Правила пользования. Об утверждении правил работы специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств Специализированная стоянка

Положение о специализированных муниципальных стоянках для задержанных транспортных средств

Приложение к решению городского Совета депутатов Калининграда № 253 от 06 июля 2005г.

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях, Постановления Правительства РФ от 18.12.2003 года № 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации", Постановления администрации Калининградской области от 21.07.2004 года №351 "О создании специализированных муниципальных стоянок для хранения задержанных транспортных средств".

1.2. Настоящее Положение определяет порядок помещения на специализированные муниципальные стоянки, хранения и выдачи транспортных средств, задержанных уполномоченными должностными лицами УВД Калининградской области в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Задержанные уполномоченными должностными лицами транспортные средства направляются для хранения на специализированную муниципальную стоянку (далее - стоянку).

1.3. В настоящем Положении применяют следующие понятия и термины:

- "задержание транспортного средства" - временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку;

- "специализированная муниципальная стоянка" - специально отведённое охраняемое место хранения задержанных транспортных средств;

- "уполномоченное должностное лицо" - должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, осуществляющее в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя от управления транспортным средством и направлению транспортного средства на специализированную стоянку;

- "лицо, ответственное за хранение транспортных средств" - юридическое лицо, уполномоченное постановлением мэра города осуществлять организацию и эксплуатацию специализированной муниципальной стоянки, предназначенной для хранения задержанных транспортных средств;

- "транспортные средства" - автомототранспортные средства с рабочим объёмом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, тракторы, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации;

1.4. Места размещения специализированных муниципальных стоянок, осуществляющих хранение задержанных транспортных средств, определяются постановлением мэра города.

II. Порядок помещения, хранения и выдачи транспортных средств

2.1. Задержанное наземное транспортное средство вывозится на специализированную муниципальную стоянку при помощи другого наземного транспортного средства. Лицо, осуществляющее транспортировку задержанного транспортного средства, опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство.

О задержании транспортного средства в отсутствие водителя уполномоченное должностное лицо УВД Калининградской области незамедлительно сообщает в дежурную часть РОВД Калининграда в целях информирования владельца (представителя владельца) о задержании транспортного средства и принятия мер, в случае необходимости, по установлению владельца (представителя владельца) транспортного средства.

2.2. Приём на стоянку задержанного транспортного средства осуществляется лицом, ответственным за хранение, при получении копии протокола о задержании транспортного средства.

2.3. Транспортное средство визуально осматривается на предмет наличия повреждений (вмятин, царапин и т.п.), сверяется наличие оборудования и предметов, находящихся в салоне и багажнике, с указанными в протоколе задержания, проверяется опечатывание конструктивно предусмотренных мест доступа.

2.4. Учёт задержанных транспортных средств, принятых на хранение на специализированную стоянку, ведётся в журнале учёта задержанных транспортных средств, который содержит следующие данные:

Дату и время помещения транспортного средства на специализированную стоянку;

Сведения о задержанном транспортном средстве (марка, модель, государственный регистрационный знак):

Основания помещения транспортного средства на специализированную стоянку (номер протокола о задержании транспортного средства):

Сведения о лице, осуществившем транспортировку транспортного средства, его подпись:

Сведения о лице, принявшем транспортное средство на хранение, его подпись;

Сведения о лице, разрешившем выдачу транспортного средства (должность, фамилия, инициалы);

Дату и время выдачи транспортного средства;

Сведения о лице, получившем транспортное средство, его подпись.

2.5. Журнал учёта задержанных транспортных средств ведёт лицо, ответственное за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.

2.6. Журнал учёта задержанных транспортных средств регистрируется в канцелярии УГИБДД УВД Калининградской области. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью УГИБДД УВД Калининградской области. На последнем листе производится заверительная подпись о количестве пронумерованных листов. Записи в Журнале производятся чернилами (пастой) без помарок и исправлений

2.7. Журнал хранится у лица, ответственного за хранение транспортного средства, в течение трёх лет.

2.8. Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку.

2.9. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.

2.10. Первые три часа хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке не подлежат оплате.

2.11. Плата за транспортировку и хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном Главным управлением по государственному регулированию цен и тарифов администрации Калининградской области.

2.12. Доступ водителя (владельца, представителя владельца) к находящемуся на специализированной стоянке транспортному средству осуществляется в присутствии лица, ответственного за его хранение.

2.13. Выдача задержанного транспортного средства водителю (владельцу, представителю владельца) производится в любое время суток на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица УВД Калининградской области после оплаты расходов, связанных с перемещением транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением.

2.14. При выдаче транспортного средства номера узлов и агрегатов сверяются с данными свидетельства о регистрации транспортного средства, также транспортное средство визуально осматривается на предмет наличия новых повреждений и проверяется наличие оборудования и предметов. В случае обнаружения новых повреждений или отсутствия какого-либо оборудования и предметов, лицом, ответственным за хранение транспортного средства, составляется акт. Акт подписывается лицом, ответственным за хранение транспортного средства, и владельцем (представителем владельца) транспортного средства и составляется в двух экземплярах, один из которых остаётся у лица, ответственного за хранение транспортного средства, один - передаётся владельцу (представителю владельца) транспортного средства.

2.15. Лицо, получившее транспортное средство, расписывается в журнале учёта задержанных транспортных средств.

III. Заключительные положения

3.1. Муниципальные стоянки для задержанных транспортных средств должны отвечать требованиям нормативов к размещению и оборудованию плоскостных автомобильных стоянок, а также требованиям противопожарной и санитарной безопасности.

3.2. Лицо, ответственное за хранение транспортного средства, обязано принять все необходимые меры для обеспечения сохранности принятых на хранение транспортных средств. Вред, причинённый задержанному транспортному средству и находящемуся в нём имуществу при его транспортировке и (или) хранении на специализированной стоянке, возмещается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой


Ваши комментарии


#1 Сергей (-----.tis-dialog.ru) 12:36 22.09.2005


#2 Сергей (-----.tis-dialog.ru) 12:37 22.09.2005
Все это хорошо...., не понятно только что должно произойти с автомобилем, если хозяин не является, или сумма за его хранение уже превысила все разумные пределы - стоимость самого автомобиля. Наши депутаты конечно молодцы, но налицо полный формализм и безответственность перед избирателями. На пример: попал хозяин авто в больницу после ДТП, пролежал там пол года_примерно 180 дней умножим на стоимость простой стоянки 50 руб.= 9000, а его авто до аварии то стоило примерно столько же, но права владельца то ни кто не отменял, а денег у него, особенно после лечения, нет, а машинка то дорога как память или как повод выразить свое недовольство партией и правительсвом, вот он и будет ходить каждую неделю еще пол года вокруг стоянки и смотреть, когда же его машинку попилят на иголки, а потом в суд. А дальше что? Где закон? Где механизм очищения этих вот стоянок? Опять лазейка для самоуправства со всеми вытекающими от сюда последствиями? Эти стоянки будут заполнятся моментально - у нас в Калининграде происходит примерно 25-30 аварий в неделю, после которых машины ставят куда нибудь и как нибудь, и это не считая те авто которые стоят брошеные в запрещенных местах + немного тех которые поставили не там или документы не в порядке(их заберут бастро со стоянки). Так что превратятся эти стоянки в кладбища автомобилей забитыми под завязку,примерно через год. А дальше что?


#3 сергей (-----.123.254) 21:51 17.01.2016
по теме
позорище нашеу правительству-гибддшники стали отнимать даже газовые мопеды типа рига 7-выписывать шраф 5 тыс рублей и поещать на шраф-стоянки!такого беспредела небыло даже в ссср!

Добавить комментарий

29 мая 2017, 16:17

1. Настоящие Правила устанавливают порядок перемещения авто-, мото-транспортного средства с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторов, других самоходных дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, подлежащих государственной регистрации в ГИБДД, на специализированную стоянку, а также его хранения, возврата транспортного средства.

2. Задержание транспортного средства осуществляется в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:

Статья 11.26. Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров;

Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений;

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;

Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;

Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги;

Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств.

2.1. Задержанное транспортное средство перемещается на специализированную стоянку — специально отведённое охраняемое место хранения задержанных транспортных средств Штрафстоянка (далее — специализированная стоянка).

3. Задержанное транспортное средство перемещается на специализированную стоянку при помощи другого транспортного средства (автоэвакуатора, гидроманипулятора).

4. Водителю транспортного средства сообщается о месте хранения задержанного транспортного средства при вручении протокола о задержании транспортного средства, а также он может ознакомится о месте хранения ТС на сайте shtraf-stoyanka59.ru.

4.1. О задержании транспортного средства в отсутствие водителя уполномоченное должностное лицо незамедлительно сообщает в дежурную часть ОВД в целях информирования владельца (представителя владельца) о задержании транспортного средства и принятия мер, в случае необходимости, по установлению владельца (представителя владельца) транспортного средства.

5. Приём на стоянку задержанного транспортного средства осуществляется лицом, ответственным за хранение, при получении копии протокола о задержании транспортного средства.

5.1. Лицо, ответственное за хранение назначается приказом директора Штрафстоянки.

5.2. Транспортное средство визуально осматривается на предмет наличия повреждений (вмятин, царапин и т.п.), сверяется наличие оборудования и предметов, находящихся в салоне и багажнике, с указанными в протоколе задержания, проверяется опечатывание конструктивно предусмотренных мест доступа.

5.3. Учёт задержанных транспортных средств, принятых на хранение на специализированную стоянку, ведётся в журнале учёта задержанных транспортных средств, который содержит следующие данные:

дата, время помещения ТС на стоянку;

сведения о ТС (марка, модель, государственный регистрационный знак ТС, № кузова (VIN));

основание помещения ТС на стоянку — протокол (номер, дата протокола);

техническое состояние ТС;

должность, ФИО лица, принявшего ТС на стоянку, подпись;

владелец ТС, подпись;

отметка о предоставлении доступа к ТС, находящемуся на стоянке, дата и время;

ФИО лица, осуществившего доступ к ТС (владелец, представитель владельца), подпись;

примечание;

основание выдачи ТС — разрешение (ФИО, должность лица, разрешившего выдачу);

дата, время выдачи ТС;

ФИО лица, получившего ТС (владелец, представитель владельца), подпись;

ФИО должностного лица, осуществившего выдачу ТС (подпись).

5.4. Журнал учёта задержанных транспортных средств хранится в течение 3 лет и ведётся лицом, ответственного за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке.

5.5. Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку.

5.6. Плата за хранение транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.

5.7. Первые 3 часа хранения задержанного транспортного средства на специализированной стоянке не подлежат оплате.

5.8. Стоимость 1 часа определяется согласно действующего законодательства.

5.9. Доступ водителя транспортного средства (представителя владельца) к находящемуся на специализированной стоянке транспортному средству осуществляется в присутствии лица, ответственного за его хранение.

6. Уполномоченное должностное лицо, убедившись в устранении причины задержания транспортного средства, находящегося на специализированной стоянке, даёт разрешение на его возврат, о чём делает отметку в протоколе о задержании транспортного средства, соответствующем журнале.

7. Возврат задержанного транспортного средства водителю, указанному в путевом листе (представителю владельца), производится на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с его хранением.

7.1. Лицо, получившее транспортное средство, расписывается в журнале учёта задержанных транспортных средств.

8. На специализированной стоянке ведётся учёт задержанных транспортных средств в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

9. Вред, причиненный задержанному транспортному средству и находящемуся в нём имуществу при его перемещении на специализированную стоянку или хранении на специализированной стоянке, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Штрафстоянка не информирует владельца о том, что на специализированной стоянке хранится его транспортное средство, кроме размещения информации на сайте.

Специализированная (штрафная) стоянка

Сотрудник ДПС должен поместить автомобиль на специально отведенное охраняемое место, если причину задержания невозможно устранить быстро. В протоколе об административном правонарушении он обязан сделать запись о задержании и запрещении эксплуатации автомобиля или составить об этом отдельный протокол. Копия протокола должна быть вручена водителю. При его отсутствии протокол о задержании транспортного средства составляется в присутствии двух понятых.
Задержанный автомобиль может не направляться на специально охраняемую стоянку, если причина задержания может быть устранена на месте. В этом случае протокол задержания не составляется.
Если задержанный автомобиль не имеет возможности двигаться самостоятельно, он в присутствии водителя доставляется на специальную охраняемую стоянку с использованием другой машины, а если автомобиль исправен, сотрудник ДПС может доставить его туда самостоятельно.
При отсутствии такой стоянки автомобиль может быть сдан в дежурную часть или доставлен на площадку у стационарного или контрольного поста полиции. Он сдается на хранение по протоколу задержания, к которому прилагается опись автомобиля и имущества в 2-х экземплярах, один из которых выдается водителю.
Плата за хранение автомобиля в этом случае не взимается.
После устранения причин задержания (отрезвление водителя, представление документов, наличие лица, имеющего право на управление автомобилем соответствующей категории, устранение неисправностей и т.д.) машина должна быть возвращена водителю (владельцу).
Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации говорят о помещении автомобиля на специализированную стоянку - "специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств".
Плата за транспортировку и хранение задержанного автомобиля взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ. Причем первые сутки хранения машины на специализированной стоянке оплате не подлежат.
Водитель автомобиля, задержанного на стационарном посту, может заявить ходатайство о том, что он готов устранить причины задержания в течение трех часов. Факт такого ходатайства должен быть отмечен в протоколе, а сам автомобиль временно помещен на площадку у стационарного поста (о такой возможности сотрудники ДПС обязаны сами информировать водителя).
Если автомобиль задержан не на стационарном посту, водитель может предложить остановившему его сотруднику ДПС проехать вместе с ним к ближайшему стационарному посту или к месту постоянного дежурства.
В течение предоставленных ему трех часов водитель имеет возможность:
- найти водителя, который заменит находящегося в состоянии опьянения;
- позвонить родственникам, коллегам по работе или знакомым с просьбой привезти необходимые документы, если они забыты дома или на работе;
- съездить за забытыми документами на общественном транспорте или на попутном автомобиле (такси);
- устранить технические неисправности автомобиля на месте;
- установить недостающие регистрационные знаки.

После устранения причин задержания автомобиль выдается водителю непосредственно со стационарного поста.
О помещенном на штрафную стоянку автомобиле в журнале учета делается запись, содержащая:
- дату и время помещения транспортного средства на специализированную стоянку;
- сведения о задержанном транспортном средстве (марка, модель, государственный регистрационный знак);
- основания помещения транспортного средства на специализированную стоянку (номер протокола о задержании транспортного средства);
- сведения о лице, осуществившем транспортировку транспортного средства, его подпись;
- сведения о лице, принявшем транспортное средство на хранение, его подпись;
- сведения о лице, разрешившем выдачу транспортного средства (должность, фамилия, инициалы);
- дату и время выдачи транспортного средства;
- сведения о лице, получившем транспортное средство, его подпись.

Журнал ведет лицо, ответственное за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью соответствующего органа внутренних дел. Журнал хранится в организации, осуществляющей хранение задержанных транспортных средств, в течение трех лет.
Помещаемая на штрафную стоянку машина опечатывается (все двери, капот, багажник, крышка бензобака) сотрудником полиции или самим водителем.
Владелец автомобиля имеет право забрать из салона, багажника и других мест автомобиля любое имущество и оборудование (например комплект инструмента, личные вещи, покупки, магнитолу и т.д.).
Получить автомобиль со стоянки можно в любое время суток после устранения причин задержания и уплаты штрафа (если он был выписан).
Решение о выдаче автомобиля принимает задержавший его сотрудник ГИБДД или дежурный - ставит разрешающую подпись и печати на выданном водителю ранее направлении на спецстоянку.
Кроме того, необходимо оплатить услуги спецстоянки. Первые сутки нахождения машины на спецстоянке оплате не подлежат. Далее оплата взимается за каждый полный час. Тариф определяется органом исполнительной власти субъекта РФ. Заплатить можно через Сберегательный банк или непосредственно на стоянке через кассовый аппарат. Кроме кассового чека целесообразно потребовать счет-фактуру (у администрации стоянки), где все услуги должны быть расписаны и расценены поэлементно. Если администрация не будет согласна, обосновать такое требование можно, например, тем, что автомобиль принадлежит фирме, и бухгалтерия оплатит стоянку только по счету-фактуре.
После этого водитель может под расписку забрать свою машину - лично или прислав свое доверенное лицо (с оформленной у нотариуса доверенностью).
Получая автомобиль, нужно проверить его состояние, поскольку расписка содержит пункт о том, что претензий по эвакуации и хранению автомобиля владелец не имеет. Необходимо проверить сохранность всех "печатей", которыми был опечатан автомобиль, наличие и сохранность всех его элементов.
Внимание: криминал!!
Если автомобиль был вскрыт, пропали некоторые вещи, слит бензин и т.д., не стоит подписывать предложенную работниками стоянки расписку об отсутствии претензий. Однако сообщать администрации и охране стоянки о своих намерениях вернуть похищенное или компенсировать его стоимость тоже не следует торопиться, поскольку это почти наверняка приведет к безрезультатному скандалу. Наиболее целесообразное поведение в этом случае - под любым предлогом ("остались дома ключи, брелок сигнализации, права, документы" и т.д.) уйти со стоянки, обратиться в полицию и написать заявление о расхищении автомобиля. Вернувшись на стоянку с сотрудником МВД, нужно составить подробный акт обо всех хищениях из автомобиля.
Предъявить претензии можно сразу, если владелец придет получать автомобиль в сопровождении трех-четырех человек, которым он доверяет. В присутствии этих свидетелей нужно сразу составить акт о недостачах и хищениях и дать подписать служащему стоянки. В случае его отказа от подписи нужно сделать об этом запись в акте и дать подписать его всем свидетелям.

В практике муниципального управления иногда возникает вопрос, относится ли к компетенции органов местного самоуправления организация так называемых штрафстоянок – специализированных стоянок для хранения задержанных за нарушение правил дорожного движения транспортных средств. Для того чтобы ответить на него, необходимо провести обзор действующего законодательства.

В практике муниципального управления иногда возникает вопрос, относится ли к компетенции органов местного самоуправления организация так называемых штрафстоянок - специализированных стоянок для хранения задержанных за нарушение правил дорожного движения транспортных средств. Для того чтобы ответить на него, необходимо провести обзор действующего законодательства.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

С одной стороны, данная деятельность является коммерческой и по логике вещей должна приносить прибыль, так как расходы на перемещение и содержание транспортного средства на спецстоянке оплачивает владелец машины, причем с 1 июля 2012 г. за весь период пребывания автомобиля на стоянке, поскольку Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ из ч. 1 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) было исключено положение о том, что плата за перемещение транспортного средства за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.

С другой стороны, как и в любой коммерческой деятельности, ее прибыльность зависит от востребованности услуг, т. е. в данном случае - от частоты помещения машин на штрафстоянку. При незначительном числе таких случаев спецстоянка может быть нерентабельным предприятием, когда неизбежные расходы на ее создание и эксплуатацию превышают доходы от ее функционирования.

В связи с этим на практике в зависимости от конкретных обстоятельств органами местного самоуправления ставятся два различных вопроса:

Обязаны ли органы местного самоуправления создавать или способствовать созданию спецстоянок;

Вправе ли они создавать муниципальные стоянки.

Правоприменительная, в т. ч. судебная, практика складывается в этом отношении противоречиво. В одних случаях создание спецстоянок признается обязанностью органов местного самоуправления, а в других отрицается не только такая обязанность, но даже их право заниматься данной деятельностью. Имеются даже случаи, когда такие противоположные выводы делаются одними и теми же судебными инстанциями.

Пример

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в определении от 13.01.2001 пришла к выводу, что обеспечение дорог спецстоянками не относится к полномочиям органов местного самоуправления, и та же судебная инстанция в определении от 08.11.2012 обязала местную администрацию Отрадненского района Краснодарского края организовать на территории муниципального образования муниципальную специализированную стоянку .

Попробуем разобраться в правовом регулировании данной проблемы.

Задержание транспортного средства, т. е. исключение его из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на спецстоянке до устранения причины задержания, предусмотрено ст. 27.13 КоАП РФ. Согласно ст. 27.1 КоАП РФ это является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, т. е. мерой, применяемой уполномоченными лицами в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Данная мера применяется при нарушениях правил эксплуатации и управления транспортным средством, предусмотренных ч. 1 ст. 11.8.1, ст. 11.9, 11.26, 11.29, ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 1, 3 и 4 ст. 12.8, ч. 4 и 5 ст. 12.16, ч. 3, 4 и 6 ст. 12.19, ч. 1-3 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.

Таким образом, специализированные стоянки предназначены исключительно для хранения транспортных средств, задержанных в связи с совершением административного правонарушения в сфере дорожного движения.

Согласно ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ порядок перемещения транспортных средств на спецстоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, определяется законами субъектов РФ.

При этом правовой статус и принадлежность самих стоянок остаются неопределенными. Из закона не ясно, кем именно должны или могут создаваться такие специализированные стоянки.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» (далее - Постановление № 759) органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок. Это давало почву для трактовки, что стоянки находятся в муниципальной собственности, а значит, именно органы местного самоуправления уполномочены на создание таковых. Во всяком случае имеются прецеденты, когда, ссылаясь в т. ч. на эти положения, контролирующие органы требовали от органов местного самоуправления принимать меры по созданию стоянок. Руководствуясь этими же положениями, в некоторых субъектах РФ принимались правовые акты, предусматривавшие обращенные к органам местного самоуправления рекомендации либо требования осуществлять организацию таких стоянок.

Однако, как видно из текста, приведенное положение содержало лишь рекомендацию (а не обязательное к исполнению требование), причем обращенную к органам исполнительной власти субъектов РФ, а не к органам местного самоуправления.

В силу базового конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления органы государственной власти субъектов РФ не обладают административными полномочиями в отношении органов местного самоуправления и не вправе создавать какие-либо объекты, принадлежащие муниципальным образованиям, но они вправе создавать собственные объекты, располагающиеся на территории муниципального образования. Следовательно, в приведенной норме слова «муниципальные стоянки» могут трактоваться не как «принадлежащие муниципальным образованиям», а лишь как «находящиеся на территории муниципальных образований». Иное толкование означало бы признание того факта, что Постановлением № 759 грубо нарушается Конституция РФ и федеральное законодательство. Кроме того, полномочия органов местного самоуправления могут устанавливаться только федеральными законами и не могут регулироваться постановлениями Правительства РФ в соответствии с ч. 1.1 ст. 17, ст. 18, 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). Таким образом, нет оснований рассматривать Постановление № 759 (к тому же утратившее силу к настоящему моменту) как правовую базу закрепления за органами местного самоуправления полномочий по созданию специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) показывает, что специализированные стоянки не могут быть отнесены ни к одному из объектов, входящих в состав автомобильных дорог (земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).

Так, защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение, заборы, устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин, шумо- и ветрозащитные устройства и другие подобные сооружения; искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады и т. п.); производственные объекты - сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в т. ч. его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. При этом дорожная деятельность в Федеральном законе № 257-ФЗ понимается как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог как таковых.

Специализированные стоянки трудно отнести к каким-либо видам объектов в составе автомобильных дорог, включая «иные сооружения, предназначенные для безопасности дорожного движения», поскольку сами по себе, напрямую, они не влияют на уровень безопасности при движении по дороге в отличие, например, от освещения, пешеходных переходов и даже дорожных метеостанций (см. п. 4.1.13.7 Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения. ОДН 218.0.006-2002, утв. распоряжением Минтранса России от 03.10.2002 № ИС-840-р). Соответственно создание штрафстоянок не может относиться к дорожной деятельности.

Понятие «использование автомобильной дороги» в законодательстве не определено, однако оно подразумевает применение дороги по прямому назначению, т. е. для движения транспортных средств (п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ). Спецстоянки в отличие, например, от парковок (парковочных мест) по своему целевому назначению не связаны с организацией дорожного движения. Таким образом, создание специализированных стоянок не может быть включено в содержание деятельности по использованию автомобильных дорог.

Что касается безопасности дорожного движения, то в принципе спецстоянки в широком, профилактическом смысле могли бы рассматриваться как фактор, способствующий обеспечению таковой, в той мере, в какой пресечение дорожно-транспортных правонарушений создает условия для безопасности на дорогах. Ведь безопасность дорожного движения определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; далее - Федеральный закон № 196-ФЗ). Назначение спецстоянок, как указывалось выше, - это хранение транспортных средств, задержанных за определенные нарушения правил эксплуатации и управления транспортным средством, цель помещения на спецстоянку - исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов и хранение до устранения причины задержания (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ). Установление административной ответственности за указанные нарушения направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, а задержание транспортного средства нарушителя путем помещения на спецстоянку призвано пресечь правонарушающее и, следовательно, угрожающее безопасности поведение участника дорожного движения.

Вмеcте с тем, когда речь идет о полномочиях органов власти по обеспечению безопасности дорожного движения, то это понимается весьма конкретно, как меры по оборудованию самих дорог средствами обеспечения безопасности в процессе движения транспортных средств. Согласно ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в т. ч. на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Как видно, обеспечение безопасности дорожного движения возлагается на органы местного самоуправлении исключительно в рамках их полномочий по осуществлению дорожной деятельности. Поскольку создание спецстоянок не относится к дорожной деятельности, оно не может быть отнесено и к обеспечению безопасности при осуществлении таковой.

Из изложенного следует, что создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств выходит за рамки вопроса местного значения, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу своего специфического назначения штрафстоянки не могут быть отнесены и к объектам благоустройства. Согласно ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ объекты благоустройства направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Спецстоянки предназначены для хранения задержанных за нарушение правил дорожного движения транспортных средств, что не имеет никакого отношения к указанным выше целям благоустройства. Соответственно нет оснований рассматривать создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств в рамках вопросов местного значения по благоустройству территории поселения, городского округа (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ).

Итак, исходя из указанного назначения специализированных стоянок полномочия по их созданию необходимо рассматривать в рамках законодательства об административных правонарушениях. Последнее находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, органы местного самоуправления какими-либо собственными полномочиями в данной сфере не обладают и могут наделяться лишь отдельными государственными полномочиями (ст. 1.3, 1.3.1 КоАП РФ).

Материалы по обращению главы муниципального образования «Отрадненский район» А.В. Волненко // Архив Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Документ по состоянию на февраль 2014 г.


В соответствии с постановлением распоряжением Коллегии Орловской области от 27 апреля 2007 г. N 112-р "Об утверждении методических рекомендаций о порядке организации муниципальных специализированных стоянок", решением Комиссии Орловской области по обеспечению безопасности дорожного движения от 16.05.2007 N 2 постановляю:


1. Утвердить Положение об организации специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств на территории города Мценска (приложение 1).

2. Утвердить Правила работы специализированных стоянок для хранения транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории города Мценска (приложение 2).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Мценска А.Н. Беляева.


Глава города Мценска
С.С.ВОЛКОВ


Приложение 1
к постановлению
Администрации города Мценска
от 24 апреля 2012 г. N 379

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации", распоряжением Коллегии Орловской области от 27 апреля 2007 г. N 112-р "Об утверждении методических рекомендаций о порядке организации муниципальных специализированных стоянок", решением Комиссии Орловской области по обеспечению безопасности дорожного движения от 16.05.2007 N 2 и регулирует порядок организации муниципальных специализированных стоянок на территории города Мценска для помещения на них транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Организация специализированных стоянок

2.1. Организация муниципальных специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств осуществляется через проведение конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право создания обозначенных специализированных стоянок.

2.2. Организациями, отобранными по результатам конкурса (далее - уполномоченные организации), осуществляется деятельность по размещению на специализированные стоянки, учету, хранению и выдаче задержанных транспортных средств.

3. Требования к специализированным стоянкам

3.1. Данные требования разработаны с учетом нормативов к размещению и оборудованию плоскостных автомобильных стоянок (МГСН 1.01-99, СН 441-72, ВСН 01-89), а также требований противопожарной и санитарной безопасности (СНиП 2.07.01-89, СНиП 21-02-99, ППБ 01-03 , НПБ 110-03 , НПБ 88-2001).

3.2. Фактическая вместимость специализированных стоянок не должна превышать проектной мощности.

3.3. Площадь участка для стоянки одного автомобиля принимается равной 22,5 кв. метров.

3.4. Территория специализированной стоянки должна иметь помещения для обслуживающего персонала, охраны, ограждение, не допускающее проникновение посторонних лиц, искусственное освещение. В ограждении территории стоянки, на которой предусмотрено хранение 50 и более автомобилей, оборудуется не менее двух въездов (выездов).

Проем ворот в ограждении не менее 4,5 метра.

3.5. На открытой территории стоянки размещаются первичные средства пожаротушения, немеханизированный инструмент и пожарный инвентарь. На территории стоянки, не имеющей наружного противопожарного водоснабжения, или при удалении на расстояние более 100 метров от наружных пожарных водоисточников, оборудуются пожарные щиты. Необходимое количество пожарных щитов, их тип и количество первичных средств пожаротушения определяются соответствующими нормативами в зависимости от площади открытых площадок.

3.6. Здания и сооружения (в том числе временные и "бытовки"), расположенные на территории специализированных стоянок и предназначенные для размещения постов охраны, приема посетителей, для оформления документов и оплаты, должны быть обеспечены телефонной связью, кнопкой экстренного вызова милиции, оснащены нормативным количеством первичных средств пожаротушения, иметь искусственное освещение. Комната для размещения охраны оснащается необходимым оборудованием и инвентарем для обеспечения дежурства. На территории стоянки устанавливается кабина туалета и контейнер для сбора мусора.

3.7. Специализированная стоянка оснащается буксирными тросами.

3.8. На специализированной стоянке запрещается:

Допускать на территорию посторонних лиц;

Устанавливать транспортные средства в количестве, превышающем норму, нарушать их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями;

Загромождать выездные ворота и проезды;

Производить ремонтные, кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообделочные работы, а также промывку деталей с использованием ЛВЖ и ГЖ;

Держать транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков;

Подзаряжать аккумуляторы внешними источниками питания;

Подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), пользоваться открытыми источниками огня для освещения;

Устанавливать транспорт на крышках колодцев пожарных гидрантов.

4. Организация конкурса

4.1. К участию в конкурсе допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - претенденты).

4.2. Решение о проведении конкурса принимает администрация города Мценска в виде издания распоряжения администрации города Мценска.

4.3. Конкурс проводит комиссия по безопасности дорожного движения в городе Мценске, создаваемая распоряжением администрации города Мценска (далее - Комиссия), которая:

а) помещает объявление о конкурсе в газете "Мценский край" и на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования "город Мценск": http://adm-mtsensk.ru. с указанием целей, предмета и условий конкурса, порядка и критериев оценки представленных на конкурс заявок, места, срока, порядка и формы их представления, порядка и сроков объявления результатов конкурса;

б) осуществляет прием заявок на участие в конкурсе;

в) принимает и регистрирует представляемые документы.

4.4. Для участия в конкурсе предоставляются следующие документы:

а) заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, ФИО и паспортных данных для индивидуального предпринимателя, местонахождения, номера используемого расчетного счета и наименования банка;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

е) документы, подтверждающие соответствие мест (площадок, стоянок, помещений), планируемых к использованию в качестве специализированных стоянок, требованиям, указанным в п. 3 настоящего Положения.

Все документы заверяются подписью и печатью претендента.

4.5. Прием заявок на участие в конкурсе осуществляется в течение 30 дней со дня опубликования объявления, после чего в течение не более 10 дней рассматриваются поступившие заявки и определяется перечень претендентов, допущенных к участию в конкурсе.

4.6. По результатам рассмотрения документов не допускаются к конкурсу претенденты:

Сообщившие о себе ложные сведения;

Не предоставившие необходимые документы.

4.7. Решение Комиссии о допуске к конкурсу принимается путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании. Заседание Комиссии считается состоявшимся, если на нем присутствовало более половины ее членов. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.

4.8. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми его членами и утверждается ее председателем. Апелляции претендентов на решение Комиссии рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Рассмотрение документов

5.1. Комиссия рассматривает представленные документы допущенных к конкурсу претендентов и определяет победителей конкурса в течение не более 14 дней.

5.2. Председатель Комиссии вправе привлечь незаинтересованные в результатах конкурса организации для организационно-методического обеспечения проведения конкурса. Привлеченная организация имеет право на ознакомление с производственно-технической базой и всей документацией претендентов.

5.3. Право заключения договора с ОГИБДД МО МВД РФ "Мценский" получают участники конкурса, получившие положительную оценку по всем представленным документам.

Договор заключается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Приложение 2
к постановлению
Администрации города Мценска
от 24 апреля 2012 г. N 379

ПРАВИЛА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СТОЯНОК ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЗАДЕРЖАННЫХ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 27.13 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МЦЕНСКА

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации", распоряжением Коллегии Орловской области от 27 апреля 2007 г. N 112-р "Об утверждении методических рекомендаций о порядке организации муниципальных специализированных стоянок", решением Комиссии Орловской области по обеспечению безопасности дорожного движения от 16.05.2007 N 2.

1.2. Настоящие Правила устанавливают единый порядок работы муниципальных специализированных стоянок на территории города Мценска при помещении на них наземных транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Информация о деятельности муниципальной специализированной стоянки для владельцев задержанных транспортных средств

2.1. На каждой специализированной стоянке должен быть обеспечен свободный доступ владельцев задержанных транспортных средств к информации, содержащей:

Полное наименование, адрес местонахождения и телефон организации, в чьем ведении находится стоянка (уполномоченная организация);

Полный перечень нормативных актов, регламентирующих деятельность специализированных стоянок;

Правила работы специализированных стоянок на территории города Мценска;

Образцы документов, используемых при помещении, хранении и выдаче задержанных транспортных средств;

Основания и размер платы за хранение транспортных средств;

Указание на режим работы специализированной стоянки и порядок действий владельцев задержанных транспортных средств при их возврате;

Адреса и телефоны контролирующих организаций.

3. Действия представителя уполномоченной организации при задержании транспортного средства

3.1. При осуществлении работ по транспортировке, хранению, учету и выдаче задержанных транспортных средств представители уполномоченной организации обязаны неукоснительно следовать требованиям к осуществлению этих работ, установленным Правилами задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 N 759.

3.2. При задержании транспортного средства представитель уполномоченной организации знакомится с протоколом о задержании, принимает от сотрудника ОГИБДД МО МВД РФ "Мценский" задержанное транспортное средство к транспортировке и последующему хранению в соответствии с протоколом о задержании, о чем делается соответствующая запись в протоколе о задержании. Лицо, осуществляющее транспортировку задержанного транспортного средства, опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство.

4. Передача и прием задержанного транспортного средства на специализированную стоянку после транспортировки, порядок хранения

4.1. По прибытии на специализированную стоянку представитель уполномоченной организации, осуществлявший транспортировку, предъявляет задержанное транспортное средство для осмотра сотруднику специализированной стоянки и передает его для последующего хранения вместе с копией протокола о задержании транспортного средства.

4.2. При приеме задержанного транспортного средства на специализированную стоянку факт и время приема фиксируются в журнале учета задержанных транспортных средств, предусмотренном приказом МВД России от 19 марта 2004 г. N 187.

4.3. Доступ владельца (представителя владельца) к находящемуся на специализированной стоянке задержанному транспортному средству осуществляется в присутствии сотрудника стоянки, ответственного за хранение.

5. Выдача задержанного транспортного средства со специализированной стоянки, оплата расходов на транспортировку и хранение

5.1. Уполномоченное должностное лицо, убедившись в устранении причины задержания транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, дает разрешение (в письменной форме) на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, и делает соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе о задержании транспортного средства.

5.2. Выдача задержанного транспортного средства владельцу (представителю владельца) со специализированной стоянки осуществляется на основании разрешения (в письменной форме) уполномоченного должностного лица после оплаты расходов, связанных с его хранением на специализированной стоянке.

5.3. Выдача задержанного транспортного средства со специализированной стоянки осуществляется представителем уполномоченной организации круглосуточно.

5.4. При выдаче задержанного транспортного средства со специализированной стоянки факт и время выдачи фиксируются в журнале учета задержанных транспортных средств, предусмотренном приказом МВД России от 19 марта 2004 г. N 187, а также в акте "О помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку".

5.5. Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается за каждый полный час его нахождения на специализированной стоянке.

Плата за перемещение транспортного средства и за первые сутки его хранения на специализированной стоянке не взимается.

5.6. Плата за хранение задержанного транспортного средства устанавливается Службой по тарифам Орловской области.

5.7. При расчете расходов, подлежащих оплате, время хранения определяется в соответствии с журналом учета задержанных транспортных средств, предусмотренным приказом МВД России от 19 марта 2004 г. N 187.

5.8. При получении транспортного средства со специализированной стоянки владелец в присутствии представителя стоянки производит его осмотр.

5.9. При отсутствии претензий к обеспечению сохранности при транспортировке и хранении об этом делается соответствующая запись в протоколе о задержании транспортного средства.

5.10. При возникновении у владельца претензий к обеспечению сохранности его транспортного средства при транспортировке и хранении владелец вправе указать об этом в акте "О помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку".

6. Заключительные положения

6.1. Контроль за деятельностью уполномоченных организаций при транспортировке задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранении и выдаче осуществляет комиссия по безопасности дорожного движения города Мценска.

6.2. Ответственность за сохранность задержанного транспортного средства после приема представителем уполномоченной организации его к транспортировке на специализированную стоянку несет уполномоченная организация.

6.3. Вред, причиненный задержанному транспортному средству и находящемуся в нем имуществу при его транспортировке или хранении на специализированной стоянке, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации.