Стимпанк машины. Семь причин не строить стимпанк-машину: И один веский аргумент за

Под впечатлением от работ И-Вей Хуанга мы загорелись идеей заполучить в редакцию собственную паровую машину в стиле стимпанк. Как ранее выяснил сам художник, такие игрушки пока что не производятся серийно (модели паровозов и паромобилей не в счет, это история, а не фантастика). Собственные произведения И-Вей не продает ни за какие деньги — все они хранятся у него дома, ибо созданы в единственном экземпляре тяжелым ручным трудом. К тому же от И-Вей Хуанга нас отделяет океан — маэстро живет в Калифорнии

Несмотря на отсутствие искусственного интеллекта, двуногую машину сразу прозвали роботом

Оставалось лишь построить парового монстра самим. Вместе с главным редактором мы отправились в магазин Eurotrain и купили паровой двигатель. Ваш покорный слуга лично взялся возвести вокруг двигателя устрашающую самоходную конструкцию. Теперь я хочу предостеречь от столь недальновидного шага дорогого читателя.


Два эксцентрика отвечают за движение каждой ноги вперед-назад, другие два поочередно наклоняют машину вправо или влево, перенося вес с одной ноги на другую

1. Место в истории

Решив построить паровую машину в стиле стимпанк, вы не будете оригинальны. Первым на непаханое поле ступил И-Вей Хуанг. Художник построил четырех- и шестиколесные машины, паровые танки с гусеницами, многоногих пауков и даже чудище о ста конечностях. Чтобы хоть чем-то отличиться от Хуанга, мы решили построить двуногое существо — таких в арсенале мастера еще не было. Проект моментально окрестили паровым роботом, хотя формально он таковым не является. Для амбициозных изобретателей всегда есть шанс отличиться: построить паровой орнитоптер или, на худой конец, дирижабль.

2. Больше жару!

Правильно подобрать котел и двигатель можно только методом проб и ошибок. Производители миниатюрных паровых машин не указывают в характеристиках мощность и расчетные обороты моторов. Большинство из них предназначены для работы с чисто символической нагрузкой или вообще без нее. Мы приобрели судовой комплект Wilesco D49, решив, что котел и двигатель из одной коробки должны идеально сочетаться друг с другом. Оказалось, что двухцилиндровый двигатель способен на многое: накопив пар в котле, можно было вывести его на форсаж с колоссальными оборотами. А вот компактный спиртовой котел оказался неспособен постоянно поддерживать необходимое давление пара. Знай мы об этом заранее, предпочли бы котел с газовой горелкой.

3. Семь раз отмерь

Для своего двуногого механизма мы выбрали схему с четырьмя эксцентриками, по которой построено немало шагающих игрушек. Два эксцентрика отвечают за движение каждой ноги вперед-назад, другие два поочередно наклоняют машину вправо или влево, перенося вес с одной ноги на другую. Чтобы робот не опрокинулся, а кипящая в котле вода не залила трубы, кузов пришлось сделать плавающим. Благодаря рычагам, подведенным к тем же эксцентрикам, кузов вместе с котлом и двигателем всегда сохраняет почти вертикальное положение. Эксцентрики, рычаги, превращение крутящего момента в сложные шагающие движения — все это абсолютно в духе стимпанка. Минус сложной кинематики — исключительная требовательность к точности изготовления механических частей.

4. Диалектика скоростей

Эх, прав был Архимед, обещая перевернуть Землю рычагом! Имея достаточный запас шестеренок, можно не сомневаться, что машина заработает со сколь угодно слабым двигателем, — нужно лишь подобрать правильное передаточное отношение. Потом останется решить вопрос терминологии: если один шаг в полсекунды для робота можно назвать бегом трусцой, то, скажем, один шаг в час — скорее, состоянием покоя. Крутящий момент нашего Wilesco D49 встречает на своем пути к эксцентрикам ног шесть понижающих передач. Найти подходящую трансмиссию очень сложно: важно отыскать не только надежные оси и шестерни, но и соединяющие их кронштейны. Чтобы изготовить раму со всеми необходимыми отверстиями самостоятельно, нужен точный сверлильный станок. Лучший выход — собрать трансмиссию из конструктора. И-Вей Хуанг в своих работах использует зубчатые и цепные передачи от знаменитого набора Meccano. У нас же под рукой оказался LEGO. Заставлять гибкие пластмассовые оси тащить железную паровую машину ростом 52 см, безусловно, жестоко. И все же LEGO с задачей справился — робот пошел!

5. Искать или память

Каждому, кто строит необычный механизм, приходится принимать решение: искать готовые детали или изготавливать все с нуля. И-Вей Хуанг разбирает множество отслуживших свое механических игрушек, радиоуправляемых моделей и предметов бытовой техники, чтобы подобрать необходимые элементы для своих машин. Мы решили, что искать гору никому не нужных моделей в Москве — перспектива сомнительная, и взялись строить машину из листового металла. За неимением станка с ЧПУ пришлось подружиться с ножницами по металлу, тисками и паяльником. Быть может, профессиональный жестянщик надо мной посмеется, но простому редактору для изготовления двух ступней, шести двухосных шарниров, восьми рычагов и пяти кузовных элементов понадобилось немало бессонных ночей. Кстати, почти все детали изготовлены из одного куска металла. Длина плоской развертки, из которой согнута ступня, — 62 сантиметра.

6. Декоративные страсти

Уже сломали себе голову, думая, зачем паровому роботу цепь? Очень просто: для красоты! Так же как и поручни на верхней палубе, и гайки-барашки. Эти наивные декоративные элементы — все, что осталось от наполеоновских планов по превращению нашей машины в корабль, вытащенный на сушу сумасшедшим ученым, или в ржавый бронзовый артефакт, пролежавший столетие под землей. Отчасти из страха сделать хуже, отчасти из-за стремительно приближающегося дедлайна общим решением стало оставить все как есть — мол, оцинкованная сталь и так выглядит по‑стимпанковски тяжело и грубо. Все же, чтобы сделать машину красивой, нужно быть художником, как И-Вей Хуанг.

7. Некуда спешить

Наконец машина готова! Все, кто хоть краем глаза видит сверкающего монстра, с сомнением в голосе спрашивают: «А он правда ходит?» — и просят «включить» аппарат. Не тут-то было! Чтобы увидеть, как работает паровая машина, гость должен иметь как минимум полчаса свободного времени. Перед запуском необходимо заправить моторным маслом коллектор каждого цилиндра двигателя (подходит обычное автомобильное), пополнить запас воды в котле и доверху заполнить топку сухим спиртом. Минут десять понадобится, чтобы вода в котле закипела, еще пять — чтобы накопить пар. Первый запуск будет не самым эффектным — двигателю нужно выплюнуть остатки конденсата воды и масла. И лишь затем машина заработает в полную силу.

+. 100 лет за два месяца

Несмотря на все трудности, парового робота, конечно же, стоило построить. Теперь прямо у нас в редакции функционирует механизм, созданный по технологии столетней давности. И не просто функционирует, а совершает работу, перемещая самого себя в пространстве. Блестящий металлический робот, как будто сошедший со страниц фантастического комикса, уверенно шагает по столу, пыхтит, свистит, выпускает пар и изредка плюется машинным маслом. Это очень весело, познавательно и, безусловно, стóит пары месяцев работы.

Примечание переводчика: steam в переводе с английского языка означает пар , а посему термины паропанк и стимпанк имеют одинаковое значение.


Цель этого урока состоит не в том, чтобы научить вас рисовать. Этот урок нужен для того, чтобы научить художников, которые не совсем понимают, как работает пар, рисовать стимпанк машины. Фокус в том, чтобы научиться добавлять достаточно логичные детали в рисунки, что позволит сделать ваши машины более правдоподобными.


Мне кажется, порой фантазия заводит дизайнеров стимпанка слишком далеко. Их проекты начинаются так хорошо, а под конец теряют весь свой важный вид, очарование старой паровой техники. Я же делаю реально работающие стимпанк машины. Мой стим-сайт: Crabfu SteamWorks , содержит много изящных, реально работающих, живых паровых машин. Методом проб и ошибок я понял, что нужно создавать что-то, что не только выглядит, будто оно может работать, но и действительно работает.


Небольшая оговорка: я - аниматор и художник по профессии. Однако только моя преданность паровому хобби позволяет моим стимпанк проектам достигнуть того уровня подлинности, которого часто недостает в стимпанк арте.
Ниже я попытался достаточно сжато объяснить, как рисовать и проектировать машину, которая выглядит убедительно.
Пожалуйста, имейте в виду, что все эти описания очень упрощены, думается мне, описания компонентов паровых машин профессионалы будут разрывать на части. Просто мне кажется, что важно выделить основную идею, и нет необходимости в сухих и скучных деталях. Я не эксперт в паровых двигателях. Эта информация взята из моего личного опыта работы с маленькими паровыми машинами. Большинство примеров ниже это образцовые двигатели, которые работают на тех же принципах, что и такие же большие. Это только гид. Нет никакого определенного набора правил для концепт-арта. Другими словами, это пар для художников, а не для посвящения вас в детали строения паровых машин!:) Однако, важно понять некоторые основные принципы действия этой паровой силы, чтобы ваши рисунки стали выглядеть правдоподобно, будто ваш концепт действительно был создан в Викторианскую эпоху. Сначала вы должны понять пар и то, как он работает, благодаря наблюдениям за отдельными частями машины.

Компоненты паровых машин


Котёл (бойлер)

Большинство котлов имеют цилиндрическую и вытянутую форму. Они предназначены для того, чтобы кипятить воду, оригинально, не правда ли.

Внутри у большинства котлов имеются жаровые трубы, которые выглядят внутри как связка труб, в которых горит огонь, что позволяет нагреть и вскипятить воду быстрее. Паровую трубу следует рисовать на вершине котла, там, где выходит пар. В некоторых случаях паровая труба может выйти в другом месте визуально... Но, дабы ничего не усложнять, рисуйте трубу, выходящую сверху. Котлу необходимо нарисовать дымоход, нужный для вентиляции огня, который горит в топке. Размеры и форма дымоходов сильно варьируется. Другими словами, дымоход любой формы и размеров должен выйти хорошо и прекрасно сбалансирует дизайн.

Топка/горелка

Высокую температуру и, собственно, огонь можно получить разными способами. Обычно их выделяет источник топлива, будь то уголь, газ или еще что-нибудь, что способно гореть действительно сильно. Если это уголь, вы должны нарисовать контейнер с дверцей, через которую он будет попадать внутрь. Перед этой дверцей необходимо оставить некоторое пространство для того несчастного, кто будет бросать туда уголь или дрова. Если вы используете газ, вы должны нарисовать газовую горелку, которая будет крепиться к основанию котла. К горелке должны вести трубы для поставки газа из контейнера любой формы (хотя чаще всего всего он имеет цилиндрическую форму). Если смешивать газ с воздухом в процессе, это позволит управлять интенсивностью огня, используя клапаны на контейнере для газа.

Двигатель

Существует много типов паровых двигателей.

Работа двигателя производится благодаря расширению разогретого пара, который давит на поршень или на лопатки паровой турбины, движение которых передаётся другим механическим частям, в том числе вращающейся оси. Если сильно не углубляться в строение паровых двигателей, то вот основные принципы их рисования.

Рисуем большой цилиндр. Поршень внутри и его видно не целиком, он выходит из большого цилиндра и выглядит как другой цилиндр, маленький и длинный. Пар проходит через цилиндр и воздействует на поршень с разных сторон. Если воздействие одновременное - сразу с двух сторон - к цилиндру должен крепиться коллектор, клапан прямоугольной формы, или, проще говоря, коробка. В итоге мы имеет просто цилиндр с коробкой сбоку.

Хотя некоторые паровые двигатели имеют немного другой вид, наверно, не стоит ничего усложнять.

Маховое колесо

Маховик - большое, тяжелое колесо. Без него ездить машина будет рывками и может остановиться. Маховик присоединяется к оси, к которой ведут поршни. Такое колесо позволяет машине двигаться более плавно.

Лубрикатор

Лубрикатор (смазчик) предназначен для смазывания двигателя. Обычно он присоединяется к цилиндру вплотную или находится очень близко от него, скажем, находиться на трубе, ведущей в двигатель. Обеспечивает смазывание поршней в двигателе - вместе с паром в двигатель постепенно попадает масло. Лубрикатор может выглядеть контейнером в форме цилиндра.

Центробежный регулятор

Выглядит регулятор очень эффектно. Два вращающихся шарика, работающие за счет главной оси двигателя. Они нужны для регулирования количества пара, попадающего в двигатель. Когда двигатель вращается, вращается и регулятор, и центробежная сила заставляет шары подниматься. После того, как скорость достигнет установленного значения, механизм сдвинет специальное соединение, которое и ограничит количество пара, поставляемое в двигатель, не позволяя двигателю набирать обороты и дальше. Регулятор должен быть расположен строго вертикально, чтобы работать правильно.

Конденсатор

Конденсатор задерживает паровой выхлоп двигателя, содержащий масло. Внутри масло конденсируется вместе с водой, и наружу выходит из конденсатора только чистый пар. Отработанный пар может выводиться по трубам в дымоход, и тогда дым из основной трубы будет белый и пушистым. Не то чтобы конденсатор был абсолютно необходимым механизмом для работы двигателя, но без него все покроется грязью и маслом. Так или иначе, это просто еще один цилиндр, который ничего не стоит нарисовать.

Клапаны

Клапаны выглядят классно, особенно когда их много. Управляемые вручную клапаны контролируют множество вещей, но в основном они задерживают или пропускают пар.

Предохранительный клапан

Необходим для безопасности. Так, если давление в котле станет слишком высоким, предохранительный клапан выпустит пар, чтобы предотвратить взрыв котла. Он располагается в верхней части котла, так как он выпускает пар, а не воду. Может также выпускать пар в дымоход.

Индикатор уровня воды

Нужен для того, чтобы вы видели, сколько воды находится в котле. Если котел высохнет и будет продолжать работать, это закончится очень нехорошо. Индикатор может быть как застекленным смотровым окошком, так и стеклянной колбой, выведенной наружу.

Водяной насос и резервуар для воды

Водяные насосы и баки нужны для закачки воды в котел. Насосы могут быть как ручными, так и работающими за счет двигателя. Из бака вода подается прямо в котел. Не абсолютно необходимая вещь, но продлевает продолжительность работы машины, особенно если котел маленький.


Датчики

Датчики давления (манометры) показывают давление в данный момент. Небольшие диски, они не особенно страдают разнообразием, их легко рисовать, зато выглядят они довольно внушительно и эффектно. В основном это датчики давления пара в котле и других частях машины.

Теплоизоляция

Теплоизоляция это попытка свести к минимуму потерю высокой температуры. Изолируют котлы, трубы, цилиндры двигателя. Деревянная обшивка выглядит круче всего, я часто рисую именно такую, она придает работе вид старой техники. Конечно, любая современная изоляция, которая способна сохранять высокую температуру, также может использоваться. Трубы часто покрывают веревкой или белым веществом, и я без понятия, из чего оно делается.

Шестерни

Шестеренки, множество и множество шестеренок. Шестеренки нужно рисовать со спицами, иногда изогнутыми. Большое количество шестеренок в любом случае будет выглядеть классно, но удостоверьтесь, что вы правильно их всех состыковали.

Цепное колесо (звездочка), цепь

Цепные колеса и цепи хороши для того, чтобы двигать что-то, что находится далеко от двигателя. Они также более просты, нежели шестеренки и я часто использую их в своих паровых роботах. Однако, цепные колеса и цепи могут сорваться.

Соединения

Существует множество видов соединений... в рисунке, чтобы быть убедительными, они должны только выглядеть правильно, но совсем не обязательно они должны правильно работать . Чтобы соединения выглядели правильно, необходимо обосновать логически их размещение в том или ином месте, особенно если соединения большие. В основном соединения просто придают круговое движение чему-то еще. Мастера подобных вещей вы можете найти .

Рычаги

Рычаги управляют большим количеством вещей. Сцепляют и расцепляют шестерни, регулируют направление движения пара, притормаживают колеса и т.д. Нарисуйте их побольше для машиниста... помните, вам надо заставить их только выглядеть правильно, не надо думать, для чего они предназначены.

Свисток

Паровые свистки прикрепляются к котлам или по крайней мере какой-нибудь трубе, которая в котел входит. Пар проходит через него через своего рода рычаг и издает тот самый классический паровой свист. Чем больше свисток, тем глубже он звучит, но и пара расходуется больше.



Теперь я знаю обо всех важных составляющих, с чего же мне начать?

Помните про основные формы и дизайн компонентов, описанных выше (чаще всего встречаются цилиндрические объекты). Просмотрите каждую из частей выше и соберите изображения нужных компонентов, фотографии старого парового транспорта, локомотивов, чтобы использовать их в качестве референсов. Как только вы разберетесь со всеми необходимыми частями, вы можете приступать к эскизу, и не забывайте пользоваться референсами, чтобы ваша работа выглядела правдоподобной.


Сначала продумайте свою идею. Определитесь, что именно вы хотите нарисовать. Может быть, это двуногий робот? автомобиль? танк? многоногая ходячая машина? Добавьте немного индивидуальности и характера вашим машинам, даже если они и неодушевленны. Цель должна быть хорошо разработана, продумана и уравновешена. Побеспокойтесь о том, как ваша машина будет работать после того, как набросаете грубый эскиз, иначе он не будет стоить ваших усилий.


Поначалу работа будет небрежной, даже если вы хотите получить в итоге детализированный и проработанный проект. Лично я выбираю путь небрежный и ленивый, просто набрасываю эскиз и говорю всем, что это и так хорошо. Пока работа выражает вашу идею, вы не должны тщательно вырисовывать каждый зубчик шестеренки - мнение людей будет хорошим даже о нескольких соединенных линиях, если в них будет какой-то смысл. Однако вы можете детализировать ваш объект как вашей душе угодно, это всего лишь дело вкуса.


В целях демонстрации я состряпал концепт колесной паровой машины ниже. Что это? хех, я без понятия...
Сначала нарисуйте котел, поскольку это самая большая и самая тяжелая часть всего механизма. Обратите внимание на его вес и центр тяжести. Котлы заполнены водой и добротно спроектированы, поэтому они очень тяжелы. Они могут располагаться и вертикально, и горизонтально, и даже под углом. Не забывайте о пространстве для топки или горелки. При рисовании колес помните о том, что они должны поддерживать действительно большой вес. Затем составьте несколько цилиндров... почти все в стимпанк машинах построено на цилиндрических формах... Конденсатор, топливный бак, водяной бак, оси и т.д.... Узнайте, как рисовать цилиндры в разных ракурсах, это пригодится. Затем нарисуйте главные оси и определите, к чему должна быть приложена сила для обеспечения передвижения.

Затем решите, где нарисовать двигатель(и). Двигатели могут находиться под любым углом, они прекрасно функционируют в любом положении. Нарисуйте несколько шестеренок или цепное колесо, которые будут на виду.

Спроектируйте кузов, постарайтесь сохранить ощущение старой техники от работы. Если вы запутались и не понимаете, как работает тот или иной механизм (как это часто случается со мной), вы можете прикрыть те или иные места кузовными панелями. Впрочем, мне кажется, вся прелесть стимпанка состоит в открытых и простых вещах, так что я люблю показывать все механизмы в максимально возможной степени. На этом этапе вы как раз и можете прикрыть любые механические детали, работы которых не понимаете и слишком ленивы, чтобы выяснять.

Стимпанк — это не только викторианская Англия, но и другие планеты, летающие города, параллельные миры


Зачастую фантазия заводит создателей стимпанка слишком далеко, и очарование старых простых технологий приносится в жертву нагромождению изощренных механизмов. Между тем, можно создавать новые технологии, оставаясь в строгих рамках стиля — например, придумывать необычные движители или их комбинации


Среди создателей произведений в стиле стимпанк можно встретить немало людей с инженерным образованием


Рисовать машины в стиле стимпанк довольно просто


Главное — запомнить все классические компоненты паровой машины, научиться хорошо рисовать цилиндры под разными углами (практически все конструктивные элементы имеют цилиндрическую форму) и последовательно выполнить четыре основных шага, которые продемонстрировал нам И-Вей Хуанг


В стимпанке автор не может сослаться на искусственный интеллект, беспроводные технологии и изобретения будущего тысячелетия. Все конструкции должны быть выставлены на всеобщее обозрение и подчиняться простым законам механики, за каждое малейшее движение должен отвечать свой привод, рычаг, вентиль. С помощью художника И-Вей Хуанга мы разобрались, какие конструктивные элементы присутствуют в каждой паровой машине, для чего они служат и как работают.

Котел

Котел — это центральный элемент любой паровой машины. Чаще всего он имеет круглую или цилиндрическую форму и занимает немало места. В герметичном котле кипит вода, образуется пар и накапливается необходимое для работы двигателя давление. Внутри большинства котлов имеются жаровые трубы. Горящий внутри них огонь помогает воде быстрее нагреваться и выделять больше пара.

Водяной бак и насос

Размер котла должен соответствовать мощности двигателя, чтобы обеспечивать необходимое давление пара. Слишком большой котел неэффективен — зачем греть лишнюю воду, тратить драгоценное тепло, чтобы потом стравливать большую часть пара регулятором скорости? Если же котел мал, а поездка предстоит далекая, воду можно запасти в отдельном баке с насосом.

Индикатор уровня воды

Для нормальной работы двигателя котел должен быть всегда наполнен водой минимум на три четверти. Индикатор уровня может представлять собой застекленное смотровое окно, проделанное прямо в стенке котла, или же прозрачную трубку, выведенную наружу по принципу сообщающихся сосудов.

Предохранительный клапан

Крайне необходимый клапан, который выпускает пар, когда давление внутри котла становится слишком большим. Отсутствие или неисправность предохранительного клапана могут закончиться взрывом котла. Клапан располагается в верхней части котла — нам нужно стравливать пар, а не воду. Пар, выходящий через клапан, может быть направлен в дымоход.

Свисток

Жизненно необходимый аксессуар. Свисток помогает узнать, есть ли давление в котле, стравливает лишний пар при необходимости, распугивает зевак и, конечно, отлично выглядит.

Пароперегреватель

Паровые трубы выходят из верхней части котла — ведь в его нижней части кипит вода. Иногда «паропровод» вновь возвращается в котел, чтобы пройти сквозь жаровые трубы в виде змеевика. Такое устройство называется «пароперегреватель» (superheater). Пароперегреватель дополнительно увеличивает давление пара в трубах, а также уменьшает вероятность конденсации влаги в двигателе.

Дымоход

Как в печке или камине, на паровой машине дымоход служит для вентиляции огня, который горит в топке и кипятит воду в котле. Дымоход может быть практически любого размера и формы. Иногда внутрь дымохода заводят выходную трубу с отработавшим паром от двигателя или прямо от котла, через клапан. Выход пара под давлением создает разрежение внутри дымохода, способствуя дополнительной воздушной тяге.

Топка

Чтобы преобразовать воду в пар, в топке можно сжигать все, что хорошо горит, — уголь, дрова, газ, керосин. Подача топлива должна регулироваться, обеспечивая точный контроль над мощностью двигателя. В случае с газом и жидким топливом с регулировкой отлично справляются вентили и клапаны, когда же речь идет об угле или дровах, роль клапана приходится исполнять кочегару. Для каждого вида топлива необходимо предусмотреть хранилище — баллон для газа, бак для керосина, контейнер для угля. Кроме того, интенсивность горения можно регулировать, изменяя подачу воздуха. Для этого служат воздушные заслонки.

Двигатель

Паровые двигатели могут иметь разное количество цилиндров разной конфигурации. Цилиндр — это главный элемент мотора, он скрывает поршень, который перемещается под давлением пара. Рядом с цилиндром располагается коллектор — клапан, который поочередно направляет пар с разных сторон поршня. И поршень, и коллектор соединяются с коленчатым валом практически одинаковыми шатунами. На коленчатом валу обязательно располагается тяжелый маховик. Он делает работу двигателя более плавной и исключает остановку в мертвой точке.

Лубрикатор

Этот небольшой цилиндрический резервуар, как правило, располагается рядом с коллектором на паровой трубе и обеспечивает двигатель смазкой. Вместе с паром масло постепенно попадает в коллектор и цилиндр. В некоторых случаях лубрикатор оснащается ручным насосом.

Центробежный регулятор

Самый эффектный приборчик паровой машины ограничивает обороты двигателя. Повинуясь центробежной силе, тяжелые металлические шарики поднимаются тем выше, чем быстрее вращается «карусель», и увлекают за собой коромысло, открывающее клапан. Как только скорость достигает установленного значения, клапан стравливает давление пара, не давая двигателю развить более высокие обороты. Чтобы работать правильно, регулятор должен стоять строго вертикально.

Конденсатор

Конденсатор улавливает отработанный пар, содержащий масло. Масло конденсируется вместе с водой, а наружу выходит чистый пар. Конденсатор не обязателен для работы двигателя, он заботится, скорее, об экологии и чистоте лиц пассажиров. Затем отработанный пар может выводиться по трубам в дымоход — тогда белые облака будут исходить прямо из основной трубы. Как вариант, с помощью конденсатора можно пополнять запасы воды, увеличивая тем самым запас хода.

Стрелочный манометр

Манометр — классический и очень эффектный элемент паровой машины. Манометры могут располагаться в разных местах, показывать давление пара в котле и других частях системы. Чем больше стрелок — тем внушительнее выглядит машина.

Теплоизоляция

В XIX веке теплоизоляция чаще всего применялась на судовых двигателях, чтобы минимизировать потери тепла. Изолировать можно котел, паровые трубы, цилиндры двигателя. Самая эффектная теплоизоляция — дерево. Оно придает машине характерный старинный облик.

Шестерни

Разнообразные шестеренки — это символ всего механического, от часов до разводных мостов. Крутящий момент парового двигателя зачастую приходилось передавать на движитель с бóльшим передаточным отношением. Для этого использовались сложные комбинации шестерен разного диаметра. Чем больше зубчатых колес — тем внушительнее выглядит конструкция.

Рычаги

Рычаги могут делать все что угодно: открывать и закрывать клапаны, управлять сцеплениями, соединять или разъединять шестерни, притормаживать колеса. Главное, чтобы их было как можно больше!