Как преодолеть страх вождения автомобиля в городе. Вот как преодолеть страх вождения

Да, можно всю жизнь прокататься на пассажирском кресле или в душном салоне автобуса. Однако в ХХI веке главным средством передвижения успешного человека все-таки остается автомобиль. И если вы хотите им управлять, вам нужно побороть свой страх

Берегись автомобиля?

Стать «вечным пассажиром» или преодолеть страх вождения ? Теперь у вас есть выбор.

Она умоляла 19-летнего внука не садиться за руль нового мотоцикла - у того барахлило заднее колесо. Воображение рисовало ей всякие ужасы, а память как назло подкидывала картинки с разных ДТП, когда-то увиденных по ТВ. Сердце ныло, и она попросила внука проверить новый мотоцикл в сервисе, прежде чем обкатывать. Однако горячая кровь парня бурлила и требовала адреналина. Наскоро успокоив заботливую бабулю, он оседлал свою «обновку» и укатил в ночь. Эта ночь стоила ему ноги.

Бабушка - известная актриса Галина Польских - никогда не забудет то утро, когда ей сообщили, что внук в реанимации. И, наверное, никогда не простит себя за то, что не удержала его, несмотря на свои нехорошие предчувствия. Ее внук Филипп гонял на новом мотоцикле всю ночь, а под утро, уже возвращаясь домой, не справился с управлением и на большой скорости врезался в отбойник. Сейчас, два года спустя, он уже практически привык к протезу и заново осваивает мотоцикл. Смелости этому парню не занимать, чего не скажешь о людях, у которых один вид машины или мотоцикла вызывает неконтролируемый приступ ужаса - страха перед вождением.

Страх и ужас на колесах


Отцу моего друга когда-то в юности цыганка нагадала смерть от автомобиля. Страх водить машину победил, несмотря на то, что он вырос в семье профессионального шофера. За руль он так и не сел, до конца жизни проездив на велосипеде. До конца жизни в буквальном смысле: его сбил грузовик, когда он на своем велосипеде ехал в магазин за хлебом. Предсказание мистическим образом сбылось, однако эта трагическая гибель стала результатом рокового стечения обстоятельств, не имеющего никакого отношения к вождению.

Цыганки в наше время перепрофилировались и предсказывают лишь прибыль и удачу, за такие предсказания лучше «ручку золотят». И смертью от автомобиля уже никого не отпугивают от баранки. Однако, несмотря на ежегодно растущее количество автомобилистов, число тех, кто испытывает страх перед вождением автомобиля и не решается сесть в водительское кресло, не уменьшается.

Актриса Марина Александрова столкнулась со страхом вождения, сев за руль своего первого автомобиля. «Я до сих пор волнуюсь, когда сажусь за руль. Каждый день как экзамен», - сказала она в одном из интервью после покупки машины. Сейчас она довольно уверенно водит, но перестала ли она бояться? Избавилась ли от страха вождения автомобиля?

Звезда сериала «Универ» Мария Кожевникова вполне уверенно водила машину до тех пор, пока не попала в серьезную аварию. Сейчас актриса ездит с водителем, преодолеть страх вождения у нее пока не получается…

Сотни подобных историй о страхе перед вождением можно найти на сайтах автолюбителей из серии «за рулем», «автоледи», «автошкола онлайн» и т. д. «Муж называет женщин за рулем мартышками, а потом удивляется, почему я боюсь водить…», «Когда сажусь за руль, ноги становятся ватными, а во рту пересыхает; страшно, даже когда инструктор рядом», «Завожу двигатель, а сердце у самой бьется так, как будто сейчас из груди выскочит», «Права у меня уже несколько лет, но реального опыта вождения, может, с месяц наберется. Неудобно признаваться, но… просто тупо страшно», «Каждый урок вождения заканчивается истерикой, наверное, брошу это дело». Грустные истории побежденных страхом водить машину.

Да что там истории из интернета, я сама из этой невидимой миру армии «боящихся»! Водить всегда было страшновато, а после аварии страх перед вождением стал просто неконтролируемым. И как тут побороть страх вождения автомобиля? В итоге машина осталась ржаветь в гараже, а я начала превозносить перед знакомыми автомобилистами преимущества общественного транспорта.

Попытки преодолеть себя были неудачными до тех пор, пока я не узнала психологию вождения, то есть откуда «растут ноги» у этого страха.

Запах зрительного страха

Ведь что такое автомобиль? Как говорят на всех без исключения курсах вождения, «транспортное средство - это источник повышенной опасности». Напряженное движение, безбашенные мотоциклисты, скользкая дорога после дождя, наглые лихачи с купленными правами, перебегающие дорогу пешеходы, не знающие прав «гастарбайтеры» на старых «ГАЗельках», собственная неопытность и боязнь впасть в ступор в нештатной ситуации - тут есть от чего поддаться панике. А тут еще СМИ с завидной регулярностью тиражируют информацию о ДТП, часто страшных и кровавых. При этом журналисты и блогеры в погоне за читаемостью и рейтингами не брезгуют ничем, публикуя шокирующие фотографии с мест аварий. Как тут перебороть страх перед вождением автомобиля?

Впечатлительным и эмоциональным людям достаточно прочитать одну такую заметку, и воображение начинает услужливо рисовать страшные картинки, зачастую подначивая примерить ситуацию на себя и своих близких… Что говорится на тренинге «Системно-векторная психология» о страхе вождения автомобиля, кто ему больше подвержен? Подобная впечатлительность - удел людей со , которым свойственна самая интенсивная эмоциональная амплитуда. Только способен практически мгновенно «упасть» из счастья в отчаяние или, например, скакнуть из меланхолии в эйфорию. Как говорила одна моя коллега: «Ты то плачешь, то смеешься - сходи щитовидку проверь».

В случае со зрительным вектором щитовидная железа ни при чем. Сам по себе эмоционально насыщенный вектор в случае стрессов, фрустрации или неразвитости способен сделать своего обладателя по-настоящему истеричным без каких-либо нарушений эндокринной системы.

Чтобы перебороть страх перед вождением автомобиля, как и проявления любого другого страха, нужно понимать особенности зрительного вектора. Страх - одна из самых сильных зрительных эмоций. В любом проблемном состоянии вектора он может превратиться в навязчивое состояние. «Запах страха» инспирирован зрительниками. Когда они боятся, их состояние ощущается окружающими чуть ли не на физическом уровне.

Кстати, на эту тему немецкими учеными в 2009 году в Университете Генриха Гейне (Дюссельдорф) было проведено целое научное исследование. Основой исследования стал простой эксперимент: участникам давали понюхать специальные подушечки с образцами пота студентов. Один комплект - с потом студентов, собранным перед сложным экзаменом, второй комплект - с потом студентов из спортзала. Добровольцы, рискнувшие понюхать, разницы между запахами не почувствовали. Однако томограф, который в это время обследовал их мозг, зафиксировал, что «предэкзаменационные» подушечки вызвали повышенную активность участков мозга, отвечающих за эмоции, и в частности за сочувствие и сопереживание. Это реальный факт, зафиксированный документально.

В состоянии страха, в том числе страха перед вождением автомобиля, организм человека вырабатывает особые феромоны, которые транслируют его состояние в окружающий мир. У зрительника эти феромоны самые «кричащие». Такова природа зрительного вектора, обусловленная его архетипичной ролью - в древности люди со зрительным вектором охраняли человеческую стаю, раньше всех замечая опасность и своим сильным испугом передавая мгновенный сигнал опасности остальным.

И именно у зрительников самый сильный страх смерти, ведь даже успев предупредить стаю о надвигающейся опасности, большинство древних охранников не успевали спастись и погибали в пасти хищников или первыми попадали под смертельные удары врагов.

Глубоко укоренившийся в обладателях зрительного вектора страх смерти чаще всего проявляется через различные фобии и навязчивые страхи, в том числе через страх вождения автомобиля. Ведь за рулем постоянно существует риск сбить кого-то, попасть в аварию, погибнуть самому или ненамеренно погубить своих пассажиров. И даже если вероятность этого риска меньше тысячной доли процента, для многих зрительников страх вождения автомобиля вполне реален, практически осязаем.

Такая вот особая психология вождения: если, садясь за руль, вы чувствуете панику, у вас налицо один или несколько симптомов страха, которые вы не в силах преодолеть (влажные ладони, слабость в ногах, частое сердцебиение, усиленное потоотделение, холод в груди и прочее), то вас можно поздравить - скорее всего, вы обладатель зрительного вектора! Здесь есть чему порадоваться, ведь именно зрительники дают миру самых тонко чувствующих, эмоционально чувствительных людей, которых неумолимо тянет к прекрасному: артистов, ценителей искусства, людей с горячими сердцами, способными к сопереживанию, любви и милосердию.


Однако склонность к страхам, пугливость, склонность к панике - это, увы, тоже неотъемлемая сторона зрительного вектора, так сказать, ложка дегтя в бочке меда. Эмоциональная палитра зрительника начинается (но этим не заканчивается) с самой яркой краски, которой, безусловно, является страх. И чем менее развит вектор, чем больше стрессов и напряжения в жизни зрительника, чем сложнее и горше было его детство, тем больше у него шансов заполучить себе какой-нибудь навязчивый страх, а то и несколько…

Выпавшая на нашу долю фобия, заставляющая постоянно думать о том, как преодолеть страх вождения автомобиля, способна сильно осложнить жизнь. Особенно в тех случаях, когда автомобиль является важной составляющей этой жизни. Есть ли выход из этой ситуации? Как применить знания психологии для вождения автомобиля?

Как перестать беспокоиться и начать водить

На сайтах автолюбителей «матерые водилы» часто дают советы боязливым новичкам, которые испытывают «естественный» страх перед вождением. Все эти советы можно условно свести всего к нескольким стандартным рекомендациям, как побороть страх вождения автомобиля:

    Больше занятий с инструктором - рядом с опытным водителем (да еще и с дополнительным комплектом педалей у него под ногами) страх становится меньше.

    Купите машину побольше и помощнее с полным комплектом подушек безопасности и прочих прибамбасов, максимально гарантирующих выживание, «если, не дай бог, что».

    Больше ездить самому, наматывая километры и накапливая опыт. Мол, все страхи от неопытности.

    И, наконец, самый гениальный совет: перестать бояться! Успокоиться, расслабиться, разложить по полочкам свои страхи, внушить себе уверенность, перестать бояться ошибок, а если что - останавливаться и включать аварийку, пока не наступит спокойствие, и прочее и прочее.

Что ж, советы все разумные и дельные: и машина безопасная не помешает, и с инструктором надо заниматься, и километраж собственный накатывать. Никуда не годятся лишь советы из серии «перестаньте бояться». Это все равно что сказать икающему человеку «Перестань икать!» или дрожащему от холода «Не дрожи!». Можно миллион раз садиться за руль и все равно каждый раз трястись от страха и испытывать это отвратительное тянущее чувство пустоты где-то в районе желудка… Увы, зрительный страх смерти не поддается доводам логики.

Кроме того, страх вождения может быть связан не только с нарушениями в зрительном векторе, другие векторы вносят в эту фобию свою лепту, порой делая ее настолько невыносимой, что человек даже и не пытается себя перебороть. «Берегись автомобиля» для него уже не название старой доброй комедии, а пожизненное кредо.

Так как же побороть страх вождения? Может, проще махнуть на него рукой и стать вечным пешеходом? И всю жизнь с завистью смотреть на тех, кто уверенно крутит руль и посмеивается над «нелепыми страхами»? Наверное, это был бы хороший совет для тех, у кого душа уходит в пятки, когда нога давит на педаль газа, если бы не было возможности победить этот страх. Но такая возможность есть, и есть люди, которым удалось избавиться от страха вождения благодаря знаниям, которые даются на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».


Жизнь, в которой есть открытые проявления страха, не дает возможности человеку испытать полноценное счастье. Да, можно всю жизнь прокататься на пассажирском кресле или в душном салоне автобуса. Однако в ХХI веке главным средством передвижения успешного человека все-таки остается автомобиль. И если вы хотите им управлять, вам нужно побороть свой страх.

Как побороть страх вождения автомобиля подскажет тренинг «Системно-векторная психология», который позволяет понять глубинные причины и механизмы возникновения страха. Пройдя курс лекций Юрия Бурлана, вы сможете не только сохранять спокойствие за рулем, но и, наконец, начать получать удовольствие от вождения.

Сила этого знания действительно работает. Проверено на себе.

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.

Страх перед вождением автомобиля бывает абсолютно у всех, кто впервые садится за руль. И не стоит верить заявлениям людей, утверждающих, что якобы именно он, впервые сев за руль, не испытывал никакого страха. Во всяком случае, небольшое смущение и легкая робость у него присутствовала, и это нормально. С психологической точки зрения, чувство страха очень полезно для человека, так как спасает его в опасных жизненных ситуациях. Но чувство страха полезно тогда, когда это рациональный страх, когда он осознан и соответствует ситуации. Страх перед автомобиля в большинстве случаев является иррациональным, надуманным. С течением времени такой иррациональный страх вождения авто может перерасти в фобическую составляющую, и человек уже ни при каких условиях не сядет за руль. Однако все человеческие страхи и фобии являются обратимыми расстройствами, а это значит, что такие страхи можно преодолеть и довольно успешно.

Смотрите в лицо своим страхам 😉

У каждого человека бывают свои страхи, так как каждый человек это индивидуальность. Одни просто боятся неприятностей во время езды на автомобиле. Другие, к примеру, бояться летать на самолете. У кого-то присутствует страх перед встречей с работником автоинспекции, кто-то просто боится выехать на встречную полосу, или того, что у него откажут тормоза. Отсюда можно предположить, что человек боится за свою жизнь, однако все люди разные, и у всех страх проявляется по-разному. Некоторые, имея автомобиль, никак не могут преодолеть страх перед вождением, за рулем чувствуют себя нерешительно, скованно, порой трусливо и неуверенно, пряча свой страх, что может привести к плачевным последствиям. Такие люди никогда не смогут стать полноценными водителями.

Женщины ведут себя в случаях страха вождения немного по-другому, чем мужчины. Это связано в первую очередь с биологическими причинами, и особенностями ее организма. Слабый пол, как правило, медлителен и менее решителен, чем сильный. Однако если дама сможет сделать шаг, и преодолеть свой страх, она вполне может стать квалифицированным водителем, ничем не хуже, чем мужчина, который также подвержен иррациональному страху вождения автомобиля. Порой женщина может стать лучшим водителем, чем большинство мужчин. Страхи бывают разные, возникать они могут по-разному и в совершенно разных ситуациях. Сам по себе страх пройти, конечно, может, но в очень редких случаях. В основном, он обрастает все новыми и новыми красками, формами, и проявлениями. Человек в таком состоянии находится под действием постоянного стресса, который усугубляется, и может привести к невротическому расстройству. Такой человек может стать агрессивным или просто замкнуться в себе.

Самое простое, что можно сделать в такой ситуации — не боятся пробовать чаще садиться за руль и учится водить автомобиль за городом, где нет движения вообще, и просто наплевать на все свои негативные эмоции. С одной стороны совет верный и правильный, и в некоторых случаях довольно хорошо работает. Но есть еще определенная категория людей, которые не могут преодолеть свой страх. Такие люди начинают дрожать перед поездкой задолго до ее начала, постоянно прокручивая в своей голове разные невероятные ситуации, в которые он может попасть, тем самым еще больше себя запугивая. Как быть таким горе водителям, есть ли выход в такой тяжелой с их точки зрения ситуации, и возможно ли помочь им преодолеть этот надуманный страх?

Со страхом необходимо бороться постепенно

Такой человек должен понять, для чего ему нужно водить автомобиль, и действительно ли он хочет этого. Осознав, что вождение автомобиля необходимо и будет доставлять удовольствие, вторым этапом важно осознать, что все страхи, которые есть, не что иное, как просто выдумка, буйство его, трусишки, фантазии. Важно знать, что справиться с такими страхами можно, и порой это не так сложно, как кажется.

Психология утверждает, что страх сесть за руль связан с низкой самооценкой человека, повышать которую никогда не бывает поздно даже с возрастом, это надо делать, чтобы чувствовать себя свободным, а не быть зависимым от страха, и самое неприятное, от надуманного страха, который в реальности ни чем не подкрепляется, только фантазиями человека. Итак, с чувством страха можно и нужно бороться, а вот с чувством беспомощности, которое зарождает эти страхи, гораздо тяжелее. Тем более при отсутствии жизненных достижений, чувство беспомощности непременно будет нарастать.

После того, когда человек понял и решил, что вождение автомобиля ему необходимо, и он не один в этом мире, кто будет водить автомобиль, необходимо будет принять для себя две главных составляющих:

  1. Человек должен признать, что он действительно испытывает страх перед вождением, и этот страх иррациональный, а значит фобический.
  2. Осознать, что поддаваясь такому страху, он порождает в себе новые страхи, с которыми без помощи специалиста справиться будет уже намного сложнее. Тем самым человек живет в своих страхах и теряет, или ограничивает свою свободу.

Будьте настойчивы в преодолении своих фобий

Существуют также несколько психологических аффирмаций, работающих по принципу самовнушения, для преодоления страха:

  1. Для меня нет никакой опасности, когда я нахожусь за рулем автомобиля
  2. Негативные мысли, это просто плод моего воображения, от которых пора отказываться
  3. Страх лишь эмоция, через которую нужно и можно легко переступить
  4. Страх призван быть учителем, я учусь у своих страхов, поэтому большое удовольствие превращать негативные мысли в позитивные
  5. Каждое утро необходимо просыпаться с чувством уверенности в себе

Очень эффективно в преодолении страха действует метод постепенности. Если страх очень силен, то зону своего комфорта необходимо расширять, и делать это постепенно. Для начала это могут быть тренировки вождения за городом, затем на знакомых улицах с минимальной интенсивностью движения. Необходимо начинать водить автомобиль и преодолевать страх в компании хороших знакомых или близких родственников, которые являются опытными водителями. Метод визуализации тоже работает и приносит свои плоды. Он основан на представлении опасной и экстремальной ситуации, из которой человек выходит с достоинством и честью, то есть действует очень спокойно, уверенно, а самое главное умело. Проводить работу методом визуализации лучше с уверенным и мастерским вождением, и результат не заставит себя долго ждать. Вождение впоследствии станет умелым и мастерским.

Страх вождения автомобиля присущ абсолютно всем

И последнее. На протяжении борьбы и преодоления своего страха, нежелательно смотреть телевизионные программы о происшествиях на дорогах. Когда страх перед вождением начнет ослабевать, ему на смену придет чувство большой удовлетворенности, а истинное удовольствие от вождения автомобиля придаст ощущение хорошего настроения и гордости за себя.

  • Новости
  • Практикум

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата

Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

Как правильно реагировать на затопление улиц. Видео и фото дня

О том, что этот тезис - больше, чем просто красивые слова, наглядно доказывают видеоролики и фото, появившиеся после потопа, произошедшего в Москве 15 августа. Напомним, на столицу менее, чем за сутки, выпало более месячной нормы осадков, в результате чего канализация не справилась с потоком воды, а многие дороги просто затопило. Между тем, как...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Требования, которые предъявляются к дополнительному оборудованию в салоне автомобиля, растут стремительными темпами. Вплоть до того, что в салоне элементарно не хватает места для размещения всей необходимой аппаратуры. Если раньше обзору мешали только видеорегистраторы и ароматизаторы воздуха, то сегодня перечень девайсов, ...

Какой автомобиль выбрать семьянину

Семейный автомобиль должен быть безопасным, вместительным и комфортным. Кроме того, семейные машины должны быть удобны в использовании. Разновидности семейных машин Как правило, у большинства людей понятие «семейный автомобиль» ассоциируется с 6-7-миместной моделью. Универсал. Такая модель обладает 5-ю дверями и 3-мя...

КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.

Как выбрать марку автомобиля При выборе машины необходимо изучить все плюсы и минусы автомобиля. Поищите информацию на популярных сайтах автомобильной тематики, на которых делятся опытом владельцы машин, и тестируют новинки профессионалы. Собрав всю необходимую информацию, вы можете вынести решение в...

С этим чувством сталкиваются многие люди - как новички, так и опытные водители, перенесшие психологическую травму, водители после длительного перерыва в управлении транспортным средством.

Сегодня речь пойдет о страхе перед самим автомобилем, перед его управлением, дорогой и уверенностью в собственных силах.

Первое что нужно сделать - это побороть его. А как это сделать, как преодолеть страх вождения - мы расскажем в этой статье.

  • новички,
  • водители после ДТП,
  • водители после длительного перерыва.

Как преодолеть страх вождения новичку

Новички - самая непопулярная и в тоже время "забитая" каста на наших дорогах. Нервное, непредсказуемое, часто заторможенное поведение нередко провоцирует остальных водителей на агрессию, создает пробки и аварийные ситуации. Однако, непрерывные сигналы и моргания фарами не помогут новичку. А наша задача, как более опытных и сознательных водителей помочь ему быстрее адаптироваться в потоке движения и не создавать излишней нервозности. Ведь каждый из нас прошел через это. Вспомните себя, прежде чем сигналить и отнеситесь с пониманием.

О своем страхе перед дорогой, автомобилем и движением новичок знает и сам. Исток любого страха это неизвестность, Перед новичком, выезжающим в город впервые без инструктора, встает задача сразу с несколькими неизвестными:

Как поведет себя автомобиль, не сломается ли?

Справлюсь ли я с управлением?

Не забуду ли я значение того или иного знака или дорожной разметки?

Не нарушу ли я по невнимательности ПДД?

У каждого новичка подобные вопросы крутятся в голове постоянно. С наработкой опыта, уверенности в своих силах, синхронизации работы сознательного и бессознательного (например, анализ дорожной ситуации и переключение передач) постепенно убираются эти вопросы один за другим, в разной последовательности. По оценке специалистов, страх вождения почти невозможно преодолеть с помощью тренингов и психологических приемов – они решаются только практическим опытом. Чтобы перестать бояться ездить – нужно больше ездить!

В некоторой степени подготовить человека психологически, рассказать ему с какими ситуациями и с какими "вежливыми" водителями он столкнется при первой своей самостоятельной поездке, как реагировать на такое отношение - первейшая задача инструктора-наставника. К сожалению, в школах этому уделяется очень мало внимания, а порой - вообще не учат.

Все страхи индивидуальны, зависят от множества факторов, от пола до возраста. Чаще всего возникновение страха обуславливается наиболее распространенными дорожными ситуациями. Которые, впрочем, сами новички по неопытности, зачастую и провоцируют. Например, две распространенные ситуации:

1. Нерешительность, нерасторопность на дороге. В настоящее время наша дорожная сеть, за редчайшим исключением, далека до идеала. Дороги и улицы, проектировавшиеся 30-40, а где и все 100 лет назад, не в состоянии вместить весь автотранспорт. Часто на дороге требуется чтобы не попасть в пробку или не застрять в «мертвом» ряду. Как не кстати будет замешкавшийся на светофоре новичок. Он получает порцию криков, недовольных клаксонов. В результате начинает нервничать еще больше, неумело трогается, глохнет, заводится не выжав сцепления… Загорается красный. Поток продолжает стоять до нового «зеленого». Знакомая ситуация?

2. Непредсказуемые маневры. Интернет полон видео с новичками, которые маневрируют на дороге, как по собственному домашнему коридору. Правила приоритета, перестроения, разметка – как будто не для них. Совершая маневр, они частенько тормозят в самый последний момент, забывают включить «поворотник» и делают еще множество грубейших ошибок.

Опять же, дорогие опытные водители,отнеситесь с пониманием и не нагнетайте напряженность. Лучше проявить осторожность. Из за того что вы будете сигналить,спровоцируете новичка на более резкие маневры и возможное ДТП.

Некоторые советы новичкам:

При отсутствии или малом опыте выбирайте не оживленные и непопулярные маршруты с максимально низким потоком движения! . Зато вы, что называется, убьете сразу двух зайцев. Во-первых, наработаете опыт за рулем, причем именно реальной езды, а не стояния в пробках в центре города. Во-вторых, без всякой нервозности научитесь правильно и оперативно оценивать дорожную обстановку. Поверьте, буквально через несколько месяцев страх уйдет, как перед автомобилем, так и перед дорожными маневрами и сложными ситуациями.

Обязательно разместите на автомобиле соответствующий знак, чтобы следующий за вами водитель понимал, что за рулем новичок и, соответственно, проявлял терпение и осторожность. Согласно исследованиям нескольких авторитетных автомобильных журналов, данные знаки более чем в 10% случаев спасали новичка от ДТП! Ведь увидев знак «У» или пресловутую «Туфельку», опытный водитель, как минимум увеличивает дистанцию до автомобиля и предвидит возможные нелогичные маневры и торможение «колом».

Не нервничайте! Полностью отключиться, конечно, не получится, но минимизируйте нервозность! Пусть вы неудачно тронулись, пусть заблокировали две полосы, или заглохни на светофоре. Это бывает со всеми. Пусть кричат, ругаются и сигналят – это же не ДТП и никто не пострадал. Много хуже, если вы, испугавшись реакции окружающих, резко вылетите на перекресток под «желтый» свет и будете протаранены лихачом!

Ничего страшного нет, если вы успокоившись, спокойно заведетесь и переждете еще один цикл светофора. Зато потом, спокойно трогайтесь с места и поезжайте. Не принимайте все на свой счет. Крики и сигналы относятся и к опытным водителям, это отнюдь не прерогатива новичков. «Дудят» все и всем – это дорога, а, точнее – Тем более, если вы не постеснялись разместить знак новичка на заднее стекло – это железный аргумент. Для любого опытного водителя это читается как: «А я тебя предупреждал!».

Чувствуете, что начали нервничать - сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха. Это в значительной мере поможет снять напряжение.

Чаще улыбайтесь себе в зеркало. Это подсознательно стимулирует мозг на создание благожелательного настроя.

Если вы боитесь ДТП – мысленно создайте его образ. Вам тут же придет картинка тех опасных моментов, которые стоит избегать – превышения скорости, обгон и т.д.

Совсем новичку, а также при покупке нового автомобиля все специалисты рекомендуют минимум полчаса, что называется, «подергать все рычаги», стоя на месте. Приобретается мышечная память, запоминаются органы управления, их функциональность, расстояние. Соответственно, при выезде на дорогу вы уже не будете отвлекаться на поиск рычага КПП или других кнопок.

Часто помогает присутствие рядом опытного водителя (друга, знакомого). В большинстве случаев это придает уверенности новичку. Весьма здорово если это будет спокойный и хладнокровный человек, который, к тому же, может изредка комментировать дорожную обстановку.Кроме того, он сможет помочь вам в приобретении навыков вождения, как описано в статье:

Если вам не повезло и вы попали в плотный поток, при первой же возможности остановитесь. Не важно, съезд это во двор, проселок, автозаправка, стоянка. Сделайте перерыв, откиньтесь в кресло и отдышитесь. Или просто пройдите до прилавка и купите себе шоколадный батончик – вы это заслужили.

Как преодолеть страх вождения после ДТП

Специфика проблемы – преодоление психологического барьера первого выезда на дорогу. Это очень тяжело перешагнуть из-за сразу нескольких психологических блоков. Например, страх покалечить кого-то или самому еще раз пережить боль и кровь. Особенно это важно, если ДТП было достаточно тяжелое, или, хуже – с летальным исходом. Требуется очень много психологических усилий и будет здорово, если рядом окажется опытный и понимающий товарищ.

В результате опросов водителей, побывавших в ДТП, практически все отметили такой факт – страх уходит после первых нескольких километров. Самое сложное – переломить себя и сесть за руль. Прислушайтесь к себе. Проехали десяток километров, а уверенности так и нет – сделайте перерыв на пару дней! Насиловать себя в этом плане – бессмысленно и неэффективно. Следующий раз будет значительно легче.

Страх вождения после ДТП, несмотря на парадоксальность – весьма полезен. От него не стоит избавляться, стоит трансформировать его в нечто полезное. Например, в постоянную небольшую перестраховку на дороге. Снизьте скорость на пару километров в час, отстаньте от впереди идущего автомобиля на лишние несколько метров, чуть чаще смотрите в зеркало… Таким образом, страх, переработанный в осторожность – станет очень полезным.

Не стоит забывать и о наличии автошкол с индивидуальными, так называемыми «реабилитирующими» программами. Если справиться со страхом после ДТП не удается – имеет смысл пройти такой курс в школе. Специалисты выяснят источники страхов и сделают необходимую коррекцию. Как правило, возвращение к нормальному вождению после мелкого ДТП происходит сразу. После средней тяжести – через месяц после полного выздоровления. После тяжелых ДТП – строго индивидуально, но только после ясного и четко определенного желания вернуться за руль.

Самые сложные в плане прогноза ситуации – когда по вине водителя гибнут люди, а, тем более, его родные и близкие. Кроме стресса от самого факта аварии, здесь вплетается сильнейшее чувство вины. Реабилитационный процесс такого водителя очень индивидуален и четкого прогноза о перспективах возвращения за руль ни даст никто.

Между тем автоинструкторы не советуют затягивать с возвращением к вождению! В этом случае, кроме аварийного стресса, перед вами постепенно будет вырисовываться проблема долгого перерыва в вождении. Это и дополнительная неоправданная нагрузка на психику, и больший срок реабилитации.

Женщины легче возвращаются к вождению, так как имеют природную склонность проговаривать проблему (как в слезах, так и в криках или истерике). Таким образом, напряжение сбрасывается быстро и эффективно. Мужчины же почти всегда держат стресс внутри, что совершенно не способствует скорому возвращению к норме и плохо сказывается на здоровье.

Страх вождения после длительного перерыва

«Отлучение» от автомобиля может быть обусловлено разными причинами, от необходимых (например, автомобиль продан из-за нехватки денег) до весьма постыдных (например – лишение прав за пьянку за рулем). Однако во всех случаях ваш враг один – время. Если человек долго чем-то не занимается – его опыт и умения притупляются и постепенно стираются.

Это происходит из-за постепенного замещения их постоянными повседневными занятиями. Чем больше этот срок, тем большее количество навыков придется восстановить. Возвращение после перерыва диктует необходимость восстановить навыки управления транспортным средством и знание правил дорожного движения. Что первое, что второе потребует от вас определенной работы. Что нужно сделать?

Обязательно освежите в памяти ПДД. Не поленитесь перечитать все основные положения, ознакомиться с нововведениями.

Садитесь за руль на второстепенных дорогах с малым трафиком.

Считайте себя неопытным водителем минимум один месяц, после возвращения за руль.

Неуверенность не уходит? Рассмотрите возможность пройти индивидуальный реабилитирующий курс в ближайшей автошколе.

Соблюдая несложные правила изложенные выше, начать карьеру водителя, или просто вернуться к управлению автомобилем, будет намного проще.

Если Вы сталкивались раньше с такой проблемой - как страх перед вождением,то какой выход нашли для себя, что Вам помогло, поделитесь в комментариях с читателями блога.

Автомобиль уже давно перестал являться предметом роскоши и индикатором материальной обеспеченности семьи, и сейчас, согласно опросам и примерным подсчётам социологов, основанных на данных продаж новых и поддержанных автомобилей, владельцем машины является каждый третий житель города.

Однако существует особая категория людей, для которой задача сесть за руль представляется невыполнимой, а выехать в час пик за продуктами или же на работу – признаком подлинного героизма. Связаны подобные мысли обычно с появившимися страхами от просмотра видеозаписей различных ДТП, увиденных во время практических занятий в автошколе водителей, явно нарушающих скоростной режим на небольшом промежутке дороги (проще говоря, “лихачей”), или же с неуверенностью в собственных силах.

Через подобные психологические проблемы проходит каждый водитель, причём, даже опытный. Зачастую бывает, что многие люди, уже окончившие автошколу, через 2-3 месяца после активной езды по дорогам на личном автомобиле, попросту бояться выезжать ещё, дабы не подвергать собственную жизнь лишнему риску, предпочитая общественный транспорт машине. Чтобы разобраться, как именно можно преодолеть страхи такого плана, необходимо понять, от каких мыслей они образованы.

Причины возникновения паники

Психологи выделяют несколько причин возникновения страха вождения автомобиля, каждую из которых необходимо подробно разобрать:

  • Боязнь потерять управление над автомобилем в какой-то критический момент;
  • Страх попасть в дорожно-транспортное происшествие как по своей вине, так и нет;
  • Как следствие – повредить чужое авто, имущество, сбить человека и пр.;
  • Наконец, боязнь подвергнуть опасности близких людей или родственников.
Первое, что необходимо уяснить каждому человеку, особенно новичку, который испытывает страхи подобного плана – это то, что в этом нет ничего постыдного, противоестественного. Более того, страх позволяет всегда контролировать человеку себя в любой момент, держать его в тонусе. Новичок, не испытывающий хоть капли страха вождения автомобиля – попросту опасный для общества человек, который может либо стать причиной ДТП, как со своим участием, так и без, либо в критический момент приобрести его, не среагировав вовремя на какое-то событие и поддавшись панике.

Важно: не следует путать страх с паникой. Паникёрам за рулём автомобиля делать нечего – об этом говорят ещё в автошколе. Испытывая же страх, человек может держать под контролем все свои эмоции и «чувствовать» ситуацию на дороге.

Чтобы дать ответ на вопрос, как именно можно преодолеть страх вождения автомобиля, следует остановиться на каждом его типе.

Преодоление страха

Боязнь потерять управление над автомобилем в большей степени присуща новичкам, особенно, девушкам. Связано это, в основном, с непониманием принципов работы машины и представлением её в качестве некоего «зверя», который работает вроде бы сам по себе. Зачастую такие мысли приводят к появлению ощущения, что автомобиль – некий живой организм, действующий сам по себе. Преодолеть подобное чувство достаточно просто: необходимо лишь больше практиковаться, выезжая на дорогу в наименее загруженные часы дня, например, рано утром в выходные. Всё, что необходимо для получения чувства контроля над автомобилем – тренировочная площадка, пусть даже импровизированная, которая позволит отточить классические навыки вождения и даст прочувствовать реакцию машины на то или иное действие.

Совет: поскольку практически в любом городе есть в свободном доступе тренировочная площадка, то именно на ней следует восполнять пробелы вождения (например, потренироваться трогаться с места на горке).

Страх попасть в ДТП подсознательно должен присутствовать у любого водителя, и это чувство лучше всего играет роль дополнительной страховки. Чувства самоуспокоенности, излишней уверенности в своих силах появляются у водителей, отъездивших чуть больше года-полутора и не попавших в сколько-нибудь значимые передряги. Люди зачастую рассуждают так: если уж они, новички, так хорошо отъездили столько времени, то уж теперь-то можно и ездить чуть быстрее, и совершить какой-то манёвр «на пятачке». Именно в этот период многие люди и обжигаются, попадая в серьёзные аварии.

Важно повторить: подобный страх не должен перетекать в паникёрские чувства. Если при любой нестандартной ситуации на дороге, хочется резко дёрнуть руль в сторону – человеку необходимо поговорить самим с собой, поскольку подобное поведение на дороге недопустимо.

Боязнь потерпеть серьёзные материальные убытки присуща, в основном, людям, имеющим низкий заработок, поскольку на личный автомобиль, вероятно, откладывались деньги в течение долгого промежутка времени, и он нужен не только для повседневных нужд, но и для каких-то хозяйственных. Этот страх очень легко преодолеть – следует лишь передвигаться по дороге, соблюдая все установленные правила дорожного движения и, особенно, скоростной режим. Его наличие как раз-таки и призвано избавить дороги страны от серьёзных аварий, влекущих серьёзные материальные убытки сторон: если двигаться по городу со средней скоростью в 50 км/ч, попасть в крупную аварию по собственной вине достаточно проблематично. В противном случае затраты на ремонт автомобиля всегда покроет страховка и выплаты со стороны виновной.

Страх навредить близким людям – совершенно естественное чувство, которое также должно присутствовать у каждого человека. Более того, его наличие является немым свидетелем того, что человек за рулём полностью осознаёт возложенную на него ответственность за здоровье родственников, друзей и других людей, сидящих на пассажирских сидениях.

Совет: чуть уменьшить страх такого плана может помочь приобретение автомобиля с максимальным числом подушек безопасности, а также просьба всех лиц в машине пристегнуться. Согласно статистике, количество пристёгнутых людей, получивших серьёзные увечья в ДТП, по сравнению с непристёгнутыми стремится к минимуму.

Выше были разобраны типичные страхи новичков вождения автомобиля, которые помогут водителю психологически настроить себя на нужную «волну» и спокойно управлять машиной в транспортном потоке. Однако ни для кого не является секретом, что порой возникают критические ситуации на дорожном полотне, когда действовать необходимо быстро, полагаясь только на свою реакцию и даже инстинкты, приобретённые на практических занятиях.

Секрет, по мнению психологов, «холодной» головы, расчётливости в любой, даже экстренной, ситуации заключается в правильном дыхании: водитель всегда должен дышать ритмично, глубоко и, что важно, медленно, ни в коем случае не отрывисто. Усилие воли, направленное на успокоение дыхание, быстро приведёт взбудораженное эмоциональное состояние в норму.

Совет: когда кто-то вылетает прямо навстречу, сбоку подрезает машина или какой-то пешеход решил быстро перебежать дорогу, ни в коем случае нельзя бешено крутить рулём, нужно довериться какому-то одному решению, дабы чётко показать окружающим свои намерения.

Как психологи, так и водители особенно обращают внимание новичков на то, что они всегда должны держать обе руки на руле, не закрывать глаза от страха одной из них или же не показывать свои уникальные способности окружающим по набору текста сообщения одной рукой. Обе руки на руле, глаза, направленные на дорогу – это основа безопасного вождения.

Если человек чувствует, что по какой-то причине он морально устал, раздражён и т.п. – следует успокоиться, а только после этого ехать. История ДТП знает достаточно случаев, когда новички, опечаленные какими-то событиями, забыв про все свои страхи, решают проблемы скоростью, получая дозу адреналина.

Привести себя в чувство может помочь дыхательно-мышечная ауторегуляция, представляющая собой комплекс несложных упражнений:

  1. Для начала следует максимально удобно сесть в кресле автомобиля, полностью «отдавшись» спинке кресла, после чего сделать несколько глубоких вдохов-выдохов.
  2. После этого необходимо расслабить мышцы, покрутив последовательно головой во все стороны, размяв кисти рук и повращав руками в локте.
  3. В заключение элементарно развеселить себя, покорчив в зеркало заднего вида гримасы и вспомнив приятные события из жизни.
  4. Отправляться в дорогу с пониманием того, что быстрая неаккуратная езда может причинить вред совершенно не виновным в чьих-то личных проблемах людям.

Указанной методикой рекомендуется пользоваться не только людям, желающим привести себя в чувство, но и всем, кто по каким-то причинам боится садиться за руль автомобиля. Эти простые упражнения способны дать необходимые чувства спокойствия и уверенности в своих силах.

В заключение: практика, спокойствие и внимательность – это три краеугольных камня преодоления страха вождения. Придерживаясь описанных тезисов, любой новичок сможет довести, казалось бы, сложные действия до автоматизма и получать от вождения только наслаждение.