Сколько мест в автобусе паз 32053. Создание и эволюция автобусов семейства паз
Автомобиль ПАЗ-32053 является самым массовым и популярным отечественным автобусом. Ежегодно основная модель Павловского проходит усовершенствование, что повышает безопасность и надежность, а также увеличивает мощность и другие характеристики данного средства передвижения.
История автомобиля ПАЗ-32053 берет свое начало в 1989 году. Данный вариант «ПАЗов» разрабатывался путем создания одиннадцати образцовых моделей в течение долгих пятнадцати лет. В начале XXI века завод отметил свой юбилей. К этому времени он выпустил стотысячную модель данного автобуса.
Авто оснащено дизельным двигателем, а также моторным тормозом в стандартной заводской комплектации. Но дизельным "движком" автобус не ограничивается. Он также может быть переоборудован для работы на сжатом и то есть на метане и пропан-бутане. С осени 2011 года модель автобуса ПАЗ-32053 укомплектована экологически чистыми двигателями «ЕВРО-4», которые соответствуют всем европейским стандартам и нормам. Благодаря определенным опциям, данное авто идеально подходит и для северных регионов. окон, а также утепление сидений пассажиров защищают даже от самых суровых морозов. Дополнительно любой покупатель может установить колеса размером в девятнадцать с половиной дюймов.
Пассажирский автобус ПАЗ-32053 обладает рядом преимуществ по сравнению с
другими моделями общественного транспорта. Во-первых, он имеет усовершенствованные потребительские характеристики, что вкупе с доступной и низкой стоимостью делает его одним из самых лучших, если учитывать соотношение «цена-качество». Во-вторых, автобус ПАЗ-32053 ремонтируют в каждом автомобильном сервисе. В-третьих, данное средство передвижения идеально подходит для получения прибыли, поскольку в короткие сроки позволяет окупить свою стоимость в режиме перевоза пассажиров. Автомобиль производится до сих пор, а значит, найти и приобрести запасные детали и комплектующие не представляет труда. Российские дороги являются большой проблемой для жителей нашей страны, поэтому производители учли все условия и установили надежную подвеску.
Автобуса ПАЗ-32053 зависит от вида установленного двигателя. На бензиновое "сердце" действует гарантия 24 месяца (либо пробег в 60 тысяч километров). На дизельный аналог гарантийный период составляет 18 месяцев (50 тысяч километров пробега). Срок службы кузова ПАЗ-32053 увеличился по сравнению с другими моделями и составляет от пяти до десяти лет.
Максимальная скорость автобуса составляет 80-90 километров в час, а мощность двигателя равняется 120 лошадиным силам. Автомобиль весит около восьми тонн и позволяет вместить до 36 человек. Расход топлива в городском режиме при средней скорости в 60 километров в час достигает 20,5 литров на 100 километров.
Существуют и другие модели пассажирских автобусов, помимо машины ПАЗ-32053. Цена на них варьируется в зависимости от выбранных опций. Так, например, цена на ПАЗ-32054 достигает 1 миллиона и 34 тысяч рублей. Самой дорогой моделью малого класса Павловского автобусного завода является ПАЗ-32402 со стоимостью в один миллион и девятьсот тысяч российский рублей.
Характеристики автобусов ПАЗ.
В настоящее время Павловский автобусный завод выпускает автобусы малого и среднего классов для различного применения: автобус ПАЗ-32053 и его модификации, новые модели ПАЗ-3204 и низкопольный городской автобус ПАЗ-3237.
1. Ав тобусы ПАЗ-320530 могут оснащаться двигателями ЗМЗ 5245, работающими на бензине (5245.1000400) или сжиженном газе и бензине (5245.1000400-10). Тип двигателя — четырёхтактный, с микропроцессорной системой управления подачей топлива, с искровым зажиганием.
Автобусы ПАЗ-320530 категории М3 класса II и класса I – II предназначены для перевозки пассажиров в условиях эксплуатации, соответствующих категориям I, II, III, кроме горного рельефа местности. Категории и классы автобусов приведены в Автобусы ПАЗ-320530 изготовлены в исполнении У1 по ГОСТ 15150 для эксплуатации при температурах окружающего воздуха от минус 45 0 С до плюс 40 0 С и относительной влажности до 75 % при 15 0 С. Автобусы I класса имеют шины меньшей размерности (245/70R 19,5). Автобусы ПАЗ-320530 с двигателями типа ЗМЗ 5245 имеют следующие модификации:
1.1. ПАЗ-320530-02, однодверный, бензиновый (от 18 до 25 мест для сидения, пассажировместимость 38 – 42 человека).
1.2. ПАЗ-320530-22, однодверный, газ сжиженный — бензин (от 18 до 25 мест для сидения, пассажировместимость 38 – 42 человека).
1.3. ПАЗ-320540-02, двухдверный, бензин, (от 18 до 23 мест для сидения, пассажировместимость 39 – 43 человека).
1.4. ПАЗ-320540-22, двухдверный, газ сжиженный – бензин, (от 18 до 23 мест для сидения, пассажировместимость 39 – 43 человека).
1.5. ПАЗ-320550-02, улучшенной комфортабельности, однодверный, бензин (мест для сидения -21 +1, пассажировместимость 36 человек).
1.6. ПАЗ-320550-22, улучшенной комфортабельности, однодверный, газ сжиженный — бензин (мест для сидения -21 +1, пассажировместимость 36 человек).
1.7. ПАЗ-320570-02, для перевозки детей, бензин (мест для сидения -22 +1, пассажировместимость 22 человека).
1.8. ПАЗ-320570-22, для перевозки детей, газ сжиженный – бензин (мест для сидения -22 +1, пассажировместимость 22 человека).
2.Характеристика автобуса ПАЗ-4234 - модели автобуса среднего класса, предназначенного для городских и пригородных перевозок. Является удлинённой на одно окно модификацией автобуса ПАЗ-32053. ПАЗ-4234 — двухдверный автобус, имеет номинальную вместимость 50 человек, в том числе мест для сидения – 30. Машина оснащена дизельным двигателем ММЗ Д-245.9 в 136 лошадиных сил, механической пятиступенчатой коробкой передач, пневматическими тормозами и ABS. Также существует модификация ПАЗ-4234-05, в которой используется дизельный двигатель Cummins ISF3.8s3168.
Длина автобуса 8165 мм, ширина 2500 мм, высота по крыше 2890 мм. База 4345 мм. Существуют различные модификации ПАЗ-4234.
ПАЗ-423401 – тоже стандартной комплектации, но выполнен с одной автоматической дверью и одной аварийной.
ПАЗ-423402 – отличается улучшенной планировкой, все сидения расположены по ходу движения автобуса, две автоматические двери.
ПАЗ-423403 относится к автобусам междугороднего класса, салон улучшенной планировки, оборудован багажными полками, сидения с регулировкой, одна автоматическая дверь, вторая – аварийная.
ПАЗ-423404 – установлен силовой агрегат фирмы Cummins, две автоматические двери.
ПАЗ-423405 – отличается от предыдущей модификации задней аварийной дверью.
ПАЗ-423470 – является школьным автобусом, оборудован дополнительной третьей основной и выдвижной четвертой ступеньками. Сидения с высокими спинками, оборудованы ремнями безопасности, возле каждого места находится кнопка связи с водителем. Сзади расположен отсек для рюкзаков и портфелей.
3. Х арактеристика автобусов семейства ПАЗ-3204. Автобусы относятся к категории М3 класса I – II и предназначены для перевозки пассажиров в условиях эксплуатации, соответствующих категориям I, II, III, кроме горного рельефа местности. Автобусы изготовлены в исполнении У1 по ГОСТ 15150 для эксплуатации при температурах окружающего воздуха от минус 45 0 С до плюс 40 0 С и относительной влажности до 75 % при 15 0 С. В семейство автобусов ПАЗ-3204 входят следующие модели:
ПАЗ-320402-04, с двигателем ЯМЗ 5342
ПАЗ-320402-05, с двигателем CUMMINS ISF 3.8
ПАЗ-320470-04, на базе ПАЗ-320402-04, для перевозки детей
ПАЗ-320470-05, на базе ПАЗ-320402-05, для перевозки детей
ПАЗ-320412-04, с двигателем ЯМЗ 5341
ПАЗ-320412-05, с двигателем CUMMINS ISF 3.8
ПАЗ-320472-04, на базе ПАЗ-320412-04, для перевозки детей
ПАЗ-320472-05, на базе ПАЗ-320412-05, для перевозки детей
ПАЗ-320412-10 с двигателем Cummins типа BGe5 195
ПАЗ-320472-10, на базе ПАЗ-320412-10, для перевозки детей
ПАЗ-320414-04, с двигателем ЯМЗ 5341
ПАЗ-320414-05, с двигателем CUMMINS ISF 3.8
Автобусы ПАЗ-320402, ПАЗ-320470 малой размерности (база 3800 мм, длина автобуса 7600 мм). Автобусы ПАЗ-320412, ПАЗ-320412-10, ПАЗ-320472 и ПАЗ-320414 средней размерности (база 4760 мм, длина автобуса 8560 – 8800 мм). Автобусы ПАЗ-320412-10, ПАЗ-320472-10 имеют двигатель, работающий на компримированном (сжатом) природном газе. Двигатель однотопливный (только на газе).
4. Х арактеристика автобуса ПАЗ-3237.
Низкопольный автобус малого класса для городских перевозок. Высокая маневренность в плотном городском потоке, удобная посадка — высадка пассажиров, дисковые тормоза всех колес – все это делает автобус актуальным в условиях крупных городов в режиме работы «между часами пик». Автобус оборудуется системой наклона кузова «книлинг» и аппарелью, что позволяет перевозить людей с ограниченными возможностями.
Автобус ПАЗ-3237 может изготавливаться в северном исполнении с двойным остеклением боковых окон и утеплением пассажирского салона.
Технические характеристики.
Тип кузова — несущий, вагонной компоновки, ресурс кузова 8 лет.
Длина / ширина / высота, мм — 7885 / 2505 / 2815.
База 3650 мм.
Высота потолка в салоне – 2300 мм
Общее количество мест / в т.ч. посадочных — 55/17+1 место для инвалида на коляске.
Шасси / мост – Raba.
Рулевой механизм — рулевой привод с гидроусилителем CSEPEL A 300.92.
Тормозная система:
Рабочий тормоз: — пневматический двухконтурный привод с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес – дисковые, АВS.
Стояночный тормоз: — тормозные механизмы задних колес с приводом от пружинных энергоаккумуляторов.
Аварийный тормоз — каждый контур рабочей тормозной системы.
Вентиляция — принудительная и естественная.
Система отопления — жидкостной подогреватель и отопители в салоне.
Двигатель — Cummins 4ISBe 185B, количество и расположение цилиндров 4R.
Рабочий объем, л — 4,5.
Мощность двигателя, кВт (л.с.) — 136(185) при 2500 мин-1.
Расположение — заднее, продольное.
КПП – механическая, 5-ст./ АКПП Allison серии 2100.
Автобус имеет следующие комплектации:
— ПАЗ-3237-01: двигатель Cummins ISBe 150, автоматическая коробка передач Allison, мосты RABA;
— ПАЗ-3237-03: двигатель Cummins ISBe 185В, автоматическая коробка передач Allison, мосты RABA, или механическая коробка передач ZF с тросовым приводом и мосты КААЗ.
— ПАЗ-3237-09: двигатель Cummins ISBe 160В, автоматическая коробка передач Allison, мосты RABA.
5. Хара ктеристика автобуса ПАЗ-3206-05.
Автобус изготавливается в исполнении У1 по ГОСТ 15150, предназначен для эксплуатации при температурах окружающего воздуха от минус 45 0 С до плюс 40 0 С и относительной влажности воздуха до 75 % при 15 0 С. Автобус ПАЗ-3206-05 относятся к категории М3G (колёсная формула 4х4) и предназначен для перевозки пассажиров по дорогам с различными видами покрытий.
Максимальное количество мест для сидения – 28. Максимальная вместимость также 28 мест. База 3600 мм.
Модель двигателя ISF 3.8 s3168. Тип — дизельный, с туpбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Номинальная мощность, нетто, кВт — 122,0. КПП – механическая, 5 – ступенчатая. Раздаточная коробка – механическая, с приводом на передний мост. Главная передача заднего и переднего мостов одноступенчатая, гипоидная, с дифференциалом кулачкового типа с передаточным числом редуктора 6,17. Поворотные кулаки переднего моста с шарнирами равных угловых скоростей.
Когда заходит речь об автобусах, первый вариант, который назовут, наверное, будет "Икарус". И неудивительно. Венгерский "Икарус" (а родина этой марки именно Венгрия) снискал себе немалую популярность и как рейсовый в стандартной комплектации, и как "турист", а иногда и "интурист" в люксе. И если, говоря об "Икарусе", мы назовем две версии, то, говоря о ПАЗе, этих версии будет намного больше.
ПАЗ-32053
ПАЗ - настоящий долгожитель отечественного автопрома. Первый автобус в Павлове-на-Оке собрали еще в Советском Союзе, и выпуск продолжается по сей день. За это время автобус (естественно) пережил ряд модернизаций, и выпускаемая сейчас модель 3205 является четвертой по счету.
Своеобразной визиткой предприятия является автобус ПАЗ-32053, как продолжение модели 05. С момента выхода первого 32053 автобус претерпел значительные изменения, и на сегодняшний день выпущено более 30 модификаций. Не говоря уже о том, что, в отличие от всех других автобусов, этот является настоящим «русским».
С момента выхода с конвейера первого автобуса модель менялась, расширялась, но основное ее качество осталось неизменным — это компактный, не рассчитанный на перевозку большого количества людей транспорт. За счет своей многофункциональности автобус нашел свое место там, где не всегда выгодно запускать машины большей вместимости.
ПАЗ-32053 успешно функционирует как на сельских и загородных маршрутах, так и в городе — в режиме маршрутного такси. Стоит отметить надежную подвеску, что на нынешних дорогах является весьма ощутимым плюсом. Подвеска достаточно высоко держит кабину, что особенно ценно в условиях загородного использования. А то, что автобус производится в России, играет свою немаловажную роль в доступности запасных частей.
Интересно, что эта версия автобуса является не первой в своей линии, но, тем не менее, имеет одну автоматическую дверь. Вторая, расположенная в задней части пассажирской кабины, является обычной, автомобильной. В некоторых руководствах ее называют аварийной. Две автоматические двери у высокопольного автобуса появились только в следующей модификации — 32054.
Первый автобус этого класса сошел с конвейера в 1989 году. Интересно, что, казалось бы, небольшой автобус, собирается около 2 месяцев.
Цены,
Перевозчиками также по достоинству оценена высокая ремонтопригодность и доступная каждому, даже не очень крупному предприятию, цена.
Новый автобус можно купить у нескольких поставщиков, Кроме завода-изготовителя. еще несколько компаний держат заводские цены на ПАЗ-32053. Цена нового автобуса, допустим в Нижнем Новгороде, начинается от 1-1.3 млн руб. Как всегда, цены в Москве будут немного выше. Благодаря большому количеству выпускаемых модификаций, от обычных пригородных моделей до городских вариантов, можно выбрать необходимую версию. В числе модификаций особое место занял вариант автобуса для перевозки детей, так называемый
Школьный автобус
Несмотря на большое число модификаций, ПАЗ-32053 внешне почти не меняется. Есть незначительные изменения для лучшего использования, за исключением одной модификации — 70. Автобус ПАЗ-32053-70 изначально разрабатывался как вариант с дизельным мотором, но потом получил официальное наименование — школьный автобус.
Вследствие нового имени и применения кузов автобуса претерпел некоторые изменения. В отличие от базового, он имеет 4 ступеньки перед входной дверью (самая нижняя из которых выдвижная), желтую окраску, принятую по стандарту, мегафон на крыше и светоотражающую полосу вдоль кузова.
Некоторые экспортные варианты также комплектуются проблесковым маячком желтого цвета. Интерьер салона претерпел некоторые изменения. Школьный ПАЗ-32053 имеет сиденья с высокой полумягкой спинкой, ремни безопасности на каждом сиденье, у каждого из которых находится кнопка сигнала водителю. Также в салоне имеется специальная полка для школьных портфелей.
Теперь, имея представление о модификациях и ценах, самое время посмотреть на технические характеристики русского автобуса. Подробная техническая характеристика ПАЗ-32053 приведена ниже в сводной таблице. Описана модель 32053-07 - «городской» автобус.
Практически каждая модификация получила свой вариант мотора. Так, пригородный автобус обычно комплектуется двигателем ЗМЗ-5234.10 на 8 цилиндров и мощностью 140 л.с.. Грузопассажирские и специализированные версии имеют менее мощные моторы, до 130 сил. Особняком стоят варианты с дизельным мотором, которые большей частью комплектуются импортными движками.
Топливо
Ну и конечно, как при описании любого транспортного средства, можно упомянуть расход топлива ПАЗ-32053. Надо заметить, что за свою долгую историю автобус выпускался с двигателями разных поколений. Поэтому конечному владельцу автобуса необходимо очень тщательно проверять характеристики топлива в разделе «Октановое число». До сих пор попадаются автобусы, работающие и на 76 бензине. Но для сравнительно новых автобусов в основном прописывается 92 бензин. В расчете на 100 км обычные показатели составят 18 литров по трассе, или же 20-21 при городском режиме использования. Для сравнения укажем, что «Нива Шевроле» в городе может использовать до 14 литров.
Посадочные места
Изначальные спецификации автобуса планировали использовать двухместные «диваны». Но после разработки и тестирования модификации для школ, некоторые новые ПАЗ-32053 стали также комплектоваться обычными сидениями.
Заключение
Несмотря на то, что многие компании предпочитают брать заграничные модели, в определенных областях отечественный ПАЗ вполне может стать достойным конкурентом "иностранцам". А разработанные для этого автобуса подвески дадут фору любому зарубежному, вне зависимости от его класса. В то же время этот "работяга" не стремится стать заменой большим автобусам, хоть и имеет все возможности для этого — у него есть вполне сформировавшиеся ниши и целый набор модификаций для конечного потребителя.
Возможность выбора необходимой модификации, двигателя, вариантов отделки салона позволяет обеспечить самый широкий спектр пассажирских перевозок. Инженеры и конструкторы Павловского автобусного завода видоизменили и улучшили внешний вид линейки серии 3205. На смену круглым фарам пришли линзы прожекторного типа производства фирмы Hella. Дневной ходовой фонарь выполнен в виде диодного кольца со вписанным в него указателем поворота. Изогнутый бампер придал автобусу современный вид и улучшил аэродинамику. Увеличенная площадь вентиляционных прорезей обеспечивает необходимый приток воздуха для охлаждения двигателя. В результате всего перечисленного, автобус приобрел современный и привлекательный вид.
Технические характеристики
Модель автобуса | ПАЗ-32053 |
ПАЗ-320530-04; ПАЗ-320550-04 (сиденья на подиуме), дизель |
---|---|---|
Класс автобуса | Малый | Малый |
Назначение | Пригородный | Пригородный |
Колесная формула | 4х2 | 4х2 |
Основные параметры автобуса | ||
Тип кузова | Несущий, вагонной компановки | Несущий, вагонной компоновки |
Длина / ширина / высота, мм | 6925 / 2500 / 2960 | 6925 / 2500 / 2960 |
База, мм | 3600 | 3600 |
Высота потолка в салоне, мм | 1965 | 1965 |
Количество / ширина дверей, мм | 1/ 726 + 1 аварийная/600 |
1/ 726+1 аварийная/600 |
Угол въезда пер./Угол съезда зад. град. | 24 / 15 | 24 / 15 |
Мин. радиус разворота, м | 7,6 | 7,6 |
Рулевой механизм | с гидроусилителем руля | с гидроусилителем руля |
Тормозная система |
Рабочая:
пневматическая двухконтурная с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес - барабанные, ABS. Запасная: один из контуров рабочей тормозной системы. Стояночная: привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес. |
|
Вентиляция | 3 люка в крыше, форточки на боковых окнах | |
Емкость топливного бака, л | 105 | 105 |
Силовой агрегат | ||
Двигатель (тип) |
ЗМЗ-5234
, бензиновый
ЯМЗ-53423 , дизельный -для мод. ПАЗ-320530-04 ПАЗ-320550-04 |
|
Расположение | Переднее, продольное | |
Количество и расположение цилиндров |
8, Vобразное 4R -для мод.с дв. ЯМЗ-53423 EGR |
|
Нормы экологической безопасности |
дв.ЗМЗ - Euro-4 дв.ЯМЗ- Euro-5 |
|
Рабочий объем двигателя, л |
4,67 4,43 - для дв.ЯМЗ-53423 EGR |
|
Мощность двигателя, кВт (л.с.). |
90 (122,4) 148,5(109,2)-ЯМЗ-53423 EGR |
|
Макс крутящий момент, Нм |
288 Нм при 2000 мин-1 422 Нм при 2100 мин-1 - ЯМЗ-53423 |
|
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 20-25 (ЗМЗ) ; 13-18 (ЯМЗ) | |
Максимальная скорость, км/ч |
90 - с дв. ЗМЗ 95 - для мод.с дв. ЯМЗ-53423 |
|
КПП |
ГАЗ- механическая, 4 ступ., Для мод. ПАЗ-320530-04 - Fast Gear мех.5 ступ. полностью синхронизированная, опционно - ZF S5-42 мех.5 ступ Для мод. ПАЗ-320550-04 - Fast Gear мех.5 ступ. полностью синхронизированная, опционно - ZF S5-42 мех.5 ступ. |
|
Основные параметры модификаций | ||
Мост | ОАО "КААЗ", задний ведущий мост, главная передача - коническая, гипоидная, передаточное число 5.86 / 5.29 | |
Масса снаряженная/полная, кг |
4720...5610 |
7610...8390 |
Общее число мест(в т.ч. посадочных) |
41 / 25+1
|
41 / 25+1 36 / 21+1 - сиденья на подиуме |
Сцепление | Однодисковое, сухое, с гасителем крутильных колебаний и гидравлическим приводом. | |
Северное исполнение автобуса (опция) | двойное остекление боковых окон, дополнительное утепление пола (термоизоляционный слой), утепленный потолок и боковины, перегородка между водителем и пассажирским салоном, дополнительный отопитель. |