Планово-предуиредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Реферат: Ежедневное обслуживание автомобиля

Техническое обслуживание имеет большое значение в первую очередь для безопасности водителя и пассажиров. Если водитель уверен в хорошем техническом состоянии автомобиля, он может смело отправляться в самое дальнее путешествие. Также регулярный техосмотр позволит продлить срок службы машины.

1 Техобслуживание автомобиля – 8 видов плановых работ

Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс мер, направленных на поддержание исправного состояния автомобиля, надлежащего внешнего вида, выявление неисправностей и своевременное их устранение. Исправный автомобиль имеет высокий уровень надежности, безопасности и экономичности. ТО является профилактической мерой. Лучше поддерживать машину в исправном состоянии, чем выполнять ремонт, на который уходят деньги и время.

Необходимость проведения плановых ТО вызвана законами физики. Во время поездки автомобиль подвергается перегрузкам, вибрации, воздействию атмосферных осадков, перепадам температур. Износ деталей происходит быстро, так как многие из них находятся в постоянном трении. При трении изменяется размер деталей, они деформируются, со временем увеличиваются зазоры. В результате появляется биение и стук, так как резьбовые соединения не прилегают плотно. Это влечет за собой следующие проблемы:

  • падает мощность двигателя;
  • увеличивается расход топлива;
  • ломаются детали и др.

Постепенно снижается надежность автомобиля. Для поддержания машины в хорошем состоянии нужно проходить ТО, которое заключается в выполнении следующих видов работ:

  1. смазывающие;
  2. моющие;
  3. контрольно-диагностические;
  4. чистящие;
  5. регулировочные;
  6. заправочные;
  7. электротехнические;
  8. крепежные.

Каждый вид работ проводится с определенной периодичностью или по мере необходимости, поэтому при одном техобслуживании могут проводиться не все работы, а лишь некоторые, которым подошел срок, или они возникли из-за технического состояния машины. Особого внимания требует двигатель и система управления.

Желательно заранее составить план, в котором указать виды технических работ и сроки их проведения.

Если руководствоваться существующими нормативами, то можно выделить следующие виды технического обслуживания:

  1. Ежедневное.
  2. Первое.
  3. Второе.
  4. Сезонное.

На периодичность ТО влияют условия эксплуатации, пробег и возраст автомобиля, манера езды водителя. Каждый автомобиль в обязательном порядке имеет инструкцию по эксплуатации, в которой указаны сроки проведения и порядок ТО.

2 Ежедневное ТО и контрольный осмотр – что сделать, прежде чем сесть за руль?

Контрольный осмотр проводится перед выездом транспортного средства, в пути и после поездки. Проверка техсостояния авто перед выездом дает возможность снизить риск возникновения опасной ситуации на дороге, которая может стать причиной ДТП. Ежедневное техническое обслуживание состоит в устранении недостатков, выявленных при контрольном осмотре.

Проверка перед выездом начинается с осмотра внешнего состояния машины и места стоянки. На месте, где стоял автомобиль, могут быть пятна от подтекания топлива, охлаждающей, гидравлической жидкости, масла, что говорит о проблемах в одной из систем, которые нужно выявить и устранить. Далее проверяем наличие и уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, моторного масла по меткам на щупе, жидкости в ГУРе, гидравлической жидкости в тормозной системе и бачках сцепления, топлива в баке по приборам на передней панели, омывающей жидкости в бачке. Если уровень жидкостей недостаточный, доливаем недостающую жидкость до необходимого уровня.

На следующем этапе оцениваем электротехническое состояние: работоспособность осветительной системы, контрольно-измерительных приборов, сигнализации, исправность звукового сигнала. Затем проверяем свободный ход рулевого колеса, на легковом транспорте он не должен превышать 10 градусов. Проверка исправности подвески выполняется путем нажатия на багажник или капот, кузов машины после нажатия не должен совершать более 2-3 колебаний. Обязательно перед поездкой проверяем состояние колес и давление в шинах. На шинах не должно быть дефектов в виде порезов, разрывов, оголенного корда, отслоения боковины или протектора, расслоения каркаса. При движении авто проверяем работоспособность тормозной системы, исправность сцепления, коробки переключения передач.

При контрольном осмотре выполняем проверку зеркал заднего вида, а также других, при необходимости регулируем их и очищаем. Следует обеспечить качественный обзор, что повысит безопасность при движении. Проверяем также работоспособность дворников, омывателя стекол, чистоту и читабельность номерных знаков. Любой автомобиль должен быть укомплектован медицинской аптечкой, тросом, знаком аварийной остановки или красным мигающим фонарем, домкратом, запаской, огнетушителем, набором инструментов.

Во время поездки при контрольном осмотре проверяем на ощупь нагрев тормозных дисков и барабанов, ступиц колеса, осматриваем топливную, охлаждающую и тормозную системы на наличие течи рабочих жидкостей. Визуально определяем степень накачки шин. После поездки устраняем выявленные в пути недостатки, проверяем уровни рабочих жидкостей, состояние резины. Делаем уборку в салоне автомобиля и моем кузов.

3 Что включает в себя первое техническое обслуживание?

Чаще всего первое ТО выполняется через 10-15 тысяч километров пробега или через год после покупки автомобиля (загляните в руководство по эксплуатации). На срок большое влияние оказывают условия эксплуатации. Например, езда по грунтовым дорогам приводит к быстрому загрязнению воздушного фильтра, поэтому его приходится менять раньше, чем рекомендует производитель. Качество бензина влияет на замену моторного масла и фильтра.

Первое ТО включает себя те же работы, что и ежедневное техобслуживание, но к ним добавляются крепежные работы, смазка, диагностика, контроль, регулировка оборудования, очистка.

Меняем моторное масло и соответствующий фильтр. Проверяем уровень гидравлической жидкости в гидроусилителе руля, бачках тормозной системы и гидравлических приводах сцепления, плотность низкозамерзающей жидкости, плотность и уровень электролита в аккумуляторе, уровень масла в коробке переключения передач.

Осуществляем проверку функционирования тормозной системы, рулевого управления, состояния шаровых опор, подвески, ШРУСов и пыльников. Оцениваем износ тормозных колодок, дисков, барабанов, состояние стоячего тормоза, регулируем его при необходимости. Проводим компьютерную диагностику двигателя. Проверяем подсветку приборов, внешнее и внутреннее освещение, выполняем при необходимости . Свет должен качественно освещать дорогу, не ослепляя встречных водителей. Проверяем работоспособность очистительной системы для стекол (омыватель, дворники).

Очищаем клеммы аккумулятора от продуктов окисления, проверяем состояние хомутов проводов. При проверке свечей зажигания очищаем их от нагара, регулируем при необходимости зазор между электродами. Меняем центральный фильтр в салоне. Проверяем состояние и натяжение ремня или цепи газораспределительного механизма. Если они изношены или найдены дефекты, меняем. Регулируем натяжение ремня. Основная цель первого технического обслуживания – выявить неполадки, обеспечить экономный расход смазочных материалов и топлива, снизить уровень загрязнения окружающей среды, повысить безопасность поездки.

4 Сменилось время года – как готовить машину?

Сезонное обслуживание делается 2 раза в год для подготовки транспортного средства к эксплуатации в теплый и холодный сезон. При подготовке машины к зиме нужно выполнить следующие мероприятия:

  1. Зарядить аккумуляторную батарею.
  2. Заменить моторное масло на зимнее.
  3. Проверить и смазать уплотнители на дверях.
  4. Поменять воду на антифриз.
  5. Залить незамерзающую жидкость в омыватель.
  6. Поменять шины, соответствующие сезону.
  7. Доукомплектовать машину на зиму.

Перед наступлением зимы аккумуляторную батарею, которая прослужила 2-3 года, необходимо подзарядить с помощью зарядного устройства, чтобы она не разрядилась во время морозов. Когда аккумулятор полностью заряжен, он не подведет даже в сильные морозы и не придется постоянно его прикуривать. Если в систему заливалось летнее моторное масло, то его обязательно нужно поменять на зимнее, даже если оно не выходило свой ресурс. Иначе могут возникнуть проблемы при запуске двигателя. Если поездки частые, то весной следует заливать летнее масло, а осенью менять его на зимнее. Если машиной пользуетесь нечасто, то можно залить масло с индексом 5W.

Моторное масло различается по классам, маркировка наносится на канистру. Для летнего сезона подходит масло с индексом 10W, при наступлении морозов мотор при использовании этого масла может не завестись, поэтому его следует поменять. Для зимнего сезона подходит масло с индексом 5W и 0W.

Если в систему охлаждения при закипании двигателя доливалась вода, то перед зимним сезоном охлаждающую жидкость следует заменить. Сколько бы свежего антифриза ни доливалось, возможны остатки воды, которые при дальнейшей эксплуатации образуют на патрубках и радиаторе накипь, что отрицательно сказывается на функционировании охлаждающей системы. Перед заменой охлаждающей жидкости следует проверить работу печки. Если температура двигателя не увеличивается до 90 градусов, и в салоне холодно, нужно проверить исправность термостата.

В летний сезон в омыватель водители для экономии заливают воду. В зимний период такая экономия может выйти боком, оставив водителя без качественного обозрения дороги, что может стать причиной аварии. Поэтому при наступлении морозов воду в омывателе нужно поменять на незамерзающую жидкость.

При наступлении зимы большой проблемой для многих автолюбителей является уплотнитель на дверях: во время морозов водители нередко рвут уплотнитель, пытаясь открыть примерзшие двери. Не стоит поливать теплой водой двери, если они примерзли, вода попадет под уплотнитель, и начнутся коррозионные процессы. Чтобы этого не случилось, резиновые уплотнители нужно протереть силиконовой смазкой, предназначенной для резиновых деталей. Кроме того, нужно смазать уплотнители на стеклах дверей и дверные замки.

5 Сезонная смена шин и комплектация авто на зиму

Одним из основных видов работ сезонного ТО является смена резины на колесах с летней на зимнюю. Покупка сезонных шин выгодна тем, кто совершает много поездок. Так как шины в этом случае выхаживают не более 2-3 лет, то вредное влияние перебортировок во время сезонной смены несильно отразится на эксплуатации. Наиболее затратный вариант – приобретение всесезонных шин, но это благоразумно делать в южных районах, где нет низких температур зимой. При низких температурах всесезонные шины использовать не рекомендуется, так как они не приспособлены к такой эксплуатации.

Если не менять шины по сезону, это влечет за собой проблемы на дороге. Шины для разных сезонов отличаются химическим составом. Зимняя резина при эксплуатации в температурном режиме выше 5 градусов становится мягкой, не выполняет своих функций, машина становится неустойчивой на дороге. Летняя резина не приспособлена к езде по гололеду, при низких температурах она дубеет, что повышает вероятность заноса, пропадает сцепление с дорожным покрытием, при проколе возможен разрыв шины.

При хранении шин нужно соблюдать определенные правила. Шины без дисков следует хранить только в вертикальном положении. Если хранить их в стопке, то нижние шины получат деформацию, их невозможно будет надеть на колесо.

Под буквой "а" показаны способы хранения шин, под буквой "б" - способы хранения колес в сборе. Хранить шины лучше в гараже или сарае. Если такой возможности нет, можно для хранения приспособить балкон, только предусмотреть, чтобы солнечные лучи не падали на шины.

Машину на зиму следует доукомплектовать:

  • лопатой, если придется откапывать автомобиль;
  • проводами для прикуривания в случае полной разрядки АКБ;
  • тросом, который должен быть в багажнике всегда на случай необходимости буксировать автомобиль;
  • средством для отмораживания замков;
  • водоотталкивающим спреем WD-40;
  • скребком, с помощью которого можно счищать снег со стекол и кузова машины.

6 Второе и последующие ТО – виды и периодичность проведения работ

Второе ТО преследует те же цели, что и ежедневное, и первое, но отличается объемом и сложностью проведения работ. Работы по смазке, диагностике, крепежу и регулировке предполагают полную разборку узлов со снятием деталей. Обслуживание и диагностика проводится с использованием специального оборудования.

В зависимости от рекомендаций производителя, через разные периоды проводим определенные работы. Через каждые два года или 20-30 км пробега меняем свечи зажигания, проверяем состояние уплотнителей, герметичность систем, подтягиваем крепления агрегатов, очищаем от ржавчины и смазываем соединения, проверяем клеммы аккумулятора на наличие продуктов окисления, очищение их, смазываем подшипники ступиц колес, меняем масло в коробке передач и картере. Проверяем состояние стартера, сюда входит проверка состояния коллектора, износа щеток. Смазываем втулки, шестерни, винтовые шлицы вала и другие комплектующие стартового механизма.

После 3 лет эксплуатации или 30-45 км пробега проверяем работоспособность вакуумного усилителя тормозов, зачищаем коллектор стартера, проверяем изношенность и прилегание щеток, чистим и смазываем привод стартера, проверяем и регулируем в случае необходимости свет фар. Через 50-60 км пробега или по истечению четырех лет меняем тормозную и охлаждающую жидкость, зачищаем контакты на генераторе, проверяем износ его щеток, чистим элементы карбюратора, дренажные отверстия порогов и дверей.

Техобслуживание после пяти лет эксплуатации или 60-75 км пробега состоит в замене масла в коробке переключения передач, промывке системы и замене моторного масла, замене и регулировке развала-схождений передних колес, замене ремня газораспределительного механизма.

Вовремя выполненное техническое обслуживание снижает риск возникновения аварийных ситуаций на дороге. Если при ДТП выяснится, что авария произошла из-за неисправности автомобиля, вся ответственность ложится на водителя, у которого выявлены недостатки в техническом состоянии.

X Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить , потому что вам уже знакомо что:

  • СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
  • Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
  • В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти

И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ROADGID S6 Pro, который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите!!!

Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.

Многие автомобилисты, покупающие автомобиль из салона, сталкиваются с обязательными регламентными работами. Нет, конечно, от них отказаться можно, но в этом случае теряется гарантия на транспортное средство. ТО-1 и ТО-2 - это рекомендации завода изготовителя, а не рекламный ход дилеров той или иной марки. Ведь многие водители расценивают именно таковым ТО-1. Перечень работ обходится гораздо дороже, нежели в другом СТО, но сейчас речь не об этом.

Общая информация и сведения

Плановое необходимо для своевременного выявления неисправностей электронных и механических систем транспортного средства с целью их устранения. Также проводятся работы по обслуживанию топливной системы, что позволяет несколько снизить расход горючего во время эксплуатации автомобиля.

Нового автомобиля необходимо для устранения так называемых "скрытых" неисправностей. Далеко не каждый сможет заметить заводской брак двигателя или тормозной системы. Если оставить все это без внимания, то можно попасть в ДТП. Поэтому поддерживать автомобиль в исправном техническом состоянии просто необходимо. Техническая исправность автомобиля - это максимальный уровень безопасности, комфорта и экономичности, который может обеспечить данное транспортное средство. Поэтому, если вы хотите, чтобы все системы работали нормально как можно дольше, лучше не пропускать ТО у дилера.

ТО-1: перечень работ и кое-что еще

Автомобиль по своей конструкции достаточно сложное устройство. Большое количество узлов и агрегатов, трущихся поверхностей - все это постепенно изнашивается. В случае какого-либо конструктивного отклонения такой брак можно определить только профессиональной проверкой у дилера с помощью современного оборудования. Можно говорить о том, что любая поездка на автомобиле, даже кратковременная, приводит к ухудшению его состояния. Поэтому машину нужно вовремя обслуживать и менять вышедшие или бракованные детали и узлы из строя.

Перечень работ ТО-1 выглядит следующим образом:

  • проведение крепежных работ (подтяжка резьбовых креплений авто);
  • выполнения смазочных работ;
  • контроль;
  • диагностика;
  • очистка и регулировка.

Каждый из вышеперечисленных пунктов в данной статье мы рассмотрим более подробно. Хотелось бы отметить, что ТО-1 - это крайне важно. Ведь в этот период проверяются и устраняются случайные неисправности, которые приводят к сокращению ресурса двигателя, понижению комфорта или увеличенному расходу топлива. Также в обязательном порядке проверяется работа каталитического преобразователя или сажевого фильтра, которые отвечают за нейтрализацию вредных химических соединений, попадающих в окружающую среду с выхлопными газами.

Как показывает практика, большая часть автомобилистов не соблюдает рекомендации по осмотру и обслуживанию транспортного средства перед каждой поездкой. Тем не менее настоятельно рекомендуется проверять следующие системы:

  • работоспособность электрических приборов центральной консоли;
  • уровень тормозной жидкости;
  • уровень масла в двигателе;
  • осуществить проверку кузова автомобиля;
  • выполнить регулировку зеркал заднего вида;
  • осмотреть рулевое управление.

На самом деле выполнить работы из вышеприведенного списка довольно просто. По времени займет буквально несколько минут. Тем не менее выполнять ежедневное обслуживание (ЕО) желательно, ведь это может спасти водителю жизнь. К примеру, при очередном ТО вы обнаружили, что отсутствует тормозная жидкость. Это говорит о том, что система негерметична и где-то есть утечка. Если не придать этому должного внимания, то на очередном светофоре можно и не остановится вовремя. Это касается и зеркал, положение которых может случайным образом сбиться. А во время езды выполнять их регулировку просто-напросто опасно, ведь водитель отвлечется от дороги, что может привести к аварии.

Регулярная мойка автомобиля

На самом деле это личное дело каждого водителя. Тем не менее есть определенные рекомендации по уходу за салоном автомобиля. Ведь дышать пылью, которая попала в салон во время езды, не очень-то и полезно. Поэтому завод изготовитель настоятельно рекомендует регулярно ухаживать за салоном вашей машины. Это нужно не только для эстетической составляющей, но и для поддержания пластика и обивки сидений в чистоте. Ведь если длительное время не очищать салон, то со временем пыль и грязь въедаются в ткань, и потребуется химчистка салона, а это уже процедура не из дешевых.

Также желательно регулярно мыть и кузов автомобиля. Ведь выполнить качественную проверку сильнозагрязненного кузова практически невозможно. Кроме того, налет или грязь, которые длительное время остаются на лакокрасочном покрытии транспортного средства, въедаются в краску и могут её повредить. Сильные загрязнения желательно удалять с помощью "Керхера" на автомойке. Самостоятельная неправильная мойка автомобиля может привести к появлению царапин на ЛКП авто.

О периодичности проведения технического обслуживания

Обычно регулярность проведения тех или иных работ определяется заводом изготовителем. Данные указываются в сервисной книжке, где написано - когда выполнять те или иные работы. Но стоит заметить, что периодичность определяется несколькими факторами. Во-первых, временным интервалом. К примеру, ремень генератора необходимо менять каждые 2 года (24 месяца). Во-вторых, временем и пробегом. Замена масла выполняется каждый год (12 месяцев) или через 15 000 километров пробега в зависимости от того, что наступит раньше. В-третьих, пробегом. Яркий тому пример - замена ремня или которая выполняется каждые 100-150 тысяч километров.

Поэтому, как вы понимаете, даже если практически не ездить на авто, его придется обслуживать. К примеру, поставили вы новый ремень генератора и за два года проехали всего несколько тысяч километров. По сути, ремень совершенно новый, но так как это изделие меняется не от пробега, а от срока годности, то его необходимо заменить. Со временем резина трескается и становится менее эластичной, что чаще всего и приводит к обрыву. А вот ремень ГРМ, что он тоже из резины, меняется спустя определенный пробег. Поэтому один такой ремень может стоять на автомобиле 5 или 10 лет, и ему ничего не будет.

ТО-1: порядок выполнения работ

Первое техническое обслуживание автомобиля указывается в сервисной книге. Обычно ТО-1 выполняется с наступлением 15-ти тысяч пробега. Хотя в зависимости от марки авто данные могут незначительно отличаться. Обычно дилеры не придерживаются определенного порядка выполнения работ, а просто выполняют проверку, регулировку, смазку и обслуживание следующих узлов автомобиля:


ТО в подробностях

Ну а сейчас давайте рассмотрим несколько наиболее интересных пунктов более подробно. Возьмем в качестве примера регулировочные работы, так как они выглядят наиболее интересными. Обычно дилеры их практически не выполняют, хотя в прайсе ценник выставляют по максимуму. К примеру, проверка крепления генератора. Обычно необходимость выполнения подобной процедуры возникает только с ремонтом этого узла. Ведь завод изготовитель все тщательно закрепил и отрегулировал. Другое дело, что может понадобиться развал-схождение, ведь вы только обкатываете свой двигатель и ходовую, которая еще не была под нагрузкой.

Но такие работы, как регулировка карбюратора автомобиля или инжекторной системы, зачастую не требуются, но недобросовестные сотрудники дилерских центров её все равно выполняют. Хотя заводом изготовителем данные пункты указаны, поэтому обязательно нужно выполнять их осмотр, желательно в вашем присутствии. Тогда вы самостоятельно сможете осмотреть состояние того или иного узла. Если заводской брак деталей, узлов или агрегатов присутствует, то водитель его заметит практически с первых километров эксплуатации автомобиля. Если кондиционер не работает или работает плохо - это видно сразу. Если в ходовой есть посторонние звуки, то тут тоже все понятно. Но многие работы выполняются для вытягивания денег с водителя, именно поэтому многие автомобилисты отказываются от проведения технических работ и ремонтируют свое транспортное средство самостоятельно или на бюджетных СТО.

Сколько стоит первое ТО?

На этот вопрос дать однозначный ответ крайне сложно. Есть несколько факторов, от которых зависит ценообразование ТО-1. Во-первых, состояние автомобиля спустя те же 15 000 километров пробега. Все водители разные, и одни понимают, что во время обкатки ДВС давать слишком высокие обороты нельзя, а другие нет. Это приводит к тому, что одни на ТО платят 10 000 рублей, а другие - 30 000, и потом возмущаются. Во-вторых, многое зависит от дилера. Есть более добросовестные специалисты, а есть менее. Если вы немного разбираетесь в конструкции и устройстве автомобиля, то на ТО лучше присутствовать и дышать проверяющему в затылок. Ведь неизвестно, во сколько обойдется регулировка привода сцепления, если вас не будет рядом.

Поэтому, как вы понимаете, ценообразование диктуют дилеры и с этим довольно сложно что-либо поделать. Совсем другое дело, что зачастую дилеры заводской брак выдают за неправильную эксплуатацию. Соответственно деталь приходится покупать водителю. Доказать что-либо сложно, но при должном усилии вполне возможно. ТО-1 для "Хендай Гетз" в среднем обходится в 10 000 рублей. А вот обслужить авто премиум-класса будет не дешевле 30-40 тысяч и более.

Несколько важных деталей

Необходимо понимать, что есть различные виды и периодичности технического обслуживания. К примеру, есть еще ТО-2, которое практически ничем не отличается от первого. На втором техническом обслуживании объём работ несколько больше. Регулировочные и смазочные работы выполняются со снятием некоторых узлов и агрегатов. Для проверки правильности работ систем используют специальное оборудование. К примеру, проверка глушителя и каталитического преобразователя, а также лямбд выполняется с помощью осциллографа, который показывает правильность работы датчиков.

Исходя из этого, можно говорить о том, что ТО-2 обойдется порядком дороже, нежели первое. Тем не менее, если его не пройти, то вы опять потеряете гарантию на транспортное средство. Поэтому не стоит забывать о выполнении ТО-1 и ТО-2, которые необходимы не столько для обеспечения безопасности, хотя это тоже важно, сколько для того, чтобы остаться на гарантийном обслуживании. Как показывает практика, пока есть гарантия на машину, она ломается редко. Самое интересное начинается после истечения срока. Возможно, это связано с качеством наших дорог или горючего. Но всегда все заботы о ремонте падают на плечи водителя.

Есть тоже и сезонное обслуживание (СО). Особенно данный вид технических работ актуален для жителей северной части России. Однако и для центральной части СО является обязательной процедурой. Вот тут имеет смысл говорить о целесообразности выполнения этих работ. Ведь по статистике, большое количество ДТП приходится именно на начало зимнего сезона, когда многие автомобилисты еще не переобулись. Обычно СО работы выполняются два раза в год: в конце осени и в середине весны.

Подведем итоги

Вот мы и рассмотрели с вами перечень работ ТО-1 и многие другие интересные моменты. Помимо ТО-1 и ТО-2, не стоит забывать о сезонном и ежедневном обслуживании. Каждый водитель должен перед поездкой проверять уровни жидкостей в системе смазки, охлаждения и тормозной. Понятно, что тормоза играют огромную роль, но также и система охлаждения или смазка двигателя полностью отвечают за исправную работу силового агрегата. Если не выполнять ТО транспортного средства, и по вашей вине случится какая-либо серьезная поломка, то восстанавливать автомобиль придется за свой счет.

В целом техническое обслуживание 1 раз в год или каждые 15 тыс. км. выполнять нужно обязательно. К сожалению, в России сформировалось не самое лучшее мнение о дилерском обслуживании. Зачастую недобросовестные сотрудники накручивают ценники, что и приводит к большим финансовым затратам. В Европе же цены на плановое техническое обслуживание несколько ниже. Это при том, что там выполняются только необходимые регулировочные и смазочные работы. Также там гораздо чаще берутся делать машины по гарантии, хотя и требуется это в европейских странах реже, нежели в России.

Виды технического обслуживания и периодичность их проведения

  • контрольный осмотр (КО) автомобиля перед выездом в рейс, в пути и после возвращения из рейса;
  • текущее обслуживание (ТеО);
  • техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
  • техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
  • сезонное обслуживание (СеО).

Контрольный осмотр автомобиля включает:

  • осмотр и места его стоянки, при этом на месте стоянки можно выявить следы подтекания масла, охлаждающей, гидравлической жидкости и топлива;
  • проверку наличия и уровней: масла в картере двигателя (по меткам щупа), в расширительном бачке, гидравлической жидкости в дополнительных бачках сцепления и тормозной системы, жидкости в бачке омывателя, гидравлической жидкости в гидроприводе усилителя руля. При необходимости нужно долить соответствующую жидкость до необходимого уровня;
  • проверку наличия в топливном бачке (по прибору на передней панели автомобиля) и отсутствие подтеканий топлива;
  • проверку функционирования приборов освещения, сигнализации и контрольно-измерительных приборов;
  • проверку исправности звукового сигнала;
  • проверку люфта рулевого колеса (для легковых автомобилей он должен быть не более 10 градусов);
  • проверку исправности подвески (при импульсном нажатии на капот или багажник должен совершить не более двух - трех колебаний);
  • проверку состояния колес и давления шин (не допускается эксплуатация, если шины имеют порезы, разрывы, оголяющие корд, расслоение каркаса, отслоения протектора и боковины, когда остаточная высота рисунка протектора менее 1,6 мм);
  • проверку действия сцепления, коробки передач, тормозной системы на ходу автомобиля;
  • проверку функционирования стеклоочистителя и омывателя стекол;
  • наличие обязательного оборудования автомобиля: знака аварийной остановки или красного мигающего фонаря, медицинской аптечки и огнетушителя.

Контрольный осмотр на остановках в пути включает:

  • проверку на ощупь нагрева тормозных барабанов или дисков, ступиц колес;
  • проверку отсутствия подтеканий топлива, масла, охлаждающей и гидравлической жидкости;
  • проверку давления шин внешним осмотром.

Контрольный осмотр после возвращения из рейса включает:

  • устранение недостатков, обнаруженных в пути;
  • проверку уровней масла, охлаждающей и гидравлической жидкостей, жидкости в бачке омывателя, наличия топлива и если нужно дозаправку автомобиля;
  • состояние колес и шин;
  • внутреннюю уборку и мойку автомобиля.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) включает контрольный осмотр автомобиля, работы, которые нужно провести по недостаткам, обнаруженным при контрольном осмотре, а также заправочные и уборочно-моечные работы. Кроме того, дополнительно проводятся через каждые 500-600 км пробега проверка давления в шинах, через каждые 2500-3000 км проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее.

ТО-1 проводится через каждые 6,10 или 15 тыс. км пробега (или один год эксплуатации) в зависимости от марки автомобиля и условий эксплуатации, при этом выполняются работы, указанные в «Пособии по эксплуатации» данной марки автомобиля. Некоторые автопроизводители (например, ) устанавливают периодичность проведения ТО-1 - 15 000 км или после одного года эксплуатации.

При ТО-1 обычно проводится:

  • замена масла и масляного фильтра, проверка уровня охлаждающей жидкости в двигателе;
  • проверка плотности низкозамерзающей жидкости;
  • проверка и корректировка уровня жидкости в усилителе руля;
  • чистка и смазка клемм аккумулятора;
  • проверка состояния рулевого управления, подвески, тормозной системы, шаровых опор, ШРУСов и их пыльников;
  • очистка свечей от нагара, проверка и при необходимости регулировка зазоров между электродами;
  • замена центрального салонного фильтра;
  • проверка и при необходимости восстановление уровней гидравлической жидкости в бачках гидравлических приводов сцепления и тормозов;
  • регулировка натяжения ремня (цепи) привода газораспределительного механизма;
  • проверка износа тормозных колодок, дисков и барабанов;
  • компьютерная диагностика двигателя;
  • проверка состояния и обслуживание наконечников аккумуляторной батареи и хомутов проводов;
  • проверка уровней масла в картерах коробки передач и главной пере-дачи;
  • проверка наружного и внутреннего освещения и подсветки приборов;
  • проверка функционирования стеклоочистителя и стеклоомывателя;
  • проверка состояния тормозных колодок;
  • проверка и при необходимости регулировка стояночного тормоза;
  • проверка отсутствия подтеканий топлива, масла, жидкостей;
  • проверка и смазка замков, петель, защелки капота и ограничителей положения дверей;
  • проверка в движении исправного действия всех узлов и агрегатов автомобиля.

Кроме того:

  • каждые 2 года, независимо от пробега, требуется замена гидравлической жидкости в приводе тормозной системы и сцепления;
  • каждые 6 лет или 60 тыс. км:
  • о замена свечей зажигания;
  • о замена фильтрующего элемента воздухоочистителя;
  • каждые 100 тыс. км - замена ремня ГРМ;
  • каждые 4 года или 120 тыс. км - замена топливного фильтра.

ТО-2 проводится через каждые 12,20,30,40 тыс. км в зависимости от конкретной марки автомобиля, при этом выполняются все работы ТО-1 и в дополнение к ним следующие:

  • смазка подшипников ступиц колес;
  • обслуживание стартера (проверка степени износа щеток, состояния коллектора, смазка винтовых шлицов вала, втулки, шестерни стартера и др.);
  • замена масла в картерах коробки передач и главной передачи.

Через каждые 60 тыс. км пробега или через 2 года эксплуатации:

  • замена охлаждающей жидкости;
  • обслуживание генератора (проверка степени износа щеток, состояния контактных колец и др.);
  • проверка и корректировка уровня гидравлической жидкости в гидроусилителе руля;
  • проверка технического состояния рулевого управления и тормозной системы.

Сезонное обслуживание проводится 2 раза в год для перевода автомобиля на весенне-летнюю или осенне-зимнюю эксплуатацию. При этом выполняются следующие работы:

  • сезонная установка крышки воздушного фильтра (зима-лето);
  • замена масла двигателя в зависимости от сезона эксплуатации автомобиля;
  • замена жидкости в бачке омывателя;
  • корректировка плотности электролита аккумуляторной батареи;
  • корректировка плотности охлаждающей жидкости;

Замена колес в соответствии с сезоном эксплуатации.

Ежедневное обслуживание автомобилей

Для каждодневного обеспечения безопасности движения, поддержания подвижного состава в чистом виде и заправки автомобилей эксплуатационными материалами проводится ежедневное обслуживание.

Он включает комплекс работ: контрольно-осмотровые; уборочно-моечные; заправочные. Его трудоемкость ЕО составляет от 0,3 до 1,8 чел×часа для разных моделей подвижного состава.

Контрольные работы включают визуальный осмотр автомобиля, прицепа (полуприцепа) и их основных механизмов и агрегатов. Проверяется исправность дверей кабины, стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника и т.д. Проверяется работа приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла, в холодное время года – системы отопления кабины и обогрева стекол, правильность и целостность пломбировки спидометра (таксометра). Для более объективной оценки технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, щитковых контрольно-измерительных приборов, их проверяют небольшим контрольным пробегом по территории АТП.

Для удаления комьев грязи, наледей, снега используют уборочные работы. При этом очищается шасси автомобиля, салон легкового автомобиля и автобуса, грузовая платформа – для грузовых автомобилей.

При выполнении уборочных работ применяются щетки, метлы, скребки, совки, лопаты, пылесосы, обтирочные материалы и другие вспомогательные материалы. Крылья, подножки автомобиля очищают деревянными молотками, ходовую часть – металлическими лопатками. Кузова специальных автомобилей периодически подвергают санитарной обработке – примерно 1 раз в 15…30 дней.

Пыль с обивки удаляют пылесосом. Загрязненную обивку промывают водой с мыльным раствором с помощью мягкой волосяной щетки. Жирные и масляные пятна удаляют с помощью хлороформа, эфира, авиационного бензина, скипидара или ацетона, нанесенных на чистую ветошь. Как правило, эти работы выполняют на первом посту линии ЕО или перед моечными работами.

Мойка автомобиля включает: предварительное ополаскивание; мойку спецсоставом и (или) водой; окончательное ополаскивание; сушку и протирку; нанесение защитных покрытий; полировку.

Мойка предназначена для тщательного удаления загрязнений с наружных частей шасси и кузова. Автомобили моют холодной и теплой водой (t в = 40…50 °С), паром и иногда специальными жидкостями. Чтобы не повреждалось лакокрасочное покрытие, температура поверхности автомобиля и моющего раствора не должны отличаться более, чем на 10…20 °С.

Предварительное ополаскивание необходимо для размягчения загрязнений. При мойке спецсоставом или водой осуществляется непосредственно очистка автомобиля от загрязнений. Окончательное ополаскивание необходимо для удаления оставшейся грязной воды или спецсостава с поверхности автомобиля.

В настоящее время для повышения эффективности мойки используются установки с повышенным давлением воды или щеточные установки. При струйной очистке физико-химический фактор воздействия водных растворов синтетических моющих средств (СМС) дополняется механическим ударом струи. Под действием струи в загрязнении возникают нормальные и касательные напряжения, приводящие к разрушению и размыву загрязнений.

Сила удара струи определяется

F = m × a , (2.1)

где m – масса воды, кг;

а – ускорение, м/с 2 .

Так как а = v / t , то для потока можно записать

где - секундная масса жидкости, кг/с;

v – скорость потока, м/с.

Поскольку m = w ∙r, то

где w – живое сечение набегающей струи (м 2);

r – плотность жидкости (кг/м 3).

Если струя направлена под углом a к омываемой поверхности, то

. (2.4)

Таким образом, сила удара зависит от плотности жидкости, формы и типа насадка, из которой вытекает жидкость, скорости истечения и угла наклона.

Скорость истечения жидкости определяется из уравнения Бернулли

, (2.5)

где Н – напор воды, м;

g = 9,815 м/с 2 ;

j = 0,475…0,98, зависит от формы насадки.

Для повышения эффективности мойки увеличивают напор и стремятся, чтобы a было близко к 90°. Однако даже при больших давлениях скорость потока жидкости у поверхности автомобиля не большая (рис.2.1).

1 – струя воды; 2 – поверхность автомобиля

Рисунок 2.1 – Эпюра скоростей омывающей жидкости

Поэтому используют синтетические моющие средства. Они снижают силы поверхностного натяжения воды, что обеспечивает ее проникновение в микропоры грязи и создание в них избыточного давления (рис.2.2). В результате происходит быстрое разрушение загрязнений. Для автомобилей рекомендованы СМС «Прогресс», МЛ-72 и другие.

1 – загрязнения; 2 – омываемая поверхность

Рисунок 2.2 – Схема воздействия моющего раствора на загрязнения

Расход воды составляет от 100 до 1300 литров на одну мойку в зависимости от типа подвижного состава и применяемого способа мойки. Увеличение напора и использование СМС способствует уменьшению расхода воды.

После окончательного ополаскивания чистой водой производится сушка кузова. У легковых автомобилей остатки воды удаляют вручную, используя гигроскопические материалы: фланель, замшу и т.д. При механизированной сушке применяют обдув кузова холодным или теплым воздухом.

При полировании на лакокрасочную поверхность наносится защитный слой, предохраняющий кузов от агрессивного влияния окружающей среды. Используемые для этого полироли состоят из водооткалкивающих веществ, эмульсаторов, растворителей и воды. Для старых покрытий, потерявших блеск более чем на 30…50 %, используют полироли, в состав которых дополнительно вводятся абразивные материалы.

При проведении дозаправочных работ проверяют уровень масла в картерах двигателя и гидромеханической коробке передач и при необходимости доводят до нормы. Также проверяется уровень жидкости в бачках гидропривода тормозов и механизма выключения сцепления, охлаждающей жидкости в системе охлаждения, стеклоочистителя в бачках омывателей стекла и фар. При уменьшении уровней осуществляют дозаправку соответствующими жидкостями.

Перед постановкой автомобиля на стоянку сливают конденсат из влагоотделителя, воздушных баллонов пневмосистемы. В холодное время года, если в системе охлаждения используется вода, ее сливают, а перед пуском двигателя - заполняют горячей водой. Перед выездом автомобиль заправляют топливом.

По автобусам проводятся дополнительные работы, включающие осмотр подножек, поручней, стекол окон и дверей салона, проверяется исправность механизма их открывания, состояние и работа компостеров, исправность громкоговорящего устройства. Если есть гидромеханическая передача, проверяют и при необходимости регулируют частоту вращения коленчатого вала двигателя так, чтобы незаторможенный автобус оставался неподвижным на горизонтальной площадке при включенной передаче и отпущенной педали управления подачей топлива.

Для автомобилей, работающих на газу, дополнительно проводятся осмотровые работы по газовой топливной аппаратуре, проверяют состояние их крепления и легкость пуска и устойчивость работы двигателя при работе на бензине и на газу.

При постановке автомобиля на стоянку закрывают расходные вентили и вырабатывают весь газ, находящийся в системе, сливают отстой из газового редуктора и, в холодное время года, из полости испарителя (для автомобилей, работающих на сжиженном газу).

Работы ежедневного обслуживания проводятся на специализированных линиях, если суточная программа воздействий превышает 100 автомобилей, и на универсальных постах при меньших суточных программах. Посты должны быть оборудованы пылесосами, моечными установками, устройствами для сушки и дозаправки автомобиля эксплуатационными материалами. Линия, как правило, состоит из 3-х постов. На первом посту проводятся контрольно-осмотровые, дозаправочные и уборочные работы. На втором посту – наружная мойка автомобиля. На третьем – протирка, сушка и полирование лакокрасочного покрытия для легковых автомобилей. Причем для синхронизации работы постов, время нахождения на 1-м и 3-м постах должно равняться времени выполнения наружной мойке автомобиля на 2-м посту, которое определяется пропускной способностью механизированной установки, составляющей 10…20 автомобилей в час.

Помещения для выполнения работ ЕО должны обеспечивать безопасное и рациональное выполнение всех технологических операций при полном соблюдении санитарно-гигиенических условий труда и должны быть оборудованы средствами пожаротушения в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Запрещается пользоваться на постах открытым огнем. Аппарель, трапы и дорожки на постах мойки должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность. Все используемое при ЕО оборудование и инструмент должно быть исправно и отвечать требованиям безопасности. Стационарное моечное и другое оборудование должно надежно крепиться болтами к фундаментам. Оборудование с электроприводом и пульты управления должны быть надежно заземлены или занулены.

Слесари-ремонтники и мойщики подвижного состава обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с «Инструкцией о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Госкомтруда СССР и ВЦСПС 24.05.83) и в соответствии с коллективным договором на предприятии.

Для каждодневного обеспечения безопасности движения, поддержания подвижного состава в чистом виде и заправки автомобилей эксплуатационными материалами проводится ежедневное обслуживание.

Он включает комплекс работ: контрольно-осмотровые; уборочно-моечные; заправочные. Его трудоемкость ЕО составляет от 0,3 до 1,8 чел×часа для разных моделей подвижного состава.

Контрольные работы включают визуальный осмотр автомобиля, прицепа (полуприцепа) и их основных механизмов и агрегатов. Проверяется исправность дверей кабины, стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника и т.д. Проверяется работа приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла, в холодное время года – системы отопления кабины и обогрева стекол, правильность и целостность пломбировки спидометра (таксометра). Для более объективной оценки технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, щитковых контрольно-измерительных приборов, их проверяют небольшим контрольным пробегом по территории АТП.

Для удаления комьев грязи, наледей, снега используют уборочные работы. При этом очищается шасси автомобиля, салон легкового автомобиля и автобуса, грузовая платформа – для грузовых автомобилей.

При выполнении уборочных работ применяются щетки, метлы, скребки, совки, лопаты, пылесосы, обтирочные материалы и другие вспомогательные материалы. Крылья, подножки автомобиля очищают деревянными молотками, ходовую часть – металлическими лопатками. Кузова специальных автомобилей периодически подвергают санитарной обработке – примерно 1 раз в 15…30 дней.

Пыль с обивки удаляют пылесосом. Загрязненную обивку промывают водой с мыльным раствором с помощью мягкой волосяной щетки. Жирные и масляные пятна удаляют с помощью хлороформа, эфира, авиационного бензина, скипидара или ацетона, нанесенных на чистую ветошь. Как правило, эти работы выполняют на первом посту линии ЕО или перед моечными работами.

Мойка автомобиля включает: предварительное ополаскивание; мойку спецсоставом и (или) водой; окончательное ополаскивание; сушку и протирку; нанесение защитных покрытий; полировку.

Мойка предназначена для тщательного удаления загрязнений с наружных частей шасси и кузова. Автомобили моют холодной и теплой водой (t в = 40…50 °С), паром и иногда специальными жидкостями. Чтобы не повреждалось лакокрасочное покрытие, температура поверхности автомобиля и моющего раствора не должны отличаться более, чем на 10…20 °С.

Предварительное ополаскивание необходимо для размягчения загрязнений. При мойке спецсоставом или водой осуществляется непосредственно очистка автомобиля от загрязнений. Окончательное ополаскивание необходимо для удаления оставшейся грязной воды или спецсостава с поверхности автомобиля.

В настоящее время для повышения эффективности мойки используются установки с повышенным давлением воды или щеточные установки. При струйной очистке физико-химический фактор воздействия водных растворов синтетических моющих средств (СМС) дополняется механическим ударом струи. Под действием струи в загрязнении возникают нормальные и касательные напряжения, приводящие к разрушению и размыву загрязнений.

Сила удара струи определяется

F = m × a , (2.1)

где m – масса воды, кг;

а – ускорение, м/с 2 .

Так как а = v / t , то для потока можно записать

где - секундная масса жидкости, кг/с;

v – скорость потока, м/с.

Поскольку m = w ∙r, то

где w – живое сечение набегающей струи (м 2);

r – плотность жидкости (кг/м 3).

Если струя направлена под углом a к омываемой поверхности, то

. (2.4)

Таким образом, сила удара зависит от плотности жидкости, формы и типа насадка, из которой вытекает жидкость, скорости истечения и угла наклона.

Скорость истечения жидкости определяется из уравнения Бернулли

, (2.5)

где Н – напор воды, м;

g = 9,815 м/с 2 ;

j = 0,475…0,98, зависит от формы насадки.

Для повышения эффективности мойки увеличивают напор и стремятся, чтобы a было близко к 90°. Однако даже при больших давлениях скорость потока жидкости у поверхности автомобиля не большая (рис.2.1).

1 – струя воды; 2 – поверхность автомобиля

Рисунок 2.1 – Эпюра скоростей омывающей жидкости

Поэтому используют синтетические моющие средства. Они снижают силы поверхностного натяжения воды, что обеспечивает ее проникновение в микропоры грязи и создание в них избыточного давления (рис.2.2). В результате происходит быстрое разрушение загрязнений. Для автомобилей рекомендованы СМС «Прогресс», МЛ-72 и другие.

1 – загрязнения; 2 – омываемая поверхность

Рисунок 2.2 – Схема воздействия моющего раствора на загрязнения

Расход воды составляет от 100 до 1300 литров на одну мойку в зависимости от типа подвижного состава и применяемого способа мойки. Увеличение напора и использование СМС способствует уменьшению расхода воды.

После окончательного ополаскивания чистой водой производится сушка кузова. У легковых автомобилей остатки воды удаляют вручную, используя гигроскопические материалы: фланель, замшу и т.д. При механизированной сушке применяют обдув кузова холодным или теплым воздухом.

При полировании на лакокрасочную поверхность наносится защитный слой, предохраняющий кузов от агрессивного влияния окружающей среды. Используемые для этого полироли состоят из водооткалкивающих веществ, эмульсаторов, растворителей и воды. Для старых покрытий, потерявших блеск более чем на 30…50 %, используют полироли, в состав которых дополнительно вводятся абразивные материалы.

При проведении дозаправочных работ проверяют уровень масла в картерах двигателя и гидромеханической коробке передач и при необходимости доводят до нормы. Также проверяется уровень жидкости в бачках гидропривода тормозов и механизма выключения сцепления, охлаждающей жидкости в системе охлаждения, стеклоочистителя в бачках омывателей стекла и фар. При уменьшении уровней осуществляют дозаправку соответствующими жидкостями.

Перед постановкой автомобиля на стоянку сливают конденсат из влагоотделителя, воздушных баллонов пневмосистемы. В холодное время года, если в системе охлаждения используется вода, ее сливают, а перед пуском двигателя - заполняют горячей водой. Перед выездом автомобиль заправляют топливом.

По автобусам проводятся дополнительные работы, включающие осмотр подножек, поручней, стекол окон и дверей салона, проверяется исправность механизма их открывания, состояние и работа компостеров, исправность громкоговорящего устройства. Если есть гидромеханическая передача, проверяют и при необходимости регулируют частоту вращения коленчатого вала двигателя так, чтобы незаторможенный автобус оставался неподвижным на горизонтальной площадке при включенной передаче и отпущенной педали управления подачей топлива.

Для автомобилей, работающих на газу, дополнительно проводятся осмотровые работы по газовой топливной аппаратуре, проверяют состояние их крепления и легкость пуска и устойчивость работы двигателя при работе на бензине и на газу.

При постановке автомобиля на стоянку закрывают расходные вентили и вырабатывают весь газ, находящийся в системе, сливают отстой из газового редуктора и, в холодное время года, из полости испарителя (для автомобилей, работающих на сжиженном газу).

Работы ежедневного обслуживания проводятся на специализированных линиях, если суточная программа воздействий превышает 100 автомобилей, и на универсальных постах при меньших суточных программах. Посты должны быть оборудованы пылесосами, моечными установками, устройствами для сушки и дозаправки автомобиля эксплуатационными материалами. Линия, как правило, состоит из 3-х постов. На первом посту проводятся контрольно-осмотровые, дозаправочные и уборочные работы. На втором посту – наружная мойка автомобиля. На третьем – протирка, сушка и полирование лакокрасочного покрытия для легковых автомобилей. Причем для синхронизации работы постов, время нахождения на 1-м и 3-м постах должно равняться времени выполнения наружной мойке автомобиля на 2-м посту, которое определяется пропускной способностью механизированной установки, составляющей 10…20 автомобилей в час.

Помещения для выполнения работ ЕО должны обеспечивать безопасное и рациональное выполнение всех технологических операций при полном соблюдении санитарно-гигиенических условий труда и должны быть оборудованы средствами пожаротушения в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Запрещается пользоваться на постах открытым огнем. Аппарель, трапы и дорожки на постах мойки должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность. Все используемое при ЕО оборудование и инструмент должно быть исправно и отвечать требованиям безопасности. Стационарное моечное и другое оборудование должно надежно крепиться болтами к фундаментам. Оборудование с электроприводом и пульты управления должны быть надежно заземлены или занулены.

Слесари-ремонтники и мойщики подвижного состава обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с «Инструкцией о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (Госкомтруда СССР и ВЦСПС 24.05.83) и в соответствии с коллективным договором на предприятии.