Правила и подводные камни тест-драйва. Что такое тест-драйв автомобиля и как на него записаться

Тест-драйв автомобиля перед продажей – отличное предложение со стороны дилера, которым обязательно стоит воспользоваться. Никакие рекомендации даже самого опытного менеджера не смогут дать Вам такое же полное впечатление об автомобиле, как поездка в нем.


Несмотря на достаточное количество информации по данной теме, многие потенциальные покупатели чувствуют себя растерянно и не знают, на что обращать внимание. Если Вас интересует, как проходит тест-драйв в автосалонах, какие ограничения может предъявить дилер, как правильно себя вести за рулем тестового автомобиля, сколько стоит данная услуга, внимательно изучите наши рекомендации.

Документы и возможные ограничения

Политика автосалонов такова, что каждый желающий, имея водительское удостоверение соответствующей категории, может записаться и взять автомобиль для тест-драйва в удобное время. На практике дело обстоит иначе, и Вам могут отказать по следующим причинам:

Единственным требованием по документам обычно является наличие водительского удостоверения соответствующей категории. Помните, что услуга тест-драйва должна быть совершенно бесплатной - таково требование производителя по отношению к дилерам. Важный аспект: поездка должна совершаться только на застрахованном автомобиле. Если Вам в процессе записи предлагают подписать документы на возможное возмещение убытков, лучше поискать другой автосалон.

Организационные моменты

Перед прохождением тест-драйва обязательно уточните у менеджера следующие моменты:

    Документы для оформления. Обычно у клиента просят предоставление водительского удостоверения и паспорта.
    Протяженность маршрута. Автодилеры с высокой репутацией никогда не предложат Вам круг по территории автосалона. Полноценный тест-драйв должен включать в себя поездку хотя бы на 20 минут.
    Кто участвует в поездке от дилера. Зачастую в тест-драйве принимает участие не только менеджер по продажам, но и стажер или даже охранник. Если Вы планируете проехаться всей семьей, это может затруднить ситуацию.
    Оптимальное время. Если салон располагается рядом с крупными магистралями, тест-драйв в вечернее время обернется лишь ожиданием в пробках, а не знакомством с возможностями автомобиля.
    Доступные модификации. Если Вас интересует покупка авто с автоматической трансмиссией, не стоит соглашаться на поездку на автомобиле с типом коробки «механика», а максимальная комплектация может сильно отличаться от стартовой как по количеству опций, так и по ощущениям.

Оптимальное прохождение тест-драйва

В первую очередь, важно вести автомобиль так, как Вы обычно это делаете. Возможность проверить его маневренность и динамические характеристики у Вас точно появится. Лучше обратите внимание на удобство управления, комфорт в салоне, дополнительные опции, уровень шума и другие нюансы, которые важны и для водителя, и для пассажиров. Не спешите делать вывод и проверьте модель в различных ситуациях – при крутых и плавных поворотах, при торможении и так далее.

Обязательно проходите тест-драйв с членами семьи или друзьями. За рулем автомобиля не всегда удается оценить состояние салона и многие полезные мелочи, а мнение человека, которому Вы доверяете, может оказаться решающим.

Не стесняйтесь задавать большое количество вопросов - это поможет получить исчерпывающую информацию и оценить машину в реальных условиях.

Покупка автомобиля — удовольствие не из дешевых, поэтому крайне важно выбрать модель с подходящими техническими характеристиками, удобным управлением и комфортным салоном. Чтобы почувствовать, насколько машина послушна и маневренна, автоцентры предлагают потенциальным покупателям тест-драйв авто. Как во время пробной поездки выявить достоинства и недостатки железного коня, читайте в нашей статье.

Кому нужен тест-драйв?

Приобретать автомобиль по описанным продавцом техническим характеристикам и по собственным визуальным впечатлениям от интерьера и экстерьера салона — равносильно покупке кота в мешке.

Эксперты советуют воздержаться от приобретения машины, пока вы не почувствовали динамику ее движения, не опробовали скорость реагирования тормозной системы, не проверили степень шумоизоляции салона и не убедились в хорошей обзорности. Все это можно сделать во время тест-драйва. Поэтому для водителя он крайне необходим.

Даже если вы еще не умеете водить автомобиль, не отказывайтесь от предложения салона совершить пробную поездку. Пригласите приятеля, у которого уже есть опыт вождения, пусть он испытает ходовые качества железного коня, а вы в это время посидите в салоне и оцените мягкость подвески и уровень шума.

Тест-драйв авто необходим и самим продавцам. Маркетологи утверждают: он помогает потенциальному покупателю решиться на покупку.

Как проходить тест-драйв авто?

С заказом пробной поездки сложностей быть не должно. Достаточно позвонить в автоцентр и согласовать с менеджером дату и время, когда автомобиль будет свободен. Обычно очередей на эту услугу нет, если, конечно, это не новая модель, только недавно появившаяся в продаже.

Правила проведения тест-драйва практически одинаковы во всех салонах:

  • придется предъявить паспорт и водительское удостоверение. Первый нужен для заключения соглашения, второе — чтобы оказаться за рулем;
  • придется подписать соглашение, в котором указаны условия проведения тестовой поездки.

Будьте внимательны: некоторые автоцентры вносят в этот документ пункт о материальной ответственности покупателя за повреждение машины во время тестовой поездки. Увидев его, лучше поищите другой автосалон. Автомобили, предназначенные для тест-драйва, страхуются от повреждений, и требовать с вас оплаты ремонта продавец не имеет права;

  • у вас попросят номер мобильного телефона. Если вы его дадите, то в скором времени начнете получать рекламные СМС-ки. Не дать тоже нельзя — вам попросту откажут в услуге. Поэтому запаситесь на этот случай дополнительным номером, от которого потом легко сможете отказаться;
  • в дороге вместе с вами будет находиться представитель автосалона. Перед выездом он должен рассказать об особенностях управления данной моделью, ваша задача — позаботиться о безопасности, отрегулировав руль и сиденье под себя и настроив зеркала заднего вида.

Больше о правилах тестирования автомобилей в салонах смотрите в видеосюжете:

Тест-драйв авто длится от 10 до 40 минут, в зависимости от интенсивности движения и наличия пробок. Не надейтесь, что вам дадут колесить по городу, где вы захотите. Маршрут постоянный, утвержден в госавтоинспекции, и отклоняться от него запрещено. Поэтому перед вами стоит сложная задача — за четверть часа оценить ходовые характеристики авто и уровень комфорта водителя.

Обычно для тестовых поездок используют автомобиль с полным «фаршем» (максимальным набором опций). Учитывайте данный факт, если покупаете машину в базовой комплектации или с урезанным опционом, иначе реальность не оправдает ваших ожиданий.

На что следует обращать внимание, тестируя автомобиль?

Чтобы тест-драйв авто не превратился в обычную прогулку на четырех колесах, а помог составить представление о будущей покупке, заблаговременно продумайте, какие вопросы следует задать сопровождающему вас менеджеру салона и на что обратить внимание при езде.

Опытные водители советуют, тестируя авто, оценить:

  • работу двигателя и КПП. Ощутите, как трогается машина с места, насколько динамично она разгоняется и реагирует на переключение коробки скоростей. Имея дело с АКПП, обратите внимание, нет ли толчков и рывков при ускорении;

  • тормозную систему. Почувствуйте, насколько легко реагирует педаль тормоза на нажатие, как ее слушается тормозная система и насколько быстро происходит остановка автомобиля;
  • управляемость. На небольшой скорости проверьте, хорошо ли машина слушается руля, поворачивая его влево и вправо. Попробуйте перестроиться в другой ряд и почувствуйте, насколько авто маневренно;
  • обзорность. Чтобы обезопасить пассажиров салона, производители часто делают передние оконные стойки более жесткими, увеличивая их размеры. В результате ухудшается обзорность, и водитель может не заметить вышедшего на проезжую часть пешехода. Убедитесь, что у вас хороший обзор, в том числе и боковой;
  • уровень шума. Если он мешает общаться и слушать музыку, подумайте, нужен ли вам такой «громкий» автомобиль.

Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Рекламные щиты, пестрящие приглашениями пройти тест-драйв, все настойчивее напоминают нам о такой услуге автосалонов. Что это такое, стоит ли это делать, какие подводные течения имеются в этом «сыре в мышеловке», что необходимо помнить на тест-драйве и многие другие вопросы, касающиеся этой темы, читайте ниже. Тест-драйв сегодня – не роскошь, а необходимость. Многие автодилеры предлагают такую услугу, и грех ею не воспользоваться.

Важно! При покупке машины с тест-драйва вы должны получить скидку.

Что такое тест-драйв и для чего он нужен

Тест-драйв – это пробная бесплатная поездка, своеобразная обкатка понравившейся модели перед покупкой. Во время выезда можно оценить достоинства и недостатки автомобиля и принять окончательное решение относительно приобретения дорогой (или не очень) машины. Рекомендуется взять на тест-драйв автомобиль с максимальной комплектацией. В таком случае вы сполна оцените необходимость дополнительных «наворотов» на машине. А покупать можно авто и без «наворотов».

Помните! Услуга тест-драйва бесплатна! Все крупные компании обязуют своих дилеров предоставлять своим клиентам весь тестовый ряд моделей. Если вам отказали в тест-драйве, или понравившаяся модель не предоставляется салоном для тест-драйва – это незаконно. Можно жаловаться в компанию-производитель по горячим телефонам или на официальный сайт производителя. В любом автосалоне, даже самом маленьком, машины для тест-драйва обязаны быть. Если вам говорят другое – не верьте.

Покупая внедорожник, важно оценить его возможности не на гладеньком асфальте возле салона или по центральной улице города, а в реально жестких условиях бездорожья, максимально приближенных к реальным.

К сожалению, сегодня мало специальных площадок для тест-драйва моделей. Немногие салоны решатся дать вам машину для тестирования в полевых условиях. Выход есть: периодически официальные дилеры устраивают выездные тест-драйвы по выходным. Каждый желающий может поучаствовать в таком тестировании и оценить качества желаемого внедорожника.

Как проводится тест-драйв

Пробный выезд некоторые салоны предлагают сделать на своем испытательном поле, или можно прокатиться по маршруту, согласованному с ГИБДД для тестовых заездов. Маршрут должен быть не только исключительно ровным, вы же должны испытать машину и на ямках, и на поворотах, проверить торможение, скорость, маневренность и т.д. Вам предлагается сделать своеобразный круг (старт и финиш поездки у ворот салона).

Продолжительность короткого тестового заезда колеблется от 10 до 40 минут. На пробный выезд вы отправитесь вместе с менеджером. Если у вас появились дополнительные вопросы или желание попробовать автомобиль в каких-либо иных условиях (скажем, скорость, маршрут поездки), об этом можно попробовать договориться с менеджером в процессе обкатки (но сразу скажем, это крайне проблематично и почти невозможно). Короткие тест-драйвы доступны всем желающим.

Дорогие модели разрешается проверять на протяжении суток или даже нескольких дней. Тестировать машину вы будете без менеджера. Правда, для этого вы должны быть постоянным клиентом (хотя бы раз в год покупать новую модель автомобиля в этом салоне).

Разрешение на длительный тест-драйв дает директор по продажам. Хотя услуга сама по себе бесплатна, но в таком случае на клиента оформляется страховой полис.

Как заказать тест-драйв

Заказать тест-драйв можно предварительно по телефону: оговариваете с менеджером день, время, интересующую вас модель авто. Если вы уже в салоне, и интересующая вас машина на месте, то можно делать пробный выезд сразу.

Дилеры зачастую рекомендуют выбирать для тест-драйва выходные дни, потому как в будни машин на дороге предостаточно, и разогнать авто до интересующей вас скорости не будет возможности, к тому же в будний день (утром или вечером) часто возникают пробки (а это вам совсем ни к чему). Можно сделать заезд и посреди недели, но тогда выбирайте время, которое не совпадает с часом пик.

Что нужно для прохождения тест-драйва

Чтобы пройти тест-драйв, нужно несколько вещей:

1. Заказать тест-драйв и вовремя явиться в салон.

2. Водительское удостоверение.

3. Стаж вождения от 2 лет.

4. Полных лет – 21.

5. Паспорт.

6. Трезвое состояние.

Внимание! Речи о каком-либо дресс-коде не может быть.

Во время тест-драйва необходимо придерживаться правил и прислушаться к некоторым советам.

Правила:

1. Из автосалона выезжает на машине консультант, вы пересядете позже.

2. Менеджер находится на переднем пассажирском сидении все время поездки.

3. Пристегнуть ремень безопасности.

4. За рулем быть собранным, внимательным.

Внимание! Вопросы о полном баке топлива, каких-то поломках, страховке вас совершенно не должны волновать. Это забота официального дилера. Вы просто садитесь за руль и наслаждаетесь поездкой.

5. Придерживаться правил дорожного движения.

6. Не повредить машину целенаправленно.

7. Прислушиваться к советам менеджера.

8. Не превышать скорость и не «лихачить» на поворотах.

9. Быть вежливым с работником салона.

Полезные советы:

Если вам предлагают испытать машину исключительно в сухую погоду, стоит насторожиться. Тут, скорее всего, вопрос не в том, чтобы не испачкать автомобиль грязью, причина кроется в чем-то похуже: видать, есть какие-то недостатки. А возможно, этот автомобиль менеджер решил потом продать по полной стоимости.

Помните! Тестовый экземпляр должны продавать по большой скидке.

Менеджер во время поездки всячески отвлекает ваше внимание и «заговаривает вам зубы» – культурно попросите его помолчать или пусть расскажет о какой-нибудь технической характеристике модели. Не поддавайтесь зомбированию!

Не нарушайте правила движения. Даже если вы за рулем тестовой модели, штраф за нарушение ПДД никто не отменял.

Помните о страховке тестового экземпляра. Не садитесь за руль тестовой машины, если она не имеет страховки, даже если вы ее уже почти купили. Не дай Бог, во время пробного заезда кто-то вас или вы кого-то стукнете – придется платить самому.

Как себя вести

Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями экспертов, чтобы вам было проще сделать свой выбор и ни о чем не забыть во время покупки автомобиля и прохождения тест-драйва.

1. Сев в салон, пристегните ремень безопасности, проверьте поворот зеркал и настройте водительское сидение под себя.

2. Резко не стартуйте, не рвите машину. Прислушивайтесь к ее работе.

3. Выберите привычный для себя темп езды и полностью прочувствуйте машину.

4. Придерживайтесь правил дорожного движения.

5. Соберитесь, не отвлекайтесь, будьте внимательны.

6. Можно взять с собой своих пассажиров – членов семьи (это разрешается). Возможно, вместе вам будет проще сделать свой правильный выбор при покупке.

7. Не отвлекайтесь на посторонние разговоры с менеджером.

8. Обязательно проверьте работу всех систем климат-контроля: кондиционер, подогрев сидений, отопительная система.

9. Проверьте работу аудиосистемы, люка, дворников.

10. Проверьте двери, крышку багажника и капота (не должно клинить, скрипеть, заедать).

11. Прислушивайтесь к шумам двигателя, вентиляции, шин, обшивки салона и т.д. Посторонних настораживающих шумов не должно быть.

12. Убедитесь, что в этом автомобиле вам комфортно.

Страхование тестового автомобиля дилером и кто несет ответственность за повреждения автомобиля Не бойтесь садиться за руль тестируемой машины, она уже застрахована на все случаи жизни и даже природных катастроф. Помните! Вы не должны подписывать никаких бумаг о возмещении нанесенного машине ущерба во время поездки. Раз такое предлагают – отказывайтесь от услуг такого салона. Это незаконно.

Внимание! Не соглашайтесь на тест-драйв, если за рулем будет менеджер. За рулем должны быть вы, чтобы прочувствовать автомобиль.

Подписывайтесь на наши ленты в

В настоящее время большинство экспертов автомобильного рынка перед рекомендуют автолюбителям провести её тест-драйв. К сожалению, в нашем обществе подобный сервис в новинку и многие водители не знают, как взять машину на тест-драйв в автосалоне и на что стоит обратить внимание. Встречаются даже такие личности, которые пользуются подобным просто для развлечения, просто потому, что им захотелось проехаться на дорогой иномарке.

Как это работает

Многие производители автомобилей, в особенности иностранных, дают возможность своим потенциальным клиентам «обкатать» понравившуюся им машину перед её покупкой. Для того чтобы воспользоваться такой услугой, зачастую хватает одного простого телефонного звонка. Позвонив в автосалон, вы с лёгкостью можете договориться с менеджером о дате и времени испытания заинтересовавшего вас «четырёхколёсного друга». Кроме этого, вы всегда можете посетить салон без предварительной записи и, если автомашина будет свободна, прокатится на ней. Однако лучше внести в своё расписание, чем хаотично и без подготовки испытывать понравившуюся машину.

Учтите, что тестировать автомобиль лучше всего в выходные, когда на дорогах не собирается больших пробок и можно испытать её на скорость. Но здесь есть одно но - не стоит увлекаться высокоскоростной ездой, так как ответственность соблюдения ПДД лежит на вас!

Ещё один нюанс - комплектация тестируемой автомашины. Она, к сожалению, не всегда может совпадать с заявленной вами комплектацией. Вы можете взять автомобиль в салоне на тест-драйв с максимальной комплектацией. Это позволит насладиться всеми прелестями модели и в дальнейшем отсечь ненужные «навороты».

Неправильный тест-драйв

Для начала огорчим любителей отечественного автопрома, взять гораздо сложнее, чем дорогую иномарку. Большинство автосалонов ВАЗа не предлагают подобную услугу, объясняя это тем, что все и так осведомлены о работе автомобилей отечественных марок. Это в корне неправильный подход. Ещё более странно звучит, если менеджер всё-таки предлагает вам опробовать машинку, но только в сухую погоду и только на территории автотехцентра. Это означает, что потом он продаст испытанную вами машину по полной стоимости, хотя по правилам тестовый экземпляр должны продавать по большой скидке.

К неправильному также можно отнести круг почёта вокруг автосалона с бдительным штурманом - менеджером предприятия. Последний отвлекает клиента от автомобиля своими постоянными разговорами, похвалами и уговорами сделать покупку побыстрее. Зомбирование покупателей - это целая наука, так что не попадайтесь на удочку. Для того чтобы заставить продавца замолчать, просто задайте ему вопрос «по делу», о какой-либо конкретной характеристике автомашины.

Долой страхи

Многие автолюбители отказываются от , так как боятся повредить тестируемый автомобиль. Зарубите себе на носу - за повреждение машины во время тестового заезда вам ничего не будет! Тестовый экземпляр перед первым использованием обязательно страхуют. Страховка покрывает полностью все виды ущерба, даже такие как извержение вулкана и землетрясение.

Видео о тест-драйвах в автосалонах:

Таким образом, если менеджер перед тестированием предложит вам подписать документ о возмещении ущерба в случае повреждения автомобиля, смело разворачивайтесь и уходите!

Что можно, а чего нельзя

У каждого автосалона существует определённый маршрут, который согласован с ГИБДД, для проведения . Чаще всего тест-драйв автомашины длится не менее 10 минут и не более 40 минут.

Дорогие автомобили можно проверять на протяжении суток. Однако для этого нужно быть постоянным клиентом, то есть раз в год покупать автомобиль новой модели. Подобные заявки рассматривает только директор по продажам, который также раздаёт разрешения на длительный тест-драйв. Эта услуга предоставляется бесплатно, но на клиента оформляют страховой полис.

Многие водители не имеют понятия, какие нужны документы для проведения тестирования понравившегося автомобиля. Это ещё раз доказывает отсталость отечественного автомобильного сервиса. Внимание, для тест-драйва нужны водительские права и паспорт! Ваша прописка, семейное положение и внешний вид никого не должны интересовать.

Как себя вести

Для того чтобы понять, как пройти из салона и после этого сделать правильный выбор, необходимо придерживаться определённых рекомендаций экспертов автосервиса. Существует небольшой свод общераспространённых правил поведения за рулём тестовой автомашины:

  1. Перед тем как завести мотор, пристегните ремень безопасности, настройте удобно кресло и зеркала.
  2. Не стоит забывать о правилах дорожного движения, их никто для вас не отменял!
  3. Не спешите, не стартуйте резко, для правильной оценки авто требуется спокойствие и концентрация.
  4. Не нужно менеджеру и остальным водителям на дороге демонстрировать свой уровень вождения. Ездите так, как вы обычно ездите, иначе не прочувствуете автомобиля.
  5. Выезд из территории автосалона смело доверьте консультанту, он лучше ориентируется на местности и знает все особенности маршрута и стоянок.
  6. Не избегайте дорожных неровностей и ям. Вы заранее должны знать, как ведёт себя автомобиль в условиях некачественного дорожного покрытия, тем более что для дорог России - это не в новинку.
  7. Для более полных впечатлений от автомобиля возьмите с собой будущих постоянных пассажиров.
  8. Во время тест-драйва сосредоточьтесь на работе автомобиля, а не на его стоимости и комплектациях. Не стоит разговаривать с консультантом и обсуждать различные проблемы личного характера.
  9. Не забудьте проверить работу всех климатических систем автомобиля: кондиционера, климат-контроля и отопительной системы.
  10. Возьмите с собой диск, чтобы испробовать аудиосистему и понять, как будет звучать ваша любимая музыка.
  11. Проверьте все двери, они должны закрываться тихо и не заедать при открывании. Так же должны вести себя крышки капота и багажника.
  12. Во время поездки обратите внимание на шум, который издаёт двигатель, вентиляция, шины, обшивка и т. д. Вам должно быть комфортно, звук не должен отвлекать от дороги.

На видео - пример тест-драйва автомобиля:

Итак, тест-драйв проводить перед покупкой не просто можно, но и нужно! Добивайтесь этого от дилеров или идите в другую компанию. Поверьте, эффективное тестирование всегда приводит к правильному выбору автомашины.

Сегодня практически все автосалоны предлагают своим клиентам тест-драйв - пробную поездку, которая позволяет потенциальному покупателю обкатать машину. Проверка ходовых качеств машины преследует одну маркетинговую цель -помочь покупателю сделать выбор и решиться на покупку автомобиля. В то же время автосалон должен иметь гарантии, что клиент возвратит машину в целости и сохранности и в установленный срок. Для этого в договор на прохождение тест-драйва необходимо включить ряд условий.

Ошибка 1. Договор на тест-драйв должен иметь индивидуализирующие автомобиль признаки

Договор тест-драйва подразумевает передачу автосалоном (ссудодателем) автомобиля во временное пользование потенциальному клиенту (ссудополучателю). Плата за предоставление автомобиля на тест-драйв не взимается, поэтому такой договор по своей правовой природе является договором безвозмездного пользования (гл. 36 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ).

К договору безвозмездного пользования применяются некоторые принципы, относящиеся к договору аренды (ст. 689 ГК РФ). В частности, договор не будет считаться заключенным, если в нем не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в пользование (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте ? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Последствия. Если автомобиль в договоре не индивидуализирован, а по тексту документа невозможно определить, что автосалон передал клиенту автомобиль в безвозмездное пользование, то договор уже считается незаключенным, так как эти два существенных условия не согласованы.

Как правильно. В договоре прохождения тест-драйва обязательно укажите индивидуализирующие автомобиль признаки (как минимум марку, модель и VIN) и отметьте безвозмездность использования (рисунок, п. 1.1 договора ).

    l&g t;

    Ошибка 2. Не указали условия, защищающие автосалон от недобросовестных действий клиента во время прохождения тест-драйва

    Отсутствует условие о сроке пользования автомобилем. Чего обычно ожидает автосалон от контрагента по договору тест-драйва? Только одного - чтобы клиент вернул автомобиль в целости и сохранности в согласованный срок.

    Последствия. Если срок не указан, договор будет считаться заключенным на неопределенный срок (п. 2 ст. 610 ГК РФ). В этом случае любая из сторон вправе отказаться от договора, предупредив другую сторону за один месяц. Иными словами, если автосалон забыл обозначить в договоре срок пользования автомобилем, то клиент сможет как минимум месяц бесплатно использовать машину.

    Как правильно. Исходя из этого, обязательно установите срок пользования автомобилем (рисунок, п. 2.4 договора ); причем с учетом специфики тест-драйва лучше указывать не только дату, но и время возврата. Если этого не сделать, то клиент может вернуть автомобиль в назначенный день, но, например, в 23 часа 59 минут. Мало того что в такое время трудно найти сотрудника для приемки автомобиля, так еще и нельзя запланировать другие тест-драйвы на этот день; поэтому в некоторых компаниях автомобили выдаются только на несколько часов.

    Не установлена ответственность клиента за несвоевременный возврат автомобиля. Клиент может нарушить интересы автосалона разными способами - например, не возвратить или несвоевременно возвратить автомобиль.

    Последствия. В период просрочки тест-драйв в автосалоне проводиться не может - как следствие, снижается объем продаж.

    Как правильно. Клиента следует предупредить, что в случае невозврата автосалон обратится в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела, а также применит средства дистанционного блокирования двигателя автомобиля (рисунок, п. 4.1.5 договора ). Кроме того, на случай несвоевременного возврата автомобиля предусмотрите плату за каждый час просрочки (рисунок, п. 5.5 договора ).

    Не установлено возмещение потери документов или ключей от автомобиля. Одновременно с машиной клиенту передаются свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис ОСАГО и ключ зажигания. Есть опасность, что клиент потеряет их.

    Последствия. Автосалон понесет дополнительные расходы на восстановление документов или ключей.

    Как правильно. Внесите в договор на тест-драйв условие о компенсации материальных и временны´х затрат на восстановление утерянных документов и принадлежностей: например, потерявший их клиент платит автосалону штраф в размере 500 руб. за каждый документ или 1000 руб. за каждую принадлежность.

    В договоре не указано, где и каким образом клиент может использовать автомобиль. Клиент может использовать авто не по назначению: скажем, вместо того чтобы знакомиться с характеристиками машины, поедет на ней в соседний регион на рыбалку и привезет в багажнике мешок рыбы.

    Последствия. Вполне вероятно, что салон или багажник испачкается.

    Как правильно. Включите в договор пункты о строго целевом использовании автомобиля (рисунок, п. 3.1 договора ), о возможности ездить только по дорогам с качественным покрытием и запрете выезда в другие регионы (рисунок, п. 3.2 договора ), о лимите пробега (рисунок, п. 3.10 договора ) и плате за сверхнормативный пробег (рисунок, п. 5.6 договора ), а также о компенсации расходов на мойку автомобиля (рисунок, п. 5.7 договора ).

    Не застрахована ответственность за вред, причиненный автомобилем, и не установлены обязанности клиента по возмещению ущерба и расходов в случае ДТП. Клиент может попасть в ДТП - как по своей вине, так и по вине другого водителя.

    Последствия. Возможно повреждение автомобиля и нанесение вреда здоровью, а также причинение ущерба имуществу третьих лиц. В последнем случае есть риск, что обязанность по возмещению ущерба третьим лицам будет возложена на автосалон как на владельца источника повышенной опасности.

    Как правильно. Лучший вариант минимизации этих рисков - страхование, причем не только ОСАГО, но и каско. Имеет смысл застраховать ответственность за вред, причиненный автомобилем, на сумму, превышающую лимит по ОСАГО. Дорогих автомобилей на улицах все больше, и нет никаких гарантий, что особо «удачливый» клиент не въедет во время тест-драйва в такую машину.

    Однако если клиент в момент ДТП будет находиться в состоянии алкогольного опьянения, в выплате страхового возмещения вам откажут, поэтому обязательно включите в договор пункт, предупреждающий клиента о регрессном требовании (рисунок, п. 4.1.4 договора ). Например, если клиент, будучи в состоянии опьянения, во время проведения тест-драйва в автосалоне повредит другой автомобиль, страховая компания по ОСАГО произведет выплаты потерпевшему; однако впоследствии она взыщет сумму выплат с клиента (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 №40‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

    Кроме того, установите в договоре обязанности клиента по возмещению ущерба в части, не покрытой страховым возмещением (рисунок, п. 5.2 и 5.4 договора ), а также по компенсации расходов автосалона на возмещение вреда третьим лицам (рисунок, п. 5.3 договора ). Все это заставит клиента максимально дисциплинированно вести себя на дороге.

    В договоре не предусмотрена возможность штрафа за нарушение правил дорожного движения. Клиент может нарушить ПДД во время тест-драйва, и это может быть зафиксировано видеокамерами.

    Последствия. Штраф придется платить собственнику автомобиля, то есть автосалону (п. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ).

    Как правильно. Укажите в договоре, что клиент обязан компенсировать автосалону уплаченный штраф (рисунок, п. 5.1 договора ).

    Ошибка 3. В договоре на тест-драйв не предусмотрены условия, исключающие возможность споров

    Состояние автомобиля на момент передачи. Во избежание споров о том, причинен ущерб машине клиентом или «так и было», при заключении договора рекомендуется подписывать акт приема-передачи автомобиля, зафиксировав в нем состояние транспортного средства в момент передачи. В договор при этом надо внести следующее условие: отсутствие в акте указаний на недостатки автомобиля доказывает, что машина на момент передачи таковых не имела (рисунок, п. 2.2 договора ).

    Место возврата машины. Чтобы клиент не требовал от представителя салона приехать за автомобилем к нему домой, лучше указать точный адрес, по которому он обязан вернуть машину (рисунок, п. 2.5 договора ).

    Возможность одностороннего акта. Бывает, что клиент, возвращая автомобиль после прохождения тест-драйва разбитым, отказывается подписать акт с перечнем повреждений. На этот случай в договоре можно указать, что при отказе клиента от подписания такого акта юридическую силу имеет акт, составленный автосалоном в одностороннем порядке (рисунок, п. 2.7 договора ).

    Знакомство с системами управления автомобиля. Клиент, желая переложить ответственность за совершенное ДТП на автосалон, может утверждать, что не был надлежащим образом ознакомлен с системами управления автомобилем, в результате чего перепутал педали газа и тормоза. Этого вполне можно избежать. Во-первых, включите в договор условие о том, что, если необходимый инструктаж не был проведен, клиент обязан заявить об этом до поездки (рисунок, п. 3.4 договора ); во‑вторых, в акте о передаче автомобиля клиенту сделайте отметку о том, что последний получил всю необходимую информацию об управлении автомобилем.

    Срок действия договора на тест-драйв и срок тест-драйва. Поскольку ряд обязательств (например, компенсация штрафов и иных расходов) возникает у клиента после возврата автомобиля автосалону, рекомендуется не приравнивать срок действия договора к сроку безвозмездного пользования. Лучше включить в договор условие, что в части обязательств по возмещению убытков договор действует до полного исполнения клиентом всех обязательств (рисунок, п. 6.1 договора ).

    Арбитражная оговорка. Поскольку по общим правилам подсудности иск рассматривается судом по месту нахождения ответчика (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ), есть риск, что автосалону придется понести серьезные неудобства и большие судебные расходы, чтобы взыскать убытки с клиента из дальнего региона. Поэтому установите договорную подсудность (рисунок, п. 7.2 договора ), определив суд, в котором автосалону удобно разрешать споры.

    • Порядок разрешения хозяйственных споров: опыт практиков

    Даже очень грамотно составленный договор на тест-драйв не защитит автосалон от всех рисков. Например, штраф ГИБДД за превышение скорости одним клиентом будет невелик. Но если компания проводит много тест-драйвов, то общая сумма штрафов может оказаться значительной. Поэтому наряду с договором стоит прибегнуть и к другим способам минимизации рисков: страхование, оборудование автомобилей системой дистанционного слежения и блокировки, проведение тест-драйва только в присутствии представителя автосалона.

    Такие разделы договора, как «Уведомления сторон» и «Реквизиты и подписи сторон», являются типовыми, поэтому здесь не приводятся.