Нововведения в пдд с октября года. Законодательство стало жестче по отношению к злостным нарушителям

Прошедший 2015 год был богат на нововведения в правила дорожного движения. Что же ждет водителей и пешеходов в году наступившем?

Получите скидку

С 1 января 2016 года каждый правонарушитель может получить 50-процентный дисконт при оплате штрафа, если этот самый штраф оплачен в течение 20 дней с момента вынесения постановления об административном правонарушении. Теперь и в постановлениях будут указывать полную сумму штрафа и со скидкой.

Однако воспользоваться таким нововведением смогут не все. Не смогут воспользоваться «льготой» злостные нарушители правил дорожного движения, те, кто нарушил ПДД с последствиями для здоровья потерпевших, отказники от медицинского освидетельствования также заплатят по полной, лишены права скидки также нетрезвые водители и доверившие им управление машиной лица, и выпившие или употребившие наркотические вещества после ДТП.

Если в течение 20 дней штраф не уплачен, то скидка аннулируется. В случаях рассрочки или отсрочки платежа штрафа дисконт аннулируется.

Получается, что с 1 января минимальный штраф в 500 рублей останется в теории, на практике же за мелкое нарушение ПДД придется заплатить 250 рублей.

К тому же сейчас рассматривается возможность уплаты штрафа со скидкой, как говорится, не отходя от кассы. Но вопрос о том, как это сделать - банковской картой, через интернет платежи с помощью планшета инспектора ГИБДД или еще каким другим способом - пока открыт.

Чего еще нового?

Для иностранных граждан, не имеющих российских водительских удостоверений, отсрочили запрет на управление коммерческим транспортом до 2017 года. Поэтому у них есть время получить российские права.

В ближайшее время российские законодатели закрепят понятие «опасное вождение», которого в России официально пока нет. Но на Западе хамам на дороге грозит уголовная ответственность. Имеется в виду ситуация, созданная одними участниками движения, когда другим водителям и пешеходам грозит опасность. Но будут различать ситуации, специально созданные, и те, когда водитель вынужден был поступить определенным образом.

Планируется, что хамов на дороге будут вылавливать патрули ДПС на машинах без опознавательных знаков, а сведения о нарушителях порядка на дорогах будут передаваться на ближайший пост.

Агентство Интерфакс сообщает, что до конца года правительство уточнит требования к юридическим и физическим лицам, занимающимся грузо- и пассажироперевозками. Грузовики и автобусы все чаще становятся виновниками аварий, в которых страдают и погибают люди.

Кроме того, в течение 2016 года могут ужесточить ответственность за вождение в нетрезвом виде. А закон о принудительном лечении алкоголиков проходит общественное обсуждение.

Согласно «плану мероприятий», подписанному премьер-министром Дмитрием Медведевым, утвержденные изменения должны вступить в силу в первом квартале 2016 года.

Также Центробанку РФ и Министерству внутренних дел поручили оценить последствия введения повышающего коэффициента для водителям, которые регулярно нарушают ПДД (от 5 до 9 раз в год).

Возможно, родителям, которые оставляют детей в припаркованных машинах, также придется раскошелиться, а, может быть, и лишиться прав. Еще на очереди в утверждение закон о продаже красивых регистрационных знаков через аукцион, который планирует проводить Госавтоинспекция, сообщает cайт vashamashina.ru.

Вспомним о 2015-м

Напомним, что немало поправок в правила дорожного движения внесли и в прошлом году. Так, благодаря изменениям в ПДД с 1 июля 2015 года велосипедисты могут двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта.

В ушедшем году ввели уголовную ответственность для нетрезвых водителей, которые повторно сели за руль пьяными или отказались от медицинского освидетельствования. Максимальное наказание за такое нарушение - 2 года тюрьмы и 3 года без прав.

До 1июля 2015 года машину можно было ставить либо под углом 90 градусов к тротуару, либо же параллельно. Теперь же появился знак, разрешающий парковаться «елочкой» - под острым углом к тротуару. Но помните, если рядом нет знаков и специальной разметки, то автомобиль можно припарковать только параллельно тротуару.

Ярославцам следует помнить, что изменения в Правила дорожного движения уже вступили в силу. Новшества коснулись правил перевозки детей и дорожной разметки.

С сегодняшнего дня - 12 июля 2017 года действует новая редакция. Некоторые стали гораздо жестче, а некоторые, наоборот, - лояльные. Изменения коснулись особенностей перевозки детей и правил обгон а.

Новые правила и требования при перевозке детей: раньше на заднем сиденье детей до 12 лет нужно было перевозить с использованием автокресел, адаптеров ремней безопасности, на переднем — только с помощью автокресел. Теперь кресло или бустер обязательны, только если на заднем сиденье едет ребенок младше семи лет. Детей от семи до 12 лет допускается пристегивать штатными ремнями. На переднем же пассажирском сиденье детей до 12 лет по-прежнему следует перевозить только в кресле, как и сейчас.

Штраф за нарушение правил составит 3 тысячи рублей.

Детей младше семи лет теперь запрещается оставлять в машине без присмотра совершеннолетних. За нарушение этого правила водитель может получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге, штраф составит 2,5 тысячи рублей.

Также, теперь запрещено оставление детей младше семи лет без присмотра на стоянке (речь идет о предотвращении случаев, когда ребенок сидит с закрытыми окнами в машине либо авто вместе с ребенком увозят на эвакуаторе). Штраф за это нарушение составит 500 рублей.

Затронули новые изменения и правила обгона. Теперь на любых дорогах с двусторонним движением запрещено движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями или сплошной линией разметки. То есть, если водитель выехал на обгон в разрешенном месте через прерывистую линию, а заканчивает его через сплошную, в запрещенном месте, . Ранее запрет распространялся на выезд на встречную полосу в запрещенном месте, теперь речь идет о запрете движения по такой полосе.

Изменения коснулись и других видов разметки. Теперь прерывистая разметка 1.2.2 исключена из текста правил дорожного движения. Теперь для обозначения края проезжей части может использоваться только сплошная линия разметки. Также у данной сплошной разметки изменился номер. Вместо 1.2.1 теперь она называется разметкой 1.2.

Затронули изменения и двойную сплошную линию, теперь она может применяться:

  • На дорогах с четырьмя полосами и более (как и раньше);
  • На дорогах с двумя или тремя полосами (если ширина полос больше 3,75 м).

Ранее двойная сплошная разметка позволяла однозначно понять, что вы находитесь на четырехполосной (или более) дороге, теперь же сделать этого не получится.

Исключили из Правил обозначение разметкой 1.7 зоны парковки. Такие поправки в ПДД были введены с 15 апреля 2015 года. Но согласно ГОСТ дорожные службы не могли ее применять для обозначения парковок. С 12 июля 2017 года эта поправка отменена.

А что об изменениях в Правилах дорожного движения думаете вы? Каких поправок не хватает с вашей точки зрения? Делитесь в комментариях.

В среду, 1 июля, вступает в силу сразу несколько нормативных актов, призванных изменить ситуацию на российских дорогах. Поправки в УК радикально ужесточают ответственность за вождение в пьяном виде. Изменения в ПДД детально разъясняют водителям, как пользоваться европротоколом, а пешеходов обязывают носить светоотражатели в ночное время за городом. Кроме того, полис ОСАГО можно будет теперь купить и продлить в электронном виде.


Борьба с пьянством за рулем


Главное июльское нововведение для водителей - это новая редакция УК, о которой “Ъ” уже ранее сообщал. Уголовным преступлением отныне будут считаться повторное управление автомобилем в пьяном виде или повторный отказ от медосвидетельствования. Под повторностью подразумевается нарушение, которое было совершено в течение года с того момента, как водителю вернули права после прошлого лишения прав за пьянку. К примеру, гражданин был пойман ГИБДД за рулем в пьяном виде 1 июня 2013 года, решением суда лишен прав с 1 августа 2013 года до 1 августа 2015 года (на два года). До 1 августа 2016 года нарушитель будет считаться наказанным - если в течение этого периода он снова сядет за руль пьяным, то его будут судить уже по новым статьям УК, а не по КоАП. Аналогичный принцип распространяется и на тех, кто ранее был судим по статье 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»).

Раньше всех подобных нарушителей привлекали к административной ответственности, а значит, могли лишить прав максимум на три года. Теперь суд может назначить штраф в 200–300 тыс. руб., обязательные работы на срок до 480 часов или реальный срок лишения свободы до двух лет.

В ГИБДД говорят, что проблема водителей, систематически садящихся за руль нетрезвыми, стоит довольно остро: в Москве по итогам 2014 года 71 водитель привлекался за повторное пьянство за рулем, но гораздо больше - 756 - отказались от медосвидетельствования. Почему водители массового отказываются дуть в алкотестер по требованию инспекторов, ранее в интервью “Ъ” объяснял заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Кузин.

Оформление ДТП и подсветка пешеходов


Следующий блок изменений для участников дорожного движения заложен в ПДД, новая редакция которых также вступает в силу завтра, 1 июля. Теперь в правилах детально и более понятно, чем раньше, расписан алгоритм действия водителей при аварии. Всего предусмотрено четыре сценария развития событий.

В случае если произошло ДТП с пострадавшими, водитель вызывает скорую помощь и полицейских, они оформят документы и дадут справку для страховой компании. Если поврежденные машины блокируют проезд, нужно зафиксировать на фото (или схематично) место ДТП, а также «следы и предметы, относящиеся к происшествию», после чего освободить проезжую часть. Впрочем, накануне представители ГИБДД на пресс-конференции все-таки не рекомендовали трогать машины до приезда полицейских (если в аварии есть пострадавшие), несмотря на заложенную в новых правилах возможность.

Второй вариант: пострадавших нет, но водители не решили, кто виноват в происшествии. В этом случае они обязаны, сфотографировав место происшествия, освободить дорогу (если машины мешают проезду), после чего позвонить в ГИБДД. Инспектор по телефону может разрешить оформить аварию на ближайшем посту или приедет сам.

Третий вариант: участники аварии сами договорились, кто виноват в происшествии, после фотосъемки они не вызывают инспектора, а отправляются на пост сами.

Четвертый сценарий, по сути, вытекает из третьего: он возможен, только если причиненный каждому из автомобилей ущерб не превышает 50 тыс. руб. В этом случае полиция вообще не нужна: водители сами рисуют схему ДТП, заполняют бланки извещений об аварии (прилагаются к полису ОСАГО) и направляют документы страховщику.

Такое оформление называется европротоколом - именно для его популяризации и были внесены изменения в ПДД. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2014 году доля убытков, урегулированных без справок из ГИБДД, составила 10,5% (ежегодно растет примерно на 1%). Большинство экспертов, сообщал ранее “Ъ”, склоняются к тому, что новые ПДД радикально ситуацию с европротоколом не изменят, потому что основная причина его непопулярности - во взаимном недоверии страховщиков и водителей (страховые постоянно подозревают автомобилистов в мошенничестве, автовладельцы боятся, что им ничего не заплатят после аварии). Именно по этой причине граждане даже при мелких авариях стараются вызывать инспекторов ГИБДД.

Еще один блок изменений в ПДД касается пешеходов. До сих пор правила рекомендовали гражданам «иметь при себе предметы со световозвращающими элементами» при движении по обочинам или по краю дороги в темноте. С 1 июля в ПДД будет уточнено: вне населенного пункта пешеход обязан быть экипирован соответствующим образом, выбирая маршрут вдоль трассы. Это может быть одежда со светоотражающими элементами или специальные световозращатели в виде брелоков и браслетов на руке.

Любопытно, что до сих пор власти четко не объяснили, где граждане возьмут светоотражатели. Некоторая ясность есть по поводу экипировки детей. В ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» в 2013–2020 годах даже заложено 965 млн руб. на закупку 15 млн «световозвращающих приспособлений» для дошкольников и учащихся младших классов. Ранее ГИБДД направила в Минпромторг предложения изменить стандарт для пошива детской одежды, обязав производителей применять светоотражающие ткани и элементы, однако ведомство ответило отказом. В стандарте по производству ранцев эти требования уже учтены, но «они не особо исполняются», поясняла ранее “Ъ” президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агрэ. Со взрослыми ситуация остается совсем неясной, но в ГИБДД рассчитывают на пропаганду, а также на штраф: инспектор ГИБДД отныне будет вправе наказать пешехода, которого плохо видно на дороге без светоотражателя, на 500 руб. Эксперты считают, что норма эта на практике работать не будет, поскольку очень сложно доказать вину пешехода, кроме того, инспекторы ГИБДД в принципе крайне редко штрафуют пешеходов.

Электронный полис ОСАГО


Наконец, последний блок изменений касается получения полисов ОСАГО в электронном виде, через интернет. Согласно ст. 15 закона об ОСАГО, физическое лицо подписывает заявление о приобретении страховки простой электронной подписью, юридическое лицо - усиленной квалифицированной электронной подписью, в итоге покупателю присылается «страховой полис в виде электронного документа». Таким образом, появится возможность приобрести страховку не выходя из дома и не брать с собой бумажную версию полиса в дорогу. Президент РСА Игорь Юргенс утверждает, что с 1 июля необходимо иметь либо полис ОСАГО старого образца, напечатанный на бланке строгой отчетности, либо распечатку электронного полиса (по аналогии с тем, как оформляются в электронном виде авиабилеты). Проверить достоверность электронного полиса, утверждают страховщики, инспекторы ГИБДД смогут по базе данных РСА, к которой с 15 июня ведомство уже получило доступ.

Эксперты считают, что на практике инспекторы будут все-таки требовать бумажные полисы, поскольку это заложено в действующих ПДД. «Получилось все, как обычно,- пояснил “Ъ” президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.- Закон об ОСАГО разрешает электронные полисы, а ПДД - нет. Формально закон имеет большую юридическую силу, чем правила, установленные постановлением правительства РФ. По сути, правы одновременно и страховщики, и гаишники. В результате водители будут спорить на дороге с инспекторами, а там уж как повезет. По уму надо вносить изменения в ПДД, менять формулировку, уточнять, что же такое страховой полис. А в идеале - вообще убирать обязанность возить с собой страховку: от нее одни неприятности. По базе данных договор ОСАГО уже давно можно проверить».

По словам Игоря Юргенса, продавать полисы в электронном виде является не обязанностью компаний, а их правом - о готовности использовать это нововведение уже заявили 22 крупных страховщиков. «К настоящему времени осуществлена вся необходимая предстартовая подготовка для запуска электронных продаж полисов ОСАГО, с технологической точки зрения опасений никаких у РСА нет»,- заявил господин Юргенс. Ранее страховщики просили ЦБ отсрочить введение системы электронных продаж на полгода, о чем писал “Ъ” , в результате с 1 июля будет разрешено только пролонгировать существующие договора. Продажа новых полисов в интернете начнется лишь с 1 октября.

4 августа 2014 года похищение автомобильного госзнака стало уголовным преступлением: за это можно попасть в тюрьму или уплатить штраф 200 тыс. руб. Для того чтобы применить новое наказание, следствию придется доказать, что номера были украдены из «корыстной заинтересованности».

1 апреля 2014 года ГИБДД начала выдачу водительских удостоверений нового образца. Документом предусмотрены семь новых водительских категорий, включая «М» для владельцев скутеров.

15 октября 2013 года вступили в силу новые правила регистрации автомобилей в ГИБДД. Для продажи машину не нужно снимать с учета - достаточно лишь переоформить право собственности и получить деньги. Транзитные номера, существовавшие с 1990-х годов, ушли в прошлое: госзнак прежнего владельца теперь автоматически сохраняется за новым собственником. Поставить на учет автомобиль можно будет в ГИБДД любого региона.

1 августа 2013 года в Москве на Звенигородском шоссе, проспекте Маршала Жукова и на одном из участков Ленинградского проспекта автомобилистам разрешили разгоняться до 80 км/ч вместо 60 км/ч. Фактически на этих дорогах разрешили безнаказанно развить скорость и до 100 км/ч: штраф за превышение скорости до 20 км/ч более не применяется.

С 24 июля 2013 года водитель, в выдохе которого алкотестер зафиксировал менее 0,16 мг спирта, уже не считается пьяным и, следовательно, не понесет никакого наказания. Более того, с 1 сентября лишенные ранее за пьянку водители смогут вернуть права через суд. Также были ужесточены наказания практически за все нарушения ПДД - от проезда на красный свет, нетрезвого вождения до разговора за рулем по телефону и разворота в неположенном месте.

1 июля 2013 года вступили в силу поправки к КоАП РФ: штраф за проезд грузовика без пропуска по МКАД был увеличен до 5 тыс. руб. В течение трех месяцев власти методично увеличивали эту санкцию с 500 руб., чтобы разгрузить кольцевую дорогу. В результате скорость движения увеличилась всего на 3–5 км/ч: освободившееся место на кольцевой заняли легковые машины, большегрузы же теперь стали забивать дороги по ночам.

1 января 2012 года в России вступили в силу поправки к КоАП, ужесточающие санкции за нарушения ПДД. В первую очередь выросли штрафы за нарушения, из-за которых возникают пробки: проезд на красный свет, пересечение стоп-линии при запрещающем сигнале светофора и выезд на перекресток во время затора с созданием помех для остального транспорта.

Ориентировочно, в 2015 году региональные власти обязаны будут корректировать тарифы на эвакуацию автомобилей в соответствии с единой методикой, разработанной Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Документ призван устранить самодеятельность субъектов федерации в вопросах ценообразования: к примеру, в Москве стоимость перемещения зависит от мощности двигателя, в Челябинске - от пройденного эвакуатором расстояния. ФСТ хочет использовать в качестве базовой величины массу перемещаемого автомобиля.

В том же 2015 году водителей, скорее всего, снова начнут штрафовать за превышение скорости на 10 км/ч. МВД уже подготовило необходимые поправки к Кодексу об административных правонарушениях по поручению правительства. Авторы законопроекта жалуются, что после отмены соответствующей санкции год назад выросла фактическая скорость движения в городах и увеличилось количество ДТП. Правозащитники предупреждают, что нововведение приведет к росту недовольства среди водителей.

С 1 января 2016 года водители смогут получить 50-процентную скидку при уплате штрафа, если сделают это в течение 20 дней после вынесения постановления о нарушении. Соответствующий законопроект вчера приняла Госдума во втором чтении. Воспользоваться скидкой не смогут граждане, задержанные за вождение в пьяном виде и систематически нарушающие ПДД.

Правительство РФ уже внесло в Госдуму законопроект, передающий московским властям право штрафовать водителей по 38 составам нарушений ПДД вместо Госавтоинспекции. До сих пор Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) вела дела лишь в отношении нарушителей правил парковки. Против передачи полномочий выступают депутаты Госдумы и представители ГИБДД, работа МАДИ уже вызвала массу нареканий и со стороны прокуратуры. Эксперты ожидают в связи с нововведением «массовой травли водителей».

Скорость движения для водителей со стажем менее двух лет ограничат 70 км/ч. Новый лимит закреплен поправками к ПДД, проект которых разработан ГИБДД по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. Эксперты скептически отнеслись к инициативе: начинающих водителей надо адаптировать к реальным дорожным условиям, а не ограничивать права. При этом, соглашаются даже сторонники этой меры, проконтролировать соблюдение скоростного режима будет практически невозможно.

Для снижения аварийности, которую демонстрируют водители-новички, ГИБДД собирается усложнить процедуру сдачи экзаменов на права. Как следует из проекта нового регламента, подготовленного Госавтоинспекцией, максимальное число вопросов на теоретическом экзамене увеличится в полтора раза, расширится и перечень заданий на площадке. Для проверки навыков езды в городских условиях ГИБДД будет применять более жесткую систему штрафных баллов.

Политики сегодня все больше внимания уделяют безопасности на дорогах. В марте этого года в Ярославле президент России Владимир Путин провел заседание президиума Государственного совета, посвящённое вопросам безопасности дорожного движения.


"За прошедшие годы количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 11,8 процента, существенно уменьшились социальный и транспортный риски. При этом уровень автомобилизации в стране возрос более чем в полтора раза: сейчас во многих городах на тысячу жителей приходится в среднем по 300 машин. Ясно, что число машин будет увеличиваться, и это объективный вызов и для участников дорожного движения, и для тех, кто отвечает за его организацию", - подчеркнул президент особую актуальность совершенствования законодательства в сфере дорожного регулирования сегодня.

Во исполнение поручений Президента РФ, в августе этого года был утвержден План мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий.

Следует отметить, что повышение безопасности дорожного движения сегодня происходит исключительно в условиях активного взаимодействия государственных органов и активной общественности. Только путем диалога возможно выявления наиболее острых проблем и поиск оптимального пути их решения.

Ради безопасности жизни

Проблемы регулирования дорожного движения регулярно обсуждаются в формате Открытого правительства. Так, в результате августовского заседания министр РФ по вопросам Открытого Правительства Михаил Абызов дал ряд поручений относительно повышения безопасности детских пассажирских перевозок. В том числе потребовал разработать процедуру сертификации детских удерживающих устройств и подготовить методические материалы для помощи родителям в выборе автокресла. Также в октябре в формате Открытого Правительства обсуждалось усиление наказания для нетрезвых водителей.

Кроме того, регулирование дорожного движения обсуждалось и в рамках шестого международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни". Мероприятие, посвященное роли гражданского общества в повышении безопасности дорожного движения, состоялось в сентябре 2016 года в Санкт-Петербурге под председательством Совета Федерации РФ, Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и Министерства внутренних дел Российской Федерации. В рамках конгресса была организована широкая дискуссия по вопросам взаимодействия органов власти и общественности в формировании дорожно-транспортной политики, а также разработке конкретных мер по их реализации при активном участии институтов гражданского общества.

На фоне бурного обсуждения проблемы безопасности всех участников дорожного движения, сегодня активно меняется и соответствующее законодательство. В 2016 году изменения коснулись практически всех аспектов "автомобильной жизни", однако и это еще не все - в ближайшее время вступят в силу другие серьезные поправки.

"Этот год, мне кажется, очень хорошо показал, что общественное мнение влияет на решения законодателей. Если взять, например, инициативы с опасным вождением, то фактически целый год эта тема обсуждалась, собирались круглые столы с людьми, которые вырабатывали и сами формулировки для того, чтобы фактически внести в ПДД само понятие "Опасное вождение", а далее непосредственно обсуждать ответственность за это нарушение. Если говорить о сегодняшнем механизме, то мне кажется, что это один из ярких примеров, как общество активно поучаствовало и в этом проекте, я думаю, и будет достаточно активно помогать в выявлении и фиксации нарушений. Потому что на сегодняшний день идет как раз разработка специального приложения, на базе которого участник дорожного движения, который стал свидетелем нарушений, сможет направить информацию о том, что он это видел - либо в виде видеосообщения, либо фото с комментариями в Госавтоинспекцию", - отметила президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре.

Что изменилось в 2016 году?

1 сентября (в Москве - 24 июля) начали действовать новые правила эвакуации. Согласно нововведениям, водители получили возможность забрать свой автомобиль со штрафстоянки до уплаты административного штрафа. В скором времени также будут унифицированы тарифы - сейчас стоимость эвакуации в разных регионах рассчитывается по-разному. Например, в столице она зависит от мощности автомобиля.

Также осенью вступили в силу новые правила приема экзаменов в ГИБДД. Теперь на теоретическом этапе можно будет ошибиться дважды, но за каждый неверный ответ, экзаменуемый будет обязан ответить на пять дополнительных вопросов по той же теме. Была незначительно изменена таблица штрафных баллов при практическом экзамене в городских условиях, добавлены два упражнения "на площадке", а инспектор теперь обязан сидеть не спереди рядом с учеником.

Водители получили возможность забрать свой автомобиль со штрафстоянки до уплаты административного штрафа. В скором времени также будут унифицированы тарифы

"Один из важных моментов был связан с регламентом принятия экзаменов. Ведь на протяжении последних нескольких лет ведется реформа подготовки водителей. Не секрет, что именно молодые водители очень часто попадают в дорожно-транспортные происшествия. Фактически эта процедура "передачи" ученика от автошколы на экзамен она всегда вызывала немало вопросов, - сообщил заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. - И конечно в обществе было такое ожидание - как отреагирует Госавтоинспекция, каким будет ее вклад в повышение качества образования. И вот в этом году принят новый, более совершенный регламент.

Также на сегодняшний день подготовлены поправки к ограничению по управлению автомобилем молодыми водителями, связанные с ограничением по буксировке, перевозки пассажиров и т.д. Мне кажется, что этот стратегический шаг через какое-то время принесет значительную пользу".

Одной из самых резонансных тем 2016 года было обсуждение ответственности за "Опасное вождение". Необходимость подобных изменений стала особенно актуальна в последнее время. Так, по данным опроса ВЦИОМ, почти треть респондентов (31-39%) отметили "Опасное вождение" наиболее грубым и опасным правонарушением на дороге.

После громких скандалов, связанных с гонками на центральных улицах Москвы, в июне этого года стараниями ГИБДД, депутатов и правительства в ПДД появился новый термин "Опасное вождение". Теперь за перестроения при интенсивном движении, резкие торможения, несоблюдение дистанции и препятствование обгону, водители будут наказываться штрафом, размер которого утвердят во время осенней сессии Госдумы.

Уже после введения нормы инициативу чиновников поддержала активная общественность - в результате опроса на официальном сайте Госавтоинспекции за введение в ПДД понятия "Опасное вождение" высказались больше 40% респондентов. Однако, судя по тому, что основной причиной такого поведения на дорогах опрошенным кажется "недостаток личной культуры и воспитания" для изменения ситуации на дорогах законодательных мер будет явно недостаточно. На данную проблему обращал внимание и Владимир Путин во время заседания президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения в Ярославле.

"Понятно, что воспитание такой культуры - это процесс длительный, поэтому он должен идти параллельно с усилением ответственности за нарушения. Мы видим на практике, что именно эти меры помогли решить проблему с ремнями безопасности, например; заставили устанавливать в салонах машин кресла для детей, или, как говорят специалисты, удерживающие устройства", - подчеркнул президент.

В рамках шестого Международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни" также состоялся ряд тематических круглых столов, на которых повышение правосознания в сфере в сфере дорожного регулирования обсуждался особенно активно. Чиновники совместно с экспертами и общественными организациями обсудили не только необходимые изменения, которые следует внести в действующее законодательство, но и пути повышения культуры вождения граждан.

"Важной тенденцией последнего времени является активизация деятельности институтов гражданского общества, которые оказывают все более ощутимую поддержку государству в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения. Если несколько лет назад очень много общественников предлагали популярные, но не проработанные темы, то на сегодняшний день они уже выносят на обсуждение только изученные с точки зрения статистики и социологии проекты.

Еще несколько лет назад тема ремня безопасности у людей вызывала улыбку, а на вопрос, пристегиваетесь ли вы в автомобиле, водители только посмеивались

Это несомненно становится хорошей рабочей системой. Мы фактически видим изменение отношения общества к ряду нарушений. Так, еще несколько лет назад тема ремня безопасности у людей вызывала улыбку, а на вопрос, пристегиваетесь ли вы в автомобиле, водители только посмеивались. На сегодняшний день число автолюбителей, которые пристегиваются, достигло более 85%. Это огромное число. Это как раз говорит о том, что у людей наступает понимание, что вопрос не в том штрафе, который они заплатят, а в их собственной безопасности, - уверен глава российской Госавтоинспекции Виктор Нилов.

Это лишь немногие из поправок, которые вступили в силу в этом году. Гораздо более серьезные изменения ожидают автолюбителей в 2017 году. Среди них - изменение правил перевозки детей и усиление наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения.

Детям - кресла, взрослым - штрафы

Одной из самых значимых поправок 2017 года станет изменение правил перевозки детей в автомобилях. Так, только за период с января по октябрь 2016 года в ДТП погибли 68 и были ранены более 1 тыс. детей, родители которых проигнорировали или нарушили правила перевозки маленьких пассажиров. Сегодня некоторые взрослые предпочитают комфортному дорогому автокреслу дешевые бустеры и накладки. Данные приспособления не учитывают все физиологические особенности ребенка, а потому не обеспечивают должный уровень безопасности и, напротив, иногда могут даже навредить маленькому человеку.

Шкала травматизма при использовании различных видов детских удерживающих устройств в автомобиле. Инфографика: Экспертный центр "Движение без опасности"

Впрочем, скоро опасные бустеры и адаптеры окончательно уйдут в прошлое - нововведения исключают возможность использования "иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства". Изменения обязывают родителей малышей до 7 лет отказаться от аналогов и использовать в качестве удерживающего устройства исключительно автокресла. Для детей с 7 до 11 лет предусмотрена возможность пристегиваться обычными ремнями безопасности, но лишь в том случае, когда они по своим физиологическим параметрам уже не помещаются в автокресло и сидят сзади.

"Я отношусь к изменениям как к большому глобальному информационному поводу по работе с родителями, - заявила Агре. - Если брать 5-6 лет назад, то детские удерживающие устройства были у 5% населения, а на сегодняшний день эта цифра поднялась до 65%. Я искренне уверена, что сейчас, с принятием этих поправок мы также организуем большую образовательную программу. Одновременно при поддержке Минздрава ведется работа по обучению молодых родителей правилам перевозки детей. И мне здесь кажется, что дело не в самих поправках, а в том, что это еще раз напоминание родителям о том, что перевозить детей нужно именно в качественных автокреслах".

Нарушители-рецидивисты станут пешеходами

Проектом федерального закона, разработанным МВД России, в КоАП РФ предлагается ввести наказание для злостных нарушителей ПДД.

Предполагается, что в следующем году автолюбителей, которые были наказаны за нарушение ПДД более трех раз, будут лишать права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет тех. Водителей, которые и вовсе не имеют прав управления транспортными средствами, предполагается наказывать штрафом в размере 10 тыс. рублей. Исключением являются административные правонарушения, зафиксированные с помощью фото- и видеокамер.

Среди нарушений, за которые водители будут лишаться прав на год и более - систематическое превышение скорости на 40 км/ч и выше, проезд на "красный", выезд на встречную полосу, разворот через сплошную, непредоставление преимущества в движении пешеходам и другие опасные маневры.

Материал подготовлен в рамках