История создания компании тойота. История успеха компании Toyota

Статья опубликована 14.08.2015 05:46 Последняя правка произведена 24.12.2016 06:26
Полное название: Toyota Motor Corporation
Другие названия: Toyota
Существование: 28 августа 1937 года - наши дни
Расположение: Япония: Тоёта, Айти
Ключевые фигуры: Киитиро Тоёда (основатель)
Продукция: Легковые, внедорожные, спортивные автомобили
Модельный ряд: Toyota Supra III
Toyota 2000GT
Toyota Allion
Toyota Alphard
Toyota Auris
Toyota bB
Toyota Avalon
Toyota Aygo
Toyota Belta
Toyota Caldina
Toyota Xedos
Toyota RAV4

Начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось настоящим бумом производства автомобилей в Японии. Так в 1930 занялась производством транспортных средств Daihatsu, а в 1933 году образовалась компания Jidosha-Seido Ltd. - будущая Nissan. В том же году решает попробовать свои силы в производстве автомобилей и компания Toyoda Automatic Loom Works, занимавшаяся в те годы созданием текстильных станков (по лицензии австрийского производителя Platt Brothers), а ныне известная по всему миру как просто Toyota.

Сейчас уже трудно сказать, что заставило пойти основателя компании Сакиту Тойоду (Sakichi Toyoda) на столь неожиданный шаг. Видимо время тогда в стране Восходящего Солнца было такое, автомобильное. Немалую роль сыграла и поддержка подобных начинаний со стороны правительства. Во главе нового подразделения стал сын основателя - Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda).

К 1935 году была разработана первая модель легкового автомобиля, что получила незамысловатое название Model A1. В 1936 году она пошла в массовое производство под названием Model AА. Параллельно с ней была произведена и первая модель грузовика, названная Model G1. Автомобильное же подразделение компании, добившееся успеха, с 1937 года стало называться Toyota Motor Co., Ltd. и было выделено в отдельную компанию. Обратите внимание, уже не «Toyoda», но «Toyota» - эстетствующие японцы предпочли несколько изменить название, сделав его более благозвучным (для японского уха).

Вторая мировая война принесла с собой военные заказы - грузовики для императорской армии. Собирались они в условиях жесточайшей экономии (к примеру, на них устанавливалась лишь одна фара) до тех пор, пока американская авиация не разбомбила полностью заводы компании.

Окончание войны принесло с собой жесточайший кризис. Однако, Toyota Motor все же вывела на рынок небольшой автомобильчик Model SA. Некоторое время компания находилась на грани выживания, едва сводя концы с концами. Выжить помогла война - на этот раз корейская. В 1950 году было создано подразделение Toyota Motor Sales Co., что занималось продажами (оно просуществует до 1982 года).

Особой вехой в истории компании стал 1956 год, когда продажи автомобилей Toyota стартовали в США - это были модели Crown и Land Cruiser. Реализацией продукции на американском рынке занималось подразделение Toyota Motor Sales, U.S.A. Несмотря на то, что были допущены некоторые ошибки, Toyota удалось не только закрепиться на американском рынке, но и неплохо там ассимилироваться. Постепенно начинаются эксперименты (удачные) и с другими зарубежными рынками. Так, в начале шестидесятых Toyota приходит в Европу и Австралию. Тогда же появляется и первый зарубежный завод компании.

В 1962 году с конвейера сошел миллионный автомобиль. 1966 год примечателен тем, что появляется Corolla, которой суждено было стать одной из самых популярных моделей компании - выпускается она и по сей день. А в 1967 году к Toyota присоединяется Daihatsu Motor.

В 1972 году новый юбилей - десятимиллионный автомобиль. А разразившийся годом позже нефтяной кризис добавил популярности небольшим и экономичным Toyota. Особенно в США. Автомобили американских производителей не обладали столь скромными аппетитами и столь высоким качеством.

В 1982 году происходит объединение Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. в единую Toyota Motor Corporation. Еще одно знаменательное событие тех лет - рождение марки Lexus.

Примечательными были и девяностые годы: в 1992 году открывается дизайнерская студия Tokyo Design Center; создаются дочерние исследовательские компании, такие как Toyota System Research Inc. и Toyota System International Inc.; рождается серия Prius, автомобилям которой суждено было стать самыми популярными гибридными авто в мире; открываются первые СЦ на территории СССР; Toyotaвыкупает оставшиеся акции и становится окончательным владельцем Daihatsu Motor...

На сегодняшний день, Toyota Motor Corporation - один из крупнейших автопроизводителей в мире, с конвейеров которого сходят миллионы автомобилей ежегодно. Помимо своего основного направления, занимается компания и оказанием финансовых услуг. На Toyota работают сотни тысяч человек по всему миру. Производятся такие популярные и известные марки, как Yaris, Auris, Avensis, RAV4, Prado и другие. Очень активна компания в различных спортивных состязаниях, будь то раллийные гонки или Формула 1.

Неудачными для Toyota оказались последние годы первого десятилетия 21-го века. Впервые с 1950 года компания рапортовала об убытках. К тому же по миру прокатилось несколько скандалов, связанных с надежностью ее автомобилей - также впервые с неизвестно каких лет.


Не знаете, где приобрести качественные детали на Lexus? На этом сайте представлен широкий ассортимент запчастей, в том числе и

Как и в случае со многими другими автомобильными фирмами, летопись Toyota начиналась не с выпуска транспортных средств. История бренда уходит своими корнями еще в конец 19 века, когда инженер, изобретатель и бизнесмен по имени Сакичи Тойода основал компанию Toyoda Enterprise. Впрочем, пожалуй, что «просто инженер» и «просто изобретатель» - это чересчур скромно для человека, которого современники называли «японским Томасом Эдисоном» и «королем японских изобретателей».

Сакичи родился 14 февраля 1867 года в небогатой семье плотника. В то время Япония переживала болезненный период модернизации, и Сакичи, выросший в маленькой бедной деревушке в префектуре Шизуока, не на словах, а на деле знал, в каких непростых условиях приходится жить селянам. Собственно говоря, именно тяжкое ремесло его матери, занимавшейся ткачеством, подвигло молодого человека на свершения, а если конкретнее - на изобретение ткацкого станка весьма оригинальной конструкции. Этот девайс, между прочим, впоследствии и стал основой финансового благополучия семьи Тойода.

Сакичи постоянно совершенствовал устройство своих станков и прочих вспомогательных ткацких механизмов, и в конце концов разработками «японского Эдисона» заинтересовались в крупнейшей на тот момент текстильной мануфактуре мира - фирме Platt Brother & Co. из Великобритании. Англичане договорились о покупке патентных прав на станок, а сын Сакичи Тойоды - Киичиро - транзитом через США отправился в Англию, чтобы подписать соответствующий договор и уладить все формальности.

На дворе стояли предвоенные 1930-е, а Япония по-прежнему в большей степени слыла аграрной, нежели индустриальной державой. Но деятельный и амбициозный Киичиро вознамерился изменить положение вещей. Как и многие молодые люди первой половины 20 века, он буквально бредил автомобилями, и шанс своими глазами посмотреть на автомобильную промышленность высокоразвитых стран Тойода-младший собирался использовать по полной программе. Вернувшись из «загранки» Киичиро напрочь забыл о ткацких станках, сделавших состояние его семье, - отныне и навсегда его единственной любовью стал автомобиль.

Первые шажки

Для начала, правда, в целесообразности нового начинания нужно было убедить отца. По счастью, Сакичи Тойода одобрил решение сына попробовать силы в достаточно новом для Японии бизнесе. Так что, заручившись поддержкой папиного концерна, Киичиро с энтузиазмом взялся за новую задачу.

Прототип первой Toyota - четырехдверного седана с индексом А1 - начали разрабатывать в 1936-м, и всего через полгода машина была готова. Согласитесь, совсем небольшой срок для фирмы, раньше не имевшей дела с автомобилями. Впрочем, подобную скорострельность можно объяснить и тем, что A1 представляла собой набор стандартных решений, подсмотренных, по большей части, у американских брендов.

Скажем, принципиальную конструкцию шасси, равно как коробку передач и 3,4-литровый шестицилиндровый мотор, «слизали» у Chevrolet, кузов же, в свою очередь, казался слегка уменьшенной копией Chrysler Airflow.

Ничего удивительного. Ведь именно этот весьма прогрессивный по меркам 30-х годов аэродинамичный седан Киичиро специально выписал из Штатов, дабы старательные японские инженеры смогли разобрать его до винтика и понять, как все работает. К тому же внешность Airflow оказалась столь актуальной, что японцы решили не искать от добра добра. Единственным, по сути, отличием, кроме, разумеется, уменьшенного масштаба, стали фары - на американской машине они были интегрированы в передние крылья, на японской копии оптику по старинке закрепили сверху крыльев.

Всего было собрано три прототипа А1, один из которых даже благословили согласно буддистским ритуалам. Символично, что первую поездку на новой машине Киичиро совершил к могиле отца, скончавшегося незадолго до этого. Ну а в серию годом позже пошла практически идентичная модель АА.

Производство наладили на абсолютно новом заводе, отстроенном в местечке Коромо (сейчас, к слову, населенный пункт, где размещался первый «тойотовский» завод, и его окрестности пафосно называют Toyota city). Первое время автомобили продавали под именем Toyoda, но Киичиро, как ни странно, оно не слишком устраивало. Не то чтобы он стыдился собственной фамилии - конечно нет! Но дело в том, что в буквальном переводе с японского Toyoda означает «плодородное рисовое поле». Аграрное название не слишком вязалось с новой продукцией бренда, и Киичиро объявил конкурс на новое имя. Рассмотрев свыше 20 тысяч заявок, семейство выбрало на сегодня всем знакомый вариант Toyota - в нем вполне очевидна фамильная преемственность, нет ассоциаций с «плодородными полями», наконец само слово легко запоминается и хорошо звучит на разных языках мира.

Официально Toyota Motor Corporation была зарегистрирована 28 августа 1937 года - пока как дочерняя компания в структуре Toyoda Enterprise. Ну а производство на первом заводе фирмы началось в ноябре того же года, и именно этот торжественный момент можно считать днем рождения японского бренда.

Фальстарт и новое начало

Правда, по-настоящему развернуться до Второй мировой Toyota не успела. Всего до 1943-го компания выпустила 1404 седана AA и 353 созданных на его базе кабриолета модели AB. Даже если прибавить к этому 115 седанов Toyota АС, представлявших, по сути, слегка модифицированный АА с более мощным мотором, масштабы производства едва ли впечатляют.

Впрочем, не будем забывать, что в годы кровавого мирового конфликта фабричные мощности Toyota в основном работали на военные нужды - на предприятии в Коромо выпускали военные грузовики и амфибии, легкие разведывательные вездеходы, компоненты для боевых самолетов.

При этом Toyota Motor Corporation сильно повезло, что завод практически не пострадал в результате военных действий, тем не менее, осенью 1945-го положение компании нельзя было назвать слишком завидным. Впрочем, привыкшие к лишениям японцы и не думали роптать. Зерновые культуры сотрудники завода научились выращивать прямо на окрестных территориях, а военную продукцию быстренько перепрофилировали под нужды мирного времени. Одно время в цехах Toyota Motor Corporation из заготовок для самолетов собирали кастрюли и инструменты - такая вот конверсия по-японски.

При этом Киичиро Тойода и не думал отказываться от основного бизнес-направления, то есть собственно разработки и выпуска автомобилей. Более того, уже в октябре 1945-го, то есть всего через месяц после капитуляции Японии, инженеры Toyota сели за чертежи новой модели.

Логично, что, учитывая послевоенную разруху и нищету, речь шла о предельно незатейливом, простом и недорогом компактном автомобиле. Любопытно, что внешне первая послевоенная Toyota - двухдверный седан SA c 4-цилиндровым 1-литровым мотором - смахивала на Volkswagen Type 1, более известный как Beetle. И не только внешне - родственные узы просматривались и во впервые примененной на японском автомобиле хребтовой раме. И все же Toyota SA, получившая также уменьшительно-ласкательное прозвище Toyopet, то бишь «Тойота-малышка», стоит считать самостоятельной разработкой японцев. Об этом свидетельствует хотя бы классическая, а не заднемоторная компоновка модели. Мелкосерийный выпуcк SA начался в октябре 1947-го, а сам Toyopet не только послужил основой сразу для нескольких серийных моделей компании, но и стал для японцев пропуском в высший автомобильный свет.

До сих пор Toyota, равно как и другим местным автопроизводителям, приходилось рассчитывать лишь на довольно ограниченный по объему и весьма бедный местный рынок. Других вариантов попросту не было - за пределами Страны Восходящего Солнца на рубеже 50-х годов прошлого века словосочетание «японский автомобиль» звучало примерно также забавно, как «сборная Бразилии по хоккею». Впрочем, перемены к лучшему - много лучшему - были уже не за горами.

Выше всех

Сегодня японский автомобиль принято считать синонимом понятия «качественный продукт», но так было далеко не всегда. И именно Toyota в свое время начала крестовый поход за тотальное повышение качества и эффективности производства.
Вообще-то еще при постройке завода в Коромо Киичиро Тойода планировал использовать метод Just-in-Time, при котором необходимые для сборки автокомпоненты подвозили прямо к конвейеру, минуя хранение на складе. Но тогда, в 30-е годы, эти наработки не пригодились - сравнительно скромные объемы производства не требовали особых инноваций. Но после войны, когда выпуск машин стал набирать обороты, о методике Just-in-Time снова вспомнили.

Разумеется, ничего кардинально нового Тойода не изобрел - подвозку комплектующих к месту сборки практиковали еще на заводах Форда в 10-20-е годы прошлого века. Но японцы со временем довели нехитрый процесс до абсолютного совершенства. Это был лишь первый шаг в политике сокращения издержек и повышения эффективности производства. Следующим стал простой, но крайне действенный прием, подсмотренный в текстильном прошлом бренда.

В начале 50-х Таичи Оно, управляющий цеха окончательной сборки автомобилей на заводе в Коромо, вспомнил об одной особенности прядильных машин компании - при случайном обрыве нити они самостоятельно отключались. Это позволяло значительно сократить количество бракованных тканей. Конечно, автомобильный конвейер не ткацкий станок - в те времена автоматизирован он был лишь частично, и ручной труд использовался довольно широко. Но Таичи нашел способ применить «текстильную фишку» на автопроизводстве. Предложенный им принцип jidoka, что в переводе с японского означает нечто вроде «автоматика с человеческим лицом», подразумевал повышенную ответственность каждого работника завода. Если рабочий замечал бракованную деталь или неправильно установленный компонент он мог, вернее, даже обязан был дернуть за специальный шнур, так называемый «андон», и остановить конвейерную ленту. Таким образом брак выявлялся на ранней стадии производства и ликвидировался с минимальными потерями по времени и средствам.

Возьмите принципы работы Just-in-time, перемешайте их с «джидокой» и добавьте к этому постоянное внедрение усовершенствований и рацпредложений от сотрудников фирмы, ставшее визитной карточкой Toyota, и вы поймете, почему в невероятно короткие сроки качество автомобилей марки выросло в разы, а выражение «японское качество» стало нарицательным.

Атака по всем фронтам

Но еще в те времена, когда знаменитое «тойотовское» качество находилось в процессе становления, японцы поняли - чтобы догнать, а по возможности и обогнать лидеров мирового автопрома, жизненно необходимо осваивать рынки зарубежных стран. Образно говоря, японцы решили, что учиться плавать нужно не в детском лягушатнике, а в открытом море. Смело? Да. Опасно? Не без этого. Зато и результат в случае успеха мог стать феерическим...

Уже в 1957-м Toyota первой среди автомобильных компаний Японии решила организовать филиал в США. В сентябре разведывательный взвод в составе трех менеджеров высадился в Лос-Анджелесе, чтобы начать изучение местного рынка. А всего через два месяца 31 октября была основана компания Toyota Motor Sales. Первыми моделями Toyota, предложенными на экспорт, стали седан Crown и внедорожник Land Cruiser BJ.

Нельзя сказать, что американцы приняли японские новинки на ура. Совсем наоборот. По итогам первого полного года продаж было реализовано всего 288 машин. Автомобили из Японии не впечатляли ни дизайном, ни динамикой, ни престижем. Не говоря уж о том, что в представлении большинства американцев Страна Восходящего Солнца по-прежнему была агрессором, одним из зачинщиков Второй мировой. Самое любопытное, что Toyota даже не пыталась гнаться за рыночными трендами конца 50-х, а напротив, как опытный охотник затаилась в засаде и стала ждать своего часа.

И дождалась...

Сначала в Штатах неожиданно быстро закончилась эпоха Детройтского барокко, в которую рынком правили безразмерно огромные и прожорливые автомобили-мастодонты. Так надежные и неприхотливые Toyota получили свой первый шанс. Но настоящий прорыв случился в 70-х, когда разразившийся топливный кризис круто изменил шкалу автомобильных ценностей в США. Экономичность, надежность и низкая цена вышли на первый план, и пока Детройт неповоротливо пытался отреагировать на новый тренд, покупатели с удивлением понимали, что Toyota, оказывается, давным-давно предлагает недорогие, экономичные, а самое главное - очень надежные модели.

Еще в 1966-м новый седан Corona стал первой моделью Toyota на американском рынке с тиражом более 10 тысяч машин в год, к 1972-му суммарные продажи бренда в США достигли миллиона, а еще через три года Toyota сместила Volkswagen с пьедестала самого популярного импортного бренда Америки.

Японцев было не остановить. Последовавшая за этим экспансия в Европу, Южную Америку, Австралию, а позже и в Россию, новые сборочные предприятия, разбросанные по всему миру, появление абсолютного нового люксового бренда Lexus и как закономерный итог - звание крупнейшего автопроизводителя мира, полученное Toyota по итогам 2010 года, - все это уже случилось на нашей с вами памяти.

Представьте только, чего Toyota сможет добиться завтра и послезавтра?

Топ-10 лучших автомобилей Toyota по версии Авто Mail.Ru

1. Land Cruiser BJ20 (1955)

Сложно представить, что прародителем всем нам известного «Сухопутного крейсера» является... самый первый из семейства «джипов» - Wyllis MB, а если еще точнее - его предсерийный прототип Bantam BT-40. Еще в 1941-м японские части среди захваченных на Филиппинах американских трофеев обнаружили и этот разведывательный вездеход. Машину без промедления передали инженерам Toyota: для всестороннего изучения и... копирования. Так появилась Toyota AK-10 - японский вариант фронтового Wyllis MB.

Уже много позже - по окончании Второй мировой - американцы заказали Toyota партию лицензионных Wyllis BJ, которые впоследствии окрестили «Сухопутным крейсером».

Но если первый вариант оказался, по сути, копией американца с японским мотором и комплектующими, то следующий вездеход - Land Cruiser BJ20 - хотя бы обзавелся оригинальным цивильным кузовом. Пожалуй, именно с «двадцатки» и следует вести отсчет современной истории «Сухопутного крейсера».

2. Corona (Т30, 1964)

В этом скромном с виду и по отделке автомобильчике сложно заподозрить важную птицу. Конечно, Corona можно назвать типичным компактным седаном середины 60-х. Машина размером с классические «Жигули» не отличалась сногсшибательной динамикой (до сотни она разгонялась за 15 секунд), а внешность, несмотря на консультации с итальянским дизайнером Батистой Фариной, в лучшем случае казалась обычной, а скорее даже пресноватой. В чем же тогда значимость Corona для истории японского бренда? Просто именно с этой модели началась истинная история успеха марки в США. Надежная, неприхотливая, дешевая, но при этом отлично оснащенная - Corona одной из первых в компактном классе предлагала «автомат» и кондиционер - сразу привлекла покупательский интерес. В первый же год американцы купили свыше 20 тысяч этих седанов. Всего же 11 поколений модели разошлись по миру тиражом порядка 27 миллионов штук.

3. 2000 GT (1967)

Возможно, это прозвучит слишком пафосно, но это весьма привлекательного вида купе можно назвать одним из главных автомобилей не только для Toyota, но и для всего японского автопрома в целом. Дело в том, что именно 2000 GT, разработанная совместными усилиями с инженерами Yamaha, продемонстрировала миру, что японцы способны выпускать не только дешевые и надежные малолитражки, но и статусные спортивные модели. Впрочем, как это часто бывает, при жизни 2000 GT особой популярностью не пользовалась, а вся слава пришла к ней позже - уже после окончания серийного выпуска. Отчасти это объясняется весьма высокой ценой. Впрочем, за немалые деньги покупатели получали эффектный заднеприводный спорткар с 2-литровой рядной «шестеркой» мощностью 150 л.с. По нынешним временам немного, но для конца 60-х - вполне. По динамике машина не уступала Porsche 911 - 220 км/ч максималки, разгон до сотни за 8,4 с. Всего было выпущено 337 спорткупе, каждое из которых теперь на вес золота. За хороший экземпляр можно выручить $350-400 тысяч.

4. Corolla (E80, 1983)

Разве может хит-парад лучших моделей Toyota обойтись без Corolla, между прочим, самой популярной автомобильной модели в истории? В нынешнем году общее количество выпущенных «королл» всех поколений перевалило за 40 миллионов! А своей неслыханной популярности все без исключения генерации Corolla обязаны трем китам: надежности, неприхотливости и разумной цене. Выбрать из десяти поколений одно единственное - задача только на первый взгляд сложная. Нам кажется, что самой-самой следует считать кузов Е80, дебютировавший в 1983-м. Во-первых, среди своих товарок «восьмидесятка» самая популярная по общему количеству продаж, кроме того, именно с этой модели начался переход компактных моделей Toyota на передний привод.

5. HiLux (N40, 1983)

Если где-то на чужбине вы встретили пикап, то весьма велика вероятность того, что перед вами именно Toyota HiLux. За свою без малого полувековую историю, Toyota растиражировала по миру огромное количество этих легких грузовичков. И начиная с самого первого поколения модели, дебютировавшего в 1968-м, «Хайлакс» отличался феноменальной выносливостью и работоспособностью. Неудивительно, что эти пикапы любят все: от канадских фермеров и австралийских студентов до военных и талибских боевиков. Единственная страна в мире, где HiLux еще не заслужил легендарную порцию славы, это Россия, где по непонятной прихоти японцев этот пикап долгое время официально не продавался.

6. MR2 (W10, 1984)

Сегодня, когда королем недорогих, но бескомпромиссных по характеру спорткаров однозначно считается Mazda MX-5, сложно представить, какой фурор без малого тридцать лет назад вызвало появление Toyota MR2 - компактного, недорогого, а главное среднемоторного купе! Никто не ожидал такой машины от Toyota и тем более никто не рассчитывал, что «эм-эрка» получит столь выдающиеся ездовые характеристики. Конечно, по динамике это был не суперкар - самая мощная 130-сильная версия MR2 разгонялась до сотни за 8,5 секунды, то есть резво, но не более того. Зато управляемость приводила в восторг как журналистов, так и покупателей. Над настройками шасси совместно с «тойотовцами» колдовали и инженеры английского Lotus! Неудивительно, что о чудесных дорожных повадках мини-Ferrari из Японии до сих пор слагают легенды.

7. Celica (T180, 1989)

Еще один долгожитель в семействе Toyota сегодня уже не с нами. Выпуск спортивной Celica, ставшей синонимом доступного и стильного спорт-купе, прекращен, но тысячи фанатов по всему миру верят, что японцы одумаются и воскресят знаменитый бренд. И вот как раз здесь выбрать самую-самую из семи поколений моделей крайне сложно. Они все хороши, и это далеко не лесть. Разве может не нравиться модель первой генерации - изящный лифтбэк с аппетитным изгибом задних крыльев? А чем хуже последняя заднеприводная Celica (3-е поколение, кузов А60), ставшая основой для первого в истории Toyota раллийного монстра группы «B»? Хороша своей необычностью и непохожестью на конкурентов и последняя седьмая Celica (T230). И все-таки мы остановили выбор на модели T180 - со столь модными на рубеже 90-х скрытыми фарами и сексапильными обводами двухдверного кузова. Кстати, именно на этой машине Карлос Сайнс стал двукратным чемпионом мира по ралли!

8. Supra (Mk IV, 1992)

Идейный наследник легендарного купе 2000GT, Supra - это самый дорогой и роскошный из «тойотовских» спорткаров. Причем очевидное родство с «двухтысячной» прослеживалось не только в дизайне кузова, но и в силовом агрегате. Модернизированные варианты той самой рядной 2-литровой «шестерки» активно использовались на первых трех поколениях модели. Причем чем дальше, тем сильнее Supra дрейфовала от сравнительно недорогого спорткупе в сторону престижного 2-дверного «Гранд Туризмо» - машины не столь сноровистой в крутых поворотах, сколько роскошной и идеально приспособленной для дальних путешествий. Именно по этой причине нам более всего импонирует Supra Mk IV - красивый, мощный и удобный.

9. RAV4 (XA10, 1994)

Ну и как забыть главного популяризатора сегмента компактных паркетников?! Назвать RAV4 (к слову, с английского аббревиатура Recreational Activity Vehicle 4 на русский переводится примерно как «Автомобиль для активного отдыха с полным приводом») первым паркетником в мире не получится: на эту роль найдутся и другие претенденты, начиная с американского Jeepster и заканчивая французской Matra Simca Rancho. Но именно «Рафик», впервые представленный в 1994-м, спровоцировал цепную реакцию всеобщей влюбленности в недоджипы. Маленький симпатичный вездеходик, построенный на шасси легковой Corolla, не обладал (да и до сих пор не обладает) никакими феноменальными потребительскими качествами, зато продемонстрировал, как важно иногда оказаться в нужное время в нужном месте.

10. Prius (XW10, 1997)

Проект, который начинался под громкой вывеской «Автомобиль 21 века», как ни странно таковым и оказался. Prius умудрился с лихвой окупить огромные деньги, вложенные в его разработку. В конце концов, именно благодаря этому бензиново-электрическому чуду, Toyota превратилась в мирового лидера по выпуску гибридов. Более того, вслед за Prius в экологическую гонку вооружений с разной степенью энтузиазма включились все крупнейшие автомобильные компании мира. Так что даже если к самим гибридам вы относитесь не без доли скепсиса, нельзя не оценить влияние этой модели на развитие автомобильной промышленности в целом.

Данила Михайлов

История Toyota Motor Corporation начинается в XIX веке в Японии. Как и многие другие известные бренды, первоначальный бизнес основателей не был связан с автомобилестроением.

В конце позапрошлого века изобретатель и инженер Сакичи Тойода (Sakichi Toyoda) основал компанию Toyoda Enterprise. Современники сравнивали Сакичи со знаменитым американским изобретателем Томасом Эдисоном.

Сакичи Тойода родился в небогатой семье, его мать занималась ткачеством, в то время это было достаточно тяжелое ремесло. Именно желание помочь матери привело молодого изобретателя к созданию ткацкого станка. Оригинальная конструкция была запатентована, и в последующем стала основой растущего бизнеса.

Со временем ткацкими станками заинтересовались английские мануфактуры. Для подписания договора сын изобретателя — КиичироТойода — отправился в Англию с остановкой в США. Молодой человек, как и многие его ровесники из поколения первой половины XX века, увлекался автомобилями. В Америке он своими глазами увидел современные индустриальные производства, в итоге, после возвращения домой, Киичиро Тойода начал осуществлять свою мечту — создание японского автомобиля.

Заручившись поддержкой отца, Киичиро с энтузиазмом взялся за реализацию амбициозной задачи. Прототип — четырехдверный седан А1- начали разрабатывать в 1936 году. Уже через полгода машина была готова. Подобная скорость объясняется тем, что большинство технических решений были подсмотрены у американских брендов. Производство модели АА наладили на новом заводе в Коромо.

Первые автомобили выпускали под именем Toyoda, однако молодого предпринимателя такое название не совсем устраивало. Киичиро ничуть не стыдился своей фамилии, в переводе она означала «плодородное рисовое поле». Однако это аграрное название не соответствовало индустриальному духу XX века.

Именно поэтому был объявлен конкурс на новое название. Рассмотрев свыше 20 тысяч вариантов, остановились на всем известном сегодня названии Toyota. В этом названии прослеживается преемственность с фамилией основателя, слово легко запоминается и хорошо звучит в разных языках.

28 августа 1937 года была зарегистрирована компания Toyota Motor Corporation, а производство автомобилей началось уже в ноябре, именно в этот момент родился знаменитый японский бренд. Вплоть до Второй мировой войны компания выпустила свыше 1400 седанов АА. В годы войны на мощностях Toyota выпускались военные грузовики, амфибии, вездеходы и детали для самолетов.

Компании повезло, что во время военных действий ее заводы практически не пострадали. Несмотря на тяжелое положение страны, уже осенью 1945 года инженеры Toyota приступили к созданию новой модели.

Послевоенная разруха и нищета диктовала свои условия – необходимо было разработать простой и компактный автомобиль. Модель Toyota SA внешне напоминала «жук» или Volkswagen Type 1. Несмотря на множество заимствований, считается что данная модель все-таки в большей степени является самостоятельной японской разработкой. Первая серия Toyota SA была выпущена уже в 1947 году.

Борьба за качество

В современном мире японский автомобиль является синонимом качества, но так было далеко не всегда. В послевоенные годы доверие к товарам, произведенным в Японии, было, скажем так, не очень. Для снижения издержек КиичироТойода применил на своих заводах систему Just-in-Time (точно вовремя). Данная система использовалась еще в 20-е годы на заводах Генри Форда, однако именно японцы довели её до совершенства.

Следующим шагом в борьбе за качество стал принцип jidoka, что означает повышенную ответственность каждого работника за качество выпускаемой продукции. Таичи Оно (Taichi Ohno), управляющий цеха на заводе в Коромо, в 50-е годы предложил использовать подход, применяемый до этого в ткацком производстве. При обрыве нити прядильные машины самостоятельно отключались, что позволяло уменьшить количество бракованной ткани.

Этот же принцип впервые применили в автомобильном производстве. Если рабочий замечал бракованную деталь, он обязан дернуть за специальный шнур, который останавливал весь конвейер. Таким образом, брак выявлялся на ранней стадии, а его устранение обходилось в итоге дешевле, чем последующая работа с недовольным клиентом.

В дополнение на заводах Тойота была введена система непрерывного совершенствования. Любой рабочий может подать рацпредложение, которое будет обязательно рассмотрено, плюс ко всему на предприятиях действуют «кружки качества», царит особая атмосфера, которая вовлекает в процесс улучшения абсолютно всех работников.

Принципы бережливого производства, применяемые на заводах Тойота, стали классикой и изучаются современными менеджерами для адаптации в других сферах деятельности. Все это позволило японской автомобильной компании стать лидером рынка, а выражение «японское качество» стало нарицательным.

Зарубежная экспансия

Уже в 1950-е годы стало ясно, чтобы догнать и перегнать , необходимо активно осваивать зарубежные рынки. Для начинающей японской компании это был серьезный вызов.

В 1957 году Тойота стала первой среди японских автомобильных компаний, кто открыл филиал в США. В сентябре несколько менеджеров прибыли в Лос-Анджелес для изучения местных условий, а уже 31 октября начала работу Toyota Motor Sales. В США поставлялись модели Toyota Crown и Land Cruiser.

Первоначальные продажи на крупнейшем автомобильном рынке не впечатляли — за первый год в США было продано всего 288 машин. В те годы в Америке правили бал традиционные автогиганты: GeneralMotors, Ford и Chrysler.

Однако все изменилось во время нефтяного кризиса 1970-х годов. Резко подорожавшая нефть изменила взгляды американцев на автомобили. Недорогие, экономичные и надежные японские автомобили быстро завоевали популярность.

И если в 1966 году новая модель седана Corona была распродана тиражом 10 тысяч машин, то уже в 1972 году суммарные продажи этой модели достигли 1 миллиона. И это было только начало. В последующие годы японская компания успешно завоевала рынки Европы, Южной Америки и России, заслужено получив звание крупнейшего автопроизводителя в мире.

Современное производство Toyota включает в себя десятки сборочных производств, разбросанных по всему миру. Каждый завод соответствует самым строгим требованиям в области качества, таким образом, независимо от того, в какой стране и в каком городе вы проживаете, вы всегда можете рассчитывать на качество и надежность автомобилей под брендом Toyota.

Где купить запчасти Тойота

В России японские автомобили заслуженно пользуются спросом и доверием. Суровые климатические условия нашей страны требуют внимательного подхода при выборе марки автомобиля, запчастей и расходных материалов. Наиболее популярны модели Corolla, Camry, RAV4, MarkII, Land Cruiser Prado и многие другие.

Интернет-магазин автозапчастей АВТОВЕЛИКАН предлагает приобрести качественные запчасти Тойота. В каталогах автомагазина свыше 20.000.000 наименований оригинальных запчастей и их аналогов. Если вы ищите надежного поставщика, и при этом не желаете переплачивать посредникам, АВТОВЕЛИКАН поможет сэкономить бюджет.

Видео об истории развития компании Тойота:

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro

История компании Toyota

14 февраля 1867 года в префектуре Сизуока родился Сакиши Тойода (Sakichi Toyoda). Поскольку он был первым ребенком у родителей, то автоматически стал в своей семье kacho, или главой дома, и унаследовал обязательства своего отца и его профессию плотника. Однако к плотницкому ремеслу Сакиши не проявлял никакого интереса и в 1885 г. решил стать изобретателем. С этого момента, в течение последующих тридцати пяти лет он занимался усовершенствованием ткацких станков.

В 1890 году Сакиши Тойода разрабатывает первую собственную конструкцию ручного деревянного ткацкого станка. Не имея формального образования, Сакиши Тойода учился методом проб и ошибок - он верил в способность получить все необходимые ему знания, непосредственно работая с промышленным оборудованием. Сакиши понимал, что японская промышленность должна продвигаться вперед небольшими шагами и занимать рыночные ниши, которые проигнорировали западные компании. Он осознал важность непрерывных усовершенствований оборудования вне зависимости от состояния конкуренции.

Сакиши Тойода верил, что ни один технологический процесс еще не достиг такой точки развития, в которой было бы невозможно его дальнейшее совершенствование. Эта политика kaizen (непрерывных усовершенствований) стала одной из основ его промышленной философии.

В 1894 году у Сакиши рождается сын - Кииширо Тойода (Kiichiro Toyoda), который впоследствии станет основателем Toyota Motor Corporation.

В 1924 году, с помощью своего сына Кииширо, Сакиши Тойода создает полностью автоматизированный ткацкий станок, а в 1926 году основывает новую компанию Toyoda Automatic Loom Works. Позднее Сакиши Тойода продаст патентные права на свой автоматический станок английской фирме Platt Brothers & Со. Ltd за 100 тыс фунтов стерлингов. Эти деньги Сакиши передаст своему сыну Кииширо, с повелением потратить их на то, чтобы основать в родном городке автомобильное производство.

Сакиши Тойода скончался 30 октября 1930 года. В памяти японцев Сакиши остался человеком, сделавшим свои мечты реальностью, сумевшим преодолеть трудности и использовать благоприятные возможности эпохи Мэйдзи. Несмотря на широкую оппозицию своим взглядам, Сакиши до самой смерти был уверен в том, что автомобили в будущем станут перспективным товаром.

В 1930 году, согласно посмертной воле Сакиши, его сын Кииширо Тойода приступает к изучению производства автомобилей. Как грамотный инженер, Кииширо понимает, что единственно правильный путь для начала прогресса - воспользоваться уже имеющими успешными разработками. В 1930 году Кииширо Тойода обращается к совету директоров компании Toyoda Automatic Loom Works с просьбой о выделении площадей для организации автомобильной исследовательской лаборатории. В 1931 году лаборатория начинает работу по препарированию американских двигателей внутреннего сгорания - все разбирается "до винтика", изучается, ломается. Тойода пытается выбрать прототип двигателя для собственного производства. Эти работы продолжаются несколько лет. Кииширо стремится разработать уникальную японскую систему производства, которая должна учитывать характерную для этой страны ограниченность пространства и ресурсов, а также приспособляемость и разносторонность навыков ее населения.

В 1933 году в компании Toyoda Automatic Loom Works,Ltd. создается автомобильное подразделение, которое возглавляет Кииширо Тойода.

К этому времени уже был выбран базовый двигатель для копирования - рядный шестицилиндровый Chevrolet. В 1934 году, после года борьбы с ненадежностью компонентов, на основе "шевролетовского" был подготовлен к производству "собственный тойодовский" двигатель, названный ТИП А. Как только был готов двигатель, сразу же начались работы по подготовке автомобиля, причем сразу по двум направлениям - легковому и грузовому.

В 1935 году завершается разработка прототипа легкового автомобиля A1 и прототипа грузового автомобиля G1.

В 1936 году утверждается логотип компании Тойота, и запускаются в производство седан AA, фаэтон AB, а также грузовик AG. Кроме этого, в 1936 году происходит первая экспортная поставка грузовика G1 - 4 автомобиля отправляются в Северный Китай.

До того момента, как Кииширо Тойода всерьез начинает заниматься автомобилестроением, процесс создания автомобиля исторически подразумевает "обучение на рабочем месте". Такой подход приводит к повышенному расходу ресурсов, которого не могут себе позволить японцы. Кииширо мечтает о системе, в которой ни один элемент не не создается прежде, чем в нем возникает необходимость, что позволяет избежать хранения деталей, а значит, и бесполезного расходования средств. Поэтому на заводе его компании основным лозунгом становятся слова "Точно вовремя". Методы kaizen и "Точно Вовремя" становятся важными элементами производственной философии семейства Тойода.

В 1937 году автомобильное подразделение Toyoda Automatic Loom Works,Ltd. выделяется в самостоятельную компанию - Motor Company, Ltd (TMC). К этому времени Тойода получает "госзаказ" на 3000 грузовиков для японской армии.

Заказ военных грузовиков был настолько выгоден, что через год - в 1938 году - позволил братьям Тойода построить новый настоящий автозавод Honsha Plant в городке Коромо. Поныне это место является центром империи Тойота - много лет спустя городок даже был переименован в Тойота за заслуги корпорации перед отечеством.

В 1940 году Киишира Тойода открывает Институт физических и химических исследований. Для обеспечения потребностей компании в металле в том же году создается Toyoda Seiko, Ltd. - крупнейший на сегодняшний день японский производитель прутков и калиброванной стали Aichi Steel Works.

В 1941 году запускается завод по производству станков и оборудования - Toyota Machine Works Co., Ltd. В том же 1941 начинается производство легкового автомобиля АЕ, в 1942 году запускается в производство грузовик KB, а в 1947 - легковой грузовик SB и малолитражный пассажирский автомобиль SA. Год 1947 становится знаковым для компании - с конвейера сходит автомобиль с порядковым номером 100 000.

Новая система производства, разработанная Кииширо Тойода, повышает эффективность работы компании и позволяет ей поставлять на рынок автомобили по конкурентоспособным ценам. Однако качество автомашин по-прежнему остается недостаточно высоким и менеджмент компании не перестает работать над решением этой проблемы.

В 1950 год отдел сбыта выделяется в обособленную компанию, образуя Toyota Motor Sales Co., Ltd.. В том же году компании Тойота и Ford начинают переговоры о создании совместного предприятия, проект которого предусматривает кроме всего прочего стажировку японских специалистов на американских заводах.

В январе 1951 года Эйджи Тойода (Eiji Toyoda) разрабатывает пятилетний план модернизации компании. Он включает в себя обновление оборудования и совершенствование методов производства.

Подобно своим предшественникам, Эйджи понимает, что Тойота должна работать иначе, чем западные фирмы. Перед Эйджи стоит задача модернизировать производство, а затраты ресурсов свести к минимуму. Он уверен в том, что развитие компании в большей мере зависит от того, насколько качественно собраны ее автомобили, чем от того, насколько удачно они спроектированы. Поэтому Эйджи выдвигает лозунг о том, что производство является самым важным элементом деятельности ТМС. Задача проектировщиков и инженеров заключается в том, чтобы предоставить производственному персоналу возможность наилучшим образом выполнить свои обязанности. При этом в компании заметно повышается статус работников сборочных линий.

В том же 1951 в компании запускается система поощрения сотрудников "Предложи новую идею". На сборочных линиях начинается производство джипа BJ Toyota Jeep - дедушки сегодняшнего Land-Cruiser;

В 1957 году в США начинает работу Toyota Motor Sales USA - американское представительство компании Тойота. В том же году автомобиль Toyota Crown, выпуск которого для внутреннего рынка Японии был начат в 1955 году, впервые начинает поставляться на американский рынок.

В 1958 году Тойота открывает представительство в Бразилии, а уже в 1962 году с конвейера сходит миллионный автомобиль для внутреннего рынка.

Еще в начале 50-х годов возглавляющий в корпорации отдел планирования Соиширо Тойода (Shoichiro Toyoda) приходит к выводу о том, что ТМС использует kaizen на слишком позднем этапе. Практика устранения дефектов машин после того, как они попадают на рынок, подрывает репутацию Тойота.

В поисках средств повышения качества продукции Соиширо внимательно изучает работы Э. Деминга. В результате в начале 1950-х годов Тойота внедряет у себя некоторые элементы подхода американского гуру качества. Соиширо понимает, что для улучшения работы ТМС необходимо изменить два аспекта процесса управления качеством: во-первых, необходимо сделать его более систематизированным и, во-вторых, внедрить его в каждом подразделении. Соиширо удается реализовать программу качества во всех звеньях компании, и в 1965 году ТМС удостаивается премии Э. Деминга.

В 1966 году с конвейера сходит первый автомобиль Toyota Corolla - один из будущих бестселлеров компании. Год спустя Эйджи Тойода становится президентом Тойота, тогда же подписывается двустороннее соглашение с Daihatsu.

В 1969 году Тойота экспортирует свой миллионный автомобиль. В том же 1969-м годовой объем продаж марки на внутреннем рынке достигает отметки в 1 миллион машин.

В 1970 году начинается выпуск легендарной модели Toyota Celica.

После "нефтяного кризиса" 1974 года международная автомобильная промышленность оказывается в тяжелом положении. Однако Тойота пребывает в числе тех немногих производителей автомобилей, которые продолжают получать устойчивую прибыль. Многие конкуренты стремятся выяснить, как же компания добивается рентабельной работы в неблагоприятных условиях рынка. Ведь в этот период Тойота удается достичь высоких уровней качества (малого количества дефектов) и производительности труда (в конце 1980-х гг. количество выпускаемых автомобилей в расчете на одного работника компании в два-три раза превышает показатели на предприятиях фирм США и стран Европы). Тойота демонстрирует также колоссальную гибкость, выпуская сравнительно небольшие партии разных моделей практически без снижения показателей качества и производительности труда. В 1978 году начинается производство Toyota Celica XX, сегодня известной как Toyota Supra, а в 1980 - Celica Camry, сегодня известной нам как Toyota Camry.

В 1979 году суммарный экспорт марки достигает отметки 10 000 000 автомобилей.

В 1982 г. Эйджи Тойода становидтся председателем совета директоров компании. В том же году он начинает переговоры с General Motors (GM) о грандиозном совместном предприятии - создании компании New United Motor Manufacturing Incorporated (NUMMI), которая должна будет выпускать автомобили на основе японской модели "Corolla" на недавно закрытом заводе GM в городе Фримонт, штат Калифорния. Проект успешно реализуется в 1984 году, что доказывает возможность применения системы производства компании Тойота в странах Запада.

В том же 1982 году Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. объединяются в Toyota Motor Corporation. Темпы производства и продаж продолжают неуклонно расти. В 1985 году суммарный экспорт достигает отметки 20 000 000 автомобилей, в 1986 году на внутреннем рынке выпускается 50-миллионный автомобиль. Год 1986 знаменуется увеличением объема продаж на внутреннем рынке до двух миллионов машин в год.

После публикации книги "The Machine that Changed the World" (Womack et al., 1990) производственная система компании Тойота начинает называться "поджарым" производством. "Поджарое" (без излишеств) производство нередко представляется в качестве модели "наилучшего метода", который может с успехом применяться даже в других странах, причем не только в автомобильной отрасли.

В основе производственной системы компании Тойота применяются следующие принципы:

  • производство по системе "точно вовремя";
  • минимальный объем запасов и эффективное использование ресурсов;
  • географическая концентрация линий сборки и изготовления комплектующих;
  • создание хороших возможностей для осуществления коммуникаций, исключение потерь;
  • сигнализирование о потребности в деталях с помощью карточек kanban;
  • выравнивание производительности труда: быстрая настройка оборудования;
  • рационализация производственных процессов и изделий, стандартизация труда;
  • использование автоматических средств защиты от неумелого использования оборудования;
  • обучение рабочих выполнению различных операций;
  • широкое внедрение субподрядных отношений;
  • выборочное использование автоматов;
  • непрерывный процесс внедрения усовершенствований (kaizeri);
  • организация групповой работы.

Успех производственной системы компании Тойота превращает Японию в одного из мировых лидеров по производству автомобилей и способствует повышению производительности и эффективности труда в странах Запада. Например, в результате перехода к "поджарому" производству на совместном предприятии GM и Тойота (NUMMI), эффективность его деятельности с точки зрения качества, производительности труда и других показателей быстро возрастает до одного из самых высоких уровней в автомобильной промышленности США. "Поджарое" производство имеет значительные отличия от фордистских и неофордистских методов массового фабричного производства и обладает перед ними рядом преимуществ, а также способно значительно повысить конкурентоспособность продукции.

В 1989 году в США появляется новая торговая марка корпорации Тойота - Lexus, созданная специально для американского рынка. А уже в 1990 году начинает работать европейское подразделение компании Тойота - Toyota Motor Europe Marketing & Engineering S.A.

В 90-х годах Тойота привлекает серьезные инвестиции для увеличения своей доли на рынках США, Европы, Индии и Азии, параллельно расширяя модельный ряд. Компания использует при этом новейшие технические решения и разработки. Через два года - в 1992 - открвается первый в Европе завод корпорации - Toyota Motor Manufacturing (U.K.), Ltd. (TMUK Ltd.).

В 1994 году компания начинает производство еще одного автомобиля, которому суждено стать мировым бестселлером, Toyota Rav4. А уже через 3 года с конвейера сходит автомобиль с гибридным двигателем - Toyota Prius.

Дилерская сеть Toyota Auto в 1998 переименовывается в Netz Toyota. В том же году начинают работать заводы Тойота в Индиане и западной Вирджинии, а через год завод Toyota Kirloskar Motor в Индии.

В 1999 году компания Тойота выходит на лондонскую и нью-йоркскую фондовые биржи, а на внутреннем рынке Японии производится 100-миллионный автомобиль.

Год спустя для отслеживания финансового состояния разросшейся корпорации создается Toyota Financial Services Corporation, а уже в 2001 году во Франции начинается производство на Toyota Motor Manufacturing France S.A.S. (TMMF).

В 2002 году Тойота впервые выступает в составе команд Формула-1. В Китае начинает работать еще один завод Тойота, а в США производится автомобиль с порядковым номером 10 000 000. В том же году продается 100-тысячный автомобиль Toyota Prius.

К 2005 году мировой объем продаж Toyota Camry достигает 10 000 000 автомобилей. В это же время в Европе начинается производство микролитражного Toyota Aygo, а автомобили торговой марки Lexus начинают продаваться на японском рынке.

В том же 2005 году происходит знаковое для России событие - корпорация Тойота начинает строительство завода недалеко от Санкт-Петербурга.

Сошел первый автомобиль - Toyota Camry.

, ,

Началом истории автомобилей считается 1933 год, когда был открыт автомобильный департамент в компании Toyoda Automatic Loom Works , специализирующейся на текстильном производстве и до этого не занимавшейся до этого автомобилями. Главой департамента стал старший сын хозяина компании Сакихи Тойоды (Sakichi Toyoda) Киихиро Тойода (Kiichiro Toyoda) . Под его руководством стала всемирно известной. Благодаря продаже патента на прядильные установки английской компании Platt Brothers , Тойота располагала внушительным стартовым капиталом.

Первый легковой автомобиль Toyota был выпущен в 1935 году, он назывался Model A1 (позже переименован в Model AA). Вслед за ним был выпущен первый грузовик — Model G1. С 1936 году автомобили серии Model AA были запущены в массовое производство. Тогда же начался экспорт – первая партия грузовиков Model G1 (аж четыре штуки) были поставлены в Китай. Уже 1937 г., автомобильный департамент стал отдельной компанией, названной Toyota Motor Co., Ltd.

Развитие компании продолжилось после Второй мировой войны. В 1947 году начала выпускаться еще одна модель — Toyota Model SA . В 1950 году в первый и в последний раз была отмечена забастовка рабочих, вызванная глубоким экономическим кризисом. Руководство компании прибегло к серьёзной реорганизации – появилась отдельная компания Toyota Motor Sales Co., Ltd , занимающаяся реализацией продукции. Реформы возымели результат и Тойоте удалось пережить кризис с минимальными потерями.

В 50-х годах японский инженер Таичи Оно (Taiichi Ohno) разработал концепцию экономного производства (Lean Manufacturing), которая стала основой производственной системы Тойоты. Новая система («камбан») позволила устранить почти все потери материалов, усилий и времени. С 1962 году система повсеместно стала использоваться и способствовала быстрому развитию компании.

В 1952 году умер Киичиро Тойода, создатель компании. В пятидесятых годах начался расцвет Тойоты, собственными усилиями разрабатывались инновационные технологии, проводились масштабные исследования. Также в ассортименте появился внедорожник — Land Cruiser и модель Crown . Тойота расширила своё влияние на США, где появилась Toyota Motor Sales, U.S.A. Сначала экспансия японских автомобилей на рынок Соединенных Штатов была неудачной, но со временем Тойота завоевала существенную долю американского рынка.

В 1961 году был выпущен компактный и экономный автомобиль Toyota Publica , новая модель стремительно набрала популярность. В 1962 году был выпущен миллионный экземпляр Тойоты! В шестидесятых годах экономическая ситуация в Японии стабилизировалась и стало бурно развиваться. стала сильной фигурой на рынках всех континентов. В США большой популярностью пользовалась модель Toyota Corona , экспорт которой начался в 1965 году. Эта модель вообще стала самой популярной на иностранном рынке. Еще большей популярности допилась следующая модель – выпущенная в 1966 году, Toyota Corolla . Эта модель выпускается и в наши дни. В том же году Тойота купила другого японского автопроизводителя – Hino . В 1967-м также был куплен .

В 70-е развитие Тойоты продолжилось, строились новые заводы, постоянно проводилось техническое переоснащение. Экономичные модели автомобилей стали комплектоваться почти как дорогие модели. В 1970-м началось производство Toyota Celica , а в 1978-м — моделей Sprinter, Tercel, Carina . Tercel был первым японским автомобилем с передним приводом . В 1972 количество выпущенных Тойотой автомобилей перевалило за десять миллионов. В том десятилетии успешно преодолевала и трудности — финансовые, энергетические, экологические (правительство заставило компанию переработать выхлопную систему автомобилей, дабы уменьшить загрязнение атмосферы).

В 1982 году произошло слияние Toyota Motor Sales Co., Ltd с Toyota Motor Co., Ltd., образовавших Toyota Motor Corporation . Тогда началось производство Toyota Camry (за 2 десятилетия в США их было продано более пяти миллионов штук!). Toyota стала крупнейшим производителем автомобилей в Японии и третьим в мире! В 1983 году подписала долгосрочное соглашение General Motors, благодаря чему заработало их совместное предприятие в США. В том же году завершилась первая очередь строительства испытательного полигона Тойоты - Шибецу, полностью построенного в 1988 году. В 1986 Тойота выпустила 50-миллионный экземпляр! Также появились новые модели - Corsa, Corolla II и 4Runner .

Крупным событием было появление элитной модели — Lexus . Это был первый роскошный японский автомобиль , все предыдущие модели были компактными, экономичными в эксплуатации и весьма недорогими. В 1989 вышли новые модели Лексуса — LS400 и ES250 .

1990 год был открыт дизайнерский центр Tokyo Design Center , а также первая авторизованная сервисная станция в Советском Союзе. Сегодня в России уже не сосчитать количество дилерских центров. Продажа авто пользуется спросом как продажа шин и дисков в Москве . Toyota проводила активную экспансию на рынки многих стран мира . Тойота не скупилась средствами на исследования – были образованы Toyota System Research Inc . (совместная компания с Fujitsu Ltd., 1990 год), Toyota Soft Engineering Inc. (сNihon Unisys, Ltd., 1991 год), Toyota System InternationalInc. (с IBM Japan Ltd. и Toshiba Corp., 1991 год) . В 1992 году Тойота выдала Toyota Guiding Principles - труд, в котором описывались принципы работы корпорации, была выражен корпоративная философия. Также была издана Хартия Земли (The Earth Charter) в ответ на усиливающиеся внимание к экологическим проблемам в обществе. Вообще Тойота много занималась экологическими программами, в результате в 1997 была произведена первая модель с гибридным двигателем (Toyota Hybrid System) – Prius , продажи которого за 4 года составил 80 000 экземпляров по всему миру. Вскоре гибридные двигатели появились в моделях Coaster и RAV4 .

Количество выпущенных Тойотой автомобилей продолжало расти в прогрессии – в 1991 их стало уже 70 000 000, в 1996 – 90 000 000. В 1993 были заключены дилерские договора с Фольксвагеном и Ауди. В 1995 году был принят новый глобальный бизнес-план, было начато производство двигателя с системой изменения фаз газораспределения (VVT-i). В 1996 году стал производится четырехтактный бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива (D-4). В 1997 году появилась новая гибридная модель — Raum, в 1998 - Avensis и новое поколение внедорожника Land Cruiser 100. В 1999 году был выпущен 100-миллионный автомобиль Toyota .

Сейчас Тойота уверенно занимает позицию в тройке мировых автогигантов и крупнейшим в Японии, мощность производства превышает 5000000 автомобилей в год (1 авто каждые 5 секунд)! объединяет очень много различных компаний как связанных с автомобилестроением, так и занятых в других сферах. С 2002 году принимает участие в самой престижной гоночной серии — Formula 1.