Техника прохождения поворотов. Поворот: правила эффективного прохождения Как правильно делать повороты

Как правильно поворачивать на автомобиле, как правильно поворачивать на поворотах

У начинающих водителей наибольшие затруднения вызывает техника выполнения обгона и парковки. Также особое значение имеет вопрос, как правильно поворачивать на поворотах. В этой статье мы с вами рассмотрим техники выполнения поворота автомобиля .

Движение автомобиля подразумевает собой выполнение различных техник движения и маневров, в которые и входит, так называемый поворот. Чтобы научиться правильно поворачивать при повороте нужно освоить технику поворота.

Правильный поворот - отличается точностью выполнения, скоростью, безопасностью, что сопровождается соответствующей реакцией водителя в определенных условиях движения и выполняется в соответствии с установленными правилами дорожного движения.

Техника выполнения поворота автомобиля

Освоение техники поворота заключается в изучении четырех основных приемов:

  1. Движение по прямой дороге - то есть приближение к повороту;
  2. Непосредственно вхождение в поворот , которое сопровождается поворачиванием руля;
  3. Выход из поворота , сопровождается установкой руля водителем в исходное положение.

На правильность выполнения поворота автомобиля влияет не только скорость и траектория движения автомобиля в повороте, но и рабочий режим двигателя.

Траектория движения автомобиля при повороте

Когда автомобиль входит в поворот следует учитывать траекторию движения автомобиля в дуге поворота. Траектория движения выполняется согласно правил: рулевое колесо выкручивается в сторону поворота, автомобиль движется по дуге, после совершения маневра рулевое колесо возвращается в исходное положение. Затем прямолинейное движение автомобиля продолжается.

Скорость движения автомобиля при повороте

Прежде чем войти в поворот необходимо снизить скорость движения автомобиля. Следует запомнить, во время прохождения автомобиля по дуге необходимо придерживаться постоянной скорости.

Безопасность выполнения поворота зависит от правильности выполнения поворота автомобиля. Для выполнения безопасного поворота следует заблаговременно до поворота начать снижение скорости на прямолинейном участке дороги, что исключает эффект проскальзывания колес и возможность заноса автомобиля при повороте.

Вкратце мы рассмотрели, что следует учитывать при приближении к повороту - это скорость и траектория движения. А сейчас более детально о действиях водителя при вхождении в поворот, движении в повороте и выходе из поворота.

Правильное вхождение автомобиля в поворот

Итак, правильное вхождение в поворот подразумевает под собой заблаговременное снижение скорости перед поворотом, что обеспечит прохождение поворота на сниженной скорости. Скорость движения автомобиля перед поворотом следует выбирать в зависимости от условий поворота и состояния дорожного участка. При неблагоприятных дорожных условиях, при наличии возможных дополнительных препятствий, скорость движения при повороте должна быть значительно снижена.

Перед вхождением автомобиля в поворот следует обратить внимание на точку фиксации внимания и на положение рук на рулевом колесе.

Внимание водителя при повороте должно быть направлено на точку выхода из поворота (то есть водитель должен представлять конечную картину прохождения поворота, его результат).

Если водитель не в состоянии просмотреть и представить результат выполнения поворота, или затруднена видимость, следует принять меры по максимальному снижению скорости автомобиля перед поворотом.

Положение и перемещение рук водителя при повороте автомобиля

Перед вхождением автомобиля в поворот переместите руки на участок руля, который находится в противоположной стороне от направления поворота. Оптимальное положение рук при левом повороте представлено на схеме - 4/12, при правом повороте - 8/12.

Схема расположения рук водителя при повороте автомобиля

Представьте себе, что рулевое колесо это циферблат. Первое значение - это участок, на котором располагается правая рука, второе значение - расположение левой руки. Таким образом, на цифре 4 находится правая рука, на цифре 12 - левая рука.

Важно! Руки водителя всегда должны быть на рулевом колесе. Чтобы изменить положение рук при повороте автомобиля применяют тактику скольжения по рулю.

Движение автомобиля в повороте

При движении автомобиля в дуге поворота, строго запрещено резко изменять скорость движения. Постоянная скорость при повороте увеличивает безопасность его выполнения. Торможение при движении автомобиля в дуге поворота допускается только в экстренных случаях, оно должно быть медленным и плавным.

Выход автомобиля из поворота

Выход автомобиля из дуги поворота на прямой участок дороги сопровождается выравниванием рулевого колеса и плавным повышением скорости. Разгон должен происходить плавно в целях избежания потери контроля над управлением транспортным средством и выездом на встречную полосу.

Схема правильного поворота автомобиля

  1. Перед поворотом водитель плавно выжимает педаль тормоза для снижения скорости (при необходимости можно использовать пониженную передачу).
  2. Определение траектории движения автомобиля. Поворот рулевого колеса осуществляется двумя руками, согласно схеме захвата.
  3. Взгляд водителя фиксируется на точке выхода автомобиля из поворота. При прохождении автомобилем дуги поворота поддерживается постоянная скорость движения.
  4. Выход из поворота сопровождается возвращением рулевого колеса в исходное положение и плавным увеличением скорости движения автомобиля.

Технику выполнения поворотов начинающий водитель должен зафиксировать на практике. Со временем у водителей появляется излишняя самоуверенность при выполнении различных сложных поворотов, что может отразиться на безопасности движения. Не рискуйте, держите себя в руках, соблюдайте технику выполнения поворотов. Доведите правильную технику выполнения поворота до автоматизма. Безопасной вам езды.

Новички стритрейсеры на своих авто не пытаются входить в повороты , стремятся стать быстрее за счет скорости, представляя, что находятся на гоночной трассе. Это в корне неправильный подход, так как траектория маневра имеет решающее значение. Также существует множество факторов, которые необходимо учитывать при приближении к повороту.

Основополагающий фактор - . Автомобиль может осуществлять маневр по большому или малому радиусу. Максимальная траектория позволяет преодолевать поворот быстрее с сохранением динамики, чем при прохождении по кратчайшему пути. При этом большая скорость автомобиля во время маневра делает его устойчивым.

Идеальная схема

Видео взято с YouTube- канала Chain Bear F1

Классический пример - преодоление угла 90 градусов, изображенное схематично. Движение начинается с касания внешней условной границы входа в угол, попадания в «геометрическую вершину» или точки изгиба на дороге. Линия проходит по дуге, выводит на внешнюю условную границу выхода из поворота. В результате образуется оптимальная траектория маневрирования.

В действительности описанный выше пример не используется гонщиками. Тут на скорость и траекторию влияет не сам поворот, а то, что находится за ним. Для профессионалов важно сохранить высокую скорость на трассе в целом, а не только при прохождении одного маневра.


Поздний пик



Оптимальная траектория - позднее торможение с резким поворотом , «геометрической вершины». Эта схема называется «поздним пиком», позволяет быстрее проходить повороты, чем если бы водитель использовал геометрический расчет, описанный выше.



Общее количество времени, которое автомобиль потратит для прохождения поворота и следующего за ним прямого участка по схеме «позднего пика», будет в целом меньше, чем преодоление виража по «идеальной» геометрической схеме. Это похоже на визуализацию поворота и прямой в виде одного большего маневра, который проходится максимально быстро. Подход с более поздней вершиной будет эффективен, когда круче поворот.


Ранняя вершина



Еще одна называется преодоление «ранней вершины». Если за одним поворотом следует другой, лучше максимизировать скорость при вхождении в него и замедлить автомобиль после преодоления вершины, чтобы настроиться на прохождение следующего виража.

Если впереди несколько поворотов, лучше оценить их как единую систему, сосредоточиться на максимизации скорости выхода в конце серии маневров. Метод «ранней вершины» сохраняет устойчивость автомобиля, чтобы водитель мог входить в повороты, последний из которых должен преодолеваться по схеме «позднего пика», чтобы максимально ускориться при выходе из виражей.


Картинговая линия


Существует и так называемая «картографическая линия». Это более широкая линия, которая не касается вершины угла поворота. Она называется картинговой линией, потому что этот вид гоночного трафика в меньшей степени связан с торможением и ускорением, больше сосредоточен на поддержании динамики при движении по треку.

В первую очередь необходимо включить поворотник, чтобы привлечь внимание водителей своим намерением повернуть. Непосредственно перед поворотом сбросить скорость до 20 км/ч (скорость может быть и выше в зависимости от крутизны поворота). Без определенной нужды не следует тормозить сильнее. Не стоит выполнять крутой поворот на 90 градусов на большой скорости, так как есть вероятность того, что вы не будете успевать крутить рулем, и как следствие не справитесь с управлением: можете выехать на встречную полосу, попасть в лобовое столкновение, или же просто заехать на тротуар.

Заказать уроки вождения для начинающих СТАРТ Стоимость 1-го урока вождения Выбрать инструктора по вождению

Снизив скорость перед поворотом, включите пониженную передачу (2-ю или 3-ю в зависимости от выбранного скоростного режима). Переключение нужно производить коротко, чтобы вернуть правую руку на руль до вхождения в поворот. Не допускайте вхождения в поворот с выжатым сцеплением - автомобиль становится менее устойчивым.

Перед поворотом посмотрите по зеркалам, по сторонам – вдруг кому-нибудь нужно уступить дорогу. При этом не забывайте одновременно поворачивать в нужную сторону руль. К примеру, поворачивая вправо – оцените обстановку, повернув голову налево и снова направо - и так до пяти раз, пока вы не убедитесь в возможности маневра. Помните, двигаться можно только если вы смотрите в сторону движения - куда смотрю туда и еду! Выезжая из поворота аккуратно прибавьте газу. Конечно, если впереди кто-то медленно едет, или вовсе остановился с желанием кого-то пропустить жать на газ не нужно. Пусть вначале он наберет скорость, иначе можешь ”догнать”.

Начинай тормозить примерно за 60 метров.
Поворот направо совершается на расстоянии в метр от борта до бордюра. Рулить направо надо начинать тоже где-то за метр до поворота – необходимо направить в сторону поворота корпус автомобиля (смотришь направо, поворачиваешь руль на 55-65 градусов вправо, далее смотришь налево, пропускаешь машины. Если даже ты встал, то колеса должны быть уже повернуты направо). Если начинаешь поворачивать поздно – можешь выехать на середину дороги. Если мало повернешь руль – попадешь в чужой левый ряд или наедешь задним колесом на бордюр. Так что крутить нужно быстрей, сильней.
Для поворота налево нужно ехать по середине крайней левой полосы. Далее делишь зрительно пополам перекресток (относительно дороги, примыкающей слева), и начинаешь совершать маневр лишь после того, как проедешь первую половину перекрестка. Не зависимо от того, находится поворот на перекрестке или на изгибе дороги выполнять его следует также – проехал середину примыкающей дороги, совершил маневр.

После совершения поворота следует отключить поворотник, если указатель сам не отключился. При включенном поворотнике раздается характерное ”тиканье” реле, по панели также это можно лицезреть.

Вопросы о прохождении правого поворота

Почему необходимо смещать корпус авто в сторону поворота, то есть рулить начинать немного раньше поворота?

Для того, чтобы обозначить перед другими водителями свои намерения повернуть направо. Никогда нельзя до конца быть уверенным в том, что лампочка на твоем заднем поворотнике не перегорела. Может быть и такое, что из-за грязи, в дневное время суток, он будет давать слабый свет, незаметный водителю сзади. Как тогда он узнает о том, что ты собрался поворачивать?

Если ты поворачиваешь машину направо по второстепенной дороге (приходится уступать дорогу поперечному транспорту), то лучше, когда твои колеса уже смотрят в сторону, куда будет совершаться маневр. Тогда в момент, когда нужно будет занять свое место в потоке авто тебе придется намного меньше крутить баранку. К тому же ты просто намного плавней, красивей, уверенней, без резких траекторий движения выполнишь поворот.

Если не смещать корпус, то приходится смотреть то влево (кто едет, нет), то направо (куда ехать? Нет ли там пешеходов и т.д.). Головой то вертеть придется, но не влево-вправо, а влево-прямо.

Почему нужно желательно поворачивать именно на расстоянии метра от правого бордюра?

Самая простая ситуация: начал заворачивать ближе, передние колеса прошли конечно нормально, но задними колесами наедешь на угол бордюра. Это в лучшем случае. А в худшем: бордюр оказался высоким, а ты весь правый низок себе замял.
Если решишь завернуть от бордюра в метрах 2-2.5, тогда образовывается внушительный зазор между правой бочиной и бордюром. Через эту дырочку может попробовать проскочить шальной велосипедист или мотоциклист. Если ко всему прочему учесть ситуацию с перегоревшей лампочкой, то может выйти так, что ты зажмешь несчастного лихача в щели, постепенно прижимая его все больше к бордюру. Тут у него останется только два выхода: либо в твою машину(!), либо на тротуар. И не факт, что он не выберет твою машину. А если зазор будет минимальным, сыграет инстинкт самосохранения, и вряд ли он сунется.

Все в нашей жизни относительно. В конце концов линейкой ни кто не меряет, и база у каждой машины разная, от траектории входа в поворот тоже зависит расстояние от правой стороны до бордюра.
При совершении поворота в правую сторону при выезде с второстепенной дороги на главную, ты обязан уступить дорогу только поперечно движущимся автомобилям, едущим слева-направо. Следовательно смотришь налево – поворачиваешь направо.
На перекрестке, где пересекающиеся дороги равнозначные (нет знака главная, второстепенная) уступать при повороте направо не должен никому, т.к. ты – помеха справа.

Поворот налево

При совершении поворота налево на нерегулируемом перекрестке водитель должен уступить всем, а именно:

  1. Авто, едущему к тебе с правой стороны (помеха справа);
  2. Авто, едущему по встречной полосе;
  3. Авто, которое хочет повернуть туда, куда и тебе нужно, но совершающий маневр со встречной полосы – ты же поедешь за ним;

В первом случае уступить дорогу следует до выезда на перекресток, в остальных нужно выехать в центр перекрестка, и после уже уступать дорогу вновь образовавшейся помехе справа.
Если авто движется на встречу к тебе и выполняет аналогичный тебе поворот – ты должен разъехаться с ним правый борт к его правому борту. Однако на практике это не всегда так.
Поворот налево осуществляется из крайней левой полосы. Не забывайте, что перестраиваться в нужный вам ряд необходимо всегда плавно, не забывая о возможности попадания машин в слепую зону.

Техника прохождения поворотов – это то, на что многие автолюбители не уделают должного внимания, управляя автомобилем, можно сказать, по наитию. Просто едут так, как бог на душу положил.

Неверную манеру вождения необходимо исправлять. Возможно, наши советы и правила проезда поворотов помогут переосмыслить собственные ошибки и выработать новую грамотную манеру езды.

Квалифицированный водитель все делает плавно: разгон, торможение, поворот руля – все это характеризуют настоящего профессионала. Остановимся поподробнее на технике выполнения поворотов. Постарайтесь навсегда приучить себя к следующему алгоритму действий.

Перед входом в поворот снижаем скорость до заведомо безопасной, притормаживая либо двигателем, либо плавно нажимая тормозную педаль. На автомобиле с ручной коробкой заранее включаем понижающую передачу, на которой вы планируете проезжать весь вираж вплоть до выхода на прямую.

Важный момент: начало поворота руля при входе необходимо выполнять еще на фазе притормаживания двигателем. Дело в том, что у сбавляющей ход машины передние колеса лучше прижимаются к дороге за счет перераспределения массы автомобиля по осям. Итак, выполняем поворот руля под сброс газа. Это поможет эффективно избежать нежелательного сноса передней оси.

Далее, как только автомобиль принял маневр, и вы почувствовали, что машина встала на дугу поворота, старайтесь больше не крутить рулем. Ваша задача: верно выбрать наиболее пологую траекторию и прописать весь вираж так, как будто это линия циркуля.

Избегайте подкручивания руля на поворотах. Ведь любое неосторожное движение вызовет изменение центробежной силы и нежелательную боковую раскачку. Привычка дергать рулем во время прохождения поворота из стороны в сторону рано или поздно приведет к тому, что ваша машина вылетит за пределы дороги.

Итак, еще раз: перед входом в вираж легкое притормаживание под сброс газа, поворот руля и затем плавное дросселирование, вплоть до выхода на прямую.

Для чего это нужно? Поясняем. Слегка прижимая акселератор, вы нагружаете тягой ведущие колеса. Если в опасном месте водитель почувствует начало заноса задней или снос передней оси, то у него всегда есть возможность мгновенного восстановления устойчивости автомобиля. Достаточно всего лишь чуть-чуть прикрыть дроссельную заслонку. Таким образом, прохождение поворота с небольшим прибавлением газа создает своего рода дополнительную страховку.

И еще один важный момент. Доворачивать рулевое колесо внутрь виража во время прохождения поворота, значит подвергать себя дополнительному риску. А вот распрямлять траекторию, постепенно уменьшая угол поворота руля, это как раз признак профессионализма. Таким образом вы уменьшаете опасную центробежную силу, в то время как автомобиль мягко набирает ход во время выхода на прямую.

Приучите себя точно прописывать каждый вираж без ненужных вихляний и смены полосы движения. Правильная манера прохождения поворотов сделает вас намного более безопасным водителем. Главное не увлекаться скоростью.

Удачи вам на дорогах и безопасного прохождения даже самых крутых поворотов! Оставляйте также свои комментарии и замечания.