Правильная посадка за рулем автомобиля: положение ног на педалях и рук на руле, настройка зеркал, положение кресла. О правильной посадке водителя за рулем автомобиля

Многие водители когда-либо ездили в дальние путешествия. А затем, из-за неправильной посадки, начинала болеть спина, отекают ноги и вообще невозможно разогнуться. Особенно тяжело дальнобойщикам, которые всю жизнь проводят в дальних рейсах.

Очень многие не придают значения этой мелочи, и очень зря. Ведь правильная посадка за рулем может не только сберечь Ваше здоровье, но и повысить безопасность. Как? А представьте, что случилась аварийная ситуация, при которой уже не избежать столкновения. В этот момент, каждый водитель старается сгруппироваться, прижавшись ногами в пол и схватившись посильнее за руль. А вот если ноги так и останутся распрямленными, то травмы будут обеспечены даже при слабом столкновении. Ну а кроме того, если Вы правильно сидите за рулем, то можно и вовсе избежать некоторых аварийных ситуаций.

В этой теме поговорим о том, что можно сделать, чтобы вождение автомобиля не доставляло дискомфорта, чтобы оно не мешало здоровью, повышало безопасность и приносило только положительные эмоции.

Регулировка водительского сиденья.

Правильно отрегулированное сиденье, позволит превратить даже долгую поездку, в очень даже комфортное путешествие, забыв о болях в спине. Многие делают ошибки, поднимая кресло высоко, что оно держит только спину, или «повисают» на руле. Это все добавляет дополнительные нагрузки на позвоночник, что потом, может привести к его болезням . Правильный контакт водителя с сиденьем должен быть полным.

Не нужно слишком близко пододвигать сиденье к рулю, так как он может «ездить» вам по ногам. Самое лучшее положение это то, когда при полностью выжатых педалях, ноги все равно остаются немного согнутыми.

Правильно настроенная спинка сиденья должна соприкасаться со спиной водителя в трех точках: это в пояснице, лопатках и нижней части шеи. Это не только создает комфорт для спины, но и обеспечивает безопасность. При поворотах водитель не соскальзывает в кресле, а плотно в нем держится. Попробуйте вот что. Выпрямите ноги и упритесь ими в пол. Если Вы стремитесь, при этом, сместиться вверх, спинку нужно сделать более вертикальной. Нужно помнить, что седалище должно нести 30% нагрузки вашего тела, остальное должно приходиться именно на спинку.

Теперь, несколько слов про подголовник. Очень удобная штука, однако, большинство водителей используют его не совсем правильно, а именно, поднимают подголовник только лишь до уровня шеи. Это очень опасно , так как при ударе, особенно если въезжают сзади, можно получить смертельный перелом. Лучше всего, когда он находится на уровне затылка, и он (затылок), составляет одну линию со спиной и плечами, под углом 110 градусов.

Положение рук и регулировка руля.

Рулевое колесо, в вертикальном положении, должно быть настроено так, чтобы между ним и коленом спокойно проходила ладонь. В горизонтальном же положении устанавливаем все так, чтобы часть обода, с нижней стороны, соприкасалась с запястьем при вытянутой руке.

Не менее важно правильное положение рук на рулевом колесе. Найти лучшее положение не составит труда, только не нужно забывать, что на современных автомобилях, в ступице рулевого колеса, установлены подушки безопасности. А опасно это тем, что при ударе происходит сильная отдача, и подушка может бросить руки Вам в лицо . Поэтому, старайтесь не держать руки в тех местах. И вообще, на современных рулевых колесах есть так называемые приливы, которые позволяют удобно за него взяться.

Кисти рук не должны быть сильно выше локтей, так как руки будут быстро уставать. Теперь об определении расстояния между водителем и рулевым колесом. Здесь все просто, руки должны спокойно дотягиваться до верхнего части обода руля, а ступица должна быть направлена не на живот, а в лицо. Также, попробуйте свободно включить самую дальнюю передачу.

Настройка ремня безопасности.

И его следует правильно настроить. Ремень безопасности не должен проходить на уровне горла, о последствиях, думаю, говорить не нужно. Оптимальный вариант, это его прохождение от плеча через грудную клетку. Что же о натяжении, то должна быть возможность свободно просунуть через него и свою грудь ладонь. Именно такое натяжение самое лучшее, так как не стягивает грудную клетку.

Итак, подведем итог. Для того чтобы обеспечить правильную посадку за рулем своего автомобиля, нужно:

1. Как следует отрегулировать водительское сиденье.

2. Так как многое зависит от положения рук на рулевом колесе, его тоже нужно настроить правильно.

3. Правильная регулировка зеркал заднего вида тоже поможет избавиться от дискомфорта. Ведь при маневрах нужно часто сверяться с ними.

4. Установите правильно подголовник на сиденье. Это поможет (не дай Бог, конечно), избежать серьезных травм при столкновении.

5. Ремень безопасности не должен обтягивать шею, не должен быть очень свободным, но, при этом, не допустимо, чтобы он был слишком тугим.

6. Помните, что правая нога должна быть всегда на педали газа, и, если нужно, мгновенно переместиться на тормоз. Также, если Вы решили поменять свой автомобиль, нужно какое-то время, чтобы к нему привыкнуть, так как у каждой машины разный ход педали.

Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Сегодня мы поговорим про то, как правильно сидеть за рулем, дадим семь полезных рекомендаций, которые позволять избежать дискомфорт при поездках на дальние расстояния.

Многие современные люди значительную часть времени проводят за рулем автомобиля. Для многих из них вождение является основной частью их работы.

Однако поездки часто сопровождаются физическим дискомфортом. Оказывается, такие ощущения в основном зависят не от особенностей сидений, а от того, как в них располагается водитель.

Каким образом необходимо сидеть за рулем?

Основные принципы правильной посадки за руль

Приведем основные принципы правильной посадки в автомобиле.

  • 1. Ключевой момент в правильной посадке – максимальное расслабление мышц. Важно найти удобное положение тела, при котором эта задача будет выполнена. Тогда вам будет проще сосредоточиться на вождении автомобиля и быстро реагировать, если возникнет необходимость.

  • 2. При правильной посадке нагрузка должна приходится прежде всего на сиденье. Конечности при этом могут свободно двигаться, что будет способствовать лучшему качеству вождения.

  • 3. Спина должна касаться спинки сиденья в областях поясницы, лопаток и нижней части шеи. Это поможет лучше управлять (чувствовать) своим автомобилем и оставаться в сидении на поворотах.

  • 4. Важно подобрать удобное расстояние между сиденьем и рулем, при котором вам будет удобно жать на педали, и в то же время ваши ноги не будут полностью выпрямлены. Ноги необходимо держать постоянно согнутыми (угол в коленях 120 градусов). Таким образом, вам не нужно будет постоянно тянуться к педалям, и ваша спина не будет согнутой.

  • 5. Найдите наиболее подходящее расположение рук при вождении. Определить его можно таким способом: когда левая рука лежит на верхней части руля, она должна быть немного согнута (угол в локтях 120 градусов). В некоторых автомобилях рулевая колонка регулируется по высоте и по вылету.

  • 6. Подголовник необходимо установить на уровне затылка водителя. Затылок, спина и плечи при этом должны образовывать линию под углом 110-120 градусов. Это также поможет расслаблению вашего тела при вождении.
  • 7. Убедитесь, что ремень безопасности лежит от плеча и проходит вдоль всей груди. Никогда ремень не должен оказаться на уровне горла. Ремень прилегает к груди так, что между ними можно просунуть ладонь. Тогда ремень не будет давить на грудную клетку, и в экстренной ситуации спасет водителя.

Итог

Конечно, посадка конкретного человека в машине зависит и от его физиологических особенностей.

Зная основные принципы правильной посадки, вы сможете подобрать для себя оптимальное положение за рулем автомобиля и меньше уставать во время вождения.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

Мастерство вождения автомобиля приходит с опытом, и состоит оно из множества факторов. Какие-то из них становятся заметными лишь в критических ситуациях, о каких-то можно судить по стилю вождения. Но есть один момент, позволяющий сразу же «выявит» настоящего профессионала - это посадка водителя за рулем. Современный автомобиль имеет огромное количество "настроек" - педалей, руля и самого водительского кресла, разобраться с которыми не так легко, особенно новичку.

Как правило, в процессе обучения вождению, вопросу правильной посадки за рулем автомобиля уделяется катастрофически мало внимания . Стандартная «поза» новичка за рулем выглядит достаточно узнаваемо - очень близкое расположение грудной клетки к рулевому колесу и вытянутая вперед голова. Новичку кажется, что в таком положении дорога видна гораздо лучше. Если инструктор не подсказывает вовремя, такая поза станет привычной для автомобилиста, что обеспечивает ему быструю утомляемость при управлении, а также снижает скорость реакции в случае чрезвычайной ситуации.

Три точки соприкосновения спины с креслом

В том случае, когда посадка за рулем осуществлена по всем правилам, даже самое длительное путешествие на автомобиле не станет причиной появления жалоб на боль в спине, невозможность «разогнуться» или отек ног. Кроме того, правильное положение водителя существенно облегчает процесс управления авто и повышает скорость реакции. Стоит понимать, что даже самые бюджетные автокресла, снабженные минимальным количеством регулировок можно подогнать «под себя».

Наиболее частой ошибкой в настройке кресла можно считать его чрезмерный подъем. В этом случае кресло поддерживает только спину, как правило, лишь в одном месте. Это обеспечивает возникновение очень серьезной нагрузки на позвоночник, и даже кратковременные поездки в таком положении приводят к возникновению болевого синдрома и ощущению усталости. Если неправильная посадка за рулем сохранятся на протяжении длительного времени, неизбежны такие проблемы с позвоночником, как остеохондроз или радикулит.

Совет! Первую настройку стоит доверить профессионалу, так будут гарантированы отсутствие проблем и более комфортный режим вождения.

Настройка водительского места должна осуществляться таким образом, чтобы спина соприкасалась с ним в трех точках - поясница, лопатки и нижняя часть шеи. В этом случае обеспечивается не только рекомендованное, правильное анатомическое положение спины, исключающее возникновение проблем со здоровьем, но и возможность «чувствовать» автомобиль при совершении маневров. Такая правильная посадка за рулем не позволит водителю соскользнуть с кресла при резком маневрировании, даже если оно не имеет боковой поддержки.

В процессе изменения регулировок кресла не стоит забывать про ноги. Нецелесообразно придвигать водительское кресло излишне близко к рулевому колесу. В этом случае неизбежно соприкосновение руля и ног водителя, что не способствует улучшению управляемости. В идеале кресло должно быть расположено так, чтобы коленный сустав был согнут под углом 120º, и при правильном положении спины была возможность полностью выжать педаль сцепления, не меняя положения тела.

Расположение рук на руле

Помимо правильного положения корпуса водителя, огромное значение имеет и расположение рук на рулевом колесе. Этому моменту необходимо уделять достаточное внимание, что понимают профессиональные инструкторы автошкол, но несмотря на их усилия, успешная сдача экзаменов и получение прав, практически сразу «отбивает» у новоиспеченного автомобилиста память о том, как же правильно держать руки, и вообще о том, что в природе существует такое понятие, как правильна посадка в авто.

После посадки в новый автомобиль, руль необходимо настроить под себя так же, как и само кресло. Практически все современные автомобили имеют возможность регулировки рулевого колеса по нескольким позициям. Кроме этого, на руле часто имеются и специально предназначенные для более удобного хвата приливы. Игнорировать их наличие не стоит, поскольку расположены они таким образом, чтобы осуществлять управление авто было максимально эффективно, без лишних нагрузок на плечевой пояс.

Правильное расположение рук имеет еще одно немаловажное значение. Большинство автомобилей оснащены подушками безопасности, одна из которых расположена именно на руле. Если руки расположены неправильно, срабатывание подушки может привести к тому, что их просто «бросит» в лицо , что чревато весьма серьезными травмами, особенно когда человек не пристегнут. Оптимальное расстояние до руля самостоятельно определить достаточно просто - запястья рук при правильном положении будут свободно «дотягиваться» до крайне верхней точки обода, при этом ступица не должна "нацеливаться" в область живота водителя, а «смотреть» ему в лицо.

Подголовник и ремень безопасности

Даже автолюбители с большим стажем часто не знают, какое положение подголовника считается правильным, и регулируют его неверно. Самое опасное положение подголовника, когда он расположен на уровне шеи. В этом случае даже сравнительно слабый удар сзади может привести к серьезной травме шейного отдела позвоночника, вплоть до летального исхода. Единственное верное положение подголовника - на уровне затылка, наклоненный таким образом, чтобы затылок, плечи и спина образовывали прямую линию, но под углом 110 градусов.

Положение ремня безопасности также необходимо регулировать для каждого водителя индивидуально. В первую очередь регулируется его длина. Он должен проходить от левого плеча через всю грудную клетку водителя, минуя область шеи и горла. К каким последствиям может привести ремень, идущий через шею объяснять не следует. Регулируется и сила натяга ремня - в идеале между правильно натянутым ремнем и грудной клеткой водителя можно просунуть ладонь. В процессе передвижения такой ремень не станет излишне давить и сковывать движение, а при аварийных ситуациях будет предельно эффективен.

Необходимо понимать, что безопасная посадка за рулем - это правильная посадка, которая будет считаться таковой лишь при корректно выполненных настройках кресла и самого положения рулевого колеса. Если самостоятельно разобраться с положением спинки и подголовника можно интуитивно, то с высотой сиденья многие водители испытывают затруднения. Чтобы обеспечить оптимальный обзор дороги впереди и пространства вокруг автомобиля, необходимо чтобы от макушки головы водителя до потолка авто расстояние было не менее пяти см. в этом случае обеспечивается максимальный контроль за пространством, конечно, при условии правильной регулировки зеркал - заднего вида и боковых.

Распространенные ошибки и их последствия для водителя

Существует четыре наиболее распространённых ошибки:


Вышеперечисленные ошибки можно считать наиболее опасными, а при своей совокупности в транспортном средстве могут привести к гибели водителя или получению им тяжелых увечий. Соответственно, любой автомобиль следует настраивать под нового водителя или перед дальними поездками. Стоит понимать, что как правильно сидеть за рулем автомобиля не учат в автошколах, по крайней мере далеко не в каждой. О том, как правильно сидеть за рулем было сказано не мало, и это не случайность. Правильная посадка автомобилиста за рулем не только в состоянии повысить безопасность на дороге и спасти ему жизнь, но и существенно облегчить сам процесс управления авто.

Недавно мы рассказывали, как правильно держать руль . Теперь настала пора поговорить о секретах правильной посадки на водительском сиденье.

В аварийной ситуации водитель действует инстинктивно. Причем перед самым ударом невольно упирается руками в обод руля, а ногами в пол или педали, пытаясь смягчить последствия. Если коленные и локтевые суставы при этом будут полностью выпрямлены, можно получить травмы даже от несильного толчка.

Чуть согнутые конечности парируют удар куда лучше. Отсюда первое правило подгонки сиденья: прямым рукам и ногам - нет!

Второе правило: органы управления не должны служить точками опоры. Если проще - с их помощью управляют, а не держатся за них. Вот простейший способ проверки: сидя в водительском кресле, оторвите ступни от пола, а ладони от руля.

Если при этом ваше тело не валится вперед или назад, посадка правильная. В противном случае откорректируйте положение сиденья. Иногда достаточно чуть изменить наклон подушки.

Правильная посадка водителя за рулем позволяет обеспечить превосходную видимость, высокую безопасность и возможность переносить дальние поездки без осложнений в виде боли в спине и суставах. Некорректно настроенное кресло водителя и неправильная посадка за рулем существенно ограничивают маневренность и создают ряд серьезных препятствий для полноценного и комфортного управления транспортным средством. Следующие рекомендации помогут спасти жизнь и предотвратить возникновение и развитие серьезных заболеваний и травм позвоночника.

Почему важно правильно сидеть за рулем

Некоторые водители пренебрегают правилами грамотной посадки за рулем, аргументируя свои действия соображениями удобства. Однако подобные нарушения приводят к повышенной опасности не только самого шофера, но и всех пассажиров транспортного средства.

Аварийная ситуация заставляет водителя автомобиля действовать инстинктивным образом, поэтому непосредственно перед столкновением обыкновенно его руки упираются в рулевое колесо, а ноги – в педали или пол. В случае прямых коленных и локтевых суставов велика вероятность их травмирования даже при слабом ударе. Немного согнутым конечностям проще перенести толчок, а риск их перелома будет значительно более низким.

ВАЖНО! Правильно сидеть на водительском кресле очень важно, поскольку грамотно подобранное положение дает возможность предотвратить различные негативные последствия вроде болевого синдрома, нарушений осанки и снижения скорости реагирования на возникновение опасных и непредвиденных ситуаций, которые могут возникнуть на дороге.

Поэтому перед каждой посадкой в автомобиль нужно проверять правильность осанки, а также настройку подголовника и зеркал заднего вида.

Основные правила грамотной посадки водителя за рулем

Одним из базовых и главнейших правил посадки, соблюдать которые настоятельно рекомендуется для достижения максимальной степени безопасности, является следующее: руки и ноги не должны служить точками опоры в случае столкновения.

Необходимо также придерживаться следующих правил, способных сохранить жизнь и здоровье в аварийных ситуациях:

  1. Положение спинки водительского сиденья должно быть откорректировано таким образом, чтобы при попытке полностью выпрямить ноги тело не смещалось вверх вдоль кресла. В противном случае расположение спинки необходимо исправить.
  2. При посадке шофера запас хода до краев кресла должен составлять 2,5-4 см. Колени предпочтительней держать в полусогнутом положении под углом 120 градусов.
  3. Подголовник нужно отрегулировать так, чтобы он находился по уровню высоты затылочной части головы. Корректировать положение подголовника следует, исходя из роста и анатомических особенностей водителя.
  4. Если сиденье водителя отрегулировано правильно, его позвоночный столб должен соприкасаться с поверхностью спинки в трех точках: поясница, лопатки и нижний отдел шеи плотно прижимаются к сиденью.

После того, как водительское сиденье было отрегулировано согласно перечисленным выше рекомендациям, необходимо осуществить пристегивание ремней безопасности (никаких сложностей с защелкиванием возникать при этом не должно), затем завести транспортное средство и проехать небольшое расстояние. В случае, если при переходе на третью передачу спина соприкасается со спинкой водительского кресла, посадка была откорректирована верно. На показатели угла наклона спинки влияет продолжительность поездки, поэтому они варьируются в диапазоне 70-90 градусов.

ВАЖНО! Так называемая «поза таксиста», когда водитель транспортного средства в буквальном смысле нависает над рулевым колесом либо поднимает спинку кресла таким образом, что оно едва позволяет удерживать спину. Позвоночный столб в подобных условиях постоянно подвергается критической нагрузке, которая чревата появлением хронического остеохондроза, радикулита и других заболеваний позвоночника.

Как правильно держать рулевое колесо

Как держать руль? Между ногами и рулевым колесом должно оставаться свободное пространство, чтобы в него пролезала ладонь. Если посадка водителя организована правильно, запястье выпрямленной руки соприкасается с верхней точкой обода. Управлять рулем при помощи вытянутых рук – весьма небезопасное занятие.

Основные принципы грамотного расположения конечностей на рулевом колесе выглядят следующим образом:

  1. Кисти находятся выше локтевых суставов, которые должны образовывать угол величиной 120 градусов.
  2. Важно пальцами полностью обхватывать обод руля. Оптимальное расположение большого пальца – на центральной перекладине, зафиксированной в горизонтальном положении (если таковая предусмотрена особенностями конструкции).
  3. Локти должны находиться в расслабленном полусогнутом положении.
  4. Левая рука размещается на позиции «10 часов» (если представить рулевое колесо как циферблат часов).
  5. Правая рука должна быть расположена на позиции стрелок, указывающих на 2 часа.

Некоторые водители любят размещать обе руки в нижнем отделе рулевого колеса (позиция «17:35»), что сильно усложняет маневрирование в экстренных ситуациях, и повышает риски ДТП. Большинство современных транспортных средств оборудовано рулевыми колесами, на которых присутствуют особые отливы, предназначенные для максимально комфортного управления. Нужно стремиться к тому, чтобы в момент движения автомобиля обе руки всегда были расположены симметрично.

ВАЖНО! Для того, чтобы обеспечить максимальную степень безопасности во время движения, водителю необходимо научиться не выпускать из рук рулевое колесо даже в момент выполнения сложных маневров. Перехват нужно осуществлять в поочередном режиме, предотвращая свободное раскручивание руля.

Особенности правильной постановки ног во время вождения

Сначала необходимо правильно расположить левую ногу на педали сцепления, после чего правая ступня ставится на педаль тормоза. Каждая из пяток должна быть удобно зафиксирована на нижних точках педалей. Далее левый носок располагается на специальной площадке для отдыха, которая находится с левой стороны рычага управления сцеплением. Правый носок, соответственно, ставится на педаль газа. Перенося носок ноги с педали ускорения на педаль торможения, отрывать стопу настоятельно не рекомендуется.

Посредством перемещения кресла по оси назад-вперед нужно добиться такого промежутка, чтобы носок левой ступни смог выжать до упора сцепление, при этом колено должно быть согнутым, а пятка удобно располагаться на поверхности пола.

Для того, чтобы самостоятельно проверить корректность посадки за рулем, стоит провести такой небольшой тест: сев в водительское кресло, необходимо оторвать ступни от поверхности пола, а руки – от рулевого колеса. Если туловище не дает серьезный крен назад, вперед и или в стороны, такую посадку можно считать правильной.

ВАЖНО! Обладателям длинных ног необходимо придерживаться максимально вертикального положения, при котором руки не испытывают дискомфорта и не устают даже в случае продолжительной поездки. Тем, кто носит обувь маленького размера, рекомендуется использовать дополнительную подставку под пятки, выполненную из качественной резины.

На видео о правильной посадке водителя

Чтобы не болела спина после вождения автомобиля, нужно грамотно распределять центр тяжести по сиденью, не опираясь на рулевое колесо и педали. Между головой шофера и потолком автомобиля должно оставаться достаточное расстояние, чтобы в него свободно проходила рука, сжатая в кулак, иначе при езде в условиях бездорожья и ухабистых дорог существует большой риск травмировать шейные позвонки либо голову. Также предусмотрительно оставить свободное место для центральной подушки безопасности (не менее 25-30 сантиметров).