Зил каратель. Фсб продемонстрировала новейшие броневики российских спецслужб

«Фалькатус» - Бронеавтомобиль центра специального назначения федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Бронеавтомобили появились ещё на полях сражений Первой Мировой войны и с тех пор сложно представить армию без этих боевых машин. В ходе своей эволюции их предназначение постоянно менялось. Правоохранительные органы по достоинству оценили главные качества бронированных машин – возможность быстро доставить бойцов к месту назначения, защитив их от пуль и осколков и при необходимости прикрыть их огнем. Классический бронетранспортер слишком громоздок. Именно поэтому и разрабатываются специальные узконаправленные броневики.

История создания

Работы над броневиком для центра специального назначения федеральной службы безопасности (ЦСН ФСБ) начались ещё в 2002 году. По неофициальным данным первый прототип проектировался на АМО «ЗиЛ» и носил название «Клоп», так окрестили его конструкторы из-за необычного внешнего вида. В 2009 году был собран полный макет «Клопа». Но из-за неизвестных разногласий сборка проходила не на заводе ЗиЛа, а на предприятии «КамАЗ». Из-за этого не была соблюдена технология и макет разобрали. Неизвестно когда вернулись к проектировке, но весной 2012 года были опубликованы первые фотографии данной машины вместе с некоторыми техническими параметрами, что вызвало бурную реакцию в обществе. За это время броневик сменил название на «Фалькатус» (официальное), пресса же окрестила его намного более грозно – «Каратель».

Фалькатус – разновидность меча, что указывает на предназначение машины. Правда информация о технических параметрах слишком скудна для того чтобы из нее можно было бы составить полное представление о броневике, большая часть сведений о нем – догадки, основывающиеся на фотографиях. Так по фотографиям видно, что машина принадлежит ЦСН ФСБ. Из-за недостатка информации о «Фалькатусе» постепенно забыли.

Вторая волна обсуждений началась после того, как в мае 2015 года «Фалькатус» вместе с бронеавтомобилем «Викинг» появился на дороге в Татарстане. Постепенно стали возникать фотографии и из других регионов России, а в феврале 2016 года «Фалькатус» засветился и на телевидении, во время представления его Владимиру Путину. Новая машина доработана специалистами ЗАО «Форт Технология». В том же видеосюжете директор ФСБ России Александр Бортников заявил, что бронеавтомобиль «Фалькатус» - противопартизанская машина.

Технические характеристики «Фалькатуса»

Неоспоримым является то, что броневик выполнен по схеме 4Х4, предположительно на базе раллийного грузовика КАМАЗ-4911. Эти грузовики оснащаются двигателями ЯМЗ-7Э846, мощностью 730 л. с. При предположительной массе броневика в 12 тонн такие показатели возможно излишни, поэтому двигатель может стоять и менее мощный. При использовании же этого двигателя можно разогнать машину до 200 км/ч, что иногда может быть полезным.

  • Масса пустого - 12 т
  • Полная снаряженная масса - 15,42 т
  • Колесная формула - 4х4
  • Максимальная скорость - 200 км/ч
  • Максимальный угол подъема - 36 градусов
  • Максимальный десант - до 12 человек с водителем

Двигатель

class="eliadunit">

  • Двигатель - ЯМЗ-7Э846, V-образный
  • Тип - дизель
  • Количество цилиндров - 8
  • Объем двигателя - 17 литров
  • Мощность двигателя - 730 л.с. при 2500 об/мин
  • Максимальный крутящий момент - 2700 Н·м, при 1200-1400 об/мин

Конструктивные особенности бронеавтомобиля ФСБ

Несмотря на всю футуристичность внешнего вида такая конструкция корпуса позволяет обезопасить экипаж от обстрела из ручного стрелкового оружия и пулеметов. V-образное днище рассеивает волну от взрыва мины, что также положительно сказывается на живучести экипажа.

Обзор из кабины водителя ведется через три бронестекла с большим углом наклона, что затрудняет обзор, но также повышает пулестойкость. Из-за вытянутой передней части в поле зрения водителя образовывается большая слепая зона, которая, скорее всего, ликвидируется по средствам наружных видеокамер. В свою очередь экипаж ведет наблюдение за местностью через небольшие вытянутые бронестекла, расположенные по периметру всей машины.

Десантироваться из машины бойцы могут через пять дверей автомобиля, которые расположены по бортам (две с каждой стороны) и в корме. Двери раскрываются в разные стороны, что может прикрыть группу при перекрестном огне. Также бортовые двери очень широкие, что позволяет без труда покинуть машину, используя ее в качестве укрытия. Задняя дверь открывается вниз, образовывая подножку, для чего имеет две решетчатые площадки.

«Фалькатус» может перевозить кроме экипажа 10-12 человек десанта. Они располагаются спинами друг к другу, что позволяет им наблюдать за полем боя, а также вести огонь из личного оружия. Для этого имеются бойницы аналогичные бойницам в армейских бронетранспортерах. Однако, в связи со сложной формой корпуса, при обстреле образуются слепые зоны. Чтобы избавиться от этого предусмотрен второй ряд бойниц, расположенный таким образом, чтобы обстреливать нижний сектор. Пулеметчики имеют отдельные места ведения огня. Во-первых, в задней двери имеется специальная бойница. Во-вторых, в крыше имеется люк для ведения огня. Возможно, на месте люка можно устанавливать башню, однако информации или фотографий подтверждающих это нет.

Дальнейшая судьба фантастического броневика российского спецназа

«Фалькатус» является одной из самых таинственных единиц бронетехники современной российской армии. Пожалуй, его секретность можно сравнить с первой волной информации о Т-14 «Армата». Подогревает эту таинственность специфическая раскраска машины – большая часть поверхности черная, лобовая часть раскрашена красным. Так что единственное, что остается любителям бронетехники это ждать, пока «Фалькатус» станет штатной и распространенной машиной сил правопорядка.

class="eliadunit">

Летом 2015 года на российских дорогах (в частности, в Татарстане) был замечен автомобиль футуристического вида, явно предназначенный для армии или силовых структур. Машина сразу же вызвала немалый интерес, прежде всего, благодаря своему грозному и необычному дизайну. Известно, что она носит наименование «Каратель» и является новейшей разработкой отечественного автопрома для Вооруженных Cил России.

В Рунете имеется довольно скудная информации о данном автомобиле. Наверняка, многим, интересующимся военной и автомобильной техникой, хотелось бы узнать о «Карателе» больше: зачем нужна машина столь необычного вида, в чем отличия от существующих образцов автомобилей, какие дизайнерские и конструкторские решения были применены при ее создании, каковы ТТХ и насколько надежна защита? Здесь мы постараемся ответить на все эти вопросы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ «КАРАТЕЛЬ»

История бронеавтомобиля «Каратель» восходит к ноябрю 2001 г., когда в соответствии с решением пле­нума Научно-технического комитета Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Ми­нистерства обороны России и техническим заданием №2-99 от 15 апреля 2002 г. ряду ав­тозаводов страны предложили участвовать в НИР по теме «Каратель», предусматривающей разработку технического проекта семейства армейских автомобилей многоцелевого на­значения грузоподъемностью от 1 до 2,5 т в 2010-2015 гг.

АМО «ЗИЛ» также вошел в круг тех орга­низаций, которые привлекались к проекту на конкурсной основе. В течение 2003 г. на заводе изучались возможности участия его в разра­ботке многоцелевого автомобиля с колесной формулой 4x4 грузоподъемностью 2,5 т с уче­том военного и гражданского применения. Од­нако в конце года руководство предприятия, ссылаясь на занятость конструкторско-технических служб и опытного производства заво­да проектированием и постройкой макетных образцов армейских автомобилей типа 4x4 и 6x6 (грузоподъемностью, соответственно, 2,5 и 4 т) по теме «Калам», уведомило МО о том, что АМО «ЗИЛ» не сможет в полном объеме участвовать в работе над новым проектом.

И все же спустя 5 лет, в начале 2008 г., мэр Москвы Ю. Лужков поручил генеральному директору управляющей организации ЗАО «Московская автомобильная компания» (МАК) К. Лаптеву возвратиться в инициатив­ном порядке к вышеуказанной теме с учетом подготовленного ранее тактико-технического задания Министерства обороны. Получив сог­ласие военного ведомства, в апреле того же года на ЗИЛе приступили к разработке эскиз­ного проекта семейства автомобилей 4x4 мно­гоцелевого назначения грузоподъемностью 2,5 т в соответствии с темой «Каратель». Но­вый образец получил обозначение ЗИЛ-3901.

Необходимость в новом автомобиле для армии и силовых структур

Почему же машины упомянутого типа столь сильно заинтересовали российских военных специалистов?

Дело в том, что в последние 15-20 лет в мире принципиально изменились технологии войн. С одной стороны, принципиально новым стали скоротечные действия различных вой­сковых соединений на больших плацдармах с применением новейших средств вооружения и техники, с использованием автоматизиро­ванного управления всем процессом боевых действий («Буря в пустыне», 1991 г.; «Свобод­ный Ирак», 2003 г.).

С другой стороны, участились внутренние вооруженные конфликты на этнической и ре­лигиозной основе, которые характеризуются террористическими актами, часто происходящими на улицах поселков и городов и даже на отдельных объектах и в жилых домах. Это и потребовало создания специальных сил, осна­щенных высокоэффективными средствами противодействия для захвата объектов внутри мирных территорий.

В соответствии с изменением технологии войн должна меняться и военная техника. На­пример, за истекшие 15-20 лет в США получи­ли жизнь три поколения военной колесной ав­томобильной техники, а в РФ и сегодня войска оснащены практически еще техникой советс­кого времени.

Наконец, имеющиеся в нашей стране ар­мейские бронированные автомобили полной массой более 10-12 т в силу своих значитель­ных габаритов, неповоротливости, тяжелого вооружения, относительно малого ресурса и высокой стоимости не отвечают новым требованиям ведения боя в ходе локальных кон­фликтов, где нужна высокая мобильность и способность эффективно действовать в горо­дах, на пересеченной местности или в горных условиях.

Таким образом, перед конструкторами стояла задача – создать в классе автомобилей 4x4 новое поколение машин, которые должны отличаться высокими тягово-динамическими качествами, маневренностью и мобильностью, способностью нести самое современное воо­ружение и средства защиты. С позиции худо­жественно-конструкторского решения новая техника должна обладать индивидуальной вы­разительностью внешних форм, технологич­ностью конструкции, возможностью бронезащиты экипажа, удобством в эксплуатации, а также допускать создание на основе базового кузова максимального количества модифика­ций для выполнения специальных армейских и народнохозяйственных задач.

Проектирование бронеавтомобиля «Каратель»

Реализуя данную концепцию, утверди­ли два направления работ по формированию внешнего облика будущих автомобилей типа 4x4: проектирование образцов с двухобъемными кузовами и машины с однообъемным кузо­вом, о которой и пойдет речь.

Внешнюю архитектуру и интерьер бронеавтомобиля «Каратель» создали А. Чирков и С. Саакян. Последний вместе с заместителем директора по развитию АМО «ЗИЛ» - руководителем проек­та инжиниринговой компании С. Ошурковым разработал общую компоновку шасси и кузова машины. Компоновку и размещение агрега­тов выполнил ведущий инженер-конструктор А. Степанов, а расположение экипажа (бойцов) спиной к спине предложил К. Потехин. Руково­дителем разработки эскизного проекта и ходо­вого макета назначили заместителя главного конструктора АМО «ЗИЛ» В. Мазепу.

Нельзя не сказать, что автомобиль с од­нообъемным кузовом оригинального дизайна, ставший детищем группы молодых проектиров­щиков, появился в неординарно короткий срок для такого рода изделий. Работа от первого эскиза до постройки ходового посадочного ма­кета была выполнена с мая по сентябрь 2009 г.

В ходе проектирования бронеавтомобиля «Каратель» осуществлялось взаимодействие АМО «ЗИЛ» с различными профильными организациями, такими как РКК «Энергия», МАМИ, ЗАО «Форт Технология», НИИ «Стали», ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова», МГТУ им. Баума­на, НТЦ «Мультисеть», НИИИ-21 МО РФ и др. При этом был собран и обобщен аналитиче­ский материал по автомобилям многоцелево­го назначения зарубежного и отечественного производства, проводились исследования тактико-технических характеристик и ходовых качеств перспективных образцов совместно с подразделениями общевойсковых служб, ФСБ, ВДВ и МВД.

При решении поставленных задач был создан программный комплекс на базе продуктов компании РТС Pro/Engineer - Windchill, который связал весь процесс проектирова­ния - от дизайна до конструкторско-технологической документации. Такой подход позво­лил заложить технические и компоновочные решения, дающие возможность применения на единой платформе различных кузовов, а в шасси - внедрения различных силовых агре­гатов и агрегатов трансмиссии. Разработку конструкции макета автомобиля «Каратель» вели с ис­пользованием компьютерной технологии 3D, привлекая ограниченное количество исполни­телей. Это позволило резко повысить качество и существенно сократить сроки выполне­ния проекта.

Проектирование велось с учетом тенден­ций в автомобилестроении, связанных с заме­ной литых деталей на листовые гнуто-сварные пространственные конструкции, позволяющие, помимо упрощения изготовления опытного образца, получить более прочные (жесткие) детали при меньшем их весе. Практическое применение получили методики, включающие весь комплекс работ - от компоновки изделия до лазерного раскроя. Трехмерное проектиро­вание в сочетании с установкой лазерного рас­кроя позволило значительно сократить время на разработку и изготовление отдельных элементов шасси.

ОПИСАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ «КАРАТЕЛЬ»

Компоновка и дизайн

В январе 2009 г. в модельном цехе ЗИЛа изготовили макет бронеавтомобиля «Каратель» в масштабе 1:10 из алюми­ниевого сплава с учетом основополагающих компоновочных параметров: расстояние от опорных поверхностей колес до верхних полок лонжеронов рамы - 1000 мм; колея передних и задних колес - 2100 мм; величина колесной базы - 3800 мм.

При разработке дизайна кузова машины (декабрь 2008 - январь 2009 гг.) посадку экипажа выполнили по схеме 1 + 10, однако после коррекции моделей манекенов и согласова­ния с потенциальными заказчиками экипаж уменьшили до 1+9. Места водителя и команди­ра находятся в передней части кузова, по бо­кам рамы за линией двигателя. Шесть членов экипажа размещаются спина к спине на раме вдоль продольной оси. Два члена экипажа рас­полагаются лицом назад в ряд между арками задних колес. При такой посадке обеспечива­ется круговой обзор и возможность ведения боя по всему периметру. Быстрое покидание кузова стало возможным благодаря широким дверным проемам.

В основу художественно-конструкторского решения бронеавтомоблиля положена идея создания не­повторимого, ультрасовременного, грозного и агрессивного образа внедорожника, выполняющего не только утилитарные функции броне­автомобиля, но и являющегося действенным психологическим оружием. Главными особен­ностями дизайнерского решения машины стали «однообъемность» кузова, «агрессив­ная» решетка радиатора, «граненность» фор­мы, сужение кузова к днищу.

Кузов бронеавтомобиля «Каратель» состоит из двух частей: передней и экипажной. Наклон передней и экипажной частей совпадает в месте их сты­ковки. Он продолжается на экипажной части, формируя наклон лобовых стекол, и через ра­диусный перегиб переходит в горизонтальную крышу. В результате, кузов образует однообъемную конструкцию, а также подчеркивает современность и динамичность автомобиля.

Задняя часть корпуса достаточно вытяну­та, что продиктовано возможностью размещения там бойца с пулеметом. Обрывается задняя часть вертикальной поверхностью с бойницей. В плоскостях, образующих сужение задка, имеются окна с бойницами для ведения огня двумя крайними задними бойцами. Ана­логичным образом (вертикально) расположе­ны и боковые плоские стекла с бойницами. Это обеспечивает хороший обзор бойцам, сидя­щим спинами друг к другу.

Крыша, лобовые стекла и капот продольно разделены на три части: среднюю и две бо­ковых, расположенных под углом к средней. Средняя зона может варьироваться в зависи­мости от функции той или иной модификации.

По бокам крыша переходит в вертикаль­ные стекла. Под стеклами поверхность двери имеет ступенчатый контур и к днищу сужается. Такое решение обеспечивает антифугасный эффект - сужение днища для уменьшения пов­реждения пассажирского отсека при наезде на фугас. Ступенчатое сечение автомобиля в поперечном направлении уменьшает площадь его поверхности, расположенную под прямым углом к направлению ведения огня.

Боковые двери образованы верхними и нижними створками, навешенными на корпус кузова с помощью наружно закрепленных пе­тель, и обеспечивают быстрый вход и выход экипажа. Верхние двери открываются вверх, нижние вниз, образуя подножку, не выходя­щую за габарит автомобиля. Верхние створки в поднятом положении также не выступают за боковой габарит автомобиля, что позволяет ему двигаться с открытыми дверями и уве­личивает возможности ведения боя. Задняя дверь состоит из трех створок: двух боковых, открывающихся вбок, и одной нижней, откры­вающейся вниз и образующей подножку.

Решетка радиатора сконструирована весь­ма оригинально. Она выполнена в виде трех вертикальных «пилонов» с прорезями, придавая автомобилю довольно агрессивный вид и под­черкивая его принадлежность к военной технике.

Передние блок-фары включают ближний и дальний свет, а также поворотник. Фара ближнего/дальнего света в зависимости от комплектации может быть как оригинальной прямоугольной, так и круглой, позаимствован­ной у выпускаемых в нашей стране грузовиков и спецтехники. Второй вариант удешевляет и упрощает конструкцию, делая ее более надеж­ной и ремонтопригодной. Передние габарит­ные огни расположены в углах решетки радиа­тора. Задние фонари - прямоугольной формы, также широко используемые в нашей стране.

В итоге, благодаря новаторскому дизайну и реализации в конструкции целого ряда спе­циальных решений внедорожник по теме «Ка­ратель» отличается уникальным футуристиче­ским внешним видом и не похож ни на один из имеющихся аналогов.

Бронезащита «Карателя»

При создании армейского автомобиля для ведения боя традиционно сложной задачей является необходимость применения стальной брони, имеющей большую массу (120-140 кг/кв.м), уменьшающей грузоподъем­ность транспортного средства практически до нуля и снижающей его вместимость. Учиты­вая сравнительно малую допустимую полную массу нового многоцелевого автомобиля (не более 7-8 т), пришлось искать альтернативу стальной броне. В октябре 2008 г. зиловцы установили контакт с ЗАО «Форт Технология» ЦСН ФСБ, после чего начались исследования новых методов защиты при бронировании ав­томобиля с однообъемным кузовом. В итоге, макетные каркас и кузов «Карателя» выполни­ли с учетом требований возможного брони­рования по классу 6а на основе современных видов керамики и/или высокоориентирован­ного полиэтилена.

Предложенная конструкция бронеавтомоби­ля и кузова, посадка экипажа «спина к спине» позволяют вести круговой обзор местности и обстрел. Крыша и боковые поверхности кузо­ва в максимальной степени приспособлены к боевым действиям, обеспечивая ведение огня из положения стоя и сидя. V-образная конструкция днища машины в сочетании с при­менением специальных антифугасных сидений позволяет существенно снизить воздействие на экипаж ударной волны взрыва под колесом или днищем автомобиля.

На каркас кузова автомобиля «Каратель» могут навешиваться бронелисты различной степени защиты. Такое решение позволяет получить многофункцио­нальный и легко ремонтируемый бронеавтомобиль. Наружное крепление дверей и люков обеспечивает сохранение кинематики откры­вания при использовании брони различной толщины.

Кузов «Карателя» имеет унифицированное крепле­ние к шасси, что позволяет решать вопросы ремонтопригодности и универсальности при установке различных надстроек. Разработаны складывающиеся кресла с подвесным проти­воминным креплением, которые обеспечивают защиту экипажа при взрыве и позволяют опе­ративно трансформировать салон для пере­возки раненых или различных грузов.

Спроектировано и изготовлено техноло­гическое рабочее место водителя, предназначенное для установки на шасси автомобиля до монтажа на нем кабины или кузова. Это позво­ляет проверить функционирование всех сис­тем автомобиля «Каратель» при пусках двигателя, а также перемещать своим ходом шасси с работающи­ми органами управления.

Двигатель и ходовая часть

Шасси бронеавтомобиля «Каратель» выполнено как единое целое, а не набор отдельных узлов и агрегатов. При про­ектировании удалось решить сложные задачи по компоновке различных вариантов агрега­тов. Расположение основных узлов автомоби­ля внутри рамы (обычно они располагаются по ее наружным поверхностям) позволяет в будущем использовать дополнительные объе­мы шасси для размещения вещевых ящиков и дополнительных топливных баков.

На машине используются 4-цилиндровый дизельный двигатель Cummins мощностью 185 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач ZF S5-42 Ecolite, раздаточная коробка и ведущие мосты КАМАЗ с рессорной мало­листовой подвеской.

Несущая рама с лонжеронами постоянной длины и сечения разработана как единый эле­мент, обеспечивающий оптимальное функ­ционирование узлов и агрегатов автомоби­ля. Проектировщики отошли от конструкции рамы, характерной для серийных автомоби­лей ЗИЛ. Трубчатые поперечины сравнитель­но малого диаметра и с большой толщиной стенки заменили интегральными пространст­венными конструкциями. Элементы рамы обеспечивают максимально возможное коли­чество функций. Так, в переднем подрамнике объединены передние кронштейны рессор, крепление гидроусилителя руля и централь­ные кронштейны стабилизатора поперечной устойчивости. Поперечины интегрированы с кронштейнами пневморесиверов. Поперечи­ны и подрамники выполнены с максимальным сечением и минимальной толщиной стенки по технологии лазерного раскроя, гибки и после­дующей сварки.

Системы наблюдения

По требованию заказчика макетный обра­зец бронеавтомобиля «Каратель» оснастили передовой системой видеона­блюдения, помогающей водителю двигаться в сложных погодных условиях и в ночное время. Машину оборудовали шестью внешними видеокамерами: две из них выполняли функции наружных зеркал переднего и заднего вида, две располагались спереди и две сзади. Изо­бражение с камер выводилось на три дисплея, находящихся перед водителем.

Массогабаритные характеристики

В ходе совместных проработок с ЦСН ФСБ России в сентябре 2009 г. построили полнораз­мерный ходовой макетный образец автомоби­ля «Каратель».

Его колея составляет 2100 мм, колесная база - 3800 мм. Масса снаряжен­ного образца (без брони) достигает 4570 кг.

Длина автомобиля составляет 6330 мм, ширина - 2397 мм, высота - 2500 мм, размерность шин - 12.00R20, диаметр колес - 1140 мм.

Данная разработка защищена патентом на промышленный образец.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К макетному образцу бронеавтомобиля «Каратель» еще на стадии под­готовки эскизного проекта проявило интерес одно из Управлений антитеррора ФСБ РФ. Дважды проводилась демонстрация изделия с участием бойцов этого подразделения, осна­щенных комплектом соответствующего об­мундирования и вооружения. В октябре 2009 г. машину показали первому заместителю мини­стра обороны - начальнику вооружения В. Поповкину и ГАБТУ МО РФ А. Шевченко.

Опыт, полученный во время разработки и постройки автомобиля многоцелевого назна­чения типа 4x4 по теме «Каратель», может быть использован при создании машин любого типа и класса, в том числе для использования по технологии двойного применения. Потенци­альными заказчиками в России данного типа являются такие ведомства, как ФСБ, МО, МЧС, МВД и др.

В настоящее время ЗИЛ-3901 передали Камскому автомобильному заводу, который изготовил опытный образец «Карате­ля» на своей агрегатной базе. Кстати, нынешний внешний вид бронеавтомобиля «Каратель» в лучшую сторону отличается от прототипа, изображенного на иллюстрациях к данной статье. Машина стала выглядеть еще более грозно и внушительно.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам статьи В. Васильева в журнале «Техника и вооружение. Вчера. Сегодня. Завтра». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Последние несколько лет отмечены тем фактом, что в нашей стране создаются новые типы бронеавтомобилей для армии и МВД. Вокруг этой положительной тенденции постоянно ведутся споры, а каждая только подливает масла в их огонь. Тема «Каратель» стала типичным представителем броневиков, ставших предметом широкого обсуждения. Напомним, что широкой общественности стало известно о ней еще несколько лет назад, но тогда в общий доступ попало крайне мало информации. Стали известны только название конкурса и примерное предназначение готовой машины. Само собой, это не обрадовало любителей автомобильной и военной техники, а заодно и послужило причиной огромного количества домыслов. Стоит особо отметить претензии к названию темы. В простом, хотя и суровом слове «Каратель» некоторые граждане увидели аллюзии на молодчиков в серой форме и со «шмайссерами», а другие стали задаваться вопросом, кого же этот «Каратель» будет карать? Уж не их ли, интеллигентных и совестливых, но несогласных с режимом? Однако все это можно признать специфическим ходом обсуждения, вызванным дефицитом информации о проекте.


В последних числах марта обсуждение «Карателя» возобновилось с новой силой. Его подстегнула всего одна фотография, сделанная на Дмитровском полигоне. Может быть, она и осталась бы незамеченной, но… Во-первых, к фото не было приложено никакой официальной информации, а во-вторых, запечатленная машина выглядела очень необычно. В итоге далеко не сразу выяснилось, кто автор проекта, а к тому времени многие отметили, что подобной технике скорее место в фантастических фильмах или компьютерных играх. И в правду, «Каратель» с фото похож на гибрид Бэтмобиля (транспортное средство Бэтмена) и броневика из игры Half-Life 2. Естественно, это привлекло внимание. И сразу же любители техники, испытывая информационный голод, попытались «вытащить» из фотографии столько информации, сколько можно. Попробуем присоединиться к ним и провести аналитическую работу.

В некоторых источниках под новым фото «Карателя» указывалось, что это разработка завода КАМАЗ. Однако вскоре выяснилось, что в Набережных Челнах работают над конкурсным проектом, но к обсуждаемой машине их проект отношения не имеет. Дело в том, что фантастический броневик на недавно появившихся фотографиях был сделан на заводе ЗиЛ. Еще позже появилась информация, что Камский автозавод все же имеет некоторое отношение к ЗиЛовскому «Карателю»: продемонстрированная машина сделана на базе шасси КАМАЗ 4911. Кроме того, по непроверенным данным, к проекту завода ЗиЛ имеет отношение некая фирма «Форт Технология», которая отвечает за бронезащиту нового транспортного средства. Наконец, в деле запутывания ситуации свою роль сыграла надпись на «кенгурятнике» новой машины. Вместо вполне логичных и понятных букв «ЗиЛ» там написаны некие «ЦСН», что, как стало ясно немного позже, расшифровывается как «Центр Специального Назначения». Осталось только выяснить, к какому силовому ведомству этот центр относится. В общем, ситуация сложная и запутанная. Официальной информации почти нет, да и та пришла в оборот через третьи руки. Если даже происхождение машины является столь таинственным, то что же ожидать от конструкции?

Если слухи о камазовской ходовой окажутся правдой, то можно сделать некоторые выводы о силовой установке и ходовых качествах «Карателя». 730-сильный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-7Э846 спортивного грузовика КАМАЗ 4911 позволяет ему разгоняться до двухсот километров в час. В сочетании с полной массой до 12 тонн это требует огромного расхода топлива – порядка 100 литров на 100 км. Возможно, некоторое снижение характеристик изначально спортивного шасси, к примеру, снятие турбонаддува и упрощение трансмиссии, позволит броневику на базе «4911» иметь сносные показатели не только в ездовом аспекте, но и в экономическом. Так, большинство современных броневиков имеют максимальную скорость около ста километров в час, а расход горючего обычно не превышает 20 литров на «сотню». Так или иначе, исходная ходовая от КАМАЗ 4911 не является приемлемой для полноценной боевой машины и требует доработок. Были ли они и, если да, то какие именно, пока неизвестно. ЗиЛ всячески скрывает эту информацию. Также существует версия о ходовой части собственной разработки Завода имени Лихачева. Но в этом случае в анализе вообще неоткуда отталкиваться.

Не менее загадочен и кузов нового броневика. На имеющейся фотографии с Дмитровского полигона, равно как и на протекшей в сеть пару лет назад, оба прототипа смотрятся достаточно странно. В частности вызывает вопросы компоновка передней части. Если моторное отделение и капот выглядят достаточно нормальным, то следующее за ним остекление вызывает массу вопросов. Уж очень непривычны подобные стекла на автотранспорте: большие и расположенные под острым углом к горизонтали. Можно только догадываться, каково водителю смотреть на дорогу через них и каковы углы обзора. В то же время, недостаточный обзор вперед-вниз, в котором немало людей уже успели обвинить зиловский «Каратель», на фоне более серьезной бронетехники выглядит не таким уж и плохим. К сожалению, обе имеющиеся фотографии автомобиля сделаны так, что оценить его габариты с достаточной точностью не представляется возможным. В то же время, есть основания «подозревать» корпус машины в некоторой сжатости по вертикали. В таком случае голова водителя находится достаточно близко к потолку кабины, что в сочетании с конструкцией стекол и капота может служить прозрачным намеком. Похоже, «Каратель» от завода ЗиЛ по обзору с места водителя в некоторой мере напоминает грузовики капотной схемы.






Однако насчет расположения водителя и обзора с его места точных данных нет. В Интернете имеются некие концепт-арты «Карателя», якобы имеющие самое прямое отношение к проекту и якобы просочившиеся из конструкторского бюро. На них видна примерная компоновка салона и оригинальная конструкция дверей. Так, при открытии их верхняя часть уходит вверх (крепится к крыше на петле), а поддерживаемая тросами нижняя – вниз, где служит ступенькой. При этом передние двери вместе с задними образуют достаточно широкие люки без центральных стоек. Вероятно, именно таким образом можно обеспечить нормальное открытие дверей при специфических обводах боков кузова, а также сделать посадку и высадку более удобными. На тех же 3D-рисунках можно заметить, что через каждую заднюю боковую дверь открывается доступ к двум креслам. Таким образом, вместе с водителем в такой комплектации одновременно могут ехать еще пять солдат (один на переднем сидении и четверо на задних). За «десантным отделением», по-видимому, располагается багажное. На имеющихся фото броневика его почти не видно, но куда лучше оно заметно на все тех же концепт-артах. На задней части машины имеется достаточно широкий грузовой люк с двумя створками. Примечательно, что створки эти имеют ковшеобразную форму и выступают за пределы кузова машины. Остается только гадать, зачем броневику подобные вещи, но на имеющихся фото можно заметить, что такая конструкция дверей багажника «дожила» до опытного экземпляра. Вместимость багажника, как и прочие параметры машины, пока не объявлялась.

Перейдем к защите. Само слово «броневик» подразумевает наличие некоей брони. На самом свежем фото видно, что боковые двери получили стекла куда меньшего размера, чем раньше. Вероятно, здесь конструкторы ЗиЛа пошли по тому же пути, что и авторы множества иностранных броневиков – вместо большого и хрупкого стекла на дверях поставили небольшие, обладающие большей живучестью в бою. А освободившееся место закрыли бронелистами. Тем не менее, огромное лобовое стекло с большим наклоном никуда не делось. В то же время, судя по его оттенку и характерным черным полосам по краю, на сфотографированном образце установлено пуленепробиваемое лобовое стекло. Толщина и класс защиты стекла, к сожалению, неизвестны. Точно так же нет информации и по металлическим элементам бронирования. По всей видимости, вся защита «Карателя» должна выдерживать, как минимум, 7,62-мм пули промежуточных патронов. Что касается защиты от мин, то здесь тоже приходится основываться на догадках. К примеру, характерные обводы нижней части боков кузова могут намекать на общую V-образную форму днища. Однако дополнительная подножка и ракурс на фото не позволяют разглядеть его. Хотя противоминного днища запечатленный на полигоне броневик может и не иметь. В пользу этой версии говорит тот факт, что на имеющемся фото, несмотря на шедший во время съемки снег, за передним нижним щитком виднеется нечто, напоминающее дифференциал. Вряд ли столь важная деталь полноприводного автомобиля не была бы «удостоена» бронезащиты.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что по теме «Каратель» открытой информации очень мало. Из каких-то собственных соображений Минобороны и предприятие ЗиЛ не спешат делиться «тайным знанием». Поэтому приходится собирать крохи и тщательно анализировать имеющуюся. Так что нельзя исключать вероятность того, что эта статья всего через несколько дней/недель/месяцев окажется неактуальной и даже неправильной. Но для этого заказчик и разработчик «Карателя» должны приоткрыть завесу тайны и опубликовать достаточное количество информации. А до тех пор нам придется пользоваться лишь тем, что есть. Но главное и, пожалуй, самое важное, что можно вынести из «детектива» с «Карателем» уже сейчас, это то, что Завод имени Лихачева все еще способен создавать новые интересные проекты. На фоне общего состояния отечественного автопрома это рождает некоторый оптимизм.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Предлагаю вашему внимание продолжение повествовани про

Все жанры хороши, кроме скучного. В этом смысле минисериал про ЗиЛовский проект Каратель хорош, ибо бодрит. Напомню содержание предыдущих серий.
Коллега с сайта За Рулём неведомым способом получает фотографию Карателя на КамАЗовском шасси с Дмитровского полигона и клянётся, что это не слив. Я в ответ робко . Возникает бурное обсуждение с участием конструктора шасси Андрея Степанова. «Официальный» ЗиЛ обижается и требует убрать фотографии, апеллируя к авторскому праву. Потом на своём сайте публикует нелогичное и нелепое опровержение , которое я по пунктам и с документами опровергаю. Общий смысл ЗиЛовского выпада таков: ЗиЛ никогда не работал над проектом Каратель, а картинки, которые я у ЗиЛа украл, не имеют к ЗиЛу никакого отношения.
Конец первой части.

Теперь, господа, часть вторая, из которой вы узнаете кое-какие подробности проекта Каратель, а так же увидите то, что не видел ещё никто из простых смертных.
Вообще-то, сначала машина называлась Медведь. Даже круче – в версии Потехина – Медвед. Надо объяснять, почему это название не стало официальным?
…Шёл 2002 год. Минобороны разработало список требований к новой военной машине и разослало его нескольким автозаводам (техническое задание № 2-99 от 15.04.2002г.). Речь шла о полноприводном шасси грузоподъёмностью 1,0 - 2,5 тонны, с возможностью бронирования. Условно список требований назвали «Проект Каратель», но именно что условно, все понимали, что готовые машины так называться не будут. Это просто шифр такой: «Сокол, Сокол, я Стриж, приём».
И ЗиЛ ввзязался в эту работу, намереваясь более-менее тупо перенести бортовую трансмиссию Синей птицы в Каратель. Но тогда же проектировался Калам и ЗиЛовцы, в итоге, отдали предпочтение ему и от Карателя в 2003 году официально отказались, просто прикинув, что два проекта они не вытянут. Тем не менее, на военную тематику ЗиЛ делал серьёзную ставку, чему подтверждение приглашение на должность главного конструктора завода Евгения Рыбина, военного автомобилиста, бывшего директора 21-го НИИ Минобороны. Полагалось, что он протолкнёт, пролоббирует, скажет словечко «кому надо».
А ещё у ЗиЛа был добрый гений Лужков, знатный изобретатель Всея Руси. У него были свои виды на военный проект, он хотел в нём реализовать некоторые из своих идей, в частности, идею с задним поднимающимся мостом. Потом ЗиЛ сделает экземпляр гражданского полноприводника с таким мостом (ЗиЛ -43272Т), как бы в благодарность Юрьмихалычу за финансовую поддержку, да и просто поддержку. Мы же помним, что ЗиЛом тогда управляла компания МАК с одиозным Гарри Лучанским во главе, а этот бизнесмен входил в ближний круг Лужкова. Одна история с Батумским морским портом чего стоит: на него положил глаз Лучанский с протекции (разумеется, безвозмездной) тогдашнего главы Аджарии Аслана Абашидзе, тоже большого приятеля Юрьмихалыча; Лужков и Лучанский с помпой ездили в Аджарию, но потом пришёл Саакашвили и Абашидзе пришлось бежать в женском платье. Естественно, в Москву, где Лужков обеспечил ему достойную старость. Но это так, лирическое отступление.
Значит, Лучанский управляет ЗиЛом, а Лужков подкидывает ему деньжат, закупает машины по муниципальным контрактам и вообще всячески поддерживает. Он же, обуреваемый изобретательским беспокойством, в начале 2008 года распорядился возобновить работы по Карателю. Лаптев выпустил приказ по АМО ЗиЛ от 10.04.08г. № 3 ДСП, в соответствии с которым конструкторско-экспериментальная служба и начала работу.
У меня нет точной информации, было тут софинансирование со стороны Минобороны или нет, одни говорят, что было на начальном этапе, другие что нет, завод работал «на свои». Так или иначе, ЗиЛ начал проектирование автомобиля «рассчитанного на эксплуатацию по всем видам дорог и бездорожью и ориентированного на применение в вооружённых силах РФ и других ведомствах РФ (ОМОН, МЧС, геологоразведка и т.д.)» (это цитата из заявки на патент). К тому времени Константин Потехин набросал множество эскизов Медведа,


по нему даже сделали пластилиновый макет. Какая-то основа для Карателя вырисовывалась, можно было работать.

У меня есть одно из внутренних ТЗ на Медвед-Каратель, датированное 28 августа 2008 года, оно довольно подробно иллюстрирует компоновку. Не буду выкладывать весь документ, ограничусь цитатой:
«Кузов автомобиля проектируется, с расчётом, применения экипажем лёгкого стрелкового оружия, с возможностью круговой обороны. Поэтому, экипаж машины расположен следующим образом. Водитель находится на своём законном месте слева впереди, командир машины, справа впереди, между ними, на широком внутреннем капоте, организовывается лежачее место(головой по ходу машины) для стрелка, пулемётчика, которое занимается при необходимости ведения огня через открывающуюся, среднюю секцию лобового стекла. Экипаж по 4 человек в два ряда спиной к спине, занимает среднюю часть автомобиля, в заднем свесе, организовывается место ещё для четырёх человек экипажа. При таком размещении имеем полный экипаж- 14 человек. Между задними колёсными арками, образуется место для стрелка, который может выполнять боевую задачу через задний верхний люк. Пространство между спинками средних сидений, может занимать поклажа и оборудование».
Фактически, это описание показанного выше пластилинового макета.
А дальше началась история с доработкой дизайна и компоновки силами Льва Георгиевича Самохина и других штатных заводских дизайнеров, в частности, Калитина, Ибушева, Антипкина. Я как раз застал тот момент, когда Самохин ввязался в это дело, был у него, видел предварительные эскизы.

Как старый ЗиЛовец, Самохин и рад был бы сделать что-то оригинальное и свежее, но он внутри себя был скован ограниченным производственным потенциалом завода и финансовой безрадостной ситуацией. Он так говорил: какой смысл делать то, что мы всё равно не сможем запустить в серию? Как бы не договаривая до конца: лучше я сделаю хуже, но реалистичнее. Поэтому интересные решения Потехина постепенно отпадали, ради того, чтобы можно было использовать серийные узлы и агрегаты.

Вот фото из презентационного буклета Самохина:

Одновременно с этим ЗиЛ начал разработку второго варианта машины, взяв дизайн у Святослава Саакяна, талантливого художника, работавшего в своё время на ЗиЛе, а потом сделавшего собственную дизайн-студию. Он по своей инициативе предложил совершенно ошарашивающий дизайн, который понравился всем, несмотря на некоторые очевидные компоновочные недостатки. Эта машина за характерный абрис получила у заводчан прозвище «клоп». Так её и называли, в процессе работы и даже писали с большой буквы, как имя собственное: Клоп.

В процессе работы над двумя этими проектами произошла дифференциация: главным и основным по-умолчанию стал Клоп, а образец №1 развивался по остаточному принципу. Самохинская машина была сложна для бронирования, а Саакяновская подходила идеально. Поэтому на неё и бросили основные ресурсы, совсем не богатые, несмотря на лужковскую поддержку.
В октябре 2008 года настала пора от маленьких макетов переходить к постройке макетов полноразмерных. Самохин у себя в студии заложил посадочный макет, разместив его прямо напротив большого окна на первом этаже.

Напомню, работа велась под грифом «секретно», к ней имел доступ очень ограниченный круг лиц, в боксы № 130 и 131 КЭИР зайти мог далеко не всякий. Помню, говорил с трансмиссионщиком ЗиЛа Николаем Журавлёвым и вскользь сравнил какое-то из решений по машине 4362 с Карателем. Он сделал непонимающую физиономию, сказав, что «никакого Карателя не знает». Ну-ну, подумал я.
К тому времени он и Юрий Ткаченко уже почти закончили проектирование ходовой части для образца №1, с пневмоподвеской, как и у 4362, только более прогрессивной конструкции. Вот их шасси:

В октябре же к работе над Клопом подключается некто С.Сахаров (мы незнакомы, поэтому я его и называю «некто», надеюсь, он не обидится), главный конструктор ЗАО «Форт Технология» (имеющей некоторое отношение к ЦСН ФСБ). Это, как говорят ЗиЛовцы, «очень серьёзная структура». Сахаров выступает консультантом по бронированию. Потенциальному, разумеется, первый ходовой макет никто бронировать не планирует. Но сделать его надо так, чтобы последующая бронировка не вызывала проблем.

Вот как строили Клопа:

Макет в натуральную величину построили в сентябре 2009 года. Это было скороспелое творение, на КамАЗовских мостах, с примитивной рамой, с деталями кузова, выпиленными из фанерок. Торопились показать Клопа Лужкову и испытать его на удобство посадки-высадки. Для этого даже привлекали настоящих бойцов, при обмундировании. Там же всё нестандартное, непонятно было, как это работает и можно ли дальше проектировать машину. Опять же, проблемы с обзорностью, которая, хоть и удовлетворяет ГОСТу, но всё равно остаётся своеобразной. Конструкцию и компоновку Клопа усиленно обсуждали в комментариях к самому первому моему посту про Каратель, там Степанов рассказал много подробностей. Но потом, к сожалению, все свои откровения удалил.

Итак, макет Клопа, благодаря консультациям Сахарова, выполнен с учётом требований бронирования по классу 6а, броня подразумевалась композитная, самая современная (керамика и высокоориентированный полиэтилен на UD). Позволю себе ещё одну цитату:

«Созданная конструкция автомобиля и кузова, посадка экипажа способом «спина к спине» позволяют вести круговой обзор местности и обстрел. Крыша, боковые поверхности кузова в максимальной степени приспособлены для ведения боя с обеспечением стрельбы из положения стоя и сидя, а в случае покидания автомобиля для ведения боя рядом с движущемся транспортным средством боец имеет возможность использовать автомобиль и его элементы в качестве защиты. V-образная конструкция днища автомобиля в сочетании с применением специальных антифугасных сидений для экипажа позволяют существенно снизить воздействие на экипаж от ударной волны взрыва под колесом или днищем автомобиля».

У Лужкова изобретательская фантазия вновь разыгралась, как у младенца, дорвавшегося до ЛЕГО. Высочайшим мэрским повелением было приказано уменьшить длину за счёт задних распашных дверей, «а то не смотрится». Кто-то сказал Лужкову, что на «Энергии» делали электрическое мотор-колесо и он распорядился поставить его на Каратель. Ну и т.п.
Но. К сентябрю 2009 года Юрьмихалыч уже не так крепко сидел в своём кресле, как год назад, уже чувствовалось недовольство им на самом верху. Те, кто был на этой встрече, рассказывают про грусть и какую-то даже обречённость в его взгляде. По большому счёту, Лужкову уже было не до Карателя, его рекомендации были последним взмахом волшебной палочки недоучившегося изобретателя. Перед самой отставкой, когда уже всё всем было понятно, Лужков отписал ЗиЛу почти миллиард рублей из московского бюджета, и это был великодушный восклицательный знак, спасибо, типа, за сотрудничество.
А что же образец №1? С ним продолжали вялую возню, строя посадочный макет и разрабатывая варианты компоновки. Было несколько вариантов – с прямой трансмиссией и с бортовой, как двух-, так и трёхосные. Бортовой вариант с раздаткой ЗиЛ-49072 предлагали СКБшники в лице Юрия Соболева, но в дело эти предложения не пошли. Посадочный макет, более-менее готовый только к 2010 году, был двухосным.
В разработке остался и вариант с подкатным мостом а-ля Лужков, были сделаны прорисовки, даже подана очередная заявка на патент. Машину с подкатным мостом назвали Бизон. Но до строительства ходового образца дело не дошло.

Вообще, создаётся впечатление, что работы по образцу №1 ЗиЛ делал только для того, чтобы чем-нибудь занять свой конструкторский отдел, всех его заслуженных ветеранов, тех же Ткаченко и Журавлёва. Это своеобразный вариант благотворительности: работайте, ощущайте себя полезными. Смешно, но все «старики» работали по старинке, на кульманах, изводя горы бумаги, а Клопа делали целиком «в цифре». Не думаю, что Лаптев и Мазепа всерьёз хотели строить сразу две совершенно разных конструкции, на это не хватило бы никаких средств. К тому же после отставки «доброго гения» ЗиЛ впал в забытьё и безденежье, остановив всё производство в канун нового, 2011 года.
Клопа делала молодая команда, получавшая, высокие относительно «старичков» зарплаты. Это тоже показатель приоритета, кстати. Коллектив авторов Клопа выглядит так: Саакян, Чирков (дизайн), Степанов (шасси), Ошурков (кузов, компоновка), Потехин (идея и идеология). Разумеется, вписано сюда и руководство – Силин, Лаптев и Мазепа. Последний, впрочем, был скорее главным конструктором, чем администратором.
Клоп, как я уже сказал, поставили на временное шасси, там даже амортизаторов не было, точнее, были, но не в подвеске колёс, а между кузовом и рамой, чтоб не сильно по жопе било. Более-менее постоянное шасси в то же самое время строил Степанов, выписывая из-за границы нужные агрегаты. В основном, конечно, фирмы ZF, это было требование Мазепы. Короче, коробка передач и раздатка были ZF. Я удивлялся: Андрюха, чего ты не заказал их в одном картере, на фига тебе этот промежуточный вал, съедающий пространство? К тому же коробка и раздатка получаются несоосными, а это биения и уменьшение ресурса… Степанов отвечал: это промежуточная стадия, если дадут сделать всё, как я задумал, это будет единый агрегат, а оставшееся место займёт тысячелитровый топливный бак. Ибо у военных одно из требований – 700 км «без подзарядки».
Надо отдать должное Степанову: даже из навязанных агрегатов он построил изящную конструкцию, скомпоновав всю начинку внутри рамы. Интересно закреплён рулевой механизм – на подрамнике, что нехарактерно для таких машин, а рессоры – на выносных кронштейнах (передние их крепления – тоже на подрамнике). Рессоры тут служат только упругим элементом, направляющую функцию выполняют специальные продольные рычаги, они же служат кинематическими ограничителями хода отбоя моста. Амортизаторы пришлось делать спаренными, так как в ЗиЛовской гамме не нашлось подходящих по характеристикам, в дальнейшем планируют перейти на МАЗовские. Мосты – ЗиЛовские, с расширенной до 2100 мм колеёй.

Вообще, Степанов лелеял мечту, далёкую от Карателя – сделать шасси, пригодное для ралли-рейдов. Эдакий ЗиЛовский вариант КамАЗ-Мастера. Только на КамАЗе изначально спортивное шасси стало востребовано у спецслужб, а тут военная машина могла стать спортивной.
Общие затраты на постройку Клопа составили чуть больше 11 млн рублей, что не так много, Ё-Авто на свои первые прототипы истратила вдвое больше. Но машина по состоянию на конец 2010 года оставалась макетно-сырой, эффектной, но недоработанной.
А денег того… Нету больше. Собянину все эти проекты до лампочки, Минобороны тоже не хочет финансировать рискованный дизайн. И тут опять возникает Форт-Технология и выказывает заинтересованность в Клопе. В начале 2011 года пошёл настойчивый слух: Клопа продают. Я не знаю никаких подробностей и не хочу даже строить версий – кто с кем разговаривал на тему продажи, с каким результатом… Факт в том, что работы по Клопу на ЗиЛе были прекращены (ну или почти прекращены – Степанов продолжал работу над шасси). А студия Славы Саакяна получила заказ от Форт-Технологии на разработку… Правильно, клона Клопа. Помните, Березовский в своё время хвастался: зачем мне покупать газеты и телеканалы? Достаточно купить их менеджеров! Так и тут: зачем покупать Клопа, когда можно сделать почти так же, но лучше, обойдя ЗиЛовские патенты или даже не обходя их. С какого перепугу Форт-Технология захотела попробовать себя в автостроении, я не знаю, но думаю, всё дело в необычно-эффектном дизайне, который Сахаров решил довести до кондиции и щегольнуть им. Но, опять же, подробности и мотивации мне неизвестны.
Саакян сделал похожий дизайн для Форта, убрав подъёмные двери и сгладив некоторые другие радикализмы. Но в целом Клоп остался Клопом, даже поменяв хозяина. Форт-Технология оказалась куда более расторопной компанией, чем ЗиЛ, очевидно менее стеснённой в средствах и очень быстро построила ходовой образец. Сделали это в Набережных Челнах, на базе КамАЗ-Мастера, просто поставив саакяновский кузов на спортивное КамАЗовское шасси. Именно на этой машине развлекался Чагин на Дмитровском полигоне и её фото попало в сеть. Машина тоже пока сырая, над ней продолжается работа, но горизонт уже очерчен и результат близок.

А что же ЗиЛ?

О, у ЗиЛа открылось второе дыхание! Переуступка дизайна Клопа привела к тому, что тому же Саакяну заказали новый проект Карателя! Только уже не однообъёмный, а двух, ближе к классике. Есть версия, почему это произошло: дескать, Самохин так тщательно проектировал свой образец №1, что ЗиЛовцы начали буквально стонать. Утвердит один вариант дизайна, его начнут изготавливать, потом приходит Самохин с очередными правками – и всё приходится переделывать. И так много раз. Никак не выходил из образца №1 каменный цветок, ну никак! Хотя под это дело были разработаны и оригинальная раздатка, и ШРУСы.
Проект Каратель уже стал для ЗиЛа едва ли не главным с точки зрения занятости конструкторов, технологов и всего экспериментального цеха. Если бы не он – надо было бы эту ораву инженеров разгонять, а Каратель держал, позволял добывать какое-то финансирование. Да и новый директор, пусть и рохля безвольная, но Карателя вроде бы поддерживал.
В общем, Саакаяну привалил ещё один заказ. Но делал он его долго, приносил большое количество вариантов, один другого прикольнее.

Короче, сорвал все сроки. Поэтому, чтоб не застаиваться, ЗиЛ опять слегка взбодрил образец №1, стремясь сделать его максимально унифицированным с существующей производственной линейкой ЗиЛа. От импортного дизеля отказались в пользу ЯМЗ-536. Но сохранили идею подкатной оси.
Тут, наконец, утверждается новый дизайн Саакяна. И ЗиЛ опять работает над двумя вариантами Карателя сразу, как в былые времена! Опять – это вот сейчас, буквально в наши дни. Последний вариант Карателя кулуарно называется «Лодочкой», выглядит он вот так:




Есть мнение, что его хотят собрать вновь, но я в это не верю, три машины одновременно – это для ЗиЛа чересчур.
На этой фотографии – трое главных создателей Клопа: Сергей Ошурков, Владимир Мазепа и Андрей Степанов.

Что будет с этими проектами в связи с грядущим перепрофилированием ЗиЛа? Понятия не имею. Закроют, наверное. Может, новое руководство в лице Игоря Кульгана и захочет продолжить работу, но вряд ли, дай бог, чтоб Лодочку успели достроить.

PS: специально для руководства ЗиЛа сообщаю, что в этой заметке не было использовано ни одной фотографии, украденной у вас. Часть я снимал сам, часть попала ко мне из других источников. Если будут вопросы, связанные с авторским правом, у вас есть шикарная возможность задать мне их через суд.

Последние несколько лет отмечены тем фактом, что в нашей стране создаются новые типы бронеавтомобилей для армии и МВД. Вокруг этой положительной тенденции постоянно ведутся споры, а каждая только подливает масла в их огонь. Тема «Каратель» стала типичным представителем броневиков, ставших предметом широкого обсуждения. Напомним, что широкой общественности стало известно о ней еще несколько лет назад, но тогда в общий доступ попало крайне мало информации. Стали известны только название конкурса и примерное предназначение готовой машины. Само собой, это не обрадовало любителей автомобильной и военной техники, а заодно и послужило причиной огромного количества домыслов. Стоит особо отметить претензии к названию темы. В простом, хотя и суровом слове «Каратель» некоторые граждане увидели аллюзии на молодчиков в серой форме и со «шмайссерами», а другие стали задаваться вопросом, кого же этот «Каратель» будет карать? Уж не их ли, интеллигентных и совестливых, но несогласных с режимом? Однако все это можно признать специфическим ходом обсуждения, вызванным дефицитом информации о проекте.


В последних числах марта обсуждение «Карателя» возобновилось с новой силой. Его подстегнула всего одна фотография, сделанная на Дмитровском полигоне. Может быть, она и осталась бы незамеченной, но… Во-первых, к фото не было приложено никакой официальной информации, а во-вторых, запечатленная машина выглядела очень необычно. В итоге далеко не сразу выяснилось, кто автор проекта, а к тому времени многие отметили, что подобной технике скорее место в фантастических фильмах или компьютерных играх. И в правду, «Каратель» с фото похож на гибрид Бэтмобиля (транспортное средство Бэтмена) и броневика из игры Half-Life 2. Естественно, это привлекло внимание. И сразу же любители техники, испытывая информационный голод, попытались «вытащить» из фотографии столько информации, сколько можно. Попробуем присоединиться к ним и провести аналитическую работу.

В некоторых источниках под новым фото «Карателя» указывалось, что это разработка завода КАМАЗ. Однако вскоре выяснилось, что в Набережных Челнах работают над конкурсным проектом, но к обсуждаемой машине их проект отношения не имеет. Дело в том, что фантастический броневик на недавно появившихся фотографиях был сделан на заводе ЗиЛ. Еще позже появилась информация, что Камский автозавод все же имеет некоторое отношение к ЗиЛовскому «Карателю»: продемонстрированная машина сделана на базе шасси КАМАЗ 4911. Кроме того, по непроверенным данным, к проекту завода ЗиЛ имеет отношение некая фирма «Форт Технология», которая отвечает за бронезащиту нового транспортного средства. Наконец, в деле запутывания ситуации свою роль сыграла надпись на «кенгурятнике» новой машины. Вместо вполне логичных и понятных букв «ЗиЛ» там написаны некие «ЦСН», что, как стало ясно немного позже, расшифровывается как «Центр Специального Назначения». Осталось только выяснить, к какому силовому ведомству этот центр относится. В общем, ситуация сложная и запутанная. Официальной информации почти нет, да и та пришла в оборот через третьи руки. Если даже происхождение машины является столь таинственным, то что же ожидать от конструкции?

Если слухи о камазовской ходовой окажутся правдой, то можно сделать некоторые выводы о силовой установке и ходовых качествах «Карателя». 730-сильный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-7Э846 спортивного грузовика КАМАЗ 4911 позволяет ему разгоняться до двухсот километров в час. В сочетании с полной массой до 12 тонн это требует огромного расхода топлива – порядка 100 литров на 100 км. Возможно, некоторое снижение характеристик изначально спортивного шасси, к примеру, снятие турбонаддува и упрощение трансмиссии, позволит броневику на базе «4911» иметь сносные показатели не только в ездовом аспекте, но и в экономическом. Так, большинство современных броневиков имеют максимальную скорость около ста километров в час, а расход горючего обычно не превышает 20 литров на «сотню». Так или иначе, исходная ходовая от КАМАЗ 4911 не является приемлемой для полноценной боевой машины и требует доработок. Были ли они и, если да, то какие именно, пока неизвестно. ЗиЛ всячески скрывает эту информацию. Также существует версия о ходовой части собственной разработки Завода имени Лихачева. Но в этом случае в анализе вообще неоткуда отталкиваться.

Не менее загадочен и кузов нового броневика. На имеющейся фотографии с Дмитровского полигона, равно как и на протекшей в сеть пару лет назад, оба прототипа смотрятся достаточно странно. В частности вызывает вопросы компоновка передней части. Если моторное отделение и капот выглядят достаточно нормальным, то следующее за ним остекление вызывает массу вопросов. Уж очень непривычны подобные стекла на автотранспорте: большие и расположенные под острым углом к горизонтали. Можно только догадываться, каково водителю смотреть на дорогу через них и каковы углы обзора. В то же время, недостаточный обзор вперед-вниз, в котором немало людей уже успели обвинить зиловский «Каратель», на фоне более серьезной бронетехники выглядит не таким уж и плохим. К сожалению, обе имеющиеся фотографии автомобиля сделаны так, что оценить его габариты с достаточной точностью не представляется возможным. В то же время, есть основания «подозревать» корпус машины в некоторой сжатости по вертикали. В таком случае голова водителя находится достаточно близко к потолку кабины, что в сочетании с конструкцией стекол и капота может служить прозрачным намеком. Похоже, «Каратель» от завода ЗиЛ по обзору с места водителя в некоторой мере напоминает грузовики капотной схемы.






Однако насчет расположения водителя и обзора с его места точных данных нет. В Интернете имеются некие концепт-арты «Карателя», якобы имеющие самое прямое отношение к проекту и якобы просочившиеся из конструкторского бюро. На них видна примерная компоновка салона и оригинальная конструкция дверей. Так, при открытии их верхняя часть уходит вверх (крепится к крыше на петле), а поддерживаемая тросами нижняя – вниз, где служит ступенькой. При этом передние двери вместе с задними образуют достаточно широкие люки без центральных стоек. Вероятно, именно таким образом можно обеспечить нормальное открытие дверей при специфических обводах боков кузова, а также сделать посадку и высадку более удобными. На тех же 3D-рисунках можно заметить, что через каждую заднюю боковую дверь открывается доступ к двум креслам. Таким образом, вместе с водителем в такой комплектации одновременно могут ехать еще пять солдат (один на переднем сидении и четверо на задних). За «десантным отделением», по-видимому, располагается багажное. На имеющихся фото броневика его почти не видно, но куда лучше оно заметно на все тех же концепт-артах. На задней части машины имеется достаточно широкий грузовой люк с двумя створками. Примечательно, что створки эти имеют ковшеобразную форму и выступают за пределы кузова машины. Остается только гадать, зачем броневику подобные вещи, но на имеющихся фото можно заметить, что такая конструкция дверей багажника «дожила» до опытного экземпляра. Вместимость багажника, как и прочие параметры машины, пока не объявлялась.

Перейдем к защите. Само слово «броневик» подразумевает наличие некоей брони. На самом свежем фото видно, что боковые двери получили стекла куда меньшего размера, чем раньше. Вероятно, здесь конструкторы ЗиЛа пошли по тому же пути, что и авторы множества иностранных броневиков – вместо большого и хрупкого стекла на дверях поставили небольшие, обладающие большей живучестью в бою. А освободившееся место закрыли бронелистами. Тем не менее, огромное лобовое стекло с большим наклоном никуда не делось. В то же время, судя по его оттенку и характерным черным полосам по краю, на сфотографированном образце установлено пуленепробиваемое лобовое стекло. Толщина и класс защиты стекла, к сожалению, неизвестны. Точно так же нет информации и по металлическим элементам бронирования. По всей видимости, вся защита «Карателя» должна выдерживать, как минимум, 7,62-мм пули промежуточных патронов. Что касается защиты от мин, то здесь тоже приходится основываться на догадках. К примеру, характерные обводы нижней части боков кузова могут намекать на общую V-образную форму днища. Однако дополнительная подножка и ракурс на фото не позволяют разглядеть его. Хотя противоминного днища запечатленный на полигоне броневик может и не иметь. В пользу этой версии говорит тот факт, что на имеющемся фото, несмотря на шедший во время съемки снег, за передним нижним щитком виднеется нечто, напоминающее дифференциал. Вряд ли столь важная деталь полноприводного автомобиля не была бы «удостоена» бронезащиты.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что по теме «Каратель» открытой информации очень мало. Из каких-то собственных соображений Минобороны и предприятие ЗиЛ не спешат делиться «тайным знанием». Поэтому приходится собирать крохи и тщательно анализировать имеющуюся. Так что нельзя исключать вероятность того, что эта статья всего через несколько дней/недель/месяцев окажется неактуальной и даже неправильной. Но для этого заказчик и разработчик «Карателя» должны приоткрыть завесу тайны и опубликовать достаточное количество информации. А до тех пор нам придется пользоваться лишь тем, что есть. Но главное и, пожалуй, самое важное, что можно вынести из «детектива» с «Карателем» уже сейчас, это то, что Завод имени Лихачева все еще способен создавать новые интересные проекты. На фоне общего состояния отечественного автопрома это рождает некоторый оптимизм.