В будущем это может избавить от многих хлопот и даже спасти вашу жизнь.

    Если вы уверены, что ваш 20-летний стаж дает вам право называться профессионалом, которому больше нечему учиться, значит, вы или слишком самоуверенный, или попросту беспросветно глупы. На самом деле, даже асам иногда приходится оказываться в чрезвычайных ситуациях. А если речь идет о начинающем водителе, то здесь неоправданная уверенность в своих силах может слишком дорогого стоить. И если вы уже освоили правильную посадку, пора перейти к грамотному положению рук на «бублике».

    «Отдамся в хорошие руки» - Руль

    Любой автоинструктор сразу же скажет вам, что правильное расположение рук на рулевом колесе легче всего рассчитать при помощи воображаемого циферблата часов. Левая рука должна покоиться в пределах от девяти часов до пол-одиннадцатого, а правая рука - от полвторого до трех часов. Опыт подсказывает, что руки должны в обязательном порядке быть чуть согнуты в локтях, чтобы в случае изменения ситуации на дороге водитель смог оперативно и эффективно отреагировать.

    Для оттачивания мастерства руления необходим элементарный тренажер

    Фото drive-style177.ru

    Эту информацию можно найти в самых разных руководствах, но при этом практически ни один водитель, стаж которого составляет хотя бы 2 года, так не делает. Обратите внимание на водителей во время езды. Они могут держать руль разными способами, но всегда выбирают комфорт, а не безопасность.

    Запомните, что руль необходимо держать только двумя руками чуть выше горизонтального уровня, разделяющего рулевое колесо пополам.

    Типичные ошибки

    Многие водители располагают руки в верхней части рулевого колеса. Это якобы снижает нагрузку на мышцы рук. Возможно, но проблема в том, что такое положение существенно снижает скорость работы с рулем.

    Когда руки расположены в нижнем секторе «баранки», это дает возможность повернуть руль на большой угол всего за один прием, однако на самом деле вы делаете это одной рукой. А это опасно не только при контраварийном управлении, но и при в штатном режиме.

    В том случае, если водитель располагает руки по диагонали, значительно уменьшается угол поворота руля, а нижняя рука обязательно вставляет палки в колеса.

    Правило с незначительными исключениями

    Рулевое колесо необходимо держать только двумя руками. Исключение составляют лишь те случаи, когда одной из рук необходимо отвлечься: например, переключить передачу или совершить те или иные манипуляции с панелью приборов. Но соло одной руки на «бублике» не должно затягиваться.

    Хват руля

    Есть два способа грамотного хвата рулевого колеса: неполный, а также полный закрытый хват. Если говорить о том, какой из них более правильный, то можно однозначно утверждать, что это закрытый хват. Если в первом случае большие пальцы рук находятся сверху рулевого колеса, то в случае полного хвата они смыкаются с указательным пальцем, обхватывая руль.


    Способы хвата руля

    Фото gendocs.ru

    Даже небольшой камень на дороге или незначительная неровность дорожного покрытия может вызвать удар, который в состоянии выбить из рук руль. Когда спица руля ударяет по большому пальцу, то в игру вступает физиология. Ощущая боль, нам хочется сильнее сжать пальцы, тем самым обеспечивая крепкий хват рулевого колеса. Это даст водителю возможность не потерять контроль над автомобилем.

    Но если речь идет о высокой скорости, то здесь предпочтительнее неполный хват, когда большие пальцы упираются в обод руля, увеличивая контакт и точность управления. При этом нужно стараться, чтобы руль всегда был в руках. Водители зачастую отпускают рулевое колесо после завершения поворота, чтобы оно вернулось в исходное положение. Да, это удобно, но небезопасно.

    Сила хвата

    Сила воздействия на рулевое колесо - также один из важнейших факторов безопасного управления. Новички обычно пытаются так сдавить руль, будто они Отелло, который выражает недовольство своей Дездемоной. Слишком большие усилия приведут к усталости, а также снизят качество и скорость маневрирования.


    Никогда не рулите одной рукой!

    Фото fotostation.ru

    Слишком слабый хват также может сыграть с водителем злую шутку, ибо в этом случае наблюдается полное отсутствие обратной связи с колесами. И если вдруг случится наезд на какое-либо препятствие, то руль может вырвать из рук, и автомобиль станет неуправляемым.

    Так насколько сильно нужно держать рулевое колесо? Себеслав Засада, гонщик из Польши, в своей книге по вождению писал о том, что это нужно делать так, словно сжимаешь курицу за горло: если сожмешь слишком слабо, птица убежит, и напротив, если очень сильно - можно ненароком лишить хохлатку жизни. Но важно учесть, что в те времена, когда писалась книга польского гонщика, усилитель руля был роскошью. Сегодня нет нужды «душить» руль, а держать его нужно скорее слабо, чем крепко. Главное, чтобы вам было комфортно, а все 100 лошадей под капотом вдруг не обезумели и не понесли.

    Приемы руления

    Обычно, проходя обучение, будущий водитель не особо концентрируется на том, как нужно рулить. Со временем у него вырабатывается привычка обращаться с рулевым колесом так, как ему удобно. То есть неправильно. Исправить такой автоматизм намного сложнее, чем покорить Эверест верхом на мопеде «Карпаты».

    Мы не будем говорить о таких тонкостях, как темповое, поисковое, уравновешивающее, импульсное, маятниковое и бог знает еще какое руление. Все это нюансы для узкоспециализированных спецов. Но разобраться в основах просто необходимо.


    Полный закрытый хват хорош при маневрировании

    Фото avtotrener-vrn.ru

    Главное и безоговорочное правило звучит примерно так: рулите только на тех участка дороги, которые можно назвать хорошими. Это означает, что на ямах и других неровностях нужно стараться держать колеса прямо.

    Часто возникает вопрос, какой рукой осуществлять поворот рулевого колеса. Отвечаем - рулите только двумя руками. С нашей рекомендацией согласился бы и Росс Бентлей, являющийся известным американским тренером, готовящим автогонщиков. Одна рука толкает, другая - тянет. В левом повороте бурлаком выступает левая рука, в правом - правая.


    Неполный хват позволяет лучше чувствовать руль на больших скоростях

    Фото norton-club.ru

    Однако есть и другое мнение. Так, Брендт Норберг, по экстремальному вождению из Швеции и фигурант Книги рекордов Гиннеса, которая отметила его за езду на двух колесах, считает, что главная рука при вхождении в поворот - толкающая. При этом рука, которая тянет руль, играет вспомогательную роль. По мнению шведского инструктора, такое руление позволяет намного лучше чувствовать «бублик».

    Но эталонным можно считать тот способ руления, когда руки при повороте руля не меняют положения до момента перекрещивания. С этим не согласятся многие автоинструкторы, которые до сих пор используют устаревшие методики, но это, как говорится, их проблемы. Все просто: когда руки перекрещиваются, нижняя перехватывает руль в верхней части. Иногда начинающие водители делают это без подсказок, интуитивно. Это еще раз говорит об эффективности и правильности данного метода.

    Огромную роль в рулении играет его скорость. В штатном режиме о ней думать не нужно, но вот в качестве контраварийной меры высокая скорость вращения рулевого колеса играет огромную роль. Кстати, автогонщики на тренировках уделяют массу времени скорости руления, и обычно она у них в 2 раза превышает показатели, которые может выдать на гора «гражданский» водитель.

    Никогда не крутите руль, пока одна рука занята другими делами. Все манипуляции с рулевым колесом необходимо осуществлять только двумя руками. И даже если вы сняли одну руку, научитесь автоматически увеличивать силу хвата оставшейся руки.


    Гонщики Формулы-1 очень серьезно подходят к вопросу скорости руления

    Фото wordpress.com

    Не используйте оплетки руля, потому как они зачастую мешают применять те или иные приемы руления.

    Начните с тренировок по рулению с перехватом - на сегодняшний день это основной вид вращения руля при повороте машины.

    Одной рукой рулите исключительно при движении задним ходом.

    И запомните, что искусство вождения вовсе не требует жертв. Главное, чтобы вместе с руками работали еще и мозги, а в автомобиле был только один тормоз. Удачи на дорогах!