Цвет выхлопных газов автомобиля. Диагностика двигателя по выхлопным газам и как снизить токсичность газов своими силами

Владельцам автомобилей известно, что иногда любимое транспортное средство вдруг начинает вести себя «не так». Одним из симптомов, которые обнаруживаются невооруженным взглядом и могут обеспокоить чуткого владельца, является дым из выхлопной трубы. Эта статья, конечно, не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим руководством по диагностике неисправностей, но может дать хотя бы некоторое представление о том, в каком направлении начинать волноваться.

Дым из выхлопной трубы можно условно разделить на белый, синий и черный. Для получения дыма других цветов вам понадобится не двигатель внутреннего сгорания, а какой-нибудь другой агрегат.

Белый дым, по существу, является не дымом, а водяным паром. При сгорании топлива в двигателе всегда образуется некоторое количество водяного пара, который частично конденсируется в непрогретой выпускной системе и становится видимым. Чем холоднее автомобиль, тем более плотным получается пар. Это совершенно нормальное явление: кто же не видел, как зимой автомобили окутываются белесым облаком?

Тревожным симптомом становится видимый белый пар, идущий из трубы автомобиля при теплой погоде и хорошо прогретом двигателе. Это может быть связано с попаданием охлаждающей жидкости в камеры сгорания. Иногда такой пар становится сизого оттенка и напоминает «масляный» дым. Однако в отличии от него пар быстро рассеивается в воздухе. Убедится в том, что это именно пар, можно приложив к трубе лист белой бумаги: влага, попавшая на бумагу, постепенно высохнет, не оставляя маслянистого следа.

Охлаждающая жидкость может попадать в зону сгорания топлива разными путями: через прокладку головки блока, через микротрещины в блоке цилиндров и другими. Тем же путем в обратную сторону проникают выхлопные газы в систему охлаждения. Все это отражается на охлаждающей жидкости: ее уровень в расширительном бачке понижен, а при работающем двигателе в бачке можно заметить всплывающие пузыри газа.

При некоторых неисправностях, например, если жидкость попадает в цилиндры из-за негерметичности прокладки впускного коллектора, газы в расширительном бачке не образуются. Однако в любом случае охлаждающая жидкость попадает в масло и постепенно превращает его в эмульсию, что, разумеется, не улучшает его смазочных свойств.

Все вышеописанное означает, что машину самое время показать специалистам по ремонту. Описанные дефекты быстро прогрессируют по мере использования автомобиля, ухудшая свойства масла, что в свою очередь приводит к разрушению различных узлов двигателя и в конечном итоге к его выходу из строя.

Черный цвет выхлопа получается, когда в нем в большом количестве появляются частицы сажи, которая в свою очередь образуется из-за неполного сгорания топлива в двигателе. Такой дым особенно отчетливо виден на светлом фоне (постарайтесь, чтобы этим фоном не оказался белоснежный борт соседского внедорожника).

Неполное сгорание является следствием перенасыщения топливовоздушной смеси. Подтверждением этого могут являться такие симптомы как повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя, потеря мощности.

В разных конструкциях двигателей к этому могут привести различные причины. В карбюраторных двигателях это могут быть неисправности игольчатого клапана или воздушных жиклеров. В двигателях с электронным впрыском – некорректная работа датчиков контроля топливной системы или негерметичность форсунок. В дизелях – дефекты насоса высокого давления или неправильной настройке впрыска топлива.

Общей причиной переобогащения смеси может быть и снижение компрессии двигателя. В этом случае в смесь не поступает достаточной количество воздуха, а значит удельное количество топлива возрастает, что приводит к тому, что часть его не сгорает в цилиндрах двигателя.

Загрязнение окружающей среды и расход топлива не единственные последствия неполного сгорания топлива. Это крайне негативно сказывается и на состоянии моторного масла. Оно насыщается частицами сажи, которые распространяясь по каналам смазки активно загрязняют двигатель и масляные фильтры, что приводит к нарушению теплового обмена. А это, в свою очередь, чревато прогаром поршней или клапанов, а значит и гораздо более серьезным ремонтом. Чем быстрее автомобиль с черным дымным хвостом возьмет курс на ремонтные мастерские, тем дешевле отделается владелец.

Наконец, синий дым, во всем спектре оттенков от сизого до бледно голубого свидетельствует о том, что в цилиндрах двигателя горит не только топливо, но и проникающее туда масло. Подтвердить догадку может все тот же простенький тест с листом бумаги у выхлопной трубы: в этот раз на ней будут появляться масляные пятна.

Причины масляных протечек в камеру сгорания топлива в основном связаны с износом деталей: изменение формы гильзы цилиндров, повреждения поршневых колец, увеличенные зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками и так далее. Разбираться, что именно подлежит ремонту лучше поручить специалисту. Важно лишь вовремя обратить внимание на появившийся дым.

При небольших износах дым может появляться только при запуске холодного двигателя. При последующем нагревании детали расширяются и зазоры приходят в норму и двигатель работает нормально. При больших износах все происходит наоборот, по мере прогрева дым становится все плотнее. Это объясняется тем, что горячее масло имеет меньшую вязкость и легче проникает через «нештатные» зазоры, которые уже не могут прийти в норму только за счет расширения металла.

Во всех описанных выше случаях автомобиль может двигаться еще некоторое время, продолжительность которого зависит от характера неисправности и еще множества условий. Продлить этот период может обработка двигателя средствами, которые восстанавливают поверхностный слой деталей в условиях трения, в первую очередь в цилиндро-поршневой группе. Такие средства, как например геомодификаторы, помогают защитить масло от попадания в него топлива, охлаждающей жидкости или частиц сажи. Кроме того, восстановленная поверхность способна удерживать более плотный масляный слой, что до некоторой степени компенсирует снижение рабочих свойств масла. А это в свою очередь предохраняет другие узлы и механизмы от повреждения.

Такие средства не являются панацеей и не могут заменить ремонта неисправности приводящей к появлению дыма из выхлопной трубы, но могут помочь избежать более значительных неприятностей.

Бороздя дорожные просторы, не забывайте поглядывать назад – какого цвета шлейф тянется за вашей чудо-птицей!

Для многих водителей, которые имеют даже самый незначительный стаж управления транспортным средством, наличие нестандартного окраса дыма, исходящего из выхлопной трубы, сигнализирует о необходимости проведения ТО для выявления неполадок. Подобного рода неисправность не может возникнуть без определенных причин, и цвет выхлопных газов нам уже намекнет, где надо начинать поиски поломки.

Выхлопные газы автомобиля

Дым, выходящий из трубы, может иметь как очень неприятный запах и цвет, так и подозрительную плотность. Окрасы выхлопных газов при неисправной работе могут быть:

  • Белого;
  • Черного;
  • Сизого;
  • Голубого и синего цветов.

  • Неисправности в механизме газораспределения или в ИПГ (цилиндропоршневой группе);
  • Поломки в системе контроля впрыска;
  • Неполадок в области системы охлаждения.

Следует отметить, что на состояние выхлопных газов значительное влияние оказывает погода. Специалисты рекомендуют проводить диагностику исключительно в «летную» погоду для более точного определения оттенка газов.

Соответствие неисправностей

Цвет дыма, который чаще всего можно встретить в результате появления какой-либо неисправности может быть белый, сизый, или же черный. Конкретно о данных трех цветах и пойдет речь далее.

Изначально следует рассмотреть наличие черного дыма, так как изменение цвета газов на черный является наиболее распространенным «явлением». Он хорошо заметен при любых погодных условиях. Зачастую имеет неприятный запах. Возникает по причине неполного сгорания горючего, которое впоследствии вылетает вместе с выхлопами. В результате данного дефекта мотор может начать терять мощность, расход горючего значительно увеличивается, а также могут появиться трудности с процессом запуска транспортного средства.

В подобной ситуации нужно в первую очередь проверить:

  • Карбюратор;
  • Катушку зажигания;
  • Свечи зажигания;
  • Форсунки;
  • Компрессию мотора;
  • Воздушный фильтр (возможно необходимо выполнить его чистку);
  • Низкое качество горючего.

Осмотрев все выше перечисленные детали транспортного средства, можно с легкостью выявить причину появления черного дыма и устранить неполадку.

Белый выхлопной дым

Иногда присутствие белого дыма не сигнализирует о возникновении неисправности. В некоторых случаях достаточно просто проверить качество топлива и посмотреть, нет ли необходимости в замене охлаждайки. В случае, если проблема не уйдет самостоятельно после выполнения данных процедур, тогда это верный знак, что случился пробой прокладки ГБЦ – головки блока цилиндров. Такого рода неисправность следует срочно устранить. В противном же случае мотор будет перегреваться.

Что касается наличия сизого дыма, то здесь вывод один: проблема в самом моторе. Такой оттенок может давать перегоревшее масло, попадающее в камеру сгорания. Причинами подобного дефекта могут быть:

  • Скоропостижное изнашивание деталей внутри самого двигателя;
  • Потеря эластичности колец поршневой группы.

Как видите, цвет выхлопных газов нам о многом говорит, но не стоит слишком пугаться возникновению необычного окраса и запаха выхлопа. Достаточно вовремя определить причину его появления и устранить ее. А вот если начнете затягивать с диагностикой, то можете попрощаться с вашей «ласточкой», долго она не протянет.

Неправильный цвет выхлопных газов – пример сизого дыма

Многие опытные водители знают, что диагностировать некоторые неисправности автомобиля можно по цвету выхлопных газов. Если при работе двигателя выхлопная труба начала выпускать дым различных цветов - от белого до черного, это явный признак наличия неисправностей в работе автомобиля.

Фото: JT (flickr.com/photos/environmentblog/)

И здесь главное своевременно среагировать на тревожные знаки, выявить и устранить возможные неисправности или поломки, чтобы избежать проведения серьезного и дорогостоящего ремонта.

Сегодня мы попытаемся разобраться в том, какие виды неисправностей можно диагностировать по цвету выхлопных газов на примере инжекторного и карбюратного бензинового двигателя .

Но перед тем как перейти к рассмотрению неисправностей, надо сказать о некоторых общих моментах.

Прежде всего, стоит отметить, что в момент завода автомобиля в холодную погоду, белый дым - это абсолютно нормальное явление, при условии, что он пропадает, когда двигатель хорошенько прогреется. Причина белесого дымка - пар, образовавшийся от сгорания конденсата, образовавшегося в топливной системе автомобиля .

Так же не является неисправностью едва заметный белый дымок, выходящий из выхлопной трубы в мороз. Впрочем, в сильный мороз этот дымок может быть достаточно хорошо заметен, но это тоже вполне нормальное явление, так же, как и пар изо рта при выдыхании теплого воздуха.

При этом важно уметь отличать пар от белого дыма. Сделать это достаточно легко, пар полупрозрачен и быстро рассеивается после выхода из трубы. Дым же более плотный и тянется шлейфом, быстро рассеиваясь лишь при наличии ветра.


Но дым из выхлопной трубы может быть не только белым. Он так же может быть и черным, и синеватым, и сизым.

Цвет дыма меняется в зависимости от качества топливной смеси (как правило, переобогащение топливом), а так же от того, что примешалось к топливной смеси при работе двигателя. А это может быть моторное масло или охлаждающая жидкость . Эти примеси не сгорают полностью в цилиндрах и окрашивают выхлоп в различные цвета.

Очевидно, что за некачественную подготовку топливной смеси отвечает механизм топливоподачи. А попадание в цилиндры посторонних жидкостей говорит о чрезмерном износе отдельных деталей поршневой группы .

Но не все так однозначно. Например, ситуация может развиваться по такому сценарию: сломалась система охлаждения двигателя , который начинает периодически перегреваться . Это влечет за собой пригорание поршневых колец, которые начинают пропускать в цилиндр масло и появляется дым из выхлопной трубы.

Можно заменить кольца, на какое-то время дым прекратится, но если не устранить первопричину - плохую работу системы охлаждения, то через некоторое время неисправность даст о себе знать снова, дым опять появится.

То есть дым из выхлопной трубы чаще всего говорит о том, что есть серьезные проблемы с двигателем, а именно с системой топливо-подачи или охлаждения, но для того чтобы точно определить, в чем первопричина, придется проанализировать и сопоставить все имеющиеся факты.

Для примера рассмотрим несколько возможных ситуаций…

Инжекторный двигатель

О наличие неисправностей или поломок в двигателе инжекторного типа, оснащенного системой впрыска , выхлопная система автомобиля сигнализирует выводом черного, синего или белого выхлопа.

Черный выхлоп

В двигателях данного типа, как и в карбюраторных аналогах, может происходить образование и вывод выхлопных газов черного цвета. Зачастую эта проблема возникает вследствие подачи слишком богатой топливной смеси.

Подобная неисправность проявляется из-за поломки любого датчика или выходом из строя управляющего блока системы подачи топлива. В данном случае потребуется лишь простая замена датчика (если неисправным оказался он) или замена всего блока управления (более сложная и дорогостоящая операция).

Дополнительными причинами появления черного выхлопа может стать зависание иглы в форсунке на системе впуска, постоянная подача небольшого напряжения на рабочий инжектор или же появление возможных неполадок в работе управляющего блока (например, изменение частот передачи импульсов).

Белый или синий (сизый) выхлоп

Часто белый или сизый выхлоп появляется вследствие попадания воды в топливо или масляной смеси в камеру сгорания. Для ДВС, оснащенных системой турбонаддува, появление белых или сизых выхлопных газов зачастую обусловлено поломками основной турбины наддува.

Карбюраторный двигатель

В двигателе карбюраторного типа появление неисправностей проявляется выводом выхлопных газов, также имеющих белый, сизый и черный цвет.

Белый выхлоп

Как и в случае с инжекторными двигателями, в ДВС данного типа белый выхлоп свидетельствует о присутствии воды в топливе. Причин появления воды в топливном баке достаточно много - образование конденсата в баке и в трубопроводах; высокая влажность воздуха при заправке топлива; попадание воды из системы охлаждения.

Среди прочих причин появления белого выхлопа можно назвать снижение герметичности прокладки блочной головки, попадание жидкости-хладагента в топливные цилиндры, утечка воды из системы, которая отвечает за подогрев карбюратора.

В некоторых случаях густой белый дым появляется вследствие плохого прогрева двигателя до нужной температуры, в результате чего часть воды может остаться в выхлопной системе (вот почему для автомобиля очень вредны короткие поездки, особенно в холодную погоду).

Сизый выхлоп

Выхлоп сизого или синего цвета появляется в результате попадания некоторого количества масла в камеру сгорания. Часто это может быть связано с изношенностью цилиндров и поршней топливной системы ДВС.

Степень изношенности деталей определяется при помощи измерения уровня компрессии . Если уровень компрессии соответствует установленным значениям, следовательно, за образование сизого выхлопа отвечают клапанные уплотнители - втулки и манжеты.

Часто сизый выхлоп проявляется вследствие залегания, поломки или износа маслосъемных поршневых колец.

К наиболее вероятными причинам вывода сизых выхлопных газов также можно отнести снижение упругости манжет и колец во втулках и тарелках клапанов; высокую степень износа клапанных седел и основных деталей цилиндров и поршней; завышенный уровень масла в картере ; а также применение топлива низкого качества с масляными примесями.

Черный выхлоп

Выхлоп черного цвета в карбюраторных двигателях образуется в результате недостаточного сгорания топливной смеси с образованием густой сажи. Основной причиной подобного явления является подача слишком обогащенной топливной смеси в карбюратор.

К дополнительным причинам вывода черных выхлопных газов из выхлопной системы можно отнести высокий уровень топлива в камере поплавкового типа; плохо открытая заслонка для подачи воздуха; присутствие засорений в жиклере; изношенность отверстий жиклеров; применение жиклеров неподходящих размеров и типов; поломка клапана системы холостого хода; неисправность в работе свечей зажигания.

Конечно, это лишь несколько вероятных причин, из-за которых может появиться дым из выхлопной трубы, но главное - теперь вы знаете, в каком направлении нужно копать, чтобы докопаться до истинной причины появления неисправности.

Многие современные двигатели поддаются только компьютерной диагностике, хотя кое-что о здоровье «железного коня» можно узнать по цвету его выхлопных газов. Иногда такая нехитрая диагностика автомобиля может предотвратить серьезные неполадки, а иногда просто поможет вам не выглядеть на сервисе дураком.

Все в порядке

Важно знать, что, когда все в порядке, выхлопные газы бесцветны и едва заметны. Беловатый дым из выхлопной трубы может идти только при прогреве, когда на улице холодно, но потом он должен становиться снова прозрачным. Это относится ко всем двигателям: и старым, и новым.

Белый дым

Зимой, как я уже сказал, белый дым из выхлопных труб идет у каждой второй машины. В этом случае все нормально — это просто пар, который образуется из-за испарения конденсата, образовавшегося в выхлопной системе за время стоянки машины. Когда вся влага из выхлопной трубы испаряется, выхлопные газы должны становиться прозрачными. Если не становятся или вдруг белый дым идет летом, значит, в двигатель каким-то образом попадает вода или охлаждающая жидкость. В последнем случае выхлоп будет иметь сладковатый привкус антифриза, а свечи будут покрыты серо-белым нагаром на электродах. Причиной утечки может быть, например, пробитая прокладка головки блока цилиндров.

Сизый (синий) дым

Если из выхлопной трубы идет синеватый или сизый дым, ничего хорошего в этом точно нет. Скорее всего, в камеру сгорания попадает масло. Проверьте уровень масла, в большинстве случаев он будет ниже, чем нужно, потому как сизый дым обычно сопровождается приличным жором масла.

Причиной может быть старость автомобиля, тогда нужно просто заменить маслосъемные колпачки, или изношенность поршневой группы и уплотняющих поршневых колец. Если вовремя заметить сизый дым, получится обойтись несложным и недорогим ремонтом в любом автосервисе, но, если всё запущено, последствия могут быть куда более серьезными, чем замены резинок.

При обращении в сервис первым делом вам должны будут проверить компрессию двигателя. Если она в норме, всему виной маслосъемные колпачки, если нет — поршневые кольца. На турбированных и дизельных двигателях причина может быть не в двигателе, а в турбине. При неполадках турбины кроме воздуха она может нагнетать в двигатель ещё и масло. Если так, то это будет видно по маслянистым воздушным трубкам, идущим от турбины к двигателю (когда все исправно, они сухие). Если проблема таки в турбине, времени тянуть нет. Игнорирование проблемы может привести к капитальному ремонту мотора и замене турбины.

Черный дым

Черный дым из выхлопной трубы можно часто увидеть на машинах с дизельным двигателем. Это свидетельствует о неисправности системы очистки выхлопных газов. Тут может помочь банальная замена сажевого фильтра. Или же причина в неполном сгорании топлива. В этом случае первым делом нужно проверить воздушный фильтр. Затем впускной коллектор. Может быть, в двигателе недостаточная компрессия. Возможно, не работает насос высокого давления и идет банальный перелив топлива в цилиндры (сопровождается повышенным расходом топлива).

Причина в бензиновом ДВС может быть в системе зажигания, которая не поджигает топливо и оно выходит напрямую в глушитель. В этом случае двигатель будет троить. Может помочь регулировка углов опережения зажигания. Так же черный дым может вызывать нестабильная работа инжектора. Если так, то обороты двигателя будут плавать. Лечится это прочисткой системы.

Так или иначе, игнорировать черный дым из выхлопной трубы нельзя. Выяснять и решать проблему нужно оперативно, в противном случае ремонт может обойтись в кругленькую сумму. В первую очередь черный выхлоп убивает катализатор, а стоит он дорого.

Как поставить диагноз по цвету выхлопных газов February 1st, 2018

Конструкция автомобиля такова, что далеко не во все ответственные узлы можно «заглянуть». Корректность или отклонения от нормы в работе часто определяют по косвенным признакам. Среди таковых - «сердце» авто, двигатель. Его компоновка такова, что все основные, тепловые и механические, процессы происходят внутри «замкнутого» объема. Оценить их нормальность можно, в первую очередь, по состоянию свечей зажигания, рабочая часть которых вкручивается в камеры сгорания.

А еще - по выхлопным газам.

Без специальной лаборатории состав выхлопных газов определить сложно. А вот увидеть их цвет может каждый, кроме дальтоников. Именно цветовая раскраска выхлопа может поведать о многом и стать поводом для более тщательной диагностики. Нормальные выхлопные газы практически бесцветны: именно поэтому шлейф позади большинства машин практически незаметен. Если он неожиданно приобретает раскраску - это уже сигнал задуматься о том, а все ли в норме с силовым агрегатом. Чаще всего тревогу вызывают белый, черный или синий дым, валящий из выхлопной трубы.

Цвет выхлопных газов может весьма наглядно рассказать о состоянии двигателя или наличии неисправностей в автомобиле, поэтому запомните правила этой нехитрой диагностики!

В холодную погоду во время прогрева двигателя часто можно наблюдать белый дым из выхлопной трубы. В данном случае окраску выхлопным газам придает пар — это нормально и вовсе не является признаком неисправности. А вот если такой дым наблюдается при высокой температуре окружающего воздуха, лучше проверить двигатель на предмет попадания в цилиндры охлаждающей жидкости.

Синеватый цвет выхлопа говорит о попадании масла в камеру сгорания. Как правило, этому сопутствуют повышенный расход масла и снижение компрессии в цилиндрах. Среди причин могут быть потеря эластичности маслосъёмных колпачков, плохая работа системы вентиляции картера и закоксованность колец вследствие использования некачественного моторного масла.

Чёрный дым свидетельствует о проблемах со смесеобразованием. В современных автомобилях параметры смеси регулируются электроникой, поэтому чёрный цвет выхлопных газов говорит о неисправности датчиков или других компонентов топливной системы. Также появление чёрного дыма может быть связано с некачественным топливом.

Для того, чтобы поставить предварительный диагноз двигателю Вашего автомобиля, обратите внимание на его выхлоп. Если машина «задымила» — это явный признак ненормальной работы двигателя.

Карбюраторный двигатель

Черный дым является признаком наличия в отработанных газах несгоревшего топлива, что свидетельствует о неполном сгорании слишком богатой смеси. Наиболее частый виновник излишне обогащенной смеси — карбюратор. Не полностью открыта воздушная заслонка. Увеличенный уровень топлива в поплавковой камере. Засорен воздушный жиклер. Изношены калибровочные отверстия жиклеров. Установлены несоответствующие жиклеры. Неисправность ЭПХХ (постоянно открыт клапан системы холостого хода). Не работает одна или несколько свечей зажигания.

Белый дым свидетельствует о присутствии воды в горючей смеси. Вода в виде пара может появляться при сгорании топлива из-за повышенной влажности воздуха, накопления конденсата на стенках впускных трубопроводов, также вода (чистая или антифриз) может попадать из системы охлаждения, что является признаком неисправности. Попадание влаги в топливо. Пробита прокладка головки блока. Утечка воды из системы подогрева впускного коллектора или карбюратора (если такие существуют).

Сизый (синий) дым образуется при попадании масла в камеру сгорания. Определить износ деталей цилиндро-поршневой группы можно путем измерения компрессии. Если значение компрессии имеет требуемые числа, — значит, в повышенной дымности и расходе масла виновны уплотнители клапанов (направляющие втулки и резиновые манжеты). Залегли маслосъемные кольца. Износ или поломка маслосъемных колец. Износ седел клапанов и их направляющих. Потеря упругости резиновых манжет и колец в направляющих втулках и тарелках пружин клапанов. Износ деталей цилиндро-поршневой группы. Повышенный уровень масла в картере двигателя. Некачественное топливо с содержанием масла

Двигатель со впрыском

Чёрный дым, как и в карбюраторных двигателях, появляется при слишком обогащенной горючей смеси. Неисправность, как правило, говорит о выходе из строя какого-либо из датчиков или же блока управления системы впрыска. При наличии запасных датчиков желательно их поочередно заменить, а если и это не поможет, необходимо заменить и блок управления. Постоянно открыт инжектор холодного впуска (механическое зависание запорной иглы). Постоянно подается напряжение на инжектор холодного пуска. Постоянное небольшое напряжение на рабочих инжекторах («смещение»). Дефекты в блоке управления (слишком широкие импульсы управления).

Сизый (синий) и белый дым у бензиновых двигателей с впрыском вызван теми же причинами, что и у карбюраторных двигателей. Если двигатель оборудован турбонаддувом, а сизый дым появляется после его прогрева, то это связано с неисправностью турбины, как и у дизельных двигателей.
Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Можно, глядя на премиум модели, относиться к данному высказыванию скептически. Можно - серьезно. Суть от этого не меняется. В отличие до драгоценного изделия (которое можно просто положить в шкатулку до лучших времен), машина - сложное техническое устройство, требующее постоянной диагностики и обслуживания.

Основные причины изменения цвета выхлопных газов

Любая «окраска» выхлопных газов - явление ненормальное. Черная, белая или синяя расцветка в сочетании с увеличением плотности выхлопа говорит о весьма вероятных проблемах с автомобилем, наиболее часто среди которых встречаются:


  • неисправности топливной системы или системы охлаждения;

  • сбои в зажигании;

  • некорректная работа ГРМ;

  • проблемы с цилиндрами и поршнями.

Независимо от неисправности цвет выхлопных газов изменяется по причине попадания в цилиндр посторонних веществ: тосола или масла. А также вследствие неполного сгорания избыточного топлива.

Бывают ситуации, когда дым является вторичным признаком неполадок. Так, например, утечка жидкости или иные неисправности системы охлаждения, естественно, ведут к перегреву мотора. А дым - естественное последствие разрушенных в результате термического воздействия поршневых колец, пропускающих масло в камеру сгорания.

Список проблем может быть, если не бесконечен, то весьма широк. Поэтому «сужение круга» ведут по цвету выхлопн6ого дыма. Такой подход более чем нормален: именно окраска бросается в глаза в первую очередь.

Белый дым

Наверное, чуть ли не у каждого начинающего автомобилиста замирало сердце от вида обильного густого облака белого цвета из выхлопной. И, не нужно ходить к гадалке, большинства таких наблюдений было в холодное время года. А дым на поверку оказывался вовсе не дымом, а облачком пара.

Все дело в конденсате, который скапливается в выхлопной системе. В первые минуты работы двигателя (прогрева) он активно выпаривается, вводя в сомнение вчерашних выпускников автошкол. Чем сильнее мороз, тем обильней белый пар. Причем, после «минус» 20 градусов он может приобрести сизоватый оттенок.

Полностью сбрасывать со счетов белый выхлоп нельзя. В некоторых случаях он - действительно дым (а не пар). Если облако не рассеивается при прогреве или на дворе теплое время года, белые выхлопные газы - нехорошее явление, которое может говорить о попадании охлаждающей жидкости в цилиндр из-за потери герметичности прокладки ГБЦ (или по другим причинам, плоть до трещин в головке или в блоке). Поскольку в составе охладителя есть вода, она в камере сгорания испаряется и «парит».

Различить пар и белый дым можно по двум параметрам:


  • пар быстро исчезает, дым идет постоянно;

  • если приложить к трубе кусок бумаги, после высыхания дым оставит масляные пятна.

В большинстве случаев белый дым является признаком перегрева мотора из-за некорректного охлаждения. Поэтому для «лечения» диагностика последней обязательна.

Черный дым

Как и в случае с белым выхлопом, черный дым может носить временный, некритичный, характер, а может являться признаком очень серьезных нарушений в работе силового агрегата.

Если наблюдается насыщенный черный выхлоп с маленькими частичками сажи, смесь излишне обогащенная: топливо в цилиндре сгорает не полностью и дожигается уже в глушителе. Причина - неправильно выставленное зажигание или проблемы с карбюратором или со свечами. Косвенные признаки - резко увеличившийся расход топлива, затрудненный запуск, потеря мощности или неустойчивая работа мотора.

Синий дым

Выхлопы синего (сизого) цвета являются наиболее тревожными. Они сигнализируют о том, что в цилиндре сжигается не только топливно-воздушная смесь, но и моторное масло. В зависимости от его количества дым может отличаться по цвету: от сизого или голубого до темно-синего, а также по плотности: от почти незаметного до чрезвычайно густого.

В исправном двигателе оно попасть в камеру сгорания попросту не может. «Пути» открывают только поломки. Наиболее распространенная причина - износ поршневых колец, которые становятся неспособными снимать масло со стенок цилиндра.

Другие варианты:


  • износ цилиндра, вследствие чего кольца начинают неплотно прилегать к стенкам;

  • локальные повреждения на поверхности цилиндра;

  • ржавление цилиндров в машине после длительного простоя;

  • некачественная обработка поверхности цилиндров.

Бывает, что черный дым после прогрева исчезает. Это связано с тем, что при нагревании детали мотора расширяются и «щели» для масла «закупориваются». Однако, если поршневая группа уже отработала свой ресурс, картина меняется с точностью до наоборот: масло становится более текучим и проникает в малейшие зазоры.

Сверху масло в цилиндры может проникать сквозь изношенные стержни клапанов, направляющие втулки и маслосъемные колпачки.

Независимо от цвета и интенсивности дыма, данный симптом ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. До более детальной, профессиональной, диагностики рекомендуется отказаться от дальнейших поездок: неисправности в системе охлаждения или смазки могут закончиться сложным и дорогостоящим капитальным ремонтом двигателя.

Источники: