Водитель какую работу выполняют люди этой профессии. Конспект занятия для детей подготовительной группы «Знакомство с профессией водитель

Водитель – это рабочий, на которого возложено управление автомобильным и другими транспортными средствами в соответствии с открытой категорией его водительского удостоверения.

Основная цель труда водителя – управлять автотранспортом.

Разновидности профессии

Сколько транспортных средств, столько и водителей. Перевозят пассажиров водители автобусов, троллейбусов и трамваев и легковых автомобилей. Потребность в перевозке грузов вызвала необходимость в водителях грузовых транспортных средств и управлении специальной техникой.

  • Водитель автобуса занимается перевозкой людей, их багажа, разного рода грузов и доставкой почты. Он должен неукоснительно следовать определенному графику и маршруту и не отклоняться от него. Шофер автобуса может выполнять междугородние и международные перевозки.
  • Водитель трамвая точно следует заданному маршруту при перевозке людей. Его цель обеспечить безопасную доставку пассажиров. Он должен по ходу движения продавать билеты людям и доносить до них необходимую информацию. Водитель трамвая должен уметь выполнить мелкий ремонт транспортного средства и перед началом работы проверить его на предмет исправности.
  • Водитель такси – это, прежде всего, психолог. Люди бывают разные: кто-то не хочет оплачивать услуги, кому-то нужно излить душу, а иногда приходится иметь дело с людьми, связанными с криминалом. Работа в такси считается опасной.
  • Личный водитель . В его обязанности входит возить членов семьи работодателя или его самого. Автомобиль должен всегда находиться в надлежащем состоянии, а водитель неукоснительно обязан выполнять требования заказчика.

Люди этой профессии могут работать дальнобойщиками, водить карету скорой помощи или троллейбус.

Профессия водителя

История этой профессии началась с появлением колесного транспорта. Первые управляемые паровые павозки появились в Европе. Они двигались со скоростью всего 7 км/час. Имена француза Николя Кюньо (разработка паровой повозки в 1970 год) и немецкого инженера Карла Бенца вошли в историю, хоть жили они в разные столетия. Бенц изобрел первый автомобиль с бензиновым двигателем в 1885 году. Машина ехала чуть быстрее, чем шел человек.

В 1895 году автомобильный транспорт появился и в России. Управлять им могли только опытные водители – шоферы. Первыми шоферами были спортсмены, затем возникла потребность в водителях такси.

На сегодняшний день мы уже не представляем свою жизнь без автомобильного транспорта и специалистов, которые им управляют.

Свой профессиональный праздник водители отмечают 28 октября – День работников автомобильного транспорта.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • можно в течение одного рабочего дня побывать в разных местах;
  • потребность в опытных водителях;
  • не требуется специального образования.

Недостатки:

  • приходится работать сверх нормы;
  • нет роста по карьерной лестнице;
  • водитель мало двигается;
  • постоянное нервное напряжение.

Требования к профессии

Шофер должен быть наделен:

  • хорошим зрением и быть психически здоровым;
  • иметь опыт вождения;
  • уметь быстро реагировать в опасных ситуациях, чтобы предотвратить тяжелые последствия.

Водитель вынужден:

  • обладать хорошей памятью, чтобы ориентироваться в дорожных знаках;
  • отлично владеть правилами дорожного движения;
  • следить за изменениями в законодательстве;
  • периодически подтверждать квалификацию.

Основное требование к водителю – наличие водительского удостоверения и отсутствие медицинских противопоказаний.

Должностные обязанности

Список задач водителя зависит от сферы деятельности организации.

  • В основном – это перевозка людей, продуктов и грузов.
  • Водитель должен также содержать закрепленное за ним транспортное средство в исправном состоянии. При обнаружении неисправности специалист обязан устранить поломку в кратчайший срок.
  • На предприятии шофера просят выполнить различные поручения: передать документы, вывезти бригаду к месту работы, забрать материал.
  • Личный водитель обязан встречать и доставлять в указанное место руководство компании.
  • Водителю автобуса нельзя отклоняться от установленного маршрута, в его обязанности входит также перевоз багажа.
  • При возникновении простых неисправностей водитель рельсового транспорта вынужден устранить их самостоятельно.

Кроме того, работник обязан:

  • следовать правилам дорожного движения;
  • контролировать крепление перевозимых грузов;
  • останавливаться по требованию работника ГАИ.

Ответственность водителя

  • Водитель несет ответственность за жизнь пассажиров, пешеходов и сохранность транспортируемых грузов.
  • Работнику запрещено приходить на работу в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ.
  • Ответственность водителя определяется его категорией. Водить автобус с пассажирами намного сложнее, чем осуществлять грузоперевозки.

Важно : перед тем как выехать на объект осмотреть транспортное средство на предмет выявления неисправностей, руководствуясь показанием приборов.

Полномочия

При встрече с сотрудником Государственной автомобильной инспекции водитель имеет право:

  • потребовать от сотрудника патрульной службы разъяснения причины остановки;
  • не платить штраф, заплатить его на месте или оспорить в ссуде;.
  • потребовать вернуть водительское удостоверение.

Водитель имеет право отказаться везти пассажиров или перевозить груз, если его транспортное средство находится в неисправном состоянии.

Особенности профессии

Квалифицированные профессионалы в лице водителя нужны в каждой сфере деятельности, где есть потребность в перевозке грузов и пассажиров.

  • Категория А – дает право на управление мотоциклом или мотоциклом с коляской общим весом до 400 кг;
  • Категория В – позволяет управлять легковым автомобилем массой до 3500 кг и перевозит до 8 человек. Водитель этой категории имеет право работать водить машину с прицепом до 750 кг.
  • Категория С – предоставляет возможность управления грузовыми машинами весом более 3,5 тонн (в том числе с небольшим грузовым прицепом).
  • Категория D – разрешает водителю управлять транспортом с маловесным прицепом,

Профессиональные навыки и умения

Квалифицированный водитель обязан много знать и во многом разбираться.

  • Здесь уж никуда не деться: хочешь работать водителем – выучи назубок правила дорожного движения.
  • Потребуется изучить устройство автомобиля и разбираться в специфике работы приборов и механизмов.
  • Необходимы навыки оказания первой медицинской помощи.
  • Требуется знать порядок и сроки проведения технического обслуживания транспортного средства.

Профессиональный водитель должен:

  • чувствовать себя на дороге уверенно и выработать навыки вождения до автоматизма;
  • уметь спрогнозировать, как будет развиваться ситуация на дороге;
  • не терять самообладания даже в самых опасных ситуациях;
  • уметь принять правильное решение, в зависимости от ситуации на дороге;
  • быть в состоянии уметь соизмерять скорость и расстояние, используя точный глазомер и пространственное мышление.

Хороший водитель способен вовремя понять, что автомобиль неисправен.

Личные качества водителя

Человека, который решил стать водителем, должна отличать:

  • пунктуальность, аккуратность, внимательность;
  • быстрая реакция, умение выбрать хороший и удобный путь;
  • любовь к технике, уважение к механическому труду;
  • точная координация, зоркость зрения;
  • физическая выносливость, хладнокровие.

Данную профессию выбирают те люди, которые обожают скорость и чувство движения.

Карьера

По факту как – такового продвижения по карьерной лестнице водительская деятельность не принесет.

Оконченное высшее учебное заведение на факультете транспортные технологии даст Вам возможность работать на производстве механиком транспортного участка или завгаром, контролируя работу водителей.

Карьерный подъем Вас может ожидать лишь в случае работы на крупном предприятии, где есть должность механика по выпуску автотранспорта или механика по его ремонту и т. д. Обычно, чтобы получить повышение такого рода, требуется проработать водителем много лет. Есть и второй способ: Вашу кандидатуру должен предложить человек, чье мнение имеет вес.

Не исключается возможность открытия собственного частного бизнеса. А почему бы и нет: закупить автомобили и нанять на работу свой штат водителей. И вот, Вы уже владелец частного предприятия, которое выполняет перевозки.

Места работы

Водитель всегда найдет себе работу. Специалисты по управлению автотранспортом нужны на любом предприятии, в таксопарке или крупной компании. Вакантное место также можно искать в троллейбусном депо: водителем общественного транспорта. Не исключается возможность получить должность личного водителя. Погрузчики, мототранспортные средства, передвижные электролаборатории тоже должен кто- то обслуживать.

Современная специализированная техника на сегодняшний день нуждается в людях данной профессии.

Заработок

На уровень заработной платы влияют следующие факторы:

  • место работы;
  • количество отработанных часов.

Можно заниматься частными перевозками и искать клиентов самостоятельно, тогда уровень дохода будет зависеть только от Вас.

Водитель автобуса в среднем имеет до 850 долларов, трамвая и троллейбуса где-то- 700 долларов США.

Частные предприятия обещают приличный доход, но государственные организации обычно платят стабильно.

Как стать водителем

Прежде всего, требуется пройти обучение на курах и получить водительские права. Иногда, некоторые учебные среднетехнические учреждения включают их в свою программу обучения.

В профессии водителя опыт вождения имеет больший вес, чем теория. Чтобы его приобрести, нужно ездить, ездить и ездить – до последней капли бензина.

Александр Юрьевич

Директор кадрового агентства

Елена Дадасян
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Знакомство с профессией водитель»

Конспект занятия на тему : Знакомство с профессией «Водитель »

Программное содержание : Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знание о профессиях . Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Активизировать в речи слова : механик, тракторист, комбайнер. Развивать внимание, память и логическое мышление.

Материал : картинки с изображением шофера, комбайнёра, тракториста, машинист; дидактическая игра «изучаем знаки » , два светофора, руль.

Ход занятия:

Загадка - Умело он ведёт машину

Ведь за рулём не первый год

Слегка шуршат тугие шины

Он нас по городу везёт.

В : Правильно это водитель , как назвать одним словом чем управляет водитель ?

Д : транспорт

В : Какие виды транспорта вы знаете?

Д : машины легковые и грузовые, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, самолёт и т. д.

В : как по-другому мы можем назвать человека который управляет этими разными видами транспорта? (если дети затрудняются с ответами воспитатель задаёт наводящие вопросы)

Д : Шофёр - управляет машинами легковыми и грузовыми, автобусом, троллейбусом.

Машинист - управляет, трамваем, поездом, электричкой.

Капитан- - управляет кораблём.

Пилот- управляет самолётом

В : можно по вашему тракториста и комбайнёра тоже назвать водителями ?

Д : Да можно ведь они тоже водят транспорт.

В : Водители должны много знать и многое уметь, например : знать устройство машины, умело ею управлять, если на дороге произошло дорожная транспортное происшествие он должен уметь оказать пострадавшему первую помощь. А самое главное по-вашему мнению, что должен знать водитель ? Правильно правила дорожного движения мы с вами тоже уже некоторые знаки знаем , и я предлагаю вам поиграть в игру «Поставь нужный знак » .

В : К человеку который управляет транспортом предъявляют высокие требования :быстроту реакции, выносливость, силу, умение мгновенно принимать правильное решение в сложных ситуациях, крепкое здоровье, прекрасное зрение. Водитель безошибочно должен различать все световые сигналы и обладать отличным слухом.

Предлагаю нам сваями тоже проверить себя и поиграть в игру «Собери светофор»

Шофёр не любит дома спать

Чуть свет шофёр встаёт

К своей машине он спешит

Чтоб завести мотор.

В : Да водители просыпаются очень рано. КАК по-вашему мнению, для чего они это делают?

Д : подготовить машину для поездки .

В : правильно, перед выездом на дорогу водитель обязан проверить исправность машины. Если машина не исправна. ею должен заняться специалист – механик.

В : Что ещё должен сделать водитель перед поездкой ?

Д : заправить машину бензином.

В : Где заправляют машины?

Д : на бензозаправки.

В : кто из вас знает правила безопасности на бензозаправке? Дети перечисляют запрещающие действия на заправках, если дети затрудняются в ответах, воспитатель подсказывает или дополняет ответы детей .

В : многие водители работают на общественном транспорте, перед поездкой этот транспорт проверяет механик, а вот водителей осматривает врач . Водитель должен быть здоровым! Ведь он отвечает за людей. Вот какая трудная и очень серьёзная работа у водителей наше занятие я хочу закончить стихотворением

Шуршат по дороге весёлые шины

Спешат по дорогам машины.

Работа шофёра трудна и сложна

НО как она людям нужна.

В конце занятий организовать сюжетно ролевую игру «Водитель и пассажиры автобуса» .

Список используемой литературы :

1. Т. Шорыгина «Знакомим дошкольников с профессиями »

2. Комплекты НДМ «Профессии » , «Безопасная улица» , «Транспорт»

3. Комплект «Азбука пешехода»

4. В. Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности в дошкольном возрасте»

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с профессией повара-кондитера» Непосредственная образовательная деятельность в средней группе на тему «Знакомство с профессией повар-кондитер» Цель: Познакомить детей.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе (6-7 лет) по теме: «Знакомство с профессией лесника» Цель: продолжать.

Возрастная группа: 2 – 3 лет. Форма совместной деятельности: интегрированное занятие. Форма организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

НОД «Знакомство с профессией библиотекаря» (для детей подготовительной группы) Цель. Закрепление знаний о библиотеке. Задачи: 1. Расширять представления детей о профессии библиотекарь, содержании и значимости труда.

НОД «Знакомство с профессией пожарного» Задачи: Обучающие: - Учить устанавливать связь прошлого и настоящего в истории развития пожарной службы, составлять ленту времени. - Учить.

Конспект занятия «Знакомство с профессией повара. Игра «Кафе» Профессия «Повар». Игра «Кафе». Задача воспитателя: - помочь ребятам организовать игру, сделать её увлекательной, насыщенной действиями;.

Водитель или шофер (фр. chauffeur - «истопник») - человек, получающий деньги за управление транспортным средством и перевозку людей или товаров. Под транспортным средством подразумевается автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус, такси, метро. Еще водителем называют человека, который учит вождению, находясь непосредственно в транспортном средстве.

Надо же!

Интересно, что в раннем словаре Ушакова водителем называли человека, являющегося руководителем, наставником, покровителем или вождем. Другое название профессии - шофёр - произошло от французского слова chauffeur, означающего в буквальном переводе «истопник», «кочегар», что связано с тем, что в качестве топлива в первых транспортных средствах с паровым двигателем использовались уголь и дрова.

Самыми агрессивными и грубыми водителями на дорогах Германии признаны те, кто ездит на BMW.

Профессия водителя всегда считалась мужской, но сегодня все чаще можно встретить на дорогах женщин-водителей, которые не менее профессионально водят автомобили любых марок. Согласно полицейским сводкам, они значительно реже, чем мужчины, становятся виновниками ДТП. Женщины более осторожны и в большей степени, чем мужчины, соблюдают правила вождения автомобиля.

В Египте светофоры есть только в крупных городах, да и то на них никто из водителей не обращает внимания. Такого понятия, как ПДД или дорожные знаки там просто не существует. У кого машина больше, тот и прав.

В 2010 году на 110-м китайском шоссе государственного значения была зафиксирована пробка, которую называют крупнейшей за историю автомобильного транспорта. Некоторые водители сообщали, что они ехали 100-километровый участок в течение 5 дней, а всего затор длился с 14 по 25 августа.

Наркотические вещества (например, марихуана и кокаин) становятся причиной 18 % автомобильных аварий с летальным исходом в США и чаще всего используются в сочетании с алкоголем. Причем самый популярный напиток водителей - пиво.

Около 50 % водителей, лишившихся прав по причине употребления алкоголя за рулем, продолжают управлять автомобилями без соответствующих документов.

В 1997 году Японцы ввели специальный знак для пожилых водителей старше 75 лет. Наклейку в виде осеннего увядающего листа они должны клеить на стекло своего авто. Однако некоторые водители отказывались это делать, избегая ассоциирования себя с мертвым листом, поэтому в 2011 году форма знака Koreisha была изменена на четырехлистник.

В Финляндии штрафы за серьезные нарушения правил дорожного движения исчисляются в процентах от последнего задекларированного дохода нарушителя.

Описание профессии водитель, выбор профессии водитель

ВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ

  • Введение


Водитель автомобиля – одна из наиболее массовых профессий в мире.
Нет ни одной отрасли экономики, где бы ни работал водитель. Большой отряд водителей строительной отрасли вносит заметный вклад в общее дело строителей-созидателей.
Профессия водителя появилась после создания в 1769 году французским инженером Никола-Жозефе Кюньо паровой повозки. На трехколесную повозку весом 3,5 тонны был установлен огромный паровой котел. Человека, который его топил, называли шофером (в переводе с французского – кочегар). Шофер управлял паровой машиной и постоянно подбрасывал уголь в топку. При помощи рычага поворачивал переднее колесо. Скорость такой машины развивалась до 7 километров в час.
В 80-х годах ХIХ века Г. Даймлер и К. Бенц создали первый бензиновый двигатель внутреннего сгорания, который был установлен на новом транспортном средстве – безрельсовой самодвижущейся повозке, получившей название «автомобиль». В России первый автомобиль и, соответственно, профессия «шофер» появились в 1895 году.
В настоящее время в официальных и профессиональных документах слово «шофер» было заменено словосочетанием «водитель автомобиля». Слово «шофер» является просторечным, несмотря на то, что «шофер» исторически первое название профессии «водитель автомобиля», ставшей сегодня профессией миллионов.
Автомобиль в строительстве незаменимый вид транспорта. 85% всех перевозок грузов в строительстве осуществляется автомобилями.
Автотранспорт в строительстве бывает внешний, внутрипостроечный и объектный.
Крупные строительные предприятия имеют собственный автотранспорт, который находится в ведении управления механизации транспортного предприятия, которое кроме эксплуатации всех автотранспортных средств обеспечивает их ремонт и подготовку к выходу на линию.

Небольшие строительные организации не имеют на своем балансе парка грузовых автомобилей. Обычно они заключают договоры с автотранспортными предприятиями на аренду автомобилей и услуги водителя автомобиля.
Водитель автомобиля в строительном предприятии осуществляет перемещение грузов и пассажиров.
В строительстве используют автомобили грузоподъемностью 1,5–40 тонн. Кроме одиночных автомобилей применяют автопоезда.
По назначению и роли в строительном производстве средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы:
- автомобили общетраспортного назначения (грузовые бортовые машины, самосвалы, автопоезда в составе автомобиля и прицепов);
- специализированные автотранспортные средства.
Специализированные транспортные средства приспособлены (специализированы) для перевозки определенных категорий грузов: бетонной смеси, раствора, порошкообразных и пылевидных строительных материалов, крупногабаритных железобетонных конструкций и др. Для перевозки бетонной и растворной смесей сейчас используют передвижные автобетоносмесители. При бестарной перевозке порошкообразных материалов (цемента, гипса, извести, молотого известняка и др.) применяют автоцементовозы, оборудованные устройствами для саморазгрузки. Крупногабаритные железобетонные конструкции перевозят преимущественно автопоездами, состоящими из автомобильного тягача и специализированных прицепов или полуприцепов. В зависимости от вида перевозимого строительного груза применяют полуприцепы: плитовозы, балковозы, панелевозы, фермовозы, сантехкабиновозы и блоковозы. К специализированным видам транспорта относятся прицепы-тяжеловозы (трейлеры) грузоподъемностью до 120 т.
Профессиональная деятельность водителя автомобиля в строительной отрасли – это работа на автомобилях общетранспортного назначения и специализированных автотранспортных средствах: грузовых бортовых машинах, самосвалах, бензовозах, КАМАЗах, МАЗах, ГАЗелях, технике с прицепами и полуприцепами, а также на автобусах и легковых автомобилях.
Работая в автомобильном парке строительной компании, водитель должен иметь навыки вождения разных видов автотранспорта: и общетранспортного назначения, и специализированного.
Многое надо знать и уметь, чтобы управлять грузовой машиной. Ведь только за один километр пути водителю приходится выполнять до 40-50 операций.
Профессию водитель автомобиля можно назвать «сквозной», так как нет ни одной отрасли экономики, в которой бы не трудились водители. Поэтому эта профессия остается наиболее привлекательной для тех, кто выбирает профессию или думает о смене места работы.

  • Профессиональная самоидентификация

В большинстве своем водители автомобилей очень увлеченные своей профессией люди. Они идентифицируют себя с шоферами, водителями. «Я не извозчик, а водитель машины».
Водители со стажем работы отмечают большую привязанность к своей профессии. Они любят технику и, особенно, свою машину.
Как правило, люди, однажды выбравшие для себя профессию водителя, связывают с ней всю свою жизнь. Меняются места работы, марки машин, но неизменной остается любовь к технике, которая не позволяет сменить профессию, сложную и очень ответственную.
«Я водитель! Всегда хотел им быть и в дальнейшем хочу работать только водителем. Не представляю себя в другой профессии», - это слова водителя полуприцепа с стажем работы.
Ни один этап строительства не может обойтись без труда рабочего – водителя автомобиля, поэтому многие водители, работающие в отрасли строительства, с гордостью называют себя «строителями».
  • Причины выбора профессии

В рядах водителей редко оказываются случайные люди. В эту профессию идут по призванию.
Желание освоить профессию водителя автомобиля возникает у молодых людей, как правило, еще в детстве. По мнению профессиональных водителей, любовь к технике, которая и является главным условием для работы водителем, зарождается именно в этом возрасте, а у некоторых и еще раньше. Сначала объектом пристального внимания для мальчика становится велосипед, на котором он учится азам передвижения, маневрирования и элементарным слесарным работам. По мере взросления формируется тяга к освоению более сложной техники. Часто для мальчика (юноши) примером является его отец, работающий водителем автомобиля.
«Профессия водителя мне нравилась всегда. Отец был водителем, и я всегда мечтал посидеть за рулем. Я считаю, что к машине тянет любого парня»; «В профессию пришел осознанно. Еще ребенком был, а уже к технике тянуло, нравились разные механизмы. Мечтал машиной управлять. Так что моя профессия – мечта детства».
Человек, мечтающий стать водителем и не сумевший сразу реализовать свои намерения по каким-либо обстоятельствам, в дальнейшем обязательно «приходит» в профессию. «Профессия водителя модная, престижная. Целенаправленно стремился пойти учиться на водителя. С первого раза не поступил, пошел учиться на сварщика. И все равно не отступил от выбранного пути – поступил на вечерние курсы и освоил профессию водителя. Работа очень нравится».
  • Пути приобретения профессионального образования

Большинство водителей отмечают, что для того, чтобы овладеть профессией водителя автомобиля специальное образование необходимо. «Обучение следует пройти, иначе не поедешь. Особенно важно получение образования в условиях постоянной модернизации транспорта».
Каждый, кто собирается стать профессиональным водителем, должен в совершенстве овладеть искусством вождения автомобиля. А для этого необходимо не просто знать правила дорожного движения, а уметь правильно применять их, постоянно анализировать свои действия на дороге. Для рациональной эксплуатации автомобиля необходимо хорошо знать его устройство, правила обслуживания механизмов, агрегатов, приборов.
Некоторые водители считают, что овладение профессией водителя автомобиля – это дар от Бога, и человек, имеющий этот дар, может и без образования стать профессиональным высококлассным специалистом. «Конечно, теорию знать необходимо, но практические навыки все-таки важнее». Однако трудоустройство по данной профессии возможно лишь при наличии водительского удостоверения на управление транспортными средствами категории «В», «С», «Д» и «Е», а его можно получить только после прохождения обучения.
Успешному освоению профессии способствует наличие интереса к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах.
Необходимые теоретические знания и практическую подготовку можно получить в учреждениях начального профессионального образования, а также на курсах профессиональной подготовки.
Перспективы профессионального роста: повышение профессионализма и автоматизма выполняемых действий.
Возможна переквалификация на другие виды транспорта, а также в специалиста родственных профессий
Родственные профессии: специалист по эксплуатации и ремонту транспорта, инструктор по обучению вождению.
  • Особенности профессионалов и профессиональной деятельности
Особенности профессионалов

Профессия водителя автомобиля предъявляет особые требования к психологическим и психофизиологическим особенностям человека, а также к состоянию его здоровья.
Водителю важно обладать такими качествами, как память на движение, внимание на дороге, быстрая реакция и ориентация, хорошее цветоразличие.
Высокие требования предъявляются к такому качеству водителей, как внимание. С одной стороны, необходима длительная концентрация внимания в течение нескольких часов работы. С другой стороны, внимание водителя все время переключается во время движения с одного объекта на другой. Особенно необходимо внимание при работе на строительном объекте.
У водителя должна быть хорошая реакция на неожиданные ситуации, которые возникают на дороге, на строительном объекте. Часто решающее значение имеют доли секунды.
По мнению профессионалов, «водителю важна не только хорошая координация рук и ног, но и работа головой». Особенность профессионального мышления водителя состоит в том, чтобы предугадывать действия других людей, прогнозирование ситуации. Необходимость принятия решений при аварийных ситуациях требует от водителя оперативного мышления и умения сосредоточиться.
Профессионалы считают, что «водитель должен обладать хорошим пространственным воображением, которое помогает совершать маневрирование автомобилем, иногда достаточно сложные развороты на строительном объекте. Тут необходим и глазомер, чтобы точно остановиться или проехать там, где нужно, и ни сантиметра в сторону. В этом высшее мастерство водителя на стройке».
Водители считаю, что рабочему необходимо обладать такими личностными качествами, как трудолюбие, терпеливость, исполнительность. Приобретенными в ходе деятельности чертами характера они называют ответственность, настороженность, умение прогнозировать ситуацию и, что не очень приятно, нервозность и грубость.
Выбирая профессию водителя автомобиля важно учитывать состояние здоровья. Работа не рекомендуется людям, страдающим нервно-психическими заболеваниями, заболеваниями позвоночника, язвенной болезнью, дальтонизмом, эпилепсией, имеющим монокулярное зрение и нарушения вестибулярного аппарата.


Особенности профессиональной деятельности

Водитель автомобиля в строительстве – квалифицированный рабочий.
Доминирующие виды деятельности:
- осуществление транспортных и пассажирских перевозок;
- эксплуатация, управление автомобилем;
- наблюдение за показателями приборов (амперметра, указателей температуры воды и давления масла и т.д.);
- техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом и маслом, смазка, осмотр и пр.);
- регулярное проведение осмотров транспортного средства перед выездом из гаража;
- обнаружение и устранение неисправности в результате поломки на дороге;
участие в ремонте автомобиля в стационарных условиях.
Типичный рабочий день водителя автомобиля зависит от предприятия и машины, которой он управляет. Работа может быть в одну смену с 8-00 до 17-00 с часовым перерывом на обед, может быть в две смены, возможны командировки на отдаленные объекты, в другие города. Водитель автомобиля рассказывает: «Мы доставляем на строительные объекты предприятия строительные материалы из Екатеринбурга, Владимира, Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы и других городов России».
В связи с различной грузоподъемностью машин и разнообразием строительных материалов, водители специализируются на перевозке разных грузов. «В мои обязанности входит заправка строительной техники горючими материалами, в частности, бензином. Нужно заправиться на бензоколонке и доставить бензин по месту требования». «Сейчас я работаю в бригаде электриков, развожу рабочих по объектам. Также перевожу стройматериалы (провода, электроприборы».
Результатом профессиональной деятельности водителя является в срок и аккуратно доставленный груз.
Рабочее место водителя – кабина автомобиля, а также гараж или стоянка, где осуществляется парковка и уход за автомобилем.
Водитель управляет машиной, сидя в удобном кресле, когда даже при интенсивной нагрузке мышцы не очень напрягаются: ведь водитель не «катается» на машине, а совершает многочасовые и многодневные рейсы. Окна современных машин дают возможность хорошо видеть дорогу впереди и сбоку, а специальные зеркала позволяют наблюдать обстановку сзади автомобиля. Водитель систематически смотрит в такие зеркала, так как ему важно знать, не сдерживает ли он движение других, более скоростных машин, не собирается ли кто обогнать его. Особенно важно ориентироваться в дорожной обстановке при многорядном движении. Передние стекла кабины, как наиболее важные, оборудованы специальными омывателями и щетками, так называемыми «двориками». Главное здесь – наблюдать, анализировать и предвидеть. Дорога узкая и надо быть начеку. Водитель должен быстро оценить, проанализировать сложившуюся дорожную обстановку и заблаговременно принять необходимое решение: снизить или увеличить скорость, осуществить необходимый маневр. «На дороге с другими водителями мы вступаем в своеобразные молчаливые отношения. Со всеми нужно найти общий язык».
Условия труда водителя имеют ряд специфических трудностей:
Во-первых, особенностью и не очень приятной этой профессии является то, что при всей внешней динамике и свободе передвижения у водителя сидячая работа. Это источник большого напряжения.
Во-вторых, в профессиональной деятельности водителей существует возможность экстремальных условий труда, когда возникает стрессовая аварийная, катастрофическая ситуация на дороге.
В-третьих, бывают плохие погодные условия – снегопад, гололед, туман, которые требуют особого внимания. В тумане можно не заметить дорожных указателей, в результате чего может произойти столкновение с встречным транспортом.
В-четвертых, одной из неприятных сторон профессии является необходимость ремонта машины в пути. В любую погоду (и в грязь, и снег) приходится залезать под машину в поисках неисправности, менять колесо или разбираться в моторе.
В-пятых, находясь в командировке, водитель может оказаться далеко от населенного пункта, поэтому иногда ему приходится ночевать в кабине машины в любую погоду.
К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности относится также загазованность и запыленность воздушной среды. А движение машины и работа двигателя оказывают на водителя повышенное шумовое воздействие.
Такие условия труда водители считают для себя привычными. «Со временем привыкаешь к своей работе, многие трудности не замечаешь», - говорит водитель.
Основная проблема, волнующая водителей автомобилей, - это разбитые дороги. «Выбоины, к сожалению, на пути встречаются чаще, чем ровное полотно. От этого встряска, качка, вибрация и в результате поломка техники. На объектах также разбитые дороги. Машину мотает в разные стороны, а груз надо беречь».
Волнует водителей большой износ техники. «Конечно, это проблема постепенно решается руководством компаний. Строительные предприятия стремятся закупать новую технику, более совершенную, удобную в эксплуатации».
Несмотря на трудности водители удовлетворены своей профессиональной деятельностью. Причастность к возведению строительных объектов рождает в их душе гордость за свой труд «Ты как ветер, когда мчишься по дороге и везешь необходимый для стройки груз», - так описывает свое состояние водитель грузовой машины.
Водителей привлекает в профессии то, что она связана с техникой «Когда душу отдаешь своей машине, она отвечает тебе тем же», «Я – хозяин машины, она послушна моим рукам», «Моя профессия – это движение, это радость, это труд, это дорога, это хорошая профессия, и я ее уважаю».
В Сыктывкаре средняя заработная плата водителей от 10 тысяч рублей. Большую роль при начислении заработной платы играет классность водителя и сложность выполняемой работы. Заработная плата устраивает водителей относительно, всегда хочется получать больше.

  • Рынок труда профессии


Профессия водителя автомобиля в строительстве достаточно распространена и имеет стабильный спрос на рынке труда. По данным Министерства экономического развития Республики Коми, прогнозная потребность в водителях до 2010 года в республике составляет 4455 человека, в том числе, в Сыктывкаре – всего 1360 человек (270 чел. в год), в Воркуте – 409 человек (75-85 чел. в год), в Инте – 95 человек (20 чел. в год), в Печоре – 194 человек (40 чел. в год), в Усинске – 308 человек (55-64 чел. в год), в Ухте – 704 человека (130 чел. в год).
Объемы строительного производства в Республике Коми наращиваются. Перспективы трудоустройства по профессии можно рассматривать, как благоприятные. Водители говорят: «Шофер не пропадет. Возможностей трудоустройства у нас много. Чем больше у водителя категорий, тем выше его конкурентоспособность на рынке труда».
В связи с постоянным усовершенствованием техники, в частности, оснащением транспорта электронными приборами, требуются водители, обладающие знаниями и навыками вождения модернизированной техники.
Водители называют свою профессию перспективной и считают, что она будет нужна всегда. «Груз на плечах не понесешь», - говорит водитель. «Профессия будет востребована, пока есть стройка».
Помимо строительной отрасли водитель автомобиля может работать в любой другой сфере человеческой деятельности, где необходимо перемещение грузов и пассажиров: автотранспортные предприятия (таксопарки, автобусные парки, автобазы, компании по автоперевозкам и т.д.); промышленные предприятия; автомобильный спорт; частный извоз.
Работать водитель автомобиля может как в государственном, так и в частном секторе экономики.
Без дополнительного обучения водитель автомобиля может выполнять работу слесаря по ремонту автомобилей. «Могу быть слесарем по ремонту. В работе с этим приходится сталкиваться довольно часто», - говорит водитель.
В профессии существуют производственные риски. Работа водителя автомобиля относится к травмоопасным видам труда, поэтому всегда есть риск угрозы для жизни.

Программное содержание:

Создать у детей целостное представление о труде шофера, о помощи, которую машины оказывают людям.

Конкретизировать представления детей о том, что машины бывают разные: легковые и грузовые

Закрепить знания детей об основных частях грузовой и легковой машины

Продолжать учить детей отвечать простыми предложениями, закрепить умение рисовать предметы круглой и квадратной формы, а так же умение детей считать в пределах четырех.

Воспитывать уважение к людям данной профессии, желание подражать.

Индивидуальная работа с Максимом, Лизой и Димой - вырабатывать

усидчивость, желание слушать, отвечать на поставленные вопросы.

Словарная работа: гаечный ключ, насос, бензоколонка и т.д.

Предшествующая работа: наблюдение за легковыми и грузовыми машинами, за работой шофера разгрузкой продуктов в детском саду. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Материал: стенд с изображением машин (легковых, грузовых), карандаши и листы бумаги с нарисованными шаблонами грузовых машин. К игре «Найди лишний предмет» предметные картинки: гаечный ключ, отвертка, молоток, насос, игла, ножницы, пила, шило. Для игры «Автомобили»: рули, на каждого ребенка с числовым выражением от 1 до 4, обозначения гаражей, так же в числовом выражении от 1 до 4. Игрушки: машины- пожарная, легковая, грузовая, наборное полотно.

Расстановка оборудования: дети сидят за столами , расставленными в два ряда.

Ход занятия:

Предлагаю детям послушать загадку

На резиновом ходу

Все дороги обойду

Я на стройке пригожусь

Я работы не боюсь

Мне открыты все пути

Могу людей перевезти

Ребята, как вы думаете, что это?

Читаю стихотворение Галиевой «Шоферы».

Шуршат по дорогам

Веселые шины

Спешат по дорогам

Машины, машины

А в кузове важные,

Срочные грузы

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна

Но как она людям

Повсюду нужна.

О чем это стихотворение? (о машинах)

Машины - помощники людей, они перевозят грузы и людей, продукты в магазины, лекарства в аптеки и больницы. Без машин люди не смогли бы обойтись.

Обращаю внимание людей на стенд с изображением машин, рассматриваем его.

Посмотрите это грузовые и легковые машины. Почему машина называется грузовой? (потому что она перевозит грузы).

Мощный транспорт - грузовик

Тяжести возить привык

Для чего машине кузов?

Чтобы в нем возили грузы?

Какие грузы перевозят на грузовой машине? (кирпичи, песок, бревна, доски) Что есть у грузовой машины? (У грузовой машины есть: кабина, кузов, окна, колеса, фары). А теперь посмотрите на легковую машину, почему она так называется? (Она меньше по размеру) Кого перевозят на легковой машине? (людей) Как еще можно сказать? (пассажиров) Что есть у легковой машины? (корпус, окна, фары, колеса).

Обобщаю ответы детей. Грузовые машины большие и мощные, у них есть кузов, в кузове перевозят тяжелые грузы. А в легковых машинах есть салон, в них ездят люди.

А кто управляет машинами? (шофер) Как еще можно назвать шофера? (водитель). Предлагаю детям послушать отрывок из стихотворения Эдди Огницвет «Кто начинает день?»

Шофер не любит дома спать,

Чуть свет встает шофер.

К своей машине он спешит

Чтоб завести мотор...

Как вы думаете, зачем шоферу нужно рано вставать? (Подготовить к поездке, работе, заправить ее, завести мотор).

Где ночуют машины? (в гараже) Как вы считаете труд шофера трудный или легкий? Почему? (труд шофера трудный, т.к. он рано встает, должен быть внимательным на дороге, чтобы не сбить пешеходов...) Для чего нужны бензоколонки? Какие инструменты нужны шоферу в дороге для ремонта? (отвертка, гаечный ключ, молоток...). Я предлагаю всем вам стать шоферами и поиграть в игру «Подбери инструменты для шофера» (мы будем отбирать инструменты, которые не нужны для работы шоферу).

Молодцы, вы теперь знаете чем шофер чинит машину, справились с заданием. У вас на столах лежат машины, которые тоже нуждаются в ремонте. Предлагаю детям перевернуть альбомные листочки подумать, каких частей не хватает и дорисовать их карандашом (колеса, окна).

Молодцы, вы справились с заданием, а теперь я предлагаю вам встать и поиграть в игру «Автомобили» (играем 2-3 раза).

Дети возвращаются на свои места. Звучит фонограмма.

Вы слышите наши машины разговаривают, хотите послушать сказку?

Однажды на дороге встретились три машины, вот какие (показываю машины, стоящие на столе ) пожарная, грузовая, легковая. Все они очень спешили и ни как не могли уступить друг другу дорогу.

Пожалуйста, пропустите меня, - кричала грузовая машина, - я тороплюсь на стройку, везу кирпичи.

Нет сначала меня, - кричала пожарная машина, - ведь я спешу потушить пожар.

Нет, нет, пропустите меня, - проговорила легковая машина, -я везу людей, мы опаздываем на железнодорожный вокзал.

Ребята давайте им поможем. Как вы думаете, какая из машин поедет первой по дороге? (пожарная) А второй? (легковая) и последней? (грузовая)

А почему?

Заключение: мы сегодня с вами познакомились с трудом шофера. Много интересного узнали. Труд шофера труден, но очень важен и нужен людям, а так же мы узнали, что есть машины легковые и грузовые. Они перевозят разные грузы и людей. Люди не смогут жить без машин. Они их главные помощники.

Все ребята были активными на занятии, правильно выполняли задания. На этом занятие окончено.