Как называется машина с кузовом. Виды кузовов автомобиля

На автомобилях применяются различные типы кузовов. Именно тип кузова во многом определяет цену автомобиля, его габаритные размеры, предполагаемый рынок сбыта и другие потребительские качества.

Типы кузовов различаются по назначению, конструкции, компоновке и степени нагруженности. Легковые автомобили имеют, как правило, пассажирские и грузопассажирские кузова полукаркасной и бескаркасной конструкции.

По компоновке различают кузова однообъемные (силовой агрегат, пассажиры и груз располагаются в одной пространственной конструкции), двухобъемные (силовой агрегат под капотом, пассажиры и груз в салоне) и трехобъемные (силовой агрегат под капотом, пассажиры в салоне, груз в багажном отделении).

В зависимости от степени нагруженности автомобиль оборудуется несущим кузовом (воспринимает все нагрузки), полунесущим кузовом (воспринимает часть нагрузок, приходящихся на раму) и разгруженным кузовом (воспринимает вес пассажиров и груза).

Основные типовые конструкции кузовов имеют устоявшиеся общепринятые названия. В некоторых странах отдельные типы кузовов имеют свои собственные названия.

Седан – трехобъемный пассажирский тип кузова, имеющий два ряда сидений и четыре двери. Автомобили с кузовом седан оборудуются жесткой крышей, уровень которой не изменяется по всей длине. Седан является самым распространенным типом кузова. В Великобритании седан имеет собственное название Saloon , в Италии – Berlina , во Франции – Berline . Различают седаны с удлиненной базой, относящиеся к автомобилям представительского класса. В названии таких машин присутствует буква L (от long – длинный).

Купе – трехобъемный закрытый пассажирский кузов с двумя (реже - четырьмя) дверями и одним или двумя рядами сидений. Двери у купе по размеру больше, чем у седана, второй ряд сидений уменьшен, крыша в задней части имеет покатую форму, чем достигается спортивный вид автомобиля. На некоторых моделях купе задние сидения не предназначены для частого использования, поэтому очень малы. В обиходе такие автомобили называют 2+2 .

Кузов купе представлен автомобилями от гольф-класса (С) до представительского класса (F). Купе, у которого отсутствует средняя стойка, носит название хардтоп-купе (Hardtop coupe ). У такого автомобиля при опускании стекол между передней и задней стойками образуется открытое пространство. В Италии купе носит собственное название Berlinetta .

Лимузин – изначально трехобъемный закрытый пассажирский тип кузова, оборудованный четырьмя дверями и двумя или тремя рядами сидений. Характерной особенностью лимузина является наличие стеклянной перегородки, при необходимости, отделяющей передний ряд сидений (водителя) от остального салона (пассажиров). Лимузин может выступать самостоятельной моделью автомобиля, так и удлиненной версией седана, внедорожника и хэтчбека. Португальское название лимузина – Espada .

Хэтчбек – двухобъемный закрытый пассажирский кузов, который оснащается тремя или пятью дверями и двумя рядами сидений. Характерной особенностью хэтчбека является наличие наклонной задней двери, выполненной совместно с задним стеклом. Хэтчбек является самым популярным типом кузова в Европе. Автомобили с кузовом хэтчбек представлены в A, B, C, D, реже Е классах по европейской классификации. Хэтчбек занимает промежуточное положение между кузовами седан и универсал (компактенее седана и менее громоздкий, чем универсал).

Благодаря свой конструкции хэтчбек может быть переоборудован в грузопассажирский кузов. Для чего снимается полка, закрывающая багажное отделение, и складывается задний ряд сидений. Задняя дверь хэтчбека может иметь изогнутую форму, с которой он напоминает седан. В США такой кузов носит собственное название нотчбек (notchback ).

Универсал представляет собой двухобъемный закрытый пассажирский тип кузова, характеризующийся наличием трех или пяти дверей, двумя рядами сидений и постоянным уровнем крыши. Характерными особенностями универсала, отличающими его от хэтчбека, являются длина, соизмеримая с седаном, и больший наклон стекла задней двери. Вместе с тем, позиционирование автомобиля в качестве универсала в большей степени определяется автопроизводителем.

При складывании заднего ряда сидений универсал превращается в грузопассажирский автомобиль. В Великобритании универсал именуется Estate car , во Франции – Break , в Португалии – Carrinha , в Италии – Giadinetta , в Германии – Kombi (от Kombinationswagen), в Дании – Stationcar . В США двухдверный грузопассажирский универсал без задних боковых окон называется Sedan delivery. Некоторые автопроизводители для продвижения на рынке дают универсалам собственные имена:

  • Audi – Avant ;
  • BMW – Touring ;
  • Opel – Caravan ;
  • Peugeot – SW ;
  • Rover – Tourer ;
  • Seat – Vario ;
  • Skoda – Combi ;
  • Volkswagen – Variant .

Кабриолет (другое название Ragtop ) – трехобъемный открытый пассажирский тип кузова, оборудованный мягкой (тканевой) и (или) жесткой складывающейся крышей, позволяющий вождение в открытом или закрытом режиме. Кабриолет со съемной крышей носит собственное название хардтоп (Hardtop ).

В отдельный тип кузова маркетологами выделяется родстер , представляющий собой, укороченный двухместный кузов со складывающейся мягкой крышей. Но по своей сути родстер это двухместный спортивный кабриолет. В Италии родстер именуется Barchetta .

По конструкции к кабриолету близки пассажирские кузова тарга (двухместный или 2+2 автомобиль со съемной средней частью крыши) и брогам (четырехместный автомобиль с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений).

Название минивэн пришло к нам из Северной Америки, европейское названиеPeople carrier (дословно перевозчик людей). Под минивэном понимается однообъемный закрытый пассажирский тип кузова, имеющий три или четыре ряда сидений и способный перевезти шесть и более пассажиров. Минивэн отличает увеличенная высота крыши. Современные минвэны строятся на автомобилях гольф-класса (С), среднего класса (D) и фургонов.

Минивен, спроектированный на базе фургона, носит собственное название – микроавтобус (Minibus ). предназначается для перевозки до 16 пассажиров на нескольких рядах сидений. Доступ большинства пассажиров осуществляется через раздвижную дверь с одной стороны транспортного средства.

Фургон – однообъемный закрытый грузопассажирский тип кузова. Фургон имеет перегородку, которая отделяет грузовой отсек от пассажирского салона. У фургона отсутствуют задние боковые стекла, а также увеличена высота кузова. В Северной Америке фургон носит собственное название - Van . К типу кузова фургон относятся также хэтчбек и универсал без задних боковых стекол, предназначенные для перевозки малогабаритных грузов.

Пикап – трехобъемный грузопассажирский тип кузова с открытой платформой для перевозки грузов. Кабина от грузовой платформы отделена стационарной перегородкой. Современные пикапы строятся на базе легковых автомобилей и внедорожников. Пикапы очень популярны в США. В Австралии и Новой Зеландии пикапы носят собственное название ют (Ute , от utility coupe, дословно купе общего назначения).

SUV , Sport Utility Vehicle , обиходное название джип ) – двухобъемный закрытый пассажирский тип кузова, имеющий пять или шесть дверей, из которых одна или две – задние, два или три ряда пассажирских сидений. Внедорожник отличают большие габаритные размеры, наличие полного привода, понижающей передачи и увеличенный дорожный просвет, позволяющий автомобилю передвигаться по дорогам и бездорожью. Поэтому внедорожник правильно называть вседорожником, но так его никто не называет. По своей сути внедорожник это универсал повышенной проходимости. Внедорожники, а также некоторые пикапы и фургоны имеют разгруженный рамный кузов.

(обиходное название «паркетник ») – двухобъемный закрытый пассажирский тип кузова. От внедорожника его отличает несущий кузов, компактность, меньший дорожный просвет. Кроссоверы базируются, как правило, на автомобилях гольф-класса.

Огромное количество моделей и конструкций современных автомобилей может быть подразделено на определенные типы (или классы). Наиболее общая классификация транспортных средств (ТС) связана с их назначением. Данная классификация приведена в Международном стандарте ИСО 3833.


Типы дорожных транспортных средств :
а - легковой автомобиль;
б - грузовой автомобиль;
в - автобус;
г - мотоцикл;
д - прицеп;
е - полуприцеп

Весь парк дорожных ТС подразделяется на механические ТС (ТС с двигателем) и буксируемые ТС (прицепы и полуприцепы). Механическое ТС, буксирующее прицеп или полуприцеп, называется автопоездом . По назначению ТС подразделяются на:
- легковые автомобили (а) - механические ТС, предназначенные, главным образом, для перевозки людей и их багажа, в которых размещается не более девяти посадочных мест, включая место водителя;
- грузовые автомобили (б) - механические ТС, предназначенные, главным образом, для перевозки грузов или специального оборудования;
- автобусы и троллейбусы (в) - механические ТС, предназначенные для перевозки людей и их багажа, в которых размещается более девяти посадочных мест, включая место водителя;
- мототранспортные средства (г) - механические ТС, имеющие два, три, иногда четыре колеса (квадрициклы), снаряженная масса которых не превышает 400 кг и предназначенные для перевозки людей;
- прицепы (д) - буксируемые тягачом ТС, предназначенные для перевозки грузов или пассажиров, в которых лишь незначительная часть их веса нагружает буксирующий автомобиль;
- полуприцепы (е) - буксируемые тягачом ТС, предназначенные для перевозки грузов или пассажиров, в которых значительная часть их веса нагружает буксирующий автомобиль. В качестве буксирующего автомобиля в данном случае применяется специальный автомобиль, предназначенный исключительно для буксировки полуприцепа - седельный тягач .

Для каждого из приведенных крупных типов транспортных средств имеется более подробная классификация по различным признакам. Так, легковые автомобили могут подразделяться по назначению (индивидуального пользования, такси, оперативных служб, спортивные и т. д.); по рабочему объему двигателя ; по габаритным размерам ; по типу кузова (смотри главу Кузов).

Автобусы подразделяются по полной массе (до или свыше 5 т), по количеству мест для сидения (до 17 мест, включая водителя, - маломестные автобусы); по назначению (городские, пригородные, междугородние). Отдельную группу образуют троллейбусы - пассажирские ТС, приводимые в движение электроэнергией, поступающей по проводам.


Грузовые автомобили:
а - универсальные;
б - специализированные;
в - специальные

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы по назначению могут быть универсальными (обычно в качестве грузового кузова используется открытая бортовая платформа, иногда со съемным тентом), специализированными (кузов приспособлен для перевозки определенных видов грузов или имеются устройства самопогрузки-саморазгрузки), специальными (перевозится специальное технологическое оборудование). Имеется класс грузовых автомобилей, предназначенных исключительно для буксировки прицепного состава: седельные тягачи для полуприцепов, балластные тягачи для тяжелых прицепов.


Преимущества и недостатки разных компоновок
С позиций влияния конструкции транспортного средства на его свойства важное значение имеет компоновка автомобиля - взаимное расположение основных систем автомобиля (двигателя, трансмиссии, движителя, систем управления, несущей системы, кузова).
Для легковых автомобилей в большинстве случаев применяется кузов, выполняющий функции несущей системы (несущий кузов), что уменьшает массу и обеспечивает достаточную свободу для расположения прочих систем автомобиля.
Компоновки легковых автомобилей
Компоновки автобусов
Компоновки грузовых автомобилей

Таблица .
Классификация дорожных транспортных средств, принятая в Правилах ЕЭК ООН

Обозначение категории Обозначение подкатегории Тип ТС Полная масса, т Рабочий объем двигателя, см 3 Примечания
L L1, L2 Не регламентируется До 50 Мопеды
L3–L5 ТС с двигателем двух- и трехколесные Не регламентируется Не ограничен Мотоциклы, мотороллеры
M М1 ТС с двигателем, имеющие не менее 4 колес и предназначенные для перевозки не более 8 пассажиров (кроме водителя) Не регламентируется Не ограничен Легковые автомобили
М2 Те же, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) до 5,0 -“- Автобусы
М3 -“- Свыше 5,0 -“- Автобусы, в том числе сочлененные
N N1 ТС с двигателем, имеющие не менее 4 колес и предназначенные для перевозки грузов До 3,5 Не ограничен Грузовые автомобили, специальные автомобили
N2 -“- Свыше 3,5 до 12,0 -“- Грузовые автомобили, автомобили-тягачи,специальные автомобили
N3 -“- Свыше 12,0 -“- -“-
O О1 ТС без двигателя До 0,75 -“- Прицепы и полуприцепы
О2 -“- Свыше 0,75 до 3,5 -“- -“-
О3 -“- Свыше 3,5 до 10,0 -“- -“-
О4 -“- Свыше 10,0 -“- -“-

Автомобиль давно не рассматривается только как средство передвижения, в нынешнее время он стал неотъемлемой частью цивилизации. Именно поэтому виды производства автомобилей стали такими разнообразными, предлагая машины со всевозможной комплектацией, призванной удовлетворить самые разные потребности покупателей. На современном авторынке представлено огромное множество моделей, отличающихся по типу кузова, все разновидности которых вряд ли сможет назвать даже самый продвинутый автолюбитель.

Основные предназначения автокузова

В сфере машиностроения за последние пару десятилетий было разработано и выпущено большое количество модификаций кузовов автотранспорта, среди которых, по самым скромным оценкам специалистов, только виды легковых автомобилей по типу кузова насчитывают более 15 наименований. И вот здесь назревает вопрос: зачем нужно столько типов кузова? Если вам приходилось покупать автомобиль, то в салоне консультант спросит, для каких целей нужен транспорт, большая ли у вас семья, по какой местности планируете разъезжать? Другими словами, он выявит ваши потребности, а их у людей, сопряжённых с автотранспортом, на самом деле очень много. Таким образом, кузов современного автомобиля способен удовлетворить разные требования потребителей: вместимость салона и багажника, форма и высота машины, отдельные функциональные особенности.

Современные и их классификация

Массовое автомобилестроение берёт своё начало с XX века. Первые модели больше походили на открытую повозку, которая приводилась в движение не с помощью лошадей, а двигателем внутреннего сгорания.

С ростом спроса на самоходный транспорт технология производства дорабатывалась, перед производителями стояла цель выпустить виды автомобилей, способные не только перевозить людей, но и предоставлять защиту и комфорт пассажирам. Так появились закрытые кузова, внутри которых люди были защищены от негативного влияния погодных условий (дождь, снег, ветер, солнце, холод).

На современном этапе классификация кузовов проводится в зависимости от многих критериев:

  1. Предназначения (кузова пассажирских, грузопассажирских и легковых авто).
  2. По степени загруженности.
  3. По компоновке.
  4. По конструктивным особенностям (открытые, закрытые кузова).

Типы кузовов по компоновке

Данный критерий классификации разделяет кузова по количеству визуально просматриваемых объёмов (частей) силуэта автомобиля:

  1. Однообъёмные кузова предполагают расположение пассажиров, двигателя и возможного груза в одной визуально цельной части.
  2. В двухобъёмных кузовах двигатель располагается в одной части конструкции (под капотом), а пассажиры и груз - в другой (салоне)
  3. Трёхобъёмный кузов состоит из капота, под которым находится ДВС, салона, предназначенного для перевозки пассажиров, и отдельного отсека для багажа (багажник).

Кузова по степени нагрузки

Автокузова могут конструктивно отличаться в зависимости от предполагаемой степени нагрузки на них:

  1. имеют многие распространённые (ВАЗ в том числе). Исключение составляют авто премиум-класса. Функциональной особенностью данного типа кузова является то, что все весовые нагрузки приходятся на кузовную часть.
  2. Полунесущий кузов применим для производства автобусов, в которых нагрузка распределяется между кузовом и рамой.
  3. Разгруженный кузов устанавливается на раму с помощью специальных резиновых накладок. Такой кузов берёт на себя нагрузку только от перевозимых людей и грузов.

Виды автомобилей с открытым кузовом

В категорию автомобилей с открытым верхом входят несколько моделей, среди которых не только всемирно известный кабриолет, но и родстер, брогам, тарга, фаэтон, спайдер и другие. Опишем самые распространённые:


Категория легковых авто с закрытым типом кузова

Основные виды автомобилей по типу закрытого кузова следующие:

Кузова грузовых автомобилей

Мировые автоконцерны производят не только пассажирские виды автомобилей, грузовых автомобилей по типу кузовов также сегодня существует огромное множество. Грузовики отличаются в первую очередь от легковушек тем, что у первых в обязательном порядке предусмотрено наличие рамы, которая берёт на себя часть нагрузок.



Кузова легковых автомобилей предназначены для перевозки водителя, пассажиров и классифицируются по числу объемов и по конструкции. По числу объемов различают однообъемный, двухобъемный и трехобъемные кузова.

Однообъемный кузов имеет один видимый объем, в котором объединены пассажирский салон и отделения для двигателя и багажа. Такой кузов внешне напоминает кузов микроавтобуса.

Двухобъемный кузов состоит из пассажирского салона, объединенного с багажником, а отделение двигателя занимает отдельный объем, т. е. двигатель жесткой перегородкой отделен от пассажирского салона. В таком кузове нет отдельного багажника, и в багажное отделение возможен доступ из пассажирского салона.

Трехобъемный кузов состоит из трех явно обособленных жесткими перегородками отделений – пассажирского, багажного и двигателя. Прямой доступ к каждому из отделений возможен только снаружи автомобиля.

По конструкции различают множество типов легковых кузовов. Основные из них – фаэтон, лимузин, кабриолет, седан, родстер, купе, пикап, универсал и хэтчбек. Кроме того, встречаются такие названия конструкций кузовов легковых автомобилей, как внедорожник, минивэн, минифургон и некоторые другие. При этом одна и та же конструкция кузова в различных странах может иметь разное название, например, седан в Англии называют «салун», в Италии – «берлина» и т. п.

Типы кузовов легковых автомобилей

Седан – наиболее распространенный в настоящее время тип кузова легкового автомобиля. Седан является трехобъемным кузовом (раздельные багажное, моторное отделения и пассажирский салон). Такой кузов может быть двух- или четырехдверным с двумя (в отдельных случаях – с тремя) рядами сидений. Задней двери в седане нет. Седан имеет наибольший «каламбур» названий. В США и Японии седаны называют «хетчбек», в Италии – «берлина», в Англии – «салун», а в Австрии и Германии их даже иногда называют «лимузинами». Двухдверные седаны в США и Англии иногда называют «котч» или «тюдор», а четырехдверные – «фордор».


Универсал – применяется на легковых автомобилях малого и среднего классов. Это двухобъемный закрытый трех- или пятидверный грузопассажирский кузов, у которого при складывании заднего ряда сидений увеличивается багажное отделение. Имеется задняя дверь. В США универсалы называют «стейшн вэгон», в Англии – «эстейт», во Франции – «бреак», а в Италии – «фамильяле».


Хэтчбек (или хэтчбэк) – очень распространенный кузов, применяемый на легковых автомобилях особо малого, малого и среднего классов. Он тоже имеет несколько названий, например, - «комби», «лифтбек», «свингбек». Название «хэтчбек» (англ. hatchback) происходит от «hatch» - люк и «back» - сзади. Хэтчбек является двухобъемным закрытым трех- или пятидверным кузовом с двумя рядами сидений. Как и следует из названия кузова, имеется задняя дверь. Конструктивно хэтчбек занимает промежуточное положение между универсалом и седаном. Багажник в таком кузове отделен от пассажирского салона легкосъемной полкой. При складывании заднего ряда сидений объем багажного отделения увеличивается, благодаря чему в хэтчбеке можно перевозить существенно больше груза, чем в седане, но меньше, чем в универсале такого же класса.


Иногда в серии кузовов типа хэтчбек отдельно выделяют кузов лифтбек . Лифтбек отличается от хетчбека большей длиной заднего свеса: у лифтбека он по длине примерно такой же, как у седана одинакового класса. Задняя часть крыши при этом может быть как покатой, так и (реже) ступенчатой, напоминающей седан. По сути, лифтбек является переходным типом кузова между седаном и хэтчбеком.

Купе – применяется на легковых автомобилях особо малого класса. Это закрытый трехобъемный двухдверный кузов с одним (реже – двумя) рядами сидений. Иногда название «купе» распространяется на двухдверные седаны. Задней двери в купе, как и в седане нет. Купе с плавно нисходящей назад крышей называют «фастбеком». В Италии кузов купе называют «берлинетта».


Фаэтон применяется на легковых автомобилях среднего и высшего класса. Раньше фаэтоны часто называли «торпедо». Это полностью открывающийся двух- или трехобъемный кузов, имеющий две или четыре двери, два (реже три) ряда сидений, складной матерчатый верх и съемные матерчатые боковины с окнами.


Кабриолет применяется на легковых автомобилях среднего и высшего классов. Это частично открывающийся трехообъемный двух- или четырехдверный кузов с двумя (реже тремя) рядами сидений, складным матерчатым верхом и жесткими боковинами, которые иногда выполняются в виде выдвигаемых из дверей оконных рамок.


Лимузин применяется на легковых автомобилях высшего класса. Это закрытый трехобъемный кузов с двумя или тремя рядами сидений, имеющий застекленную перегородку позади переднего сиденья. Сиденья среднего ряда иногда выполняют откидными. Благодаря застекленной перегородке лимузин можно было бы отнести к четырехобъемному типу кузовов, но следует учитывать некоторую возможность доступа между отделенями водителя и пассажиров.



Отдельный тип кузова легкового автомобиля – стрейч , напоминает удлиненной базой кузов лимузина. От лимузина стрейч отличается тем, что удлинение салона достигается посредством физической врезки в кузов дополнительной секции, расположенной между передними и задними дверьми. Фактически стрейч – удлиненный седан.

Еще два редких типа кузовов легковых автомобилей, являвшиеся предшественниками лимузина – брогам и рондо.
Брогам - кузов, имеющий закрытую заднюю часть для пассажиров (с жесткой крышей) и открытую переднюю часть для водителя (напоминающую место извозчика в конке). Рондо напоминает брогам, но здесь все наоборот: передняя часть, где сидит водитель, имеет жесткую крышу, а пассажирский салон оборудован складной крышей.
Кузова типа брогам и рондо в настоящее время массово не выпускаются и являются раритетными.


Родстер – полностью открывающийся трех- или двухобъемный кузов с одним (реже двумя) рядами сидений. У некоторых родстеров вместо багажника устанавливают два дополнительных сиденья. Конструктивно родстер напоминает фаэтон, но, в отличие от него, имеет укороченную базу. Второе название родстера - «спайдер» чаще употребляется в европейских странах. Автомобили с кузовами родстерами очень популярны в странах с жарким климатом.
Разновидностью спортивного двухместного родстера является кузов тарга. Тарга – трех- или двух объемный кузов легкового автомобиля с одним рядом сидений, с жёстко закреплённым ветровым стеклом, дугой безопасности позади сидений, съёмной крышей и задним стеклом.


Пикап относится к грузопассажирским кузовам автомобилей. Это двухобъемный кузов на базе легковой модели с закрытой кабиной, одним (реже – двумя) рядами сидений, и грузовой платформой, зачастую оборудованной откидными сиденьями в виде скамеек.
Отдельным типом кузова является фургон . Это название закрепилось за закрытыми кузовами грузовых автомобилей, но существуют фургоны на базе легковых автомобилей. Кузов таких фургонов предназначен для перевозки грузов, а водитель и пассажир располагаются в отдельной кабине. Верхняя часть кузова-фургона легкового автомобиля может быть съемной, тогда фургон превращается в пикап.


Минивэн – кузов легкового автомобиля повышенной пассажировместимости. Автомобили этого класса имеют высокий большой кузов, багажник и просторный салон, рассчитанный на 5-7 пассажиров. Считается транспортным средством, идеальным для многодетных семей и семейных путешествий. Автомобили вместимостью 8…9 пассажиров относят к микроавтобусам, которые занимают промежуточное место между легковыми автомобилями и автобусами.


Иногда среди конструкций кузовов легковых автомобилей выделяют внедорожник и кроссовер.
Внедорожник - тип закрытого двух или трехобъемного кузова трех- или пятидверного автомобиля, обладающего повышенной проходимостью и увеличенным дорожным просветом. Кузов внедорожник обычно имеет высокие потолки и высокую посадку.
Кроссовер - тип закрытого кузова автомобиля, сочетающий в себе конструктивные черты внедорожника и универсала или хетчбека. По проходимости автомобили-кроссоверы значительно уступают внедорожникам и, как правило, компактнее.




Или другого транспортного средства, предназначенная для размещения пассажиров и груза. Кузов крепится к раме автомобиля. Бывают также безрамные кузова, выполняющие одновременно функцию рамы - к ним крепятся все остальные узлы и агрегаты автомобиля.

В своё время автомобиль быстро развивался. занял довольно неудобное для размещения пассажиров место - между большими кожухами передних управляемых колёс; радиатор разместился спереди - для охлаждения его встречным потоком воздуха; ведущие колёса - задние, что выгодно для улучшения тяговых качеств автомобиля.

С конструктивной точки зрения такая компоновочная схема оказалась вполне рациональной; совершенствуясь, она сохранилась до наших дней и получила название "классическая компоновка".

Двигатель, ходовая часть крепились к раме. Всё в целом называлось "шасси". Шасси могло двигаться и существовать без кузова. Кузов устанавливался на шасси как отдельный и независимый для выполнения агрегат.

Получался уже , предназначенный для выполнения определённой функции.
Сегодня форма автомобиля зависит от множества факторов: компоновки и конструкции, от применяемых материалов и технологии изготовления кузова. В свою очередь, возникновение новой формы заставляет искать новые технологические приёмы и новые материалы.

Основная функция - обеспечение максимально возможной безопасности в случае столкновения, опрокидывания, падения с высоты и в прочих аварийных ситуациях, и защита пассажиров от воздействия внешних факторов (ветер, дождь, снег, холод и т.д.).

По конструкции кузова подразделяются на закрытые, открытые и комбинированные.

Закрытыми называют кузова со стационарной крышей.


Тип кузова седан

СЕДАН - трехобъемный пассажирский кузов с двумя или тремя рядами сидений, двумя, четырьмя или шестью боковыми дверями.



Тип кузова купе

КУПЕ - двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и двумя рядами сидений. Задний ряд может иметь стесненные посадочные размеры.



Тип кузова универсал

УНИВЕРСАЛ - двухобъемный грузопассажирский кузов с дверью в задней стенке кузова, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского отсека стационарной перегородкой.



лимузин

ЛИМУЗИН - трехобъемный пассажирский кузов с четырьмя - шестью боковыми дверями, имеющий перегородку за передним рядом сидений. При трехрядной компоновке салона второй ряд сидений выполняется либо складным, либо повернутым спинками по направлению движения.



ФУРГОН - двухобъемный грузопассажирский кузов с одним или двумя рядами сидений. Боковых дверей - две или три. Одна из них предназначена для доступа в грузовой отсек, отделенный от места водителя стационарной перегородкой. В задней части кузова - еще одна дверь. Часть кузова, отведенная под грузовое помещение, может быть выше кабины.



Тип кузова родстер

РОДСТЕР (спайдер) - пассажирский двухместный кузов со складывающимся верхом кабины. Возможны варианты с двумя рядами сидений (2+2) и съемным жестким верхом.



Тип кузова кабриолет

КАБРИОЛЕТ - пассажирский кузов со складывающимся верхом и опускными боковыми стеклами окон. Возможны модификации: кабриолет-лимузин - с перегородкой за первым рядом сидений, фо-кабриолет - с убирающейся стойкой между боковыми окнами.



Тип кузова тарга

ТАРГА - пассажирский кузов типа купе со складывающейся или съемной частью крыши над первым рядом сидений.



Тип кузова пикап

ПИКАП - грузопассажирский кузов с закрытой кабиной для водителя и пассажиров и открытой платформой для грузов. Кабина может быть одно- или двухрядной. Грузовая платформа имеет откидной задний борт, мягкий или жесткий верх.



Тип кузова хетчбек

Хетчбэк - Кузов с такими же свойствами как универсал, но с укороченным багажным отсеком и, как следствие, коротким задним свесом, что делает машину более компактной и удобной для использования в стеснённых городских условиях.



Тип лифтбек

Лифтбэк – тип закрытого кузова легкового автомобиля, являющийся промежуточным между седаном, универсалом и хетчбеком. От хетчбэка он отличается большей длиной заднего свеса: у лифтбэка он по длине такой же, как у седана. Задняя часть крыши при этом может быть как покатой, так и (реже) ступенчатой, напоминающей седан.



Тип кузова минивен

Минивен - Кузов универсал увеличенного объёма, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов.

Изначально разрабатывался именно для перевозки пассажиров, и лишь впоследствии на его базе появились грузовые варианты минивэнов-фургонов. Включает в себя подклассы: микровэны, компактвэны, мультивэны. Может быть как двухобъёмным, так и однообъёмным.



Стретч - тип закрытого кузова легкового автомобиля, выполненного посредством физической врезки в кузов дополнительной секции, расположенной между передними и задними дверьми, что способствует удлинению салона. Тип кузова кроссовер

Кроссовер - тип закрытого кузова автомобиля, сочетающий в себе свойства внедорожника и универсала или хетчбека.



Микроавтобус – тип закрытого кузова коммерческого автомобиля, являющимся автобусом малого класса с числом мест от 8 до 16 и непредусмотренными стоячими местами.