Условия труда водителя-испытателя. Плюсы и минусы профессии

Уже давно продолжительное время одной из самых популярных профессий, не требующих специального образования, является профессия водителя. И поскольку рабочие этой категории необходимы абсолютно в разных структурах и направлениях, то можно выделить десятки узких профилей деятельности: водитель такси, водитель общественного транспорта, водитель грузовых машин, водитель-инкассатор, личный водитель и множество других.

Но все-таки есть одна специальность, стоящая особняком. Это водитель-испытатель.

Особенности профессии водитель-испытатель

Водителем-испытателем принято называть сотрудника автомобильной компании, который занимает практической проверкой исправности и работоспособности автомобилей и других транспортных средств, которые производит автомобильный завод. Иными словами, эти специалисты первыми садятся за руль новой модели и оценивают надежность, удобство и другие важные качества для машины на различных дорогах и погодных условиях.

При этом, разумеется, работа водителя-испытателя – совсем не то же самое, что работа журналиста-автообзорщика. Его задача не просто описать свои субъективные ощущения от машины и дать добро на её производство.

Водитель-испытатель должен быть глубоко в теме автомобилестроения. Понимать в инженерии и конструировании машин, чтобы по итогам проверок вносить конкретные предложения и предлагать способы устранения выявленных недостатков.

Универсальных способов проверки всех транспортных средств не существует, поэтому чаще всего водители-испытатели специализируются на определенных типах. Например, мотоциклы или легковые автомобили. Таким образом, если сама компания-работодатель занимается созданием различных видов транспортных средств, то ей необходим штат водителей-испытателей, которые бы были экспертами во всех представленных моделях машин.

Обязанности водителя-испытателя

Спектр задач у водителя-испытателя весьма широкий. Их можно перечислить в нескольких пунктах:

    подготовка транспортного средства к проведению необходимых испытаний;

    проверка систем и механизмов машины;

    проведение осмотров для выявление внешних дефектов;

    устранение выявленных неисправностей

    осуществление пробеговых и комплексных испытаний.

Для того, чтобы грамотно исполнять обозначенный функционал специалист должен знать следующее:

    устройство и принцип работы транспортных средств, технические характеристики конкретной машины;

    правила проведения различных этапов испытаний на основе разнообразных методик;

    технологические процессы конструирования и создания транспортных средств;

    профессиональную терминологию в автомобилестроении;

    меры безопасности и способы организации безопасных испытаний.

Условия труда водителя-испытателя

Место работы данного специалиста – это автомобильные предприятия, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, а также другие организации, которые имеют отношение к производству транспортных средств.

При этом водитель-испытатель в равной мере работает как на открытой площадке, так и в специальных ангарах. Из-за чего его рабочий день бывает ненормированным – особенно на финальных этапах перед запуском новой модели в серию.

Где выучиться на водителя-испытателя?

В данный момент времени не существует специализированных образовательных учреждений по подготовке специалистов данного профиля. В России, пожалуй, есть только один центр, который готовит таких профильных специалистов - Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ».

Однако так или иначе профильное образование не обязательно. Гораздо важнее стаж и опыт общения с машинами. Работать в качестве водителя-испытателя могут только водители со стажем более трех лет, а также механики с профильным образованием и действующим водительским удостоверением.

Из-за высокого уровня ответственности, который предусматривает эта должность, работать без практического опыта управления или ремонта автомобилями невозможно. Поэтому осваивать профессию «с нуля» непосредственно на рабочем месте нельзя.

Разряды профессии водитель-испытатель

Перечень обязанностей данного специалиста определяются уровнем его квалификации.

Водитель-испытатель 2 разряда

Проведение мероприятий по подготовке транспортного средства к испытаниям.

Водитель-испытатель 3 разряда

Проводит некоторые виды испытаний, работает под руководством более опытного специалиста.

Водитель-испытатель 4 разряда

Имеет навыки для осуществления сложных маневров, выявляется недоработки конструкций машин.

Водитель-испытатель 5 разряда

Проводит испытания при различных погодных условиях и состоянии дорожного полотна.

Водитель-испытатель 6 разряда

Ответственен за комплексные испытания в сложных условиях.

Карьерный рост в профессии водитель-испытатель

На самом деле, именно эта должность и является верхушкой карьерной лестницы у водителя любой категории. Самое главное, что эта специальность дает возможно развивать уровень своего мастерства. Кроме того, поскольку водитель-испытатель достаточно близко сотрудничает с конструкторским отделом, то при желании может получить образование по этому профилю.

Личностные качества профессии водитель-испытатель

Работать в качестве водителя-испытателя могут лица, которые обладают следующими качествами:

    ответственность;

    исполнительность;

    умение работать в команде;

    интерес к машиностроению;

    решительность;

    стрессоустойчивость;

    быстрая реакция;

    смелость;

    умение быстро принимать решения.

Уровень заработной платы профессии водитель-испытатель

Средняя величина оклада специалиста составляет порядка 50 000 рублей. Тем не менее зарплата водителя-испытателя во многом зависит от предприятия, на котором он трудится.

Плюсы и минусы профессии водитель-испытатель

В число положительных аспектов профессии необходимо внести:

    возможность работать с новыми, уникальными моделями транспортных средств;

    возможность принимать участие в разработке и создании транспортных средств;

    высокий уровень заработной платы;

    востребованность и актуальность на рынке труда.

К минусам профессии стоит отнести:

    профессиональные риски;

    как таковой карьерный рост отсутствует;

    ненормированный график работы.


К юбилею одного из ведущих экспертов по управляемости автомобилей

Текст: Александр Иванов
Фото: Из архива Евгения Сперанского

Евгений Сперанский. Имя этого человека стоит в выходных данных нашего издания. Драйв-эксперт журнала ORD... Конечно, с моей стороны было великой наглостью записывать в тест-пилоты одного из ведущих российских специалистов в области управляемости, но, в сущности, так оно и было... Дав согласие на сотрудничество с ORD, Евгений Борисович не только изначально задал очень высокий уровень подготовки тестовых материалов, но и серьезно помог всем нам в трудный период становления (правда, он еще не закончен). 30 августа у Евгения Борисовича был юбилей – ему исполнилось 60 лет. Ну, чем не повод рассказать о судьбе интересного человека? Здоровья, счастья тебе, и долгих лет жизни.
Главный редактор Off-Road DRIVE
Андрей КУПРИН

Евгений Борисович Сперанский родился в августе 1945 в подмосковном городе Дмитрове. Его отец был военным и, демобилизовавшись, работал в «партийных органах», а мама преподавала в школе физкультуру. Благодаря этому маленький Женя практически все свободное время проводил в спортивном зале. Футбол, хоккей, волейбол. Жизнь Евгения складывалась как и у большинства сверстников первого послевоенного поколения. А техникой в то время увлекались все... Вначале были велосипеды, затем велосипеды с моторами и, наконец, «Москвич-401» (учебный школьный автомобиль). К неполным тринадцати годам Женя водил его вполне уверенно. Следующей машиной стала купленная отцом «Победа» М-20. На ней совершались огромные путешествия – Кавказ, Крым. За поездку накатывали по пять тысяч километров! И именно тогда у Жени впервые появилась мечта связать свою жизнь с автомобилем.

50 ходок в день

Строительство Дмитровского автомобильного полигона началось в 1964 году. В этот момент Женя как раз оканчивал школу. Но, несмотря на то, что в его кармане уже лежали водительское удостоверение и «корочки» автослесаря, попасть работать на главную испытательную площадку страны было не то чтобы очень сложно, а практически нереально. В НИЦИАМТ сотрудников набирали исключительно по спецраспределению после получения соответствующего образования. Пришлось устраиваться водителем самосвала ЗИЛ-585 (именуемого в народе «Захар»), на карьерные работы. 50 ходок в день, конечно, выматывали, но давали бесценный водительский опыт. Потом была армия. Через три года службы Сперанский демобилизовался в должности механика-водителя первого класса. Вернувшись на «гражданку», поступил в институт (подрабатывая водителем поливочной машины и перебирая двигатели).

Лучше гор могут быть только...

По счастливой случайности среди Жениных знакомых оказались студенты МВТУ, которые и пригласили его в школу горных путешествий... С этого момента Сперанский буквально заболел горами. Позднее Женя очень серьезно занимался скалолазанием, выступал на соревнованиях, даже ходил инструктором в восхождения на Памире, Алтае, Урале и Кавказе. Правда, попутно он осваивал велосипед и байдарку...

В его душе боролись две основные страсти – горы и автомобили. И только волей случая горы не взяли верх... Когда Евгений познакомился со спортсменами с Дмитровского полигона, он уже был председателем правления туристического клуба. И тут неожиданное приглашение на работу механиком раллийной команды. Вначале были республиканские соревнования, затем союзные и, наконец, механик, а теперь уже и пилот Евгений Сперанский получил собственную машину – «Москвич-412». Более двух лет он выступал на различных соревнованиях. А затем (так сложилась жизнь) снова армия. На военной службе Евгений Борисович был занят тем, что готовил водителей полноприводных машин к движению в условиях... бездорожья. А теперь внимание: в те годы в Советской Армии этой проблемой еще никто толком не занимался! Вначале, учитывая воинскую специальность, он работал в должности зампотеха танковой роты, а в дальнейшем стал командиром роты обслуживания.

Закончил же Сперанский военную карьеру начальником автотракторной службы полка. После армии Евгений вернулся на родной Дмитровский полигон. Изучал тактику движения и технику управления автомобилем. Да и постоянные тренировки с мастерами спорта по шоссейно-кольцевым гонкам, вне всяких сомнений, добавляли опыта.

Сектор управляемости

И, наконец, произошло то, о чем Евгений мечтал практически с самого детства – признанный ас Сперанский Евгений Борисович пришел работать в сектор управляемости самого главного автополигона страны. Но на этом Сперанский не успокаивается и продолжает настойчиво совершенствовать собственное мастерство. Он изучает различные школы вождения (как российские, так и европейские). Ездит по странам и континентам, знакомясь на примере самых разных автомобилей (от малолитражек до автопоездов) с особенностями конструкций современных рулевых управлений и систем стабилизации управляемости и устойчивости. Оценка свойств управляемости и устойчивости автомобилей становится делом его жизни. Кстати, это, пожалуй, одно из наиболее интересных и экстремальных направлений в работе Дмитровского автополигона. Огромное количество тестируемых объектов – до двухсот единиц техники в год. И для каждого из прошедших через его руки автомобилей необходимо определить запас устойчивости и свойства управляемости. Иногда в течение одного дня приходится менять несколько очень разных машин. Утром – двухместное спортивное купе, а тем же вечером – 50-тонный автокран... Да, как ни крути, а работа испытателя автомобилей – это в первую очередь тяжелый и монотонный ежедневный труд.

По техническим причинам

Фактор неожиданности – неизменный спутник работы любого испытателя. Вот, например, последний случай: при испытании на динамическую устойчивость начал сползать... поверхностный слой шины. То есть протектор стал отлетать кусками! В результате автомобиль просто стащило с дороги. Причем, заметьте, бракованная шина была далеко не ярославского производства... Да что там говорить – на испытаниях всякое бывало. Лопались колесные диски, сгибались межколесные проставки, на электромобилях вылетали плохо закрепленные аккумуляторы (а это 800 килограммов веса!), разрывались передние штанги, переворачивались лесовозы и автоцистерны. Да, как ни крути, а аварии на полигоне нередки, но, к чести испытателей, чаще всего они все же вызваны техническими причинами.

P. S. Я считаю, что мне крупно повезло – я видел, как работает Евгений Борисович. Одно «но»: сидя на пассажирском сидении с секундомером в руках и заворожено глядя на движения рук мастера, с особой остротой понимаешь, что никогда так не сможешь...

Из истории дмитровского автополигона

Полное название Дмитровского полигона – Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники. НИЦИАМТ – крупнейший в Европе испытательный центр, площадью 2500 га и протяженностью спецдорог 110 км. В 1958 году было подписано постановление о строительстве испытательного центра, но отсчет ведется с 1964 года, то есть с момента, когда была сдана в эксплуатацию скоростная трасса. В последующие годы полигон постоянно совершенствовался. Была построена «горная дорога», дороги с различными типами покрытий, подъемы (от 30 до 60 градусов). На полигоне работают отдел гидравлических испытаний, моторный стенд, коррозийная камера, лаборатория пассивной безопасности, аэродинамическая труба и многое другое. В 1989 году автополигон был отделен от НАМИ и преобразован в независимую испытательную организацию, аккредитованную в рамках Европейской системы сертификации.

Испытатель — это специалист, который занимается проверкой исправности, а также удобства эксплуатации опытных образцов и новых моделей автомашин, различных механизмов и установок под воздействием всевозможных механических, электромагнитных, радиационных и других видов нагрузок. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Летать без крыльев могут только испытатели.

В ходе испытаний профессионал не только отмечает все достоинства и недостатки испытываемой техники, но и выявляет причины их появления и подсказывает способы их устранения. Главная задача испытателя — усовершенствование опытного образца до самого высокого уровня, чтобы удовлетворить вкус самых взыскательных потребителей. Испытатель — важнейшее звено в проектной и производственной команде, без которого невозможен был бы научно-технический прогресс.

С развитием науки и техники постоянно совершенствуются технические средства: то, что буквально вчера считалось блеском и достижением инженерной мысли, сегодня уже устарело. Особенно это касается автомобильной техники.

Абсолютно все автомобили, сходящие с конвейера, подвергаются испытаниям. Меняются не только сами автомобили, но и методика их испытаний, в разработке которой также участвуют сами водители-испытатели. Поэтому профессия испытателя была, есть и будет востребована во все времена.

Испытания автомобилей проходят в несколько этапов. На первом этапе — знакомство с автомобилем, его устройством, первичная обкатка. После чего происходят длительные испытания на прочность и надёжность в самых разных дорожных и погодных условиях — по бездорожью, булыжным мостовым, снегу, пескам, в дождь, мороз и зной.

Особенности профессии

Функциональные обязанности испытателя зависят от конкретного технического средства, которое он испытывает. Так, например, обязанности водителя-испытателя автомобилей включают в себя:

  • после выхода с конвейера автомобиля проверка полной комплектации и соответствия документов;
  • проверка наличия явных дефектов;
  • исследование тормозной системы автомобиля на конвейерной площадке;
  • прогревание двигателя, первичная обкатка на роликовом стенде;
  • проверка светотехнического оборудования;
  • проверка двигателя на газоанализаторе и его регулировка;
  • изучение стабильности рулевого управления, разгона и торможения двигателем на испытательном треке;
  • проверка автомобиля на наличие стуков и шумов на булыжной мостовой;
  • исследования на смотровой площадке — проверка наличия течи, прослушивание шумов и стуков двигателя, тормозных барабанов.

Все обнаруженные неисправности устраняются сразу на месте с помощью контролёров.

Специальная автомобильная техника, помимо таких же стандартных испытаний, подвергается поездкам по бездорожью для проверки надёжности — в горах, пустынях, лесах, на болотах.

Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель РФ Гарнаев Александр Юрьевич

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Интересная, творческая профессия

Постоянная востребованность

Высокая оплата труда у опытных профессионалов

Несмотря на рискованность профессии, опытные испытатели считают, что их профессия безопаснее, чем обычная езда в городе. На испытаниях создаются все условия для безопасной езды в отличие от обычных дорог, где подобные условия устроить невозможно.

Минусы

Рискованная профессия для здоровья и жизни. Во время испытаний происходит всякое: могут лопнуть колёсные диски, вылететь слабо укреплённые аккумуляторы, может перевернуться сам автомобиль.

Постоянный фактор неожиданности

Ненормированный график работы

Высокий уровень ответственности

Работа в неблагоприятных климатических условиях

Место работы

Полигоны и испытательные станции автозаводов, научно-исследовательские институты, лаборатории, конструкторские бюро, проектные и производственные учреждения по производству автомобилей.

Важные качества

Крепкое физическое и психическое здоровье

любовь к технике

пунктуальность

ответственность

порядочность

смелость

склонность к оправданному риску

стрессоустойчивость

умение концентрировать внимание на конкретной задаче

быстрота реакции в экстремальных ситуациях.

Испытатель парашютов Пётр Иванович Долгов.

Где учиться на Испытателя

Специальных школ и ВУЗов для обучения испытателей не существует. Испытателями становятся опытные и ответственные водители и механики со стажем работы более 3 лет. Не все выдерживают сложность испытаний, несмотря на то, что и у испытателей существует специальное снаряжение для устранения негативных воздействий — пояса, бандажи, каски. Одна езда на булыжной восьмикилометровой мостовой чего стоит! А ведь бывают испытания, воздействующие на психику. Одним словом, для профессии испытателя нужно иметь призвание. Эта работа для отважных, выносливых и крепких мужчин!

Оплата труда

Зарплата на 23.04.2019

Россия 20000—55000 ₽

Москва 39928—80000 ₽

Имеет значение опыт водителя, организация, в которой он трудится, объём работ, условия проведения испытаний.

Ступеньки карьеры и перспективы

Опытных водителей и механиков — миллионы, но не все могут стать испытателями. Карьерный рост в этой профессии возможен в сторону повышения мастерства. Но и сама профессия испытателя считается вершиной карьеры водителя, если у него есть призвание. Многие водители, не выдержав трудностей, возвращаются за руль обычного транспорта. Но те, кто выдержал — настоящие герои в этой суровой и романтичной профессии.

Знаменитые испытатели

Лаптев Сергей Александрович (1909 г.р.) — испытатель и ученый, заслуженный машиностроитель РСФСР, лауреат премии Совета Министров СССР. Участник разработки, конструирования и испытаний автомобиля ЗИС-110, приёмных испытаний ЯАЗ-200, ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка», МАЗ-205, ЗИС-110 и др. Автор учебника «Испытания автомобилей» и монографий: «О дорожных испытаниях автомобилей», «Автомобильные полигоны».

Сперанский Евгений Борисович (1945 г.р.) — испытатель, специалист сектора управляемости Дмитровского автополигона НИЦИАМТ (Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники). Главное направление его работы — оценка свойств управляемости и устойчивости автомобилей. В год исследуется около 200 самых разных технических средств.

Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) в Дмитрове — один из самых крупных в Европе. Состоит из множества подразделений: отдел гидравлических испытаний, лаборатория пассивной безопасности, моторный стенд, аэродинамическая труба, коррозийная камера и т.п. Площадь полигона 2500 га, длина специальных дорог 110 км. Имеются даже горные дороги с разными покрытиями подъёмом 30-60 градусов.

В Магаданской области недалеко от города Сусумана есть северный полигон для испытания автомобилей в условиях севера.

Недавно построенный полигон в Тольятти — самый модернизированный, где воссозданы преимущества зарубежных полигонов «Опеля», «Порше», ФИАТа, Фольксвагена и др. Здесь есть возможность проводить всевозможные комплексные испытания и отрабатывать новые методики на скоростных, служебных, динамометрических дорогах и параболических виражах.

Видео: профессия лётчик-испытатель

Работа водитель испытатель вакансии водитель испытатель в Москве. Вакансия водитель испытатель от прямого работодателя в Москве объявления о работе водитель испытатель Москва, вакансии кадровых агентств в Москве, ищу работу водитель испытатель через агентства по подбору персонала и от прямых работодателей, вакансии водитель испытатель с опытом работы и без опыта работы. Сайт объявлений о подработке и работе авито Москва работа вакансии водитель испытатель от прямых работодателей.

Работа в Москве водитель испытатель

Сайт работа авито Москва работа свежие вакансии водитель испытатель. На нашем сайте можно найти высокооплачиваемую работу водитель испытатель. Ищите работу водитель испытатель в Москве, просматривайте вакансии на нашем сайте работы - агрегаторе вакансий в Москве.

Авито вакансии Москва

Работа водитель испытатель на сайте в Москве, вакансии водитель испытатель от прямых работодателей Москва. Вакансии в Москве без опыта работы и высокооплачиваемые с опытом работы. Вакансии водитель испытатель для женщин.