Кнопка глонасс в авто. Для подержанных импортных автомобилей предложена упрощенная эра-глонасс

Применимо к системе ЭРА ГЛОНАСС обязательная установка с 2018 года обсуждалась достаточно давно. На сегодняшний день действительно запрещается выпуск в обращение транспортных средств, не оснащенных кнопкой «SOS» и терминалом для спутникового позиционирования. При этом нормативная база, регламентирующая оборудование авто системой экстренного информирования, предусматривает ряд исключений.

Чтобы избежать ненужных трат, стоит заранее изучить все нюансы законодательства, касающиеся установки ЭРА ГЛОНАСС в этом году, ведь обязательная установка может и не затрагивать ваш автомобиль. Если же оборудовать машину системой все-таки нужно, ниже мы расскажем, как это правильно сделать.

Функции системы ЭРА ГЛОНАСС

Для начала – несколько слов о самой системе. ЭРА ГЛОНАСС ставится на машины для того, чтобы облегчить информирование ДПС, спасательных служб и Скорой Помощи о ДТП или другой нештатной ситуации на дороге. Ее функции:

  • Передача «тревожного сигнала» на диспетчерский пульт.
  • Позиционирование автомобиля с использованием системы навигации.
  • Сообщение координат машины, попавшей в аварию, спасательной службе.
  • Передача других данных об автомобиле – от номера и марки машины до типа двигателя (бензин/дизель) и количества пассажиров в салоне на момент аварии.

Статистика показывает, что наличие в автомобиле УВЭОС («устройства вызова экстренно-оперативных служб») сокращает время реагирования на аварию. В результате значительно снижаются показатели смертности и травматизма в ДТП.

Терминалы ЭРА ГЛОНАСС и другое оборудование

Исходя из задач, которые должна решать система экстренного информирования, подбирается и оборудование для их решения:

  • Основу системы составляет терминал ЭРА ГЛОНАСС . В его состав входит модуль спутниковой навигации ГЛОНАСС, а также GSM-модуль, отвечающий за передачу данных по мобильной сети. Для работы модуля связи используется SIM-карта мобильного оператора РФ, потому сигнал о ДТП может быть передан из любой точки, в которой есть хотя бы минимальное мобильное покрытие.
  • Терминалы производятся многими отечественными и зарубежными компаниями (Гранит-навигатор, FORT, Ителма и др). Они отличаются в первую очередь питающим напряжением и набором функций. Так, например, часто наряду с работой с системой ГЛОНАСC терминал может устанавливать координаты авто по GPS.
  • Передача сигнала о ДТП осуществляется либо в ручном режиме (нажатие водителем или пассажиром «тревожной кнопки SOS »), либо автоматически (при срабатывании датчика удара/переворота). На автомобили, бывшие в употреблении, ставится система ЭРА ГЛОНАСС без датчиков удара - только с кнопкой «SOS».
  • Помимо кнопки в салоне автомобиля располагается также переговорное устройство. С его помощью диспетчер связывается с пострадавшими для подтверждения ДТП и получения дополнительной информации. Часто переговорное устройство входит в комплектацию терминала.

Как работает система?

Принцип работы системы достаточно прост. На первом этапе регистрируется ДТП – либо срабатывает датчик, либо кто-то нажимает кнопку в салоне. В любом случае сигнал поступает на пульт диспетчера, который пытается связаться с пострадавшими через голосовой интерфейс. Если ДТП подтвердилось, или связаться с водителем/пассажирами не удалось, данные о месте аварии и об основных параметрах машины передаются спасательным службам. Также диспетчер сообщает им дополнительную информацию, полученную от водителя.

Обратите внимание! Даже если авария произошла на оживленном участке дороги, например, в черте города, нажать на тревожную кнопку в течение 10 минут после ДТП стоит. Благодаря этому Терминал передаст на диспетчерский пульт данные о движении вашего автомобиля, и эта информация может быть полезной при установлении виновного в ДТП или при решении судебных споров о возмещении ущерба.

Если срабатывание системы было вызвано случайным нажатием кнопки, вызов аннулируется.

Установка ЭРА ГЛОНАСС с января 2018 года

Несмотря на достаточно очевидную пользу от наличия на машине системы ЭРА ГЛОНАСС, многие владельцы автомобилей не спешат ее устанавливать. Основная причина – затраты на переоборудование авто. Чтобы стимулировать оснащение техники системами экстренного оповещения, вносятся изменения в нормативную базу, которые делают установку ЭРА ГЛОНАСС обязательной для ряда категорий авто.

Стоит отметить, что информация об обязательном наличии с 1 января 2018 года системы на абсолютно всех автомобилях, которые эксплуатируются в РФ, не соответствует действительности . Правила, которые регламентируют оборудованием машин «тревожными кнопками», отличаются для новых и подержанных автомобилей.

Для новых автомобилей

На новых машинах с 1.01.2018 года ЭРА ГЛОНАСС должна стоять обязательно. Это касается:

  • Автомобилей, произведенных в РФ.
  • Автомобилей, импортируемых в РФ официальными дилерами.

Требование об этом содержится в содержит п. 5 приложения 4 ТР ТС 018/2011 (вступило в силу 1.01.17). Здесь есть один нюанс. Наличие ЭРА ГЛОНАСС нужно для оформления «Паспорта транспортного средства», который не выдадут без ОТТС (одобрение типа транспортного средства).

Срок действия ОТТС составляет 3 года, потому до 2019 года есть теоретическая возможность покупки автомобиля без системы информирования, ОТТС которого был оформлен до 2017 года. Приобретение такого автомобиля не накладывает обязательств по обязательной установке ЭРА ГЛОНАСС.

Обратите внимание! При оборудовании новых машин системами информирования о ДТП производители устанавливают не только терминалы и тревожные кнопки, но и датчики переворота/удара. Это повышает эффективность срабатывания при тяжелых авариях.

Для подержанных автомобилей

Для машин, которые были в употреблении, установка ЭРА ГЛОНАС будет обязательной:

  • Если вы сами ввозите машину из-за рубежа. В этом случае вам нужно установить терминал и кнопку вызова диспетчера , а также идентифицировать оборудование в системе ЭРА ГЛОНАСС. Без отметки об этом невозможно получить СБКТС . А СБКТС, в свою очередь, нужно получить для растаможи авто.
  • Согласно постановлению Правительства РФ 153 от 15 февраля 2018 года (вступило в силу 15 апреля), ЭРА ГЛОНАСС нужно обязательно устанавливать и на некоторые виды техники , которые уже эксплуатируются. Сюда относятся машины из категорий М2 и М3(автобусы, микроавтобусы), а также грузовики категории N, перевозящие опасные грузы.

Если в случае с новыми машинами обязанность установки ЭРА ГЛОНАСС возлагалась на производителя машины либо на дистрибьютора, то здесь придется тратить время и средства владельцам автомобилей. Это касается как физических, так и юридических лиц.

Процедура установки ЭРА ГЛОНАСС

Если для вас установка ЭРА ГЛОНАСС с 2018 обязательна по закону, то сделать это нужно как можно раньше. Самостоятельно смонтировать оборудование нельзя - работы должны быть выполнены в авторизированном сервисном центре.

Процедура оснащения ввезенных автомобилей системой ЭРА ГЛОНАСС ранее была противоречивой. Сегодня же используется достаточно простой регламент:

  • Вы приобретаете терминал для спутниковой навигации и дополнительное оборудование, необходимое для его функционирования и монтажа.
  • Мастера сервисного центра монтируют систему и настраивают ее.
  • Терминал проходит обязательную идентификацию в системе ЭРА ГЛОНАСС.
  • В СБКТС заносится уникальный идентификационный номер установленного устройства.

При растаможке авто процедура может несколько измениться. Вначале сервисный центр вносит в СБКТС сведения об идентификации терминала экстренной связи, после чего владелец на основе СБКТС получает ПТС и забирает машину с таможенного склада. До постановки на учет в ГИБДД (т.е. за 10 суток) необходимо выполнить фактическую установку системы на автомобиль.

Цены и сроки оснащения ЭРА ГЛОНАСС

Цена установки ЭРА ГЛОНАСС на подержанный автомобиль зависит от:

  • Выбранной модели терминала.
  • Дополнительного оборудования (антенны, датчики).
  • Сложности монтажа.
  • Срочности.

Как правило, стоимость комплекта оборудования (терминал, датчики и монтажные приспособления) начинается от 23 тыс. рублей. Стоимость установки и идентификации устройства в системе – от 3 тыс. за операцию. Сроки оснащения автомобиля всем необходимым оборудованием невелики. Как правило, процедура занимает от получаса до нескольких часов. Если возникает потребность в дополнительных работах, то время на монтаж ЭРА ГЛОНАСС может быт увеличено до нескольких дней.

Чем грозит эксплуатация авто без системы экстренного оповещения?

Согласно действующему законодательству, штрафными санкциями наказывается:

  • Отсутствие ЭРА ГЛОНАСС на автомобиле, который по закону должен быть оснащен системой экстренной связи.
  • Отключение компонентов системы, установленных заводским способом.
  • Самостоятельный монтаж терминалов ЭРА ГЛОНАСС.
  • Самостоятельное расширение функционала системы (например, путем установки дополнительных датчиков).

Если после вступления в 2018 году в силу всех изменений в законодательстве сотрудники ДПС ГИБДД или других проверяющих органов зафиксируют такие нарушения, то сумма штрафов составит:

  • Для водителя – до 2500 руб.
  • Для юридического лица, ответственного за оснащение техники системами информирования – до 500 тыс. руб.

Важно учитывать, что все эти штрафы актуальны только для транспортных средств, которые используются в коммерческих перевозках (грузов или пассажиров). Использование автомобилей без ЭРА ГЛОНАСС в личных целях частными лицами никак не наказывается.

Обязательная установка с 2018 года модуля ЭРА ГЛОНАСС касается не всех автомобилей. Но если ваша машина попадает в перечень, то стоит подумать о ее оснащении таким модулем – иначе вы либо не сможете пройти процедуру таможенного оформления, либо рискуете получить существенный штраф.

С нового года запрещено продавать новые легковые и грузовые машины без системы вызова экстренных оперативных служб "ЭРА-ГЛОНАСС". Ее установка стала обязательной в России и в странах Евразийского экономического союза.

В случае ДТП и других чрезвычайных ситуациях система автоматически подаст сигнал тревоги и укажет координаты ЧП. Подать сигнал тревоги через "ЭРА-ГЛОНАСС" можно и вручную.

В запрете есть исключение. Речь идет о том, чтобы наличие "ЭРА-ГЛОНАСС" было обязательным на новых автомобилях, получивших сертификат (одобрение типа транспортного средства) после 1 января 2017 года. Как пояснил "Российской газете" официальный представитель Росстандарта, производители могут продавать машины без "ЭРА-ГЛОНАСС" до конца 2019 года, поскольку техрегламент давал им возможность продлить на три года выданные до 31 декабря 2016 года одобрения типа транспортного средства.

Однако наиболее популярные иномарки уже с января будут поставляться с "ЭРА-ГЛОНАСС": большинство компаний прошли сертификацию и оформили необходимые документы, рассказал "РГ" вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Владислав Рыдаев. По его расчетам, рост цен на авто в связи с новыми правилами составит от 10 до 40 тысяч рублей.

Сложно сейчас сказать, сколько таких машин будет продано в этом году, но совершенно точно, что дилеры уже не рассматривают обязательную установку "ЭРА-ГЛОНАСС" только как навязанное государством бремя.

"Система способна значительно повысить потребительские свойства автомобиля, если задействовать не только базовую функцию, но и смежные сервисы - с помощью них владелец сможет установить канал прямой коммуникации со своим автомобилем, выходить в Интернет, - говорит Рыдаев. - Вопрос, конечно, насколько быстро будут реализованы эти смежные сервисы, но я знаю, что большинство, если не все крупные поставщики, прорабатывают интеграцию "ЭРА-ГЛОНАСС" с автомобильными IT-системами.

Несомненно, это принципиально изменит рынок охранных систем и мультимедиа".

Однако не все дилеры смогут преподнести наличие "ЭРА-ГЛОНАСС" как преимущество, считает исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов.

Не исключено, что повышенным спросом будут все-таки пользоваться авто без системы, раз в ближайшие три года они все еще будут иметь право на существование. Особенно это касается покупателей бюджетных машин - их не слишком сильно волнует забота о безопасности. Например, они готовы приобрести авто с минимумом подушек безопасности и без АБС, если это дает существенную экономию.

40 тысяч рублей прибавит в цене авто с "ЭРА-ГЛОНАСС". Это по максимуму. По минимуму - 10 тысяч

"Пока нет передающихся через "сарафанное" радио примеров, когда "ЭРА-ГЛОНАСС" действительно спасала кому-то жизнь, не стоит рассчитывать, что покупатели будут ее рассматривать как неотъемлемую часть автомобиля и будут с готовностью за это переплачивать, - объясняет Удалов. - Тем более что в этом отношении мы идем даже впереди Европы".

Уже после появления этой публикации компания АО Глонасс добавила на свой сайт важную оговорку. Она сообщает о том, что упомянутые нами документы , которые описывают порядок внезаводской установки терминалов ЭРА-ГЛОНАСС, относятся только к транспортным средствам, уже находящимся в использовании на территории России. То есть это процедура добровольной установки «Эры» автовладельцами. Позиция АО Глонасс заключается в том, что говорить о применении такого же порядка установки «Эры» на ввозимые в РФ подержанные автомобили некорректно. Минпромторг на наш вопрос о том, как именно будет организована установка «Эры» на импортные машины с пробегом, не ответил и от комментариев отказался. Однако сумма полуофициальных и неофициальных пояснений выглядит следующим образом: утверждать, что в России появилась упрощенная процедура для ввозимых в страну подержанных автомобилей, преждевременно - пока такое решение не принято. При этом мы не можем не обратить внимания на то, что сигналы о грядущем упрощении процедуры поступали от представителей власти и в конце февраля , и в начале марта . Таким образом, до появления официального решения по этому вопросу наша публикация остается в ранге гипотезы на основе анализа информации из официальных и неофициальных источников.

В России появился упрощенный порядок оснащения автомобилей устройствами ЭРА-ГЛОНАСС в незаводских условиях: он предназначен как для тех машин с пробегом, которые впервые ввозятся в РФ, так и для любых других автомобилей, уже находящихся в эксплуатации. Компания АО Глонасс, которая является оператором системы ЭРА-ГЛОНАСС, опубликовала на своем сайте пакет документов, из которого следует, что в России должна появиться сеть специализированных сервисов - по сути, «дилеров Эры» ,- получающих право устанавливать терминалы экстренного вызова на подержанные автомобили. Установка окажется платной, с автовладельцев будут брать деньги за само устройство с кнопкой SOS, за его установку и за активацию, однако после этого уже не придется проходить никаких дополнительных сертификаций или испытаний: работу кнопки проверят прямо в сервисе одним тестовым звонком.

По неофициальным оценкам, вся процедура для автомобилиста может стоить в пределах 30 тысяч рублей, из которых 18-25 тысяч - это цена самого устройства, три-четыре тысячи - установка, а еще 950 рублей - плата за внесение данных автомобиля в базу оператора «Эры». Однако на фоне ажиотажа цены могут оказаться выше.

Важный нюанс: машины в данном случае будут оснащаться не «системой вызова экстренных оперативных служб», а «устройством вызова», сокращенно - УВЭОС. Разница в том, что «система» предполагает возможность в случае аварии послать сообщение SOS в автоматическом режиме, по сигналу от датчиков удара. Именно «системой ЭРА-ГЛОНАСС» требует оснащать новые автомобили Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, а интеграция «системы», как правило, возможна только в заводских условиях.

«Устройство» же имеет упрощенный функционал - только ручной вызов. То есть чтобы послать сигнал SOS после аварии, в машине должен быть хоть кто-то, способный нажать кнопку «Эры». По техрегламенту подобные «устройства» (УВЭОС) должны с завода стоять на коммерческих автомобилях и на крупных внедорожниках. Теперь к этим категориям добавляются и подержанные машины. От их терминалов «Эры» не будут требовать реакции на удар или на опрокидывание, поэтому и краш-тесты не нужны, а испытание на акустику (то есть на качество двусторонней голосовой связи с оператором колл-центра) станет осуществляться эмпирически в ходе тестового звонка, грубо говоря «на слух», без измерений.

Кроме этого, во время такого тестового звонка будет происходить идентификация автомобиля: в общую базу данных «Эры» отправятся данные о машине, включая госномер, VIN, марку, модель, цвет, местоположение, сведения о ее «сим-карте» и т.д.

Сами терминалы «дилерам Эры» будут официально поставлять те же самые производители «систем» и «устройств», которые поставляют «Эру» на заводы российских и зарубежных автомобильных компаний. Таким образом, это будут относительно однотипные серийные устройства, уже прошедшие сертификацию на электромагнитную совместимость, виброустойчивость, защиту от пыли и влаги и многие другие испытания.

Упрощенная «Эра» будет неизбежной для всех ввозимых в Россию подержанных машин, так как Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств не позволяет выдавать ПТС на автомобили без системы экстренного оповещения. Но для машин, уже находящихся в использовании, оснащение «Эрой» остается добровольным.

Интересно, что документы с описанием новой процедуры были опубликованы еще 21 февраля, однако эта информация не стала достоянием общественности, так как АО Глонасс разместило ее только в разделе сайта, предназначенном для партнеров. Никакого официального сообщения о создании упрощенной процедуры ни сам оператор «Эры», ни Минпромторг пока не опубликовали. Очевидно, это связано с тем, что порядок отношений АО Глонасс с партнерами не влияет на действие техрегламента, поэтому, чтобы упрощенный порядок установки «Эры» заработал де-юре, необходимо официальное решение Минпромторга о внесении поправок в официальные документы Таможенного союза. На момент публикации этой статьи Минпромторг еще не ответил на запрос Авторевю, однако, по нашим данным, в ближайшие дни должен состояться официальный брифинг министерства и АО Глонасс по этому вопросу.

При этом черты новой схемы ясны уже сейчас. Как пояснил директор по развитию одного из производителей терминалов «Эры» компании Fort Telecom Владимир Макаренко, механизм запуска новой процедуры сводится к двум условиям. Во-первых, компании, желающие выступить в роли партнеров АО Глонасс (то есть «дилеров Эры» по установке), должны заключить с АО соглашения, по которым они выполняют ряд требований и получают доступ к информационной базе системы ЭРА-ГЛОНАСС с правом вносить туда данные о транспортных средствах. Во-вторых, персонал этих «партнеров-дилеров» должен пройти техническое обучение у поставщика терминалов УВЭОС.

Для автовладельцев, которые ввозят подержанный автомобиль в Россию, порядок действий, по словам Владимира Макаренко, может выглядеть следующим образом:

1) ввезти автомобиль;

2) обратиться в местный установочный центр, который имеет договор с АО Глонасс;

3) центр производит установку, тестовый звонок и осуществляет все взаимодействие с АО Глонасс;

4) после подтверждения регистрации транспортного средства в системе ЭРА-ГЛОНАСС можно обращаться в таможню за получением ПТС.

Для тех автовладельцев, которые в добровольном порядке пожелают установить «Эру» на машину, уже находящуюся в использовании, процедура, естественно, сократится всего до двух шагов.

Напомним, что необходимость создания упрощенной процедуры возникла после того, как в начале этого года Федеральная таможенная служба перестала выдавать паспорта транспортных средств (ПТС) на ввозимые в Россию подержанные импортные машины, не оснащенные «Эрой». Основанием для этого является тот же самый Технический регламент Таможенного союза, который не делает разницы между новыми и подержанными автомобилями при выпуске в обращение (то есть при выдаче ПТС). Официально техрегламентом от «Эры» освобождены только олдтаймеры возрастом более 30 лет.

Таким образом, частный ввоз машин с пробегом в Россию с января был фактически запрещен, потому что автовладельцам для установки «Эры» предлагалось, наравне с автопроизводителями, пройти полную процедуру сертификации, включая краш-тесты, а ее стоимость достигала 800 тысяч рублей.

Естественно, что острее всего проблема встала в Приморском крае, где на стоянках ФТС скопилось около 1500 нерастаможенных иномарок без «Эры». Дело шло к народным волнениям, поэтому премьер-министр Дмитрий Медведев дал указание найти выход из ситуации, и в середине февраля в Приморье был введен временный мораторий на «Эру»: с 17 по 27 февраля местная таможенная служба выдала 1100 ПТС на машины без кнопки SOS.

А в конце февраля и.о. генерального директора АО Глонасс Андрей Жерегеля заявил , что упрощенный порядок установки «Эры» будет принят в ближайшие дни и что 11 компаний во Владивостоке уже заявили о готовности оснащать подержанные автомобили кнопками SOS. При этом поставки сертифицированных терминалов в Приморье начнут два российских производителя устройств вызова экстренных оперативных служб: фирма Fort Telecom из Перми и московская компания Сантэл-Навигация.

В других регионах России упрощенная процедура и «дилеры Эры» могут появиться чуть позже. К тому же выход на этот рынок большего количества производителей УВЭОС и установщиков может способствовать снижению цен.

Начиная с января 2019 года, в силу вступил закон, согласно которому на все автомобили, производимые в России, и ввозимые в страну, должна быть установлена система оповещения ЭРА Глонасс. И в этой связи может значительно увеличится стоимость транспортных средств для потребителей.

Если же такая кнопка установлена не будет, то на дилеров и автовладельцев будут наложены штрафные взыскания, размер которых составляет до 50 тыс. рублей.

На автомобиль устанавливают специальный прибор, который будет реагировать на удары, и прочие аварийные ситуации, которые могут происходить с транспортным средством. При возникновении такой ситуации, на телефон собственника поступит специальный сигнал посредством смс-сообщения, либо через интернет.

В данном сообщении должна содержаться информация:

  • О скорости движения транспортного средства в то время, когда имела место быть аварийная ситуация;
  • О наличии перегрузки во время удара;
  • О количестве в транспорте пассажиров, которые защищены ремнями безопасности;
  • О местонахождении машины с указанием координат;
  • Индивидуальные сведения об авто – марка, идентификационный номер.

Все сообщения имеют небольшой вес, это сделано специально для того, чтобы была возможность его отправки даже в условиях практически разряженного телефона.

Когда нет подключения к интернету, сообщение будет поступать посредством сотовой связи через мобильных операторов.

Установка новой технологии является новшеством для наших автомобилистов. При этом несет в себе глобальные изменения и множество новых функций, во время личного пользования транспортным средством. Помимо этого, под особый контроль попадает и общественный транспорт, а также и остальные виды.

Когда необходимо устанавливать?

Согласно Постановлению правительства, система ЭРА ГЛОНАСС обязательная установка с 2017 года требуется для тех автомобилей, которые реализовываются на территории России.

Установка данной системы является обязательной в странах Евросоюза и Таможенного Союза. Если навигационной системы на автомобиле нет, ее в страну не пустят.

Исключения

Но и в этом правиле, есть следующие исключения:

  • Спутниковая система требует обязательной установки лишь на новых транспортных средствах, которые имеют сертификат с января этого года;
  • Производители также могут реализовывать транспортные средства и без установленной системы до окончания 2019 года, если у них имеются продленные акты одобрения автомобилей.

Стоимость и установка

Система ЭРА ГЛОНАСС обязательная установка с 2019 года обойдется для производителей автотранспорта примерно в 25 тыс. рублей. Здесь все будет зависеть от конкретного региона страны и от продавца.

Устанавливать можно лишь те системы, которые реализуются авторизованными компаниями. В противном случае, установка будет считаться незаконной.

Автовладельцы же будут пользоваться системой бесплатно. Для них лишь возрастет стоимость при покупке транспортного средства. По старым расценкам автомобиль, с установленной системой, уже будет не приобрести.

Практически все категории автовладельцев будут иметь на своих транспортных средствах новейшую навигационную систему контроля. В добровольном же порядке, устанавливать спутник можно на те автомашины, которые приобретались на территории России ранее января 2017 года. Все остальные случаи будут требовать обязательной монтировки.

Конкретная система ГЛОНАСС может быть выбрана производителем транспорта, либо ее дилером. Без ее наличия ФТС не выдаст ПТС на автомобиль, а без него, как известно, транспортное средство невозможно .

Чтобы установить спутник, потребуется обратиться в сервисный центр, имеющий специальные сертификаты. Самостоятельная установка здесь невозможна. После этого, потребуется получить специальное свидетельство, а затем уже паспорт на автомобиль.

Важная особенность

Что примечательно, для новых транспортных средств, система кнопка при ударе, либо другой аварийной ситуации, будет срабатывать автоматически.

На тех же авто, которые уже в пользовании такой функции не предусмотрено, для посылания сигнала потребуется участие человека, находящегося в машине. После нажатия кнопки на место аварии прибудут спасатели.

Время чтения: 6 минут

С 2017 года каждый автомобиль, введенный в эксплуатацию на территории РФ, должен быть оснащен системой «ЭРА-ГЛОНАСС», которая помогает экстренно среагировать на ДТП и направить на место происшествия спасательные службы. Вопрос об установке таких систем на ввозимые авто с пробегом также решится в ближайшее время. Так или иначе, в будущем большинство водителей столкнутся с навигацией «ГЛОНАСС»; поэтому полезно будет разобраться, что собой представляет система.

Что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»

Чтобы понять, что такое система экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» и для чего она нужна в машине, сначала расшифруем аббревиатуру: система экстренного реагирования при авариях, которая работает при помощи глобальной навигационной спутниковой системы.

Главная цель её внедрения – уменьшить травматизм и смертность на дорогах, вызванные запоздалым реагированием служб спасения.

Ведь более 50% летальных исходов при авариях происходят не из-за самого ДТП, а вследствие позднего приезда скорой помощи. А время до приезда медиков – это не только путь от подстанции до места ДТП, но и время, затраченное водителем на вызов.

Оперативно набрать 112 или 03 не всегда получается по нескольким причинам:

  • на месте аварии не ловит сотовая связь;
  • мобильная сеть перегружена;
  • пострадавший не в состоянии набрать номер.

По данным испытаний, скорость реагирования с «ЭРА-ГЛОНАСС» на 30% выше. При обычном наборе 112, даже если удалось дозвониться, какое-то время тратится на ожидание, а на объяснение места и обстоятельств аварии также нужны дополнительные десятки секунд.

Главное преимущество, которое имеет система безопасности «ЭРА-ГЛОНАСС», – это экстренный сигнал такого формата, что спасательные службы едут на вызов, уже зная точные координаты ДТП и степень повреждений у пострадавшего.

Необходимую службу вызывает специалист-оператор из контактного центра системы.

Функции системы

Кроме мгновенной реакции на аварии и другие чрезвычайные ситуации, зачем «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле? Функционал системы позволяет контролировать:

  1. местоположение машины;
  2. текущий расход топлива;
  3. скоростной режим.

Это поможет организаторам грузовых перевозок отслеживать перемещения своих водителей. «ЭРА» также позволяет удаленно диагностировать транспортное средство в случае поломки и выполнять охранно-поисковые работы.

Водитель и пассажиры могут нажать тревожную кнопку и вручную, если вдруг стали жертвами нападения.

Также система умеет информировать о том, что:

  • поблизости случилось крупное ДТП;
  • резко ухудшаются погодные условия;
  • вы приближаетесь к опасным участкам дороги, или, наоборот, к заправке, месту отдыха.

Аналоги российской разработки – европейская система реагирования ECall и американская программа NG9-1-1, которые получают сигнал через систему GPS. Технологическая совместимость «ЭРА-ГЛОНАСС» с GPS и ECall также возможна.

Проект разрабатывался с 2009 года, тестировался на территории 63 регионов РФ. В начале 2015 года работа системы стартовала по всей стране: чтобы этого добиться, государство потратило 5 млрд руб.

Ежегодное поддержание работы «ЭРА» обходится еще в 1,5 млрд. Разработчики этого проекта утверждают, что установка системы экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» не требует абонентской платы от водителя. Информация о том, будут ли передаваться в полицию сведения о нарушении ПДД, пока не оглашалась.

Как работает ГЛОНАСС

Рассмотрим, как работает система «ЭРА-ГЛОНАСС» и система 112 на автомобиле.

При ДТП мгновенно происходят действия в следующем порядке:

  1. прибор распознает тип столкновения (передом, боковой частью, задом авто);
  2. согласно запрограммированному алгоритму устройство устанавливает степень тяжести повреждения;
  3. далее через спутник определяются координаты ТС с погрешностью 3-6 метров;
  4. прибор связывается с системой «ЭРА», куда передаются все данные;
  5. последний этап – передача оператором приоритетного сигнала о бедствии в систему 112; передать звонок удастся через покрытие того оператора, сеть которого лучше всего ловит сигнал на месте ДТП. Даже при перегрузке сети звонок все равно пробьётся в 112, чтобы передать экстренную информацию.
  6. Система экстренного реагирования при авариях в «ЭРА-ГЛОНАСС» может быть активирована и принудительно. Для этого нужно нажать тревожную кнопку SOS в салоне, после чего оператор мгновенно отзывается на запрос и уточняет детали аварии. После разъяснения обстоятельств сигнал моментально передается в службу 112.

    Если водитель, нажав кнопку, не в состоянии говорить, оператор (после отсутствия ответа) оперативно считывает доступную информацию с прибора и передаёт сигнал в 112, уточнив, что состояние пострадавшего не дает ему говорить.

    При необходимости на место направляется не только скорая помощь, но и спасатели, сотрудники ГИБДД.

    Из каких приборов состоит система вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле? Это, в первую очередь, навигационно-информационная платформа, сеть передачи данных и сотовая сеть (встроенная SIM-карта).

    Перечень приборов включает в себя черный ящик (блок-терминал) и датчики ДТП. На официальном сайте «ЭРА-ГЛОНАСС» указаны еще такие составляющие:

  • тревожная кнопка;
  • внешняя антенна;
  • микрофон;
  • динамик;
  • датчик уровня топлива;
  • видеорегистратор;
  • скрытый автономный поисковый терминал;
  • датчик работы мотора;
  • навигатор;
  • датчик давления шин.

Кнопка SOS – это, проще говоря, встроенный в авто сотовый телефон для связи со службой спасения. За дополнительную плату система экстренной связи в «ЭРА-ГЛОНАСС» оснащается тахографом (прибор, фиксирующий скоростной режим), устройством для удалённой диагностики и системой, которая организовывает движение ТС.

Обязательно ли устанавливать ГЛОНАСС

По техническим требованиям с 2016 года системой оборудовались:

  • коммерческие автомобили, перевозящие людей;
  • транспортные средства, транспортирующие опасные грузы;
  • машины, груз которых – твердые бытовые отходы, мусор.

Кнопка ГЛОНАСС с 1 января 2017 года должна быть на всех машинах, которые выпускаются в обращение внутри РФ. Автомобили, собранные в России, оснащают системой уже на заводе. Первым таким автомобилем стала «Лада Веста».

Все официальные дилеры в частности и юридические лица, занимающиеся продажей машин, в целом, не смогут получить паспорт транспортного средства (ПТС) без регистрации в своем автомобиле системы «ЭРА».

Поскольку 100% акций находятся у государственного акционерного общества АО «ГЛОНАСС», даёт добро на выдачу ПТС только эта структура.

Последние новости про «ЭРА-ГЛОНАСС» сообщают, что для официального оформления систем проводятся несколько краш-тестов каждой модели (прямой и боковой удар, опрокидывание), и взимается плата за сертификацию. Краш-тест проводится только на полигонах центрального института НАМИ. После того как сертификат выдан, машина получает ПТС.

На это у автосалонов уходят колоссальные средства, которые придётся покрывать, повышая цену за автомобиль.

Юридическим лицам, которые успели получить ПТС на авто до 1 января 2017 года, можно не устанавливать ГЛОНАСС, пока не потребуется обновить техпаспорт.

Обязательная установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на авто с 2017 года вынуждает многих производителей уменьшать модельные ряды на российском рынке, а некоторые компании и вовсе готовы его покинуть. Бренды, которые массово продавали машины в количестве десятков тысяч, подорожают лишь на 1% (примерно 7000 рублей). А вот luxury автомобили (Lamborghini,

Aston Martin, Rolls-Royce и другие), продажи которых не превышали тысячи единиц в год, затрачивают на установку системы до 2 миллионов рублей.

На сегодняшний день Audi и BMW уже сокращают модельный ряд на рынке РФ. По прогнозам автомобильных экспертов, количество моделей таких авто в России может уменьшиться на 100 ед. (то есть на 1/3).

Многих россиян беспокоит, предусмотрена ли законодательством обязательная установка ГЛОНАСС на личный автомобиль, привезенный из-за рубежа? В феврале 2017 года неоднозначная ситуация на границе возникла с японскими автомобилями, которые не могли получить ПТС без установки «ЭРА-ГЛОНАСС».

Такое требование основывается на Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».

С одной стороны, если вы физическое лицо и приобрели автомобиль для личного пользования, то, согласно Таможенному кодексу РФ (ст. 352, ч. 2), на вас не должны распространяться меры технического регулирования. Однако какой смысл вводить «ГЛОНАСС» повсеместно и при этом пропускать автомобили без тревожной кнопки? В настоящее время установка «ЭРА-ГЛОНАСС» на ввозимые старые (б/у) автомобили обязательна.

Мнение по поводу установки ГЛОНАСС на все без исключения машины страны уже неоднократно высказывалось. У автовладельцев такой подход вызывает опасения, ведь установка требует затрат, а затем осуществляет дополнительный контроль поведения на дороге.

Если в будущем «ЭРА-ГЛОНАСС» станет обязательной для всех автомобилей, возможно, каждому водителю придется самостоятельно монтировать систему (ведь краш-тест собственного авто вас делать не заставят). Рассмотрим процесс установки своими руками.

Как установить ГЛОНАСС на авто

Чтобы подключить прибор к бортовой сети автомобиля, нужно соединить его проводку с проводами тех цепей, которые не зависят от включенного зажигания. Ведь при аварии, когда автомобиль заглохнет, устройство должно быть включенным, чтобы передать сигнал SOS.

Независимые от зажигания цепи – это лампочки салонного освещения: вспомните, ведь они горят даже в «заглушенном» авто. Принцип монтажа в том, что водителю придется спаять соответствующие провода на приборе «ГЛОНАСС» и проводку салонного освещения. Также соединение проводов можно выполнить в блоке предохранителей за приборной консолью.

Подробная инструкция по установке изложена в статье « ».

Для монтажа «продвинутого» блока «ГЛОНАСС» с дополнительными функциями лучше обратиться в автосервис.

Можно ли отключить систему

Наличие навигационной системы практически устанавливает тотальный контроль над каждым преодоленным автомобилем километром. Поэтому некоторые водители стремятся обойти закон и деактивировать систему. Нередко обмануть навигацию пытаются водители общественного и коммерческого транспорта.

В общем, есть немало желающих знать, как отключить «ЭРА-ГЛОНАСС».

Повредить систему можно разными способами:

  • разорвать проводку;
  • повредить антенну;
  • экранировать металлом различные детали;
  • внедриться в микросхему (придется нарушить пломбу);
  • повредить SIM-карту.

Но любое вмешательство в конструкцию ТС будет замечено диспетчерами, ведь пропадет сигнал на спутнике. Одним словом, отмена системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле в 2017 году, когда устройства оптимизированы для полного контроля над машинами, – неблагодарное дело: диспетчеры очень быстро сообщат в ГИБДД о подозрительном исчезновении сигнала.

Недостатки действующей системы ГЛОНАСС

На сегодняшний день очевидны такие недостатки внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС»:

  • удорожание автомобилей в дилерских сетях;
  • исчезновение с рынка многих моделей авто;
  • если в будущем Росстандарт будет требовать установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» для каждого автомобиля, появится прецедент для подделывания трекеров.

Кроме того, в нынешних российских реалиях внедрение «ГЛОНАСС» не является универсальным решением: во многих удаленных и малонаселенных районах по объективным причинам службам спасения не удастся оперативно отреагировать на тревожный сигнал от системы.

«ЭРА-ГЛОНАСС»: что может тревожная кнопка: Видео