Замена тормозной жидкости своими руками: пошаговая инструкция. Замена тормозной жидкости своими руками

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Для вас не является секретом то, что многие технологические операции по обслуживанию или ремонту автомобиля, мы с вами в состоянии выполнять своими руками.

Для чего или зачем? Это уже второй вопрос. Хотя и немаловажный. Хотя бы для того, чтобы сэкономить семейный бюджет.

Чтобы быть уверенным на 100%, что диагностика подвески, проверка уровня тормозной жидкости, или непосредственно замена тормозной жидкости проведена в соответствии с требованиями, а не на «глазок».

Зачем менять тормозную жидкость

Прежде, чем ответить вам на вопрос, - как поменять тормозную жидкость, давайте разберемся, зачем её менять.

Замена тормозной жидкости с АБС

При замене ТЖ в нужно учитывать некоторые нюансы. Если гидроаккумулятор, блок клапанов, насос конструктивно расположены в одном узле, то замена производится в обычном порядке.

Если же вся система АБС раздельна, то лучшим вариантом будет замена ТЖ в сервисе. Устройство для замены тормозной жидкости позволит провести закачку в тормозную систему под давлением, что снизит вероятность попадания воздуха («завоздушивание») в систему.

Для замены ТЖ в тормозных системах с ESP или SBC в обязательном порядке требуется установка для замены тормозной жидкости. Дело в том, что здесь имеет значение последовательность открытия клапанов гидромодуля. Т.е. своими силами вы просто не сможете произвести замену ТЖ.

Успехов вам при проведении замены тормозной жидкости своими руками.

Вам понадобится

  • - Тормозная жидкость;
  • - Трубный гаечный ключ;
  • - Инструкция пользователя;
  • - Резервуар для отработанной тормозной жидкости;
  • - Чистящая жидкость в форме аэрозоля.

Инструкция

Очистите главный тормозной цилиндр путем распыления специализированной чистящей жидкости. Это исключает возможность загрязнения системы при замене жидкости. Откройте главный цилиндр и слейте отработанную жидкость. Заполните цилиндр с новой жидкостью.

Затем поднимите автомобиль, с помощью домкрата, чтобы получить доступ ко всем клапанам. Слегка ослабьте предохранительный клапан. Всегда используйте трубный гаечный ключ – обычные гаечные ключи не подойдут. Если вы не можете ослабить клапан, попробуйте использовать чистящую жидкость или даже нагреть его с помощью пропановой горелки. Вышеописанных способов должно быть вполне достаточно для того, чтобы отвинтить клапан. Если вы отломили крышку клапана, то необходимо ее заменить. Это не составит большого труда.

Большинство современных автомобилей имеют диагональную систему. Например, левое переднее колесо и правое заднее колесо могут приводиться в действие от одного из резервуаров в главном цилиндре, а правое переднее и левое заднее - от другого. Некоторые автомобили имеют переднее и заднее распределение. Если вы не знаете этого, просто начните с одного колеса, а затем перейдите к другому.

Вам также понадобится помощник, чтобы сделать все правильно. По вашему сигналу он будет нажимать на педаль тормоза. Чтобы избежать проседания педали, поместите небольшой кусочек дерева под ней. Когда помощник нажимает на педаль, вам необходимо открыть предохранительный клапан и начать сливать отработанную жидкость в пустую емкость. Как только педаль дойдет до крайнего нижнего положения, вам необходимо закрыть клапан. Повторяйте процесс, пока не сольете всю жидкость. Затем перейдите к следующему колесу и повторите процесс.

После того как вы закончите, нажмите на педаль тормоза несколько десятков раз. Это поднимет уровень жидкости в главном тормозном цилиндре. Когда он перестанет расти, то процесс закончен. Чтобы избавиться от предупреждающего индикатора, который при этом загорится, сильно нажмите на педаль один раз.

Видео по теме

Обратите внимание

Хотя тормозная жидкость не имеет срока годности, она обладает свойством поглощать воду. Поэтому не допускайте попадания большого количества влаги в тормозную систему. Также рекомендуется делать продувку тормозной системы при каждой замене тормозной жидкости. В противном случае, вся тормозная система может прийти в негодность и ее придется менять. Такой ремонт стоит намного дороже, чем сама продувка.

Трудно переоценить значение тормозов в нашей жизни. Речь идет о безопасности. Чтобы тормоза были в порядке, требуется своевременная замена тормозной жидкости.

Вместо того чтобы сделать это в полной мере, некоторые автомобилисты практикуют ее частичный долив.

Замена тормозной жидкости четко регламентирована всеми производителями авто. Как правило, ее необходимо менять через два-три года или через 36000-60000 км пробега для массовых автомобилей и через 5000-10000 км для авто класса люкс.

Замена тормозной жидкости ВАЗ происходит по такому же принципу, как и в других авто. Температура ее нагрева в обычном режиме (по городским дорогам) достигает 150 о С, при экстремальном вождении - до 180 о С, а при торможении доходит до 200 о С.

В этом нет ничего страшного, потому что производители выпускают жидкость с до 265 о C. Она поглощает влагу в процессе работы из воздуха, существенно уменьшая эту температуру. Если наберется 2-3% воды, то кипение начнется уже при 145 о -160 о С, произойдет паровая блокировка тормозов т.е. провал педали.

Чтобы избежать этого необходимо контролировать температуру ее кипения с помощью специального прибора. Его зонд погружается в жидкость, нагревается, определяя температуру кипения с погрешностью 3%, весь процесс занимает не более 1 минуты.

Оборудование для замены тормозной жидкости представляет собой простой набор инструментов и подручных средств. Понадобятся отвертки и ключи, кусок прозрачного шланга и емкость для отработанной жидкости.

Для проведения процедуры желательно иметь помощника, хорошо, если авто будет заведено на эстакаду. В каком же порядке происходит замена тормозной жидкости в девайсах?

Сначала нужно поменять ее на заднем правом, потом переднем левом, заднем левом и, наконец, на переднем правом механизмах.

Исключите возможное движение авто;

Откройте пробку на бачке главного ;

Добавьте в бак новую тормозную жидкость;

Уберите мусор с клапанов выпуска воздуха и освободите рабочие цилиндры тормозных механизмов от колпачков на всех колесах;

Натяните трубку на клапан для выпуска воздуха рабочего цилиндра тормозного механизма, начните (как писалось выше) с механизма, расположенного на заднем колесе с правой стороны, противоположный конец трубки вставьте в бутылку;

Придавите резко тормозную педаль четыре-пять раз, с небольшими промежутками между ними в пару секунд, после этого держите ее нажатой;

Откройте клапан, из которого выпускается воздух, из крана польется отработанная тормозная жидкость, педаль надо продолжать нажимать. После того как она прекратит течь, закройте его;

Предыдущие манипуляции проделайте для тормозных механизмов всех колес в вышеуказанном порядке;

Проверьте свою работу путем давления на педаль тормоза, движение педали должно быть ровным при всех нажатиях.

Также требуется обновление тормозной жидкости в гидроприводе выключения сцепления. Операции проводятся те же, только при этом участвует педаль сцепления и вышеуказанный гидропривод. Верните все элементы в обратном порядке на свои места.

Как видно из вышесказанного, эта процедура довольно проста.

Теперь с тормозами будет все в порядке, и на дорогах вас не постигнет несчастье в виде их "отказа". Вы можете быть спокойны за свою жизнь и жизнь ваших близких.
Пренебрежение этой процедурой может привести к неожиданным поворотам в вашей судьбе.

Для того, чтобы самостоятельно заменить тормозную жидкость в автомобиле, необходимо знать порядок действий и чётко следовать им.

В настоящее время многие автовладельцы самостоятельно выполняют различной сложности ремонт своих автомобилей, не прибегая к услугам автосервиса. А почему бы и нет? Экономия - во первых, а во вторых вы всегда знаете, что именно делалось с вашим авто, не все автосервисы добропорядочны. Своевременная смена тормозной жидкости (по тексту - ТЖ) способствует эффективной и безотказной работе тормозной системе автомобиля. В статье последовательно опишем процесс проведения операции по замене тормозной жидкости в вашей машине.

Как часто необходимо менять тормозную жидкость

Исходя из существующих рекомендаций, для большинства автомобилей необходимо производить замену жидкости после сорока тысяч километров, или двух лет активной эксплуатации. Основная причина, по которой следует менять её - большая гидроскопичность. В процессе длительной эксплуатации в составе жидкости накапливается влага, и соответственно теряются свойства. К тому же она подвергается серьезным нагрузкам в момент торможения.

Прежде чем, приступать к замене, следует уточнить некоторые технические особенности вашего транспортного средства. В настоящее время используются, как правило, 2-х контурные тормозные системы. Расположение контуров может быть только двух вариантов - параллельным или диагональным. В случае диагональной схемы нахождения контуров желательно осуществить следующую последовательность замены: заднее правое, затем левое переднее автомобильное колесо, затем переходим к заднему левому диску и переднему правому колесу.

Если параллельно размещены контуры: начинаем с заднего правого, переходим к правому переднему колесу, с другой стороны заднее левое колесо и левое переднее. Если ваш любимый автомобиль оборудован системой АВС и объединенными в одно целое гидроаккумулятором, системой клапанов и насосом замена жидкости осуществляется в обычном порядке.

Если используется раздельная система АВС, выполнить замену только в условиях автосервиса. Транспортные средства, оборудованные системами ESP и SBC замена также осуществляется только в автосервисе. Непременное условие, которое следует помнить, что тормозную жидкость можно менять только на ту, которая использовалась в машине или рекомендована заводом-производителем.

Последовательность замены тормозной жидкости

Обычно замену ТЖ выполняют вдвоем. Для качественного выполнения работ лучше воспользоваться эстакадой подъемником или смотровой ямой. Если нет возможности использовать техническое оборудование, можно установить машину на подставки, или домкратить поочередно каждое колесо.

Желательно иметь под рукой видеоэндоскоп, дабы контролировать процесс и качество выполняемых работ. Позволить себе купить видеоэндоскоп может сегодня каждый автолюбитель. Стоимость автомобильного видеоэндоскопа варьируется от 10 до 50 тысяч рублей. Это существенно облегчит весь процесс замены жидкости и даст возможность тщательно рассмотреть повреждения тормозных шлангов.

В случае выявления незначительных трещин, следует незамедлительно заменить старые тормозные шланги новыми, желательно армированными. Не следует экономить на тормозной системе своего автомобиля. При помощи резиновой грушей или медицинского шприца выкачиваем из бачка жидкость до метки Min. Затем доливаем новую жидкость до горловины расширительного бачка. После этого снимаем необходимое колесо, с самого клапана снимаем резиновый колпачок. На это место подсоединяем прозрачный шланг, другой конец опускаем в абсолютно чистую емкость. В этот момент напарник нажимает 3-4 раза ногой на педаль тормоза и удерживает ее в рабочем положении до команды напарника.

При помощи ключа на 8 очень аккуратно откручиваем клапан прокачки, пока не потечет "тормозуха" из шланга. Педаль тормоза проваливается до конца. Затем закручиваем кран прокачки до упора. Подается команда помощнику полностью отпустить педаль и затем повторно выполнить 3-4 нажатия. Такую процедуру выполнять, пока из трубки не появится чистая ТЖ. Весь комплекс процедур необходимо выполнить с каждым колесом, строго соблюдая последовательность. После прокачки одного из колеса, обязательно долить тормозной жидкости в расширительный бачок.

Про тормозную жидкость знает, наверное, каждый водитель. Практически каждый сталкивался с ее заменой или хотя бы необходимостью ее доливать. И, конечно, всех волнует вопрос, о том как часто нужно менять тормозную жидкость? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Что это такое?

В автомобиле цилиндры есть не только в двигателе, а и в Так, главная задача жидкости - передача движения поршня главного цилиндра к рабочим. Последние располагаются возле колес и действуют непосредственно на колодки. Данная жидкость значительно отличается по своему составу от воды в первую очередь тем, что не закипает при высоких температурах, которые возникают при работе.

Ведь давление в данной системе достигает нескольких атмосфер. Чтобы избежать закипания, в тормозную жидкость добавляют специальные присадки. Они стабилизируют ее свойства.

Зачем ее нужно менять

К сожалению, не вечна. Главный ее недостаток - чрезвычайная гигроскопичность.

Она способна впитывать в себя воду из окружающей среды. Достаточно всего 3%, чтобы она стала полностью непригодной. Именно это свойство и делает необходимым замену жидкости. По мере накопления в ней воды она имеет тенденцию к более раннему закипанию, а значит, снижению эффективности работы. При разгерметизации системы она неизбежно контактирует с воздухом и впитывает влагу, которая в виде пара всегда присутствует в нем. То, что жидкость старая, легко проверить по увеличенному ходу педали. В норме он должен быть достаточно коротким, с увеличением сопротивления в конце. Наличие воды или, еще хуже, воздуха в системе можно определить по отсутствию эффекта при торможении. Педалью приходится буквально «накачивать» тормоза. Это очень плохо, а главное - опасно.

Периодичность замены

Тормозная жидкость имеет свой срок службы. Как часто надо менять тормозную жидкость?

Срок составляет полтора-два года или пробег 30-40 тысяч километров. Все подробности указываются в инструкции по эксплуатации. Конечно, многое зависит от типа и вида используемой тормозной жидкости. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

Разновидности

Все современные тормозные жидкости имеют стандарты DOT, которые указывают на температуру закипания, а также степень вязкости при определенной температуре. На старых автомобилях использовались только органические продукты типа БСК.

Они изготавливались на основе и касторового масла. Главный недостаток - продукты густеют при отрицательной температуре. Как часто менять тормозную жидкость в таких машинах? Ее необходимо сливать один раз в год. Кроме того, этим автомобилям противопоказаны современные тормозные жидкости из-за разрушительного воздействия на резиновые и металлические соединения в системе.

Особенности совместимости тормозной жидкости

При совместимости различных видов средств надо руководствоваться особенностями их состава. Как уже упоминалось, существует несколько типов жидкости. Все они отличаются друг от друга по своим характеристикам. Итак, давайте их рассмотрим:

  • ДОТ-3 - жидкость, производимая из полиэфира и полиэтиленгликоля. Рабочая температура в системе не должна превышать 150 градусов. Это немного, и такие автомобили - старого поколения, оснащенные малоэффективными тормозами. ДОТ-3 можно смешивать с аналогичной жидкостью ДОТ-4.
  • ДОТ-4 отличается наличием в своем составе дополнительных присадок. Они поднимают температуру кипения до 200 градусов. Это самая распространенная тормозная жидкость для современных быстроходных автомобилей. ДОТ-4 совместим с ДОТ-3.
  • ДОТ-5 имеет силикон в своем составе. Температура кипения у таких жидкостей доходит до 260 градусов. Такой тип применяется в спортивных автомобилях и не совместим со всеми другими видами тормозных средств.
  • ДОТ 5.1/ABS - состав на основе полиэтиленгликоля. Применяется в тормозных системах с АБС. Такая жидкость тоже не совместима с другими типами.

Как видно из классификации, смешивать можно только ДОТ-4 и ДОТ-3. Продукты на основе силикона при всех преимуществах имеют малый ресурс и слабые смазывающие свойства. Срок эксплуатации составляет всего один год.

Некоторые заблуждения и мифы

О жидкости в автомобильной существует немало мифов. Первый миф о том, что данная система, условно говоря, негерметичная. Она имеет компенсационные отверстия для движения воздуха, из-за чего воздух и попадает внутрь.

Это и есть причина вопросов "почему и как часто необходимо менять тормозную жидкость". Есть мнение, что менять ее не надо, а можно просто доливать. Но делать это не желательно. Со временем тормозная жидкость полностью обновится, но в целом свежей ее считать уже будет нельзя. Замененной считается вся жидкость. Еще один миф связан со смешиванием, о котором уже было упомянуто. Крайне не рекомендуется разбавлять различные тормозные жидкости, пусть даже и одного стандарта. Инструкция по эксплуатации написана не просто так. Ее необходимо строго придерживаться.

Устройство тормозной системы

Современная гидравлическая система на всех автомобилях конструктивно одинакова и отличается отдельными деталями. Она является двухконтурной, с диагональным или параллельным разделением. Это значит, что отдельные контуры обслуживают переднее левое и заднее правое колесо. А второй контур - переднее правое и заднее левое. Параллельное разделение выполняется разделением контуров по осям. Это сделано для того, чтобы в случае разгерметизации одного контура, второй сохранил герметичность. Это позволит вовремя остановить машину.

Процедура замены

Определившись с тем, как часто менять тормозную жидкость, можно переходить к особенностям ее замены.

Перед началом этой работы надо открыть бачок тормозной жидкости. Далее слегка отвернуть штуцеры для прокачки на тормозных цилиндрах колес соответствующего контура и надеть на них резиновые шланги. Их концы необходимо опустить в банки с водой. Затем прокачать педалью жидкость в системе, чтобы она вся вышла через эти шланги. Последние всегда должны быть погружены. Жидкость при этом надо доливать в бачок, пока из шланга не польется чистый, новый состав. После этого можно закручивать штуцеры и снимать шланги. Так, в бачке и трубопроводах будет полностью новое средство. Обязательной процедурой после замены тормозной жидкости является ее прокачка. Сделать ее можно своими руками.

Особенности замены на разных автомобилях

Как часто менять тормозную жидкость на разных машинах зависит от конструкции самого транспортного средства.

Наличие антиблокировочной системы говорит об использовании специфической жидкости. О ней мы говорили ранее. Что же касается того, как часто менять тормозную жидкость и тому подобных внедорожниках, то следует иметь в виду рекомендации по эксплуатации, а также то, что ввиду немалой массы тормоза будут работать в более сложных условиях. Попадание влаги внутрь просто недопустимо.

Прокачка своими руками

Как часто менять тормозную жидкость в машине, мы уже знаем. После каждой процедуры нужно удалять воздух из системы.

Это обязательная работа при любых действиях с тормозами. Также она производится при замене тормозного шланга, суппорта или цилиндра. Отворачивается крышка бачка, а на штуцер прокачки надевается шланг. Его конец опускается в воду. Помощник жмет на педаль и задерживает ее в полу. Штуцер слегка отворачивается. Через него будет выходить тормозная жидкость с пузырьками воздуха.

Педаль при этом проваливается до пола, которую помощник продолжает нажимать. Штуцер заворачивается, и процедура повторяется до тех пор, пока из шланга не начинает выходить только жидкость, без воздуха. Таким образом прокачиваются все четыре трубопровода. После этого пополняется уровень жидкости в бачке и крышка заворачивается.

Заключение

Таким образом, становится понятно, как часто менять тормозную жидкость в автомобиле. Данная операция важна для долговечности тормозной системы и в первую очередь - для безопасности участников дорожного движения. Старая, побуревшая или просто черная жидкость - прямой сигнал к ее замене. Ведь помимо воды, она содержит еще и грязь, которая может способствовать заклиниванию рабочих поршней.