Платон для дальнобойщиков что такое. Что такое система "Платон", против которой бастуют российские дальнобойщики? Как будут контролировать

В последнее время проблема функционирования системы "Платон" стала невероятно актуальна. Надо сказать, что эта проблема затрагивает не только профессиональных дальнобойщиков, но и всех жителей России в целом. Как работает "Платон"? Какие у данной системы существуют достоинства и недостатки? Ответы на эти вопросы будут предоставлены в статье.

Правовое регулирование

Система "Платон" работает как невероятно сложный и запутанный механизм. Это по-настоящему непростой проект, который должен регламентироваться юридически. Существует ряд нормативных документов, являющихся законодательной базой для рассматриваемого явления. Первый и самый важный документ, который стоило бы здесь упомянуть, это ФЗ-68 от 2011 года. Он вносит некоторые поправки в КоАП РФ. Здесь заключены нормы, являющиеся рычагами для сбора финансов в систему. Стоит также выделить российский Бюджетный кодекс, закрепляющий юридически следующие моменты:

  • последовательность ряда действий для зачисления финансов в систему;
  • ряд требований, которые регулируют внесение финансов за эксплуатацию большегрузов на дорогах (ФЗ-68 устанавливает запрет на езду многотомных машин без внесения платы в систему);
  • ФЗ-257 "О дорогах для транспорта" закрепляет целостность системы.

Федеральное дорожное агентство и компания "РоТех-Инвест" заключили договор по регулированию рассматриваемой системы "Платон".

Общая информация

Для чего в Российской Федерации была введена рассматриваемая система контроля над дальнобойщиками? Ее создатели говорят сразу о нескольких целях, которых они хотели бы достигнуть за счет регулирования "Платона". В первую очередь это борьба с разбитыми дорогами. По заверениям разработчиков системы, дорожные полотна в стране находятся не в лучшем состоянии из-за частого проезда большегрузов. Правда, некоторые эксперты придерживаются иной точки зрения, заявляя о некачественном и дешевом ремонте дорог.

В качестве доказательства специалисты указывают на зарубежные государства, где дорожные полотна подолгу остаются в оптимальном состоянии даже при частом проезде многотонных машин. В противовес ссылаются на иностранный опыт и сами создатели системы. Они говорят о наличии подобных методов сбора во многих государствах мира, например, в Германии или США.

Наконец, есть у "Платона" и еще одна цель. Это борьба с так называемыми "серыми" перевозчиками - лицами, не выполняющими нормативы по техническим регламентам, а, стало быть, не выплачивающие денежные средства в соответствующие системные объекты.

Как работает "Платон": принцип работы, объект

На каких базовых принципах функционирует система? Принятые по этой теме законы гласят о соблюдении основ законности и справедливости, соответствия Конституции и международным стандартам. Сюда же можно отнести труд на благо прав и свобод человека. Однако чуть более подробно стоит рассказать о том, как работает система "Платон". Здесь все не так уж и сложно: водители, желающие осуществлять передвижение по дорожному полотну федерального значения, обязаны платить определенную сумму денег. Для чего это надо? Как утверждают создатели системы, для реализации полученной суммы на восстановление дорог, состояние которых ухудшается из-за проезда большегрузов. Часть собранных средств поступают в федеральный бюджет, после чего направляются в соответствующие инстанции, которые занимаются восстановлением дорожного полотна.

Первая группа системных элементов

О том, как работает "Платон", мы рассказали выше. Теперь вы должны узнать, что он состоит из ряда важнейших и взаимосвязанных между собой элементов, качественное функционирование которых позволяет работать и всей системе. Вот какие составляющие здесь стоит выделить:

  • Центр обработки информации, поступающей со спутников, а также приборов, установленных в транспорте. Он является инстанцией, в которой аккумулируются все данные о зарегистрированных машинах, уплативших или не уплативших налог.
  • Офисы "Платона" передвижного типа. Такие офисы предназначены для обслуживания клиентов системы. В штатах работают квалифицированные IT-специалисты, способные грамотно и быстро ввести в программу данные о том или ином лице.

Об остальной части элементов будет рассказано далее.

Вторая группа системных элементов

"Платон" также функционирует благодаря следующим видам элементов:


Как работает система взимания платы "Платон?" Все представленные выше компоненты системы позволяют ответить на этот просто вопрос.

Машины, которые затрагивает "Платон"

Как уже было сказано, рассматриваемая система касается только работы большегрузов. Согласно нормативным актам, отвечающим на вопрос о том, как работает "Платон", транспортные средства менее 12 тонн не попадают под действие системы. Под регулирование попадают большегрузы, вес которых превышает обозначенную цифру с учетом водителя и пассажиров.
Какие машины здесь следует выделить? Согласно статье 31.1 ФЗ-257, это:

  • армейский и военный транспорт;
  • машины спецслужб: пожарников, полиции, скорой помощи, газовых служб и т.д.;
  • специальные машины для перевозки людей, за исключением транспорта грузопассажирского типа.

Стоит отметить, что изначально закон касался только дальнобойщиков.

О расходовании средств в системе

Сбором средств, поступающих в систему, занимается Дорожное агентство федерального уровня. По подсчетам специалистов, система должна приносить порядка 40 млрд рублей ежегодно. 90% трасс федерального уровня будут отремонтированы уже к 2019 году. А все благодаря "Платону".

Стоит отметить, что пока система затрагивает только федеральные дорожные полотна. Вопрос о том, как работает "Платон" на платных дорогах, пока не актуален в виду отсутствия оснований. Дальнобойщики могут предпочесть платные дороги федеральным. И тогда им придется выплачивать меньшую сумму по сборам. Однако выгодно это будет далеко не всем.

Что следует делать водителям?

Лица, эксплуатирующие многотонные машины, должны, согласно закону, зарегистрироваться в рассматриваемой системе. После этого они получают индивидуальный расчетный банковский счет. Благодаря этому счету дальнобойщики способны оплачивать поездки.
Оплата может быть произведена двумя способами:

  • при помощи маршрутной карты;
  • после установки специального прибора в машине, который позволил бы проследить за перемещениями, в результате чего была бы получена точная сумма за пройденный путь.

Обработка полученных данных и их постоянный мониторинг позволяют определить точные денежные суммы, которые пойдут, как уверяют создатели системы, на ремонт дорожного полотна.

О размере сборов и штрафов

Стоит перейти, наконец, к самому важному и не самому приятному для самих дальнобойщиков. Речь идет о сумме сбора. Система "Платон" в России работает как механизм с одним простым принципом - взимать с водителей большегрузов чуть больше полутора рублей за каждый пройденный километр. Как заявляют специалисты, сумма будет индексироваться ежегодно, а значит, будет и возрастать. Много ли это для водителей многотонных машин?
По их же собственным заявлениям, весьма прилично. Еще до принятия соответствующего закона по стране прокатился ряд протестов, устроенных дальнобойщиками. Недовольства не прекращаются и по сей день. Водители заявляют, что доход большинства из них упал более чем в два раза.

Какая ответственность будет возложена на водителей большегрузов, которые предпочли игнорировать выплаты? Закон говорит о штрафе в 5 тыс. рублей на первый раз и о сумме в 10 тыс. рублей за все последующие факты неуплаты. Касается это как физических лиц, так и юридических.

О маршрутной карте

Выше уже была упомянута так называемая транспортная (или маршрутная) карта, которая позволяет считывать количество пройденных километров. Согласно закону, это специальный документ, содержащий в себе подробный и точный маршрут передвижения большегрузов. Водители, не успевшие или не пожелавшие установить себе в машину бортовой компьютер, должны ориентироваться по бумажной версии маршрута.

В карте отражается номер регистрации автомобиля, закреплены даты начала движения, привязки к трассе федерального типа, дата и место получения документа, а также некоторые другие данные.

Работает ли система "Платон" на водителей, не имеющих при себе ни карты, ни бортового компьютера? Ответ здесь отрицательный. Более того, водители, не пожелавшие принимать новые правила, будут подвержены ответственности.

Влияние системы на российское общество

Выше был предоставлен подробный материал о том, как работает система Платон. Отзывы и мнения об этой системе - не менее интересная и актуальная тема. Именно об этом и будет рассказано далее.

Как уже было сказано, "Платон" оказывает значительное влияние не только на дальнобойщиков, неслабо усложняя им жизнь и профессиональную деятельность, но и на все российское общество. В чем заключается это влияние? Государственные власти и представители рассматриваемой системы говорят о ремонте дорог и борьбе с нелегальными перевозками, однако все эти цели находятся в отнюдь не близкой перспективе.

Многие граждане видят обратную, более заметную и реальную сторону проекта. Это значительное повышение цен на продукты в магазинах, ухудшение жизни немалого слоя рабочего класса, а именно дальнобойщиков, финансовые махинации государства с разработчиками проекта и т.д.

Чуть подробнее стоит рассказать про повышение цен на продукты. Многие эксперты провели расчеты и выяснили, что увеличенные затраты на транспортировку товаров могут незначительно повысить цену продукции на прилавках. Как только закон был принят, специалисты говорили о повышении на 1%. Однако стоит учитывать тот факт, что сумма сборов будет постоянно увеличиваться. Так, уже после 2017 года произойдет индексация, в результате чего дальнобойщики будут обязаны выплачивать гораздо больше, чем полтора рубля за километр.

Об изменении тарифов в системе взимания платы с грузовых автомобилей "Платон". С 15 апреля 2017 г. с 1,53 руб. за 1 км он будет повышен до 1,91 руб. Первоначально планировалось установить тариф в 3,06 руб. Решение о более плавном повышении было принято 23 марта на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего предпринимательства в области автомобильных перевозок.

"Платон" (от "плата" и "тонна") - российская система взимания платы с грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Призвана компенсировать вред, причиняемый большегрузами дорогам федерального значения. Собранные средства поступают в федеральный бюджет, откуда направляются на ремонт, содержание дорожного полотна и развитие транспортной инфраструктуры.

Предпосылки к созданию системы

По данным Минтранса РФ, в России около 1,5 млн грузовиков массой более 12 т, что составляет около 3% от общего парка транспортных средств. При этом, согласно исследованиям Федерального дорожного агентства, 56% от износа покрытия российских дорог является результатом именно движения грузовиков массой свыше 12 т. Транспортный налог, взимаемый с этих транспортных средств, не компенсирует затрат на дорожный ремонт.

В ряде стран Европы, например, Германии, Нидерландах, Австрии, Швеции и Швейцарии действуют системы взимания платы с грузовиков за проезд по дорогам общего пользования. Собранные средства также идут на ремонт и строительство дорог.

Законодательство

6 апреля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты". Согласно документу, в России создавался Федеральный дорожный фонд, средства из которого направляются на ремонт дорог и развитие дорожной инфраструктуры. В качестве одного из источников пополнения фонда было заявлено создание системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т за проезд по дорогам федерального значения. За неуплату этого сбора закон вводил административную ответственность.

Порядок взимания платы был утвержден постановлением правительства РФ от 14 июня 2013 г. Его же распоряжением от 29 августа 2014 г. концессионное соглашение на создание и эксплуатацию системы по взиманию платы было заключено между Федеральным дорожным агентством и ООО "РТ-Инвест транспортные системы" (совладельцы, по состоянию на март 2017 г. - Игорь Ротенберг, 50%; Андрей Шипелов, 37,4%; госкорпорация "Ростех", 12,5%).

23 июня 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вводил систему "Платон" в действие с 14 ноября 2015 г.

Принципы функционирования системы

В рамках системы "Платон" взимается плата за проезд по всем дорогам федерального значения в России (50 тыс. 774 км).

Предусмотрено три способа взимания платы:

На грузовик можно бесплатно установить бортовое устройство с навигационным модулем ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных по сотовой связи. Устройство контролирует перемещение грузовика и передает данные о координатах в систему. Деньги за проезд в автоматическим режиме списываются с привязанного счета физического или юридического лица.

Водитель или владелец грузовика может получить через сайт или мобильное приложение "Платона" так называемую маршрутную карту, внеся данные о транспортном средстве, конечной, начальной и (при желании) промежуточных точках маршрута. Система рассчитает оптимальный маршрут и размер сбора за проезд по нему. После предоплаты грузовик может отправиться по сформированному маршруту, при этом он не должен уходить с него. Контроль осуществляется с помощью стационарных и передвижных постов, рамок контроля. Всего, по состоянию на март 2017 г. установлены 481 рамки контроля, действуют 100 передвижных постов.

С апреля 2016 г. также введен режим постоплаты для грузовиков с бортовым устройством "Платона" и не имеющим штрафов или просрочки по оплате проезда по федеральным трассам.

Тарифы, штрафы

Согласно постановлению правительства РФ, с 15 ноября 2015 г. тариф составляет 1,53 руб. за 1 км. Первоначально планировалось, что с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. будет действовать тариф в размере 3,06 руб. за 1 км, затем - 3,73 руб. 29 февраля 2016 г. правительство отложило индексацию тарифа в 1,53 руб. за км. Он будет действовать до 15 апреля 2017 г., затем вырастет до 1,91 руб.

За проезд без оплаты (или уход с маршрута) с водителя и владельца грузовика взимаются штрафы. Первоначально планировалось, что они составят 5 тыс. руб. для водителей, 40 тыс. руб. - для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 450 тыс. руб. - для юридических лиц. В случае повторного нарушения штраф для собственников - юридических лиц мог достигать 1 млн руб.

Незадолго до начала работы системы в ряде российских регионов прошли протесты дальнобойщиков против "Платона". В результате было принято решение приостановить взимание штрафов, 14 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о снижении штрафов для собственников до 5-10 тыс. руб.

В июне 2016 г. Госдума РФ приняла закон, который ввел налоговые льготы для владельцев большегрузов, зарегистрированных в системе "Платон": для них до 2019 г. на величину уплаченных в рамках системы средств будет уменьшаться размер начисленного транспортного налога.

Итоги деятельности

По данным "РТ-Инвест транспортные системы" на февраль 2017 г., к системе подключены 273,82 тыс. компаний-перевозичков и 798,89 тыс. грузовиков. Выдано 597,3 тыс. бортовых устройств.

Всего с помощью системы с начала работы собрано 20,65 млрд руб. (первоначально планировалось, что только в 2016 г. сборы составят 40 млрд руб.).

Собранные с помощью "Платона" средства распределяются между региональными автодорожными проектами. Так, в июле 2016 г. распоряжением правительства РФ трансферт в 3,7 млрд руб. из этих денег получила Нижегородская обл. на строительство дублера Борского моста через Волгу. Всего, по данным Росавтодора, на собранные средства по итогам 2016 г. построено 50 новых мостов, 310 км линий электроосвещения, 151 тыс. метро барьерных ограждений, установлено 145 светофорных объектов, построено 25 надземных или подземных пешеходных переходов.

С 15.11.15 владельцы фур с разрешенной массой более 12 тонн должны оплачивать проезд по федеральным дорогам. Дальнобойщики бойкотируют нововведение с требованиями наложить мораторий на сбор или полностью от него отказаться. Правительство отреагировало в меру конструктивно, новый платеж введен, но в лайт-формате. Что представляет собой «Платон» для власти и для грузоперевозчиков?

 

Что такое «Платон»

«Платоном» сегодня называют весь проект, подразумевающий оплату проезда большегрузами: и нововведенный платеж, и средства его сбора. Название появилось от сокращения «плата за тонну», ничего общего с греческим философом, другом и учителем Аристотеля не имеет.

Фактически «Платон» - это система взимания платы (СВП) - комплекс мероприятий, оборудования и ПО для автоматического сбора, обработки и контроля сведений о движении грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным дорогам общественного пользования, а также оплаты за пройденные километры.

«Пользователь платит»: история введения сбора

Введение СВП за проезд большегрузов по федеральным магистралям власти задумали еще в 2011 году. Суть платежа - возместить ущерб, который тяжелые транспортные средства (ТС), причиняют дорожному полотну. На фоне ежегодного прироста объема автогрузоперевозок правительство не увидело другого способа решить хроническое недофинансирование дорожного строительства.

Новый побор фигурирует в законодательных актах как «плата в счет возмещения вреда, наносимого дорожному покрытию» и в Налоговый кодекс не попал (правительство формально выполняет свои обещания).

Таблица 1. «Платон» в документах

Нормативный акт

Действие

закон №68-ФЗ от 06.04.11

Изменены Бюджетный кодекс, КоАП, закон «Об автомобильных дорогах...»:

  • введено понятие Дорожных фондов, заложены принципы их формирования;
  • для 12-тонников установлена обязанность с 15.11.15 оплачивать движение по федеральным трассам;
  • введены штрафные санкции с 15.11.15 для нарушителей.

постановление правительства №504 от 14.06.13

Установлен порядок и размер платы - 3,5 руб. за км.

распоряжение правительства №1662-р от 29.08.14

ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) назначен разработчиком системы «Платон» и оператором взимания платы. Заключено соглашение о концессии на 13 лет с ежегодным вознаграждением оператора в 10,6 млрд руб.

постановление правительства №474 от 18.05.15

Увеличен размер оплаты до 3,73 руб. за км.

постановление правительства №1191 от 03.11.15

Снижен размер платы на один километр пути, введены понижающие коэффициенты.

закон №378-ФЗ от 14.12.15

Снижены штрафы за проезд без внесения оплаты.

законопроект № 966991-6 от 30.12.15

Планируется освобождение от транспортного налога владельцев ТС более 12 тонн.

Задачи нового сбора

Во-первых, восстановление дорожной справедливости, реализация принципа «пользователь платит». Минтранс вменяет тяжеловесному транспорту (12 т и выше) 56% от общего урона, ежегодно наносимого дорогам. По вреду, причиняемому дорожному полотну, правительственные эксперты приравнивают проезд одного большегруза к 20 тысячам легковых автомобилей. Плательщиком назначили коммерческий грузовой транспорт, российский и иностранный, наносящий максимальный ущерб автомагистралям и извлекающий из проезда прибыль.

Во-вторых, при пустых бюджетных закромах новый сбор убивает важного зайца - «черных» перевозчиков, работающих без регистрации. Чтобы наверняка вывести из тени вольных дальнобоев, подготовлены и соответствующие меры - система штрафов и несколько вариантов контроля за передвижением грузовых ТС по дорогам. По оценке Roland Berger Strategy Consultants российский рынок автоперевозок представлен 46 тыс. компаний, 90% из них - малый бизнес и теневой сектор.

В-третьих, прямой экономический эффект. Деньги идут в дорожный фонд и расходуются на улучшение федеральных дорог. Прогноз по ежегодным поступлениям - 40 млрд руб.

Кому принадлежит «Платон»

Оператор «Платона» - частная компания РТИТС, задача которой разработать инфраструктуру проекта и обслуживать в течение 13 лет. Сама система - собственность РФ. «Платон» потребовал 29 млрд руб. вложений, из них: 27 - кредит Газпромбанка, 2 - собственные средства РТИТС.

Услуги оператора платные, обойдутся государству в 10,6 млрд руб. в год. Часть вознаграждения (46%) подлежит ежегодной индексации на уровень инфляции. Куда РТИТС потратит полученные миллиарды? Вознаграждение будет распределяться так: 59% - текущие расходы, 35% - возврат кредита, 8% - на разовую замену оборудования за 12 лет, 6% - прибыль.

О персоналиях. РТИТС - совместное предприятие Игоря Ротенберга, сына миллиардера Аркадия Ротенберга, (50%) и инвестиционного фонда «РТ-инвест» (50%). Последняя структура на 25% принадлежит госкорпорации «Ростех». В народе новый оброк называют «сбором Ротенберга».

Элементы системы. Техническая база

Все владельцы 12-тонных грузовиков обязаны зарегистрироваться в системе «Платон»: в офисе оператора, на сайте или через терминал самообслуживания. В базу вносят информацию о владельце и ТС, в т. ч. прикладывают скан/фотографию свидетельства о регистрации авто. После успешной проверки данных пользователь получает Личный кабинет в системе и номер Лицевого счета (л/с). Перед поездкой перевозчик должен пополнить л/с и оформить маршрутную карту (если грузовик не оснащен бортовым устройством).

Инфраструктура проекта включает:

  • Центры мониторинга и управления . Занимаются сбором/обработкой данных о регистрации в системе, передвижениях ТС, оплате и т. д.
  • Интернет-сайт http://platon.ru/ и мобильное приложение . Предназначены для регистрации в системе и работы с Личным кабинетом, например, для оформления маршрутных карт.
  • Бортовые устройства БУ 1201 (2 млн шт.). Устанавливаются на фурах бесплатно и при помощи спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) определяют и передают в Центры мониторинга «Платона» маршрут движения ТС. Расчет оплаты за сутки и списание денег происходит автоматически по данным бортового устройства (необходим положительный баланс л/с).
  • Системы мобильного и стационарного контроля: пункты видеофиксации (481 стационарная рамка) и автомобили с видеокамерами (100 комплексов). Отслеживают проезд грузовиков по федеральным дорогам.
  • Офисы и Терминалы самообслуживания системы «Платон», где можно зарегистрироваться и пополнить л/с.
  • Круглосуточный call-центр .

Схема оплаты - авансовая, л/с можно пополнить любым способом:

  • банковским переводом на счет оператора;
  • банковской картой через терминалы самообслуживания, QIWI, в офисах «Платона», в Личном кабинете сайта;
  • топливными картами Е100 и DKV.

Плата за пройденные километры рассчитывается: автоматически через бортовое устройство или посредством оформления маршрутной карты (в Личном кабинете на сайте, через мобильное приложение, в офисах «Платона»). Маршрутную карту можно получить на одну поездку или на месяц. Маршрут формирует сам грузоперевозчик: устанавливает старт и финиш рейса, указывает промежуточные пункты.

Тарифицируется только движение по федеральным автодорогам общего назначения (не учитываются участки платных и региональных трасс).

Размер сбора

Первично утвержденный тариф за проезд одного километра составлял 3,73 руб. Однако протесты дальнобойщиков вынудили правительство пересмотреть размер платежа - он будет повышаться поэтапно, сначала действуют понижающие коэффициенты.

Система штрафов

Таблица 3. Санкции за неоплаченный проезд

Штрафы до 14.12.15

Штрафы, действующие с 01.01.16

Кто платит

Сумма, тыс. руб.

Кто платит

Сумма, тыс. руб.

За первичное нарушение:

За первичное нарушение:

водитель

должностные лица

собственники российских ТС

За повторное нарушение:

За повторное нарушение:

должностные лица

водитель ТС, принадлежащего иностранному перевозчику

собственники российских ТС

Мировые аналоги

СВП с владельцев грузовиков за нанесение урона дорогам практикуется в Европе, в т. ч. некоторых странах СНГ: Словакии, Чехии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Австрии, Белоруссии. Концепция сбора единая: от кого больше урона, тот платит больше. Различается платежная база - либо время пользования дорожной инфраструктурой, либо километр пробега.

Таблица 4. Общая характеристика СВП в странах ЕС

Характеристики системы

Германия

Швейцария

Тарификация

по пройденным километрам

дорожный сбор

Сеть дорог

5,6 тыс. км автомагистралей

автомагистрали и некоторые дороги

автомагистрали

740 км автомагистралей и скоростных дорог

Дифференциация тарифа

класс ТС по осям

класс ТС по выбросам

тип дороги, время суток

оси, время суток

Источник: сайт Федерального дорожного агентства

Российский «Платон» практически скопирован с германской системы Toll Collect. Немцы также рассчитывают сбор с грузовиков, исходя из дальности поездки по данным бортового устройства (OBUs) с использованием GPS-навигации. Дальнобойщики без OBUs оформляют и оплачивают маршрут в терминалах Toll Collect. Средствами контроля служат стационарные рамки и мобильные станции. Toll Collect начала развиваться в сентябре 2002 года, но введена была лишь 01.01.05 (старт откладывали несколько раз, отлаживая систему).

О европейских тарифах. Проезд одного километра 12-тонником стоит: в Австрии - до 0,49 $, в Германии - 0,09-0,14 €, в Белоруссии - 0,16 $. В пересчете на рубли тарифы за 1 км составляют: в Белоруссии - более 10 рублей, в Австрии и Германии - более 40 рублей.

Критика нового сбора

Цена вопроса: кто больше?

Дальнобойщики считают плату слишком высокой. Как рассчитан тариф? Минтранс в 2012 году оценил ущерб, причиняемый одному километру дорог большегрузом, в 6,8 руб., за вычетом акциза на топливо - 3,5 руб. Такой тариф утвердили первоначально в 2013 году.

Расчеты урона дорогам от грузовиков базировались на предположении, что средний годовой пробег одного ТС (12 тонн и более) составляет 8,5 тыс. км. По оценкам Минэкономразвития этот показатель занижен: средний пробег большегруза в год равен 60 тыс. км. Замечания экспертов ведомства правительство закономерно не услышало: Минэкономразвития обосновал тариф 0,97 руб., а бюджет пуст...

Слишком много налогов

Владельцы 12-тонных грузовиков сегодня оплачивают ремонт/строительство дорог тремя сборами:

  • транспортный налог (зачисляется в региональные бюджеты);
  • акцизы на топливо (уменьшают плату с большегрузов);
  • сбор за возмещение ущерба федеральным дорогам.

Транспортный налог и новый сбор по целевому назначению дублируют друг друга. Это противоречит принципам налоговой системы. После акций протеста автоперевозчикам обещана отмена транспортного налога (законопроект на рассмотрении), в итоге фискальная нагрузка на дальнобойщиков может несколько снизиться.

Справедливость восторжествует. Регионам же придется дожидаться компенсаций выпадающих доходов из Федерального дорожного фонда, но им не привыкать.

Масштабы влияния на экономику

Россия - страна большая, расстояния огромные. Из всех видов транспорта железнодорожный лидирует по грузообороту (тонны, помноженные на пройденные километры). Однако без учета структуры ж/д перевозок и веса грузов, перевезенных разными видами транспорта, картина неполная. Факт в том, что железная дорога, в основном, обслуживает сырьевой сектор (более 70% от всех перевозок в тоннах), «гражданские» грузы «вывозит» на себе автотранспорт.

В итоге новый оброк усложнит жизнь 2 млн. игроков российского рынка автогрузоперевозок: одних заставит уйти, других - повысить стоимость услуг. Все это, несомненно, скажется на конечной цене товаров. Эксперты оценивают вклад нового сбора в инфляцию 2016 года в размере 1-2% (см. инфляционные ожидания Центробанка). В итоге на ремонт дорог сбросится все население страны. И не факт, что качество дорог станет достойней.

Законно ли выбран оператор «Платона»?

Тендер был объявлен в августе 2013 г. Одно из требований к участникам - опыт создания и обслуживания аналогичных систем. Этому условию соответствовали лишь компании с иностранным капиталом. Поэтому правительство из соображений национальной безопасности конкурс отменило, доверив проект РТИТС.

По общему правилу закон «О концессионных соглашениях» предписывает выбирать партнера на конкурсной основе. Но российское нормотворчество изначально заточено под принцип «закон, что дышло». Не исключение и закон №115-ФЗ, который предусматривает и внеконкурсные варианты, когда концессионера определяет правительство.

«Сырость» системы

К 15.11.15 система взимания платы за проезд была не готова. Вместо налаженной процедуры грузоперевозчиков ожидали:

  • непроработанная договорная основа между перевозчиком и РТИТС;
  • нехватка бортовых устройств и выход из строя установленных БУ1201 в процессе поездки при отсутствии алгоритма действий водителя;
  • нестабильная работа сайта и невозможность оформить маршрутную карту;
  • неудовлетворительная работа call-центра и другие сбои.

В таких условиях возросшая фискальная нагрузка вкупе с ее несправедливостью и драконовскими штрафами закономерно вызвали ожесточенное сопротивление дальнобойщиков нововведению. Власти пошли на компромисс, и за два минувших месяца лед тронулся: система заработала удовлетворительно, тариф снижен (хоть и временно), штрафные санкции стали подъемными. Однако до идеальной работы СВП еще далеко.

«Платон» мне друг?

По итогам декабря «Платон» рапортует: собрано 1,962 млрд руб., зарегистрировано более 19 тыс. владельцев 12-тонников, оформлено 2 403 маршрутных карт. Разрабатывается постоплатная схема, предположительно заработает с 15.04.16.

В европейской практике сбор с грузовиков вводился постепенно, практиковался отладочный тестовый период с нулевой оплатой. Российский «Платон», мягко говоря, несовершенен, но из-за проектных ошибок введение моратория обошлось бы государству дорого. Во-первых, тогда пришлось бы заморозить финансирование дорожников. Во-вторых, война войной, а ежегодный платеж РТИТС - по расписанию.

Российское население власти не доверяет, зная ее талант «эффективно» расходовать бюджетные средства. После всех уступок, на которые пошло правительство, колеса нового сбора в 2016 году, вероятно, худо-бедно раскрутятся. Лишь никуда не денутся опасения, что собранные средства растворятся в той черной дыре, в которой без всяких последствий для состояния дорог исчезают акцизы и транспортный налог.

Введение в действие системы «Платон» вызвало неоднозначную реакцию в обществе и большое количество споров, особенно среди перевозчиков. Однако опыт применения показывает ее целесообразность.

В статье разъясняется, что представляет собой система «Платон», как она функционирует и регулируется, какие нюансы существуют в ее использовании и чем грозят нарушителям законодательные предписания.

Почему «Платон»?

Ежедневно по российским трассам федерального значения проезжает множество грузовых автомобилей. Естественно, что большая масса фур негативно воздействует на дорожное покрытие, которое изнашивается с повышенной интенсивностью. С целью компенсации этого износа было принято решение брать плату с большегрузных авто за каждый пройденный ими километр по дорогам России. Поскольку смысл этого платежа – в превышении установленного предела массы транспортного средства, то есть плата производится за дополнительную нагрузку на покрытие дороги, было выбрано наименование «Платон » (аббревиатура «ПЛАта за ТОНны»).

Собранные посредством «Платона» финансы поступают в Дорожный фонд, откуда будут расходоваться на различные проекты, связанные с прокладкой и модернизацией дорог, проводимые в регионах РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Система официально была запущена 15 ноября 2015 года, а о грядущем нововведении потенциальные плательщики были информированы с начала года.

Для каких автомобилей применяется «Платон»

Максимальная масса грузовых транспортных средств, до которой разрешено не носить плату-компенсацию за дорожное покрытие, составляет 12 тонн. Автомобили, весящие больше, должны использовать «Платон» в обязательном порядке.

СПРАВКА! Исследованиями подтверждено, что большегрузный транспорт причиняет 56% ущерба покрытию дороги, что сопоставимо с проездом до 50 тысяч легковых авто. За счет количества основная часть налогов и дорожных сборов поступает как раз с водителей легковушек, поэтому справедливо, чтобы автомобили, доход владельцев которых как раз и зависит от дорог, тоже принимали участие в компенсации наносимого вреда.

Законодательное регулирование «Платона»

Потребность в подобной системе назревала давно, и в середине 2014 года Кабинет министров получил распоряжение Президента РФ разработать соответствующие предложения. В результате было принято Постановление Правительства РФ № 474 от 18 мая 2015 года, которым вносились поправки в предыдущее Постановление № 504 от 14 июня 2013 года. Главной поправкой стало изменение характеристики машин, с которых должна взиматься плата, до массы, превышающей 12 тонн. Размер оплаты, установленный за каждый пройденный километр, остался без изменений – 3,73 руб./км.

В Постановлении № 1191 от 3 ноября 2015 года пересмотрена цена за километр дороги – установлен коэффициент, применяемый к принятому в Постановлении № 504. До 2016 года он составлял 0,41, а с 1 марта 2016 года до конца 2018 года планируется применять коэффициент 0,82 (за каждый преодоленный километр придется платить 3,06 руб.)

Оператор «Платона» ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» заключил 13-летнее Концессионное соглашение, в рамках которого он обеспечивает организацию, деятельность, контроль и модернизацию системы совместно с «Росавтодором».

КСТАТИ! Осенью 2016 года система взимания платы «Платон» получила премию Рунета за лучшее соответствие современным технологиям в рамках инноваций.

Как воспользоваться «Платоном»

Чтобы внести плату за движение и провоз груза на автомобиле, масса которого превышает 12 тонн, владельцу необходимо совершить несколько шагов:

  1. Регистрация в системе (в Реестре «Платона», где фиксируются все транспортные средства, с которых нужно взимать этот платеж). Это можно сделать несколькими способами:
    • через Личный кабинет официального сайта «Платон»;
    • в терминале самообслуживания;
    • через мобильное приложение;
    • в одном из Центров информационной поддержки пользователей.
  2. Получение логина и пароля . Эти данные необходимы для доступа в Личный кабинет на сайте.
  3. Внесение денег . Ответственное лицо пополняет счет на необходимую сумму до того, как автомобиль выезжает на маршрут.
  4. Оформление Маршрутной карты или расчет посредством данных бортового устройства .

Способы расчета платы

Владельцам доступно два способа внесения денег на расчетный счет для оплаты через систему «Платон».

Маршрутная карта

Это документ, который оформляется на основании сведений о будущей поездке, которые владелец автомобиля вводит в систему. Это делается разово для каждого конкретного выезда на маршрут. Владелец должен внести в документ следующую информацию:

  • регистрационный знак автомобиля;
  • дату и время формирования документа;
  • срок актуальности карты (с точностью до часа);
  • протяженность маршрута по федеральным дорогам.

Маршрутную карту допускается оформлять любым удобным способом, там же, где и производилась регистрация (на сайте, в терминале самообслуживания, в Центре поддержки, у агента).

Чтобы на маршрутной карте появились внесенные денежные средства, можно воспользоваться такими способами:

  • списать с расчетной записи в системе на сайте «Платона»;
  • путем использования банковской или топливной карты (с помощью электронных платежей через Сбербанк, Киви или самой системы «Платон»);
  • наличными средствами (в Центрах инфоподдержки и в «живых» терминалах, где работают информационные агенты).

Бортовое устройство

По желанию владельца на его большегруз может быть бесплатно установлено специальное устройство БУ-1201 для расчета платы по системе «Платон», производимого автоматически.

Для этого нужно заключить с оператором системы договор, предоставив требующиеся для этого документы. Установить БУ владелец должен сам. Пользование устройством также безвозмездное.

Принцип действия устройства – определение положения авто на трассе посредством навигационной системы ГЛОНАСС/GPS и отправка данных в Центр обработки с определенной периодичностью. Оплата рассчитывается по итогам суток. Когда машина долго стоит, БУ выключается (функционирует в режиме «сна»). Когда авто движется по магистралям, не предусматривающим оплату по «Платону» (участки трассы нефедерального значения, платный автобан), система не включает эти километры в счет.

Пополнение расчетной записи по данным бортового устройства возможно безналичным способом (по предоставленным Оператором реквизитам), с помощью банковских карт, топливной карточки либо наличными. Если на расчетном счете есть достаточное количество средств, они спишутся автоматически.

Тарифы «Платона»

С 1 марта 2016 года плата за 1 километр пути большегрузного авто по федеральным трассам составляет 3,06 руб. Если сравнить этот тариф с суммами, принятыми в других странах, он окажется рекордно низким (для сравнения, в Белоруссии он составляет вшестеро больше, а в Австрии доходит до 0,5 долл/км).

Введение этого тарифа сделает поездку ненамного дороже – менее чем на 10%, тогда как в себестоимость, например, продовольственных товаров цена перевозки заложена на уровне 4-10%, что означает конечное влияние на формирование цены товара в рамках 1%. Таким образом, введение платы по «Платону» не скажется негативно на ценах перевозимых товаров, наоборот, в условиях конкурентной борьбы они даже могут снижаться.

Контроль и наказание за нарушения

За несвоевременную и неполную оплату по «Платону» для владельцев т/с предусмотрена административная ответственность (соответствующие поправки в Кодекс внесены Минтрансом РФ). Штрафы предусмотрены за движение без внесения платы, каковым принято считать:

  • езда с выключенным или не работающим по причине поломки бортовым устройством (без оформления Маршрутной карты);
  • ноль средств, внесенных на расчетный счет;
  • съезд с запланированного маршрута (если нет бортового устройства);
  • отклонение по времени или дате (без БУ);
  • продолжение поездки при истечении средств на счету.

За такие нарушения, зафиксированные системой контроля, предусмотрена ответственность по ст. 12.21 КоАП РФ:

  • 5 тыс. руб. – за первое нарушение;
  • 10 тыс. руб. – за рецидив.

Штрафы одинаковые как для физических, так и для юридических лиц. В 2015 году отменена ответственность для водителей – штрафы с них не взимаются.

С середины ноября прошлого года в России начала работу отечественная система взимания платежей. Она была создана с целью получения дополнительной платы с грузоперевозчиков, которые используют транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн . Поэтому владельцы компаний по перевозке грузов интересуются, кто стоит за инновациями в этой сфере.

Система Платон вызвала большое обсуждение в обществе и желание узнать о ее владельцах

Причины создания системы Платон

Название данного механизма взимания платы является аббревиатурой от «плата за тонны». Поскольку именно тяжеловесные транспортные средства способствуют быстрому изнашиванию дорожного полотна. В странах Европы система взимания платы с компаний-перевозчиков существует давно. Полученные средства направляют в службы обслуживания дорог для устранения поврежденных участков.

Российские дороги испытывают огромную нагрузку. Поскольку страна является одной из крупных развязок всех видов транспорта. Автомобили, которые перевозят тяжелые грузы, разрушают дорожное покрытие в тысячи раз быстрее легкового автомобиля. Государство не способно покрыть все расходы на ремонт дорог. Из-за этого правительство вынуждено было искать способы справиться с проблемой.

Образцом для наследования стала европейская система взимания платы с грузоперевозчиков. Идея состоит в том, что компании-перевозчики должны тоже платить за ремонт дорог, поскольку они на них зарабатывают деньги. Это своеобразная арендная плата за пользование дорогой.

Большегрузы своим весом наносят большой урон дорожному покрытию

Создатели системы Платон

Вопрос об улучшении дорог был актуальным всегда. В 2013 году Росавтодор объявил тендер на создание системы взимания платы с тяжеловесных транспортных средств. Началась подготовка к созданию крупного проекта, в который были втянуты государственные и частные учреждения.

Разработчик был определен в 2014 году. Право на создание системы взимания платы получило . Общество принадлежит в равных частях «РТ-Инвест» и Ротенбергу Игорю Аркадьевичу (сыну миллионера). Собственник «РТ-Инвест» – Шипелов Андрей (почти 75% акций). Ему также принадлежит ООО «Царицын Капитал» , которое вместе с «Ростехом » создало .

В этом же году российское правительство утвердило ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» законным оператором системы Платон. Через несколько месяцев эта компания и Росавтодор подписали концессионное соглашение сроком на 13 лет. По истечению термина систему передадут в государственное владение.

«РТ-Инвест Транспортные Системы» — оператор Платон

Принцип работы системы взимания платы

Оператору поручено создать все условия для взимания платы с грузоперевозчиков, которые используют дороги федерального значения. Стоимость проезда учитывает только скоростное движение без остановок. Оплата была установлена на уровне 1, 529 рублей за километр. С 1 марта 2016 года проезд вырастет до 3,06 рублей.

Для контроля за дорогой компания планирует построить специальные рамки (481 шт.). Они уже на месте дадут информацию о состоянии оплаты проезда. Готовыми к использованию являются только 18 таких рамок в Московской области.

Для быстрой фиксации нарушителя учредители Платона будут располагать специальными транспортными средствами. Они будут напрямую связываться с информационными центрами компании и мгновенно передавать информацию органам внутренних дел. Штрафовать до мая 2016 года планируют только в Московской области.

Владелец системы взимания платы также обязан создать базу для обработки данных, управления региональными представительствами, наблюдения за качеством работы и так далее. Компания производит регистрацию всех грузоперевозчиков, которые используют автомобили с максимально разрешенной массой свыше 12 тонн.

Под регистрацию подпадают грузовики массой более 12 тонн

Использование системы Платон

Чтобы начать работу, компания-перевозчик или водитель регистрируется в системе Платон. Для этого отправляют необходимые данные на электронную почту. Перечень информации и адрес почты доступен всем на официальном сайте системы взимания платы (http://platon.ru/ru/).

В течение 1–2 недель Платон обрабатывает данные и высылает подтверждение регистрации на указанную почту водителя. В письме должен быть указан логин для входа на личную страницу в системе.

Водителю также предстоит выбрать, каким способом он будет использовать Платон. Разработчики предлагают бесплатно заказать и установить на автомобиль специальное бортовое устройство БУ 1201 . Оно будет считать пройденные километры. Устройство работает через прикуриватель, онлайн, и показывает состояние счета, связи и спутники. Перед выездом водитель обязательно пополняет счет в системе, поскольку деньги списывают в режиме реального времени.

Если Вы не хотите дополнительное устройство, сделайте специальную маршрутную карту . Она рассчитает маршрут, и укажет стоимость проезда, которую нужно оплатить. Если грузовик отклоняется от заданного в системе маршрута и появляется на другой федеральной трассе, он будет оштрафован.

Прибор Платон отслеживает перемещение грузовика

Преимущества и недостатки системы Платон

Среди положительных сторон системы взимания платы с грузоперевозчиков выделяют следующие:

  1. Возможность получения разовой маршрутной карты для тех, кто не хочет или не может зарегистрироваться в системе.
  2. Водитель заранее знает, сколько ему заплатить за проезд, и правильно распределить бюджет.
  3. Хозяин компании предлагает приложение на мобильные устройства.
  4. Терминалы QIWI и топливные карты запрограммированы на оплату услуг Платона. Это упрощает работу водителей.

Введение системы Платон показало проблемы всех задействованных в ней отраслей хозяйства. Главным недостатком есть то, что программа функционирует с многочисленными сбоями. Это происходит от сильной одновременной нагрузки на главный сервер. Компании-перевозчики также имеют индивидуальный график нагрузок: чем больше заказов, тем больше требований от системы.

Если водитель пользуется маршрутной картой , он не может откорректировать на месте маршрут (для непредвиденного ремонта, объезда затора, аварии, зоны бедствия и так далее). За отклонение ему грозит штраф, который он вынужден оплатить из собственного кармана. Здесь разработчик должен учесть непредвиденные обстоятельства.

Поставщики товаров предполагают, что из-за новой системы взимания платы подорожает стоимость доставки. Это приведет к повышению цен на некоторые товары. Но этот вопрос еще обсуждают аналитики.

Возникновение системы Платон повлекло за собой изменение многих сфер жизни грузоперевозчиков и всех, кто с ними связан. Новое всегда воспринимается с опаской. Поэтому владелец системы должен открыто проводить свою деятельность. Людям нужно знать, кто предложил идею о взимании платы с грузовиков, кто разработчик, кто стоит за этим, кому платить деньги и куда они пойдут.