Утилизационный сбор в ПТС: что это такое, должен ли быть уплачен за автомобиль, а также, что означает отметка в техническом паспорте и нужна ли она? Что такое утилизационный сбор: кто его уплачивает, а кто освобожден от уплаты Что означает печать утилизац.

Автомобиль, как предмет купли-продажи, всегда был и остаётся надёжным источником доходов для всех звеньев коммерческой цепочки, будь то производитель, дилер или предприимчивый автовладелец.

Продукция отечественного автопрома, мягко говоря, не соответствует запросам потребителей 21 века. Большинство автовладельцев предпочитает авто импортного производства. Но это удовольствие не из дешёвых. Помимо стоимости самого автомобиля приходится дополнительно раскошелиться, оплачивая разнообразные платежи при ввозе авто, в том числе и утилизационный сбор, о котором пойдёт речь ниже.

Утилизационный сбор на автомобили

При импорте автомобиля к желающим обогатиться прибавляется ещё как минимум два звена — импортёр и государство в лице таможенной службы. Последний дуэт становится всё более изобретательным, постоянно придумывая и сборов.

Одним из новшеств последних трёх лет стал утилизационный сбор на авто. В мировой практике этот вид сбора существует относительно недавно.

В идеале это платёж, который закладывается производителями в стоимость реализации автомобиля, а потом отчисляется в соответствующие инстанции, которые на исходе жизненного пути «железного коня» используют полученные средства по целевому назначению. Менее привлекательный вариант — оплата непосредственно за факт утилизации предприятию, этим занимающемуся.

Процесс утилизации ответственный и дорогостоящий: из автомобиля должны быть сняты все враждебные окружающей среде детали, слиты опасные жидкости, после чего оставшиеся части обрабатывают при помощи пресса и шредера. Получается сырьё пригодное для повторного индустриального использования; всё, что не может быть подвергнуто вторичной переработке, подлежит сжиганию и захоронению.

Зачем утилизировать

Программа обязательной утилизации старых автомобилей призвана :

  1. Экономить природные ресурсы (железная руда, сталь, известняк) посредством повторного использования полученного металлического сырья;
  2. Улучшить состояние окружающей среды за счёт стимулирования обновления автопарка и соответственно уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

Краткая история сбора в России

Предмет обсуждения был введён 1 сентября 2012 г. Главная цель сбора — компенсация потерь государства от уменьшения ввозных пошлины на импортные авто, а также стимулирование отечественного автопроизводителя.

Хотя с 2014 года утилизационный сбор начал взиматься и с российских предприятий-производителей, тем не менее спрос на произведенные в России авто стимулировался государством за счет дотаций физическим лицам в рамках программы «trade-in», суть которой можно описать как “утилизируй старый автомобиль – получи скидку на покупку нового».

В 2012-2014 гг. соглашаясь на утилизацию авто посредством уплаты соответствующего сбора, россияне получали бонус (от 50 000 руб.) на новый автомобиль отечественного производства.

Необходимость уплаты утилизационного сбора российскими производителями вызвала волну негодования, и уже неоднократно Государственной Думой России обсуждался предмет отмены последнего, поэтому вопрос для отечественных производителей до сих пор остается открытым.

Программа для физлиц снова возобновлена в 2015 году, дальнейшая её судьба будет зависеть от ближайших результатов.

Юридические лица

Единственной постоянной величиной в утилизационной эволюции последних лет является утилизационный сбор, взимаемый с юридических лиц-импортёров. Для отечественных производителей и ряда дилеров ставки налога пока идентичны, но их ближайшее будущее под большим вопросом.

Алгоритм расчёта утилизационного сбора довольно простой: есть базовая ставка (БС), фиксированная в рублях величина, которая умножается на коэффициент (К), зависящий от объёма двигателя (или массы) и возраста авто.

УС = БС * К

Легковой транспорт

Вычисляем ставку сбора для легковых авто. Для автомобилей этого класса БС составляет 20 000 руб. и при расчёте платежей умножается на следующий коэффициент:

Ставка утилизационного сбора для «физиков» традиционно ниже, чем для юрлиц.

Отдельно указаны коэффициенты для электромобилей: 0,86 и 5,3 для новых авто и авто старше 3х лет соответственно.

Прочий транспорт

Для грузового автомобиля и автобуса БС составляет 150000 руб.

Коэффициенты для автобусов :

Коэффициенты для грузовых авто вычисляются исходя из возраста и массы авто, а не объёма двигателя, и составляют:

Для спецтранспорта и крупногабаритного транспорта установлены отдельные коэффициенты.

Физические лица

Этот платёж для физлиц на самостоятельно завозимый легковой автомобиль значительно меньше, чем для юридических лиц и составляет 2000 руб. на автомобиль возрастом до 3 лет, и 3000 руб. на автомобиль старше 3-х лет.

Кроме того, процедура оплаты сбора более демократична, чем для юр. лиц, так как неуплата УС не является причиной отказа для ввоза авто.

Однако, сделать платёж придётся, так как без соответствующей отметки об оплате сбора в ПТС счастливый владелец не сможет поставить автомобиль на учёт в ГИБДД.

Если человек покупает автомобиль на территории РФ, то нужно проверить наличие соответствующей отметки в графе «Особые отметки» ПТС автомобиля, выданного после 31 августа 2012 г.

В большинстве случаев такая отметка уже должна быть поставлена импортёром, производителем, дилером или предыдущим владельцем. Если отметки нет, то есть два варианта: либо отказаться от сделки, либо оплатить УС самостоятельно.

В каких случаях платить утилизационный сбор не нужно :

  • ПТС выдан до 31 августа 2012 г.;
  • вы владелец ретро-автомобиля старше 30 лет;
  • вы участник госпрограммы по переселению или беженец;
  • вы являетесь членом/сотрудником дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, а также родственником одного из членов этих организаций.

Для трёх последних случаев в ПТС следует поставить отметку об освобождении от уплаты сбора, за соответствующими инструкциями следует обратиться с ГИБДД.

Если к перечисленным пунктам вы не имеете отношения, а ПТС без отметки, то придётся сбор заплатить.

Где можно оплатить сбор

Оплатить сбор можно в любом банке в российских рублях на счёт Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации.

Рассчитать сумму платежей должен сам плательщик, но проверять её будет таможенный орган, который в итоге поставит в паспорт автомобиля отметку. Взять чистые бланки и платёжные реквизиты можно там же, на таможне.

После уплаты нужно вернуться за желанной отметкой и предъявить следующие документы :

  • Заполненную форму расчёта утилизационного сбора;
  • Копии товаросопроводительных документов;
  • Копии технической документации – одобрения ТС и свидетельства безопасности, и (или) заключений экспертиз;
  • Платежку из банка, подтверждающую перевод средств.

Что такое утилизационный сбор, кто и когда должен его оплачивать, порядок расчета сбора для физических и юридических лиц, а также, кто входит в льготные категории лиц, мы подробно рассмотрим в этой статье.

Обязанность россиян по уплате утилизационного сбора при покупке автомобиля установлена пунктом 1 статьи 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, введенной в 2012 году.

Согласно указанной норме утилизационный сбор – это разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта.

Иными словами, денежные средства, полученные в качестве сбора при покупке автомобиля, в дальнейшем будут направлены на его утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

Какие автомобили облагаются?

Утилизационным сбором облагаются все автомобили на территории Российской Федерации с 01.09.2012. Данный сбор направлен на обеспечение экологичности последующей утилизации транспортных средств (ТС).

Утильсбор является обязательным платежом и взимается с каждого ТС единожды. Любому автовладельцу необходимо знать, что без наличия соответствующей отметке о внесении утильсбора в паспорте (ПТС) приобретаемого автомобиля невозможно поставить его на регистрационный учет в ГИБДД.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Большинству автовладельцев, приобретших свое авто с нуля на территории России, не приходится сталкиваться с вопросом уплаты утилизационного сбора, так как за новые авто данный вид платежа уже внесен импортером, осуществляющим ввоз ТС либо заводом автопроизводителем.

Если вы относитесь к категории водителей, предпочитающих машины без пробега, необходимо при покупке просто удостовериться, что в ПТС занесена соответствующая отметка о внесении платежа за утилизацию.

Тем кто совершает приобретение на вторичном авторынке, помимо тщательной проверки самого ТС, следует также внимательно отнестись к сопроводительной документации на интересующий автомобиль.

Обратите внимание на дату выдачи паспорта приобретаемого автомобиля.

В случае если ПТС выдан до вступления в силу ФЗ, то есть до 01.09.2012 уплата утильсбора не потребуется.
Законодательно определены категорий лиц, которым не требуется вносить утилизационный платеж за свои частные автомобили:

  • переселенцы (соотечественники, проживающие за границей, а также беженцы) ввозящие в Россию свои ТС;
  • дипломаты (включая членов семьи), имеющие соответствующий иммунитет;
  • владельцы ретроавтомобилей (старше 30 лет), сохранившие либо восстановившие оригинальную комплектацию авто.

Однако в случае покупки автомобиля у лица, относящегося к одной из вышеперечисленных групп, как и в случае выявления неправомерного уклонения, продавцом от внесения соответствующего платежа, последующему владельцу придется исполнить обязанность по уплате утильсбора.

Поэтому, приступая к оформлению сделки купли-продажи, внимательно отнеситесь к изучению сопроводительной документации на приобретаемый автомобиль, а именно обратите внимание на графу особые отметки в ПТС и осведомитесь о причинах неуплаты утилизационного сбора.

Своевременно обнаружив проблему, вы сможете либо отказаться от совершения сделки, либо получить скидку в размере предстоящих затрат на оплату утилизационного сбора.

Следует отметить, что с 01.01.2014 (№278-ФЗ) отменены льготы на транспорт, ввозимый из стран Таможенного союза, а также на автотранспорт, относящийся к международным перевозкам, который ранее попадал под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

Будущим автовладельцам следует знать в каких случаях им придется самолично оплачивать утильсбор:

  1. ввоз приобретенного за границей авто;
  2. приобретение авто у льготников, освобожденных от уплаты утильсбора;
  3. приобретение у правонарушителей, своевременно не исполнивших требование об внесении утильсбора.

В первом случае сбор платежа исполняет Федеральная таможенная служба, а в последующих двух - Федеральная налоговая служба.

Когда необходима оплата утилизационного сбора?

В соответствии с пунктом 3 статьи 24-1 Закона № 89-ФЗ российский гражданин обязан уплатить утилизационный сбор в двух случаях:

При ввозе транспортного средства из-за рубежа.

Например, покупка автомобиля в Японии с последующим самостоятельным доставлением его в Россию.

При покупке транспортного средства у лиц, освобожденных законом от уплаты утилизационного сбора, либо не оплативших его в нарушение установленного порядка.

Иными словами, утилизационный сбор взимается однократно за все время существования транспортного средства, и платить его должен либо изготовитель – если речь идет об отечественном автопроме, либо один из владельцев.

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств"

С 1 сентября 2012 г. в составе обязательных платежей появился новый утилизационный сбор. Отныне без его уплаты в большинстве случаев невозможно получить паспорт транспортного средства (ПТС).

Что такое утилизационный сбор

Понятие утилизационного сбора появилось в российском законодательстве в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Благодаря Федеральному закону от 28.07.2012 N 128-ФЗ в Законе об отходах появилась новая статья - ст. 24.1 "Утилизационный сбор".
Данный сбор уплачивается "в целях обеспечения экологической безопасности" за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное (изготовленное) в РФ. Соответственно, те организации и предприниматели, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты потребительских свойств теми транспортными средствами, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, будут получать за счет средств федерального бюджета компенсацию затрат, связанных с данной деятельностью.

А плата с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, при передаче отходов утилизирующим организациям и предпринимателям взиматься уже не будет: это запрещено п. 9 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Без уплаты утилизационного сбора невозможно будет получить ПТС (кроме случаев освобождения от уплаты сбора, упомянутых в п. 7 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Наложен запрет и на регистрацию транспортного средства, в отношении которого не уплачен законодательно установленный сбор. Соответствующие изменения были внесены и в п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Исключений из состава колесных , за которые придется платить сбор, не так уж много, и все они прямо поименованы в п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ. В категорию освобождаемых от сбора попали, например, автомобили, ввозимые в РФ в качестве личного имущества беженцами, вынужденными или добровольными переселенцами, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями и т.д. К числу "льготируемых" относятся также старые автомобили (с года выпуска которых прошло не менее 30 лет, при определенных условиях). Не придется платить сбор и в случае, если автомобили произведены (изготовлены) организациями, принявшими на себя в установленном порядке обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.

Действие новой ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе не распространяется на те колесные транспортные средства, на которые ПТС были выданы до 1 сентября 2012 г. , то есть до даты вступления этого Закона в силу.

Конкретные виды и категории транспортных средств, в отношении которых нужно уплачивать утилизационный сбор, с соответствующими размерами сборов, а также Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора (наряду с некоторыми другими Правилами) утверждены комментируемым Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 870, которое также начало действовать 1 сентября 2012 г.

Кто должен платить

В соответствии с Законом N 89-ФЗ плательщиками сбора являются лица, которые:

  • ввозят транспортные средства в РФ;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
  • приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абз. 2, 3 и 7 п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, или у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.

По первому основанию фактически платить сбор придется любому импортеру, то есть тем физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или организации, которые приобретают транспортное средство за рубежом и осуществляют его ввоз в Россию.

Исключение составляют случаи ввоза в РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, имеющих статус товаров Таможенного союза, при соблюдении Правил и условий, утвержденных тем же Постановлением N 870.

Например, не придется платить утилизационный сбор российской организации, приобретающей у белорусской или казахской фирмы автомобиль, который эта фирма ранее ввезла, скажем, из Германии или из Японии, при условии, что автомобиль ввозится в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом достаточно будет уплатить ввозные таможенные пошлины по применяемым на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан ставкам, отличным от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55).

Однако необходимо учесть, что, как разъяснялось в Телетайпограмме ФТС России от 05.09.2012 N ТФ-975, утилизационный сбор не уплачивается только за транспортные средства, поименованные в указанном Решении Совета ЕЭК N 55, ввозимые с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан и помещенные на территориях этих государств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с 23 августа 2012 г.

По второму основанию плательщиками взноса являются все производители автомобилей, которые изготавливают их на территории РФ. Правда, и для них есть альтернатива: они могут принять на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами при утилизации "их" автомобилей. Это значит, что при покупке изготовленного в России автомобиля непосредственно у организации-производителя покупателю не нужно беспокоиться об уплате сбора. Хотя, конечно, сумма сбора будет заложена в цену автомобиля и по большому счету конечным "плательщиком" станет покупатель, как и, например, в случае с НДС.

И наконец, по третьему основанию плательщиком может стать любой покупатель автомобиля на территории РФ. А это значит, что при покупке в России транспортного средства у любого лица, не являющегося его производителем, после 1 сентября 2012 г. необходимо проверять статус продавца, а также факт уплаты им утилизационного сбора.

К примеру, покупатель автомобиля на территории России однозначно должен уплатить утилизационный сбор, если продавцом (предыдущим собственником) является консульство иностранного государства, дипломатическое представительство, международная организация, пользующаяся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, либо физическое лицо, являющееся сотрудником консульства, диппредставительства, международной организации (или член семьи такого сотрудника).

Кто и как рассчитывает

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением N 870, взимать утилизационный сбор поручено органам ФТС России . Но рассчитывать сумму сбора должны сами плательщики . Для подтверждения правильности расчета нужно представить пакет документов в таможенный орган. Это может быть таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, либо таможня, в регионе деятельности которой находится место регистрации (место жительства) плательщика (если декларирование не осуществляется).

В пакет документов включаются:

  • заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной Приложением N 1 к Правилам;
  • копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Таможенники должны проверить правильность расчетов и дождаться поступления уплаченного сбора по соответствующему КБК. Только после этого в бланке ПТС проставляется отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании его неуплаты в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Плательщику сбора выдается приходный ордер (в настоящее время это таможенный приходный ордер (ТПО)) (Телетайпограмма ФТС России от 31.08.2012 N ТФ-963).

Сведения об уплате утилизационного сбора передаются таможенниками в МВД и в Минсельхоз России.

При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (п. 5 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).

В Перечне видов и категорий транспортных средств, утвержденном Постановлением N 870, выделены пять групп. Они соответствуют классификации, предусмотренной Приложением N 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720).

Для этих пяти групп ТС предусмотрены базовые ставки для расчета сбора, а также коэффициенты, дифференцированные:

  • в зависимости от "возраста" (для новых транспортных средств и транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более трех лет), а также
  • по иным признакам в зависимости от разновидности транспортного средства (исходя из объема двигателя либо массы транспортного средства).

В случае если дата выпуска (дата изготовления) транспортного средства не может быть подтверждена документально, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления.

Базовая ставка утилизационного сбора для первой группы, в которую входят транспортные средства категории M1, равна 20 тыс. руб., а для остальных - 150 тыс. руб.

Причем для транспортных средств первой группы, ввозимых физическими лицами для личного пользования, установлены максимально низкие коэффициенты, поэтому за новый автомобиль (коэффициент 0,1) "частнику" придется заплатить всего 2 тыс. руб., а за подержанный (если его "возраст" превышает 3 года, коэффициент 0,15) - 3 тыс. руб.

А вот предпринимателям, ввозящим транспортное средство или приобретающим его у лица, которое ранее этот сбор не уплачивало, придется платить более существенные суммы.

Например, организация ввозит новый автомобиль категории M1 с объемом двигателя 1800 куб. см. За такую машину придется уплатить утилизационный сбор в размере 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34).

А если организация в октябре 2012 г. ввозит автобетоносмеситель, выпущенный в 2008 г., ей придется заплатить аж 1 950 000 руб. (150 000 руб. x 13).

Своеобразная "льгота" предусмотрена в отношении транспортных средств категорий N1, N2 и N3, полная масса которых превышает 12 тонн, которые помещаются под таможенный режим временного ввоза в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок". В отношении указанной категории ТС применяется коэффициент, равный 0,25.

Поэтому, например, если организация ввозит новое транспортное средство категории N1, N2 или N3, полная масса которого составляет 18 тонн, и собирается использовать его исключительно для внутренних перевозок грузов по России, ей надо заплатить сбор "по полной программе" в размере 220 500 руб. (150 000 руб. x 1,47).

Если же точно такое же транспортное средство соответствует нормам Постановления N 147, помещается под таможенный режим временного ввоза и используется для международных перевозок товаров, сумма сбора будет в четыре раза меньше, а именно 55 125 руб. (150 000 руб. x 1,47 x 0,25).

Как учитывать

ФТС России в Информации от 31.08.2012 сообщило реквизиты для уплаты утилизационного сбора:

банк получателя - ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701;

БИК 044501002;

счет N 40101810800000002901;

получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);

ИНН 7730176610, КПП 773001001;

ОКАТО 45268595000.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей :

  • (104) - показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией РФ (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 "Утилизационный сбор");
  • (107) - восьмизначный код осуществляющего администрирование платежа таможенного органа (в соответствии с классификацией таможенных органов в РФ).

Но, безусловно, прежде чем перечислять сумму исчисленного утилизационного сбора, необходимо перепроверить реквизиты, ведь они могут меняться.

Утилизационный сбор хоть и является обязательным платежом, но не относится к налогам. Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационные сборы представляют собой неналоговые доходы федерального бюджета.

Поэтому в бухгалтерском учете расчеты по уплате утилизационного сбора следует отражать на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" , а не на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Для покупателя (импортера) транспортных средств в случаях, когда обязанность платить взносы возлагается законом именно на него, перечисление суммы утилизационного сбора является необходимым условием для того, чтобы получить ПТС и зарегистрировать транспортное средство. Значит, уплата данного сбора является одним из видов затрат, непосредственно связанных с приобретением объекта основных средств, которые подлежат включению в первоначальную стоимость транспортного средства в соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету " " ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н). Следовательно, покупатель (импортер) должен отразить начисление утилизационного сбора записью по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 76.

Однако в случае, если импортером транспортного средства является торговая организация, которая не собирается сама использовать данные автомобили, а приобретает их для последующей перепродажи, ввозимые транспортные средства представляют собой не основные средства, а товары. Но все равно суммы утилизационных сборов должны формировать стоимость как одна из разновидностей затрат, непосредственно связанных с их приобретением (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н)). В такой ситуации составляется запись по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 76.

Пример. Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля автомобилями, ввозит в РФ с территории Германии новые легковые автомобили с объемом двигателя 1600 куб. см.
Сумма утилизационного сбора за каждый автомобиль составляет 26 800 руб. (20 000 руб. x 1,34).
Предположим, что в октябре 2012 г. всего ввезено 10 автомобилей по контракту с немецкой фирмой-производителем, условия поставки - DDU Москва (то есть все расходы по доставке, страхованию в пути, а также по уплате необходимых таможенных платежей уже заложены в цену товара и оплачиваются фирмой-поставщиком). Контрактная стоимость одного автомобиля составляет 40 тыс. евро.
Для упрощения примера предположим, что оплата за полученные автомобили была произведена сразу после их получения, также в октябре 2012 г., а установленный Банком России официальный курс евро составил:
- 39,98 руб. - на дату получения автомобилей (перехода права собственности на автомобили к российской фирме - покупателю);
- 40,50 руб. - на дату оплаты (списания средств с валютного счета в адрес иностранного поставщика).
При ввозе автомобилей были уплачены:
- таможенная пошлина - 3 998 000 руб. по ставке 25% от таможенной стоимости (согласно ЕТТ ТС - 25%, но не менее 1,25 евро за 1 куб. см объема двигателя, но в данном случае первая величина (25% от таможенной стоимости) получается значительно больше);
- таможенный сбор за таможенное оформление - 30 000 руб.;
- ввозной НДС по ставке 18% - 3 598 200 руб. ((40 000 евро x 10 шт. x 39,98 руб. + 3 998 000 руб.) x 18%) (в расчет налоговой базы принимается таможенная стоимость и таможенная пошлина, но не учитывается таможенный сбор).
Один из автомобилей приобретен организацией в качестве служебного, то есть он будет использоваться самой торговой организацией при осуществлении ее деятельности и, значит, представляет собой основное средство, которое подлежит регистрации в ГИБДД и постановке на баланс в составе внеоборотных активов. А остальные девять автомобилей куплены для последующей перепродажи, то есть представляют собой товары.
При постановке служебного автомобиля на учет в ГИБДД уплачены государственные пошлины в размере 1800 руб.
В описанных условиях бухгалтер торговой организации составляет следующие записи:
Дебет 76 Кредит 51
- 3 998 000 руб. - уплачена таможенная пошлина;
Дебет 76 Кредит 51
- 30 000 руб. - уплачен таможенный сбор;
Дебет 68 Кредит 51
- 3 598 200 руб. - уплачен ввозной НДС;
Дебет 08 Кредит 60
- 1 599 200 руб. (40 000 евро x 1 шт. x 39,98 руб.) - отражена стоимость автомобиля, приобретаемого в качестве служебного;
Дебет 08 Кредит 76
- 399 800 руб. (1 599 200 руб. x 25%) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля таможенная пошлина;
Дебет 08 Кредит 76
- 3000 руб. (30 000 руб. : 10 шт.) - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68
- 359 820 руб. ((1 599 200 руб. + 399 800 руб.) x 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к служебному автомобилю;
Дебет 68 Кредит 19
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по служебному автомобилю;
Дебет 08 Кредит 76
- 26 800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма утилизационного сбора;
Дебет 76 Кредит 51
- 26 800 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
Дебет 68 Кредит 51
- 1800 руб. - уплачены государственные пошлины в связи с регистрацией служебного автомобиля в ГИБДД;
Дебет 08 Кредит 68
- 1800 руб. - включена в первоначальную стоимость приобретаемого служебного автомобиля сумма государственных пошлин;
Дебет 01 Кредит 08
- 2 030 600 руб. (1 599 200 + 399 800 + 3000 + 26 800 + 1800) - введен в эксплуатацию приобретенный служебный легковой автомобиль по первоначальной стоимости;
Дебет 41 Кредит 60
- 14 392 800 руб. (40 000 евро x 9 шт. x 39,98 руб.) - приняты к учету девять автомобилей, приобретенных для последующей перепродажи, квалифицируемых в качестве товаров;
Дебет 41 Кредит 76
- 3 598 200 руб. (14 392 800 руб. x 25%) - включена таможенная пошлина в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации;
Дебет 41 Кредит 76
- 27 000 руб. ((30 000 руб. / 10 шт.) x 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации, соответствующая часть таможенного сбора за таможенное оформление;
Дебет 19 Кредит 68
- 3 238 380 руб. ((14 392 800 руб. + 3 598 200 руб.) x 18%) - начислен ввозной НДС, относящийся к автомобилям, приобретенным для перепродажи;
Дебет 68 Кредит 19
- 359 820 руб. - предъявлен к вычету НДС по автомобилям, приобретенным для перепродажи;
Дебет 41 Кредит 76
- 241 200 руб. (26 800 руб. x 9 шт.) - включена в покупную стоимость автомобилей, приобретенных для последующей реализации, сумма утилизационного сбора;
Дебет 76 Кредит 51
- 241 200 руб. - перечислена сумма утилизационного сбора;
Дебет 60 Кредит 52
- 16 200 000 руб. (40 000 евро x 10 шт. x 40,50 руб.) - оплачены автомобили;
Дебет 91-2 Кредит 60
- 208 000 руб. ((16 200 000 руб. - (1 599 200 руб. + 14 392 800 руб.)), или (40 000 евро x 10 шт. x (40,5 руб. - 39,98 руб.))) - списана курсовая разница (в связи с изменением курса Банка России на дату фактической оплаты поставленных автомобилей по сравнению с курсом, действовавшим на дату их принятия к учету и возникновения задолженности перед иностранным поставщиком).

В примере для наглядности по отдельности показано начисление таможенного НДС по ввозимым автомобилям (которые в дальнейшем используются по-разному), принятие начисленных сумм налога к вычету, а также перечисление суммы утилизационного сбора. На практике же обычно каждая из перечисленных операций отражается одной проводкой.

А для организаций, являющихся производителями транспортных средств (на территории РФ), уплата утилизационного сбора в отношении собственной продукции представляет собой неотъемлемую часть расходов на производство. Поэтому начисление утилизационного сбора у них должно отражаться записью по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 76.

Подытожим

Уплачивать утилизационный сбор необходимо с 1 сентября 2012 г. Но если ПТС на транспортное средство был выдан до этой даты, платить этот сбор не потребуется (действие новой ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ об утилизационном сборе на такие транспортные средства не распространяется).

На практике платить утилизационный сбор придется:

  • всем импортерам, которые ввозят транспортные средства в РФ (за исключением отдельных случаев ввоза с территории государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС);
  • всем производителям транспортных средств, которые осуществляют их изготовление (производство) на территории РФ;
  • всем тем, кто приобрел транспортные средства в России у лиц, которые не заплатили утилизационный сбор в нарушение Закона либо по основаниям, предусмотренным в абз. 2, 3 и 7 п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.

Рассчитать сумму утилизационного сбора нужно самостоятельно, а после его уплаты надо представить пакет документов в таможенные органы. Они должны проставить соответствующую отметку в ПТС. Расчет производится исходя из базовых ставок и коэффициентов, приведенных в Перечне видов и категорий транспортных средств, утвержденном комментируемым Постановлением N 870.

Порядок бухгалтерского учета сумм уплаченных утилизационных сборов зависит от конкретных обстоятельств, в частности от статуса плательщика и от квалификации соответствующих транспортных средств в качестве тех или иных объектов бухгалтерского учета (основных средств, товаров или готовой продукции).

Декабрь 2012 г.

Для колесных транспортных средств (ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Сбор гарантирует владельцам транспортных средств их безвозмездную утилизацию. Взимает утилизационный сбор Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора).
В большинстве случаев при приобретении автомобиля в России вам не потребуется уплачивать утилизационный сбор самостоятельно. Его плательщиками, как правило, являются импортеры автомобилей в РФ либо российские автопроизводители.
Приобретая новый автомобиль в автосалоне, судить об уплате утилизационного сбора можно по наличию отметки в паспорте транспортного средства (ПТС). С 1 сентября 2012 г. ПТС выдаются только на транспортные средства, в отношении которых данный сбор уплачен (п. 7 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Требования об уплате утилизационного сбора не распространяются на транспортные средства, приобретенные после 1 сентября 2012 г., но ПТС на которые выданы до 1 сентября 2012 г. (п. 2 ст. 3 Закона от 28.07.2012 N 128-ФЗ).

Таким образом, для конечных приобретателей автомобилей на территории РФ исключается необходимость в личной уплате утилизационного сбора.

Ситуации, когда вам придется заплатить этот сбор самостоятельно:

  1. при его на территорию РФ;
  2. при приобретении транспортного средства у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора (участники госпрограммы по переселению, граждане, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, дипломатические представительства, консульские учреждения, международные организации, а также их сотрудники и члены их семей);
  3. при приобретении транспортного средства у лиц, которые должны были заплатить утилизационный сбор, но не сделали этого (п. 3 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Риски неуплаты утилизационного сбора

ГИБДД откажет в постановке на учет транспортного средства, если в отношении него должен был быть уплачен утилизационный сбор, но это не сделано.

а) в графе должна быть отметка об уплате утилизационного сбора (или об освобождении от уплаты). Если такой отметки нет, то лучше отказаться от сделки, так как с 1 сентября 2012 г. запрещена выдача ПТС без отметки об уплате утилизационного сбора (или об освобождении от уплаты);

б) если в графе стоит отметка об освобождении от уплаты утилизационного сбора, то нужно самостоятельно рассчитать и заплатить этот сбор.

Если ПТС выдан до 1 сентября 2012 г., то отметки об утилизационном сборе может и не быть. Такой ПТС действителен и платить по нему утилизационный сбор не нужно.

Размер и порядок уплаты утилизационного сбора при ввозе автомобиля из-за границы

Если автомобиль новый, вам придется уплатить 2000 руб., если автомобиль старше трех лет - 3000 руб. (Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор).

После уплаты сбора вам необходимо представить в таможенный орган заполненный и подписанный вами расчет утилизационного сбора, а также платежные документы об уплате утилизационного сбора (п. 8 Правил).

После завершения таможенного оформления таможенный орган выдаст вам ПТС с отметкой "утилизационный сбор уплачен" и приходный ордер (п. п. 10, 11 Правил).

Октябрь 2013 г.

Охрана окружающей среды, а также жизни и здоровья людей от вредного воздействия эксплуатации автотранспорта - важные аспекты обеспечения экологической безопасности.

Для выполнения этой задачи действующее законодательство обязывает покупателей или производителей колесных транспортных средств, ввозимых или произведенных на территории РФ, уплатить утилизационный сбор. Средства, полученные в качестве сбора, в дальнейшем тратятся на утилизацию автомобилей в соответствии с экологическими нормами.

С 1 апреля 2018 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Главным образом, изменения коснуться следующих аспектов:

  • повышение коэффициентов расчета утилизационного сбора;
  • пересмотр перечня транспортных средств, в отношении которых взымается утилизационный сбор;
  • индексация коэффициентов расчета;
  • внесение коэффициентов расчета для ТС 2017 года выпуска;
  • исключение раздела «Прицепы» (добавлен раздел, касающийся прицепов, выпущенных в обращение в РФ категории О4).

Как изменятся ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?

Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт будет повышен. Индексация ставок связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.

Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысится на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысится. Для электромобилей сбор увеличится на 14,8%.

Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2017 года выпуска. Для них до конца 2018 года продолжают действовать старые коэффициенты

В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент будет в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности).

Разумеется, изменение ставок утилизационного сбора вызывает опасения, связанные с ростом цен на легковые и коммерческие авто иностранного производства. Однако многие производители иномарок утверждают, что до конца 2018 года не планируют повышать цены на свои модели. Эту информацию подтвердили представители Hyundai, Nissan, Ford и многие другие.

Расчет утилизационного сбора

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора, необходимо умножить базовую ставку категории вашего транспортного средства на соответствующий коэффициент, утвержденный в официальном перечне размеров утилизационного сбора.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с актуальным перечнем видов и категорий ТС, а также коэффициентами для расчета суммы сбора. Кроме того, вы всегда можете воспользоваться . Это удобный сервис, который поможет быстро и точно рассчитать сумму утилизационного сбора в автоматическом режиме.

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора

I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M 1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя:

не более 1000 куб. сантиметров

свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров

свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров

свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров

свыше 3500 куб. сантиметров

3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя

II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий

4. Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны

5. Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

6. Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

7. Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

8. Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

9. Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

10. Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

11. Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

12. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

13. Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

14. Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

15. Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

16. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

III. Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M 2 , M 3 , N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категории G

17. Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей

18. Автобетоносмесители

IV. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M 2 , M 3 , в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий

19. Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров

20. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

21. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров

22. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров

23. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров

V. Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1 , N 2 , N 3 , M 2 , M 3

24. Шасси колесных транспортных средств категории N 1 полной массой не более 3,5 тонны

25. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

26. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

27. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

28. Шасси колесных транспортных средств категории N 3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

29. Шасси колесных транспортных средств категории N 3 полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

30. Шасси колесных транспортных средств категории M 2 полной массой не более 5 тонн

31. Шасси колесных транспортных средств категории M 3 полной массой свыше 5 тонн

VI. Прицепы, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории О4, в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

32. Полные прицепы

23. Полуприцепы

24. Прицепы с центральной осью

Информация приведена согласно Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка.

Категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

При отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 20000 рублей.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей.

Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок", рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25."

Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска, применяются до 31 декабря 2018 г. включительно.