Трактора ссср: история и фото. Колесные и гусеничные трактора ссср

В период своего становления молодая Страна Советов уделяла пристальное внимание развитию тракторостроения. Ведь сельское хозяйство еще не окрепшего государства нуждалось в ускоренных темпах механизации. Но вот собственных заводов, на которых бы производились трактора СССР, построено еще не было.

В 1920 г. В. И. Ленин, осознававший крайнюю необходимость в повышении производительности сельского труда, подписал декрет «О едином тракторном хозяйстве». И спустя два года было начато производство тракторов в СССР. Первые агрегаты были маломощными и технически несовершенными. Однако благодаря постоянному принятию мер, направленных на развитие данного направления, уже спустя десять лет в вопросах возведения профильных производств наступил настоящий прорыв.

Первенец России

Наша страна всегда была богата талантами. Славилась она и своими изобретателями. Были среди них и такие, которые работали в сфере создания техники для сельского хозяйства.

Вопрос о механизации земледелия был поднят еще в 18-м в. агрономом И. М. Комовым. К середине 19-го в. Д. А. Загоякским и В. П. Гурьевым были разработаны паровые тягачи, предназначенные для пахоты. Первый такой агрегат на гусеничном ходу был собран и испытан в 1888 г. Ф. А. Блиновым.

Однако официальной датой появления российского тракторостроения считают 1896 г. Именно тогда на ярмарке в Нижнем Новгороде собравшейся публике был продемонстрирован самый первый в мире паровой трактор на гусеничном ходу.

К началу 20-го в. конструктором Я. В. Маминым был изобретен бескомпрессионный двигатель, который работал на тяжелом топливе. Он замечательно подходил для работы транспортных средств. Первый трактор, в котором был установлен 18-киловаттный двигатель внутреннего сгорания, был собран в 1911 г. Этот агрегат назвали очень патриотично - «Русский». После модернизации на этом тракторе появился двигатель на 33 кВт. Это придало ему больше мощи. Малосерийное производство таких тракторов было освоено на Балаклавском заводе. Штучно эта техника производилась в Коломне и Брянске, Харькове и Ростове, Кичкассе и Барвенкове, а также в некоторых других населенных пунктах. Однако общее количество выпускаемых в России тракторов было настолько малым, что не могло оказать существенного влияния на положение дел в сельском хозяйстве. К 1913 г. в стране насчитывалось 165 тракторов. Однако при этом Российская империя активно импортировала сельхозтехнику. Уже к 1917 г. в страну было завезено 1500 шт.

«Коломенец-1»

Принцип создания единого тракторного хозяйства, который был заложен Лениным, мог быть реализован благодаря не только выпуску «железных коней», но и принятию комплекса мер, способствовавших организации испытательной и научно-исследовательской базы, а также решения вопросов организации и ремонта, открытия различных курсов по подготовке мастеров и инструкторов.

Первые трактора СССР были выпущены в 1922 г. на Коломенском заводе. Руководителем данного проекта являлся Е. Д. Львов. Он считается основоположником российской школы тракторостроения.

Первый агрегат получил название «Коломенец-1». Без всякого сомнения, он явился настоящим символом начала новой эпохи в сельском хозяйстве страны.

«Запорожец»

Это также первые трактора СССР. Их выпуск состоялся в 1922 г. на предприятии «Красный прогресс» в Кичкассе. Однако данная модель оказалась несовершенной. У нее было всего одно ведущее колесо - заднее. Кроме того, трактора «Запорожец» оснащались маломощным двигателем на 8,8 кВт, который смог разогнать «железного коня» всего до 3,4 км/ч. У этого трактора была одна передняя передача, а мощность на крючке составляла 4,4 кВт. Несмотря на такие низкие характеристики, данное транспортное средство все же смогло значительно облегчить труд колхозников.

«Карлик»

Не отошел от своих дел и изобретатель Мамин. Он вошел в историю тем, что выпускал трактора России и СССР. После усовершенствования собственной дореволюционной конструкции Мамин стал руководителем проекта по созданию тракторов семейства «Карлик».

Их выпуск начался в 1924 г. Так, сельское хозяйство получило трехколесные трактора «Карлик-1», оснащенные одной передачей. Их скорость развивалась до 3-4 км/час. Выпускались и трактора «Карлик-2», оснащенные реверсом.

«Коммунар»

В то время, когда конструкторы СССР трудились над созданием новых, более совершенных моделей, правительство страны организовало выпуск сельскохозяйственной техники по лицензии зарубежных фирм. Так, в 1923 г. Харьковским заводом были выпущены гусеничные трактора СССР, которые являлись наследниками немецких агрегатов «Ганомаг Z-50». Как правило, их использовали для нужд армии при перевозке артиллерийских орудий. Эти трактора служили стране до 1945 г.

«Фордзон-Путиловец»

Все трактора СССР, которые страна производила в начале двадцатых годов прошлого века, изготавливались либо небольшими партиями, либо единичными образцами. Это не удовлетворяло потребности сельского хозяйства. Первый трактор в СССР, который был запущен в массовое производство, произвели в Ленинграде в 1924 г. За дело взялись рабочие завода «Красный Путиловец». Это были первые колесные трактора СССР, которые массово сходили с конвейера.

В качестве образца советские конструкторы взяли американскую модель Fordson фирмы Ford, выпускавшуюся еще с 1917 г. Это были первые трактора СССР (фото смотрите ниже), которые благодаря своей конструкции имели низкую стоимость. Кроме того, эти агрегаты по своим характеристикам превосходили «Коломенец» и «Запорожец».

Модели «Фордзон-Путиловец» оснащались карбюраторным керосиновым двигателем в 14,7 кВт и развивали максимальную скорость 10,8 км/час. Их мощность на крючке составляла 6,6 кВт. В этих тракторах конструкторы предусмотрели трехскоростную коробку передач.

Данная модель выпускалась вплоть до 1933 г. За этот период с конвейера сошло порядка 36-49 тысяч агрегатов. Конечно, подавляющее большинство этих тракторов отправляли сразу на поля колхозов. Однако старые трактора СССР прекрасно зарекомендовали себя и в строительстве, которое испытывало нехватку моторизированной тяговой техники. На базе «Фордзона-Путиловца» устанавливали кран-укосину, который служил для выполнения погрузочных и разгрузочных работ. Также эти трактора выступали тягачами для прицепных рыхлителей.

«Универсал»

В 1934 г. на заводе «Красный Путиловец» начался выпуск новой модели тракторов. На смену первому массовому «Фордзону» пришел «Универсал». За основу его конструкции была взята модель трактора «Фармол», который выпускала американская фирма «Интернешнл». По своим параметрам он немного превосходил предшественника. Его керосиновый карбюраторный двигатель обладал мощностью 16 кВт, эксплуатационная масса составляла 2 т, а скорость достигала 8 км/ч. Трактор «Универсал» сходил с конвейера Ленинградского завода до 1940 г. После этого его производство перенесли во Владимир. Здесь, на тракторном заводе, эти агрегаты выпускались с 1944 по 1955 год.

Возведение новых производственных мощностей

Со временем стало очевидным, что, для того чтобы обеспечить колхозы необходимой сельскохозяйственной техникой, нужно строить специальные заводы. В них производственные мощности должны быть объединены с научно-конструкторскими бюро. Инициатором такого проекта явился Ф. Э. Дзержинский. Новые предприятия планировалось оснастить самым передовым оборудованием. Это позволило бы наладить массовый выпуск надежных и дешевых моделей на гусеничной и колесной тяге.

История тракторов СССР как объектов крупносерийного производства началась в Сталинграде. После этого были значительно расширены мощности Ленинградского и Харьковского заводов. Крупнейшие предприятия появились в Челябинске, Барнауле, Минске и других городах страны.

Сталинградский завод

Сталинград не случайно стал городом, в котором с нуля страна построила первые производственные мощности, предназначенные для выпуска тракторов. Город имел хорошее стратегическое положение, находясь на пересечении путей поставки уральского металла, бакинской нефти и донбасского угля. Кроме того, в Сталинграде находилась целая армия квалифицированной рабочей силы. Кстати, по этому показателю город обогнал Таганрог, Харьков, Воронеж, Запорожье и Ростов.

Решение о строительстве тракторного завода в Сталинграде было принято правительством в 1925 г. И уже спустя пять лет с конвейера нового производства сошли знаменитые колесные агрегаты СТЗ-1. И после этого на заводе выпускалось множество моделей колесного и гусеничного типа. Это такие трактора СССР, как:

  • колесный СХТЗ 15/30 (1930 г.);
  • гусеничный СТЗ-3 (1937 г.);
  • гусеничный СХТЗ-НАИТИ (1937 г.);
  • гусеничный ДТ-54 (1949 г.);
  • гусеничный ДТ-75 (1963 г.);
  • гусеничный ДТ-175 (1986 г.).

В 2005 г. Волгоградский тракторный завод (бывший СТЗ) был объявлен банкротом. ВгТЗ стал правопреемником предприятия.

ДТ-54

Гусеничные трактора СССР (фото смотрите ниже) получили самое широкое распространение. Они были представлены множеством моделей, по количеству значительно превосходя колесные.

Замечательным образцом техники сельскохозяйственного назначения является трактор ДТ-54. Он выпускался в период с 1949 по 1979 год. Эта модель сходила с конвейеров Сталинградского и Харьковского, а также Алтайского завода. Трактор снимали во многих кинолентах. Самыми известными из них являются «Калина красная», «Дело было в Пеньковке», «Иван Бровкин на целине». Эти тракторы времен СССР в качестве памятника можно встретить в десятках населенных пунктов.

В модели ДТ-54 предусмотрен четырехтактный четырехцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения, довольно жестко установленный на раме. Мощность мотора агрегата составляет 54 л. с. В его конструкции предусмотрена трехходовая пятиступенчатая коробка передач, соединенная карданом с основной муфтой сцепления. Рабочая скорость трактора находится в пределах от 3,59 до 7,9 км/час. Его тяговое усилие равно 1000-2850 кг.

Тракторный завод в Харькове

В 1930 г. в стране началось возведение ХТЗ, которому было присвоено имя Серго Орджоникидзе. Производственные мощности находились в пятнадцати километрах восточнее Харькова. Строительство этого гиганта было осуществлено всего за 15 месяцев. Трактора СССР начали сходить с конвейера предприятия уже 01.09.1931 г. Это были модели, заимствованные у Сталинградского завода - СХТЗ 15/30.

Однако основной задачей предприятия было создание нового отечественного трактора «Катерпиллар», обладающего мощностью 50 л. с. Над решением этого вопроса трудились конструкторы под руководством П. И. Андрусенко. Ими разрабатывался дизельный двигатель, которым бы смогли оснащать все гусеничные трактора СССР.
В 1937 г. завод начал выпуск серии новой модели, созданной на базе СХТЗ-НАИТИ. В ней устанавливали более производительный и в то же время наиболее экономичный мотор, работающий на дизельном топливе.

После начала войны предприятие пришлось эвакуировать в Барнаул. Позже здесь был создан Алтайский тракторный завод. В 1944 г., после того как Харьков был освобожден, производство заработало на прежней площадке. В серию вновь вошли легендарные СХТЗ-НАИТИ.

Основные модели тракторов СССР, выпущенных на Харьковском заводе:

  • колесные СХТЗ 15/30 (1930 г.);
  • гусеничные СХТЗ-НАИТИ ИТА (1937 г.);
  • колесные ХТЗ-7 (1949 г.);
  • гусеничные ХТЗ ДТ-54 (1955 г.);
  • гусеничные Т-75 (1960 г.);
  • гусеничные Т-74 (1962 г.);
  • гусеничные Т-125 (1962 г.).

В 70-х годах завод претерпел коренную реконструкцию, не останавливая основного производства. После этого был освоен выпуск колесных трехтонников Т-150К и гусеничных Т-150. Первый из них на испытаниях, проведенных в 1979 г. в США, показал самые лучшие характеристики среди известных мировых аналогов. Этим было доказано, что трактора СССР ни в чем не уступали зарубежным моделям.

В конце восьмидесятых годов на ХТЗ был освоен выпуск новой техники марки ХТЗ-180 и ХТЗ-200. Они стали на 50 % производительнее предыдущих моделей и на 20 % экономичнее.

Т-150

Трактора, производимые в СССР, отличались своей надежностью. Такой же характеристикой обладали и скоростные универсальные агрегаты Т-150 и Т-150К. Они заработали хорошую репутацию из-за своей широкой области применения. Помимо сельского хозяйства их использовали в дорожном строительстве и на транспорте. И до сих пор можно встретить эти модели, работающие на полях, в условиях сложного бездорожья и на транспортировке грузов.

На Т-150 и Т-150К стоит 6-цилиндровый турбонадувной дизельный двигатель, имеющий V-образную конфигурацию и жидкостное охлаждение. Мощность такого мотора достигает 150 л. с. Максимальная скорость - 31 км/час.

Тракторный завод в Минске

МТЗ был основан 29.05.1946 г. И до сих пор этот завод считается самым успешным предприятием, сохранившим имевшиеся со времен СССР производственные мощности, выпуская транспортные средства под маркой «Беларусь».

До того момента как СССР прекратил свое существование, МТЗ выпустил практически 3 млн единиц колесной и гусеничной техники. Среди них такие марки, как:

  • гусеничный КД-35 (1950 г.);
  • гусеничный КТ-12 (1951 г.);
  • колесные МТЗ-1 и МТЗ-2 (1954 г.);
  • гусеничный ТДТ-40 (1956 г.);
  • колесный МТЗ-5 (1956 г.);
  • колесный МТЗ-7 (1957 г.).

В 1960 г. на Минском заводе начала проводиться масштабная реконструкция. Одновременно с размещением нового оборудования конструкторы разрабатывали перспективные модели. Это были трактора МТЗ-50, а также более мощный агрегат с полым приводом МТЗ-52. Их серийный выпуск был налажен, соответственно, в 1961 и 1964 г.

Начиная с 1967 г. завод начал производить гусеничные модификации Т-54В с различными наполнениями. На предприятии выпускался и необычный трактор МТЗ.

СССР нуждался в хлопководческой технике. В связи с этим была разработана модификация МТЗ-50Х. Она отличалась спаренными передними колесами, а также повышенным клиренсом. Такие модели производились с 1969 г. Также завод поставлял крутосклонные МТЗ-82К.

Следующий этап деятельности завода заключался в освоении линейки МТЗ-80. Ее массовый выпуск был налажен в 1974 г. После этого были разработаны специальные модификации МТЗ-82Н и МТЗ-82Р.

В середине 80-х годов Минским тракторным заводом была освоена техника, обладающая мощностью более ста лошадиных сил. Это такие модели, как МТЗ-102, МТЗ-142. В то же время с конвейера предприятия сходила и маломощная мини-техника, в конструкции которой предусматривался двигатель от 5 до 22 л. с.

Тракторный завод в Челябинске

Это предприятие внесло свой весомый вклад в дело оснащения сельского хозяйства необходимой для него техникой. А во время войны здесь был налажен выпуск «самоходов» и танков.

Строительство ЧТЗ было начало в открытом поле, находящемся вдали от основных магистралей. При проектировании завода, первые производственные мощности которого были пущены в 1930 г., учитывался опыт аналогичных предприятий США.

01.06.1933 г. с конвейера ЧТЗ сошел первый гусеничный трактор «Сталинец-60». В 1936 г. их было выпущено уже более 61 тыс. На сегодняшний день эти трактора считаются устаревшими. Но в 30-е годы по своим характеристикам они почти вдвое превосходили технику, выпускаемую СТЗ и ХТЗ.

Начиная с 1937 г. на ЧТЗ стали выпускаться более экономичные модели С-65. Уже через год этот трактор получил высшую награду - «Гран-при» на выставке в Париже. Увидеть С-65 можно и в кино. Его использовали при проведении съемок знаменитого фильма «Трактористы».

В 1946 г. завод претерпел коренную реконструкцию. Одновременно с модернизацией оборудования начался выпуск С-80. В 1948 г., после окончательной перестройки предприятия, ЧТЗ выпускал в сутки от 20 до 25 единиц техники. В 1955 г. конструкторским бюро завода были начаты работы по созданию более мощного трактора модели С-100. В это же время не прекращалась разработка новых вариантов, которые позволили бы повысить долговечность С-80.

Модели тракторов, выпущенных ЧТЗ в период СССР, представлены следующими гусеничными:

  • С-60 (1933 г.);
  • С-65 (1937 г.);
  • С-80 (1946 г.);
  • С-100 (1956 г.);
  • ДЭТ-250 (1957 г.);
  • Т-100М (1963 г.);
  • Т-130 (1969 г.);
  • Т-800 (1983 г.);
  • Т-170 (1988 г.);
  • ДЭТ 250М2 (19789 г.);
  • Т-10 (1990 г.).

Другие предприятия

Конечно, в статье перечислены далеко не все заводы, которые выпускали трактора СССР и продолжают свою деятельность после его распада. Это такие предприятия, как:

  • Алтайское (Барнаул);
  • Онежское (Петрозаводск);
  • Узбекское (Ташкент);
  • Кировское (Петербург);
  • Павлодарское (Казахстан).

Находятся тракторные заводы в Москве и в Брянске, Липецке и Коломне, а также в других городах.

С 1991 г. в производстве этой техники началась новая эра. Если до этого периода все тракторные предприятия относились к одному министерству, то в настоящий момент многие из них стали находиться на территории новых государств. Кроме того, большинство заводов перешло в частные руки. Хочется верить в то, что история тракторостроения России и далее будет иметь достойное продолжение.

История тракторов МТЗ в картинках и описаниях

Трактор «КД-35»

День 4 ноября 1950 года был отмечен в летописи трудовых подвигов белорусских тракторостроителей как день начала серийного выпуска тракторов КД-35.

Первенец минских тракторостроителей пользовался большим и заслуженным успехом у тружеников полей. Трактора КД-35 были оснащены 4-цилиндровыми дизельными двигателями мощностью 37 л.с. двигатель отличался значительной экономичностью. Так, на один гектар пахоты при средних условиях он расходовал 13 кг горючего. Топливный бак трактора вмещал топлива на 10 часов бесперебойной работы. Опытные образцы машины за 10 часов вспахивали до 6 гектаров земли.

Выпускался трактор заводом недолго, всего 9 месяцев, до августа 1951 года. За это время с конвейера сошло 406 машин. Производство же дизельных и пусковых двигателей для КД-35 на заводе не прекращалось. Они поставлялись Липецкому тракторному заводу. В дальнейшем этот двигатель был применен на колесном универсальном пропашном тракторе, над которым заводские конструкторы работали уже с 1948 года.

МТЗ-1 и МТЗ-2

Универсальный колесный трактор «Беларус» предназначался для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами. Конструкция трактора была выполнена в двух модификациях: МТЗ-2 - для междурядной обработки низкостебельных культур с совпадающим следом передних и задних колес и МТЗ-1 - для обработки высокостебельных культур со сближенными передними колесами. Работа трактора предусматривалась на колесах двух вариантов: резиновых баллонах низкого давления и колесах с жестким стальным ободом со шпорами. Трактор имел независимый привод вала отбора мощности, гидравлическую систему для подъема навесных орудий, был снабжен съемным регулируемым прицепным приспособлением.

День 18 июля 1949 года стал знаменательным для всех тракторозаводцев. Из ворот экспериментального цеха вышел первый белорусский колесный трактор заводской конструкции. Опытный образец колесного трактора впоследствии стал основой для создания серийной машины МТЗ-2.

В 1949 году было выпущено 7 опытных образцов, которые подверглись длительным заводским испытаниям.

Исторической датой для коллектива завода стал 1953 год, когда 14 октября на главном конвейере закончилась сборка тракторов МТЗ-1 и МТЗ-2, созданных заводскими конструкторами. Эти машины определяли всю дальнейшую специализацию завода на выпуске колесных универсально-пропашных тракторов.

КТ-12 и КТ-12А

Весной 1951 года коллектив МТЗ получил очень важное правительственное задание - освоить производство трелевочных тракторов, большую потребность в которых испытывала лесозаготовительная отрасль.

Газогенераторный трактор КТ-12 - специальная гусеничная машина, предназначенная для трелевки леса. Он появился в СССР в первые послевоенные годы. Аналогов ему не было ни в одной стране мира. Раньше трелевка осуществлялась гужевым транспортом (на лошадях), ручными или механическими лебедками. Трактор КТ-12 создали конструкторы Кировского завода в Ленинграде в содружестве с учеными Ленинградской лесотехнической академии. Трактор КТ-12 выпускался на Кировском заводе до 1951 года. Теперь следовало наладить его производство на Минском тракторном заводе. На решение всех организационных вопросов было отведено всего три месяца. Так за короткую историю своего существования МТЗ пришлось осваивать вторую (после КД-35) машину, да к тому же не своей конструкции.

15 августа 1951 года с главного конвейера тракторосборочного цеха сошла первая партия трелевочных машин КТ-12. В процессе производства трактор подвергался модернизации, направленной на повышение эксплуатационных качеств машины. За короткий срок заводские конструкторы, изменив ряд узлов и деталей увеличили гарантийный срок работы машины в 1,5 раза.

ТДТ-40

В начале 50-х годов Министерство лесной промышленности СССР констатировало, что КТ-12А со своей газогенераторной установкой не соответствует возросшим требованиям.
Учитывая недостатки трактора, министерство решило отказаться от этой машины вообще и поставило вопрос о создании вместо него нового, более надежного трелевочного трактора мощностью 60 л.с.

Проанализировав ситуацию, конструкторы и руководство МТЗ признали целесообразность создания более мощного трелевочного трактора, однако и высказали мнение: один мощный класс трактора для всех зон на всех лесоразработках будет неэкономичен. Необходимо было сконструировать трелевочный трактор средней мощности, который можно создать на базе КТ-12А, установив на нем дизельный двигатель колесного трактора «Беларус».

В 1954 году разработали конструкцию такого трактора, присвоив ему марку ТДТ-40. Трактор предназначался для вывозки хлыстов непосредственно из лесосеки. Кроме трелевки леса он был незаменим на лесоповале, на всевозможных транспортных работах в условиях бездорожья. По результатам эксплуатационных испытаний в 1955 году межведомственная комиссия констатировала, что трактор ТДТ-40 очень нужен для Министерства лесной промышленности СССР и целесообразно в короткие сроки наладить его производство. По решению Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР с мая 1956 года на МТЗ началось серийное производство дизельных тракторов ТДТ-40. К концу года их число достигло 3430. В этом же году были закончены конструкторские работы и изготовлены первые опытные дизели Д-50 для перспективного трактора. Новый двигатель превышал мощность своего предшественника на 10 л.с., был меньше по габаритам и на 350 кг легче.

ТДТ-54 и ТДТ -60

Для работы в лесных массивах Урала, Сибири и Дальнего Востока требовались более мощные трелевочные тракторы, нежели ТДТ-40. Проект такого трактора Министерство автотракторной промышленности поручило разработать конструкторам Минского тракторного завода совместно с Научно-исследовательским автотракторным институтом (НАТИ) по техническим требованиям Министерства лесной промышленности СССР. Первоначально трактору присвоили марку ТДТ-54. Для повышения производительности применили дизельный двигатель Д-54 мощностью 54 л.с. трактора ДТ-54 Харьковского тракторного завода.

После того как трелевочный трактор ТДТ-54 получил «добро» государственной комиссии на серийное производство был произведен детальный анализ каждого узла. В результате было решено провести модернизацию большинства его узлов. Помимо этого дизель Д-54 форсирован до мощности 60 л.с. и как следствие трактор получил новое наименование ТДТ-60. Четыре его опытных образца в 1956 году прошли все контрольные государственные испытания в производственных условиях в Вахтанском леспромхозе Горьковской области.

Одновременное производство двух совершенно разных по конструкции и назначению тракторов МТЗ-2 и ТДТ-40 ставило завод в трудное положение. Завод не имел возможности одновременно развивать два разных производства: по выпуску трактора МТЗ-2, крайне нужного сельскому хозяйству, и трактора ТДТ-40, в котором было заинтересовано Министерство лесной промышленности СССР.

Технико-экономические расчеты показали, что Минскому заводу необходимо специализироваться на производстве колесных универсально-пропашных сельскохозяйственных тракторов.

Руководство завода внесло в министерство предложение - прекратить на МТЗ выпуск трактора ТДТ-40, передав его заводу в Карелии, а разработанную модель ТДТ-60 - Алтайскому тракторному заводу. Постановлением правительства СССР от 30 января 1956 года для производства тракторов ТДТ-40 Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР был передан Онежский машиностроительный завод в Петрозаводске. До этого он находился в ведении Министерства лесной промышленности СССР. В 1957 году, без прекращения производства ТДТ-40 на МТЗ, началось освоение трактора на Онежском тракторном заводе. Всего до 1958 года МТЗ выпустил 12977 тракторов ТДТ-40. В 1957 году трактор ТДТ-60 поставили на серийное производство на Алтайском тракторном заводе. На этом закончилась история трелевочных тракторов на МТЗ, где в течение 7 лет они выпускались параллельно с колесными.

МТЗ-5

Шло время, а вместе с ним росли требования к выпускаемому трактору МТЗ-2. У него была низкая транспортная скорость (13км/ч), недостаточное число передач. Трактор стал отставать по показателям топливной экономичности и материалоемкости. Требовалось повысить надежность и ресурс машины. Обобщив опыт эксплуатации тракторов МТЗ-2, учитывая состояние и уровень тракторостроения, коллектив конструкторов завода в 1955-1956 гг. провел работы по коренной модернизации машины. Это позволило не только устранить имеющиеся недостатки, но и расширить область применения машины, улучшить технико-экономические показатели. Так появились новые модели трактора «Беларус»: МТЗ-5 (образец 1956 года). МТЗ-5М и МТЗ-5Л (образцы 1957 года). МТЗ-5, обладая большой универсальностью, имел независимый привод вала отбора мощности, более мощный и экономичный двигатель, гидравлическую навесную систему с выносными цилиндрами.

МТЗ-5С

В 1959 году, после проведенных конструкторских доработок началось производство тракторов МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС. Буква «С» в обозначении означала «скоростной». Мощность двигателя повысили до 48 л.с. (вместо 45) за счет увеличения числа оборотов до 1600 об/мин (вместо 1500). Диапазон рабочих скоростей установили в пределах 5-10 км/ч. Число рабочих передач в коробке передач увеличили с четырех до пяти. В остальном принципиальных отличий от тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М не было. Производство скоростных машин началось в 1959 году.

МТЗ-7

В 1958 году была доработана конструкция, изготовлены опытные образцы, проведены испытания и выданы в подготовку производства чертежи на трактор МТЗ-7 повышенной проходимости с четырьмя ведущими колесами. Первая конструкция трактора была разработана с применением переднего ведущего моста с военного легкового автомобиля-вездехода ГАЗ-67, не имела регулируемой ширины колеи передних колес и поэтому не обеспечивала выполнения пропашных работ. Из-за недостаточной прочности моста ГАЗ-67 трактор не выдержал испытаний. Решить проблему удалось после того как на трактор установили ведущий мост автомобиля ГАЗ-63. Было начато производство кабины для тракторов Беларус. Конструкция съемной кабины позволяла использовать ее на тракторе полностью в закрытом виде и в виде тента. С применением такой кабины значительно улучшились условия труда тракториста.

МТЗ-7М

В 1959 году тракторы МТЗ-7М, МТЗ-7МС и МТЗ-7ЛС поставили на серийное производство, правда ненадолго, так как основная цель состояла в том, чтобы больше получить сведений, насколько хороши тракторы с четырьмя ведущими колесами в различных климатических и почвенных условиях. В этом же году завод изготовил 169 тракторов, а в 1960-м - 1277.
Всего было выпущено 279 тракторов МТЗ-7. Их производство было прекращено в 1961 году.

МТЗ-50

До 1959 года МТЗ располагал мощностями на выпуск только 18000 колесных тракторов типа МТЗ-2, 6000 гусеничных трелевочных тракторов ТДТ-40 и 40000 двигателей Д-40.
Еще шел серийный выпуск тракторов МТЗ-5, МТЗ-5М, МТЗ-5Л, проводились работы по их модернизации, а в 1956 году конструктора в основном спроектировали новый дизельный двигатель для будущего трактора МТЗ-50. К созданию нового перспективного пропашного трактора проявляли большой интерес не только на заводе, но и в стране. Технический проект трактора был завершен в 1957 году и одобрен в Головном научном автотракторном институте.

В 1958 году экспериментальный цех выпустил несколько опытных образцов трактора. По результатам испытаний научно-технический совет ВО «Союзсельхозтехника» рекомендовал колесный универсально-пропашной трактор класса 1,4 «Беларус» МТЗ-50 к серийному производству. Трактор МТЗ-50 был оснащен дизельным двигателем мощностью 55 л.с., вес машины снижен более чем на 400 кг. В трансмиссии трактора была установлена 9-скоростная коробка передач, обеспечивающая диапазон скоростей в пределах от 1,65 до 25 км/ч.

МТЗ-52

В 1959 году по результатам государственных испытаний была доработана конструкция трактора МТЗ-50, выпущена необходимая документация и сдана в подготовку производства. На базе трактора МТЗ-50 была разработана модификация трактора высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами - МТЗ-52. благодаря меньшим потерям на буксование топливная экономичность трактора МТЗ-52 на всех рабочих пределах выше, чем трактора МТЗ-50.

14 ноября 1959 года Совет Министров СССР издал постановление «Об организации специализированного производства колесных тракторов, мотоциклов и двигателей к ним на предприятиях БССР». Один из пунктов документа констатировал:

2. Обязать Совет Министров БССР обеспечить:

В) производство тракторов «Беларус» МТЗ-50 начиная с 1961 года и тракторов МТЗ-52 начиная с 1962 года с доведением в 1965 году выпуска тракторов указанных марок до 75000 штук в год.

3. Для безостановочного перехода на новую модель трактора предусмотреть поэтапное внедрение трактора МТЗ-50, для чего: - утвердить для производства на МТЗ на 1961-1962 годы трактор переходной модели МТЗ-50 ПЛ на шасси трактора МТЗ-50 с серийным двигателем Д-48 ПЛ, форсированным до мощности 50 л.с. - выпуск тракторов МТЗ-50 с двигателем Д-50 начать с IV квартала 1962 года.

1960 год. Завод находится в стадии реконструкции. В цехах устанавливалось новое оборудование, заменялось устаревшее. Была проведена доработка конструкции трактора МТЗ-50, выпущена необходимая документация и сдана в подготовку производства. На базе трактора МТЗ-50 коллективом конструкторов завода была разработана модификация трактора высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами МТЗ-52. Эта машина дополнила базовую модель, расширила область ее применения на сельскохозяйственных и транспортных работах, особенно в условиях повышенной влажности почвы.

МТЗ-50Х

В 1963 году была завершена разработка конструкции и выпущены опытные образцы трактора МТЗ-50 хлопководческого. Трактор предназначен для возделывания и уборки хлопчатника в четырехрядной системе машин с междурядьем 90 см. трактор МТЗ-50Х принципиально отличался от трактора МТЗ-50 конструкцией передней оси - он имел одно направляющее колесо. Был также изменен узел конечных передач с дополнительными редукторами. Все необходимые испытания трактора закончили в 1966 году, после чего началась подготовка к его серийному производству заводскими службами. Производство трактора МТЗ-50Х продолжалось восемь лет: с 1969 года по 1977 год. Затем производство было передано Ташкентскому тракторному заводу.

На базе трактора МТЗ-50 были созданы три гусеничные модификации, причем узловая унификация с трактором МТЗ-50 составляла более 62%. Гусеничные модификации были унифицированы на 95-98 %. В 1967 году был запущен в производство вариант гусеничного трактора Т-54В в двух модификациях: Т-54В-С1 с шириной колеи 950 мм для возделывания виноградников с междурядьями 1,8 м и более и Т-54В-С2 - с шириной колеи 85- мм для возделывания виноградников с междурядьями 1,5 м.

В 1968 году началось производство трактора Т-54Л.

МТЗ-80

В 1966 году вышло Постановление Совета Министров СССР №606 о создании универсально-пропашного трактора мощностью 75-80 л.с. тягового класса 1,4. такой трактор конструкторы создали путем модернизации трактора МТЗ-50, присвоив ему марку МТЗ-80/82. В конструкцию этого трактора кроме повышения мощности серийного двигателя было внесено значительное количество усовершенствований.

В 1972 году завершились государственные испытания трактора МТЗ-80/80Л (с электрострартерным запуском и пусковым двигателем). Испытания показали, что количество агрегатируемых с трактором машин и орудий увеличилось до 230 наименований. Высокая скорость (до 35 км/ч) дала возможность более рационально использовать трактор на транспортных работах.

В 1974 году завод приступил к серийному выпуску МТЗ-80. Трактор был задуман как базовый с учетом разработки на нем нового семейства унифицированных энергонасыщенных тракторов как колесных, так и гусеничных. Основными отличиями трактора МТЗ-80 от трактора МТЗ-50 были следующие:

В коробке передач был установлен понижающий редуктор, удваивающий число передач - 18 передач переднего и 4 передачи заднего хода;
В муфту сцепления были введены демпфирующие пружины, была изменена конструкция маховика - он стал плоским, что улучшило вентиляцию всего отсека муфты и очистку полости от продуктов износа трущихся поверхностей;
Введен ходоуменьшитель - шестеренный редуктор, обеспечивающий расширение скоростного диапазона трактора. Его применение позволило трактору двигаться со скоростями до 1,3 км/ч;
Претерпела изменение и автоматическая блокировка дифференциала заднего моста. Теперь блокировка могла осуществляться на ходу трактора;
Изменение конструкции привода заднего ВОМ позволило получить две частоты вращения вместо одной;
Модернизирована и гидронавесная система. Она оснащена гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ), силовым и позиционным регулятором. Грузоподъемность системы повышена до 2000 кг (вместо 1500) за счет повышения давления в системе со 130 до 160 кг/см2;
Модернизацией двигателя занимался Минский моторный завод. Двигатель имел две модификации с запуском от электростартера. Частота вращения коленчатого вала была поднята до 2200 об/мин.

МТЗ-82

МТЗ-82 практически идентичен 80-му, но имеет полный привод, как и МТЗ-52. Опыт эксплуатации МТЗ-80 в различных регионах страны выявил необходимость создания модификаций этой машины, предназначенной для определенного комплекса сельскохозяйственных и других работ. Наиболее популярными модификациями трактора МТЗ-82 были: рисоводческий МТЗ-82Р, низкоклиренсный МТЗ-82Н, крутосклонный МТЗ-82К.

МТЗ-100, МТЗ-102

МТЗ-100, МТЗ-102 идентичны тракторам МТЗ-80 и МТЗ-82, но на них установлен более мощный дизельный двигатель с турбонаддувом. Сейчас, по моему, сняты с производства и заменены более современными моделями.

С первых дней образования СССР отечественная промышленность приступила к выпуску большого количества разнообразной новой техники. Колхозы и совхозы особенно нуждались в мощных тракторах. Машиностроение бурно развивалось, и в Советском Союзе стали массово строить колесные и гусеничные тракторы, считавшиеся одними из лучших в мире.

1. Фордзон-Путиловец


Трактор Фордзон-Путиловец выпускался с 1924 года в Ленинграде и является точной копией американской модели Fordson компании Ford. Машина имела классическую компоновку: большие ведущие колеса сзади и маленькие управляющие спереди. Трактор приводился двигателем мощностью 20 л.с., работавшим на керосине.

До 1932 года было выпущено 36 тысяч Фордзонов, которые стали одним из символов коллективизации в СССР.

2. Т-150К


Колесный трактор Т-150К выпускается на Харьковском тракторном заводе с 1971 года и без этой машины в 1970-е и 1980-е годы не обходился ни один колхоз. Т-150К отлично подходит для обработки полей, на порядок опережая существующую технику по основным показателям. 8-тонная машина приводится в движение 6-цилиндровым дизельным двигателем.

Т-150К отличается оригинальной компоновочной схемой. У трактора вместо единой рамы все агрегаты смонтированы на двух полурамах. На переднюю установлен моторный отсек, кабина и мост. Задний мост с прицепным оборудованием смонтированы на вторую полураму. Две секции Т-150К соединены шарнирами, движением которым трактор и поворачивает.

Благодаря передовым решениям, заложенным в конструкцию еще полвека назад, Т-150К активно используется и сегодня.

3. Т-16


Трактор Т-16 часто использовался в жилищно-коммунальной сфере, строительстве, в сельском хозяйстве в качестве легкого развозного грузовика. Машина выпускалась с 1961 по 1995 годы в Харькове и получила большую популярность, несмотря на необычную компоновку (кузов перед кабиной) и маломощный двигатель (от 16 до 25 л.с.).

4. ДТ-75


Гусеничный трактор ДТ-75 выпускался с 1963 года и стал самым массовым советским трактором. Со сборки заводов в Волгограде и Павлодаре (Казахстан) вышло 2,7 миллиона экземпляров. В сравнении с другими моделями, ДТ-75 отличались простотой, экономичностью, ремонтопригодностью и невысокой стоимостью.

Машина на гусеничном ходу оснащалась различными дизельными двигателями мощностью от 75 до 170 л.с.


Первые экземпляры ДТ-75 получили кабину от грузовика ГАЗ-51, а последующие варианты – обновленную, с увеличенной площадью остекления.


Чтобы обеспечить потребность страны в ДТ-75, в 1970-е-80-е годы Волгоградский тракторный завод работал в 4 смены, т.е. круглосуточно. Множество этих машин до сих пор служат на полях, строительстве, дорожных работах, лесозаготовках. Гусеничные тракторы ДТ-75 побывали в экстремальном климате Африке и Антарктиды.

5. К-700/701 «Кировец»


В 1961 году на Кировском заводе в Ленинграде начался выпуск огромного колесного трактора. Под именем «Кировец» эту машину знали колхозники по всей стране. К-700 отлично подходил для пахоты и других сложных земляных работ. А в случае военного времени тракторы серии К-700 становились артиллерийскими тягачами.

К-700/701 оснащались дизельными 8-ми или 12-цилиндровыми двигателями ЯМЗ мощностью 280-300 л.с.

Всего за 41 год было выпущено около 400 тысяч тракторов «Кировец».Теперь эти машины можно увидеть в многочисленных видео на YouТube, где они уверенно доказывают, что советская техника не зря считается самой мощной и проходимой.

6. МТЗ «Беларусь»


Сложно найти человека на постсоветском пространстве, который не слышал о существовании трактора «Беларусь» и не видел его вживую. Они выпускаются на Минском тракторном заводе с 1953 года и за это время сменилось уже несколько поколений машин. Общее количество «Беларусь» всех модификаций – более 3 500 000 экземпляров, что делает его одним и самых массовых советских тракторов.

Эти машины имеют классическую компоновку с передним расположением двигателя и задними колесами большого диаметра. По мнению трактористов, это надежные и неприхотливые трудяги.

7. Т-800


Трактор Т-800 (Т-75.01), выпущенный на Челябинском тракторном заводе, считается самым тяжелым трактором в Европе. Основная задача гусеничной машины полной массой 103 тонны – перемещать большие объемы породы и грунта.


Т-800 оснащается дизельным двигателем мощностью 820 л.с. с турбонаддувом и интеркулером. Сверхтяжелые машины выпускаются с 1983 года поштучно, под заказ.

Не сказать, что б я прямо истовый фанат трактора. Но очень уважаю всякую тяжёлую технику, а к тракторам питаю отдельные тёплые чувства. Он красивый, приятно тарахтит и от него много пользы: например, за ним можно увязаться на велосипеде и без напряжения ехать километров так сорок в час. В общем, люблю я трактор. Поэтому незапланированное посещение Музея истории трактора в Чебоксарах вызвало у меня особый трепет. Тут мне повезло дважды: во-первых, в столицу Чувашии мы не заезжать не собирались, но её пришлось посетить по пути из Нижнего Новгорода по одному пустяковому рабочему делу, во-вторых, мы попали в не открытый ещё официально музей, и нас пустили с формулировкой «ладно уж, заходите, раз приехали». Мы зашли и приятно удивились. В отличие от держащихся скорее на энтузиазме нижегородских технических музеев, что мы скопом обошли за ту поездку, здесь к энтузиазму явно прибавлялись хорошие финансовые вливания: в интерьер явно неплохо вложились. Собственно, о небедности музея говорила уже немаленькая вывеска на фасаде музея. И интерьер отделан вполне современно, в фойе висят репродукции старых советских плакатов с тракторами, оформлено всё сдержанно и приятно.

Экспозиция под стать: стройные, аккуратные, с хорошей подсветкой стеллажи с экспонатами - от инструментов древних земледельцев до футуристических эскизов, лайтбоксы, полки с макетами, книгами, альбомами, и очень много исторического материала, фотографий и плакатов. Жаль, что наш спонтанный визит не подразумевал экскурсии; обстоятельный рассказ гида добавил бы этому культпоходу познавательной ценности.


Особого упоминания заслуживают музейные диорамы. Симпатично сделаны, качественно. Охватывают времена от далёкого прошлого до современности и даже будущего. Вот, например, «Эволюция плуга и тяговой силы»:

Фрагмент интерьера кузницы:

Поближе к нашим временам. Слесарная мастерская:

«В алмазном карьере»

«В вековых лесах». Пафосное же название:)

(Не)вероятное будущее. «Трактор Cetra на Марсе»

Отдельная песня - модели и макеты. Здесь собрано какое-то невероятное их количество! В первых залах, посвящённых истории, их не так много, но ближе к концу экспозиции поджидают ряды стеллажей, плотно уставленных самыми разными моделями - не только тракторов, но и экскаваторов, бульдозеров, кранов, самосвалов, комбайнов. Настоящее изобилие в масштабе 1:43! «Моделек» столько, что я все их сфотографировать не смог, и ворча про вопиющую бездуховность по отношению к посетителям, ограничился панорамой, в которую всё равно все стеллажи не влезли.

Но самое «вкусное» обнаруживается в конце. В последнем зале, точнее будет назвать его ангаром - большим, просторным, светлым ангаром, стоит коллекция настоящих тракторов, от старинных раритетов до современных образцов. Два десятка колёсных и гусеничных машин, прекрасно отреставрированных и выкрашенных в нарядные цвета. Загляденье!

Самый старинный экспонат - «Фордзон-Путиловец», первенец советского тракторостроения, скопированный с американского Fordson F, выпускавшегося в США с 1917 года. Fordson был одним из самых популярных, простых и дешевых в мире лёгких тракторов того времени. «ФП» выпускался на Путиловском заводе в Ленинграде с 1924 по 1932 годы. Это был первый в мире трактор, имевший безрамную конструкцию и первый же, рассчитанный на серийное производство.

Простота конструкции, лёгкость в управлении, невысокая стоимость и малая металлоёмкость сделали «Путиловец» самым популярным советским трактором своих лет, и производство его постоянно наращивалось, достигнув десятков тысяч штук в год. Но у простоты и дешевизны конструкции была и обратная сторона. Далекой от совершенства была система зажигания, доставившая заводчанам немало хлопот. Был сложен ремонт некоторых узлов конструкции. Двадцатисильному двигателю не хватало мощности, а в условиях тяжелых работ он перегревался из-за конструктивных особенностей системы смазки. Фордовская-то конструкция была рассчитана на гораздо более щадящий режим эксплуатации в средних фермерских хозяйствах, а никак не на ударный труд на колхозных полях. Наконец, отсутствие крыльев на задних колёсах оборачивалось неудобствами для водителя: мало того, что его могло запросто закидать грязью, открытые шпоры колёс могли и травму ему нанести (Видимо, этот недостаток впоследствии устранили. У музейного экспоната крылья есть, встречаются они и на некоторых исторических фотографиях).

В начале 30-х годов XX века «Путиловца» сменил более совершенный технически СТЗ (СХТЗ)-15/30. Любопытна история его появления. Уже в 1925 году, когда только-только началось производство «ФП» в Ленинграде, власти заговорили о необходимости постройки специализированного завода по выпуску тракторов. Поскольку опыта собственного тракторостроения в СССР практически не было, за основу снова решили взять зарубежную конструкцию, но в этот раз уже на конкурсной основе. Пяти молодым инженерам было дано задание на своё усмотрение взять за основу проект какого-либо иностранного трактора и представить его комиссии для защиты. Летом 1926 года комиссия выбрала проект International 10/20 американской фирмы McCormick Deering. Через год было утверждено промышленное задание на постройку в Сталинграде завода с годовым выпуском 10 000 тракторов этого типа, ещё через год решили увеличить проектную мощность завода вдвое.

Трактор McCormick Deering International 10/20:

Но тем временем на международном конкурсе-исптытании первое место занял трактор McCormick Deering International 15/30, и проект завода снова переделали: теперь он должен был ежегодно выпускать уже 40 000 тракторов International 15/30! Первый СТЗ-15/30 вышел из ворот крупнейшего тракторного завода в 1930 году, а на проектную мощность СТЗ вышел только в 1932, с большим трудом преодолев «детские болезни». К этому времени выпуск трактора той же конструкции наладили и на Харьковском заводе, где он получил обозначение СХТЗ-15/30.

Конструкция СТЗ-15/30 была более совершенной по сравнению с «Путиловцем». Более мощный двигатель (30 л.с.), система смазки с масляным насосом и фильтром, масляный воздухоочиститель. Двигатель заводился вручную, с «кривого стартёра», и колхозники по-своему расшифровывали абривиатуру ХТЗ: «хрен трактор заведешь». На конвейере 15/30 продержался до 1937 года, когда оба выпускавших его завода были перепрофилированы на выпуск гусеничного трактора СТЗ-НАТИ . В 1948-50 годах трактор выпускался Вторым авторемонтным заводом в Москве. Всего было выпущено почти 400 000 таких тракторов.

«Фордзон-Путиловец» и СТЗ-15/30 подходили для пахотных работ, но не годились для пропашных. У пропашного трактора расстановка колёс должна в точности соответствовать расстоянию между рядами, которое у разных культур варьируется в пределах полутора метров. Пропашной трактор, кроме того, должен быть надёжным в управлении и не «рыскать» при движении из стороны в сторону, а высота дорожного просвета должна учитывать высоту обрабатываемых растений - и это лишь малая часть основных требований к таким машинам. В начале 30-х годов конструкторы пытались создать пропашной трактор на основе «Путиловца» и СТЗ-15/30, но испытания показали, что такими мерами не обойтись, и специалистам Научного АвтоТракторного Института (НАТИ) было поручено разработать «пропашник».

За основу взяли опять-таки американский McCormick Farmall, как наиболее удачную конструкцию того времени. При адаптации универсальной американской машины к советским реалиям инженеры столкнулись с целым рядом проблем. К примеру, выяснилось, что создать универсальный трактор, годный для обработки всех возделываемых в Союзе культур, не представляется возможным. Поэтому впервые в мировой практике параллельно разрабатывалось сразу две модификации трактора - трёх- и четырёхколесная (У-1 и У-2). В 1940-х годах появились У-3 и У-4 для работы с хлопком.

Музейный У-2:

Трактор, во многом унифицированный с СТЗ-15/30, получил название «Универсал» и серийно выпускался с 1934 по 1940 годы на ленинградском заводе «Красный Путиловец». С 1944 по 1955 годы пионер среди отечественных пропашных тракторов выпускался на новом тракторном заводе во Владимире. Кстати, «Универсал» стал первым советским трактором, который экспортировался за границу.

Трёхколёсный У-4, предназначенный для установки хлопкоуборочных машин, впервые в СССР получил пневматические шины:

В конце 30-х годов возник вопрос о производстве среднего трактора, который занял бы промежуточное положение между маломощными СТЗ-15/30 и тяжёлыми СТХЗ-НАТИ мощностью 52 л.с. История появления такой модели растянулась на полтора десятка лет - первые опытные образцы машины такого класса разработали ещё в 1932-33 гг. на Харьковском трактроном заводе, но там вскоре приняли к производству уже упоминавшийся выше СТХЗ-НАТИ, и разработку трактора средней мощности продолжили на Кировский завод, где с 1936 по 1939 годы создали восемь модификаций на базе Caterpillar R-2. Но вскоре начавшаяся Отечественная Война прервала конструкторские изыскания до 1943 года, когда с фронта отозвали специалистов и поручили им разработку среднего гусеничного трактора, который мог бы применяться и как пахотный, и как пропашной, а для производства трактора подвергли реконструкции завод в Липецке. В декабре 1944 первая партия К-35 с бензиновым двигателем ЗИС-5Т была отправлена в Крым и на Северный Кавказ. Доработанные по результатам испытаний во второй половине 1946 года проходили испытания в Армавире, после чего были одобрены к массовому производству, а создателям К-35 были вручены две государственных премии - за трактор и отдельно за его дизельный двигатель. В 1950 году появилась модификация КДП-35 - «Кировский дизельный пропашной».

Производился КД-35, кроме Липецка, на Минском МТЗ и в Брашове (Румыния). Он оказался долгожителем: выпускался до 1960 года, а многие его агрегаты применялись на сменившем его на конвейере T-38 / T-38М вплоть до 1973 года.

В T-38 устранялись все недостатки КДП-35. Конструкторы увеличили надёжность и срок службы ходовой части, применили централизованную смазку катков, что в несколько раз сократило время их обслуживания, увеличили плавность хода, улучшили устойчивость. Для выполнения работ общего назначения к трактору прилагалась вторая, широкая пара гусениц.

Первый советский малогабаритный трактор, ХТЗ-7, выпускавшийся с 1950 по 1956 годы в Харькове. Предназначен для легких сельскохозяйственных работ в овощеводстве и садоводстве с прицепными и навесными сельскохозяйственными орудиями. Имел 12ти-сильный бензиновый двигатель. Конструкция позволяла регулировать дорожный просвет, ширину колеи, работать в реверсивном режиме, для чего менялась позиция органов управления и сиденья водителя. Через вал отбора мощности на приводной шкив можно было приводить стационарные машины. Задние колёса можно было наполнить водой для увеличения сцепного веса.

По-моему, ХТЗ-7 - один из самых красивых экспонатов музея.

ХТЗ-7 эволюционировал в дизельный ДТ-14, а тот, в свою очередь - в ДТ-20. Выпускался с 1958 по 1969 годы. ДТ-20 отличался большой универсальностью - у него так же регулировались дорожный просвет и ширина колеи, рабочее место водителя трансформировалось для работы с фронтальными сельскохозяйственными машинами на заднем ходу, и даже колёсная база могла меняться.

Пожалуй, самой щёгольской раскраской может похвастаться один из двух представленных в музее «Владимирцев» Т-28. Если первый, неприметного сине-серого цвета, скромно пристроился в углу за одним из «Универсалов», то второй стоит в самом центре зала и привлекает внимание ярким и контрастным фиолетово-жёлтым окрасом. Стиляга, не иначе! Время его выпуска как раз совпадало с расцветом в Союзе этой молодежной субкультуры: 1958-1964 годы. Конструкция Т-28, ставшего дальнейшим развитием Т-24, была настолько удачной, что «Владимирец» был удостоен первой премии и Большой золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе.

В 1946 году в Минске на базе 453-й авиационного завода было создано новое тракторостроительное предприятие - Минский Тракторный Завод, МТЗ. Начав со сборки сначала плугов, а затем пусковых двигателей, вскоре завод приступил к выпуску тракторов КД-35. А с 1953 года в серию пошли МТЗ-1 и МТЗ-2 собственной конструкции. Через несколько лет, в результате основательной модернизации, появился трактор МТЗ-50, одна из самых удачных и распространённых конструкций трактора в СССР. Шутка ли - постоянно меняясь, «полтинник» сходил с конвейера 23 года - с 1962 по 1985 год, после чего некоторое время выпускался ограниченными партиями на экспорт, а в 90-х годах, пережив очередную реинкарнацию, вернулся на рынок под маркой «Беларус-500». Общее количество выпущенных МТЗ-50 - более 1 250 000 штук.

Трактор комплектовался дизелем мощностью 55 л.с., трансмиссия имела 9 передних скоростей и 2 задних.

Выпускалось несколько модификаций. Например, полноприводный МТЗ-52, ведущий передний мост которого включается в работу автоматически в зависимости от дорожных условий.

А это хлопководческая версия МТЗ-50Х со сдвоенным передним колесом. Выпускалась совместно с Ташкентским тракторным заводом.

Экспериментальный трактор Липецкого тракторного завода со всеми ведущими управляемыми колёсами, центральным расположением кабины, двигателем, расположенным над передней осью. Постоянный привод был передним, задний мост подключался автоматически при пробуксовке передних колёс. В серию трактор не пошёл.

Гусеничный трактор большой мощности ДТ-74, предназначенный для сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных работ. Выпускался на Харьковском заводе с 1960 года по 1984.

Самый массовый гусеничный трактор в СССР - ДТ-75, снискавший славу за хорошие эксплуатационные качества и дешевизне по сравнению с аналогами. Выпускается в разных модифкациях с 1962 года по сей день - естественно, постоянно модернизируясь - в Волгограде, с 1968 по 1992 годы также выпускался в Павлодаре под маркой «Казахстан». Те из модификаций, у которых увеличенный топливный бак располагался слева от кабины водителя, а сама она была смещена вправо от продольной оси трактора, получили прозвище «почтальон». Такая кабина появилась в 1978 году. У музейного ДТ-75, покрашенного в аутентичный красный цвет, именно «почтальонская» кабина. Трактор был удостоен Золотой премии на Международной ярмарке в Лейпциге в 1965 году.

ДТ-75М раннего выпуска со старой кабиной:

А это, на мой взгляд, главный шоу-стоппер всего музея: пахотный гусеничный «Алтай» Т-4, выпускавшийся на Алтайском тракторном заводе с 1964 по 1970 годы, и до 1998 года как Т-4А. В музее, судя по всему, стоит переходная модель - с новой кабиной от Т-4А, но капотом двигателя старого образца. Т-4(А), распространённые на целине Сибири и Казахстана, были мощны и приспособлены для тяжёлых работ на орошаемых почвах. В эксплуатации были не очень приятны - была ненадёжной конструкция гусениц, трактор был сложен в обслуживании, а летом и осенью из-за низкой (всего 9 км/ч) скорости Т-4 простаивали, поскольку для работ этого периода не годились.

Но всё это не так важно. Самое главное - что из себя представляет конкретно этот, музейный «Алтай». Он, по сути, разрезан вдоль. Как в наглядном пособии, на рисунке в учебнике или на плакате, показаны в разрезе внутренности трактора, его узлов и деталей; можно заглянуть внутрь и составить представление о их устройстве. Ну как тут не восхититься?!

Два современных «малыша» родом из Кургана. Вполне привычная городскому жителю «многоцелевая коммунально-строительная машина» МКСМ-800...

И мини-трактор КМЗ-12. Обе машины рассчитаны работу с самым разным навесным оборудованием - от грузовых вил до бетоносмесителя.

А вот на открытой площадке музея стоят самые большие экспонаты. Вот - ещё один ветеран советских строек, челябинская «сотка» Т-100. На борту его написано С-100, хотя кабина со скошенным «лбом» явно от «тэшки»; Википедия сообщает нам, что «трактор Т-100 часто по традиции называли С-100». Выпускался с середины 60-х годов до конца 70-х. В 1968 году получил золотую медаль на международной выставке.

ЧТЗ Т-170, потомок «cотки», пошедший в серию в 1988 году. К этому времени конструкция его была уже достаточно устаревшей по сравнению с зарубежными аналогами. Например, фрикционы достались в наследство ещё от «Cталинца» С-80 образца 1946 года. К преимуществам Т-170 относятся простота конструкции и невысокая стоимость по сравнению с аналогами.

Самый главный гигант экспозиции - тяжелый промышленный трактор Четра Т-330, «чебоксарец». Первенец Чебоксарского тракторного завода появился в середине 1970-х годов и был тогда вполне современным агрегатом. Редкое для бульдозеров решение, применённое на нём - смещённая вперёд кабина, что улучшает обзорность. Габариты трактора действительно впечаталяют: длина - 10.4 метра, высота - больше 4! И выглядит внушительно: спереди - бульдозерный отвал с человеческий рост, сзади хищным жалом свисает рыхлитель. Брутальный красавец!

Отличный музей. Приятное сочетание любви к своему делу и финансовой поддержки. Не каждому техническому музею так повезло. Кроме традиционной экспозиции, говорят, есть и интерактивная часть - виртуальные прогулки по заводам страны и конструкторское 3D-моделирование для всех желающих. При всём этом цены на билеты вполне демократичны: взрослый билет стоит 25 рублей, фотосъемка, кажется, ещё 50. Не совсем ясна только ситуация с веб-сайтом : он выглядит явно недоделанным. Но это, пожалуй, не очень существенная «ложка дёгтя». Если учесть, что этот музей - единственный в своём роде, он однозначно становится must-visit.

День 4 ноября 1950 года был отмечен в летописи трудовых подвигов белорусских тракторостроителей как день начала серийного выпуска тракторов КД-35.

Трактор «КД-35»

Первенец минских тракторостроителей пользовался большим и заслуженным успехом у тружеников полей. Трактора КД-35 были оснащены 4-цилиндровыми дизельными двигателями мощностью 37 л.с. двигатель отличался значительной экономичностью. Так, на один гектар пахоты при средних условиях он расходовал 13 кг горючего. Топливный бак трактора вмещал топлива на 10 часов бесперебойной работы. Опытные образцы машины за 10 часов вспахивали до 6 гектаров земли.
Выпускался трактор заводом недолго, всего 9 месяцев, до августа 1951 года. За это время с конвейера сошло 406 машин. Производство же дизельных и пусковых двигателей для КД-35 на заводе не прекращалось. Они поставлялись Липецкому тракторному заводу. В дальнейшем этот двигатель был применен на колесном универсальном пропашном тракторе, над которым заводские конструкторы работали уже с 1948 года.

МТЗ-1 и МТЗ-2


Универсальный колесный трактор «Беларус» предназначался для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами. Конструкция трактора была выполнена в двух модификациях: МТЗ-2 - для междурядной обработки низкостебельных культур с совпадающим следом передних и задних колес и МТЗ-1 - для обработки высокостебельных культур со сближенными передними колесами. Работа трактора предусматривалась на колесах двух вариантов: резиновых баллонах низкого давления и колесах с жестким стальным ободом со шпорами. Трактор имел независимый привод вала отбора мощности, гидравлическую систему для подъема навесных орудий, был снабжен съемным регулируемым прицепным приспособлением.
День 18 июля 1949 года стал знаменательным для всех тракторозаводцев. Из ворот экспериментального цеха вышел первый белорусский колесный трактор заводской конструкции. Опытный образец колесного трактора впоследствии стал основой для создания серийной машины МТЗ-2.
В 1949 году было выпущено 7 опытных образцов, которые подверглись длительным заводским испытаниям.
Исторической датой для коллектива завода стал 1953 год, когда 14 октября на главном конвейере закончилась сборка тракторов МТЗ-1 и МТЗ-2, созданных заводскими конструкторами. Эти машины определяли всю дальнейшую специализацию завода на выпуске колесных универсально-пропашных тракторов.

КТ-12 и КТ-12А



Весной 1951 года коллектив МТЗ получил очень важное правительственное задание - освоить производство трелевочных тракторов, большую потребность в которых испытывала лесозаготовительная отрасль.
Газогенераторный трактор КТ-12 - специальная гусеничная машина, предназначенная для трелевки леса. Он появился в СССР в первые послевоенные годы. Аналогов ему не было ни в одной стране мира. Раньше трелевка осуществлялась гужевым транспортом (на лошадях), ручными или механическими лебедками. Трактор КТ-12 создали конструкторы Кировского завода в Ленинграде в содружестве с учеными Ленинградской лесотехнической академии. Трактор КТ-12 выпускался на Кировском заводе до 1951 года. Теперь следовало наладить его производство на Минском тракторном заводе. На решение всех организационных вопросов было отведено всего три месяца. Так за короткую историю своего существования МТЗ пришлось осваивать вторую (после КД-35) машину, да к тому же не своей конструкции.
15 августа 1951 года с главного конвейера тракторосборочного цеха сошла первая партия трелевочных машин КТ-12. В процессе производства трактор подвергался модернизации, направленной на повышение эксплуатационных качеств машины. За короткий срок заводские конструкторы, изменив ряд узлов и деталей увеличили гарантийный срок работы машины в 1,5 раза.

ТДТ-40



В начале 50-х годов Министерство лесной промышленности СССР констатировало, что КТ-12А со своей газогенераторной установкой не соответствует возросшим требованиям.
Учитывая недостатки трактора, министерство решило отказаться от этой машины вообще и поставило вопрос о создании вместо него нового, более надежного трелевочного трактора мощностью 60 л.с.
Проанализировав ситуацию, конструкторы и руководство МТЗ признали целесообразность создания более мощного трелевочного трактора, однако и высказали мнение: один мощный класс трактора для всех зон на всех лесоразработках будет неэкономичен. Необходимо было сконструировать трелевочный трактор средней мощности, который можно создать на базе КТ-12А, установив на нем дизельный двигатель колесного трактора «Беларус».
В 1954 году разработали конструкцию такого трактора, присвоив ему марку ТДТ-40. Трактор предназначался для вывозки хлыстов непосредственно из лесосеки. Кроме трелевки леса он был незаменим на лесоповале, на всевозможных транспортных работах в условиях бездорожья. По результатам эксплуатационных испытаний в 1955 году межведомственная комиссия констатировала, что трактор ТДТ-40 очень нужен для Министерства лесной промышленности СССР и целесообразно в короткие сроки наладить его производство. По решению Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР с мая 1956 года на МТЗ началось серийное производство дизельных тракторов ТДТ-40. К концу года их число достигло 3430. В этом же году были закончены конструкторские работы и изготовлены первые опытные дизели Д-50 для перспективного трактора. Новый двигатель превышал мощность своего предшественника на 10 л.с., был меньше по габаритам и на 350 кг легче.

ТДТ-54 и ТДТ -60



Для работы в лесных массивах Урала, Сибири и Дальнего Востока требовались более мощные трелевочные тракторы, нежели ТДТ-40. Проект такого трактора Министерство автотракторной промышленности поручило разработать конструкторам Минского тракторного завода совместно с Научно-исследовательским автотракторным институтом (НАТИ) по техническим требованиям Министерства лесной промышленности СССР. Первоначально трактору присвоили марку ТДТ-54. Для повышения производительности применили дизельный двигатель Д-54 мощностью 54 л.с. трактора ДТ-54 Харьковского тракторного завода.
После того как трелевочный трактор ТДТ-54 получил «добро» государственной комиссии на серийное производство был произведен детальный анализ каждого узла. В результате было решено провести модернизацию большинства его узлов. Помимо этого дизель Д-54 форсирован до мощности 60 л.с. и как следствие трактор получил новое наименование ТДТ-60. Четыре его опытных образца в 1956 году прошли все контрольные государственные испытания в производственных условиях в Вахтанском леспромхозе Горьковской области.
Одновременное производство двух совершенно разных по конструкции и назначению тракторов МТЗ-2 и ТДТ-40 ставило завод в трудное положение. Завод не имел возможности одновременно развивать два разных производства: по выпуску трактора МТЗ-2, крайне нужного сельскому хозяйству, и трактора ТДТ-40, в котором было заинтересовано Министерство лесной промышленности СССР.
Технико-экономические расчеты показали, что Минскому заводу необходимо специализироваться на производстве колесных универсально-пропашных сельскохозяйственных тракторов.
Руководство завода внесло в министерство предложение - прекратить на МТЗ выпуск трактора ТДТ-40, передав его заводу в Карелии, а разработанную модель ТДТ-60 - Алтайскому тракторному заводу. Постановлением правительства СССР от 30 января 1956 года для производства тракторов ТДТ-40 Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР был передан Онежский машиностроительный завод в Петрозаводске. До этого он находился в ведении Министерства лесной промышленности СССР. В 1957 году, без прекращения производства ТДТ-40 на МТЗ, началось освоение трактора на Онежском тракторном заводе. Всего до 1958 года МТЗ выпустил 12977 тракторов ТДТ-40. В 1957 году трактор ТДТ-60 поставили на серийное производство на Алтайском тракторном заводе. На этом закончилась история трелевочных тракторов на МТЗ, где в течение 7 лет они выпускались параллельно с колесными.

МТЗ-5



Шло время, а вместе с ним росли требования к выпускаемому трактору МТЗ-2. У него была низкая транспортная скорость (13км/ч), недостаточное число передач. Трактор стал отставать по показателям топливной экономичности и материалоемкости. Требовалось повысить надежность и ресурс машины. Обобщив опыт эксплуатации тракторов МТЗ-2, учитывая состояние и уровень тракторостроения, коллектив конструкторов завода в 1955-1956 гг. провел работы по коренной модернизации машины. Это позволило не только устранить имеющиеся недостатки, но и расширить область применения машины, улучшить технико-экономические показатели. Так появились новые модели трактора «Беларус»: МТЗ-5 (образец 1956 года). МТЗ-5М и МТЗ-5Л (образцы 1957 года). МТЗ-5, обладая большой универсальностью, имел независимый привод вала отбора мощности, более мощный и экономичный двигатель, гидравлическую навесную систему с выносными цилиндрами.
МТЗ-5С


В 1959 году, после проведенных конструкторских доработок началось производство тракторов МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС. Буква «С» в обозначении означала «скоростной». Мощность двигателя повысили до 48 л.с. (вместо 45) за счет увеличения числа оборотов до 1600 об/мин (вместо 1500). Диапазон рабочих скоростей установили в пределах 5-10 км/ч. Число рабочих передач в коробке передач увеличили с четырех до пяти. В остальном принципиальных отличий от тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М не было. Производство скоростных машин началось в 1959 году.

МТЗ-7



В 1958 году была доработана конструкция, изготовлены опытные образцы, проведены испытания и выданы в подготовку производства чертежи на трактор МТЗ-7 повышенной проходимости с четырьмя ведущими колесами. Первая конструкция трактора была разработана с применением переднего ведущего моста с военного легкового автомобиля-вездехода ГАЗ-67, не имела регулируемой ширины колеи передних колес и поэтому не обеспечивала выполнения пропашных работ. Из-за недостаточной прочности моста ГАЗ-67 трактор не выдержал испытаний. Решить проблему удалось после того как на трактор установили ведущий мост автомобиля ГАЗ-63. Было начато производство кабины для тракторов Беларус. Конструкция съемной кабины позволяла использовать ее на тракторе полностью в закрытом виде и в виде тента. С применением такой кабины значительно улучшились условия труда тракториста.

МТЗ-7М



В 1959 году тракторы МТЗ-7М, МТЗ-7МС и МТЗ-7ЛС поставили на серийное производство, правда ненадолго, так как основная цель состояла в том, чтобы больше получить сведений, насколько хороши тракторы с четырьмя ведущими колесами в различных климатических и почвенных условиях. В этом же году завод изготовил 169 тракторов, а в 1960-м - 1277.
Всего было выпущено 279 тракторов МТЗ-7. Их производство было прекращено в 1961 году.

МТЗ-50



До 1959 года МТЗ располагал мощностями на выпуск только 18000 колесных тракторов типа МТЗ-2, 6000 гусеничных трелевочных тракторов ТДТ-40 и 40000 двигателей Д-40.
Еще шел серийный выпуск тракторов МТЗ-5, МТЗ-5М, МТЗ-5Л, проводились работы по их модернизации, а в 1956 году конструктора в основном спроектировали новый дизельный двигатель для будущего трактора МТЗ-50. К созданию нового перспективного пропашного трактора проявляли большой интерес не только на заводе, но и в стране. Технический проект трактора был завершен в 1957 году и одобрен в Головном научном автотракторном институте.
В 1958 году экспериментальный цех выпустил несколько опытных образцов трактора. По результатам испытаний научно-технический совет ВО «Союзсельхозтехника» рекомендовал колесный универсально-пропашной трактор класса 1,4 «Беларус» МТЗ-50 к серийному производству. Трактор МТЗ-50 был оснащен дизельным двигателем мощностью 55 л.с., вес машины снижен более чем на 400 кг. В трансмиссии трактора была установлена 9-скоростная коробка передач, обеспечивающая диапазон скоростей в пределах от 1,65 до 25 км/ч.

МТЗ-52



В 1959 году по результатам государственных испытаний была доработана конструкция трактора МТЗ-50, выпущена необходимая документация и сдана в подготовку производства. На базе трактора МТЗ-50 была разработана модификация трактора высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами - МТЗ-52. благодаря меньшим потерям на буксование топливная экономичность трактора МТЗ-52 на всех рабочих пределах выше, чем трактора МТЗ-50.
14 ноября 1959 года Совет Министров СССР издал постановление «Об организации специализированного производства колесных тракторов, мотоциклов и двигателей к ним на предприятиях БССР». Один из пунктов документа констатировал:
2. Обязать Совет Министров БССР обеспечить:
в) производство тракторов «Беларус» МТЗ-50 начиная с 1961 года и тракторов МТЗ-52 начиная с 1962 года с доведением в 1965 году выпуска тракторов указанных марок до 75000 штук в год.
Совет народного хозяйства БССР своим решением от 19 декабря 1961 года постановил:
3. Для безостановочного перехода на новую модель трактора предусмотреть поэтапное внедрение трактора МТЗ-50, для чего: - утвердить для производства на МТЗ на 1961-1962 годы трактор переходной модели МТЗ-50 ПЛ на шасси трактора МТЗ-50 с серийным двигателем Д-48 ПЛ, форсированным до мощности 50 л.с. - выпуск тракторов МТЗ-50 с двигателем Д-50 начать с IV квартала 1962 года.
1960 год. Завод находится в стадии реконструкции. В цехах устанавливалось новое оборудование, заменялось устаревшее. Была проведена доработка конструкции трактора МТЗ-50, выпущена необходимая документация и сдана в подготовку производства. На базе трактора МТЗ-50 коллективом конструкторов завода была разработана модификация трактора высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами МТЗ-52. Эта машина дополнила базовую модель, расширила область ее применения на сельскохозяйственных и транспортных работах, особенно в условиях повышенной влажности почвы.

МТЗ-50Х



В 1963 году была завершена разработка конструкции и выпущены опытные образцы трактора МТЗ-50 хлопководческого. Трактор предназначен для возделывания и уборки хлопчатника в четырехрядной системе машин с междурядьем 90 см. трактор МТЗ-50Х принципиально отличался от трактора МТЗ-50 конструкцией передней оси - он имел одно направляющее колесо. Был также изменен узел конечных передач с дополнительными редукторами. Все необходимые испытания трактора закончили в 1966 году, после чего началась подготовка к его серийному производству заводскими службами. Производство трактора МТЗ-50Х продолжалось восемь лет: с 1969 года по 1977 год. Затем производство было передано Ташкентскому тракторному заводу.
На базе трактора МТЗ-50 были созданы три гусеничные модификации, причем узловая унификация с трактором МТЗ-50 составляла более 62%. Гусеничные модификации были унифицированы на 95-98 %. В 1967 году был запущен в производство вариант гусеничного трактора Т-54В в двух модификациях: Т-54В-С1 с шириной колеи 950 мм для возделывания виноградников с междурядьями 1,8 м и более и Т-54В-С2 - с шириной колеи 85- мм для возделывания виноградников с междурядьями 1,5 м.
В 1968 году началось производство трактора Т-54Л.

МТЗ-80



В 1966 году вышло Постановление Совета Министров СССР №606 о создании универсально-пропашного трактора мощностью 75-80 л.с. тягового класса 1,4. такой трактор конструкторы создали путем модернизации трактора МТЗ-50, присвоив ему марку МТЗ-80/82. В конструкцию этого трактора кроме повышения мощности серийного двигателя было внесено значительное количество усовершенствований.
В 1972 году завершились государственные испытания трактора МТЗ-80/80Л (с электрострартерным запуском и пусковым двигателем). Испытания показали, что количество агрегатируемых с трактором машин и орудий увеличилось до 230 наименований. Высокая скорость (до 35 км/ч) дала возможность более рационально использовать трактор на транспортных работах.
В 1974 году завод приступил к серийному выпуску МТЗ-80. Трактор был задуман как базовый с учетом разработки на нем нового семейства унифицированных энергонасыщенных тракторов как колесных, так и гусеничных. Основными отличиями трактора МТЗ-80 от трактора МТЗ-50 были следующие:
В коробке передач был установлен понижающий редуктор, удваивающий число передач - 18 передач переднего и 4 передачи заднего хода;
В муфту сцепления были введены демпфирующие пружины, была изменена конструкция маховика - он стал плоским, что улучшило вентиляцию всего отсека муфты и очистку полости от продуктов износа трущихся поверхностей;
Введен ходоуменьшитель - шестеренный редуктор, обеспечивающий расширение скоростного диапазона трактора. Его применение позволило трактору двигаться со скоростями до 1,3 км/ч;
Претерпела изменение и автоматическая блокировка дифференциала заднего моста. Теперь блокировка могла осуществляться на ходу трактора;
Изменение конструкции привода заднего ВОМ позволило получить две частоты вращения вместо одной;
Модернизирована и гидронавесная система. Она оснащена гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ), силовым и позиционным регулятором. Грузоподъемность системы повышена до 2000 кг (вместо 1500) за счет повышения давления в системе со 130 до 160 кг/см2;
Модернизацией двигателя занимался Минский моторный завод. Двигатель имел две модификации с запуском от электростартера. Частота вращения коленчатого вала была поднята до 2200 об/мин.

МТЗ-82



МТЗ-82 практически идентичен 80-му, но имеет полный привод, как и МТЗ-52. Опыт эксплуатации МТЗ-80 в различных регионах страны выявил необходимость создания модификаций этой машины, предназначенной для определенного комплекса сельскохозяйственных и других работ. Наиболее популярными модификациями трактора МТЗ-82 были: рисоводческий МТЗ-82Р, низкоклиренсный МТЗ-82Н, крутосклонный МТЗ-82К.

МТЗ-100, МТЗ-102



МТЗ-100, МТЗ-102 идентичны тракторам МТЗ-80 и МТЗ-82, но на них установлен более мощный дизельный двигатель с турбонаддувом. Сейчас, по моему, сняты с производства и заменены более современными моделями.