Виды глушителей для авто. Устройство глушителя автомобиля - каким он должен быть

Без которого эксплуатация современного автомобиля просто невозможна. Автомобильный глушитель выполняет следующие основные функции:

  • снижение уровня шума отработавших газов;
  • преобразование энергии отработавших газов, снижение их скорости, температуры, пульсации.

Отработавшие газы, покидающие цилиндры двигателя, имеют высокое давление. При движении отработавших газов по выпускной системе создаются звуковые волны, распространяющиеся быстрее газов. Глушитель преобразует энергию звуковых колебаний в тепловую энергию, чем достигается снижение уровня шума до определенного (заданного) значения. Вместе с тем с применением глушителя в выпускной системе создается противодавление, которое приводит к некоторому снижению мощности двигателя.

В глушителе используется несколько технологий снижения уровня шума:

  • расширение (сужение) потока;
  • изменение направления потока;
  • интерференция звуковых волн;
  • поглощение звуковых волн.

Расширение потока реализовано посредством нескольких камер разного объема, разделенных перегородками. Позволяет эффективно гасить низкочастотные звуковые колебания. Наряду с расширением в глушителе осуществляется сужение потока с помощью диафрагменного отверстия (дросселя). Используется для гашения высокочастотного шума.

В глушителе, за исключением прямоточных глушителей, предусматривается изменение направления движения потока отработавших газов. Угол поворота потока находится в пределе 90-360°, чем достигается гашение средне- и высокочастотных звуковых колебаний.

Интерференция звуковых волн, в зависимости от характера их наложения, приводит к увеличению (конструктивная интерференция) или уменьшению (деструктивная интерференция) амплитуды колебаний. В глушителе используются оба вида интерференции. Технология реализована с помощью перфорационных отверстий в трубах глушителя. Изменяя размер отверстий и объем окружающей трубу камеры можно добиться гашения звуковых колебаний в широком диапазоне частот.

При прохождении звуковых волн через специальный звукопоглощающий материал происходит их поглощение. Данный способ эффективен при гашении высокочастотных звуковых колебаний.

Для достижения наибольшего эффекта данные технологии в глушителях используются, как правило, в комплексе.

В современных автомобилях устанавливается от одного до пяти глушителей, в основном – два. Ближайший к двигателю глушитель называется предварительным (передним) глушителем или резонатором. За ним следует основной (задний) глушитель. Для каждой конкретной модели автомобиля и марки двигателя используется свой набор глушителей.

Резонатор служит для предварительного снижения уровня шума и уравновешивания пульсаций потока отработавших газов. Конструктивно резонатор представляет собой перфорированную трубу, помещенную в металлический корпус. Для повышения эффективности гашения колебаний в трубе выполняется дроссельное отверстие.

Основной глушитель обеспечивает окончательное шумоподавление. Он имеет более сложную конструкцию. В металлическом корпусе размещается несколько перфорированных трубок. Корпус разделен перегородками на 2-4 камеры. Некоторые камеры могут заполняться звукопоглощающим материалом. В основном глушителе поток отработавших газов многократно меняет свое направление – лабиринтный глушитель.

Из всех конструктивных элементов выпускной системы больше всех подвергается модернизации (тюнингу) глушитель. При тюнинге выпускной системы устанавливается т.н. прямоточный глушитель (одна прямоточная труба на все камеры без изменения направления потока). Такой глушитель обладает меньшим противодавлением, но существенной прибавки в мощности двигателя он не дает. Основное преимущество прямоточного глушителя «благородное» или «спортивное» звучание автомобиля (кому, что больше нравиться).

Конструкция прямоточного глушителя объединяет корпус из нержавеющей стали, в котором размещена перфорированная труба, обернутая стальной сеткой и звукопоглощающим материалом. Стальная сетка обеспечивает в основном защиту звукопоглощающего материала от выдува. В качестве звукопоглощающего материала используется стекловолокно. В прямоточном глушителе звуковые волны беспрепятственно проходят через отверстия трубы, металлическую сетку и поглощаются стекловолокном (преобразуются в тепловую энергию ).

30 августа 2017

В процессе езды коленчатый вал двигателя авто совершает от 1,5 до 5–7 тыс. оборотов в минуту. Соответственно, в цилиндрах происходит 25–120 вспышек и микровзрывов топлива ежесекундно. В результате выделяется толкающая поршни энергия, отработанные газы и мощные звуковые волны. Чтобы убрать громкий рокот и шум из выхлопной трубы, доставляющий неудобства водителю и окружающим, было изобретено звукопоглощающее устройство – глушитель. Поскольку он служит не вечно, автолюбителям полезно будет знать, как устроенданный элемент и можно ли его отремонтировать в случае неисправности.

Где находится элемент и как он выглядит?

Главный источник шума – камеры сгорания работающего двигателя. Образующиеся там звуковые волны не могут проникать сквозь сплошные металлические стенки и стремятся выйти наружу по пути наименьшего сопротивления – через трубу выпускного тракта вместе с отработанными газами. Там и установлен глушитель в виде металлического бочонка круглой либо овальной формы.

Схема работы выхлопной системы автомобиля выглядит так:

  1. Первой за выпускным коллектором установлена виброизоляционная гофра. Ее задача – сгладить колебания, передающиеся трубе от мотора.
  2. Пройдя гофру, дым и звуковые волны попадают в каталитический нейтрализатор. Его задача – дожечь остатки горючих газов, чтобы не выбрасывать в атмосферу. Внутри детали расположены мелкие керамические соты, которые частично поглощают и рассеивают звук.
  3. После нейтрализатора выхлоп проходит в бачок резонатора. Это первая ступень подавления шума.
  4. Последним в цепочке стоит глушитель, окончательно гасящий звуковые колебания.

По сути, резонатор – это тоже глушитель, его строение и принцип действия вы узнаете из следующего раздела.

Бачок резонатора всегда стоит вдоль оси машины, а глушитель может устанавливаться поперек (в задней части авто). Встречаются варианты, когда оба элемента совмещены в едином корпусе с целью экономии места. На автомобилях с V-образными двигателями большой мощности устанавливается распределенная система выхлопа на 2 трубы. Соответственно, количество всех деталей удваивается.

Конструкция и принцип действия

Существует 4 способа погасить мощные звуковые импульсы, реализуемые на различных транспортных средствах:

  • ограничение шума;
  • отражение;
  • резонансное подавление шумов;
  • поглощение.

Ограничивающее устройство – простейший вариант глушителя, применяющийся на некоторых моделях тракторов. Элемент представляет собой сужающуюся трубу, помещенную внутрь металлического бачка. Недостатки изделия очевидны – шум подавляется частично, а мощность двигателя заметно снижается.

Зеркальные элементы ставятся на мотоциклы и скутеры. Принцип работы глушителя следующий: газы из выхлопного колена попадают в отражающую банку, меняют направление движения и выбрасываются наружу. За счет отражения звуковые колебания гасятся и уровень шума снижается. Деталь успешно функционирует с двухтактными моторами, но для автомобиля ее эффективности недостаточно.

Третий способ реализован в автомобильных резонаторах. Внутри стального бачка стоит несколько перегородок, а между ними устроены резонансные камеры, соединенные стальными трубками. Сглаживание шумовых импульсов достигается за счет двух факторов:

  1. Газы и звуковые волны несколько раз меняют направление движения, отражаясь от перегородок.
  2. Размеры камер и патрубков рассчитаны таким образом, чтобы частота колебаний звука совпадала. Тогда волны гасятся благодаря возникающему резонансу.

Необходимо понимать, что конструкция резонатора не является универсальной для всех машин. Автомобили комплектуются двигателями различной мощности, издающими шумы разной амплитуды и частоты. Звукопоглотитель разрабатывается отдельно под каждую марку и модель автомобиля.

Устройство глушителя автомобиля в разрезе, действующего по принципу поглощения шумов, изображено на схеме.

Как и в резонаторе, здесь устанавливаются перегородки и перемычки в виде трубок. Только в последних выполнено множество отверстий различного диаметра (перфорация), а по бокам уложен негорючий поглощающий материал. Как правило, для данных целей используется базальтовая либо каолиновая вата, спокойно выдерживающая температуру газов 600–700 °С.

Звуковые волны, проходя через соседние патрубки с отверстиями, частично рассеиваются и гасятся за счет наложения друг на друга. Вторая часть колебаний поглощается наполнителем, а третья сглаживается благодаря перегородкам и изменению направления потока.

О прямоточной системе

Любой автомобильный глушитель снижает мощность двигателя, создавая значительное сопротивление на пути потока дымовых газов. Такую цену приходится платить за комфорт и практически беззвучный выхлоп. Но для автомобилистов, занимающихся тюнингом своих «железных коней», существует альтернативный вариант – звукопоглотитель прямоточного типа.

Задача данного элемента – снизить потери мощности, продолжая поглощать звуковые колебания от работы двигателя. Прямоток является компромиссным решением, поскольку в угоду мощности он гасит шум не столь эффективно, как штатные элементы авто. Из чего состоит такой глушитель:

  • металлический корпус, оснащенный двумя патрубками;
  • внутри находится перфорированная прямая труба, соединяющая входное и выходное отверстие;
  • между корпусом и трубой заложен звукопоглощающий материал – каолиновая или базальтовая вата.

Звуки, идущие по прямой трубе с отверстиями, частично поглощаются волокном, но другая часть беспрепятственно проходит наружу, ведь перегородки и резонансные камеры отсутствуют. Поэтому автомобили, оборудованные прямотоком, издают рокочущий звук, особенно при нажатии на педаль акселератора.

Высший уровень тюнинга – комбинированная система выхлопа с заслонкой, управляемой из салона автомобиля. С ее помощью поток газов можно переключать между двумя ветками: на первой стоит обычный эффективный глушитель, а на второй – прямоток. Это позволяет использовать мощь мотора только при необходимости, а в обычных условиях ездить по городу без лишнего «рева» из выхлопной трубы.

Характерные неисправности

Существует одна причина, по которой глушитель автомобиля выходит из строя – длительное воздействие отработанных газов, обладающих высокой температурой. Рано или поздно металлический корпус элемента прогорает, что сопровождается рокотом под днищем автомобиля (оттуда, где расположена неисправная деталь).

Срок службы глушителя сильно зависит от материала, из которого он изготовлен:

  • обычный «черный» металл со специальным покрытием;
  • нержавеющая сталь.

Более дешевый вариант, сделанный из «черного» металлопроката, способен прогореть через 20–30 тыс. км пробега, в то время как нержавеющий корпус отработает 100 тыс. км и больше. Другое дело, что в течение длительного срока могут выгореть внутренности глушителя и уровень шума заметно повысится.

Неисправности устраняются двумя способами: замена глушителя и ремонт с помощью сварки. В любом случае вам придется посетить автосервис, где после диагностики мастера помогут принять верное решение. Если отверстие свища небольшое, то опытный специалист заварит его прямо на машине. Второй вариант – наложить заплатку из металла, для чего глушитель потребуется снять. Элемент с выгоревшими внутренностями ремонту не подлежит, только замене.

2362 Просмотров

Машина представляет собой достаточно сложную технику. Особенно это касается тех автомобилей, которые выпускаются в настоящее время и буквально напичканы большим количеством различных систем, включая сложную электронику. Тем не менее, даже не смотря на столь быстрое развитие автомобильной техники, часть устройств остаются практически неизменными даже с течением десятилетий и незначительно меняют свою конструкцию. Одним из таких примеров является выхлопная система, которая играет большую роль в обеспечении надлежащего уровня шума, создаваемого автомобилем. Сегодня мы выясним устройство глушителя автомобиля, из чего состоит его конструкция и в чем его особенности при работе на современных авто.

Общий смысл

Те, кто придумал и изобрел первые автомобили, применяли глушители так называемого прямоточного принципа действия.

По сути, «первобытная» прямоточная выхлопная система представляла собой обыкновенную трубу, которая соединяла двигатель с окружающей средой и позволяла выводить отработавшие газы непосредственно в атмосферу.

С течением времени подобные выхлопные системы стали уходить в прошлое, и ведущие американские и европейские производители придумали более сложный механизм. В отличие от прямоточного выхлопа, он позволил не только понизить уровень шума, который издавал двигатель при работе, но и понизить токсичность выбрасываемых в атмосферу газов.

В общих чертах, схема работы современной выхлопной системы значительно сложнее, чем в случае с прямоточным типом, а потому имеет сразу несколько рабочих элементов, каждый из которых, в свою очередь, обладает достаточно сложной конструкцией. Их постоянное взаимодействие позволяет многократно снижать шумы, повышать экологичность и даже понижать расход топлива, что особенно заметно сказывается на кошельках владельцев и их желании владеть тем или иным легковым автомобилем в дальнейшем.

Выпускной коллектор

Чтобы глушитель работал, его необходимо соединить с двигателем. Причем соединение необходимо производить именно в том месте, где происходит выброс отработавших газов при завершении очередного рабочего такта.

Эту немаловажную функцию выполняет деталь, которая называется выпускным коллектором. В народе этот элемент часто называют «штанами», за его специфическую форму и схему устройства. По своей сути, выпускной коллектор представляет собой металлическую трубку с толстыми стенками, которая постепенно разделяется на несколько других и плотно соединяется с головкой блока цилиндров. Через эти несколько разветвлений выхлопные газы собираются от каждого цилиндра воедино, откуда централизованно поступают в объединяющую трубку и отправляются в сторону задней половины корпуса.

Толщина стенок и материал изготовления также выбраны отнюдь не случайно. Стоит учитывать, что выхлопные газы поступают из двигателя нагретыми до крайне больших температур. Именно с этой целью в качестве материала изготовления был выбран чугун, а толщина стенок сделана максимально возможной. Это позволяет избегать чрезмерного расширения металла и его растрескивания с течением эксплуатации.

Резонатор

Резонатор - это именно та деталь, которая различает прямоточное устройство отведения газов от классического. Если говорить конкретнее, то у прямоточных устройств резонатор отсутствует как таковой. В случае тюнинга это позволяет добиться большей мощности при работе, а также сделать шум мотора более громким и впечатляющим.

Резонатор придумали для того, чтобы уменьшать уровень шума, поступающего из двигателя. Этот элемент функционирует за счет законов акустики, но при этом имеет достаточно простое устройство и принцип действия.

Резонатор выглядит изнутри подобно субмарине: эллипсоид состоит из нескольких отсеков, поделенных при помощи толстых металлических стенок. Ни одна из стенок, кроме двух крайних, не является сплошной. Каждая из них имеет отверстие, в которое вставлена короткая трубка. Каждая трубка, в свою очередь, имеет в себе большое количество небольших отверстий на стенках.

Из выпускного коллектора газы поступают в первый отсек резонатора. Затем газ ударяется об стенку первого отсека и начинает искать себе выход. Просачиваясь сквозь отверстие в виде трубки, шумовые волны и колебания частично гасятся. Отверстия в стенках трубки предназначены для того, чтобы газы более равномерно рассеивались во втором отсеке и также частично теряли свою энергию.

Проходя через несколько отсеков, газы практически не колеблются. Это позволяет уменьшать их шумность в несколько раз. Кроме того, в современных системах нередко применяются так называемые катализаторы, которые делают газ менее токсичным и уменьшают его вред для окружающей среды.

Система отвода отработанных газов и глушения – попросту глушитель. Раньше носила характер чисто этетический, то есть не давала автомобилям реветь как «угорелым». Ведь если снять глушитель и запустить мотор — будет стоять такой треск, что уши будет закладывать. Но на данный момент, это уже не только труба для глушения и отвода газов, это еще и чистящий и повышающий мощность узел. В общем, сегодня хочу вам рассказать про устройство этого важного, на мой взгляд элемента любой машины …


К сожалению, двигатель внутреннего сгорания это мягко сказать не эффективное устройство, (в этом смысле электрический двигатель намного совершеннее). Отработанные газы которые выходят из двигателя не только «гремят», причем очень громко, их еще нужно охладить, ведь зачастую температура может быть и 300 и даже больше градусов Цельсия. Поэтому и была создана специальная система, которая получила название глушитель.

Части глушителя

Эта система не однородна, она собирается из нескольких частей, а именно их пять:

  • Это выпускной коллектор, сейчас многие могут сказать — что он не относится к глушащей системе, но он с ней взаимодействует напрямую – основное его назначение отводить газы из двигателя, поэтому я все же его включу в схему.
  • Приемная труба.
  • Катализатор.
  • И последняя часть, собственно сам глушитель.

Про выпускной коллектор мы с вами поговорили, также можете почитать . Переходит сразу к приемной трубе . Она создана для соединения выпускного коллектора и катализатора. Вроде что на нее обращать внимание, труба и труба – НО, в ней зачастую устанавливают так называемый виброгаситель (попросту гофру), которая призвана гасить вибрации от двигателя и не передавать их дальше, ни на кузов, ни на глушитель.

Катализатор – призван бороться с отработанными газами, а именно с их отчисткой. Выхлоп, который идет от силового агрегата содержит много вредных элементов. Катализатор дожигает их, делая – безвредными, концентрация падает в разы. Конечно совсем отчистить не получается, но прогресс на лицо. Если бы не было катализаторов, мегаполисы просто задохнулись от выхлопных газов. Про его .

Резонатор и глушитель – эти две части уже борются с потоком газов и звуком, они предназначены в первую очередь для гашения звука и только во вторую снижения температуры. Газы, которые прошли катализатор, по трубам достигают сначала резонатора, а уже затем самого глушителя.

Подробнее об устройстве глушителя и резонатора

Если честно, то сейчас нет одинакового строения глушителя, каждый производитель ищет свое решение и способы производства. Но почему так?

Это достаточно сложный цикл, ведь глушитель должен поглощать звук, но и не лишать двигатель мощности. Как заверяют производители, машину можно сделать практически бесшумной, установив еще один резонатор и нарастив объем глушителя — вот только мощности от двигателя будет «отжираться» значительно. Если штатный вариант отнимает от 5 до 7%, то установка новых резонаторов увеличит этот показатель до 10 – 15%! А оно нам нужно? Вот и химичат производители над идеальной формой, чтобы слышен был только «шелест» силового агрегата, да и мощность была на уровне.

Какой резонатор в разрезе – если представить его разрез, то это несколько перфорированных труб внутри металлического корпуса, они находятся не на одном уровне, а как бы параллельны. Поток «отработки» — попадает в резонатор, где встречается сначала со стенками, теряя свое давление и часть звука. Происходит это так, волна ударяется о стенку и возникает ответная волна, которая встречается с вновь поступившими газами – то есть энергия гасит сама себя. Затем в параллельную трубу поток проходит в другую камеру, там также встречается со стенкой, опять теряя часть энергии. Внизу этой камеры есть третья труба, по которой газы поступают уже до глушителя. Таким образом, на уровне резонатора, гасятся 30 – 40% давления газа и его звука (в основном низкие тона). Но почему не все? Если сделать резонатор больше он попросту не поместится под машиной в середине — будет слишком большой объем, который также скрадет мощность двигателя.

Глушитель – находится сзади, где больше всего места. Он самый крупный из всех частей, по сути он мало чем отличается устройством от резонатора (также есть камеры и «глухие» стенки), только объемами. Еще одно отличие здесь встречается камера с так называемым поглотителем – из перфорированной трубы газы и звук проходят в поглотитель, оставляя там большую часть энергии и звука.

Устройство поглотителя

Камера – поглотитель, как я писал, сверху имеет перфорированную трубу (если простым языком просверленную множеством дырочек) и обложенной с ней рядом, мягким и пористым материалом поглотителем. В первую очередь поглощающим звуковые колебания.

Этим материалом может служить не горючее вещество:

  • Стекловала или прочая минеральная вата.
  • Металлическая стружка
  • Металлическая вата
  • Прочие пористые не горючие материалы

Таким образом, звук уходит в стекловату, оставляя там большую часть звуковой энергии. При поглощении мягки материал разогревается, но не горит из-за высокой устойчивости к возгоранию.

Нужно отметить, что глушителей в системе может быть и два! Например на каждые 3 — 4 цилиндра, с каждого бока силового агрегата.

Каким образом увеличивает мощность?

Сверху заикнулся об этом – сейчас хочу немного раскрыть тему. Да все просто – вспомните турбины, которые работают на отработанных газов? Откуда они черпают энергию? Конечно от выхлопных газов которые потоком идут от двигателя и после через различные ответвления, в таком примере , попадают на горячее колесо турбины. Таким образом, можно дополнительно снимать до 10 — 15% КПД.

Пару слов о прямотоках

Про это у меня есть , почитайте. Вот только некоторым из нас с вами не нужен акустический комфорт – важна только мощность. Поэтому резонатор, да и сам глушитель модернизируются, у них убираются перегородки, которые «стопорят» газы – соответственно энергия на преодоление этих барьеров не тратиться, вот вам + 5 + 7% к мощности двигателя.

А если убрать еще и катализатор, еще + 5%. Таким образом можно добиться до 10% мощности что уже ощутимо!

Однако такой «ревущий тюнинг», запрещен законом! Нельзя гонять по улицам выше определенных децибел, только на гоночных треках. ДА и без катализатора, вы никогда не пройдете ТО автомобиля, а соответственно не получите страховку.

Почему выходит из строя?

Ответ достаточно банален, так как сделан из металла и постоянно в агрессивной среде высокие температуры и вода (снег) под днищем – попросту прогорает или гниет. Металл начинаем разлагаться и от соли на дорогах.

Конечно, устройство современных глушителей улучшено, применены другие сплавы в конструкции, все рано через какое-то время он выгорает. Причем у современных вариантов, зачастую страдают перегородки внутри, либо прогорает пористый материал (зачастую минеральная вата) из-за чего начинает реветь даже целый снаружи глушитель.

Дата публикации 29.11.2013 20:26

Оружейный глушитель (ПБС - прибор (приспособление) бесшумной стрельбы или ПББС - прибор бесшумной и беспламенной стрельбы) - это механическое устройство, значительно снижающее звук выстрела из стрелкового оружия. Кроме того, такое устройство скрывает пламя пороховых газов, исходящих из канала ствола, что предотвращает демаскировку стрелка.

Оружие, снабженное эффективным глушителем, называют бесшумным: во всем мире оно считается таковым только в том случае, если громкость звука выстрела не превышает громкость звука выстрела из пневматического оружия.

Источниками звука при выстреле являются:

Хлопок, вызываемый мгновенным расширением пороховых газов после выхода из ствола (они движутся со сверхзвуковой скоростью около 555 м/с);
- ударная волна, создаваемая пулей (если ее скорость выше скорости звука);
- лязг подвижных частей оружия (курка по ударнику, ударника по капсюлю, затвора о ствол и затыльник).

На сегодняшний день, известны три основных действенных способа снижения уровня звука при выстреле :

Способ 1 . Ограничение скорости истечения пороховых газов из канала ствола.
Способ 2 . Ограничение скорости пули до дозвуковой (не более 330 м/с).
Способ 3 . Блокировка пороховых газов внутри гильзы патрона.

Рассмотрим эти способы более подробно.

Ограничение скорости истечения пороховых газов из канала ствола

Решается с помощью глушителя. По большому счету, современные глушители делятся на два типа:

1. Тактический глушитель - это отъемный глушитель, накручивающийся на дульную часть ствола оружия по специальной резьбе. Обычно такой глушитель представляет собой пустотелый цилиндр из металла, реже - пластика, который содержит внутри себя камеры для отвода пороховых газов.

2. Интегрированный глушитель - это специальный прибор бесшумно-беспламенной стрельбы, являющийся неотъемлемой частью специального стрелкового оружия. Без него применение такого оружия невозможно, так как камеры для отвода пороховых газов находятся непосредственно в канале ствола. Ярким представителем такого оружия является знаменитая винтовка снайперская специальная ВСС "Винторез" .

Первый простейший тактический оружейный глушитель был запатентован еще в конце XIX столетия швейцарцем Кристофом Эппли, а первые полнофункциональные глушители в 1902 году стал производить американский инженер-изобретатель Хайрам Перси Максим, сын создателя знаменитого одноименного пулемета "Максим" Хайрама Стивенса Максима.

Не смотря на то, что такие устройства полностью не решали полностью проблему гашения звука, а также ликвидации пламени и дыма, уже в начале XX века они получили достаточно широкое распространение. Позже были разработаны более эффективные глушители. В них скорость выходящих из ствола пороховых газов ограничивали не только за счет их расширения, но и путем завихрения, перетекания из камеры в камеру, сталкивания встречных потоков, прохождения через теплогасители и "отсечения".

Простейший глушитель представляет собой расширительную камеру цилиндрической формы (2), прикрепленную к дульной части ствола с помощью соединительной гайки (3) и закрытую спереди резиновой мембраной с щелью (1).

По своему объему, расширительная камера значительно больше, чем канал ствола, поэтому газы, расширяясь в ней, теряют скорость и вытекают из нее после вылета пули. Но некоторая часть газов опережает движение пули в стволе и успевает выйти через щель мембраны еще до вылета пули, когда давление снизилось недостаточно (оно должно быть не менее двух атмосфер - лишь в этом случае достигается эффект глушения).

Кроме того, резиновая мембрана быстро изнашивается. Поэтому обычно ее заменяют сплошной резиновой или каучуковой пробкой. В этом случае практически полностью исключается истечение части пороховых газов, опережающее вылет пули.

Значительный недостаток пробок состоит в том, что они выдерживают не более 100 выстрелов и поэтому их необходимо периодически заменять.

Глушитель с обтюрацией . В глушителе данного типа в качестве основного "рабочего" элемента применяются две резиновые или эбонитовые пробки-обтюраторы (2) расположенные в задней и передней части расширительной камеры (3). Между обтюраторами находится распорная втулка (1). Глушители такого типа использовались во время Второй мировой войны для снайперского оружия.

Многокамерные глушители . Реализуют ту же идею, что и однокамерные. По мере продвижения пули из камеры в камеру, объем пороховых газов постепенно увеличивается, а давление снижается. Чем больше общий объем таких камер, тем выше эффект глушения.

Однако часть пороховых газов всегда опережает пулю, поскольку диаметр отверстий между камерами несколько больше диаметра самой пули. Поэтому реально многокамерные глушители снижают уровень звука выстрела приблизительно на том же уровне, что и однокамерные. Их несомненное преимущество в том, что не требуется менять пробки, следовательно, они долговечнее.

Многокамерный оружейный глушитель. 1-камера; 2-перегородка

Существуют глушители с теплопоглощающим наполнителем , в которых для снижения энергии пороховых газов применяют специальные поглотители (медную или латунную проволоку, алюминиевую стружку). Их недостаток в том, что эти поглотители приходится периодически менять.

Многокамерный глушитель с теплопоглощаемым наполнителем. 1-гайка; 2-проволочная сетка; 3-межкамерные перегородки; 4-распорные втулки; 5-отверстия в стволе

Глушитель с отклонением потока

1-внутренняя втулка с отверстиями; 2-отклоняющие конусы; 3-алюминиевая стружка-наполнитель; 4-средняя втулка с перфорацией; 5-наружная труба с щелевыми отверстиями

Ниже представлены некоторые другие типы глушителей, принцип действия которых не нуждается в подробных пояснениях.

1-камера; 2-перегородка

Глушитель с разбиением потока

1-внутренняя втулка с перфорацией; 2-винтовая спираль разбиения потока

Глушитель с завихрением потока

1-корпус; 2-завихряющие перегородки

Глушитель с предварительным отводом пороховых газов из канала ствола

1-отверстие в стволе с обратным каналом; 2-передняя многокамерная часть глушителя; 3-расширительная задняя камера

Еще один тип глушителя - интегрированный глушитель , являющийся составной частью бесшумного оружия специального назначения. В качестве примера, рассмотрим интегрированный глушитель 9-мм снайперской винтовки ВСС "Винторез" .


Интегрированный глушитель винтовки снайперской специальной ВСС "Винторез"

Данный глушитель включает в себя корпус и сепаратор.

Корпус глушителя состоит из расширительной камеры предварительного сброса газов и камеры надульного глушителя. В передней части корпуса установлен сепаратор.

На корпусе глушителя крепятся колодка прицела с прицельной планкой, основание мушки с мушкой, защелка сепаратора с пружиной.

Сепаратор представляет собой штампо-сварную конструкцию, состоящую из втулки, вставки, шайбы и обоймы. Цилиндрическая поверхность шайбы и втулки служит для обеспечения соосности сепаратора и корпуса, коническая поверхность втулки - для установки сепаратора на пружину сепаратора, расположенную на дульной части ствола.


Сепаратор глушителя ВСС "Винторез"

После выстрела, при прохождении пулей передней, перфорированной части ствола, часть пороховых газов устремляется через боковые отверстия в стволе в расширительную камеру глушителя. При этом давление газов в канале ствола и их скорость после вылета пули снижаются.

Струя пороховых газов, истекающая из дульной части ствола, попадает на сепаратор, который "расчленяет" ее на многочисленные разнонаправленные потоки, интенсивно снижая их скорость и температуру, в результате чего газы, истекающие из глушителя, имеют дозвуковую скорость и незначительную температуру, то есть не создают хлопка и дульного пламени, а выстрел становится практически бесшумным (его значение не превышает 130 дБ).

Ограничение скорости пули до дозвуковой (не более 330 м/с)

Ограничить скорость пули до дозвуковой легче всего в пистолетах, так как у них ее начальная скорость обычно меньше скорости звука, а эффективная дальность стрельбы обычно не превышает 25 метров.
В пистолетах-пулеметах это сделать сложнее, так как начальная скорость пули составляет 390-400 м/с, а эффективная дальность стрельбы достигает 50-80 метров.

Здесь эту скорость снижают одним из следующих способов:

Установкой более короткого ствола;
- путем высверливания в стволе радиальных отверстий для истечения пороховых газов;
- использованием патронов с меньшей массой порохового заряда.

Но в последнем случае из-за уменьшения импульса отдачи не обеспечивается надежность работы автоматики оружия. Чтобы устранить данный недостаток, приходится создавать пистолеты-пулеметы с уменьшенной массой подвижных частей и усилием возвратной пружины.

В винтовках (эффективная дальность стрельбы не меньше 200 метров) дозвуковой начальной скорости пули можно достичь только путем применения специальных патронов. Однако при этом возникает ряд проблем.

Так, снижение скорости пули патрона 5,56 NATO с 940 до 310 м/с резко уменьшает эффективную дальность стрельбы. Частично это компенсировали увеличением массы пули. В указанном патроне она увеличена с 3,56 до 5,3 грамм, что привело к возрастанию ее поперечной нагрузки (отношение массы пули к площади поперечного сечения), снижению потери скорости на траектории и, следовательно, к увеличению эффективной дальности стрельбы. Вот почему во всех без исключения винтовочных патронах, предназначенных для бесшумной стрельбы, масса пули больше, чем у штатной.

При уменьшении начальной скорости пули снижается также ее устойчивость на траектории которая, говоря в общем, обеспечивается за счет гироскопического эффекта от вращения пули вокруг своей оси, необходимая скорость которого достигается увеличением крутизны нарезов.

В патронах для бесшумной стрельбы пули по своим аэродинамическим параметрам отличаются от штатных. Поэтому нарезка стволов штатных винтовок может оказаться неприемлемой для стрельбы специальными патронами. В каждом конкретном случае эту проблему решают отдельно.

Уменьшение количества пороха в штатной гильзе не обеспечивает стабильной начальной скорости пули и вызывает осечки при стрельбе в тех случаях, когда оружие наклонено вниз (порох пересыпается тогда к пуле и его может не оказаться возле капсюля). Чтобы избежать такого явления, необходимо сокращать свободный объем гильзы или применять порох с меньшей плотностью.

Поэтому современной тенденцией является одновременная разработка патрона, оружия под него и глушителя. Только такой комплексный подход позволяет добиться значительного успеха. Повторюсь, что один из подходов к комплексному решению проблемы предполагает, что только патрон с дозвуковой скоростью пули позволяет радикально уменьшить звук выстрела, так как при выстреле со сверхзвуковой скоростью полёта пули даже при идеальном глушении звука выстрела остаётся звук, образуемый ударной волной.

Блокировка пороховых газов внутри гильзы патрона

Рассмотрим его на примере патрона к американскому бесшумному гладкоствольному револьверу калибра 11,2 мм. Револьвер 6-и зарядный, его масса 900 грамм.

Патрон состоит из гильзы, изготовленной из легированной стали (диаметр 13,3 мм, длина 47,6 мм) с капсюлем ударного действия, метательного заряда пороха, поршня, поддона-контейнера с 15 дробинками. При ударе бойка по капсюлю патрона метательный заряд воспламеняется и под воздействием расширяющихся пороховых газов поршень выталкивает поддон-контейнер с дробовым зарядом из гильзы и ствола револьвера. При вылете из ствола контейнер разрушается, сообщая дробинкам начальную скорость 228 м/сек.

Бесшумность выстрела обеспечивает поршень, выталкивающий поддон-контейнер. Подходя к передней части гильзы он врезается в резьбу, теряет свою энергию и останавливается, надежно блокируя пороховые и капсюльные газы. В результате сила звука и пламени резко уменьшаются. Звук лишь немного громче, чем от удара курка по бойку револьвера при холостом спуске. Разумеется, контейнер с дробинками можно заменить пулей.

Недостаток подобных боеприпасов том, что они опасны как до выстрела (поскольку представляют собой миниатюрные заряженные стволы), так и после него (ибо превращаются тогда в миниатюрные гранаты). С первой опасностью справляются посредством укладки таких патронов в особо прочные стальные коробки; со второй - путем подрыва использованных патронов.

Теперь, рассмотрим образец известнейшего бесшумного оружия, реализующего указанные способы.
Немецкий 9-мм пистолет-пулемет MP5SD производства Heckler & Koch. Это бесшумный вариант широко известного во всем мире укороченного MP5K, состоящего на вооружении полиции, пограничников и спецподразделений не только Германии, но и многих других стран.

В отличие от базовой модели, MP5SD имеет более короткий ствол с 30-ю радиальными отверстиями в нем для истечения газов и двухкамерный глушитель. Короткий ствол и часть отверстий способствуют снижению начальной скорости пули. Затем она попадает в глушитель. В первую (заднюю) камеру открыта другая часть отверстий, в ней происходит расширение объема газов. Вторая (передняя) камера (5) начинается от дульного среза ствола, в ней имеется диффузор, предназначенный для завихрения и расширения газов.

Устроен диффузор следующим образом: внутренняя труба глушителя (1) выполнена в виде прямоугольного объема с квадратным поперечным сечением. В каждой его стенке на всю ширину выштампованы два прямоугольных окна (2). Выштампованный листовой металл (4) попарно отогнут внутрь, причем соприкасается с тем, который отогнут из окна с противоположной стороны. Эти плоскости соединены со стенками сварным швом (3). Образованные таким образом двугранные углы своими ребрами обращены в сторону, противоположную направлению стрельбы. По оси канала объема во всех двугранных углах просверлены отверстия (6) для прохода пули.

Во время стрельбы в диффузоре возникают сильные завихрения пороховых газов, их скорость снижается, в результате чего уровень звука "на выходе" очень сильно падает. Звуковая волна от пули тоже отсутствует, так как ее начальная скорость составляет всего 285 м/сек (по сравнению с 375 м/сек в MP5K). Отсутствие в глушителе резиновых пробок и энергопоглащающих материалов делает срок его службы практически неограниченным.