Когда вернутся опель и шевроле. Chevrolet Captiva и Cruze могут вернуться на российский рынок

За три года кризис до неузнаваемости отформатировал отечественный автомобильный рынок - о прежнем богатстве ассортимента остались лишь воспоминания. С 2014 года количество моделей в продаже сократилось на треть, и этот процесс продолжается: в начале года Россию фактически покинула марка Alfa Romeo, теперь ходят слухи о возможном прекращении поставок легковых автомобилей Fiat.

Вспоминает известные бренды, не вписавшиеся в современный российский авторынок, и оценивает возможность их возвращения.

Opel и Chevrolet

Когда в 2015 году концерн General Motors (GM) объявил об уходе из России, новость была воспринята чуть ли не как начало новой холодной войны. Однако со временем стало очевидно, что это не более чем бизнес-ход, являющийся частью глобальной стратегии. Так, об уходе марки Chevrolet из Западной и Восточной Европы было заявлено еще в 2013 году; в России бренд «задержался», видимо, из-за того, что отечественный авторынок в то время только начал спускаться с вершины продаж 2012 года, когда было реализовано без малого три миллиона автомобилей.

Внезапно разразившийся кризис подстегнул естественный ход событий: GM оперативно перешел на европейскую схему работы - убрал с отечественного рынка автомобили массового сегмента, оставив лишь дорогие модели Chevrolet: Corvette, Camaro, Tahoe. Можно ли ожидать возвращения былых бестселлеров бюджетного класса - Aveo, Cruze, Lanos, - если рынок пойдет на поправку? Очевидно, нет: в настоящее время марка стремительно теряет позиции даже в Индии и Южной Африке, где располагаются сборочные заводы Chevrolet. Продажи на этих рынках будут завершены до конца текущего года, индийский завод в Халол закроется, продукция другого предприятия будет экспортироваться в Мексику и Южную Америку.

Что же касается Opel, то вновь никакой политики: бренд подвела низкая степень локализации моделей. Популярные машины, вроде Insignia, Mokka или Zafira, производились калининградским предприятием «Автотор» по методу «отверточной сборки», так что в условиях падения курса рубля цены на них буквально вышли из-под контроля.

Может ли Opel вернуться? «Да, может, - заявил Карлос Таварес, глава концерна PSA Peugeot-Citroen, недавно приобревшего эту марку. - Конечно, в том случае, если это будет экономически целесообразно», - добавил он. А с учетом того, что сильно сократившийся российский рынок на сегодняшний день поделен компаниями, давно и много инвестирующими в развитие локального производства, это едва ли будет целесообразно в обозримом будущем, отметим мы.

Alfa Romeo

Этой итальянской марке не впервой покидать Россию: с начала нулевых бренд трижды пытался закрепиться на рынке, но всякий раз терпел неудачу, не выдерживая конкуренции со стороны немецких производителей. Последнюю попытку итальянцы предприняли в 2010 году, однако и на этот раз продажи оставляли желать лучшего, а резкое падение курса рубля в 2014-м поставило на бренде крест - цены на компактные хетчбэки MiTo и Giulietta взлетели до небес. За 2016 год было реализовано всего 100 машин. В январе текущего года поставки были приостановлены: с таким объемом продаж не имело смысла сертифицировать новые партии автомобилей в соответствии с требованиями системы безопасности «ЭРА-ГЛОНАСС».

Несмотря на череду неудач, концерн Fiat Chrysler не оставляет попыток вернуть марку в России. Причем планируется пойти проторенной дорожкой Chevrolet: в настоящее время просчитывается возможность вывести на рынок представительский седан Alfa Romeo Giulia и премиальный кроссовер Stelvio.

Seat

Другой бренд, для которого в России словно светит несчастливая звезда, - испанский Seat, пытавшийся обосноваться у нас в 1996, 2003, 2006 и 2012 годах. Являясь подразделением , Seat ориентируется на молодую аудиторию - автовладельцев в возрасте 25-35 лет, которым «взрослая» марка Skoda могла показаться скучноватой, да и дороговатой. Это хорошо работает в Европе, где яркие и стильные автомобили Seat выступают в низовом сегменте за счет большого количества «слабых» комплектаций.

Однако в России цены на автомобили оказались вовсе не «молодежными», что вынуждало малоизвестный бренд конкурировать с более раскрученными и популярными в России марками. Вкупе с неэффективной рекламной политикой это не позволило Seat достичь искомой доли в 2,5 процента рынка (среднеевропейский показатель марки) - в 2014 году было реализовано чуть больше одной тысячи машин. Притом что в целом автомобилей Volkswagen было продано свыше 200 тысяч. Наблюдая снижение российского рынка, в концерне приняли решение о прекращении продаж с начала 2015 года.

Может ли Seat попытать счастья в пятый раз? Возможно: в конце июня марка представит новый кроссовер - Seat Arona, построенный на агрегатах хетчбэка Ibiza. Учитывая, что в первом квартале текущего года на долю «вседорожников» в России пришлось 42 процента продаж (125 тысяч автомобилей), что сделало сегмент SUV крупнейшим, на отечественном рынке вполне отыщется место для недорогого «испанца».

Шевроле когда вернется в Россию?

Chevrolet Captiva и Cruze могут вернуться на российский рынок

Марка Ravon, под которой у нас продаются автомобили производства GM Uzbekistan, поделилась планами по выводу новых моделей на российский рынок.

Вернется ли Шевроле в Россию в 2018 году?

В сообщении пресс-службы компании говорится о том, что в 2018 году компания выведет на российский рынок две новые модели и одну обновленную. Одна из новинок значится в сегменте SUV (то есть кроссоверы/внедорожники).

Когда Шевроле вернется на российский рынок: последние новости

Если взглянуть на модельный ряд завода (а он выпускает ряд автомобилей корейского отделения GM под брендом Chevrolet), то обнаружится единственный SUV в гамме: Chevrolet Captiva. Эта модель пользовалась у нас высоким спросом, но исчезла, когда американцы приняли решение уйти с российского рынка и оставить лишь дорогие модели американского отделения Chevrolet.

Причем не факт, что кроссовер со слегка измененной внешностью (GM Uzbekistan продает в России автомобили под брендом Ravon) будут к нам импортировать из Узбекистана. В прошлом году стало известно об интересе Ravon к законсервированному заводу General Motors в Санкт-Петербурге. А ведь Каптиву и соплатформенную Opel Antara методом крупноузловой сборки для нашего рынка делали именно там.

В Узбекистане собирают Chevrolet Captiva с безальтернативным 2,4-литровым бензиновым двигателем мощностью 167 л.с. и 6-ступенчатым автоматом. При этом в отличие от Chevrolet Orlando, сборка которого в Узбекистане прекращена, отказываться от этой модели в GM Uzbekistan не собираются.

Вторая новая модель, о которой сообщает пресс-служба Ravon, - «седан С-сегмента». В компании также не уточняют подробности, предлагая дождаться новых объявлений. Единственным седаном С-класса на сегодня в гамме узбекского завода является Chevrolet Lacetti, который продается у нас под именем Ravon Gentra.

Шевроле когда вернется в Москву?

Мы смеем предположить, что в Узбекистан передадут производство Chevrolet Cruze, который был показан в 2015 году на мотор-шоу в Нью-Йорке, причем, вероятнее всего, на заводе будет модернизировано оборудование для полноценной сборки со сваркой и окраской.

Ну и наконец, в этом году Ravon выведет на российский рынок обновленный седан R4. Здесь можно не гадать: речь идет о рестайлинге седана Chevrolet Cobalt, который продается у нас под индексом R4 в дореформенном варианте. В 2015 году машина пережила рестайлинг, ее внешность и интерьер серьезно изменились. Но вот ждать каких-либо новых силовых агрегатов после обновления не стоит.

Не исключено, что обновленный Ravon R4 выйдет на российский рынок уже в ближайшее время, а вот кроссовер и седан придется подождать. Мы думаем, что свои новинки Ravon покажет на Московском международном автосалоне, который традиционно проходит в конце августа.

Еще один старый знакомый, Chevrolet Aveo, также может вернуться на наш рынок. Но уже из Казахстана: местная «Азия Авто» в прошлом году сертифицировала модель в России.

О серьезных намерениях GM Uzbekistan говорит и тот факт, что Ravon является официальным спонсором сборной России по футболу.

Кризис нагнул всех: и тех, кто сократил свое присутствие на российском автомобильном рынке до минимума, и тех, кто еще сопротивляется обстоятельствам. Некоторые автопроизводители, не выдержав накала экономической борьбы, сдались и покинули рынок вместе с моделями, которые могли бы еще долго составлять конкуренцию самым популярным авто, оставшимся на рынке.

Эксперты утверждают, что ситуация, когда модели будут продолжать «вымываться» с рынка, будет сохраняться до середины 2017 года. Затем она начнет выправляться – медленно, по чуть-чуть. У нас есть все основания полагать, что некоторые модели, необоснованно покинувшие российский авторынок, вернутся на него. Кого следует ожидать в первую очередь?

Chevrolet Cruze

Что бы не придумали с бюджетными «Шеви» узбеки из Ravon, а «Круз» им не воскресить. Поэтому ждать придется родительский GM, пока они соберутся с мыслями и привезут к нам новое поколение популярного в России седана - почти за 5 лет у нас было продано 192 597 машин. Кстати, американцы уже сообщили СМИ, что в следующем году, возможно, расконсервируют свой завод в Санкт-Петербурге и вернутся на рынок с порцией новинок. Наверняка не без Cruze, претендующего у себя на родине на статус лучшего автомобиля года.

Opel Astra

Если об ушедших с рынка Seat Leon и Skoda Fabia особо у нас никто не вспоминает, то по «Астре» горюют еще как. Отличный автомобиль, о чем не в последнюю очередь свидетельствуют и показатели продаж - за пятилетку машиной обзавелись 170 307 россиян. Если за океаном не блефуют и правда марка появится на нашем рынке снова, то потребителям достанется уже даже не «Лучший европейский автомобиль 2016 года», а его свежая генерация. Поклонники драйва наверняка оценят подспортивленную версию GTC, которая вновь может оказаться в России лидером своего сегмента.

Opel Mokka

За три с лишним года восхваляемый Клаудией Шиффер «немец» разошелся в России тиражом в 44 208 экземпляров, уделав по продажам японские Nissan Juke и Mitsubishi ASX. Еще бы, ведь «Мокка» отличался лучшими показателями комфортабельности, прекрасными эргономикой и оснащением. Впрочем, оба конкурента тоже ушли с рынка, поэтому выведи янки свой кроссовер снова - у него будут все шансы на успех. Конечно, после Hyundai Creta, неунывающего Renault Duster и его «каптюрной» оболочки. Что ж, ждем 2017-го.

Mitsubishi ASX

Кстати, о японцах. Как рассказал новый президент российского офиса Mitsubishi Наоя Накамура, вопрос о возобновлении поставок в нашу страну популярного кроссовера регулярно обсуждается. Если к следующему году экономическая ситуация мало-мальски стабилизируется, рестайлинговый ASX, представленный на минувшем автосалоне в Женеве, до нас все-таки доедет.

Nissan Juke

Что касается «ниссановцев», то и они намерены в 2017-ом открыть у нас продажи обновленного Juke. Во всяком случае, в российском представительстве марки эту вероятность не исключают. Стоит заметить, что оба автомобиля пользовались у нас практически одинаковым спросом: в период с 2011 по 2015 годы ASX нашел 94 093 хозяина, а самый маленький кроссовер Nissan - 93 679.

(РОАД).

«В General Motors пообещали нам, поскольку планирует вернуться в Россию ориентировочно через два года, провести консервацию завода и выстроить свои действия таким образом, что, к тому времени, как они вернутся, их отношения с дилерским сообществом и потребителями были максимально лояльны, — заявил Морозов.

— Как сообщили в компании, у них запланирован беспрецедентный бюджет, который будет направлен на решение всех вопросов, в том числе на цивилизованный уход с рынка, компенсационный пакет для дилерских компаний и выплаты рабочим, которых сейчас будут сокращать».

Отметим, что генеральный директор Opel Group Карл Томас Нойманн ранее заявил, что радикальное сокращение присутствия GM в России потребует затрат в размере $600 млн, причем уже в первом квартале 2015 года. Деньги пойдут на стимулирование продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников.

Как рассказал Морозов, официальную версию ухода General Motors из России представила министру промышленности и торговли глава российского офиса GM Сюзанна Веббер.

«Она не смогла убедить совет директоров компании GM выделить дополнительные средства на компенсацию убытков деятельности компании на российском рынке на последующие годы, — пояснил представитель Минпромторга.

— По их прогнозам, достаточно низкий уровень локализации и высокая конкуренция не позволят компании получать прибыль от работы на российском рынке.

И это несмотря на то, что ряд глобальных производителей, в том числе те, которые имеют невысокий уровень локализации, приняли решение продолжить работу на российском рынке. Такое решение GM было связано, в частности, с тем, что еще в 2009 году компания получала большой государственный заем в США, и, как я понимаю, до сих пор у компании существует ряд обязательств, в том числе о нефинансировании убыточной деятельности».

По словам Морозова, происходящие события не должны иметь массовых последствий, и другие автопроизводители не будут уходить из России вслед за американской компанией.

«Понятно, что остальные автопроизводители обрадовались уходу GM, — сказал Морозов. — Но, по нашим оценкам, нет сигналов о том, что какие-то из компаний, даже с низким уровнем локализации, имеют намерения покинуть российский рынок. У отечественного авторынка есть серьезный потенциал для роста, и этот фактор будет ключевым для того, чтобы они развивали свой бизнес в России».

В свою очередь президент РОАД Владимир оказался более осторожен в своей оценке будущего GM в России. По его словам, представитель Минпромторга Александр Морозов всего лишь «высказал свое пожелание относительно возвращения компании». Однако он также уверен, что все марки, которые представляет концерн GM, просто обязаны вернуться на российский рынок.

«Мы же не знаем, что будет через два года, — сказал Моженков «Газете.Ru». — Конечно, мне бы хотелось, чтобы Opel и Chevrolet в полном объеме вернулись в Россию, у них отличный модельный ряд.

Я уверен, что госпожа Вебер делает все возможное для того, чтобы существующие дилерские центры работали в этом качестве до того времени, пока GM не вернется. Это будет сделано для того, чтобы сохранить клиентскую базу. По этой причине компании будет важно правильно выстроить все отношения с дилерскими центрами.

Те, кто в течение последних пяти-шести лет вкладывал инвестиции в развитие бизнеса, должны получить компенсацию, в том числе денежную, для того чтобы просто выжить.

Мы знаем, что в Комиссию по ценным бумагам от GM поступило заявление об убытке в размере $600 млн. Это значит, они должны быть потрачены. Я хотел бы верить, что в зависимости от истории, клиентской базы и прочих важных факторов, дистрибьюторов будет ждать справедливая компенсация, в том числе денежная. И, конечно же, мне хотелось бы верить, что через два-три года, когда российский авторынок пойдет вверх, GM вернется. GM занимает 3-е место в рейтинге мировых автопроизводителей. Концерн просто обязан присутствовать на российском рынке в полном объеме, чтобы у наших клиентов был выбор».

Говоря о будущем дилерских центров, Моженков отмечает, что существующим дилерским компаниям будет сложно найти новых партнеров, чтобы заполнить пустующие площади.

«Перепрофилироваться на новые марки будет очень трудно, — сказал глава РОАД.

— Перед производителями стоит цель сохранить свою дилерскую сеть, а если начать ее увеличивать, то получится, что она просто «размажется» и все будут от этого страдать».

В свою очередь, коммерческий директор компании «Автомир» рассказал «Газете.Ru», что дилеры надеются «получить компенсацию всех их ожиданий». В противном случае бизнесменам придется обращаться в суд.

«То, что GM ушел из России, для нас стало неожиданностью. Но наш бизнес устроен таким образом, что мы всегда готовы к диверсификации, мы держим руку на пульсе, — сказал Грошенков «Газете.Ru».

— При этом мы только что построили собственный дилерский центр GM в Екатеринбурге и не запустили его — он должен был бы открыться только через три недели. Мы рассчитываем на компенсацию, а если мы не договоримся, то мы будем судиться.

Сейчас мы вступили в фазу переговоров по обещанным компенсациям с представительством. Нам выделили менеджеров, которые нас ведут. Пока не очень понятна их программа и что конкретно они предлагают. Мы ждем окончательные предложения в течение одной-двух недель».

По словам Грошенкова, «Автомир» в настоящее время активно ищет марки, которыми можно заменить те, что ушли из России.

«Найти новых партнеров, конечно, будет не так просто, — говорит дилер. — От каких-то автосалонов нам придется отказаться, в тех случаях когда дилерские центры находятся у нас в собственности, мы будем продолжать бизнес и обслуживать наших клиентов. Мы рассматриваем все существующие марки, оцениваем их рентабельность и позицию на рынке, от этого будет зависеть наше решение».

В свою очередь, аналитик «ВТБ Капитала» обращает внимание на то, что GM окончательно не уходит из России — у них остается СП с , завод в Санкт-Петербурге, который они законсервируют, а также бренд Cadillac, который также остается на российском рынке.

«Не думаю, что для такой крупной компании станет проблемой выстроить заново и дилерскую сеть, — говорит Беспалов «Газете.Ru».

— Таким образом, возможность возвращения GM на российский рынок весьма реальна, с учетом неплохого потенциала рынка. Однако вряд ли они вернутся на тех же условиях, которые были у них до этого».

Что касается финансовых потерь, которые понесет концерн в связи с выплатами дилерам, то, по мнению собеседника, решение уйти из России могло приниматься с учетом этого обстоятельства. «Дело ведь было не только в том, что компания несла убытки в России, но и в необходимости серьезных инвестиций в производство в том случае, если бы они остались работать на рынке», — пояснил Беспалов.

Напомним, что американский автогигант General Motors в марте объявил о радикальной смене своей бизнес-стратегии в России. Принадлежащий GM немецкий бренд Opel полностью уйдет с отечественного рынка, а марка Chevrolet лишится самых массовых моделей. Таким образом, в России у GM останется лишь бренд Cadillac и три известные, но не очень популярные модели Chevrolet — спорткары Corvette и Camaro, а также внедорожник Tahoe. При этом на днях были уволены первые 400 рабочих с завода GM в Санкт-Петербурге, который вскоре будет законсервирован. Они согласились уйти, получив семь среднемесячных окладов. Отказавшиеся увольняться по соглашению сторон сотрудники теперь рассчитывают получить компенсации в размере 12 среднемесячных окладов.

«Караул» устал. Европейское отделение GM с 1999 года приносит американцам лишь убытки. В 2009 году на пару канадско-австрийская Magna и российский Сбербанк, но сделка сорвалась. Затем была проведена серьезная санация: закрыли два завода, вкачали миллиарды евро в модернизацию производства и технического центра в Рюссельсхайме, наладили кооперацию с концерном PSA для производства машин на общих платформах ради сокращения затрат. Обо всех этих телодвижениях не без гордости рассказывал мне в свое время глава Опеля Карл-Томас Нойман. В этой же цепочке - и консервация завода в Петербурге как гарантия избавления от возможных финансовых рисков.

Была полная уверенность, что 2016 год парочка Opel-Vauxhall закончит в плюсе, но вмешался брекзит: резкая девальвация фунта на фоне желания Великобритании выйти из Евросоюза привела к операционным убыткам в размере 257 миллионов долларов. У Опеля на выходе семь новых машин, но янки махнули рукой: умерла так умерла. .

Сделка должна быть завершена до конца нынешнего года, и здесь еще масса проблем. Если Ангела Меркель допустит переход Опеля под юрисдикцию PSA без гарантий сохранения немецких заводов, то о посте канцлера она может забыть. Ведь Opel для Германии - это не просто часть истории страны. Для Рюссельсхайма и Айзенаха это фактически градообразующие предприятия, крах которых поставит на грань выживания тысячи людей.

При любых раскладах в выигрыше останутся… китайцы. Самыми крупными (в равных долях) владеют правительство Франции, семья Пежо и китайский концерн Dongfeng Motors. Китайцы уже получили доступ к французским технологиям, а теперь доберутся и до немецких. Это прекрасная возможность зайти на европейский рынок с заднего хода - напрямую по-прежнему не получается. Пригодятся и опелевские заводы, и мощный инженерный потенциал.

Но нас по большому счету волнует не столько экономический расклад, сколько простой покупательский интерес: вернется ли Opel в Россию? Глава концерна PSA Peugeot-Citroen Карлос Таварес весьма прагматичен:

«Как только право интеллектуальной собственности перейдет к PSA, марка Opel получит возможность развиваться на международном рынке, и, таким образом, исключений здесь не будет. Если бизнес-кейс окажется рентабельным, мы займемся этим, если же нет, то не станем этого делать».

Российская дилерская сеть разрушена, репутация марки подмочена. Но Opel всяко популярнее у нас, чем автомобили Peugeot и Citroen. Французы не оставят без внимания наш емкий рынок - особенно при наличии недозагруженных производственных мощностей в Калуге и простаивающего завода в Петербурге. Тем паче что моделей-кандидатов на возвращение предостаточно. Это, прежде всего, Astra и модернизированная Mokka X. Определенный потенциал имеет Zafira, которая была одним из лидеров российского рынка компактвэнов. Наконец, не забудем про : это очень красивая Insignia нового поколения и пришедший на смену Мериве компактный переднеприводный кроссовер , созданный на платформе Peugeot 2008. Будут брать!

Вернется ли Opel в Россию? Но есть и менее оптимистический сценарий. В Европе - переизбыток производственных мощностей, в том числе и у PSA. При этом французы приобретают не премиальную марку и не мелкосерийного производителя специальных автомобилей, а самого что ни на есть прямого конкурента. Выпускать за свои же деньги в Германии и Британии машины, которые конкурируют с автомобилями Citroen и Peugeot? Абсурд.

Что будут делать французы? Отказываться от лишних заводов. Карлос Таварес большой мастер сокращения расходов и оптимизации производства. И, понятное дело, под нож в первую очередь пойдут производства в Англии и Германии - даже вопреки тому, что Карлос Таварес и глава GM Мэри Барра заверяют Ангелу Меркель и правительство Великобритании в том, что рабочие места сокращаться не будут. Обещания даются сейчас, а как оно повернется в будущем, известно лишь богу торговли Меркурию. Приобрести конкурента, чтобы придушить его тихо, по-семейному, - чем плох план?

И еще. Покупка европейского отделения GM обойдется концерну PSA в 2,2 миллиарда евро. Причем в 900 миллионов евро оценено подразделение GM Finance. Это значит, что одиннадцать заводов в Германии, Великобритании, Испании, Австрии, Венгрии, Польше и России, на которых трудится около 38 тысяч человек, и мощный исследовательский центр в Рюссельсхайме обойдутся французам в какие-то 1,3 миллиарда евро. Не такие великие деньги, даже с учетом текущих операционных убытков. Сравните: Mercedes-Benz на разработку нового Е‑класса тратит около двух миллиардов, а Михаил Прохоров вложил в около 150 миллионов евро.

Самое время вспомнить, сколько миллиардов мы угрохали на поддержку отечественного автопрома. Их с лихвой хватило бы, чтобы купить Opel и PSA в придачу. Но своя рубаха ближе к телу - особенно когда дело связано с рабочими местами, налогами, стабильностью в конкретных регионах и т. д. Даже если эта рубаха не первой свежести и местами трещит по швам.