Таблица заправочный объем кондиционера. Дозаправка и заправка по переохлаждению17.06.2008

Если вы являетесь владельцем автомобиля с кондиционером, то наверняка знаете, что это устройство нуждается в регулярном обслуживании. В том числе, речь идет о периодической заправке системы кондиционирования. Ниже мы расскажем о том, какое количество фреона должно находиться в . Также в этой статье вы сможете найти таблицу количества расходного материала для разных марок авто.

По каким причинам кондиционер отказывается работать?



Если устройство работает некорректно, вы сразу же об этом поймете.

Ниже приведены основные причины, по которым устройство может работать некорректно:

  1. Разгерметизация климатизера. Как известно, устройство этого агрегата оснащено огромным количеством всевозможных датчиков и уплотнителей, каждый из которых выполняет функцию обеспечения герметичности. Чтобы выполнять функции, возложенные на них, сальники должны быть эластичными, но со временем эксплуатации эти элементы могут растрескаться. То же самое происходит и с патрубками магистралей — они разгерметизируются и притираются. Это может прозвучать странно, но для того, чтобы не столкнуться с такой проблемой, следует постоянно использовать систему кондиционирования, как летом, так и зимой. Зимой устройство следует запускать хотя бы один раз в месяц на 10 минут.
  2. Засорение климатизеров. Чаще всего климатизеры выходят из строя в результате засорения. В частности, если машина долгое время не моется, то грязь может попадать на конденсор и в патрубки магистрали. В результате на этих устройствах может проявляться коррозия, которая, собственно, полностью уничтожает металл, разумеется, на это потребуется время. Если на магистрали появилась коррозия, то неизвестно, сколько еще металл будет работоспособным, поэтому никогда нельзя игнорировать мойку авто, в частности, моторного отсека.
  3. Выход из строя компрессора. Такая поломка является одной из самых дорогих по стоимости, обычно компрессор выходит из строя по причине нехватки смазочного материала либо полного износа. Полный износ случается очень редко, но вот отсутствие смазки — это часто встречаемая проблема.
  4. Проблемы с электрикой. Как правило, если проблема электрическая, то суть заключается в плохом контакте. Такая неисправность может произойти с регуляторами высокого давления, вентиляторами, а также прочими типами оборудования. В итоге автовладелец может столкнуться с более серьезной проблемой — поломкой кондиционера в принципе. К примеру, если изначально вышел из строя регулятор высокого давления, то устройство не сможет выявить, если давление в системе будет действительно высоким. Соответственно, этот параметр может быть увеличен до критического, соответственно, хладагент начнет выбрасывать через клапан, самый худший вариант — это взрыв магистрали.
  5. Плохая проходимость магистрали. Это может быть загрязнение либо откол одной из элементов магистрали. В том случае, если вся магистраль будет заблокирована, компрессор не сможет получать смазку, соответственно, это также грозит необходимостью ремонта. В некоторых случаях избавиться от проблемы можно путем промывки системы, однако иногда промывка не поможет, если не демонтировать определенные элементы магистрали.
  6. Слишком высокий уровень давления также может привести к проблемам. Высокое давление появляется по причине превышения количества фреона в системе, заправленному при замене. Также давление может повыситься из-за выхода из строя вентиляторов либо засорения конденсора.
  7. Утечка фреона. Эта проблема случается довольно часто, о ней мы подробнее расскажем ниже.
  8. Засорение в магистрали. Если в салоне транспортного средства появляется неприятный запах, скорей всего, это говорит о наличии засорения в магистрали (автор видео — Мотор Тестер).

Когда и как заправлять?

Расходный материал фреон представляет собой специальный хладагент, выполняющий одну из основных функций в системе автомобильного кондиционера автомобиля Рено Логан , Ниссан Тиида или любого другого. Когда , из системы осуществляется утечка рабочей жидкости, в среднем за 12 месяцев эксплуатации авто утечка может составить 15-18%, это в полной мере соответствует нормам.

Чтобы объем фреона в системе всегда был на должном уровне, необходима регулярная заправка хладагента. Учтите, если у вас старый Логан или любая другая марка авто, то процедура заправки или замены фреона должна осуществляться чаще.

В том случае, если в Вашем Рено Логан или другом авто наблюдается утечка рабочей жидкости — хладагента — то это может сказать о следующих проблемах:

  • отсутствие герметичности соединений патрубков и шлангов;
  • в конденсаторе устройства начались коррозийные процессы;
  • в системе повреждены патрубки, в результате чего происходит утечка жидкости из кондиционера автомобиля.


В том случае, если вы выявили утечку в своем Логане или любом другом авто, не нужно сразу же осуществляться заправку автомобильного кондиционера . Это будет бессмысленно, поскольку из-за утечки хладагент постоянно уходит. Соответственно, если он уходит, придется опять выполнять заправку фреоном. Поэтому в первую очередь необходимо ликвидировать причину утечки.

Необходимо помнить, что система кондиционирования любого авто, в том числе Рено Логан, Мазда 6 или Фольксваген Поло, подвержена воздействию таких факторов, как:

  • испарения всевозможных рабочих жидкостей в ходе эксплуатации транспортного средства;
  • регулярные вибрации тех или иных агрегатов;
  • постоянные температурные колебания, особенно в зимнее время года.

В результате данные факторы отражаются на состоянии кондиционера автомобиля и могут ухудшить состояние соединений. Количество жидкости, если проверить, может спустить ниже нормы из-за утечки, давление может быть сниженным. Следует отметить, что снижению давления, утечкам способствуют слабые уплотнения на резьбовых соединениях, поскольку их качество со временем эксплуатации снижается, в результате чего уровень хладагент опускается ниже нормы (автор видео — Autech RUS).

Не нужно полагать, что выполняя заправку автомобильного кондиционера Рено Логан или любого другого в определенный день, можно избавить себя от проблем. Но если возникла необходимость поднять уровень жидкости до нормы, то оттягивать этот момент не стоит. По мнению многих специалистов в этой отрасли, заправка автомобильного кондиционера фреоном должна осуществляться также в том случае, если причин для беспокойства в работе агрегата нет.

В том случае, если вы приобрели свой Логан или любой другой автомобиль из салона, то заправка системы жидкостью должна осуществляться каждые 2-3 года. Если автомобиль используется более 7 лет, то добавлять жидкость необходимо каждый год.

На сегодняшний день многие отечественные автомобилисты выполняют монтаж кондиционера в автомобиле самостоятельно. В данном случае, чтобы давление всегда было на нужном уровне, используется только качественный фреон, проверять уровень хладагент необходимо регулярно. Но, как показывает практика, чаще всего владельцы автомобилей Логан и других марок с кондиционерами сталкиваются с поломками, связанными с утечкой хладагента. Решить проблему самостоятельно вполне возможно, об этом мы расскажем далее.

Ликвидация утечек фреона



Куда уходит фреон? Какой бы не был хладагент, даже незначительное повреждение трубопровода может привести к утечке жидкости. Сколько бы у вас не было залито жидкости, из-за утечки фреона может вовсе не стать в системе, поэтому важно вовремя обнаружить неисправность.

На сегодняшний день используется несколько вариантов поиска утечек, которые актуальны для всех автомобилей, в том числе Рено Логанов:

  • с помощью электронных течеискателей;
  • с помощью ультрафиолета.

Течеискатели представляют собой специальные устройства, позволяющие определить, есть ли в воздухе фреон. Как правило, эти приборы чувствительны таким образом, что позволяют выявить утечку, если она составляет от 5 до 10 грамм в год. В продаже можно найти десятки различных типов и моделей течеискателей, одни из них более просты в эксплуатации, другие считаются более усовершенствованными. Одни модели позволяют точно зафиксировать и показать, куда водителю обратить внимание, чтобы найти утечку, другие варианты позволяют только показать, сколько в воздухе находится газа в граммах. Следует отметить, что устройство не всегда может гарантировать вам, что покажет, куда обратить внимание и где искать протечку, сколько грамм фреона в воздухе, однако погрешности есть не всегда.

По факту течеискатель показывает, что в салоне автомобиля Логан или любого другого есть облако газа. Иногда случается такое, что водитель грешит на один патрубок, а причиной неисправности является другой, в частности, бывает сложно понять, если эти патрубки расположены неподалеку друг от друга. В этом случае точно определить, куда смотреть и где спускает давление, позволяет демонтаж всех шлангов и их тщательная диагностика.



Порой обнаружить утечку в патрубках бывает очень проблематично. Газ может куда-то уходить на протяжении нескольких месяцев по несколько грамм, при этом утечка может осуществляться при определенном уровне давления. Или, к примеру, возможные места протечек располагаются слишком близко друг к другу. В этом случае устройство сможет определить наличие фреона 134а или любого другого в салоне, однако показать точное место, где давление становится низким, невозможно.

Если понять, куда точно уходит газ, не предоставляется возможным, можно использовать специальный ультрафиолетовый краситель, принцип работы которого достаточно прост. В первую очередь, необходимо полностью заправить систему, со всеми расходными материалами в нее добавляется определенное количество грамм красителя, который светится при воздействии ультрафиолетовых лучей. На функционирование системы кондиционирования краситель никак не влияет, привести к поломкам он также не сможет. На сегодняшний день по несколько грамм красителя добавляется при производстве автомобилей на концернах.

Одним из основных условий правильной диагностики с помощью ультрафиолета является полная заправка системы маслом и хладагентом. Если вы решите сэкономить и не дольете в систему несколько грамм, это не только приведет к тому, что вся процедура окажется бессмысленной, но и может отразиться на работе системы.

После того, как вы заправили климатизер ультрафиолетовым красителем, необходимо как можно чаще эксплуатировать систему при возможности. Когда вы заметите, что устройство начинает хуже холодить, необходимо просветить все патрубки системы с помощью ультрафиолетовой лампы. Чтобы получить более точный результат, желательно просвечивать магистрали в темноте, а для выявления мест утечек использовать специальные очки. Те места, откуда уходит газ, проявятся в виде туманностей или ярко-желтых либо зеленых подтеков (автор видео — Олег Акушкин).

Как вы видите, последний метод является более эффективным и обладает преимуществами по сравнению с первым, однако и в нем есть определенные недостатки. К примеру, не все магистрали на тех или иных марках авто доступны для глаз, соответственно, иногда приходится долго разбираться в проблеме. Нужно помнить, что испаритель климатизера является наиболее недоступным местом, поскольку он расположен в торпеде транспортного средства. Учтите, что после диагностики с помощью ультрафиолета моторный отсек необходимо промывать, чтобы при последующей проверке не возникло проблем.

Выбор фреона

Если вы решили произвести замену расходного материала в системе самостоятельно, то в первую очередь необходимо ознакомиться с таблицей объемов. Также немаловажным моментом является выбор непосредственно хладагента. В автомобилях, выпущенных до 1992 года, для заправки автомобильных климатизеров использовался хладагент типа R-12. На сегодняшний день данный тип фреона является не актуальным, с 1992 года производители используются жидкость типа R-134a. В соответствии с этой информацией, основываясь на годе выпуска транспортного средства, автомобилист может без проблем подобрать необходимый фреон.

Обратите внимание на один момент. Вокруг машин 1992-1993 годов выпуска сложилась спорная ситуация с определением типа расходного материала, который необходимо использовать. Это был переходный момент, поэтому не все производители транспортных средств успели перейти на новый хладагент.



Чтобы точно определить, какой же тип газа необходимо использовать в вашем случае, рекомендуем учесть несколько моментов. На обратной стороне капота во многих современных автомобилях есть специальные таблички, где отображается вся необходимая информация о марке кондиционера, а также хладагента, который необходимо использовать в этой машине. Также следует отметить, что штуцеры для заправки могут между собой различаться. Как показывает практика, для более нового типа фреона — R-134a, штуцеры более высокие, а их диаметры также обычно больше по размерам.

Норма заправки

Итак, если вы решили все сделать своими руками, то предлагаем вам ознакомиться с нормами заправки. Перед тем, как начать эту процедуру, нужно точно узнать о том, какой объем должен быть заправлен в систему. Что касается нормы, то она также отмечается в таблице под капотом, где можно найти все необходимые данные о хладагенте и его типу. В том случае, если под капотом вашего автомобиля нет такой таблички, точные данные касательно норм необходимо узнать у дилера или ознакомиться с информацией в инструкции по эксплуатации.

Оборудование

Чтобы правильно произвести замену расходного материала, вам потребуется определенное оборудование.

Что касается специальных устройств, то вам потребуются:

  • патрубки для вашей системы кондиционирования;
  • специальная метрологическая станция;
  • дополнительный переходник со специальным краном, который поможет осуществить подключение метрологического оборудования к системе;
  • расходный материал — хладагент, который должен соответствовать определенному типу.





Если финансовые возможности вам позволяют, можно приобрести готовый набор для заправки системы своими руками.

Инструкция по заправке

Если вы хотите, чтобы все было сделано правильно, необходимо четко придерживаться определенных нюансов. Для начала рассмотрим моменты, которые нужно учесть.

Основные моменты

  1. В первую очередь, необходимо понять, по каким причинам протекает хладагент. Подробно мы уже расписали об этом ранее в статье. От протечек необходимо избавиться, чтобы в будущем они вас не тревожили.
  2. Далее, следует сразу же определиться с тем, необходимо ли вам осуществлять процедуру вакуумирования всей системы кондиционирования или этого можно избежать. В том случае, если вы планируете заменить расходный материал полностью, в любом случае необходимо вакуумировать систему. Благодаря этому процессу вы сможете избавить систему кондиционирования от конденсата, который зачастую собирается в патрубках и шлангах. Благодаря вакуумированию можно добиться увеличения эффективности функционирования устройства и увеличить ресурс эксплуатации компрессора.
  3. Помимо этого, необходимо определиться непосредственно с маркой хладагента. Выбор марки осуществляется в соответствии с моделью кондиционерами и предписаниями производителя. Если предписаний нет, уточните этот момент у дилера или в сервисной книжке. То же самое касается и масла — оно должно соответствовать и подходить к определенной марке климатизера. Эти моменты желательно не упускать, в противном случае вы можете столкнуться с другими проблемами, к примеру, нехватке давления в системе.
  4. Еще один момент — если вы планируете полностью заменить хладагент, то в первую очередь необходимо убедиться в том, что внутри шланги чистые. Если патрубки будут грязными, замена рабочей жидкости не позволит решить старые и новые проблемы, которые могут быть связаны с неэффективность работы устройства. В частности, речь идет о недостатке давления, в результате чего холодный поток будет слишком слабым (автор видео — RealStuntDriver).

Алгоритм действий

Каков алгоритм действий заправки устройства:

  1. В первую очередь, необходимо демонтировать с основной магистрали колпачок, который ответственный за низкий уровень давления в системе. Таким образом вы сможете спустить давление. Кроме того, это место желательно прочистить, поскольку его чистота очень важна. В том случае, если в него попадет грязь или пыль, то это может спровоцировать выход из строя компрессора.
  2. После этих действий можно надеть патрубок на специальный штуцер для заправки.
  3. Далее, запустите двигатель транспортного средства, дайте ему немного поработать. В процессе функционирования обороты двигателя должны держаться в районе 1500, но не меньше.
  4. Затем необходимо включить сам кондиционер, он должен функционировать в режиме рециркуляции, необходимо активировать самую высокую мощность. После этих действий необходимо открыть вентиль с низким уровнем давления, в это же время открывается и кран на баллончике с хладагентом, этот кран необходимо повернуть вниз. Когда вы смогли спустить давление, осуществляется заправка. При этом двигатель глушить нельзя, поскольку по стандарту заправка производится на включенном ДВС.
  5. В ходе заправки необходимо внимательно следить за тем, какие показатели выдает манометр, давление является очень важным параметром. Важно, чтобы уровень давления был не более 285 кПа.
  6. Спустя какое-то время вы сможете заметить, что салон транспортного средства начинает заполняться холодным воздушным потоком. Здесь важно не рано закрыть кран. Перекрывание крана осуществляется в тот момент, когда температура воздушного потока, выходящего из воздуховодов, составит около 5-8 градусов.
  7. Теперь важно оценить правильность всей процедуры заправки. Этот процесс можно считать правильно завершенным в том случае, если на фильтрующем элементе будет присутствовать прозрачная жидкость, на которой не будет пузырьков. В том случае, если жидкость не прозрачная или на ней есть пузырьки, значит система не прочистилась должным образом или вы допустили какие-то ошибки в процессе. Чтобы все сделать правильно, можно заново повторить процедуру.


Если после того, как была произведена заправка, вы заметили какие-либо неполадки в работе автомобильного кондиционера, то это говорит о том, что что-то сделано неправильно. В этом случае, чтобы решить проблему, желательно обратиться за помощью к специалистам.

Видео «Как осуществляется процедура заправки автомобильного кондиционера»

Подробнее об этом процессе узнайте из видео (автор видео — Автоматика — автокондиционеры от А до Я).

Заправка кондиционеров автомобиля – процедура обязательная, и рано или поздно проводится на каждом авто, которое оборудовано современной системой кондиционирования. Основными предпосылками к тому, чтобы заправить кондиционер в машине, могут стать две вещи – длительный срок эксплуатации оборудования и естественное снижение уровня хладагента или же появление в системе разрыва, трещины, которые ведут к вытеканию хладагента и сбоям в работе системы.

Рассмотрим, как производится заправка кондиционера авто в сервисе, какое оборудование для этого требуется и сколько она может стоить, а также разберем, как самостоятельно осуществить заправку в собственном гараже.

Заправка автомобильных кондиционеров в сервисе

Большинство автомобилистов предпочитают не рисковать и пользоваться услугами сервиса для решения любых задач по обслуживанию своего автотранспорта. В особенности, когда речь идет о заправке автокондиционера – ведь эта процедура требует сноровки, специальных знаний и навыков.

Сколько стоит заправить кондиционер в автомобиле

Цена заправки на конец 2016 года составляет т 1000 до 1500 руб. В эту стоимость входит как сама работа, так и стоимость хладагента – чаще всего используется фреон (этим газом заправляется большинство современных машин). Причем для кондиционеров автомобилей, выпущенных до 1992 года, используется газ R12, а для более поздних моделей – R134A.

К фреону также добавляется присадка, которая защищает систему от износа – большинство мастеров используют для этих целей синтетическое масло.

Дозаправка кондиционера будет стоить дешевле – около 600-900 руб.

Оборудование для заправки кондиционеров

Сейчас можно найти различные устройства, позволяющие заправить кондиционер максимально быстро и безопасно. Существует два типа оборудования: для профессиональной заправки в сервисе и для самостоятельной заправки в собственном гараже или на улице.

  • Приборы, которые используют сервисы, называются автоматическими станциями. Это высокотехнологичные установки, которые требуют минимального участия человека. Приборы, обслуживаемые на такой установке, имеют более длительный срок службы, а качество результата при этом находится на высшем уровне. Стоят они более 100 тысяч рублей, поэтому для заправки своими руками они не подходят.
  • Оборудование для самостоятельной заправки по цене является гораздо более доступным и может быть приобретено для личного использования. Подобные устройства делятся на многоразовые и одноразовые. Последние можно купить за 1000 руб. – это, фактически, цена заправки в сервисе.

В состав многоразового устройства входят следующие элементы:

  • Манометрический коллектор.
  • Баллон хладагента.
  • Насос вакуумного типа.
  • Весы.

Важной частью процесса заправки является вакуумирование кондиционера и удаление из него остатков воздуха, влаги, а также старого хладагента. Естественно, что недорогие приборы для самостоятельной заправки справляются с данной задачей не так хорошо, как специализированное оборудование.

Если вы все же решились осуществить заправку кондиционера фреоном своими силами, тогда читайте инструкцию ниже.

Заправка кондиционера своими руками

Перед тем, как приступить к проведению процедуры, нужно обязательно провести диагностику системы. Поэтому рассмотрим порядок проверки кондиционера на работоспособность.

Диагностика системы:

  • Под капотом машины ищем 2 сервисных порта и компрессор (последний почти всегда расположен около ремня привода допоборудования, где вращение передается на шкив компрессора).
  • Вначале следует открутить колпачки найденных портов и присоединить систему для заправки, на которой установлен манометр.
  • Затем по очереди нужно открывать порты высокого и низкого давления, следя за значением тестера – если давление обнаружено в каждом из портов, значит, серьезных повреждений нет и хладагент в устройстве присутствует.
  • Далее включаем зажигание, систему охлаждения и следим за тем, как она себя поведет (особое внимание следует уделить компрессору). Обязательно следим за изменением уровня давления.
  • При запуске муфты кондиционера происходят следующие изменения – значение высокого давления возрастает, а значение низкого, наоборот, снижается. Причем в контуре высокого давления значение должно превышать 12 бар, если оно ниже – значит, фреона в системе слишком мало.
  • Недостаток хладагента также можно установить следующим образом – необходимо дотронуться до трубки контура низкого давления (самая толстая). Нагретая трубка скажет о недостаточном уровне фреона.

Низкий уровень фреона опасен двумя вещами. Во-первых, в результате работы кондиционера в подобных условиях резко сокращается срок службы компрессора, который постоянно включен и все время пытается нагнать необходимый уровень давления, что без достаточного количества хладагента сделать невозможно. Компрессор быстро выходит из строя и ему требуется ремонт. Во-вторых, двигатель испытывает непрерывную повышенную нагрузку, результатом которой также становится сокращение срока работы силового агрегата.

Как заправить кондиционер фреоном:

  • Удалить весь старый хладагент из кондиционера.
  • Произвести вакуумирование системы (убрать весь воздух и влагу). Операция проводится в течение 20-30 мин.
  • Провести тестирование на герметичность, чтобы защитить себя от последующей утечки хладагента.
  • Залить масло (требуется около 15 г). Можно добавить в масло специальный краситель, который в будущем даст возможность оперативно обнаружить утечку.
  • Заправить кондиционер хладагентом.

После того, как ты заправил кондиционер, необходимо включить зажигание и пустить мотор работать на оборотах 2,5-3 тыс. в минуту. При этом нужно постоянно следить за работой автокондиционера.

Заправка прошла успешно, если:

  • Высокое давление равно 15-18 бар, низкое – 2.
  • Толстая трубка (контура низкого давления) холодная.
  • В салон поступает охлажденный воздух, а компрессор не работает постоянно.

Нормы заправки кондиционеров

Заправочный объем кондиционера

Как говорилось выше, практически все современные автомобильные кондиционеры заправляются R-134a, который многие по старинке зовут «фреоном», хотя правильное его название тетрафторэтан.

Объем заправки составляет в среднем 0,5 кг для легкового авто. В каждом конкретном случае узнать номер подходящего хладагента и его требуемое количество можно из сервисной книжки или прочитав табличку с внутренней стороны капота.

Как часто заправлять кондиционер?

Заправка кондиционера в машине производится в среднем раз в год. В действительности, существуют разные точки зрения: некоторые считают, что оптимальным является заправлять кондиционер непосредственно перед началом летнего сезона, другие придерживаются мнения, что пока все исправно работает, в процедуре нет необходимости – достаточно проводить раз в год диагностику. Можно чистить систему раз в 60 тыс. км или раз в 2 года, при этом производя замену хладагента.

На наш взгляд, оптимальным является проверять кондиционер перед началом летнего сезона и после него. И только по результатам диагностики принимать решение – нужно ли проводить заправку или дозаправку системы или нет.

В данной статье мы рассмотрели, как самому заправить кондиционер. Где заправить кондиционер автомобиля – воспользоваться представленной инструкцией или обратиться в сервис – каждый решает сам. Но следует учитывать, что фреон сам по себе токсичен и является опасным для здоровья, поэтому при самостоятельной заправке кондиционеров автомобиля процедуру проводят в хорошо проветриваемом помещении или на улице. Перед работами рекомендуем посмотреть видео по теме.

В нынешнее время, вопрос сохранения атмосферы набирает больших оборотов. Из-за этого, ведущие страны уже отказались от эксплуатации хладагента R22, поскольку он разрушает озоновый слой. Судьбу данного фреона уже постиг его предшественник R12, который полностью исключили из области холодильного оборудования.



t °C R22 R12 R134 R404a R502 R407c R717 R410a R507a R600 R23 R290 R142b R406a R409A
-70 -0,81 -0,88 -0,92 -0,74 -0,72 - -0,89 -0,65 -0,72 - 0,94 - - - -
-65 -0,74 -0,83 -0,88 -0,63 -0,62 - -0,84 -0,51 -0,61 - 1,48 - - -0,94 -
-60 -0,63 -0,77 -0,84 -0,52 -0,51 -0,74 -0,78 -0,36 -0,50 - 2,12 - - -0,9 -
-55 -0,49 -0,69 -0,77 -0,35 -0,35 -0,63 -0,69 -0,22 -0,32 - 2,89 - - -0,83 -
-50 -0,35 -0,61 -0,70 -0,18 -0,19 -0,52 -0,59 0,08 -0,14 - 3,8 - - -0,8 -
-45 -0,2 -0,49 -0,59 -0,11 -0,14 -0,34 -0,44 0,25 -0,02 - 4,86 - - -0,66 -
-40 0,05 -0,36 -0,48 0,32 0,30 -0,16 -0,28 0,73 0,39 -0,71 6,09 0,12 - -0,62 -
-35 0,25 -0,18 -0,32 0,68 0,64 -0,06 -0,24 1,22 0,77 -0,62 7,51 0,37 - -0,4 -
-30 0,64 0,00 -0,15 1,04 0,98 0,37 0,19 1,71 1,15 -0,53 9,12 0,68 - -0,2 -
-25 1,05 0,26 -0,06 1,53 1,45 0,75 0,55 2,35 1,67 -0,38 10,96 1,03 - -0,1 0,06
-20 1,46 0,51 0,33 2,02 1,91 1,12 0,90 2,98 2,18 -0,27 13,04 1,44 - 0,2 0,32
-15 2,01 0,85 0,67 2,67 2,53 1,64 1,41 3,85 2,86 -0,18 15,37 1,91 - 0,4 0,62
-10 2,55 1,19 1,01 3,32 3,14 2,16 1,91 4,72 3,54 0,09 17,96 2,45 0 0,8 0,98
-5 3,27 1,64 1,47 4,18 3,94 2,87 2,6 5,85 4,42 0,33 20,85 3,06 0,22 1,1 1,4
0 3,98 2,08 1,93 5,03 4,73 3,57 3,29 6,98 5,29 0,57 24 3,75 0,47 1,6 1,88
5 4,89 2,66 2,54 6,11 5,73 4,43 4,22 8,37 6,40 0,89 27,54 4,52 0,75 2,1 2,43
10 5,80 3,23 3,14 7,18 6,73 5,28 5,15 9,76 7,51 1,21 31,37 5,38 1,08 2,6 3,07
15 6,95 3,95 3,93 8,52 7,97 6,46 6,36 11,56 8,88 1,62 35,56 6,33 1,46 3,3 3,78
20 8,10 4,67 4,72 9,86 9,20 7,63 7,57 13,35 10,25 2,02 40,11 7,39 1,9 4,0 4,59
25 9,5 5,39 5,71 11,5 10,70 9,14 9,12 15,00 11,94 2,54 45,03 8,55 2,38 4,8 5,5
30 10,90 6,45 6,70 13,14 12,19 10,65 10,67 16,65 13,63 3,05 - 9,82 2,94 5,7 6,51
35 12,60 7,53 7,93 15,13 13,98 12,45 12,61 19,78 15,69 3,69 - 11,21 3,55 6,7 7,64
40 14,30 8,60 9,16 17,11 15,77 14,25 14,55 22,90 17,74 4,32 - 12,73 4,25 7,8 8,88
45 16,3 10,25 10,67 19,51 17,89 16,48 16,94 26,2 20,25 5,09 - 14,38 5,02 9,1 10,26
50 18,30 11,90 12,18 21,90 20,01 18,70 19,33 29,50 22,75 5,86 - 16,16 5,87 10,4 11,76
55 20,75 13,08 14,00 24,76 22,51 21,45 22,24 - 25,80 6,79 - 18,08 6,81 11,9 13,41
60 23,20 14,25 15,81 27,62 25,01 24,20 25,14 - 28,85 7,72 - 20,14 7,85 13,6 15,2
70 29,00 17,85 20,16 - 30,92 - 32,12 - - 9,91 - 24,72 10,23 17,3 19,26
80 - 22,04 25,32 - - - 40,40 - - - - 29,94 13,07 21,5 23,99
90 - 26,88 31,43 - - - 50,14 - - - - 35,82 16,4 - 29,43

Современные озонобезопасные фреоны являются уникальными смесями, молекулярная структура которых является продуктом взаимодействия нескольких типов веществ.

На данный момент, и - это самые распространенные типы безопасных фреонов. Первый изначально разрабатывался с целью функционального замещения R22.

Однако, получить одинаковую температуру испарения всех компонентов к сожалению не получилось. Вследствие этого, при критической потере вещества приходится совершать полную замену фреона в холодильной системе, поскольку естественные потери не выходит полностью восполнить непосредственной дозаправкой хладагента.

Отличается от своего аналога тем, что он демонстрирует одинаковые показатели испарения компонентов. Однако, его использование усугубляется тем, что он обладает вдвое большей температурой кипения. Из-за этого, рабочее давление холодильного оборудования увеличилось до отметки в 28 атмосфер. Наличие прямо пропорциональной зависимости уровня давления от температуры хладагента исключает возможность эксплуатации данного вещества в системах кондиционирования, которые разрабатывались под . При использовании R-410A в современных моделях, необходимо эксплуатировать более прочные материалы изготовления, а также производить увеличение общего показателя мощности в холодильных компрессорах.

Для более полного представления о технологических и эксплуатационных свойствах фреона, необходимо ознакомиться с его строением на молекулярном уровне. Данная информация позволит вам разбираться в технологических нюансах, связанных с эксплуатацией фреона в холодильных системах.

Фреон: физические свойства вещества

Молекулярный состав играет основную роль, от которой зависит температура кипения фреона находится. Следует отметить, что возникновение большего уровня давления в холодильной системе, вместе с большим количеством вещества, перешедшего в газообразное состояние зависит только от значения температуры кипения.

Она находится со всеми перечисленными показателями в пропорциональной связи: с ее ростом, остальные элементы будут демонстрировать увеличенные значения.

Не для кого не секрет, что наличие высокого давления подразумевает завышенные требования к конструкционным и техническим показателям холодильной установки: качеству шлангов,труб, показателю мощности компрессора, уровню прочности трассы прокачки фреона, материалу изготовления и т.д.

Стоит также отметить, что в странах СНГ, является самым распространенным типом фреона. Большинство ведущих государств перешли на более озонобезопасные вещества, однако наши регионы по прежнему эксплуатируют данный вид хладагента в холодильном оборудовании.

В том случае, если представить в виде условной единицы отсчета, то можно увидеть, что 16-ти атмосфер полностью хватит для поддержания нормальных рабочих условий системы охлаждения. Опираясь на полученную информацию, специализированные компании-производители разрабатывали конструкции многих моделей кондиционеров, холодильников, компрессоров и т.д. Именно зависимость уровня давления от наличия температуры хладагента и послужила основным ориентиром для реализации всех проектов по созданию холодильных систем.

На протяжении всего пути развития холодильных агрегатов, появилось порядка 40 разнообразных типов фреонов, при этом, каждое вещество обладает различными физическими свойствами (температура конденсации и собственная температура кипения). Следует отметить, что давление внутри охладительного оборудования возникает в тот момент, когда фреон изначально приобретает, а затем полностью утрачивает состояние газа. Зависимость температуры кипения и последующей степени конденсации, можно пронаблюдать в следующем графике:


Указано относительное давление в bar.
R22 — по данным Du Pont de Nemours
R404a - по данным Elf Atochem
R507 - по данным ICI
Остальные - по данным «Учебник по холодильной технике» Польман

Онлайн калькулятор

Компания Domxoloda предоставляет онлайн калькулятор, который осуществляет расчет давления, в зависимости от типа фреона и его температуры. Для этого вам необходимо нажать на соответствующий вид хладагента и с помощью ползунка выставить нужное значение температуры фреона. Благодаря функциональным свойствам нашего онлайн калькулятора, вы сэкономите свое время на подсчет необходимых параметров, опираясь на которые вы будете совершать заправку собственной холодильной системы.

Для создания комфортных условий в салоне автомобиля устанавливают кондиционер. Если он не установлен, то его можно установить самому. Естественно, оборудование требует регулярного обслуживания. В статье описано устройство, принцип действия, а также самостоятельная заправка автокондиционеров.

Устройство кондиционера

Система кондиционирования выполняет следующие функции:

  • охлаждает и поддерживает оптимальный температурный режим;
  • не дает запотевать стеклам в кабине;
  • поддерживает оптимальную влажность;
  • осуществляет чистку воздуха, поступающего в салон, от выхлопных газов и неприятных запахов.

Как и любое оборудование, кондиционер требует технического обслуживания. Если не выполнять вовремя сервисное обслуживание, состоящее из ряда чистки, заправки ремонте и других работ, устройство не будет полноценно функционировать. Одним из видов работ является чистка и заправка кондиционера.

Заправка, чистка и ремонт автокондиционеров входит в услуги любого автосервиса, но можно сэкономить на обслуживании своего автомобиля, если заправку и чистку сделать своими руками. Чтобы правильно выполнить заправку, нужно в первую очередь знать устройство кондиционера.

По своей конструкции кондиционер похож на конструкцию любого охлаждающего агрегата.

Автомобильный кондиционер состоит из следующих элементов:

  • испарителя;
  • конденсатора;
  • вентилятора;
  • компрессора;
  • клапана управления;
  • магистралей.


В качестве хладагента, как и в других устройствах охлаждения, в системе кондиционирования используется фреон.

Принцип работы кондиционера следующий. Все элементы, входящие в комплект соединены в замкнутый контур с помощью магистралей. По одной из магистралей фреон передвигается под низким давлением, а по другой – под высоким. Компрессор кондиционера приводится в действие с помощью двигателя. В компрессоре фреон, находящийся в газообразном состоянии, сжимается, увеличивается его температура и растет давление. По магистрали, предназначенной для высокого давления, фреон передвигается к конденсатору.

Горячий хладагент попадает в конденсатор. Когда он достигает конденсатора, то подвергается резкому охлаждению, конденсируется и становится жидким. В таком состоянии он попадает на клапан управления. С его помощью регулируется подача хладагента в испаритель, где происходит регулировка температуры до нормы. Чем больше фреона поступит в испаритель, тем больше будет отведено тепла из салона.

Фреон испаряется и в виде холодного газа, и по магистрали для низкого давления снова поступает в компрессор. После этого процесс повторяется.



Схема процесса охлаждения

Как часто нужна заправка?

В качестве хладагента в системе кондиционирования машины используется фреон. Во время эксплуатации происходит непроизвольная его утечка, которую невозможно остановить. В течение года потеря фреона составляет 15%, это считается нормой. Для восстановления нужного количества хладагента заправку кондиционера следует делать через три года. Если оборудование не новое, то заправлять систему приходится часто. Технология заправки для всех кондиционеров одинаковая.

Если происходит большая потеря фреона, то необходимо сделать диагностику. Часто причиной утечек является нарушение герметичности соединений. Для диагностики системы кондиционирования и обнаружения утечек хладагента часто применяется специальное оборудование.



Одним из таких приборов является течеискатель. Чувствительность современных приборов позволяет провести диагностику и определить точное место утечки.

Когда отсутствует оборудование для диагностики системы, можно воспользоваться другим способом: при заправке добавить ультрафиолетовый краситель. Для диагностики утечек, нужно несколько раз включить систему после полной заправки с красителем, а затем проверить наличие утечек с помощью ультрафиолетовой лампы. В местах течи будут видны подтеки желто-зеленого цвета.

Инструкция по заправке

Если после диагностики не выявлено никаких недостатков, то можно начинать заправку системы хладагентом.

Обучающее видео по диагностике, зарядке и ремонту автокондиционеров.

Инструменты и материалы

Для проверки давления в системе и дальнейшей заправки автокондиционера своими руками следует приготовить следующий инструментарий и материалы:

  • метрологическую станцию;
  • переходник с краном;
  • шланги с соответствующими наконечниками;
  • баллон фреона соответствующего типа: R-12 или R-134а.

Когда возникает вопрос о выборе хладагента, следует учесть, что фреон марки R-12 заливали до 1992 года, а после стали использовать R-134а.


Чтобы знать точно, какую марку использовать, надо заглянуть под капот, где обычно приклеена таблица с информацией об используемом хладагенте. При ее отсутствии информацию следует искать в инструкции автомобиля.

Этапы

Последовательность шагов, которые нужно выполнить, чтобы зарядить автокондиционер своими руками состоит из следующих этапов:



Правильность заправки своими руками можно определить через смотровое отверстие, находящееся на фильтре-осушителе. Через него видна жидкость, если в ней отсутствуют пузырьки, то заправка проведена правильно. Самостоятельная заправка и ремонт автокондиционеров позволяет сэкономить на техобслуживании.

Видео «Как самостоятельно заправить автокондиционер»

В этом видео от Олега Акушина подробно демонстрируется дозаправка автомобильного кондиционера.

Фреон – отличный хладагент, используемый в системах автомобильного кондиционирования. Сама система состоит из фреоновой холодильной машины, отдельные сегменты которой соединяются фреонопроводом. В отличие от бытовых холодильников, автомобильные кондиционеры имеют резьбовые соединения с дополнительными резиновыми уплотнителями. Компрессор, который мы рассматривали в отдельной статье, работают за счет механического привода. Герметичность обеспечивают несколько сальниковых уплотнений. При этом нельзя гарантировать отсутствие утечек хладагента – он начинает медленно испаряться даже через мельчайшие щели в уплотнительных элементах. По этой причине автомобильные кондиционеры периодически нужно заправлять.

Что важно знать о фреонах

Исследования показали, что человек может чувствовать себя более чем комфортно при температурах 20-27 °C. Причем конкретное значение температуры из данного диапазона берется с оглядкой на влажность. При влажности 70% температура 21 °C будет столь же комфортной, как температура 27 °C при влажности 30% . Поскольку в жаркие дни влажность может быть разной (зависит это во многом от региона), водителю приходится «играть» с температурой, добиваясь наиболее комфортного нахождения в салоне авто. Если кондиционер не работает, что чаще всего происходит как раз из-за утечки фреона, температуру контролировать не удается. Вот что нужно знать о хладагенте:

  • Фреон (хладон ) представляет собой бесцветный газ или жидкость, которая не имеет запаха. В плане химических свойств фреоны инертны, однако, в случае больших утечек серьезно вредят окружающей среде. При нагреве до высоких температур становятся очень сильными ядами. Объем заливаемого в систему фреона зависит от модели автомобиля и всегда указывается в техпаспорте;
  • Автомобильный кондиционер – это сложная фресковая холодильная машина, элементы которой соединяются специальными фреонопроводами. Самими слабыми ее элементами являются уплотнители – она быстро изнашиваются из-за перепадов температур, вибраций, прямых механических воздействий, контакта с прочей автохимией;
  • Некоторый процент фреона приходится на смазочный материал. Производитель добавляет масло в хладагент потому, что оно уменьшает износ трущихся частей и уплотнителей. И именно по этой причине кондиционер периодически нужно включать на 10-15 минут , дабы смазка покрыла тонким слоем внутренние полости кондиционера;
  • Частота дозаправки автомобильного кондиционера фреоном зависит от возраста автомобиля. Как правило, в новый автомобиль хладагент нужно подливать спустя 2-3 года эксплуатации, а уже через 7 лет процедура должна стать ежегодной.

Специалисты рекомендуют удалять фреон, когда автомобиль подвергается сильному нагреву при каких-либо работах. Вследствие нагрева хладагент расширяется, что влечет за собой разрыв отдельных элементов кондиционера (обычно выходят из строя только уплотнители).

Чем заправлять автомобильный кондиционер

Сегодня распространены только 2 автомобильных фреона, третий пока не актуален:

  1. R12 . Может похвастать отличной холодопроизводительностью, небольшим энергопотреблением. Загвоздка кроется в его составе. А именно в некотором проценте хлора, который негативно влияет на окружающую среду. Исследования показали, что долгое использование данного хладагента в автокондеционерах отрицательно сказались на состоянии озонового слоя Земли. Так называемая парниковая активность (GWP или ПГП) этих фреонов очень высока;
  2. R134а . По термодинамическим характеристикам близок к 12-му фреону, но все же на 10-15% хуже его по холодопроизводительности и в жидком состоянии более текуч. Однако не содержит в себе хлопа. GWP хладагента составляет 1430. Сегодня его часто применяют в холодильном оборудовании. В автомобильных кондиционерах же его применение еще двадцать лет назад было затруднено: требовалась серьезная техническая адаптация основного узла системы, а именно компрессора;
  3. R1234yf . Новое поколение фреонов, отвечающее нормативу EG/706/2007. Имеют GWP, равный всего лишь 4. Экологически безопасный газообразный хладагент, который, к несчастью, относится к воспламеняющимся веществам. Вплоть до 2017 года автомобильные кондиционеры адаптировались под данный хладагент очень редко, теперь же согласно указам ряда стран он будет приоритетным. Поскольку используется он редко (а так будет еще несколько лет), отметим лишь, что смешивать его с одним из двух вышеуказанных типов фреонов запрещено.



Пока что распространены только 2 первых типа хладагентов. Итак, резюмируем: смешивание R12 с R134а (и наоборот) при доливке категорически запрещено. Возможные неисправности: ускоренный износ деталей, повышение объема, изменение параметра холодопроизводительности.

Подробнее о различиях между автомобильными хладагентами

При плановой заправке кондиционера фреоном важно знать, что же было ранее залито в систему. Рекомендации легко найти в техпаспорте. Однако, производитель не удосуживается рассказать автолюбителям, в чем же разница между R12 и R134a, кроме как в текучести и некоторых термодинамических параметрах. Постараемся рассказать вам в подробностях:

  • Обезвоженный фреон R12 к металлам нейтрален и не отличается взрывоопасностью, а вот R134a из-за особенностей содержащихся в нем масел агрессивен по отношению к меди. К тому же при попадании в фреонопровод воздуха и дальнейшей сжатии фреон становится горючим. Тем не менее беспокоиться о горючих свойствах R134a не стоит: объем системы небольшой, так что особого вреда автомобильному кондиционеру нанесено не будет;
  • Вследствие разной текучести приходится использовать различные шланги. Вот этот момент уже крайней важен. Выше было указано, но для использования новых фреонов необходимо конструктивно изменять автомобильный кондиционер. Как раз-таки использование R134a заставило подавляющее большинство автоконцернов в 92-94 годах вводить изменения в фреонопровод. Эта же работа в 96-м году велась в авральном темпе – согласно принятому в этом году Монреальскому протоколу использование веществ, способных разрушать озоновый слой, запрещается;
  • Полиэфирные масла в R134a растворяют медь . Материал будет растворяться медленно, но уже спустя считаные месяцы плавно переместится на ближайшие не медные детали;
  • Для R12 и R134a существуют различные фильтры осушителей. Причем разница видна на молекулярном уровне: адсорбенто-молекулярное сито для новых фреонов сделано так, что не «конфликтует» с еще одним свойством данных хладагентов: они втрое гигроскопичнее R12;
  • R134a заливается с учетом того, что он занимает меньший , нежели R12, объем. Если об этом забыть, не придется долго ждать гидроудар компрессора;
  • Температура разложения обоих фреонов превышает 330 °C. Продукты разложения вызывают раздражения слизистых оболочек и даже повреждения сердечно-сосудистой системы. Причем R134a в некоторых отношениях агрессивнее по отношению к человеческому организму. Однако окружающей среде вредит не так сильно.

И, наконец, очень важный вопрос: если у меня R12 , могу ли я использовать другой хладагент? Конечно, его использовать можно, но только после доработки системы кондиционирования. Стоит это немалых денег. Если система уже адаптирована под R134a, смысла переходить на R12 тем более нет – вы ничего не сэкономите и усилите пагубное влияние автомобиля на экологию.



Перевод системы с одного фреона на другой

Практически все переделки узлов автомобиля трудоемки и стоят немалых денег. Водителю самому решать, целесообразно ли такая работа. Для перехода с R12 на R134a потребуется замена следующих элементов:

  1. Конденсатор. Его замена требуется потому, что при использовании другого фреона изменится и теплоотдача. Соответственно, должны меняться и объемы внутренних полостей конденсатора;
  2. Сервисные клапаны. Старые резьбовые соединения элементов обычно меняют на быстросъемны е;
  3. Соединения трубопроводов. Как правило, штуцера с дюймовой резьбой мастера меняют на штуцера с метрической резьбой, дабы при последующем ремонте не возникали ошибки;
  4. Аккумулятор осушителя или же ресивер-осушитель. Внутреннюю полость детали заполнят осушителем XH7 ;
  5. Соединительные шланги. Новые шланги имеют внутреннее нейлоновое покрытие;
  6. Расширительные клапаны. Замена требуется потому, что меняется и рабочее давление.

Весь спектр работ должны делать только проверенные специалисты . Если переход осуществлялся едва ли не в кустарных условиях, слишком быстро выйдет из строя трубопровод, уплотнительные материалы и компрессор.

Как выбирать фреон и заправлять кондиционер

Для начала нужно определиться с тем, какой хладагент ранее заливался в систему. Вся необходимая информация указана в техпаспорте и рекомендациях по эксплуатации от автоконцерна. Однако, есть и другой способ узнать, залит был R12 или R134a : если автомобиль был выпущен до 92-го года, в нем с вероятностью почти 100% используется первый фреон. В небольших количествах кондиционеры, использующие R12 , производятся и для современных иномарок.

Теперь определимся с тем, сколько нужно доливать фреона. Перед началом работ вам нужно проверить давление. Обзаведитесь манометрической станцией и комплектом шлангов (в комплекте со средней по цене станцией обычно есть и шланги). Купите также переходник для трубок. Переходники бывают «под прошивку» и «под продавку». Лучше покупать первые.

Найдите под капотом кондиционерные магистрали. Их будет две: давления высокого и давления низкого. Магистраль высокого давления выполнена из трубок наименьшего диаметра. Соединив станцию через переходник с магистралью, запустите двигатель (так фреон начнет двигаться по фреонопроводу) и следите за показателями давления. Норма: от 250 до 270 кПа . Оптимальное давления колеблется между 280 и 290 кПа .



Осталось провести дозаправку кондиционера. Килограммового баллона с фреоном будет достаточно для нескольких заправок. При этом вам нужна все та же манометрическая станция. Шлангами вам нужно соединить систему с баллоном и манометрическим коллектором. При этом двигатель автомобиля должен работать на холостом ходу при оборотах до 2000. Кондиционер переводится в режим рециркуляции. Далее следует сама заправка: раз в 2-3 минуты нужно открутить кран манометра, следя за показаниями давления. Как только показатели станут оптимальными, заправку можно прекращать.

Заметьте : внутрь магистрали ни в коем случае не должны попадать пыль и грязь. Дозаправку рекомендуется производить как можно быстрее. Лучшие для этого места: сухие, чистые и прохладные помещения. Для наглядности посмотрите видео в конце материала.

Экскурс по брендам

Купить фреон в баллонах можно в серьезном автомагазине. Часто объявления о продаже встречаются в сети. Стоит помнить о том, что качество автомобильных фреонов примерно одинаковое. Это означает, что вы можете особо не оглядываться на производителя – лишь бы тип хладагента подходил к вашему транспортному средству . Тем не менее мы все же отметим те фирмы, которым доверяют водители со всего мира:

  • EcoFrost (Китай);
  • Refrigerant (Китай);
  • XADO (Украина);
  • Refco (Китай);
  • Fotech International (Китай).

Лучшее оборудование для заправки фреона сегодня предоставляют итальянские фирмы: Werther

Вывод

Работать с автомобильным кондиционером зачастую приходится мастерам на СТО. И в этом нет ничего удивительного, ведь система кондиционирования только на первый взгляд кажется простой. На деле как при ее проектировании, так и при ремонте требуются экспертные мощности специалистов, имеющих инженерное образование по специальности холодильной и криогенной техники – только они могут довести до ума как автомобильный кондиционер, так и бытовой холодильник. Однако некоторые вещи водитель может проделать и сам. К примеру, с помощью специальных приборов (сегодня их можно заказать в интернете), называемых датчиками утечки , проверить наличие этих самых утечек хладагента. Под силу водителю и заправка кондиционера.

Что действительно требует работы экспертов, так это решение комплекса технических задач по переходу с R12 на R134a . Когда детали системы кондиционирования меняют на подходящие, специалисты ни в коем случае не должны забыть провести вакуумизацию и залить самое качественное масло. Также нужно в обязательном порядке проверить клапана на предмет «залипания», из-за которого не поднимается давление компрессора.