Вес двигателя ямз 238 с коробкой. Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз
В России и близлежащих странах немало производств, выпускающих большие и малые грузовики, автобусы , строительную и сельхозтехнику. Всем нужны современные дизели с большим жизненным циклом, способные соответствовать нормам Евро‑5 и выше. Ровно такие, какие уже завтра запросит моторизованная Европа и страны Таможенного союза.
НА ПОДМОГУ
Ярославский моторный отважился на рискованный шаг - создание дизеля, способного конкурировать с лучшими мировыми образцами . Для этого в середине нулевых годов в партнеры пригласили ведущую европейскую инжиниринговую компанию AVL. И через несколько лет совместными усилиями создали новую серию рядных четырех- и шестицилиндровых двигателей ЯМЗ‑530 рабочим объемом 1,1 л на цилиндр (такой же у лидеров - например, Cummins, Iveco, Volvo и Renault), имеющих передовые показатели удельной мощности и расхода топлива.
СХЕМАТИЧНО
Схему выбрали нижневальную. Для среднеразмерных дизелей с невысокими оборотами коленвала (3200 об/мин по ограничителю) - то, что нужно. Мотор получился компактным: поскольку нет распредвалов в головке, она невысокая и узкая. Не пришлось городить длинный привод ГРМ. Уменьшилась масса вращающихся деталей. Конструкция стала надежной, долговечной и тихой. Все важные агрегаты приводятся шестернями от заднего конца коленчатого вала, что минимизирует крутильные колебания.
Изюминка серии ЯМЗ‑530 - система охлаждения с обратным ходом. Вода поступает не снизу вверх, как обычно, а сверху вниз. Сначала в самую нагретую часть мотора - головку, а потом к цилиндрам. Эффективность охлаждения наивысшая, как и термическая стабильность размеров. Можно запросто форсировать любую модификацию ЯМЗ‑530.
У двигателя мокрые гильзы. Для конвейера это лишние операции, зато обеспечивается равномерное охлаждение цилиндров и высокий ресурс цилиндропоршневой группы. При замене - никакой расточки и ремонтных размеров, сразу номинал! А ресурс должен превысить миллион километров.
Комплектующие не дешевые, но самые лучшие. Топливная аппаратура - Bosсh, поршневая группа - Federal-Mogul, блок цилиндров - Fritz Winter. Даже сухарики клапанов и вкладыши фирменные - Mahle.
Новые турбодизели охотно расходятся по всем нашим автозаводам. Среди покупателей - МАЗ, ГАЗ, ЛиАЗ, Урал , ПАЗ. Их с удовольствием заказывают для строительных машин, силовых установок и даже судов.
НА АВТОМАТЕ
Когда я покидал новый завод по выпуску дизелей ЯМЗ‑530, уже стемнело. Обратил внимание, что производство тоже погрузилось во мрак. Неужели и станки остановились с заходом солнца?
Напротив, темп не снижался ни на секунду. Свет на конвейере особо не нужен, поскольку почти все сложные операции автоматизированы.
Детали точатся, шлифуются, ставятся и прикручиваются станками и роботами известных фирм - Grob, Paul Koster, Durr, Heller, Schenck, Liebher. Они обеспечат надлежащее качество при любом освещении.
Валентин ФОМИН, директор по развитию ОАО «Автодизель»
Проектная мощность нового предприятия - 40 тысяч двигателей в год. Можно расшириться и до 80 тысяч. В 2014 году мы выпустили 6300 моторов, а в нынешнем планируем собрать 9000 дизелей. Заказчики довольны и ценой, и возможностями мотора.
Дизельные двигатели в современном мире устанавливаются на грузовую технику, тракторы, сельскохозяйственный транспорт и тягачи. Отечественным аналогом надежных иностранных моторов является ЯМЗ-238. Он устанавливается на такую известную технику, как МАЗ, КРАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, ДОН, К-700 и другой транспорт. Конечно, изначально мотор предназначался для продукции Минского Но со временем доказал, что двигатель ЯМЗ-238, технические характеристики которого высокие, является лучшим дизельным мотором СССР и постсоветского пространства, и может смело составить конкуренцию таким известным маркам, как МАН и ДАФ.
Общие сведения
ЯМЗ-238 пришел на смену устаревшим моторам ЯАЗ-204 и ЯАЗ 206. Разработан он был в 50-е годы легендарным советским конструктором Чернышевым Г.Д., который также был автором ЯМЗ-236.
Данный двигатель получил свою популярность благодаря своей надежности и совместимости со многими автомобилями и тракторами. Прошло 65 лет с момента создания первого мотора, а популярность на эти двигатели только возросла. Простота эксплуатации, ремонта и обслуживания сделали ЯМЗ-238 незаменимым помощником многих сельскохозяйственных и строительных компаний, которые используют в своих автомобилях этот мотор.
Конечно, за многие годы разработок и внедрений новых технологий этот двигатель получил много модификаций, но основная структура не поменялась, только вносились коррективы в общую конструкцию.
Технические характеристики
Рассмотрим, двигатель ЯМЗ-238, технические характеристики мотора.
Двигатель имеет конфигурацию V на 8 цилиндров, которые расположены в 2 ряда. 16 клапанов обеспечивают идеальный впрыск и выпуск. Как и на 236-м, ход поршня имеет 140 мм, цилиндр диаметром 130 мм. Жидкостная система охлаждения двигателя ЯМЗ-238 обеспечивает максимальный эффект и не дает мотору перегреваться.
Рабочий объем составляет 14,866 литров, а мощность, в зависимости от модификации, может составлять 235-420 лошадиных сил. Двигатель ЯМЗ-238, технические характеристики которого позволяют в некоторых случаях развить мощность до 500 лошадиных сил, устанавливается не только на рекомендованную технику, но и на автомобили с другими конструктивными данными. Также на новых модификациях используется турбонаддув, что придает еще больше уверенности и тяги при эксплуатации.
Устройство
ТНВД ЯМЗ-238 - это топливный насос, который можно называть топливной станцией. Он расположен в развале силового агрегата и подает топливо на каждый цилиндр отдельно, а впрыск совершается непосредственно.
На двигателе установлено две головки блока, которые сделаны из чугуна. стальной, изготавливается по технологии штампования. Основной силовой агрегат сделан из чугуна, а изготавливается из каленой заготовки методом вытачивания.
Система впрыска построена так, что ТНВД ЯМЗ-238 под давлением подает топливо на форсунки, которые совершают впрыск. Топливная аппаратура на этом двигателе считается одной из совершеннейших в мире. Тип этой системы плунжерный, имеет центробежную муфту, которая сама регулируется.
Отлив поршней происходит из высокопрочного алюминия, который позволяет не разломаться при сильных нагрузках. Каждый из них имеет по 1 маслосъемному кольцу и по 3 компрессионных.
Двигатель ЯМЗ-238, технические характеристики и конструкция которого надежна и проста, имеет моторесурс 800 тыс. км, а при правильном обслуживании можно достичь и 1 млн км.
Установка на другие автомобили
Двигатель ЯМЗ-238, технические характеристики которого высоки, можно устанавливать на другие автомобили. Так, переделкам подвергались грузовая, строительная и сельскохозяйственная техники. Например, КАМАЗ с двигателем ЯМЗ-238 показал себя очень хорошо, что позволило уменьшить расход топлива, в отличие от оригинального Камского мотора.
Конечно, на многих автомобилях приходилось переделывать крепежные элементы силового агрегата, устанавливать другую КПП, но все это оправдывалось в процессе эксплуатации и ремонта.
Ремонт
Ремонт двигателя ЯМЗ-238 проводится достаточно легко, если отдать его специалистам в этой области. Основной проблемой остается поиск запасных частей, но многие производители дают возможность выбрать из широкого ассортимента. С наступлением кризиса ценовая политика выросла, но меньше чем на моторы иностранного производства.
Рассмотрим, какие запасные части меняются чаще при совершении капитального ремонта, которому подвергается двигатель ЯМЗ-238. Технические характеристики в данном случае играют тоже весьма важную роль, поскольку существует несколько поколений мотора, а поэтому имеется некоторое несходство. Итак, перечислим список запасных частей:
- Сальники коленчатого и распределительного валов.
- Подшипник к/вала.
- Гильзокомплекты (поршень, палец, гильза, кольца).
- Втулки шатунов.
- Клапаны выпускные и впускные.
- Седла клапанов.
- Направляющие втулки.
- Сальники клапанов.
- и шатунные.
- Фильтры.
- Масло.
- Комплект прокладок.
- И другие мелкие детали.
При ремонте обычно и коленчатый вал подвергаются расточке под ремонтные размеры, а плоскости ГБЦ шлифуются. Средняя стоимость капитального ремонта ЯМЗ-238 составляет около 80000-100000 рублей, в зависимости от региона и выбранных запасных частей. Это дешевле, чем покупать новый двигатель.
Обслуживание
Обслужить двигатель ЯМЗ-238 (технические характеристики которого имеют высокие результаты) довольно легко и просто. Так, регулярная замена масла и фильтров позволит не только выработать полный рабочий ресурс, но и в отдельных случаях превзойти его. Рассмотрим, что же нужно менять при регулярном ТО:
- Масло в объеме 25 литров. Именно столько заливается в этот мотор. Кстати, этому дизелю идеально подходят такие смазочные жидкости, как М10Г2К и М10ДМ.
- Масляный фильтр. В зависимости от конструкции и модификации он может быть разных размеров и типа.
- Топливные фильтры, которые заменить нужно обязательно, поскольку качество отечественного топлива оставляет желать лучшего.
- Ремонтные комплекты грубой и тонкой очистки топлива.
В отдельных случаях требуется читка форсунок и топливного насоса высокого давления.
Силовой агрегат ЯМЗ 238 выпускается на Ярославском моторном заводе уже больше 50 лет, до сих пор не утратил своей актуальности. Двигатель устанавливают и на новые модели техники. Это объясняется его бюджетной стоимостью, ремонтопригодностью, доступностью запчастей и надежностью. Технические характеристики ЯМЗ также позволяют ему пользоваться спросом у машиностроителей.
Сферы, где применяется силовой агрегат
Двигатель входит в комплектацию большегрузных автомобилей, тракторов и комбайнов, военной и специализированной техники, водного транспорта и электростанций. Благодаря рабочему ресурсу мотора допускается эксплуатация оборудования и подвижного состава даже в тяжелых климатических условиях. В настоящее время производителем налажен выпуск новых, более современных моделей, но запасные части выпускаются для всех видов эксплуатирующихся двигателей.
Силовой агрегат ЯМЗ 238 применяется для комплектации следующей техники:
- грузовиков «МАЗ», «КрАЗ», «Урал»;
- тракторов «Кировец», «ЧТЗ»;
- лесовозов;
- путевых машин;
- автобусов «ЛиАЗ»;
- маломерных судов;
- трубоукладчиков;
- фронтальных погрузчиков;
- грейдеров;
- бульдозеров;
- комбайнов «Дон», «Полесье».
Силовой аппарат может эксплуатироваться в диапазоне температур окружающего воздуха от -60 до +50 градусов.
Параметры мотора
Восьмицилиндровый силовой агрегат (с V-образной формой их расположения) и 16 клапанами для впуска топлива и выпуска отработанных газов имеет ряд достоинств.
Технические характеристики ЯМЗ 238:
Параметр | Данные |
Двигатель (рабочий цикл) | Четырехтактный |
Тип используемого топлива | Дизель |
Угол развала, град. | 90 |
Габариты, мм | 113 х 104 х 107 |
Вес мотора, кг | 1130 |
Ход поршня двигателя, мм | 140 |
Объем цилиндров, л | 14,86 |
Крутящий момент (максимальный), кг/см | 90 |
Мощность (номинальная) дизельного мотора, л. с. | 240 |
Холостой ход коленвала, об./мин. | 550 – 650 |
Подача топлива | Непосредственный впрыск смеси |
Частота вращения коленвала, которой обладает силовой агрегат в момент максимального крутящего момента, об./мин. | До 1450 |
Двигатель имеет различные модификации, отличающиеся мощностью (от 235 л. с. до 420 л. с.).
Одной из особенностей двигателя ЯМЗ 238 является рабочий ресурс мотора. Последние модификации в состоянии выдержать пробег в миллион километров до первого капитального ремонта. Двигатель (новых моделей) соответствует мировым стандартам норм выброса отходов (Евро-4).
Современные моторы оснащены турбокомпрессорами, радиаторами, охлаждающими сжатый воздух, современными насосами, форсунками впрыска топлива с электроуправлением. Силовой аппарат укомплектован электронными блоками управления.
Двигатель характеризуется: надежностью, невысоким расходом топлива, низкой вибрацией, отличной ремонтопригодностью, недорогими расходными материалами, невысокой стоимостью.
Двигатели ЯМЗ 238 имеют и слабое место, которое заключается в недоработках системы фильтрации воздуха.
Сервисные мероприятия
Техническое обслуживание дизельного двигателя ЯМЗ 238 регламентировано заводом-изготовителем через каждые 20 или 25 тыс. км, что достаточно мало для подобных моторов.
ТО, в котором нуждается двигатель, состоит из следующих операций:
- замены масла;
- регулировки клапанов;
- замены фильтров (масляных, топливного, воздушного, экофильтра);
- проверки и очистки форсунок;
- регулировки ТНВД;
- других работ при необходимости.
Также порядок обслуживания, установленный производителем для агрегата ЯМЗ 238, предусматривает проведение следующих видов обслуживания:
- ПО – осматривается двигатель, с проверкой соединительных элементов и протяжкой головки блока (после 50 часов эксплуатации).
- ЕО – осмотр внешних дефектов и контроль уровня жидкостей.
- ТО-1 – проверка топливного фильтра, подтягивание ремня привода, регулировка клапанов (производится через 500 часов работы).
- ТО-2 – мероприятия ТО-1 с выполнением регулировки топливных форсунок и смены масла в МКПП (необходимо осуществлять после 1000 часов езды).
- СО – смена смазочных материалов и проверка герметичности системы охлаждения (проводится во время смены сезонов).
Силовой агрегат ЯМЗ 238 характеризует отличное соотношение цены и качества, что определяет его стабильную востребованность на протяжении десятилетий.
Дизельные двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 Ярославского моторного завода, хоть и уступают импортным аналогам дизельных двигателей жидкостного охдаждения по некоторым технико-потребительским характеристикам, но могут быть рассмотрены в качестве альтернативы современным, надёжным и экономичным дизельным двигателям LOMBARDINI итальянского производителя и дизельным двигателям Perkins английского производства. На сегодняшний день продукцию моторного завода ЯМЗ можно сравнить с китайскими дизельными двигателями Kipor . Но в отношении цена/качество по данной продукции существуют разные мнения.
Технические характеристики дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
Тип двигателя | Дизельный двигатель размерности DxS=130x140 мм, 4х-тактный, с V-образным расположением цилиндров, шести- и восьмицилиндровый, с турбонаддувом и без него, с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением |
Число цилиндров: | 6/8 |
Расположение цилиндров: | двухрядное под углом 90 грд. |
Диаметр х Ход поршня, мм | 130 х 140 |
Рабочий обьём цилиндров, мм | 11.15/14.86 |
Степень сжатия: | 16.5 |
Номинальное число оборотов, об./мин. | 2100 |
Максимальный крутящий моммент, кГм | 67-90/80 |
Число оборотов при макс. крут. моменте в минуту, не более | 1500 |
Минимальный удельный расход, г/л.с.ч. | 175 |
Число оборотов холостого хода, об./мин. | 450-550(мин.) / 2225-2275(макс.) |
Направление вращения кол. вала(вид со стороны вентилятора): | правое (по часовой стрелке) |
Способ смесеобразования: | непосредственный впрыск топлива |
Камера сгорания: | однополостная в поршне |
Фазы газораспределения: | |
впускной клапан: | открытие - 20грд./закрытие - 56грд. |
выпукной клапан: | открытие - 56 грд./ закрытие - 20 грд. |
Число клапанов на цилиндр: | впускных-1/выпускных-1 |
Диаметр тарелки клапана, мм | впускного-61.5 / выпускного-48 |
Привод распределительного вала: | шестерёнчатый |
Топливоподающая арматура: | топливный насос высокого давления и форсунки |
Регулятор числа оборотов: | механический, всережимный |
Топливные фильтры: | 1) грубой очистки(50-70 мкм), 2) тонкой очистки(4-5 мкм) |
Воздушный фильтр: | с масляной ванной и контактным элементом |
Масло для смазки двигателя: | дизельное со специальными вкладками |
Система охлаждения: | жидкостная с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости |
Водяной насос: | центробежного типа |
Вентилятор: | осевой, с шестирёнчатым приводом |
Пусковое устройство: | электрический стартер(24 В) |
Генератор: | постоянного тока, марки Г-105Б (не экранированный) или Г-107Б (экранированный); мощность 500 Вт; номинальное напряжение 24 вольт |
Материалы и конструктивное исполнение двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 дизельного:
- Материал блока цилиндров- чугун серый, специальный.
- Гильзы цилиндров- мокрые, отлиты из специального чугуна.
- Головки цилиндров- две, по одной на каждый ряд цилиндров, отлиты из серого специального чугуна.
- Коленчатый вал- стальной кованый, с противовесами. Поверхности коренных и шатунных шеек закалены с нагревом токами высокой частоты. Число опор коленчатого вала: 4-5.
- Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала- скольжения, вкладыши сменные стальные с антифрикционным слоем из свинцовой бронзы.
- Материал поршня- алюминиевый сплав.
- Число поршневых колец на поршне:
- 1) компрессионных- 3;
- 2) маслосъемных- 2.
- Поршневые пальцы- плавающего типа; осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами.
- Шатуны- стальные кованые с косым разъемом нижней головки.
- Маховик- чугунный со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером.
- Оттяжные рычаги- стальные штампованные (4 штуки), установлены на игольчатых подшипниках.
- Передаточное отношение рычагов 1: 5,4.
- Нажимные пружины- витые из стальной проволоки, цилиндрические (28 штук).
- Средний ведущий диск- литой из чугуна, связан с маховиком шипами.
- Ведомый диск- штампованный из листовой стали. Фрикционные накладки приклепаны по обе стороны ведомого диска. У сцепления ЯМЗ-236 ведомый диск снабжен демпферным устройством.
- Нажимной подшипник- шариковый упорный, с постоянной смазкой.
- Муфта выключения сцепления- литая из чугуна; смазывается через пресс-масленку и гибкий
- шланг.
- Картер сцепления- литой из чугуна; крепится болтами с одной стороны к картеру маховика, с другой - к картеру коробки передач.
- Габаритные размеры двигателя (мм):
- длина без коробки передач и сцепления: 1020-1222;
- длина с коробкой передач и сцеплением: 1796-2069;
- ширина: 1006;
- высота: 1195.
- Вес незаправленного двигателя (сухой вес) в кг:
- без вспомогательного оборудования: 820-1010;
- с комплектом вспомогательного оборудования: 880-1070;
- с комплектом вспомогательного оборудования, сцеплением и коробкой передач: 1170-1385;
- Заправочные емкости (литры):
- система смазки двигателя (без масляного радиатора): 24-32;
- система охлаждения (без радиатора): 17-20;
- воздушный фильтр: 1,6-1,4;
- топливный насос: 0,15-0,2;
- регулятор: 0,15-0,15;
- коробка передач: 5,5;
- механизм дистанционного управления коробки передач: 0,16.
- сравнимы с китайскими дизельными двигателями Kipor
Огромный опыт и солидная научно-производственная база позволили Ярославскому моторному заводу выстоять в условиях жесткой рыночной конкуренции. Несмотря на внушительное количество дизельной техники из стран Азии, которая отличается демпинговыми ценами и агрессивной рыночной политикой, моторы ЯМЗ на протяжении 40 лет исправно служат на грузовиках и специальной технике, нисколько не уступая лучшим образцам японских и американских производителей.
Двигатели ЯМЗ для грузовой и специальной техники
Моторы производства Ярославского моторного завода и силовые агрегаты, которые имеют в основе их конструкцию, выходят в нескольких вариантах, но независимо от конфигурации отмечают их стабильность в работе, надежность и неприхотливость в эксплуатации. Моторы ЯМЗ выпускаются как в V образном, так и в рядном исполнении. V6, V 8 и V 12 - самые востребованные двигатели для грузовой автомобильной техники. Есть варианты с турбиной, а также специально адаптированные версии под холодный и тропический климат. Сегодня используют около 13 разновидностей дизелей ЯМЗ, а количество модификаций - около 260.
Используются моторы ЯМЗ в грузовых автомобилях МАЗ, Урал, КрАЗ, МЗКТ, практически на всех отечественных тракторах, комбайнах и автобусах, а также на ряде специальной техники. Двигатели ЯМЗ имеют рабочие объемы от 11 до 26 литров, в зависимости от применения, мощность может составлять от 150 до 800 лошадиных сил. В таблице приведены цены на силовые агрегаты ЯМЗ 238 и их применяемость.
Моторы ЯМЗ 238, модельный ряд
Самым применяемым силовым агрегатом в грузовиках и тракторах стал ЯМЗ 238 Евро 0. С точки зрения технологии 238-я модель очень похожа на 236, разве только конструкцией блока цилиндров и особенностями впускных и выпускных коллекторов. Модель 236 имеет шесть цилиндров и адаптированный коллектор, в то время, как 238 - модель восьмицилиндровая с особым впускным коллектором. В базе все модели ЯМЗ 238 не имеют турбонаддува. Мощность базового двигателя составляет 180 лошадиных сил у дефорсированной версии мотора, а наиболее мощная модель ЯМЗ 238М2 имеет 240 лошадиных сил. Эти двигатели нашли применение не только в автомобилях и автомобильных шасси.
Техника, на которой применяется силовой агрегат ЯМЗ 238 довольно разнообразна:
- скреперы;
- грейдеры;
- бульдозеры;
- тракторы;
- путевые машины;
- сельскохозяйственная техника;
- автопоезда для подземных работ.
Ремонт и устройство двигателей ЯМЗ 238Ф
В автомобильной технике чаще всего применяются силовые агрегаты ЯМЗ 238 Н и ЯМЗ 238 Ф с турбонагнетателем. Первый мотор производился с 1974 года, второй с 1978. Эти двигатели устанавливали на грузовые автомобили МАЗ 516Б, 515Б второго поколения, на седельные тягачи МАЗ 504В и тягачи четвертого поколения 5432 и 6422.
V-образный мотор устроен по классической схеме с углом развала цилиндров 90˚. Восьмицилиндровые силовые агрегаты ЯМЗ 238 имеют преимущества не только в мощности перед шестицилиндровым ЯМЗ 236. Они более сбалансированы в работе, что влияет на их ресурс. Более уравновешенный коленчатый вал модели 238 равномернее воспринимает нагрузку, что сказывается на износе коренных и шатунных шеек, коренных опор коленчатого вала. На двигателе ЯМЗ 238Ф установлена турбина, которая позволила поднять мощность двигателя до 350 лошадиных сил.
Компрессор установлен в задней части мотора над маховиком, а его рабочая ось перпендикулярна коленчатому вала двигателя. Блок цилиндров, головки и топливная аппаратура у этих двух двигателей одинакова. Отличия их только в системе выпуска и впускном коллекторе, в котором расположен турбонаддув ТКР14. Выпускные патрубки каждого из ряда цилиндров объединены в два рукава, которые подключены к входным отверстиям турбины. Лопаточный нагнетатель способен развивать давление во впускной системе до 0,18МПа
Силовые агрегаты Ярославского завода заслужили репутацию мощного и неприхотливого в обслуживании силового агрегата. Технические характеристики двигателя ЯМЗ 238 приведены в таблице вместе со скоростными характеристиками на примере модели М2. На этом агрегате турбонаддув не предусмотрен.
Дизель ЯМЗ 238М2 устанавливается, как правило, на самосвалах, дорожной и сельскохозяйственной технике, а также на других автомобилях, где применение турбонаддува экономически нецелесообразно. Восьмицилиндровые дизели имеют только одно слабое место - система фильтрации воздуха. Основной износ цилиндро-поршневой группы происходит как раз за счет абразивных кремниевых частиц, которые попадают в систему впуска.
Надежные дизели Ярославского завода соответствуют европейским нормам по выбросу вредных веществ, поэтому составляют достойную конкуренцию как европейским, так и азиатским брендам.