Зачем нужно контролировать объем масла в коробке передач? Какое масло и сколько заливать в коробку передач, когда это делать? Интервалы смены трансмиссионной смазки.

Замена масла в КПП автомобиля «ВАЗ-21099» прямо влияет на техническое состояние транспортного средства, качество и срок работы деталей, безопасность и комфортабельность вождения. способствует плавной работе механизма, снижает силу трения деталей друг о друга и выступает в роли теплообменника, не позволяя КПП выйти из строя из-за перегрева.

Замену масла в КПП следует производить регулярно.

Теоретические сведения

Перед процессом замены любой автовладелец интересуется вопросом – сколько литров масла в коробке машины «ВАЗ-21099». Из технической заводской документации следует – в 5-ступенчатой КПП находится 3,3 литра, а в 4-ступенчатой ровно 3 литра.

Интервалы замены масла

Опираясь на заводскую документацию, менять масло нужно каждые 70 – 80 тысяч километров пробега, но не реже чем 1 раз в 4 – 5 лет при среднегодовом пробеге в 15 – 16 тысяч км. В реальности ситуация складывается несколько иначе – серьёзное влияние на интервалы замены оказывают погодные условия, состояние окружающей среды, условия эксплуатации и хранения (стоянки). По мнению экспертов, каждые 35 – 40 тыс. км., при этом на промежутке после 30 тыс. км. уже возможно возникновение первичных признаков нарушений:

  • тяжёлое и неточное переключение передач;
  • посторонние шумы;
  • вибрации.

Если вышеперечисленные признаки начали проявляться у вашего авто недавно, настоятельно советуем заменить масло как можно скорее - это позволит снизить износ деталей КПП и компенсирует возможные убытки от поломок.

Какое масло выбрать

  • Волнез ТМ4” (80W-90; GL-4);
  • Омскойл транс П (80W-85; GL-4/5);
  • Рексол Т (80W-85; GL-4).

Среди опытных автомобилистов выбор пал на более надёжных, по их мнению, производителей:

  • Mobil;
  • Castrol;

При первичной замене в КПП «ВАЗ-21099» и отсутствии опыта использования стоит остановиться на мнении знакомых, отзывах автолюбителей в интернете и советах авторитетных изданий, что в результате позволит сделать правильный и обоснованный выбор. Мы советуем вам залить масло в КПП производства Zic или Castrol.

Контроль уровня и необходимый объём

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо постоянно в КПП с помощью щупа. На щуп нанесены две контрольные метки (чёрточки), обозначающие минимальный и максимальный уровень масла в КПП. Минимальная метка свидетельствует о необходимости доливки (обычно операцию производят каждые 4 – 5 тыс. км.), а максимальная – об отсутствии причин для волнения.

Контроль производят следующим образом:

  1. В КПП откручивают или вынимают щуп (отверстие от него обычно используется как заливная горловина).
  2. Протирают металлическую часть сухой чистой тканью.
  3. Вставляют щуп обратно и вновь вынимают – вы видите реальный уровень масла в КПП.

Стандартом считается объём смазывающей жидкости в интервале между минимумом и максимумом, т.е. примерно посередине меток.

Доливка масла

Доливку масла в КПП «21099» производят только после контроля уровня и с учётом его стремления к минимуму. Как правило, в 5-ступку доливают от 0,5 до 0,8 литра, а в 4-х ступку – до 0,6 литра. Важно использовать для доливки масло того же производителя и той же вязкости, что сейчас используется в КПП вашего автомобиля, смешивание недопустимо и может привести к полному выходу из строя коробки передач или отдельных её частей. с помощью масляного шприца или воронки, после чего измеряют уровень с помощью щупа. Обычно доливку производят поэтапно, периодически контролируя уровень, поскольку объём сверх максимума приведёт к выдавливанию из КПП через прокладки, сальники и приводы, что обязательно приведёт к их замене.

Что необходимо для замены

Для собственноручной замены необходимо подготовить следующий комплект инструментов и подручных средств:

  • эстакада, подъёмник или яма;
  • ключ накидной на 12 и 17;
  • шприц заливной или воронка;
  • мягкая проволока, гибкий шланг длиной 25 – 30 см., изолента;
  • канистра или прочая пустая ёмкость объемом 4 – 5 литров;
  • масло для замены объёмом 5 литров;
  • сухая чистая ткань.

Перед началом замены прогрейте автомобиль и совершите небольшую поездку протяжённостью 5 – 6 километров.

Пошаговая инструкция

Подготовив автомобиль и весь необходимый инструмент для замены масла в КПП своими руками, мы приступаем к сливу старого смазочного вещества и очистке сопутствующих элементов.

Сливаем масло

Загоните автомобиль на эстакаду или смотровую яму, приготовьте пустую ёмкость, ключи и проволоку.

  1. Снимите резиновый колпачок с сапуна и прочистите его с помощью проволоки и тряпочки.
  2. С помощью ключа открутите сливную пробку на КПП и подставьте пустую ёмкость для слива старого масла. Процесс полной очистки займёт 15 – 20 минут.
  3. Плотно закрутите сливную пробку на место.

Коробка передач полностью подготовлена для замены смазывающего материала, а значит, можно приступать к следующему этапу.

Заливаем новое масло

Если КПП оборудована заливной горловиной, то процесс заливки достаточно прост:

  1. Вставьте в заливную горловину воронку.
  2. Залейте 3 – 3,3 литра масла в зависимости от количества передач в коробке.
  3. Проверьте уровень с помощью щупа.

Если заливная горловина отсутствует, воспользуйтесь масляным шприцем, предварительно надев на него гибкий шланг и зафиксировав место соединения изолентой.

  1. Наберите полный шприц (итоговый объём отслеживаем по уровню на канистре).
  2. Вставьте шланг в заливное отверстие и с помощью шприца влейте необходимое количество смазывающей жидкости.
  3. Плотно закручиваем заливную пробку.

Процесс замены масла в КПП сложен лишь на первый взгляд и может затянуться при первой замене, в последующем вы сможете производить эту операцию за считанные минуты и даже с закрытыми глазами. Главное, не забудьте, а лучше запишите, на каком пробеге была последняя замена.

2183 Просмотров

Коробка переключения передач решает в автомобиле очень многое. Если она не будет работать как надо, то самое малое – это у автомобиля повысится расход топлива. А самое страшное – коробку передач придется менять. Поэтому, периодически нужно проводить ТО для КПП. Самое простое, что можно сделать самостоятельно (хотя, мы советуем доверить данную работу профессионалам из автосервиса) – так это вовремя менять масло. Давайте разберемся, как это правильно делать, и какое масло выбрать.

Когда менять масло в КПП

Тут мнения расходятся, как и реальная необходимость коробок передач в замене масла. Одни аппараты требуют полной замены уже через 80-120 тысяч километров, а другие без проблем ездят и по 400 тысяч. Очень многое зависит от состояния и «возраста» коробки передач.

Еще хотелось бы отметить такой немаловажный пункт, как то, что в автоматической коробке передач жидкость менять НУЖНО! Производители уверяют нас, что этого делать не надо, что масло не меняется, но давайте подумаем вместе. Со временем детали вырабатываются, и в масле появляется металлическая стружка. Она приводит к еще большей выработке. Как следствие, автоматическая (как и любая другая) коробка передач «убивается». Выводы делайте сами.

Сколько стоит замена гидравлики

Это действительно животрепещущий вопрос – сколько стоит замена масла. Цены на масло растут прямо на глазах, а менять его нужно, иначе предстоит еще более дорогостоящий ремонт. Поэтому давайте обсудим этот вопрос. Поскольку доллар «скачет», а вместе с ним и цены, будем отталкиваться именно от этой денежной единицы.

В среднем, литр жидкости для КПП стоит в районе 4-8$. А в среднюю коробку передач легковой машины помещается около 4 литров.

Сюда же запишите статью расходов непосредственно на саму замену смазки. Как мы писали выше, мы настоятельно рекомендуем воспользоваться услугами автосервиса. У них можно заказать как частичную замену жидкости, так и полную. Первая обойдется примерно в 600-800 рублей, а вторая – около 1200.

Почему такой большой разброс? Все дело в том, что в первом случае все делается вручную, а во втором же будет задействован специальный автомат, который полностью вымоет старую смазку из системы и загонит туда новую.

Также учтите, что в случае полной замены количества жидкости должно быть больше, примерно в полтора-два раза.

Какую замену выбрать – решать вам.

Есть еще один момент, который стоит вашего внимания. При частичной замене смазки перед покупкой узнайте, какое было залито в коробку передач ранее. Не нужно мешать продукты разных производителей.

Ну а если вы не послушались нашего совета, то аккуратно соберите все масло, которое вылилось и посмотрите, сколько литров было. Заливать нужно тот же самый объем. Безусловно, потом можно будет посмотреть по точкам на щупе, но лучше сразу точно знать, сколько лить. Объем масла в АКПП тоже нужно заливать строго ограниченный. Меньше – автомат будет дергать машину. Больше – также плохо.

Менять трансмиссионную жидкость обязательно нужно «на горячую». То есть, температура двигателя должна быть рабочей – около 80 градусов.

Виды масел

Не только КПП идут разных типов. Трансмиссионные жидкости тоже делятся на несколько видов:

Тип гидравлики:

  • синтетическое;
  • полусинтетическое;
  • минеральное;
  • гидрокрекинговое.

Вязкость:

  • сильновязкие;
  • слабовязкие.

Для разных видов КПП:

Заранее обзаведитесь емкостью для сбора трансмиссионного отработанного масла. Она должна быть не менее 4-5 литров, а рядом с собой поставьте еще одну на всякий случай. Такой ход не будет лишним.

Если вы не хотите узнать, какое на ощупь отработанное масло, – наденьте перчатки.

Если у вас на автомобиле установлен автомат, то при использовании герметика (если будете снимать поддон коробки передач) тщательно выбирайте его. Дело в том, что для АКПП масло идет более едкое. Обычный герметик такой смазкой очень даже хорошо разъедается. Есть специальные герметики для применения с таким .

Добро пожаловать!
Какое всё таки нужно заливать масло в коробку передач на «Классике»? А сколько входит масла в коробку? Эти вопросы нам задают очень часто, но не все люди как правило знают на них ответ и поэтому специально для таких людей мы раскроем эти вопросы более подробнее в статье.

Какое масло нужно заливать в коробку?

Если говорить об автомобилях «Классического» семейства с 4-х и с 5-ти ступенчатой коробкой передач, то туда заливается лишь специальное трансмиссионное масло, которое будет смазывать все шестерни которые находятся в коробки во время их работы.

Из выше прочитанного мы поняли то что в коробку заливается лишь трансмиссионное масло, а какой класс вязкости у этого масла и какая группа должна быть, спросите вы? Для классики группа масла должна быть либо «GL-4» либо «GL-5». А класс вязкости должен иметь обозначения «SAE75W90», либо «SAE75W85», либо «SAE80W85».

Что значат все эти обозначения и где они находятся?

Эти обозначения как правило пишутся на коробках в которых находится масло, а означают они класс вязкости данного масла и группа к которой относится то или иное масло, разберём по подробнее:

GL-4 – эти масла содержат в себе высокое содержание присадок. В основном такой вид используется лишь на автомобилях со ступенчатыми коробками передач, которые работают в условиях высоких скоростей но при маленьком крутящем моменте, а так же в условиях малых скоростей но при большом крутящем моменте.

GL-5 – эти масла созданы для применения в «Гипоидных передачах – это такие передачи в которых две шестерни крутятся под наклоном, пример такой передачи смотрите на фоту чуть ниже». На данный момент на классике гипоидная передача находится лишь в редукторе и поэтому как вы уже поняли в редуктор необходимо заливать лишь масла группы «GL-5». Но так же эта группа масел нашла своё применение и в коробке, но в основном такая группа используется лишь для коробки которая постоянно работает в тяжелых условиях эксплуатации.

SAE75W90 – это как таковой класс вязкости масла, а именно данная аббревиатура подразумевает то что масло полу-синтетика или же просто синтетика, такое масло ещё принято называть всесезонным, потому что если взглянуть на цифры при которых масло либо застывает, либо закипает то эти цифры выходят за пределы +35 и -40, в связи с этим такое масло можно использовать на автомобилях которые эксплуатируются в России, потому что такой климат для нашей страны считается практически нормой.

SAE75W85 – такой класс вязкости тоже используется для так называемых всесезонных масел, а температура при которой масло будет застывать выходит за пределы -40 и не должна превышать +45 а иначе масло может закипеть.

SAE80W85 – и последний тип вязкости масла, 80W-85, который закипает при градусах свыше +35 и не замерзает до -30 градусов.

Сколько входит масла в коробку на классике?

Многие люди привыкли задавать этот вопрос именно в такой форме, но на самом деле это неправильно поставленный вопрос, потому что масло находится как в таковом картере коробки и поэтому было бы правильно задавать свой вопрос именно так: «А сколько войдёт трансмиссионного масла в картер коробки?»

На самом деле это и не так важно, всё равно вить суть остаётся одна, ну так перейдем ближе к ответу на поставленный вопрос, а будет звучать он именно так: Если на автомобиле установлена 4-х ступенчатая коробка, то в неё войдёт только лишь 1,35 литров трансмиссионного масла, а если же коробка будет стоять 5-ти ступенчатая то все 1,6 литров!

Качество и достаточное количество смазывающей жидкости напрямую влияет на работоспособность узлов и отдельных агрегатов автомобиля. Разные модели авто нуждаются в различном объеме смазывающей жидкости. И то, сколько масла нужно заливать в коробку передач, и как часто это делается, регламентируется конструкционными особенностями транспортного средства.

Для разных машин также будет различным и тип смазывающей жидкости. Это зависит и от возраста агрегата и от его конструкции. Также нужно руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя транспортного средства.

Наиболее востребованной эта операция является для классических моделей ВАЗ. Ведь по рекомендациям тольяттинских инженеров интервал по замене должен лежать в пределах 60-70 тыс. км пробега. Хотя практика показывает, что делать это предпочтительнее примерно на 10 тыс. км раньше.

Интенсивная работа шестеренок в КПП приводит к их выработке, если не менять долго смазку. Это будет заметно по металлической стружке, собирающейся на магнитной крышке, которая вкручена там, где заливается масло в коробку передач.

Подготовка авто для замены масла в КПП

Замена масла требуется в таких случаях:

  • цвет масла стал черным либо коричневым;
  • появился жженый или горелый запах ;
  • уровень смазки заметно упал ниже минимальной отметки по щупу;
  • в смазке явно видны крупицы металлической стружки.

При сниженном уровне можно пробовать доливать, но чаще спасет полная замена трансмиссионной жидкости.

Подбор масла для трансмиссии

Основной выбор масла заключается между такими типами:

  • минеральное;
  • полусинтетическое;
  • синтетическое.

Минеральное масло применяется на более старых моделях транспортных средств. За счет своей невысокой вязкости и текучести оно хорошо держится в коробках со значительной выработкой и возможными зазорами в корпусе.

Полусинтетическое имеет меньшую вязкость и легче проникает на различные участки любого редуктора. В нем обычно содержатся химические присадки повышающие устойчивость к коррозии, защищающие от закипания или значительных перегревов.

Синтетическое масло является наиболее текучим за счет своей низкой вязкости. Молекулы этой смазки могут быстро проникать сквозь различные щели, поэтому в редукторе с некачественными герметическими свойствами возможны протекания и уменьшения его объема.

Трансмиссионное масло

Тем, кто интересуется, сколько литров масло в коробке передач должно находиться, подскажем примерную формулу. Для «классики» потребуется объем около 1,5 л, а для машин модельного ряда «девятки» или «десятки» нужно будет запастись 3,5 л.

Замена масла в КПП

Сливать отработанную смазывающую жидкость будет легче, если температура ее будет выше. Для этого можно проехать несколько километров, и вернуться на место проведения операции. Далее ставим автомобиль либо на яму, либо на эстакаду. После этого нужно заглушить мотор и зафиксировать авто с помощью стояночного тормоза.

Допускается небольшое поддомкрачивание автомобиля таким образом, чтобы наклон позволял максимально избавиться от отработки. После ее давления можно поддомкратить авто с другой стороны.

Шаг 1. Открываем заливное отверстие Шаг 2. Контролируем уровень масла Шаг 3. Заливаем с помощью воронки Шаг 4. Добавляем с помощью шприца

Сливать можно после достижения маслом температуры около 40-45 С, чтобы не получить ожоги.

  1. Очищаем зону, в которой располагается заливное отверстие, и откручиваем резьбовую пробку.
  2. Под сливное отверстие подставляем достаточную емкость для удаления отработки. В защитных резиновых перчатках раскручиваем ключом резьбовую пробку слива. Делать это желательно не рожковым ключом, а накидной головкой, чтобы не повредить резьбу.
  3. Надо дождаться пока максимальное количество жидкости сольется из КПП.
  4. С магнитной пробки требуется удалить возможные частички металлической стружки.
  5. Когда из КПП практически прекращает выходить отработка, можно закручивать сливную пробку на свое место.
  6. Для «классических» моделей ВАЗ используем специальный шприц либо приспособление из гибкого шланга и зафиксированной на одном из его концов лейки. В других моделях можно обойтись простой пластиковой лейкой.
  7. Контролируем уровень масла с помощью щупа или по нижнему уровню смотрового отверстия. Некоторые водители немного приподнимают с помощью домкрата авто, чтобы долить «лишние» 200-250 мл масла.
  8. После этого можно закручивать заливное отверстие.

Узнать более точный уровень можно после того, как автомобиль проедет несколько километров или проработает на холостых оборотах 10-15 минут. Затем глушим авто и через 5-7 минут меряем уровень щупом. При необходимости жидкость доливаем. Избыток можно слить через соответствующее отверстие.

Замена масла в коробке передач является важной частью ухода за любым автомобилем. Со временем смазочный материал стареет и перестаёт выполнять свои функции, тем самым обуславливая износ деталей устройства. КПП вазовской «девятки» отличается надёжностью и долговечностью, но без обслуживания она не обходится. несложна, с этой задачей автомобилисту под силу справиться самостоятельно. Перед тем как залить масло в коробку «ВАЗ-2109», важно ознакомиться с рекомендациями автопроизводителя.

Периодичность замены

Несмотря на выносливость КПП, она тоже имеет свойство изнашиваться и периодически требует к себе внимания со стороны автовладельца. Плановая замена масла в коробке «ВАЗ-2109» должна осуществляться через каждые 70 тысяч км. пробега или спустя 5 лет работы. Однако если из устройства начали появляться посторонние звуки, процедуру необходимо осуществить раньше. Также необходимо учитывать тот факт, в каких условиях эксплуатируется автомобиль. Иногда сроки замены сокращаются практически вдвое, например, для машин, подвергающихся большим нагрузкам, периодичность обслуживания составит около 40 тысяч пробега.

Проверяем объём и состояние масла

Через каждые 5 – 10 тысяч км. рекомендуется проверять уровень, состояние масла, а также коробку на предмет течей. Постоянный контроль позволяет уберечь детали от износа, своевременно предупредив необходимость ремонта. Автомобиль при проведении процедуры должен располагаться на ровной поверхности.

Проверить уровень масла в КПП «ВАЗ-2109» можно с помощью измерительного щупа, находящегося под капотом. Для этого вытащите прибор, протрите от смазки и вставьте обратно до упора, затем снова выньте и оцените результаты.

В идеале уровень масла находится на верхней отметке измерителя, если же нет – то обязательно следует долить жидкость до нужного показателя, при этом важно не переливать смазку выше, чем положено. Нижняя метка прибора показывает минимально допустимое значение, а в случае его понижения уже существует опасность скорого выхода из строя коробки.

Кроме того, важно проследить за состоянием жидкости. О многом скажет её цвет, который имеет свойство меняться со временем и часто далёк от изначального. Если масло сохранило прозрачность, но немного потемнело, то это считается нормой, но если оно помутнело и выглядит грязным, значит, в нём накопилось большое количество металлической стружки и других отложений. Также важно обратить внимание на наличие горелого запаха. В таком случае коробка срочно нуждается в замене смазочного материала.

Варианты масла для коробки передач «ВАЗ-2109»

То, что от качества заливаемого смазочного материала зависит работа трансмиссии – давно не секрет, а известный факт. Неграмотно выбранный продукт может отразиться на функционировании устройства и привести к очень нежелательным последствиям. Для КПП «девятки» не требуется покупки сверхдорогого масла, но всё же его технические характеристики играют не последнюю роль в обеспечении стабильной работы. Существуют определённые рекомендации по подбору подходящей данному автомобилю смазки. К выбору следует отнестись со всей ответственностью, ведь от того, какое масло залить в коробку «ВАЗ-2109», и будут зависеть исправность, срок службы устройства, а также периодичность замены.

  • Омскойл Транс П класса GL-4/5;
  • Рексол Т GL-4;
  • Волнез ТМ4 GL-4.

Завод лил в автомобили минеральную смазку от Лукойл, но на практике в зимний период жидкость не приспособлена справляться с очень низкими температурами.

«девятки» достаточно широк и не ограничивается несколькими брендами. Производителем рекомендовано к применению масло классификаций GL-3 и GL-4, а также ТМ-3 и ТМ-4 по российским стандартам. Вы можете подобрать любое, соответствующее этим требованиям. Полусинтетические и синтетические смазки ведут себя гораздо лучше на морозе, обеспечивая быстрый разогрев и сохранение своих свойств даже при очень низких температурах.

Не менее важно также приобрести , не нарвавшись на подделку, поэтому покупать масло нужно у проверенных продавцов, которые имеют соответствующие сертификаты, подтверждающие качество продукции.

На самых первых выпущенных автомобилях для трансмиссии использовалось то же масло, что заливалось и в мотор. Это рекомендовал и производитель. Сейчас же дефицита автохимии не наблюдается, поэтому лучше использовать специализированную продукцию по назначению.

Сколько заливать

Сколько масла заливать в коробку «ВАЗ-2109», зависит от типа конструкции трансмиссии. Ранее «девятки» оснащались четырёхступенчатой КПП, немногим позже – пятиступенчатой. В любом случае приобрести можно канистру ёмкостью от четырёх литров.

Количество масла, которое понадобится для замены:

  • четырёхступенчатая коробка вмещает 3 литра смазки;
  • для пятиступенчатой объём масла составит 3,3 литра.

Инструменты и материалы

Чтобы обновить трансмиссионное масло в коробке «ВАЗ-2109», необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:


Доливка масла

Регулярная проверка уровня жидкости в коробке «ВАЗ-2109» позволит поддерживать устройство в исправном состоянии на протяжении долгих лет.

Сориентировавшись по меткам на щупе, при необходимости долейте масло. Очень важно поддерживать уровень трансмиссионной жидкости на максимальной отметке. Падение объёмов до минимума приводит к сильному износу коробки автомобиля, в результате чего ей грозит ремонт или полный выход из строя. Доливка проводится с использованием щупа и воронки в отверстие измерительного прибора, куда заливать масло следует, если КПП обслуживаемая. На случай, если щуп у автомобиля отсутствует, применяется шприц, а жидкость добавляется в отверстие заливной горловины.

Доливать следует продукт исключительно идентичный тому, что использовался ранее, смешивание различных составов может крайне отрицательно отразиться на коробке.

Пошаговая инструкция по замене в КПП на «девятке»

ВАЗ выпускал «девятки» с обслуживаемыми коробками, не оснащёнными измерительным щупом.

Перед процедурой необходимо разогреть трансмиссионную жидкость, чтобы она лучше сливалась. Для этого достаточно проехать 5 – 10 км., после чего загнать машину на яму или установить на подъёмник.

Как залить масло в коробку «ВАЗ-2109» без щупа

Процесс замены масла в МКПП состоит из трёх основных этапов. Когда подготовка уже осуществлена и доступ к днищу автомобиля получен, переходим к следующему шагу.

Сливаем масло

Снимите резиновый колпачок сапуна КПП, очистите его и установите обратно. Выверните болт сливного отверстия ключом на 17, затем докрутите вручную. Отработку сливаем в заранее подготовленную тару, её из коробки должно вытечь около трёх литров, при условии, что уровень масла находился в норме. После того как удалось слить из КПП всю жидкость, пробку закручиваем.

Заливаем новое масло

Для коробок с наличием щупа новая трансмиссионная жидкость заливается непосредственно в отверстие измерительного прибора при помощи воронки, при этом легко контролировать уровень заливаемой смазки.

Без щупа проводить сложнее. Заливная горловина располагается чуть выше справа от сливного отверстия, а измерять уровень придётся по её кромке. Откручиваем пробку и льём масло специальным шприцем с маслопроводом на конце. По достижении жидкостью верхней кромки отверстия залив прекращаем, возвращаем крышку на место.

Существует также вариант замены масла через отверстие привода спидометра. При этом уровень заливаемой смазки легко просматривается, но такой способ предполагается использовать в крайнем случае, если нет возможности осуществить процедуру стандартным образом.