Старые легковые автомобили. Легковые автомобили ссср

Копирование иностранных автомобилей началось с самых первых советских легковых автомобилей, производимых по лицензии Ford. Со временем копирование происходило чаще всего без разрешения западных автозаводов. Научно-исследовательский автомобильный институт СССР закупал у капиталистических угнетателей трудового народа сразу несколько передовых моделей "для изучения" и через несколько лет с конвейеров сходил советский аналог. Правда часто к тому времени прототип уже устаревал и снимался с производства, а советская копия выпускалась ни одно десятилетие.

ГАЗ А

Первый массовый легковой автомобиль СССР был позаимствован у американского автопрома. ГАЗ А — лицензионная копия американского Ford-A. СССР купил у американской фирмы оборудование и документы на производство в 1929 году, а через два года выпуск Ford-A был прекращен. Еще через год, в 1932 году, были выпущены первые автомобили ГАЗ-А.

Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов. После 1936 года в Москве и Ленинграде эксплуатация устаревшего ГАЗ-А была запрещена. Малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.


Ленинград-1

Советский экспериментальный легковой автомобиль представлял собой практически точную копию автомобиля Buick-32-90, который по американским меркам относился к высшему-среднему классу.

Завод "Красный путиловец", ранее выпускавший трактора Fordson, выпустил 6 экземпляров Л1 в 1933 г. Значительная часть автомобилей не смогла своим ходом дойти до Москвы без серьёзных поломок. В итоге, "Красный Путиловец" был переориентирован на выпуск тракторов и танков, а доработку Л1 передали на московский ЗиС.

Так как кузов "Бьюика" уже не соответствовал моде середины тридцатых годов, на ЗиСе спроектировали его заново. Американское кузовное ателье Budd Company на основе советских эскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.

ГАЗ-М-1

ГАЗ-М1, в свою очередь, конструировали по образцам Ford Model B (Model 40A) 1934 года, документация по которому была передана ГАЗу американской стороной по условиям договора.

В ходе адаптации модели к отечественным условиям эксплуатации автомобиль был в значительной степени перепроектирован советскими специалистами. Эмка по отдельным позициям превзошла более позднюю продукцию Форда.

КИМ-10

Первый советский серийный малолитражный автомобиль, за основу которого при разработке был взят британский Ford Prefect.

В США изготовили штампы и разработали чертежи кузова по моделям советского художника-конструктора. В 1940 году завод начал производство этой модели. КИМ-10 должен был стать первым по-настоящему "народным" советским автомобилем, однако воплощению в жизнь амбициозного плана руководства страны по обеспечению большинства граждан личными машинами помешала Великая Отечественная война.

ЗИС-110

Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса практически полностью имитировал американские "Паккарды" старших серий предвоенного выпуска. Вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года.

Самостоятельной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина.

Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство больших "Паккардов" после войны возобновлено не было.

Москвич 400

Советская малолитражка была полным аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors, воссозданным после войны на основе уцелевших экземпляров, документации и оснастки.

Часть оборудования для выпуска автомобиля было вывезено с завода "Опель" в Рюссельхайме (находившегося в американской оккупационной зоне) и смонтировано в СССР. Значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов, состоявших из откомандированных советских и вольнонаёмных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро.

Последующие три поколения "Москвичей" будут с отставанием повторять продукцию фирмы Opel.

ГАЗ-М-12

Шести-семиместный легковой автомобиль большого класса с кузовом "шестиоконный длиннобазный седан" разрабатывали на основе Buick Super. Серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (некоторые модификации — по 1960 год.)

Заводу настоятельно рекомендовали полностью скопировать "Бьюик" образца 1948 года, но инженеры на основе предлагаемой модели спроектировали автомобиль, максимально опирающийся на уже освоенные в производстве агрегаты и технологии. ЗиМ не был копией какого-либо конкретного иностранного автомобиля ни в плане дизайна, ни, в особенности, в техническом аспекте — в последнем конструкторы завода даже сумели в какой-то мере "сказать новое слово" в рамках мировой автостроительной индустрии. В октябре 1950 года была собрана первая промышленная партия ГАЗ-M-12.

ГАЗ-21 "Волга"

Легковой автомобиль среднего класса технически был создан отечественными инженерами и дизайнерами "с нуля", но внешне копировал преимущественно американские модели начала 1950-х годов. В ходе разработки изучались конструкции иностранных автомобилей: Ford Mainline, Chevrolet 210, Plymouth Savoy, Standard Vanguard и Opel Kapitдn.

ГАЗ-21 серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Заводской индекс модели — изначально ГАЗ-М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.

К моменту начала серийного производства по мировым меркам дизайн "Волги" уже стал как минимум рядовым, и на фоне серийных иномарок тех лет уже особо не выделялся. Уже к 1960 году "Волга" была автомобилем с безнадёжно устаревшим дизайном.

Москвич-402

Облик легкового автомобиля малого класса повторял модель Opel Olympia Rekord - преемницу Opel Kadett K38. Участие специалистов с ГАЗа, где полным ходом шла разработка "Волги" ГАЗ-21 оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль. "Москвич" перенял от неё многие элементы своего дизайна.

Серийное производство "Москвича-402" было свёрнуто в мае 1958 года.

ГАЗ-13 "Чайка"

Представительский легковой автомобиль большого класса, созданный под явным влиянием новейших моделей американской фирмы Packard, которые в те годы как раз изучались в НАМИ (кабриолет Packard Caribbean и седан Packard Patrician, оба 1956 модельного года).

"Чайка" была создана с явной ориентацией на веяния американского стиля, как и вся продукция ГАЗа тех лет, но не был стопроцентной "стилистической копией" или модернизацией Пэккарда. Автомобиль выпускался малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.

"Чайки" использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов), который выдавался как составная часть положенного "пакета" привилегий.

И седаны, и кабриолеты "Чайка" использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также, "Чайки" поступали в "Интурист", где, в свою очередь, их могли заказать все желающие для использования в качестве свадебных лимузинов.

ЗИЛ-111

Копирование американского дизайна на разных советских заводах привело к тому, что облик автомобиля ЗИЛ-111 создавался по тем же образцам, что и "Чайка". В результате в стране одновременно производились внешне похожие автомобили. ЗИЛ-111 часто принимают за более распространенную "Чайку".

Легковой автомобиль высшего класса стилистически представлял собой компиляцию различных элементов американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов — преимущественно напоминал Cadillac, Packard и Buick. В основу внешнего оформления ЗИЛ-111, как и "Чайки", лег дизайн моделей американской фирмы Packard 1955-56 годов. Но по сравнению с моделями Packard, ЗиЛ был больше по всем габаритам, выглядел намного строже и "квадратнее", со спрямлёнными линиями, имел более сложный и детализированный декор.

С 1959 по 1967 годы было собрано всего 112 экземпляров этого автомобиля.

ЗАЗ-965

Основным прототипом микролитражки был Fiat 600.

Автомобиль проектировался МЗМА ("Москвич") совместно с автомобильным институтом НАМИ. Первые образцы получили обозначение "Москвич-444", и уже значительно отличались от итальянского прототипа. Позднее обозначение сменили на "Москвич-560". Между тем, конвейер самого МЗМА к тому времени был полностью загружен, и резервов для освоения в производстве микролитражки у завода не имелось. Поэтому для выпуска автомобиля было решено реконструировать завод "Коммунар" в городе Запорожье (УССР), ранее занимавшийся выпуском комбайнов и прочей сельхозтехники

ЗАЗ-966

Легковой автомобиль особо малого класса демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г).

ГАЗ-24 "Волга"

Легковой автомобиль среднего класса стал гибридом североамериканского Ford Falcon и Plymouth Valiant.

Серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1969 по 1992 год. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях.

ВАЗ-2101

ВАЗ-2101 "Жигули" — заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан является аналогом модели Fiat 124, получивший в 1967 году титул "Автомобиль года".

По соглашению советского Внешторга и компанией Fiat, итальянцами был создан Волжский автомобильный завод в Тольятти с полным производственным циклом. На концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

ВАЗ-2101 был подвергнут серьезным изменениям. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. "Русификация" Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надежности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

ВАЗ-2103

Заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе моделей Fiat 124 и Fiat 125.

Позднее, на базе ВАЗ-2103 был разработан "проект 21031" в последствии переименованный в ВАЗ-2106.

ВАЗ-2105

Модель ВАЗ-2105 разрабатывалась путём серьёзной модернизации ранее выпускаемых моделей в рамках "второго" поколения заднеприводных автомобилей ВАЗа как замена первенца ВАЗ-2101. За основу дизайна взяли модель Fiat 128 Berlina.

В заставке 15 серии 17 сезона сериала Симпсоны, в которой Симпсонов играют реальные актеры в реальных декорациях, Гомер едет домой на Lada Nova (экспортное название "пятёрки").

Москвич-2141

Замену Москвичу-412 удалось спроектировать только в 1980-е годы, и это был уже совершенно другой автомобиль, — Москвич-2141, переднеприводный хэтчбэк, созданный на базе кузова французской "Симки" и уже устаревшего к тому времени двигателя УЗАМ. Экспортное наименование — Aleko, от Автозавод Ленинского Комсомола.

В качестве наилучшего прообраза для ускорения проектирования нового автомобиля Минавтопрому виделась недавно появившаяся франко-американская модель Simca 1308 производства европейского отделения корпорации Chrysler. Дизайнерам приказали скопировать автомобиль вплоть до "железа»". Однако в процессе разработки кузов "Москвича" был спроектирован заново, в результате чего экстерьер автомобиля существенно отличался от французского образца и, хоть и с некоторой натяжкой, но соответствовал уровню середины восьмидесятых годов.

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и советские легковушки с восьмицилиндровыми моторами существовали и продолжают существовать – вспоминаем славных носителей славных V-образных агрегатов.

К онечно, подавляющее большинство таких машин – это большие черные седаны для партийной элиты. Однако в разработке в Союзе были и такие «народные» экземпляры, на которые любо-дорого посмотреть и сегодня. Но начнем мы все же с «БЧС».

Этот красивый черный седан пришел на смену устаревшему ЗИС-110, который не попал в нашу подборку лишь потому, что его 8 цилиндров под капотом располагались в ряд, а не под углом. Зато ЗИЛ-111 получил новый мотор с аналогичной маркировкой, который располагал 6 литрами рабочего объема, двумя сотнями лошадиных сил и крутящим моментом в 442 Нм. В паре с ним работал двухдиапазонный гидротрансформаторный «автомат».

На базе этого седана чуть позже был разработан и фаэтон ЗИЛ-111В – наследник представительского кабриолета ЗИС-110В.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Это, в свою очередь, наследник ЗИЛ-111 – уже в то время нужно было следить за автомобильной модой, чтобы не «проспать» актуальные веяния дизайна. Новый седан получил и новый мотор – разумеется, с той же маркировкой, что и сам седан. Этот карбюраторный агрегат выдавал уже 300 сил при выросшем до 7 литров объеме, а крутящий момент увеличился до 559 Нм. Дополнительную ступень получила и автоматическая трансмиссия, с которой работал новый мотор.

Конечно, на базе ЗИЛ-114 тоже было выпущено несколько специальных модификаций. Одна из таких – универсал ЗИЛ-114А, получивший медицинскую специальность. В СССР такие машины называли «Черными докторами».

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Это укороченная версия лимузина ЗИЛ-117, получившая ту же техническую основу, что и оригинал. Семилитровый мотор ЗИЛ-114 при снизившейся массе машины обеспечивал более уверенную динамику, а уменьшение базы положительно сказалось на управляемости.

ЗИЛ-117 тоже не избежал популярности в качестве основы для специальных машин. Помимо экземпляров для спецслужб был выпущен и двухдверный фаэтон с матерчатым тентом – такие машины участвовали в парадах на Красной площади.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Лимузин, который должен был получить имя ЗИЛ-115 как законный преемник предыдущего автомобиля подборки, из-за смены системы индексов стал носить название ЗИЛ-4104. Такое же название получил и его мотор – V 8 объемом 7,7 литра. Этот агрегат получил небольшую прибавку в мощности относительно предшественника – она выросла до 315 л.с., зато крутящий момент увеличился заметнее, до 608 Нм. Мотор сохранил и основные особенности: алюминиевый блок с чугунными гильзами, два клапана на цилиндр, гидротолкатели клапанов и карбюраторную систему питания.

Правительственный лимузин традиционно отправился служить в различные ведомства, получая различные модификации. Помимо фаэтона ЗИЛ-41044 существовал и «короткий» седан ЗИЛ-41041, и «Черный доктор» ЗИЛ-41042, и спецверсия ЗИЛ-41072 «Скорпион», и многие другие спецмашины.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Эта машина стала косметическим обновлением ЗИЛ-4104: это ясно даже из названия. Сохранив техническую часть и кузов неизменными, она получила новую светотехнику, модернизированный вариант оформления передка и иную стилистику хромированных элементов на кузове.




Это последнее обновление ЗИЛ-4104: такие автомобили выпускались до 2002 года, а после стали производиться штучно по спецзаказам. Машину вновь оставили неизменной технически, но освежили снаружи, сделав экстерьер строже и «квадратнее».

Этот автомобиль, в отличие от большинства зиловских машин, не стал серийным. Изначально он должен был стать заменой «короткого» ЗИЛ-41041, получив современную внешность и новую техническую начинку. Облик новой машины был заметно «демократичнее», чем у остальных представителей семейства, а вот оснащение им не уступало.

1 / 2

2 / 2

Под капот поместили все тот же мотор ЗИЛ-4104 объемом 7,7 литра и мощностью 315 л.с., а главным техническим отличием новой машины было отсутствие рамы – ее планировали перевести на несущий кузов. Однако развития автомобиль не получил, оставшись существовать в двух экземплярах, на которых отрабатывали технические решения и варианты внутреннего оснащения.

На фото: Под капотом ЗиЛ-4102 Опытный ‘1988

ЗИЛ-118 «Юность»

ЗИЛ-118 «Юность» — это не легковой автомобиль, а микроавтобус, но обойти его вниманием мы просто не могли: уж слишком шикарной была его внешность – правда, только в первой инкарнации. Истории этой любопытнейшей машины , а здесь предлагаем просто полюбоваться на этот образец стиля своего времени и класса.

На фото: ЗиЛ-118 «Юность» ‘1962–70

Заканчивая речь о зиловских машинах, можно передохнуть от черных седанов: в истории завода были и спортивные машины. Одна из таких – ЗИЛ-112С: стремительный родстер со стеклопластиковым кузовом. На него могла устанавливаться не одна, а целых две разных V -образных «восьмерки». Первая имела 6 литров рабочего объема и развивала 240 л.с., а вторая – уже 7 литров, которые давали в разное время от 270 до 300 лошадиных сил. Максимальная скорость родстера составляла около 270 км/ч, а разгон до сотни занимал менее 5 секунд.



ГАЗ-13 «Чайка» — это еще одна легенда советского автопрома. Вобрав в себя стилистику зарубежных машин того времени, она выглядела роскошно, смело и солидно одновременно. Мотор ГАЗ-13 был под стать внешности: 5,5-литровый V 8 выдавал 195 л.с. и 412 Нм. Он имел два клапана на цилиндр и алюминиевый блок, а сочетался с трехступенчатой автоматической трансмиссией. Кроме него на автомобиль устанавливался двигатель ГАЗ-13Д, имевший при том же объеме и крутящем моменте уже 215 л.с.

На фото: ГАЗ-13 «Чайка» ‘1959–81

Разумеется, не обошлось без различных модификаций и на базе газовских машин. Так, например, Чайка имела открытую версию с мягким верхом, носившую индекс ГАЗ-13Б.

На фото: ГАЗ-13Б «Чайка» ‘1961–62

Преемница первой Чайки, новая машина под индексом ГАЗ-14 стала выглядеть совсем иначе – строже, проще и угловатее, приблизившись по своей стилистике к зиловским лимузинам. Сдвоенные передние фары, длинный и низкий профиль, дозированное количество хрома – такой стала Чайка во втором поколении. Под капотом при этом прописался мотор ГАЗ-14, разработанный на основе все того же ГАЗ-13 и имевший 5,5 литров, но чуть больше мощности и крутящего момента – 220 л.с. и 450 Нм соответственно. Питал его не один, а сразу два карбюратора.

На фото: ГАЗ-14 «Чайка» ‘1976–89

На базе «второй» Чайки были созданы как традиционный фаэтон для парадов под индексом ГАЗ-14-05, так и «Черный доктор» ГАЗ-РАФ-3920.





На фото: ГАЗ-14-05 и ГАЗ-РАФ-3920

Отдельная каста мощных газовских машин с V 8 – это автомобили для спецслужб, так называемые . ГАЗ-23 – седан на базе ГАЗ-21, получивший усиленный кузов, адаптированный для установки слегка модернизированного силового агрегата от Чайки. Мотор ЗМЗ-23 имел 5,5 литров объема и 195 л.с. мощности, разгоняя седан до ста километров в час за 16 секунд и обеспечивая максимальную скорость в 160 км/ч. Разумеется, под новые технические реалии был доработан не только кузов, но и тормозная система, и трансмиссия, и ходовая часть.

На фото: ГАЗ-23 «Волга» ‘1962–70

Этот седан пришел на смену ГАЗ-23. Новая «догонялка» тоже получила модернизированный двигатель от Чайки и автоматическую КПП: с 5,5-литровым ЗМЗ-2424 она, по разным данным, разгонялась до 160-180 км/ч.

Логическим развитием модели стал ГАЗ-24-34, получивший кузов от ГАЗ-24-10, в который по отработанной схеме установили V 8 и трехступенчатый «автомат», попутно доработав все основные узлы автомобиля.

На фото: ГАЗ-24-34 «Волга» ‘1987–93

Этот малоизвестный автомобиль должен был стать представительской машиной нового поколения, не просто сменив на посту Чайку, но став куда более современным и технологичным, а заодно и компактным. Судите сами, сколько технических новшеств было заложено в автомобиль на стадии создания: полный привод с принудительной блокировкой межосевого дифференциала, дисковые тормоза всех колес, гидроусилитель, климат-контроль, оригинальное остекление кузова… и это лишь малая часть интересных технических решений – подробно мы рассказывали о

На фото: Под капотом ГАЗ-3105 «Волга» ‘1992–96

К сожалению, стать серийным новому ГАЗ-3105 было так и не суждено: прекращение государственного финансирования и появившаяся конкуренция с зарубежными моделями сделали модель слишком затратной для разработки. Ставший убыточным автомобиль остался в прошлом как образец того, на что был способен консервативный горьковский завод при условии достаточного стимулирования.

Сейчас на дорогах нашей родной страны можно встретить огромное количество разнообразных автомобилей. Основная масса - конечно же, красивые и новые иномарки. Но встречаются представители и промышленности. Этим стареньким, давно ставшим и посвящается наш обзор. Итак, автомобили СССР, фото и описания машин.

Правительственный ЗИЛ-111

Главным лозунгом отечественной промышленности 60-х годов вообще и автомобильной в частности был лозунг «Обогнать Америку во всем».
Первый секретарь компартии Н. С. Хрущев неоднократно заявлял, что хочет автомобиль, подобный машине американского президента. К тому же «Сталинский» правительственный автомобиль ЗИС-110 уже изрядно устарел и не отвечал духу эпохи. В результате чаяний Никиты Сергеевича и всей партийной верхушки в 1959 году появилась новая репрезентативная машина ЗИЛ-111.

Как и многие автомобили России и СССР, ЗИЛ-111 был очень похож на американскую модель Cadillac. Все самое лучшее, что мог сделать было воплощено в этой машине: гидроусилитель руля, электронные стеклоподьёмники и просторный стильный салон. Представительное советское авто выдержало множество модификаций и пользовалось заслуженной популярностью у чиновников.

ГАЗ-13 «Чайка»

Следует отметить, что не отличались особой привлекательностью. Но «Чайка»… Безусловно, это самый стильный и красивый репрезентативный автомобиль Союза. Ранее уже отмечалось: автомобили России и СССР очень похожи по своим дизайнерским и техническим решениям на продукты западной автомобильной промышленности. ГАЗ-13 выполнен в так называемом плавниковом стиле («детройтское барроко»). Выпускать автомобиль начали в 1959 году, и производство не прекращалось более 30 лет. «Чайка» по праву называлась долгожителем отечественного автопрома.

Что касается технических показателей автомобиля, то они были на высоте. Мощный двигатель объемом 5,5 литра позволял разогнать «сотню» за 20 секунд. Потолком скорости «Чайки» была отметка в 160 км/час.

Добыть «Чайку» было не так-то просто. Особенно в первые годы выпуска за автомобилем «охотились» министры, первые секретари партии, дипломаты. Поэтому ГАЗ-13 долгое время был недоступен обычным советским гражданам. Только в конце 70-х годов автомобили стали использоваться в советских учреждениях типа ЗАГСов и исполнительных комитетов.

ЗАЗ 965-968 «Запорожец»

В послевоенное время в советском обществе жила мечта о так называемом «общенародном автомобиле». И ей действительно суждено было сбыться. В конце ноября 1960 года с конвейера ЗАЗ сошел легендарный «Запорожец». Автомобиль был выпущен согласно планам органов государственного управления. За образец будущей машины решено было использовать итальянский Но следует отметить, что автомобиль не стал копией образца, а в некоторых аспектах даже превзошел его, получив общенародное признание за компактность, сравнительную надежность и главное низкую цену (около 3000 советских рублей).

Технические характеристики машины были вполне достойны и на те времена современны. Автомобиль мог разгоняться до 90 км/час и преодолевать значительные препятствия на дороге. Следует отметить, что существовало несколько поколений «Запорожцев». Более ранние за форму своего кузова получили шуточное прозвище «горбатый», его унаследовали и поздние модели автомобилей, сделанные в СССР, - ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968.

ГАЗ-24 «Волга»

Черные и белые 24-е «Волги» стали знаменитым символом советской эпохи. Автомобиль производили целых 32 года (1970-1992). «Волга» у каждого советского человека ассоциировалась с достатком и благополучием, поэтому и являлась заветной мечтой. Машина сразу после выпуска поступила в массовую продажу, но купить ее было очень сложно. Большинство моделей распределялись в государственные структуры или экспортировались. К тому же стоила «Волга» по сравнению с «Москвичами» или «Запорожцами» очень дорого. Автомобиль подвергался множеству модификаций, но самым ходовым и стильным вариантом всегда оставался седан.

ГАЗ-24 был очень хорошо оснащен технически. В комплектацию «Волги» входили: гидроусилитель руля, четырёхступенчатая коробка передач, двухкамерный карбюратор, гнутые стекла. Под капотом автомобиля находился весьма мощный двигатель (95 лошадиных сил) объемом 2,4 литра.

Автомобиль был просто идеален для того времени. Комфортность, надежность и неприхотливость «Волги» сделали ее поистине символом Советского Союза.

ВАЗ-2101 - «Копейка»

Итак, еще одна легенда. Автомобили СССР были разными, но это, пожалуй, самый народный. Опять-таки, за прототип «Копейки» был взят Fiat 124. Правда, итальянский автомобиль был немного совершеннее. В 1970 году с конвейера Волжского автомобильного завода вышла первая модель «Жигулей», которая сразу же получила признание и популярность. Автомобиль на свое время был революционным. Высококачественная сборка и конструкторские решения хорошо сочетались с доступной ценой. ВАЗ-2101 был популярен и далеко за пределами СССР, в Камбодже, на Кубе, во многих других странах третьего мира на ней ездят и по сей день.

Любопытный факт. В результате опроса, проведенного российским автомобильным журналом «За рулем», ВАЗ-2101 «Копейка», был признал лучшим отечественным автомобилем столетия.

ВАЗ-2121 «Нива»

Руководители советской автомобильной промышленности в середине 70-х годов поговаривали о полноприводной машине, так как грузовые автомобили СССР не могли выполнять всех возложенных на них функций. Сам руководитель Совета Министров поставил перед заводом ВАЗ такую задачу, с которой разработчики справились более чем на «отлично». В 1977 году был выпущен превосходный советский автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». Это был первый в мире внедорожник малого класса. Сборка машины характеризуется высоким качеством, а конструкторские решения по постоянному полному приводу значительно уменьшили нагрузки на трансмиссию. «Нива» получила признание за рубежом, побила целый ряд мировых рекордов и пользуется заслуженной популярностью по сегодняшний день.

Автомобили СССР и современность

Модели автомобилей СССР очень разнообразны. Многие из них можно поставить вровень с иномарками. На сегодняшний день существуют модернизированые автомобили СССР. Фото некоторых из них вы можете посмотреть как в статье, так и в других источниках. Причем многие из них делались по образцу первой модели. В России и в мире до сих пор пользуются продуктами советского автопрома, как в качестве ретро-решений, так и просто в бытовом смысле. На модернизированных заводах СССР сегодня выпускается огромное количество современных автомобилей. Ярким примером может служить «АвтоВАЗ», который основан на фундаменте советского Волжского автомобильного завода. Говоря об автомобилях Советского Союза, следует говорить о качестве, надежности и стиле.

Здравствуйте уважаемые читатели, сегодня мы представим вашему вниманию лучшие автомобили СССР. Как вы сами понимаете, в наш ТОП войдут те авто, которые были популярны среди населения советского союза еще в середине 20-го века. Быть может, какую-то из них вы встретите на современных дорогах страны. Список будет достаточно большим, поэтому предлагаю сразу перейти к его рассмотрению.

ЗАЗ 968

Всем известный «Запорожец» был достаточно популярен во времена советского союза. В частности, это касается модели ЗАЗ 968. Она была мечтой многих. Производился он аж до 1994 года, но с появлением более совершенной техники постепенно ушел в историю. Создавались специальные модификации этого запорожского гиганта, которые специально предназначались для инвалидов. Мощности двигателя в 30 л. с. в те годы вполне хватало для поездок по городу. В те времена на первом месте стояла не скорость, а качество. ЗАЗ 968 полностью соответствовал потребностям жителей советского союза.

Москвич 412


Это девятое место нашего рейтинга. Даже сегодня можно встретить эту модель на дорогах нашей страны. Пик популярности стального коня пришелся на середину 70-х г. Объема двигателя 1,5 литра вполне хватало для конкуренции даже с иностранными марками, которые тогда были достаточно редки. Мощность мотора — 72 л. с. Для того времени это было достаточно неплохо. Наша страна в 70-х годах даже производила экспорт модели в зарубежные государства. Причем, география распространения была достаточно широка.

ВАЗ 2107

Знаменитая семерка, которая не выпускается в свет всего пару лет, располагается на 8-м месте нашего рейтинга. В начале 80-х г. именно эта марка была одной из самых популярных. Тогда она делалась на совесть. Мощность двигателя — 74 л. с. Это просто прекрасно для того времени. При этом машина была весьма экономичной, и потребляла всего 7 литров бензина на 100 км. Дизайн для того времени просто прогрессивный. Сегодня б-у модель можно приобрести на любом авторынке за приемлемую цену, но начиная с 90-х годов качество марки значительно ухудшилось.

ГАЗ 12 ЗИМ

Просто шикарный автомобиль, который выпускался в советском союзе в период с 1948 до 1960 г. На тот период и приходится пик его популярности. Сегодня его можно встретить разве что в коллекции богатых олигархов. Двигатель марки работал на 72-м бензине. Мощности мотора хватало для тогдашнего города. Это произведение искусства иногда использовалось и в качестве такси.

ВАЗ 2103

Шестое место достается ВАЗ 2103. Типичный жигуль, который разрабатывался совместно с итальянской компанией Фиат. Выпускался на Волжском автомобильном заводе в период с 1972-го по 1984 г. Четырехцилиндровый двигатель был способен разгоняться до сотни за 16 секунд. Его мощность составляла 77 л. с. Сегодня авто можно встретить на улицах нашей страны, но с каждым годом представителей этого семейства становится все меньше.

ВАЗ 2108

Пятерку лидеров открывает ВАЗ 2108, который в середине 80-х г. совершил революционный переворот в плане дизайна. Советские марки стали иметь после этого весьма респектабельный вид. Годы выпуска — 1984-2003. Стандартный двигатель имел мощность 64 л. с. При этом до скорости 100 км/ч он позволял разогнаться за 15 с. Очень экономичная марка, которая потребляла всего 5,4 л./100 км.

ГАЗ 2410

Наша любимая Волга располагается на 4-ой позиции нашего списка. Выпускалась относительно недолго, всего 7 лет, начиная с 1985, а заканчивая 1992-м годом. 2.5 литровый двигатель имел мощность 100 л. с. Для того времени весьма неплохие показатели. При этом человек покупал в свое распоряжение достаточно вместительного стального коня. Есть даже лимузин.

Волга 21

Открывает тройку лидеров Волга 21. Она выпускалась с 1955 по 1970 г. Выпускался железный конь сразу в нескольких модификациях. При этом был доступен среднему классу населения советского союза. Наверно, именно поэтому и стал популярен. Двигатель объемом 2,5 литра имел мощность 75 л. с. Сегодня автомобиль можно встретить на дорогах страны, но это случается все реже. Модель нельзя назвать экономичной. Она потребляет в смешанном режиме 15 л/100 км.

ВАЗ 2101

Копеечка располагается на второй позиции. Это, безусловно, самая популярная марка, которая производилась достаточно долго. Официальные цифры говорят о 18 годах плодотворной работы инженеров Автоваза. Двигатель объемом 1,2 литра имел мощность 62 л. с. Даже сегодня можно встретить этого классического представителя ВАЗа на дорогах нашей страны. Это говорит о качестве производства, которое существовало в середине 20 века на заводе. Разгоняется марка достаточно медленно. До сотни придется разгонять ее приблизительно 20 с. При всем при этом ее экономичность и надежность позволяет ей располагаться на 2-ом месте хит-парада.

ГАЗ 13 «Чайка»

Именно эта модель становится лидером, и по праву считается лучшей из тех, что выпускались в СССР. С 1959-го по 1981 г. ей просто не было равных в плане элегантности. На ней в основном ездили не простые люди, а представители высоких чинов, подчеркивая свой статус. Объем двигателя составлял 5,5 литра. При этом его мощность была 195 л. с. Настоящий монстр того времени. Он имел 8 цилиндров и 16 клапанов, что для того времени являлось несомненным прогрессом. Мало, какие иномарки могли сравниться с ГАЗ 13 по характеристикам.

Напоследок

Наше интернет издание предлагает вам посмотреть сборник фотографий редких . Уверены, многим из вас не знакомы некоторые автомашины, фото которых, мы для вас нашли. Во всем мире наш автопром представляет загадку. Может именно поэтому в СССР многие автомобильные заводы, пытаясь, выделиться на мировой арене, создавали такие .

Завод АЗЛК (в настоящий момент закрыт). В Советские годы автомобили Москвич были мечтой для многих.



Модель 1964 Москвич 408 Турист. Максимальная скорость 130 км/час. Удивительный редкий автомобиль в кузове кабриолет. К сожалению, в то время руководство страны решило, что эта модель слишком роскошная и не соответствует духу Советского пролетариата.


Идея сделать Советский кабриолет перешла в товары для детей. можно было купить во многих детских мирах СССР. Детская машина была оснащена педалями, от которых детский транспорт приводился в движение. Мечта многих мальчишек и девчонок Советской эпохи.

АЗЛК 2139 Арбат (прототип 1987)



Эта должна была стать новой революцией на Российском авторынке в 1990-х годах. К сожалению, с распадом СССР, проект этого автомобиля был отложен на полку.

Также в Советские годы разрабатывался прототип спорт-версии (Москвич 2141 КР) мощностью 175 л.с. Максимальная скорость 200 км/час. Но и этот проект также не был реализован из событий в стране в начале 90-х годов.





В то же самое время пока завод АЗЛК пытался вывести на рынок СССР роскошный автомобиль, такие заводы как Горьковский (ГАЗ) и Волжский (ВАЗ) разрабатывали автомобиль амфибию.




АЗ 2122 Река . Этот автомобиль был разработан в конце 70-х начале 80-х годов по заказу Министерства обороны СССР. Этот мог передвигаться по воде на скорости до 5 км/час. К сожалению, по неизвестным причинам после успешных проведенных испытаний этот проект был закрыт.






УАЗ 3907 Ягуар . Та же судьба ждала автомобиль амфибию Горьковского автозавода. Эта машина была разработана в конце 70-х годов, которая могла передвигаться по воде с помощью гребных винтов. Автомобиль вмещал в себя до 7 человек с полной экипировкой. Это транспортное средство демонстрировало удивительные для того времени характеристики эксплуатации (машина могла использоваться при температурах от -47 до + 45 градусов по Цельсию). Проект был также закрыт в связи с гиперинфляцией в стране, которая была связана с распадом СССР.


УАЗ 3907 Ягуар был не единственным автомобилем, который завод ГАЗ пытался сделать для передвижения по воде. В середине 70-х годов была выпущена экспериментальная Волга ГАЗ-24-95 , которая также могла передвигаться по воде.

Волжский автомобильный завод (ВАЗ) делал попытки производить свои собственные спортивные автомобили. Но, правда, в партнерстве .


Так в 1978 году в Вильнюсе (Литва) компания VFTS произвела модель Лада Самара Ева . Машина была основана на ВАЗ-2108. Это был спортивный автомобиль с задним приводом мощностью 300 л.с.






Также в Советские годы была и другая модификация Лады - Lada Samara T3 . На самом деле ничего Советского в этом автомобиле не было. Машина оснащалась компонентами от Porsche, автомобиль собирался Французской компанией. Машина участвовала в различных чемпионатах Европы в сезоне 1990-1991. Также автомобиль был участником ралли Париж-Дакар в 1990 году.



Удивительно, но в СССР, также разрабатывались и спортивные автомобили в начале 30-х годов прошлого века. На базе завода ЗИЛ (в 30-е годы ЗИС) велись разработки спортивных транспортных средств. Но руководство страны считало, что автомашины должны служить только государственным служащим, поэтому перспективные проекты так и не воплотились в жизнь.



Самый известный спортивный автомобиль Советских времен это легендарный ЗИЛ 112-S , который был выпущен в 1961 году. Мощность машины составляла 240 л.с. Максимальная скорость - 240 км/час. Внешне машина напоминала Ferrari Testarossa того времени. Для производства спортивного автомобиля использовались компоненты модели ГАЗ-21 .


Кстати первый в истории Камаз на самом деле был впервые разработан и произведен на заводе ЗИЛ в конце 1975 года. Модель называлась ЗИЛ-175 . Позднее модель сменила имя марки. В последующем автомобили КАМАЗ не раз становились победителями гонок Париж-Дакар.


На фотографии слева вы можете видеть опытный образец автомобиля M3MA 444 Москвич 1957 года, который позже стал ЗАЗ-965 (Запорожец). На фото автомобиль Запорожского завода 1960 года.


Коцепт-кар Российского внедорожника Lada Niva E2121 Крокодил .


На базе этого прототипа позднее в 1979 году с конвейера сошел первый серийный внедорожник Нива 2121.


Прототип ЗАЗ 966 (Запорожец) . Машина была оснащена передним приводом. Обратите внимание на капот и колеса, которые напоминают ВАЗ-2101 . К сожалению, модель ЗАЗ-966 не поступила в серийное производство в таком виде. В итоге модель "966" поступила в продажу с задним приводом и с совершенно иным внешним видом.

Мы попытались вернуть многих из вас в прошлое, а более молодым людям показать малую часть историю автопромышленности СССР. Мы постараемся периодически выкладывать подобные сборники о Советской эпохе машиностроения. Если у вас в семейных архивах есть какие-то интересные фотографии со старыми Советскими автомобилями, то присылайте нам, и мы обязательно включим их в наши будущие сборники.