Кто должен уступить при сужении дороги без разметки? Кто уступает при одновременном перестроении? Кто в данной ситуации должен уступить дорогу.

Водители, находясь за рулём своего автотранспортного средства, даже и не задумываются сколько раз за день совершают манёвр, под названием одновременное перестроение. У опытных автолюбителей это действие на дороге совершается автоматом, они просто перестраиваются согласно правилам. А вот начинающие водители могут легко запутаться и растеряться на дороге, поэтому нужно на зубок знать, кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении.

Правила гласят, что перестроение - это выезд автотранспортного средства из ряда или полосы, сохраняя направление движения. Правило данного манёвра прописано в пункте под номером 8.4. В нём указано, что автотранспорт, который начинает производить манёвр перестроения обязан пропустить транспорт, который движется попутно. В случае, когда другой авто движется попутно и намерен тоже перестроиться называется одновременное перестроение. При этом нужно пропустить тот транспорт, который находится справа.

Препятствие справа

Препятствие в виде транспорта с правой стороны принято называть «помехой справа». При этом часто в автошколе правило правой руки так запоминается научающему автолюбителю, что он считает, что в любом случае пропускается транспорт, который находится справа. В принципе этого понятия в правилах нет вообще, можно сказать, что оно негласное, и применяется на тех участках автодороги, где нет указывающих знаков о преимуществе. Правило применимо всего в двух случаях:

  • при манёвре одновременного перестроения;
  • на перекрёстках и других местах, где преимущества движения не оговорены другими правилами.
Когда это правило не может действовать

Новичку необходимо понимать, что закон помехи справа действует не всегда, и его нельзя применять в таких случаях:

  • проезжая перекрёсток равнозначных дорог;
  • при обозначении на дороге знаков, который определяют очередь проезда транспорта;
  • регулируемые пересечения.
Особенности одновременного перестроения автотранспортных средств

В жизни ситуации, когда водитель действует по правилу, помехи справа случаются довольно часто, например, на загруженной трассе при плотном потоке. В таком случае манёвр совершить не так-то легко - автобус и большегрузные машины могут закрывать обзор водителю и ему нужно быть предельно осторожным. Водитель должен знать, что преимущество перестроения имеет тот, кто находится справа. При этом уровень нахождения автотранспортных средств не имеет никакого значения.

Если автотранспортное средство, находящееся справа, совершает манёвр перестроения в левый ряд, то водитель авто слева обязан притормозить или изменить направление движения, чтобы не препятствовать манёвру.

Несколько ситуаций

Например, с крайней правой в среднюю, а затем в левую полосу и наоборот. Такое перестроение считается наиболее трудным, чтобы правильно его выполнить нужно быть предельно внимательным на дороге и не забывать смотреть в зеркала и ехать по правилам.

Важно всегда помнить, что совершать любое перестроение, независимо от правила правой руки, нужно обдуманно. Нередки случаи, когда водители из-за своего незнания или просто амбиций не пропускают авто. Если поторопиться, то можно попасть в неприятную или даже страшную аварию. Так что самым главным правило и по сей день остаётся - осторожность. Лучше убедиться, что ваш авто пропускают и только потом совершать манёвр.

Часто новички путаются при перестроении и им трудно запомнить кто, кого и когда должен пропускать.


Самым главным правилом при перестроении, начале движения, съездах, въездах и заездах остаётся всё же негласное правило, которое существует уже долгие годы. Называется оно «правило трёх Д». ДДД - дай дорогу дураку. Если даже вы имеете преимущество в перестроение и соблюдаете правила, никогда не торопитесь, лучше пропустите водителей, которые с наглой уверенностью гонят не по правилам. Это убережёт от проблем, сохранит здоровье и жизнь, а также и имущество в виде автотранспортного средства.

Очень много мелких аварий на дорогах нашей страны происходят именно по тому, что водители не соблюдают правила перестроения или просто не хотят уступать дорогу другим участникам. Не стоит торопиться на дороге, лучше подождать несколько секунд или минут, это сэкономит больше времени, чем потом стоять на дороге и оформлять дорожно-транспортное происшествие.

Кто уступает при одновременном перестроении? обновлено: Октябрь 22, 2018 автором: admin

Дорога – не место для долгих размышлений, между тем, ситуаций, когда требуется четкое и быстрое принятие единственно верного решения, достаточно много. Ситуации с выяснением очередности при выполнении маневров возникают практически всегда. Чтобы безопасно доехать до места назначения, необходимо знать, кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении.

Большинство действий водитель предпринимает автоматически, научившись быстро и верно оценивать ситуацию и мгновенно принимать решения. Без навыков перестроения вряд ли можно добраться даже до ближайшего магазина, не говоря уже о плотного трафике. Более того, даже следуя в своем ряду, необходимо быть готовым к быстрому маневрированию в виду непредвиденной ситуации. Малейшая ошибка может привести к печальным последствиям, повреждению авто, участников движения, и чем выше будет скорость, тем большему риску подвергается водитель.

Перестроение согласно положениям ПДД

В целях обеспечения безопасности на дороге, водителю нужно научиться правильно трактовать ситуацию и принимать решения с учетом правил, описывающих принципы перестроения. Согласно п.8.4, при выезде машины из полосы, по которой она следовала ранее, либо из ряда, продолжая двигаться с том же направлении, водитель обязан пропускать авто, двигающееся по полосе, куда он намерен перестроиться.

Если происходит одновременное перестроение и одному из участников движения нужно уступить, чтобы избежать столкновения, организуют пропуск транспорта, следующего по полосе справа, так как преимущество в движении имеет именно он.

ВАЖНО! Основной принцип, которым нужно руководствоваться, это наличие приоритета о тех, кто двигается правее, т.е. находится ближе всего к краю дороги или обочине. Уступать нужно даже в тех случаях, когда автомобиль, находящийся левее, немного обгоняет ТС с правой стороны. Возможно применение торможения или замедления хода, чтобы предоставить возможность водителю справа первому завершить маневр.

Известный среди автомобилистов термин «помеха справа», не определен положениями ПДД, однако на практике применяется часто.

Правило «помехи справа» предписывает уступить дорогу водителю, находящемуся с правой стороны, если налицо следующая ситуация:

  • одновременное перестроение;
  • организация последовательного пересечения нерегулируемого перекрестка или другие места, где нужно определять очередность движения.

Применяя «помеху справа», важно помнить об исключениях:

  1. Место пересечения равнозначных дорог.
  2. Проезд перекрестка регулируется сотрудником ДПС, светофором, либо иным способом.
  3. Дорога оснащена знаками, которые позволяют правильно установить очередность.

На видео об одновременном перестроении

Порядок одновременного выполнения маневра

Правило, требующее пропуска водителей, находящихся правее, применяется очень часто, особенно в условиях загруженности дорог и интенсивности движения.

Наибольшие сложности возникают, когда перестроение приходится совершать при закрытом крупногабаритными машинами обзоре.

Следует изучить наиболее распространенные примеры на дорогах, чтобы иметь возможность правильно и быстро реагировать во время движения:

  1. Если водитель двигается по своей полосе и не собирается перестраиваться, в то время, как справа другой автомобилист собирается занять место, принцип «помехи справа» не может быть применено, поскольку водитель не совершает дополнительных маневров.
  2. Водитель хочет занять соседнюю полосу, и других претендентов на занятие той же полосы справа не имеется, достаточно пропустить поток, двигающийся по выбранной полосе и занять место в ряду после них.
  3. Если автомобилисты с правой и левой полосы одновременно собираются занять среднюю полосу, приоритет отдается машине, расположенной правее. Автомобилист, занявший более левую полосу, обязан подождать окончания маневра, чтобы выполнить свое перестроение.

Данные положения должны быть четко зафиксированы и осознаны водителем, так как во время движения, рассуждать о том, кто имеет приоритет, и как правильно совершить маневр, будет невозможно.

Именно так называется эта подтема в сборнике «Экзаменационные задачи тематические», по которым вы сейчас занимаетесь в автошколе. Хотя на самом деле речь тут идёт не только о начале движения и перестроениях, но ещё и о других специфических манёврах, а именно: съезд на прилегающую территорию, выезд из прилегающей территории, съезд на полосу торможения, выезд на полосу разгона, а также о случаях, которые в Правилах не оговорены.

Начало движения.

Водитель белого автомобиля собирается начать движение после преднамеренной остановки, а водитель синего автомобиля наоборот намерен припарковаться.

Кто должен уступить дорогу?

При выполнении манёвра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сейчас оба маневрируют одновременно и если руководствоваться пунктом 8.1 Правил, то ситуация патовая – оба одновременно должны уступать дорогу друг другу.

Так почему же в реальной действительности начинающий движение обязательно уступает дорогу всем остальным, в том числе и совершающим другие манёвры?

Тут дело вот в чём. «Белый», совершив преднамеренную остановку, на некоторое время выбыл из Транспортного Мира. Начиная движение (то есть, возвращаясь в Транспортный Мир), образно говоря, он должен «снять шляпу, прижать её к груди и попросить у всех разрешения войти».

Для того чтобы его действия квалифицировались, как манёвр, ему сейчас даже необязательно перестраиваться. Сам факт перевода транспортного средства из неподвижного состояния в подвижное – уже манёвр. И, следовательно, водитель не вправе тронуться с места до тех пор, пока это может создать помехи другим участникам движения.

Откуда это следует? В тексте Правил в явном виде этого нет, а пункт 8.1 полностью выглядит так:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.1. Перед началом движения , перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Как видим, Правила к манёврам относят следующие действия – начало движения, перестроение, поворот, разворот и преднамеренную остановку.

Но те же Правила не раскрывают, что такое «начало движения». Заглянем в «Комментарии к ПДД» (авторы А.Ю. Якимов, С.Н. Антонов, М.Б. Афанасьев и др.) под общей редакцией Главного Инспектора БДД генерал-лейтенанта В.Н. Кирьянова – «Под началом движения понимается момент трогания транспортного средства с места стоянки или остановки с перестроением на соседнюю полосу движения или без него».

То есть «Начало движения» это особенный манёвр, он протекает не в движении, а заключается в трогании с места , и именно поэтому Правила уже в названии Раздела 8 выделили этот манёвр.

Правила это не учебник, это Закон. И написаны Правила, как и всякий Закон, с использованием специальной юридической лексики так, что порой понять некоторые требования Правил нелегко. Но мы-то с вами пишем не Закон, а Учебник.

И, следовательно, нам ничто не мешает изложить это требование Правил ясно и конкретно:

Начало движения, то есть перевод транспортного средства из неподвижного состояния в подвижное – это манёвр и, следовательно, начинать движение можно только при условии, что это не создаст никому никаких помех.

В противном случае водитель должен сохранять своё транспортное средство в неподвижном состоянии.

Кому-то из вас на экзамене достанется задача, показанная ниже. Имейте в виду – несмотря на то, что дорога в данном направлении имеет две полосы движения, правильный ответ не просто «Можно» , а именно «Можно, если при этом не будут созданы помехи грузовому автомобилю».

Авторы этой задачки хотят выяснить, знаете ли вы требование пункта 8.1 Правил. И ждут от вас такого ответа: «Да, я знаю, что начинать движение водитель может только при условии, что он не создаст никому никаких помех».

Перестроения.

Итак, начиная движение после преднамеренной остановки, мы уступает дорогу всем, в том числе и совершающим другие манёвры. Но вот, наконец, мы тронулись, и как теперь будут развиваться события? Ведь в процессе движения неизбежно придётся перестраиваться. Как в этом случае водители разбираются в очерёдности проезда? Принцип очень простой:

Маневрирующий уступает дорогу неманеврирующему.

Этот принцип абсолютен и действует всегда, независимо от того, перестраивается ли водитель по собственному желанию или потому, что сужается проезжая часть, или потому, что водитель перестраивается, завершая обгон. Всегда и везде маневрирующий не должен создавать помех неманеврирующему.

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Ну, хорошо, если один перестраивается, а другой нет, всё понятно – уступает тот, кто перестраивается. А если оба перестраиваются одновременно, тогда как? Ответ на этот вопрос очень прост и логичен:

Раз они оба чего-то хотят, значит, их статус на дороге одинаков. А, стало быть, и право на проезд у них равное.

А при равном праве на проезд всегда вступает в действие общий принцип «помехи справа».

Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.4. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Вот как об этом вас будут спрашивать на экзамене:

Съезжая с дороги на прилегающую территорию, водители пересекают траекторию движения пешеходов и велосипедистов, и по поводу этой ситуации Правила в пункте 8.3 высказались вполне конкретно:

При съезде с дороги на прилегающую территорию водитель должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Правила. Раздел 8. Пункт 8.3. При выезде на дорогу из прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней.

Вы обратили внимание! – Правила не уточнили, каким именно транспортным средствам надо уступать дорогу. А, значит, уступать нужно всем – и механическим, и немеханическим транспортным средствам. Ну, и конечно, пешеходам.

С этой ситуацией мы уже знакомились, когда проходили горизонтальную дорожную разметку. Остаётся только повторить пройденное.

Только что все летели со скоростью под сотню, и вдруг у автомобиля впереди включился указатель поворота и через секунду вспыхнули стоп-сигналы – водитель тормозит, готовясь вписаться в поворот.

Теперь и вам надо тормозить, и тем, кто за вами, и хорошо ещё, если все держат безопасную дистанцию, и это неожиданное торможение останется без последствий.

Проблема полностью снимается, если перед съездом добавить ещё одну полосу – полосу торможения и одновременно обязать водителей:

Сначала необходимо (не снижая скорости!) перестроиться на полосу торможения, а вот теперь, пожалуйста – можете тормозить, вписываясь в поворот.

Вот как об этом сказано в Правилах:

При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

Похожая проблема возникает и при въезде на дорогу. Чтобы обеспечить надлежащую безопасность, въезд на дорогу тоже могут оборудовать дополнительной полосой – полосой разгона.

В этом случае водители не имеют права въезжать на дорогу напрямую, они обязаны сначала двигаться по полосе разгона:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.10. При наличии в месте выезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Случаи маневрирования, не оговорённые в Правилах.

Итак, Правила особо оговорили следующие случаи маневрирования:

Начало движения.

Перестроения.

Съезд с дороги на прилегающую территорию.

Выезд на дорогу из прилегающей территории.

Съезд с дороги на полосу торможения.

Съезд на дорогу с полосы разгона.

Применительно к этим случаям маневрирования авторы Правил разработали различные требования, с которыми мы только что познакомились. А всё, что осталось неоговоренным, Правила объединили одним требованием:

Правила. Раздел 8. Пункт 8.9. В случаях, когда траектории транспортных средств пересекаются, а очерёдность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

И это логично – если интересы водителей пересекаются в местах, где нет ни главной дороги, ни второстепенной, нет ни светофоров, ни регулировщика, они должны устанавливать очерёдность проезда самостоятельно по принципу «помехи справа».

Вот как вас об этом спросят на экзамене.

Перестроением принято называть процесс изменения полосы движения, что происходит во время движения транспортных средств по дороге. Такой маневр водители используют часто, потому что без него не обойтись, когда нужно совершить обгон, опережение или объезд. Это же касается поворотов и разворотов. Многих интересует вопрос, кто должен уступить дорогу при перестроении. Прежде чем ответить на него, не помешает рассмотреть основные моменты выполнения маневра.

Как правильно действовать на дороге?

При необходимости перестроиться, вам сначала нужно набрать скорость, с которой движутся автомобили по полосе, на которую вы хотите переместиться. Важно не забыть включить соответствующий указатель поворота, таким образом, вы предупредите других участников движения о планируемом маневрировании на полотне. Всегда следует смотреть в зеркала бокового и заднего вида, чтобы правильно оценивать ситуацию. Перемещение на соседнюю полосу нужно выполнять только при полной уверенности в безопасности этого действия. По его завершению можете выключить поворотники и двигаться дальше.

В правилах дорожного движения четко сказано, что тот, кто хочет перестроиться, должен уступать дорогу автомобилям, движущимся попутно без изменения направления движения. Если вы видите, что автомобиль справа тоже начинает перестраиваться, вы должны ему уступить. Говоря простыми словами, преимущество всегда на стороне у того, кто справа, имеются в виду случаи, когда происходит взаимное перемещение.

Внимание! Теоретически все просто и понятно, но практика показывает, что большая часть дорожно-транспортных происшествий происходит во время изменения полосы движения. Причиной тому является повышенная плотность потока автомобилей.

Водителям с большим опытом вождения удается без проблем перемещаться даже под острым углом на участке протяжностью 50-60 м. Одновременно с этим ему удается подстраиваться под скорость соседнего потока. Этим обеспечивается безопасность передвижения.

Если говорить о водителях-новичках, то они, желая переместиться в другой ряд, выбирают способ с замедлением. Им кажется, что намного проще и безопаснее будет дождаться, когда на соседней части дороги появится просвет, а потом, замедлив скорость движения своего автомобиля, занять свободное место. Однако на практике все происходит совсем иначе. Как только он перестаивается на пониженной скорости, раздается звук, характерный для удара транспортных средств. Из этого следует сделать вывод о том, что занимать левую полосу движения нужно только после достижения скорости движения соседнего потока. Такой подход позволяет без проблем вписаться в пробел на дороге, даже, если он небольшой.

Внимание! Если речь идет о вынужденном перестроении, например, из-за препятствия впереди, водитель должен остановиться, включить поворотник и подождать, пока кто-то из проезжающих рядом водителей пропустит вас.

Ведем себя правильно в плотном потоке движения

Если вы оказались в пробке, то должны помнить, здесь действуют немного иные правила перестроения, основаны они на человеческой психологии. В ситуации, когда водитель хочет проехать лишь по своему желанию, усмотрению, никто не гарантирует, что его пропустят другие автомобили. А вот если попросить об этом, включив лампочку поворота, то вероятность, что вас пропустят, возрастает.

Вы можете посмотреть на водителя автомобиля позади и убедиться в его согласии. Если он кивнет в ответ, замедлит движение своего авто или вовсе остановится, вы смело можете занять место по диагонали, делать это следует решительно, но без рывков. Грубой ошибкой является въезд в «мертвую зону». Так называется область обзора, которая является недоступной водителю автомобиля. Это сильно повышает уровень аварийности.

Что касается движения по кольцу, то в данном случае действуют такие же правила, как и на прямой дороге. Распространенной ошибкой водителей является выезд с кольца с левого ряда. Согласно правилам дорожного движения, поворот разрешается делать только с крайней правой полосы. На нее перестроиться вы должны заблаговременно, а не перед самым выездом. Ваши действия должны быть понятными для других участников движения, а также предсказуемыми. Чтобы обеспечить безопасные условия, вы должны первым делом включить поворотник с той стороны, в которую вы собрались перемещаться.

Важно! Акцентировать внимание хотелось бы на том, что свободный участок дороги, который вы планируете занять, должен вмещать в себя два ваших автомобиля. Чтобы понять, достаточно ли места для перестройки, нужно посмотреть в боковое зеркало, в нем должен быть виден движущийся сзади автомобиль полностью вместе с крышей и колесами, прикасающимися к полотну.

Что говорится в правилах дорожного движения?

Продолжая тему, кто должен уступить дорогу при взаимном перестроении, хотелось бы отметить следующие детали.

  1. Если вы движетесь по своей полосе, но водитель сбоку хочет переместиться, вы не обязаны уступать ему дорогу, независимо от того, с какой стороны от вас он находится. Пропустить его вы можете по собственному желанию.
  2. Если перестроиться хотите вы, то придется подождать, пока на другой части дороги не закончатся автомобили и не появится просвет. Правило «помеха справа» в данном случае не действует.
  3. Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении? Все зависит от того, на какой полосе находитесь вы. По правилам уступают тому, кто находится справа. Но торопиться не стоит, нужно быть уверенным, что вам действительно уступают дорогу.

Если вы едете слева и хотите переместиться на правую полосу, то в этом случае дорогу уступает ваш автомобиль, потому что в подобной ситуации действует правило помехи справа.

При взаимном перестроении водитель легкового автомобиля должен уступить дорогу водителю мотоцикла, находящемуся от него справа.

Двигаясь по левой полосе, Вы намерены перестроиться на правую. На каком из рисунков показана ситуация, в которой Вы обязаны уступить дорогу?

Когда Вы перестраиваетесь с левой полосы на правую, то должны уступить дорогу водителю легкового автомобиля, движущегося по соседней правой полосе, как при его движении без изменения направления движения, так и в случае, когда он одновременно с Вами проводит перестроение. Таким образом, уступить дорогу Вы обязаны в ситуациях, изображенных на обоих рисунках.

Кто обязан уступить дорогу?

Знак «Конец полосы » информирует об окончании полосы. Следовательно, водителю легкового автомобиля придется перестроиться на левую полосу, а при перестроении он должен будет уступить дорогу грузовому автомобилю, движущемуся в попутном направлении без смены полосы.

Обязаны ли Вы, двигаясь по правой полосе, уступить дорогу водителю автомобиля, который намерен перестроиться на Вашу полосу?

Вы движетесь без изменения направления движения и поэтому не обязаны уступать дорогу водителю автомобиля, намеревающегося перестроиться на вашу полосу.

Обязаны ли Вы, двигаясь по левой полосе, уступить дорогу водителю автомобиля, который намерен перестроиться на Вашу полосу?

Поскольку впереди сужение дороги, о чем предупреждает знак «Сужение дороги » , водителю грузового автомобиля придется перестроиться на соседнюю полосу, а при перестроении он должен уступить дорогу легковому автомобилю, движущемуся попутно без изменения направления движения.

Водитель автомобиля, выполняющий перестроение на правую полосу, в данной ситуации:

Водитель автомобиля, выполняющий перестроение, в том числе завершающий обгон, не должен создавать помех автомобилю, движущемуся попутно без изменения направления движения.

При перестроении на правую полосу в данной ситуации Вы:

Вам необходимо перестроиться на правую полосу, уступая при этом дорогу всем ТС, движущимся по ней.

В данной ситуации для того, чтобы продолжить движение в прямом направлении, Вам разрешается:

Для продолжения движения Вы вправе выполнить любое из перечисленных действий. Следует учитывать, что при перестроении на правую полосу необходимо уступить дорогу всем ТС, движущимся попутно.

Двигаясь по правой полосе, Вы намерены перестроиться на левую. На каком из рисунков показана ситуация, в которой Вы обязаны уступить дорогу?

При перестроении с правой полосы на левую вы обязаны уступить дорогу легковому автомобилю, движущемуся попутно без изменения направления движения по левой полосе. При одновременном перестроении преимущество остается за вами. Следовательно, уступить дорогу вы обязаны в ситуации, изображенной на левом рисунке.

Кто должен уступить дорогу при взаимном перестроении?

При взаимном перестроении водитель грузового автомобиля должен уступить дорогу водителю легкового автомобиля, находящемуся от него справа.