Диагностика охранной системы Lada-Kalina. На страже рубежей. Штатные противоугонные системы автомобилей ВАЗ. Эксплуатация и решение некоторых нестандартных проблем

ИММОБИЛИЗАТОР АПС-6 АВТОМОБИЛЕЙ СЕМЕЙСТВА LADA SAMARA –
УСТРОЙСТВО, ПОРЯДОК РАБОТЫ, ДИАГНОСТИКА
1 НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ СИСТЕМЫ
Иммобилизатор (автомобильная противоугонная система) АПС-6 предназначен для
предотвращения несанкционированного запуска двигателя.
Иммобилизатор АПС-6 (далее по тексту АПС) состоит из блока управления 1, рисунок
1, расположенного слева под панелью приборов, индикатора 3, расположенного в панели
приборов 2 справа от рулевого колеса, катушки связи 5, конструктивно расположенной в вы-
ключателе зажигания 4, рабочего ключа 6 с черным контейнером 7, обучающего ключа 8 с
красным контейнером 7, и соответствующей части программного обеспечения контроллера
электронной системы управления двигателем (ЭСУД).
Схема электрических соединений АПС-6 на автомобилях семейства LADA SAMARA
приведена на рисунке 2.

Рисунок 1 – Состав иммобилизатора:
1 – блок управления АПС (21230-3840010-02/03 для автомобилей 21134, 21154-3840010-03
для автомобилей 21144 и 21154); 2 – панель приборов; 3 – индикатор состояния системы
(21102-3840020-12/13); 4 – выключатель зажигания (21104-3704010-00 *); 5 – катушка связи;
6 – рабочий ключ зажигания (21104-3704198-00 *); 7 – контейнер с транспондером (черный -
для рабочего ключа, красный - для обучающего ключа); 8 – обучающий ключ зажигания
(21104-3704198-10 *)
* - входят в комплект поставки 21104-3704005-00.
Рабочий ключ зажигания предназначен для снятия АПС с охраны. В головку ключа
встроен контейнер черного цвета с транспондером (кодирующим устройством).
Обучающий ключ предназначен для активизации АПС и обучения рабочих ключей, он
также снимает запрет запуска двигателя. В головку обучающего ключа встроен контейнер
красного цвета.
Внимание. Ввиду важности обучающего ключа не рекомендуется пользоваться им
для повседневных поездок, его необходимо хранить отдельно, в надежном месте.
Индикатор 3 состояния системы (ИСС) предназначен для отображения состояния АПС.
ИСС имеет следующие режимы работы в зависимости от состояния АПС:
- ИСС включается через 6 с после включения зажигания и горит постоянным светом по-
ка оно включено – АПС не обучена, т.е. функция иммобилизации не активирована;
- ИСС не горит независимо от положения ключа в замке зажигания – АПС обучена
(функция иммобилизации активирована);
- ИСС включается через 6 с после включения зажигания и мигает в течение 20 с – АПС
неисправна;
- при использовании обучающего ключа зажигания ИСС мигает в течение 6 с после вы-
ключения зажигания.
АПС снимает запрет запуска двигателя при включении, а устанавливает при выключе-
нии зажигания.
Блок управления через катушку связи считывает код ключа зажигания и передает его в
контроллер ЭСУД. Контроллер сравнивает полученный код с хранящимся в своей памяти, и
по результату анализа кода принимает решение о возможности запуска и работы двигателя.
Внимание. Для обеспечения устойчивого считывания кода ключа зажигания не до-
пускается крепление двух или более ключей зажигания на одном кольце.
Назначение контактов колодки Х1 блока управления АПС-6 приведено в таблице 1.
Таблица 1
Контакт Адрес
1 Выключатель зажигания, "+" катушки связи
2 "+" обмотки реле электростеклоподъемников
3 Выключатель противотуманных фар
4 Переключатель света фар ближний/дальний свет
5 Задние противотуманные фонари
6 Аккумуляторная батарея, клемма "+"
7 Аккумуляторная батарея, клемма "+" (задние противотуманные фонари)
8 Выключатель задних противотуманных фонарей
9 Диагностическая колодка, К-линия
10 К плафону освещения салона
11 Выключатель зажигания, "-" катушки связи
12 Выключатель лампы света заднего хода
13 Выключатель габаритных огней
14 Датчик двери водителя
15 Задние противотуманные фонари
16 Корпус
17 Аккумуляторная батарея, клемма "+" (задние противотуманные фонари)
18 Контроллер ЭСУД, W-линия
19 Индикатор состояния системы
20 Выключатель зажигания, клемма "15"
2 ПРОЦЕДУРА ОБУЧЕНИЯ АПС-6
АПС и контроллер могут находиться в одном из следующих состояний:
- выключенная функция иммобилизации (контроллер ЭСУД и АПС "чистые", т.е. не
обучены) – в этом состоянии запуск двигателя разрешен независимо от АПС;
- функция иммобилизации активизирована (контроллер ЭСУД и АПС обучены) – в этом
состоянии запуск двигателя возможен только при получении контроллером правильного кода
от АПС.
После изготовления АПС и контроллер находятся в "чистом" состоянии. Это означает,
что в их память не записан код обучающего ключа. АПС воспринимает любой обучающий
ключ и находится в таком состоянии до первого успешного проведения процедуры обучения
рабочих ключей. После завершения процедуры обучения, обучающий ключ, которым она вы-
полнялась, становится для данных АПС и контроллера "своим" и последние выходят из "чи-
стого" состояния. В дальнейшем процедуру обучения необходимо проводить только "своим"
обучающим ключом.
2.1 Закрыть все двери. Вставить обучающий ключ (ключ с красным контейнером) в вы-
ключатель зажигания. Включить зажигание, через 6 с ИСС загорится постоянным светом,
отображая необученное состояние АПС.
Внимание. При последующих обучениях ИСС при включении зажигания загораться
не будет.
2.2 Выключить зажигание. ИСС должен мигать с частотой 5 раз в секунду. Вынуть обу-
чающий ключ из выключателя зажигания.
2.3 В течение не более 6 с после выключения зажигания вставить рабочий ключ и вклю-
чить зажигание. Зуммер блока управления АПС должен выдать три звуковых сигнала.
Если зуммер не зазвучал, и мигание сигнализатора прекратилось, то это значит:
- был превышен временной интервал 6 с и необходимо повторить процедуру обучения,
начиная с п. 2.1;
- рабочий ключ уже был обучен с другой противоугонной системой;
- рабочий ключ неисправен.
2.4 После подачи зуммером трех звуковых сигналов подождать 6 с пока зуммер выдаст
еще два звуковых сигнала, выключить зажигание и вынуть рабочий ключ.
Внимание. После каждого включения зажигания при низком уровне топлива, одно-
временно с загоранием сигнализатора резерва топлива, зуммер в комбинации приборов
выдает два звуковых сигнала. Не путать данные сигналы с сигналами зуммера блока
управления АПС.
2.5 После выключения зажигания в течение не более 6 с, пока мигает ИСС, вставить
обучающий ключ и включить зажигание. Зуммер должен выдать три звуковых сигнала. По-
дождать 6 с пока зуммер выдаст еще два звуковых сигнала.
2.6 Выключить зажигание, обучающий ключ не вынимать. Зуммер должен выдать оди-
ночный звуковой сигнал и ИСС замигать в два раза быстрее.
Время между моментом выключения зажигания и переходом ИСС в ускоренный режим
мигания зависит от типа контроллера ЭСУД, но не должно превышать 15 с.
Если звуковой сигнал не прозвучал, и мигание ИСС прекратилось, следует вернуться к
выполнению п. 2.1 и повторить процедуру обучения.
2.7 После подачи зуммером одиночного звукового сигнала, не позднее чем через 10 с,
включить зажигание. Зуммер должен подать три звуковых сигнала. После подачи трех звуко-
вых сигналов выключить зажигание.
Внимание. При выполнении п. 2.7 после включения зажигания начинается процесс
запоминания кодов контроллером ЭСУД и блоком управления АПС, поэтому категориче-
ски запрещается выключать зажигание, пока не прозвучали три звуковых сигнала зумме-
ра. Для гарантированного завершения процесса запоминания кодов время между момен-
том включения и выключения зажигания должно быть не менее 5 с.
Невыполнение вышеуказанных условий может привести к блокировке контроллера
ЭСУД.
2.8 Вынуть обучающий ключ. Подождать с выключенным зажиганием не менее 10 с.
2.9 Проверить работу иммобилизатора. Для этого включить зажигание рабочим клю-
чом, ИСС не должен мигать или гореть постоянным светом. Произвести пробный пуск двига-
теля. Если двигатель запустился, то процедура обучения завершена, система исправна.
Внимание. Если по какой-либо причине процедура обучения была прервана после
выполнения п. 2.4, то её необходимо повторить и закончить, не меняя компонентов си-
стемы (контроллер ЭСУД, блок управления АПС, кодовые ключи). Если же один из ком-
понентов системы после незавершенного процесса обучения на одном автомобиле обу-
чать на другом автомобиле с другими компонентами, то возможны программные сбои в
его работе.
3 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ АПС-6
3.1 Управление включением/выключением задних противотуманных фонарей (ЗПТФ).
Включение ЗПТФ осуществляется однократным нажатием на кнопку выключателя
ЗПТФ, если предварительно был включен ближний свет фар или противотуманные фары. Вы-
ключение ЗПТФ осуществляется повторным нажатием на кнопку выключателя ЗПТФ, или ав-
томатически при выключении ближнего света фар и противотуманных фар.
3.2 Выдача предупреждения об оставленном ключе в выключателе зажигания.
Если зажигание выключено, то при открывании двери водителя зуммер выдает преры-
вистый звуковой сигнал, если в выключателе зажигания оставлен ключ.
3.3 Выдача предупреждения об оставленных включенных габаритных огнях.
Если зажигание выключено и ключ из выключателя зажигания вынут, то при открыва-
нии двери водителя зуммер выдаст два звуковых сигнала, если включены габаритные огни.
3.4 Управление реле электростеклоподъемников.
Если зажигание выключено, то управление электростеклоподъемниками возможно в те-
чение 30 с от момента выключения зажигания или от момента открытия двери водителя. Если
в течение этого времени закрыть дверь водителя, то управление электростеклоподъемниками
прекращается.
3.5 Выдача предупреждения о включенной передаче заднего хода.
Если зажигание включено, то при включении передачи заднего хода зуммер выдаст
прерывистый звуковой сигнал.
3.6 Управление задержкой выключения плафона освещения салона.__
Данная функция позволяет сохранять освещение салона в течение некоторого времени
после закрытия двери, при этом переключатель плафона освещения салона должен быть в вы-
ключенном состоянии.
В этом состоянии при открытии любой двери плафон загорается, и горит, пока дверь
открыта. Если зажигание автомобиля не включено, то после закрытия двери плафон остается
во включенном состоянии еще 12 с, после чего плавно гаснет. Если дверь закрывается при
включенном зажигании, то плафон плавно гаснет после закрытия двери. Если при выполне-
нии функции задержки выключения плафона ключ в выключателе зажигания перевести в по-
ложение "включено", то плафон плавно погаснет.
4 ДИАГНОСТИКА АПС-6
В исправном и активизированном состоянии системы ИСС не загорается и отсутствуют
сигналы зуммера.
Если при включении зажигания ИСС загорается постоянным светом или начинает ми-
гать, а примерно через 10 секунд звучит зуммер иммобилизатора и такой же сигнал повторя-
ется еще через 10 секунд, это означает, что иммобилизатор или необучен или есть неисправ-
ность в системе иммобилизатора.
Количество сигналов зуммера и индикатора обозначают вид неисправности.
4.1 Звучит 1 сигнал зуммера и мигает ИСС – неисправность "Не читается ключ".
Возможные причины:
а) Неисправности транспондерной цепи – для данной группы неисправностей характер-
ным является отсутствие "сигнала об оставленном ключе в замке зажигания" при выключен-
ном зажигании и открытой двери водителя:
- неисправность в цепи катушки связи выключателя зажигания.
Измерить сопротивление катушки связи между контактами 2-клеммной колодки черно-
го цвета от выключателя зажигания, которое должно быть в пределах 6 - 8 Ом.
Если сопротивление катушки в норме, проверить целостность цепи между 2-клеммной
колодкой к катушке связи и контактами 1 и 11 блока АПС-6;
- отсутствует транспондер в ключе.
В обучающем ключе – проверить наличие транспондера и его обозначение (должно
быть PCF7936AS). В случае отсутствия транспондера требуется заменить обучающий ключ и
контроллер ЭСУД на "чистые" и переобучить систему иммобилизатора.
В рабочем ключе – проверить наличие транспондера и его обозначение (должно быть
PCF7936AS). В случае отсутствия транспондера требуется заменить рабочий ключ на "чи-
стый" и переобучить систему иммобилизатора;
- неисправен транспондер в обучающем (рабочем) ключе (выявляется при проведении
предпродажной подготовки на ПССС).
Требуется заменить обучающий (рабочий) ключ на "чистый" и переобучить систему
иммобилизатора;
- неисправность входной транспондерной цепи блока АПС-6 – требуется заменить блок
управления АПС-6 и переобучить систему иммобилизатора.__
б) Рабочий ключ "чужой" – для данной неисправности характерным является наличие
"сигнала об оставленном ключе в замке зажигания" при выключенном зажигании и открытой
двери водителя.
Требуется заменить рабочий ключ на "чистый" и переобучить систему иммобилизатора.
4.2 Звучат 2 сигнала зуммера и мигает ИСС – неисправность "Нет связи с контроллером
ЭСУД".
Возможные причины:
а) Обрыв линии связи по W-линии – восстановить цепь между контактом "18" блока
управления АПС и контактом "X2/D2" контроллера ЭСУД М74;
б) Неисправность цепей в блоке управления АПС-6 или контроллера ЭСУД по W-линии
- для выявления неисправного изделия необходимо произвести поочередную пробную их за-
мену. Если после замены изделия код неисправности не повторяется, необходимо его заме-
нить;
в) Отсутствует напряжение питания на блоке управления АПС-6 или контроллере
ЭСУД.
Проверить наличие напряжения на контактах котроллера ЭСУД М74:
- контакт "Х2/F2" – питание от клеммы "15" выключателя зажигания;
- контакты "X2/Н1", "X2/Н2" – питание от клеммы "30" выключателя зажигания после
главного реле.
4.3 Звучат 3 сигнала зуммера, а ИСС горит постоянно или мигает – неисправность "Код
считанного ключа отсутствует в памяти АПС".
Возможные причины:
а) Если после включения зажигания ИСС горит постоянно в течение 20 секунд и звучат
3 сигнала зуммера, значит система иммобилизатора не обучена, следует обучить систему;
б) Если после включения зажигания обучающим ключом ИСС мигает, и звучат 3 сигна-
ла зуммера, значит блок управления АПС-6 "чужой" или ключ "чужой":
- "Чужой" блок управления АПС.
Если оказался "чужим" блок управления АПС, для восстановления работоспособности
требуется переобучить систему со "своим" для контроллера ЭСУД обучающим ключом;
- "Чужой" обучающий ключ.
Если "чужим" оказался обучающий ключ, для восстановления работоспособности тре-
буется заменить обучающий ключ и контроллер ЭСУД на "чистые" и переобучить систему
иммобилизатора.
4.4 Звучат 4 сигнала зуммера и ИСС мигает – неисправность "Контроллер ЭСУД не
подтверждает разрешение на запуск двигателя".
Это означает, что контроллер ЭСУД был обучен ранее с другой системой, требуется за-
менить контроллер на "чистый" и переобучить систему иммобилизатора.
4.5 Если после включения зажигания ИСС горит в течение 20 секунд, а зуммер не зву-
чит, значит иммобилизатор обучен со своими ключами, а контроллер ЭСУД не обучен.
Следует переобучить систему.
4.6 При неисправности контроллера ЭСУД для замены необходимо использовать "чи-
стый" (необученный) контроллер. При этом новый контроллер будет разрешать запуск двига-__
теля независимо от АПС. Для активизации функции иммобилизации необходимо провести
процедуру обучения АПС.
При неисправности блока управления АПС для замены необходимо использовать лю-
бой работоспособный блок управления. После замены необходимо провести процедуру обу-
чения АПС "своим" обучающим ключом.

Рисунок 2 – Схема электрических соединений АПС-6 на автомобилях семейства
LADA SAMARA:
1 – контроллер ЭСУД; 2 – колодка диагностики; 3 – колодки жгута проводов системы зажига-
ния и жгута панели приборов; 4 – монтажный блок; 5 – индикатор состояния системы; 6 - вы-
ключатель зажигания; 7 – выключатель наружного освещения; 8 – переключатель света фар;
9 – выключатель задних противотуманных фонарей; 10 – выключатель противотуманных фар;
11 – блок управления АПС

Практически все современные авто оснащаются иммобилайзерами. Это противоугонные устройства для блокировки запуска мотора. Иммобилайзеры разделены на две группы: контактные и бесконтактные. Для управления первыми используется ключ, а вторые управляются с помощью специального брелка или карточки. Информация о том, как отключить иммобилайзер ВАЗ интересует многих владельцев отечественных автомобилей. Наша статья об отключении иммобилайзера также пригодится владельцам внедорожников Нива Шевроле и других авто.

Иммобилайзер ВАЗ

Иммобилайзером ВАЗ оснащаются только новые модели с инжекторными двигателями. После того как машина сходит с конвейера, опция защиты в противоугонном устройстве ещё не включена. Поставочный комплект включает три ключа – два основных и один «мастер-ключ», необходимый для обучения иммобилайзера. В большинстве случаев функция защиты включается самим покупателем автомобиля или сотрудниками автосалона.

Принцип работы иммобилайзера понять несложно. Устройство обменивается информацией с ЭБУ двигателя, запрещая либо разрешая запуск силового агрегата. В случае активации защиты двигатель можно запустить только после того, как произойдет инициализация соответствующего ключа. Если иммобилайзер не подаст сигнал снятия с охраны, произойдет блокировка топливного насоса и цепи зажигания, поэтому поехать на автомобиле не удастся.

Почему иногда приходится отключать иммобилайзер

  1. Сбить код иммобилайзера или вывести устройство из строя можно в случае неправильного подключения устройства для диагностики различных систем автомобиля. К примеру, проблемы с иммобилайзером ВАЗ появляются у тех, кто подключается к оборудованию, не отключив предварительно зажигание. Причина состоит в том, что электронный блок управления движка и иммобилайзер обмениваются информацией по диагностической линии K-Line.
  2. Полная разрядка аккумулятора на автомобиле с иммобилайзером может привести к тому, что в EEPROM сохранится ненужная информация. В итоге придётся тянуть машину к специалистам. В течение многих лет неопытные мастера просто меняли блок управления, выполняя физическое отключение иммобилайзера.

Интересно, что иммобилайзеры на автомобилях ВАЗ отказывались правильно работать очень часто, поэтому производитель даже дополнил новое программное обеспечение специальной опцией, предназначенной для альтернативного запуска силового агрегата в непредвиденных ситуациях. Это значит, что контроллер дает разрешение выполнить одну поездку в аварийном режиме.

Для этого надо ввести соответствующий пароль и активировать функцию с помощью нажатия педали акселератора. Если в будущем иммобилайзер «заглючит», вы сможете нажать на газ аналогичное количество раз и завести автомобиль. Больше деталей об использовании данной возможности можно найти в инструкции по эксплуатации иммобилайзера.


Автомобили Шевроле Нива, Лада Калина, ВАЗ 2110 и другие модели, выпущенные после 2004 года, начали оснащаться более современным устройством. Иммобилайзер АПС-6 имеет те же функции, что и АПС-4. В АПС-6 считыватель расположен в рулевой колонке, а кодовый ключ интегрирован в ключ зажигания.

В обновленном устройстве появились и новые возможности. К примеру, его можно применять для управления электрическими стеклоподъемниками, задними противотуманными фонарями и выполнять диагностику АПС-6 посредством K-Line.

Необходимо отметить, что нередко иммобилайзер АПС-6 расположен в корпусе от предшественника (АПС-4). В таких случаях на плате имеется обозначение APS-6, а на корпусе иммобилайзера – АПС-4.

Иммобилайзер Лада Калина установлен за магнитолой. А в машине Лада Приора устройство конструктивно объединено с контроллером стеклопакета.

Отключение иммобилайзера ВАЗ (Лада Калина, Приора, ВАЗ 2110) + Нива Шевроле

Во время обучения иммобилайзер автомобиля сохраняет определенный код в энергонезависимую флэш-память (EEPROM) контроллера. Иммобилайзер тоже имеет EEPROM, предназначенный для хранения данных о паре рабочих ключей. После выполнения обучения вы должны получить эксклюзивный набор, в котором ЭБУ, ключи и иммобилайзер будут функционировать лишь в одном сочетании.

Отключение иммобилайзера может произойти только после того как он будет отсутствовать физически, причем во флэш-памяти ЭБУ не должно быть данных о наличии устройства. Иными словами, вам надо отсоединить разъем от защитного устройства и произвести удаление данных из памяти блока управления двигателем.

Расположение иммобилайзера:

  • ВАЗ 2110 – непосредственно над электронным блоком управления (для получения доступа к нему надо снять боковую панель);
  • ВАЗ 2109 с высокой панелью – за приборным щитком, между местом расположения подсоса (в версиях с карбюратором) и рулевой колонкой.
  • Шевроле Нива – получить доступ очень непросто, обратите внимание на фото.
  • Лада Калина – иммобилайзер находится за элементами управления климатической установкой (надо снять накладку на центральной консоли).

Если вы решили отключить иммобилайзер и выполнить его демонтаж, надо восстановить линию диагностики. Для этого применяется специальная перемычка, обеспечивающая восстановление возможности обмена данными между диагностической колодкой и ЭБУ двигателя. Для использования иных опций устройства можно просто обрезать и соединить провода, в результате чего будет восстановлен K-line. При этом разъем придётся установить на прежнее место.

Для того чтобы контроллер «ожил» производится очистка EEPROM от данных, внесенных иммобилайзером. Для этого следует отключить от противоугонного устройства разъем электропроводки. Если диагностический сигнал должен передаваться от блока управления до соответствующей колодки, придётся в вытянутом разъеме замкнуть контакты 9.1 и 18 с помощью перемычки. Иммобилайзер можно отключать.

Затем надо определить, какой ЭБУ установлен на автомобиле. Если используется устройство Bosch M1.5.4, вскрываем его и заменяем стандартный чип специальным чипом, который содержит ПО для очистки энергонезависимой памяти блока управления. Затем включаем зажигание на несколько секунд. Затем микросхема устанавливается на прежнее место, после чего машина должна завестись без проблем.

В некоторых ЭБУ приходится выпаивать ПЗУ, используя панельку, или применять программное обеспечение COMBISET от US с возможностью удаления содержимого ЕЕPROM без необходимости перепайки микросхем. В случае реализации данной процедуры очень важно позаботиться о том, чтобы ЭБУ и адаптер были подключены к общей «земле».


Если в вашей машине установлен VS.1 либо Январь 5.1.х, подойдут все программаторы блоков. Надо найти программу для перезаписи памяти EEPROM, закачать в блок управления соответствующую прошивку, считанную с контроллера, который ранее не обучали иммобилайзером. Подойдет и старый файл, в котором надо заменить все содержимое на #FF, после чего его следует залить обратно.

Данные, которые содержатся в EEPROM, почти не имеют смысловой нагрузки, если ЭБУ функционирует без иммобилайзера, в нем есть только показатель изменения СО, КС и имя прошивки. Хотя #FF в памяти EEPROM не позволяет двигателю запуститься, электронный блок управления во время первого запуска (когда не видит иммобилайзера на K-line) прописывает соответствующий код, который и разрешает запустить мотор.

В устройствах Bosch MP7.0H для отключения иммобилайзера применяют или программное обеспечение Combiset, или выпаивают микросхему, после чего она программируется отдельно. В таком случае придётся подать массу и «плюс» питания на контроллер, после чего подключить адаптер следующим способом:


Иногда полная очистка EEPROM является невозможной. В случае такого развития событий надо изменить дамп, используя технологию Kn: сведения об иммобилайзере удаляются с помощью замены байтов 02-07 на FF. В итоге защитное устройство окажется ненужным, а ЭБУ пропишет необходимые значения самостоятельно.

В случае физического отключения иммобилайзера после внесения данных FF, там сохраняется 0FD30FD30FD3. Если сразу внести комбинацию 0FD10FD10FD1, а не просто FF, иммобилайзер больше не будет препятствовать запуску двигателя.

Отключение иммобилайзера на Калине приводит к тому, что центральный замок теряет некоторые функции. Если допустить ошибки во время активации (несоответствующее обучение) АПС-6, происходит блокировка устройства. В таких ситуациях проблема решается внесением чистого EEPROM. Ещё до выполнения активации очень важно сохранять данные EEPROM.

Заключение

Как видите, разобраться в том, как отключить иммобилайзер ВАЗ и других автомобилей, довольно нелегко. В большинстве случаев гораздо проще доверить это дело опытным специалистам.

Если вас интересуют обходчики иммобилайзеров, советуем ознакомиться с другой нашей статьей о том, .

ИММОБИЛИЗАТОР АПС-6 И СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПАКЕТОМ "НОРМА" А/М ВАЗ-11183 – УСТРОЙСТВО, ПОРЯДОК РАБОТЫ
1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Иммобилизатор (автомобильная противоугонная система) АПС-6 предназначен для предотвращения несанкционированного запуска двигателя.
Система дистанционного управления (СДУ) электропакетом "Норма" предназначена для:
- дистанционной блокировки / разблокировки замков дверей с одновременным включением / выключением режима охраны автомобиля;
- блокировки замков всех дверей поворотом ключа в замке двери водителя;
- блокировки / разблокировки замков всех дверей клавишей из салона автомобиля;
- включения тревожной сигнализации при нарушениях зон охраны автомобиля;
- выключения тревожной сигнализации дистанционно или после включения зажигания своим ключом.
Автомобили с СДУ комплектуются ключом зажигания с пультом дистанционного управления (ПДУ). Для работы пульта дистанционного управления в составе автомобиля его необходимо активизировать (обучить), используя обучающий кодовый ключ от иммобилизатора АПС-6 (п.12.2.2 данной ТИ). После обучения пульт дистанционного управления является также рабочим кодовым ключом иммобилизатора АПС-6 и служит для снятия запрета запуска двигателя. Допускается обучение и работа системы одновременно с двумя пультами дистанционного управления.
Схема электрических соединений АПС-6 и СДУ приведена на рис.3.
2 ИММОБИЛИЗАТОР АПС-6
2.1 Состав АПС-6
Иммобилизатор АПС-6 (далее по тексту АПС) состоит из блока управления 1, рис.1, катушки связи 3, конструктивно расположенной в выключателе зажигания 2, обучающего ключа зажигания 4, пульта дистанционного управления 6 (рабочего ключа зажигания), сигнализатора 7, расположенного в комбинации приборов.
Обучающий ключ предназначен для активизации АПС и обучения ПДУ, он также снимает запрет запуска двигателя.
Внимание. Ввиду важности обучающего ключа не рекомендуется пользоваться им для повседневных поездок, его необходимо хранить в надежном месте.
Сигнализатор 7 предназначен для отображения состояния АПС.

Рис.1 Состав иммобилизатора:
1 – блок управления 2123-3840010; 2 – выключатель зажигания 1118-3704010; 3 – катушка связи; 4 – обучающий ключ зажигания; 5 – контейнер красного цвета с транспондером (кодирующим устройством); 6 – пульт дистанционного управления (рабочий ключ зажигания) 1118-3763070; 7 – сигнализатор в комбинации приборов.
Сигнализатор имеет следующие режимы работы в зависимости от состояния АПС:
- сигнализатор включается через 6 с после включения зажигания и горит постоянным светом пока оно включено – АПС не обучена, т.е. функция иммобилизации не активирована;
- сигнализатор не горит независимо от положения ключа в замке зажигания – АПС обучена (функция иммобилизации активирована);
- сигнализатор включается через 6 с после включения зажигания и мигает в течение 20 с – АПС неисправна;
- при использовании обучающего ключа зажигания сигнализатор мигает в течение 6 с после выключения зажигания.
АПС снимает запрет запуска двигателя при включении, а устанавливает при выключении зажигания.
Блок управления через катушку связи считывает код ключа зажигания и передает его в контроллер ЭСУД. Контроллер сравнивает полученный код с хранящимся в своей памяти, и по результату анализа кода принимает решение о возможности запуска и работы двигателя.
Внимание. Для обеспечения устойчивого считывания кода ключа зажигания не допускается крепление двух или более ключей зажигания на одном кольце.
Назначение выводов блока управления АПС-6 приведено в таблице 1.
2.2 Процедура обучения АПС-6
АПС и контроллер могут находиться в одном из следующих состояний:
- выключенная функция иммобилизации (контроллер ЭСУД и АПС "чистые", т.е. не обучены) – в этом состоянии запуск двигателя разрешен независимо от АПС;
- функция иммобилизации активизирована (контроллер ЭСУД и АПС обучены) – в этом состоянии запуск двигателя возможен только при получении контроллером правильного кода от АПС.

Таблица 1
Контакт Адрес
1 "+" катушки связи
2 Управление реле электростеклоподъемников
3 Противотуманные фары
4 Переключатель света фар
5 Задние противотуманные фонари
6 "+" АКБ
7 "+" АКБ – задние противотуманные фонари
8 Выключатель задних противотуманных фонарей
9 Диагностическая колодка, К - линия
10 К плафону освещения салона
11 "-" катушки связи
13 Выключатель габаритных огней
14 Датчик закрытой двери водителя
15 Задние противотуманные фонари
16 Корпус
17 "+" АКБ – задние противотуманные фонари
18 Контроллер ЭСУД, W-линия
19 Сигнализатор АПС

После изготовления АПС и контроллер находятся в "чистом" состоянии. Это означает, что в их память не записан код обучающего ключа. АПС воспринимает любой обучающий ключ и находится в таком состоянии до первого успешного проведения процедуры обучения рабочих ключей. После завершения процедуры обучения, обучающий ключ, которым она выполнялась, становится для данных АПС и контроллера "своим" и последние выходят из "чистого" состояния. В дальнейшем процедуру обучения необходимо проводить только "своим" обучающим ключом.
2.2.1 Закрыть все двери. Вставить обучающий ключ (ключ с красным контейнером) в выключатель зажигания. Включить зажигание, через 6 с сигнализатор в блоке контрольных ламп загорится постоянным светом, отображая необученное состояние АПС (при последующих обучениях АПС сигнализатор при включении зажигания за-гораться не будет).
2.2.2 Выключить зажигание. Сигнализатор должен мигать с частотой 5 раз в секунду.
2.2.3 В течение не более 6 с после начала мигания сигнализатора вынуть обучающий ключ из выключателя зажигания, вставить рабочий ключ и включить зажигание. Зуммер блока управления АПС должен выдать три звуковых сигнала.
Если зуммер не зазвучал, и мигание сигнализатора прекратилось, то это значит:
- был превышен временной интервал 6 с и необходимо повторить процедуру обу-чения, начиная с п.2.2.1;
- рабочий ключ уже был обучен с другой противоугонной системой;
- противоугонная система неисправна.
2.2.4 После подачи зуммером трех звуковых сигналов подождать 6 с пока зуммер выдаст еще два звуковых сигнала и выключить зажигание.
2.2.5 После выключения зажигания в течение не более 6 с, пока мигает сигнализатор, вынуть рабочий ключ, вставить обучающий ключ и включить зажигание. Зуммер должен выдать три звуковых сигнала. Подождать 6 с пока зуммер выдаст еще два звуковых сигнала.
2.2.6 Выключить зажигание, не вынимая обучающий ключ, подождать 6 с до подачи зуммером одиночного звукового сигнала. Сигнализатор должен замигать в два раза быстрее.
Если звуковой сигнал не прозвучал, и мигание сигнализатора прекратилось, следует вернуться к выполнению п.2.2.1 и повторить процедуру обучения. Если произошел повторный сбой при выполнении п.2.2.6, это значит, что контроллер ЭСУД был обучен ранее с другим ключом, в этом случае следует заменить контроллер.
2.2.7 После подачи зуммером одиночного звукового сигнала, не позднее чем через 3 с, включить зажигание на 2…3 с и затем выключить.
После включения зажигания зуммер подаст три звуковых сигнала и сигнализатор прекратит мигание.
2.2.8 Вынуть обучающий ключ. Подождать с выключенным зажиганием не менее 10 с. Вставить рабочий ключ и включить зажигание. Подождать 6 с, если сигнализатор не замигал произвести пробный запуск двигателя, двигатель должен запуститься. Если сигнализатор замигал выключить зажигание и подождать не менее 10 с.
Включить зажигание. Сигнализатор не должен мигать, а двигатель должен за-пускаться.
Если после включения зажигания через 6 с сигнализатор загорается постоянным светом, то процедуру обучения АПС необходимо повторить, начиная с п.2.2.1.
2.2.9 При неисправности контроллера ЭСУД для замены необходимо использовать "чистый" (необученный) контроллер. При этом новый контроллер будет разрешать запуск двигателя независимо от АПС. Для активизации функции иммобилизации необходимо провести процедуру обучения АПС.
При неисправности блока управления АПС для замены необходимо использовать "чистый" блок управления. После замены необходимо провести процедуру обучения АПС "своим" обучающим ключом.
2.3 Дополнительные функции АПС-6
2.3.1 Управление включением/выключением задних противотуманных фонарей (ЗПТФ).
Включение ЗПТФ осуществляется однократным нажатием на кнопку выключателя ЗПТФ при включенных фарах. Выключение ЗПТФ осуществляется повторным нажатием на кнопку выключателя ЗПТФ, или автоматически при выключении габаритных огней.
2.3.2 Выдача предупреждения об оставленном ключе в замке зажигания.
Если зажигание выключено, то при открывании двери водителя зуммер выдает прерывистый звуковой сигнал, если в выключателе зажигания оставлен ключ.
2.3.3 Выдача предупреждения об оставленных включенных габаритных огнях.
Если зажигание выключено и ключ из выключателя зажигания вынут, то при открывании двери водителя зуммер выдаст два звуковых сигнала, если остались включены габаритные огни.
2.3.4 Управление реле электростеклоподъемников.
Если зажигание выключено, то управление электростеклоподъемниками возможно в течение 30 с от момента выключения зажигания или от момента открытия двери водителя. Если в течение этого времени закрыть дверь водителя, то управление электростеклоподъемниками прекращается.
2.3.5 Управление задержкой выключения плафона освещения салона.
Данная функция позволяет сохранять освещение салона в течение некоторого времени после закрытия двери, при этом переключатель плафона освещения салона должен быть в выключенном состоянии.
В этом состоянии при открытии двери водителя плафон загорается, и горит пока дверь открыта. Если зажигание автомобиля не включено, то после закрытия двери плафон остается во включенном состоянии еще 12 с, после чего в течение 4 с плавно гаснет. Если дверь закрывается при включенном зажигании, то плафон выключается сразу после закрытия двери.
Если при выполнении функции задержки выключения плафона ключ в выключателе зажигания перевести в положение "включено", то плафон погаснет.
2.4 Диагностика АПС-6
При обнаружении неисправности в АПС сигнализатор включается через 6 с после включения зажигания и мигает в течение 20 с. При этом в течение мигания сигнализатора зуммер выдает с интервалом в 10 с две одинаковых группы звуковых сигналов. Количество сигналов в группе указывает на характер неисправности:
- один сигнал – не считывается код ключа, что указывает на неисправность транспондера (кодирующего устройства) в ключе зажигания или катушки связи;
- два сигнала – отсутствует электрическая связь между блоком управления АПС и контроллером;
- три сигнала – код ключа считывается, но ключ чужой;
- четыре сигнала – контроллер определил, что АПС была обучена с другим контроллером.

3 СДУ ЭЛЕКТРОПАКЕТОМ "НОРМА"
3.1 Состав СДУ
Система дистанционного управления состоит из блока управления (1118-6512010) электропакетом и пульта дистанционного управления, рис.2.

Назначение выводов блока управления электропакетом приведено в таблице 2.
Таблица 2
Контакт Адрес
1 К выходу дополнительного датчика
2 К клавише разблокировки
3 W-линия
4 К датчику замка двери водителя
5 К обогревателю заднего стекла
6 Корпус
7 К клавише блокировки
8 К сигнализатору АПС в комбинации приборов
9 К выключателю капота
10 К датчикам дверей пассажиров
11 К датчику двери переднего пассажира
12 Питание дополнительного датчика +12 В
13 Резерв для кнопки открывания багажника
14 К двигателям блокировки всех дверей
15 К контакту "14" блока управления АПС
16 К указателю поворотов левого борта
17 К двигателям блокировки дверей пассажиров
18 К двигателю блокировки двери водителя
19 К двигателю блокировки задка
20 Клемма "15" выключателя зажигания
21 "-" реле звукового сигнала
22 К датчику двери водителя
23 Клемма "30" выключателя зажигания
24 К указателю поворотов правого борта
25 К датчику двери задка

3.2 Порядок работы СДУ
3.2.1 Блокировка замков дверей и включение режима охраны с ПДУ.
Для блокировки замков дверей и включения режима охраны нажмите кнопку 3, рис.2, на ПДУ. При этом замки боковых дверей и замок двери задка заблокируются, одновременно включится режим охраны, что подтверждается одиночным миганием указателей поворотов и медленным миганием сигнализатора иммобилизатора в ком-бинации приборов.
Если при включении режима охраны будет открыта какая-либо дверь, капот или багажник, то указатели поворотов мигнут три раза и будет подан одиночный звуковой сигнал. Для того чтобы включить открытые зоны в зону охраны, закройте их. Аналогичное поведение системы будет в случае срабатывания защиты от перегрева замков дверей, если блокировка / разблокировка замков происходит многократно в течение короткого промежутка времени. В этом случае подождите некоторое время, после чего работоспособность системы полностью восстановится.
3.2.2 Блокировка замков без включения режима охраны с ПДУ.
Для блокировки замков дверей с ПДУ без включения режима охраны нажмите дважды кнопку 3 на или удерживайте ее в нажатом состоянии некоторое время. При этом боковые двери и дверь задка заблокируются без включения режима охраны. Такая блокировка сопровождается трехкратным миганием указателей поворотов.
Если режим охраны уже включен, то двойное нажатие на кнопку 3 или удержание ее в нажатом состоянии приведет к выключению режима охраны, замки дверей при этом останутся заблокированными. Отключение режима охраны сопровождается двукратным миганием указателей поворотов.
3.2.3 Разблокировка замков дверей и выключение режима охраны с ПДУ.
Для разблокировки замка водительской двери и выключения режима охраны с ПДУ нажмите кнопку 2. Замок двери водителя разблокируется, а выключение режима охраны сопровождается двукратным миганием указателей поворотов.
Для разблокировки замков пассажирских дверей нажмите кнопку 2 на ПДУ еще раз.
Если после разблокировки дверей и выключения режима охраны не будет открыта ни одна из дверей или багажник и не будет включено зажигание, то через 25 секунд двери заблокируются вновь и система автоматически перейдет в режим охраны. Возможность автоматического перехода системы в режим охраны с блокировкой дверей отражается частым миганием сигнализатора иммобилизатора в комбинации приборов.
3.2.4 Разблокировка замка двери задка (крышки багажника) с ПДУ.
Разблокировка замка двери задка (багажника) с ПДУ возможна только при выключенном зажигании. Для разблокировки двери задка (багажника) нажмите два раза или нажмите и удерживайте некоторое время кнопку 4 на ПДУ.
При включенном режиме охраны разблокировка двери задка (багажника) происходит одновременно с отключением этой зоны охраны на 25 секунд. Если за это время дверь задка (багажника) не открывалась, то она автоматически блокируется вновь. Если в течение 25 секунд дверь задка (багажника) открывалась, то эта зона охраны от-ключается на все время до ее закрытия. Для блокировки двери задка (багажника) после ее закрытия необходимо нажать кнопку 4 на ПДУ.
3.2.5 Центральная блокировка и разблокировка замков дверей из салона.
Для блокировки замков всех дверей (включая дверь задка) из салона автомобиля нажмите клавишу блокировки на подлокотнике двери водителя или утопите кнопку блокировки в двери водителя.
Для разблокировки замков всех дверей (включая дверь задка) из салона автомобиля нажмите клавишу разблокировки на подлокотнике двери водителя.
Центральная блокировка имеет защиту замков дверей от перегрева. Если блокировка и разблокировка замков происходит многократно в течение короткого промежутка времени, то система перестает реагировать на нажатия клавиши. Если это произошло, не нажимайте клавишу некоторое время, после чего работоспособность сис-темы полностью восстановится. Для обеспечения безопасности последняя выполняемая команда всегда является командой разблокировки.
3.2.6 Центральная блокировка замков дверей снаружи автомобиля.
Для блокировки замков всех дверей (включая дверь задка) снаружи автомобиля поверните ключ в замке водительской двери по часовой стрелке. При повороте ключа против часовой стрелки центральной разблокировки всех дверей не происходит, раз-блокируется только та дверь, которая в данный момент открывается.
3.2.7 Работа системы в режиме охраны.
После включения режима охраны система следит за состоянием следующих зон охраны:
- боковые двери;
- капот;
- дверь задка или крышка багажника;
- выключатель зажигания;
- замок водительской двери;
- напряжение аккумуляторной батареи;
- дополнительный датчик (в заводскую комплектацию не входит);
Примечание. В качестве дополнительного датчика может использоваться датчик удара или датчик объема салона рекомендованный производителем автомо-биля.
Если в режиме охраны происходит какое-либо из следующих действий:
- отрывание любой боковой двери;
- открывание капота;
- открывание двери задка или багажника;
- включение зажигания без использования «своего» ключа;
- разблокировка водительской двери;
- подключение аккумуляторной батареи после ее отключения;
- срабатывание дополнительного датчика,
то включается тревожная сигнализация в виде световой сигнализации указателями поворотов и звуковой сигнализации штатным звуковым сигналом автомобиля на время около 30 секунд.
Однократное нажатие любой кнопки на ПДУ, когда система находится в режиме тревоги, приводит к прекращению подачи сигналов тревоги, но система при этом продолжает оставаться в режиме охраны. Выключение режима охраны происходит после нажатия кнопки 2 на ПДУ.
В системе предусмотрен режим задержки включения дополнительного датчика в зону охраны на 20 секунд после включения режима охраны и ограничение на 10 срабатываний тревожной сигнализации от дополнительного датчика за один период включения режима охраны.
3.2.8 Замена элемента питания ПДУ.
В ПДУ установлен литиевый элемент питания типа CR2032, начальное напряжение питания которого 3 В. Если напряжение питания ПДУ находится в пределах нормы, то при каждом нажатии на любую кнопку пульта индикатор 1 загорается короткой вспышкой. Если при нажатии на любую кнопку пульта индикатор загорается двумя короткими вспышками или не загорается вообще, то следует заменить элемент питания на новый.
Для этого необходимо выкрутить винт со стороны корпуса, противоположной кнопкам управления; при помощи плоской отвертки разъединить половинки корпуса; вынуть плату из корпуса; заменить элемент питания на новый соблюдая полярность подключения; вставить плату в корпус; защелкнуть половинки корпуса и закрутите винт.
3.2.9 Ресинхронизация кодов ПДУ
В случаях нажатия на кнопки пульта вне зоны действия радиоканала, счетчик «плавающего» кода в пульте выходит из синхронизации со счетчиком в блоке управления системой. Если количество нажатий кнопок пульта вне зоны приема сигнала системой превысило 1000, система перестанет реагировать на команды пульта. В этом случае следует повторно провести процедуру обучения ПДУ согласно п.2.2 данной ТИ.

Схема электрических соединений АПС-6 и системы дистанционного управления электропакетом "Норма" на автомобиле ВАЗ-1118:

1 – контакты 33-клемных колодок жгута переднего и жгута панели приборов;
2 – контакты 3-клемных колодок жгута переднего и жгута панели приборов;
3 – выключатель лампы света заднего хода;
4 – указатель поворотов правый;
5 – указатель поворотов левый;
6 – контакты 9-клемных колодок жгута коробки воздухопритока и жгута панели приборов;
7 – выключатель подкапотной лампы;
8 – контроллер ЭСУД;
9 – колодка диагностики;
10 – контакты 16-клемных колодок жгута системы зажигания и жгута панели приборов;
11 – модуль управления светотехникой;
12 – выключатель звукового сигнала;
13 – монтажный блок;
14 – выключатель зажигания;
15 – блок управления АПС-6;
16 – сигнализатор иммобилизатора в комбинации приборов;
17 – контакты 33-клемных колодок жгута панели приборов и жгута заднего;
18 – блок управления электропакетом "Норма";
19 – боковой указатель поворотов правый;
20 – фонарь правый;
21 – боковой указатель поворотов левый;
22 – фонарь левый;
23 – контакты 30-клемных колодок жгута заднего и жгута заднего дополнительного (правой передней двери);
24 – контакты 9-клемных колодок жгута заднего и жгута заднего дополнительного (правой задней двери);

25 – плафон освещения салона;
26 – контакты 9-клемных колодок жгута заднего и жгута заднего дополнительного;
27 – элемент обогрева заднего стекла;
28 – контакты 9-клемных колодок жгута заднего и жгута заднего дополнительного (левой задней двери);
29 – замок правый передний;
30 – замок правый задний;
31 – выключатель блокировки дверей в блоке переключателей;
32 – моторедуктор блокировки багажника;
33 – сигнализатор в замке багажника;
34 – замок левый задний;
35 – контакт 9-клемной колодки жгута заднего дополнительного (левой передней двери) к блоку переключателей;
36 – контакты 9-клемной колодки жгута заднего дополнительного (левой передней двери) к блоку переключателей;
37 – замок левый передний;
38 – контакты 30-клемных колодок жгута заднего и жгута заднего дополнительного (левой передней двери).

Реле монтажного блока:
К2 – реле звукового сигнала;
К4 – реле электростеклоподъемников;
К6 – реле дополнительное.

Изготовитель оборудования в инструкции всегда указывает, как отключить сигнализацию при отсутствии брелока. Нажав в определенной последовательности кнопку Valet, режим охраны деактивируют в 100% случаев. Получается, отключить автосигнализацию будет просто, если знать соответствующий код. А вот к иммобилайзерам, в том числе к штатным, кнопка Valet не подключена. Поэтому перед выездом придется потратить минут 20-30, только на то, чтобы деактивировать защиту на некоторое время. Здесь рассмотрено, как самостоятельно отключить иммобилайзер АПС-6, являющийся штатным оборудованием любого автомобиля ВАЗ с 2004 года.

Программное отключение иммобилайзера АПС-6

Чтобы выполнить отключение сигнализации, не нужно ничего программировать. Допустим, брелоки утеряны – тогда вы открываете инструкцию, ищете секретный код и снимаете автомобиль с охраны, нажимая на Valet. Можно запрограммировать новый код, отличающийся от стандартного, и само программирование выполняют именно в таких случаях. А с иммобилайзерами все выглядит наоборот – если устройство не запрограммировать, то в отсутствие правильно прописанного брелока поможет только буксировка. Отключение иммобилайзера от проводки автомобиля подходит далеко не всем.

Разъем иммобилайзера, контакты 9-18

Запись кодовой последовательности в иммобилайзер

Здесь не рассматривается, как отключить иммобилайзер АПС-6, если он был единожды активирован. Данное действие невыполнимо вообще, хотя отключение сигнализации, если говорить о штатном оборудовании, в автомобилях ВАЗ предусматривается. Допустим, штатный иммобилайзер не был активирован и не использовался владельцем. Тогда, через 6 секунд после запуска двигателя включается «лампочка с машинкой».



Обучающий и рабочий ключ ВАЗ

Программировать вы сейчас будете не автосигнализацию, и даже не иммобилайзер, а блок ЭБУ. И появится возможность запуска двигателя, даже когда иммобилайзер неисправен:

  1. Возьмите ключи «рабочий» и «обучающий» (с красной полосой).
  2. Нужно закрыть двери автомобиля, установить «обучающий» ключ, включить и сразу выключить зажигание. Лампочка начнет мигать.
  3. В течение 6-ти секунд поменяйте ключ на «рабочий». Включите зажигание.
  4. Последуют 3 сигнала, затем еще пара сигналов. Тогда, зажигание выключают.
  5. За 6 секунд снова меняют ключ на «обучающий», включают зажигание.
  6. Поступают аналогично шагу «4».
  7. Держите ключ в замке до одиночного сигнала (светодиод поменяет поведение).
  8. Пока светодиод мигает, включите зажигание.
  9. Ждите, пока не погаснет лампа Check Engine.
  10. Нажатиями на «газ» выполняют ввод кода. Короткое нажатие – увеличение цифры, длительное удерживание (более 5 секунд) – запись. Всего используется 6 цифр.
  11. Удерживая «газ» дольше 5-ти секунд, вы заметите: Check Engine не гаснет.
  12. Выключите зажигание.

На этом запись завершена.

Обход с использованием кодовой последовательности

Если бы здесь рассматривалось, как отключить сигнализацию в машине, было бы сказано: откройте дверь автомобиля, закройте ее и нажмите кнопку Valet в ранее заданной последовательности.



Модуль педали газа с датчиками

Для АПС-6 роль кнопки выполняет педаль газа. А последовательность, о которой идет речь, вы задали сами (см. предыдущую главу). Включите любым ключом зажигание, дождитесь погасания лампы Check Engine.

Ввод кода осуществляется так же, как указано в предыдущей главе (шаг 10). Есть требования:

  • После ввода 6-й десятичной цифры лампа Chech Engine должна гореть;
  • Если у вас индикатор мигает, был использован неправильный код;
  • После старта мотора лампа может гореть либо гаснет (ЭБУ М1.5.4).

Вы запустите двигатель, если Check Engine будет гореть после ввода последовательности. Удачного старта.

Деактивация продолжит действовать и после включения генератора. Но время действия будет небольшим – 5 секунд.

Теперь лирическое отступление. Модуль АПС-6 выполняет роль сигналки, управляя штатным электропакетом:

Доработка клеммника после отключения

Вот как борются с последствиями, вызванными отсутствием иммобилайзера:

  • В блоке ЭБУ M1.5.4 (Bosch) штатный чип EEPROM заменяют сервисным. На пару секунд включают зажигание. Те, кто не хочет вскрывать корпус, может пользоваться программой COMBISET.
  • Для ЭБУ «Январь 5.1.X», VS.1 разработаны схемы программаторов, позволяющих записывать данные в EEPROM без вскрытия блока. Файл новой прошивки можно скачать здесь: http://chiptuner.ru/download/progs/eeprom.zip либо считать его с еще не активированной системы.
  • Для блока Bosch MP7.0H подойдет программа COMBISET.

Было рассмотрено, как отключить сигнализацию на машине, если функцию сигналки реализует блок АПС-6. Кстати, для ЭБУ Bosch MP7.0H подходит еще один вариант – микросхему выпаивают, чтобы прошить ее «с нуля».



Внутренности блока управления двигателем

Правда, для выполнения этих действий нужен программатор.

Отключение иммобилайзера АПС-6

Это первый отечественный автомобиль, на который даже в простейшей комплектации «норма» завод ставит полноценную охранную систему. Основные ее звенья - на фото 1. Это контроллер 1 (Bosсh M7.9.7), блок управления 2 автомобильной противоугонной системы (АПС-6), рабочий ключ зажигания 3 с пультом дистанционного управления и транспондером (кодирующим устройством), обучающий ключ 4 со своим транспондером (в красной оболочке), замок зажигания 5 со встроенной катушкой связи, блок 6 системы дистанционного управления. Отметим одно из преимуществ нового иммобилизатора АПС-6 от прежнего АПС-4, знакомого владельцам «самар» и «десяток»: теперь не нужно прикладывать ключ к приемному устройству, отнесенному от замка зажигания. Ключ в замке «Калины» сразу обеспечивает связь транспондера с катушкой - без лишних манипуляций! Блок управления АПС-6 считывает код, скрытый в транспондере ключа, и передает в контроллер, а тот сравнивает этот код с записанным в энергонезависимой памяти. Если чужой ключ и удалось вставить в замок (вероятность довольно низкая!), пуск не получится - коды не совпадут. Или… чужой ключ «чистый», необученный, - пуск опять-таки невозможен. Ничего не получится и при попытке действовать чужим обучающим ключом.

В то же время стоит помнить, что при потере рабочего ключа вы можете завести мотор обучающим и ездить, пока не купите новый рабочий. Понятно, что его придется заново запрограммировать (обучить).

К слову сказать, ВАЗ не рекомендует продавать автомобили с неактивированной охранной системой - если покупатель от нее отказывается, в сервисной книжке должна быть сделана соответствующая запись. Но жизнь штука сложная…

Купив «Калину» с активированной системой АПС-6, вы получили два ключа - обучающий и рабочий. Но в продаже уже есть «чистые» рабочие ключи: где гарантия того, что недобросовестный продавец не обучил еще один рабочий ключ (система это допускает) и не передал его «заинтересованным лицам»? Вот почему АПС-6 лучше переобучить сразу же, на новой машине. Давайте этим и займемся.

При последующих манипуляциях нам понадобится быстро заменять один ключ другим, поэтому оба освободим из связки. И еще: заправим бак, иначе может загораться сигнальная лампа и одновременно будет звучать зуммер, сбивая с толку - нам нужны только те сигналы, которые связаны с обучением!

Итак, сели за руль. Двери закрыли? Можно начинать.

1. Включив зажигание обучающим ключом, двигатель не пускаем. В комбинации приборов есть индикатор состояния АПС - 1 на фото 2. Включился и не мигает - система не обучена. Не включился - обучена. Мигает 20 секунд - система неисправна. В нашем случае «машинка с ключиком» не горит - обучена.

2. Выключив зажигание, вынимаем ключ - индикатор мигает.

3. Включаем зажигание рабочим ключом. Трижды прозвучит зуммер блока управления АПС, а через 6 секунд еще дважды.

4. Выключив зажигание, вынимаем рабочий ключ и…

5. …Не позже чем через 6 секунд вставляем обучающий и включаем зажигание! (Иначе система «промолчит» - и все придется делать заново.) Трижды звучит зуммер, а через 6 секунд дважды.

6. Выключаем зажигание, но обучающий ключ не вынимаем. Зуммер прозвучит один раз. Индикатор начнет быстро мигать. Переход в этот режим занимает до 15 секунд - ждите!

7. Включаем зажигание. После одиночного сигнала зуммера (но не позднее чем через 10 секунд) трижды вспыхнут указатели поворота, в такт с ними прозвучат сигналы зуммера и один раз просигналит клаксон. Во время этой операции система запоминает коды, поэтому выключать зажигание, не дождавшись трех подтверждающих сигналов зуммера, нельзя. Время ожидания - не меньше 5 секунд.

8. Вынимаем из замка обучающий ключ. Дело сделано.

Возможно, эти манипуляции показались вам мудреными, особенно если с первой попытки ничего не получилось. Оно и понятно: попробуйте, руководствуясь некоторыми книжками, всего лишь разобрать какой-нибудь узел автомобиля - дело это зачастую совсем непростое. А в нашем случае нужно еще следить за бегом времени. «Кто не успел, тот опоздал!» - шутка порой актуальная. Поэтому рекомендуем свести инструкцию к лаконичной шпаргалке, хорошенько ее осмыслить и затем уже действовать. К вашим услугам здесь же образец.

А как проверить работоспособность системы? Включим рабочим ключом зажигание. Мотор не заводится, а секунд через шесть начинает моргать индикатор и с интервалом в 10 секунд слышен сигнал зуммера - система неисправна. Здесь четыре варианта.

Одиночный сигнал. Не считывается код ключа. Например, в рабочем неисправен впаянный в плату транспондер. (Можно проверить это, заменив обучающим ключом. Но помните, что некоторые умудрялись потерять вставной транспондер обучающего ключа - фото 3.) Если рабочий сломан, придется покупать новый и обучать (см. выше). Ну а если проблема не в ключах? Очевидно, придется проверить катушку связи (сопротивление 6–8 Ом) и исправность ее цепей.

Два вывода катушки связаны с контактами 1 и 11 блока управления АПС-6. Если цепь в порядке, то скорей всего придется менять блок.

Два сигнала зуммера: нет связи между блоком управления АПС и контроллером (W-линия). Проверим цепь между контактом 18 блока и контактом 71 контроллера М7.9.7. Другая возможная причина - отсутствие напряжения 12 В на контактах 44 и 63 контроллера, связанных с клеммой 30 замка зажигания, - чаще всего из-за нарушений контакта в колодке жгута проводов или дефекта в главном реле. Необходимо проверить также напряжение на контактах 12 и 13 контроллера, связанных с клеммами 30 и 15 (соответственно) замка. А за питание блока АПС отвечают его контакты 6 (от клеммы 30 замка) и 20 (от клеммы 15 замка). Если все цепи в порядке, то неисправны сами блоки - АПС и (или) контроллер.

Три сигнала: чужой блок АПС либо ключ! Последний можно заменить «чистым» и переобучить АПС. Если же у вас чужой обучающий ключ - дело хуже. Контроллер, в памяти которого есть метка, полученная при обучении, теперь не переобучить, пока его память не очищена. А это требует программного обеспечения и т.д., которыми большинство из автовладельцев не располагают - зачастую проще купить новый контроллер.

Четыре сигнала: не совпали коды ключа и контроллера. Например, в сервисе ошиблись и вместо родного контроллера поставили чужой. Выход - см. выше.