Самостоятельная замена охлаждающей жидкости (тосола или антифриза). Как правильно заменить тосол в автомобиле

Своевременная замена охлаждающей жидкости – это процедура, которой многие автовладельцы пренебрегают. И очень напрасно. Работоспособность двигателя напрямую зависит от системы охлаждения. В этой статье мы расскажем, как правильно менять антифриз своими руками, ведь для замены охлаждающей жидкости вовсе не обязательно ехать на автосервис.

Проще всего заменить охлаждающую жидкость будет при наличии гаража и смотровой ямы, хотя это и необязательные условия. Порядок замены антифриза на всех машинах примерно одинаковый:

  1. Необходимо полностью слить старую охлаждающую жидкость.
  2. Выполнить промывку системы охлаждения двигателя.
  3. Залить новую охлаждающую жидкость (тосол или антифриз).

В конце статьи, как всегда, смотрите видео-инструкцию по замене охлаждающей жидкости своими руками на автомобиле ВАЗ 2110. А мы пока рассмотрим все этапы замены антифриза по очереди.

Как слить охлаждающую жидкость

Для того чтобы полностью слить охлаждающую жидкость из системы без остатка, желательно чтобы передняя часть машины находилась ниже относительно задней. Например, задок можно немного поддомкратить.

Теперь приступим к сливу старого антифриза перед его заменой на новый. Большинство автомобильных двигателей имеют в своей нижней части краник либо специальную сливную пробку, через которую производится слив охлаждающей жидкости. Кроме блока цилиндров антифриз также нужно будет слить из радиатора и расширительного бачка.

Для этого необходимо:

  • Ослабить пробку расширительного бачка – это позволит охлаждающей жидкости стекать быстрей.
  • Вывернуть сливную пробку и слить антифриз из рубашки охлаждения двигателя в подходящую для этого ёмкость, подставленную под сливное отверстие.
  • Открутить сливной вентиль или нижнюю пробку радиатора и таким же образом слить старую охлаждающую жидкость из него.

Напор сливаемой жидкости можно регулировать, откручивая или закручивая пробку расширительного бачка. После слива охлаждающей жидкости не забудьте закрутить все сливные пробки обратно.

Промывка системы охлаждения двигателя

Прежде всего, промывка преследует две цели:

  1. Очистка системы от грязи и осадка, которые могут препятствовать передаче тепла и циркуляции охлаждающей жидкости.
  2. Удаление остатков прежнего антифриза. Эта операция необходима, так как при смешивании разных охлаждающих жидкостей их компоненты могут вступить в нежелательную реакцию, и тем самым ослабить антикоррозийные свойства свежего антифриза.

Еще лет 20-30 назад для очистки системы охлаждения от загрязнений автолюбители пользовались различными народными методами. Например, в радиатор заливали уксусную эссенцию или лимонную кислоту. На сегодняшний день существует множество специальных составов, которые намного эффективней справляются с этой задачей.

Лучше всего для промывки системы при замене охлаждающей жидкости подходят специальные промывочные концентраты. Перед использованием они разбавляются водой в пропорции указанной на упаковке. Это, так называемая, «мягкая промывка».

Её преимущество перед составами, заливаемыми в старый антифриз, заключается в том, что она выполняет функцию предварительной грунтовки. То есть определённое количество присадок из раствора ещё на этапе промывки оседает на металле, и когда вы при замене зальёте свежую охлаждающую жидкость, она в уже подготовленной среде будет работать намного эффективнее и не будет окисляться.

Заливка новой охлаждающей жидкости

Теперь мы можем приступить к заливке новой охлаждающей жидкости. Запомните, заливка нового антифриза при замене возможна только в чистую охлаждающую систему.

Однако перед этим важно понимать, что именно вы собираетесь заливать. Ведь такой запутанной классификации, как у охлаждающих жидкостей, нет больше нигде. Поэтому настоятельно рекомендуем сначала изучить, какие бывают виды и типы антифризов , и тогда вам станет понятно, что лучше заливать в систему охлаждения двигателя.

Если при замене вы используете концентрат антифриза, то он предварительно перед заливкой должен разбавляться дистиллированной водой в пропорции один к одному. При таком соотношении он способен выдержать мороз до -40 °C. Все пропорции и диаграммы обычно указаны непосредственно на упаковке с охлаждающей жидкостью.

Во избежание образования воздушных пробок в системе, автомобиль должен находиться в строго горизонтальном положении. Далее следуйте в таком порядке:

  1. Отсоедините самый верхний патрубок, подающий антифриз в двигатель (обычно он находится в районе впускного коллектора). Пример смотрите на видео ниже.
  2. Новую охлаждающую жидкость следует заливать через горловину расширительного бачка. Для удобства лучше использовать воронку.
  3. Заливайте антифриз до тех пор, пока он не начнёт вытекать из отсоединённого в первом пункте патрубка.
  4. Вставьте патрубок на место и зажмите его в месте соединения хомутом.
  5. Не стоит заливать антифриз в бачок под завязку. Оптимальным будет уровень между отметками MIN и MAX.

После заливки плотно закройте пробку бачка, заведите машину и прогрейте её до тех пор, пока не сработает вентилятор. Потом подождите когда остынет мотор, и проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. При необходимости антифриз следует долить до нормы, но делать это можно только на холодный двигатель!

На этом самостоятельная замена охлаждающей жидкости завершена.

Видео-инструкция по замене охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2110

Жидкость, заливаемая в систему охлаждения автомобиля, обеспечивает бесперебойную и правильную работу элементов солового агрегата. И периодически перед каждым автомобилистом встает вопрос о ее замене. Лучше, если вы будете знать, как производится замена охлаждающей жидкости. Это позволит сэкономить деньги на выполнении данной процедуры в автосервисе и защитит автовладельца и его машину от недобросовестности его мастеров (что, к сожалению, встречается довольно часто). Сегодня мы подробно расскажем последовательность действий при смене охлаждающей жидкости .

Без охлаждающего средства невозможна корректная работа автомобильного двигателя и эксплуатация транспортного средства . Ниже мы поясним, как поменять антифриз (тосол) но прежде нужно остановиться на том, для чего это нужно делать вообще.

Замена охлаждающей жидкости

Сегодня в продаже представлен огромный ассортимент средств, предназначенных для заливки в систему охлаждения. Автомобилисту остается лишь выбрать оптимальный вариант и регулярно производить замену ОЖ. Это застрахует вас и ваше авто от серьезных проблем. В том числе:

  1. Коррозийные процессы. Помимо повреждения коррозией металлических деталей системы, она становится препятствием для правильного теплообмена непосредственно в системе и в силовом агрегате. При этом коррозийные слои в каналах радиатора снижают темпы циркуляции ОЖ и уменьшают корректный теплообмен.
  2. Перегревы силового агрегата. При нарушенном теплообмене в двигателе увеличивается вероятность перегрева. Это приводит к повышению топливных расходов и понижению мощности мотора.
  3. Выпадение осадка. Обычно этим «страдают» антифризы, имеющие силикатные компоненты в своем составе. Нарушение сроков замены данных средств приводит к выпадению нерастворимого осадка на поверхностях внутри системы, что провоцирует перегрев мотора.
  4. Появление трещин. При излишне разбавленной охлаждающей жидкости из-за резких перепадов температур на поверхностях расширительного бачка и патрубков появляются трещины.
  5. Эрозийные процессы кавитационного типа. Кавитация - процесс, происходящий внутри системы, при котором образуются и лопаются пузырьки газа из-за снижения давления. Внутренние поверхности системы повреждаются на молекулярном уровне, в момент схлопывания газовых пузырьков. Качественная охлаждающая жидкость образует защитную пленку, препятствующую появлению эрозии.

Регулярность замены

Прежде чем подробно поговорить о том, как менять охлаждающее средство в автомобиле, остановимся на регулярности проведения данной процедуры. Существуют общие рекомендации относительно периодичности замены хладагента – ориентировочно один раз в 24 месяца или через 45 000 км. Срок замены ОЖ определяется, исходя из таких факторов, как техническое состояние авто и его реальный пробег, марка и состав самой охлаждающей жидкости, а также средства, используемого ранее.

Жидкости с силикатными присадками подлежат замене раз в 24-36 месяцев. Комбинированные составы утрачивают рабочие свойства через 36-60 месяцев, а средства с карбоксилатной основой могут «отработать» больше 5 лет.


Как заменить антифриз

Сегодня существуют карбоксилатные составы, которые рассчитаны на пробег в 100 000 км и более, но их ассортимент еще не настолько разнообразен.

Но зачастую, ОЖ утрачивает свои рабочие качества несколько раньше установленного срока . Вот почему надо иногда проверять ее состояние. Приведем несколько вариантов, позволяющих точно установить, что пришло время замены охлаждающей жидкости:

  • по специальной тестовой полоске – это самый надежный и доступный способ (купить ее можно вместе с ОЖ): «лакмус», погружаясь в раствор, изменяет цвет, что дает понять, сколько еще отработает жидкость до замены (цветовая шкала обычно прилагается к тесту);
  • плотность ОЖ, которая у отработавшей смеси изменяется;
  • цвет рабочего состава – утратившая свои свойства ОЖ, не имеет яркой окраски, становясь более блеклой/мутной (при этом красный/рыжеватый оттенок указывает на наличие ржавчины в ОЖ и использование такого состава крайне нежелательно);
  • присутствие сгустков, пены, хлопьев и накипи, а также выпадение осадка или образование внутри расширительного бачка кашеобразной массы – явный признак того, что ОЖ требуется поменять.

Пригодность ОЖ легко установить визуально либо при помощи специальных средств. Своевременно замененная жидкость помогает сохранить хорошее состояние системы охлаждения силового агрегата и избежать дорогого ремонта авто.


Как поменять антифриз

Этапы замены ОЖ

Зная, как заменить охлаждающую жидкость в автомобиле, каждый автовладелец сможет справиться с выполнением всех действий самостоятельно. Подчеркнем, что последовательность замены ОЖ для всех авто схожа :

  1. Надо полностью слить отработавший рабочий состав.
  2. Тщательно промыть систему охлаждения силового агрегата.
  3. Залить новый рабочую смесь.

Сливаем отработавший хладагент

Для полного слива (без остатка) охлаждающей жидкости целесообразно приподнять заднюю часть автомобиля . Для этого можно воспользоваться домкратом, но могут сгодиться и другие подручные средства.

Подняв заднюю часть авто, можно приступать непосредственно к сливу ОЖ. Практически на всех силовых агрегатах внизу имеется специальный кран либо сливное отверстие с надежно зафиксированной пробкой. Именно через этот элемент хладагент сливается из блока цилиндров. Кроме этого, надо удалить ОЖ из других частей системы – радиатора и расширительного бачка. Это выполняется следующими действиями:

  1. Ослабьте пробку расширительного бачка – это позволяет рабочей смеси вытекать быстрее.
  2. Сверните пробку для слива рабочей жидкости из охладительной рубашки мотора в приготовленную заранее емкость, подставив ее под сливное отверстие.
  3. Отверните сливной кран (извлеките пробку внизу радиатора) – это позволяет удалить охлаждающее средство из него.
  4. Силу напора охлаждающего средства можно регулировать откручиванием/закручиванием пробки расширительного бачка. Закончив слив рабочей смеси, верните все сливные элементы на место.

Важно! Прежде чем приступать к сливу охлаждающего состава нужно «обесточить» машину, отключив аккумулятор!


Система охлаждения

Напомним, что на радиаторе имеется специальный сливной краник, но добраться до него можно только после демонтажа бампера. А если говорить о силовых агрегатах AWT или AZM, то для слива рабочей жидкости, надо демонтировать термостат, отвернув крепящие его элементы. Закончив слив ОЖ, термостат надо вернуть на место, а крепежные элементы затянуть с учетом прописанного момента затягивания.

Промываем радиатор

После слива отработавшей охлаждающей жидкости необходимо хорошо промыть радиатор . Это выполняется для прочистки каналов системы охлаждения, удаления оттуда ржавчины и иного «мусора», препятствующего стабильному и эффективному функционированию системы.

  1. Разъедините шланги радиатора, потом поместите специальный шланг в патрубок наверху.
  2. В поставленный шланг запустите обычную воду. Напор жидкости должен быть хорошим для того, чтобы жидкость через патрубок снизу выводила накопившиеся в системе загрязнения. Воды нужно заливать столько, пока на выходе она не станет чистой, без разнообразных примесей и мусора. Для более эффективной и быстрой очистки можно использовать специальные средства для чистки системы охлаждения.

При большом загрязнении промывка радиатора осуществляется посредством противотока . Для чего его надо демонтировать, установить шланг, через который будет подаваться чистая вода, в патрубок снизу. Вода двигается в обратном направлении и будет выливаться из патрубка сверху.


Моем силовой агрегат

Промывка мотора машины при полной замене ОЖ — не менее важный этап . Последовательность действий на данном этапе такова:

  1. Снимите термостат, не трогая его крышку.
  2. Разъедините шланги, идущие от радиатора, и также как на предыдущем этапе, поместите шланг в патрубок сверху.
  3. Запустите в него воду – она должна течь в силовой агрегат. Промывка продолжается до того момента, пока выливающаяся снизу жидкость не сделается абсолютно чистой.
  4. Верните термостат обратно и присоедините шланги.

Средства, предназначенные для промывки системы

Еще совсем недавно для промывания элементов охладительной системы автомобилисты использовали разнообразные народные методы. К примеру, в радиатор заливался уксус (70% раствор) или крутой раствор лимонной кислоты. Но сегодня в продаже представлен достаточный выбор специальных средств, которые максимально эффективно производят очистку важнейших узлов системы.

Идеально для промывания системы подойдут концентрированные средства. Перед использованием концентрат для промывки нужно развести водой в пропорции, указанной в инструкции к нему. Промывание системы с использованием таких средств называется «мягкой промывкой».

Ключевым преимуществом такой промывки является возложенная на нее функция, а именно, предварительная грунтовка . Это значит, что определенный объем присадок, имеющихся в составе средства, оседает на металлических поверхностях. И при заливе свежей рабочей жидкости она будет работать гораздо эффективнее, поскольку для нее уже соответствующим образом подготовлена среда. Кроме того, затормозятся процессы окисления.


Заправка нового антифриза

Заливаем новую ОЖ в систему

Перед заливкой охлаждающей жидкости необходимо убедиться в целостности всех шлангов , а также надежности закрепления хомутов. Действия выполняются в следующем порядке:

  1. Ослабляем хомутик и смещаем отопительный шланг. При этом выпускное отверстие не должно располагаться непосредственно над патрубком. Шланг полностью не отсоединяем.
  2. Отвинчиваем с места крепления расширительный бак, а затем, немного приподняв его (примерно 1см), фиксируем элемент подручными средствами, например, деревянным брусочком.
  3. Начинаем, не торопясь, лить новую жидкость в расширительный бак. Когда смесь потечет из выпускного воздушного отверстия, которое предусмотрено в отопительном шланге, замена жидкости в системе считается завершенной. Если отработавшая жидкость полностью меняется на новую, то для начала надо залить пару литров обычной воды, дальше – необходимый объем охлаждающей жидкости и снова добавляется вода.
  4. Возвращаем отопительный шланг к исходному расположению и хорошо затягиваем хомут.
  5. Когда в баке ОЖ станет подниматься, надо зажать оба шланга на радиаторе (впуск/выпуск). Таким образом из системы вытесняется воздушная смесь. После ее выхода добавляем ОЖ до максимально допустимого уровня.
  6. Закрываем крышку на расширительном баке и устанавливаем его на посадочное место.
  7. Заводим мотор, и даем ему немного поработать (достаточно 3-4 мин.) на максимальных холостых оборотах, а потом снижаем холостой режим до обычного ритма. Оставляем двигатель работать столько времени, пока шланг выпуска не нагреется (он должен стать горячим).
  8. После остывания двигателя проверяем уровень залитой жидкости. Кроме того, следует удостовериться в отсутствии протечек, особое внимание уделяем стыковым участкам, которые хоть как-то затрагивались в процессе замены.

Если возникнет необходимость в открытии расширительного бака , то надо накрыть его крышку толстым материалом. Выворачивать крышку надо не спеша, чтобы понизить давление внутри. Лишь когда давление упадет, можно вывернуть крышку и открыть бак.


Завершение процесса замены

Строго воспрещается открывание расширительного бака с горячим двигателем!

В этой статье мы рассказали, как правильно заменить антифриз в машине. Наверняка, это будет полезно всем автомобилистам. Выполнив действия правильно, каждый сможет произвести замену ОЖ самостоятельно.

Мы разобрались с тем, для чего нужны и какие бывают охлаждающие жидкости. Во второй части мы подробно расскажем о том, какую «охлаждайку» выбрать для той или иной модели и как правильно поменять антифриз своими руками.

Как выбрать охлаждающую жидкость для автомобиля?

При покупке охлаждающей жидкости для автомобиля советуем придерживаться рекомендаций завода-производи теля. В руководстве по эксплуатации четко указано, какие именно антифризы могут использоваться в системе охлаждения двигателя того или иного автомобиля. Если по каким-то причинам вы не можете отыскать жидкость, которую залили в ваше авто с завода, покупайте ОЖ, близкую по характеристикам к стоковой. Узнать, какие именно антифризы подойдут для вашего автомобиля можно у официальных дилеров.

Сколько антифриза заливать в систему охлаждения двигателя?

Количество охлаждающей жидкости для той или иной модели автомобиля указано в руководстве по эксплуатации. В среднем, понадобится 6-8 литров «охлаждайки».

Как заменить охлаждающую жидкость своими руками?

В замене залитой с завода «охлаждайки» нет ничего сложного, так что эту операцию можно провести самостоятельно. Советуем перед проведением работ по смене ОЖ надеть перчатки – охлаждающие жидкости очень токсичны, при попадании на открытые участки кожи могут впитаться через кожу и вызывать тяжелейшее отравление.

Алгоритм замены антифриза в автомобиле выглядит так

  • Устанавливаем машину на подъемник (смотровую яму);
  • Открываем капот, откручиваем крышку расширительного бачка, радиатора, блока цилиндров двигателя, раскручиваем корпус термостата (тут может остаться до 1 литра ОЖ);

  • Открываем кран радиатора отопительной системы;
  • Сливаем старую охлаждающую жидкость в приготовленную заранее тару (объем до 10 литров)

  • Промываем систему дистиллированной водой (требуемое количество – от 10 литров). При этом включаем двигатель, который должен работать от 30 минут до часа – в зависимости от того, какой загрязненности была в системе «охлаждайка»;

Внимание : если антифриз в системе не менялся долгое время, а в слитой жидкости вы обнаружили примеси, то магистраль системы наверняка загрязнена ржавчиной и отложениями, которые дали присадки. В таком случае промывка системы проводится специальными моющими средствами на основе органических кислот (щавелевой или муравьиной). После промывки системы охлаждения двигателя такими средствами следует промыть ее магистраль дистиллированной водой.

  • Закручиваем пробки радиаторов, блока цилиндров, завинчиваем корпус термостата;
  • В горловину расширительного бачка заливаем новую охлаждающую жидкость, устанавливаем на место крышку бачка;
  • Заводим двигатель, даем ему поработать в течение 15-20 минут. Затем проверяем уровень «охлаждайки» по меткам на расширительном бачке. При необходимости доливаем антифриз до нужного уровня (жидкость должна быть между отметками Min и Max ).

Заливаем антифриз в расширительный бачок

Замена антифриза в автомобиле – это необходимая процедура, которая поможет вашему автомобилю всегда быть в отличном состоянии. Ее следует проводить абсолютно любой машине независимо от марки и срока службы, согласно инструкции, которая имеется в каждом транспортном средстве.

Замена антифриза — это очень простой процесс

Специалисты автомобильных технических центров советуют автолюбителям менять антифриз после каждых 40000 километров, в этом случае можно избежать нежелательного перегрева двигателя. А вот другие рекомендуют, наоборот, раз в год делать замену этого средства, особенно если машина имеет алюминиевую головку , чтобы избежать быстрого образования коррозии.

На сегодняшний день выпускают более улучшенные составы, которые помогают защитить главные детали автомобиля, поэтому с современными средствами срок замены охлаждающей жидкости можно увеличить практически до 100000 километров.

Действие антифриза достаточно сильно зависит от , которые входят в его состав, например, силикаты и фосфаты. Если количество этих добавок в охлаждающей жидкости резко уменьшается, то следует немедленно заменить на новый антифриз, так как радиатор и двигатель начинают подвергаться коррозии, что допускать совершенно нельзя. Чтобы знать, как проверить охлаждающую жидкость, а именно убедиться в свойствах антифриза, можно воспользоваться специальными тест полосками, которые при контакте с жидкостью будут менять свой цвет.

Многие владельцы автомобилей предпочитают техническое обслуживание своего автомобиля проводить самостоятельно, не доверяя ее чужим рукам или просто для того, чтобы сэкономить свои сбережения. И правильно, ведь ничего сложного в этой процедуре нет, а получить новые знания и опыт будет интересно любому мужчине. В этой статье мы подробно рассмотрим, как заменить антифриз своими руками, не прибегая к помощи автомобильных технических центров.

Техника замены антифриза своими руками

Перед тем как приступить к замене антифриза, помните, что необходимо полностью слить старую жидкость, а затем уже заливать новый состав, если этого не сделать, то качество охлаждающей жидкости резко упадет, и вы не получите долгожданного эффекта.

Сейчас мы рассмотрим, как заменить охлаждающую жидкость своими руками.

  • Под отверстием сливного блока цилиндров нужно поставить емкость, например, уже старый и ненужный тазик, куда будет стекать переработанный антифриз.
  • Открутить крышку расширительного бачка.
  • Затем открутить пробку слива или если такой у вас не имеется, снять патрубок (шланг), подсоединенный к . И с помощью пылесоса продуть содержимое трубки − такой способ позволит вам слить антифриз полностью, не оставив внутри ни капли старой жидкости.
  • Теперь следует хорошенько промыть охлаждающую систему, для этого можно использовать пресную воду с добавлением промывочной присадки или без нее либо купить специальную жидкость для промывки охлаждающей системы, например, средство Hi-Gear. Как только вы залили жидкость, включаем двигатель и даем автомобилю поработать минут 10 или 15. Затем сливаем жидкость, и вы увидите, как из системы вытечет вода с грязью, такую процедуру следует повторять до тех пор, пока все нечистоты не выйдут.
  • Как только вы очистите всю системы, нужно хорошенько закрутить сливные пробки и залить новый антифриз.
  • Теперь обязательно нужно проверить, до конца ли залит антифриз, для этого следует удалить воздух через специальное дренажное отверстие. Будьте внимательно, ведь при удалении воздуха из отверстия могут вылетать брызги антифриза, чтобы избежать подобного недоразумения, воспользуйтесь длинным и желательно прозрачным шлангом. Через него вы сможете увидеть, как пузырьки воздуха покидают систему охлаждения вашего автомобиля.
  • После проверки на наличие воздуха и печку на полную мощь, тогда охлаждающая жидкость равномерно начнет распределяться по системе.
  • Далее, закрываем дренажное отверстие и аккуратно доливаем антифриз до отметки МАХ.

Как вы убедились, в самостоятельной замене антифриза нет ничего страшного, главное, внимательно подойти к этой процедуре и соблюдать все правила. И помните, после того как вы залили новую охлаждающую жидкость, через несколько дней обязательно проверьте ее уровень, возможно, придется немного добавить антифриза, чтобы он был всегда в норме.

Замена антифриза своими руками дело немного кропотливое, но зато приятное и увлекательное, ведь вы будете на сто процентов уверенны, что прочистка вашей системы охлаждения выполнена качественно и правильно, а внутри нее находится современная и добротная жидкость, которая поможет работать намного лучше.

В современных силовых установках автомобилей применяется только жидкостная система охлаждения. Распространение она получила благодаря тому, что позволяет поддерживать на разных режимах работы и при любых погодных условиях. При этом выход на необходимый температурный режим происходит значительно быстрее за счет особенности работы такой системы.

Особенности конструкции системы охлаждения

Основным рабочим элементом водяной системы охлаждения является специальная жидкость (антифриз, тосол). Все остальные конструктивные части лишь обеспечивают движение ее, перенаправление и отвод чрезмерного тепла. То есть, рубашка охлаждения – это всего лишь система специально проделанных каналов, по которым жидкость движется, омывая самые разогреваемые элементы. Насос, входящий в конструкцию, обеспечивает движение жидкости. Термостат разделяет всю систему на два круга – малый и большой. При малом жидкость движется только внутри рубашки охлаждения, что обеспечивает быстрое набирание температуры и выход мотора на требуемый режим. При большом круге жидкость, уже разогретая пускается через радиатор, назначение которого – обеспечение теплообмена с окружающей средой. А поскольку система охлаждения – закрытая, то делает он это без непосредственного контакта с воздухом.

В систему также включен еще один радиатор – салонный, который делает то же самое, что и основной, но при этом он отдает тепло в салон. Закрытая система подразумевает, что все составные элементы соединены в одно целое, и делается это при помощи резиновых патрубков. Ну и для контроля и принудительного теплообмена в конструкции используются датчики и вентилятор с приводом от электродвигателя, который установлен на основном радиаторе. Это и вся конструкция системы охлаждения.

Видео:Замена охлаждающей жидкости: тосола или антифриза на ВАЗ 2110, 2114, 2115 инжектор

Жидкость для системы охлаждения

И все же, основной элемент её – жидкость. Изначально в ее качестве использовалась обычная вода. Но из-за высокой температуры замерзания (при 0 град. С уже начинается процесс кристаллизации) она оказалась непрактичной. Ведь лед способен разрушить целостность рубашки охлаждения, порвать патрубки и трубки радиатора. Поэтому раньше водителям зимой приходилось постоянно сливать воду при постановке авто на стоянку, а перед выездом – заливать снова, причем разогретую. К тому же вода активно взаимодействовала с конструктивными элементами силового агрегата, вызывая коррозионные и окислительные процессы.

Сейчас в системе охлаждения используются специальные жидкости — антифризы или тосолы которые лишены недостатков воды. Наибольшее распространение получили анифризы. Их выпускается два их вида по температуре замерзания – обычный (кристаллизуется при -45 град. С) и арктический (замерзает при -65 град. С).

Состоит антифриз из этиленгликоля (сейчас все чаще появляется и жидкость, включающая пропиленгликоль, который не так токсичен) и дистиллированной воды. Причем эта смесь должна иметь определенные пропорции. Интересно, что и повышенное количество этиленгликоля и дистиллята приводит к повышению температуры замерзания.

Дополнительно в состав антифризов входит пакет присадок, выполняющие ряд функции – предотвращает возникновение коррозионных процессов и вредных воздействий жидкости на резинотехнические элементы, не дает жидкости вспениваться и т. д.

Но эти присадки имеют и негативную сторону. Дело в том, что разные производители используют свои определенные компоненты этих добавок. В результате две разных марки антифриза смешивать нельзя, иначе может произойти конфликт присадок, результатом которых является образование пены и осадка в виде хлопьев, каналы небольшого сечения.

Периодичность замены антифриза

При этом антифриз имеет свой ресурс, по истечению которого он требует замены. Все просто – со временем в нем накапливается вода, что повышает температурный порог, присадки прекращают действовать. К тому же жидкость постоянно движется, а значит, и омывает элементы двигателя, поэтому постепенно она накапливает в себе сор и частицы грязи. Периодичность замены антифриза зависит от его состава. Если он изготовлен на основе этиленгликоля, то рекомендуется его менять уже через 3 года пользования авто, а если в его составе использован пропиленгликоль – то через 5 лет или же 60 000 км.

Порядок замены ОЖ на разных автомобилях отличается, поскольку конструкция охлаждающей системы может отличаться. В связи с этим часто возникает вопрос куда заливать тосол или антифриз? К примеру, в большинстве авто используется герметичный радиатор, а охлаждающая жидкость заливается через специальный расширительный бачок. Но есть и авто, у которых замена или доливка антифриза делается не через бачок, а через радиатор у которого имеется заливная горловина.

Поэтому рассмотрим, как делается замена охлаждающей жидкости на автомобилях с разной конструкцией системы охлаждения. Отметим, что работа эта несложная и её запросто выполнит даже начинающий.

Как заменить охлаждающую жидкость на примере ВАЗ-2110

Сначала рассмотрим, как делается замена на автомобиле ВАЗ-2110. У этого авто используется конструкция, включающая расширительный бачок. Дополнительно эта модель интересна тем, что у нее имеется пробка слива на блоке цилиндров, что встречается не на всех авто.

Видео: Замена охлаждающей жидкости. Ваз 2114

Из инструментов понадобится:

  • набор ключей (рожковых, накидных);
  • ёмкость для сбора ОЖ;
  • ветошь.

Также следует запастись необходимым количеством антифриза. Эту информацию можно найти в тех. документации к автомобилю, в разделе «заправочные емкости». Можно также купить неразбавленный антифриз, а его концентрат. Но здесь дополнительно потребуется дистиллят и знание пропорций для правильного смешивания раствора.

Итак, имея все – можно начинать замену, которая делается так:

  1. Ставим на ровную площадку, обездвиживаем и снимаем клемму с аккумулятора, чтобы предотвратить случайное замыкание контактов проводки.
  2. Сначала сливается жидкость с блока цилиндров, сливная пробка которого находится с правой стороны (если быть перед авто) под модулем зажигания.
  3. Демонтируем с машины модуль зажигания, для чего отсоединяем от него провода высокого напряжения, идущие на свечи, и колодку с обычными проводами. Откручиваем три болта крепления модуля и извлекаем его, затем снимаем крышку с расширительного бачка.
  4. Ниже этого модуля будет расположена пробка, которая представляет собой обычный болт на 13. Перед тем, как его выкрутить, под авто кладем емкость для сбора (хороший вариантпластиковая канистра на 5 л с вырезанной боковиной). Выкручиваем пробку и ждем, когда ОЖ сольется с блока. Как перестанет вытекать, ставим на место пробку и затягиваем ее. Протираем двигатель ветошью, чтобы убрать подтеки антифриза. Ставим на место модуль и подключаем его.
  5. Отыскиваем в нижней части болт с барашковой головкой – это пробка радиатора. Она установлена внизу слева. Подставляем под нее емкость и выкручиваем. Если руками не получиться, можно воспользоваться обычным рожковым ключом на 17. Сливаем ОЖ с радиатора полностью и ставим на место пробку.
  6. Приступаем к заливке нового антифриза. Для этого постепенно, в несколько заходов, заливаем антифриз в бачок. Он будет уходить медленно. Важно добиться, что уровень антифриза в бачке был на «Макс», после того как система будет заполнена.
  7. Запускаем мотор и следим за уровнем. Нужно добиться, чтобы мотор вышел на оптимальный температурный режим, после чего откроется термостат и пустит жидкость по большому кругу. При этом в бачке охлаждающая начнет быстро уходить. После этого доводим уровень до «Макс» и ставим крышку бачка на место. Замена охлаждающей жидкости выполнена.

Как заменить антифриз на примере Toyota RAV4

Перейдем к машинам, у которых заливка охлаждающей жидкости производится через радиатор. К примеру таким авто является Toyota RAV4. Вообще многие японские машины отличаются такой конструкцией.

Видео:Замена охлаждающей жидкости на Toyota Corsa

Во многом работы по замене идентичны описанным. То есть, вначале снимаем пробки с радиатора и расширительного бачка, затем сливаем жидкость через кран или сливную пробку, установленный на радиаторе, затем этот кран закрываем.

Помните, что жидкость циркулирует в системе под давлением и прежде чем открутить крышку с радиатора нужно дать двигателю остыть.

Снимаем расширительный бачок, промываем, ставим на место. Затем нужно слить остатки жидкости с блока цилиндров, открутив болт. Можно ещё слить остатки антифриза из печки радиатора.

Затем проверить, чтобы все болты и пробки были закручены на место. Остается залить антифриз в радиатор по горловину, завести мотор и дать поработать, довести антифриз до уровня. Затем залить до уровня «Мин» антифриз в расширительный бачок.

Многие при этом проводят промывку системы. Сделать ее несложно, поскольку этот процесс делается дистиллятом. После слива старой ОЖ, заливается дистиллированная вода, затем она прогоняется по системе, выливается, и заливается уже новый антифриз.