Torsus Praetorian - первый внедорожный автобус. В украине создали первый внедорожный автобус

Чешская компания Pulsar Expo представила новый внедорожный автобус Torsus Praetorian. Он вмещает 35 человек и разработан специально для работы на нефте- и газопромыслах, т.е. может стать более стильной и комфортабельной альтернативой распространенным вахтовым автобусам на шасси грузовых автомобилей.

Нас заинтересовал тот факт, что учредителями компании Pulsar Expo являются супруги Вахтанг Джукашвили и Юлия Хомич из Украины. Они уже давно занимаются переоборудованием внедорожников и грузовиков под выполнение спецзадач, а среди заказчиков есть ООН и правительственные структуры США.

За основу автобуса Torsus Praetorian взяли шасси грузовика MAN с колесной формулой 4х4. Эффектный внешний вид корпуса создавал некий «зарубежный дизайнер». Длина, ширина, высота автобуса составляют 8450, 2540, 3720 мм соответственно. Колесная база — 4200 мм. Полная масса - 13 500 кг. Клиренс машины - 389 мм. Каркас сварен из прочных стальных труб, а все наружные панели сделаны из композитных материалов.

Вся техническая начинка автобусу также досталась от шасси MAN. А это значит, что тут используется дизельный двигатель MAN мощностью 240 л.с. экологического класса от Евро-3 до Евро-6 по желанию заказчика. Максимальная скорость машины составляет 117 км/ч. Цены стартуют с отметки $100 тысяч, или от 6.7 миллионов рублей.

Сборку осуществляют на собственных производственных площадях в Братиславе (Словакия). К настоящему моменту изготовлено 8 экземпляров и еще 17 находятся в процессе сборки. Интерес к новинке уже проявили туристические компании Грузии и Новой Зеландии для доставки лыжников в горы, а Бангладеш всерьез рассматривает возможность покупки партии из 105 автобусов для нужд оборонного ведомства.

Знакомьтесь, этот космический внешне бусо-вездеход зовется Torsus Praetorian (преторианцами звались личные гвардейцы римских цезарей). Разработан он новой компанией Pulsar Expo, размещающейся в Чехии, но с украинскими корнями. Первые же восемь образцов были собраны в арендованных цехах в словацкой Братиславе.

Базируется полноприводная машина полной массой 13,5 т на агрегатах MAN. Эту марку несет и семилитровый двигатель мощностью 240 л.с., в паре с которым работает коробка полуавтомат TipMatic. Мановские здесь и мосты, и раздаточная коробка.

Салон рассчитан на 35 сидячих мест, а дорожный просвет составляет почти 40 см. Поскольку фирма-родитель занимается поставками различной техники по всему миру, ориентирован этот автобус в первую очередь на экспорт в труднодоступные места. По словам создателей, уже есть запросы из Бангладеш, Грузии, Канады и США.

Помимо футуристического облика, автобус отличается обшивкой кузова из композитных материалов. Это несет ряд преимуществ: меньшая собственная масса, легкость литья, высокая коррозионная стойкость. При этом цена выглядит подозрительно низкой - базовая около ста тысяч долларов. Вторая странность заключена в 100-литровом топливном баке. Запас хода у вездехода с таким баком будет невелик, ведь даже для дорожных машин MAN TGM с подобным дизелем расход составляет 22-24 л/100 км.

Новинка была представлена и в виде санитарного автобуса на 12 раненых

Интересно, что на презентации в английском карьере Преторианец был назван единственным в мире автобусом-внедорожником. Звучит несколько самонадеянно, ведь подобных конструкций известно множество, а некоторые с 1970-х годов малыми сериями под заказ выпускают даже известные и вполне успешные европейские компании - к примеру, немецкий Ernst Auwärter и бельгийский Jonckheere. Отсюда же непонятны и трудности с сертификацией. Сообщается, что «поскольку в ЕС, где автобус завершает сертификацию, нет категории «автобус-внедорожник», то европейскому органу сертификации пришлось подать в Еврокомиссию запрос для открытия новой категории». Как же тогда без этого обходились столько лет конкуренты?

Полноприводные автобусы встречаются и на севере Европы, и в Исландии - как этот, производства Jonckheere на шасси Mercedes LK

А уж что касается нашей страны, то вагонный автобус на полноприводном шасси у нас хорошо известен еще с 1972 года, когда в серию пошел ПАЗ-3201 на агрегатах ГAЗ-66. Всего до снятия его с конвейера в 1989-м всех модификаций выпустили чуть менее 14 тысяч штук. А его современный аналог ПАЗ-3206 выпускается и поныне. Были в СССР и другие схожие конструкции, в том числе и на трехосных шасси ЗИЛ-131 и даже КрАЗ-260. Столь передовым обликом они не выделялись, но с задачей перевозки людей справлялись успешно.

Один из прототипов полноприводного пазика 1968 года. Тогда он назывался еще ПАЗ-672ВП (высокой проходимости)

И все-таки для пассажирского сообщения в условиях полного бездорожья победила концепция нашей «вахтовки» - фургона на грузовом шасси с отдельной кабиной. В основном благодаря меньшей стоимости при малых объемах выпуска.

Мы уже писали, что весной этого года в Киеве был . Известно, что эта машина собрана в столице Словакии – Братиславе.

Однако недавно появились очень интересные подробности создания этой машины, которые опубликовала Економічна Правда .

Оказывается, уникальный автобус разработали украинская семейная пара – Вахтанг Джукашвили и Юлия Хомич, которые в 2014 году основали компанию Pulsar Expo.

Фирма занимается поставкой специальных автомобилей в рамках международной технической помощи. Клиентами компании является такие влиятельные структуры как Госдеп и посольства США.

В 2017 году Pulsar Expo решила создать транспортное средство, которое не имеет сегодня аналогов, а именно – автобус для покорения бездорожья.

Torsus Praetorian

Так всего за один год был разработан и построен 35-местный полноприводный автобус Torsus Praetorian. На данные момент изготовлено 8 машин, еще 17 находится в процессе производства.

Сборка автобусов осуществляется на производственных мощностях Pulsar Expo в Братиславе.
Отметим, что Torsus Praetorian имеет уникальный кузов из композитных материалов. В основе машины лежит полноприводное шасси грузовика MAN. Машина отличается феноменальной проходимостью – большие колеса и внушительный дорожный просвет в 389 мм делают свое дело.

В салоне – 35 комфортабельных кресел, оснащенных ремнями безопасности. В движение машину приводит 6-цилиндровый турбодизель MAN мощностью 240 л.с. Мотор может поставляться в различных экологиченских исполнениях – от Евро 3 до Евро 6. Сейчас, кстати, Pulsar Expo усиленно работает над сертификацией Torsus Praetorian в Евросоюзе.

А тем временем внедорожный автобус Torsus Praetorian заинтересовал правительство Бангладеш, которое намерено закупить 105 таких машин. Пока что все упирается в нехватку производственных мощностей. Есть интерес на машину в Канаде, Новой Зеландии и Австралии.

Внедорожный автобус Torsus Praetorian может использоваться в самых различных целей – как транспорт для доставки туристов в горные районы, как внедорожный кемпер, как аварийно-спасательный автомобиль, а также санитарная машина для армии. Хочется верить, что уникальное транспортное средство оценят и в нашей стране.

Общеизвестно, что на территории географического пространства, которое когда-то именовалось Великой советской родиной далеко не везде имеются хорошие асфальтированные дороги, да и экономическая целесообразность их строительства во многих случаях просто не оправдана. А пассажирские транспортные средства нужны практически везде.

Газовики и нефтяники, лесозаготовители и геологи, в общем все, кто трудится в суровых природных и климатических условиях, нуждаются довольно часто в полноприводной многоместной пассажирской машине. И первое слово здесь за вахтовками. Правда, главными героями нашего рассказа станут не они, но упомянуть их как родоначальников класса стоит.

Родоначальники традиций

Вахтовки как самостоятельный класс автомобилей зародились чуть больше двадцати лет назад. Конечно грузовики с неким подобием пассажирского кузова существовали и в начале прошлого века, но тот вид техники, о котором мы говорим, в крупносерийное производство пошел именно в начале 1980-х гг. Внедорожный пассажирский транспорт в массовых количествах понадобился стране в тот исторический период, когда места добычи полезных ископаемых и ударные стройки стали всё больше удаляться вглубь неосвоенных цивилизацией территорий. Имевшиеся у советской армии внедорожные автобусы вагонной компоновки АПП-66 и 38АС тогда в расчет не приняли, поскольку выпускавшему их ремонтному заводу многотысячное производство было не под силу. Оперативным решением вопроса явилась установка кузовов автобусного типа на шасси грузовиков высокой проходимости. В таких машинах к месту назначения и обратно стали доставлять геологов, специалистов по разведке месторождений, строителей, лесорубов - в общем всех, кто выполнял свои обязанности вахтовым методом в отдаленных точках. Тогда такие автомобили еще никто не называл автобусами. Затем появился термин «вахтовый автобус». Однако пассажирские транспортные средства, в полном смысле отвечавшие критериям автобуса, оснащенные полным приводом, появились значительно раньше. Например, Курганский автобусный завод с незапамятных времен выпускал модификацию своего широкоизвестного капотного автобуса на базе полноприводного шасси ГАЗ-63.

Ситуация с качеством дорог в провинциях со временем принципиально не улучшалась, поэтому и Павловским автобусным заводом для эксплуатации на отечественных направлениях ещё в советские времена была разработана полноприводная версия автобуса с увеличенным клиренсом. Был такой автобус на базе «круглого» ПАЗ-672. Полноприводник на базе нынешнего ПАЗ-3205 обозначается как ПАЗ-3206. Впервые машину показали в 1988 году.

Как и базовый ПАЗ-3205, его полноприводный собрат был унифицирован с автомобилями ГАЗ. В частности, раздаточная коробка и передний мост заимствованы у грузовика ГАЗ-66-11, задний мост с двускатными колесами - от ГАЗ-53-12. Усилены рессоры и некоторые элементы кузова.

Однако по настоящему российскому бездорожью даже ПАЗ-3206 не проедет. Для таких условий эксплуатации у нас в стране были разработаны более серьезные машины.

Армейские альтернативы

Как известно, слава одного из лучших отечественных армейских внедорожных грузовиков по праву принадлежит ГАЗ-66. Однако перемещаться из одного района в другой в его бортовом кузове предпочитали далеко не все. Да и группе проверяющих не предложишь прокатиться в грузовике. Для таких случаев на вооружении советской армии состоял автобус вагонной компоновки, имеющий в основе узлы и агрегаты ГАЗ-66. Назывался он лаконично - 38АС и по армейским меркам был достаточно комфортабельным. Только выпущено 38АС было совсем немного.

Производством этих монстров бездорожья занимался 172-й Центральный Авторемонтный завод Министерства Обороны в Воронеже. Как уже упоминалось, наиболее ранняя версия такого автобуса известна под названием 38АС, разработанная в свою очередь на 38 опытном заводе в Бронницах. А наибольшее распространение получил аналогичный и более современный автобус АПП 66, выпускавшийся в Воронеже почти до конца восьмидесятых годов. Всего автобусов АПП 66 изготовлено более восьмисот штук, и их до сих пор можно встретить в различных воинских частях.

Возрождение идеи

В конце прошлого века к идее автобусов, созданных на шасси внедорожных грузовиков вернулись вновь. На РМАС "99 Курганский автобусный завод представил несколько новых разработок, самой интересной из которых, безусловно, был капотник КАвЗ-422900 на внедорожном трехосном ЗИЛовском шасси. Это транспортное средство хоть и выглядело почти как вахтовка, на самом деле являлось настоящим автобусом без перегородки между водительским местом и салоном. Этот, без сомнения, интереснейший образец в массовое производство не пошёл.

Потом возродил давно известный класс вагонных пассажирских машин Семёновский авторемонтный завод, представив на MIMS "2000 оригинальный полукапотный автобус, созданный на шасси ГАЗ-3308 Садко.

Инициативу быстро перехватил ЗИЛ, в том же 2000 году представивший собственную подобную разработку под обозначением ЗИЛ-47874А. Представляет он собой ни что иное, как обыкновенный бычковский автобусный кузов, водруженный на шасси «российского Унимога» ЗИЛ-432732 с длиной базы 4505 мм.

В подкапотном пространстве автобуса можно увидеть хорошо известный минский дизель Д-245.9, развивающий 136 л.с. Чтобы запустить двигатель в морозы, на помощь приходит электрофакельное устройство, расположенное во впускном трубопроводе, и жидкостный подогреватель. Весьма широкий диапазон тяговых усилий на бездорожье обеспечивает 5-ступенчтая коробка передач, двухскоростная «раздатка» с понижающей передачей и двухступенчатые ведущие мосты. Преодоление всевозможных препятствий, встречающихся на пути, является заслугой колёс увеличенного диаметра размером 12.00R20, вездеходных шин, внутреннее давление в которых измеряет хитроумная система, управляемая с места водителя. Нельзя забывать и о солидном дорожном просвете (330 мм) и значительных по величине углах съезда и въезда. Передний мост при переключении на пониженную ступень в коробке передач подключается автоматически. Тормозные механизмы барабанные. Автобус полной массой 8120 кг разгоняется до 70 км/ч. Минимальная устойчивая скорость - 3 км/ч.

На РМАС-2001 Горьковский автозавод на своем стенде выставил транспортное средство под названием Вепрь, которое с некоторой натяжкой тоже можно отнести к внедорожным автобусам малого класса. А вообще построенный на шасси Садко Вепрь выглядит как нечто среднее между КАвЗиком и джипом-бигфутом, однако забывать о нём не стоит.

Канадские монстры

В заключение рассказа о внедорожных автобусах хотелось бы кратко рассказать об уникумах автобусостроения.

Есть в Канаде такая фирма «Foremost». Свою деятельность она начинала в 1965 году с выпуска снегоболотоходов на широких гусеницах. Предназначалась эта техника для нефтяников. Практически сразу в гамме появились и колесные вездеходы. Чтобы было понятнее, поясню - это транспортные средства класса наших Волатов. Так вот уникальнейшим в своем роде стал один из последующих продуктов фирмы, предназначенный для экскурсионного обслуживания туристов в северных зонах - «Terra Bus». Больше ни одна компания мира ничего подобного не производит. Фотография именно этого чуда-юда поставлена заглавной в данной статье. Комментарии здесь, как говорится, излишни.

Дмитрий Гладкий
Фото из коллекции автора