Какие бывают самосвалы. Подробная классификация автомобилей-самосвалов

Самосвалом называется грузовая автомашина саморазгружающегося типа, прицеп либо полуприцеп, оснащенный кузовом (как правило, бункерным), который наклоняется механически (обычно при помощи гидравлической системы) для выгрузки груза, либо опорожняется принудительно (к примеру, с помощью шнека).

Самосвалы широко используются для транспортировки навалочных, сыпучих грузов, а также других, которые можно выгружать путем опрокидывания из кузова. Несмотря на тот факт, что по грузоподъемности самосвалы уступают аналогичным грузовым машинам со стационарно расположенной грузовой платформой, их использование выглядит выгодным благодаря уменьшению времени, затрачиваемого на процесс разгрузки.

Классификация самосвалов

Самосвалы подразделяются на группы по целому ряду признаков. Основные варианты классификации данной техники рассмотрены ниже.

В зависимости от основных выполняемых функций выделяют:

  • строительные самосвалы;
  • карьерные самосвалы;
  • сельскохозяйственные самосвалы;
  • подземные самосвалы;
  • узкоспециализированные самосвалы (в эту группу входят минераловозы, бетоновозы и другие машины).

В зависимости от максимальной массы перевозимого груза выделяют самосвалы:

  • малой грузоподъемности (не более 2 тонн);
  • средней грузоподъемности (в пределах от 2 до 6 тонн);
  • большой грузоподъемности (в пределах от 7 до 14 тонн);
  • особо большой грузоподъемности (более 14 тонн).

По типу подвижного состава различают:

  • обычные самосвалы (одиночные, неоснащенные прицепом);
  • самосвальные автопоезда (к ним относятся самосвалы-тягачи, оборудованные одним либо парой прицепов-самосвалов);
  • полуприцепы-самосвалы;
  • прицепы-самосвалы.

Все самосвалы подразделяются по соответствию требованиям эксплуатации на автодорогах на:

  • предназначенные для использования на всех видах автодорог;
  • предназначенные для ограниченного применения (только на автодорогах, допускающих максимальную нагрузку на мост до 100 кН).

Еще один признак, по которому классифицируются самосвалы – их проходимость. В настоящее время на рынке представлены:

Кроме того, данная техника подразделяется на группы по способу разгрузки платформы. Наиболее распространены самосвалы с односторонней нагрузкой назад, однако существуют машины с односторонней разгрузкой платформы на боковую сторону, 2-хсторонней разгрузкой на боковые стороны, 3-хсторонней разгрузкой назад и на боковые стороны.

По приспособленности к совместной работе с прицепом самосвалы подразделяют на:

  • одиночные машины (которые не приспособлены для эксплуатации с прицепом);
  • самосвалы-тягачи (оснащены оборудованием, которое требуется для эксплуатации с прицепом, и двигателем, имеющим достаточно высокую мощность).

Особенности конструкции самосвалов

Основными узлами классического самосвала являются шасси с кабиной и сама самосвальная установка, которая, в свою очередь, состоит из платформы, гидравлического опрокидывающего устройства и надрамника.

Главная функция платформы заключается в размещении груза. Поэтому она должна соответствовать его специфике, обладая при этом максимальной универсальностью. Нередко платформа самосвала бывает оснащена съемными уплотнителями бортов (к примеру, при использовании машины для доставки зерна), тентом, обеспечивающим надежную защиту грузов от возможного выдувания, съемными надставными бортами, которые предназначены для более эффективного использования грузоподъемности шасси.

Именно платформа является самой металлоемкой, трудоемкой частью самосвальной установки, которая, к тому же, подвержена быстрому изнашиванию. Платформа должна быть оснащена поднимающимися либо откидывающимися бортами с запорами (желательно, чтобы они имели дистанционное управление), а также упором, на котором лежит ответственность за механическую фиксацию кузова, находящегося в поднятом положении.

Рисунок 1. Платформа самосвала модели ЗИЛ-ММЗ-555

Самосвалы, оснащенные платформой, конструкцией которой предусмотрена 3-хсторонняя и 2-хсторонняя разгрузка на 3 и 2 стороны, имеют серьезное преимущество перед теми машинами, которые могут разгружаться только назад. Преимущество это заключается в возможности совместной работы с прицепом. Ну а грузоподъемность автопоезда, как правило, в 1,5-1,8 раза превышает грузоподъемность одиночного самосвала. Собственно, за счет этого и нивелируются повышенные металлозатраты, а также затраты труда при выпуске платформ с разгрузкой на 2 и 3 стороны.

Надрамник – это сварная конструкция, которая предназначена для монтажа на шасси базового транспортного средства деталей и механизмов самосвальной установки. Надрамник изготавливается из пары лонжеронов, имеющих швеллерное сечение, которые монтируются на раме, и поперечных балок.

Рисунок 2. Надрамник самосвала модели ЗИЛ-ММЗ-555

Предназначение гидравлического опрокидывающего устройства заключается в механизации процесса разгрузки навалочных, сыпучих, а также полужидких грузов с использованием мощности силового агрегата. Для передачи мощности от последнего к исполнительному органу, роль которого исполняет гидроцилиндр, используется гидропривод.

Основные разновидности подъемных механизмов, применяемых на самосвалах

Разгрузка существующих моделей самосвалов производится путем подъема (наклона) платформы машины на боковые стороны либо назад. Однако в ряде случаев способы механизированной разгрузки сыпучих грузов могут серьезно отличаться. Рассмотрим наиболее популярные среди подобных конструкций.

  1. 1. Кузов-бункер, отличающийся наклонным полом. В этом случае разгрузка, которой предшествует открывание бокового борта, производится посредством естественного ссыпания груза.
  2. 2. Кузов-бункер, предусматривающий пневморазгрузку пылевидных и сыпучих грузов. При этом компрессорный агрегат может находиться на самой машине либо быть стационарным – расположенным на базе пункта разгрузки.
  3. 3. Платформа, имеющая подвижный (конвейерный) пол. Для разгрузки груз передвигается к боковому либо заднему борту платформы.
  4. 4. Телескопический кузов. Доставленный груз сталкивается вниз за счет сдвигания звеньев кузова самосвала.
  5. 5. Платформа, оснащенная подвижным щитом. Имеющий гидравлический либо механический привод щит, осуществляющий сталкивание груза, перемещается в направлении от переднего борта к заднему.

Гораздо более широко распространены традиционные самосвалы с поднимающимися платформами. Однако и такие машины подразделяются на 3 разные группы в зависимости от способа подъема платформы.

  1. 1. Самоопрокидывающиеся самосвалы. Наклон платформы осуществляется за счет ее массы и веса груза. Данная техника отличается максимальной простотой конструкции. Технология самоопрокидывания успешно реализовывалась на первых вагонеточных самосвалах. Принцип самоопрокидывания находит практическое применение на автомобилях, имеющих малую и среднюю грузоподъемность, а также на особых строительных транспортных автомобилях с короткой базой – думторах.
  2. 2. Полусамосвалы. В эту группу входят полуприцепы, прицепы, а также отдельные модели самосвалов, разгрузка которых осуществляется путем наклона платформы с помощью стационарного крана, установленного в пункте разгрузки. Такие машины применяются при регулярной доставке грузов к постоянно функционирующим пунктам приема. В таких условиях их эксплуатация выглядит рентабельной, так как конструкция машины не содержит сложные и дорогие механизмы, обеспечивающие подъем платформы и неизбежно увеличивающие массу всей конструкции. Главное преимущество подобной техники состоит в отсутствии потери боковой устойчивости, а недостаток сводится к ограниченной области их применения.
  3. 3. Самосвалы с принудительным подъемом платформы. Машины этой группы имеют наиболее многочисленное представительство на современном рынке грузовых транспортных средств и автопоездов. Конструкция автомашины включает механизмы, разработанные специально для подъема платформы. В подавляющем большинстве случаев в качестве источника энергии, от которого приводится в действие подъемный механизм, используется собственный двигатель внутреннего сгорания транспортного средства. Наиболее важным достоинством техники этого типа является возможность разгрузки машины в любом выбранном месте, вне зависимости от наличия поблизости источника энергии.

Дорожные самосвалы

Наиболее широкое распространение в наши дни получили самосвалы, предназначенные для езды по автодорогам общего пользования. Выпуском таких машин занимается большинство производителей грузовой техники. Данные автомобили находят широкое применение в коммунальном хозяйстве, строительной отрасли, сельском хозяйстве, при проведении ремонтных работ, транспортировке полезных ископаемых и т.д. Как правило, количество осей дорожных самосвалов насчитывает от 2-х до 4-х, а грузоподъемность не превышает 40 тонн.

Тем не менее, сегодня можно увидеть и более мощную технику. В качестве примера стоит привести пятиосные самосвалы от европейских компаний Terberg и GINAF, а также машины, выпущенные под китайским брендом Shacman, насчитывающие аналогичное число осей. В свою очередь, такие американские производители грузовой техники, как Western Star, Freightliner и Kenworth наладили выпуск самосвалов с количеством осей, равным семи. Благодаря особой конструкции данных автомобилей реализована возможность подъема одновременно до 4-х осей. При этом самосвал перемещается по дороге на колесах, которые сохраняют контакт с ее поверхностью.

Рисунок 3. В большинстве случаев количество осей дорожных самосвалов насчитывает от 2-х до 4-х

Карьерные самосвалы

Очень часто при проведении открытых разработок месторождений полезных ископаемых применяются карьерные (иными словами – внедорожные) самосвалы. По причине больших размеров и массы движение такого автотранспорта по дорогам общего пользования не допускается. Доставка крупных экземпляров к месту работы производится по частям. Сборка машины воедино выполняется непосредственно на месте работы. Доказано, что наиболее эффективной для тяжелых моделей самосвалов является схема с парой осей с задним либо полным приводом и разгрузкой платформы назад. В семидесятых годах минувшего столетия предпринимались попытки использования карьерных самосвалов с тремя осями (в качестве примера можно привести модели WABCO 3200B и Terex Titan), однако данные схемы не нашли широкого распространения в карьерах.

Рисунок 4. 3-хосные карьерные самосвалы большого распространения не получили

Сегодня на сверхтяжелых внедорожных самосвалах обычно устанавливается гибридный силовой агрегат. Дизельный ДВС приводит в работу генератор переменного тока, который, в свою очередь, обеспечивает электропитание тяговых электромоторов, вращающих колеса. Тормозная система в таких машинах сочетает в себе действие гидравлических элементов и электродвигателей, вырабатывающих электрический ток в режиме торможения. Над созданием электрического привода для таких самосвалов совместно работают специалисты таких ведущих мировых производителей, как General Atomics (Terex), Siemens (БелАЗ, Liebherr, Hitachi), General Electric (БелАЗ, Komatsu).

Нельзя не упомянуть о существовании карьерного самосвала модели Caterpillar 797B, отличающейся отсутствием таких «лишних» узлов, как электродвигатели и генератор. Это стало возможным благодаря использованию самого большого на сегодняшний день ДВС, из тех, что используются на грузовом автотранспорте – CAT 3534B. Это 24-хцилиндрвоый, 117-литровый силовой агрегат, создающий крутящий момент более 16000 Нм. Однако уже сейчас производитель планирует начать выпуск нового поколения самосвалов, которые будут комплектоваться дизель-электрическим приводом, созданным совместно с сотрудниками Mitsubishi Electric.

Рисунок 5. Карьерный самосвал Caterpillar 797B оборудован мощным 117-литровым двигателем внутреннего сгорания

Наиболее целесообразным является использование таких, без преувеличения, гигантских машин совместно с тросовыми и гидравлическими экскаваторами, позволяющими выполнять загрузку кузова за 3-5 циклов. Уже сегодня на рынке имеются экскаваторы с ковшами объемом более 76 кубических метров (а это – свыше сотни тонн породы), а всего пару лет назад на испытательном полигоне БелАЗ прошла демонстрация самосвала БелАЗ-75710, способного осуществлять транспортировку до 450 тонн полезного груза!

В настоящее время производством карьерных самосвалов занимаются свыше двадцати компаний. При этом большую часть рынка (что составляет примерно 95 процентов) занимают самосвалы, имеющие грузоподъемность не более 40 тонн.

Сочлененные самосвалы

Сочлененный самосвал (его так же называют землевозом) представляет собой транспортное средство, отличающееся высокой проходимостью, предназначенное для доставки крупных объемов сыпучих грузов и применяемое как альтернатива обычным одиночным автосамосвалам при проведении работ в условиях отсутствия нормального дорожного покрытия. В частности, сочлененные самосвалы находят применение при выполнении земляных работ, строительстве автодорог, на карьерах, где ведется добыча угля, руды и т.д.

В зависимости от способа агрегатирования выделяют:

  • прицепные сочлененные самосвалы (иными словами – землевозные тележки), которые эксплуатируются совместно с промышленными моделями тракторов (например, С-100 и С-80) либо тягачами с количеством осей 2 и более;
  • автоземлевозы, применяемые совместно с одноосными тягачами.

Рисунок 6. Землевоз Volvo A25D в работе

Для перевозки грузов используются сочлененные самосвалы с задней, боковой и донной разгрузкой. Их активная разработка в Советском Союзе стартовала еще в пятидесятых годах прошлого века. Эти машины не нашли широкого применения в качестве строительной техники, однако получили распространение в карьерных разработках. Довольно часто в наши дни используются 3-хосные сочлененные самосвалы, изготовленные на основе тягачей специального исполнения. Как правило, у таких машин сразу 6 колес являются ведущими. Кроме того, их часто оборудуют выключателем дифференциала.

Самосвалы для проведения подземных работ

Машины этой группы созданы для доставки и выгрузки разрыхленных механическим путем либо взорванных пород в стесненных условиях, характерных для подземных шахт, при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве тоннелей. Одной из наиболее ярко выраженных отличительных черт, присущих подземным самосвалам, являются их небольшие размеры. Компактность данных транспортных средств является следствием ограниченности свободного пространства в горных выработках, где, собственно, они чаще всего и используются.

Кроме того, самосвалы, предназначенные для подземной эксплуатации, должны отвечать высоким требованиям, предъявляемым к их маневренности. Грузоподъемность автомобилей этого класса составляет до 40 тонн. Их привлекают к работе при выполнении крупных объемов транспортных операций. Данная техника без проблем справляется с преодолением затяжных подъемов, неизбежно встречающихся при работе под землей. Самосвалы типа «думпер», отличающиеся возможностью поворота сиденья и механизма управления на угол, равный 180 градусам, без разворота всего транспортного средство, успешно применяются при работе в узких забоях.

Классический подземный самосвал внешне представляет собой одноосный тягач, оснащенный самосвальным полуприцепом. Для соединения основных узлов транспортного средства используется двойной шарнир, позволяющий осуществлять поворот тягача относительно полуприцепа, обеспечивая тем самым необходимую маневренность машины. Для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам используется карданный вал и коробка передач, которая, как правило, имеет 4 скорости для движения вперед и аналогичное количество передач для перемещения назад. Силовой агрегат подземного автосамосвала обычно имеет 2-хступенчатую систему очистки отработанных газов, включающую кристаллический нейтрализатор и жидкостную ванну.

Рисунок 7. Типовая схема самосвала, предназначенного для подземной эксплуатации

Выбор в пользу определенной модели подземного самосвала зависит от поперечных габаритов выработки. При малой площади сечения к работе обычно привлекаются думперы, а при большой (от 12 квадратных метров) – автомобили таких марок, как МоАЗ, МАЗ и т.п. В настоящее время налажено серийное производство подземных автосамосвалов МоАЗ, имеющих грузоподъемность 20 тонн и развивающих скорость до 40 км/час, а на дороге с углом наклона 10 градусов – до 4-6 км/час.

Рисунок 8. Думпер Waran. На фото хорошо заметно отличие диаметров колес ведущего и управляемого мостов машины

Наиболее целесообразной является эксплуатация автосамосвалов в подземных условиях при площади сечения выработок от 12 квадратных метров, когда для связи их с поверхностью используются штольни с уклоном не более 0,16. На современном рынке представлены самосвалы для подземной эксплуатации особой малой (не более 1 тонны), малой (в диапазоне от 1 до 2 тонн), средней (в диапазоне от 2 до 5 тонн) и большой (более 5 тонн) грузоподъемности, получающие энергию от электрического, карбюраторного либо дизель-электрического привода.

При выборе типа и количества подземных автосамосвалов обязательно учитываются такие немаловажные критерии, как профиль, план трассы, вид и качество дорожного покрытия, местонахождение пунктов загрузки и разгрузки, особенности, характерные для перевозимых грузов, сменная производительность транспортной техники. При необходимости перевозки значительных объемов горной массы на дальнее расстояние часто используются мощные автосамосвалы (БелАЗ, КрАЗ и т.п.).

Современные производители самосвалов

Наиболее распространенными на сегодняшний день мировыми производителями являются следующие компании:

  • Astra;
  • Case;
  • Bell Equipment (в Австралии и азиатских государствах самосвалы этого поставщика реализуются под маркой Hitachi, а в Соединенных Штатах Америки и Канаде – под брендом DEERE);
  • Hydrema;
  • Caterpillar;
  • Liebherr;
  • Komatsu;
  • Moxy;
  • Volvo;
  • Terex;
  • МоАЗ;
  • ЗСМ «Балтиец».

Даже людям, не слишком близко знакомым с современными производителями грузового автотранспорта, точно знакомы дорожные самосвалы, выпускаемые отечественным производителем – компанией КамАЗ . Поставщик предлагает двух-, трех- и четырехосные модели, которые комплектуются мощными дизельными силовыми агрегатами. На фото ниже показан 8-осный автомобиль-самосвал модели КамАЗ-6540, имеющий колесную формулу 8х4 и обладающий грузоподъемностью 18,5 тонны.

Рисунок 9. КамАЗ-6540 – достойный представитель отечественного сегмента рынка самосвалов

Немало на современном рынке и дорожных самосвалов от китайских производителей. Здесь стоит упомянуть такие марки, как JAC, Foton, Feng FAW, Shaanxi, Howo. Эти машины отличаются традиционно привлекательной для китайской продукции стоимостью. Среди перечисленных выше компаний явным лидером на сегодня является Howo. Именно этот производитель первым начал поставку своих самосвалов на российский рынок. Несколько дороже стоят автомобили Dong Feng, однако и технические характеристики этой продукции находятся на достаточно высоком уровне.

Рисунок 10. Самосвалы, выпущенные под брендом Howo, появились на российском рынке одними из первых среди китайских машин

Когда речь заходит о карьерных самосвалах, каждому из нас наверняка прежде всего приходят на ум автомобили-гиганты марки БелАЗ . Машины из Беларуси на протяжении десятилетий оставались настоящей гордостью советского автомобилестроения. С созданием каждой новой модели увеличивались габариты и грузоподъемность самосвалов. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что специалистами именно этой компании был создан самый большой на сегодня самосвал – БелАЗ-75710. Грузоподъемность данного транспортного средства равна 450 тоннам!

Рисунок 11. На фото самый большой самосвал в мире – 450-тонный БелАЗ-75710

В состав американской корпорации Terex входит сразу несколько компаний, занимающихся выпуском надежных и мощных внедорожных самосвалов. Эти машины оснащаются жесткой рамой, в конструкции которой нет изогнутых деталей, где, как правило, концентрируются напряжения. Довольно большой грузоподъемностью отличаются карьерные самосвалы таких известных на весь мир производителей, как Liebherr, Euclid, Komatsu.

Знаменитый производитель спецтехники Caterpillar устанавливает на выпускаемых сочлененных самосвалах особую систему «Ejector». Груз, находящийся в кузове, выталкивается подвижной стенкой, которая в нем установлена. Данная конструкция позволяет разгружать машину на ходу, не прибегая к традиционному опорожнению кузова посредством его опрокидывания.

В качестве примера нестандартного применения шасси землевоза можно привести самоходную гаубицу «Archer» шведского производства, многие узлы и агрегаты которой заимствованы у сочлененного самосвала Volvo A30D. В конструкции самоходной артиллерийской установки нашел применение как непосредственно одноосный тягач, так и ходовая часть, а также рама землевозного оборудования.

Что касается подземных самосвалов, то их производством сегодня весьма успешно занимаются такие именитые компании, как Atlas Copco, Paus, DUX Machinery, Caterpillar, МоАЗ, БелАЗ, Sandvik.

Компания ООО «ТехноНик».

Вконтакте

Проведение большого количества работ в тяжелой промышленности, горнодобывающей отрасли, строительстве и сельском хозяйстве не обходится без применения такого вида грузовых автомобилей как самосвалы.

Эти трудяги встречаются на сельских дорогах и стройплощадках, в заводских цехах и карьерах, их можно увидеть возле угольных шахт и при строительстве автомобильных дорог.

Несмотря на то, что перевозки самосвалами происходят вроде бы одинаково, каждый из этих грузовиков имеет свои особенности и предназначен для выполнения определенного вида работ.

Описание и назначение самосвалов

Самосвал – это автотранспорт, который оборудован саморазгружающимся кузовом. Именно эта особенность и объединяет данный вид грузовиков. Основным их предназначением является перевозка различных инертных грузов.

Груз может быть полужидким и сыпучим, навалочным. Также эта техника применяется для транспортировки различных фракций скальных пород.

Применение самосвала оправдано при перевозке земли и камня, руды и песка, щебня, гравия и угля, асфальта, различных бетонных смесей, зерна, картофеля и другой сельскохозяйственной продукции и строительных материалов.

Есть большегрузные самосвалы, которые способны транспортировать крупные скальные породы, а есть такие, грузоподъемность которых не превышает 2-х тонн. Все они отличаются особенностями своей конструкции, мощностью двигателя и предназначением.

На некоторые модели самосвалов возможна установка дополнительного оборудования, которое существенно расширяет возможности автомобиля. Другие наоборот созданы для выполнения работ в определенных условиях, как например с задней разгрузкой, и не могут быть модернизированы. Преимуществом самосвалов является:

  • Отсутствие необходимости задействовать при разгрузке дополнительную рабочую силу и технику,
  • Возможность эксплуатации в специфических условиях,
  • Внушительный объем перевозимого груза.

Многие самосвалы могут похвастаться отличной проходимостью по пересеченной местности, другие предназначены для движения только по дорогам. Есть такие модели которые наоборот не годятся для эксплуатации в обычных условиях, зато они успешно справляются с работой в определенных отраслях.

Многие карьерные самосвалы доставляют к месту работы на платформе. Из-за своей огромной массы им не рекомендуется ездить по асфальтным дорогам. А небольшой ЗиЛ вот уже несколько десятилетий работает в сельском хозяйстве. Хотя он и не является в полной мере внедорожным автомобилем, тем не менее, успешно справляется с полевыми работами.

Виды самосвалов

На сегодняшний день производится огромное количество самосвалов самого разного предназначения. Они имеют наибольшее распространение среди других видов грузовых автомобилей, так как их применение дает возможность значительно сократить время и расходы на разгрузку, а значит добиться максимальной экономической эффективности.

Все самосвалы можно условно разделить на несколько типов:

  • Карьерные – используются исключительно в горнодобывающей отрасли. Например, карьерный самосвал Western Star 6900XD, автомобиль-самосвал ,
  • Строительные – их назначение доставка на строительную площадку необходимых материалов, вывоз мусора. Это , самосвал IVECO AMT 453911,
  • Сельскохозяйственные – используются для транспортировки продукции, подготовки почвы и других работ в агропромышленном комплексе. Как правило, это ЗиЛ, самосвалы ГАЗ и другие грузоподъемностью до 10-ти тонн.

Немаловажным фактором является и способ опрокидывания кузова. Грузовые самосвалы могут иметь кузов с задним опрокидыванием, боковым, двух или трехсторонним, с предварительным подъемом. У каждого из видов этой техники есть свои особенности, которые нуждаются в более подробном рассмотрении.

В семействе карьерного транспорта встречаются самые большие самосвалы. Они предназначены для работы там, где нет дорог. Ввиду большой массы и больших осевых нагрузок их движение по обычным дорогам недопустимо.

Они нашли свое применение на открытых горных разработках, применяются при строительстве масштабных сооружений (дамб, каналов и т.д.) Такие самосвалы имеют колесную формулу 4х2, короткую базу и дизельные двигатели большой мощности.

Короткая база значительно улучшает их маневренность, что немаловажно при работе в стесненных условиях строительных площадок.

Также на эти автомобили зачастую устанавливают дополнительное оборудование, расширяющее возможности грузовика. Ярким примером тому может служить модель российского самосвала выпущенного на базе автомобиля .

Оборудованный грейфером, этот автомобиль может самостоятельно проводить загрузку/выгрузку сыпучих грузов, работать в качестве обычного крана-манипулятора. Такие самосвалы имеют колесную формулу 4х2 или 6х2, оборудованы дизельным или карбюраторным двигателем, могут передвигаться со скоростью до 90км/ч

В сельском хозяйстве грузоперевозки самосвалами как правило выполняются относительно небольшими автомобилями грузоподъемностью до 10-ти тонн. Им часто приходится ездить по проселочным дорогам и полям, поэтому для таких автомобилей очень важно иметь небольшую массу.

Самосвалы с большей грузоподъемностью могут разбить сельские дороги за довольно короткое время, поэтому их используют достаточно редко.

Популярные компании-производители самосвалов на российском рынке

В настоящее время на российском рынке представлены самосвалы как отечественных, так и зарубежных производителей.

Самосвалы Камаз в большей мере интересуют строительные организации, хотя есть модели, разработанные специально для горнодобывающей отрасли. Но они составляют небольшую часть автопарка техники занятой в этой сфере.

Львиную долю работ в карьере выполняют автомобили зарубежных производителей. Это и белорусские самосвалы МАЗ и БелАЗ, и техника, произведенная на европейских, азиатских и американских заводах.

Многие производители специально оборудуют самосвалы для работы в сфере добычи полезных ископаемых. Так, например автомобиль-самосвал имеет кузов для скальных пород, это дает возможность применять его на горных разработках. Среди всего многообразия этой техники можно выделить несколько брендов пользующихся наибольшей популярностью:

  • Тонар,
  • Камаз,
  • Actros,
  • Ford,
  • Scania,
  • БелАЗ,
  • Iveco,
  • Western Star.

Среди импортных грузовиков особым спросом пользуется продукция компаний Actros и FAW. Многие модели этих производителей имеют оптимальные для применения на строительных площадках характеристики.

Автомобили и самосвал имеют внушительный объем кузова и мощный двигатель, который дает возможность интенсивно эксплуатировать их в сложных производственных условиях. Каждый из производителей стремится занять свою нишу на рынке и обеспечить потребителя оптимальной техникой.

Как правильно выбрать самосвал

Когда вы уже определились с типом грузовика и тем, какие задачи он будет выполнять, необходимо адекватно оценить свои финансовые возможности.

Автомобили разных производителей зачастую отличаются лишь условиями обеспечения комфорта водителя самосвала. Это конечно немаловажный фактор, но и цена техники с центральным замком или электроподъемниками боковых стекол существенно возрастает.

Поэтому многие покупатели стремятся за счет ограничения количества опций снизить стоимость грузовика. Так, например полноприводный самосвал стоит значительно дороже, чем его менее комфортный отечественный аналог. Особое внимание при выборе обратите на:

  • Функциональность,
  • Надежность,
  • Экономичность,
  • Возможность модернизации,
  • Сервисное обслуживание.

Не нужно забывать о надежности и возможности ремонта самосвала. Наличие рядом сервисного центра позволит свести к минимуму простой техники в случае ее выхода из строя. Сопоставив свои потребности с возможностями, вы сможете приобрести автомобиль самосвал, который будет эффективно выполнять все поставленные перед ним задачи.

Самосвал – тип специальной саморазгружаемой техники, предназначенный для перевозки грузов в железном кузове, установленном на шасси автомобиля. Основная конструкция – наклоняемый кузов, но, существует редкий вариант, где кузов жестко закреплен на раме, и механизм наклоняет всю машину.

Наклоняемый кузов может устанавливаться на шасси грузового автомобиля, полуприцепа, прицепа. Главное назначение самосвала – перевозка сыпучих, навалочных и других подобных грузов, не требующих тары, которые возможно загрузить непосредственно в кузов, а выгрузить методом опрокидывания кузова.

Самосвалы классифицируются:

1. по типу кузова:

Платформа;
- съезжающая платформа;
- бункер.

2. по выгрузке:
- принудительная выгрузка (например, шнеком) или наклоном;
- с использованием телескопических подъемников.

3. по направлению выгрузки:

Назад или вбок;

Универсальная или двусторонняя.

4. по месту применения:

Карьерные самосвалы;
- дорожные самосвалы;
- самосвалы для работ под землей.

5. по типу конструкции:
- двухосные;

Трехосные;

- многоосные;

- самосвал с шарнирно-сочлененной рамой.

6. по грузоподъемности

Малый - до 2 т,

Средний – 2-10 т,

Тяжелый 10-30 т,

Сверхтяжелый – от 30т и больше;

7. по типу передвижного состава

Грузовой автомобиль – самосвал (один автомобиль без прицепа),

Автопоезд-самосвал (грузовой автомобиль-самосвал вместе с прицепом-самосвалом, или грузовой автомобиль с полуприцепом-самосвалом);

8. по возможностям эксплуатации на различных типах дорог

- самосвал может передвигаться только по дорогам с твердым покрытием;

Улучшенные внедорожные возможности для проезда по бездорожью.

9. по колесной формуле шасси

В зависимости от того, на какое автомобильное шасси установлен кузов, существуют формулы:

4х2, 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8,10х6,10х10

10. по степени подготовки к работе с прицепом-самосвалом или с полуприцепом-самосвалом.

Существуют версии грузовых автомобилей, неприспособленных к транспортировке прицепа (карьерный самосвал) или, наоборот, имеют возможность подсоединения нескольких прицепов (перевозка легких сыпучих товаров для сельского хозяйства).

Конструктивно самосвал состоит из самоходного или транспортируемого шасси. На нем установлен механизм подъема и главный рабочий орган - железная платформа с высокими бортами. В основном, в качестве самоходного шасси применяется база серийного грузового автомобиля с установленными кронштейнами для крепления кузова и механизма подъема. Последний может состоять из механических узлов, или наиболее распространенной схемы - гидравлических узлов.

Также, существует комбинированная конструкция, где объединены гидравлические и механические узлы. Гидравлический подъемник состоит из гидронасоса с приводом от раздаточной коробки или электромотора, небольшого распределителя и многосекционного гидроцилиндра.

Схема управления подъемным механизмом может основываться на электрических компонентах или на ручном переключении рычагов распределителя.

Схема гидрооборудования

Кузов представляет собой открытый, прямоугольный, цельнометаллический резервуар с ровной или дугообразной (вогнутой внутрь) платформой с глухими или открывающимся бортами (боковые или задние). В отличие от грузовых кузовов, в самосвале борт подвешивается сверху, на верхних шарнирах (фартучная подвеска). Такая конструкция при разблокировании запирающегося замка сама открывается при выгрузке под воздействием собственного веса или высыпающегося груза. А при возврате на место кузова после разгрузки, борт встает на прежнее место, соединяется с кузовом и запирается расположенными снизу замками. Использование такого простого механизма позволяет сэкономить много времени при выполнении разгрузочных работ.

Существуют примерно следующие типы кузовов:

А) Прямоугольный;

Б) Полуэллиптический;

В) Корытообразный;

Г) Ковшового типа;

Д) Совкового типа.

Прямоугольный тип кузова имеет самый большой полезный объем. Но имеет и свои недостатки. Прямые углы такого кузова плохо самоочищаются.

Полуэллиптическая форма применялась для перевозки бетона и раствора, когда не было широкого распространения бетонотранспортирующих миксеров. Кузова самосвалов с такой формой больше не выпускаются по причине небольшого объема, высокого центра тяжести и не востребованности.

Корытообразная форма – золотая середина между прямоугольной формой и полуэллиптической. У нее нет прямых углов, стенки расположены под углом, максимально используется полезный объем.

Еще одной особенностью кузова самосвала является его высокий передний борт. Он часто устанавливается под тупым углом по отношению к платформе, имеет горизонтальный и вертикальный фартуки. Такая конструкция позволяет защитить кабину водителя от груза, а также предотвращает выветривание сыпучих материалов при движении самосвала. На фартуке может крепиться тент, которым укрывают перевозимый груз.

В карьерных самосвалах используются кузова совкового типа без заднего борта.

Его роль выполняет приподнятая задняя часть платформы. В конструкцию таких кузовов изначально закладываются большие прочностные характеристики, чтобы выдерживать огромные ударные нагрузки. Кроме того, загружаемая и перевозимая порода, камни, щебень, своими острыми углами стирают стальные листы кузова, именно затем они имеют большую толщину. Совковый кузов имеет много недостатков: большие углы наклона до 70-80 градусов (у обычных кузовов 46-60°), большой вес, неоптимальное использование объема. Но, специфика использования, простое изготовление, и крепкая конструкция нивелируют данные недостатки.

Производители самосвалов предусмотрели возможность исключения примерзания влажного груза к кузову. В нем заложены специальные каналы, по которым направляются выхлопные газы из двигателя автомобиля.

Грузовые автомобили по праву считаются наиболее востребованной разновидностью спецтехники, поскольку рентабельность и эффективность любых работ в строительной сфере, а также промышленности и торговле во многом зависит от сроков доставки материалов и транспортировки готового продукта. Функциональная гибкость, универсальность и рыночная ликвидность – вот факторы, способствующие повышенному спросу на спецтехнику для грузоперевозок, в ряды которых можно записать как стандартные грузовые автомобили, полуприцепы и прицепы, а также грузовые авто - самосвалы.

Использование самосвалов на стройплощадке.

Самосвал – это, по сути, грузовик, оснащенный подвижным кузовом, обладающий способностью как находиться в своем обычном состоянии, так и по необходимости, поднимаясь, выгружать содержащийся в нем груз. Обычно груз - это сыпучие материалы, например песок, грунт или удобрения.

Самосвалы имеют самую широкую сферу применения, их использование позволяет снизить затраты времени на транспортировку груза, а также проведение необходимых погрузо-разгрузочных работ.

Самосвалы применяют для перевозки как навалочных, так и сыпучих, а также любых грузов, которые можно выгружать посредством опрокидывания кузова самосвала.

И хотя грузоподъемность самосвалов меньше, если сравнивать их с машинами, у которых грузовая платформа фиксирована, их применение выгодно, из-за того, что сокращается время разгрузки.

Наиболее часто используются самосвалы с наклонным днищем (опрокидывающимся кузовом). Также бывают самосвалы со шнеком (принудительной разгрузкой). В машинах этого типа применяются гидравлические подъемники.

Разновидности самосвалов, сфера применения

Классификация самосвалов

Самосвалы обычно используются в сельском хозяйстве, в строительстве, а также при открытой разработке различных полезных ископаемых. Самосвалы по месту применения делятся на:

Внедорожные (иначе карьерные) самосвалы обычно используются на открытых разработках всевозможных полезных ископаемых. Оптимальной, даже для тяжелых самосвалов, считается схема с двумя осями, а также приводом на задние колеса и, разумеется, разгрузкой кузова назад. В 70-х пытались наладить производство трехосных самосвалов, к примеру, WABCO 3200B и Terex Titan, однако данные схемы для самосвалов так и не прижились. На сегодняшний день на производстве карьерных самосвалов специализируется более двадцати предприятий. Основную часть рынка (>95%) составляют разновидности самосвалов с грузоподъёмностью менее 40 тонн.

К таким самосвалам относятся самосвалы, отличающиеся шарнирно-сочленённой рамой, использующиеся на карьерных и строительных работах, т.е. таких, где существует необходимость в высокой проходимости и маневренности. В трехосных моделях сочленённых самосвалов имеются шесть ведущих колёс. Кроме того, современные модели оснащены выключателем межколесного дифференциала. Выпускаются сочлененные самосвалы следующими компаниями: Case, Hitachi, Komatsu, Bell, Caterpillar, Moxy, JCB, Terex, Volvo, Astra, Sandvik, БелАЗ, МоАЗ и т.д.

Предназначаются для перевозки и выгрузки разрыхленных или взорванных механическим путем пород в стесненных условиях шахт, в процессе добычи полезных ископаемых, а также прокладки тоннелей. Конструкция позволяет пользоваться ими и на открытых разработках, однако их применение в этом случае будет не столь эффективно.

По грузоподъемности выделяют пять категорий самосвалов:

Самосвалы особенно малой грузоподъемности - перевозят груз, весящий до 1 тонны;

Самосвалы малой грузоподъемности - менее 2 тонн груза;

Самосвалы средней грузоподъемности – менее 5 тонн груза;

Самосвалы большой грузоподъемности – менее 10 тонн груза;

Самосвалы особенно большой грузоподъемности - груз свыше 10 тонн.

Выбор модели самосвала зависит от следующих факторов:

Типа осевой нагрузки;

Габаритных характеристик;

Сферы целевого применения.

По сферы применения самосвалы подразделяются на сельскохозяйственные самосвалы, универсальные самосвалы и строительные самосвалы.

Сельскохозяйственные специализированные самосвалы предназначаются для перевозки кормов и сена. Самосвалы оснащены кузовом с трехсторонней разгрузкой, а также специальными кузовными надставками. Используются для транспортировки крупногабаритного груза с низкой плотностью и относительно небольшим весом.

Характеристики строительных самосвалов отличаются от сельскохозяйственных моделей: на них устанавливается кузов с односторонней, иногда двусторонней, разгрузкой, а предназначением этой разновидности является перевозка сыпучих материалов, для которых характерен значительный удельный вес.

В свою очередь, универсальные самосвалы оснащаются интегрированным краном автоматической погрузки, что, разумеется, повышает стоимость машины, не всегда являясь необходимым.

ООО «ТРЕНТ» приглашает заинтересованных лиц из разных отраслей заказать услугу аренда спецтехники по выгодным ценам на сайте Земеля..
Кому могут потребоваться услуги самосвала?
1 - Подрядчикам, осуществляющим строительные и дорожные работы;
2 - Организациям, работающим в сельскохозяйственной сфере;
3 - Коммунальным службам при осуществлении очистных, ремонтных и аварийных работ;
4 - Предприятиям, ведущим разработки карьеров, осуществляющим подземные работы.
Основной принцип нашей работы – предложить клиенту оптимальный вид транспорта для каждого конкретного вида работ, так, чтобы он не переплачивал за ненужные опции, а лишь выполнял требуемый объем работ в заданные сроки и в рамках бюджета.

Услуги самосвала:
Если вы решили взять или заказать самосвал в аренду, звоните нашим менеджерам тел. +7 985 776 39 11; +7 495 588 43 60. - Все цены обговариваются.

Самосвал – это практичное и удобное решение при необходимости выполнения транспортировки сыпучего груза (песок, гравий, грунт). Также удобно посредством самосвала вывозить со стройки мусор либо снег.

Основной технической характеристикой самосвала, которая отличает его от прочих разновидностей грузовиков, считается самоопрокидывающийся кузов, что позволяет осуществлять разгрузку машины в минимальный срок и без привлечения вспомогательных единиц спецтехники, а также рабочей силы.

Область применения самосвалов достаточно широка. Данная машина обладает относительно небольшими размерами, благодаря чему способна вписываться в достаточно ограниченное пространство, что в особенности важно в городской работе, при строительстве тоннелей, шахт. Технические показатели делают самосвал вполне пригодным для транспортировки габаритных и тяжелых грузов на огромные расстояния в минимальный период. Потому самосвал очень востребован при дорожных, сельскохозяйственных работах. Если этот вид спецтехники необходим на некоторое время, то аренда самосвалов будет более рациональным выбором, нежели приобретение их в собственность.

Важно выбрать собственно ту модель самосвала, которая максимально удобна для проведения конкретных работ. , а также связанных с ними классификаций несколько. Все самосвалы отличаются по таким характеристикам:

  • грузоподъемность;
  • область использования;
  • вид осевой нагрузки;
  • тип кузова;
  • габариты.

Карьерные самосвалы
Данные машины применяются там, где необходима высокая проходимость – в горных работах, добыче ископаемых. Самосвал обладает грузоподъемность 40 тонн, оборудован механизмом задней разгрузки. Отличной проходимостью самосвал обладает благодаря паре осей, а также заднему приводу.

Самосвал, которые задействованы в подземных работах
Данный самосвал в особенности эффективно работает в условиях очень ограниченного пространства (шахты, тоннели). Собственно там эту модификацию машины и используют. Самосвал предназначен для вывоза разрыхленных либо взорванных пород.

Сочлененные самосвалы
Сочлененные самосвалы обладают более высокой проходимостью, нежели карьерные. Используется данный автомобиль в строительных, карьерных работах. Самосвал оборудуется шарнирно-сочлененной рамой, а также тремя осями со всеми ведущими колесами.

Сельскохозяйственные самосвалы
Характерной особенностью такого самосвала, который используется в области сельского хозяйства, считается возможность транспортировки крупногабаритного, однако сравнительно легкого груза (сено, корма).

Строительные самосвалы
На строительстве необходимы самосвалы, которые способны транспортировать довольно тяжелые сыпучие грузы (песок, гравий). Строительный самосвал оборудуется задней разгрузкой, иногда она бывает двухсторонней.

Кроме прочих особенностей, самосвалы могут комплектоваться краном.